Дьяченко Т. П. География

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

 

 

 

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол № ____

от «___»___________20___г.

 

Утверждено

Приказом МБУ ДО ДЮЦ

с. Чугуевка от ____2017 года №

 

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

 

«Занимательная география»

Направленность: социально-педагогическая

 

 

 

Возраст учащихся: 9–15лет

Срок реализации:1 год // 144 часа

 

 

 

                                                                              Автор//разработчик:

 Дьяченко Тамара Петровна

 педагог дополнительного образования

 

 

 

  1. c. Чугуевка

2017

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ:

 

1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная география» (далее – Программа) реализуется в соответствии с социально-педагогической направленностью образования:

1.2. Актуальность программы состоит в том, современная география входит в число наук, изучающих связи в системе «человек – общество – природа». Знание этих связей в современной кризисной экологической ситуации приобретает особое значение. Главное, сформировать у учащихся объективную картину мира, в котором они живут и действуют. Изучение законов развития природы нашей планеты, сложнейших причинно-следственных связей и взаимозависимостей отдельных природных компонентов служит хорошей теоретической основой для понимания учащимися сути экологических проблем, специфики антропогенного воздействия на различные природные комплексы, способов организации рационального природопользования. Но география в настоящее время относится к числу непрестижных школьных предметов. Для исправления создавшейся ситуации разработана настоящая программа.

У обучающихся создаются условия для формирования и развития интереса:

— к географии и смежным наукам;

— умение самостоятельно приобретать и применять полученные знания;

— творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.

1.3. Отличительная особенность и новизна  программы заключается в том, что она имеет социально-педагогическую направленность. Формирование личности, формирование опыта проживания в социуме – это определяющие позиции социально-педагогической направленности. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы на современном этапе развития общества является одной из главных задач воспитания подрастающего поколения. Важные компоненты формирования личности – патриотическое воспитание и гражданское сознание.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни в условиях конкретной социокультурной среды. Базой формирования патриотизма являются чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле.

Воспитание активной жизненной позиции, которую обучающиеся приобретают в процессе реализации программы, является необходимым элементом их успешной социализации. Такой человек стремится к преобразованию и усовершенствованию окружающего мира, решению жизненно важных проблем

1.4. Педагогическая целесообразность программы. Гражданско-патриотическое воспитание подразумевает развитие высоких нравственных и моральных ценностей. В этом вопросе нельзя обойтись без знания истории своего рода, своей малой родины. Программа «Занимательная география» способствует развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, честность, неравнодушие и взаимопомощь;  собственных принципов – мировоззрения, убеждения, моральных норм.

В ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы у учащихся формируется стремление к общению, к дружбе, воспитываются ответственность и доброта, умение преодолевать трудности и оказывать помощь.

1.5. Цель программы – стимулирование интереса к географии, к астрономии (начальный уровень); расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных в школьном курсе географии (основной уровень); повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии.

1.6. Задачи. В процессе освоения программы решаются следующие задачи:

Обучающие:

По окончании срока реализации программы у учащихся начального уровня будут сформированы:

Знания:

-основные географические понятия и термины;

-географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

-географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли;

-различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;

связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

-специфику географического положения и административно-территориального устройства Приморского края и Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

-природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;

умения:

-выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

-приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации России, а также крупнейших регионов и стран мира;

 

Воспитательные:

  • совершенствовать нравственные основы культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.
  • воспитывать у детей бережное отношение к природе и историческому наследию родного края.
  • Воспитывать ответственность за слова, дела, поступки.
  • формировать гражданское самосознание юных приморцев.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес и мотивацию к творчеству.
  • развивать способности к аналитическому мышлению, навыки самостоятельной работы, умение проводить сравнительный анализ и обобщать.
  • выявлять одарённых учащихся, создавать условия для реализации и совершенствования их потенциала.

1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа: Учебный план программы разработан в двух вариантах: начальный уровень (9 – 11 лет); основной уровень (14 – 15) лет.

