Раздел № I.   ОСНОВНЫЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Актуальность программы  обусловлена тем, что  новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  — быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, ориентированными на лучшие конечные результаты, вырабатывать свои  новые оригинальные решения.

    Направленность программы – художественная.

    Уровень освоения программы

— базовый— личностное самоопределение и самореализация по выбранному направлению деятельности; развитие творческих способностей.

     Отличительной особенностью данной программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать себя в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление для себя и максимально реализовать себя в нём, овладевая приемами работы с различными материалами в разных техниках.

    Возраст учащихся, которым адресована программа — 7 – 15 лет.

     В первый год обучения  принимаются все желающие, без каких-либо испытаний.  Обучающиеся распределяются по группам только в зависимости от смены обучения в школе. 

     В течение учебного года в группы могут быть зачислены дети, не занимающиеся в группе ранее, но успешно прошедшие собеседование, по результатам которого педагог определяет наличие специальных знаний и компетенций в образовательной области программы.

     Учебные группы создаются численностью — от 10 до 12 человек одного возраста или разных возрастных категорий.  Данный норматив связан с высокой степенью индивидуализации учебного процесса. Занятия проводятся всем составом в соответствии с календарным учебным графиком.

     В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок, п.16).

    Сроки реализации программы —  2 года обучения. 

    Объём программы   –  360 часов: 1-й год  обучения – 144 часа,  2-й  год обучения  — 216 часов. 

     Занятия в учебных группах проводятся:

 —  в первый год обучения — два раза в неделю по 2 академических часа (45 минут) с 10 — минутным перерывом;

 —  во второй  год обучения —  два раза в неделю по 3 академических часа (45 минут) с 10 — минутным перерывом.

       При определении режима занятий учтены требования СанПиН 21.4.4.3172-14  «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных  организаций дополнительного образования».

1.2  Цель и задачи программы

         Цель программы:

        — развитие  художественно  — творческих и коммуникативных способностей ребёнка посредством самовыражения через изготовление изделий из различных материалов в разных техниках.

         Задачи программы:

                Воспитательные:   

  1. Воспитать трудолюбие, бережливость, усидчивость, аккуратность, самостоятельность при работе с материалами и инструментами, желание доводить начатое дело до конца.

  2. Приобщать  детей к коллективному творческому труду.

  3. Прививать коммуникативную культуру, внимание и уважение к труду и людям труда, терпимость к чужому мнению.

  4. Формировать творческое мышление, терпение и упорство необходимые при работе с различными материалами.

               Развивающие:

  1. Формировать техническое мышление и конструкторские способности.

  2. Развить фантазию, ассоциативное, образное и логическое мышление, эстетический вкус,

интерес к творчеству художника, дизайнера.

  3. Развивать индивидуальное творческое воображение, творческие способности и художественный вкус.

  4. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.   

  5. Содействовать развитию воли, целеустремленности, аккуратности, ответственности, собранности, настойчивости.

  6. Развивать навыки  сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  7. Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.

  8. Формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа.

  9. Развивать у обучающихся аналитическое мышление и самоанализ.

              Образовательные:
  1. Дать начальные сведения о видах декоративно-прикладного творчества.

  2. Обучить законам и принципам создания композиции и применению их на практике при разработке и выполнении изделий различных видов декоративно-прикладного творчества.

  3. Обучить основам мастерства декоративно-прикладного искусства.

  4. Создать условия для овладения знаниями и умениями в различной технике декоративно-прикладного искусства.

  5. Изучить технологические процессы изготовления изделий и декорирования их различными способами и приспособлениями.

   6. Совершенствовать умения и формировать навыки работы инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.

   7. Закрепить навыки организации и планирования работы.          

1.3  Содержание программы

Учебный план первого года  обучения

№ п/пНазвание раздела, темыКоличество часовФормы аттестации / контроля
Все-гоТео-рияПрак- тика
1Введение в программу 20.51.5игра-викторина «Затейники»
1.1Вводное занятие20.51.5
2Бумажное творчество40931 
2.1Бумага  и ее характеристика211 
2.2Букет цветов413Мини- выставка работ
2.3Открытка «Тебе, мама»20,51,5Мини- выставка работ
2.4Подарочная коробка413Мини- выставка работ
2.5Волшебный шар413Мини- выставка работ
2.6Кленовый лист40,53,5Мини- выставка работ
2.7Ежик40,53,5Мини- выставка работ
2.8Рыбка40,53,5Мини- выставка работ
2.9Бабочки413Мини- выставка работ
2.10Декорирование баночки (пейп арт)413Мини- выставка работ
2.11Ваза413Мини- выставка работ
3Новогодний дизайн184,513,5 
3.1Снеговик211 
3.2 Новогодние украшения615 
3.3Ёлочный шар413 
3.4Открытка «Колокольчики»20,51,5 
3.5Дед Мороз и Снегурочка413 
4Моделирование20416 
4.1Основы моделирования211Мини- выставка работ
4.2 Беседка615Мини- выставка работ
4.3Сказочная избушка615Мини- выставка работ
4.4Игрушка-дергунчик615Мини- выставка работ
5Джутовая филигрань345.528.5 
5.1Джутовая филигрань: основные принципы и схемы211 
5.2 Подставка под горячее413Мини- выставка работ
5.3Салфетка413Мини- выставка работ
5.4 Панно «Рыбка»60,55.5Мини- выставка работ
5.5Картина «Лисичка»60,55.5Мини- выставка работ
5.6Декор баночки «Народные напевы»60,55.5Мини- выставка работ
5.7Пиала615Мини- выставка работ
6Работа с различными материалами28721 
6.1Подсвечник «Цветок»413Мини- выставка работ
6.2Картина «Мухомор»413Мини- выставка работ
6.3Панно «Ромашки»413Мини- выставка работ
6.4Аппликации  «Одуванчики»413Мини- выставка работ
6.5Букет из конфет413Мини- выставка работ
6.6Медвежонок413Мини- выставка работ
6.7Сердце413Мини- выставка работ
8Итоговое занятие20,51,5Выставка работ, игры
 Итого14429115 

