
Раздел №1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы. Умение работать с компьютерной графикой является неотъемлемой частью информационной грамотности любого человека. Следовательно, начальные знания, в области компьютерной графики, полученные учащимися, имеют огромное значение в дальнейшей работе во всех сферах человеческой деятельности. В зависимости от используемых средств компьютерную графику можно разделить на несколько различных направлений:
Растровая графика – в первую очередь это работа с фотографиями и цифровой живописью, обработка сканированных изображений.
Векторная графика тесно связана с полиграфией, дизайном и конструированием.
Фрактальная графика – это создание изображений на основании математических алгоритмов.
Трёхмерная или 3D-графика – самая стремительно развивающаяся отрасль, создающие объёмные изображения и сцены.
В рамках каждого из этих направлений можно выделить множество более мелких и специальных подразделений, количество и разнообразие которых неумолимо растёт со временем.
Востребованность изучения программ компьютерной графики сегодня высока среди учащихся и их родителей. Это важнейший инструмент будущего дизайнера, оформителя, архитектора. Сложный материал адаптирован в данной программе для учащихся среднего и старшего школьного возраста. GIMP («Гимп») — свободно распространяемый растровый графический редактор, программа для создания и обработки растровой графики и частичной поддержкой работы с векторной графикой. Растровый графический редактор Adobe Photoshop является одним из лучших среди редакторов растровой графики. Для него характерен обширный набор инструментов и функциональных возможностей. Он одинаково подходит для разработки различных проектов от поздравительных открыток, иллюстраций, до сложных многослойных и анимированных изображений.
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерная графика» имеет техническую направленность.
Уровень освоения. Уровень программы базовый (основной, общекультурный). Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
Отличительные особенности. Отличительные особенности данной образовательной программы от существующих в том, что она дает учащимся комплексное понимание компьютерной графики как вида искусства, учит совмещать возможности растровой и векторной графики.
Открывает возможности при минимальном количестве учебного времени не только изучить основные инструменты работы в программах обработки растровой графики, но и увидеть, как их можно использовать для решения разнообразных задач, максимально реализовав именно творческие способности.
Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно – практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать авторские работы.
Адресат программы. Программа адресована учащимся 10–18 лет, имеющим навыки работы с компьютером, склонным к творческой деятельности и не имеющим противопоказаний для работы за компьютером.
Для обучения принимаются все желающие, наполняемость групп: 8–12 человек. В работе объединения при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок, п.16).
Форма обучения по программе – очная. Программа предполагает организацию только аудиторных занятий, однако при необходимости возможно проведение и дистанционных занятий. В творческом объединении возможна организация образовательного процесса в соответствии с индивидуальными учебными планами.
Объем программы «Компьютерная графика» 216 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения. Педагог вправе вносить изменения и дополнения в содержание программы (увеличивая или уменьшая количество часов на изучение той или иной темы, расширяя практическую составляющую программы) в зависимости от уровня подготовки учащихся, не нарушая при этом логики изучения материала и ориентируясь на цель и задачи программы.
Режим занятий — 3 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность академического часа — 40 минут, с 10-минутным перерывом. При определении режима занятий учтены требования СанПина к учреждениям дополнительного образования, смена различных видов деятельности во время проведения занятий.
1.2 Цель и задачи программы.
Цель программы – формирование у обучающихся навыков работы в графических редакторах для последующего применения в учебной и практической деятельности.
Задачи:
Личностные:
- воспитывать интерес к занятиям информатикой;
- воспитывать культуру общения между учащимися;
- воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером;
- воспитывать культуру работы в глобальной сети;
- воспитывать культуру умственного труда.
Метапредметные:
- развивать познавательный интерес у детей;
- развивать умение работать с компьютерами в широком смысле этого слова;
- развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе;
- формировать понимание межпредметных связей в ходе практической деятельности;
- развивать умение работать с информацией и медиасредствами;
- формировать логическое, математическое, творческое и техническое мышление;
- развивать интерес к практической работе на компьютере.
