РАЗДЕЛ №1. «ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ»

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Стартап» имеет социально-гуманитарную направленность, ориентирована на учащихся, проявляющих активность в социально значимых видах деятельности, носит краткосрочный и ознакомительный характер, реализуется на стартовом уровне, рассчитана на учащихся подросткового возраста. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями к организации и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Приказ Министерства просвещения РФ № 196 от 09.11.2018г.).

Актуальность программы.  Актуальность разработки и реализации дополнительной общеобразовательной программы связана с государственным запросом на развитие предпринимательских компетенций у подрастающего поколения, социальным запросом на формирование социально активной личности, способной конструктивно реализовывать свою жизнедеятельность в обществе.

Актуальность программы также подчеркивается ее направленностью на поддержку одаренных в экономической сфере учащихся, формирование компетенций, определяющих успешность жизнедеятельности, решение задач подросткового возраста: удовлетворение потребности в социально значимой деятельности, признании, развитие личностной и гражданской идентичности, самосознания и позитивной Я-концепции.

В содержательном плане программа обеспечивает расширение социально-экономической осведомленности, актуализацию интеллектуального (целеполагание, качества мышления) и личностного потенциалов (мотивация достижений, дифференцированная самооценка своих способностей, социально значимые личностные качества) учащихся, в поведенческом плане актуальность реализации программы заключается в продуктивном освоении социальных ролей через командные формы работы.

Направленность программы – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Стартап» направлена на развитие активной гражданской позиции личности, формирование основ предпринимательского мышления, ценностных установок и ориентаций, реализующихся в предпринимательской деятельности и первичных профессиональных намерений.

Уровни освоения – ознакомительный разноуровневая, включает в себя базовый и углубленный уровни обучения. Наличие в практической части занятий разноуровневых заданий (базового и углубленного уровней), позволяющих в наибольшей степени учесть интересы, возможности и способности учащихся, выстроить для них индивидуальные образовательные маршруты и, как результат, каждому ребенку достичь максимального для себя уровня развития на определенном этапе.

Отличительные особенности программы в содержательном плане является ее ориентация с учетом краткосрочности реализации на моделирование профессиональной деятельности (разработка и реализация бизнес-проекта), развитие гибких навыков у учащихся. В технологическом плане отличительной особенностью является обучение методом погружения в бизнес-ситуацию, использование электронного обучения и дистанционных технологий (применение цифровых платформ Moodle, Zoom и т.п.). Кроме того, данная программа может быть реализована в сетевой форме с привлечением специалистов из сферы реального бизнеса (в очном или дистанционном формате).

Адресатом программы выступают учащиеся 12–18 лет. В данный возрастной период происходят качественные изменения во всех сферах жизнедеятельности подростков. Наиболее значимыми, с точки зрения освоения данной программы, являются изменения в личностной сфере: развитие коммуникативной рефлексии, расширение самосознания, представлений о себе, дифференциация самооценки (рост адекватности оценки собственных способностей), в мотивационной сфере начинает устанавливаться иерархия потребностей, стремление самоутвердиться в значимой деятельности закрепляет мотивацию достижений, являющуюся необходимым качеством для развития предпринимательских компетенций.

Активное развитие социального интеллекта способствует освоению новых социальных ролей и коммуникативных компетенций. В личностном плане социально значимые качества приобретают устойчивый характер, на основе Я-концепции формируются первичные профессиональные намерения. Характер ведущей деятельности (общение и социально-значимая деятельность) в этот период позволяет активно использовать групповые формы работы, имеющие соревновательный характер, формировать командные качества, умение управлять собой. В интеллектуальном плане переход от формально-логического мышления к теоретическому, вариативному мышлению дает возможность развивать целеполагание, гибкость, беглость мыслительных операций, критичность мышления.

Формы обучения по программе Обучение по программе в соответствии с частью 2. ст. 14 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» ведется на русском языке. Форма организации учебной деятельности – очная с использованием дистанционных образовательных технологий. Ведущей формой обучения по программе является групповая. Формы организации образовательного процесса и виды занятий по программе определяются ее содержанием и предусматривают:

— по содержанию: занятия теоретического и практического назначения (комплексные занятия, изучение нового материала, обобщение, практикум);

— по форме: деловая или ролевая игра, решение кейсовых ситуаций, разработка и реализация проекта, занятие с использованием тренинговых упражнений.

Объем и срок реализации программы.  Общий объем аудиторной нагрузки составляет 18 академических часов. Срок освоения программы варьируется с учетом длительности лагерной смены: 1,5–2–3 недели. Программа реализуется в период летних, осенних и весенних каникул.

Режим занятий. Режим занятий определяется длительностью лагерной смены отдыха детей: 9 раз в неделю по 2 часа в течение 1,5 недели (18 ч.), 4 раза в неделю по 2 часа (8 ч. в неделю) при двухнедельной смене, 3 раза в неделю по 2 часа (6 ч. в неделю) при трехнедельной смене. Продолжительность академического часа: 40 мин. Продолжительность занятия: 2 академических часа с обязательным перерывом 10 мин. Особенности организации образовательного процесса: разновозрастные группы, состав группы постоянный 15–25  человек с делением для практических занятий на малые группы по 4-5 человек.

