
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время значительно возросла роль и статус иностранного языка. Это объясняется условиями современной жизни, развитием коммуникаций и расширением международных связей. Иностранный язык сегодня – это средство жизнеобеспечения общества. С каждым годом в нашей стране растёт интерес к изучению иностранных языков.
На данный момент наиболее востребованным является английский язык. Этому способствует распространение интернета, возможность свободно ездить за границу и тот факт, что все актуальные профессии на сегодняшний день, требуют владение английским языком.
Ребёнок проще всего усваивает язык в сензитивный период (до 12 лет), поэтому актуальность раннего изучения иностранного языка доказана научно. В этот же период дети ориентированы на общение со сверстниками, и коммуникативные навыки формируются наиболее эффективно. Изучение иностранного языка в раннем возрасте особенно эффективно, так как именно дети младшего школьного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры. Эти детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации изучения первого, а позже и второго иностранного языка. В целом, раннее обучение неродному языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития детей.
Занятия по данной программе помогут учащимся сделать первый шаг в страну английского языка, как иноязычной культуры, независимо от того, по какой программе будет продолжено изучение английского языка в школе. В процессе обучения общению на иностранном языке происходит приобщение детей к культурным ценностям других народов, развитие культуры речи в целом, что положительно влияет и на обучение родному языку. Изучение иностранного языка не только приобщает детей к культуре народа другой страны, но и помогает глубже понять свою собственную, увеличивает культурный актив страны. Сейчас совершенно ясно, что знание даже одного иностранного языка поможет ребенку в будущем эффективно реализовать себя в профессиональной деятельности, будет способствовать гармоничному, всестороннему развитию его личности, служить показателем его культурного уровня, средством самоутверждения.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в школе, так как у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению английского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе.
На сегодняшний день потребность у родителей в подобного рода занятиях, а именно в изучении иностранных языков детьми достаточно велика, что и обеспечивает востребованность и актуальность данной программы.
Данная программа является программой социально-педагогической направленности, котораяприоткроет ребенку дверь в чудесный мир познаний английского языка и поможет избавить детей от страха перед неизвестным, трудным и обязательным.
Уровень реализации программы – базовый. Освоение программного материала данного уровня предполагает формирование коммуникативной компетенции базового уровня в устных (аудирование и говорение) и письменных (чтение и письмо) видах речевой деятельности; развитие фонетических и грамматических навыков в рамках обозначенной в программе тематики. Данная программа обеспечивает необходимый и достаточный уровень коммуникативных умений обучающихся, их готовность и способность к речевому взаимодействию на английском языке.
Отличительной особенностью данной программы является сама организация работы по программе «Английский с увлечением». Детей младшей возрастной группы интересует сам процесс получения знаний. И чем он разнообразнее по форме и ярче по содержанию, чем меньше напряжён и обязателен, тем эффективнее будет восприятие предлагаемого материала.
У младших школьников больше развита механическая память: они мыслят конкретно и образно, для них характерны быстрая утомляемость и потеря интереса, чаще всего вследствие недостатка двигательной активности. Программа учитывает то, что младшие школьники очень любят подвижные игры, ролевые игры, театрализованные представления, считалочки, физкультминутки, сказки, диалоги, а также своевременное поощрение успешной деятельности, поэтому, работая по этой программе, дети смогут удержать и развить интерес, что и будет способствовать повышению качества знаний.
Адресат программы
Программа «Английский с увлечением» адресована детям 8-11 лет (младший школьный возраст).
Состав групп постоянный. Набор в творческое объединение проводится в начале учебного года (начало сентября). Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объёму стартовых знаний.
При комплектовании допускается совместная работа в одной группе учащихся без ограничения по возрастному признаку: 1-й год обучения – 2-3 класс, 2-й год обучения – 3-4 класс. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, а также особенности их общекультурного развития.
В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок, п.16).
Формы обучения по программе
Основная форма обучения – очная, групповая. «Допускается сочетание различных форм получения образования …» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4) — дистанционная, индивидуальная, групповая или индивидуально-групповая, очно-заочная.
Для успешной реализации программы создаются учебные группы численностью от 8 до 10 человек одного возраста. В творческих объединениях возможна организация образовательного процесса по группам и подгруппам, а также индивидуально с наиболее способными детьми при подготовке к конкурсным мероприятиям, или с детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с индивидуальными учебными планами.
Основной формой является комбинированное занятие, которая фиксируется в учебном плане. Занятия сочетают в себе теоретическую и практическую части, практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией.
Объем программы — 432 часа.
Срок освоения программы
Программа «Английский с увлечением» рассчитана на два года обучения:
1 год обучения – 216 часов в год;
2 год обучения – 216 часов в год.
Режим занятий
Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа в режиме: 45 минут с перерывом на 15 минут в конце каждого часа.
При определении режима занятий учтены возрастные особенности обучающихся и требования СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы:
овладение учащимися английским языком как средством устного общения (умение говорить, понимать собеседника) через развитие у детей устойчивого интереса, положительного отношения к изучению английского языка и формирование коммуникативных умений на основе приоритетного применения игровых форм, методов и приемов.
Задачи программы:
Воспитательные:
— создавать положительную мотивацию и устойчивый интерес к познанию окружающего мира посредством общения на английском языке и выражение своих мыслей на английском языке;
— формировать доброжелательное и заинтересованное отношение к стране изучаемого языка, ее культуре и народу;
— формировать сознание у детей того, что процесс овладения языком другого народа — увлекательный, но кропотливый ежедневный труд, требующий усилий со стороны обучающегося.
Развивающие:
— формировать навыки межличностного общения, готовность вступать в иноязычное общение;
— развивать навыки чтения не только учебных текстов, но и несложных аутентичных текстов, соответствующих возрастным особенностям и интересам;
— развивать фонематический слух, языковую и зрительную память, интуитивное и логическое мышление;
-развивать коммуникативные умения обучающихся, языковую догадку, воображение, творческие способности и кругозор обучающихся.
Обучающие:
— формировать у обучающихся представление о культуре родного и иностранного языка;
— знакомить обучающихся со строем английского языка (фонетическим, лексическим, грамматическим);
-обучать детей правильному произношению звуков;
— формировать первичные навыки диалогической и монологической речи на английском языке, а также аудирования.
