Раздел №1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном опыте.

В основе волонтёрского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Почему люди идут в волонтёры? У каждого свои причины, но в основном, это дело совести каждого человека. Кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтёров даёт целый ряд преимуществ для молодежи. В результате своей деятельности у подростка появляется гордость, самоуважение, удовлетворение от работы. Ему важно знать, что он кому-то нужен, что его деятельность оказывает реальную помощь.

Сегодня в России, благодаря совместным усилиям общества и государства, сформированы основы государственной политики, направленной на содействие, развитие и поддержку добровольчества. В современных нормативных документах говорится о содействии добровольческой деятельности (волонтёрству). А Федеральным законом от 05 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтёрства)», вступившим в силу с 01 мая 2018 года, добровольчество отнесено к приоритетным направлениям социальной и молодёжной политики.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Твой выбор» является организационно-учебной, образовательной площадкой подготовки добровольцев (волонтёров) из числа социально ориентированной молодёжи. Активное участие в добровольческой (волонтёрской) деятельности способствует формированию у молодых людей следующих компетенций:

1. Учебно-познавательная компетенция – это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

2. Информационная компетенция – это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

3. Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.

Направленность программы: социально-гуманитарная.

Отличительные особенности программы

Особенностью программы является её вариативность. Педагог вправе:

— выбирать или менять содержание, исходя из поставленной цели и задач;

— сам решать, какое количество часов отводить на изучение каждой из запланированных тем в рамках каждого года обучения;

— сам увеличивать или уменьшать количество предложенных учащимся для выполнения в течение учебного года социальных проектов.

Адресат программы.

Программа адресована детям от 12 до 18 лет, проживающим в с. Чугуевка.

Условия набора и формирования групп.

Набор производится на добровольной основе по интересам и способностям, учащиеся распределяются по группам только в зависимости от смены обучения в школе, учитывая пожелание ребёнка. Для обучения принимаются все желающие.

В объединение могут быть в течение учебного года зачислены дети, не занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование. По необходимости проводится дополнительный набор в объединение.

Для успешной реализации программы создаются учебные группы численностью от 7 до 12 человек одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы). Занятия проводятся всем составом в соответствии с календарным учебным графиком.

В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Состав группы переменный.

Категория учащихся по программе:

1-ый год обучения – учащиеся 12-15 лет;

2-ой год обучения – учащиеся 15-18 лет.

В подростковом возрасте социальная деятельность становится личностной потребностью. Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать и демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку окружающих.

Осуществление социально признаваемой деятельности соответствует психологическим требованиям подросткового возраста. Мотивы приобщения подростков к волонтёрству различны. Но чаще всего подростками движет стремление чувствовать себя нужными, полезными людям, быть членами команды, заслужить уважение и поддержку окружающих.

Форма обучения по программе – очная.

«Допускается сочетание различных форм получения образования …» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4) – дистанционная, групповая или индивидуально-групповая, индивидуальная. Возможна организация образовательного процесса в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам.

Объём программы: 288 часов:

— 1-й год обучения – 144 ч.;

— 2-й год обучения – 144 ч.

Занятия первого года обучения формируют интерес к социально значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях.

На втором году обучения большое внимание уделяется совершенствованию навыков лидерского поведения, социального проектирования, расширению опыта участия в общественно значимых акциях и проектах; готовности к осуществлению добровольческой деятельности.

Сроки реализации программы — 2 года обучения.

Режим занятий:

на 1-м году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа;

на 2-м году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2,5 часа.

При определении режима занятий учтены требования СанПиН к учреждениям дополнительного образования, смена различных видов деятельности во время проведения занятий.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности школьников с. Чугуевки в возрасте 12-18 лет, через организацию общественно-полезной деятельности.

Задачи:

Воспитательные:

1. Воспитывать толерантные качества личности, милосердие, доброту, отзывчивость.

2. Воспитывать чувство коллективизма, готовность безвозмездно, бескорыстно служить обществу.

3. Воспитывать коммуникативные качества, умение работать в команде.

4. Воспитывать инициативность, исполнительскую дисциплину, ответственность.

5. Формировать потребность в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья.

6. Воспитать потребность в саморазвитии и самосовершенствовании.

Развивающие:

1. Совершенствовать культуру речи.

2. Развивать лидерские качества, уверенность в себе.

3. Совершенствовать у подростков способности, позволяющие лучше понимать себя и уметь взаимодействовать с людьми различных социальных категорий.

4. Развивать трудовые навыки в области волонтёрства и способствовать профессиональной ориентации.

Обучающие:

1. Знакомить с историей возникновения и развития волонтёрства в России и мире;

2. Формировать представление о современных направлениях волонтёрской деятельности в России.

3. Знакомить с нормативно-правовыми документами волонтёрской деятельности.

4. Обучать разнообразным формам организации мероприятий социального значения.

5. Обучать подростков методике организации мероприятий по профилактике асоциальных явлений в молодёжной среде и пропаганде здорового образа жизни.

6. Обучать различным видам информационных технологий.

