Коноплицкая Г. Н. «Камертон

РАЗДЕЛ I.  ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка

  Актуальность программы обусловлена тем, что она направлена воспитывать и прививать любовь,  уважение к человеческому наследию, певческим традициям русского вокального искусства.        

 У обучающихся складывается отношение к собственной художественной деятельности, способствует изменению отношения ребёнка к процессу познания исполнительского искусства по вокалу к общечеловеческим ценностям. Получение общегоэстетического, морального и физического развития.

Направленность

Приобщение детей к вокальному искусству по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному назначению – досуговой, учебно-познавательной, по форме организации – групповой и индивидуальной, общедоступной.

Уровни освоения программы:                                                                                                              

— стартовый — первоначальное знакомство с вокальным искусством, формирует интерес к данным видам деятельности по вокалу;

— базовый — основные методы обучения техникам вокального искусства;

— продвинутый — формирование приемов, сценических навыков вокального искусства.

Отличительные особенности разноуровневой программы являются скоординированной деятельностью творческих направлений (вокал, хореография, актёрское мастерство), направленных на достижение единой цели. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, подбираются необходимые развивающие упражнения, и составляется вокальный репертуар. Исходными предпосылками разработки данной программы явились необходимость развития творческой активной личности, приобщение к музыкальной культуре.

Адресат программы

В группу принимаются дети желающие заниматься вокалом. Состав группы переменный. Набор учащихся в творческое объединение — свободный. Без особых требований к навыку по вокалу.

В работе творческого объединения «Камелия» могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися и их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок, п.16).

Объем программы, срок реализации программы. Полный курс обучения — 576 часов.

1 год обучения — 144 ч.

2 год обучения — 216 ч.

3 год обучения — 216 ч.

Режимзанятий учебных групп проводятся:

—  1 год обучения — 2 раза в неделю по 2 часа с 15 — минутным перерывом;

—  2 год обучения — 3 раза в неделю по 2 часа с 15 — минутным перерывом;

—  3 год обучения — 3 раза в неделю по 2 часа с 15 — минутным перерывом.                                   

При определении режима занятий учтены требования СанПин к учреждениям дополнительного образования, смена различных видов деятельности во время проведения занятий.

Формы обучения по программе — очная, индивидуально — групповая, дистанционная.

 «Допускается сочетание различных форм получения образования …» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4). В творческом объединении возможна организация образовательного процесса в соответствии с индивидуальным учебным планом.

1.2 Цель и задачи программы

Цель: формирование у учащихся навыков вокального исполнения народной, популярной, эстрадной детской песни посредством занятий по вокалу.

Задачи программы:

Воспитательные:

—  раскрыть эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать исполняемое вокальное произведение в единстве его формы и содержание;

—  развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства.

Развивающие:

—   развивать музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма; осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся;

—  развить интерес к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства.

Обучающие:

—  изучить стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни; освоить приёмы сольного и ансамблевого пения;

1.3  Содержание программы

Учебный план первого года обучения

п/нНазвание раздела, темыКоличество часовФормы аттестации /контроля
всеготеорияпрактика
 Вводное занятие22Наблюдение
1Фонограмма, её особенности и возможности.  30  2  28Наблюдение, опрос
2Приёмы работы с микрофоном  10  2  8Контрольное задание
3Пластическое интонирование  10  1  9Наблюдение, опрос
4Сценический имидж   30  4  26Контрольное задание
5Вокальный ансамбль  8  1  7Наблюдение, опрос
6Приёмы ансамблевого исполнения  30  2  28Контрольное задание
7«Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре  22  1  21Наблюдение, опрос
8Творческий отчёт2 2Контрольное задание
 Итого14415129 

Учебный план второго года обучения

п/нНазвание раздела, темыКоличество часовФормы аттестации /контроля
всеготеорияпрактика
 Вводное занятие22Наблюдение
1Народная песня. Виды народных песен.     14113Наблюдение
2Понятие стилизации в контексте эстрадного пения.  6  1  5Наблюдение, опрос
3Лирические народные песни.  42  1  41Контрольное задание
 4Плясовые народные песни.  32  1  31Наблюдение, опрос
5Народный ансамбль; особенности и приёмы исполнения.  42  2  40Контрольное задание
6Приёмы исполнения      а капелла.  72  2  70Наблюдение, опрос
7Творческий отчёт.615Контрольное задание
8Итого2169207 

Учебный план третьего года обучения

 п/нНазвание раздела, темыКоличество часовФормы аттестации /контроля
всеготеорияпрактика
 Вводное занятие22Наблюдение
1История джаза624Наблюдение, опрос
2Стилевые особенности исполнения36      2      34      Контрольное задание  
3Вокальный репертуар36234Наблюдение, опрос
4Теория образования звука, работа голосового аппарата381028Контрольное задание  
5Рэп. История становления жанра.  4  2  2Наблюдение, опрос
6Сценическое мастерство  46  14  32Контрольное задание
7Речитатив. Приёмы исполнения.42636Наблюдение, опрос
8Творческий отчёт.22Контрольное задание
9Концертная деятельность.413Наблюдение, опрос
 Итого21641175 

Содержание учебного плана первого года обучения  

         Вводное занятие. 2 часа

Теория. Правила поведения учащихся во время занятий. Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки. Техника безопасности с микрофонами. Инструкции: — по технике пожарной безопасности; — по технике безопасности с музыкальными инструментами. Набор детей. Комплектование групп.

  1. Раздел. «Фонограмма, её особенности и возможности». 30 часов   

Тема 1.1  «Понятие фонограмма, её виды и особенности».

Теория. Раскрытие значения слова фонограмма.

Практика. Обучение правильному формированию гласных и согласных звуков

Тема 1.2 «Слушание и анализ «плюсовок» и «минусовок».

Теория. Возможности фонограмм: «плюсовки», «минусовки». 

Практика. Развитие певческого рабочего диапазона ре1 – си1.

Тема 1.3 «Подбор песенного репертуара».  

Теория. Понятие «аранжировка» и ее связь с фонограммой. 

Практика. Формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического.                                                                                               Тема 1.4 «Формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты, интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого певческого дыхания)»  

Теория. Возможности фонограмм «плюсовки».

Практика. Формирование ансамблевого строя: орфоэпического, темпового, тембрального.

Тема 1.5 «Пение учебно-тренировочного материала».

Теория. Изучение навыков пения под плюсовку. 

Практика. Пение под плюсовку.

Тема 1.6 «Манера исполнения вокальных произведений на сцене».  

Теория. Поведение на сцене. 

Практика. Пение в «унисон».

Тема 1.7 «Соединение текста песни под музыкальную фонограмму (плюсовка)».                     

Теория. Изучение навыков пения под микрофон (стационарный). 

Практика. Пение вокальных произведений под микрофон на стойке.                       Тема 1.8 «Исполнение вокальных произведений».

Теория. Артикуляция. 

Практика. Применение навыков артикуляции во время пения.

Тема 1.9 «Дипломированные текста песни».

Теория. Подбор песенного репертуара.

Практика. Распевки, «частушки».

Тема 1.10 «Дыхательное упражнение на грудной регистр».

Теория. Изучение упражнений для правильного дыхания. 

Практика. Обучение правильному спокойному вдоху.

Тема 1.11 «Разучивание песенного репертуара».

Теория. Слушание записей эстрадных песен. 

Практика. Пение в унисон.                                                                                         Тема 1.12 «Запись фонограмм».  

Теория. Понятие «аранжировка» и ее связь с фонограммой.   

Практика. Обучение правильному звукообразованию. 

Тема 1.13 «Современная песня и её актуальность».  

Теория. Содержание музыки текста эстрадной песни.

