Пинская А. В. программа

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ                                                      1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы состоит в том, что учащийся, осваивая разнообразные современные способы выполнения элементов «квиллинга», развивает моторику пальчиков рук и творческое мышление. Украшая повседневный быт «квиллинг» создает праздничную среду, в которой живут люди, помогая сделать жизнь более разнообразной и привлекательной. Изящные картины, нарядные поздравительные открытки, оригинальные настенные панно, объемные композиции рассказывают о самом авторе, о его внутреннем мире. Сегодня «квиллинг» наиболее тесно связан с самым молодым видом искусства – дизайном.                                                                                                                                Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебство бумажной пластики» реализуется в соответствии с художественной направленностью образования, которая является важным направлением в развитии и воспитании.                                                 Уровень освоения программы — базовый. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации творческого процесса, приобретение умений и навыков по овладению технологиями бумажной пластики.                                                                                                                                                                                Отличительные особенности:

—   оригинальные авторские идеи по снижению себестоимости готовых поделок;

—   оригинальные идеи по использованию природных и бросовых материалов в оформлении работ, выполненных в техниках бумагокручения;

—   изучение истории происхождения и развития искусства квиллинга, вещей и инструментов, изучение правил  защиты авторских прав на оригинальные идеи и поделки.     

Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 11 лет, желающих заниматься декоративно-прикладным творчеством в технике бумажной пластики. Специальной подготовки не требуется. Особенности детей в этом возрасте позволяют обучать специальным навыкам в области бумажной пластики в технике «квиллинг», так как у них хорошо развита механическая память, произвольное, наглядно-образное и понятийное мышление, познавательные и коммуникативные умения и навыки. (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ гл. 10, ст. 75, пп. 1).                                                                                                                                                         Набор детей свободный, без специального отбора. Формирование учащихся на группы происходит по 10 -12 человек. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.                   Режим занятий. Занятия учебных групп проводятся:

—  в первый год обучения — 3 раза в неделю по 2 часа с 15 — минутным перерывом;           

—  во второй год обучения — 3 раза в неделю по 2 часа с 15 — минутным перерывом.                               

Объем программы 432 часа: 1 год обучения – 216 часов, 2 год обучения – 216 часов. При определении режима занятий учтены требования СанПина к учреждениям дополнительного образования, смена различных видов деятельности во время проведения занятий (СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»).

Формы обучения по программе — очная                                                                      «Допускается сочетание различных форм получения образования по основной образовательной программе, по образовательным стандартам, установлено настоящим Федеральным законом (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4) — дистанционная, групповая или индивидуально-групповая, индивидуальная. Занятия проводятся по группам и индивидуально.                                                                                                                                                                                 1.2 Цель и задачи программы

Цель: формирование интеллектуального и эстетического развития учащихся в процессе овладения элементарным приёмам техники бумажной пластики как художественного способа конструирования из бумаги.          

Задачи программы: 

Воспитательные:                                                                                                                                     —   раскрыть истоки народного творчества;

—   осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

—   воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

—   добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Развивающие:                                                                                                                                              —   пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

—   развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

—   формировать творческие способности, духовной культуры;

—   развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Обучающие:

—   закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, истории, географии и т. д., и способствовать их систематизации;

—   знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

—   раскрыть истоки народного творчества;

—   формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

—   совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

—   обучить навыкам учебно-исследовательской работы.

1.3 Содержание программы

Учебный план первого года обучения

п/нНазвание раздела, темыКоличество часовФорма аттестации/ контроля
ВсегоТеорияПрактика
 Вводное занятие 22Наблюдение
1Раздел 1. «История квиллинга»  44Наблюдение, опрос  
2Раздел 2. «Материаловедение»22Наблюдение, опрос
3Раздел 3. «Основы композиции и цветоведения»633Контрольное задание
4Раздел 4. «Техника выполнения квиллинга»844Наблюдение, Опрос
5Раздел 5. «Плоские мотивы из бумажных полосочек»601644Контрольное задание
6Раздел 6. «Интересные идеи из бумажной пластики»  682147Наблюдение, опрос
7Раздел 7.  «Волшебное искусство объёмного квиллинга»682048Контрольное задание
 Итого:21672144 

