РАЗДЕЛ № I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Актуальность программы

    Рисование помогает ребёнку познать окружающий мир; приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов; развивает зрительную память и способствует развитию образного мышления. Оно учит чувствовать красоту природы, воспитывает чувство  доброты, сопереживания и сочувствие к окружающим.

   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   «Я вижу мир» реализуется в соответствии схудожественной направленностью. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.      

   Уровни освоения программы

      Содержание и учебный материал программы организуется по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

стартовый уровень — удовлетворение познавательного интереса обучающихся;  обеспечение минимального стандарта знаний, умений и навыков по овладению техниками декоративно- прикладного творчества. Овладение художественной терминологией. 

— базовый уровень — личностное самоопределение и самореализация по выбранному направлению деятельности; развитие творческих способностей;

— продвинутый уровень – развитие художественной компетентности обучающихся в выбранной образовательной области; формирование навыков на уровне практического применения полученных знаний и умений на практике и повседневной жизни. 

  Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. 
     Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. 

    Возраст учащихся, которым адресована программа — 5 – 16 лет:

    На обучение принимаются все желающие, без предварительной подготовки и конкурсного отбора. Обучающиеся распределяются по группам только в зависимости от смены обучения в школе, учитывая пожелание ребенка.  

    В объединение могут быть в течение учебного года зачислены дети, не занимающиеся в группе ранее. По необходимости проводится дополнительный набор.

    Для успешной реализации программы создаются  учебные группы численностью — от 10 до 12 человек одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы).  Данный норматив связан с высокой степенью индивидуализации учебного процесса. Занятия проводятся всем составом в соответствии с календарным учебным графиком.

      В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок, п.16).

   Объём программы  –  432 часа: 1-й год  обучения – 72 часа,  2-й год – 144  часа и 3-й  года обучения  216 часов. 

   Программа рассчитана на 3 года обучения. 

   Занятия учебных групп проводятся:

—  в первый год обучения — два раза в неделю по 1 часу с 10-минутным перерывом;

—  во второй  год обучения —  два раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом;

—  в третий год обучения  — два раза в неделю по 3 часа с 10-минутным перерывом.

      При определении режима занятий учтены требования Сан Пина  к учреждениям дополнительного образования, смена различных видов деятельности во время проведения занятий.

1.2  Цель и задачи программы

     Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью.

    Задачи программы:

        Воспитательные:

1. Стимулировать интерес к процессу творчества в рисовании.

2. Воспитывать эстетический вкус в процессе создания выразительных образов.

3. Продолжать воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами.

4. Воспитывать умение выполнять общую работу.

5. Продолжать воспитывать умение выполнять определённые действия по словесной инструкции педагога.

6. Воспитывать умение договариваться во время создания коллективной работы.

7. Воспитывать чувство взаимопомощи, умения радоваться своим успехам и успехам других.

8. Воспитывать умение радоваться достижениям других и сопереживать их неудачам, формировать чувство взаимопомощи.

9. Воспитывать эстетическое отношение к процессу рисования.

Развивающие:

1. Продолжать формировать умение смешивать цвета разными способами.

2. Развивать формообразующие движения: нанесение точек различных по форме и характеру;  проведение прямых, волнистых, изогнутых, спиралеобразных, замкнутых и смешанных линий в различных комбинациях и композициях.

3. Продолжать формировать чувство цвета, формы; композиционные умения.

4. Развивать: наглядно образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания произведений живописи, графики; наглядно-действенное мышление в процессе составления композиций и создания образов.

5. Закреплять понятия, употребляемые педагогом на предыдущем возрастном этапе.

6. Расширять словарь ребёнка специальными понятиями: оттенок, наложение цветов, равновесие, симметрия, передний (средний, дальний) план, гармония, цветовой круг, колористическая гамма, лессировка, свет, тень, отражение,  рефлекс, орнамент, перспектива: линейная, воздушная; глубина; пространство; фактура; строение.

7. Развивать память, воображение. 

Обучающие:

1. Продолжать учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой, характеристикой изображаемого предмета, объекта, явления.

2. Учить смешивать цвета, получая различные оттенки, используя для этого разные способы. 

3. Учить передавать с помощью цвета своё настроение, эмоционально-эстетическое состояние, отношение к окружающему миру, искусству, характер создаваемого образа.

4. Учить использовать в процессе рисования такие выразительные средства как: точку, линию, штрих, пятно.