Практика. Формирование навыков чистоты интонирование.

Тема 1.14 «Основы постановки дыхания».  

Теория. Современная песня и возрастные категории. 

Практика. Пение в «унисон» под минусовку.

         Тема 1.15 «Певческая позиция».

Теория. Правила певческой позиции. 

Практика. Упражнение на постановку корпуса вокалиста.

  • Раздел . «Приёмы работы с микрофоном». 10 часов.                                                                                  

Тема 2.1. «Знакомство с техническим устройством – микрофон, его типами (стационарный проводной, радиомикрофон) и возможностями».

Теория. Виды микрофонов (стационарные, проводные, беспроводные). 

Практика. Развитие певческого рабочего диапазона.

Тема 2.2 «Индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений с микрофоном».

Теория. Понятие «аранжировка», «минусовки».

Практика. Обучение правильному формированию гласных звуков.

Тема 2.3 «Работа с обучающимися по формированию навыков работы с микрофоном (приближение)».

Теория. Приёмы работы с микрофонами у стойки. 

Практика. Обучение осмысленному и выразительному пению.                                Тема 2.4 «Формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (унисон)».

Теория. Приёмы работы с микрофонами «со сменой рук».

Практика. Слушание музыки и музыкальных фонограмм.

Тема 2.5 «Чистота интонирования».

Теория. Слушание записей вокального пения как факта расширения музыкального кругозора.

Практика. Пластическое интонирование.

3. Раздел . «Пластическое интонирование». 10 часов                                                                                  Тема 3.1 «Сценическое движение, пластика».

Теория. Сценическое движение и его роль в эстрадном вокале. 

Практика. Музыкально-двигательные упражнения.

Тема 3.2 «Просмотр видеозаписи примера эстрадно-вокальной композиции с включением хореографических элементов».

Теория. Сценический имидж. 

Практика. Правильное формирование согласных звуков.

Тема 3.3 «Ведение элементов хореографии в рамках жанра эстрадной песни».

Теория. Диапазон. Сила, объем, яркость голоса. 

Практика. Формирование основных свойств певческого голоса (звонкость).           Тема 3.4 «Сценическая пластика».

Теория. Связь сценического имиджа с пластикой.   

Практика. Умение координировать движения с музыкой.

Тема 3.5 «Индивидуальное прослушивание».

Теория. Просмотр вокальной композиции.

Практика. Обучение осмысленному пению с образом песни.

4. Раздел. «Сценический имидж». 30 часов                                                                                                         Тема 4.1 «Вокальная дикция».

Теория. Связь сценического имиджа с образом песни.

Практика. Слушание вокально ансамблевого пения.

Тема 4.2 «Сценический имидж, приёмы его создания».

Теория. Вокальный ансамбль.

Практика. Ритмические упражнения.

Тема 4.3 «Знакомство с понятием – культура эстрадного мастерства».

Теория. Виды ансамблей вокальных и инструментальных. 

Практика. Слушание вокального, ансамблевого пения.                                             Тема 4.4 «Образ в песни».

Теория. Состав ансамблей: «дуэт», «трио».

Практика. Развитие умения образно-ритмического восприятия музыки.

Тема 4.5 «Выявление певческой наклонности обучающихся».

Теория. Виды ансамблей «квартет», «квинтет», «секстет».

Практика. Формирование ансамблевого динамического строя.

Тема 4.6 «Актерское мастерство».

Теория. Приёмы ансамблевого исполнения с применением актёрского мастерства.

Практик. Формирование основных свойств певческого голоса (полётность).

Тема 4.7 «Вокально-инструментальные ансамбли».

Теория. Понятие «приёмы ансамблевого исполнения».

Практика. Формирование свойств певческого голоса (разборчивость).                    Тема 4.8 «Тренировочные занятия по формированию навыков сценического мастерства».

Теория. Понятие многоголосие и его значение в эстрадном вокале. 

Практика. Звукообразование свойств певческого голоса.

Тема 4.9 «Тренировочные занятия (манеры исполнения, вокал)».

Теория. «Бек-вокал».

Практика. Основных свойства певческого голоса (ровность).

Тема 4.10 «Формирование навыков поведения на сцене, общение со зрителем».

Теория. «Бек-вокал» и его задачи.

Практика. Обучение умению, спокойному вдоху (грудной регистр).

Тема 4.11 «Понятие культура эстрадного пения».

Теория. Роль «Бек-вокалистов» и их состав. 

Практика. Ансамблевый строй (тембральный).                                                                     Тема 4.12  «Индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен».

Теория. Приёмы исполнения «бек-вокалистов».

Практика. Обучение умению соблюдать певческую установку.

Тема 4.13 «Беседы о разучиваемых произведениях».

Теория. Формирование навыков «дикции».

Практика. Формирование ансамблевого строя (унисон).

Тема 4.14 «Грудной регистр».

Теория. Индивидуальная работа с обучающимися (упражнения на дыхание). 

Практика. Развитие навыков эстрадного пения (соло).

Тема 4.15 «Работа с «солистом».

Теория. Сольное исполнение вокальных произведений.

Практика. Слушание видеороликов (соло).

5. Раздел. «Вокальный ансамбль». 8 часов.                                                                                                       Тема 5.1 «Вокальный, эстрадный ансамбль».

Теория. Знакомство с вокальным, эстрадным ансамблем. 

Практика. Обучение умению соблюдать певческую маску.

Тема 5.2 «Прослушивание записей вокального ансамбля».

Теория. Приёмы ансамблевого исполнения. 

Практика. Развитие певческого рабочего диапазона.

Тема 5.3 Пение учебно-тренировочного материала».

Теория. Направление на развитие навыков «унисон». 

Практика. Распевки.                                                                                                    Тема 5.4 «Эстрадное пение».

Теория. Разучивание песенного репертуара. 

Практика. Обучение правильному звукообразованию.

6. Раздел. «Приёмы ансамблевого исполнения». 30 часов.                                                                                 Тема 6.1 «Детско-эстрадная песня».  

Теория. История детской песни.

Практика. Пение в «унисон».

Тема 6.2 «Русская песня».  

Теория. Происхождение русской песни 

Практика. Пение по партиям.

Тема 6.3 «Эстрадная песня ремикс».  

Теория. Изучение жанра «ремикс».

Практика. Пение в жанре ремикс.                                                                              Тема 6.4 «Частушки».  

Теория. Русская частушка. 

Практика. Пение в одноголосье.

Тема 6.5 «Детская русская песня».  

Теория. Возникновение детской русской песни.

Практика. Сольное пение.

Тема 6.6 «Плясовая народная песня».  

Теория. «Вокальная дикция».

Практика. Развитие умения координировать движение с музыкой.

Тема 6.7 «Лирические песни».  

Теория. Представление о лирической песни. 

Практика. Пение учебно-тренировочного материала.                                               Тема 6.8 «Эстрадная песня на иностранном языке».  

Теория. Пение на иностранном языке.

Практика. Формирование навыков пения на иностранном языке.

Тема 6.9 «Пение под инструмент».  

Теория. Пение по нотам.

Практика. Развитие звонкости голоса.                                                                       Тема 6.10 «Манера исполнения».  

Теория. Составление индивидуального песенного репертуара.   

Практика. Индивидуальная работа с обучающимися.

Тема 6.11 «Строение Голосового аппарата». 

Теория. Профилактика, перегрузка и заболевание голосовых связок. 

Практика. Упражнения на разогрев голосового аппарата. 

Тема 6.12 «Основные компоненты системы голоса образования». 

Теория. Дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. 

Практика. Упражнение на дикцию и артикуляцию. 

Тема 6.13 «Дыхание и пение». 

Теория. Обучение правильному певческому дыханию.   