1.3 Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов Из них | Формы аттестации | |||
всего | теория | практика | контроля | |||
1 | Введение | 6 | 4 | 2 | ||
1.1 | Вводное занятие Набор детей, комплектование групп | 2 | 2 | — | собеседование | |
1.2 | Вводное занятие Техника безопасности. Инструктаж | 2 | 1 | 1 | беседа | |
1.3 | Здравствуй, английский! Приступим | 2 | 1 | 1 | игровые задания | |
2 | Алфавит, учимся читать | 12 | 3 | 9 | ||
2.1 | Диалогическая речь. Мои буквы: a — h | 2 | 0,5 | 1,5 | игровые задания | |
2.2 | Повторение лексики. Мои буквы: i — q | 2 | 0,5 | 1,5 | игровые задания | |
2.3 | Повторение лексики. Мои буквы: r — z | 2 | 0,5 | 1,5 | игровые задания | |
2.4 | Повторение ЛЕ. Буквосочетания sh, ch | 2 | 0,5 | 1,5 | игровые задания | |
2.5 | Повторение ЛЕ. Буквосочетания th, ph | 2 | 0,5 | 1,5 | игровые задания | |
2.6 | Повторение. Заглавные и строчные | 2 | 0,5 | 1,5 | входная диагностика | |
3 | Я люблю свою семью | 8 | 3 | 5 | ||
3.1 | Приветствие, прощание, знакомство Символы Англии (презентация) | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
3.2 | Я и моя семья | 2 | 1 | 1 | игровые задания | |
3.3 | Члены семьи | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
4 | Мой дом родной | 24 | 8 | 16 | ||
4.1 | Мой дом | 4 | 2 | 2 | игровые задания | |
4.2 | Где Чаклз? | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
4.3 | В ванной комнате | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
4.4 | Моя комната | 2 | 1 | 1 | игровые задания | |
4.5 | Сады России. Сады в Соединенном королевстве | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
4.6 | Чтение и инсценирование сказки | 2 | 1 | 1 | инсценировка | |
4.7 | Закрепление языкового материала | 2 | — | 2 | игровые задания | |
4.8 | Теперь знаю! Давай поиграем! | 4 | 1 | 3 | тестирование игра | |
5 | Моя любимая еда | 24 | 5 | 19 | ||
5.1 | Мой день рождения. Угощения | 4 | 0,5 | 3,5 | игровые задания | |
5.2 | Вкусный шоколад | 4 | 0,5 | 3,5 | игровые задания | |
5.3 | Моя любимая еда | 6 | 1 | 5 | проект | |
5.4 | Традиционные блюда британской и русской кухни | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
5.5 | Чтение и инсценирование сказки | 2 | 1 | 1 | инсценировка | |
5.6 | Закрепление языкового материала | 2 | — | 2 | игровые задания | |
5.7 | Теперь знаю! Давай поиграем! | 4 | 1 | 3 | тестирование игра | |
6 | Питомцы и другие животные | 24 | 5 | 19 | ||
6.1 | Мои животные | 4 | 0,5 | 3,5 | игровые задания | |
6.2 | Я умею прыгать | 4 | 0,5 | 3,5 | игровые задания | |
6.3 | В цирке | 6 | 1 | 5 | игровые задания | |
6.4 | Обожаю животных! Домашние любимцы в России | 2 | 1 | 1 | проект | |
6.5 | Чтение и инсценирование сказки | 2 | 1 | 1 | инсценировка | |
6.6 | Закрепление языкового материала | 2 | — | 2 | игровые задания | |
6.7 | Теперь знаю! Давай поиграем! | 4 | 1 | 3 | тестирование игра | |
7 | Мир моих увлечений | 24 | 5 | 19 | ||
7.1 | Мои игрушки. Предлоги места | 4 | 0,5 | 3,5 | игровые задания | |
7.2 | У неё голубые глаза. Части тела и лица | 4 | 0,5 | 3,5 | игровые задания | |
7.3 | Замечательный медвежонок | 6 | 1 | 5 | проект | |
7.4 | Магазины, где продаются плюшевые мишки. Старинные русские игрушки | 2 | 1 | 1 | игровые задания | |
7.5 | Чтение и инсценирование сказки | 2 | 1 | 1 | инсценировка | |
7.6 | Закрепление языкового материала | 2 | — | 1 | игровые задания | |
7.7 | Теперь знаю! Давай поиграем! | 4 | 1 | 3 | тестирование игра | |
8 | Мир вокруг меня | 24 | 5 | 19 | ||
8.1 | Мои каникулы | 4 | 0,5 | 3,5 | игровые задания | |
8.2 | Какая сегодня погода? | 4 | 0,5 | 3,5 | игровые задания | |
8.3 | Времена года. Волшебный остров | 6 | 1 | 5 | игровые задания | |
8.4 | Прекрасный Корнуолл. Каникулы в России | 2 | 1 | 1 | игровые задания | |
8.5 | Чтение и инсценирование сказки | 2 | 1 | 1 | инсценировка | |
8.6 | Закрепление языкового материала | 2 | — | 2 | игровые задания | |
8.7 | Теперь знаю! Давай поиграем! | 4 | 1 | 3 | тестирование игра | |
9 | Школьные будни | 22 | 6 | 16 | ||
9.1 | В школе | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
9.2 | Школьные принадлежности | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
9.3 | Школьные предметы | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
9.4 | Чтение и инсценирование сказки | 2 | 1 | 1 | инсценировка | |
9.5 | Начальные школы России и Великобритании | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
9.6 | Закрепление языкового материала | 2 | — | 2 | игровые задания | |
9.7 | Теперь знаю! Давай поиграем! | 4 | 1 | 3 | тестирование игра | |
10 | Семейные ценности | 18 | 5 | 13 | ||
10.1 | Члены семьи, их имена, внешность | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
10.2 | Счастливая семья | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
10.3 | Чтение и инсценирование сказки | 2 | 1 | 1 | инсценировка | |
10.4 | Семьи рядом и далеко. Семьи в России | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
10.5 | Закрепление языкового материала | 2 | — | 2 | игровые задания | |
10.6 | Теперь знаю! Давай поиграем! | 4 | 1 | 3 | тестирование игра | |
11 | Всё что мы любим | 20 | 5 | 15 | ||
11.1 | Он любит желе | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
11.2 | В моей коробке для ланча | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
11.3 | Чтение и инсценирование сказки | 4 | 1 | 3 | инсценировка | |
11.4 | Кое-что перекусить. Я в восторге от мороженого | 2 | 1 | 1 | проект | |
11.5 | Закрепление ЛЕ, РО | 2 | — | 2 | игровые задания | |
11.6 | Теперь знаю! Давай поиграем! | 4 | 1 | 3 | тестирование игра | |
12 | Мне нравятся праздники | 10 | 3 | 7 | ||
12.1 | Праздники, которые мы любим | 4 | 2 | 2 | наблюдение | |
12.2 | Спешите на представление | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
12.3 | Итоговое занятие | 2 | — | 2 | викторина | |
ИТОГО | 216 | 56 | 160 | |||
Содержание учебного плана 1 года обучения
Раздел 1. Введение
Теория. О задачах курса и плане на учебный год. Правила техники безопасности. Игра – знакомство с детьми. Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике безопасности. Знакомство с учреждением дополнительного образования, кабинетом и пособиями. Приветствие. Введение лексики. Интонация приветствия и прощания.
Практика. Участие в собеседовании. Знакомство обучающихся. Достижение психологического и эмоционального комфорта в группе.Отработка произношения.Считалки, песенки, игры, выполнение лексических и фонетических упражнений. Игра «Угадай, чей голосок».
Раздел 2. Алфавит, учимся читать
Теория. Знакомство с английским алфавитом. Особенности произношения слов по теме. Отработка правильного написания слов по теме. Интонация предложений. Правила произношения и написания буквосочетаний: sh, ch, th, ph.
Практика. Выполнение упражнений на отработку лексики. Написание букв английского алфавита, слов с буквами, рифмовки и игры. Разыгрывание сценок, мини-диалогов. Аудирование. Заглавные буквы английского алфавита.
Раздел 3. Я люблю свою семью
Теория. Речевой этикет (формулы приветствия и прощания в формальном и неформальном общении). Интонация приветствия и прощания. Презентация «Символы Англии». Введение лексических единиц по теме. Интонация предложений. Особенности произношения слов по теме. Правила чтения. Отработка правильного написания слов по теме.
Практика. Выполнение упражнений на отработку лексики. Стихи, рифмовки, игровые задания. Выполнение фонетических упражнений, направленных на активное слушание и распознавание звуков; лексических упражнений направленных на запоминание новых слов, отработка фраз по заданному образцу. Чтение с пониманием основного содержания. Аудирование с выборочным пониманием интересующей информации. Разыгрывание диалога по образцу. Считалки, песенки и рифмовки, выполнение математических действий, выполнение лексических упражнений.
Раздел 4. Мой дом родной
Теория. Введение лексики по теме «Дом, мебель». Особенности произношения слов по теме. Правила чтения. Отработка правильного написания слов по теме. Особенности произношения буквы e в закрытом слоге и буквосочетании ee. Правила чтения.
Практика. Выполнение фонетических упражнений, направленных на активное слушание и распознавание звуков; лексических упражнений направленных на запоминание новых слов, отработка фраз по заданному образцу. Чтение с пониманием основного содержания. Чтение с выборочным пониманием интересующей информации. Обсуждение прочитанного текста. Аудирование с выборочным пониманием интересующей информации. Аудирование с общим пониманием информации. Разыгрывание диалога по образцу. Диалог-расспрос. Игровые задания, рифмовки, песенки. Разыгрывание сценок, мини-диалогов. Проверка знаний учащихся, настольная игра.
