Калинина Т. В. «Мастерская фантазий»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско – юношеский центр» с. Чугуевка

 

 

Рекомендован

решением методического совета

протокол №_   от «    »               2016 года

         УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО ДЮЦ с.Чугуевка

___________А.В. Олейник

«         »                   2016 г.

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

«Мастерская фантазий»

Направленность: художественная

 

 

 

Возраст детей: 7 -16лет

Срок реализации программы: 1 год

 

 

                                             Автор – составитель:

педагог дополнительного образования

                                                                                  Калинина Татьяна Викторовна 

                                                                         

                                                                     

 

                                                                     с. Чугуевка

                                                                            2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ:

 

1.1.Дополнительная общеразвивающая программа   «Мастерская  фантазий» реализуется в соответствии с художественной направленностью образования, включая в себя элементы технического моделирования и художественного конструирования, по содержанию является художественно – эстетической; по функциональному назначению – досуговой; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

Программа направлена наформирование у обучающихся эффективных и доступных способов познания окружающего мира,предусматривает создание образовательного пространства, которое поможет ребёнку попробовать себя в разных видах деятельности в работе с различным материалом, адаптироваться в сегодняшнем дне, воспитывать уважение к труду и таланту мастеров.

        1.2. Актуальность программы  обусловлена тем,что  новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

— быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои  новые оригинальные решения;

— быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Ребенок с творческими способностями — активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

 1.3.Отличительные особенности данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности, овладевая приемами работы с различными материалами.

Этому способствует использование образовательных технологий:

 — технологии развивающего обучения: развитие личности и ее способностей, вовлечение учащихся в различные виды деятельности: работа индивидуальная, работа в парах, коллективная работа;

 — технология дифференцированного обучения: создание оптимальных условий для выявления задатков, усвоение материала на различных уровнях;

—  технология конструирования и моделирования;

игровая технология:  игровые методы вовлечения в творческую деятельность, самостоятельная деятельность, поиск учебной информации.

1.4. Педагогическая целесообразность  программы  «Мастерская фантазий»» направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание обучающихся, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности, к людям труда.

Одним из наиболее значимых положительных результатов этого вида творчества является развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, а это, как известно, связано непосредственно с развитием речи и интеллекта в целом.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов  изготовления работ.

Каждое занятие  включает теоретическую часть, на которую отводится не более 15—20 мин. и практическую — выполнение задания.  Теоретические сведения — рассказ педагога, беседа с детьми, рассказы детей, показ педагога способа действия – так и практические, в ходе которых под контролем педагога самостоятельно выполняются работы.

Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.

Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия,  приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Для организации учебно-воспитательного процесса в объединении используются следующие  методы и приемыобучения,  которые можно классифицировать:

а) по способу подачи материала:

— словесный (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж,  викторины, разъяснение, словесная оценка и коррекция);

— наглядный (демонстрация образцов, просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, показ видеоматериала, иллюстраций, образцы изделий, педагогический показ, наблюдения);

— практический (выполнение работ с применением полученных знаний, изготовление образцов и макетов изделий, работа под руководством педагога, самостоятельная работа,  творческие задания);

б) по характеру деятельности обучающихся:

— объяснительно-иллюстрационный (восприятие и усвоение готовой информации,рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных мастеров);

— репродуктивный(выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.);

— частично-поисковый  (решение проблемных ситуаций совместно с педагогом или с коллективом детей);

— изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности обучающегося.

В процессе творческо-познавательной деятельности обучающиеся изучают, систематизируют и самостоятельно используют полученные знания, разрабатывают  образовательные продукты:  записи в тетради, опорные конспекты, схемы, таблицы, готовые изделия и т.п.

1.5. Цель программы: формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

1.6. Задачи:

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

— образовательной

— научить планировать свою деятельность;

— научить приемам работы с инструментами;

— научить приемам и технологии изготовления несложных конструкций;

— воспитательной

— воспитание уважения к труду и людям труда,  любовь к народному искусству, декоративно – прикладному творчеству;

— воспитание чувства самоконтроля;

— воспитание у обучающихся чувства гражданственности;

— воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, чувства удовлетворения от совместной работы, чувства взаимопомощи и коллективизма.

— развивающей

— развитие у детей технического мышления;

— развитие образного мышления;

— создание условий к саморазвитию учащихся;

— развитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики рук, образного и логического мышления, художественного вкуса  школьников.