Практика. Короткий вдох, задержка дыхания, длинный экономный выход.

Тема 6.14 «Опорное дыхание». 

Теория. Дыхательная гимнастика. 

Практика. Упражнение на «нижнее» дыхание, пение звуков А, О, Э, И, У.

Тема 6.15 «Обучение правильной певческой позиции». 

Теория. Правильная постановка корпуса при пении. 

Практика. Упражнение на постановку корпуса вокалиста.

7. Раздел. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре. 22 часа                                                                                    Тема 7.1 «Знакомство с понятием «бек-вокал».

Теория. Изучение жанра «бек-вокал». 

Практика. Распевки.

Тема 7.2 «Понятие бек-вокал и его задачи».

Теория. Просмотр видеороликов «бек-вокал». 

Практика. Пение вокального произведения с «бек-вокалом».

Тема 7.3 «Сольное пение с бек-вокалом».

Теория. Манера формирование слов и быстрота речи.

Практика. Пение учебно-тренировочного материала.                                                Тема 7.4 «Групповое пение с «бек-вокалом».

Теория. Просмотр видеозаписей группового пения.

Практика. Формирование основных свойств певческого голоса (полётность). 

Тема 7.5 «Основы постановки дыхания».

Теория. Диапазон певческого голоса.

Практика. Исполнение сольного пения.

Тема 7.6 «Сольминизация».

Теория. Координация движений к вокальному произведению.

Практика. Пение учебно-тренировочного материала с применением хореографических движений.

Тема 7.7 «Виды сценического имиджа».

Теория. Артикуляция музыкальных словосочетаний. 

Практика. Пение учебно-тренировочного материала с разделением вокального произведение на музыкальное словосочетание.                                                         Тема 7.8 «Особенности «бек-вокала».

Теория. Учебно-  тренировочные вокальные произведения.  

Практика. Пение в «унисон».

Тема 7.9 «Двухголосье».

Теория. Пение дуэтом.

Практика. Пение учебно-тренировочного материала по партиям.

Тема 7.10 «Пение по партиям».

Теория. «Многоголосие и его роль в эстрадном вокале».

Практика. Пение на два голоса.

Тема 7.11 «Состав ансамблей, «трио».

Теория. Приёмы пения на три голоса.

Практика. Пение по партиям.

         8 Раздел. «Творческий отчет». 2 часа

Содержание учебного плана второго года обучения

         Вводное занятие. 2 часа

Теория. Правила поведения учащихся во время занятий. Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки. Техника безопасности с микрофонами. Инструкции:  по технике пожарной безопасности;  по технике безопасности с музыкальными инструментами. Набор детей. Комплектование групп.

  1. Раздел. «Народная песня. Виды народных песен». 14 часов 

Тема 1.1 «Постановка певческой задачи».

Теория. Знакомство с фольклорной музыкой.

Практика. Умение соблюдать певческую установку.

Тема 1.2 «Фольклорная музыка в контексте эстрадного жанра».

Теория. История развития фольклора. 

Практика. Умение соблюдать правильное звукообразование.

Тема 1.3 «Расширение представления об особенностях народной песни и её жанрах».

Теория. Лирическая песня. 

Практика. Формирование навыков спокойного вдоха во время пения.                     Тема 1.4 «Песни — скоморошные».

Теория. Изучение творчества скоморохов. 

Практика. Применение навыков экономичного вдоха во время исполнения песен.

Тема 1.5 «Песни хороводные».

Теория. Народная манера исполнения.

Практика. Дипломирование навыков звонкости голоса.

Тема 1.6 «Особенности народной песни».

Теория. Виды народной песни. 

Практика. Формирование основ певческого голоса «вибратто».

Тема 1.7 «Бытовые песни».

Теория. Понятие «распев».

Практика. Обучение умению полётности голоса.                                                      2. Раздел . «Понятие стилизации в контексте эстрадного пения».                   6 часов

Тема 2.1 «Знакомство с понятием стилизация».

Теория. Слушание и сравнение образцов «аутентичного» и «стилизованного» фольклора. 

Практика. Обучение дикционных правилам исполнения народных песен.

Тема 2.2 «Фольклорная музыка разных регионов».

Теория. Запаси стилизованных фольклорных коллективов нашей страны. 

Практика. Нередуцированное произношение окончание в текстах песен.

Тема 2.3 «Создание фонограммы».

Теория. Понятие «сброс» и «гуканье».

Практика. Запись музыкальных фонограмм.                                                             3. Раздел. «Лирические народные песни». 42 часа

Тема 3.1 «Углубленное представление о лирической народной песни и её особенности». (6 часов)

Теория. «Распевы», «штрих легато».

Практика. Обучение вокальной технике «сброс» и «гукание».

Тема 3.2 «Кантилена». (6 часов)

Теория. Формирование навыков пение распевов, кантилены. 

Практика. Пение в «унисон».

Тема 3.3 «Работа над певческим дыханием». (6 часов)

Теория. Индивидуальная работа по формированию навыков с лирической песней.

Практика. Развиваем гармонический слух.                                                                Тема 3.4 «Фразировка лирической песни». (6 часов)

Теория. Изучение фразировки музыкального текста песен. 

Практика. Развитие умения пения на опоре.

Тема 3.5 «Образно ритмическое восприятие музыки». (6 часов)

Теория. Содержание музыки и текста «народной песни». 

Практика. Развитие певческого рабочего диапазона «СИм – СИ1».

Тема 3.6 «Подбор песенного репертуара с учетом особенностей обучающихся».  (6 часов)

Теория. Беседы о разучиваемых произведениях.

Практика. Формирование ансамблевого строя: «динамического унисона».              Тема 3.7 «Стилизованная народная песня: раскрытие её значения как историческое прошлое русского народа, его туда и быта». (6 часов)

Теория. Интонационные особенности  стилизованных песен.   

Практика. Ансамблевый строй «орфоэпический унисон».

  • Раздел. «Плясовые народные песни». 32 часа

Тема 4.1 «Представление о народной плясовой песне». (6 часов)

Теория. «Плясовая песня».

Практика. Обучение вокальной технике.

Тема 4.2 «Особенности плясовых народных песен». (6 часов)

Теория. Распевы, штрихи. 

Практика. Основы свойств певческого голоса «вибрато».

Тема 4.3 «Приёмы плясовой народной пени». (6 часов)

Теория. «Нон», «легато» и «стаккато». 

Практика. Пение «канон» и «подголосок».                                                                Тема 4.4 «Развитие подвижности гортани». (6 часов)

Теория. Формирование народной манеры исполнения. 

Практика. Работа над певческим дыханием.

Тема 4.5 «Индивидуальная работа с обучающими по формированию певческих навыков с плясовой песней». (6 часов)

Теория. Чёткость дикции и её особенности. 

Практика. Пение в «тембральном» унисоне.                                                              Тема 4.6 «Пение учебно-тренировочного материала направленного на формирование исполнения плясовых народных песен». (2 часов)

Теория. Подбор песенного репертуара для обучающихся.

Практика. Разучивание текстов песен.

  • Раздел. «Народный ансамбль; особенности и приёмы исполнения». 42 часа.

Тема 5.1 «Особенности стилизованных фольклорных ансамблей». (6 часов)

Теория. История развития.  

Практика. Обучение умению соблюдать певческую установку правильному звукообразованию.

Тема 5.2 «Представление о роли солиста фольклорном ансамблевом пении». (6 часов)

Теория. Аутентичный фольклор. 

Практика. Развитие навыков звукообразования в народной манере.

Тема 5.3 «Слушание записей примеров подголосочного исполнения и канонов». (6 часов)

Теория. Учебно-тренировочный материал, направленный на развитие музыкального слуха «унисон».

