
Раздел №1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном опыте.
В основе волонтёрского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Почему люди идут в волонтёры? У каждого свои причины, но в основном, это дело совести каждого человека. Кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтёров даёт целый ряд преимуществ для молодежи. В результате своей деятельности у подростка появляется гордость, самоуважение, удовлетворение от работы. Ему важно знать, что он кому-то нужен, что его деятельность оказывает реальную помощь.
Сегодня в России, благодаря совместным усилиям общества и государства, сформированы основы государственной политики, направленной на содействие, развитие и поддержку добровольчества. В современных нормативных документах говорится о содействии добровольческой деятельности (волонтёрству). А Федеральным законом от 05 февраля 2018 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтёрства)», вступившим в силу с 01 мая 2018 года, добровольчество отнесено к приоритетным направлениям социальной и молодёжной политики.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Твой выбор» является организационно-учебной, образовательной площадкой подготовки добровольцев (волонтёров) из числа социально ориентированной молодёжи. Активное участие в добровольческой (волонтёрской) деятельности способствует формированию у молодых людей следующих компетенций:
1. Учебно-познавательная компетенция – это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
2. Информационная компетенция – это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
3. Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Отличительные особенности программы
Особенностью программы является её вариативность. Педагог вправе:
— выбирать или менять содержание, исходя из поставленной цели и задач;
— сам решать, какое количество часов отводить на изучение каждой из запланированных тем в рамках каждого года обучения;
— сам увеличивать или уменьшать количество предложенных учащимся для выполнения в течение учебного года социальных проектов.
Адресат программы.
Программа адресована детям от 12 до 18 лет, проживающим в с. Чугуевка.
Условия набора и формирования групп.
Набор производится на добровольной основе по интересам и способностям, учащиеся распределяются по группам только в зависимости от смены обучения в школе, учитывая пожелание ребёнка. Для обучения принимаются все желающие.
В объединение могут быть в течение учебного года зачислены дети, не занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование. По необходимости проводится дополнительный набор в объединение.
Для успешной реализации программы создаются учебные группы численностью от 7 до 12 человек одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы). Занятия проводятся всем составом в соответствии с календарным учебным графиком.
В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Состав группы переменный.
Категория учащихся по программе:
1-ый год обучения – учащиеся 12-15 лет;
2-ой год обучения – учащиеся 15-18 лет.
В подростковом возрасте социальная деятельность становится личностной потребностью. Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать и демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку окружающих.
Осуществление социально признаваемой деятельности соответствует психологическим требованиям подросткового возраста. Мотивы приобщения подростков к волонтёрству различны. Но чаще всего подростками движет стремление чувствовать себя нужными, полезными людям, быть членами команды, заслужить уважение и поддержку окружающих.
Форма обучения по программе – очная.
«Допускается сочетание различных форм получения образования …» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4) – дистанционная, групповая или индивидуально-групповая, индивидуальная. Возможна организация образовательного процесса в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам.
Объём программы: 288 часов:
— 1-й год обучения – 144 ч.;
— 2-й год обучения – 144 ч.
Занятия первого года обучения формируют интерес к социально значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях.
На втором году обучения большое внимание уделяется совершенствованию навыков лидерского поведения, социального проектирования, расширению опыта участия в общественно значимых акциях и проектах; готовности к осуществлению добровольческой деятельности.
Сроки реализации программы — 2 года обучения.
Режим занятий:
на 1-м году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа;
на 2-м году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2,5 часа.
При определении режима занятий учтены требования СанПиН к учреждениям дополнительного образования, смена различных видов деятельности во время проведения занятий.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности школьников с. Чугуевки в возрасте 12-18 лет, через организацию общественно-полезной деятельности.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать толерантные качества личности, милосердие, доброту, отзывчивость.
2. Воспитывать чувство коллективизма, готовность безвозмездно, бескорыстно служить обществу.
3. Воспитывать коммуникативные качества, умение работать в команде.
4. Воспитывать инициативность, исполнительскую дисциплину, ответственность.
5. Формировать потребность в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья.
6. Воспитать потребность в саморазвитии и самосовершенствовании.
Развивающие:
1. Совершенствовать культуру речи.
2. Развивать лидерские качества, уверенность в себе.
3. Совершенствовать у подростков способности, позволяющие лучше понимать себя и уметь взаимодействовать с людьми различных социальных категорий.
4. Развивать трудовые навыки в области волонтёрства и способствовать профессиональной ориентации.
Обучающие:
1. Знакомить с историей возникновения и развития волонтёрства в России и мире;
2. Формировать представление о современных направлениях волонтёрской деятельности в России.
3. Знакомить с нормативно-правовыми документами волонтёрской деятельности.
4. Обучать разнообразным формам организации мероприятий социального значения.
5. Обучать подростков методике организации мероприятий по профилактике асоциальных явлений в молодёжной среде и пропаганде здорового образа жизни.
6. Обучать различным видам информационных технологий.
