Раздел №1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

 Актуальность программы.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном опыте.

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, но в основном, это дело совести каждого человека. Кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ для молодежи. В результате своей деятельности у подростка появляется гордость, самоуважение, удовлетворение от работы. Ему важно знать, что он кому-то нужен, что его деятельность оказывает реальную помощь.

Сегодня в России, благодаря совместным усилиям общества и государства, сформированы основы государственной политики, направленной на содействие, развитие и поддержку добровольчества. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, говорится о содействии добровольческой деятельности (волонтёрству). А Федеральным законом от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)», вступившим в силу с 1 мая 2018 года, добровольчество отнесено к приоритетным направлениям социальной и молодёжной политики.

Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа «Твой выбор» является организационно-учебной, образовательной площадкой подготовки добровольцев (волонтеров) из числа социально ориентированной молодежи. Активное участие в добровольческой (волонтерской) деятельности способствует формированию у молодых людей следующих компетенций: 

учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания;

информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;

коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.

Направленность программы: социально – гуманитарная.

Уровни освоения программы:

 Содержание и учебный материал программы организуется по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

Комплектование группы волонтерского движения осуществляется на добровольной    основе и обеспечивается серией презентационных мероприятий, PR-кампанией, рассылкой информационных писем в образовательные учреждения, общественные организации и объединения.

Подготовка волонтеров осуществляется на стартовом, базовом и продвинутом уровнях.

Общекультурный — удовлетворение познавательного интереса обучающихся; обеспечение минимального стандарта знаний;

Базовый уровень — включает подготовку волонтеров для реализации социальных инициатив.  Подростки знакомятся с историей добровольчества, изучают технологию организации и проведения коллективного творческого дела, учатся работать в командах и реализовывать свои первые инициативы. В разнообразной деятельности формируется субъектная социальная инициативность учащихся.

Углубленный — включает в себя подготовку волонтеров по общим социальным вопросам: история добровольческого движения в России и за рубежом; особенность добровольческого движения на современном этапе. Также учащиеся получают более глубокие знания по технологии командной работы, методики подготовки и   проведения социальных акций, реализации социальных проектов, создание информационной продукции: пресс-релизов волонтерских мероприятий, газетных статей.

Программа носит модульный характер, что позволяет ежегодно корректировать программный материал, в зависимости от того, какая целевая аудитория учащихся.

Отличительные особенности программы.

Особенностью программы является её вариативность. Педагог вправе:

– выбирать  или менять  предложенное  Программой  содержание,  исходя  из  поставленной  цели  обучения  и задач;

– сам решать, какое  количество  часов  отводить на  изучение  каждой  из    запланированных  тем  в  рамках    каждого  года  обучения;

– сам увеличивать или уменьшать количество предложенных учащимся для выполнения в течение учебного года социальных проектов.

Адресат программы.

Программа адресована детям от 12 до 18 лет.

Условия набора и формирования групп.

Набор производится на добровольной основе по интересам и способностям, учащиеся распределяются по группам только в зависимости от смены обучения в школе, учитывая пожелание ребенка. Для обучения принимаются все желающие.

 В объединение могут быть в течение учебного года зачислены дети, не занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование. По необходимости проводится дополнительный набор в объединения.

Для успешной реализации программы создаются учебные группы численностью — от 7 до 12 человек одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы).  Данный норматив связан с высокой степенью индивидуализации учебного процесса. Занятия проводятся всем составом в соответствии с календарным учебным графиком.

В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Состав группы переменный.

Категория учащихся по программе:

1-ый год обучения – учащиеся 12-15 лет

2-ой год обучения – учащиеся 15-18 лет.

В подростковом возрасте социальная деятельность становится личностной потребностью. Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать и демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку окружающих.

Осуществление социально признаваемой деятельности соответствует психологическим требованиям подросткового возраста. Мотивы приобщения подростков к волонтерству различны. Но чаще всего подростками движет стремление чувствовать себя нужными, полезными людям, быть членами команды, заслужить уважение и поддержку окружающих.

Форма обучения по программе — очная.

«Допускается сочетание различных форм получения образования …» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4) — дистанционная, групповая или индивидуально-групповая, индивидуальная. Возможна организация образовательного процесса в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам.

Объём программы: 288 часов:

-1-й год обучения – 144 час, 

-2-й год обучения – 144 часа.

Занятия первого года обучения формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях.

На втором году обучения большое внимание уделяется совершенствованию навыков лидерского поведения, социального проектирования, расширению опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах; готовности к осуществлению добровольческой деятельности.

Сроки реализации программы — 2 года обучения.

Режим занятий:

 на 1-м году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа;

 на 2-м году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2,5 часа.

При определении режима занятий учтены требования СанПиН к учреждениям дополнительного образования, смена различных видов деятельности во время проведения занятий.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности через организацию общественно-полезной деятельности способствующей самореализации личностных качеств обучающихся школьников с. Чугуевки в возрасте 12-18 лет.

Задачи:

Воспитательные:

  1. воспитать толерантные качества личности, милосердие, доброту, отзывчивость;
  2. воспитать чувство коллективизма, готовность безвозмездно, бескорыстно служить обществу;
  3. воспитать коммуникативные качества, умение работать в команде;
  4. сформировать культуру речи;
  5. воспитать инициативность, исполнительскую дисциплину, ответственность;
  6. воспитать лидерские качества, уверенность в себе;
  7. сформировать потребность в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
  8. воспитать потребность в саморазвитии и самосовершенствовании.

Развивающие:

  1. развить оперативность мышления; логическое, аналитическое мышление;
  2. развить зрительную, слуховую память;
  3. развить устойчивость внимания;
  4. развить наблюдательность, познавательную активность;
  5. развить выносливость.