1.8. Формы занятий:

Форма занятий – групповая. Наполняемость группы – не более 15 человек (набор осуществляется без предварительного отбора, по желанию и интересу учащегося). На занятиях педагогом используется индивидуально-личностный подход.

 

 

  1. ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ:

 

2.1. Объем программы – 144 часа на весь период обучения по программе.

2.2. Срок реализации программы: — 1 год144 часа. Педагог вправе вносить изменения и дополнения в содержание программы (увеличивая или уменьшая количество часов на изучение той или иной темы, расширяя практическую составляющую программы) в зависимости от уровня подготовки учащихся, не нарушая при этом логики изучения материала и ориентируясь на цель и задачи программы.

2.3.Режим занятий2 раза в неделю по 2 академических часа.

 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 

3.1. Планируемые результаты.

 

Предметные результаты

В результате освоения программы, учащиеся будут знать/понимать:

— о месте Земли во вселенной, о том, как она устроена, о развитии астрономии, о современных космических телескопах и зондах(начальный уровень);

— о звездных скоплениях, туманностях, черных дырах, галактиках (начальный уровень);

— основные географические понятия и термины;

— различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

— результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

— географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;

— географическую зональность и поясность;

— географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

— специфику географического положения и административно- территориального устройства Приморского края (начальный уровень) и Российской Федерации (основной уровень); особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

— природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Уметь:

— определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

— выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

— описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

— объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

— составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

— приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

— находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

— анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

— представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— определения поясного времени;

— чтения карт различного содержания;

— решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.

Метапредметные результаты

Учащийся научится:

  • совместно с другими учениками или при помощи педагога формулировать цели;
  • совместно с другими учащимися или при помощи педагога анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • совместно с другими учащимися или при помощи педагога планировать пути достижения целей;
  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; совместно планировать общие способы работы;
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять сравнение, классификацию, при помощи педагога выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Учащийся получит возможность научиться:

  • устанавливать целевые приоритеты;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • строить монологическое контекстное высказывание на экономическую тему;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • основы гражданского поведения на принципах социальной ответственности;
  • образ социально-экономического устройства России; гражданский патриотизм, чувство гордости за свою страну;
  • признание системы моральных норм и ценностей и их иерархизация; готовность следовать моральным нормам.
  • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях.
  • готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

Учащийся получит возможность для формирования:

  • основ социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными, политическими и экономическими событиями;
  • потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
  • потребности в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
  • умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
  • готовности к выбору профильного образования.

 

3.2. Способы и формы поверки результатов.

Механизм оценки усвоения программы.

Уровень усвоения учащимися программы «Занимательная география» определяется соответствующими критериями с учётом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка.

Готовность к интервьюированию (публичному выступлению) предполагает:

— проведение тренировок-презентаций (одновременный рассказ и показ иллюстративного материала);

— подготовка тематических вопросов;

— изучение основ ораторского искусства и технологии публичных выступлений (постановка голоса, приобретение умения держаться перед публикой и аудиторией и т. д.).

Основные критерии оценки (для презентаций, рассказа):

— актуальность и полнота раскрытия темы,

— искренность, творческая индивидуальность;

— образность, эмоциональность, концентрация внимания;

— языковая точность и выразительность

 

II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

2.1.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(начальный уровень)

№ п/п Наименование Количество часов
Всего В том числе
Теория Практика
Введение. Цели и задачи кружка «Занимательная география». Инструктаж по технике безопасности. 2 2
1. Земля – планета Солнечной системы. 44 22 22  
1.1. Солнечная система. 20 10 10
1.2. Дальний космос 20 10 10
1.3. Наблюдения за звездами 4 2 2
2. План и карта. 26 12 14  
2.1 Ориентирование на местности. 8 4 4
2.2. Карта-язык географии. План местности. 8 4 4
2.3. Наш родной Приморский край. 8 4 4
Текущий контроль знаний 2 2
3. Материки, океаны, народы и страны 72 34 31  
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. 6 3 3
Население и численность населения Земли. Расы, этносы. 6 3 3
Материки и страны. 6 3 3
Африка. 8 4 4
Австралия. 6 3 3
Антарктида. 4 2 2
Южная Америка. 6 3 3
Северная Америка. 6 3 3
Евразия 12 6 6
Океаны Земли 8 4 4
Текущий контроль знаний 2 2
Итоговое занятие 2 2
Итого: 144 70 74  