1.3 Содержание программы
Учебный план первого года обучения
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие. Специфика работы объединения | 2 | 2 | 0 | Опрос |
2 | Исторические аспекты волонтёрства» | 18 | 10 | 8 | |
2.1 | Мотивация волонтёрской деятельности. Роль волонтёрства в личностном развитии | 10 | 6 | 4 | Наблюдение |
2.2 | Волонтёрская деятельность – один из видов социального служения | 8 | 4 | 4 | Творческая работа |
3 | Организационно-педагогические аспекты волонтёрской деятельности | 42 | 42 | ||
3.1 | Виды зависимостей | 22 | 6 | 12 | Тест |
3.2 | Организация деятельности добровольческого объединения | 8 | 4 | 4 | Тест |
3.3 | Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной, никотиновой, компьютерной и других зависимостей | 12 | 6 | 6 | Собеседование |
4 | Психологическая подготовка волонтёра | 36 | 36 | ||
4.1 | Тренинг личностного роста | 8 | 4 | 4 | Наблюдение |
4.2 | Тренинг коммуникативных навыков | 8 | 4 | 4 | Наблюдение |
4.3 | Тренинг толерантности | 8 | 4 | 4 | Ролевая игра |
4.4 | Лидерство в волонтёрском объединении | 6 | 3 | 3 | Диагностика лидерских качеств |
4.5 | Рефлексия | 6 | 3 | 3 | Тестирование |
5 | Технологические аспекты волонтёрской деятельности» | 46 | 18 | 28 | |
5.1 | Информационные технологии в работе волонтёра. Социальная реклама | 16 | 7 | 9 | Создание социальной рекламы |
5.2 | Информационные технологии в работе волонтёра. Социальный плакат | 10 | 2 | 8 | Создание социальной рекламы |
5.3 | Технологии организации волонтёрской деятельности | 6 | 2 | 4 | Создание социальных плакатов |
5.4 | Первичная профилактика асоциальных явлений в молодёжной среде и пропаганда здорового образа жизни | 10 | 5 | 5 | Проведение акций, выставок других форм работы по ЗОЖ |
Итоговые занятия | 4 | 2 | 2 | Собеседование. Отчёт о проделанной работе | |
Всего: | 144 | 30 | 114 |
Содержание учебного плана первого года обучения
1. Тема: Вводное занятие. Специфика работы объединения
Теория: Знакомство. Знакомство с группой. Решение организационных вопросов. Содержание программы на 1-ый год обучения. Правила пожарной безопасности. Правила дорожного движения.
2. Раздел: Исторические аспекты волонтёрства
2.1 Тема: Мотивация волонтерской деятельности. Роль волонтёрства в личностном развитии
Теория: Зарождение волонтёрства (Франция, США, Германии и др.). Волонтёрская молодёжная служба и ЮНЕСКО: краткий исторический обзор. Молодёжные волонтерские объединения мира. Международные волонтёрские объединения.
Практика: Эссе «Что значит быть волонтером?».
2.2 Тема: Волонтёрская деятельность – один из видов социального служения
Теория: Понятия «волонтёр», «волонтёрство», доброволец, добровольность, бескорыстность, общественная значимость, гражданская активность, законность. Мотивы участия в волонтёрской деятельности. Роль волонтёрства в решении общественных проблем в современном обществе. Значение участия молодёжи в волонтёрском движении. Основные принципы создания и функционирования волонтёрского движения (добровольность, безвозмездность, добросовестность, «равный – равному», законность). Их реализация на практике. Личностные качества волонтёра.
Практика: Собеседование с целью выявления интересов подростков, умения проводить свой досуг. Диагностика личностных качеств подростков.
3. Раздел: Организационно-педагогические аспекты волонтёрской деятельности
3.1 Тема: Виды зависимостей.
Теория: Причины, формы зависимости, Анализ и критическая оценка информации.
Практика: Ролевая игра «Мир без алкоголя». Курс «Азбука здоровья». Разработка и проведение программ по профилактике.
3.2 Тема: Организация деятельности добровольческого объединения
Теория: Структура волонтёрской организации. Деятельность общественного объединения волонтёров. Формы осуществления волонтёрской деятельности. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтёрской деятельности. Формы осуществления волонтёрской деятельности. Устав общественного объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения. Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности.
Практика: Разработка структуры волонтёрской организации. Деятельность общественного объединения волонтёров. Разработка критериев результативности волонтёрской работы. Участие в городских акциях.
3.3 Тема: Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой, компьютерной и других зависимостей
Теория: Пропаганда ЗОЖ. Профилактика социально-негативных явлений в подростковой и молодёжной среде. Алкоголь и закон. Положительные примеры и образцы активной жизнедеятельности. Методика организации спортивных мероприятий.
Практика: Разработка агитационных буклетов, памяток, рекомендаций, презентаций о здоровом питании. Акция «Международный день отказа от курения»: разработка памяток о вреде курения. Проведение мероприятия, посвящённого Всемирному дню борьбы со СПИДом. Организация спортивных соревнований, Дней здоровья «Мы за здоровый и спортивный образ жизни».
4. Раздел: Психологическая подготовка волонтёра
4.1 Тема: Тренинг личностного роста
Теория: Самоопределение. Правила поиска выхода из сложной ситуации. Самооценка, самоанализ: понятие, виды, способы определения. Общение: понятие, значение. Особенности проведения тренинга.
Практика: Самоопределение. Правила поиска выхода из сложной ситуации. Тренинги «Каков я на самом деле», «Мои сильные и слабые стороны», «Моя индивидуальность», «Уверенное и неуверенное поведение», «Эмоции и чувства», «Проблемы можно решать».
4.2 Тема: Тренинг коммуникативных навыков
Теория: Вербальная и невербальная информация. Эффективные приёмы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приёмы выхода из конфликта.
Практика: Ролевые игры: «Воздушный шар», «Необитаемый остров». Коммуникативный тренинг «Сплочение». Тренинговые упражнения «Слепой и поводырь», «Я в тебе уверен», «Дом», «Автобус».