5. Познакомить с композиционными закономерностями: фактура, линия горизонта, равновесие, симметрия (асимметрия), ритм, динамика  (статика), композиционный центр, перспектива, светотень.

6. Учить создавать реалистичные, стилизованные и абстрактные образы, доступные в соответствие с возрастом и индивидуальными возможностями.

7. Закреплять умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками.

8. Учить соподчинять различные выразительные средства для достижения целостности образа.

9. Учить детей элементарному рисованию с натуры.

10. Учить составлять орнамент (геометрический, растительный) и выполнять простые узоры на разных формах.

11. Учить составлять элементарную сюжетную композицию.

12. Закреплять умение использовать выразительные возможности цвета при создании образа, отражая не только общие свойства предметов, но и своё отношение к нему, эмоционально-эстетическое состояние.

13. Учить создавать с помощью (точки, линии, штриха, пятна) различные по характеру образы (реалистичные, стилизованные, абстрактные).

14. Продолжать знакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства, росписями их мотивами и элементами.

15. Учить составлять мотивы декоративных росписей, используя их элементы и приёмы.

            1.3  Содержание программы

Учебный план первого года обучения

Название раздела, темыКоличество часовФормы аттестации (контроля)
Все-гоТео-рияПрак-тика
1Введение в программу10.50.5 
1.1Вводное занятие10.50.5Наблюдение
2Живопись1239 
2.1Свойства красок 30.752.25Беседа
2.2Волшебные превращения красок20.51.5Наблюдение
2.3Праздник тёплых и холодных цветов 30.752.25Наблюдение
2.4Серо-чёрный мир красок.  Ахроматическая палитра.20.51.5 
2.5Красочное настроение20.51.5 
3Рисунок14311 
3.1Волшебная линия30.752.25Наблюдение
3.2Точка 20.51.5Мини -выставка
3.3Пятно20.251.75Мини -выставка
3.4Форма 30.752.25Мини -выставка
3.5Контраст форм 40.753.25Мини -выставка
4Декоративное рисование24618 
4.1Симметрия 40.753.25Мини -выставка
4.2Стилизация40.753.25Мини -выставка
4.3Декоративные узоры  40.753.25Мини -выставка
4.4Орнамент 40.753.25Мини -выставка
4.5Сказочная композиция 81.256.75Мини -выставка
5Конструирование из бумаги81.756.25 
5.1Работа с рваной бумагой. 30.752.25Мини -выставка
5.2Работа с мятой бумагой. 20.751.25Мини -выставка
5.3Смешанная техника30.752.25Мини -выставка
6Выразительные средства графических материалов1239 
6.1Цветные карандаши30.752.25Мини -выставка
6.2Гелевые ручки, тушь30.752.25Мини -выставка
6.3Восковые мелки, фломастеры20.751.25Мини -выставка
6.5Пастель, уголь40.752.25Мини -выставка
7Итоговое занятие10.250.75 
 Итого:                                                                                                                                               7217,554,5 

Учебный план второго года обучения

Название раздела, темыКоличество часовФормы аттестации (контроля)
всегоТео-рияПрак-тика
1Введение в программу211 
1.1Вводное занятие211Наблюдение
2Живопись32824 
2.1Гармония цвета 102.57.5Беседа
2.2Контраст цвета143.510.5Мини -выставка
2.3Цветные кляксы826Мини -выставка
3Азбука рисования32824 
3.1Пропорции102.57.5Мини -выставка
3.2Плоскостное и объёмное изображение102.57.5Мини -выставка
3.3Рисование с натуры и по памяти 1239Мини -выставка
4Образ природы225.516.5 
4.1Образ дерева826Мини -выставка
4.2Живописная связь неба и земли61.54.5Мини -выставка
4.3Времена года826Мини -выставка
5Бумажная  пластика24618 
5.1Полуплоскостные изделия826Мини -выставка
5.2Объёмные композиции61.54.5Мини -выставка
5.3Сувенирные открытки102.57.5Мини -выставка
6Азы композиции307.522.5 
6.1Линия горизонта61.54.5Мини -выставка
6.2Композиционный центр16412Мини -выставка
6.3Ритм и движение826Мини -выставка
7Итоговое занятие20.251.75 
 Итого:                                                                                                                                                    14436.25107.75 