Раздел 5. Моя любимая еда
Теория. Введение лексических единиц и речевых оборотов по теме «Еда», множественное число существительных, относительные местоимения, простое настоящее время. Интонация предложений. Особенности произношения слов по теме. Правила чтения: c, ch. Культура поведения через освоение норм этикета, культура правильного питания. Знакомство с традиционными блюдами британской и русской кухни и с тем, какая еда популярна сегодня в этих странах.
Практика. Отработка лексических единиц и речевых оборотов по теме «Еда», выполнение тренировочных упражнений по грамматике, работа с учебными текстами по теме, формирование монологических и диалогических умений и навыков по теме. Игровые задания, рифмовки, песенки. Разыгрывание сценок, мини-диалогов. Аудирование диалогов, чтение текстов. Проект «Полезная еда». Проверка знаний учащихся, настольная игра.
Раздел 6. Питомцы и другие животные
Теория. Введение лексики: животные, цирк, глаголы движения. Глагол «могу, умею». Интонация вопросительных предложений. Особенности произношения слов по теме. Правила чтения: i, ir. Отработка правильного написания слов по теме. Любимые домашние животные в Великобритании и России.
Практика. Выполнение фонетических упражнений, направленных на активное слушание и распознавание звуков; лексических упражнений направленных на запоминание новых слов, отработка фраз по заданному образцу. Стихи, песенки, разыгрывание мини-диалогов. Проверка знаний учащихся, настольная игра.
Раздел 7. Мир моих увлечений
Теория. Введение лексики: игрушки, части тела и лица. Предлоги места. Интонация предложений. Особенности произношения слов по теме. Правила чтения: y. Отработка правильного написания слов по теме. Любимая игрушка британских детей. Старинные русские игрушки.
Практика. Выполнение тренировочных упражнений по грамматике, монологическое описание игрушки, песенки и рифмовки, чтение простых предложений и коротких текстов, игровые задания на изучаемую лексику. Проект «Игрушки». Проверка знаний учащихся, настольная игра.
Раздел 8. Мир вокруг меня
Теория. Введение лексики: погода, одежда, каникулы и времена года. Интонация вопросительных предложений. Особенности произношения слов по теме. Правила чтения. Отработка правильного написания слов по теме. Правила чтения: c, k, ck. Традиционные местами отдыха в Великобритании и России.
Практика. Отработка лексических единиц и речевых оборотов по теме, выполнение тренировочных упражнений по грамматике, работа с учебными текстами. Игровые задания, рифмовки, песенки. Разыгрывание сценок, мини-диалогов. Аудирование диалогов, чтение текстов. Проверка знаний учащихся, настольная игра.
Раздел 9. Школьные будни
Теория. Введение лексических единиц и речевых оборотов по теме «Школа», числительные1 — 20, глагол «быть» (в краткой и полной форме). Чтение буквы “e” в открытом и закрытом слогах. Особенности начальной школы Великобритании и России.
Практика. Отработка лексических единиц и речевых оборотов по теме «Школа», выполнение тренировочных упражнений по грамматике, работа с учебными текстами по теме, формирование монологических и диалогических умений и навыков по теме. Проверка знаний учащихся, настольная игра, песенки.
Раздел 10. Семейные ценности
Теория. Введение лексических единиц и речевых оборотов по теме: семья, родственники. Описательные прилагательные. Особенности произношения и правильного написания слов по теме. Притяжательные местоимения. Множественное число существительных. Чтение буквы “a” в открытом и закрытом слогах. Типичная английская семья. Уклад жизни в английской семье. Вежливое поведение англичан.
Практика. Составление монологического рассказа о семье, аудирование рассказа о семье. Выполнение грамматических и лексических упражнений. Работа со схемой «генеалогическое дерево королевской семьи Великобритании», проект «генеалогическое древо моей семьи». Выполнение грамматических и лексических упражнений. Проверка знаний учащихся, настольная игра, песенки.
Раздел 11. Всё что мы любим
Теория. Введение лексических единиц и речевых оборотов по теме: еда, приёмы пищи. Present Simple глагола like. Чтение буквы “i” в открытом и закрытом слогах. Что такое ланч по-британски? О правилах поведения за столом по-английски. Культура правильного питания.
Практика. Выполнение фонетических упражнений, направленных на активное слушание и распознавание звуков; лексических упражнений направленных на запоминание новых слов, отработка фраз по заданному образцу. Разыгрывание сценок, мини-диалогов, настольная игра, песенки. Аудирование диалогов, чтение текстов. Проверка знаний учащихся.
Раздел 12. Мне нравятся праздники
Теория. Введение лексических единиц и речевых оборотов по теме: праздники, подарки. Отработка правильного произношения и написания слов по теме. Подведение итогов обучения по программе 1-года обучения.
Практика. Повторение ранее пройденного материала, прохождение викторины.
Учебный план 2 года обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов Из них | Формы аттестации | |||
всего | теория | практика | контроля | |||
1 | Введение | 6 | 2 | 4 | ||
1.1 | Вводное занятие Техника безопасности. Инструктаж | 2 | 1 | 1 | собеседование беседа | |
1.2 | Снова вместе! | 4 | 1 | 3 | игра | |
2 | Приходи играть | 16 | 4 | 12 | ||
2.1 | Игрушки для маленькой Бетси | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
2.2 | В моей комнате | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
2.3 | Супермаркет «Теско». Все любят подарки | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
2.4 | Закрепление ЛЕ. Аудирование. | 2 | — | 2 | игра | |
2.5 | Теперь знаю! Давай поиграем! | 4 | 1 | 3 | тест, игра | |
3 | Пушистые друзья | 18 | 4 | 14 | ||
3.1 | Забавные коровы | 4 | 1 | 3 | наблюдение | |
3.2 | Умные животные | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
3.3 | Животные Австралии. Страна чудес дедушки Дурова | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
3.4 | Повторение ЛЕ | 4 | — | 4 | игровые задания | |
3.5 | Теперь знаю! Давай поиграем! | 4 | 1 | 3 | тест, игра | |
4 | Дом, милый дом | 16 | 4 | 12 | ||
4.1 | Бабушка. Дедушка | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
4.2 | Мой дом. Фамильный герб | 4 | 1 | 3 | проект | |
4.3 | Британские дома. Дом-музей А.Фадеева | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
4.4 | Повторение материала | 2 | — | 2 | игровые задания | |
4.5 | Теперь знаю! Давай поиграем! | 4 | 1 | 3 | тест, игра | |
5 | Выходной день | 18 | 4 | 14 | ||
5.1 | Мы отлично проводим время | 4 | 1 | 3 | наблюдение | |
5.2 | В парке | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
5.3 | На старт, внимание, марш! Развлечения после школы | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
5.4 | Повторение материала | 4 | — | 4 | игровые задания | |
5.5 | Теперь знаю! Давай поиграем! | 4 | 1 | 3 | тест, игра | |
6 | Любимые занятия | 18 | 4 | 14 | ||
6.1 | Весёлый день | 4 | 1 | 3 | наблюдение | |
6.2 | По воскресеньям | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
6.3 | Любимые мультфильмы | 2 | 0,5 | 1,5 | проект | |
6.4 | Повторение материала | 4 | 0,5 | 3,5 | игровые задания | |
6.5 | Теперь знаю! Давай поиграем! | 4 | 1 | 3 | тест, игра | |
7 | Семья и друзья | 18 | 4 | 14 | ||
7.1 | Одна большая семья | 4 | 1 | 3 | наблюдение | |
7.2 | Мой лучший друг | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
7.3 | Англоговорящие страны мира. Российские города-миллионеры | 2 | 0,5 | 1,5 | наблюдение | |
7.4 | Закрепление ЛЕ | 4 | 0,5 | 3,5 | игровые задания | |
7.5 | Теперь знаю! Давай поиграем! | 4 | 1 | 3 | тест, игра | |
8 | Рабочий день | 18 | 4 | 14 | ||
8.1 | Больница для животных | 4 | 1 | 3 | наблюдение | |