Учебный план второго года обучения

п/пНазвание раздела, темыКоличество часовФорма аттестации/ контроля
ВсегоТеорияПрактика
 Вводное занятие22Наблюдение
1Раздел 1. «Конструирование»   422Наблюдение, опрос  
2Раздел 2. «Материаловедение»211Наблюдение, опрос
3Раздел 3. «Основы композиции и цветоведения»633Контрольное задание
4Раздел 4. «Техника выполнения квиллинга»844Наблюдение, опрос
5Раздел 5. «Плоские фантазии из бумажных ленточек»601446Контрольное задание
6Раздел 6. «Изысканная коллекция для рукодельниц»   64 1450Наблюдение, опрос
7Раздел 7. «Чудеса объёмной бумажной пластики»581642Контрольное задание
8Раздел 8. «Проектная деятельность»1266Наблюдение
 Итого:21662154Наблюдение, опрос  

   Содержание учебного плана первого года обучения

             Вводное занятие. 2 часа

Теория. Правила поведения учащихся во время занятий. Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки. Техника безопасности с инструментами и материалами. Демонстрация образцов изделий. Инструкции: по технике пожарной безопасности; по технике безопасности с инструментами. Набор детей. Комплектование групп.

1.Раздел: «История квиллинга». 4 часа

Тема 1.1 «История возникновения квиллинга». 

Теория. Знакомство с историей возникновения квиллинга. Использование этого вида искусства в жизни человека.  

Тема 1.2 «Знакомство с выставкой в кабинете ДЮЦ».   

Теория. Знакомство с лучшими работами учащихся и педагога.                                                  

2.Раздел: «Материаловедение». 2 часа

Тема 2.1 «Материалы и приспособления».

Теория. Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге, их основными свойствами и качествами цветной бумаги. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: инструмент для квиллинга, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, клей карандаш, кисточка, влажная салфетка, калька для зарисовки схем.

3.Раздел: «Основы композиции и цветоведения». 6 часов       

Тема 3.1 «Основные законы композиции».

Теория. Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции для декоративного произведения.

Практика. Зарисовка композиций.

Тема 3.2 «Основные и составные цвета».

Теория. Изучение цветового круга.

Практика. Зарисовка композиций.

Тема 3.3 «Теплые и холодные цвета».

Теория. Знакомство с теплыми и холодными цветами. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст.

Практика. Выполнение тренировочных зарисовок.                                                      

4.Раздел: «Техника выполнения квиллинга». 8 часов

Тема 4.1 «Основные элементы квиллинга – плотная катушка».

Теория. Технология выполнения плотной катушки.

Практика. Техника выполнения плотной катушки. Выполнение основных элементов квиллинга из бумаги.

Тема 4.2 «Основные элементы ажурного квиллинга».

Теория. Ажурные элементы.

Практика.  Техника выполнения ажурных элементов.

Тема 4.3 «Изготовление листьев».

Теория.  Листья и их разновидности.

Практика. Выполнение листьев из бумаги.

Тема 4.4 «Выполнение эскиза».

Теория. Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.

Практика. Техника выполнения эскиза композиции.

            5.Раздел: «Плоские мотивы из бумажных полосочек». 60 часов                                        Тема 5.1 «Водный мир». 8 часов

Теория. Знакомство с плоским квиллингом. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.                                                                                                             Практика. Изготовление элементов. Выполнение плоских фигурок. (дельфин, краб, морская звезда, морской конек, осьминог, рыбки, черепаха, водоросли) Оформление композиции.

           Тема 5.2 «Животные». 8 часов                                                                                          

Теория. Загадки о животных.

Практика. Изготовление элементов. Выполнение плоских фигурок. (корова, кот, мышка, курица, цыпленок, лошадь, лягушка, овечка, петух, поросенок, пчела) Оформление композиции.

           Тема 5.3 «Лесные жители». 4 часа

Теория. Стихотворения о лесных жителях.

Практика. Изготовление элементов. Выполнение плоских фигурок. (тигр, лев, лось, медвежонок, птичка, слон, бабочка) Оформление композиции.

           Тема 5.4 «Транспорт». 8 часов

           Теория. Кроссворд для детей.

Практика. Изготовление элементов. Выполнение плоских фигурок. (вертолет, машина, поезд, пожарная машина, ракета, самолёт) Оформление композиции.                              

Тема 5.5 «Цветы». 18 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Теория. Ребусы о цветах.