Учебный план второго года  обучения

№ п/пНазвание разделаКоличество часовФормы аттестации/ контроля
Все- гоТео-рияПрак- тика
1Введение312 
1.1Водное занятие312Викторина «Наше хобби – рукоделье».
2Выпиливание лобзиком367.528.5 
2.1Основы материаловедения312 
2.2Инструменты и приспособления при пилении ручным лобзиком30.52.5 
2.3Технология выпиливания лобзиком312 
2.4Сборочные и отделочные работы.312 
2.5Лопатка315Мини- выставка работ
2.6Рамка для фото615Мини- выставка работ
2.7Ключница   615Мини- выставка работ
2.8Вешалка «Птички»615Мини- выставка работ
3Бумажное творчество45531 
3.1Виды бумаги и её применение312Мини- выставка работ
3.2Аппликация «Лодки на воде»615Мини- выставка работ
3.3Карандашница30.52.5Мини- выставка работ
3.4Сова615Мини- выставка работ
3.5Панно «Красные маки».615Мини- выставка работ
3.6Аппликация «Пасхальное яйцо»315Мини- выставка работ
3.7Натюрморт615Мини- выставка работ
3.8Любимый питомец615Мини- выставка работ
3.9Панно «Цветы»615Мини- выставка работ
4Моделирование39633 
4.1Инструменты, материалы, принадлежности312Мини- выставка работ
4.2Дачный домик615Мини- выставка работ
4.3Планер615Мини- выставка работ
4.4Парусник615Мини- выставка работ
4.5Автомобиль615Мини- выставка работ
4.6Храм12111Мини- выставка работ
5Джутовая филигрань30525 
5.1Принципы и схемы джутовой филиграни312 
5.2Салфетница615Мини- выставка работ
5.3Шкатулка615Мини- выставка работ
5.4Рама для  фотографии615Мини- выставка работ
5.5Карзина с цветами918Мини- выставка работ
6Работа с различными  материалами30525 
6.1Паучок312Мини- выставка работ
6.2Картина «Маки»918Мини- выставка работ
6.3Аппликация «Грациозные кошечки»615Мини- выставка работ
6.4Волшебная пуговка615Мини- выставка работ
6.5Кактус615Мини- выставка работ
7Работа с тканью12210 
7.1Кукла — пеленашка615Мини- выставка работ
7.2Берегиня — мотанка615Мини- выставка работ
8Пластилинография182.515.5 
8.1Чебурашка615Мини- выставка работ
8.2Аппликация  «Цветение лотоса»918Мини- выставка работ
8.3Собачка30,52,5 
9Итоговое занятие30,52,5Выставка работ, игры
 Итого:21633183 

Содержание учебного плана первого года обучения

                  1. Раздел: Введение в программу 

 1.1 Тема: Вводное  занятие

         Теория. Знакомство  с детьми, учебным планом первого года обучения. Инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности, по правилам дорожного движения. Правила поведения учащихся в кабинете, учреждении.

        Практика. Формирование групп, введение в программу. Игра – викторина «Затейники».

                  2. Раздел: Бумажное творчество

 2.1 Тема:  Бумага  и ее характеристика

        Теория. Классификация бумаги, ее свойства, виды и назначение, подготовка и подбор бумаги.  Техника работы с бумагой.

        Практика. Исследования видов и свойств бумаги.

2.2 Тема: Букет цветов

       Теория. Открытка. История возникновения, виды, формы поздравительных открыток. Поздравительная открытка как знак внимания, уважения, любви. Различные виды и техники выполнения открыток.  Материалы и инструменты для выполнения открытки.

       Практика. Мастер-класс «Открытка – сюрприз «Букет цветов».

Экскурсия в музей А.А. Фадеева на выставку декоративно-прикладного творчества «День Тигра».

2.3 Тема: Открытка «Тебе, мама»

       Теория. Последовательность выполнения открытки.  Правила техники безопасности при работе клеем, ножницами, бумагой.

        Практика. Изготовление праздничной открытки «Тебе, мама».

 2.4  Тема: Подарочная коробка

        Теория.   Презентация «Что такое подарок». Пословицы про подарки. Виды подарочных коробочек. Оформление изделия  аппликацией, декоративными элементами. Последовательность выполнения коробочки. Правила техники безопасности при работе ножницами, канцелярским ножом, клеем.

        Практика. Изготовление подарочной коробочки по технологической карте.

 2.5  Тема: Волшебный шар

       Теория.  Презентация «Поделки в технике «айрис-фолдинг».  Аппликация, как предмет народно-декоративного творчества: материалы, используемые для аппликации. Виды аппликаций. Сочетание различных техник в аппликации.  Материалы, принадлежности и инструменты для выполнения поделки.

        Практика. Мастер-класс «Изготовление  аппликации  «Волшебный шар».