4.3 Тема: Тренинг толерантности
Теория: Критерии толерантного и интолерантного поведения.Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодёжные объединения.
Практика: Ролевая игра «Свои и чужие».
4.4 Тема: Лидерство в волонтёрском объединении
Теория: Понятие «лидер». Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Неформальное и формальное лидерство.
Практика: Диагностика лидерских способностей. Ролевые игры.
4.5 Тема: Рефлексия
Теория: Понятие «рефлексия». Рефлексия дня. Рефлексия своего состояния. Рефлексия себя.
Практика: Тренинг. Тестирование.
5. Раздел: Технологические аспекты волонтёрской деятельности
5.1 Тема: Информационные технологии в работе волонтёра. Социальная реклама
Теория: Понятие «реклама» и её разновидности. Различия социальной рекламы от коммерческой. Имиджевая реклама. Роль социальной рекламы в профилактической деятельности. Социальная реклама как метод первичной профилактики. Технология социальной рекламы (основы разработки текста и иллюстрации рекламы). Ошибки в социальной рекламе. Различные носители рекламы.
Практика: Определение темы социальной рекламы. Разработка эскиза социальной рекламы с целью дальнейшего применения рекламы во время профилактических мероприятий в рамках волонтёрской деятельности.
5.2 Информационные технологии в работе волонтёра. Социальный плакат
Теория: Понятие «плакат». Технология создания тематического плаката. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
Практика: Анализ имеющихся тематических плакатов. Работа над созданием тематических плакатов.
5.3 Тема: Технологии организации волонтёрской деятельности
Теория: Технологии: агитация и привлечение участников, проведение мониторинга, проведение собеседования. Технология привлечения волонтёров. Стратегия набора волонтёров. Методы привлечения добровольцев в проект. Стихийный набор. Целенаправленный набор. Группы людей, являющихся потенциальными участниками волонтёрского движения. Цель проведения собеседования. Алгоритм собеседования (этапы). Проблемные ситуации на собеседовании. Формы поддержки волонтёров. Технология организации волонтёрских мероприятий. Этапы организации мероприятия (от этапа инициирования до этапа подведения итогов и анализа результатов). Способы поощрения волонтёров. Внутренний мониторинг.
Практика: Отработка технологии агитации и привлечения волонтёров. Отработка проведения собеседования с потенциальными участниками мероприятия. Разбор проблемных ситуаций и алгоритма разрешения проблемных ситуаций. Разбор этапов организации мероприятия.
5.4 Тема: Первичная профилактика асоциальных явлений в молодёжной среде и пропаганда здорового образа жизни
Теория: Виды профилактической деятельности. Первичная, вторичная и третичная профилактики. Различия. Учреждения, которые занимаются профилактической деятельностью. Эффективные методы первичной профилактики и использование их на практике. Пропаганда здорового образа жизни как альтернатива профилактики асоциальных явлений. Нормативно-правовые документы, регулирующие поведение молодёжи в соответствии с социальными нормами поведения в обществе.
Практика: Организация мероприятий для учащихся разных возрастных категорий с привлечением специалистов: акции, интерактивные выставки, станционные игры, подготовленные учащимися объединения. Подготовка агитбригады для внеклассного мероприятия: «Основы психологического и физического здоровья. Влияние курения и алкоголя на организм человека».
Учебный план второго года обучения
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Знакомство с программой 2 года обучения | 2 | 2 | 0 | Анкетирование |
2 | Исторические аспекты волонтёрства | 12 | 7 | 5 | |
2.1 | Деятельность общественного объединения волонтёров | 6 | 3 | 3 | Тестирование |
2.2 | Управление волонтёрской деятельностью | 6 | 4 | 2 | Опрос |
3 | Организационно-педагогические аспекты волонтёрской деятельности | 128 | 51 | 77 | |
3.1 | Познаю себя и других. Изучение своих личностных особенностей | 4 | 2 | 2 | Тестирование |
3.2 | Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике | 6 | 4 | 2 | Собеседование по темам раздела |
3.3 | ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике | 4 | 2 | 2 | Проведение мероприятий для различных целевых групп |
3.4 | Понятие социальной рекламы. Социальный плакат | 2 | 2 | 0 | Подготовка и реализация социального проекта |
3.5 | Социальный видеоролик | 15 | 5 | 10 | Разработка и проектирование PR-компании |
3.6 | Технология «Равный обучает равного» | 4 | 2 | 2 | Благотворительная акция в рамках школы |
3.7 | Основы фандрайзинга социальных мероприятий | 10 | 6 | 4 | Опрос |
3.8 | PR-кампания социального мероприятия и волонтёрского отряда | 14 | 4 | 10 | Наблюдение |
3.9 | Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций | 8 | 4 | 4 | Трудовая помощь, организация встреч |
3.10 | Основы социального проектирования | 6 | 4 | 2 | Опрос |
3.11 | Разработка и реализация социальных проектов | 15 | 5 | 10 | Собеседование |
3.12 | Помощь ветеранам и пожилым людям | 6 | 2 | 4 | Наблюдение |
3.13 | Работа с подростками девиантного поведения | 8 | 2 | 6 | Создание информационных буклетов |
3.14 | Лидер. Типы лидерства | 12 | 6 | 6 | Создание видеороликов |
3.15 | Рефлексия | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
3.16 | Участие в конкурсном движении | 12 | 0 | 12 | Наблюдение |
4 | Подведение итогов | 2 | 0 | 2 | Собеседование |
Итого: | 144 | 60 | 84 |
Содержание учебного плана второй год обучения
1. Тема: Знакомство с программой 2 года обучения
Теория: Содержание программы на 2- год обучения. Пожарная безопасность. Безопасность во время прогулок, экскурсий. Правила безопасного поведения на дорогах и в транспорте. Оказанию первой помощи пострадавшему.