1.7. Возраст учащихся,  которым адресована программа  и участвующих в реализации данной программы,  7-16 лет.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 10 до 15 человек.Состав групп – постоянный, может быть разнородным по возрасту.   Данный норматив связан с высокой степенью индивидуализации учебного процесса, и увеличение количества учащихся в группе значительно понижает качество обучения.

Занятия проводятся по группам и индивидуально в аудитории.

Возрастные особенности учащихся

Психолого-педагогические особенности детейв возрасте 7-16 лет позволяют в полном объеме освоить технику работы с различным материалом, умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции. Не у всех детей эти навыки развиты одинаково хорошо. Занятия по созданию изделий  помогут ребенку приобрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их.

Младший и средний возраст — это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но у детей младшего возраста еще  слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, нет  точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: лепка, вырезание, нарезание полосок, закручивания полосок в рол- ребенок  развивает мелкие и точные движения рук.

       1.8.Формы и режим организации  занятий

Основной формой организации учебного процесса является занятие,  формами организации педагогической деятельности:

— индивидуальная работа;

— групповая работа;

— консультативная работа;

— творческая мастерская.

Следуя принципам дифференцированного и индивидуального обучения, технологии

свободного выбора, на занятиях используется вариативный подход при выборе тем программы

(в соответствии с индивидуальными запросами и интересами обучающихся).   Программа

построена по принципу «спирали»: изучение новой темы начинается с повторения пройденного

материала и постепенного усложнения.

В программу включены беседы по народному декоративно-прикладному искусству,игры, викторины,экскурсии, выставки,праздники, мастер-классы, практические занятия (коллективные, по подгруппам, индивидуальные), презентации и т.д.

При определении режима занятий учтены требования СанПина  к учреждениям дополнительного образования, а так же смена различных видов деятельности во время проведения занятий.

  1. ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ:

 2.1. Объем программы. Общая продолжительность обучения составляет   144  учебные часа.

 2.2.Срок реализации программы– 1 год.

2.3.Режим занятий: 2  раза  в неделю по  2  часа.

 

3.ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:

3.1. Планируемые результаты

Главным результатом  реализации программы является создание каждым ребенком своего  оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талант-ливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.

Обучающиеся будут знать:

— историю возникновения декоративно-прикладного искусства;

— правила техники безопасности и организации рабочего места, безопасности труда при работе ручным инструментом;

— правила сбора природного материала, обработки, его хранения и использования в композиции,

— технологические приемы выполнения художественных работ;

— свойства и способы обработки различных материалов, правила работы с ними;

— название ручных инструментов, материалов, приспособлений;

— правила разметки и контроля по шаблонам, линейке;

— применение акварели, цветных карандашей, гуаши.

Обучающиеся будут  уметь:

—  самостоятельно составлять композиции на основе композиционного построения,

— анализировать и оценивать пропорциональность формы и размера, расположение

— орнаментальных материалов и колорита изделия, качественный уровень выполняемой работы;

— самостоятельно применять знания технологических приемов при работе с различным материалом;

— правильно пользоваться ручными инструментами;

— соблюдать правила безопасности труда  во всех видах технического труда;

— организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

— бережно относиться к инструментам и материалам;

— экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки;

— самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

— выполнять работу, используя художественные материалы

3.2. Способы и формы проверки результатов

Основными формамиподведения итогов реализации программы являются:

— составление фотоальбомов лучших работ;

— помещение лучших работ на выставку в кабинете;

— выставки работ обучающихся на родительских собраниях и массовых мероприятиях;

— участие  в районных, областных  и итоговых выставках детского творчества;

— участие в районных, областных и Всероссийских конкурсах детского творчества.

К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы,  награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка  «Мастерская фантазий».

В процессе всего учебного года происходит постоянный контроль освоения учащимися  навыков и умений, предусмотренных программой.   Это контролируется путем:  наблюдения, тестирования,  выполнение творческих  и практических заданий, зачетных работ:

текущий контроль знаний : путем устного опроса ( индивидуального и группового);

— текущий контроль умений и навыков: в процессе наблюдения за индивидуальной работой ребенка;

тематический контроль: после изучения тем;

итоговый контроль;

самоконтроль;

Основными критериями оценки работ учащихся являются:

— внешний вид изделия;

— соблюдение технологий;

— аккуратность и эстетический вид;

— самостоятельные творческие замыслы.