Практика. Формирование основных свойств певческого голоса равности, разборчивости.                                                                                                  Тема 5.4 «Активизация работы речевого аппарата». (6 часов)

Теория. Скороговорки.

Практика. Чёткое проговаривание текста.

Тема 5.5 «Подбор и разучивание стилизованных народных песен». (6 часов)

Теория. Понятие стилизация в контексте фольклорной песни. 

Практика. Развитие певческого рабочего диапазона «доминор».

Тема 5.6 «Фольклорные образцы с использованием приёма «акапелла». (6 часов)

Теория. Понятие «распев», «оголосок». 

Практика. Изучение и пение приёмов на два голоса.

Тема 5.7 «Народные песни» (лирические) (6 часов)

Теория. Лирическая народная песня. 

Практика. Пение на опоре звука.                                                                                6. Раздел. «Приёмы исполнения  а капелла. Индивидуальная групповая вокальная работа». 72 часа

Тема 6.1 «Стилизованная народная песня: раскрытие её значения по средствам выразительности голоса». (6 часов)

Теория. Казачьи песни.

Практика. Формирование навыков певческого голоса по средствам тембрального унисона.

Тема 6.2 «Приёмы вокализации». (6 часов)

Теория. Понятие сброс.

Практика. Развитие умения пения на опоре звука.

Тема 6.3 «Кантилены на коротких фразах». (6 часов)

Теория. Певческое дыхание и звукоизвлечение.

Практика. Упражнение на дыхание для грудного регистра.                                      Тема 6.4 «Музыкальная память». (6 часов)

Теория.  Понятие «синкопа».

Практика. Выразительное пение.

Тема 6.5 «Музыкальный ритм». (6 часов)

Теория. Музыкально-ритмические движения.

Практика. Отбивание ритма ладонями пол музыкальную фонограмму.

Тема 6.6 «Слабая и сильная доля в музыкальной фонограмме». (6 часов)

Теория. Теория трёхдольный размер музыки. 

Практика. Высчитывание музыкального ритма.

Тема 6.7 «Ритмическая импровизация». (6 часов)

Теория. Музыкальный размер 4/4. 

Практика. Развитие чувства ритма.                                                                            Тема 6.8 «Элемент тактирование». (6 часов)

Теория. Жесты и дирижирование.

Практика. Пение в унисон.

Тема 6.9 «Расширение знаний о средствах музыкальной выразительности» (высота голоса). (6 часов)

Теория. Певческая позиция.

Практика. Формирование правил певческого дыхания.

Тема 6.10 «Синкопа». (6 часов)

Теория. Инсценировка песни работа над «кантиленой» и «фразировкой». 

Практика. Повторение вокальной импровизацией.

Тема 6.11 «Реприза». (6 часов)

Теория. Звуки музыкальные и не музыкальные.

Практика. Обучение дикционным правилам исполнения народных песен.               Тема 6.12 «Новый термин «кульминация». (6 часов)

Теория. Музыка авторская и народная.   

Практика. Распев слогов и музыкальных фраз.

  • Раздел. «Творческий отчёт». 6 часов. (концертная деятельность)

Содержание учебного плана третьего года обучения

         Вводное занятие. 2 часа

Теория. Правила поведения учащихся во время занятий. Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки. Техника безопасности с микрофонами. Инструкции: — по технике пожарной безопасности; — по технике безопасности с музыкальными инструментами. Набор детей. Комплектование групп.

1. Раздел . «История джаза». 6 часов                                                     Тема 1.1 «Джазовая музыка в контексте эстрадного пения».

Теория. История возникновения. 

Практика. Развитие умения соблюдать певческую установку.

Тема 1.2 «Формирование детского голоса».

Теория. Манера исполнения и звуковедения. 

Практика. Развитие умений активного вдоха и экономичного вдоха.

Тема 1.3 «Особенности ритма джаза».

Теория. Образцы джазовой музыки (оркестровые композиции русских исполнителей).  

Практика. Развитие основных свойств певческого голоса: звонкость, полётность.  2. Раздел . «Стилевые особенности исполнения». 36 часов                                        

Тема 2.1. «Особенности джазовой манеры исполнения». (6 часов)

Теория. Подбор песенного репертуара с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. 

Практика. Развитие основных свойств певческого голоса «вибрато».

Тема 2.2. «Пение учебно-тренировочного материала направленного на формирование джазовой манеры исполнения». (6 часов)

Теория. Стилизация. Запись фонограмм.

Практика. Развитие основных свойств певческого голоса «ровность», «разборчивость».

Тема 2.3. «Знакомство с понятием «синкопа», «синкопный ритм». (6 часов)

Теория. Развитие ритмического слуха  (манеры исполнения). 

Практика. Приём джазовой манеры исполнения «глиссондо».                                 Тема 2.4. «Певческие навыки стилизованного «джазового» исполнения». (6 часов)

Теория. Джазовое певческое манера исполнения. 

Практика. Формирование умения исполнять упражнения с элементами вокальной импровизации.

Тема 2.5. «Разучивание песенного репертуара с элементами «Джазовой манерой исполнения». (6 часов)

Теория. Изучение технического приёма «глиссандирования звука». 

Практика. Развитие певческого рабочего диапазона «Сим – МИ1», опевание этой зоны.

Тема 2.6. «Примеры инструментального и вокального «глиссандировния». (6 часов)

Теория. Приёмы импровизации. 

Практика. Развитие умения пения на опоре звука.

3.Раздел. «Вокальный репертуар». 36 часов                                        Тема 3.1 «Импровизация и ее возможности». (4 часа)

Теория. Стилевые особенности импровизации.

Практика. Развитие умения пения на опоре голоса.

Тема 3.2 «Примеры вокальных импровизаций». (4 часа)

Теория. Формирование джазовой импровизации манеры исполнения.

Практика. Развитие подвижностей гортани и чёткости дикции.

Тема 3.3 «Знакомство с приёмами создания ритмических и вокальных импровизаций». (4 часа)

Теория. Ритм в импровизации.   

Практика. Исполнение ритмических и вокальных мини-импровизаций в джазовом стиле.                                                                                                        Тема 3.4 «Индивидуальная работа с обучающимися» (подбор песенного репертуара). (4 часа)

Теория. Возникновение стиля импровизации в джазе. 

Практика. Формирование умений исполнять упражнение с элементами вокальной импровизации.

Тема 3.5 «Голосоведение мелодии плавная и скачкообразная». (4 часа)

Теория. Инструментальные импровизации.   

Практика. Разучивание упражнений с элементом «двухголосье».

Тема 3.6 «Музыкальный термин «виртуоз». (4 часа)

Теория. Виртуозное исполнение вокальных произведений.

Практика. Отработка распивания слогов  в песнях.

Тема 3.7 Понятие «Фермата». (4 часа)

Теория. Использование «ферматы» в музыкальном тексте песни. Практика. Совершенствование работы над «вокализом».                                                 Тема 3.8 «Восходящие и нисходящие гаммы». (4 часа)

Теория. Использование восходящих и нисходящих гамм для совершенствования голоса. 

Практика. Пение музыкальных гамм под инструмент.

Тема 3.9 «Понятие легатто». (4 часа)

Теория. «Гаммы мажор и минор». 

Практика. Приёмы взятия широкого дыхания.                                                

4. Раздел «Теория образования звука, работа голосового аппарата». 38 часов                                                                                                          Тема 4.1 «Анотомическое знакомство с голосовым аппаратом». (4 часов)

Теория. Постановка дыхания.

Практика. Обучение вокальной технике огласки. 

Тема 4.2 «Джазовая певческая манера исполнения «бибоп». (4 часов)

Теория. Примеры исполнения вокальных произведений в стиле «бобоп». 