 

2.2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(основной уровень)

№ п/п Наименование Количество часов
Всего В том числе
Теория Практика
Введение. Цели и задачи кружка «Занимательная география». Инструктаж по технике безопасности. 2 2
1. План и карта. 22 10 12  
1.1. Источники географической информации 2 1 1
1.2. Картографические проекции. 4 2 2
1.3 Определение направлений, расстояний по плану местности и карте. 4 2 2
1.5 Карта-язык географии. План местности. 4 2 2
1.6 Масштаб. 4 2 2
1.7 Широта и долгота-адрес объекта. 2 1 1
Текущий контроль знаний 2 2
2. Природа Земли и человек. 30 14 16  
2.1 Земля – планета Солнечной системы. Движения Земли. 4 2 2
2.2. Литосфера и геологическая история Земли. 6 3 3
2.3. Гидросфера. 6 3 3
2.4. Атмосфера. 6 3 3
2.5. Биосфера. 6 3 3
Текущий контроль знаний 2 2
3. Материки, океаны, народы и страны 60 29 31  
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. 4 2 2
Население и численность населения Земли. Расы, этносы. 6 3 3
Материки и страны. 4 2 2
Африка. 6 3 3
Австралия. 6 3 3
Антарктида. 4 2 2
Южная Америка. 6 3 3
Северная Америка. 6 3 3
Евразия. 8 4 4
Океаны Земли 8 4 4
Текущий контроль знаний 2 2
4. География России 24 11 13  
Особенности ГП России. 4 2 2
Природа России. 6 3 3
Население России. 6 3 3
Хозяйство России. 6 3 3
Текущий контроль знаний 2 2
6. Особенности проведения экзамена 6 2 4  
Процедура проведения экзамена 4 2 2
Итоговое занятие 2 2
Итого: 144 68 76  

 

2.2.1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

(начальный уровень)

Введение. (2 часа)

Теория.

Введение. Цели и задачи кружка «Занимательная география». Инструктаж по технике безопасности.

Практика.

Диагностика уровня подготовленности детей к занятиям.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

Модуль 1. Земля-планета Солнечной системы.

 

  • Солнечная система. (20 часов)

Теория.

Наши соседи. Наша солнечная система. Планеты. Солнце. Меркурий. Венера. Земля. Земля и солнце. Луна. Земля и Луна. Метеоры и метеориты. Марс. Астероиды. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун. Плутон. Кометы.

Практика.

Упражнения и движения на местности с компасом и без него.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

  • Дальний космос. (20 часов)

Теория.

Дальний космос – что там? Туманности. Звезды. Переменные звезды. Сверхновые. Другие планетарные системы. Звездные скопления. Млечный путь. Галактики. Местная группа (ближайшие к Млечному Пути галактики). Черные дыры. Вселенная.

Практика.

Упражнения и движения на местности с компасом и без него.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

  • Наблюдения за звездами. (4 часа)

Теория.

Подготовка к наблюдениям. Созвездия. Звездная карта. Звезды, видимые зимой, весной, осенью, летом в Северном полушарии. Первые астрономы. Телескопы. Космические обсерватории. Человек в космосе. Космические зонды.

Практика.

Упражнения и движения на местности с компасом и без него.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

Модуль 2. План и карта.

 

2.1 Ориентирование на местности. (8 часов)

Теория.

История изобретения компаса. Определение направлений, расстояний по плану местности и карте. Ориентирование по местным признакам.

Практика.