8.2 | Работай и играй | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
8.3 | Один день моей жизни. Кем хотят стать русские дети? | 2 | 0,5 | 1,5 | проект | |
8.4 | Закрепление ЛЕ | 4 | 0,5 | 3,5 | игровые задания | |
8.5 | Теперь знаю! Давай поиграем! | 4 | 1 | 3 | тест, игра | |
9 | Вкусные угощения | 18 | 4 | 14 | ||
9.1 | Фруктовый салат | 4 | 1 | 3 | наблюдение | |
9.2 | Приготовь из этого еду | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
9.3 | Что нужно для пудинга? Чего ты хочешь к чаю? | 4 | 1 | 3 | проект | |
9.4 | Закрепление ЛЕ | 2 | — | 2 | игровые задания | |
9.5 | Теперь знаю! Давай поиграем! | 4 | 1 | 3 | тест, игра | |
10 | В зоопарке | 18 | 4 | 14 | ||
10.1 | Забавные животные | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
10.2 | Обожаю животных | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
10.3 | Прогулка на природе. Животным нужна наша помощь | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
10.4 | Закрепление ЛЕ | 4 | — | 4 | игровые задания | |
10.5 | Теперь знаю! Давай поиграем! | 4 | 1 | 3 | тест, игра | |
11 | Где вы были вчера | 18 | 4 | 14 | ||
11.1 | Приглашение на чай | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
11.2 | Вчерашний день | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
11.3 | Пожелания в день рождения. День города | 4 | 1 | 3 | проект | |
11.4 | Закрепление языкового материала | 2 | — | 2 | игровые задания | |
11.5 | Теперь знаю! Давай поиграем! | 4 | 1 | 3 | тест, игра | |
12 | Расскажи сказку | 18 | 4 | 14 | ||
12.1 | Заяц и черепаха | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
12.2 | Когда-то давным-давно | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
12.3 | Как появились известные стишки? Мир волшебных сказок | 2 | 1 | 1 | наблюдение | |
12.4 | Закрепление языкового материала | 4 | — | 4 | игровые задания | |
12.5 | Теперь знаю! Давай поиграем! | 4 | 1 | 3 | тест, игра | |
13 | Запоминающиеся дни | 16 | 4 | 12 | ||
13.1 | Самое лучшее событие | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
13.2 | Волшебные моменты | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
13.3 | Впереди прекрасное время | 4 | 1 | 3 | игровые задания | |
13.4 | Здравствуй, солнышко | 2 | 1 | 1 | игровые задания | |
13.5 | Итоговое занятие — викторина | 2 | — | 2 | викторина | |
ИТОГО | 216 | 50 | 166 | |||
Содержание учебного плана 2 года обучения
Раздел 1. Введение
Теория. О задачах курса и плане на учебный год. Правила техники безопасности. Игра – знакомство с детьми. Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике безопасности. Знакомство с учреждением дополнительного образования, кабинетом и пособиями. Приветствие. Введение лексики. Интонация приветствия и прощания.
Практика. Участие в собеседовании. Знакомство обучающихся. Достижение психологического и эмоционального комфорта в группе.Отработка произношения.Повторение материала первого года обучения: буквы, звуки, транскрипционные знаки, лексические единицы (ЛЕ) и речевые образцы (РО).
Считалки, песенки, игры, выполнение лексических и фонетических упражнений. Игра «Угадай, чей голосок».
Раздел 2. Приходи играть
Теория. Введение лексики по теме «Игрушки», «Мебель». Чтение буквы “о” в открытом и закрытом слогах. Притяжательный падеж имён существительных. Употребление неопределённого артикля a/an. Структура: This/That is, a/an … Структура: These/Those are … Игры английских и американских детей: seesaw, hide-and-seek, leapfrog, hop-scotch, Blind Man’s Buff, snakes and ladders. (качели, прятки, чехарда, классики, жмурки, змеи и лестницы).
Практика. Выполнение упражнений на отработку лексики. Разыгрывание сценок, мини-диалогов песенки, рифмовки, игровые задания. Чтение с пониманием основного содержания. Аудирование с выборочным пониманием интересующей информации. Входная диагностика.
Раздел 3. Пушистые друзья
Теория. Введение лексических единиц по теме. Интонация предложений. Особенности произношения слов по теме. Отработка правильного написания слов по теме. Чтение буквы
“y” в открытом и закрытом слогах. Глагол “have got” в 3 м лице ед. ч. Множественное число имён существительных (исключения). Представители животного мира Австралии. Театр зверей дедушки Дурова.
Практика. Выполнение фонетических упражнений, направленных на активное слушание и распознавание звуков; лексических упражнений направленных на запоминание новых слов, отработка фраз по заданному образцу. Стихи, песенки, разыгрывание мини-диалогов. Проект «Мои питомцы». Проверка знаний учащихся, настольная игра.
Раздел 4. Дом, милый дом
Теория. Введение лексики по теме «Дом, мебель». Особенности произношения слов по теме. Чтение буквы “u” в открытом и закрытом слогах. Предлоги места. Множественное число имён существительных. Структура There is/ are. Виды домов, в которых живут британцы. Дом-музей А. А. Фадеева.
Практика. Игровые задания, рифмовки, песенки. Разыгрывание сценок, мини-диалогов. Выполнение фонетических упражнений, направленных на активное слушание и распознавание звуков; лексических упражнений направленных на запоминание новых слов, отработка фраз по заданному образцу. Чтение с пониманием основного содержания. Чтение с выборочным пониманием интересующей информации. Обсуждение прочитанного текста. Аудирование с выборочным пониманием интересующей информации. Аудирование с общим пониманием информации. Проект «Герб семьи». Проверка знаний учащихся, настольная игра.
Раздел 5. Выходной день
Теория. Введение лексических единиц и речевых оборотов по теме «Свободное время». Монологическая речь детей в ситуациях по данной теме: (3-4 коротких предложения. Звуки /n/ и /ŋ/. Настоящее продолженное время. Забавные соревнования в США. Как проводят свободное время дети в нашей стране.
Практика. Отработка лексических единиц и речевых оборотов по теме, выполнение тренировочных упражнений по грамматике, работа с учебными текстами, формирование монологических и диалогических умений и навыков. Игровые задания, рифмовки, песенки. Разыгрывание сценок, мини-диалогов. Аудирование диалогов, чтение текстов. Проверка знаний учащихся, настольная игра.
Раздел 6. Любимые занятия
Теория. Введение лексики: дни недели, время. Чтение буквы “c” и буквосочетаний “ck”, “ch”. Настоящее простое время. Предлоги времени. Любимые персонажи мультфильмов.
Мультфильмы Диснея. Российские мультфильмы.
Практика. Выполнение фонетических упражнений, направленных на активное слушание и распознавание звуков; лексических упражнений направленных на запоминание новых слов, отработка фраз по заданному образцу. Стихи, песенки, разыгрывание мини-диалогов. Проект «Любимые мультфильмы». Проверка знаний учащихся, настольная игра.
Раздел 7. Семья и друзья
Теория. Введение лексики: внешность, характер. Чтение букв a и o в сочетании с буквой r. Предлоги места. Числительные: 30—100. Cтолицы англоговорящих стран. Города-миллионеры России.
Практика. Выполнение тренировочных упражнений по грамматике, монологическое описание человека, песенки и рифмовки, чтение простых предложений и коротких текстов, игры на изучаемую лексику. Проверка знаний учащихся, настольная игра.
Раздел 8. Рабочий день
Теория. Введение лексики: профессии, учреждения. Чтение букв i, e, u в сочетании с буквой r. Наречия частотности: once/ twice/ three times a week; глагол “have to”. Типичный день из жизни американских школьников. Кем мечтают стать российские дети.
Практика. Отработка лексических единиц и речевых оборотов по теме, выполнение тренировочных упражнений по грамматике, работа с учебными текстами. Игры, рифмовки, песенки. Разыгрывание сценок, мини-диалогов. Аудирование диалогов, чтение текстов. Проект «Мой день». Проверка знаний учащихся, настольная игра.
