Дедков С. С. «Хоккей с шайбой»

         Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр» с. Чугуевка  Чугуевского  района  Приморского края

 

 

Рассмотрено на                                                                       Утверждена приказом

заседании методического                                                     директора МБОУ ДОД ДЮЦ

объединения                                                                             ____________Олейник А.В.

протокол №_1___от 25.08. 2015____                                  приказ №______от_________

 

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

« Хоккей с шайбой»

 

                                                           Возраст  детей — 6– 18 лет

 

 

Педагог дополнительного образования

Дедков Сергей Сергеевич

Срок реализации программы- 8  лет

 

Чугуевка

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

    Пояснительная записка……………………………………………………….. 3

1.Организационные основы подготовки хоккеистов……………………………3

1.1 Этапы, цель, задачи, принципы многолетней спортивной подготовки.

1.2  Комплектование учебных групп, организация  работы отделения по хоккею………………………………………………………………………………4

1.3 Режим учебно-тренировочной работы……………………………………..4

  1. Организационно-методические указания……………………………………..5

2.1. Учебный годовой план отделения по хоккею…………………………..   5

3.Программный материал по этапам подготовки……………………………….6

3.1 Планирование и содержание занятий в группах начальной подготовки………………………………………………………………….6

3.2. Задачи этапов начальной подготовки………………………………. 6

  1. Практическая подготовка на этапе начальной подготовки 1года обучения.

4.1. Общая физическая подготовка………………………………………..7

4.2 Специализированная подготовка………………………………………8

4.3 Техническая подготовка………………………………………………..8

4.4. Тактическая подготовка………………………………………………..9

  1. Практическая подготовка на этапе начальной подготовки 2года обучения….9

5.1 Общая физическая подготовка………………………………………. ….9

5.2 Специализированная подготовка……………………………………….10

5.3. Техническая подготовка……………………………………………..…11

5.4. Тактическая подготовка…………………………………………………11

  1. Учебный план для учебно-тренировочных групп 1-3года обучения……….12

6.1 Задачи учебно-тренировочных групп 1-3года обучения………………12

6.2. Теоретическая подготовка………………………………………… …..12

6.3. Практическая подготовка……………………………………………….13

6.4. Общая физическая подготовка………………………………………….13

6.5. Специально-физическая подготовка……………………………………14

6.6 Техническая подготовка…………………………………………………15

6.7 Тактическая подготовка………………………………………………….17

  1. Планирование и содержание в учебно-тренировочных группах 4-5года обучения…………………………………………………………………………….18

7.1 Теоретическая подготовка………………………………………………18

7.2 Практическая подготовка……………………………………………….18

7.3. Общая физическая подготовка………………………………………….19

7.4. Специально физическая подготовка……………………………………19

7.5. Техническая подготовка…………………………………………………19

7.6. Тактическая подготовка…………………………………………………19

7.7. Подготовка вратаря…………………………………………………….. 19

  1. Планирование с учетом периодизации спортивной тренировки…………… .20

8.1 Подготовительный период……………………………………………… .20

8.2 Соревновательный период………………………………………………. 21

  1. Отбор и комплектование учебно-тренировочных групп……………………. ..21
  2. Воспитательная работа…………………………………………………………22
  3. Литература………………………………………………………………………23 Приложение…………………….……………………………………………………25

 

Пояснительная записка

  1. Организационные основы подготовки хоккеистов в МБУ ДО ДЮЦ

Современный уровень спортивных достижений требует организации целенаправленной многолетней подготовки хоккеистов, отбора одаренных детей, способных пополнять ряды ведущих спортсменов, поиска все более эффективных средств и методов учебно — тренировочной работы.

        Задачи подготовки юных хоккеистов

реализация образовательной программы по подготовке спортивного резерва  хоккеистов и обеспечение мероприятий по их выполнению

участие юных хоккеистов в краевых, зональных и первенствах России по хоккею с шайбой

разработка и утверждение учебных планов, реализующих программы подготовки учащихся на всех этапах обучения и контроль  их выполнения

методическое и медицинское обеспечение отбора  и подготовки спортсменов высокого класса по хоккею.

1.1 Этапы, цель, задачи, принципы многолетней спортивной подготовки

      В системе подготовки как юных,  так и квалифицированных хоккеистов  основополагающим является взаимосвязь процессов тренировки, соревнований и восстановления.

Успешная реализация основных методических положений подготовки спортивных резервов включает в себя три этапа многолетней подготовки:

1-й этап – набор в группы начальной подготовки (6 – 9 лет).

Задачи этапа: -выявление одаренных и способных к хоккею детей;

— укрепление здоровья и содействие  правильному физическому развитию, разностороння двигательная активность, в процессе которой развиваются основные физические качества;

— обучение основам техники и  тактики хоккея

— привитие дисциплины, организованности, устойчивого интереса к занятиям хоккея, навыкам гигиены и самоконтроля.

2-й этап – специализация. Имеют два периода – начальной специализации (10-12лет) и углубленной (13-14лет).

Задачи  периода начальной специализации:

— всесторонняя физическая подготовленность;

— развитие специальных физических качеств,

— освоение техники и основ групповой тактики хоккея,

— освоение игровой деятельности;

— воспитание волевых качеств – смелости и решительности, умения заниматься самоподготовкой.