Предметные:
- дать представление в области графических информационных технологий;
- познакомить с основными понятиями графического дизайна (плакат, буклет, реклама, открытка);
- научить настраивать различные параметры, команды растровых графических редакторов;
- научить применять инструменты растровых графических редакторов;
- научить создавать графические работы для участия в различных конкурсах.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Форма контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение в программу | 2 | 1 | 1 | Анкетирование |
2 | Рабочая среда графического редактора | 14 | 7 | 7 | Зачет |
3 | Изучаем слои | 20 | 10 | 10 | Зачет |
4 | Выделяем и вырезаем | 18 | 8 | 10 | Зачет |
5 | Трансформируем и искажаем | 14 | 7 | 7 | Зачет |
6 | Инструменты графического редактора | 44 | 21 | 23 | Зачет |
7 | Команды коррекции | 20 | 10 | 10 | Зачет |
8 | Каналы в графическом редакторе | 10 | 5 | 5 | Зачет |
9 | Удивительные фильтры | 42 | 20 | 22 | Зачет |
10 | Умные объекты и автоматизация работы в графическом редакторе | 10 | 5 | 5 | Зачет |
11 | Анимация в графическом редакторе | 22 | 10 | 12 | Зачет |
Итого | 216 | 104 | 112 |
Содержание учебного плана
- Раздел: Введение в программу
Теория. Задачи учебной группы. Программа и план занятий на предстоящий год. Организационные вопросы. Ознакомление обучающихся с правилами поведения в учреждении МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка, с правилами личной гигиены. Инструктаж по технике безопасности, методам безопасной работы.
Практика. Организация рабочего места. Формирование учебной группы.
- Раздел: Рабочая среда графического редактора
Теория. Первое знакомство с программой, графическим редактором. Настройка программы. Растровые и векторные изображения. Разрешение и размер. Цветовые модели. Создание, открытие и сохранение документов. Упорядочивание, навигация.
Практика. Загрузка графического редактора. Обсуждение работ, выполненных в графическом редакторе. Настройки нового документа. Изменение размера файла. Сохранение изображений для веб-сайта. Сохранение изображений для полиграфической продукции. Преобразование, масштабирование, изменение формата файла изображений.
- Раздел: Изучаем слои
Теория. Слои. Основы. Операции со слоями. Объединение слоев. Виды слоев. Режимы наложения слоев. Стили слоя. Работа со слоями. Сведение и объединение слоев. Выделение и связывание слоев. Закрепление слоев. Группы слоев. Создание слоев. Смарт-объекты. Деформация. Автоматическое выравнивание и наложение слоев. Стили. Масштабирование. Деформация перспективы.
Практика. Выполнение практических заданий по темам: Операции со слоями; «Рисуем радугу»;Работа со слоями. Сведение и объединение слоев. Выделение и связывание слоев. Закрепление слоев;Стили слоя.
- Раздел: Выделяем и вырезаем
Теория. Обзор инструментов Выделения. Основные операции с инструментами Выделения. Инструменты группы Лассо. Быстрое выделение и Волшебная палочка. Цветовой диапазон. Область фокусировки и команда «Уточнить край». Быстрая маска. Слой-маска.
Практика. Выделение областей геометрической формы и произвольное выделение. Устранение дефектов фотографии. Клонирование и стирание объектов. Осветление переднего плана и затемнение фона фотографии.
- Раздел: Трансформируем и искажаем
Теория. Свободная трансформация. Деформация перспективы. Марионеточная деформация. Масштаб с учетом содержимого. Заливка с учетом содержимого.
Практика. Выполнение практических заданий: Свободная трансформация (баннер на стене). Деформация перспективы (изменение фасада здания). Марионеточная деформация (поднятие и опускание рук у фигуры). Масштаб с учетом содержимого. Заливка с учетом содержимого.
- Раздел: Инструменты графического редактора
Теория. Инструменты группы кадрирования. «Рамка» и «Раскройка». «Пипетка» и другие вспомогательные инструменты. «Восстанавливающая кисть». «Заплатка» и другие инструменты ретуши. Инструмент «Штамп». Инструмент «Осветлитель» и другие инструменты. Инструмент «Кисть». Палитра «Кисть». Инструменты «Карандаш», «Замена цвета», «Микс кисть». Инструмент «Архивная кисть». Инструмент «Ластик». Инструменты «Градиент» и «Заливка». Обзор инструментов векторной графики. Инструмент «Фигура». Инструмент «Перо». Инструмент «Текст».