Учебный план третьего года обучения

Название разделаКоличество часовФормы аттестации (контроля)
всегоТео-рияПрак-тика
1Введение в программу312 
1.1Вводное занятие312Наблюдение
2Графика48840 
2.1Граттаж615Мини -выставка
2.2Монотипия615Мини -выставка
2.3Гравюра12210Мини -выставка
2.4Линогравюра152.512.5 
2.5Гризайль91.57,5 
3Натюрморт и его изобразительные возможности18315 
3.1Натюрморт в холодной гамме. 91.57.5Наблюдение
3.2Натюрморт в тёплой гамме. 91.57.5Мини -выставка
4Фигура и портрет человека.42735 
4.1Набросок с натуры91.54.5Наблюдение
4.2Силуэт615Наблюдение
4.3Живописный портрет152,512,5Мини -выставка
4.4Фигура человека в движении12210Мини -выставка
5Образ природы335.527.5 
5.1Работа на пленэре91.57.5Наблюдение
5.2Работа по впечатлению12210Мини -выставка
5.3Тематический пейзаж12210Мини -выставка
6Декоративно-прикладное рисование18315 
6.1Особенности русских народных промыслов 91.57.5Мини -выставка
6.2Декоративная композиция (витраж)91.57.5Мини -выставка
7Азы перспективы24420 
7.1Линейная перспектива12210Беседа
7.2Воздушная цветоперспектива12210Мини -выставка
8Дизайн274.522.5 
8.1Карнавальные маски152.512.5Мини -выставка
8.2Фантазийные шляпы12210Мини -выставка
9Итоговое занятие30.252.75 
 Итого:                                                                                                                                                  21636.25179.75 

Содержание учебного плана первого года обучения

            1.Раздел: Введение в программу

1.1 Тема: Вводное занятие

      Теория. Знакомство  с детьми, учебным планом первого года обучения. Инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности, по правилам дорожного движения. Правила поведения учащихся в кабинете, учреждении.  Художественные материалы.

        Практика. Формирование групп, введение в программу.

            2. Раздел: Живопись

 2.1 Тема: Свойства красок

          Теория.    Особенности гуаши:плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.

     Особенности акварели: прозрачность, «нежность».  Различные приёмы работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

     Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

         Практика.  Работа с красками. Выполнение заданий: «Осенний лист»,  «Гармония цвета».

 2.2    Тема: Волшебные превращения красок 

          Теория. Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

           Практика. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Танец дружных красок».

2.3  Тема: Праздник тёплых и холодных цветов

          Теория.  Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

           Практика.  Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Три свечи», «Морское дно», «Метель в лесу».

 2.4  Тема: Серо-чёрный мир красок

           Теория.  Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

           Практика. Выполнение заданий: «Сумерки», «Кошка у окошка».

 2.5  Тема: Красочное настроение

            Теория.  Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

            Практика. Выполнение заданий: «Букет осени», «Клён, берёза и компания».

                3. Раздел: Рисунок 

 3.1 Тема: Волшебная линия

            Теория.  Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

        Практика.  Выполнение заданий: «Параллельный рисунок»,  «Линейная фантазия», «Лабиринты».

     Экскурсия в литературно-мемориального музея А.А.Фадеева

 3.2  Тема: Точка 

          Теория.   Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

          Практика. Выполнение заданий: «Изображение из точек. Котёнок», «Точечный орнамент».

 3.3  Тема: Пятно

         Теория.   Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

        Практика. Выполнение заданий: «Ветка сакуры», «Цветочная композиция».

 3.4  Тема:  Форма 

        Теория.    Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

        Практика.  Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй птиц на ветках», «Яблоки».

3.5  Тема: Контраст форм

         Теория.  Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.

          Практика. Выполнение заданий: «Чудеса на подоконнике», «Дары осени», «Полянка одуванчиков»,  «Лист папоротника».        

         Экскурсия в музей А.А. Фадеева, художественные выставки приморских художников, выставки декоративно-прикладного творчества,  краевые фотовыставки репродукций.

            4. Раздел: Декоративное рисование  

4.1 Тема: Симметрия

             Теория.  Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных  форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:

— одновременное рисование двумя руками сразу;

— использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.

            Практика. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Цепь из овалов и кругов», «Чудо-бабочка», «Шестиугольная снежинка».

4.2  Тема: Стилизация

           Теория.   Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 6-10 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).

          Практика. Выполнение заданий: «Подсолнухи», «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони».

4.3 Тема: Декоративные узоры 

         Теория. Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

        Практика.  Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Венок красавицы», «Пёстрая черепашка», «Узор мороза на стекле».

4.4 Тема: Орнамент

        Теория. Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).