Упражнения и движения на местности с компасом и без него.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

2.2Карта – язык географии. (8 часов)

Теория.

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть). Карта. Виды карт. Масштаб. Широта и долгота – адрес объекта.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

2.3. Наш родной Приморский край. (2 часа)

Теория.

Рельеф Приморского края. Климат Приморского края. Размещение вод и суши. Реки и озёра Приморского края.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

Модуль 3. Материки, океаны, народы и страны.

 

3.1. Современный облик планеты Земля.

Теория.

Этапы формирования, свойства и закономерности развития географической оболочки. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

3.2. Население и численность населения Земли.

Теория.

Основные человеческие расы. Расселение человека на территории материков. Основные зоны расселения. Факторы, обуславливающие размещение населения на Земле.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

3.3. Материки и страны.

Теория.

Материки и континенты. Страны мира. Европа. Азия. Австралия и Океания. Северная Америка. Центральная и Южная Америка. Африка. Антарктика. Арктика.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

3.4. Африка.

Теория.

Размеры и географическое положение Африки. Особенности строения земной коры и размещение основных форм рельефа. Крупнейшие равнины и горы Африки. Размещение важнейших видов полезных ископаемых. Климат Африки. Распределение температуры воздуха и осадков. Климатические пояса Африки и их характерные черты. Внутренние воды Африки. Особенности внутренних вод Африки. Крупнейшие реки, озёра, водопады материка. Природные зоны Африки. Характеристика природных зон Африки: влажные экваториальные леса, саванны и пустыни Африки. Типичные почвы, характерные представители животного и растительного мира. Особо охраняемые территории. Крупнейшие национальные парки.

Страны и народы Африки. Особенности формирования политической карты Африки. Крупнейшие страны. Особенности расового и национального состава. Крупнейшие народы. Особенности хозяйства, культуры и быта африканских народов.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

3.5. Австралия.

Теория.

Размеры, особенности географического положения и природы Австралии. Крупнейшие формы рельефа. Австралия – самый сухой материк Земли. Саванны и пустыни Австралии. Своеобразие растительного и животного мира. Население Австралии. Австралийский Союз. Регионы Австралии: Восточная, Центральная и Северная Австралия.

Океания. Особенности природы и населения. Микронезия (Палау), Меланезия (Папуа-Новая Гвинея) и Полинезия (Гавайи и Таити). Северные материки Земли.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

3.6. Антарктида.

Теория.

Географическое положение Антарктиды. Антарктика. Особенности природы. Антарктида – самый холодный материк Земли. Ледниковый покров материка. Антарктические пустыни.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

3.7. Южная Америка.

Теория.

Размеры и географическое положение материка. Особенности строения земной коры, размещение главных форм рельефа и важнейших видов полезных ископаемых. Особенности климата и внутренних вод Южной Америки. Южная Америка – самый влажный материк Земли. Крупнейшие реки, озёра и водопады. Природные зоны Южной Америки: сельва, кампос и льянос, пампа, пустыни и области высотной поясности. Страны и народы Южной Америки. Крупнейшие страны. Особенности расового и национального состава. Регионы Южной Америки: Амазония (Бразилия), Атакама (Чили), Патагония и Гран-Чако (Аргентина), Андские страны ( Перу и Боливия).

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

3.8. Северная Америка.

Теория.

Характерные черты строения земной коры, рельефа распространения полезных ископаемых. Краткая характеристика климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки, озёра, водопады и ледники.

Особенности распространения природных зон, типичные почвы, растительность и животный мир Северной Америки. Арктические пустыни, тундра, леса умеренного пояса, прерии, пустыни, саванны, переменно-влажные леса, области высотной поясности. Особо охраняемые территории. Национальные парки. Крупнейшие страны Северной Америки. Характерные черты населения Северной Америки, особенности культуры и быта. Регионы Северной Америки: США, Канада, Мексика, Центральная Америка и Вест-Индия.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

3.9. Евразия.

Теория.