Показателем работы  коллектива за год является:

— наличие результатов: грамот, дипломов, сертификатов за участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, фестивалях.

 

  1. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

2.1.учебно-тематический план

 

п/п

Раздел, тема занятия Часы Формы контроля
всего Т П

Раздел I.Водное занятие.

Инструктаж по Т.Б. и ПДД.

2 1 1

 

Беседа, наблюдение

Раздел II. Бумагопластика 32 3 29  
Тема «Виды бумагопластики и ее характеристика. Дизайн открыток и коробок»

 

8

 

1

 

7

Беседа, анализ  результа-тов деятельности учащих-ся, наблюдение,

практические задания

Тема «Аппликация в технике «Айрис фолдинг» 6 0,5 5,5
Тема «Бумажное моделирование» 6 0,5 5,5
Тема «Декорирование в технике «Пейп-арт» 8 0,5 7,5
Тема «Творчество с мокрой бумагой» 4 0,5 3,5
Раздел III. Лепка 18 2 16  
Тема «Холодный фарфор» 10 1 9

Беседа, наблюдение,

творческое задание

Тема  «Соленое тесто»      8 1 7
Раздел IV.  Моделирование 40 4 36  
Тема « Инструменты, материалы, оборудование 2 1 1 Беседа, практические задания, наблюдение, анализ результатов деятельности учащихся
Тема «Конструирование макетов моделей» 6 0,5 5,5
Тема «Домик из спичек» 10 0,5 9,5
Тема  «Храм  из потолочной плитки» 16 1 15
Тема «Поделки из потолочной плитки» 6 1 5
Раздел V. Работа с тканью 12 2 10  
Тема «Кукла-оберег» 4 1 3

Беседа, наблюдение,

практические и творческие   задания,

анализ результатов деятельности учащихся

Тема «Русская народная кукла» 8 1 7
Раздел VI. Работа с фольгой. 6 1 5  
Тема «Паучок из фольги» 2 0,5 1,5

Практические задания

наблюдение

Тема «Виноградная гроздь» 4 0,5 3,5
Раздел VII. Новогодний дизайн. 16 1,5 14,5  
Тема  «Праздничные венки, креативные елки» 6 0,5 5,5 Творческие задания
Тема  «Елочные игрушки» 6 0,5 5,5
Тема «Символ года» 4 0,5 3,5
Раздел VIII. Изготовление изделий на выставку 14 2 12 Участие в выставках, конкурсах
Раздел IX. Экскурсии 2   2  
Раздел X.  Итоговое занятие 2 1 1

Выставка творческих

работ

 Итого: 144 15,5 126,5  

 

2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

 

Раздел 1.

Вводное занятие 2 часа.

Тема 1.1. Введение.

Теория.Знакомство обучающихся  друг с другом и с педагогом. Введение в образовательную программу. Ознакомление с работой творческого объединения «Мастерская фантазий», содержание  и порядок работы. Демонстрация изделий. Организация рабочего места.Инструменты, материалы  и приспособления, применяемые в работе (ножницы, канцелярский нож, кисти для красок, клея и др.) правила пользования ими. Загадки на эту тему. Правила безопасности труда при использовании  колющих и режущих инструментов. Проведение вводного инструктажа по Т/Б. Правила поведения в кабинете. Викторина «Наше хобби – рукоделье»  — на знание различных видов традиционного народного рукоделия.

ПрактикаВыявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности.

Формы занятиякомбинированное, наблюдение, беседа.

Методическое обеспечениеинструкции по О.Т., Т/Б., выставка изделий и поделок из различного материала.

 

Раздел 2.

Бумагопластика  32 часа

 Тема 2.1.- 2.4. Виды бумагопластики и ее характеристика.Дизайн открыток и коробок  8 часов.

ТеорияБеседа: «История создания бумаги». Элементарные понятия о производстве бумаги и картона, их сортах, свойствах, применении. История бумаги. Презентация «Виды бумагопластики и их характеристика». Как размечать, разрезать ножницами, сгибать, склеивать. Оформлять изделия красками, аппликациями. Первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления объемных форм из бумаги. Правила техники безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, клеем.

Практика   — изготовление праздничной открытки;

— изготовление  коробочки для подарка;

— изготовление сказочного домика, используя шаблон (выкройку).

Формы занятиярассказ с элементами беседы, творческая мастерская, выставка работ.

