Драчинская Н. В. «Мелодия»

РАЗДЕЛ 1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

 Актуальность программы   обусловлена тем, что в настоящее время дополнительное образование –важный и неотъемлемый компонент системы общего образовательного процесса. Оно способствует углублению знаний, развитию разносторонних интересов и способностей обучающихся, выходящих за рамки образования. Влияние музыки на ребенка велико.  Необходимо приобщать подрастающее поколение к музыкальному искусству, раскрывать творческий потенциал детей, а также помогать адаптироваться в окружающем их современном мире.                                            

Направленность программы: художественная

Уровень освоения: разноуровневая (стартовый — 1 год обучения, базовый – 2 год обучения).

Отличительные особенности программы состоят в том, что за время обучения обучающиеся овладевают вокальными навыками, учатся концентрировать внимание на качестве певческого звучания. А также очень важна воспитательная доминанта программы. В процессе совместной творческой деятельности взрослых и детей происходит развитие нравственных качеств личности, через педагогическое умение –реализация творческого потенциала детей, решение личностных проблем (особенно подросткового возраста), эмоциональная и психологическая поддержка ребенка. Данная программа разноуровневая и рассчитана на детей не только с музыкальными способностями, но и для детей, обладающих скромными вокальными данными.                                                                                                                         

Адресат программы: Программа «Мелодия» предназначена для детей от 5 до 18 лет. Для обучения принимаются все желающие, без каких – либо испытаний. Для успешной реализации программы создаются учебные группы одного возраста или разных возрастных категорий. Состав группы переменный.  Численность обучающихся в группах от 6 до 12 человек.

В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок, п.16).

Занятия учебных групп проводятся:

— в 1 год обучения-2 раза в неделю по 2 часа с 15-минутным перерывом;

— во 2 год обучения -2 раза в неделю по 3 часа с 15-минутным перерывом;

Срок реализации программы-2 года (360 часов)

При определении режима занятий учтены требования Сан Пин к учреждениям дополнительного образования, смена различных видов деятельности во время проведения занятий 

Формы обучения по программе- очная, индивидуально-групповая, дистанционная.

«Допускается сочетание различных форм получения образования …» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4). В творческом объединении возможна организация образовательного процесса в соответствии с индивидуальным учебным планом.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: формирование открытой, свободной, социально-адаптированной, способной к самовыражению, высококультурной личности через занятия эстрадным вокалом . 

Задачи программы:

Воспитательные:                               

 — создать условия для личностного развития учащегося, его творческого самовыражения

— формировать самостоятельность, активность, работоспособность   

Развивающие:

— развивать речь, музыкальную память, коммуникативные навыки

— формировать личностные качества- доброту , отзывчивость, сопереживание

 Обучающие:

— научить основам певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата

— научить владению вокально-певческими умениями и навыками: чистотой интонирования, певческой дикцией, артикуляцией и дыханием.

1.3 Содержание программы

Учебный план первого года обучения

п/пНазвание раздела, темы   Количество часовФормы аттестации/   контроля
всеготеорияпрактика
1.Введение  в программу44беседа
1.1Прослушивание голосов.2 2игра
1.2Прослушивание голосов2 2Прослушивание, опрос, тестирование
2.Вокально-хоровая работа801070 
2.1Певческая установка.Дыхание  615Прослушивание, опрос
2.2.Распевание16214Прослушивание, контрольное задание, опрос
2.3Дирижерские жесты211Опрос, музыкальная игра
2.4Унисон16115Прослушивание,класс-концерт
2.5Вокальная позиция413Прослушивание, опрос
2.6Дикция и артикуляция615Прослушивание, опрос. игра
2.7Работа с солистами20 20Прослушивание, опрос. класс-концерт
2.8Звуковедение1019Прослушивание,опрос
3Музыкально-теоретическая подготовка20317 
3.1Основы музыкальной грамоты615игра
3.2Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти817Прослушивание, опрос
3.3Развитие чувства ритма615Класс-концерт
4.Технические  средства20317 
4.1Микрофон615Прослушивание, опрос
4.2.Фонограмма14212Прослушивание, класс-концерт
5Теоретико-аналитическая работа66  
5.1О гигиене певческого голоса22 опрос
5.2Беседа о творчестве композиторов-классиков22 опрос
5.3Беседа о творчестве современных композиторов22 Опрос, прослушивание
6Концертно-исполнительская деятельность1212 
 Праздники, выступления12 12 
 Итоговое занятие22Класс-концерт
 Итого:14422122 

Содержание учебного плана первого года обучения

1 Раздел: Введение в программу

1.1 Тема: Прослушивание голосов.