 2.6  Тема:  Кленовый лист

       Теория. Беседа «Что такое «айрис – фолдинг». Последовательность изготовления открытки: построение схемы-шаблона», изготовление полосок бумаги и приклеивание полосок по линиям-схемам, оформление поделки.

       Практика. Изготовление открытки  «Кленовый лист».

 2.7  Тема:  Ежик

      Теория.  Техника  папье – маше. Просмотр работ в этой технике.  Особенности технологии изготовления изделий из мокрой бумаги.  Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления поделки. Техника безопасности при работе ножницами, клеем.

      Практика. Мастер-класс по изготовлению панно «Ёжик» из мокрой бумаги.

 2.8 Тема: Рыбка

      Теория. История возникновения и особенности техники торцевания. Просмотр работ. 

      Практика. Изготовление аппликации «Рыбка».

2.9  Тема: Бабочки

      Теория. История возникновения техники  пейп-арт. Просмотр работ в этой технике. Особенности скручивания и приклеивания салфетных жгутиков. Техника выполнения поделок и аппликаций из разноцветных бумажных салфеток. Материалы для декорирования поверхности изделий в технике пейп-арт.

       Практика. Изготовление поделки «Бабочки» из салфетных жгутиков.

2.10 Тема: Декорирование баночки

       Теория. Презентация «Дизайн предметов быта – пейп-арт».  Материалы, приёмы, особенности  техники.

       Практика. Работа по технологической карте «Оформление баночки в технике пейп-арт».

2.11 Тема: Ваза

       Теория. Презентация «Техники декорирования». Материалы для декорирования поверхности изделий в технике пейп-арт.   Технология декорирования вазы.

       Практика.  Мастер-класс  «Декорирование вазы».

Экскурсия в музей А.А. Фадеева на выставку декоративно-прикладного творчества «Народная игрушка».

                3. Раздел: Новогодний дизайн

 3.1 Тема: Снеговик

          Теория.  Традиции празднования Нового года. История возникновения новогодних символов. Разновидности ёлочных игрушек. Технология выполнения игрушек.   Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления поделок. 

          Практика. Изготовление поделки «Снеговик».

   3.2  Тема: Новогодние украшения

          Теория. Беседа:  «Как возникли елочные украшения». Новогодние и рождественские традиции. Виды украшений и игрушек для елки. Техники выполнения новогодних игрушек и сувениров. Инструкционные карты для изготовления снежинок, хлопушек, гирлянд.

          Практика. Изготовление  хлопушек, снежинок, гирлянд по инструкционным картам.

   3.3  Тема: Ёлочный шар

          Теория. Что такое оригами, кусудама? Базовые формы, термины и условные обозначения в технике оригами.      Изготовление объемных фигурок в технике оригами. Базовые формы.

          Практика. Изготовление «Ёлочного шара»  в технике оригами.

  3.4 Тема: Открытка «Колокольчики»

          Теория. Вид вырезания —  силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания. Методы и приемы вырезания. Образцы.

          Практика. Изготовление вытынанки «Колокольчики».

   3.5  Тема: Дед Мороз и Снегурочка

          Теория. Виды бумагопластики.  Термины,  принятые в технике, материалы и инструменты. Технологические особенности обработки бумаги. Способы изготовления и комбинирования элементов. Способы переноса и разметки деталей.

        Практика.  Изготовление объёмных изделий “Дед Мороз и Снегурочка”.   

                 4.  Раздел:  Моделирование      

 4.1 Тема: Основы моделирования.

         Теория. Беседа о моделировании как о технической деятельности.  Инструменты и материалы, применяемые в начальном техническом моделировании, способы работы с ними   и рациональное их использование.

          Практика. Приёмы работы канцелярским ножом по  картону, потолочной плитке.

  4.2  Тема: Беседка

          Теория.    Видеосюжет «Как делают спички».  Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления изделия из спичек. Правила техники безопасности при работе с канцелярским ножом, клеем ПВА, спичками. 

           Практика. Работа по технологической карте «Изготовление макета беседки».

  4.3  Тема: Сказочная избушка

              Теория. Пенопласты, их классификация. Инструменты, используемые при изготовлении макетов из пенопласта. Свойства пенопластов.  Модели из потолочной плитки. Последовательность изготовления избушки.

               Практика. Изготовление деталей избушки по шаблонам, сборка, оформление изделия.

      4.4 —  Тема: Игрушка-дергунчик

              Теория. Сведения о картоне, его видах и свойствах. Способы и методы работы с картоном. Презентация «Игрушки из картона с подвижными деталями».  Игрушка-дергунчик.  Последовательность изготовления игрушки.

               Практика. Мастер-класс«Изготовление механической игрушки».

                 Экскурсия в музей А.А. Фадеева на выставку декоративно-прикладного творчества «Радуга талантов».

                  5.  Раздел:  Джутовая филигрань

5.1  Тема: Джутовая филигрань: основные принципы и схемы

         Теория. Презентация «Филигрань: рождение промысла и его место в культуре». Виды филиграни, применение на занятиях декоративно-прикладного творчества. Беседа «Что такое джут?».  Материалы, инструменты для работы с джутом. Основные принципы, схемы  узоров и эскизы при работе с джутом. Базовые приемы плетения.  Особенности работы с джутом.

         Практика. Выполнение  простых базовых элементов разного вида: петлей, завитков, листьев, улиток.