1.3 Содержание программы

Учебный план первого года обучения

№ п/пНазвание разделов и темКоличество часовФормы аттестации/контроля
всеготеорияпрактика
1Вводное занятие. Специфика работы объединения220Опрос
2Исторические аспекты волонтёрства»18108 
2.1Мотивация волонтёрской деятельности. Роль волонтёрства в личностном развитии1064Наблюдение
2.2Волонтёрская деятельность – один из видов социального служения844Творческая работа
3Организационно-педагогические аспекты волонтёрской деятельности42 42 
3.1Виды зависимостей22612Тест
3.2Организация деятельности добровольческого объединения844Тест
3.3Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной, никотиновой, компьютерной и других зависимостей1266Собеседование
4Психологическая подготовка волонтёра36 36 
4.1Тренинг личностного роста844Наблюдение
4.2Тренинг коммуникативных навыков844Наблюдение
4.3Тренинг толерантности844Ролевая игра
4.4Лидерство в волонтёрском объединении633Диагностика лидерских качеств
4.5Рефлексия633Тестирование
5Технологические аспекты волонтёрской деятельности»461828 
5.1Информационные технологии в работе волонтёра. Социальная реклама1679Создание социальной рекламы
5.2Информационные технологии в работе волонтёра. Социальный плакат1028Создание социальной рекламы
5.3Технологии организации волонтёрской деятельности624Создание социальных плакатов
5.4Первичная профилактика асоциальных явлений в молодёжной среде и пропаганда здорового образа жизни1055Проведение акций, выставок других форм работы по ЗОЖ
 Итоговые занятия422Собеседование. Отчёт о проделанной работе
 Всего:14430114 

Содержание учебного плана первого года обучения

1. Тема: Вводное занятие. Специфика работы объединения

Теория: Знакомство. Знакомство с группой. Решение организационных вопросов. Содержание программы на 1-ый год обучения. Правила пожарной безопасности. Правила дорожного движения.

2. Раздел: Исторические аспекты волонтёрства

2.1 Тема: Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтёрства в личностном развитии

Теория: Зарождение волонтёрства (Франция, США, Германии и др.). Волонтёрская молодёжная служба и ЮНЕСКО: краткий исторический обзор. Молодёжные волонтерские объединения мира. Международные волонтёрские объединения.

Практика: Эссе «Что значит быть волонтером?».

2.2 Тема: Волонтёрская деятельность – один из видов социального служения

Теория: Понятия «волонтёр», «волонтёрство», доброволец, добровольность, бескорыстность, общественная значимость, гражданская активность, законность. Мотивы участия в волонтёрской деятельности. Роль волонтёрства в решении общественных проблем в современном обществе. Значение участия молодёжи в волонтёрском движении. Основные принципы создания и функционирования волонтёрского движения (добровольность, безвозмездность, добросовестность, «равный – равному», законность). Их реализация на практике. Личностные качества волонтёра.

Практика: Собеседование с целью выявления интересов подростков, умения проводить свой досуг. Диагностика личностных качеств подростков.

3. Раздел: Организационно-педагогические аспекты волонтёрской деятельности

3.1 Тема: Виды зависимостей.

Теория: Причины, формы зависимости, Анализ и критическая оценка информации.

Практика: Ролевая игра «Мир без алкоголя». Курс «Азбука здоровья». Разработка и проведение программ по профилактике.

3.2 Тема: Организация деятельности добровольческого объединения

Теория: Структура волонтёрской организации. Деятельность общественного объединения волонтёров. Формы осуществления волонтёрской деятельности. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтёрской деятельности. Формы осуществления волонтёрской деятельности. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности.

Практика: Разработка структуры волонтёрской организации. Деятельность общественного объединения волонтёров. Разработка критериев результативности волонтёрской работы. Участие в городских акциях.

3.3 Тема: Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой, компьютерной и других зависимостей

Теория: Пропаганда ЗОЖ. Профилактика социально-негативных явлений в подростковой и молодёжной среде. Алкоголь и закон. Положительные примеры и образцы активной жизнедеятельности. Методика организации спортивных мероприятий.

Практика: Разработка агитационных буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом питании. Акция «Международный день отказа от курения»: разработка памяток о вреде курения. Проведение мероприятия, посвящённого Всемирному дню борьбы со СПИДом. Организация спортивных соревнований, Дней здоровья «Мы за здоровый и спортивный образ жизни».

4. Раздел: Психологическая подготовка волонтёра

4.1 Тема: Тренинг личностного роста

Теория: Самоопределение. Правила поиска выхода из сложной ситуации. Самооценка, самоанализ: понятие, виды, способы определения. Общение: понятие, значение. Особенности проведения тренинга.

Практика: Самоопределение. Правила поиска выхода из сложной ситуации. Тренинги «Каков я на самом деле», «Мои сильные и слабые стороны», «Моя индивидуальность», «Уверенное и неуверенное поведение», «Эмоции и чувства», «Проблемы можно решать».

4.2 Тема: Тренинг коммуникативных навыков

Теория: Вербальная и невербальная информация. Эффективные приёмы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приёмы выхода из конфликта.

Практика: Ролевые игры: «Воздушный шар», «Необитаемый остров». Коммуникативный тренинг «Сплочение». Тренинговые упражнения «Слепой и поводырь», «Я в тебе уверен», «Дом», «Автобус».