Задачи периода углубленной специализации;

— развитие специальных двигательных качеств на базе повышения общей физической  и функциональной подготовленности

— формирование устойчивого двигательного навыка

при освоении технико – тактических приемов хоккея;

—  освоение нескольких тактических систем игры в атаке и обороне

3-й этап  — совершенствование (15-18 лет) – рост спортивного мастерства

Задачи третьего этапа:

— укрепление здоровья на основе достижения высокого уровня общей и специальной физической подготовленности;

— дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности;

— достижение уровня мастерства, обеспечивающего стабильность спортивных результатов;

—  овладение знаниями ,умениями и навыками управлять  развитием своей  спортивной формы в годичном цикле

— перевод  выпускников в специализированные спортивные учреждения для формирования состава команд квалифицированных хоккеистов.

 

  • 2. Комплектование учебных групп, организация работы отделения по хоккею

В группы начальной подготовки набираются дети в возрасте 6-8 лет, допущенные к занятиям врачом и сдавшие приемные испытания.

Поступающие должны предоставить заявление от родителей на имя директора ДЮЦ с просьбой о зачислении мальчика в школу на отделение хоккея, медицинскую справку, разрешающую заниматься спортом и копии документов с персональными данными о ребенке, договор о совместном сотрудничестве ДЮЦ с родителями.

Шестилетние также могут быть зачислены в спортивно-оздоровительные группы или группы ОФП.

Учебно-тренировочные группы формируются из числа учащихся, прошедших обучение в группах начальной подготовки не менее двух лет (допускаются в учебную группу дети, успешно сдавшие контрольные нормативы соответственно возрасту данного кандидата)

Зачисление юных хоккеистов на очередной год обучения и  следующий этап подготовки производится при улучшении ими результатов выступления ими на соревнованиях, тестирования по общей, специальной  физической и технической подготовленности и выполнении требований  к уровню их спортивного мастерства по этапам подготовки.

Одним из условий эффективности функционирования системы подготовки хоккеистов высокой квалификации является своевременный отбор наиболее талантливых спортсменов.

 

Режим учебно-тренировочной работы и минимальная наполняемость групп соответствует требованиям, утвержденным Уставом ДЮЦ.

                                                                                             

СОГ (ОФП)-4часа 6-18 15 4
СОГ (ОФП)-6часов 6-18 15 6

 

 

год обучения группа

возраст

(лет)

минимальная наполняемость групп

недельная

учебно-тренировочная нагрузка (час)

требования по спортивной подготовленности на конец года
1-й НП 6-8 15 6
2-й НП 8-10 15 8
3-й УТГ-1 10-11 14 10 3юн. р.
4-й УТГ-2 11-12 14 12 3юн.-2юн. р.
5-й УТГ-3 12-13 12 14 2юн.-1юн.р.
6-й УТГ-4 14-15 10 16 1юн.-3 р.
7-й УТГ-5 15-16 8 18 3-2р.
8-й ГСС 15-18 8 18 2-1р.

 

Учебный год на отделении хоккея начинается 1сентября.

Учебно-тренировочный процесс проводится круглогодично в соответствии с установленными режимами (таблица 1), годовым учебным планом и программой отделения по хоккею.

Учебный план рассчитан на 46 недель учебно-тренировочных занятий, в условиях Центра и  спортивно-оздоровительного лагеря.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются:

  1. Учебно-тренировочные занятия, работа по индивидуальным планам
  2. Медико – восстановительные мероприятия
  3. Педагогические тестирования
  4. Участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах
  5. Судейская практика
  6. Групповые учебно-тренировочные занятия
  7. Спортивно-оздоровительные лагеря.

 

Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должен превышать 2-х академических часов, в учебно-тренировочных группах – 3х, группах спортивного совершенствования  и спортивного мастерства -4х часов.

Для 10-11летних хоккеистов игровая соревновательная нагрузка планируется из расчета 2 часа (3периода по 15 мин. с перерывами и разминкой), для остальных групп, начиная с 12 – летних, нагрузка на игры планируется из расчета 3 академических часа.

 

  1. Организационно-методические указания

Для подготовки единой успешной команды тренеру необходимо воспитывать спортивный характер у своих подопечных, уважение, понимание, взаимное доверие и терпение.

К игрокам следует предъявлять объективные, реальные и выполнимые требования. Каждая тренировка должна быть подготовлена и являться ступенью к общей ежедневной и перспективной цели. Детский наставник осуществляет принцип индивидуального подхода к хоккеистам, а для этого нужно стремиться лучше знать личные качества и возможности юных спортсменов.

Основной формой организации занятий с юными хоккеистами является занятие с четко выраженными частями, а основным методом проведения тренировки – игровой.