2. Раздел: Исторические аспекты волонтёрства
2.1 Тема: Деятельность общественного объединения волонтеров
Теория: Понятие «волонтёрство». Волонтерские движения в современном обществе. Молодёжные волонтерские объединения мира. Организации волонтёрского движения в России. Социальные навыки, которые развиваются при активном участии в волонтёрской деятельности. Практические навыки, которые приобретают участники социальных мероприятий. Лидерские качества.
Практика: Участие в благотворительной акции образовательной организации.
2.2 Тема: Управление волонтёрской деятельностью
Теория: Российская книжка волонтёра. Использование её на практике волонтёрской деятельности. Типы добровольческих организаций, государственные организации, общественные организации, благотворительный фонд, благотворительное общество. Условия для успешной реализации задач социальной политики в современном обществе. Реализация принципа социального партнёрства между государственными и общественными организациями. Условия для дальнейшего развития добровольческой деятельности. Роль государства в развитии волонтёрской деятельности.
Практика: Участие в благотворительной акции образовательной организации.
3. Раздел: Организационно-педагогические аспекты волонтёрской деятельности
3.1 Тема: Познаю себя и других. Изучение своих личностных особенностей
Теория: Понятие терминов конгруэнтность (искренность). Тренинг как интерактивный метод обучения, позволяющий более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтёрской деятельности. Работа с людьми. Важные для общения качества: эмпатия, психологические игры, анкетирования, круглые столы, акции.
Практика: Участие в тренингах, психологических играх, анкетировании, круглых столах, акциях.
3.2 Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике
Теория: Асоциальное поведение в молодёжной среде. Методы первичной профилактики асоциальных явлений. Учреждений, работающие в направлении профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде. Нормативно-правовые документы, регулирующие поведение молодёжи в соответствии с социальными нормами поведения в обществе. Формы и методы пропаганды здорового образа жизни. Привлечение партнеров в реализацию социально значимых мероприятий. Целевая группа и ее особенность. Формы мероприятий социального значения.
Практика: Проведение занятий и мероприятий для разных целевых групп (младших школьников, подростков и молодежи) с учётом особенностей целевой группы.
3.3 Тема: ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике
Теория: Психологические особенности ВИЧ инфицированных, особенности болезни.
Практика: Разработка буклетов и плакатов.
3.4 Тема: Понятие социальной рекламы. Социальный плакат
Теория: Понятия: видеоролик, информационный материал, компьютерная презентация, монтаж. Информационный буклет. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
3.5 Тема: Социальный видеоролик
Теория: Понятия: листовка, тематический плакат, информационный буклет, компьютерная презентация. Информационный видеоролик. Принципы создания и оформления информационных видеороликов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема видеоролика. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Технология создания видеоролика. Работа в программе Movie Maker.
Практика: Анализ имеющихся информационных изданий. Создание собственного творческого продукта: создание информационного видеоролика.
3.6 Тема: Технология «Равный обучает равного
Теория: Совместная работа с выпускниками, молодыми специалистами и т. д. Опыт старших – младшим. Понятие «Цена жизни».
Практика: Проведение совместных тренингов.
3.7 Тема: Основы фандрайзинга социальных мероприятий
Теория: Понятие «фандрайзинг». Принципы фандрайзинга. Ресурсы, необходимые для проведения мероприятия и реализации проекта (людские, материальные, финансовые, временные). Основные источники инвестирования социальных мероприятий/проектов. Понятия «инвестиции», «спонсорство», «меценатство», «партнёрство».
Практика: Разработка схемы привлечения ресурсов для конкретного мероприятия в рамках рабочего плана по волонтёрской деятельности. Самостоятельная организация работы по обеспечению благотворительных акций в рамках образовательной организации.
3.8 Тема: PR-кампания социального мероприятия и волонтёрского отряда
Теория: Структура и порядок проведения PR-кампании. Правила разработки эмблемы.
Практика: Разработка социальной рекламы и составление графика их распространения. Разработка эмблемы, слогана PR-кампании и логотипа мероприятия/проекта/. Определение атрибутики.
3.9 Тема: Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций
Теория: Понятие «социальная акция». Виды социальных акций. Значение социальных акций в жизни общества. Основы проведения социальных акций.
Практика: Организация тематических акций (экологических, профилактических, социально-значимых). Разработка и проведение социальных акций: Письмо солдату, «Ветеран живёт рядом», по пропаганде ЗОЖ, благотворительных, экологических, социальных. Подготовка агитбригады для внеклассного мероприятия, направленного на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота.
3.10 Тема: Основы социального проектирования
Теория: Виды проектов. Волонтёрские программы и проекты. Технология социального проектирования. Структура социального проекта. Основные разделы и содержание социального проекта.
Практика: Семинар «Основы создания электронной презентации социального проекта». Работа с основным мультимедийным и звуковым оборудованием». Разработка социального проекта. Участие в реализации социальных проектов. Оценка качества выполнения проекта.
3.11 Тема Разработка и реализация социальных проектов
Теория: Этапы реализации проекта. Ресурсное обеспечение социальных проектов. Показатели качества проекта. Эффективность проекта. Выявление актуальных проблем в молодёжной среде и обществе. Требования и рекомендации поведения на сцене.