1.2 Цель и задачи программы.

Цель программы – формирование основ предпринимательской культуры у учащихся подросткового возраста посредством внедрения элементов бизнес-образования.

Задачи:

Воспитательные:

1. Развивать позитивные ценностные, мотивационные и профориентационные установки к предпринимательской деятельности;

2. Развивать социально значимые качества личности (ответственность, мотивация достижений, инициативность, стремление к сотрудничеству).

3. Развивать позитивную Я-концепцию, активную гражданскую и личностную позиции.

Развивающие:

1. Развивать аналитические способности, целеполагание, умение формулировать гипотезы, критичность мышления.

2. Развивать качества творческого мышления (беглость, продуктивность, креативность).

3. Формировать и развивать навыки самоорганизации, саморегуляции, лидерские качества, умение взаимодействовать в командной работе, перцептивные способности как основу эмоционального интеллекта.

Обучающие:

1. Расширить представления о предпринимательстве как социально-экономическом явлении, истории его развития в России и за рубежом.

2. Сформировать элементарные знания и умения в области разработки и реализации стартапов/бизнес-проектов.

3. Формировать бизнес-компетенции, навыки публичных выступлений и презентаций.

1.3 Содержание программы

Учебный план программы

 Наименование разделов, тем  Количество часовФорма контроля
всеготеоретич.практич.
1Введение в программу. Инструктаж по безопасности.10,50,5Беседа
2Профессия – предприниматель10,50,5Опрос, беседа
3Портрет предпринимателя (Я-предприниматель)    10,50,5Наблюдение педагога Публичная защита эталонной модели предпринимателя
4Креативное мышление предпринимателя. Основы дизайн -мышления  10,50,5Наблюдение педагога Публичная защита проекта
5Большая идея. Как ее найти?  211Наблюдение педагога Публичная защита
6Организационный план стартап-проекта. Расходы и финансовый план. Источники финансирования стартапов211Наблюдение педагога Публичная защита проекта
7Целевая аудитория, конкуренты и рынок. Маркетинговые коммуникации211Наблюдение Педагога Публичная защита проекта
8Прототипирование. Минимальный жизнеспособный продукт211Наблюдение педагога Публичная защита
9Тестирование прототипа продукта  211Наблюдение педагога Публичная защита
10Создание презентации проекта  211Экспертная оценка
11Презентация проекта наставникам22Публичная защита
Итого18810 

Содержание учебного плана программы

Примечание: Организация онлайн конференции с представителем бизнеса, предпринимателем, социальным партнером и т. д.) возможна на любом этапе. Особенно рекомендуется на 1–2 занятии для мотивации обучающихся.

1. Тема: Введение в программу

Теория. Цель и задачи программы. Правила работы в группах, определение «Что такое кейс?», зачем нужны кейсы и какие навыки они развивают, проектная деятельность, технология проектной деятельности, этапы проектной деятельности, рынок труда (работа по найму, работа на госслужбе, предпринимательская деятельность). Плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности.

Практика. Проведение вводного инструктажа по ТБ. Упражнение «Знакомство». Игра-опрос «Кем ты хочешь стать через 5–7 лет?» (используется как входное тестирование). Участники по очереди представляют себя, озвучивают свои положительные характеристики и описывают, кем они видят себя через 5–7 лет. Работа в мини-группах по 4–5 человек (распределение по группам по любой методике).

2. Тема: Профессия – предприниматель

Теория. История предпринимательства в России и за рубежом. Этимология слова «предприниматель — от слова «предпринимать».

Практика. Разработка группового коллажа «Профессия – предприниматель «вчера – сегодня – завтра» на основе кейса (возможна разработка электронного коллажа с использованием электронных ресурсов). Анализ полученных результатов и защита кейса. Презентация групповых творческих коллажей.

3. Тема: Портрет предпринимателя (Я-предприниматель)

Теория. Компетентностная модель современного предпринимателя, знания и навыки предпринимателя, формула «Хочу-могу-надо».

Практика. По результатам игры-упражнения «Хочу-Могу-Надо» определить свои сильные стороны. Разработка группового коллажа «Я — предприниматель». Анализ полученных результатов и защита кейса.

4. Тема:Креативное мышление предпринимателя. Основы дизайн-мышления

Теория. Сущность проблемы, как найти проблему, решение проблемы как начало бизнеса, проблемный анализ, сущность креативного мышления, основы дизайн- мышления, креативность и инновации.

Практика. Работа в группах. Упражнения на поиск проблем. Решение проблемных ситуаций. Групповое ранжирование проблем по степени важности, критичности. Творческий коллаж «Проблема – путь к успеху!». Анализ полученных результатов и защита кейса.

5. Тема: Большая идея. Как ее найти?

