Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр»
Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол № ____ от «___»___________20___г.
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО ДЮЦ А. В. Олейник «___________ » 20____ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Детский фитнес»
Направленность программы: физкультурно — оздоровительная
Срок реализации программы-3 года
Возраст детей: 4- 17 лет
Составитель: Кузьмина Мария Сергеевна
педагог дополнительного образования
с. Чугуевка 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
- Актуальность программы
- Отличительные особенности программы
- Педагогическая целесообразность
- Цель программы
- Задачи
- Возраст учащихся, которым адресована программа
- Формы занятий
- ОБЪЁМ ТЕМ ПРОГРАММЫ
- Объём программы
- Срок реализации программы
- Режим занятий
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Планируемые результаты
- Способы и формы проверки результатов
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Учебно- тематический план
- Содержание тем программы
- ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
- Методическое обеспечение программы
- Формы подведения итогов
- Функциональные пробы
- Критерии физических способностей
- Показатели физических способностей – контрольные упражнения
- Условия реализации программы
- Список литературы
- ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
- 1. Пояснительная записка
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения. По данным различных исследований, лишь 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья. Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказаны многочисленными исследованиями, которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективным преодолением многих заболеваний.
Фитнес— это сбалансированное состояние оптимальных уровней силы, гибкости, контроля за весом тела, сердечно-сосудистых возможностей, позитивного физического и психического настроения, что позволяет человеку жить полноценно, быть свободным от контролируемых факторов риска и развивать потенциальные физические способности.
Фитнес— это образ жизни, позволяющий сохранять и укреплять здоровье, уравновешивать эмоциональное состояние, совершенствовать физическую форму, вести активный образ жизни.
Фитнес— это образ жизни, ведущий к физическому и ментальному здоровью человека.
- 2. Актуальность программы обусловлена несколькими причинами:
— ухудшение здоровья школьников, повышение роста заболеваемости;
— высокая умственная и психологическая нагрузка в школе;
— частые стрессовые состояния.
- 3. Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью данной образовательной программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач. Занятия по программе позволяют проявить творческие способности детей. В программе использованы игровые методики для занятий фитнесом, что способствует более быстрому запоминанию движений и помогает решить проблему концентрации внимания у ребят. Используются основные педагогические принципы — систематичность, постепенность и последовательность.
- 4. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в детях воспитывается чувство внутренней свободы, уверенность в себе, своих силах и возможностях, развиваются нравственные и морально-волевые качества, у учащихся формируется осознанное отношение к своему здоровью и мотивация к здоровому образу жизни. В построении программы соблюдены основные принципы:
— принцип учета возрастных особенностей;
— принцип дифференциации и индивидуализации;
— принцип адекватности педагогических воздействий;
- 5. Цель программы:Гармоничное развитие личности, укрепление здоровья, улучшение физического развития, совершенствовании двигательных способностей ребенка посредством занятий фитнесом.
- 6. Задачи:
Образовательные:
— познакомить с видами физических упражнений (общеразвивающие упражнения (ОРУ); специально прыжковые упражнения (СПУ); специально беговые упражнения (СБУ); контрольные упражнения (КУ); подводящие упражнения; соревновательные упражнения);
Развивающие:
— развить выносливость;
— развить амплитуду движений (гибкость);
— развить статику и динамику движения;
— развить мышечную силу.
Воспитательные:
— воспитать целеустремленность и трудолюбие;
— воспитать силу воли, настойчивость, дисциплину, коллективизм, чувство дружбы и товарищества.
Валеологические:
— укрепить мышцы спины и мышцы груди для формирования правильной осанки и профилактики проявлений сколиоза у детей;
— развить правильное дыхание как средства гармонизации всего организма в целом, так и профилактики простудных заболеваний;
- 7. Возраст учащихся, которым адресована программа:
Программа «Детский фитнес» адресована детям и подросткам от 4до 17 лет.
Набор детей осуществляется согласно заявлению родителей. Группы формируются в начале учебного года, согласно Уставу ДЮЦ и санитарно-эпидемиологических правил и требований к наполняемости учебных групп.
Рекомендуемый количественный состав: группы – не более 6 – 8 человек.
Режим работы спортивных занятий 2 — 3 раза в неделю по 45 – 90 мин.