4.3 Тема: Тренинг толерантности

Теория: Критерии толерантного и интолерантного поведения.Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодёжные объединения.

Практика: Ролевая игра «Свои и чужие».

4.4 Тема: Лидерство в волонтёрском объединении

Теория: Понятие «лидер». Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Неформальное и формальное лидерство.

Практика: Диагностика лидерских способностей. Ролевые игры.

4.5 Тема: Рефлексия

Теория: Понятие «рефлексия». Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя.

Практика: Тренинг. Тестирование.

5. Раздел: Технологические аспекты волонтёрской деятельности

5.1 Тема: Информационные технологии в работе волонтёра. Социальная реклама

Теория: Понятие «реклама» и её разновидности. Различия социальной рекламы от коммерческой. Имиджевая реклама. Роль социальной рекламы в профилактической деятельности. Социальная реклама как метод первичной профилактики. Технология социальной рекламы (основы разработки текста и иллюстрации рекламы). Ошибки в социальной рекламе. Различные носители рекламы.

Практика: Определение темы социальной рекламы. Разработка эскиза социальной рекламы с целью дальнейшего применения рекламы во время профилактических мероприятий в рамках волонтёрской деятельности.

5.2 Информационные технологии в работе волонтёра. Социальный плакат

Теория: Понятие «плакат». Технология создания тематического плаката. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.

Практика: Анализ имеющихся тематических плакатов. Работа над созданием тематических плакатов.

5.3 Тема: Технологии организации волонтёрской деятельности

Теория: Технологии: агитация и привлечение участников, проведение мониторинга, проведение собеседования. Технология привлечения волонтёров. Стратегия набора волонтёров. Методы привлечения добровольцев в проект. Стихийный набор. Целенаправленный набор. Группы людей, являющихся потенциальными участниками волонтёрского движения. Цель проведения собеседования. Алгоритм собеседования (этапы). Проблемные ситуации на собеседовании. Формы поддержки волонтёров. Технология организации волонтёрских мероприятий. Этапы организации мероприятия (от этапа инициирования до этапа подведения итогов и анализа результатов). Способы поощрения волонтёров. Внутренний мониторинг.

Практика: Отработка технологии агитации и привлечения волонтёров. Отработка проведения собеседования с потенциальными участниками мероприятия. Разбор проблемных ситуаций и алгоритма разрешения проблемных ситуаций. Разбор этапов организации мероприятия.

5.4 Тема: Первичная профилактика асоциальных явлений в молодёжной среде и пропаганда здорового образа жизни

Теория: Виды профилактической деятельности. Первичная, вторичная и третичная профилактики. Различия. Учреждения, которые занимаются профилактической деятельностью. Эффективные методы первичной профилактики и использование их на практике. Пропаганда здорового образа жизни как альтернатива профилактики асоциальных явлений. Нормативно-правовые документы, регулирующие поведение молодёжи в соответствии с социальными нормами поведения в обществе.

Практика: Организация мероприятий для учащихся разных возрастных категорий с привлечением специалистов: акции, интерактивные выставки, станционные игры, подготовленные учащимися объединения. Подготовка агитбригады для внеклассного мероприятия: «Основы психологического и физического здоровья. Влияние курения и алкоголя на организм человека».

Учебный план второго года обучения

№ п/пНазвание разделов и темКоличество часовФормы аттестации / контроля
всеготеорияпрактика
1Знакомство с программой 2 года обучения220Анкетирование
2Исторические аспекты волонтёрства127  5 
2.1Деятельность общественного объединения волонтёров633Тестирование  
2.2Управление волонтёрской деятельностью642Опрос
3Организационно-педагогические аспекты волонтёрской деятельности1285177 
3.1Познаю себя и других. Изучение своих личностных особенностей422Тестирование
3.2Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике642Собеседование по темам раздела
3.3ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике422Проведение мероприятий для различных целевых групп
3.4Понятие социальной рекламы. Социальный плакат220Подготовка и реализация социального проекта
3.5Социальный видеоролик15510Разработка и проектирование PR-компании
3.6Технология «Равный обучает равного»422Благотворительная акция в рамках школы
3.7Основы фандрайзинга социальных мероприятий1064Опрос
3.8PR-кампания социального мероприятия и волонтёрского отряда14410Наблюдение
3.9Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций844Трудовая помощь, организация встреч
3.10Основы социального проектирования642Опрос
3.11Разработка и реализация социальных проектов15510Собеседование
3.12Помощь ветеранам и пожилым людям624Наблюдение
3.13Работа с подростками девиантного поведения826Создание информационных буклетов
3.14Лидер. Типы лидерства1266Создание видеороликов
3.15Рефлексия211Наблюдение
3.16Участие в конкурсном движении12012Наблюдение
4Подведение итогов202Собеседование
 Итого:1446084 


Содержание учебного плана второй год обучения

1. Тема: Знакомство с программой 2 года обучения

Теория: Содержание программы на 2- год обучения. Пожарная безопасность. Безопасность во время прогулок, экскурсий. Правила безопасного поведения на дорогах и в транспорте. Оказанию первой помощи пострадавшему.