 

Учебный годовой план отделения по хоккею с шайбой

 

средства ГНП-1 ГНП-2 УТГ-1 УТГ-2 УТГ-3 УТГ-4 УТГ-5 ГСС
Теоретическая подготовка 6 19 20 20 23 27 30 30
Общая  физическая  подготовка 62 75 128 140 140 154 160 160
Специально -физическая подготовка 51 57 70 98 115 128 150 150
Техническая подготовка 56 93 95 114 129 136 140 140
Тактическая подготовка 56 56 67 90 115 138 130 130
Восстановительные мероприятия 4             6 18 20 20 30 44 44
Игровая  подготовка 33 54 54 62 70 90 140 140
Углублённое медицинское обследование 4 4 4 4 4 4 4 4
Инструкторская и судейская практика 24 25 26 26
Контрольно-переводные нормативы 4 4 4 4 4 4 4 4
Итого  часов: 276 368 460 552 644 736 828 828

 

  1. Программный материал по видам подготовки

3.1 Планирование и содержание занятий в группах начальной подготовки.

Для групп начальной подготовки периодизация учебного процесса носит условный характер, он планируется как сплошной подготовительный период.

Начальный этап подготовки хоккеистов закладывается на основе разносторонней физической подготовленности, высокой координации движений, большого разнообразия двигательных навыков. Создается база для дальнейшего роста мастерства юного хоккеиста.

Задачи этапа начальной подготовки

— укрепление здоровья

-всестороннее физическое развитие. С акцентом на развитие быстроты реакции, ловкости,

— координационных способностей

-овладение двигательными умениями и навыками

— обучение основам техники передвижения на коньках и владения клюшкой и шайбой

— ознакомление с основами индивидуальной тактики игры в хоккей

-воспитание трудолюбия, коллективизма. Культуры поведения

— приобретение элементарных теоретических знаний по избранной специализации.

 

План – график распределения учебной нагрузки для групп

 начальной подготовки

 

Теоретическая подготовка

3.2. Содержание теоретической подготовки

Разделы подготовки 1-й год обучения 2-й год обучения
Тема Месяц проведения часы Месяц проведения часы
Места занятий, оборудование и инвентарь сентябрь 1 сентябрь 1
Физическая культура и спорт в стране октябрь 1 октябрь 1
Развитие хоккея в стране и  мире ноябрь 1 ноябрь 1
Краткие сведения о строении и функциях организма человека декабрь 1 декабрь 1
Гигиена,закаливание. Режим питания хоккеистов январь 1 январь 1
Физическая подготовка хоккеистов февраль 1 февраль 1
Основы техники хоккея март 1
Основы тактики хоккеистов апрель 1

 

              Практическая подготовка на этапе начальной подготовки

                                             1-го года обучения

 

Разделы подготовки

Общая физическая подготовка

 

Тема средства Методические указания
Общая силовая подготовка Упражнения с набивными мячами

а)повторных усилий

б)вариативный метод

в)динамических усилий

 

Развитие скоростных качеств

Старты

Бег по дистанции

Тормозные движения

Выполнение технических приемов

Переключение от одного действия к другому

Игровой метод

Соревновательный

повторный

Вариативный (чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных, облегченных и обычных условиях)

Развитие ловкости

Разнонаправленные движения рук и ног

Опорные и безопорные прыжки с мостика, трамплина

Упражнения со скакалкой

Игры и эстафеты с элементами акробатики

Игры

 

акробатика

Развитие выносливости

Анаэробная (специальная, скоростно-силовая, силовая)

Аэробная

(общая выносливость)

Эстафеты, подвижные и спортивные игры Повторный метод
Специализированная подготовка

Специально-подготовительные упражнения

 

Иммитация бега на коньках, броска шайбы, ведение шайбы на асфальте, бетоне. фанерном листе упражнения, модифицированные спортивные игры

(баскетбол,

.футбол)

Подвижные игры

Сюжетные игры, на технику

Эти упражнения применяются после того как дети освоят структуру двигательных действий

 

 

 

 

 

 

 

Подвижные игры

проводить в течение всего

года в парк,е в лесу, спортивном зале, хоккейной коробке.

7-8лет- игры сюжетные связанные с перебежками и прыжками.

 

Техническая подготовка

 

 

Многократное выполнение отдельных фаз и приема в целом в упрощенных условиях

Ведение клюшкой шайбы, броски и удары. Передачи, прием и остановка шайбы, обводка, финты и отбор шайбы

1)перемещение шайбы, стоя на месте, вперед-назад, влево, вправо.

2)плавное ведение шайбы с переносом клюшки через шайбу в разных направлениях, стоя на месте

3) То же с перемещением хоккеиста

4)короткое ведение шайбы с изменением ритма движения, стоя на месте

5) То же с продвижением хоккеиста по площадке в различных направлениях

Создание представления у занимающихся об изучаемом техническом приеме и об овладении его структурой

6 лет – обучение с помощью подсобных средств типа каталок, перевернутых табуреток. Начинать обучение без клюшек. Их применять можно после 3-х месяцев обучения. Изучение ведения шайбы можно на начальном этапе вне льда в определенной последовательности

Вводятся подвижные игры на льду с клюшками.