- 8. Формы занятий: тренировки, подвижные игры, спортивные игры. Правильно организовать тренировочный процесс помогают следующие методы:
— групповой;
— индивидуальный;
— круговой тренировки;
- ОБЪЁМ ПРОГРАММЫ:
- 1. Объём программы – 648 часов на весь период обучения по программе индивидуальных занятий.
- 2. Срок реализации программы – 3 года
- 3. Режим занятий: Занятия в группе проходят 2 – 3 раза в неделю по 45 – 90 минут, количество занимающихся в группе 6 – 8 человек.
Режим занятий и наполняемость групп
Год обучения | Кол-во детей в группе | Кол-во занятий в неделю | Продолжительность занятий | Кол-во часов в год |
№ 1-1-й год | 6 – 8 | 3 | 2 часа (90 мин) | 216 часов |
№ 2 (1,2 год) | 6 – 8 | 3 | 2 часа (90 мин) | 216 часов |
№ 3 (1,2 год) | 6 – 8 | 3 | 2 часа (90 мин) | 216 часов |
Всего: | 648 часов |
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- 1. Планируемые результаты.
— вырабатываются навыки самоконтроля;
— происходит улучшение показателей функций дыхания;
— повышается внимание, память;
— формируется осанка, устраняются признаки плоскостопия;
— повышение уровня физических качеств у детей;
- 2. Способы и формы проверки результатов.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
— включённое наблюдение за учащимися в процессе учебно-тренировочных занятий;
— проверка выполнения отдельных упражнений;
— выполнение установленных для каждого индивидуальных заданий.
Итоговая аттестация
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- 1. Учебно-тематический план
1-ой год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Форма контроля |
1. | Основы знаний | 8 | 2 | 6 | |
1.1. | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | 1 |
Опрос |
|
1.2. | Гигиена, самомассаж. | 6 | 6 | Наблюдение | |
1.3. | Образ жизни как фактор здоровья | 1 | 1 | Тестирование | |
2. | Общая физическая подготовка | 16 | 3 | 13 | |
2.1. | Упражнения на мелкую моторику | 3 | 1 | 2 | Наблюдение
|
2.2. | Упражнения с обручем | 3 | 1 | 2 | Наблюдение |
2.3. | Упражнения со скакалкой | 4 | 1 | 3 | Наблюдение |
2.4. | Общеразвивающие упражнения:
— дыхательная гимнастика — упражнения на расслабление — гимнастика для глаз |
6 |
|
2
2
2 |
Наблюдение |
3. | Специальная
физическая подготовка |
30 | 2 | 28 | |
3.1. | Формирование правильной осанки | 2 | 2 | Наблюдение | |
3.2. | Комплекс упражнений для мышечного корсета спины | 10 | 10 | Наблюдение | |
3.3. | Растяжение и развитие подвижности позвоночника | 3 | 1 | 2 | Наблюдение |
3.4. | Упражнения с применением предметов | 13 | 1 | 12 | Наблюдение |
4. | Тестирование (педконтроль) | 2 | 2 | Тестирование | |
Итого: | 54 | 7 | 47 |
2-ой год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Форма контроля |
1. | Основы знаний | 8 | 2 | 6 | |
1.1. | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | 1 | Опрос | |
1.2. | Гигиена, самомассаж. | 6 | 6 | Наблюдение | |
1.3. | Самоконтроль. | 1 | 1 | Тестирование | |
2. | Общая физическая подготовка | 85 | 8 | 77 | |
2.1. | Упражнения на мелкую моторику | 22 | 2 | 20 | Тестирование
Наблюдение |
2.2. | Упражнения на гимнастической стенке | 15 | 1 | 14 | Наблюдение |
2.3. | Упражнения с обручем | 15 | 1 | 14 | Наблюдение |
2.4. | Упражнения со скакалкой | 15 | 1 | 14 | Наблюдение |
2.5. | Общеразвивающие упражнения:
— дыхательная гимнастика — упражнения на расслабление — гимнастика для глаз |
18
|
1
1
1 |
5
5
5 |
Наблюдение |
3. | Специальная
физическая подготовка |
74 | 8 | 66 | |
3.1. | Формирование правильной осанки | 10 | 2 | 8 | Наблюдение |
3.2. | Комплекс упражнений для мышечного корсета спины | 18 | 2 | 16 | Наблюдение |
3.3. | Упражнения для растяжки мышц | 22 | 2 | 20 | Наблюдение |
3.4. | Упражнения с применением предметов | 19 | 2 | 17 | Наблюдение |
4. | Тестирование (педконтроль) | 5 | 5 | Тестирование | |
Итого: | 216 | 26 | 190 |
3-ой год обучения