Раздел 9. Вкусные угощения
Теория. Введение лексических единиц и речевых оборотов по теме: еда, продукты, цены. Правила чтения буквы g. Структуры: How many/ much/a lot/…, Not many/Not much…. A lot of/ many/much… Модальный глагол may. Традиционные английские сладкие блюда.
Популярные русские лакомства. Полезная еда.
Практика. Отработка лексических единиц и речевых оборотов по теме, выполнение тренировочных упражнений по грамматике, работа с учебными текстами по теме, формирование монологических и диалогических умений и навыков по теме. Проект «Семейные рецепты». Проверка знаний учащихся, настольная игра, песенки.
Раздел 10. В зоопарке
Теория. Введение лексических единиц и речевых оборотов по теме: животные, сравнение животных и описание их действий. Правила чтения: буквосочетание oo. Present Simple в сравнении с Present Continuous Tense. Сравнительная степень прилагательных. Модальный глагол must. Беседа о заповедниках России (Приморского края). Всемирный фонд дикой природы.
Практика. Составление монологического рассказа о любимом животном. Чтение с пониманием основного содержания. Чтение с выборочным пониманием интересующей информации. Обсуждение прочитанного текста. Аудирование с выборочным пониманием интересующей информации. Аудирование с общим пониманием информации. Выполнение грамматических и лексических упражнений. Проверка знаний учащихся, настольная игра, песенки.
Раздел 11. Где вы были вчера
Теория. Введение лексических единиц и речевых оборотов по теме: день рождения, чувства, даты. Чтение буквы a перед буквами s и l. Past Simple глагола to be — was/were. Past Simple Tense в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях, образование и употребление порядковых числительных. Как в Великобритании дети отмечают свой день рождения. Беседа о том, как проходят праздники в России.
Практика. Выполнение фонетических упражнений, направленных на активное слушание и распознавание звуков; лексических упражнений направленных на запоминание новых слов, отработка фраз по заданному образцу. Разыгрывание сценок, мини-диалогов. Аудирование диалогов, чтение текстов. Проект «Приглашение/ Пожелания». Проверка знаний учащихся, настольная игра, песенки.
Раздел 12. Расскажи сказку
Теория. Введение лексических единиц и речевых оборотов по теме: сказки. Правильные глаголы в Past Simple Tense в утвердительных, отрицательных и вопросительных предложениях. Чтение окончания –ed. Образцы английского и американского фольклора и история их появления. Беседа о русских народных сказках.
Практика. Отработка лексических единиц и речевых оборотов по теме, выполнение тренировочных упражнений по грамматике, работа с учебными текстами. Аудирование сказки, чтение текстов. Разыгрывание сценок, мини-диалогов. Проверка знаний учащихся, настольная игра.
Раздел 13. Запоминающиеся дни
Теория. Введение лексических единиц и речевых оборотов по теме: памятные события в жизни. Отработка правильного произношения и написания слов по теме. Правила чтения буквы y, слова с непроизносимыми согласными. Past Simple Tense неправильных глаголов. Превосходная степень имён прилагательных. Подведение итогов обучения по программе.
Практика. Повторение ранее пройденного материала, прохождение викторины.
1.4 Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
Обучающийся будет:
‒ иметь представления об английском языке как средстве установления взаимопонимания с представителями других народов, в познании нового, как средстве адаптации в иноязычном окружении;
‒ уважительно относиться к национальным традициям, обычаям иной социокультурной среды;
У обучающегося будет:
‒ воспитана культура общения – нормы поведения, умение слушать собеседника, культура речевого поведения;
‒ устойчивый интерес к изучению иностранного языка;
‒ развиты навыки сотрудничества с педагогом, другими обучающимися в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся будет:
— чувствовать свою успешность в группе.
— слушать и слышать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
— анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, группировать по отдельным признакам языковую информацию на уровне звука, буквы, слова, предложения.
Обучающийся приобретёт:
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Предметные результаты
По окончании первого года обучения по программе обучающиеся будут
знать:
— лексику по изучаемым темам: семья, дом, еда, животные, погода, увлечения, школа, цвета, числительные от 1 до 100;
— простое и продолженное настоящие времена, наречия частотности.
— конструкции «Есть, имеется, находится, существует», предлоги места.
— правила употребления Present Simple, Present Continuous, модальных глаголов can/can’t, уметь пользоваться ими в речи, задавать вопросы, используя эти времена.
— рифмовки, песенки и считалки, изучаемую лексику.
уметь:
— построить простые предложения.
— аудировать диалоги и рассказы по изучаемым темам.
— составлять высказывание в настоящем времени.
— выполнять короткие монологические высказывания и презентации по изученным лексическим темам.
По окончании второго года обучения по программе обучающиеся будут:
знать:
— лексику по изучаемым темам: семья и друзья, мебель, угощения, животные, любимые занятия, спорт, количественные и порядковые числительные;
— простое прошедшее время, простое и продолженное настоящие времена, наречия частотности.
— правила употребления Past Simple, конструкцию There is/are, модальных глаголов have to, can, must, уметь пользоваться ими в речи, задавать вопросы, используя эти времена.
— правила чтения гласных (согласных) букв и буквосочетаний.
— рифмовки, песенки и считалки, изучаемую лексику.
уметь:
— соблюдать правила произношения и соответствующую интонацию.
— общаться со своими сверстниками на английском языке: обмениваться простой информацией на бытовые темы, такие, как «Семья и друзья», «Рабочий день», «Покупки», «День рождения», «Каникулы» и т. д.
-понимать (со зрительной опорой) аудиозаписи диалогов, коротких высказываний и т. д.
— воспроизводить по образцу короткие высказывания.
— читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале.
— читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов, включающих отдельные новые слова.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
Для успешной реализации программы необходимы:
1. Учебный кабинет: просторное, светлое помещение, удовлетворяющее санитарно – гигиеническим требованиям, для занятий группы 8 – 10 человек.
2. Оборудование и ТСО: парты или столы, стулья для обучающихся, соответствующие возрасту обучающегося в соответствии СанПиН, школьная доска, шкаф для хранения материалов и пособий, компьютер с выходом в Интернет и необходимым компьютерным программным обеспечением, акустические колонки, МФУ, мультимедийная установка (проектор, экран) или интерактивная доска; цифровой фотоаппарат; флеш-карты; англо-русский и русско-английский словари; политическая карта мира, сувенирная продукция для награждения лучших участников конкурсов и олимпиад.
Расходные материалы (в расчете на одного обучающегося):
№ п/п | Наименование расходного материала | Количество |
1. | Маркеры для белой доски + набор маркеров (4 цвета – черный, синий, красный, зеленый) | 0,25 |
2. | Стирающая губка для белой доски | 0,25 |
3. | Мел (разноцветный) | 1 |
4. | Магниты | 4 |
5. | Бумага для принтера А4 (500 листов) | 0,1 пачки |
6. | Картридж для принтера | 0,2 |
7. | Ватман (А1) | 0,5 |
8. | Цветная бумага (двусторонняя), не менее 16 цветов | 1 лист каждого цвета |
9. | Ножницы | 1 |
10. | Клей (карандаш) | 1 |
11. | Фломастеры (набор) | 1 уп. |
12. | Блокнот | 1 |
13. | Карандаши цветные (набор) | 1 уп. |
14. | Карандаш простой | 1 |
15. | Ручка | 1 |
16 | Файл | 1 |
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Наглядные пособия:
— постеры и плакаты по изучению английского языка для младших школьников по темам программы;
— тематические карточки «Цвета», «Формы», «Семья», «Продукты», «Времена года», «Фрукты и овощи», «Мебель», «Одежда», «Животные», «Моя комната», «Части тела», «Транспорт», «Игрушки», «Профессии»;
— объемные предметы разной величины и цвета (мячики, животные, мягкие игрушки и др.);
— фоторепродукции достопримечательностей России и Великобритании;
— глобус.