2. Раздел: Исторические аспекты волонтёрства

2.1 Тема: Деятельность общественного объединения волонтеров

Теория: Понятие «волонтёрство». Волонтерские движения в современном обществе. Молодёжные волонтерские объединения мира. Организации волонтёрского движения в России. Социальные навыки, которые развиваются при активном участии в волонтёрской деятельности. Практические навыки, которые приобретают участники социальных мероприятий. Лидерские качества.

Практика: Участие в благотворительной акции образовательной организации.

2.2 Тема: Управление волонтёрской деятельностью

Теория: Российская книжка волонтёра. Использование её на практике волонтёрской деятельности. Типы добровольческих организаций, государственные организации, общественные организации, благотворительный фонд, благотворительное общество. Условия для успешной реализации задач социальной политики в современном обществе. Реализация принципа социального партнёрства между государственными и общественными организациями. Условия для дальнейшего развития добровольческой деятельности. Роль государства в развитии волонтёрской деятельности.

Практика: Участие в благотворительной акции образовательной организации.

3. Раздел: Организационно-педагогические аспекты волонтёрской деятельности

3.1 Тема: Познаю себя и других. Изучение своих личностных особенностей

Теория: Понятие терминов конгруэнтность (искренность). Тренинг как интерактивный метод обучения, позволяющий более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтёрской деятельности. Работа с людьми. Важные для общения качества: эмпатия, психологические игры, анкетирования, круглые столы, акции.

Практика: Участие в тренингах, психологических играх, анкетировании, круглых столах, акциях.

3.2 Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике

Теория: Асоциальное поведение в молодёжной среде. Методы первичной профилактики асоциальных явлений. Учреждений, работающие в направлении профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде. Нормативно-правовые документы, регулирующие поведение молодёжи в соответствии с социальными нормами поведения в обществе. Формы и методы пропаганды здорового образа жизни. Привлечение партнеров в реализацию социально значимых мероприятий. Целевая группа и ее особенность. Формы мероприятий социального значения.

Практика: Проведение занятий и мероприятий для разных целевых групп (младших школьников, подростков и молодежи) с учётом особенностей целевой группы.

3.3 Тема: ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике

Теория: Психологические особенности ВИЧ инфицированных, особенности болезни.

Практика: Разработка буклетов и плакатов.

3.4 Тема: Понятие социальной рекламы. Социальный плакат

Теория: Понятия: видеоролик, информационный материал, компьютерная презентация, монтаж. Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.

3.5 Тема: Социальный видеоролик

Теория: Понятия: листовка, тематический плакат, информационный буклет, компьютерная презентация. Информационный видеоролик. Принципы создания и оформления информационных видеороликов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема видеоролика. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Технология создания видеоролика. Работа в программе Movie Maker.

Практика: Анализ имеющихся информационных изданий. Создание собственного творческого продукта: создание информационного видеоролика.

3.6 Тема: Технология «Равный обучает равного

Теория: Совместная работа с выпускниками, молодыми специалистами и т. д. Опыт старших – младшим. Понятие «Цена жизни».

Практика: Проведение совместных тренингов.

3.7 Тема: Основы фандрайзинга социальных мероприятий

Теория: Понятие «фандрайзинг». Принципы фандрайзинга. Ресурсы, необходимые для проведения мероприятия и реализации проекта (людские, материальные, финансовые, временные). Основные источники инвестирования социальных мероприятий/проектов. Понятия «инвестиции», «спонсорство», «меценатство», «партнёрство».

Практика: Разработка схемы привлечения ресурсов для конкретного мероприятия в рамках рабочего плана по волонтёрской деятельности. Самостоятельная организация работы по обеспечению благотворительных акций в рамках образовательной организации.

3.8 Тема: PR-кампания социального мероприятия и волонтёрского отряда

Теория: Структура и порядок проведения PR-кампании. Правила разработки эмблемы.

Практика: Разработка социальной рекламы и составление графика их распространения. Разработка эмблемы, слогана PR-кампании и логотипа мероприятия/проекта/. Определение атрибутики.

3.9 Тема: Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций

Теория: Понятие «социальная акция». Виды социальных акций. Значение социальных акций в жизни общества. Основы проведения социальных акций.

Практика: Организация тематических акций (экологических, профилактических, социально-значимых). Разработка и проведение социальных акций: Письмо солдату, «Ветеран живёт рядом», по пропаганде ЗОЖ, благотворительных, экологических, социальных. Подготовка агитбригады для внеклассного мероприятия, направленного на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота.

3.10 Тема: Основы социального проектирования

Теория: Виды проектов. Волонтёрские программы и проекты. Технология социального проектирования. Структура социального проекта. Основные разделы и содержание социального проекта.

Практика: Семинар «Основы создания электронной презентации социального проекта». Работа с основным мультимедийным и звуковым оборудованием». Разработка социального проекта. Участие в реализации социальных проектов. Оценка качества выполнения проекта.

3.11 Тема Разработка и реализация социальных проектов

Теория: Этапы реализации проекта. Ресурсное обеспечение социальных проектов. Показатели качества проекта. Эффективность проекта. Выявление актуальных проблем в молодёжной среде и обществе. Требования и рекомендации поведения на сцене.

Практика: Разработка социального проекта. Участие в реализации социальных проектов. Оценка качества выполнения проекта.