№ |
Наименование |
Кол-во часов всего: |
Теория |
Практика |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. | 1 | 1 | — |
2. | Гигиена, предупреждение травматизма, самоконтроль. | 5 | 5 | — |
3. | Упражнения для укрепления мышц спины | 18 | 2 | 16 |
4. | Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса | 18 | 2 | 16 |
5. | Упражнения для осанки | 18 | 2 | 16 |
6. | Упражнения для развития равновесия и координации | 12 | 2 | 10 |
7. | Упражнения для растяжки мышц | 10 | 1 | 9 |
8. | Дыхательные упражнения | 12 | 2 | 10 |
9. | Общеразвивающие упражнения (ОРУ) | 16 | 1 | 15 |
10. | Упражнения на тренажерах и гимнастической стенке | 12 | 2 | 10 |
11. | Упражнения для глаз | 8 | 2 | 6 |
12. | Упражнения для стопы (профилактика плоскостопия) | 8 | 1 | 7 |
13. | Подвижные игры | 6 | 1 | 5 |
Итого: | 144 | 24 | 120 |
- 2. Содержание тем программы
- Вводное занятие
Теория. Вводный инструктаж по технике безопасности в спортивном зале во время игр, о правильном использовании и назначении спортивных тренажёров. Рассказать о спортивных занятиях в режиме дня младших школьников и требованиях к спортивной одежде.
Практика. Подвижная игра по выбору занимающихся. Выполнение 3-4 упражнений для формирования правильной осанки; 4-5 упражнений для развития мышц туловища и соединение всех упражнений в комплекс. Повторение комплекса под счёт, затем под музыку.
- Гигиена, предупреждение травм, самоконтроль.
Теория: Знакомство с основами гигиены, необходимыми знаниями по вопросам предупреждения травм.
- Упражнения для укрепления мышц спины.
Теория. Мышцы спины, их функции, необходимость укрепления мышц спины.
Практика.Создание силового пояса — упражнение для укрепления мышц тазового дна, стабилизация таза при движении ног.
- Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.
Теория. Мышцы брюшного пресса, их назначение, функции.
Практика. Скручивание из положения лежа. Диагональное скручивание.
- Упражнения для осанки.
Теория. Знакомство с типами осанки.
Практика. Упражнения для вытягивания позвоночника и правильной постановки звеньев тела.
- Равновесие и координация
Теория. Понятие равновесия и необходимость его тренировки. Понятие координации движения и его применение в повседневной жизни.
Практика. Упражнения для развития координации и равновесия.
- Упражнения для растяжки мышц
Теория. Суть упражнений на растягивание мышц.
Практика. Упражнения для различных мышечных групп лежа на полу, стоя.
- Дыхательные упражнения
Теория. Знакомство с типами дыхания.
Практика. Дыхательные упражнения для стабилизации дыхания, релаксация.
- Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
Теория. Направленность ОРУ, включённость в тренировки как её подготовительная часть: разминка. Комплексы. Методика (техника) исполнения упражнений. Освоить комплекс ОРУ без предметов и с предметами. Разучить комплекса УГГ (утренняя гигиеническая гимнастика). Разучить комплекс ОРУ для формирования осанки и укрепления мышц спины, комплекс для развития гибкости, координации движений, силы, быстроты и выносливости.
Практика. ОРУ на месте и в движении ОРУ с большими и малыми мячами ОРУ с гимнастической палкой. ОРУ с гимнастической скакалкой. ОРУ с набивным мячом 0,5 – 1 кг. Комплекс УГГ по типу зарядки. Научиться выполнять основные положения и движения рук, ног, туловища на месте и в движении. Сочетать движения ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. Овладевать комбинациями ОРУ различной координационной сложности. Комплекс ОРУ выполняется в следующей последовательности: — упражнения для туловища — упражнения для спины — упражнения для косых мышц туловища — упражнения для мышц ног — упражнения для задней поверхности бедра — упражнения для голени и стопы — упражнения для плечевого пояса и рук — упражнения с утяжелителями (набивной мяч и др.) — упражнения с резиновым амортизатором.
- ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
- 1. Методическое обеспечение программы:
Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом их здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Каждая тренировка начинается с краткого введения и объяснения, задающего тон занятиям.
Разминка является важным элементом подготовки к тренировке. Увеличение скорости кровотока и частоты дыхания способствуют лучшему снабжению мышц спортсмена кислородом и питательными веществами. Разминка выстраивается по следующей методике:
— легкий равномерный бег трусцой
— легкий разминочный бег в сочетании с беговыми и прыжковыми упражнениями.
— подскоки (на скакалке, на гимнастической скамейке, на месте) — комплекс общеазвивающих упражнений (ОРУ) — подвижные игры.
В основной части занятия для развития силы используются — упражнения с отягощениями — упражнения с сопротивлением в виде противодействия партнера (жгута) — упражнения с использованием в качестве отягощения собственного веса занимающегося.
Заключительная часть имеет цель для восстановления функциональной активности организма, перехода от возбужденного состояния к уравновешенному и спокойному. В заключительной части занятий необходимо выполнить комплекс растягивающих упражнений. Комплекс состоит из 5-8 упражнений, которые выполняются в режиме низкой интенсивности. Продолжительность упражнений 5-10 мин. В завершении может выполняться легкий, заминочный бег продолжительностью 3-5 мин.
Основные методы и приемы это те, которые поддерживают интерес у занимающихся, создают ситуацию успеха (задания не вызывают психологических перегрузок), и вызывают желание, удовольствие и удовлетворение.
- 2. Формы подведения итогов.
В начале учебного года проводится стартовая проверка, а в конце года – итоговая. Форма фиксирования результатов – высокий, средний, низкий уровни.
- 3. Функциональные пробы:
— подвижность глаза (вверх, вниз, вправо, влево);
— лево-правополушарные взаимодействия мозга (ведущие: рука, нога,
ухо, глаз);
— измерение мышечной силы (сила мышц живота — удержание ног)
- 4. Критерии физических способностей:
— сила;
— быстрота;
— координация;
— гибкость;
— выносливость;
— скоростно-силовые качества.
- 5. Показатели физических способностей — контрольные упражнения (КУ) на:
скорость — прыжки на скакалке за 10 сек., 30 сек.;
гибкость — наклон из и.п. сидя не сгибая колен;
выносливость — шести минутный бег, прыжки на скакалке 5 мин.;
скоростно-силовые качества — прыжок в длину с места, метание набивного мяча;
координацию — челночный бег 3 по 10 метров.
- 6. Условия реализации программы:
— индивидуальные коврики;
— мячи, обручи, скакалки, гимнастические палки;
— гимнастическая стенка, гимнастическая скамья.
5.7. Список литературы для учителя:
- Колесников С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы/С.В. Колесникова. — Ростов н/Д.:Феникс,2005.-157с.
- Авербух м. Двигайся больше, живи дольше: Уникальная Фитнес — программа молодости/Пер. с англ. Т. Новиковой.-М.:ФАИР-ПРЕСС,2004.-272 с.
- Оздоровительная гимнастика на специальных мячах для детей : Методическое пособие/Сост.- Левченковой Г.П., Сверчковой О.Ю., -М.: Фитбол,2001.
- Сверчкова О.Ю., Левченкова Т.В., Веселовская Фитбол- тренинг: Пособие по Фитбол-аэробике и Фитбол — гимнастике, -М.:ННОУ центр Фитбол,2002.
- Мариничев Н.А. Коррекция осанки у детей, Ярославль:ЦДЮ,1998.
- Татура Ю.В. Фитнес : Тонкости, хитрости и секреты. — М.: ЗАО « Новый издательский дом»,2004.
- Крусеева Т.О. Справочник инструктора по физической культуре в детских дошкольных учреждениях/Т.О. Крусеева. -Ростов н/д: Феникс,2005.-253с.
- Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий. – М., 2001.
- Одинцова И.Б. Аэробика и фитнесс. — М., 2002.
- Хоули Э. Т., Френкс Б. Д Оздоровительный фитнесс. – Киев, 2000
- . Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г, Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики. – Волгоград, 2004.