Аудиоматериалы:
— песни: «Hello», «Clever animals», «This is my house», «In my dreams», «The yellow giraffe», «A fun day», «Holiday Rock» и др;
— аудиосказки на английском языке;
— звуковое сопровождение сказок (звуковые эффекты).
Видеоматериалы:
«Good Morning», «Hello, everybody», «Butterflies», «Teddy Bear», «Head, Shoulders, Knees and Toes», «Let’s Make a Pizza», «Postman Pete», «Come on, everybody», «Ten little puppets», «Snowflakes», «My happy Family», «Colors»,
Интернет-ресурсы:
1. Журнал публикаций педагогических статей // URL: https://1-sept.ru/
2. Сайт для создания кроссвордов на иностранном языке. // URL: http://cross.highcat.org
3. Стихи для детей на английском языке, Пальчиковые игры для детей на английском языке // URL: http://www.preschoolrainbow.org/preschool-rhymes.htm
4. Песенки на английском языке // URL: http://www.kidsknowit.com/educational-songs/
5. Песенки на английском языке // URL: http://www.freeabcsongs.com/
6. Портал Englishteachers.ru // URL: http://englishteachers.ru
7. Федеральный портал Российское Образование. // URL: =http://edu.ru/index.php
8. Dreamenglish.com // URL: http://www.dreamenglish.com/family
9. Englishhobby.ru // URL: http://www.englishhobby.ru
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р).
3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196).
4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28)
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.
Список литературы
для педагога
- Астафьева М.Д. Игры для детей, изучающих английский язык. М.: Мозаика-синтез, 2007.
- Бурова И.И. Учим английский играя. СПб: Нева, 2004.
- Н.И. Быкова, Дж. Дули, М.Д. Поспелова. В. Эванс. Английский в фокусе: книга для учителя. М.: Просвещение, 2012.
- Гудкова Л.М. Стихи и сказки на уроках английского языка в начальной школе. — М: АСТ Астрель, 2016.
- Дурова Н.В. Фонематика: как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М: Мозаика-Синтез, 2011.
6. Лосева С.В. Английский в рифмах. М: Росмэн, 2015.
7. Никитенко З.Н. Начинаем изучать английский язык: учебное пособие для дошкольников и младших школьников. М: Просвещение, 2008.
8. Рогова Г.В. Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М.: Просвещение, 2000.
9. Степнова И. С. Мои первые шаги в чтении. М.: Просвещение, 2002.
10. Твердохлебова И.П. English Rhymes for Children / Английские стихи для детей. М: Рольф, 2001.
11. Фурсенко В.С. Веселые грамматические рифмовки. М., Пресс, 2016.
12. Games and Activities. Песни для детей на английском языке. М: Айрис-Пресс, 2013.
для учащихся
- Верхогляд В.А. Английские стихи для детей. М.: Айрис-Пресс, 2001.
- Грызулина Н.Б., Бузина Ю. Н., Туголукова Г. И. Я играю и учу английский. М.: Дрофа, 2003.
- Коновалова Т.В. Веселые стихи для запоминания английских слов. СПб.: Литера, 2006.
- Минаев Ю.Л. Английский для школьников: М.: Дрофа, 2007.
- Ушакова О.Д. Грамматика английского языка. Справочник школьника. СПб, Литера, 2008.
- Наумова Н. А. Песни для детей на английском языке. М.: Айрис- пресс, 2008.
- Шалаева Г.П. Английский язык. М.: АСТ «Слово», 2010.
для родителей
1. Басик Т.А. Добро пожаловать в мир английского языка. Пособие для родителей, дети которых проходят начальный этап обучения. М.: Аверсэв, 2002.
2. Благовещенская Т.А. Первые уроки английского. Книга для занятий с дошкольниками. М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.
3. Бурова И.И. Иллюстрированный англо-русский словарик. Для детей 3-4 лет. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
4. Бурова И.И., Буров А.В. Английский язык в песенках. СПб.: Нева; 2002.
5. Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. Донецк: Сталкер, 2001.
6. Мой Oxford. Англо-русский словарь в картинках. М.: РОСМЭН, 1997.
Кадровое обеспечение
Программа «Английский с увлечением» реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
Для проведения диагностики психического развития обучающихся к работе по программе привлекается психолог, владеющий методиками работы с детьми.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности учащихся.
Реализация программы «Английский с увлечением» предусматривает входной, текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Входная диагностика. Диагностика входных знаний по английскому языку проводится в форме лексико-грамматических тестов и собеседования.
Текущий контроль проводится в виде тестирования. Его объектами могут быть как виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение), так и лексические, грамматические знания и навыки обучающихся. Кроме тестирования текущий контроль также включает следующие формы: наблюдение, фронтальный опрос, беседа в форме «вопрос – ответ», игры, кроссворды.
Для определения достижения обучающимися планируемых результатов в начале первого года обучения проводится диагностика уровня знаний, умений и навыков,для второго года обучения проводится диагностика сохранности знаний, умений и навыков учащихся. Для выявления уровня освоения программы разработаны диагностические карты.
Промежуточная аттестация проводится в конце первого учебного года, итоговая — в конце второго года обучения. Теоретическую часть итоговой аттестации можно провести в форме викторины, тестовых заданий, практическую часть в виде самостоятельной творческой работы.
Диагностические методики позволяют определить активность познавательной деятельности, уровень самооценки, отслеживать личностные и творческие достижения учащихся.
Формой промежуточной аттестации является и участие в тематических олимпиадах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях.
Критерии оценивания тестов:
95% – 100% выполнение – высокий уровень
94% – 51% – средний уровень
50% и менее – низкий уровень
В ходе образовательного процесса осуществляется мониторинг не только учебных, но и воспитательных результатов. Основным механизмом выявления результатов воспитания является педагогическое наблюдение, которое осуществляется на занятиях, во время публичных выступлений, досугово-массовых мероприятий (тематических праздников, открытых занятий, во время общения со сверстниками, педагогами, родителями и т.д.)
О результативности занятий, повышении уровня интеллекта можно судить, отслеживая изменения у детей следующих характеристик: восприятие, внимание, память, мышление и воображение; а также по изменениям сформированности личностных качеств.
Показателем работы коллектива за год является наличие результатов: грамот, дипломов, сертификатов за участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, фестивалях и т.д.
Обучающимся, успешно освоившим программу, выдается свидетельство, могут выдаваться почетные грамоты, призы или устанавливаться другие виды поощрений.
Мониторинг учебного процесса в творческом объединении «Английский с увлечением» проводится на конец I полугодия и на конец учебного года. Основным методом является метод наблюдения.
В качестве основных параметров мониторинга могут быть:
1. Знания, умения, и навыки по предмету:
— уровень усвоения лексики;
— уровень аудирования;
— уровень говорения;
2. Развитие психических процессов:
— уровень развития внимания;
— уровень развития памяти;
— уровень развития мышления;
-уровень развития воображении.
3. Сформированность личностных качеств:
— уровень мотивационной сферы (устойчивость интереса к предмету);
— уровень коммуникативной сферы (умение общаться, взаимодействовать);
— уровень волевой сферы (самостоятельность, трудолюбие, настойчивость)
В ходе мониторинга могут быть выделены 3 уровня проявления критериев:
1 – низкий уровень,
2 – средний уровень,
3 – высокий уровень.
I. Знания, умения, навыки по предмету:
1- ребенок овладел менее, чем 1/ 2объема знаний, предусмотренных программой.
2- объем усвоенных знаний составляет более ½.
3- ребенок усвоил практически весь объем знаний.
II. Развитие психических процессов:
Уровень развития внимания:
1- удерживает внимание непродолжительное время, часто отвлекается.
2- способен удерживать внимание в течение длительного времени, отвлекается, но не часто.
3- длительно удерживает внимание, не отвлекается.
Уровень развития памяти:
- запоминает менее ½ материала, предусмотренного программой.
- запоминает более ½ материала.
- запоминает практически весь изученный материал.
Уровень развития мышления:
- часто не справляется с заданиями на наглядно- образное и словесно-логическое
мышление.
- выполняет предложенные задания, но допускает ошибки.