Практика. Формирование групп. Знакомство с детьми, выявление уровня их подготовки.

1.2 Тема: Прослушивание голосов

Практика. Формирование групп

2.Раздел: Вокально-хоровая работа

2.1 Тема: Певческая установка. Дыхание

Теория. Соблюдение правил певческой установки: при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно; необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Практика: работа над основными положениями корпуса и головы

2.2 Тема: Распевание

Теория. Распевание выполняет двойную функцию:

1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;

2) развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения вокальных произведений.

Практика. Упражнения на дыхание. Считалки, припевки, дразнилки

2.3Тема: Дирижерские жесты

Теория. Значение дирижерских жестов: внимание, дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4,3/4,4/4

Практика: обучающиеся проводят покуплетное дирижирование сами.

2.4 Тема: Унисон

Теория: Унисон-созвучие одинаковых нот в интервалах примы и октавы. Однозвучие, одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты. Пение в один голос.

Практика: Задача приведения певцов к общему тону. Слияние голосов в унисон по высоте, силе и тембру.

2.5 Тема: Вокальная позиция

Теория: Правильный вдох. Резонаторы. Головные-лобные пазухи, гайморова полость и грудные-бронхи

Практика: Голосовые упражнения, упражнения с закрытым ртом

2.6 Тема: Дикция и артикуляция

Теория: Вокальная дикция-четкое и ясное произношение слов во время пения. Дикция зависит от органов артикуляции-нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба. глотки.

Практика: Упражнения для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата скороговорки, чистоговорки.

2.7 Тема: Работа с солистами

Практика: чистота интонирования, умение слышать и оценивать правильное и неправильное пение. Петь без сопровождения, под фонограмму. Эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни индивидуально

2.8 Тема: Звуковедение

Теория: В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.

Практика: упражнения: пение с закрытым ртом звука «м». пение йотированных гласных-«йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.

3 Раздел Музыкально — теоретическая подготовка

3.1 Тема: Основы музыкальной грамоты

Теория: Звуки, их расположение на нотном стане в скрипичном ключе. Устойчивые, неустойчивые звуки. Знаки альтерации: бемоль, бекар, диез

Практика: Написание нотных знаков, пение звукоряда до первой октавы -до второй октавы с названием и без названия звуков.

3.2 Тема: Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

Теория: знакомство с упражнениями по выработке точного воспроизведения мелодии

Практика: пение упражнений по видам движения мелодии (постепенное, «змейкой», скачкообразное)

3.3 Тема: Развитие чувства ритма

Теория: это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени. Метр. Темп.

Практика: Пение упражнений

4 Раздел: Технические средства

4.1 Тема: Микрофон

Теория: устройство микрофона (проводной, радиомикрофон) и  его возможности

Практика: работа с микрофоном

4.2 Тема: Фонограмма

Теория: Понятие фонограмма, ее виды и особенности

Практика: Пение под фонограмму

5.Раздел Теоретико-аналитическая работа

5.1 Тема: о гигиене певческого голоса

Теория: Знакомство с голосовым аппаратом

Практика: пение учебно-тренировочного материала

5.2 Тема: Беседа о творчестве композиторов-классиков

Теория: краткий рассказ о творчестве композитора

Практика: прослушивание ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.

5.3 Тема: Творчество современных композиторов

Теория: краткий рассказ о творчестве современных композиторов

Практика: прослушивание музыкальных произведений

6 Раздел Концертно-исполнительская деятельность

6.1 Тема: Концертные программы

Практика: выступления на концертах, конкурсах, фестивалях

Учебный план второго года обучения

п/пНазвание раздела, темы   Количество часовФормы аттестации/   контроля
всеготеорияпрактика
1.Знакомство с программой. Вводное занятие66беседа
1.1Прослушивание голосов.3 3игра
1.2Прослушивание голосов. Комплектование  групп3 3Прослушивание, опрос, тестирование
2Вокально-хоровая работа1327125 
 