На этапе первоначального освоения технических элементов наглядность в обучении играет первостепенную роль

Техника вратаря

 

ОФП

 

Специализированная подготовка

Специальная подготовка

Общая физическая подготовка включает развитие первоочередных физических качеств: ловкость, гибкость быстрота, Проводится вне льда на общекомандных занятиях по единому плану для всех игроков команды
Тактическая подготовка
 

8-9лет тактическая подготовка включает изучение индивидуальных и групповых взаимодействий в нападении и защите через подвижные игры и игровые упражнения как вне льда, так и на льду

 

Обучение тактическим действиям целесообразно проводить в следующей последовательности:

1)Индивидуальные действия:

-игра в нападении;

-игра в защите

2) Групповые взаимодействия: начальное ознакомление(игра в нападении)

— передачи шайбы в парах, в тройках на месте и в движении, без смены и со сменой мест

Тактическая подготовка вратаря Последовательное обучение правильному и своевременному выбору места в воротах при бросках и ударах с различных позиций,  

 

Практическая подготовка на этапе начальной подготовки

                                             2-го года обучения

 

Разделы подготовки                                       Общая физическая подготовка
Тема средства Методические указания
Общая силовая подготовка Упражнения с набивными мячами

а)повторных усилий

б)вариативный метод

в)динамических усилий

 

Развитие скоростных качеств

Старты

Бег по дистанции

Тормозные движения

Выполнение технических приемов

Переключение от одного действия к другому

 

Игровой метод

Соревновательный

повторный

Вариативный (чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных, облегченных и обычных условиях)

Развитие ловкости

Разнонаправленные движения рук и ног

Опорные и безопорные прыжки с мостика, трамплина

Упражнения со скакалкой

Игры и эстафеты с элементами акробатики

Игры

 

акробатика

Развитие выносливости

Анаэробная (специальная, скоростно-силовая, силовая)

Аэробная

(общая выносливость)

Эстафеты, подвижные и спортивные игры Повторный метод

 

Специализированная физическая подготовка

 

Специально-подготовительные упражнения

 

Специально-подготовительные упражнения

Иммитационные силовые упражнения, имитация бега на коньках с различными отягощениями, упражнения на специальных тренажерных устройствах для мышц рук, ног. Толчковые движения плечом, грудью, задней частью бедра модифицированные спортивные игры

(баскетбол, гандбол

.футбол)

 

 

 

 

Подвижные игры, связанные с противодействием игрока другому, одной команды другой проводить по хоккейным правилам в режиме соревновательной деятельности

9-10лет – более сложные игры в координационном отношении,

длительнее по времени

Отрабатывать

толчковые движения в подвесные мешки, чучела

Подвижные игры

проводить в течение всего

года в парке в лесу, спортивном зале, хоккейной

 

Техническая подготовка

 Техника полевого игрока

техника передвижения на коньках,

 

 

 

 

Техника владения клюшкой и шайбой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника силовых единоборств

 

Специализированная физическая подготовка проводится с акцентом на вратарскую специфику и отдельное занятие для вратарей (индивидуальное, самостоятельное, групповое)

 

 

 

 

Направлена на развитие качеств и навыков,  необходимых для овладения основными приемами техники игры и  и их закрепления

Объем и интенсивность тренировочных занятий  должны быть значительно меньшими, чем у подростков и юношей, в связи с тем, что детский организм не готов к большим нагрузкам

 

Упражнения должны быть приближены к игровой деятельности вратаря, чтобы способствовать развитию специальной силы, ловкости и гибкости. Реакции и быстроты действий, специальной выносливости детский организм не готов к большим нагрузкам

Тактическая подготовка

 

 

1)Индивидуальные действия:

-игра в нападении;

-игра в защите

2) Групповые взаимодействия: начальное ознакомление(игра в нападении)

— передачи шайбы в парах, в тройках на месте и в движении, без смены и со сменой мест

— при игре в защите – умение подстраховывать партнера, переключаться, взаимодействие двух игроков против двух, трех нападающих.

Подготовка юных хоккеистов должна быть направлена на всесторонне развитие игрока, чтобы он умел играть в любом качестве: центральным нападающим, крайним нападающим и в защите.
Тактическая подготовка вратаря Тактическая подготовка заключается в обучении ориентированию  во вратарской площадке; в обучении умению концентрировать внимание на игроке, угрожающем воротам; в развитии игрового мышления в спортивных и подвижных играх.  

 

 

 

 

              Практическая подготовка в учебно-тренировочных группах

 

Задачи учебно-тренировочных группы 1-3

 года обучения

 

— дальнейшее повышение уровня всестороннего развития

— совершенствование основных физических и морально-волевых качеств

— обучение и закрепление техники хоккея, обучение основам групповой тактики игры

— освоение игровой деятельности

— выполнение 3-го юношеского разряда

— овладение простейшими теоретическими знаниями по методике хоккея и правилам игры

 

Учебный план для учебно-тренировочной группы 1-3 — го года обучения

Теоретическая подготовка

Тема 1-й год обучения 2-й год обучения 3-й год обучения
Разделы подготовки Месяц проведения часы Месяц проведения часы Месяц проведения часы
Современное состояние хоккея в мире и стране сентябрь 1 сентябрь 1 сентябрь 1
Общая физическая подготовка октябрь 1 октябрь 1 октябрь 1
Специальная физическая подготовка ноябрь 1 ноябрь 1 ноябрь 1
Техническая подготовка декабрь 1 декабрь 1 декабрь 1
Тактическая подготовка январь 1 январь 1 январь 1
Морально-волевая подготовка хоккеиста январь 1 январь 1 январь 1
Правила хоккея, изменения и дополнения февраль 1 февраль 1 февраль 1
Установка перед играми и разбор проведенных игр март 1 март 1 март 1
Спортивный массаж и самомассаж апрель 1 апрель 1 апрель 1
Врачебно-педагогический контроль май 1 май 1 май 1
Краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки     июнь 1 июнь 2
Просмотр видеозаписей, учебных фильмов, игр команд квалифицированных хоккеистов     июнь 1 июнь 2