Практика. Изготовление элементов. Выполнение плоских фигурок. (василек, голубой цветочек, желтые цветы, колоски, красный цветок, веточная композиция, фиалка, крокус, кувшинка) Оформление композиции.                              

            Тема 5.6 «Розетки». 12 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Теория. Презентация «Волшебство в бумажном завитке».

Практика. Изготовление элементов. Выполнение плоских фигурок. (французская, китайская, русская, японская, немецкая, английская) Оформление ёлочных игрушек.                          

           Тема 5.7 «Выставка творческих работ». 2 часа                                                                                     Теория. Обобщить полученные знания по изготовлению декоративно-прикладных изделий с помощью бумажной пластики в технике «квиллинг». Повторение и закрепление пройденного материала.                                                                                                            Практика. Выполнение разнообразных элементов, фигурок, мотивов. («Водный мир», «Животные», «Лесные жители», «Транспорт», «Цветы», «Розетки»). Работа по карточкам.

Участие в выставках разного уровня.

6.Раздел: «Интересные идеи из бумажной пластики». 68 часов 

Тема 6.1 «Попугай». 6 часов  

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                                

Практика. Изготовление элементов. Выполнение плоских фигурок. (голова, туловище, лапки, клюв, хвост, хохолок, грудка, крылья, глаз) Оформление композиции.                                                        

Тема 6.2 «Мишка косолапый». 8 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение плоских фигурок. (голова, туловище, ушки, лапы, мордочка, шарики. Оформление панно из заготовок.                             

Тема 6.3 «Рамочки для работ». 4 часа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                                

Практика. Изготовление элементов. Выполнение плоских фигурок. (крест, глаз, ролл, овал, s, сердце, стрелка, ромб, дуга, луна, хризантема) Оформление композиции.

Тема 6.4 «Снежинки». 6 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение плоских фигурок. (замкнутая спираль, ромб, ролл, капля, луна, стрелка) Оформление композиции.

Тема 6.5 «Сувенир». 8 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                                

Практика. Изготовление элементов. Выполнение плоских фигурок. (открытка с поздравлением, оформление подарочного пакета, корзинка с цветами, объёмная корзинка) Оформление композиции.                            

Тема 6.6 Открытка «Новогодний тигрёнок». 6 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение плоских фигурок. (голова, тело, лапы, уши, мордочка, хвост, ёлочка. Оформление композиции. 

Тема 6.7 «Гирлянды». 8 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                                

Практика. Изготовление элементов. Выполнение плоских фигурок. (снежинки, колечки, гармошка, сердечки) Оформление поделки.                                                                                      

            Тема 6.8 Картина «Влюбленные лебеди». 8 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                                

Практика. Изготовление элементов. Выполнение плоских фигурок. (лебеди, рамочка, ветки, листики, вода) Оформление композиции.                                         

Тема 6.9 «Бабочка». 6 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение плоских фигурок. (рамочка, цветы, бабочка) Оформление композиции.                                               

Тема 6.10 Картина «Васильки». 6 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                                

Практика. Изготовление элементов. Выполнение плоских фигурок. (васильки, листики)

Оформление композиции.

           Тема 6.11 «Выставка творческих работ».  2 часа                                                                      Теория. Обобщить полученные знания по изготовлению декоративно-прикладных изделий с помощью бумажной пластики в технике «квиллинг». Повторение и закрепление пройденного материала.                                                                                                            Практика. Выполнение разнообразных элементов, фигурок, мотивов. («Попугай», «Мишка косолапый», «Рамочки для работ», «Снежинки», «Сувенир», Открытка «Новогодний тигренок», «Гирлянда», Картина «Влюбленные лебеди», «Бабочка», Картина «Васильки»).

Работа по карточкам. Участие в выставках разного уровня.

           7.Раздел: «Волшебное искусство объёмного квиллинга». 68 часов

Тема 7.1 Открытка «Колокольчики».  4 часа

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                                

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (колокольчики, бантик, веточки) Оформление объёмной композиции.                                                                         

           Тема 7.2 Игрушка «Будильник». 6 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                                

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (большой синий ролл, 2 средних зеленых ролла) Оформление объёмной композиции.                                                                        

Тема 7.3 Игрушка «Лисичка». 4 часа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (голова, платье, хвост) Оформление объёмной композиции.                                                                        

Тема 7.4 Игрушка «Кит». 4 часа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (плавники, рот, голова, хвост, фонтан, вода. Оформление объёмной композиции.                                                                         