Практика: Разработка социального проекта. Участие в реализации социальных проектов. Оценка качества выполнения проекта.
3.12 Тема: Помощь ветеранам и пожилым людям
Теория: Основные проблемы в жизни пожилого человека. Отношение к пожилым в обществе. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологический, биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Психологические особенности людей пожилого возраста.
Практика: Просмотр художественного фильма с последующим обсуждением. Трудовая помощь пожилым людям, участие в благотворительной акции образовательной организации. Проведение PR-кампании.
3.13 Тема: Работа с подростками девиантного поведения
Теория: Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников. Особенности работы.
Практика: Организация детских праздников. Проведение детской игровой программы.
3.14 Тема: Лидер. Тип Лидерства
Теория: Психологические особенности. Основные типы лидерства. Принципы взаимодействия.
Практика: Проведение тренингов, мастер-классов. Трудовая деятельность.
3.15 Тема: Рефлексия
Практика: Подведение итогов работы за год. Представление информационной продукции (буклета, компьютерной презентации). Проведение акции или мероприятия. Подготовка и выступление агитбригады.
3.16 Тема: Участие в конкурсном движении
Практика: Подготовка к участию в конкурсах «Лидер года», «Доброволец года», разработка проектов для участия в форумах
4. Тема: Подведение итогов
Практика: Представление итоговых материалов по проведённым мероприятиям. Подведение итогов учебного года. Награждение учащихся: торжественное вручение благодарностей, дипломов, или медалей по итогам проведения мероприятий; вручение значка с логотипом организации; включение имени в доклад организации.
1.4 Планируемые результаты реализации программы
Личностные результаты
Обучающиеся будут:
— адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;
— аргументировано отстаивать свою позицию;
— принимать общечеловеческие ценности.
Метапредметные результаты
Обучающиеся будут знать:
— психологические особенности людей различных социальных категорий (пожилого возраста, детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья) и особенности работы с ними;
— полный цикл коммуникационного процесса с разными категориями лиц.
Обучающиеся будут уметь:
— обобщать полученные знания; анализировать отечественный и зарубежный опыт волонтёрской деятельности.
Предметные результаты 1 года обучения
Обучающие будут знать:
— историю волонтёрского движения в России и в мире;
— права и обязанности волонтёров;
— основные направления деятельности волонтёрских отрядов;
— основные формы работы волонтёров.
Обучающиеся будут уметь:
— организовывать различные мероприятия для соответствующих категорий, нуждающихся в помощи;
— проводить антинаркотические и другие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
— издавать агитационную печатную и видео продукцию.
Предметные результаты 2 года обучения:
Обучающиеся будут знать:
— виды профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде;
— информативно-правовые основы волонтёрской деятельности;
— социальные аспекты волонтёрской деятельности;
— особенности организации волонтёрской деятельности на базе различных учреждений;
— технологический процесс волонтёрской деятельности;
— технологию организации волонтёрских групп;
— основы социального проектирования;
— основы фандрайзинга в социальной сфере;
— основы организации социальных акций;
— формы и методы пропаганды здорового образа жизни.
Обучающиеся будут уметь:
— организовывать волонтёрскую команду для участия в событийных мероприятиях;
— проектировать волонтёрские акции различной направленности, проектировать собственную волонтерскую деятельность,
— использовать методы, механизмы, технологии по поиску средств для организации систематической добровольческой деятельности.
Раздел №2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для реализации данной программы требуется:
— аудиторное помещение, обеспеченное необходимыми техническими средствами, пособиями;
— компьютеры с доступом в Интернет;
— мультимедийное оборудование;
— фотоаппарат;
— аудио и видеоаппаратура;
— интернет-ресурсы.
Информационное обеспечение – материалы к занятиям (статьи, аудио видеоматериалы), видеоролики по социальному проектированию по пропаганде ЗОЖ, профилактика ПАВ и т. д.
Список литературы для организации образовательного процесса:
1. Азбука благотворительности. М.: Форум Доноров, 2008.
2. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. Волгоград, 2006.
3.Добровольчество – путь к овладению профессией: сборник. Саратов: ООО Бонапарт ПС, 2004.
4. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание. М.: Политиздат, 1984.
5. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М.: РЦОИТ, 2003.
6. Настольная книга лидера: из опыта работы штаба «Беспокойные сердца» // Сост. Г.В. Каледа. Самара: ООО Офорт, 2008.
7. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Речь, 2005.
8. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров. Вологда: Изд. Центр ВИРО, 2006.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
В процессе всего учебного года происходит постоянный контроль освоения учащимися навыков и умений, предусмотренных программой. Это контролируется путем наблюдения, тестирования, выполнение творческих и практических заданий, зачётных работ. Для оценки результативности применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Входной контроль осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель – определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование. Раздел 1 первого года обучения.
Текущий контроль осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством. Анализируются отрицательные и положительные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога дополнительного образования (тесты, викторины), взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они стимулируют работу учащихся. Разделы
2, 3, 4, 5 первого года обучения. Разделы 2, 3 второго года обучения.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: тестирование, участие в конкурсах, организация и проведение акций, тренингов, участие в благотворительных акциях и т.д. Разделы 2, 3, 4, 5 первого года обучения, раздел 2, 3 второго года обучения.
Итоговый контроль осуществляется в конце 2 года обучения.
Педагогическое наблюдение, анкетирование, защита проектов и презентаций, организация и участие в мероприятиях, конкурсах, акциях; анализ результатов, тренингов, тестирование.