5.2  Тема: Подставка под горячее

           Теория. Беседа «История происхождение подставки под горячее». Анализ узора. Технология изготовления изделия.

           Практика. Презентация «Подставка под горячее из джута».

5.3  Тема: Салфетка

          Теория. Беседа «Необычная история салфеток». Разновидности салфеток. Технология изготовления изделия.

          Практика. Мастер – класс  «Салфетка из джута».

         Теория. Беседа  «Что такое  «салфетница»  и для чего она нужна». Модификация салфетниц.  Видеоролик «Красивые салфетницы своими руками».  Последовательность выполнения работы.

         Практика. Мастер – класс «Изготовление салфетницы из джута».

5.4  Тема: Рыбка

          Теория. Выбор схемы для панно. Последовательность выполнения поделки. Технология изготовления изделия.

         Практика. Изготовление деталей для панно. Скручивание часто повторяющихся элементов из джута, склеивание на каркас. Сборка и отделка изделия.

5.5  Тема: Лисичка

         Теория. Выбор схемы для поделки. Последовательность выполнения поделки.

         Практика. Изготовление часто повторяющихся элементов из джута, склеивание на каркас. Сборка и отделка изделия.

5.6 Тема: Декор баночки «Народные напевы»

         Теория. Презентация «Декорированные изделия». Последовательность декорирования шпагатом баночки.  Изготовление элементов для оформления поделки.

         Практика. Работа с инструкционной картой «Декор баночки в технике  джутовой филиграни».

5.7 Тема: Пиала

          Теория. Использование джута при создании объёмных предметов в технике филиграни. Последовательность изготовления пиалы.

          Практика. Работа по технологической карте «Изготовление пиалы».

      Экскурсия в музей А.А. Фадеева на выставку декоративно-прикладного творчества «День Земли».

                 6. Раздел:  Работа с различными материалами

6.1 Тема: Подсвечник «Цветок»

         Теория. Беседа об истории возникновения фольги. Видеосюжет «Производство алюминиевой фольги».  Свойства фольги. Различные поделки из фольги в техниках плоскостного и объемного моделирования.

         Практика. Изготовление подсвечника «Цветок».

6.2 Тема: Картина «Мухомор»

         Теория.  Китайский  карвинг.    Видеоролик «Декор яичной скорлупой». Способы изготовления изделий и виды работ из яичной скорлупы.

         Практика. Мастер-класс «Изготовление картины «Мухомор»

6.3 Тема: Панно «Ромашки»

         Теория.  Пластилин. Свойства: пластичность, способность сцепляться и сохранять форму, водостойкость, отношение к температурному режиму. Приемы скатывания комочков, соединения деталей из пластилина. Основные базовые формы. Устройство, назначение стеки, приемы деления материала на части  стекой.

         Практика.  Изготовление панно «Ромашки»

6.4  Тема: Аппликация «Одуванчики»

         Теория. Беседа о разновидностях ниток.  Физические свойства ниток (цвет, фактура),  способы обработки. Способы изготовления изделий и виды работ из ниток.

         Практика. Изготовление объемной аппликации «Одуванчики».

6.5  Тема: Букет из конфет

        Теория. Вид искусства — свит-дизайн. Просмотр работ в этой технике. Основы композиции и  цветоведения. Технология изготовления букета с конфетами. Способы крепления конфет на черенке.

        Практика. Изготовление букета из гофрированной бумаги.

6.6  Тема: Медвежонок

       Теория. Презентация «Кинусайга. Что это такое?»  История возникновения техники. Инструменты и материалы. Последовательность изготовления поделки.

       Практика. Мастер-класс «Изготовление поделки «Медвежонок».

6.7  Тема: Сердце

       Теория. Беседа «История возникновения техники Стринг Арт».  Изготовление шаблонов на бумаге. Подготовка заготовки для картины.

       Практика. Переплетение нитей в форме сердца на заготовке.

       Экскурсия в музей А.А. Фадеева на выставку декоративно-прикладного творчества «Эта Великая Победа».

                   7. Раздел: Итоговое занятие

        Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ.

Содержание учебного плана второго года обучения

                  1. Раздел:  Введение

1.1  Тема: Вводное занятие

        Теория. Введение в образовательную программу. Инструменты, материалы  и приспособления, применяемые в работе (ножницы, резак, канцелярский нож, кисти для красок, клея и др.) правила пользования ими. Проведение вводного инструктажа по Т/Б. Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности, правила поведения в кабинете, здании. Диагностика базовых знаний, умений и навыков детей. Викторина «Наше хобби – рукоделье». Изготовление поделок по желанию.

         Практика. Выявление уровня подготовки детей. Игра – путешествие «В городе дорожных наук».

                   2. Раздел:  Выпиливание лобзиком

 2.1  Тема: Основы материаловедения

         Теория. Породы древесины и виды древесных материалов, декоративные особенности древесины, фанера, ДВП. Свойства древесины. Производство фанеры.  Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

          Практика. Выбор рисунка. Правила перевода рисунка. Перевод рисунка на фанеру.

2.2  Тема: Инструменты и приспособления при пилении ручным лобзиком

         Теория. Ручной лобзик, выпиловочный столик, струбцина, пилочки. Инструменты для разметки: карандаш, копировальная бумага, шаблоны, калька. Правила установки пилочки, наладки лобзика. Технология выполнения работ лобзиком. Рабочие позы при выпиливании.

        Практика. Подготовка лобзика к работе. Подготовка рабочего места. Начало пиления. Выполнение упражнений по прямолинейному выпиливанию.