Тема 7.5 Композиция «Колобок». 4 часа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                                

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (пень, колобок, цветы)                                                                            

Оформление объёмной композиции.                                                                                                       Тема 7.6 Статуэтка «Балерина». 8 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                                

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (юбка, тело, голова, руки, ноги) Оформление объёмной композиции.                                                                         

Тема 7.7 Оберег «Такса». 8 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                                

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (морда, голова, уши, тело, лапы) Оформление объёмной композиции.                                                                        

Тема 7.8 Брелок «Крокодил». 4 часа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (голова, глаза, лапы, тело) Оформление объёмной композиции.                                                                         

           Тема 7.9 Сувенир «Домик». 8 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (стены, окна, крыша)

Оформление объёмной композиции.                                                                                           Тема 7.10 Подарок «Бокал». 4 часа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (дно, ножка, бокал, долька апельсина) Оформление объёмной композиции.                                                                         

             Тема 7.11 «Карандашница». 10 часов

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                                

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (цилиндр, дно, роллы, ромбы, сердечки, розочки) Оформление объёмной композиции.                                                                        

            Тема 7.12 «Выставка творческих работ. Участие в выставках разного уровня». 2 часа.

Теория. Обобщить полученные знания по изготовлению декоративно-прикладных изделий с помощью бумажной пластики в технике «квиллинг». Повторение и закрепление пройденного материала.                                                                                                            Практика. Выполнение разнообразных элементов, фигурок, мотивов. (Открытка «Колокольчики», Игрушка «Будильник», Игрушка «Лисичка», Игрушка «Кит», Композиция «Колобок», Статуэтка «Балерина», Оберег «Такса», Брелок «Крокодил», Сувенир «Домик», Подарок «Бокал», «Карандашница». Работа по карточкам.

Участие в выставках разного уровня.

8.Раздел: Итоговое занятие. 2 часа

Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках школы, в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.

Содержание учебного плана второго года обучения

           Вводное занятие. 2 часа

Теория. Правила поведения учащихся во время занятий. Знакомство с детьми, выявление уровня подготовки. Техника безопасности с инструментами и материалами. Демонстрация образцов изделий. Инструкции: — по технике пожарной безопасности; — по технике безопасности с инструментами. Набор детей. Комплектование групп.

1.Раздел: «Конструирование». 4 часа

Тема 1.1 «Конструирование из бумаги». 

Теория. Беседа «Красота своими руками».

Тема 1.2 Мозаика.

Теория. Приёмы мозаичного квиллинга. Показ презентации «Волшебство бумажного завитка».

2.Раздел: «Материаловедение». 2 часа

Теория. Материалы применяемыми в квиллинге, их основными свойствами и качествами: бумага ксероксная цветная, картон, гофрокартон. Инструменты: инструмент для квиллинга, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, клей карандаш, кисточка, влажная салфетка, калька для зарисовки схем.

Практика. Выполнение элементов в технике «квиллинг».

3.Раздел: «Основы композиции и цветоведения». 6 часов

Тема 3.1 «Основные законы композиции».

Теория. Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции для декоративного произведения.

Практика. Зарисовка композиций.

Тема 3.2 «Хроматические и ахроматические цвета».

Теория. Знакомство с хроматическими и ахроматическими цветами.

Практика. Зарисовка композиций.                                                                                

Тема 3.3 «Гармоничное сочетание цветов».

Теория. Знакомство с гармоничными сочетаниями цветов.

Практика. Зарисовка композиций.

4.Раздел: «Техника выполнения квиллинга». 8 часов

Тема 4.1 «Основные элементы квиллинга – плотная катушка».

Теория. Понятие — плотная катушка.

Практика. Техника выполнения плотной катушки.

Тема 4.2 «Основные элементы квиллинга – ажурные элементы».

Теория. Понятие — ажурные элементы.

Практика. Техника выполнения ажурных элементов.

Тема 4.3 «Изготовление листьев».

Теория. Основные элементы квиллинга для изготовления листьев.

Практика. Выполнение листьев из бумажных филиграней.

Тема 4.4 Выполнение эскиза.

Теория. Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.

Практика. Техника выполнения эскиза композиции.