Теория. Что такое «большая идея», основы предпринимательского мышления (клиент, рынок, польза), стартап-проекта.

Практика. Придумать идею для бизнеса, сформулировать ее по имеющемуся шаблону и соотнести со своими сильными сторонами. Задание выполняется индивидуально. Выбрать в группе одну идею для дальнейшей реализации в качестве стартап-проекта. Анализ полученных результатов и защита кейса.

6. Тема: Организационный план стартап-проекта

Теория. Сущность планирования, методы планирования, стратегическое планирование, оперативное планирование, целеполагание по SMART, расходы и финансовый план, источники финансирования стартап- проектов.

Практика. Планирование деятельности. Выбор формы организации предприятия, источников финансирования, модели монетизации, стартового капитала. Анализ полученных результатов и защита кейса.

7. Тема: Целевая аудитория, конкуренты и рынок. Маркетинговые коммуникации

Теория. Анализ целевой аудитории и портрет потребителя, эмпатия, определение, девелопмент, конкуренты и рынок, цели и планы действий, маркетинговые коммуникации.

Практика.

Задание 1. Подготовка списка вопросов для интервью, проверка гипотезы о целевой аудитории. Проведение интервью с одним или двумя представителями аудитории. Подготовка выводов на основе полученных результатов.

Задание 2. По итогам интервью написать «задачи, боли и выгоды» вашего потребителя, и то, как ваш продукт (товар или услуга) решает эти задачи и предоставляет выгоды вашему потребителю. На основе полученного результата составить ценностное предложение. Оно должно быть кратким и емким, не больше одной фразы.

Задание 3. Поговорите с 3–5  представителями ЦА и определите, верно ли вами поставлены их «задачи, боли и выгоды» и привлекательно ли ваше ценностное предложение. На основе ответов улучшите и доработайте ваше ценностное предложение.

Задание 4. Напишите список прямых и косвенных конкурентов, их сильные и слабые стороны и на основе этого сформулируйте ваше конкурентное преимущество. Сформулируйте цель ваших маркетинговых коммуникаций и продумайте ваше ключевое сообщение. Выберите каналы, где вы будете коммуницировать с потребителем, составьте на основе этого план действий. Все ответы необходимо фиксировать в шаблонах. Анализ полученных результатов и защита кейса.

8. Тема: Прототипирование. Минимальный жизнеспособный продукт

Теория. Прототипирование, Минимально Жизнеспособный Продукт.

Практика. Групповое проектирование (создание моделей, образцов) из канцелярских наборов (цветная бумага, стикеры, трубочки для коктейлей, клей, степлер, нитки и др.). Задание: сделайте MVP вашего продукта и протестируйте его на 10 представителях целевой аудитории. Доработайте MVP с учетом обратной связи от них. В качестве метода прототипирования может использоваться любой метод на усмотрение педагога (например, Метод прототипирования с пользователем, и т. д.). Анализ полученных результатов и защита кейса.

9. Тема: Тестирование прототипа продукта

Теория. Тестирование прототипа.

Практика. Тестирование прототипа. Для организации тестирования прототипа созданного продукта рекомендуется использовать любой метод методики дизайн- мышления: метод тестирования с пользователем, метод «сетка обратной связи» и на завершающем этапе — метод обратной связи в команде. Анализ полученных результатов и защита кейса.

10. Тема: Создание презентации проекта

Теория. Эффективные презентации.

Практика. Упражнения для развития вербальной и невербальной коммуникации, эффективной презентации и самопрезентации.

11. Тема: Презентация и защита групповых проектов

Теория. Критерии и показатели оценки качества проекта.

Практика. Презентация групповых проектов. Обсуждение проектов (Возможно использование методики организации игры «Запрос»)

1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты:

— позитивные установки к предпринимательской деятельности;

— познавательная мотивация к освоению основ предпринимательства;

— инициативность;

— мотивация достижений;

— сформированные представления о своих сильных и слабых сторонах как будущего предпринимателя.

Метапредметные результаты:

— умение ориентироваться в информационном пространстве и анализировать информацию;

— умение взаимодействовать в группе;

— умение оценивать результаты своей деятельности;

Предметные результаты:

— сформированные первичные представления о предпринимательстве как социально-экономическом явлении, модели предпринимателя, истории отечественного предпринимательства;

— сформированные представления о процессе бизнес-творчества;

— знание основ проектирования стартап-проектов;

— умение разрабатывать проект и его реализовывать;

Раздел №2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы:

Для реализации программы необходим учебный кабинет, в котором возможна организация пространства для групповой работы (группировка столов и стульев в зависимости от количества учебных команд), а также компьютер, проектор для демонстрации презентаций. Для обеспечения работы видеоконференций с приглашенными в программу спикерами необходим свободный выход в интернет для организации видеосвязи онлайн.

Для обеспечения эффективной групповой работы по проектированию бизнес-моделей для каждой группы необходимы набор цветных фломастеров, стикеры разных цветов, бумага для записей, флипчарт доски по количеству команд, листы ватмана, журналы с цветными картинками для создания коллажей.