2.1Певческая установка. Дыхание  615Прослушивание, опрос
2.2.Распевание24123Прослушивание, контрольное задание, опрос
2.3Дирижерские жесты312Опрос, музыкальная игра
2.4Унисон30129Прослушивание, класс-концерт
2.5Вокальная позиция615Прослушивание, опрос
2.6Дикция и артикуляция918Прослушивание, опрос. игра
2.7Работа с солистами33 33Прослушивание, опрос. класс-концерт
2.8Звуковедение918Прослушивание, опрос
3Музыкально-теоретическая подготовка15312 
3.1Основы музыкальной грамоты312игра
3.2Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти617Прослушивание, опрос
3.3Развитие чувства ритма615Класс-концерт
4Технические  средства21219 
4.1Микрофон ,приемы работы615Прослушивание, опрос
4.2Фонограмма15114Прослушивание, класс-концерт
5Теоретико-аналитическая работа21813 
5.1О гигиене певческого голоса33 опрос
5.2 Творчество зарубежных композиторов-классиков615опрос
5.3Творчество зарубежных  современных композиторов615Опрос, прослушивание
5.4.Русская народная песня. Виды народных песен615Наблюдение, прослушивание
6Концертно-исполнительская деятельность1818 
 Праздники, выступления18 18 
 Итоговое занятие33Класс-концерт
 Итого:21620196 

Содержание учебного плана второго года обучения

1 Раздел: Знакомство с программой. Вводное занятие.

Теория. Правила поведения учащихся во время занятий. Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки.  Инструкции: — по технике пожарной безопасности; — по технике безопасности с музыкальными инструментами. Набор детей. Комплектование групп.

2 Раздел: Вокально-хоровая работа

2.1 Тема: Певческая установка. Дыхание

Теория: сидеть ровно, не сутулиться. Корпус и шею не напрягать. Дыхание брать свободно (не брать в середине слова). Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого «белого звука».Нижняя челюсть свободна, губы подвижны, упруги.

Практика: Пение учебно-тренировочного материала

2.2 Тема: Распевание

Теория: Распевание выполняет двойную функцию:

1.разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе.

2.развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов

Практика: пение упражнений

2.3 Тема: Дирижерские жесты

Теория: Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Дирижерские указания обеспечивают: точное и одновременное начало (вступление), снятие звука, выравнивание строя, единовременное дыхание, изменение в темпе, ритме, динамике.

Практика: пение учебно-тренировочного материала

2.4 Тема: Унисон

Теория: приведение певцов к общему тону

Практика: пение учебно-тренировочного материала

2.5. Тема: Вокальная позиция

Теория: знакомство с вокальной позицией.

Практика: голосовые упражнения, упражнения с закрытым ртом

2.6 Тема: Дикция и артикуляция

Теория: Особенности дикции во время пения , по сравнению с речью. Главное условие успешной концертной деятельности развитие артикуляционного аппарата.

Практика: работа над скороговорками, чистоговорками. Пение учебно-тренировочного материала

2.7. Тема: Работа с солистами

Практика: пение уче6но-тренировочного материала, работа над общими  групповыми песнями и сольным репертуаром.

2.8 Тема: Звуковедение

Теория: Знакомство с приемами звуковедения — легато, стаккато, нон легато. Приемы исполнительства зависят от характера  и темпа произведения.

Практика: работа над навыками пения легато, стаккато, нон легато

Раздел 3: Музыкально-теоретическая подготовка

3.1   Тема: Основы музыкальной грамоты

Теория: Мажор и минор. Тоника

Практика: учим песню про Тонику.

3.2    Тема: Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

Теория:2 разновидности музыкального слуха:

1. Способность слухового восприятия реально звучащей музыки, или внешний музыкальный слух;

2.Способность внутреннего слышания  и воспроизведения музыки-внутренний музыкальный слух или внутреннее слуховое представление

Практика: Пение учебно-тренировочного материала, сольного репертуара.

3.3  Тема: Развитие чувства ритма

Теория: Ритм — это чередование различных длительностей звуков в музыке. Чувство ритма — это способность активно(двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить

Практика: Музыкальные игры, упражнения, музыкально-ритмические движения.

Раздел 4: Технические средства

4.1 Тема: Микрофон, приемы работы с ним

Теория: правильно держать микрофон во время пения на расстоянии 5–7 см. Тихие, громкие звуки — приближаем микрофон или отдаляем. Микрофон нельзя направлять на колонки – он «заведется». Микрофон считывает все шумные вдохи, резко исполненные согласные и это грязное исполнение песни