Практика. Формирование ансамблевого строя «ритмического унисона».                 Тема 4.3 «Пение учебно-тренировочного материала направленного на формирование навыков вокальной импровизации «бибопа». (4 часов)

Теория. Виды импровизаций «джаза». 

Практика. Развитие чувства ритма.

Тема 4.4 «Музыкальный термин «форте». (4 часов)

Теория. Понятие форте. Приёмы выделения в музыкальном тексте.

Практика. Исполнительская отработка песни под музыкальную фонограмму.

Тема 4.5 «Музыкальный термин «пиано». (4 часов)

Теория. Теория понятия «пиано». Приёмы выделения в музыкальном тексте. 

Практика. Исполнительская отработка песни под музыкальную фонограмму.

Тема 4.6 «Инструментальная музыка». (4 часов)

Теория. Выразительное исполнение песен. 

Практика. Распев слогов «гласных и согласных» в вокальной музыке.                      Тема 4.7 «Знакомство с музыкальными кроссвордами и приёмами их разгадывания». (4 часов)

Теория. Зарубежные исполнители джазовой музыки.

Практика. Развитие дикции и орфоэпии.

Тема 4.8 «Координирование пения с метроритмическими движениями». (4 часов)

Теория. Пунктирный ритм. 

Практика. Обучение осмысленному и выразительному пению.

Тема 4.9 «Нонлегато». (4 часов)

Теория. Специфика исполнения «нонлегато» в песнях. 

Практика. Пение музыкальных гамм под инструмент.

Тема 4.10 «Закрепление вокальных упражнений на интервалы». (2 часа)

Теория. Работа над координацией слуха. 

Практика. Слушание и анализ пения самого себя.

5. «Раздел Рэп. История становления жанра. Пение учебно-тренировочного материала. 4 часа                                                                                                                                                   Тема 5.1 «Реп и его роль в эстрадном жанре».

Теория. История возникновения.

Практика. Формирование певческих навыков.

Тема 5.2 «Упражнение с элементами «двухголосье».

Теория. Вопросительное и утвердительное интонирование в музыкальной фразе. 

Практика. Пение упражнений с элементами «унисона».

6. Раздел. «Сценическое мастерство». 46 часов.                                                                                                                  Тема 6.1. «Совершенствование вокально-исполнительской работы». (4 часа)

Теория. Правильное звукообразование. 

Практика. Отработка ударение в музыкальных фразах. (опевание зоны)

Тема 6.2 «Художественная выразительность». (в вокальных произведениях реп), (4 часа)

Теория. Динамическое усиление голоса.

Практика. Формирование сильной и слабой доли в музыкальном тексте.

Тема 6.3 «Правила певческого дыхания». (4 часа)

Теория. Передача образов в произведениях «реп». 

Практика. Дыхательные упражнения на грудной регистр. Пение учебно-тренировочного материала.                                                                             Тема 6.4 «Правила поведения на сцене». (4 часа)

Теория. Работа над движениями.    

Практика. Упражнение на сценическое мастерство.

Тема 6.5 «Работа над фразировкой, динамикой». (4 часа)

Теория. Феномен голоса.

Практика. Разучивание вокальных секвенций.                    

Тема 6.6 «Способы тренировки голосового аппарата». (4 часа)

Теория. Мышечные и эмоциональные зажимы во время пения.   

Практика. Освоение упражнений на снятие мышечных зажимов.

Тема 6.7 «Сценическая культура». (4 часа)

Теория. Поиск вариантов подходящих поведения на сцене.   

Практика. Вдох и выдох на устойчивое интонирование.    

Тема 6.8 «Сценический образ». (4 часа)

Теория. Целесообразность и логика поведения певца на сцене.    

Практика. Движения, жесты во время пения.             

Тема 6.9 «Влияние сценического образа на слушателя». (4 часа)

Теория. Три правила «слышу», «думаю», «пою».   

Практика. Разучивание упражнений направленных направленных на улучшение качества произношения текста.

 Тема 6.10 «Пластические движения, мимика». (4 часа)

Теория. Выступление на сцене.   

Практика. Разучивание и выполнение дыхательных и вокальных упражнений.

Тема 6.11 «Исполнение репертуара под аккомпанемент». (4 часа)

Теория. Работа над координацией слуха.   

Практика. Репетиционные занятия.                  

Тема 6.12 «Знакомство с известными деятелями культуры». (2 часа)

Теория. Слушание и просмотр видео клипов.    

Практика. Разучивание вокальных гамм и арпеджио.                                     

7. Раздел. «Речитатив. Приёмы исполнения. 42 часа                                   Тема 7.1 «Понятие речитатив». (4 часов)

Теория. История происхождения.   

Практика. Пение мажорных гамм.

Тема 7.2 «Речитатив и его роль в эстрадном вокале ». (4 часов)

Теория. Использование речитатива в фольклорных песнях.

Практика. Пение учебно-тренировочного материала (русские частушки).

Тема 7.3 «Задачи речитатива в эстрадном жанре». (4 часов)

Теория. Раскрытие значения.

Практика. Индивидуальный подбор песенного материала.                                       Тема 7.4 «Приёмы речитатива в музыкально-песенном тексте». (4 часов)

Теория. Возможности фонограмм: минусовки.

Практика. Пение под минусовку.

Тема 7.5 «Выразительное пение речитативом». (4 часов)

Теория. Аранжировка в речитативе.

Практика. Формирование певческих навыков в «унисоне» с использованием речитатива.

Тема 7.6 «Ритмические вокальные импровизации». (4 часов)

Теория. Вокальные импровизации с использованием навыков речитатива. 

Практика. Пение на два голоса.

Тема 7.7 «Стилизация фольклорного речитатива». (4 часов)

Теория. Направление песенного репертуара со сменой солистов.

Практика. Групповое пение учебно-тренировочного материала.                              Тема 7.8 «Речитатив приёмы исполнения». (4 часов)

Теория. Выявление певческой наклонности обучающихся. (стиль речитатив)

Практика. Пение направленное на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения. (частота интонирование)

Тема 7.9 «Роль солиста в музыкальных композициях». (4 часов)

Теория. Навыки работы с беспроводным микрофоном.

Практика. Разучивание песенного материала.

Тема 7.10 «Манера исполнения». (4 часов)

Теория. Работа с проводными микрофонами.

Практика. Разучивание песенного материала.

Тема 7.11 «Сценический имидж». (2 часов)

Теория. Сценический имидж, использование хореографических упражнений.

Практика. Пение под плюсовку.                                                                                 8. Раздел. «Творческий отчёт». 2 часа 

9. Раздел. «Концертная деятельность». 4 часа                                                                       

  1. Планируемые результаты

Личностные результаты:

Обучающийся будет петь выразительно, осмысленно простые народные песни; петь чисто и слаженно в унисон, несложные народные лирические и плясовые двухголосные песни; самостоятельно на слух определять народную манеру исполнения и стилизацию народной песни; исполнять сольно а капелла и с элементами двухголосия; уметь самостоятельно на слух определять джазовую манеру исполнения, исполнять сольно.

У обучающегося будет выразительное пение, артистичность, осмысленность народной песни, чисто пение и слаженность в «унисон»; умение пользоваться ТСО; развито пение на опоре; применять дикционные правила, использованные в народных песнях; форсировать звучания голоса при исполнении народных песен.

Метапредметные результаты:

Обучающийся будет знать стилевые особенности вокального жанра; средства создания сценического имиджа; работу в диапазоне: первые голоса, вторые голоса; соблюдение певческой установки; пение только с мягкой атакой, чистым лёгким звуком; правильные гласные и четкое произношение согласных звуков; технику в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения; фольклорные песенные жанры «лирической, плясовой песни».