1. Руководство по дизайн-мышлению: [http://caramboli.ru/?page_id=61]

2. Методическое руководство по реализации Программы «Ты – предприниматель» в субъектах Российской Федерации. Проект 2017 [https://molod.rgub.ru/files/rm_06-1120-2.pdf]

3. Онлайн-курс «Предпринимательство» для школьников, учащихся СПО и студентов младших курсов кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ [http://hse.business/]

4. Онлайн-образование в НИУ ВШЭ. Курс «Решение кейсов: от задачи к презентации проекта заказчику» [https://online.hse.ru/course/view.php?id=1859]

5. Онлайн-журнал «Компас в мире профессий» [https://www.kem.by/teachers/uprajnenia-znakomstva-uchastnikov/]

6. Формула выбора профессии «Хочу-Могу-Надо». Модель профессионального выбора Е. А. Климова [https://cposo.ru/images/2018/69/hmn.pdf]

http://libertarium.ru/index.html — библиотека по экономической литературе;

http://www.finansy.ru — информация по социально-экономическому положению и развитию России;

http://www.ise.openlab.spb.ru/cgi-ise/gallery — галерея экономистов;

http://www.almaz.com/nobel/economics — лауреаты Нобелевской премии по экономике;

http://www.cbr.ru — официальный сайт Центрального банка России (аналитические материалы);

http://www.rbc.ru — Рос БизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера);

http://www.budgetrf.ru — мониторинг экономических показателей;

http://www.ereport.ru — обзорная информация по экономике;

http://www.stplan.ru — экономика и управление;

http://www.catback.ru — научные статьи и учебные материалы по экономике.

Программу реализуют педагоги, имеющие высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области экономики, предпринимательства и финансов либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Основными методами и формами отслеживания образовательных результатов являются методы психолого-педагогической диагностики: анкетирование, опрос, наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности, кейсы, зашита проекта.

Основными формами фиксации образовательных результатов выступают: аналитические материалы по результатам диагностики, портфолио учащихся.

К формам предъявления и демонстрации образовательных результатов относится защита проекта.

Текущий контроль проводится в форме наблюдения педагогом за выполнением практических работ, проектных заданий, творческих заданий на занятиях в течение освоения программы.

Промежуточная аттестация по итогу освоения программы проводится в виде презентации результатов разработанных стартап-проектов.

Оценочные средства

РезультатыПараметры оцениванияДиагностические средства
Личностные— инициативность; — умение работать в команде; — познавательная мотивация самостоятельности; — дифференцированная самооценка своих способностейнаблюдение, беседа о личностном смысле освоения программы, анализ продуктов деятельности
Предметные— знание истории отечественного предпринимательства; — понимание процесса бизнес творчества, в том числе дизайн- мышления; — знание основ проектирования стартап-проектов; — умение применять технологии целеполагания (SMART); — понимание основ создания бюджета; — умение организовать продвижение; — умение пользоваться методами дизайн-мышлениянаблюдение, анализ продуктов деятельности (защита проекта), экспертная оценка
Метапредметные— умение ориентироваться в информационном пространстве и анализировать информацию; — готовность осуществлять эффективную коммуникацию; — умение оценивать результаты своей деятельностинаблюдение, анализ продуктов деятельности (защита проекта), экспертная оценка

Критерии оценивания групповых и индивидуальных решений, решения кейсов

1. Оригинальность и качество предлагаемого группового решения – решение верное, достаточно оригинальное и его презентация продемонстрировала творческое мышление обучающихся.

2. Зрелищность – презентация решения имеет положительные отзывы, смогла заинтересовать на его дальнейшее изучение.

3. Эстетичность – групповое решение оформлено грамотно.

4. Навыки общения и аргументации – спикеры смогли подробно передать смысл принятого в группе решения, грамотно выстроили презентацию и речь.

5. Сплоченность коллектива – команда продемонстрировала, что все участники коллектива сыграли важную роль в создании решения, все члены команды проявили энтузиазм и заинтересованность в качестве решения.

Уровни оценивания: низкий уровень (1 балл), средний уровень (2–3 балла), высокий уровень (4 балла).

Измеряемые параметрыМинимальный уровень знаний и умений 1 баллДопустимый уровень знаний и умений 2 баллаОптимальный уровень знаний и умений 3 балла
Постановка цели, проблемыПроектная работа не совсем точно отражает цель проекта и его проблемные вопросыПроектная работа соответствует цели и отвечает на некоторые проблемные вопросы  Проектная работа соответствует цели и отвечает на проблемные вопросы
Формулировка задач проекта:Представленные задачи не ведут к достижению цели проектаНе все задачи ведут к достижению цели проектаПоставленные задачи ведут к достижению цели проекта
Результаты работы:Результаты работы, представленные при помощи компьютерных средств, содержат значительные ошибки в оформленииРезультаты работы, представленные при помощи компьютерных средств, содержат незначительные ошибки в оформлении Результаты работы, представленные при помощи компьютерных средств, оформлены в соответствие с правилами  
Выступление:Устное выступление участника не всегда логично, присутствуют грамматические и лексические ошибки, которые затрудняют пониманиеУстное выступление участника логично, присутствуют незначительные грамматические и лексические ошибки, не мешающие пониманию материалаУстное выступление участника логично, отсутствуют грамматические и лексические ошибки  
Соответствие выступления и презентации:Выступление полностью повторяет текст презентации или публикацииВыступление частично повторяет текст презентации или публикации  Выступление не повторяет текст презентации или публикации  
Ответы на вопросы:Обучающийся затруднялся давать правильные ответы на вопросыВ ходе устного выступления даны ответы на некоторые вопросыВ ходе устного выступления даны ответы на все вопросы