Образовательные:

  1. познакомить с историей возникновения и развития волонтерства в России и странах мира;
  2. сформировать представление о современных направлениях волонтерской деятельности в России;
  3. познакомить с нормативно-правовыми документами волонтёрской деятельности;
  4. овладеть разнообразными формами организации и реализации мероприятий социального значения;
  5. овладеть психологическими знаниями, позволяющими подросткам лучше понимать себя и уметь взаимодействовать с людьми различных социальных категорий;
  6. овладеть определенными трудовыми навыками и способствовать профессиональной ориентации;
  7. обучить организации и проведению мероприятий по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганде здорового образа жизни;
  8. овладеть различными видами информационных технологий.

1.3 Содержание программы

Учебный план первого года обучения

п/п    Название разделов и темКоличество часовФормы аттестации/контроля
всеготеорияпрактика 
1Знакомство с программой22  
1.1Вводное занятие. Знакомство.11 Игра
1.2Ознакомление со спецификой работы объединения11 Оценка
2 Раздел: «Исторические аспекты волонтёрства»18108 
2.1Мотивация волонтерской деятельности Роль волонтерства в личностном развитии1064Тематический контроль
2.2Волонтерская деятельность — один из видов социального служения.844Собеседование по темам раздела Творческая  работа
3 Раздел: «Организационно – педагогические аспекты волонтёрской деятельности»42 42 
3.1Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя»22612Тематический контроль
3.2Организация деятельности добровольческого объединения844Тематический контроль
3.3Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой, компьютерной и других зависимостей1266Собеседование Подготовка конкурсного мероприятия
4Раздел: «Психологическая подготовка волонтёра»36 36 
4.1Тренинг личностного роста844Тренинг
4.2Тренинг коммуникативных навыков844Тренинг
4.3Тренинг толерантности844Тренинг Ролевые игры
4.4Лидерство в волонтерском объединении633Тренинг Диагностика лидерских качеств Ролевые игры
4.5Рефлексия633Тренинг. Тестирование
5Раздел: «Технологические аспекты волонтёрской деятельности»  461828 
5.1Информационные технологии в работе волонтера211 
 5.1.1. Социальная реклама  14  68  Создание социальной рекламы  
5.1.2. Социальный плакат1028
5.2Технологии организации волонтерской деятельности624Создание социальных плакатов
5.3Первичная профилактика асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни1055Проведение акций, выставок других форм работы по ЗОЖ
 Итоговые занятия422Итоговая аттестация Собеседование. Отчет о проделанной работе
 Всего:14430114 

Содержание учебного плана первого года обучения

Раздел 1.

  1. Знакомство с программой

1.1 Вводное занятие.

Теория: Знакомство. Знакомство с группой. Решение организационных вопросов.

Знакомство с содержанием программы на 1- ый год обучения.

Практика: Набор обучающихся. Формирование группы.

-Правила пожарной безопасности

-Дорожного движения

Раздел: «Исторические аспекты волонтёрства»

2.1 Тема: Мотивация волонтерской деятельности Роль волонтера в личном развитии

Теория: Зарождение волонтерства (Франция, США, Германии и др.).

Волонтерская молодежная служба и ЮНЕСКО: краткий исторический обзор. Молодёжные волонтерские объединения мира. Международные волонтерские объединения

Практика: Эссе «Что значит быть волонтером?».

2.2 Тема: Волонтерская деятельность — один из видов социального служения

Теория: Понятия «волонтёр», «волонтерство», доброволец добровольность, бескорыстность, общественная значимость, гражданская активность, законность. Мотивы участия в волонтерской деятельности. Роль волонтёрства в решении общественных проблем в современном обществе. Значение участия молодежи в волонтерском движении. Основные принципы создания и функционирования волонтёрского движения (добровольность, безвозмездность, добросовестность, «равный – равному», законность). Их реализация на практике. Личностные качества волонтёра.

Практика: Собеседование с целью выявления интересов подростков, умения проводить свой досуг. Диагностика личностных качеств подростков.

Раздел «Организационно – педагогические аспекты волонтёрской деятельности»

3.1 Тема: Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя»

Теория: расширить информированность подростков о причинах, формах зависимости, сформировать навыки анализа и критическую оценку информации, и умение принимать правильные решения.

Практика: Проведение курса «Азбука здоровья». Разработка и проведение программ по профилактике.

3.2 Тема: Организация деятельности добровольческого объединения

Теория: Структура волонтёрской организации. Деятельность общественного объединения волонтеров. Формы осуществления волонтерской деятельности. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности.

Практика: Разработка структуры волонтёрской организации. Деятельность общественного объединения волонтеров. Формы осуществления волонтерской деятельности. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности.

Разработка критериев результативности волонтерской работы.

Участие в городской акции

3.3 Тема: Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой, компьютерной и других зависимостей

Теория: Разъяснительная работа по пропаганде ЗОЖ, и профилактике социально-негативных явлений в подростковой и молодежной среде. Алкоголь и закон. Подбор положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности; проведение спортивных соревнований, Дней здоровья «Мы за здоровый и спортивный образ жизни».

Практика: Разработка агитационных буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом питании. «Международный день отказа от курения». Подготовка к акции: разработка памяток о вреде курения. Проведение мероприятия, посвященное ко дню Всемирного дня борьбы со СПИДом.

Раздел: «Психологическая подготовка волонтёра»

4.1 Тема: Тренинг личностного роста

 Теория: Самоопределение. Правила поиска выхода из сложной ситуации. Самооценка, самоанализ: понятие, виды, способы определения.

Общение: понятие, значение. Особенности проведения тренинга.

Практика: Самоопределение. Правила поиска выхода из сложной ситуации. Самооценка, самоанализ: понятие, виды, способы определения.