Практика. Выполнение практических заданий на закрепление каждого инструмента графического редактора.
- Раздел: Команды коррекции
Теория. Автоматические команды коррекции. Команда «Уровни». Команда «Кривые». Сочность, цветовой тон, цветовой баланс. Черно-белое, фото фильтр. Микширование каналов, поиск цвета, постиризация. Карта градиента. Выборочная коррекция цвета.
Практика. Выполнение практических заданий на закрепление каждой команды коррекции.
- Раздел: Каналы в графическом редакторе
Теория. Каналы. Введение. Основные операции с каналами. Команда «Внешней канал». Команда «Вычисления». Каналы LAB.
Практика. Выполнение практических заданий на закрепление каждой изученной операции с каналами.
- Удивительные фильтры
Теория. Фильтры. Обзор. Галерея фильтров. Адаптивный широкий угол. Коррекция дисторсии. Пластика. Исправление перспективы. Галерея Размытия. Категория Размытие. Усиление резкости. Фильтр «Шум». Рендеринг. Команда «Тени/Света». Создание HDR. Команда «Подобрать цвет», команда «Заменить цвет» Остальные команды меню «Изображение».
Практика. Выполнение практических заданий по темам: Фильтры. Обзор. Галерея фильтров. Адаптивный широкий угол. Коррекция дисторсии. Пластика. Исправление перспективы. Галерея Размытия. Категория Размытие. Усиление резкости. Фильтр «Шум».
- Раздел: Умные объекты и автоматизация работы в графическом редакторе
Теория. Смарт-объекты. Создание операций. Редактирование, сохранение, загрузка операций. Пакетная обработка изображений. Печать.
Практика. Выполнение практических заданий по темам: Смарт-объекты. Создание операций. Редактирование, сохранение, загрузка операций. Пакетная обработка изображений
- Раздел: Анимация в графическом редакторе, 3D – объекты
Теория. Создание покадровой анимации. Анимация на шкале времени. Редактирование видео файлов. Способы создания 3D объектов. Создание 3D – объекта. Создание 3D текста. Плагины-помощники. Фото с 3D эффектом. Итоговая аттестация
Практика. Выполнение практических заданий по темам: Создание покадровой анимации. Анимация на шкале времени. Редактирование видео файлов. Способы создания 3D объектов. Создание 3D – объекта. Создание 3D текста.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будет:
- сформировано понимание роли информационных процессов в современном мире;
- сформировано ответственное отношение к учению, готовность и способность учащегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развито осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам в сфере использования информации;
- освоены навыки межличностного общения со сверстниками и педагогами;
- сформировано ценностное отношение к современным компьютерным технологиям (ответственность за предоставляемую информацию).
Метапредметные результаты
Обучающийся будет знать:
- как создавать графические работы для участия в различных конкурсах;
- как работать с информацией, находить, собирать, анализировать информацию по заданной теме;
Предметные результаты
Обучающийся будет знать:
- понятия: растровая и векторная графика: чем они отличаются и что лучше, разрешение картинки, определяющее качество;
- как образуется цвет и что такое цветовая модель RGB, почему фото на компьютере сочное и яркое, а после печати – тускнеет; способы открыть фото, упорядочить документы для удобной работы и в каком формате сохранять изображения;
- инструменты для легкого и быстрого перемещения по картинке;
- что такое «слой» в графическом редакторе, как он выглядит, как создавать и для чего;
- какие виды слоёв бывают и зачем их нужно блокировать;
- что такое каналы, какая информация в них хранится, как с их помощью выделять сложные объекты и выборочно добавлять резкость;
Обучающийся будет уметь:
- ориентироваться в основной рабочей области, меню, панели инструментов и настроек графического редактора;
- создавать новый документ, определять размер изображения, разрешение, глубину цвета и цветовой профиль;
- перемещать содержимое слоёв, менять их порядок в палитре и группировать;
- с помощью разных стилей слоя добавлять эффекты к своему объекту: тень, свечение или объем, использовать стили «по умолчанию» и загружать новые, раскладывать на слои и редактировать;
- использовать каждый инструмент по назначению;
- освоят фильтры в графическом редакторе.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет.
Перечень оборудования кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкаф для хранения дидактических пособий и учебных материалов.