Отслеживание и фиксация образовательных результатов оформляется аналитическими справками, материалами анкетирования и тестирования, наличием грамот, дипломов, сертификатов.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
— систематическое участие в добровольческих мероприятиях;
— тестирование обучающихся;
— контрольные упражнения «Я – волонтёр!»;
— количество проведённых мероприятий;
— количество задействованных обучающихся в мероприятиях;
— наличие документов, подтверждающих результаты волонтёрской деятельности (волонтёрская книжка);
— участие в конкурсах: «Мы вместе», «Доброволец Владивостока», «Доброволец России», «Лучший волонтёр отряда», «Лучший волонтёрский проект», «Лучший руководитель волонтёрского отряда» и т.д.
— участие в форумах, слётах, сборах, семинарах, мастер-классах волонтёрского движения;
— организация, реализация социально значимых проектов;
— создание авторских социально значимых проектов.
Формы фиксации результатов:
— ведение журнала учёта;
— ведение аккаунта в instagram;
— количество выданных волонтёрских книжек;
— публикация в местной газете и «Наше время».
Критериями оценки освоения программы являются:
личностные критерии, включающие готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, способность ставить цели и строить жизненные планы;
метапредметные критерии: наличие первичных организаторских умений и навыков, способность работать в команде, уверенность в себе, наличие навыков самоанализа и самооценки;
предметные критерии, включающие освоенные специфические умения и виды деятельности, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами, осознание значения волонтёрской деятельности в личном и социальном становлении личности.
Аттестация осуществляться через:
— анкетирование всех участников программы, выпуск отчётных буклетов «За волонтёрами будущее!»;
— количественный анализ результатов проведённых мероприятий с показателем охвата участников – разработка социального проекта;
— портфолио;
— мониторинг достижений волонтёров, волонтёрского объединения в целом.
2.3 Методические материалы
Методы организации учебно-познавательной деятельности:
1. Метод получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, демонстрация.
2. Метод выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности: упражнения, практическая работа.
3. Метод закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.
4. Метод организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: освоение элементарных норм ведения разговора, временная работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний, ведение дискуссий.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
1. Метод эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха в учении, поощрение и порицание в обучении, использование игровых форм организации учебной деятельности, постановка системы перспектив.
2. Метод развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска.
3. Метод формирования ответственности и обязательности: разъяснение учащимся личностной значимости учения, предъявление учебных требований, оперативный контроль.
4. Метод развития творческих способностей и личных качеств учащихся: творческое задание; постановка проблемы и создание проблемной ситуации, перевод игровой деятельности на творческий уровень.
Формами учебного занятия й работы являются:
— беседы (разделы 1-5 первого года обучения, 1-3 второго года обучения);
— обсуждения (темы 3.9-3.11 второго года обучения);
— тренинги (темы 4.1-4.5 первого года обучения);
— практикумы (темы 3.8, 3.9, 3.13, 3.14-3.16 второго года обучения);
— ролевые игры (тема 4.4 первого года обучения);
— проектная деятельность (темы 5.3 первого года обучения, 3.3, 3.4 второго года обучения);
— дискуссии (тема 4.4 первого года обучения);
— работа пресс-центра, освещающего волонтёрскую деятельность (темы 5.1-5.3 первого года обучения, 3.5 второго года обучения);
— самостоятельная работа учащихся с Интернет-ресурсами, изучение нормативных документов (темы 3.8, 3.9, 3.13, 3.14, 3.16 второго года обучения).
Алгоритм учебного занятия.
Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие. Работа в объединении основана на практических занятиях, теории, правилах работы и технике безопасности и направлена на познавательно-волевое развитие личности каждого ребёнка.
Каждый обучающийся может проходить программу свои темпом (в зависимости от своих личностных способностей и частоты посещения занятий).
Учебное занятие включает следующие этапы:
— подготовительный – организационный, проверочный, краткое повторение пройденного материала;
— основной – подготовительный (подготовка к новому содержанию); знакомство с новой темой (технологией), вводный инструктаж, усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания изученного, закрепление новых знаний, способов действий и их применение, практическая работа; обобщение и систематизация знаний, контрольный, уборка рабочего места;
— итоговый – итоговый, рефлексивный, информационный.
Этапы освоения программы на каждом году обучения различаются объемом и содержанием полученной информации, а также требованиями к качеству её усвоения.
По мере перехода учащихся с одной ступени обучения на другую происходит усложнение учебного материала программы в рамках указанных направлений обучения.
Перечень дидактических материалов размещён в приложении к ДООП. (Приложение 1)
Оценочные материалы
Оценка результатов работы осуществляется в ходе наблюдения, собеседования и анкетирования обучающихся, анализа и качественной оценки подготовленных мероприятий, анализа информации о дальнейшем самоопределении обучающихся.
Методики:
Тест: «Викторина добровольца» (знание истории, сущности и особенностей добровольческой деятельности);
Определение направленности личности (ориентационная анкета). Эмоциональная готовность к участию в добровольческой деятельности, позитивное отношение к различным формам и видам волонтерской деятельности;
«КОС» (В.В. Синявский, Б.А. Федоришин). Метод экспертных оценок. Наличие у подростков коммуникативных и организаторских способностей, необходимых для добровольческой деятельности, реальный вклад в социально значимую деятельность (участие в мероприятиях);
— тестирование обучающихся;
— контрольные упражнения «Я- волонтер!»;
— диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий);
— тест «Лидеры бывают разные»;
— стена гласности;
— экран соревнования (Пирамида личностного роста);
— тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС — 2);
— опросник.