Евразия. Размеры, географическое положение и история исследования Евразии. Крупнейшие равнины и горы Евразии. Особенности размещения важнейших полезных ископаемых. Особенности климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки и озёра. Характерные черты размещения природных зон Зарубежной Евразии, типичные почвы, флора и фауна. Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, саванны, переменно-влажные и влажные экваториальные леса, области высотной поясности. Выдающиеся памятники истории и культуры стран Европы и Азии. Краткая характеристика регионов Зарубежной Европы на примере отдельных стран: Северная Европа (Норвегия, Швеция или Финляндия), Средняя Европа (Великобритания, Германия, Франция, или Швейцария), Южная Европа (Испания, Италия или Греция), Восточная Европа (Польша, Чехия или Венгрия).

Краткая характеристика регионов Зарубежной Азии на примере отдельных стран: Юго-Западной (Турция, Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак или Иран), Южной (Индия), Центральной (Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия или Таджикистан), Восточной (Китай или Япония) и Юго-Восточной Азии (Таиланд, Малайзия, Вьетнам, Индонезия или Филиппины).

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

3.10. Океаны Земли.

Теория.

Тихий океан. Размеры, географическое положение, крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Характерные черты водных масс. Важнейшие течения. Тайфуны и цунами. Выдающиеся объекты в Тихом океане: Филиппинское море, Марианский желоб, вулкан Мауна Лоа, остров Пасхи, атолл Бикини. Особенности морской растительности и животного мира океана.

Атлантический океан. Главные течения. Выдающиеся объекты: Азовское море, Мраморное море, срединно-океанический хребет, остров Исландия, Бермудский треугольник, остров Мартиника, залив Фанди, Гольфстрим. Характерные представители животного и растительного мира.

Индийский океан. Размеры и географическое положение океана. Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Особенности природы океана. Выдающиеся объекты: Красное море, Персидский залив, Сейшельские острова. Особенности растительного и животного мира океана.

Северный Ледовитый океан. Размеры и географическое положение. Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Особенности природных условий Арктики. Выдающиеся объекты: Восточно-Сибирское море, остров Гренландия, Северная Земля, остров Врангеля. Характерные представители растительного и животного мира.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

2.2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

(основной уровень)

 

Введение.

Теория.

Введение. Цели и задачи кружка «Занимательная география». Инструктаж по технике безопасности.

Практика.

Диагностика уровня подготовленности детей к занятиям.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

Модуль 1. План и карта.

 

1.1.   Источники географической информации.

Теория.

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

1.1 Ориентирование на местности.

Теория.

Определение сторон горизонта, направлений, расстояний, географических

координат на планах местности и географических картах.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

2.3 Определение направлений, расстояний по плану местности и карте.

Теория.

Определение сторон горизонта, направлений, расстояний, географических

координат на планах местности и географических картах.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

2.4 Карта – язык географии.

Теория.

Определение сторон горизонта, направлений, расстояний, географических

координат на планах местности и географических картах.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

2.6 Масштаб.

Теория.

Определение сторон горизонта, направлений, расстояний, географических

координат на планах местности и географических картах.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

2.7 Широта и долгота – адрес объекта.

Теория.

Определение сторон горизонта, направлений, расстояний, географических

координат на планах местности и географических картах.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

 

Модуль 2.Природа Земли и человек.

 

2.1. Земля-планета Солнечной системы. Движения Земли.

Теория.

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

2.2. Литосфера и геологическая история Земли.

Теория.

Горные породы и минералы. Гипотезы происхождения материков и океанов.

Движение земной коры. Крупнейшие горы, равнины суши, формы рельефа дна

Мирового океана.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

2.3. Гидросфера.

Теория. 

Мировой океан и его части. Типы водных масс. Схема и виды течений.

Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова, полуострова.

Воды суши: поверхностные и подземные. Реки, озёра, ледники. Проблема

охраны вод.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

2.4. Атмосфера.

Теория. 

Характеристики типов погод и атмосферных явлений.