Перечень оборудования для проведения занятий: проектор, экран, ноутбук, звуковое оборудование, для педагога и компьютер или ноутбук для каждого обучающегося, программа – графический редактор, доступ в Интернет с компьютеров обучающихся.
Требования к оснащению учебного процесса: флипчарт, маркеры, раздаточный материал.
Нормативно — правовая основа. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основании:
Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196; «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Методических рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242);
Методических рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет» (Письмо Минпросвещения России от 29 марта 2019 года № 03-393);
Устава МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка;
Положения «О дополнительной общеобразовательной общеразвивающей и рабочей программах» МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка, приказ № 80-а от 18 августа 2020 г.
Аудио, видео-, фото-, интернет-источники:
Все уроки по GIMP [https://qps.ru/o8uKA] (дата обращения: в течение учебного года);
Уроки в графическом редакторе [https://qps.ru/E1tUs] (дата обращения 20.09.2020)
Учебные руководства по теме «Photoshop» [https://qps.ru/6ITv2] (дата обращения: в течение учебного года);
Уроки GIMP для начинающих и профи [https://qps.ru/F1DHd] (дата обращения: в течение учебного года);
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
— формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: предполагается сочетании различных форм проверки знаний и умений: устная проверка, тестирование, практические работы, работа над проектом. Кроме того, учитывается участие обучающихся в дискуссиях при обсуждении выполненных заданий, оцениваются сообщения учащихся и результаты проектной деятельности;
При изучении программ для обработки компьютерной графики осуществляется комплексный контроль знаний, умений и навыков учащихся, который включает текущий контроль в процессе изучения материала, рубежный контроль в конце изучения завершенного круга вопросов и итоговый контроль в конце изучения темы.
Достижение предметных результатов обучения контролируется в основном в процессе устной проверки знаний, при выполнении письменных проверочных и контрольных работ, тестов. Итоговая проверка достижения предметных результатов может быть организована в виде комплексной контрольной работы или зачета.
Достижение метапредметных результатов контролируется в процессе выполнения учащимися практических работ. При этом отслеживается: умение учащихся поставить цель работы, подобрать материалы, составить план выполнения работы, представить результаты работы в виде готового проекта, проводить самоконтроль выполненной работы. Кроме того, метапредметные результаты контролируются при подготовке учащимися сообщений, рефератов, проектов и их презентаций. Оценивается умение работать с информацией, представленной в разной форме, умение в области ИКТ, умение установить межпредметные связи экономики с другими предметами.
Функция итогового контроля заключается в определении полноты освоения содержания программы. Итоговый контроль включает:
Основное требование к указанным выше работам – комплексный характер. При их выполнении обучающийся должен проявить все знания и умения, приобретенные в ходе обучения по программе.
— формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- демонстрация практических работ;
- защита практических работ;
- конкурс.
Оценочные материалы и формы аттестации:
Результатом обучения считается способность учащегося выполнить творческую работу (коллаж, рисунок, фотография) в графическом редакторе определённого уровня сложности.
Далее выделяются следующие уровни сложности:
A: начальный уровень, воспроизведение изучаемого материала с незначительными изменениями;
B: средний уровень, способность применять изученный материал для создания творческих работ, которые отличаются от изученных;
C: высокий уровень, способность применять изученный материал для самостоятельного выполнения творческой работы, решающей нестандартные задачи.
Большая часть занятий отводится практической работе, по окончании которой проходит обсуждение и анализ. В ходе практической деятельности педагог тактично контролирует, советует, направляет учащихся.
Входящий контроль.
Осуществляется путем анкетирования с последующим анализом анкет.
Текущий контроль.
Текущий контроль осуществляется с целью оперативного управления учебным процессом и его коррекции. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися заданий по каждому разделу программы. Задания составлены с учетом возраста учащихся. В качестве способов проверки результатов в процессе обучения применяются тестирование по изучаемым темам, конкурсы между обучающимися на скорость и качество решения поставленной задачи. Результаты практической деятельности обучающихся оцениваются педагогом. При оценке учитывается правильность, оптимальность, скорость решения задачи и уровень самостоятельности при решении задачи. Для каждой темы выделены измеряемые параметры. В соответствии с данными производится оценка знаний и умений обучающихся по указанным критериям.