        Практика.  Выполнение заданий: «Креативная рамочка», «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Окошко сказочной избушки».

 4.5 Тема: Сказочная композиция

        Теория. Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.

        Практика. Выполнение заданий: «Символ года», «Царевна-лебедь», «Лукоморье», «Стрекоза и муравей», «Дюймовочка»,  «Теремок на камушке», «Кошкин дом», «Добрая сказка».

           Экскурсия в музей А.А. Фадеева, художественные выставки приморских художников, выставки декоративно-прикладного творчества,  краевые фотовыставки репродукций.

             5. Раздел: Конструирование из бумаги

5.1 Тема: Работа с рваной бумагой

          Теория.  Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.

         Практика. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок – золотой гребешок и ребятки-цыплятки», «Вазочка с вербами».

5.2 Тема: Работа с мятой бумагой

         Теория. Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики.

        Практика. Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Волшебные деревья»,

5.3  Тема: Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги)

           Теория. Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).

         Практика.  Выполнение задания: «Берёзка». «Пасхальное яйцо».

         Экскурсия в музей А.А. Фадеева, художественные выставки приморских художников, выставки декоративно-прикладного творчества,  краевые фотовыставки репродукций.

           6. Раздел: Выразительные средства графических материалов

6.1 Тема: Цветные карандаши

           Теория.  Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

          Практика. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Весна», «Разноцветные ёжики».

6.2  Тема: Гелевые ручки, тушь

         Теория.  Выразительные возможности  работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.

        Практика.  Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина».

6.3  Тема:  Восковые мелки, фломастеры

        Теория.  Техника работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).

         Практика. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».

6.4   Тема:  Пастель, уголь

        Теория. Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).

         Практика. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Домашний любимец», «Игрушка под подушкой».

                  7. Раздел: Итоговое занятие

7.1 Тема:  Праздник  «Здравствуй, лето!»

      Подведение итогов учебного года. Выставка творческих работ  (по выбору).  Правила дорожного движения.

Содержание учебного плана второго года обучения

                1.Раздел:  Введение в программу

1.1  Тема: Вводное занятие

        Теория.  Правила техники безопасности в изостудии.Правила личной гигиены при работе в изостудии.  Особенности второго года обучения.  Обсуждение учебного плана второго года обучения. Художественные материалы и инструменты.

        Практика.  Выполнение живописных и графических упражнений.

                 2. Раздел: Живопись

2.1 Тема: Гармония цвета

        Теория. Основы цветоведения.  Различные сочетания одного и того же цвета.  Гармоническое сочетание  цвета.

       Практика   Выполнение заданий: «Дары осени», «Краски осени. Букет», «Осенний лист на воде», «Палитра на осенних листьях», «Листья клёна — отпечаток».

2.1 Тема: Контраст цвета

           Теория. Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.

          Практика. Выполнение  заданий: «Букет-натюрморт», «Клён, берёза и компания», «Георгины», «Кот на дереве», «Контрастный рельеф».

2.3   Тема: Цветные кляксы

          Теория. Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.

           Практика. Выполнение заданий: «Котик», «Бабочка из кляксы», «Осенний пейзаж. Выдувание», «Цветущая яблоня».

                  3. Раздел:  Азбука рисования

3.1 Тема: Пропорции

         Теория.  Пропорции – соотношение частей по величине. Изображение предметов и объектов различной величины и дальности. 

         Практика. Выполнение  заданий: «Яблоки на блюде», «Птицы на ветках»,  «Чудеса на подоконнике», «Городской пейзаж», «Чайный сервиз».

3.2 Тема: Плоскостное и объёмное изображение

         Теория. Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).

         Практика. Выполнение заданий: «Мячик и шарик», «Башня на горке»,   «Шестиугольная снежинка», «Кувшинчик и чашка», «Подсолнухи».

3.3 Тема:  Рисование с натуры и по памяти

          Теория.   Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование  по памяти.

          Практика. Выполнение  заданий: «Мультяшки на деревяшке», «Дары осени», «День рождения», «Паук и паутина», «Композиция из зонтиков».

                          4. Раздел:  Образ природы

4.1  Тема: Образ дерева

          Теория. Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).

          Практика. Выполнение  заданий: «Заснеженное дерево», «Золотая берёзовая роща», «Ель и баобаб», «Тисовая аллея».

 4.2  Тема:  Живописная связь неба и земли.

         Теория.  Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.

         Практика. Выполнение  задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный денёк».

4.3 Тема: Времена года

          Теория.  Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года.