- справляется с заданиями, практически не допуская ошибок.
Уровень развития воображения:
- слабо выражены элементы творческого воображения.
- с помощью педагога проявляет творческое воображение.
- способен к выполнению творческих заданий самостоятельно.
III. Сформированность личностных качеств:
Уровень развития мотивационной сферы (устойчивость интереса детей к предмету):
- редко проявляет активность, познавательный интерес довольно низкий.
- часто проявляет активность, но познавательный интерес избирателен.
- практически всегда активен, стремится узнать больше, проявляет интерес ко всем видам деятельности.
Уровень развития коммуникативной сферы (умение общаться):
1- часто испытывает затруднения в общении со сверстниками.
2- иногда испытывает затруднения в общении со сверстниками, но способен
корректировать их с помощью педагога.
3- практически не испытывает затруднения в общении и взаимодействии со
сверстниками.
Уровень волевой сферы (самостоятельность, трудолюбие, настойчивость):
1 – не может сделать.
2 – делает с помощью педагога или товарищей.
3 – делает самостоятельно.
Формой фиксации результатов детской деятельности являются индивидуальные карты (см. Приложение). Данные о результатах обучения доводятся до родителей и анализируются с детьми на итоговом занятии.
При реализации предлагаемой программы используются формальные и неформальные формы оценки работы ребенка. Формальное оценивание предусматривает подсчет баллов при тестировании, присвоение мест на викторинах и конкурсах, использование стикеров и наклеек при проверке письменных работ, выделение ошибок и недочетов контрастным цветом.
В программе не предусматриваются прямые приемы контроля, то есть дети не знают о том, что их деятельность специально оценивается. Оценки детям не выставляются. Содержательная оценка предполагает доброжелательное отношение к учащемуся как личности, положительное отношение к усилиям ребенка, направленное на решение задачи (даже если они не дали положительного результата), конкретный анализ трудностей, стоящий перед ребенком, и допущенных им ошибок, конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.
Общая положительная оценка необходима потому, что обучающиеся не отделяют на начальном этапе обучения оценку выполнения задания от оценки себя в целом.
Результатом обучения является участие не менее 50% обучающихся в районных мероприятиях, наличие не менее 10% победителей и призёров районных мероприятий.
2.3 Методические материалы
Для достижения цели программы обучения детей английскому языку первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к каждому ребенку, что позволит растить их общительными, инициативными, добрыми, любознательными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать ребенка в соответствии с его интересами и наклонностями.
Процесс обучения строится на следующих принципах:
— Принцип учета родного языка. Родной язык учитывается при отборе содержания обучения, его организации и в учебном процессе: при формировании произносительных, лексических, грамматических, орфографических, графических навыков.
— Принцип коллективно-индивидуализированного взаимодействия. Максимальная реализация индивидуальных способностей каждого учащегося через коллективные формы обучения. Предоставление каждому ребенку как можно большее число возможностей для самовыражения в рамках решения общей коллективной задачи.
— Принцип осознанности. Если материал приобретет для ребенка личностный смысл, то действия будут внутренне приняты и все его психические процессы придут в движение (мышление, память, воображение, чувства).
— Принцип системной реализации коммуникативной направленности в обучении. Необходимо создать условия для коммуникации: мотивов, целей и задач общения. Он позволяет приблизить процесс обучения к условиям реального общения и предполагает создание условий для речемысленной активности детей в каждый момент обучения.
— Принцип целостности в подходе к изучению психологических явлений, с точки зрения преобразования знания о человеке в знание «обо мне» и «для меня».
— Принцип соответствия потребностям возраста с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка.
— Принцип толерантности должен творчески применяться во всех социальных отношениях, и прежде всего в образовательном процессе, во взаимоотношениях педагога и учащегося. Творческое использование принципа толерантности в процессе обучения становится залогом эффективности образования, с одной стороны, а также создает благоприятные условия для дальнейшей экспансии толерантности в другие сферы социальных отношений. Формирование толерантных взаимоотношений носит многоплановый характер и в условиях системы дополнительного образования должно дать учащемуся возможность усвоить такие основные образования.
Программное содержание, методы, формы, средства обучения отбирались с учётом выше обозначенных принципов, а также личностно-ориентированного и деятельностного подходов к организации образовательного процесса.
При реализации программы используется следующая система методов обучения, которая учитывает вариативность содержания и многогранный характер деятельности субъектов образовательного процесса. В ней представлены:
- словесные методы обучения (объяснение, рассказ, чтение; беседа, диалог (диалог педагога с обучающимися, диалог обучающихся друг с другом), консультация, работа с текстом), инструктаж.
- методы практической работы: упражнения (упражнение, тренинг, тренировка, репетиция); практические задания: письменные ответы на вопрос, составление письма, написание мини-сочинения, графические работы (составление таблиц, схем, диаграмм и т.д.), тренинги (физиологические и социологические),
- наглядный метод обучения (наглядные материалы: картинки, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, диаграммы; демонстрационные материалы: модели, предметы (образцы изделий, геометрические фигуры, муляжи и т. д.); видеоматериалы, аудиозаписи, учебные и другие фильмы).
- метод наблюдения (ведение календаря погоды, рисунки, фото-, видеосъемка и др.).
- частично-поисковый и исследовательские методы (творческое усвоение учащимися знаний).
- метод проблемного обучения (проблемное изложение материала, постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов, создание проблемных ситуаций (задания, использование наглядности); поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).
- проектно-конструкторские методы (разработка проектов, элементы проектного обучения).
- метод игры (игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные и т. д., игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения, игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра, настольные, компьютерные игры).
- коммуникативно ориентированный метод обучения иностранным языкам (И. Л. Бим, Е. И. Пассов, J. С. Richards, М. Swan, P. Medgyes, Л. Maley и др.) — представляет собой модель процесса общения, готовит учащихся к практическому общению на иностранном языке, делает главным усвоение определенного содержания общения, а вспомогательным — усвоение изолированных речевых структур (обучающиеся работают в парах, небольших подгруппах или целой группой, решая при этом общую, коллективную речемыслительную задачу).
Воспитательный компонент программы
Воспитание является неотъемлемым аспектом образовательной деятельности, логично встроенным в содержание образовательного процесса и может меняться в зависимости от возраста обучающихся, уровня программы, тематики занятий, этапа обучения.
Воспитательный компонент содержания программы реализуется в каждой теме учебно-тематического плана программы посредством использования следующих методов и приёмов воспитания таких, как беседа, рассказ, анализ и обсуждение, подготовка сообщений, личный пример педагога, убеждение, поощрение, мотивация, традиции коллектива и др.)
На вводном занятии (или на начальном этапе обучения) очень важно познакомить обучающихся с историей и традициями МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка. Важно договориться о правилах поведения в учреждении, в учебном кабинете.
В процессе обучения по программе приоритетным является стимулирование интереса к занятиям, воспитание бережного отношения к материалам и оборудованию, используемых на занятиях.
В процессе обучения педагог особое внимание уделяет воспитанию эмоциональной отзывчивости, культуры общения в детско-взрослом коллективе, работоспособности, аккуратности.
При реализации воспитательного компонента программы применяются элементы следующих воспитательных технологий:
— гуманно-личностный подход, разработанный Ш.А. Амонашвили;
— технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского;
Оценивание результатов воспитательной работы происходит в процессе педагогического наблюдения на протяжении всего периода обучения.
При реализации программы используются следующие образовательные технологии: личностно-ориентированный подход, технология использования в обучении игровых методов, проектная технология, ИКТ, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), здоровьесберегающие технологии. Также могут быть использованы дистанционные образовательные технологии.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Программа может быть реализована с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с использованием систем дистанционного обучения.
Формы организации учебного занятия
Реализация программы предполагает формы организации образовательной деятельности:
Учебное занятие – при введении нового материала, обучении письму и т.д.