2.3  Тема: Технология выпиливания лобзиком

         Теория. Пропиливание прямых,  острых, тупых углов,  полуокружностей и окружностей различных диаметров. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру,  внутреннему контуру.

         Практика. Работа над выбранным объектом труда: выпиливание прямых, острых, тупых углов,  полуокружностей и окружностей различных диаметров, по внешнему контуру, внутреннему.

 2.4 Тема: Сборочные и отделочные работы.

        Теория. Соединение изделия из деталей, выпиленных лобзиком. Виды отделки.  Технология отделки изделий и подготовка их к сборке. Шлифование, покрытие лаками, красками. Инструменты и материалы для выполнения отделки. Сборка изделия.

       Практика. Отделка и сборка деталей. Обработка поверхности заготовок, деталей шлифованием, покрытие  красками.

2.5  Тема: Лопатка кухонная

       Теория. Историческая справка. Презентация «Виды кухонных лопаток». Последовательность изготовления лопатки.

       Практика. Работа по технологической карте «Изготовление лопатки».

2.6  Тема: Рамка для фото

         Теория. Рамки из фанеры: какие бывают и как сделать. Варианты оформления рамок. Этапы выполнения работы.

         Практика.  Работа по технологической карте «Рамка для фото».

Экскурсия в музей А.А. Фадеева, выставка декоративно-прикладного творчества «День Тигра»

2.7  Тема: Ключница          

         Теория. Историческая справка «Ключница». Разновидности ключниц. Последовательность изготовления изделия.

        Практика.  Работа по технологической карте «Изготовление ключницы».

2.8 Тема: Вешалка «Птички»

         Теория. Разновидности вешалок.Просмотр видео «Ажурные изделия». Технология изготовления вешалки.

        Практика. Работа по технологической карте «Изготовление вешалки».

                   3. Раздел: Бумажное творчество

3.1 Тема:  Виды бумаги и её применение

         Теория.  Разновидности бумаги, способы изготовления, применение. Виртуальная экскурсия на завод по производству бумаги. Техники работы с бумагой. Секреты обыкновенной бумаги.

        Практика. Проведение опытов и экспериментов с бумагой.

3.2 Тема: Аппликация «Лодки на воде»

         Теория. Объёмная аппликация. Подбор материала для аппликации. Работа с заготовками для аппликации. Этапы изготовления объемной аппликации.

        Практика. Мастер-класс по аппликации «Лодки на воде»

3.3 Тема: Карандашница

         Теория. Плетение из бумажных полос. Закрепление знаний о способах плетения и соединения полос.   Создание объёмных форм. Гармоничное сочетание цветов.

        Практика. Мастер – класс «Карандашница»

3.4 Тема: Сова

        Теория.  Торцевание из гофрированной бумаги. Подготовка материалов. Этапы изготовления аппликации.

        Практика. Выполнение аппликации «Сова» по технологической карте.

3.5 Тема:  Красные маки

         Теория.  Просмотр видеоролика  «Пейп – арт». Технология наклеивания по предварительному рисунку. Материалы, принадлежности и инструменты для декорирования и изготовления изделий. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.

        Практика. Изготовление панно «Красные  маки».

Экскурсия в музей А.А. Фадеева на выставку декоративно-прикладного творчества «Радуга талантов».

3.6  Тема:   Пасхальное яйцо

        Теория. Изделия в технике айрис – фолдинг. Материалы, принадлежности и инструменты для выполнения поделок. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом, клеем, ножницами. Технология изготовления изделий в технике.

        Практика.  Мастер- класс «Аппликация «Пасхальное яйцо».

3.7  Тема: Натюрморт

        Теория: Виды аппликаций.Совмещение различных техник в одну аппликацию.  Комбинированная аппликация: изготовление панно,  картины.

   Практика: Самостоятельное изготовление комбинированной аппликации.

3.8 Тема:  Любимый питомец

             Теория.  Мозаика.   Мозаика из газетных комков. Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем. Работа с бумагой в технике. Последовательность изготовления поделки.

             Практика.Мастер-класс «Изготовление  поделки «Любимый питомец»

3.9  Тема: Панно «Цветы»

             Теория. Гофрировка.  Тонирование бумаги.     Материалы и инструменты для изготовления панно. Техника безопасности при работе с клеем ПВА и ножницами. Этапы выполнения работы.

          Практика. Работа по технологической карте «Панно «Цветы»

                 4. Раздел: Моделирование

4.1 Тема: Инструменты, материалы, принадлежности

          Теория. Инструменты, материалы, применяемые при моделировании. Основные приемы обработки  материалов. Ознакомление с простейшими моделями поделок. Инструктаж по технике безопасности при работе с различными материалами.

          Практика. Приёмы работы  канцелярским ножом по различному материалу.

4.2 Тема: Дачный домик

          Теория. Презентация «Здания из спичек». Различные способы спичечного моделирования. Способы  спичечного моделировании при изготовлении различных поделок.  Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления макета. Части макета домика и  последовательность его изготовления. 

          Практика.  Индивидуальное выполнение обучающимися выбранных работ.

4.3 Тема:  Планер

          Теория.  Модели самолетов из пенопласта.  История возникновения и применения авиамоделей.  Что такое планер?  Его характеристики. История возникновения. Планер из потолочной плитки. Части модели самолёта. Последовательность изготовления планера. Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления поделки. 