 

Практическая подготовка

 

 

 

Тема 1-й год обучения 2-й год обучения 3-й год обучения
Разделы подготовки Средства подготовки Методические указания Средства подготовки Методические указания Средства подготовки Методические указания
Общая физическая подготовка

Обучение специализированным комбинациям и двигательным навыкам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие ловкости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие скоростных качеств

Упражнения для укрепления мышц. костно- связочного аппарата и улучшения подвижности в суставах

Упражнения для направленного развития физических качеств

Координационно сложные упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторный метод

Вариативный метод

При обучении новым движениям и приемам особое внимание  надо уделять правильному и образному показу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сложность относительная , соответствующая уровню развития координационных способностей на данном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

Игровой, и соревновательный метод

Упражнения  для укрепления мышечных групп (живота, спины, косых мышц туловища, приводящих мышц ног

Упражнения с акцентом на быстроту и точность выполнения

 

 

 

 

 

 

Повторный метод

Вариативный метод

При составлении комплекса общеразвивающих упражнений необходимо чередовать упражнения для мышц рук с упражнениями для мышц ног, мышц брюшного пресса

 

Необходимо постоянно контролировать готовность и возможность своих подопечных перейти к более сложным упражнениям

Игровой, и соревновательный метод

Упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости, на улучшение координационных способностей

 

Упражнения, развивающие способность быстро переключать внимание и ответные действия в соответствии с изменившейся ситуацией

Повторный метод

Вариативный метод

Планировать прохождение разделов программы, сообразуясь с конкретными задачами подготовки, уровнем подготовленности учащихся  и уровнем их физического развития.

 

Степень трудности выполняемых заданий необходимо постоянно наращивать ( на базе закрепленных навыков)

 

Игровой, и соревновательный метод

Специально физическая подготовка
Специально-подготовительные упражнения

Имитационные силовые упражнения

Упражнения на развитие силы

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств

Упражнения не должны утомлять

Продолжительность занятий с отягощениями не более 10-12мин. 2 раза в неделю

Концентрированные воздействия на основные мышечные группы: вращательные  движения кистями. Конькобежный шаг без отягощений и с отягощением Наибольший эффект дает применение комплексного подхода (круговая тренировка), когда несколько упражнений последовательно выполняется по кругу. Модифицированные к хоккею игры(баскетбол, футбол, гандбол) Эффективноигровая форма тренировки, которая включает использование различных подвижных игр для повышения мощности сокращения мышечного аппарата при снижении энергозатрат в процессе выполнения любого движения хоккеистом.
Техническая подготовка

Техника передвижения на коньках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника владения клюшкой и шайбой Ведение шайбы

 

 

 

 

Броски шайбы

Прием шайбы

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучение техническим приемам овладения шайбой при введении её в игру

 

Обманные движения (финты)

 

 

 

 

 

 

 

 Силовые единоборства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника игры вратаря  

Бег спиной на коньках, торможение, повороты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Короткое ведение лицом и спиной вперед и т. д.

 

 

 

«Длинный» бросок с удобной и неудобной стороны

 

 

 

 

Отработка вбрасывания и и быстроту одиночного движения, способа выигрывания шайбы

 

 

Отработка «ложного броска»»остановка-ускорение»

 

 

 

Обучение общепринятым силовым приемам

 

 

 

 

 

 

 

 

Овладение техническими приемами

 Повторить ранее изученный материал

Продолжить  совершенствование конькобежной подготовленности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствовать ранее пройденное ведение шайбы

 

 

 

 

 

 

Совершенствовать ранее изученных способов бросков

 

 

 

 

 

 

 

 

Отрабатывать быстроту одиночного движения, быстроту реагирования на движущийся объект,  реакции

 

 

Повторный метод отработки движения игрока с изменением скорости и направления

Обучение производить в парах сначала

 

Силовые приемы необходимо отрабатывать целенаправленно, по элементам. Обучение происходит в парах: один атакует, другой встречает его силовым приемом

Знакомство с тактикой игры после овладения техническими приемами

Старты из разных исходных положений

С последующим ускорением в противоположном направлена

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение шайбы поочередно клюшкой и коньками. закрывание шайбы корпусом и ногами от противника

Изучение техники кистевого броска. Добивание отскочившей от вратаря шайбы

Отработка индивидуальных и коллективных действий в момент вбрасывания

 

Закрепление и совершенствование финта «игра на паузе», «клюшка-конек-клюшка»

Отработка силовых приемов в замедленном темпе, затем увеличивают скорость выполнения приема

 

Изучение и закрепление основ

Повторить ранее изученный материал

Продолжить  совершенствование конькобежной подготовленности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствовать ранее пройденное ведение шайбы

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствовать ранее изученных способов бросков, изучение новых способов бросков

 

 

 

 

 

Отрабатывать быстроту выбора, знание игры соперника

 

 

 

 

 

Повторный метод при закреплении финтов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При обучении тактике вначале идет освоение тактических основ, затем изучение и закрепление тактических действий

Прыжки на коньках в длину и через препятствия.