Механизм оценивания результативности освоения программы
Параметры оценивания знаний, умений и навыков обучающихся
Измеряемые параметры | Критерии оценки | |||
Минимальный уровень знаний и умений: 1 балл | Допустимый уровень знаний и умений: 2 балл | Приемлемый уровень знаний и умений: 3 балл | Оптимальный уровень знаний и умений: 4 балл | |
1. Знания в области техники безопасности | ||||
Знания правил внутреннего распорядка и техники безопасности при работе с вычислительной техникой | Ребенок слабо формулирует правила ТБ при работе с компьютерной техникой | Ребенок неуверенно формулирует правила ТБ при работе с компьютерной техникой | Ребенок уверенно формулирует правила ТБ при работе с компьютерной техникой, но не всегда знает, как их применять | Ребенок уверенно формулирует правила ТБ при работе с компьютерной техникой, и самостоятельно применяет их |
2. Теоретические знания в области компьютерной графики | ||||
2.1. Знания инструментов графического редактора | Ребенок имеет недостаточное общее представление об основных инструментах графического редактора | Ребенок недостаточно уверенно разбирается в основных инструментах графического редактора с помощью педагога | Ребенок разбирается в основных инструментах графического редактора с помощью педагога | Ребенок самостоятельно разбирается в основных инструментах графического редактора |
2.2. Знание основных правил создания коллажа в графическом редакторе | Ребенок слабо ориентируется в основных правилах создания коллажа в графическом редакторе | Ребенок недостаточно уверенно ориентируется в основных правилах создания коллажа в графическом редакторе | Ребенок ориентируется в основных в основных правилах создания коллажа в графическом редакторе с помощью педагога | Ребенок самостоятельно ориентируется в основных правилах создания коллажа в графическом редакторе с помощью педагога |
2.3. Знание основных приемов ретуширования в графическом редакторе | Ребенок слабо ориентируется в основных приемах ретуширования в графическом редакторе | Ребенок недостаточно уверенно ориентируется в основных приемах ретуширования в графическом редакторе | Ребенок ориентируется в основных приемах ретуширования в графическом редакторе с помощью педагога | Ребенок самостоятельно ориентируется приемах ретуширования в графическом редакторе |
3. Практические навыки в области компьютерной техники | ||||
3.1 Практические навыки работы в графическом редакторе | Ребенок с трудом выполняет задания в графическом редакторе | Ребенок неуверенно выполняет задания по работе в графическом редакторе с помощью педагога | Ребенок неуверенно самостоятельно выполняет задания в графическом редакторе | Ребенок уверенно самостоятельно выполняет задания в графическом редакторе |
3.2 Формирование и сопровождение проектов, творческих заданий | Ребенок с трудом и неуверенно создает проект, либо не создает его совсем | Ребенок неуверенно, с помощью педагога создает проект | Ребенок достаточно самостоятельно, но с помощью педагога создает проект | Ребенок уверенно и самостоятельно создает проект |
4. Личностные качества ребенка | ||||
4.1 Коммуникабельность | Ребенок замкнут, плохо идет на контакт с товарищами и педагогом, боится обратиться за помощью | Ребенок обращается за помощью только в том случае, если совсем заходит в тупик | Ребенок легко общается с людьми, но не всегда обращается за помощью при затруднениях в работе | Ребенок всегда обращается за помощью при затруднениях и сам готов помочь товарищам, легко общается с людьми |
4.2 Трудолюбие | Работу выполняет небрежно, не хочет исправлять ошибки | Работу выполняет не всегда аккуратно, неохотно исправляет ошибки | Работу выполняет охотно, но ошибки исправляет после вмешательства педагога | Работу выполняет охотно и тщательно, стремится самостоятельно исправлять ошибки |
4.3 Творческие способности | Не склонен проявлять фантазию и творческий подход при работе | Неохотно проявляет фантазию и творческий подход при работе | Неохотно проявляет фантазию, но использует творческий подход при работе | Всегда проявляет фантазию, и творческий подход при работе |
Промежуточный контроль и итоговый контроль
С помощью листа достижений осуществляется промежуточный и итоговой контроль по сформированности личностных и предметных компетенций учащихся по полугодиям, который заполняет педагог. В результате проведенных компьютерных практикумов в первом и втором полугодии, учащийся оформляет альбомы творчески работ, одну из которых он защищает на итоговом занятии. Работы проходят защиту, а также представляются на конкурсы, где оценивается степень овладения материалом или могут быть представлены публично.