          Практика. Изготовление частей планера  с помощью шаблонов. Сборка модели.

4.4 Тема:  Парусник

          Теория. Беседа  «Развитие парусного флота в России». Катамараны. Последовательность изготовления парусного катамарана из бумаги. Развертка. Инструмент для обработки бумаги и картона. Правила безопасного труда.

         Практика. Изготовление частей парусника  с помощью шаблонов. Сборка модели.

4.5 Тема: Автомобиль

          Теория.  Понятия о машинах, механизмах, видах транспорта. Легковые автомобили.

Основные части автомобиля и его модели.

          Практика. Работа по технологической карте  «Изготовление упрощённой модели автомобиля».

4.6  Тема: Храм

          Теория. Видео экскурсия «Храмы России».  Беседа «Устройство храма».  Моделирование макетов объектов. Ознакомление с шаблонами, последовательность изготовления деталей с помощью шаблонов. Правила техники безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, полимерным клеем, потолочной плиткой. 

       Практика.  Мастер –класс «Изготовление макета  храма».

              5. Раздел: Джутовая филигрань

5.1 Тема: Принципы и схемы джутовой филиграни

          Теория. Презентация «Удивительное путешествие в мир джутовой филиграни».  Материалы, инструменты для работы с джутом. Техника безопасности при работе с инструментами.  Основные принципы и  схемы  работы с джутом. Последовательность выполнения работы.

          Практика.  Выполнение по образцам узоров из джута: кольцо, змейка, тройник и другие.

5.2 Тема: Салфетница

        Теория. Беседа «История  салфетницы». Требования к изделию. Технологическая последовательность изготовления салфетницы.

         Практика. Работа по технологической карте «Изготовление салфетницы».

5.3 Тема: Шкатулка

          Теория. Техника создания объёмных предметов. Оборудование и материалы. Подготовка материалов по изготовлению поделки. Последовательность  изготовления шкатулки.  Изготовление каркаса изделия, деталей, сборка.  Оформление изделия дополнительными материалами: стразы, пайетки и т.д.

          Практика. Мастер-класс «Шкатулка».

5.4 Тема: Рамка для фотографии

          Теория. Азбука джутовой филиграни.

          Практика. Изготовление рамки для фото.

5.5 Тема: Корзина с цветами

          Теория. Материалы, инструменты для работы с джутом. Техника безопасности при работе с инструментами.  Художественное слово о цветах. Технология изготовления корзины. Технология изготовления цветов.

       Практика. Мастер-класс «Изготовление корзины с цветами».

                 6. Раздел: Работа с различными материалами

6.1 Тема: Паучок

          Теория. Презентация «Изделия из фольги».Правила техники безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом,  клеем, фольгой. Последовательность изготовления паучка.

          Практика.  Презентация «Паучок из фольги». 

6.2 Тема: Картина «Маки»

          Теория.   Презентация «Картины из яичной скорлупы». Способы изготовления изделий и виды работ из яичной скорлупы.

          Практика.  Изготовление  картины «Маки».

     Экскурсия в музей А.А. Фадеева, выставка декоративно-прикладного творчества «Пасхальные мотивы».

6.3 Тема: Аппликация «Грациозные  кошечки».

          Теория.    Беседа о разновидностях ниток. Исследование физических свойств ниток (цвет, фактуру),  способов обработки. Способы изготовления изделий и виды работ из ниток.

          Практика. Изготовление аппликации «Грациозные  кошечки».

6.4 Тема: Волшебная пуговка

          Теория. Поделки из пуговиц.  Ознакомление с техникой.  Подготовка материалов. Выбор картинки. Сортировка пуговиц по цвету. Создание фона. Выполнение работы.  Оформление изделия.

          Практика. Рисунок или распечатку животного в виде контура (линейный рисунок, силуэт) дети выбирают сами. Выполнение работы.

 6.5  Тема: Кактус      

            Теория. Чем полезно искусство Стринг Арт?  Презентация «Панно и картины» в технике. Способы наматывания ниток. Последовательность создания многослойных композиций.

            Практика. Выполнение поделки «Кактус»

                 7. Раздел: Работа с тканью

7.1  Тема: Кукла-пеленашка

          Теория. Рассказ о куклах.  Презентация «Куклы-обереги».   Последовательность изготовления куклы – пеленашки.

       Практика. Мастер-класс «Изготовление куклы-пеленашки»

7.2  Тема: Берегиня — мотанка

          Теория.  Презентация «Рукотворные куклы». Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты.

        Практика. Мастер-класс «Изготовление куклы — мотанки».

                   8. Раздел: Пластилинография

8.1 Тема: Чебурашка

          Теория. Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Основные технологические операции ручной обработки пластилина.  Разнообразие техник работ с пластилином.

          Практика. Изготовление игрушки «Чебурашка».

8.2 Тема: Панно «Цветение лотоса»

          Теория. Изготовление полуобъемных изделий из пластилина. Технология изготовления панно из пластилина. 

          Практика.  Мастер-класс «Изготовление панно «Цветение лотоса».

8.3 Тема:  Собачка

          Теория. Изготовление объемных изделий из пластилина. Технология изготовления домашних животных.

          Практика.  Изготовление «Собачки».

                        9.  Раздел:  Итоговое занятие

          Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ.

1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты.

         Обучающийся будет 

— уметь работать в коллективе;

— обсуждать и анализировать собственную работу и работу других обучающихся;

— уметь правильно определять свою самооценку, сотрудничать с друзьями, уважать  слушать окружающих.