2.3 Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Стартап» содержательно и технологично учитывает возрастные особенности обучающихся. Программа реализуется в форме совместной работы, основанной на групповом проектировании. Программа адаптирована для реализации в режиме дистанционного обучения с использованием ресурсов ZOOM, Google meeting и интерактивных досок сanva Lino (для организации работы с использованием электронных стикеров и мозговых штурмов), trello – для организации работы по планированию стартап-проектов и др. В программе возможно использование других цифровых возможностей и ресурсов, в том числе возможностей социальных сетей.

В программе предусмотрена контактная работа с педагогом (в том числе в дистанционном режиме реализации), а также самостоятельная работа групп по разработке командных стартап-проектов.

Участие родителей (законных представителей) может быть предусмотрено в случае, если это согласуется с основной деятельностью организации дополнительного образования:

— участие в презентации и защите командных стартап-проектов;

— участие в организации встреч с гостями, в том числе в режиме видео-онлайн-конференций;

—  участие в реализации воспитательных мероприятий в рамках реализации программы.

По итогам освоения программы предусмотрена выдача сертификата об обучении по программе «Стартап» по образцу и в порядке, которые установлены образовательным учреждением.

Программа допускает обучение детей с ОВЗ и инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы при условии возможностей образовательного учреждения организации доступной безбарьерной образовательной среды.

Методы и технологии обучения. Ведущим методом организации обучения в программе «Стартап» является интерактивное обучение и игровое проектирование с применением основ дизайн-мышления. Цель данного метода – процесс создания или совершенствования объектов, продуктов, алгоритмов и т. д.

Проектирование — процесс создания проекта, прототипа, «прообраза» предполагаемого или возможного объекта или состояния. Проект какого-либо объекта может быть индивидуальным или групповым. Для осуществления этого метода участников занятия разбивают на группы, каждая из которых занимается разработкой своего проекта. На следующем этапе участники групп погружаются в совместную работу, выполняя задачи по разработке или совершенствованию объекта или процесса.

Метод игрового проектирования отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых, причем больший вес приобретает именно командная работа в решении поставленных задач. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, знания каждым технологии процесса проектирования, а с другой — умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов.

Учебное время, которое уделяется на групповое проектирование, обуславливается:

— сложностью поставленной задачи;

— уровнем подготовленности учебной аудитории.

Если учебная группа знакома с методом и принципами групповой работы, обучающиеся активно включаются в совместную деятельность, педагог может уделить значительное время на совместную групповую работу. Если учебная группа не обладает навыками совместной работы, то игровое проектирование может использоваться только как вкрапление в другую технологию, например, в контексте разработки решения после анализа ситуации.

На третьем этапе применения метода игрового проектирования группы осуществляют презентацию своих проектов. Презентация должна включать не только словесное описание предлагаемых объектов, процессов, моделей, но и обязательное визуальное отображение результатов проектирования. В этой связи, участники группового взаимодействия, еще на этапе подготовки проектов должны продумать презентацию и использовать флипчарты, электронные средства, бумагу.

После осуществления презентации проекта, на следующем этапе, каждая группа (включая «презентаторов») погружается в обсуждение проекта. Основной задачей дискуссии является определение сильных и слабых сторон предлагаемого проекта.

Традиционно группам дается некоторое время на внутригрупповую подготовку к обсуждению проекта, а затем, в порядке установленной очередности, участники обсуждения представляют свои позиции. Таким образом, дискуссия и обсуждение проектов обычно носит цикличный характер и может реализовываться в несколько этапов.

К организации проекта предъявляются следующие требования:

1. Проект разрабатывается по инициативе обучающихся. Возможно одновременное выполнение обучающимися разных проектов.

2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения обучающихся, педагога, бизнес-окружения образовательной программы.

3. Работа по проекту моделирует квазипрофессиональную деятельность.

4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают профессиональные компетенции, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.

5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.

7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении образовательной программы ресурсы.

8. Техническая карта проекта является документом, конкретизирующим структуру проекта, и включает в себя информацию об организации проектной группы, персонификации ролей и ответственности. На занятиях целесообразно придерживаться технологической карты проекта в разработке групповых стартапов:

1. Миссия, Видение, Цели и Задачи проекта

Формирование концепции решения начинается с выяснения у заинтересованных сторон, описания и фиксации проектной группой целей проекта. Далее каждая цель разбивается на измеримые компоненты – задачи.