 Выпады в движении, приседания на одно, два колена с поворотом, падения на два колена с поворотами на 90-180-360градусов

Ведение шайбы с подпускание под клюшку соперника, то же , но без зрительного контроля

Обучение технике броска подкидкой

 

 

 

 

 

 

 

Изучение сочетаний технических приемов

 

 

 

 

Ведение с обыгрыванием, обеганием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Освоив силовые приемы на уровне постепенного увеличения скорости, практикуются в единоборствах

 

 

Совершенствование тактической подготовленности: ориентация в сложных игровых ситуациях, предвидение их развития, способность вратаря к творческой инициативе

Усложнять по мере усвоения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствовать ранее пройденное ведение шайбы

 

 

 

 

 

Совершенствовать способы бросков

 

 

 

 

 

 

 

Отрабатывать сочетание технических приемов различными способами

 

Совершенствование финтов «на передачу», «на ведение», «на перемещение»

Совершенствовать в единоборствах и игровых ситуациях

 

 

 

 

 

 

 

Доведение до автоматизма технических умений и навыков вратаря,создание базы тактического мастерства

Тактическая подготовка

Индивидуальные тактические действия и групповые взаимодействия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Атакующие действия

Тактика обороны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тактика игры вратаря

Совершенствование ранее изученных тактических действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подстраховка и помощь партнеру в опеке и при численномпревосходстве соперника

 

 

 

 

 

 

 

Обучение тактическим действиям при отскоке шайбы от вратаря

Усложнять обстановку более активным противником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отработка групповых и командных действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование выбора места в воротах при атаке броском, «ударом»

Отрыв от «опекуна» для получения шайбы;

Передача шайбы на свободное место и на клюшку партнера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расстановка и обязанности игроков при зонной и личной защите

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование выбора места при комбинационном действии противника

Создание и моделирование игровых ситуаций для отрабатывания их со своими хоккеистами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение тактических вариантов при вбрасывании использование индивидуальных и групповых взаимодействий

 

 

 

 

 

 

 

Обучение умению определять момент и направление завершения атаки

Вход в зону соперника индивидуальным проходом; умение выбрать, своевременно и целесообразно применить тот или иной прием в зависимости от игровой ситуации

 

 

 

Спаренный отбор, взаимодействие двух игроков против двух или трех нападающих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дальнейшее развитие игрового мышления

Использование подготовительных игр с закреплением игровых  тактических навыков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствование ранее изученных тактических действий

 

 

 

 

 

 

 

Обучение, развитие игрового мышления производить в спортивных  и подвижных играх

 

 

Планирование и содержание в учебно-тренировочных группах

 4-5года обучения

 

Задачи учебно-тренировочных групп углубленной специализации

— дальнейшее повышение уровня всестороннего физического развития, совершенствование основных физических и психических качеств

— правильное выполнение технических приемов, в том числе в усложненных условиях. те. Формирование двигательного умения

— обучение основам командной тактики и совершенствование индивидуальной и групповой тактики

— выполнение 3-го и 2-го спортивного разряда

— овладение теоретическими знаниями по методике хоккея и правилам игр- получение звания судьи по спорту (хоккею) ?

Теоретическая подготовка

Разделы подготовки 4-й год обучения 5-й год обучения
Тема Месяц проведения часы Месяц проведения часы
Современное состояние хоккея в мире и стране сентябрь 2 сентябрь 2
Тактическая подготовка октябрь 2 октябрь 2
Правила хоккея, изменения и дополнения ноябрь 2 ноябрь 2
Психологическая подготовка декабрь 2 декабрь 2
Гигиена, ,закаливание. Режим питания хоккеистов январь 2 январь 2
Восстановительные мероприятия хоккеистов февраль 1 февраль 2
Физиологические основы спортивной тренировки март 1 март 2
Основы \методики обучения и тренировки апрель 1 апрель 2
Разбор проведенных игр. Метод проб и ошибок май 1 май 1
Просмотр видеозаписей проведенных игр июнь 2 июнь 1

 

Практическая подготовка

 

На этапе углубленной специализации постепенно увеличивается как объем, так и интенсивность тренировочных средств по сравнению с этапом начальной подготовки. Повышение интенсивности занятий осуществляется за счет увеличения объема специальных упражнений на льду и количества игр.

В физической подготовке подростков помимо развития быстроты, ловкости и гибкости необходимо уделять внимание развитию силы, а позднее и выносливости.