Общение: понятие, значение. Особенности проведения тренинга.

Тренинг. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые

стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение».

«Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».

4.2 Тема: Тренинг коммуникативных навыков

Практика: Теория: Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта.

Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта.

Ролевые игры: «Воздушный шар», «Необитаемый остров».

Коммуникативный тренинг «Сплочение». «Тренинговые упражнения «Слепой и поводырь», «Я в тебе уверен», «Дом», «Автобус».

4.3 Тема: Тренинг толерантности

Теория: Критерии толерантного и интолерантного поведения.

Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения.

Практика: Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.

Ролевые игры.

4.4 Тема: Лидерство в волонтерском объединении

Теория: Понятие «лидер». Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности.

Практика: Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство. Ролевые игры.

4.5 Тема: Рефлексия

Теория: Понятие «рефлексия». Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя.

Практика: Тренинг. Тестирование.

Раздел: «Технологические аспекты волонтёрской деятельности»

5.1 Тема: Информационные технологии в работе волонтера

5.1.1 Социальная реклама

Теория: понятие «реклама» и её разновидности.

Различия социальной рекламы от коммерческой. Имиджевая реклама.

Роль социальной рекламы в профилактической деятельности. Социальная реклама как метод первичной профилактики. Технология социальной рекламы (основы разработки текста и иллюстрации рекламы). Ошибки в социальной рекламе. Различные носители рекламы.

Практика: Определение темы социальной рекламы. Разработка эскиза

социальной рекламы, с целью дальнейшего применения рекламы во время профилактических мероприятий в рамках волонтерской деятельности.

5.1.2 Социальный плакат

Теория: Понятие «плакат». Технология создания тематического плаката.

Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.

Практика: анализ имеющихся тематических плакатов.

Работа над созданием тематических плакатов.

5.2 Тема: Технологии организации волонтерской деятельности

Теория: Технологии: агитация и привлечение участников, проведение мониторинга, проведение собеседования и др. Технология привлечения волонтеров. Стратегия набора волонтеров. Методы привлечения добровольцев в проект. Стихийный набор. Целенаправленный набор. Группы людей, являющихся потенциальными участниками волонтерского движения. Цель проведения собеседования. Алгоритм собеседования (этапы).

Проблемные ситуации на собеседовании. Формы поддержки волонтеров.

Технология организации волонтерских мероприятий.

Этапы подготовки и проведения мероприятия (от этапа инициирования до этапа подведения итогов и анализа результатов). Способы поощрения волонтеров. Внутренний мониторинг.

Практика: Использование технологии агитации и привлечения волонтеров. Проведение собеседования с потенциальными участниками мероприятия. Разбор проблемных ситуаций и алгоритма разрешения проблемных ситуаций. Разбор этапа подготовки и реализации мероприятия.

5.3. Тема: Первичная профилактика асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни

Теория: Виды профилактической деятельности. Первичная, вторичная и третичная профилактики. Различия. Учреждения, которые занимаются профилактической деятельностью. Эффективные методы первичной профилактики и использование их на практике. Пропаганда здорового образа жизни как альтернатива профилактики асоциальных явлений. Нормативно-правовые документы, регулирующие поведение молодежи в соответствии с социальными нормами поведения в обществе.

Практика: проводятся мероприятия для учащихся разных возрастных категорий. Используются разнообразные формы работы с привлечением специалистов. Акции, интерактивные выставки, станционные игры, подготовленные учащимися объединения.

Подготовка агитбригады для внеклассного мероприятия. Основы психологического и физического здоровья. Влияние курения и алкоголя на организм человека.

Учебный план второго года обучения

п/пНазвание разделов и темКоличество часовФормы контроля
всеготеорияпрактика 
1Знакомство с программой22  
1.2Вводное занятие. Введение в программу.11  
1.3Знакомство. Ознакомление со спецификой работы объединения.11  
2Раздел: «Исторические аспекты волонтёрства»    12    7    5 
2.1 Деятельность общественного объединения волонтеров633Предварительный контроль
2.2Управление волонтерской деятельностью642 
3Раздел: «Организационно – педагогические аспекты волонтёрской  деятельности»  130    59    71   
3.1Познаю себя и других. Изучение своих личностных особенностей422Тематический контроль
3.2Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике642Собеседование по темам раздела
3.3ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике.422Проведение мероприятий для различных целевых групп
3.4Понятие социальной рекламы. Социальный плакат22 Подготовка и реализация социального проекта
3.5Социальный видеоролик20614Разработка и проектирование PR-компании
3.6Технология «Равный обучает равного»422Благотворительная акция в рамках школы
3.7Основы фандрайзинга социальных мероприятий1284Тематический контроль
3.8PR-кампания социального мероприятия и волонтерского отряда14410Тематический контроль Организация детских праздников, игровых программ, акций
3.9Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций844Тематический контроль, трудовая помощь, организация встреч
3.10Основы социального проектирования642Тематический контроль
3.11Разработка и реализация социальных проектов18810Собеседование по пройденным темам раздела. Организация досуговых мероприятий
3.12Помощь ветеранам и пожилым людям624 
3.13Работа с подростками девиантного поведения826Создание информационных буклетов
3.14Лидер. Типы лидерства1266Создание видеороликов
3.15Рефлексия.633 
3.16Подготовка к участию в конкурсах «Лидер года», «Доброволец года», разработка проектов для участия в форумах.В течении учебного годаПроведение акций
4Итоговые занятия   Итоговая аттестация. Собеседование по пройдённому материалу. Итоги проделанной работы
 Всего1446876 

Содержание второй год обучения

  1. Вводное занятие

1.1 Теория: Вводное занятие. Решение организационных вопросов. Знакомство с содержанием программы на 2- год обучения.