Распределение солнечного света и тепла по поверхности Земли: тропики и

полярные круги. Решение задач.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

2.5. Биосфера. Географическая оболочка Земли.

Теория. 

Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

Модуль 3. Материки, океаны, народы и страны.

 

3.1. Современный облик планеты Земля.

Теория.

Этапы формирования, свойства и закономерности развития географической оболочки.Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

3.2. Население и численность населения Земли.

Теория.

Основные человеческие расы. Расселение человека на территории материков. Основные зоны расселения. Факторы, обуславливающие размещение населения на Земле.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

3.3. Материки и страны.

Теория.

Материки и континенты. Страны мира. Европа. Азия. Австралия и Океания. Северная Америка. Центральная и Южная Америка. Африка. Антарктика. Арктика.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

3.4. Африка.

Теория.

История исследования материка: путешествия финикийцев, Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.И. Вавилов.

Размеры и географическое положение Африки.

Особенности строения земной коры и размещение основных форм рельефа. Крупнейшие равнины и горы Африки. Размещение важнейших видов полезных ископаемых.

Климат Африки. Распределение температуры воздуха и осадков. Климатические пояса Африки и их характерные черты.

Внутренние воды Африки. Особенности внутренних вод Африки. Крупнейшие реки, озёра, водопады материка.

Природные зоны Африки. Характеристика природных зон Африки: влажные экваториальные леса, саванны и пустыни Африки. Типичные почвы, характерные представители животного и растительного мира. Особо охраняемые территории. Крупнейшие национальные парки.

Страны и народы Африки. Особенности формирования политической карты Африки. Крупнейшие страны. Особенности расового и национального состава. Крупнейшие народы. Особенности хозяйства, культуры и быта африканских народов.

Географическое районирование Африки: характеристика Северной (Алжир, Египет), Западной (Сенегал, Нигерия), Центральной (ДР Конго), Восточной (Эфиопия, Танзания, Мадагаскар) и Южной Африки (ЮАР, Намибия).

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

3.5. Австралия.

Теория.

История открытия и исследования Австралии и Океании. Выдающиеся путешественники и исследователи: А. Тасман, Дж. Кук, Н.Н. Миклухо-Маклай.

Размеры, особенности географического положения и природы Австралии. Крупнейшие формы рельефа. Австралия – самый сухой материк Земли. Саванны и пустыни Австралии. Своеобразие растительного и животного мира. Население Австралии. Австралийский Союз. Регионы Австралии: Восточная, Центральная и Северная Австралия.

Океания. Особенности природы и населения. Микронезия (Палау), Меланезия (Папуа-Новая Гвинея) и Полинезия (Гавайи и Таити). Северные материки Земли.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

3.6. Антарктида.

Теория.

История открытия и исследования Антарктиды Выдающиесяпутешественники и исследователи: Д. Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Р. Амундсен, Р. Скотт. Географическое положение Антарктиды. Антарктика. Особенности природы. Антарктида – самый холодный материк Земли. Ледниковый покров материка. Антарктические пустыни.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

3.7. Южная Америка.

Теория.

История открытия и исследования Южной Америки. Выдающиеся путешественники и исследователи: Х. Колумб, А. Веспуччи, Ф. Писарро, Ф. де Орельяно, А. Гумбольдт, Г.И Лангсдорф, Н.И Вавилов.

Размеры и географическое положение материка. Особенности строения земной коры, размещение главных форм рельефа и важнейших видов полезных ископаемых. Особенности климата и внутренних вод Южной Америки. Южная Америка – самый влажный материк Земли. Крупнейшие реки, озёра и водопады. Природные зоны Южной Америки: сельва, кампос и льянос, пампа, пустыни и области высотной поясности. Страны и народы Южной Америки. Крупнейшие страны. Особенности расового и национального состава. Хозяйство, культура и быт южноамериканских народов.Регионы Южной Америки: Амазония (Бразилия), Атакама (Чили), Патагония иГран-Чако (Аргентина), Андские страны ( Перу и Боливия).