         Практика. Выполнение  заданий: «Берёзовая роща», «Чудеса под ёлочкой», «Весенний ручей», «Узор мороза на стекле».

         Экскурсия в музей А.А. Фадеева, художественные выставки приморских художников, выставки декоративно-прикладного творчества,  краевые фотовыставки репродукций.

                 5. Раздел:  Бумажная пластика

5.1 Тема: Полуплоскостные изделия

         Теория.    Полуплоскостные изделия как разновидность объёмной аппликации. Получение полуобъёмных композиций из ажурно вырезанных листьев бумаги, закреплённых со сдвигом на фоне.

         Практика. Выполнение заданий: «Метелица», «Волшебные деревья», «Айрис фолдинг. Ваза», «Лесное кружево».

5.2  Тема: Объёмные композиции

           Теория.  Создание из мятой бумаги объёмных элементов и формирование из них разных форм.

           Практика.  Выполнение  заданий: «Пасхальное яйцо», «Весёлый снеговик», «Луковки».

5.3 Тема: Сувенирные открытки

          Теория.  Технические приёмы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание)

          Практика. Выполнение  заданий: «Рамочка с орнаментом», «Праздничная открытка», «Венок из сердечек», «Декоративный барельеф», «Окошко сказочной избушки».

         Экскурсия в музей А.А. Фадеева, художественные выставки приморских художников, выставки декоративно-прикладного творчества,  краевые фотовыставки репродукций.

                   6. Раздел:  Азы композиции

 6.1 Тема: Линия горизонта

           Теория.  Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей.

          Практика. Выполнение  заданий: «Лукоморье», «Снежные сопки», «Морской прибой».

6.2 Тема: Композиционный центр

          Теория.  Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.

          Практика.  Выполнение  заданий: «Ломтик торта», «Кошкин дом», «Символ года», «Греческая ваза», «Царевна Лебедь», «Ваза с вербами», «Скамейка в парке», «Кошка у окошка».

6.3 Тема: Ритм и движение

           Теория.  Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи движения в композиции.

          Практика.  Выполнение заданий: игровые упражнения на тему «Ветер в цветах», «Полёт журавля», «Бегущий олень», «Догонялки».

                  7. Раздел: Итоговое занятие

    7.1 Тема:     Праздник  «Здравствуй, лето!»

      Подведение итогов учебного года. Выставка творческих работ  (по выбору).  Правила дорожного движения.

Содержание учебного плана третьего года обучения

                   1. Раздел: Введение в программу

Тема 1.1. Вводное занятие

         Теория. Правила техники безопасности в изостудии.  Организация рабочего места.  Особенности третьего года обучения. 

        Практика. Обсуждение плана работы текущего года. Просмотр летних работ. Рисование на тему «Летние впечатления».

                   2. Раздел:  Графика

2.1 Тема: Граттаж

         Теория.  Граттаж – графическая работа на восковой подкладке. Создание линий разного направления, плавности, длины и характера с помощью процарапывания.

         Практика.  Выполнениезаданий: «Волшебная гитара», «Порт».

2.2 Тема: Монотипия

         Теория.  Простота исполнения и увлекательность монотипии. Создание фантазийных рисунков посредством разнообразных спецэффектов в оттиске.

          Практика. Выполнение заданий: «Осенний лист на воде»,  «Уснувшее озеро».

2.3 Тема: Гравюра

         Теория. Умение расчленять рисунок на части. Наклеивание некоторых деталей одну на другую для создания разнообразных оттенков и фактур. Получение различных оттисков при многократном использовании клише.

         Практика.  Выполнение заданий: «Букет на полочке», «Шкафчик с посудой», «Букет листьев», «Пляжный зонтик».

2.4  Тема: Линогравюра

         Теория.  Линогравюра как наиболее сложный вид графики. Широкое применение в студии (выполнение пригласительных билетов, праздничных открыток, афиши). Чрезвычайно большие возможности линогравюры в передаче тональности, то есть различной степени светлоты предмета. Разнообразие линий в линогравюре (параллельные, пересекающиеся, округлые, пунктирные).

         Практика.  Выполнение заданий: «Котёнок», «Автомобиль», «Лист клёна», «Гроздь винограда», «Шестиугольная снежинка».

2.5 Тема: Гризайль

         Теория.  Гризайль – одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки. Различные приёмы работы в этой технике для получения тоновых отношений.

        Практика.  Выполнение заданий: «Метель в лесу», «Утёс и скалы», «Закат».