3.12 Тема: Помощь ветеранам и пожилым людям

Теория: Основные проблемы в жизни пожилого человека. Отношение к пожилым в обществе. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологический, биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Психологические особенности людей пожилого возраста.

Практика: Просмотр художественного фильма с последующим обсуждением. Трудовая помощь пожилым людям, участие в благотворительной акции образовательной организации. Проведение PR-кампании.

3.13 Тема: Работа с подростками девиантного поведения

Теория: Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы.

Практика: Организация детских праздников. Проведение детской игровой программы.

3.14 Тема: Лидер. Тип Лидерства

Теория: Психологические особенности. Основные типы лидерства. Принципы взаимодействия.

Практика: Проведение тренингов, мастер-классов. Трудовая деятельность.

3.15 Тема: Рефлексия

Практика: Подведение итогов работы за год. Представление информационной продукции (буклета, компьютерной презентации). Проведение акции или мероприятия. Подготовка и выступление агитбригады.

3.16 Тема: Участие в конкурсном движении

Практика: Подготовка к участию в конкурсах «Лидер года», «Доброволец года», разработка проектов для участия в форумах

4. Тема: Подведение итогов

Практика: Представление итоговых материалов по проведённым мероприятиям. Подведение итогов учебного года. Награждение учащихся: торжественное вручение благодарностей, дипломов, или медалей по итогам проведения мероприятий; вручение значка с логотипом организации; включение имени в доклад организации.

1.4 Планируемые результаты реализации программы

Личностные результаты

Обучающиеся будут:

— адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;

— аргументировано отстаивать свою позицию;

— принимать общечеловеческие ценности.

Метапредметные результаты

Обучающиеся будут знать:

— психологические особенности людей различных социальных категорий (пожилого возраста, детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья) и особенности работы с ними;

— полный цикл коммуникационного процесса с разными категориями лиц.

Обучающиеся будут уметь:

— обобщать полученные знания; анализировать отечественный и зарубежный опыт волонтёрской деятельности.

Предметные результаты 1 года обучения

Обучающие будут знать:

— историю волонтёрского движения в России и в мире;

— права и обязанности волонтёров;

— основные направления деятельности волонтёрских отрядов;

— основные формы работы волонтёров.

Обучающиеся будут уметь:

— организовывать различные мероприятия для соответствующих категорий, нуждающихся в помощи;

— проводить антинаркотические и другие акции, направленные на формирование здоровых привычек;

— издавать агитационную печатную и видео продукцию.

Предметные результаты 2 года обучения:

Обучающиеся будут знать:

— виды профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде;

—  информативно-правовые основы волонтёрской деятельности;

— социальные аспекты волонтёрской деятельности;

— особенности организации волонтёрской деятельности на базе различных учреждений;

— технологический процесс волонтёрской деятельности;

— технологию организации волонтёрских групп;

— основы социального проектирования;

— основы фандрайзинга в социальной сфере;

— основы организации социальных акций;

— формы и методы пропаганды здорового образа жизни.

Обучающиеся будут уметь:

— организовывать волонтёрскую команду для участия в событийных мероприятиях;

— проектировать волонтёрские акции различной направленности, проектировать собственную волонтерскую деятельность,

— использовать методы, механизмы, технологии по поиску средств для организации систематической добровольческой деятельности.

Раздел №2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Для реализации данной программы требуется:

— аудиторное помещение, обеспеченное необходимыми техническими средствами, пособиями;

— компьютеры с доступом в Интернет;

— мультимедийное оборудование;

— фотоаппарат;

— аудио и видеоаппаратура;

— интернет-ресурсы.

Информационное обеспечение – материалы к занятиям (статьи, аудио видеоматериалы), видеоролики по социальному проектированию по пропаганде ЗОЖ, профилактика ПАВ и т. д.

Список литературы для организации образовательного процесса:

1. Азбука благотворительности. М.: Форум Доноров, 2008.

2. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. Волгоград, 2006.

3.Добровольчество – путь к овладению профессией: сборник. Саратов: ООО Бонапарт ПС, 2004.

4. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание. М.: Политиздат, 1984.

5. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М.: РЦОИТ, 2003.

6. Настольная книга лидера: из опыта работы штаба «Беспокойные сердца» // Сост. Г.В. Каледа. Самара: ООО Офорт, 2008.

7. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Речь, 2005.

8. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров. Вологда: Изд. Центр ВИРО, 2006.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

В процессе всего учебного года происходит постоянный контроль освоения учащимися навыков и умений, предусмотренных программой. Это контролируется путем наблюдения, тестирования, выполнение творческих и практических заданий, зачётных работ. Для оценки результативности применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.

Входной контроль осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель – определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование. Раздел 1 первого года обучения.

Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством. Анализируются отрицательные и положительные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога дополнительного образования (тесты, викторины), взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они стимулируют работу учащихся. Разделы
2, 3, 4, 5 первого года обучения. Разделы 2, 3 второго года обучения.

Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: тестирование, участие в конкурсах, организация и проведение акций, тренингов, участие в благотворительных акциях и т.д. Разделы 2, 3, 4, 5 первого года обучения, раздел 2, 3 второго года обучения.