Методическое обеспечениебумага, картон, клей, ножницы, геометрические тела, выкройки шаблонов, образцы изделий, презентация, инструкции по ТБ., ноутбук.

 

Тема 2.5.-2.7.  Аппликация в технике «Айрис-фолдинг»6 часов.

ТеорияБеседа «Что такое «Айрис – фолдинг»?   Просмотр видеосюжета  «Айрис –фолдинг». Материалы, принадлежности и инструменты для выполнения поделок. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом, клеем, ножницами.

Практика-изготовление вазы.

— изготовление аппликации «Волшебный шар»

Формы занятиядемонстрация видеоматериала, беседа, творческая мастерская, наблюдение, практическая работа,демонстрация видеоматериалов,выставка работ.

Методическое обеспечениебумага, картон, копировальная бумага, простой карандаш, канцелярский нож, ножницы, клей, инструкции по Т/Б, айрис – шаблоны,  ваза в технике айрисфолдинг, инструкции по ТБ, ноутбук.

 

            Тема 2.8.-2.10. Бумажное моделирование  6 часов.

Теория Просмотр видеосюжета «Картон. Технология производства». Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления модели. Детали парусника и  последовательность его изготовления (используя  шаблоны).

Практика— изготовление кормы и днища парусника;

— изготовление палубы;

— изготовление парусов и сборка изделия.

Формы занятиядемонстрация видеоматериала, традиционное, практическое, наблюдение,демонстрация видеоматериалов, выставка работ.

Методическое обеспечениекартон,  ножницы, клей, простой карандаш, цветная бумага, шаблоны деталей парусника, парусник, инструкции по ТБ, ноутбук.

 

Тема 2.11.-2.14.  Декорирование в технике «Пейп–арт» 8 часов.

Теория Беседа «История создания техники «пейп – арт». Правила работы со стеклом –обезжиривание, грунтование.Подготовка изделия к декорированию методом «папье – маше». Техника скручивания бумажных полосок. Технология наклеивания по предварительному рисунку. Просмотр видеоролика «Пейп – арт». Материалы, принадлежности и инструменты для декорирования и изготовления панно.Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.

Практика— декорирование бутылки;

— изготовление панно «Конь-огонь»

Формы занятиядемонстрация видеоматериала, рассказ с элементами беседы, наблюдение, практическое занятие, выставка работ, демонстрация видеоматериалов.

Методическое обеспечениестеклянные бутылки, салфетки, клей ПВА, ножницы, гуашь, кисти, ветошь, декоративные элементы, инструкции по ТБ., декорированные бутылки, видеоролик  «Пейп – арт», ноутбук.

 

 Тема 2.15.-2. 16.  Творчество с мокрой бумагой 4 часа.

ТеорияБеседа «История и техники «папье маше».Особенности технологии изготовления изделий из мокрой бумаги.  Просмотр презентации «Волшебная бумага».Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления поделки.Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.

Практика  — изготовление поделки «Ежик».

Формы занятиябеседа,практическое занятие, наблюдение, выставка работ.

Методическое обеспечение  салфетки, клей ПВА, ножницы, блюдце, файл, инструкции по ТБ., образец, презентация, ноутбук.

 

Раздел 3.

  Лепка  18 часов.

 Тема 3.1.-3.5.  Холодный фарфор  10  часов.

Теория  Просмотр презентации «Декоративно-прикладное искусство. Техника «Холодный фарфор».  Материалы, инструменты и принадлежности для работы с холодным фарфором.  Просмотр работ из полимерной пластики и холодного фарфора. Презентация «Изделия из холодного фарфора.Правила техники безопасности при работе с  клеем.

Практика — приготовление массы;

— изготовление игрушки «Совенок»;

-изготовление сувенира «Сказочный домик».

Формы занятия  комбинированное, практическое занятие, беседа, выставка работ.

Методическое обеспечениекрахмал, клей ПВА, вазелин, глицерин, перчатки, гуашь, целлофановый мешочек, крем для рук, презентации, изделия из холодного фарфора, ноутбук.

 

Тема 3.6.-3.8. Соленое тесто 6  часов.

ТеорияБеседа «Из истории о соленом тесте». Технология приготовления соленого теста, его окрашивание. Лепка из соленого теста. Пластика.Презентация «Тестопластика». Материалы, принадлежности и инструменты для работы.Правила техники безопасности.

Практика— приготовление теста;

— изготовление панно «Корзина и фрукты».

Формы занятияпрактическое занятие, беседа, выставка работ.