Обучающийся приобретёт чувство ритма, дикцию, навыки пения а каппельно, в унисон, технические приёмы народные манеры исполнения; чёткое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня, приёмов стилизации и приёмов работы над песней.

Предметные результаты:

В результате первого года обучения, обучающие:

будут знать:

—  стилевые особенности вокального жанра;

—  средства создания сценического имиджа;

—  как пользоваться ТСО (СД, ДВД дисками, микрофонами);

—  работу в диапазоне: первые голоса Сим – РЕ2, вторые голоса Сим – СИ1;

—  соблюдение певческой установки;

—  пение только с мягкой атакой, чистым лёгким звуком;

—  формирование правильных гласных и четко произносимых согласных звуков;

—  пение чистой слаженной в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения

будут уметь:

—  форсировать звучание при исполнении песен мажорного склада;

—  петь выразительно, осмысленно;

—  уметь исполнять соло

у обучающихся будут сформированы и закреплены личностные качества:

— петь выразительно;

— осмысленно простые песни;

— петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения;

— уметь исполнять сольно;

— знать правила охраны детского голоса

В результате второго года обучения, обучающие:

будут знать:

—  стилевые особенности фольклорной музыки и песни;

—  дикционные правила использования народных песен;

—  вокальные, технические приёмы народные манеры исполнения; 

—  диапазон первого и второго голоса – СИм – МИ2, ЛЯм – СИ1;

—  певческую установку;

—  стилизацию народной песни

будут уметь:

—  представлять фольклорные песенные жанры «лирической, плясовой песни»;

—  пользоваться ТСО;

—  петь на опоре;

—  применять дикционные правила, использованные в народных песнях;

—  форсировать звучания голоса при исполнении народных песен;

—  петь выразительно, артистично, осмысленно народные песни, петь чисто и слаженно в «унисон»

у обучающихся будут сформированы и закреплены личностные качества:

—  петь выразительно, осмысленно простые народные песни;

—  петь чисто и слаженно в унисон, несложные народные лирические и плясовые двухголосные песни;

— уметь самостоятельно на слух определять народную манеру исполнения и стилизацию народной песни;

—  уметь исполнять сольно а капелла и с элементами двухголосия.

В результате третьего года обучения, обучающие:

будут знать:

—  знать о стилевых особенностях джаза;

—  иметь представление о джазовых жанрах;

—  уметь самостоятельно пользоваться ТСО (СД-диск, микрофон);

—  овладеть следующими вокальными навыками

будут уметь:

—  петь в диапазоне: первый голос – СИм – СОЛЬ2;

—  вторым голосом – Лям – РЕ2;

—  соблюдать певческую установку;

—  стремиться петь на опоре звука;

—  пользоваться вокальные технические приёмы джазовой манеры исполнения;

—  не форсировать звучание при исполнении песен

у обучающихся будут сформированы и закреплены личностные качества:

—  петь выразительно, осмысленно простые песни, подражая джазовой манере;

—  петь интонационно чисто и слаженно;

— пытаться пробовать исполнять лёгкие вокальные или инструментальные ритмические импровизации;

— уметь самостоятельно на слух определять джазовую манеру исполнения;

— уметь исполнять сольно

РАЗДЕЛ № 2. Организационно-педагогические условия

  • Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

— учебный кабинет с оборудованием: 3 стола, 8 стула, фортепьяно, проектор, ноутбук, ДВД плейер, микрофоны;

— раздаточный материал: карточки с упражнениями на дыхание и карточки, распечатки текстов песен, распевок, словарь с терминами.                                       2. Учебно-методическое информационное обеспечение:

аудио музыка: сборники с вокальными произведениями, ноты;

видеоролики: с видеоклипами известных вокалистов; 

презентации: награждение коллектива, награды коллектива, участие в конкурсах, фестивалях, концертов вокального творчества;

— методическая разработка мастер — класса: «Мы будущее России твоё»;

— иллюстрации со сценическими костюмами и выкройками

Информационное обеспечение:

vk.com›besplatnyj_mk_po_vokalu

vplate.ru›uchitel/po-vokalu/

ovocale.ru›obuchenie-peniju-kursy-po-vokalu…

atawaka.com›msk/events/master-klass-po-vokalu/

youtube.com›watch?v=frBw2A0WWVk                                                   Нормативно правовая база:

— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 

— Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р); 

— СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».                                                                                                       

Список литературы:

1. Абидова Л. История джаза и современных музыкальных стилей. Санкт-Петербург: Изд-во «Исток», 2007, С. 324.

2. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. Москва: Изд-во «Феникс», 2008, С. 264.

3. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. Москва: Изд-во «Классика», 2010, С. 280.

  •  Оценочные материалы и формы аттестации

Оценочные материалы: 

—  тестирование;

—  контрольная работа;

—  анкетирование;

—  музыкально-вокальные игры с сюжетом; 

—  итоговый мониторинг.

Вводный контроль.                                                                                  Цель вводного контроля: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание умений, знаний.                                                           Также на первом году обучения проводится тематический контроль, целью которого является проверка полученных на каждом уроке знаний. В конце учебного года – итоговый контроль, который проходит в виде отчётного концерта.                                                                                                                        На втором году обучения учащиеся проходят предварительное прослушивание (вводный контроль). Цель вводного контроля: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание умений, знаний, проверка уровня вокальной подготовки учащегося.

Тематический контроль осуществляется на последнем занятии после изучения данной темы. Во время тематического контроля солисты или (в зависимости от исследуемого качества пения) исполняют вокальное музыкальное произведение. 

Итоговый контроль: проводится в мае согласно графику (расписанию) проведения отчётного концерта. Основной формой проведения итогового контроля является отчётный концерт. 

Формы предъявления результатов:

— отзывы учащихся и родителей,

— отчётный концерт,

         — участие в конкурсах и фестивалях.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:                   

— концерты, фестивали, конкурсы. 

2.3 Методические материалы

Методы обучения: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный, упражнений — многократного повторения, проблемно-поисковый.   

Учащиеся знакомятся с особенностями вокального эстрадного жанра, техникой безопасности обращения с ТСО и основами работы с фонограммой. Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, занимаются постановкой голоса.

Учащиеся знакомятся с основами работы над песней, над созданием своего сценического образа и образа песни. Учащиеся разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом.

Учащиеся знакомятся с приёмами эстрадного ансамблевого пения. Изучение материалов осуществляется в ходе кружковых занятий.

Методы воспитания:

— формировать эмоциональную отзывчивость и умение воспринимать вокальное произведение в единстве его формы и содержания;

— приобщение работы в группе, чувство коллективизма и уважения к друг другу;

— воспитание патриотизма и любви к Родине через патриотические песни;

— соблюдение культуры поведения в группе и на сцене;

— развить артистичность, изящество голоса, импровизацию.

Методы организации деятельности обучающихся в системе дополнительного образования:

  1. занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;
  2. комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей – образцов, пение учебно-тренировочного материала),
  3. практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления-концерты.

 Наличие методического материала:

—  беседы, распечатки текстов песен, распевок, упражнений на дыхание.

Формы организации учебного занятия:

—   занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;

—   комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, просмотр видео роликов с хореографическим коллективом, постановочно-репетиционная работа);

—   практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над танцевальным репертуаром, публичные выступления-концерты;

—   коллективная форма работы – основополагающая, представляет собой творческий процесс, в котором избираются разнообразные варианты решения исполнительских задач, связанных с выявлением идейно-художественного содержания хореографического произведения, его творческого воплощения, а так же способствует достижению исполнительского мастерства группы в целом.

Алгоритм учебного занятия: тема, цель, задачи, материалы, ход урока, организационный момент, беседа, практическая часть, техника безопасности, самостоятельная работа, физминутка, продолжение самостоятельной работы, игровой момент, итог занятия, уборка рабочих мест.