5.Раздел: «Плоские фантазии из бумажных ленточек». 60 часов

Тема 5.1 Композиция «Океан».  8 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (парусник, якорь, остров и пальмы, жемчужина, черепаха, морской конек, скат, осьминог, медуза, розовые кораллы, зеленые водоросли, кораблик). Оформление композиции.

           Тема 5.2 Панно «Забавные животные». 10 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (тигр, белка, лиса, медведь, олень) Оформление композиции.                                                                               

            Тема 5.3 Композиция «Озеро». 6 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                                

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (озеро, лебедь, стрекоза, кувшинки, листья, камыши) Оформление композиции.                                                         

Тема 5.4 Композиция «Цветочная поляна». 14 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (розовая хризантема, пурпурная георгина, ромашка, календула, садовая лилия, вероника, сказочные колокольчики, астра) Оформление композиции.                                                  

Тема 5.5 Картина «Снегири». 6 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (фон, снегири, веточки рябины) Оформление композиции.                                           

            Тема 5.6 Открытки. 14 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (фиолетовый цветок, холодный цветок, анютины глазки, астры, ирис, каллы, колокольчики) Оформление композиции.                            

           Тема 5.7 «Выставка творческих работ». 2 часа  

     Теория. Обобщить полученные знания по изготовлению декоративно-прикладных изделий с помощью бумажной пластики в технике «квиллинг». Повторение и закрепление пройденного материала.                                                                                                              Практика. Выполнение разнообразных элементов, фигурок, мотивов. (Композиция «Океан», «Забавные животные», Композиция «Озеро», Композиция «Цветочная поляна», Картина «Снегири», «Открытки». Работа по карточкам. Участие в выставках разного уровня.

           6.Раздел: «Изысканная коллекция для рукодельниц». 64 часа                                                                             

Тема 6.1 «Цветочная рамочка». 10 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (рамочка, цветы, листики) Оформление композиции.                                   

Тема 6.2 Панно. 16 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                                

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (крокусы, ландыши, лилия, нарциссы, роза, ромашки, сирень). Оформление композиции.                            

Тема 6.3 Картина «Нарциссы». 8 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (лепестки, листики, стволы, пчёлка) Оформление композиции.

Тема 6.4 «Символ нового года». 12 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                                

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (снежинки балеринки, фонарик, гирлянда, ёлочка, подвеска ангелочек) Оформление композиции.                            

Тема 6.5 Композиция «Фруктовый сад». 10 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (ствол дерева, листья, цветочки, яблоки, тюльпаны, колокольчики, лиса) Оформление композиции.

Тема 6.6 «Рамочка для фотографии». 6 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (цветы, листики) Оформление композиции.                             

           Тема 6.7 «Выставка творческих работ». 2 часа                                                                                      Теория. Обобщить полученные знания по изготовлению декоративно-прикладных изделий с помощью бумажной пластики в технике «квиллинг». Повторение и закрепление пройденного материала.                                                                                                            Практика. Выполнение разнообразных элементов, фигурок, мотивов. («Цветочная рамочка», Панно, Картина «Нарциссы», «Символ нового года», Композиция «Фруктовый сад», «Рамочка для фотографии») Работа по карточкам. Участие в выставках разного уровня.

           7.Раздел: «Чудеса объёмной бумажной пластики». 58 часов           

Тема 7.1 «Подарок вазочка». 10 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (цветок фиалки, сборка вазочки, сторон вазочки, склеивание сторон вазочки) Оформление композиции.

Тема 7.2 Букет «Вьюнок». 8 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                                

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (лепестки, цветоложе, сердцевидные лепестки, сборка цветка, бахромчатая серединка, листик, стебелек, формирование букета) Оформление композиции.                             

Тема 7.3 Сувенир «Самолёт». 8 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                                

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (спирали, корпус, крылья) Оформление композиции.

Тема 7.4 «Цветок рудбекия». 6 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (цветок, листики) Оформлен е композиции.                             

Тема 7.5 «Цветок лилия». 6 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                                

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (тычинки, цветок, бутоны, листики) Оформление композиции.