Методическое обеспечение  соль, мука, презентация, гуашь, изделия из соленого теста, ноутбук.

 

Раздел 4.

  Моделирование  40 часов.

Тема 4.1.Инструменты, материалы, оборудование  2 часа.

ТеорияЗнакомство с различными инструментами, применяемыми в начальном техническом моделировании (бумага, картон, шило, проволока,  пенопласт и т.д.). Способы работы с ними, способы рационального использования материалов. Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе, масштабе. Порядок чтения изображения, эскиза, развертки.Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, клеем.

Практика— чтение графических документов;

— приемы работы канцелярским ножом по пенопласту.

Формы занятиярассказ с элементами беседы, практическая работа, наблюдение.

Методическое обеспечениеразличные инструменты, графические документы, пенопласт, инструкции по ТБ.

 

 Тема 4.2.-4.4.  Конструирование макетов моделей  6  часов.

ТеорияПонятие о контуре и силуэте. Углубление понятий о геометрических фигурах (треугольник, половина круга, сектор круга и т.д.). Сопоставление форм окружающих предметов и  объектов с геометрическими фигурами.  Последовательность изготовления модели  грузовикаиз плотного картона.Правила техники безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, клеем.

Практика— изготовление рамы, кузова;

— изготовление кабины, колес;

— сборка изделия.

Формы занятиярассказ с элементами беседы, практическая работа, наблюдение.

Методическое обеспечениекартон, ножницы, канцелярский нож, клей, инструкции по ТБ, шаблоны.

 

 Тема 4.5.-4.9.   «Домик из спичек»  10 часов.

ТеорияВидеосюжет «Как делают спички». Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления макета.Части макета домика и  последовательность его изготовления.  Правила техники безопасности при работе с канцелярским ножом, клеем ПВА, спичками.

Практика— изготовление стен, основания;

— изготовление потолка,колонн;

— изготовление крыши;

— сборка изделия.

Формы занятиядемонстрация видеоматериала, рассказ с элементами беседы, наблюдение, практическая работа, выставка работ.

Методическое обеспечение  спички, канцелярский нож, клей ПВА, инструкции по ТБ, ноутбук.

 

 Тема 4.10.- 4.18.   «Храм из потолочной плитки» 16  часов.

Теория Видеосюжет«Производство потолочной плитки». Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления макета.Части макета и  последовательность его изготовления.  Правила техники безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, клеем, потолочной плиткой.

Практика — изготовление деталей первой части храма,

— изготовление деталей второй  части храма,

— изготовление  деталей  третьей части храма,

— изготовление деталей колокольни,

— изготовление деталей куполов,

— сборка изделия.

Формы занятиядемонстрация видеоматериала, практическое занятие, наблюдение, выставка работ, демонстрация видеоматериалов.

Методическое обеспечение  пенопласт, канцелярский нож, линейка, инструкции по ТБ., клей ПВА, ноутбук.

 

Тема 4.19.-4.21.  «Поделки из потолочной плитки»  6  часов.

Теория   Фотосессия «Поделки из потолочной плитки».   Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления поделок.Правила техники безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, клеем, потолочной плиткой.

Практика— изготовление рамки под картину,

— изготовление панно «Березка»;

— изготовление елки.

Формы занятиятворческо — поисковая работа, наблюдение, выставка работ, демонстрация видеоматериалов.

Методическое обеспечение  пенопласт, канцелярский нож, линейка, инструкции по ТБ., клей ПВА, ноутбук.

Раздел 5.

Работа с тканью 12 часов.

Тема 5.1.-5.2.   «Кукла – оберег»  4 часов.

ТеорияЗаочное«Путешествие в мир тканей» (с использованием мультимедиа). Беседа «Как родилась ткань».Сопоставление: свойства  ткани и бумаги. Виды ткани. Технология изготовления поделок из ткани, сведения о структуре различных тканей. Правила техники безопасности с колющимися предметами.Правила техники безопасности при работе на швейной машине, с ножницами, клеем, швейными иглами, портновскими булавками.

Практика— изготовление  куклы – оберега.

Формы занятияпрактическое занятие, наблюдение, выставка работ, демонстрация видеоматериалов.

Методическое обеспечениеткань, ножницы, швейные иглы, швейные нитки,

портновские булавки, клей, швейная машина, инструкции по ТБ.

 

Тема 5.3-5.6«Русская народная кукла» 8   часов.