Перечень дидактических материалов: 

   — технологические карты, словарь с терминами, методички с нотами, физминутки, игры;

   — творческие проекты: песня «Соловушка» в технике «Народного стиля», «Лето красное» в технике «детская песня», «Ночь звёзды и джас» в технике «эстрадной песни»;                                                                                        

   — исследовательские работы: «История народных песен» в технике «а каппела»

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса1 год2 год3 год
Продолжительность учебного года, неделя363636
Количество учебных дней72108108
Продолжительность учебных периодов1 полугодие15.09.2021- 31.12.202115.09.2021- 31.12.202115.09.2021- 31.12.2021
2 полугодие12.01.2022- 31.05.202212.01.2022- 31.05.202212.01.2022- 31.05.2022
Возраст детей, лет7-910-1314-18
Продолжительность занятия, час122
Режим занятия2 раза/нед3 раза/нед3 раза/нед
Годовая учебная нагрузка, час144216216

2.5 Календарный план воспитательной работы

МероприятияОбъемДата проведения
1 этап районного конкурса творческих работ, посвящённых Дню тигра 01.09.21. — 20.09.21. 
Проведение практических учений и инструктажей с обучающимися: «Как вести себя при террористическом акте»;«Правила пожарной безопасности»;«Правила техники безопасности»; «Правила поведения на дорогах» 01.09.21. -05.09.21.
Муниципальный этап краевого праздника «День тигра» 23.09.21.
«Бобкин день» праздник, посвящённый Всемирному Дню животных 21.10.21.
Беседы, посвящённые Дню Приморского края 25.10.21.
Мероприятия (беседы, конкурсы), посвящённые Дню народного единства 03.11.21.
«Я маму милую люблю»- конкурс творческих работ 01.11.21-24.11.21.
Мероприятия (беседы, конкурсы), посвящённые Дню согласия и примирения 07.11.21.
Организация и проведение мероприятий по формированию толерантного сознания и профилактике экстремистских проявлений (встречи, акции, беседы) 10.11.21. 16.11.21.
Мероприятия (беседы, конкурсы, викторины), посвящённые Всемирному Дню ребёнка 20.11.21.
Мероприятия, посвящённые Международному Дню отказа от курения 21.11.21.
Социально-значимая акция волонтёров по патриотическому воспитанию «Милосердие», пропаганде ЗОЖ 24.11.21.-07.12.21.
Музыкально-развлекательная программа «Новогодняя сказка» 01.12.21.-25.12.21.
Беседы, посвящённые Международному дню борьбы со СПИДом 01.12.21.
Организация и проведение встреч, практических занятий, акций по изучению правил дорожного движения 08.12.21.- 19.12.21.
Мероприятия (беседы, конкурсы), посвящённые Международному Дню прав человека 10.12.21.
Организация и проведение бесед, встреч, конкурсов рисунков, викторин, посвящённых Дню Конституции 12.12.21.
Новогодние утренники 26.12.21.-30.12.21.
Игровые программы для пришкольных лагерей (по отдельному плану) 04.01.22.-12.01.22.
Военно-патриотический месячник 23.01.22.-23.02.22.
Акция против употребления ПАВ «Мы за здоровый образ жизни» 29.01.22.
Военно-патриотический месячник 23.01.22. 23.02.22.
Конкурс творческих работ «Праздник всех солдат, защитников, бойцов» 01.02.22.-30.02.22.
Мероприятия (беседы, викторины), посвящённые Международному Дню родного языка 22.02.22.
Участие в военно-спортивной игре «Зарница» среди обучающихся ДЮЦ 25.02.22 — 01.03.22. 
Социально-значимая акция волонтёров по патриотическому воспитанию, пропаганде ЗОЖ 24.02.22.
Организация и проведение встреч, практических занятий, акций по изучению правил дорожного движения 10.03.22.-14.03.22.
Игровые программы для пришкольных лагерей (по отдельному плану) 16.03.22.-24.03.22.
Участие в районном празднике «День Земли» 21.03.22.
Неделя детской и юношеской книги 27.03.22.-03.04.22.
Международный день птиц 01.04.22.
Неделя здоровья 01.04.22.-08.04.22.
Просмотр видеофильма, лекция «Техника жизнедеятельности во время прогулок и подвижных игр около водоёмов и рек» 04.04.22.
Всемирный день авиации и космонавтики 12.04.22.
Патриотический месячник «Весенняя неделя добра», посвящённый годовщине Победы над фашистской Германией 15.04.22.-15.05.22.
Месячник по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 15.04.22.-15.05.22.
Месячник, посвящённый международному дню семьи и Международному Дню защиты детей. Организация мероприятий 15.05.22.- 15.06.22.
Отчетный концерт ДЮЦ 22.05.22.
Социально-значимая акция по пропаганде ЗОЖ 26.05.22.- 31.05.22.
Всемирный день без табака 31.05.22.
Праздничная программа, посвящённая Международному дню защиты детей «Праздник детства» 01.06.22.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                    

1. Добровольская В.В. Распевки. Москва: Изд-во «Вирта». 2008. С. 253.

2. Енукидзе Н.И. Популярные музыкальные жанры. Москва: Изд-во «Классика».  2002. С. 486.

3. Исаева И. Эстрадное пение. Москва: Изд-во «Астрель». 2007. С. 384.

4. Кидл Мэри. Сценический костюм. Москва: Изд-во «Арт-родник». 2004. С. 523.

                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ

Перечень дидактического материала:   

распечатки с текстами распевок, стихов, песен, упражнениями на мимику лица, дыхательные упражнения на мимику грудного регистра, видеоролики, презентации.

Оценочные материалы.

Система контроля результативности обучения.

Первый год обучения.

Контрольно-оценочные материалы

1 год обучения

Тема 1. Организационное занятие.

Задание: Спеть любую распевку, попевку, выполнить дыхательное упражнение, обращая внимание на качество интонирования, знание мелодии и текста распевок, попевок и дыхательных упражнений.                                  Критерии оценки.                                                                                  Высокий уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Внимательное пение, способность улучшить качество пения. Лёгкость в исполнении попевок, распевок. Умение исполнить распевку в быстром темпе.                                                                                                    Средний уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Не всегда понимает, как можно улучшить качество пения. Трудности в исполнении распевки в быстром темпе.                             Низкий уровень: Обучающийся не знает мелодию и текст распевок, попевок. Поёт неуверенно. Исполняет попевки и распевки только по партитуре. Правильно выполняет дыхательные упражнения.

Тема 2. Певческая установка. Певческое дыхание. Цепное дыхание.

Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному или дуэтом, обращая внимание певческую установку, качество интонирования и используемый вид дыхания.

Критерии оценки.                                                                                  Высокий уровень. Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание, умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом, группой). Дышит между фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное. Обучающийся рассчитывает певческое дыхание на длинную фразу.                                                                 Средний уровень. Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание только в начале пения, а далее использует только грудное. Умеет использовать цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе). Дышит между фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу.                                           Низкий уровень. Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует только грудное дыхание. Берёт дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать дыхание на длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания дышит одновременно с другим певцом (хористом).

Тема 3. Музыкальный звук. Высота звука. Основы чистого интонирования. Унисон.                                                                                Задание. Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному и дуэтом (пение в унисон), обращая внимание на качество интонирования и умение петь в унисон.

Критерии оценки.                                                                                  Высокий уровень. Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте.                                                Средний уровень. Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона, но неточное пение в унисон.                                Низкий уровень. Чистое интонирование только с помощью учителя. Отсутствие унисона.