            Тема 7.6 Композиция «Садик». 20 часов                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Теория.  Показ приёмов работы. Последовательность изготовления. Просмотр иллюстраций.                                               

Практика. Изготовление элементов. Выполнение объёмных фигурок. (стол, стулья, качели, мостик, фонтан, скамейки, ручеёк) Оформление композиции.                                                                                    

           Тема 7.7 «Выставка творческих работ». 2 часа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Теория. Обобщить полученные знания по изготовлению декоративно-прикладных изделий с помощью бумажной пластики в технике «квиллинг». Повторение и закрепление пройденного материала.                                                                                                            Практика. Выполнение разнообразных элементов, фигурок, мотивов. («Подарок вазочка», Букет «Вьюнок», Сувенир «Самолёт», «Цветок рудбекия», «Цветок лилия», Композиция «Садик») Работа по карточкам. Участие в выставках разного уровня.

           8.Раздел: «Проектная деятельность». 12 часов

Тема 8.1 Разработка творческой композиции. 2 часа

Теория. Изучение этапов формирования проекта.

Практика. Выполнение необходимых навыков в создании творческого проекта.

Тема 8.2 Изготовление необходимых деталей. 4 часа

Теория. Компьютерная презентация «Искусство бумажной пластики в технике «квиллинг».

Практика. Изготовление деталей для композиции.

Тема 8.3 Сборка составных деталей. 2 часа

Теория. Последовательность сборки составных деталей.

Практика. Сборка составных деталей.

Тема 8.4 Составление творческой композиции. 2 часа

Теория. Применение правил составления композиции.   

Практика. Выполнение декоративной творческой композиции.

Тема 8.5 Защита проекта. 2 часа

Теория. Проектная деятельность. Требования к мультимедийному проекту.

Практика. Проект «Подарок».

           Тема 8.6 Выставка творческих работ. 2 часа                                                                                        Теория. Обобщить полученные знания по изготовлению декоративно-прикладных изделий с помощью бумажной пластики в технике «квиллинг». Повторение и закрепление пройденного материала.                                                                                                            Практика. Выполнение разнообразных элементов, фигурок, мотивов. (Защита проектов)

Участие в выставках разного уровня.

           Тема 8.7 Итоговое занятие. 2 часа

Проводится в форме итоговой выставки. Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках ДЮЦ, в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.     

1.4 Планируемые результаты

            Личностные результаты

         Обучающийся будет:

—  владеть практическими навыками художественной обработки бумаги в технике «квиллинг»;

—  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

—  применять умственные способности пространственного воображения;

—  использовать специальные термины.

У обучающегося будет:

—  представления об истории возникновения квиллинга;

—  художественный вкус, творческие способности и фантазия;

—  аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;

—  развитое внимание, память, логическое и пространственное воображение, художественный вкус, творческие способности и фантазия;

—  культура труда и трудовые навыки.                                                                           

           Метапредметные результаты

           Обучающийся будет знать:

—  основы композиции и цветоведения: хроматические и ахроматические цвета,

гармоничное сочетание цветов;      

—  роль выразительных средств: формы, цвета, фактуры в построении декоративного изделия.

           Обучающийся приобретет:

—  умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы;

—  конструирование и мозаичный приём;                                                                                                                                     

—  умение работать по технологическим картам.

           Предметные результаты

           Обучающийся будет знать:

—  материаловедение, основные свойства материалов для выполнения изделий в технике квиллинг;    

—  искусство бумагокручение и навыки культуры труда;

—  создание композиции в технике квиллинг;                                                                                  

—  основы композиции и цветоведения;

—  различные приёмы работы с бумагой;

— основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

—  как читать и зарисовывать схемы изделий;             

—  создавать изделия из квиллинга, пользуясь технологическими картами и схемами.                                                                                                                                

           Обучающийся будет уметь:

—  обращаться с материалами и инструментами;

—  нарезать бумажные филиграни равномерными полосками;

—  изготавливать базовые элементы;

—  зарисовывать эскиз;

—  выполнять технику плоского и объёмного квиллинга;

—  изготавливать творческие композиции;

—  проектировать свою деятельность.

            Обучающийся будет владеть:

—  создавать сувенирные изделия, выполненные из бумажных филеграней;

—  коммуникативными способностями и навыками работы в коллективе;

—  изысканной коллекцией рукоделий.