Итоговый контроль осуществляется в конце 2 года обучения.

Педагогическое наблюдение, анкетирование, защита проектов и презентаций, организация и участие в мероприятиях, конкурсах, акциях; анализ результатов, тренингов, тестирование.

Отслеживание и фиксация образовательных результатов оформляется аналитическими справками, материалами анкетирования и тестирования, наличием грамот, дипломов, сертификатов.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

— систематическое участие в добровольческих мероприятиях;

— тестирование обучающихся;

— контрольные упражнения «Я – волонтёр!»;

— количество проведённых мероприятий;

— количество задействованных обучающихся в мероприятиях;

— наличие документов, подтверждающих результаты волонтёрской деятельности (волонтёрская книжка);

— участие в конкурсах: «Мы вместе», «Доброволец Владивостока», «Доброволец России», «Лучший волонтёр отряда», «Лучший волонтёрский проект», «Лучший руководитель волонтёрского отряда» и т.д.

— участие в форумах, слётах, сборах, семинарах, мастер-классах волонтёрского движения;

— организация, реализация социально значимых проектов;

— создание авторских социально значимых проектов.

Формы фиксации результатов:

— ведение журнала учёта;

— ведение аккаунта в instagram;

— количество выданных волонтёрских книжек;

— публикация в местной газете и «Наше время».

Критериями оценки освоения программы являются:

личностные критерии, включающие готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, способность ставить цели и строить жизненные планы;

метапредметные критерии: наличие первичных организаторских умений и навыков, способность работать в команде, уверенность в себе, наличие навыков самоанализа и самооценки;

предметные критерии, включающие освоенные специфические умения и виды деятельности, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами, осознание значения волонтёрской деятельности в личном и социальном становлении личности.

Аттестация осуществляться через:

— анкетирование всех участников программы, выпуск отчётных буклетов «За волонтёрами будущее!»;

— количественный анализ результатов проведённых мероприятий с показателем охвата участников – разработка социального проекта;

— портфолио;

— мониторинг достижений волонтёров, волонтёрского объединения в целом.

2.3 Методические материалы

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

1. Метод получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, демонстрация.

2. Метод выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности: упражнения, практическая работа.

3. Метод закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.

4. Метод организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: освоение элементарных норм ведения разговора, временная работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний, ведение дискуссий.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

1. Метод эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха в учении, поощрение и порицание в обучении, использование игровых форм организации учебной деятельности, постановка системы перспектив.

2. Метод развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска.

3. Метод формирования ответственности и обязательности: разъяснение учащимся личностной значимости учения, предъявление учебных требований, оперативный контроль.

4. Метод развития творческих способностей и личных качеств учащихся: творческое задание; постановка проблемы и создание проблемной ситуации, перевод игровой деятельности на творческий уровень.

Формами учебного занятия й работы являются:

— беседы (разделы 1-5 первого года обучения, 1-3 второго года обучения);

— обсуждения (темы 3.9-3.11 второго года обучения);

— тренинги (темы 4.1-4.5 первого года обучения);

— практикумы (темы 3.8, 3.9, 3.13, 3.14-3.16 второго года обучения);

— ролевые игры (тема 4.4 первого года обучения);

— проектная деятельность (темы 5.3 первого года обучения, 3.3, 3.4 второго года обучения);

— дискуссии (тема 4.4 первого года обучения);

— работа пресс-центра, освещающего волонтёрскую деятельность (темы 5.1-5.3 первого года обучения, 3.5 второго года обучения);

— самостоятельная работа учащихся с Интернет-ресурсами, изучение нормативных документов (темы 3.8, 3.9, 3.13, 3.14, 3.16 второго года обучения).

Алгоритм учебного занятия.

Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие. Работа в объединении основана на практических занятиях, теории, правилах работы и технике безопасности и направлена на познавательно-волевое развитие личности каждого ребёнка.

Каждый обучающийся может проходить программу свои темпом (в зависимости от своих личностных способностей и частоты посещения занятий).

Учебное занятие включает следующие этапы:

— подготовительный – организационный, проверочный, краткое повторение пройденного материала;

— основной – подготовительный (подготовка к новому содержанию); знакомство с новой темой (технологией), вводный инструктаж, усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания изученного, закрепление новых знаний, способов действий и их применение, практическая работа; обобщение и систематизация знаний, контрольный, уборка рабочего места;

— итоговый – итоговый, рефлексивный, информационный.

Этапы освоения программы на каждом году обучения различаются объемом и содержанием полученной информации, а также требованиями к качеству её усвоения.

По мере перехода учащихся с одной ступени обучения на другую происходит усложнение учебного материала программы в рамках указанных направлений обучения.

Перечень дидактических материалов размещён в приложении к ДООП. (Приложение 1)

Оценочные материалы

Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения, собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной оценки подготовленных мероприятий, анализа информации о дальнейшем самоопределении обучающихся.