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

3.8. Северная Америка.

Теория.

Северная Америка. История открытия и исследования материка. Выдающиеся путешественники и исследователи: Лейф Эйриксон, Х. Колумб, Э. Кортес, Дж. Кабот, Г. Гудзон, Ла Саль, В. Беринг, А. Чириков, Г.И. Шелихов, А.А. Баранов, Дж. Франклин, Р. Амундсен. Размеры материка, его географическое положение.

Характерные черты строения земной коры, рельефа распространения полезных ископаемых. Краткая характеристика климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки, озёра, водопады и ледники.

Особенности распространения природных зон, типичные почвы, растительность и животный мир Северной Америки. Арктические пустыни, тундра, леса умеренного пояса, прерии, пустыни, саванны, переменно-влажные леса, области высотной поясности. Особо охраняемые территории. Национальные парки. Крупнейшие страны Северной Америки. Характерные черты населения Северной Америки, особенности культуры и быта. Регионы Северной Америки: США, Канада, Мексика, Центральная Америка и Вест-Индия.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

3.9. Евразия.

Теория.

Евразия. Размеры, географическое положение и история исследования Евразии. Выдающиеся путешественники и исследователи: М. Поло, А. Никитин, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, П.К. Козлов, В.А. Обручев. Особенности строения земной коры. Крупнейшие равнины и горы Евразии. Особенности размещения важнейших полезных ископаемых. Особенности климата и внутренних вод материка. Крупнейшие реки и озёра. Характерные черты размещения природных зон Зарубежной Евразии, типичные почвы, флора и фауна. Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, пустыни, саванны, переменно-влажные и влажные экваториальные леса, области высотной поясности. Особо охраняемые территории. Крупнейшие национальные парки и заповедники. Крупнейшие страны и народы Евразии. Особенности их хозяйства, культуры и быта. Выдающиеся памятники истории и культуры стран Европы и Азии. Краткая характеристика регионов Зарубежной Европы на примере отдельных стран: Северная Европа (Норвегия, Швеция или Финляндия), Средняя Европа (Великобритания, Германия, Франция, или Швейцария), Южная Европа (Испания, Италия или Греция), Восточная Европа (Польша, Чехия или Венгрия).

Краткая характеристика регионов Зарубежной Азии на примере отдельных стран: Юго-Западной (Турция, Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак или Иран), Южной (Индия), Центральной (Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия или Таджикистан), Восточной (Китай или Япония) и Юго-Восточной Азии (Таиланд, Малайзия, Вьетнам, Индонезия или Филиппины).

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

3.10. Океаны Земли.

Теория.

Тихий океан. История исследования. Выдающиеся мореплаватели и исследователи: Ф. Магеллан, Дж. Кук, И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский, С.О. Макаров, Т. Хейердал. Размеры, географическое положение, крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Характерные черты водных масс. Важнейшие течения. Тайфуны и цунами. Выдающиеся объекты в Тихом океане: Филиппинское море, Марианский желоб, вулкан Мауна Лоа, остров Пасхи, атолл Бикини. Особенности морской растительности и животного мира океана.

Атлантический океан. История исследования, выдающиеся мореплаватели: Эрик Рауди, Б. Диаш, Х. Колумб, Д. Кабот. Размеры, географическое положение, крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Характерные черты водных масс. Главные течения. Выдающиеся объекты: Азовское море, Мраморное море, срединно-океанический хребет, остров Исландия, Бермудский треугольник, остров Мартиника, залив Фанди, Гольфстрим. Характерные представители животного и растительного мира.

Индийский океан. История исследования. Васко да Гама, Дж. Кук. Размеры и географическое положение океана. Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Особенности природы океана. Выдающиеся объекты: Красное море, Персидский залив, Сейшельские острова. Особенности растительного и животного мира океана.