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

  учебный кабинет с оборудованием: 6 столов, 12 стульев, доска;

—  материалы и инструменты: бумага ксероксная цветная, картон, гофрокартон, инструмент для квиллинга, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, клей карандаш, кисточка, влажная салфетка, калька для зарисовки схем.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

— аудио музыка Антонио Вивальди «Времена года», «Инструменталка», «Релаксация»;         

— видео ролики «Правила дорожного движения», «Правила поведения при чрезвычайных ситуациях», «Профилактика ПАВ»;

— презентации: «История появления «квиллинга», «Основы композиции и цветоведения», «Конструирование из бумажных ленточек», «Моделирование поделок»;

— презентации мастер-классов: «Игрушка стрекоза», «Якорь», «Сердце океана»;  

— фотографии и иллюстрации готовых изделий в технике «квиллинг» для подготовки учащихся в конкурсах творческих работ;

— наглядные пособия: готовые работы педагога, технологические карты, схемы.         

Интернет-источники:

http://rukodeliyu.kvilling  (картинки цветов);

http://mastera-rukodelia.ru (мастер-класс «Петушки на счастье»);

http://stranamasterov.ru (новогодние шары, «Снежинки – узоры»);

http://rukodeliyu.izbymagi («Шкатулка «Сердце»);

http://master-klass.kvilling («Розовое дерево»);    

http://otkritiayrokpokvillingy (Видео урок «Поздравительная открытка»);

            Нормативно правовая база:

— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

— Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р);

— СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;

—  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»     

Список литературы:    

  1. Добрусина А. «Квиллинг./Чудеса из бумаги». Санкт-Петербург: Изд-во «ООО Типографический комплекс «Девиз», 2016, С. 20.

2.  Букина С. «Новогодний квиллинг». Санкт-Петербург: Изд-во «Питер», 2016, С.64.

3.  Зайцева А. «Объёмный квиллинг. /Цветы и фигурки». Изд-во «Э», 2016, С. 64.

4.  Зайцева А. «Цветочные композиции в технике петельчатый квиллинг». Изд-во «Эксмо», 2015, С. 64.

5.  Курочкина Л. «Хобби экспресс./ Быстрый квиллинг». Изд-во «ООО «АСТ – ПРЕСС КНИГА», 2015, С. 35.

6.  Шквыря Ж.Ю. «3 D объёмный квиллинг. /Волшебная мастерская, мои первые шедевры», 2012, С. 62.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Оценочные материалы:

—  тестирование;

—  контрольная работа;  

—  анкетирование;    

— кроссворды;

—  словесные игры; 

—  итоговый мониторинг.    

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

— входной контроль – тестирование, (предварительная аттестация – оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса, осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года с целью определения уровня развития детей);  

— текущий контроль (оценка качества усвоения обучающимися учебного материала, отслеживание активности обучающихся осуществляется педагогом в конце каждого занятия);   

— промежуточный контроль (оценка качества усвоения обучающимися учебного материала осуществляется после изучения отдельных тем);

— итоговый контроль (оценка уровня достижений обучающихся по завершении освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей; заключительная проверка знаний, умений, навыков; осуществляется в конце учебного года).                         

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: мини-выставки в кабинете, участие в конкурсах-выставках разных уровней.

2.3 Методические материалы

Методы обучения:

а)  метод словесной передачи информации и слухового восприятия   информации (рассказ, беседа, диалог); 

б)  методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (репродукция, иллюстрация, демонстрация образца, наблюдение);

в)  методы передачи информации с помощью практической деятельности с осязаемым и зрительным восприятием (практические упражнения, анализ схемы, игра, трудовая деятельность).        

Методы воспитания: 

а)  эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха);

б)  познавательные (выполнение творческого задания);

в)  волевые (предъявление учебных требований, создание ситуации взаимопомощи, прогнозирование будущей деятельности, демонстрация заинтересованности результатами своей работы, работы ученика-выставка).                                                                                 Методы организации деятельности обучающихся в системе дополнительного образования:  

—  объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; 

—  репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

—  частично-поисковой – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

—  исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся;  

—  эвристический – проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы ее решения.                                                                                                                                       Наличие методического материала: беседы, сценарии, игровые программы, классные часы.                                                                                                                                                  Форма организации учебного занятия.                                                                             Педагогические технологии и формы организации учебного занятия: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.                    

Алгоритм учебного занятия:

тема, цель, материалы, организационный момент, беседа, техника безопасности с инструментами, практическая часть, самостоятельная работа, физминутка, продолжение самостоятельной работы, игровой момент, итог занятия, уборка рабочих мест.                                                                                                                             

Перечень дидактических материалов:

                                                                                                                                                       — технологические карты, схемы, шаблоны, образцы, физминутки, игры; 

— образцы готовых изделий;

— творческие проекты: «Бумажные завитки в технике «квиллинг», «Творческая фантазия из бумажной филиграни», «Волшебство с помощью бумажных ленточек»;

— исследовательские работы: «История возникновения бумаги», «Из чего делают клей», «Бумажная пластика в технике «квиллинг».