Игра – при отработке и закреплении пройденного материала. Способствует улучшению взаимоотношений в группе, повышает положительный эмоциональный фон и возможность урегулировать конфликтные ситуации,
Беседа – дети имеют возможность самим сформулировать ответ, развивается творчество и исследовательская деятельность обучающегося.
Праздник – форма закрепления и расширения страноведческого материала, способствующая решению всего поля образовательных задач программы.
Тест — дает обучающимся возможность самостоятельно оценить степень усвоения материала, а педагогу – получить фиксированное подтверждение реализации задач программы.
Викторина, интеллектуальные игры, настольные игры позволяют реализовать все виды задач (в том числе воспитательные и развивающие) в игровой форме, имеющей положительную эмоциональную окраску.
Основной формой является комбинированное занятие, которое может включать в себя:
— организационный момент;
— работу над произношением;
— упражнения на повторение, закрепление предыдущего материала;
— введение нового материала;
— тренировочные упражнения;
— подведение итогов.
На каждом этапе предполагается широкое использование игр, методов и приемов. Кроме этого занятия могут проходить в форме игры, соревнования, открытого занятия, концерта. Особенностью методики является разнообразие активных видов детской деятельности, смена которых позволяет избегать монотонности, снимает напряжение и усталость. Большое место отводится игре с элементами двигательной активности: веселая зарядка, песенки с движениями, упражнения на поддержание осанки.
Материал подается в игровой форме, не утомительной для ребенка. Различные творческие задания способствуют развитию воображения и помогают лучше усвоить пройденный материал на занятии. Детям предлагается прослушивать сказки, дорисовывать предметы и придумывать рифмовки, раскрашивать, находить спрятавшихся зверюшек и многое другое. На занятиях обучающиеся играют в настольные игры, разучивают стишки, скороговорки, песни либо рифмовки, которые построены на словах и фразах, уже усвоенных ребенком.
Кроме того, программа предусматривает:
— большую подвижность детей на занятиях (физические упражнения, подвижные игры, паузы релаксации, сопровождающиеся проговариванием речевого материала),
-аудирование;
-инсценирование сказок на английском языке.
Перечень дидактических материалов:
- дидактические разработки педагога;
- раздаточный материал, карточки-задания с наглядным материалом по темам программы;
- тесты по изучаемым темам программы в печатном и электронном виде;
- тематические мультимедийные презентации: «Англичане – кто они», «Достопримечательности Лондона», «Глаголы движения», «Английский алфавит в стихах», «Инструктаж по технике безопасности», «Фрукты и овощи», «Цвета», «Одежда» и др.
- иллюстративный материал по изучаемым темам;
- настольные игры: Лото (игрушки, еда, животные, спорт); «Бинго» (еда, одежда), настольные игры-путешествия с фишками и кубиком (алфавит, предлоги места, продукты и др.);
- блокноты занимательных заданий: животные, еда, семья, игрушки, одежда, дом.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | 2 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 36 | 36 | |
Количество учебных дней | 108 | 108 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 15.09.2021- 31.12.2021 | 1.09.2021- 31.12.2021 |
2 полугодие | 11.01.2022- 31.05.2022 | 11.01.2022- 31.05.2022 | |
Возраст детей, лет | 8 — 10 | 9 — 11 | |
Продолжительность занятия, час | 2 | 2 | |
Режим занятия | 3 раза/нед | 3 раза/нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 216 | 216 |
2.5 Календарный план воспитательной работы
№ | Название мероприятия | Уровень | Сроки |
День открытых Дверей | ДЮЦ | август | |
Проведение практических (тактических) учений и инструктажей с обучающимися: — «Правила безопасности жизнедеятельности»; — «Правила поведения учащихся в школе»; — «Как вести себя при антитеррористическом акте»; — «Правила пожарной безопасности»; — «Правила поведения на дорогах» | ТО | сентябрь | |
Беседы, экскурсии: «Безопасный путь домой» | ТО | сентябрь | |
День района | районный | сентябрь | |
Конкурс работ «Моя Родина – Приморье», посвященный образованию Приморского края | районный | сентябрь — октябрь | |
Беседа: «Полезны ли полезные привычки?» | ТО | октябрь | |
Конкурс-игра по английскому языку «Лев» для 1 — 4 классов | международный | октябрь | |
Спортивно-игровая программа: «УРА! Каникулы!» | ТО | ноябрь | |
Акция, посвященная Международному Дню отказа от курения | ТО | ноябрь | |
Акция «Внимание, дорога!» | ДЮЦ | ноябрь | |
конкурс творческих работ «Земля талантов» среди обучающихся образовательных организаций | районный | ноябрь — декабрь | |
Изготовление подарков ко Дню Матери | ТО | ноябрь | |
осенняя онлайн-олимпиада по английскому языку | всероссийский | ноябрь | |
«Всемирный день ребёнка» | ТО | ноябрь | |
Классный час «Символы России в наших сердцах» | ТО | декабрь | |
Беседа об истории празднования Нового года; -изучение новогодних песен, стихотворений | ТО | декабрь | |
Конкурс творческих работ «Символ Нового года» | ДЮЦ | декабрь | |
Новогодний утренник | ДЮЦ | декабрь | |
Проведение практических (тактических) учений и инструктажей с обучающимися: — «Как вести себя при антитеррористическом акте»; — «Правила пожарной безопасности»; — «Правила безопасности жизнедеятельности»; — «Правила поведения учащихся в школе»; — «Правила поведения на дорогах» | январь | ||
«Зимние забавы» | ТО | январь | |
Мероприятие по культуре питания: «Правила этикета за столом» | ТО | январь | |
конкурс декоративно – прикладного творчества «Радуга Талантов» | районный | январь — февраль | |
Беседа: «Есть такая профессия – Родину защищать!» | ТО | февраль | |
Военно – спортивная игра «Зарница» | ДЮЦ | февраль | |
зимняя онлайн-олимпиада по английскому языку | всероссийский | февраль | |
конкурс творческих работ, посвященный Дню Земли | районный | март | |
изготовление сувениров для мам, бабушек к 8 Марта | ТО | март | |
конкурс декоративно – прикладного творчества «Радуга Талантов» | краевой | март | |
конкурс декоративно – прикладного творчества «Пасхальные мотивы» | районный | март — апрель | |
«Дом, где мы живём» (экологический КВН) | ТО | март | |
фестиваль декоративно – прикладного творчества «Твори, выдумывай, дерзай!» | межрайонный | апрель | |
конкурс — выставка декоративно – прикладного творчества «Город мастеров» Краевого фестиваля талантов «Достань свою звезду» | краевой | апрель — май | |
весенняя онлайн-олимпиада по английскому языку | всероссийский | апрель — май | |
экскурсия в музей им.А.А.Фадеева | ТО | май | |
Беседа: «Ваши родственники – участники Вов» | ТО | май | |
«День Победы» — митинг | районный | май | |
Участие в акциях «Свеча Памяти», «Бессмертный полк» | районный | май | |
Акция «Дорога без опасностей!» | ТО | май | |
«Праздник детства» — праздничная программа, посвященная Международному дню защиты детей | районный | июнь |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
использованной при составлении программы
1. Афанасьева О.В., Копылова В.В., Virginia Evans. Practice Exam Papers for the RUSSIAN NATIONAL EXAM. Express Publishing. 2004.
2. Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации». М.: Айрис Пресс, 2004.
3. Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В., Постников, А.С. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа: http://doto.ucoz.ru/metod/
4. Вронская И.В. 105 занятий по английскому языку. СПб.: Каро, 2009.
5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2006.
6. Конышева А.В. «English for kids». СПб.: КАРО, 2005.
7. Логинова Л.И. Как помочь ребенку заговорить по — английски. М.: Владос, 2004.
8. Синицкая Н.Д. Английский, играючи и основательно. Волгоград: Перемена, 2001.
9. Справочник педагога дополнительного образования/ Сост. Л.Б. Малыхина. Волгоград: Учитель, 2013.
10. Филина М.Л. Английский язык. Развитие и обучение детей. В.: Учитель, 2009.
11. Anne Sutter English im Kindergarten. Auer Verlag GmbH, 2009.