Тема 4. Основные правила звуковедения. Виды штрихов и дирижёрские жесты.                                                                                            Задание. Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному, обращая внимание на качество интонирования, использования обучающимся штрихов и понимания певцом дирижёрских жестов.                                                                                                              Критерии оценки.                                                                                  Высокий уровень. Понимание обучающимся дирижёрских жестов, исполнение мелодии любым предложенным штрихом.                                    Средний уровень. Обучающийся понимает дирижёрский жест, но допускает незначительные ошибки во время исполнения мелодии.                      Низкий уровень. Обучающийся исполняет мелодию нужным штрихом только по словесному объяснению и демонстрационного показа руководителем. Дирижёрский жест не понимает.

Контрольно-оценочные материалы.                                                                     

2 год обучения.

Тема 1. Правильная дикция и артикуляция в группе.                                 Задание. Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора по одному, дуэтом или небольшим ансамблем, обращая внимание на качество интонирования, дикцию и артикуляцию.               Критерии оценки.                                                                                  Высокий уровень. Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.                                                                            Средний уровень. Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения, но иногда допускает ошибки. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.                                  Низкий уровень. Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции, но не умеет использовать теоретические знания на практике. Неточно интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.

Тема 2. Формирование чувства ансамбля.                                                   Задание. Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора детским хоровым коллективом, обращая внимание на качество интонирования соблюдение ансамбля.

Критерии оценки.                                                                                  Высокий уровень. Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое унисонное интонирование в любых темпах и ладах со сложным ритмическим рисунком. Исполняют несложные двухголосные песни без сопровождения. Знают и соблюдают основы цепного дыхания.                                                Средний уровень. Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда допускают ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе. Исполняют несложные двухголосные песни, с незначительной гармонической поддержкой аккомпанемента. Знают и соблюдают основы цепного дыхания. Низкий уровень. Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует унисонное интонирование мелодии. Исполняют лёгкие двухголосные песни только с гармонической поддержкой аккомпанемента. При пении песни не соблюдают основы цепного дыхания.

Тема 3. Формирование сценической культуры. Работа над образом.         Задание. Исполнение (пение) песни русского композитора детским коллективом, обращая внимание на качество интонирования, умения донести образ до слушателей, умения держаться на сцене.

Критерии оценки.                                                                                   Высокий уровень. Чистое интонирование мелодии, пение в характере песни. Уверенная манера поведения на сцене, умение выполнять несложные движения под музыку. Умение держать микрофон без рекомендаций педагога. В завершении песни-поклон.                                                                            Средний уровень. Чистое интонирование мелодии. Во время пения отводит микрофон от губ, на сцене держится скованно. Движения под музыку забывает. В конце пения выполняет поклон только после напоминания учителем.   Низкий уровень. Чистое интонирование мелодии. Во время пения с микрофоном обучающийся забывает текст песни, убирает микрофон от губ. Движения под музыку не выполняет. Поёт не в образе музыкального произведения. В конце пения не кланяется, а поспешно уходит со сцены.

Тема 4. Организационное занятие.                                                                  Задание. Спеть любую распевку, попевку, выполнить дыхательное упражнение, обращая внимание на качество интонирования, знание мелодии и текста распевок, попевок и дыхательных упражнений.

Критерии оценки.                                                                                  Высокий уровень. Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Внимательное пение, способность улучшить качество пения. Лёгкость в исполнении попевок, распевок. Умение исполнить распевку в быстром темпе.                                                                                                       Средний уровень. Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Не всегда понимает, как можно улучшить качество пения. Трудности в исполнении распевки в быстром темпе.                                  Низкий уровень. Обучающийся не знает мелодию и текст распевок, попевок. Поёт неуверенно. Исполняет попевки и распевки только по партитуре. Правильно выполняет дыхательные упражнения.

Тема 5. Певческая установка. Певческое дыхание.

Задание. Исполнение (пение) куплета и припева песни зарубежного и русского композитора по одному или дуэтом, обращая внимание певческую установку, качество интонирования и используемый вид дыхания.

Критерии оценки.                                                                                  Высокий уровень. Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание, Дышит между фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное. Обучающийся рассчитывает певческое дыхание на длинную фразу.                                                   Средний уровень. Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание только в начале пения, а далее использует только грудное. Умеет использовать цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе). Дышит между фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу.                                Низкий уровень. Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Обучающийся использует только грудное дыхание. Берёт дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать дыхание на длинную музыкальную фразу.

Контрольно-оценочные материалы.                                                                     

3 год обучения.

Тема 1. Музыкальный звук. Высота звука. Основы чистого интонирования. Унисон.                                                                                Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни зарубежного композитора по одному и дуэтом (пение в унисон), обращая внимание на качество интонирования и умение петь в унисон.

Критерии оценки.                                                                                  Высокий уровень. Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в группе.                  Средний уровень. Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона, но неточное пение в унисон.                                Низкий уровень. Чистое интонирование только с помощью педагога. Отсутствие унисона.

Тема 2. Основные правила звуковедения. Виды штрихов и дирижёрские жесты.

Задание. Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора духовной тематики по одному, обращая внимание на качество интонирования, использования обучающимся штрихов и понимания певцом дирижёрских жестов.

Критерии оценки.                                                                                  Высокий уровень. Понимание обучающимся дирижёрских жестов, исполнение мелодии любым предложенным штрихом.                                  Средний уровень. Обучающийся понимает дирижёрский жест, но допускает незначительные ошибки во время исполнения мелодии.                      Низкий уровень. Обучающийся исполняет мелодию нужным штрихом только по словесному объяснению и демонстрационного показа педагога. Дирижёрский жест не понимает.

Тема 3. Правильная дикция и артикуляция.                                         Задание. Исполнение (пение) куплета и припева песни русского композитора духовной тематики по одному, дуэтом или небольшим ансамблем, обращая внимание на качество интонирования, дикцию и артикуляцию.                                                                                                      Критерии оценки.                                                                                  Высокий уровень. Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.                                                                            Средний уровень. Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время пения, но иногда допускает ошибки. Чисто интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.                                         Низкий уровень. Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции, но не умеет использовать теоретические знания на практике. Неточно интонирует мелодию, понимает дирижёрский жест.

Тема 4. Формирование чувства ансамбля.                                          Задание. Исполнение (пение) куплета и припева песни русского и зарубежного композитора детским коллективом, обращая внимание на качество интонирования соблюдение в ансамбле.

Критерии оценки.                                                                                  Высокий уровень. Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое унисонное интонирование в любых темпах и ладах со сложным ритмическим рисунком. Исполняют несложные двухголосные песни без сопровождения.          Средний уровень. Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда допускают ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе. Исполняют несложные двухголосные песни, с незначительной гармонической поддержкой аккомпанемента.                                                                   Низкий уровень. Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует унисонное интонирование мелодии. Исполняют лёгкие двухголосные песни только с гармонической поддержкой аккомпанемента.  Тема 5. Формирование сценической культуры. Работа над образом.   Задание. Исполнение (пение) песни русского и зарубежного композитора детским хоровым коллективом, обращая внимание на качество интонирования, умения донести образ до слушателей, умения держаться на сцене.

Критерии оценки.                                                                                  Высокий уровень. Чистое интонирование мелодии, пение в характере песни. Уверенная манера поведения на сцене, умение выполнять несложные движения под музыку. Умение держать микрофон без рекомендаций педагога. В завершении песни-поклон.                                                                            Средний уровень. Чистое интонирование мелодии. Во время пения отводит микрофон от губ, на сцене держится скованно. Движения под музыку забывает. В конце пения выполняет поклон только после напоминания педагогом.                                                                                                         Низкий уровень. Чистое интонирование мелодии. Во время пения с микрофоном обучающийся забывает текст песни, убирает микрофон от губ. Движения под музыку не выполняет. Поёт не в образе музыкального произведения. В конце пения не кланяется, и поспешно уходит со сцены.