Северный Ледовитый океан. История исследования. С.И. Челюскин, Р. Пири, Ф. Кук, Н.А. Норденшельд, Г. Седов, Р. Амундсен, Ф. Нансен, О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин. Размеры и географическое положение. Крупнейшие моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Особенности природных условий Арктики. Выдающиеся объекты: Восточно-Сибирское море, остров Гренландия, Северная Земля, остров Врангеля. Характерные представители растительного и животного мира.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

Модуль 4. География России.

 

4.1. Особенности ГП России.

Теория.

Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию. Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение История заселения и исследования территории России

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

4.2. Природа России.

Теория.

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

4.3. Население России.

Теория.

Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

4.4. Хозяйство России.

Теория.

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.

Практика.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

Модуль 5. Особенности проведения экзамена

 

           3.1. Процедура проведения экзамена.

Теория.

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков.

Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Практика.

Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.

Формы контроля.

Тестирование по карточкам.

 

  • КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

Календарный учебный график представлен в приложении 1.

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

 

3.1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Методическое обеспечение

Методическое обеспечение образовательной программы может быть разнообразным.

Для организации образовательного процесса используются различные формы занятий. Наиболее распространенным видом занятия, в силу специфики программы, является практическая работа, которая включена в каждый раздел учебно-тематического плана. Для результативной деятельности учащихся необходимо обеспечить их достаточным количеством наглядных пособий: плакатами, географическими атласами, музейными экспонатами. Для организации практических работ также необходимо иметь персональные компьютеры, подключенные к сети Интернет, множительную технику, фотоаппаратуру, видеокамеры.

 

Методы, приемы, дидактический материал, техническое оснащение:

Словесные методы: рассказ, беседа, диспут, семинар, импровизация на заданную тему.

Наглядные методы: демонстрация готовых работ, демонстрация презентаций по теме, карточки по теме,

Практические методы: разработка, выполнение проекта.

Техническое оснащение: компьютерный класс, видео уроки, доступ в интернет.

 

3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

  1. Социальная значимость программы:

— формирование направленности системы образования на поддержку
получения дополнительных информационно-коммуникационных знаний детей в условиях сетевого взаимодействия школа – дополнительное образование.

  1. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
  2. Психолого-педагогические условия:

— использование практики педагогики сотрудничества, основанной на
добровольности участия в деятельности, неформального взаимодействия
детей и взрослых;

— обеспечение системности знаний, регулярной оценки усвоенного
материала.

  1. Материально-техническая база: наличие оборудованного учебного класса, наличие современного компьютерного обеспечения, множительной техники.

 

3.3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Список литературы для учащихся:

 

  1. Энциклопедия для детей. Т.12. Россия: физическая и экономическая география. – 3-е издание., испр./ глав. ред. М.Д.Аксёнова. – М.; Аванта +, 2008.
  2. География России/ под ред. А.П.Горкина. – М.; Большая Российская энциклопедия, 1998.
  3. Алексеева Н.Н. География: научно-популярная энциклопедия / Н.Н.Алексеева, Г.В.Агапова, В.В.Авдонин. – М.; Росмэн-Пресс, 2007.
  4. Романова Т. Новый атлас: природа России. / Т. Романова, В. Свечников. – М.; Махаон, 2007.
  5. Атлас России для студентов и школьников. – М.; Роскартография – Арбалет Ультра экстент, 2008.
  6. Никонов А.А. Землетрясения… Прошлое, современность, прогноз: монография / А.А.Никонов.- 3-е издание, стер. – М.; URSS: КомКнига, 2009.
  7. Перепелицын А.А. Россия подземная: неизвестный мир у нас под ногами / А.А. Перепелицын. – М.; Вече, 2006.
  8. Борисов Л.М. Может ли человек изменить климат / П.М. Борисов. – 3-е изд., доп. – М.; Наука, 2005.

 

Список литературы для педагога:

 

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.gks.ru
  2. http://www.sci.aha.ru/ALL/VOC
  3. http://russia.rin.ru
  4. http://geo.web.ru
  5. http://www.floranimal.ru
  6. http://oopt.info
  7. http://nature.ok.ru