Фонд оценочных средств включает в себя:
— средства оценивания, применяемые в рамках опросных методов: опрос письменный и устный, анкета, тест, экспертная оценка деятельности, фокус группа, дебрифинг и много другое;
— средства оценивания, предполагающие анализ продуктов деятельности: глоссарий, схема, таблица, концептуальная карта, коллаж, рецензия, аннотация, реферат, доклад, эссе, информационный бюллетень, буклет, электронная презентация, веб-страница, вебсайт, блог и др.;
— средства оценивания, предполагающие анализ деятельности: мониторинг, конкурс, организационно-деятельностная игра, проект, отчет, кейс-измеритель и др.;
— средства оценивания интегративного характера: резюме, портфолио, паспорт профессиональной карьеры, дневник, творческая книжка и др.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | 2 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 36 | 36 | |
Количество учебных дней | 144 | 144 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 15.09.2021-31.12.2021 | |
2 полугодие | 12.01.2022-31.05.2022 | 12.01.2022-31.05.2022 | |
Возраст детей, лет | 12-18 | 12-18 | |
Продолжительность занятия, час | 2 | 3 | |
Режим занятия | 2 раза/нед | 2 раза/нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 72 | 72 |
2.5 Календарный план воспитательной работы
№ | Мероприятия | Объем | Месяц проведения |
1 | Организационное заседание волонтёрской команды. Распределение поручений | 2 ч. | Сентябрь |
2 | Составление плана работы по пропаганде ЗОЖ | 2 ч. | Сентябрь |
3 | Изучение литературы по первичной профилактике вредных привычек | 2 ч. | Сентябрь-октябрь |
4 | «Наши права». Знакомство с Конвенцией по правам ребенка | 2 ч. | Сентябрь-ноябрь |
5 | Тренинг на уверенность в себе | 2 ч. | Декабрь-январь |
6 | История возникновения волонтёрского движения | 2 ч. | Сентябрь-декабрь |
7 | Час общения: «Волонтёр. Какой он?» | 2 ч. | В течении года |
8 | Час общения: «Здоровый образ жизни: как мы его представляем» | 2 ч. | Сентябрь Ноябрь Март Апрель |
9 | Подготовка социологического опроса «Вопросы-ответы» (отношение детей и подростков к вредным привычкам). | 4 ч. | В течении года |
10 | Обработка социологических данных опроса | 2 ч. | В течении года |
11 | Выпуск буклетов о вреде курения «Мифы и реальность» | 2 ч. | Апрель-май |
12 | Час общения: «О пользе спорта» | 2 ч. | В течении года |
13 | Подготовка выступления агитбригады «О пользе спорта» для начальной школы | 6 ч. | В течении года |
14 | Час общения: «Пиво – мифы и реальность» | 3 ч. | В течении года |
15 | Выпуск буклетов о вреде пива «Мифы и реальность» | 1 ч. | Март-апрель |
16 | Как защититься от простуды и гриппа | 1 ч. | Октябрь-ноябрь |
17 | Час общения: «О вреде курени» | 1 ч. | В течении года |
18 | Разработка игровой программы для 5-6классов «Курильщик – сам себе могильщик» | 4 ч. | В течении года |
19 | Час общения: «Энергетические напитки» | 1 ч. | В течении года |
20 | Сбор и подготовка информации об энергетических напитках | 2 ч. | В течении года |
21 | Час общения: «Вся правда о наркотиках» | 1 ч. | В течении года |
22 | Подготовка мероприятия «Скажи наркотикам – нет!» | 4 ч. | В течении года |
23 | Час общения: «Разговор о правильном питании» | 1 ч. | В течении года |
24 | Час общения: «Как сохранить своё здоровье» | 1 ч. | В течении года |
25 | Акция «Ветеран живёт рядом» (оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труда) | 2 ч. | Май |
26 | Подготовка акции «Никотин на витамин» | 4 ч. | В течении года |
27 | Час общения: «Что такое ПАВ?» | 1 ч. | В течении года |
28 | Сбор и подготовка информации о вреде ПАВ | 2 ч. | |
29 | Подведение итогов работы отряда за год | 2 ч. | Май |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М., Сидорова Т.Д. и др. Моё действие – мой выбор. Метод. пособие. М.: Ижица, 2017.
2. Битянова М.С. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб.: Питер, 2017.
3. Косова У.П. Психологические характеристики волонтёрской деятельности [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/rNPuq (дата обращения: 19.04.2021).
4. Особенности волонтёрского движения в России [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/rNR45 (дата обращения: 24.04.2020).
5. Практическое руководство для начинающих волонтёров [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/rNRVU (дата обращения 02.04.2018).
6. Цыганкова А.В. Мотивация и участие молодёжи в волонтёрской деятельности [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/rNRhg (дата обращения: 10.11.2019).