2. Предположения и Ограничения

В процессе формирования концепции решения проектная группа постоянно взаимодействует с заинтересованными сторонами, собирая необходимую информацию о требованиях к функциональности будущего решения. Тем не менее неизбежная неполнота информации приводит к тому, что относительно некоторых функциональных возможностей решения могут потребоваться предположения (assumptions). Помимо функциональных требований заинтересованные стороны могут выдвигать качественные требования, задающие ограничения на создаваемое решение. Также ограничения могут порождаться средой, в которой должно будет функционировать решение после внедрения.

3. Рамки проекта

Рамки (scope) определяют пространство параметров, в котором будет создаваться решение, детализируя функциональность, определяя, что останется за рамками решения и указывая критерии, по которым заинтересованные лица будут судить о готовности решения. Рамки создаются на основе единого видения, являются результатом компромисса между сформулированными целями и условиями реальности и отражают приоритезацию заказчиком имеющихся требований к создаваемому решению. Частью процесса определения рамок проекта является вынесение менее важной функциональности из текущего проекта в планы на будущее. Рамки проекта (project scope) определяют объем работ, который должен быть выполнен проектной группой для поставки заказчику каждого из элементов, определенного рамками решения.

4. Матрица компромиссов проекта

Хорошо известна взаимозависимость между ресурсами проекта (людскими и финансовыми), его календарным графиком (временем) и реализуемыми возможностями (рамками). Эти три переменные образуют треугольник компромиссов (tradeoff triangle).

5. Вехи проекта

Вехи проекта – это существенные события в жизни проекта. На фазе выработки концепции обычно “выставляются” внешние вехи, которые показывают достижение видимых целей проекта. На самом верхнем уровне в качестве внешних вех могут рассматриваться окончания фаз выполнения проекта. В зависимости от природы проекта вехи могут быть основаны на финансовых затратах, на прогрессе в проекте, на временных интервалах и т.д.

Раннее определение вех позволяет установить точки на временном графике проекта, по которым заинтересованные стороны и проектная группа будут судить о ходе его выполнения.

6. Сметы проекта

Выполнение проекта предполагает использование ресурсов и подразумевает наличие затрат. Ресурсы включают в себя людей, оборудование, различные расходные материалы и т. д. Затраты рассчитываются на основе тарифов (расценок) на каждый вид требуемого ресурса. В данном разделе должна быть представлена информация о:

— списке видов ресурсов,

— требуемом количестве каждого ресурса,

— тарифе на каждый вид ресурса,

— общей стоимости каждого ресурса,

— общей стоимости всех ресурсов, необходимых проектной группе.

На основе информации данного раздела должен рассчитываться бюджет проекта.

Также этот этап – хорошая возможность идентифицировать специфические ресурсы, которые могут потребоваться для выполнения проекта.

7. План-график проекта

На этом этапе строится первый вариант графика выполнения проекта на основе выделенных вех и уже сформулированных задач, для каждой из которых задаются даты начала и окончания.

На фазе выработки концепции график строится на основных вехах проекта. На фазе планирования график становится более детальным в процессе выделения отдельных задач проекта.

8. Роли и ответственность

В данном разделе описывается организация проектной группы. Четкие требования к квалификации, ролям и ответственности членов проектной группы позволяют менеджеру проекта (обучающемуся, которому отведена эта роль) правильно подобрать команду и дают каждому понимание его личного вклада в общий успех проекта.

9. Знания, умения и навыки

Участники проектной группы должны удовлетворять определенным требованиям для успешного выполнения проекта. Эти требования выражаются в терминах знаний, умений и навыков и должны включать технические, управленческие и иные возможности.

10. Структура команды

Структура команды определяет организационные единицы (менеджер проекта, спонсоры, лидеры команд, и т. д.), задает отношения между ними и зоны их ответственности.

11. Протоколы проекта

Протоколы проекта – это набор описаний процессов в проекте, чтобы все участники команды действовали в одинаковом ключе. Стандартизация повышает производительность и облегчает общение как внутри проектной группы, так и с заинтересованными сторонами.

12. Управление рисками

В данном блоке необходимо отразить следующее:

— выбранные проектной группой методы и средства для управления рисками;

— расписание мероприятий по управлению рисками в ходе выполнения проекта;

— роли и ответственности членов проектной группы в процессе управления рисками.

13. Управление внедрением

В игровом проектировании работа не должна заканчиваться на этапе завершения разработки. Важным аспектом, требующим внимания, является и процесс внедрения как пилотных, так и финальных версий решения. В данном разделе должны быть описаны способы и средства по подготовке релизов и управлению их внедрением, как в тестовые, так и в производственные окружения.