Практика: Пение сольного репертуара, работа с микрофоном

4.2 Тема: Фонограмма

Теория: фонограмма –плюс, фонограмма –минус

Практика: Пение под фонограмму осмысленно и выразительно

Раздел 5: Теоретико-аналитическая работа

5.1 Тема: о гигиене певческого голоса

Теория: Элементарные правила пользования голоса

Практика: Формирование основных свойств певческого голоса

5.2 Тема: Творчество зарубежных композиторов-классиков

Теория: Знакомство с творчеством

Практика: Слушание вокального ансамблевого пения

5.3 Тема: Творчество современных зарубежных композиторов

Теория: Знакомство с творчеством

Практика: Слушание современных зарубежных песен

5.4 Тема: Русская народная песня. Виды народных песен

Теория: Особенности народной песни. Бытовые, хороводные, скоморошные

Практика: Формирование навыков спокойного вдоха во время исполнения песен народных

6. Концертно-исполнительская деятельность

    Практика: подготовка и выступления в праздничных программах, участие в краевых, районных фестивалях и конкурсах.

1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты:

— обучающийся будет петь выразительно, осмысленно детские, эстрадные песни;

— петь чисто и слаженно в унисон, несложные лирические народные песни.

-у обучающегося будет развита способность работать в коллективе;

-будет развита способность видеть и понимать окружающий мир;        

-будет развито мышление, память, речь, воля и характер;            

-будет удовлетворена потребность в самовыражении;

-обучающийся научится уважительно относиться к своему селу, краю.

Метапредметные результаты:

у обучающегося будет развито творческое мышление;

— он будет стремиться к достижению поставленной цели;  

— у него будут развиты коммуникативные компетенции.

Предметные результаты:

В результате первого года обучения обучающиеся будут:

— владеть начальными музыкально –ритмическими навыками;

— владеть начальными вокально –певческими навыками;

— владеть первичными знаниями в области музыкальной грамоты;

— владеть начальными навыками работы с ТСО

будут уметь:    

— форсировать звучание при исполнении песен мажорного склада; 

— петь выразительно, осмысленно;

— уметь исполнять соло.

у обучающихся будут сформированы и закреплены личностные качества:

— петь выразительно;

— осмысленно простые песни;

— петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения;

— уметь исполнять соло;

— знать правила охраны детского голоса

В результате второго года обучения, обучающие:

будут знать:

устройство и функционированиеголосового аппарата;

— будет сформирована правильная техника исполнения;

— сформированы начальные знания в области музыкальной грамоты

— будут владеть специфической певческой терминологией;

— будут сформированы элементарные танцевальные движения

будут уметь:

работать самостоятельно и в коллективе;

— применять дикционные правила, использованные в эстрадном пении;

— петь выразительно, артистично, петь чисто и слаженно в унисон;

— грамотно пользоваться ТСО

У обучающихся будут сформированы и закреплены личностные качества:

— развита способность к самостоятельной и коллективной работе;

— развита эмоциональная саморегуляция, развит художественный вкус;

— обучающийся будет уважать свое село, свой край, свою страну

РАЗДЕЛ №2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

— учебный кабинет с оборудованием: 3 стола, пианино, 8 стульев, проектор, ноутбук, микрофоны;

— раздаточный материал: карточки с упражнениями на дыхание и карточки, распечатки текстов песен, распевок, словарь с терминами.    

2. Учебно-методическое информационное обеспечение:

аудио музыка: сборники с вокальными произведениями, ноты;

видеоролики: с видеоклипами известных вокалистов; 

презентации: награждение коллектива, награды коллектива, участие в конкурсах, фестивалях, концертных программах;

—  иллюстрации со сценическими костюмами и выкройками

Информационное обеспечение:

vk.com›besplatnyj_mk_po_vokalu

vplate.ru›uchitel/po-vokalu/

ovocale.ru›obuchenie-peniju-kursy-po-vokalu…

atawaka.com›msk/events/master-klass-po-vokalu/

youtube.com›watch?v=frBw2A0WWVk                                                                Нормативно правовая база:

— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

— Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р); 

— СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».                                                                                       

Список литературы:

1.Румер М., Данилевская Л. Музыка. М.: издательство «Музыка» 1978г.

2.Струве Г. Школьный хор М.: Просвещение,1981г.

2.2Оценочные материалы и формы аттестации

формы аттестации

—  тестирование;

—  контрольная работа;

—  анкетирование;

—  музыкально-вокальные игры с сюжетом; 

—  итоговый мониторинг.

Вводный контроль                                                                                                           Цель вводного контроля: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание умений, знаний.              

Также на первом году обучения проводится тематический контроль, целью которого является проверка полученных на каждом уроке знаний. В конце учебного года – итоговый контроль, который проходит в виде отчётного концерта. На втором году обучения учащиеся проходят предварительное прослушивание (вводный контроль). Цель вводного контроля: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание умений, знаний, проверка уровня вокальной подготовки учащегося.