Теория Презентация «Костюмы народов России».История создания куклы.  Основа куклы.Элементы народной одежды в оформлении игрушки. Правила раскроя ткани.Правила техники безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, клеем, швейными иглами, портновскими булавками.

ПрактикаВыполнение эскизов оформления игрушки с использованием элементов народной одежды. Выполнение выкроек-лекал и чертежа. Выбор ткани. Раскрой деталей. Пошив и оформление игрушки. Зарисовка игрушкивнародном костюме. Запись последовательности выполнения задания. Раскрой ткани. Сметывание и пошив игрушки. Оформление игрушки.

Формы занятиярассказ с элементами беседы, практическая работа, наблюдение, выставка работ.

Методическое обеспечение  ткань, ножницы, швейные иглы, портновские булавки, клей, швейная машина, инструкции по ТБ., тесьма, атласные ленты, шерстяные нитки, швейные нитки.

Раздел 6.

Работа с фольгой  6 часов

Тема 6.1.  Паучок из фольги  2   часов.

Теория Видеосюжет «Производство алюминиевой фольги». Презентация «Паучок из фольги».Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, фольгой.

Практика — изготовление паучка.

Формы занятиядемонстрация видеоматериала, практическая работа, наблюдение, выставка работ.

Методическое обеспечениефольга, ножницы, канцелярский нож, зубочистки, клей ПВА, инструкции по ТБ., ноутбук.

 

   Тема 6.2.-6.3.   «Виноградная гроздь»  4   часов.

Теория Презентация «Виноградная гроздь».Правила техники безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, клеем.

Практика— изготовление листьев, лозы,

— изготовление грозди, сборка изделия.

Формы занятия практическая работа, наблюдение, выставка работ.

Методическое обеспечение  фольга, ножницы, линейка, бумажные салфетки, инструкции по ТБ., ноутбук.

Раздел 7.

Новогодний дизайн 16 часов.

   Тема 7.1.-7.3.  «Праздничные венки, креативные елки» 6  часов.

 ТеорияТрадиции празднования Нового года. Восточный гороскоп. Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления поделок.  Видео урок  «Новогодние венки»,  Правила техники безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, клеем.

Практика— разработка и выполнение авторских работ;

Формы занятия  творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность, демонстрация видеоматериалов.   

Методическое обеспечениенеобходимые материалы, принадлежности и инструменты для изготовления сувенира в выполнении авторской работы, инструкции по ТБ., нетбук.

 

 Тема 7.4.-7.7.    «Новогодние игрушки» 6 часов.

ТеорияБеседа «Как возникли елочные украшения».  Игрушки на ёлку. Разновидности игрушек.Знакомство с видом вырезания —  силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания.Правила техники безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, клеем.

Практика —  разработка и выполнение авторских работ;

Формы занятия   творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.   

Методическое обеспечениенеобходимые материалы, принадлежности и инструменты для изготовления сувенира в выполнении авторской работы, инструкции по ТБ., ноутбук.

 

 Тема 7.8.-7.9.  Сувенир «Символ года»4   часов.

Теория  Беседы «История возникновения символов»  и  «Сувенир. Виды и назначение сувениров.  Правила вручения и получения подарков». Последовательности выполнения работы.Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления сувенира. Правила ТБ.с колющими и режущими инструментами.

Практика — изготовление сувенира «Символ года».

Формы занятия  беседа, наблюдение, творческо-поисковая работа, разработка и выполнение авторских работ.

Методическое обеспечение  необходимые материалы, принадлежности и инструменты для изготовления сувенира в выполнении авторской работы, инструкции по ТБ., ноутбук.

 

Раздел 8.

Изготовление изделий на выставку 16 часов.

Тема 8.1.-8.8.Изготовление изделий на выставку 16 часов.

ТеорияИзучение положений о творческих конкурсах. Обсуждение изделия, поделки.Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления поделок.Правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами, клеем.

Практика– изготовление поделок в соответствии с положением.Зарисовка эскизов. Выполнение работ. Подготовка к участию в конкурсах различных уровней.

Формы занятия  творческая работа, наблюдение.

Методическое обеспечениематериалы, принадлежности и инструменты для изготовления поделок, инструкции по ТБ.

 

Раздел 9.

Экскурсии 2 часа.

    9.1.  Экскурсии.

 ТеорияПравила дорожного движения, правила поведения в общественных местах.

Практикапосещение выставок  и конкурсов — выставок творческих работ.