Вводный инструктаж:

  • Инструктаж по пожарной безопасности;
  • Инструктаж по проведению прогулок, экскурсий;
  • Инструктаж по правилам безопасного поведения на дорогах и в транспорте;
  • Инструктаж по оказанию первой помощи пострадавшему.

Собеседование по материалу 1- ого года обучения.

 Раздел: «Исторические аспекты волонтёрства»

2.1 Тема: Деятельность общественного объединения волонтеров

Теория: Понятие «волонтёрство». Волонтерские движения в современном обществе. Молодёжные волонтерские объединения мира. Организации волонтерского движения в России. Социальные навыки, которые развиваются при активном участии в волонтерской деятельности. Практические навыки, которые приобретают участники социальных мероприятий. Формирование лидерских качеств.

Практика: участие в благотворительной акции ОУ.

2.2 Тема: Управление волонтерской деятельностью»

Теория: Российская книжка волонтера. Использование ее на практике

волонтерской деятельности. Типы добровольческих организаций, государственные организации, общественные организации, благотворительный фонд, благотворительное

общество. Условия для успешной реализации задач социальной политики в современном обществе. Реализация принципа социального партнерства между государственными и общественными организациями. Условия для дальнейшего развития добровольческой деятельности. Роль государства в развитии волонтерской деятельности.

Практика: участие в благотворительной акции ОУ.

Раздел: «Организационно – педагогические аспекты волонтёрской

деятельности»

3.1 Тема: Познаю себя и других. Изучение своих личностных особенностей

Теория: Понятие терминов конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах, как интерактивных методах обучения позволяющих более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развивать уже существующие навыки работы с людьми. Также важные для общения качества, как эмпатия, психологические игры, анкетирования, круглые столы, акции – все это поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Данная психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и

Практика: Тренинги, психологические игры, анкетирования, круглые столы, акции

3.2 Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике

Теория: Асоциальное поведение в молодежной среде. Методы первичной профилактики асоциальных явлений. Учреждений, работающие в направлении профилактики асоциальных явлений в молодежной среде. Нормативно-правовые документы, регулирующие поведение молодежи в соответствии с социальными нормами поведения в обществе. Формы и методы пропаганды здорового образа жизни. Привлечение партнеров в реализацию социально значимых мероприятий. Целевая группа и ее особенность. Формы мероприятий социального значения.

Практика: Проведение занятий и мероприятий для разных целевых групп (младших школьников, подростков и молодежь) с учётом особенностей целевой группы.

3.3 Тема: ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике

Теория: Психологические особенности ВИЧ инфицированных, особенности болезни.

Практика: разработка буклетов и плакатов.

3.4 Понятие социальной рекламы. Социальный плакат

Теория: Понятия: Видеоролик, информационный материал, компьютерная презентация, монтаж. Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.

Практика: анализ имеющихся информационных изданий. Создание

собственного творческого продукта: создание информационного буклета.

Трудовая деятельность.

3.5 Тема: Социальный видеоролик

Теория: Понятия: листовка, тематический плакат, информационный буклет, компьютерная презентация. Информационный Видеоролик. Принципы создания и оформления

информационных видеороликов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема видеоролика. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker..

Практика: анализ имеющихся информационных изданий. Создание собственного творческого продукта: создание информационного видеоролика.

3.6 Тема: Технология «Равный обучает равного

Теория: Совместная работа с выпускниками, молодыми специалистами и тд. Предоставление опыта старших – младшим. Идет формирование ненавязчивого сознания и поведения подростков в условиях духовного возмужания. Обсуждение понятия «Цена жизни» и т.д.

Практика: Проведение совместных тренингов.

3.7 Тема: Основы фандрайзинга социальных мероприятий.

Теория: Понятие «фандрайзинг». Принципы фандрайзинга. Ресурсы, необходимые для проведения мероприятия и реализации проекта (людские, материальные, финансовые, временные…). Основные источники инвестирования социальных мероприятий/проектов. Понятия «инвестиции», «спонсорство», «меценатство», «партнерство».

Практика: Разработка схемы привлечения ресурсов для конкретного мероприятия в рамках рабочего плана по волонтерской деятельности. Самостоятельная (под контролем руководителя) организация работы по обеспечению благотворительных акций в рамках школы.

3.8 Тема: PR-кампания социального мероприятия и волонтерского отряда

Теория: структура и порядок проведения PR-кампании. Правила разработки эмблемы.

Практика: Разработка социальной рекламы и составление графика их распространения. Разработка эмблемы, слогана PR-кампании и логотипа мероприятия/проекта/. Определить атрибутику.

3.9 Тема: Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций

Теория: Понятие «социальная акция». Виды социальных акций. Значение социальных акций в жизни общества. Основы проведения социальных акций.

Практика: Организация и проведение тематических акций

(экологических, профилактических, социально-значимых).

Разработка и проведение социальных акций.

— Письмо солдату;

— Акция «Ветеран живет рядом»;

— Акции по пропаганде ЗОЖ;

— проведение благотворительных, экологических социальных акций.

Подготовка агитбригады для внеклассного мероприятия, направленного на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота.

3.10 Тема: Основы социального проектирования

Теория: Виды проектов. Волонтерские программы и проекты. Технология социального проектирования. Структура социального проекта. Основные разделы и содержание социального проекта.

Практика: Семинар «Основы создания электронной презентации социального проекта» и «Работа с основным мультимедийным и звуковым оборудованием». Разработка социального проекта.

Участие в реализации социальных проектов. Оценка качеству его выполнения проекта.

3.11 Тема Разработка и реализация социальных проектов

Теория: Этапы реализации проекта. Ресурсное обеспечение социальных проектов. Показатели качества проекта. Эффективность проекта. Выявление актуальных проблем в молодежной среде и обществе. Требования и рекомендации поведения на сцене.