 

 

Разделы подготовки 4-й год обучения 5-й год обучения
Тема средства Методические указания средства Методические указания
Общая физическая подготовка
Силовая подготовка Упражнения со штангой, с набивными мячами, челночный бег вверх по лестнице Проводится на протяжении всего подготовительного периода Упражнения со штангой, с набивными мячами, челночный бег вверх по лестнице, бег на коньках с отягощением Проводится на протяжении всего подготовительного периода
Ловкость и гибкость Преодоление полосы препятствий Использовать в спортивных играх Сопротивление соперников Использовать в спортивных играх
Специальная физическая подготовка
Выносливость «Фартлек «на льду Используется переменный непрерывный метод (игра скоростей) Эстафеты с уменьшением интервала отдыха , увеличением повторений или дистанции Используется интервальный метод
Специальные упражнения на льду Направлены на одновременное развитие энергетических возможностей и совершенствование технической и технико-тактической  подготовленности (метод сопряженного воздействия)
Техническая подготовка
На этапе углубленной специализации используется  в основном технико-тактическая подготовка, в которой создаются условия, приближенные к игровым, соревновательным. Используются  три формы тренировки: фронтальная, групповая, идивидуальная. На этом этапе происходит совершенствование ранее изученных приемов. Повышение технической подготовленности осуществляется путем многократного повторения технических приемов в стандартных и изменяющихся условиях
Тактическая подготовка
Технико-тактическая подготовка хоккеистов строится на решении различных ситуаций, сложность которых постепенно увеличивается. Это позволяет совершенствовать хоккейное мастерство игроков и творческую способность использовать его в игре, а также умение быстро выбирать наилучший вариант действия. Тактическая подготовка включает в себя совершенствование индивидуальных и групповых действий, а также обучение командным взаимодействиям в нападении и защите

 

 

Подготовка вратаря

 

На этапе углубленной специализации целью подготовки вратаря является процесс формирования системы знаний, умений и навыков. Тренировочный процесс направлена достижение высоких спортивных результатов на основе совершенствования двигательных навыков и волевых качеств.

Физическая подготовка вратаря проводится согласно программе полевых игроков, но больше внимания уделяется развитию взрывной силы, стартовой быстроты, специальной выносливости, ловкости и гибкости. Технико-тактическая подготовка вратаря включает совершенствование индивидуальных тактических действий в усложненных условиях

 

Планирование занятий

Учебный план предусматривает проведение круглогодичных учебно-тренировочных занятий и строится в соответствии с требованиями периодизации спортивной тренировки.

 

Подготовительный период

 

Задачи этого периода для групп  учебно-тренировочных групп 4-5года обучения аналогичны задачам учебно-тренировочных групп 1-3 года обучения.

На общеподготовительном этапе динамика тренировочных нагрузок характеризуется постепенным увеличением объема и интенсивности с преимущественным ростом объема. К концу общеподготовительного этапа объем тренировочных нагрузок стабилизируется.

Основная задача специально-подготовительного этапа-  непосредственное становление спортивной формы с помощью средств специальной физической, технико-тактической, психологической, теоретической подготовки и контрольных матчей

Тренировочные нагрузки на специально – подготовительном этапе характеризуются сначала стабилизацией, затем снижением объема и ростом интенсивности.

Изменение интенсивности нагрузки происходит за счет повышения специально – подготовительных упражнений и двухсторонних тренировочных и контрольных игр.

 

Соревновательный период

В  соревновательном периоде наряду с ближайшими задачами (непосредственная подготовка к матчам и успешное выступление в них) должны решаться и перспективные задачи:

— Изучение, закрепление, совершенствование разнообразных технических приемов.

— Овладение различными тактическими вариантами ведения игры, приобретения опыта

— Дальнейшее повышение уровня  физической подготовленности

— Совершенствование психической направленности.

— Совершенствование специальных знаний, связанных с участием в соревнованиях

Важнейшим средством всей подготовки являются двухсторонние игры и игровые упражнения, моделирующие различные игровые ситуации.

В специальной психологической подготовке хоккеистов особое значение имеет непосредственная настройка на предстоящие матчи. Мобилизация физических сил на их высшие проявления, а также регуляция эмоциональных и волевых состояний в процессе игры.

Теоретическая подготовка направлена в этот период на изучение особенностей соревнований, а также на расширение знаний. Умений, способствующих успешному выступлению в соревнованиях.

 

Отбор и комплектование учебно-тренировочных групп

 

Ведущую роль на этапе начальной специализации выполняют показатели общей и специальной физической подготовленности, физического развития и тех качеств, характер которых определяет успех в двигательной деятельности, т.е. степень и темпы развития быстроты, ловкости, силы и скоростно-силовых качеств.

Основой отбора  и контроля подготовленности юных хоккеистов являются контрольные испытания(тесты).

Перевод  в учебно – тренировочные группы из групп начальной подготовки и из одной учебно-тренировочной в другую на основании комплексной оценки выполнения нормативных требований.

Для перевода необходимо:

  1. Выполнять контрольные нормативы по физической и специальной подготовке
  2. Выполнение спортивных разрядов
  3. Знать программный теоретический материал

 

 

                                         Воспитательная  работа

Для улучшения работы по идейному и нравственному воспитанию хоккеистов следует предусмотреть ряд мероприятий. К их числу относятся систематические беседы на темы воспитания, лекции, рассказы о жизни замечательных людей, проведение праздников, турниров с приглашением членов сборных команд, посещение музеев, воспитание бережного отношения к спортивному оборудованию.