Формы занятия  экскурсия.

Методическое обеспечение инструкции по ПДД и правилам поведения в общественных местах.

 

Итоговое занятие2 часа.

ТеорияПраздник «Здравствуй, лето!»

Практикаподведение итогов. Награждение грамотами. Анкетирование.Выставка творчес-кихработ  (по выбору).  Правила дорожного движения.

Формы занятия  праздник.

Методическое обеспечение  инструкции по правилам дорожного движения.

 

III.Организационно-педагогические условия и формы аттестации

  1. 1. Методическое обеспечение программы:

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Учебный  процесс строится  на основании педагогических диагностик. С этой целью в начале учебного года проводится проверка уровня подготовленности детей к усвоению программы. На основании полученных данных строится дальнейшая индивидуальная работа с детьми. Детям, у которых навыки развиты слабо, уделяется повышенное внимание, даются рекомендации родителям, вносятся коррективы в программу индивидуального обучения. К концу года, как правило, наблюдаются положительные результаты благодаря созданию ситуации успеха.

Тематика занятий   составлена с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Программа строится с учетом интересов и потребностей  детей с тем, чтобы каждая встреча педагога с детьми была радостной и приятной. Детям предлагаются дифференцированные карточки-задания, инструкционные карты-схемы, выбор видов деятельности на занятиях, высказывание оценочных суждений, коллективный  анализ работ товарищей. Все это позволяет сделать занятия разнообразными, яркими, запоминающимися.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры- задания, обогащающие словарный запас детей. Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается перед каждой новой работой.

Выполнение творческих заданий на темы сказок  способствуют развитию воображения и фантазии у ребят, позволяет выявлять не только индивидуальные  творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирую-щим элементом, необходимым в процессе обучения.

Одним из эффективных средств обучения и воспитания являются организационно-массовые мероприятия с детьми, где они окунаются в атмосферу праздничного детства, сопричастности ко всему происходящему, имеют возможность общаться, развлекаться, обмениваться впечатлениями. Это способствует сплочению детского коллектива.

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления  собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки детского творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов.  Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов.

Музыкальное сопровождение также повышает интерес детей к созданию творческих работ. Программно- методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

Дидактический материал:

включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ  и профессиональных работ,  разработки  отдельных тематических занятий, таблицы, схемы, плакаты,  раздаточный материал, видеозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.

 

3.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

швейные машинки, гладильная доска, утюг, нетбук,  фотоаппарат.

Материалы  и инструменты для занятий в кружке:

бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон;

лоскуты ткани, меха, кожи, фетра, сукна, войлока, поролона, синтепона;

бисер,  стразы,паетки, тесьма, эластичная лента, атласные ленты,  кружева, нитки швейные, мулине, портновский мел, портновские  булавки, иглы швейные разного размера, шерстянаяпряжа, наперстки;

проволока тонкая мягкая, леска;

клей: ПВА, силикатный, обойный, клей Момент – Кристалл,  клей-карандаш;

лак для декупажа;

спичечные коробки и спички,  яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, пенопласт, вата, ватин;

краски, цветные карандаши,  кисти, простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, пластилин;

плоскогубцы,канцелярский нож,шило,ножницы канцелярские с закругленными концами;

мука, соль мелкая, пластика, крахмал кукурузный, вазелин, фольга;

шаблоны выкроек.

Для занятий дети должны иметь альбом для чертежей выкроек игрушек, для зарисовки и разработки новых моделей, тетрадь для записей технологической последовательности изготовления изделия.

В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленни-ками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы, используемый педагогом

при работе над программой:

  1. Калмыкова Н.В. «Макетирование из бумаги и картона»
  2. С.И.Гудилина «Чудеса своими руками».
  3. Н.М.Конышева «Чудесная мастерская».
  4. М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных «Рукоделие для детей».
  5. Шпаковский «Для тех, кто любит мастерить»
  6. Горяинова О.В. Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. (Мир вашего ребенка)

Список литературы, рекомендуемой  детям:

  1. Н.М.Конышева «Чудесная мастерская».
  2. В.В. Выгонов. Изделия из бумаги. – Издательский дом МС., 2006 г.

3.И.И.Кобитино. Работа с бумагой, поделки и игра. – М., Творческий центр «Сфера», 2007 г.

  1. М.И.Нагибина. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль. «Академия развития»,

2004 г.

  1. Горяинова О.В. Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. (Мир вашего ребенка)