2.4. Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса1 год2 год
Продолжительность учебного года, неделя3636
Количество учебных дней108108
Продолжительность учебных периодов1 полугодие15.09.2021- 31.12.202115.09.2021- 31.12.2021
2 полугодие12.01.2022- 31.05.202212.01.2022- 31.05.2022
Возраст детей, лет7-117-11
Продолжительность занятия, час22
Режим занятия3 раза/нед3 раза/нед
Годовая учебная нагрузка, час216216

2.5. Календарный план воспитательной работы

МероприятиеОбъемСроки проведения
1Участие в районном конкурсе творческих работ «День тигра» 01.09.21 — 20.09.21. 
2Акция «Истоки добра», посвящённая Дню пожилого человека 01.10.21.
3Участие в районной выставке –конкурсе самодеятельного творчества «Мастер-золотые руки» 01.10.21.
4Акция против курения и алкоголизма среди молодёжи 27.10.21.
5Участие в конкурсе творческих работ «Пусть будет мама» 01.11.21 — 24.11.21.
6Участие Мероприятия, посвящённые Международному Дню отказа от курения 21.11.21
7Социально-значимая акция волонтёров по патриотическому воспитанию «Милосердие», пропаганде ЗОЖ 24.11.21 — 07.12.21.
8Организация и проведение встреч, практических занятий, акций по изучению правил дорожного движения 08.12.21.- 19.12.21.
9Участие в конкурс творческих работ «Символ нового года» 23.12.21.
10Экскурсия в музей А. А. Фадеева «120 летний юбилей со дня рождения великого писателя» 24.12.21.
11Акция против употребления ПАВ «Мы за здоровый образ жизни» 29.01.22.
12Участие в конкурсе творческих работ «Праздник всех солдат, защитников, бойцов» 01.02.22 — 30.02.22.
13Участие в районном конкурсе детского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина» 17.02.22
14Участие в конкурсе творческих работ, посвящённом международному женскому дню 8 Марта 20.02.22 — 06.03.22.
15Участие в районном конкурсе «День Земли» 12.03.22.
16Игровые программы для пришкольных лагерей (по отдельному плану) 16.03.22.-24.03.22.
17Участие в районном конкурсе – выставке декоративно-прикладного творчества «Радуга талантов» 17.03.22.
18Участие в конкурсе творческих работ «Спасибо деду за победу» 03.03.22.-05.05.22.
19Участие в Месячнике по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 15.04.22.-15.05.22.
20Участие в Межрайонном фестивале декоративно-прикладного творчества «Твори, выдумывай, дерзай!» 15.04.22.
21Участие в  районной выставке-конкурсе творческих работ «Пасхальные мотивы» 15.05.22.
22Участие в  конкурсе творческих работ «Эта Великая Победа!» 20.05.22.
23Участие в выставке декоративно-прикладного творчества ко Дню открытых дверей 21.05.22.
24Проведение игровых программ в детском оздоровительном лагере 01.06.22.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Букина С. Волшебство бумажных завитков. Ростов-на-Дону: Изд-во «Ростов – на Дону», 2016, С. 271.     

  • Валюх О.В.  Ажурный и объёмный квиллинг. Харьков: Изд-во «Харьков», 2015, С. 100.

3.  Моргунова К.В. Цветы в технике квиллинг. Москва. Изд-во  «Эксмо», 2013, С. 56.   

4.  Торманова А.С. Большая энциклопедия квиллинг. Москва: Изд-во «АСТ», 2015, С. 444.

Литература для учащихся

1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. Москва. Изд-во «Лист», 1998, С. 85.                           2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. Москва. Изд-во «Школьная пресса», 2002, С. 103.

3. Афонькин С.С. Уроки оригами в школе и дома. Москва. Изд-во «Рольф Аким», 1999, С. 45.                                                                                                                                                               4. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва. Изд-во «Просвещение», 1999, С. 89.       

5. Шквыря Ж.Ю. Азбука 3 D – квиллинга. Москва. Изд-во ООО «Феникс», 2013, С. 63.