Практика: Разработка социального проекта. Участие в реализации социальных проектов. Оценка качеству его выполнения проекта.

3.12 Тема: Помощь ветеранам и пожилым людям

 Теория: Основные проблемы в жизни пожилого человека. Отношение к пожилым в обществе. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологический, биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Психологические особенности людей пожилого возраста.

Практика: просмотр художественного фильма с последующим обсуждением.

Трудовая помощь пожилым людям, участие в благотворительной акции ОУ. Проведение PR-кампании.

3.13 Тема: Работа с подростками девиантного поведения

Теория: Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы.

Практика: разработка и организация детских праздников. Проведение детской игровой программы.

3.15 Тема: Лидер. Тип Лидерства.

Теория: Психологические особенности. Основные тип лидерства Принципы взаимодействия.

Практика: Проведение тренингов, мастер-классов. Трудовая деятельность.

Рефлексия-подведение  и итогов за год

3.16 Рефлексия

Теория: Подведение итогов работы за год.

Практика: Представление информационной продукции (буклета, компьютерной презентации). Проведение акции или мероприятия. Подготовка и выступление агитбригады.

4. Итоговые занятия  

Представление итоговых материалов по проведённым мероприятиям.

Подведение итогов учебного года. Награждение учащихся:

  • торжественное вручение благодарностей, дипломов, или медалей по
  • итогам проведения мероприятий;
  • вручение значка с логотипом организации;

включение имени в доклад организации.

1.4. Планируемые результаты реализации программы

Планируемые результаты реализации программы первого года обучения

Личностные результаты:

-адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;

-аргументировано отстаивать свою позицию;

-адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;

-принимать общечеловеческие ценности.

Метапредметные результаты:

-организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий, нуждающихся в помощи;

-проводить антинаркотические и другие акции, направленные на формирование здоровых привычек;

обучающийся будет издавать агитационную печатную и видео продукцию.

Предметные результаты:

-историю волонтерского движения в России и в мире;

-права и обязанности волонтеров;

-основные направления деятельности волонтерских отрядов;

-основные формы работы волонтеров.

Планируемые результаты реализации программы второго года обучения

Личностные результаты:

-психологические особенности людей различных социальных категорий (людьми пожилого возраста, детьми – сиротами, детьми с ограниченными возможностями здоровья) и особенности работы с ними;

– обобщать полученные знания; анализировать отечественный и зарубежный опыт волонтерской деятельности;

Метапредметные результаты:

–организовывать волонтерскую команду для участия в событийных мероприятиях;

–проектировать волонтерские акции различной направленности, проектировать собственную волонтерскую деятельность, активизировать собственные личностные ресурсы;

— полный цикл коммуникационного процесса с разными категориями лиц. Формы, методы, барьеры в коммуникации;

-виды профилактики асоциальных явлений в молодежной среде. Программные требования к умениям и навыкам способствующие саморазвитию и самореализации, способности нести ответственность за качество своей деятельности.

Предметные результаты:

-историю волонтерского движения в России и за рубежом;

-методологические информативно-правовые основы волонтерской деятельности;

-социальные аспекты волонтерской деятельности;

-основные направления волонтерской деятельности в России и за рубежом;

 -особенности организации волонтерской деятельности на базе различных учреждений;

— технологический процесс волонтерской деятельности;

— технологию организации волонтерских групп;

— основы социального проектирования;

— основы фандрайзинга в социальной сфере;

-основы организации и проведения социальных акций;

-формы и методы пропаганды здорового образа жизни;

–использовать методы, механизмы, технологии по поиску средств для организации систематической добровольческой деятельности.

РАЗДЕЛ №2.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Для реализации данной программы требуется:  аудиторное помещение, обеспеченное необходимыми техническими средствами, пособиями и соответствующее требованиям СанПиН 2.4.4.3173- 14, для проведения обсуждений предстоящих мероприятий, для подготовки массовых мероприятий.

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

· компьютеры с доступом в Интернет;

· мультимедиа;

· фотоаппарат;

· аудио и видеоаппаратура;

· интернет-ресурсы.

Информационное обеспечение – материалы к занятиям (статьи, аудио видеоматериалы) — социальные видеоролики по пропаганде ЗОЖ, профилактика ПАВ и тд.

https://www.un.org/ru/ga/unv/
https://www.facebook.com/AVCRussia/posts/1523559307711525/
https://plus-one.ru/
https://media-foxford-ru.turbopages.org/media.foxford.ru/s/how-to-be-a-volunteer/

Кадровое обеспечение Программа «Твой выбор» реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.

Список литературы

1. Азбука благотворительности – М.: Форум Доноров, 2008.

2. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006

3.Добровольчество – путь к овладению профессией: сборник. –Саратов.: ООО Бонапарт ПС, 2004.

4. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание. — М.:Политиздат, 1984.

5. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. – М, 2008

6. Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам. СПб, 2006.

7. Макеева, А.Г. Помогая другим, помогаю себе / А.Г. Макеева. – М.: РЦОИТ, 2003.

8.Настольная книга лидера: из опыта работы штаба «Беспокойные сердца» // Сост. Г.В. Каледа. – Самара: ООО Офорт, 2008.

9. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков – СПб.: Речь, 2005.

10.Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. Центр ВИРО, 2006.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

В процессе всего учебного года происходит постоянный контроль освоения учащимися навыков и умений, предусмотренных программой.   Это контролируется путем наблюдения, тестирования,  выполнение творческих  и практических заданий, зачетных работ. Для оценки результативности ДООП  «Твой выбор» применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.

Входной контроль осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель — определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование. Раздел 1 первого года обучения.

Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством. Анализируются отрицательные и положительные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога дополнительного образования (тесты, викторины), взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они стимулируют работу учащихся. Раздел 2,3,4,5 первого года обучения. Раздел 2,3 второго года обучения.

Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: тестирование, участие в конкурсах, организация и проведение акций, тренингов, участие в благотворительных акциях и т.д. Раздел 2,3,4,5 первого года обучения. Раздел 2,3 второго года обучения.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года.

Педагогическое наблюдение, анкетирование, защита проектов и презентаций, организация и участие в мероприятиях, конкурсах, акциях; предметные-анализ результатов, тренингов, тестирование.

Отслеживание и фиксация образовательных результатов оформляется аналитическими справками, материалами анкетирования и тестирования, наличием грамот, дипломов, сертификатов. Раздел 5 первого года обучения, раздел 4 второго года обучения.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

-систематическое участие в добровольческих мероприятиях;

-тестирование обучающихся «Я- волонтер!»;

-контрольные упражнения «Я- волонтер!»;

-количество проведенных мероприятий;

-количество задействованных обучающихся программы и объектов деятельности;

-наличие документов, подтверждающих результаты волонтерской деятельности (волонтерская книжка);

— участие в конкурсах: «Мы вместе», «Доброволец Владивостока», «Доброволец России», «Лучший волонтер отряда», «Лучший волонтерский проект», «Лучший руководитель волонтерского отряда» и т.д.

— участие в форумах, слетах, сборах, семинарах, мастер-классах волонтерского движения;

— организация, реализация социально-значимых проектов;

— создание авторских социально- значимых проектов;

— открытое занятие.

Формы фиксации результатов:

— ведение журнала учёта;

 — ведение аккаунта в instagram;

— количество выданных волонтерских книжек и т.д.;

— публикация в местной газете и «Наше время».

Критериями оценки освоения программы являются:

личностные критерии, включающие готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, способность ставить цели и строить жизненные планы;

метапредметные критерии: наличие первичных организаторских умений и навыков, способность работать в команде, уверенность в себе, наличие навыков самоанализа и самооценки;

предметные критерии, включающие освоенные специфические умения и виды деятельности, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами, осознание значения волонтерской деятельности в личном и социальном становлении личности.

Аттестация осуществляться через:

— анкетирование всех участников программы — выпуск отчетных буклетов «За волонтерами будущее!»;

— количественный анализ результатов проведенных мероприятий с показателем охвата участников — разработка социального проекта;

— портфолио;

— мониторинг достижений волонтёров, волонтерского объединения в целом.

2.3 Методические материалы

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

1.  Метод получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, демонстрация.

2. Метод выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности: упражнения, практическая работа.

3.  Метод закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.

4. Метод организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: освоение элементарных норм ведения разговора, временная работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний, ведение дискуссий.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.

1. Метод эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха в учении, поощрение и порицание в обучении, использование игровых форм организации учебной деятельности, постановка системы перспектив.

2. Метод развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска.

3. Метод формирования ответственности и обязательности: разъяснение учащимся личностной значимости учения, предъявление учебных требований, оперативный контроль.

4. Метод развития творческих способностей и личных качеств учащихся: творческое задание; постановка проблемы и создание проблемной ситуации, перевод игровой деятельности на творческий уровень.

Формами учебного занятия й работы являются:

— лекции (раздел 1,2,3,4,5 первого года обучения, раздел 1,2,3 второго года обучения);

— обсуждения (раздел 3,9-3,11 второго года обучения);

— тренинги (раздел 4,1-4,2-,4,3-4,4-4,5 первого года обучения);

— практикумы (раздел 3,8-3,9-,3,13-3,14-3,16 второго года обучения);

— ролевые игры (раздел 4,4 первого года обучения);

— проектная деятельность, (раздел 5,3 первого года обучения, раздел 3,3-3,4 второго года обучения);

— дискуссии (раздел 4,4 первого года обучения);

-работа пресс-центра, освещающего волонтёрскую деятельность (раздел5,1-5,2-5,3 первого года обучения, 3,5 второго года обучения);

-самостоятельная работа учащихся с Интернет-ресурсами, изучение нормативных документов (Раздел 3,8-3,9-3,13-3,14-3,16 второго года обучения).

Дистанционные занятия включают:

•           занятия на платформе google формы;

•           Занятия на платформе jamboath;

•           Занятия на платформе padlet;

•           Занятия на платформе zoom.

Дистанционные занятия включат в себя организованные встречи на разных платформах в режиме онлайн. Так же выполнение и прохождения разного рода тренингов, онлайн экскурсией, крестов и заданий.

Так же работа с обучающимися в режиме таймлайн.

Алгоритм учебного занятия.

 Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие. Работа в объединении основана на практических занятиях, теории, правилах работы и технике безопасности и направлена на познавательно — волевое развитие личности каждого ребёнка.

Каждый обучающийся может проходить программу свои темпом (в зависимости от своих личностных способностей и частоты посещения занятий).

Учебное занятие включает следующие этапы:

 —подготовительный – организационный, проверочный, краткое повторение пройденного материала;

 -основной —  подготовительный (подготовка к новому содержанию);  знакомство с новой темой (технологией),  вводный инструктаж, усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания изученного, закрепление новых знаний, способов действий и их применение, практическая работа; обобщение и систематизация знаний, контрольный, уборка рабочего места;

 —итоговый итоговый, рефлексивный, информационный.

Этапы освоения программы на каждом году обучения различаются объемом и содержанием полученной информации, а также требованиями к качеству её усвоения.

По мере перехода учащихся с одной ступени обучения на другую происходит усложнение учебного материала программы в рамках указанных направлений обучения.