        У обучающегосябудет сформировано

— терпение, усидчивость, аккуратность, желание добиваться хорошего результата, настойчивости в достижении цели;

— уважительное отношение к художественному творчеству;

— умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

       Обучающийся будет знать

—  различные техники, основы конструирования и моделирования;

—  способы и условия контроля и оценки процесса и результатов своей деятельности.

        Обучающийся приобретёт

—  навык самостоятельной работы при выполнении практических работ;

— умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализацией.

Предметные результаты:

       Обучающийся будет знать

— технологии изготовления поделок;

— последовательность ведения работы: замысел, эскиз, выбор материала, приёмы изготовления;

— основные технологические этапы;

— технику безопасности с колюще — режущими инструментами;

— теоретический материал согласно темам.

      Обучающийся будет уметь

— выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

— анализировать и оценивать пропорциональность формы и размера, расположение  орнаментальных материалов и колорита изделия, качественный уровень выполняемой работы;

— самостоятельно применять знания технологических приемов при работе с различным материалом;

— правильно пользоваться ручными инструментами;

— соблюдать правила безопасности труда  во всех видах технического труда;

— организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок  во время работы;

— бережно относиться к инструментам и материалам;

— экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки;

— выполнять работу, используя художественные материалы;

— объяснять свои действия;

— оценивать результаты своей и чужой работы;

— слушать собеседника и вести диалог;

—  самостоятельно разрабатывать и составлять несложные поделки;

—  рационально организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

—  бережно относиться к инструментам и материалам;

—  экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки;

—  читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

— бережно обращаться с приспособлениями и инструментами.

        Обучающийся будет владеть

— навыками саморегуляции, экологичного выражения своего эмоционального состояния;

— правилами техники безопасности и организации рабочего места, безопасности труда при работе ручным  инструментом;

— технологическими приемами выполнения художественных работ;

— свойствами и способами обработки различных материалов, правила работы с ними;

— правилами  разметки и контроля по шаблонам, линейке;

— навыками составления плана и последовательности  выполнения работы.

РАЗДЕЛ №2.  Организационно-педагогические условия

2.1 Условия реализации программы

       1.  Материально-техническое обеспечение:

           Помещение для проведения занятий светлое, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог соблюдают правила техники безопасности труда.

     Для успешной реализации программы имеется материально-техническое обеспечение:

      — столы и стулья для работы;

      — гладильная доска, утюг;

       — бумага цветная, самоклеющаяся,  бархатная,  ватман, калька копировальная,  альбом, белый и цветной картон, гофробумага;

       — лоскуты ткани, меха, кожи, фетра, сукна, войлока, поролона, синтепона;

       — бисер,  стразы, пайетки, тесьма, джутовый шпагат, эластичная лента, атласные ленты,  кружева, нитки швейные, капроновые нитки, мулине, иглы длинные, портновский мел, портновские  булавки, шерстяная пряжа, наперстки;

       — проволока тонкая мягкая, проволока медная диаметром 25 мм и 0,5 мм, леска;

       — клей: ПВА, «Престиж» или «Титан»,  клей-карандаш «ErichKrause»;       

       — спичечные коробки и спички,  яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, пенопласт, вата, ватин;

       — фанера, лобзики, струбцины, наждачная бумага;

       — краски, цветные карандаши,  кисти, простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, пластилин;

       — плоскогубцы, канцелярский нож, шило, ножницы канцелярские с закругленными концами;

       — фольга, изолента.

      2. Учебно – методическое и информационное обеспечение:

— аудио, видео-, фото-, интернет источники

http://videouroki.net/

http://www.edu.ru/

http:// www.uchportal.ru/

http://infourok.ru

http://worid-mans.ru

http://kopilka.ru/

http://sdelajrukami.ru

youtube.сom

http://nsportal.ru

http://radugamaster.ru.

http://www.ruk-tvorchestvo.ru.

http://site-tvorchestva.ru.

http://masterica.maxiwebsite.ru/

 http://pinme.ru/u/id139109293/kvilling-master-klassyi/.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

      В процессе всего учебного года происходит постоянный контроль освоения учащимися  навыков и умений, предусмотренных программой.   Это контролируется путем выполнения творческих  практических заданий.

Отслеживание и фиксация образовательных результатов определяется наличием грамот, дипломов, сертификатов.

       Основными критериями оценки работ учащихся являются:

— внешний вид изделия;

— соблюдение технологий;

— аккуратность и эстетический вид;

— самостоятельные творческие замыслы.

  Показателем работы  коллектива за год является:

 — наличие результатов: грамот, дипломов, сертификатов за участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, фестивалях.

       Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения им программы осуществляется по 4 направлениям:

     — оценка овладения обучающимися каждого вида техники работы с материалом  (после прохождения соответствующего раздела);

    —  проведение выставок работ обучающихся;

    —  участие в краевых, районных и городских выставках, интернет-конкурсах;

    —  тестирование, собеседование.

Каждое направление – это соответствующий блок личностных качеств.