Приложение 1
Методическое обеспечение программы
1 год обучения
Раздел, тема | Форма занятия | Дидактический материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Вводное занятие. Введение в программу. Знакомство. Ознакомление со спецификой работы объединения. | беседа | Журнал учета посещения, заявления. | Проектор, ноутбук | |
Раздел: «Исторические аспекты волонтёрской деятельности» | ||||
Мотивация волонтерской деятельности Роль волонтерства в личностном развитии | беседа | фотографии | Проектор, ноутбук, экран | |
Волонтерская деятельность-один из видов социального служения. | беседа | Презентация «Добровольческие организации России» | Проектор, ноутбук, экран | Коллективная рефлексия |
Раздел: «Организационно-педагогические аспекты волонтёрской деятельности» | ||||
Виды зависимостей. Ролевая игра «Мир без алкоголя» | Занятие-игра | Карточки с ролями | Коллективная рефлексия | |
Организация деятельности добровольческого объединения | Мастер-класс, творческая мастерская | Сценарии мероприятия | Фотоотчет, оформление альбома | |
Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой. Компьютерной и других зависимостей | Беседа | Альбом «Твое здоровье», социальные ролики | Проектор, ноутбук, экран | Мини-опрос |
Раздел: «Психологическая подготовка волонтера» | ||||
Тренинг личностного роста | тренинг | Карточки с ролевыми ситуациями, бланки для практических упражнений | Мяч, туристические коврики | Индивидуальная рефлекия |
Тренинг коммуникативных навыков | тренинг | Карточки с ролевыми ситуациями | Коллективная рефлексия | |
Тренинг толерантности | тренинг | Карточки с ролевыми ситуациями, презентация «Неформальные молодежные объединения» | Ноутбук, проектор, экран | Индивидуальная рефлексия |
Лидерство в волонтёрском объединении | тренинг | Карточки с ролевыми ситуациями. Видеоматериалы о работе в данной технологии | Коллективная рефлексия | |
Рефлексия | беседа | Подведение итогов | Ноутбук, проектор, экран | Коллективная рефлексия |
Раздел: «Технологические аспекты волонтерской деятельности» | ||||
Информационные технологии в работе волонтера | Лекция | Учебные видеоролики, мультфильмы | Видеопроектор, ноутбук, экран | Опрос, фотоотчет, коллективная рефлексия |
Социальная реклама | Лекция | Подборки социальной рекламы, трудовая деятельность | канцелярия | Практическое задание |
Социальный плакат | Лекция | Подборки социальных плакатов, трудовая деятельность | канцелярия | Практическое задание |
Технологии организации волонтерской деятельности | Лекция, практикум | Информационный видеоролик | методичка | Анализ видеоролика |
Первичная профилактика асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни | Лекция, практикум | Подготовка информации, просмотр информации на интернет платформах, заочная работа | Интернет, ноутбук, телефон | Подготовка акции |
Итоговые занятия | беседа | Подведение итого | Журнал, волонтёрские книжки | Коллективная рефлексия |
2 год обучения
Раздел, тема | Форма занятия | Дидактический материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Вводное занятие. Введение в программу Знакомство. Ознакомление со спецификой работы объединения. | беседа | Журнал учета посещения, заявления. | Проектор, ноутбук | |
Раздел: «Исторические аспекты волонтерства» | ||||
Деятельность общественного объединения волонтеров | Лекция, «мозговой штурм» | Подборка символов различных объединений, Положение о работе волонтерского отряда, личная книжка волонтера | Видеопроектор, ноутбук, экран | опрос |
Управление волонтерской деятельностью | Лекция, деловая игра | опрос | ||
Раздел: «Организационно-педагогические аспекты волонтёрской деятельности» | ||||
Познаю себя и других. Изучение своих личных особенностей. | Тренинг | Карточки с ролевыми ситуациями | Групповая рефлексия | |
Наркомания. Разработка и проведение классных часов по профилактике | Лекция | Учебные видеоролики, мультфильмы | Видеопроектор, ноутбук, экран | Опрос, фотоотчет, коллективная рефлексия |
ВИЧ-инфекция. Разработка и проведение классных часов по профилактике. | Лекция, дискуссия | Фильм «Дневник Насти» | Видеопроектор, ноутбук, экран | Опрос, фотоотчет, коллективная рефлексия |
Социальный видеоролик | Лекция | Подборка социальных роликов | Видеопроектор, ноутбук, экран | Практическое задание |
Технология «Равный обучает равного» | Лекция | Видеоматериалы о работе в данной технологии | Видеопроектор, ноутбук, экран | Практическое задание |
Основы фандайзинга социальных мероприятий | Лекция, «дискуссионные качели» | Карточки для упражнения Джеффа | Видеопроектор, ноутбук, экран | Практическое задание |
PR-компания социального мероприятия волонтерского отряда | Лекция, репетиция | Учебные видеоролики | Видеопроектор, ноутбук, экран | Коллективная рефлексия |
Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических и др. акций | Практикум | Подготовка информации для проведения акции | Ноутбук, принтер | Коллективная рефлексия |
Основы социального проектирования | Лекция, деловая игра | Видеопрезентация «Технология социального проектирования» | Видеопроектор, ноутбук, экран | Практическая работа |
Разработка и реализация социальных проектов | Практикум | |||
Помощь ветеранам и пожилым людям | Трудовой десант, встреча, концерт | Фотоотчет, коллективная рефлексия | ||
Работа с подростками девиантного поведения | Лекция, практикум | Сценарий мероприятия | Спортивный инвентарь | Фотоотчет, коллективная рефлексия |
Лидер. Типы лидерства | Беседа, тренинг | Бланк для теста «Я – лидер?» | опрос | |
Рефлексия. | Беседа | Бланки с вопросами «Рефлексия дня», «Рефлексия своего состояния», «Рефлексия себя» | опрос | |
Подготовка к участию в конкурсах «Лидер года», «Доброволец года» | Практикум | Положения о конкурсах | конкурс | |
Итоговые занятия | Практикум | Сценарии праздников | Спортивный инвентарь | Фотоотчет коллективная рефлексия |