Итоговый контроль
Функция итогового контроля заключается в определении полноты освоения содержания программы.
Итоговый контроль включает:
Основное требование к указанным выше работам – комплексный характер. При их выполнении учащийся должен проявить все знания и умения, приобретенные при освоении программы.
2.3 Методическое обеспечение программы.
Методы обучения и воспитания. В процессе реализации программы во время проведения занятий используется словесный (беседы, описания, объяснения, указания, убеждение, инструктаж, оценка) и практический (выполнение упражнений, разработка проекта) методы обучения.
Формы организации учебной деятельности определяются видами учебной работы, спецификой учебной группы, изучаемым материалом, учебными целями
- классно-урочная (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, уроки-зачеты, уроки — защиты творческих заданий). В данном случае используются все типы объектов. При выполнении проектных заданий исследование, осуществление межпредметных связей, поиск информации осуществляются учащимися под руководством педагога;
- индивидуальная и индивидуализированная. Позволяют регулировать темп продвижения в обучении каждого обучающегося сообразно его способностям. При работе в компьютерном классе по заранее подобранным информационным, практическим и контрольным заданиям, собранным из соответствующих объектов, формируется индивидуальная траектория обучающихся;
- групповая работа. Возможна работа групп обучающихся по индивидуальным заданиям. Предварительно педагог формирует блоки объектов или общий блок, на основании демонстрации которого происходит обсуждение в группах общей проблемы либо, при наличии компьютерного класса, обсуждение мини-задач, которые являются составной частью общей учебной задачи;
- самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.
Педагогические технологии.
В процессе реализации программы применяются следующие педагогические технологии:
Технология индивидуализации обучения.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого обучающегося, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.
Групповые технологии
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. По мнению создателей технологии, основные принципы предложенной системы – самостоятельность и коллективизм (все учат каждого и каждый учит всех). Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
Технология проектного обучения
Технология проектного обучения — технология, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.
Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
— происходит развитие творческого мышления;
— качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность;
— вводятся элементы исследовательской деятельности;
— формируются личностные качества обучающихся, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально;
— происходит включение обучающихся в «добывание знаний» и их логическое применение.
Педагог превращается в куратора или консультанта.
Информационно-коммуникационные технологии.
информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Компьютер используется на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
Дидактические средства, инструкции, задания:
Растровый графический редактор [https://qps.ru/S6q81];
Сравнение растровых графических редакторов [https://qps.ru/IARiH];
GNU Image Manipulation Program или GIMP («Гимп») — свободно распространяемый растровый графический редактор [https://qps.ru/uKfvs];
Adobe Photoshop (интернет-сленг Адо́б Фотошо́п) — многофункциональный графический редактор, разрабатываемый и распространяемый компанией Adobe Systems [https://qps.ru/qbv9Q]
Папка с методическими указаниями по выполнению практических работ в графических редакторах [https://qps.ru/QkZUc]
Этапы учебного процесса | 1 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 36 | |
Количество учебных дней | 108 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 13.09.2021 – 31.12.2021 |
2 полугодие | 10.01.2022 – 31.05.2022 | |
Возраст детей, лет | 10 -18 | |
Продолжительность занятия, час | 2 | |
Режим занятий | 3 раза / нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 216 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зайцева, Е.А., Компьютерная графика: Учебно-методическое пособие. / Е. А. Зайцева, Т. Г. Пунина. – Тамбов: Пролетарский светоч, 2016 – 116 с.
2. Кэлби, С. Хитрости и секреты работы в Photoshop 14 / С. Кэлби; Пер с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2017 – 167 с.
3. Кэплин, С. Секреты создания спецэффектов в Photoshop. Руководство дизайнера, 3-е издание/ Стив Кэплин. – М.: Эксмо, 2017 – 236 с.
4. Мосина, В.Р. Художественное оформление в школе и компьютерная графика: Учебное пособие. / Вал.Р. Мосина, Вер.Р. Мосина. — М.: Академия, 2012 – 342 с.
5. Технология работы с графической информацией: Лекция. [https://qps.ru/DWVST]