Перечень дидактических материалов размещён в приложении к ДООП. (Приложение 1)

Оценочные материалы

Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения, собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной оценки подготовленных мероприятий, анализа информации о дальнейшем самоопределении обучающихся.

Методики:

Тест: «Викторина добровольца» (знание истории, сущности и особенностей добровольческой деятельности.).

-Определение направленности личности (ориентационная анкета). Эмоциональная готовность к участию в добровольческой деятельности, позитивное отношение к различным формам и видам волонтерской деятельности.

-«КОС» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин). Метод экспертных оценок. Деятельно поведенческий. Наличие у подростков коммуникативных и организаторских способностей, необходимых для добровольческой деятельности, реальный вклад в социально-значимую деятельность (участие в мероприятиях);

-тестирование обучающихся «Я- волонтер!»;

-контрольные упражнения «Я- волонтер!»;

-диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий);

-тест «Лидеры бывают разные»;

-стена гласности;

-экран соревнования (Пирамида личностного роста);

-тест – опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС — 2);

-опросник.

Фонд оценочных средств включает в себя:

средства оценивания, применяемые в рамках опросных методов: опрос письменный и устный, анкета, тест, экспертная оценка деятельности, фокус группа, дебрифинг и много другое;

средства оценивания, предполагающие анализ продуктов деятельности: глоссарий, схема, таблица, концептуальная карта, коллаж, рецензия, аннотация, реферат, доклад, эссе, информационный бюллетень, буклет, электронная презентация, веб-страница, вебсайт, блог и др.;

средства оценивания, предполагающие анализ деятельности: мониторинг, конкурс, организационно — деятельностная игра, проект, отчет, кейс-измеритель и др.;

средства оценивания интегративного характера: резюме, портфолио, паспорт профессиональной карьеры, дневник, творческая книжка и др.

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса1 год2 год  
Продолжительность учебного года, неделя3636
Количество учебных дней144144
Продолжительность Учебных периодов1 полугодие15.09.2020-31.12.202015.09.2020-31.12.2020
2 полугодие12.01.2021-31.05.202112.01.2021-31.05.2021
Возраст детей, лет12-1812-18
Продолжительность занятия, час23
Режим занятия2 раза/нед2 раза/нед
Годовая Учебная нагрузка, час7272

2.5 Календарный план воспитательной работы

№ п/пМероприятияОбъемДата проведения
 Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений.2 ч.  Сентябрь
 Составление плана работы по пропаганде ЗОЖ2 ч.Сентябрь
 Изучение литературы по первичной профилактике вредных привычек.2 ч.Сентябрь-октябрь
 «Наши права». Знакомство с Конвенцией по правам ребенка2 ч.Сентябрь-ноябрь
 Тренинг на уверенность в себе.2 ч.Декабрь-январь
 История возникновения волонтерского движения.2 ч.Сентябрь-декабрь
 Час общения. Волонтер. Какой он?2 ч.В течение года
 Час общения. Здоровый образ жизни: как мы его представляем.2 ч.Сентябрь Ноябрь Март Апрель
 Подготовка социологического опроса «Вопросы — ответы» (отношение детей и подростков к вредным привычкам).4 ч.В течение года
 Обработка социологических данных опроса.2 ч.В течение года
 Выпуск буклетов о вреде курения “Мифы и реальность”2 ч.Апрель-май
 Час общения. «О пользе спорта».2 ч.В течение года
 Подготовка выступления агитбригады «О пользе спорта» для начальной школы6 ч.  В течение года
 Час общения. Пиво – мифы и реальность.3 ч.В течение года
 Выпуск буклетов о вреде пива “Мифы и реальность”1 ч.Март-апрель
 Как защититься от простуды и гриппа.1 ч.Октябрь-ноябрь
 Час общения. О вреде курения.1 ч.В течение года
 Разработка игровой программы для 5-6 классов «Курильщик — сам себе могильщик»4 ч.В течение года
 Час общения. Энергетические напитки.1 ч.В течение года
 Сбор и подготовка информации об энергетических напитках.2 ч.В течение года
 Час общения «Вся правда о наркотиках». 1 ч.В течение года
 Подготовка мероприятия «Скажи наркотикам – нет!»4 ч.В течение года
 Час общения. Разговор о правильном питании.1 ч.В течение года
 Час общения. Как сохранить свое здоровье.1 ч.В течение года
 Акция «Ветеран живёт рядом» (оказание посильной помощи ветеранам ВОВ и труда)  2 ч.  Май
 Подготовка акции «Никотин на витамин»4 ч.В течение года
 Час общения. Что такое ПАВ?1 ч.В течение года
 Сбор и подготовка информации о вреде ПАВ.2 ч.В течение года
 Подведение итогов работы отряда за год.2 ч.Май

                                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагога:

1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. // СПб., 2013

2. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2017.

3. Битянова, М.С. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М.С. Битянова. – СПб.: Питер, 2017.

4. «Переходи на зеленое»: Методическое пособие по волонтерству в экологической сфере – М.: Эка, 2012.

5. Федорова Я., В.Г. Технология ведения тренинга «Дискавери» /– СПб.: Речь, 2006.

Интернет-источники:

1. «Библиотека волонтера» форума www.charite.org.ua http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319  (дата обращения19.09.2020 г.)