Методики:

Тест: «Викторина добровольца» (знание истории, сущности и особенностей добровольческой деятельности);

Определение направленности личности (ориентационная анкета). Эмоциональная готовность к участию в добровольческой деятельности, позитивное отношение к различным формам и видам волонтерской деятельности;

«КОС» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин). Метод экспертных оценок. Наличие у подростков коммуникативных и организаторских способностей, необходимых для добровольческой деятельности, реальный вклад в социально значимую деятельность (участие в мероприятиях);

— тестирование обучающихся;

— контрольные упражнения «Я- волонтер!»;

— диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий);

— тест «Лидеры бывают разные»;

— стена гласности;

— экран соревнования (Пирамида личностного роста);

— тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС — 2);

— опросник.

Фонд оценочных средств включает в себя:

— средства оценивания, применяемые в рамках опросных методов: опрос письменный и устный, анкета, тест, экспертная оценка деятельности, фокус группа, дебрифинг и много другое;

— средства оценивания, предполагающие анализ продуктов деятельности: глоссарий, схема, таблица, концептуальная карта, коллаж, рецензия, аннотация, реферат, доклад, эссе, информационный бюллетень, буклет, электронная презентация, веб-страница, вебсайт, блог и др.;

— средства оценивания, предполагающие анализ деятельности: мониторинг, конкурс, организационно-деятельностная игра, проект, отчет, кейс-измеритель и др.;

— средства оценивания интегративного характера: резюме, портфолио, паспорт профессиональной карьеры, дневник, творческая книжка и др.

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса1 год2 год  
Продолжительность учебного года, неделя3636
Количество учебных дней144144
Продолжительность учебных периодов1 полугодие15.09.2021-31.12.2021
2 полугодие12.01.2022-31.05.202212.01.2022-31.05.2022
Возраст детей, лет12-1812-18
Продолжительность занятия, час23
Режим занятия2 раза/нед2 раза/нед
Годовая учебная нагрузка, час7272


2.5 Календарный план воспитательной работы

МероприятияОбъемМесяц проведения
1Организационное заседание волонтёрской команды. Распределение поручений2 ч.  Сентябрь
2Составление плана работы по пропаганде ЗОЖ2 ч.Сентябрь
3Изучение литературы по первичной профилактике вредных привычек2 ч.Сентябрь-октябрь
4«Наши права». Знакомство с Конвенцией по правам ребенка2 ч.Сентябрь-ноябрь
5Тренинг на уверенность в себе2 ч.Декабрь-январь
6История возникновения волонтёрского движения2 ч.Сентябрь-декабрь
7Час общения: «Волонтёр. Какой он?»2 ч.В течении года
8Час общения: «Здоровый образ жизни: как мы его представляем»2 ч.Сентябрь Ноябрь Март Апрель
9Подготовка социологического опроса «Вопросы-ответы» (отношение детей и подростков к вредным привычкам).4 ч.В течении года
10Обработка социологических данных опроса2 ч.В течении года
11Выпуск буклетов о вреде курения «Мифы и реальность»2 ч.Апрель-май
12Час общения: «О пользе спорта»2 ч.В течении года
13Подготовка выступления агитбригады «О пользе спорта» для начальной школы6 ч.  В течении года
14Час общения: «Пиво – мифы и реальность»3 ч.В течении года
15Выпуск буклетов о вреде пива «Мифы и реальность»1 ч.Март-апрель
16Как защититься от простуды и гриппа1 ч.Октябрь-ноябрь
17Час общения: «О вреде курени»1 ч.В течении года
18Разработка игровой программы для
5-6классов «Курильщик – сам себе могильщик»
4 ч.В течении года
19Час общения: «Энергетические напитки»1 ч.В течении года
20Сбор и подготовка информации об энергетических напитках2 ч.В течении года
21Час общения: «Вся правда о наркотиках»1 ч.В течении года
22Подготовка мероприятия «Скажи наркотикам – нет!»4 ч.В течении года
23Час общения: «Разговор о правильном питании»1 ч.В течении года
24Час общения: «Как сохранить своё здоровье»1 ч.В течении года
25Акция «Ветеран живёт рядом» (оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труда)2 ч.  Май
26Подготовка акции «Никотин на витамин»4 ч.В течении года
27Час общения: «Что такое ПАВ?»1 ч.В течении года
28Сбор и подготовка информации о вреде ПАВ2 ч. 
29Подведение итогов работы отряда за год2 ч.Май

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М., Сидорова Т.Д. и др. Моё действие – мой выбор. Метод. пособие. М.: Ижица, 2017.

2. Битянова М.С. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2017.

3. Косова У.П. Психологические характеристики волонтёрской деятельности [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/rNPuq (дата обращения: 19.04.2021).

4. Особенности волонтёрского движения в России [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/rNR45 (дата обращения: 24.04.2020).

5. Практическое руководство для начинающих волонтёров [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/rNRVU (дата обращения 02.04.2018).

6. Цыганкова А.В. Мотивация и участие молодёжи в волонтёрской деятельности [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/rNRhg (дата обращения: 10.11.2019).