Тематический контроль осуществляется на последнем занятии после изучения данной темы. Во время тематического контроля солисты (в зависимости от исследуемого качества пения) исполняют вокальное музыкальное произведение. 

Итоговый контроль: проводится в мае согласно графику (расписанию) проведения отчётного концерта. Основной формой проведения итогового контроля является отчётный концерт. 

Формы предъявления результатов:

— отзывы учащихся и родителей,

— отчётный концерт,

— участие в конкурсах и фестивалях.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:                   

— концерты, фестивали, конкурсы.

2.3 Методические материалы

Методы обучения: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный, упражнений — многократного повторения, проблемно-поисковый.   

-обучающиеся знакомятся с особенностями вокального эстрадного жанра, техникой безопасности обращения с ТСО и основами работы с фонограммой. -под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, занимаются постановкой голоса.

-обучающиеся знакомятся с основами работы над песней, над созданием своего сценического образа и образа песни. Обучающиеся разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом.

-обучающиеся знакомятся с приёмами эстрадного ансамблевого пения.       Изучение материалов осуществляется в ходе кружковых занятий.

Методы воспитания:

— формировать эмоциональную отзывчивость и умение воспринимать вокальное произведение в единстве его формы и содержания;

— приобщение работы в группе, чувство коллективизма и уважения друг  к другу;

— воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине через патриотические песни;

— соблюдение культуры поведения в группе и на сцене.

Методы организации деятельности обучающихся в системе дополнительного образования:

-занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;

-комбинированное занятие – проводится по плану, сочетание теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей – образцов, пение учебно-тренировочного материала),

-практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления-концерты.       

 Наличие методического материала:

беседы, распечатки текстов песен, распевок, упражнений на дыхание.  Формы организации учебного занятия:

Очная форма – занятия проводятся в учебном кабинете. Обучающиеся под руководством педагога:

   -знакомятся с учебным материалом;

   -выполняют задания;

   -участвуют в проектах, исследованиях;

   -задают вопросы, высказываются, делятся опытом

Дистанционная форма:

-предоставляет возможность проходить обучение, не покидая место жительства;

-обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам;

-предоставляет возможность прерывания и продолжения образования в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей

Алгоритм учебного занятия: тема, цель, задачи, материалы, ход урока, организационный момент, беседа, упражнения, распевание, физминутка, работа над репертуаром, итог занятия, уборка рабочих мест.

Перечень дидактических материалов: 

— технологические карты, словарь с терминами, методички с нотами, физминутки, игры;

— творческие проекты: песня «Люблю тебя, Россия» в технике эстрадной песни, «Добрый день» в технике «детская песня»,                       

— исследовательские работы: «А капелла»

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса1 год2 год
Продолжительность учебного года, неделя3636
Количество учебных дней108108
Продолжительность учебных периодов1 полугодие15.09.2021- 31.12.202115.09.2021- 31.12.2021
2 полугодие12.01.2022- 31.05.202212.01.2022- 31.05.2022
Возраст детей, лет4-184-18
Продолжительность занятия, час23
Режим занятия2 раза/нед2 раза/нед
Годовая учебная нагрузка, час144216

2.5 Календарный план воспитательной работы

МероприятияОбъемДата проведения
Муниципальный этап краевого праздника «День тигра»223.09.21.
«Бобкин день» праздник, посвящённый Всемирному Дню животных221.10.21.
Беседа, посвящённая Дню Приморского края125.10.21.
Беседа, посвящённая Дню народного единства103.11.21.
Участие в концертной программе «Я маму милую люблю»224.11.21.
Беседа, посвящённая Дню согласия и примирения107.11.21.
Беседа по формированию толерантного сознания и профилактике экстремистских проявлений (встречи, акции, беседы)110.11.21.
Проведение встречи с воинами- интернационалистами215.02.22
Участие в военно-спортивной игре «Зарница» среди обучающихся ДЮЦ425.02.22
Участие в районном празднике «День Земли»221.03.22.
Участие в отчетном  концерте ДЮЦ222.05.22.
Участие в концертной программе, посвященной Международному дню защиты детей «Праздник детства»201.06.22.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

   1. Алиев Ю. Музыка Москва,издательство «Музыка»1982 г.  

   2. Добровольская В. В. Распевки. Москва: Изд-во «Вирта». 2008. С. 253.

   3. Суязова Г.А. Мир вокального искусства Волгоград: издательство «Учитель» 2008г.