Влияние коллектива на формирование личности многообразно. Коллектив приучает спортсменов к дисциплине, труду, уважения к старшим, тягу к повышению своего образовательного уровня.

Главными воспитательными факторами в этой работе должны быть:

— личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя

— четкая творческая организация тренировочной работы

— формирование и укрепление коллективизма

— правильное моральное стимулирование

— пример и товарищеская помощь более  умелых хоккеистов,  взаимовыручка.

 

 

                                                     Литература

  1. Букатин А.Ю. Калузганов В.М. Юный хоккеист – М.: Физкультура и спорт, 1986.
  2. Дерябин С.Е. Контроль за подготовкой юных хоккеистов – М.: Физкультура и спорт, 1981.
  3. Климин В.П. Колосков В.И. Управление подготовкой хоккеистов – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  4. Никонов Ю.В. Игра и подготовка юного вратаря – М.: Полымя,1999.
  5. Никонов Ю.В. Подготовка квалифицированных хоккеистов – Мн.: Аскар,2003г.
  6. Никонов Ю.В. Хоккей с шайбой. Программа для специализированных учебно-спортивных учреждений и училищ олимпийского резерва (2-еизд. исправленное и дополненное)., — Мн.: Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, 2006.
  7. Савин В.П. Теория и методика хоккея –М.: Академия 2003.
  8. Твист П.Хоккей. Теория и практика – М.: Астрель АСТ,2006.
  9. Третьяк В. мастерство вратаря М.: Мир,2003.

 

 

Контрольно — переводные  нормативы по общей физической и специальной подготовке

Хоккей с шайбой

Виды ГНП УТГ
1 2 Балл 1 2 3 4 5 балл
1. Бег 30м (сек). с высокого старта

6,0

6,2

6,4

6,6

6,8

5,5

5,7

5,9

6,1

6,3

5

4

3

2

1

5.3

5..5

5.7

5.9

6.1

5.0

5.2

5.4

5.6

5.8

4.5

4.7

4.9

5.1

5.3

4.3

4.5

4.7

4.9

5.1

4.2

4.4

4.6

4.8

5.0

5

4

3

2

1

2. Бег 60м (сек.) с высокого старта

11.0

11.2

11.4

11.6

11.8

10.8

11.0

11.2

11.4

11.6

5

4

3

2

1

10.6          108                 11.0                11.2                    11.4 10.4                                    10.6                           10.8                             11.0                             11.2 10.2                           10.4               10.6           10.8                                           11.0 9.8                 10.0                   10.2                    10.4                       10.6 9.5                        9.7                           9.9                      10.0                                           10.3

5

4

3

2

1

3. Бег 400м

1.16.0

1.16.5

1.17.0

1.17.5

1.18.0

1.14.0

1.14.5

1.15.0

1.15.5

1.16.0

1.12.0

1.12.5

1.13.0

1.13.5

1.14.0

1.10.0

1.10.5

1.11.0

1.11.5

1.12.0

1.08.0

1.08.5

1.09.0

1.09.5

1.10.0

5

4

3

2

1

4. Бег 30м с клюшкой в руках

6.2

6.4

6.6

6.8

7.0

5.8

6.0

6.2

6.4

6.6

1

2

3

4

5

5.6

5.8

6.0

6.2

6.4

5.5

5.7

5.9

6.1

6.3

5.3

5.5

5.7

5.9

6.1

5.2

5.4

5.6

5.8

6.0

4.7

4.9

5.1

5.3

5.5

5

4

3

2

1

5. Бег 5х30м

26.0

26.5

26.7

27.2

27.5

25.0

25.5

26.0

26.5

26.7

24.0

24.2

24.4

24.6

24.8

23.0

23.2

23.4

23.6

23.8

22.5

22.7

22.9

23.1

23.2

5

4

3

2

1

6. Прыжок в длину с места (см)

120

115

110

105

100

130

125

120

115

110

5

4

3

2

1

150

145

140

135

130

160

155

150

145

140

180

175

170

165

160

190

185

180

175

170

205

200

195

190

185

5

4

3

2

1

7.Подтягивание

на перекладине

3

2.5

2

1.5

1

4

3,5

3

2

1

5

4

3

2

1

 

5

4

3

2

1

6

5

4

3

2

7

6

5

4

3

10

9

8

7

6

12

11

10

9

8

5

4

3

2

1

8. Поднимание штанги на грудь

30кг

 

3

2

1

4

3

2

1

6

5

4

3

2

5

4

3

2

1

9. Приседание со штангой

30кг

8

7

6

5

4

10

9

8

7

6

12

11

10

9

8

13

12

11

10

9

16

15

14

13

12

5

4

3

2

1

10. Бег 1500м Без учета времени

6.30.0

6.35.0

6.40.0

6.45.0

  6.50.0

6.20.0

6.25.0

6.30.0

6.35.0

6.40.0

 

6.00.0

6.05.0

6.10.0

6.15.0

6.20.0

5.40.0

5.45.0

5.50.0

5.55.0

6.00.0

5.30.0

5.35.0

5.40.0

5.45.0

4.50.0

 

5

4

3

2

1