Приложение 1

Методическое обеспечение программы

1 год обучения

Раздел, темаФорма занятияДидактический материалТехническое оснащениеФормы подведения итогов
Вводное занятие. Введение в программу. Знакомство. Ознакомление со спецификой работы объединения.беседаЖурнал учета посещения, заявления.Проектор, ноутбук 
Раздел: «Исторические аспекты волонтёрской деятельности»
Мотивация волонтерской деятельности Роль волонтерства в личностном развитиибеседафотографииПроектор, ноутбук, экран 
Волонтерская деятельность-один из видов социального служения.беседаПрезентация «Добровольческие организации России»Проектор, ноутбук, экранКоллективная рефлексия
Раздел: «Организационно-педагогические аспекты волонтёрской деятельности»
Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя»Занятие-играКарточки с ролями   Коллективная рефлексия
Организация деятельности добровольческого объединенияМастер-класс, творческая мастерскаяСценарии мероприятия Фотоотчет, оформление альбома
Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой. Компьютерной и других зависимостейБеседаАльбом  «Твое здоровье», социальные роликиПроектор, ноутбук, экранМини-опрос
Раздел: «Психологическая подготовка волонтера»
Тренинг личностного ростатренингКарточки с ролевыми ситуациями, бланки для практических упражненийМяч, туристические коврикиИндивидуальная рефлекия
Тренинг коммуникативных навыковтренингКарточки с ролевыми ситуациями Коллективная рефлексия
Тренинг толерантноститренингКарточки с ролевыми ситуациями, презентация «Неформальные молодежные объединения»  Ноутбук, проектор, экранИндивидуальная рефлексия
Лидерство в волонтёрском объединениитренингКарточки с ролевыми ситуациями. Видеоматериалы  о работе в данной  технологии   Коллективная рефлексия
РефлексиябеседаПодведение итоговНоутбук, проектор, экранКоллективная рефлексия
 Раздел: «Технологические аспекты волонтерской деятельности»
Информационные технологии в работе волонтераЛекцияУчебные видеоролики, мультфильмыВидеопроектор, ноутбук, экранОпрос, фотоотчет, коллективная рефлексия
Социальная рекламаЛекцияПодборки социальной рекламы, трудовая деятельностьканцелярияПрактическое задание
Социальный плакатЛекцияПодборки социальных плакатов, трудовая деятельностьканцелярияПрактическое задание
Технологии организации волонтерской деятельностиЛекция, практикумИнформационный видеороликметодичкаАнализ видеоролика
Первичная профилактика асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизниЛекция, практикумПодготовка информации, просмотр информации на интернет платформах, заочная работаИнтернет, ноутбук, телефонПодготовка акции
Итоговые занятиябеседаПодведение итогоЖурнал, волонтёрские книжкиКоллективная рефлексия

2 год обучения

Раздел, темаФорма занятияДидактический материалТехническое оснащениеФормы подведения итогов
Вводное занятие. Введение в программу Знакомство. Ознакомление со спецификой работы объединения.беседаЖурнал учета посещения, заявления.Проектор, ноутбук 
 Раздел: «Исторические аспекты волонтерства»
Деятельность общественного объединения волонтеровЛекция, «мозговой штурм»Подборка символов различных объединений, Положение о работе волонтерского отряда, личная книжка волонтераВидеопроектор, ноутбук, экранопрос
Управление волонтерской деятельностьюЛекция, деловая игра  опрос
 Раздел: «Организационно-педагогические аспекты волонтёрской деятельности»
Познаю себя и других. Изучение своих личных особенностей.ТренингКарточки с ролевыми ситуациями Групповая рефлексия
Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактикеЛекцияУчебные видеоролики, мультфильмыВидеопроектор, ноутбук, экранОпрос, фотоотчет, коллективная рефлексия
ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике.Лекция, дискуссияФильм «Дневник Насти»Видеопроектор, ноутбук, экранОпрос, фотоотчет, коллективная рефлексия
Социальный видеороликЛекцияПодборка социальных роликовВидеопроектор, ноутбук, экранПрактическое задание
Технология «Равный обучает равного»ЛекцияВидеоматериалы  о работе в данной  технологииВидеопроектор, ноутбук, экранПрактическое задание
Основы фандайзинга социальных мероприятийЛекция, «дискуссионные качели»Карточки для упражнения ДжеффаВидеопроектор, ноутбук, экранПрактическое задание
PR-компания социального мероприятия волонтерского отрядаЛекция, репетицияУчебные видеороликиВидеопроектор, ноутбук, экранКоллективная рефлексия
Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акцийПрактикумПодготовка информации для проведения акцииНоутбук, принтерКоллективная рефлексия
Основы социального проектированияЛекция, деловая играВидеопрезентация «Технология социального проектирования»Видеопроектор, ноутбук, экранПрактическая работа
Разработка и реализация социальных проектовПрактикум   
Помощь ветеранам и пожилым людямТрудовой десант, встреча, концерт  Фотоотчет, коллективная рефлексия
Работа с подростками девиантного поведенияЛекция, практикумСценарий мероприятияСпортивный инвентарьФотоотчет, коллективная рефлексия
Лидер. Типы лидерстваБеседа, тренингБланк для теста «Я – лидер?» опрос
Рефлексия.Беседа  Бланки с вопросами «Рефлексия дня», «Рефлексия своего состояния», «Рефлексия себя» опрос
Подготовка к участию в конкурсах «Лидер года», «Доброволец года»ПрактикумПоложения о конкурсах конкурс
Итоговые занятияПрактикумСценарии праздниковСпортивный инвентарьФотоотчет коллективная рефлексия