14. Достижение качества проекта

Данный раздел описывает, каким образом в ходе выполнения проекта будут удовлетворяться ожидания заказчика и будущих пользователей к качеству создаваемого решения, как с точки зрения разработчиков, так и со стороны управления. Достижение требуемого качества решения должно быть описано через:

— ожидания к качеству решения;

— процесс проверки качества;

— процесс управления достижением качества;

— роли и ответственности в процессе достижения качества.

Содержание и структура деятельности над проектом в данном методе может быть следующая:

Стадия работы над проектомСодержание работы на этой стадииДеятельность обучающихся  Деятельность педагога
ПодготовкаОпределение темы и целей проекта  Обсуждают предмет с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают целиЗнакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей
Планирование  а) Определение источников информации б) Определение способов сбора и анализа информации в) Определение способа представления результатов (формы отчета) г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса д) Распределение задач (обязанностей) между членами командыВырабатывают план действий. Формулируют задачи  Предлагает идеи, высказывает предположения
Исследование  Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, интервью, опросы, наблюдения, экспериментыВыполняют исследование, решая промежуточные задачи  Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью
Результаты и/или выводыАнализ информации Формулирование выводовАнализируют информациюНаблюдает, советует
Представление или отчёт  Возможные формы представления результатов (отчёта): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчётОтчитываются, обсуждают  Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника
Оценка результатов и процесса   Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок  Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчёта

Организация экспертизы проектных групповых решений

Принцип оппозиционности игровой коммуникации заключается в постоянном поддержании на игре конкуренции, то есть ситуации «конкурсности» и соревновательности групп. Каждая группа вырабатывает вначале свой взгляд на ситуацию и проблему, далее в процессе группового обсуждения и дискуссии эта точка зрения подвергается критике со стороны других групп, которые, в свою очередь, отстаивают свое видение проблемы, источники ее возникновения.

В теории и практике игрового моделирования, в методе игрового проектирования предполагается осуществление следующего этапа — «Экспертиза проектов и выбор победителя». Данный этап стимулирует:

— конкуренцию между участниками в процессе подготовки ими своих проектов,

— активность в процессе дискуссии и обсуждении проектов.

Для экспертизы проектов рекомендуется назначать группу экспертов из числа хедлайнеров (представителей бизнеса, предпринимателей, социальных партнеров и т. д.). Важным принципом экспертизы является оценка содержания проекта по конкретизированным критериям.

2.4 Календарный учебный график

Год обученияКол-во часов в годКол-во учебных недельКол-во часов в неделюДата начала и окончания реализации программыРежим занятий  Промежуточн ая аттестация в формах, установленны х программой по периодам
Первый год обучения181,518осенние- весенние- летние каникулы9 раз по 2 часа2-я неделя
Первый год обучения1829осенние- весенние- летние каникулы4–5 раз по 2 часа2-я неделя
Первый год обучения1836осенние- весенние- летние каникулы3 раза по 2 часа3-я неделя

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы

Федеральные законы РФ

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020).

2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. 08.06.2020 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/08b3ecbcdc9a360ad1dc314150a6328886703356/

Указы Президента

3. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

4. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: утв. Президентом РФ от 30.04.2012г. // Вестник образования России. – 2012. – №10. – С. 29-34.

5. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 . – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2017/05/29/prezident-ukaz240-site-dok.html

6. Паспорт национального проекта «Образование». Утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minobr.orb.ru/upload/medialibrary/929/2019-passport.pdf

7. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержден Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года № 9. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/projects/selection/643/

8. Проект по профориентации школьников «Билет в будущее». Программа ранней профориентации учащихся 6–11 классов. Поручение Президента Российской Федерации Правительству РФ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.oprf.ru/files/1_2018dok/2_prezent15052018.pdf

9. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).

Нормативные акты Правительства РФ

10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kdm44.ru/pages/patriotpr-2016-2020.html // Вестник образования России. – 2016. – №3. – С. 10-26.

11. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы». Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012г. №2148-р // Вестник образования России. – 2012. – №24. – С. 16-17.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 1288 (ред. от 10.07.2020) «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».

13. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. 1726-р от 4 сентября //Дополнительное образование и воспитание. – 2014. – №6. – С. 3-10 // Библиотечка для УДОд. – 2014. – №5. –119с.

14. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г. №996-р. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://programs.gov.ru/Portal//Нормативные документы ОУ. – 2015. – №8. – С. 7-20.

Нормативные акты Министерства образования и науки РФ (до 2018 г.), Министерства культуры РФ, Министерства просвещения РФ

15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Бюллетень. Региональный опыт развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи. – 2009. – №6. – С. 26-32

16. Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&bas=EXP&n=646984.

17. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196. Зарегистрирован _____29.11.2018 г. № 52831.Вступает в силу 11 декабря 2018 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cdnimg.rg.ru/pril/162/44/79/52831.pdf

18. Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816. Зарегистрирован 18.09.2017 г. № 48226. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=300600

19. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций». Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

20. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий”

21. Письмо Министерства просвещения РФ от 26.06.2019 г. №03-1235 о «Методических рекомендациях». Методические рекомендации для субъектов РФ по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Минпросвещением России от 28.06.2019 г. № МР-81/02 вн)

22. Целевая модель развития дополнительного образования в регионах. Утв. Минпросвещением РФ от 26.08.2019г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/6801673

23. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи: утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 СП 2.4.3648-20  (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2020. №61573). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644

Список литературы для педагогов

1. Агапова Е.Н., Анисимов Т.Ю., Бавина П.А., Долматов А.В., Долматова Л.А., Егорова Е.В., Панфилова А.П., Пашоликов М.С., Сычева С.М., Чурилина И.Н. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. Учебник для бакалавриата / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Институт экономики и управления. Москва, 2018.

2. Бавина П.А., Панфилова А.П., Кондрашин А.В., Громова Л.А., Егорова Е.В., Титова Д.Ю., Рубашов А.В. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЕНЕДЖМЕНТУ. Учебно-практическое пособие для магистратуры / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт экономики и управления, кафедра социального управления. Санкт-Петербург, 2015

3. Грасс, Т. П., Петрищев, В.И., Формирование компетенции «Предприимчивость» у старшеклассников как структурный элемент экономической культуры (на материале России и зарубежных стран)//Сибирский педагогический журнал, 2019 г.

4. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. — 2012. — № 4. — С. 11-17.

5. Ермолаева Е.П. Предпринимательство: самодиагностика и преодоление психологических барьеров. — М.: Академия, 1996.

6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2003. — 336 с.

7. Корнейчук, Б.В. Микроэкономика: Деловые игры. / Б.В. Корнейчук. — СПб.: Питер, 2003. — 157 с. — (Серия «Учебное пособие»).

8. Липсиц, И.В. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. / И.В. Липсиц. – М. : Вита-Пресс, 2009. – 224 с.

9. Логинова Н.А., Семенихин А.Л., Панфилова А.П., Бавина П.А., Егорова Е.В., Сычева С.М., Черненок М.А. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЕНЕДЖМЕНТУ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ. Учебно-методическое пособие / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт экономики и управления, кафедра социального управления. Санкт-Петербург, 2019.

10. Мухина, B.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. / В.С. Мухина – М.: Академия, 2006. – 689 с.

11. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/…/na…

12. Навыки XXI века, или что такое гибкие навыки, сквозные компетенции и глубокое мышление? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cont.ws/@ashacontws/1046114

13. ПРИДУМАЙ. СДЕЛАЙ СЛОМАЙ. ПОВТОРИ. Настольная книга приёмов и инструментов дизайн-мышления / Томич Мартин, Ригли Кара, Издательство Манн, Иванов,, Фербер, 2019

14. Прутченков, А.С. Схема подготовки социального проекта / А.С. Прутченкова.– М., 2001. – 120 с.

15. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 400 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»). ISBN 5-89502-459-9 (МПСИ) ISBN 5-89395-505-6 (НПО «МОДЭК»).» [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/PMa-2003/PMa-393.htm#$p1]

16. Реан, А.А. Психология личности / А.А.Реан. – Питер. – 2013. – 288с.

17. Рожнева, В.И. К проблеме формирования социально-предпринимательской компетенции //Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки, 2018 г

18.Савицкая, Е.В. Уроки экономики в школе: Методическое пособие для учителей. /Е.В. Савицкая. — М. : Вита-Пресс, 2006. – 448 с.

19. Шипилов, В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml

Электронные ресурсы:

1. https://www.e-xecutive.ru/

2. https://cyberleninka.ru/

3. https://cont.ws/@ashacontws/1046114

4. https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml

5. https://pedsovet.org/beta/article/razvitie-gibkih-navykov-v-skole

Список литературы для учащихся:

1. Астахов, П.А. Я и государство: для среднего школьного возраста / П.А. Астахов. – М. : Эксмо, 2010. – 96 с. – (Детям о праве).

2. Липсиц, И. Удивительные приключения в стране Экономика М.: Вита-Пресс, 2011

3. Маркуша, А. Мозаика для делового человека / А. Маркуша. – М., 2007. – 362 с.

4. Моя профессиональная карьера. Пособие для учащихся (под ред. С.Н. Чистяковой и А.Я. Журкиной).М., 1993

5. Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений /М. Колосова, Р. Кокорев, И. Виноградова. — М. : Вита-Пресс, 2005. – 272 с.

6. Прошитская, М.П. Правильно выбери профессию / М.П. Прошитская. – М., 2008. – 325 с.

7. Петровский, А.В. Быть личностью / А.В. Петровский. – М., 2009. – 320 с.

8. Тончу, Е. А. Большой бизнес для маленьких детей/Е.А. Тончу. Энциклопедия для детей. М.: Аванта+, 2007 г. -264 с.

9. Чумаченко, В., Горяев, А. Основы финансовой грамотности. 8-9 классы. Учебник. ФГОС, Издательство «Просвещение», 2019

10. Чуб, Н. Азбука бизнеса./ Н.Чуб, Харьков: Фактор, 2011 — 96 с.