Профориентационный вектор развития направленностей  и программ дополнительного образования детей

25 апреля 2023г. состоялось заседание районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме «Профориентационный вектор развития направленностей  и программ дополнительного образования детей».

          Современные тенденции в сфере образования обусловливают изменения воспитательных ориентиров в системе профессиональной ориентации подрастающего поколения. В условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Особая роль в успешном решении этой проблемы отводится дополнительному образованию, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

         В рамках объединения прошел обмен опытом работы педагогов Детско – юношеского центра по  заданной теме. Руководитель районного методического объединения Евдокимова Екатерина Викторовна отметила, что  дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разно направлено, наиболее вариативно.

Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

          Педагоги Отдела развития творчества Детско – юношеского центра  Кузакова  Ирина Владимировна и Калинина Татьяна Викторовна в своих докладах и презентациях отобразили профориентационную работу среди обучающихся объединений «Радуга», «Туризм», «Мастерская фантазий», « Юный конструктор».

           Татьяна Викторовна отметила, что с помощью  таких  видов прикладного творчества, как  конструирование из бумаги, лепка, художественное выпиливание ручным лобзиком, джутовая филигрань,  изготовление макетов зданий и моделей транспорта, работа с металлическим конструктором  и конструктором ЛЕГО, даёт возможность обучающемуся поверить в себя, в свои способности. И в то же время проявлять и реализовывать свои творческие способности, расширить свои знания о профессиях, овладевая приемами работы с различными материалами в разных техниках. 

         На занятиях по разделам программ  обучающиеся приобретают комплекс знаний и навыков, который может пригодиться им в будущем. Например: инженеру-конструктору , инженеру-проектировщику, автомеханику, плотнику, резчику по дереву, водителю, макетчику, мастеру кукол, маляру, архитектору, конструктору, дизайнеру, судовому механику, машиностроителю и т.д.

       Например, изготовление макета здания, корабля и других сооружений, создание моделей существующих или планирующихся строений, конструкций, средств передвижения. Ведь  каждый макет – это сложная конструкция, состоящая из множества деталей разных форм.  Изготавливая их своими руками из разных материалов с помощью лобзика, молотка, клеевого пистолета, канцелярского ножа и других инструментов обучающийся знакомится с профессией макетчика. Он же занимается и покраской деталей. Так что можно сказать, ребёнок знакомится сразу с несколькими ремёслами: столяра, слесаря, маляра, применяя азы своих инженерно-технических и художественных способностей.  

       Ирина Владимировна много лет обучала ребят изобразительному искусству и навыкам туристко – краеведческой деятельности. Она показала в презентации лучшие работы своих обучающихся, которые занимали призовые места в районных, краевых, всероссийских выставках декоративно – прикладного творчества и изобразительного искусства. Педагог   подчеркнула в своем докладе, что многие ребята  выбрали себе  в будущем профессию по направлению деятельности творческого объединения, это: Миханошина Алина – мультипликатор, Чуба Маргарита, Василенко Александра – дизайнеры интерьера. Синдеева Елена, Сафонова Анастасия, Волохо Елена – дизайнеры одежды (модельеры). Загороднев  Константин, Шинкаренко Анастасия – ланшафтные дизайнеры.

        Ирина Владимировна на занятиях по туризму расширяла и углубляла   знания  обучающихся по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической  подготовке. Она     учила умению и навыкам работы  с  картой и  компасом, специальным знаниям по  вопросам  туризма и ориентирования, доврачебной медицинской  помощи;      научила выживать  в  экстремальных  условиях;   знакомила с проблемами экологии и охраны природы.

Все эти знания и умения пригодились ребятам в дальнейшей жизни, многие из них поступили в Дальневосточную пожарно – спасательную академию МЧС России, филиал СПбу ГПС (г. Санкт – Петербург») во Владивостоке. Это, Шевцова Александра (работает в филиале МЧС инструктором), Лапик Андрей, Речкин Владимир (работают в с. Чугуевка пожарными инспекторами), Мансуров Никита, Кобелев Никита, Ожога Никита и другие.

       На РМО педагоги дополнительного образования  вынесли решение продолжить работу по профессиональному самоопределению среди обучающихся творческих объединений и отделений физкультурно – спортивного отдела. Педагог дополнительного образования должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей обучающихся подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призваны решать учреждения дополнительного образования.