2. Доброволец: делать добро проще, чем кажется – http://www.dobrovolno.ru (дата обращения: в течении года 15.10.2020)

3. Ильина, И. Волонтерство в России – http://www.isovet.ru/ (дата обращения 20.10.2020)

4. Мотивация участия молодёжи в добровольческой деятельности

http://semya-protiv-narkotikov.ru/motivaciya-uchastiya-molodezhi (дата обращения: в течении года)

5. Косова, У. П. Психологические характеристики волонтерской деятельности http://elibrary.ru/ (дата обращения: в течении года)

6. Практическое руководство для начинающих волонтеров

http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82 (дата обращения 02.11.2020)

Приложение 1

к ДООП «Твой выбор»

Методическое обеспечение программы

1 год обучения

Раздел, темаФорма занятияДидактический материалТехническое оснащениеФормы подведения итогов
Вводное занятие. Введение в программу. Знакомство. Ознакомление со спецификой работы объединения.беседаЖурнал учета посещения, заявления.Проектор, ноутбук 
Раздел: «Исторические аспекты волонтёрской деятельности»
Мотивация волонтерской деятельности Роль волонтерства в личностном развитиибеседафотографииПроектор, ноутбук, экран 
Волонтерская деятельность-один из видов социального служения.беседаПрезентация «Добровольческие организации России»Проектор, ноутбук, экранКоллективная рефлексия
Раздел: «Организационно-педагогические аспекты волонтёрской деятельности»
Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя»Занятие-играКарточки с ролями   Коллективная рефлексия
Организация деятельности добровольческого объединенияМастер-класс, творческая мастерскаяСценарии мероприятия Фотоотчет, оформление альбома
Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой. Компьютерной и других зависимостейБеседаАльбом  «Твое здоровье», социальные роликиПроектор, ноутбук, экранМини-опрос
Раздел: «Психологическая подготовка волонтера»
Тренинг личностного ростатренингКарточки с ролевыми ситуациями, бланки для практических упражненийМяч, туристические коврикиИндивидуальная рефлекия
Тренинг коммуникативных навыковтренингКарточки с ролевыми ситуациями Коллективная рефлексия
Тренинг толерантноститренингКарточки с ролевыми ситуациями, презентация «Неформальные молодежные объединения»  Ноутбук, проектор, экранИндивидуальная рефлексия
Лидерство в волонтёрском объединениитренингКарточки с ролевыми ситуациями. Видеоматериалы  о работе в данной  технологии   Коллективная рефлексия
РефлексиябеседаПодведение итоговНоутбук, проектор, экранКоллективная рефлексия
 Раздел: «Технологические аспекты волонтерской деятельности»
Информационные технологии в работе волонтераЛекцияУчебные видеоролики, мультфильмыВидеопроектор, ноутбук, экранОпрос, фотоотчет, коллективная рефлексия
Социальная рекламаЛекцияПодборки социальной рекламы, трудовая деятельностьканцелярияПрактическое задание
Социальный плакатЛекцияПодборки социальных плакатов, трудовая деятельностьканцелярияПрактическое задание
Технологии организации волонтерской деятельностиЛекция, практикумИнформационный видеороликметодичкаАнализ видеоролика
Первичная профилактика асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизниЛекция, практикумПодготовка информации, просмотр информации на интернет платформах, заочная работаИнтернет, ноутбук, телефонПодготовка акции
Итоговые занятиябеседаПодведение итогоЖурнал, волонтёрские книжкиКоллективная рефлексия

2 год обучения

Раздел, темаФорма занятияДидактический материалТехническое оснащениеФормы подведения итогов
Вводное занятие. Введение в программу Знакомство. Ознакомление со спецификой работы объединения.беседаЖурнал учета посещения, заявления.Проектор, ноутбук 
 Раздел: «Исторические аспекты волонтерства»
Деятельность общественного объединения волонтеровЛекция, «мозговой штурм»Подборка символов различных объединений, Положение о работе волонтерского отряда, личная книжка волонтераВидеопроектор, ноутбук, экранопрос
Управление волонтерской деятельностьюЛекция, деловая игра  опрос
 Раздел: «Организационно-педагогические аспекты волонтёрской деятельности»
Познаю себя и других. Изучение своих личных особенностей.ТренингКарточки с ролевыми ситуациями Групповая рефлексия
Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактикеЛекцияУчебные видеоролики, мультфильмыВидеопроектор, ноутбук, экранОпрос, фотоотчет, коллективная рефлексия
ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике.Лекция, дискуссияФильм «Дневник Насти»Видеопроектор, ноутбук, экранОпрос, фотоотчет, коллективная рефлексия
Социальный видеороликЛекцияПодборка социальных роликовВидеопроектор, ноутбук, экранПрактическое задание
Технология «Равный обучает равного»ЛекцияВидеоматериалы  о работе в данной  технологииВидеопроектор, ноутбук, экранПрактическое задание
Основы фандайзинга социальных мероприятийЛекция, «дискуссионные качели»Карточки для упражнения ДжеффаВидеопроектор, ноутбук, экранПрактическое задание
PR-компания социального мероприятия волонтерского отрядаЛекция, репетицияУчебные видеороликиВидеопроектор, ноутбук, экранКоллективная рефлексия
Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акцийПрактикумПодготовка информации для проведения акцииНоутбук, принтерКоллективная рефлексия
Основы социального проектированияЛекция, деловая играВидеопрезентация «Технология социального проектирования»Видеопроектор, ноутбук, экранПрактическая работа
Разработка и реализация социальных проектовПрактикум   
Помощь ветеранам и пожилым людямТрудовой десант, встреча, концерт  Фотоотчет, коллективная рефлексия
Работа с подростками девиантного поведенияЛекция, практикумСценарий мероприятияСпортивный инвентарьФотоотчет, коллективная рефлексия
Лидер. Типы лидерстваБеседа, тренингБланк для теста «Я – лидер?» опрос
Рефлексия.Беседа  Бланки с вопросами «Рефлексия дня», «Рефлексия своего состояния», «Рефлексия себя» опрос
Подготовка к участию в конкурсах «Лидер года», «Доброволец года»ПрактикумПоложения о конкурсах конкурс
Итоговые занятияПрактикумСценарии праздниковСпортивный инвентарьФотоотчет коллективная рефлексия