Показатели (оцениваемые параметры)КритерииСтепень выраженности оцениваемого качестваВозможное количество балловМетоды диагностики
I.Организационно-волевые качества
1.Терпение          Способность переносить нагрузки в течение определенного времени      — терпения хватает меньше чем на половину занятия — терпения хватает больше чем на половину занятия — терпения хватает на все занятие1     2     3      Наблюдение
2.Воля        Способность активно побуждать себя к практическим действиям  — волевые усилия побуждаются извне — иногда самим ребенком — всегда самим ребенком  1   2 3
3. СамоконтрольУмение контролировать свои поступки— постоянно находится под воздействием контроля извне — периодически контролирует себя сам — постоянно контролирует себя сам    1   2   3
II.Ориентационные качества
1.  Самооценка      Способность оценивать себя  адекватно реальным достижениям— завышенная — заниженная — нормальная (адекватная)1 2 3  Тестирование      
2.  Интерес к занятиямОсознанное участие ребенка в освоении образовательной программы— интерес к занятиям продиктован извне — интерес периодически поддерживается самим ребенком — интерес постоянно поддерживается самим ребенком1   2     3Анкетирование
III.Поведенческие качества
1. Тип сотруд-ничества.  Отношение к общим делам Т/ОУмение воспринимать общие дела как свои собственные— избегает участия в общих делах — участвует при побуждении извне — инициативен в общих делах  1   2   3Наблюдение
IV.Творческие способности
 Креативность в выполнении творческих работ— начальный уровень репродуктивный уровень — творческий уровень1 2   3Анкетирование

Критерии оценки личностного развития:

10 – 12 баллов – низкий уровень развития;

13 – 21 балл – средний уровень развития;

22 – 30 баллов – высокий уровень развития.

2.3 Методические материалы

       При реализации программы «Мастерская фантазий» используются традиционные методы обучения:

         по способу подачи материала:

— словесный (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж,  викторины, разъяснение, словесная оценка и коррекция);

— наглядный (демонстрация образцов, просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, показ видеоматериала, иллюстраций, образцы изделий, педагогический показ, наблюдения);

— практический (выполнение работ с применением полученных знаний, изготовление образцов и макетов изделий, работа под руководством педагога, самостоятельная работа,  творческие задания);

          по характеру деятельности обучающихся:

— объяснительно-иллюстрационный (восприятие и усвоение готовой информации, объяснение, наблюдение, проведение мастер – классов,  демонстрация иллюстраций, слайдов, презентаций, репродукций, изделий народных мастеров);

— репродуктивный (объяснение педагогом материала, выполнение действий на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий);

— частично-поисковый  (решение проблемных ситуаций совместно с педагогом или с коллективом детей,  воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод);

— изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности,  анализ творческой деятельности обучающегося;     

—  проблемный (педагог помогает в решении проблемы);

—  эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучающихся);

—  методы развивающего обучения;

—  метод взаимного обучения;

—  метод игрового содержания;

—  проектный;

—  исследовательский.

      В учебном процессе  используются образовательные технологии:

 — технологии развивающего обучения: развитие личности и ее способностей, вовлечение учащихся в различные виды деятельности: работа индивидуальная, работа в парах, коллективная работа; групповая работа; консультативная работа;  творческая мастерская;

—  технология конструирования и моделирования;

— информационно-коммуникационных технологий;

—  формы  организации  учебного занятия: интегрированная,  комплексная.

      Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы: беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и практические работы, мастер — классы.

       Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.   Изучение новой темы начинается с повторения пройденного материала, постепенного его усложнения и  предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, что способствует развитию у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала.

      Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процессаПервый годВторой год
Продолжительность учебного года, неделя3636
Количество учебных дней108108
Продолжительность учебных периодовI полугодие15.09.2021 -31.12.202101.09.2021 -31.12.2021
II полугодие12.01.2022-31.05.202212.01.2022-31.05.2022
Возраст детей, лет7-9 лет10-12 лет
Продолжительность занятия, час23
Режим занятийДва раза в неделюДва раза в неделю
Годовая учебная нагрузка, час144216

2.5 Календарный план воспитательной работы

МероприятияобъёмВременные границы
Конкурсно-познавательная программа «Моё село, моя малая родина»45 минСентябрь 2021 г.
Профилактическая беседа «Терроризм – зло против человечества»20 мин01.09.2021 г. – 09.09. 2021 г.
Беседа «Спешите делать добро»25 мин04.10.2021 г. -08.10.2021 г.
Беседа «Символика Российского государства»25 мин08.12.2021 г.-10.12.2012 г.
Конкурсная игровая программа, посвященная дню защитника Отечества «А ну-ка, мальчики!»45 мин22.02. 2022 г.
Конкурсная игровая программа, посвященная Международному дню женщин «Самая красивая, добрая и милая!»45 мин07.03 2022  г.
Юморина, посвященная Дню смеха40 мин29.03.2022 г.-02.04.2022 г.
 Акции, направленные на формирование патриотического воспитания у детей и молодежи 02.05.2022 г.- 15.05.2022 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

2.  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

   Печатные издания

1. Варава Л. Современная энциклопедия декоративно-прикладного искусства. Донецк: БАО, 2012. — 303 с.

2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки)

3. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.

    Электронные ресурсы:

/Изделия из джута своими руками: идеи поделок, техника http://domosedi.ru/blog/podelki/2775.html.

Джутовые истории | Страна Мастеров http://stranamasterov.ru/node/1030163

Из истории шпагата https://kanaty.ru/informatsiya/istoriya-otrasli/iz-istorii-russkoj-kanatno-verevochnoj-promyshlennosti/

http://stranamasterov.ru/

http://oriart.ru/

www.origami-school.narod.ru

http://www.liveinternet.ru

http://www.livemaster.ru

http://www.rukodel.tv/