         Экскурсия в музей А.А. Фадеева, художественные выставки приморских художников, выставки декоративно-прикладного творчества,  краевые фотовыставки репродукций.

             3. Раздел: Натюрморт и его изобразительные возможности

3.1 Тема: Натюрморт в холодной гамме

        Теория. Использование предметов холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых).

       Практика.  Выполнение заданий: натюрморт на тему «Стеклянная ваза на синем», «Бусы из бирюзы», «Синий зонтик».

3.2 Тема: Натюрморт в тёплой гамме

         Теория.  Создание живописного натюрморта в тёплой гамме для передачи красочного богатства осенней палитры.

        Практика.  Выполнение заданий: натюрморт на тему «Дары осени», «Яблоки», «Букет подсолнухов».

                  4. Раздел:  Фигура и портрет человека

4.1 Тема: Набросок с натуры

         Теория.  Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром рисунке характерность образа.

         Практика.  Выполнение заданий: «Наброски, выполненные карандашом с натуры – портрет товарища», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью».

4.2 Тема: Силуэт

          Теория.  Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека.

          Практика. Выполнение  заданий «Добрый и злой сказочный герой», «Царственный профиль».

4.3 Тема: Живописный портрет

         Теория.  Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа.

         Практика.  Выполнение заданий: «Автопортрет», «Мамочка любимая», «Принцесса Весна», «Лесная фея», «Портрет девочки».

4.4 Тема: Фигура человека в движении

          Теория.  Образная выразительность фигуры человека, изображенной в движении. Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность.

         Практика. Выполнение  заданий: «Хоровод в лесу», «Фигурное катание», «Спортивные соревнования», «Танец».

         Экскурсия в музей А.А. Фадеева, художественные выставки приморских художников, выставки декоративно-прикладного творчества,  краевые фотовыставки репродукций.

                   5. Раздел:  Образ природы

5.1 Тема: Работа на пленэре

           Теория.  Выбор мотива. Составление эскизов с натуры (пастель, уголь, карандаш)

          Практика. Выполнение заданий: зарисовки с натуры деревьев, цветов: «Сельская улочка», «Живая клумба», «Сосенки на берегу».

5.2 Тема: Работа по впечатлению

            Теория.  Передача различными художественными материалами разного состояния природы (дождь, снег, ледоход, солнечный день, туман).

           Практика. Выполнение заданий: «Птицы на ветках», «Оттепель», «Туманное утро», «Грустный дождик».

5.3 Тема: Тематический пейзаж

          Теория.  Выражение эмоционального отношения к природе в разные времена года. Связь человека и природы.

         Практика. Выполнение заданий: «Корзинка с грибами», «Плетень у дороги», «Домик на дереве», «Мельница у реки».

                   6. Раздел:  Декоративно-прикладное рисование

6.1 Тема: Особенности русских народных промыслов

          Теория.   Любимые персонажи народного творчества (Конь-огонь, Птица счастья, Древо жизни).

         Практика. Выполнение задания: «Древо жизни», «Синяя птица», «Венок красавицы».

6.2 Тема: Декоративная композиция (витраж)

          Теория.  Техника витража и её основными правилами (стилизация изображения, условный цвет, выразительные линии контура).

          Практика. Выполнение  заданий: Роспись стеклянных бутылочек и тарелочек, «Ажурная рамочка», «Яркое настроение», «Ветка смородины».

                   7. Раздел:  Азы перспективы 

 7.1 Тема: Линейная перспектива

           Теория.  Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта.

          Практика. Выполнение заданий-упражнений: «Лесная тропинка», «Весенняя Уссурка», «Дорога к солнцу», «Долина цветного ветра».

 7.2 Тема: Воздушная цветоперспектива

           Теория. Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета).

           Практика. Выполнение заданий-упражнений: «Цветение багульника», «Зимний дуб», «Добрая сказка леса», «Парковые карусели».

         Экскурсия в музей А.А. Фадеева, художественные выставки приморских художников, выставки декоративно-прикладного творчества,  краевые фотовыставки репродукций.

                    8. Раздел: Дизайн 24

 8.1 Тема: Карнавальные маски

           Теория. Техника «папье-маше». Создание объёмных и полуобъёмных масок, украшений.

           Практика. Выполнение  заданий: «Сказочная маска», «Полумаска», «Ожерелье», «Малахитовый браслет».

8.2 Тема: Фантазийные шляпы

          Теория.  Использование различных приёмов работы с плотной бумагой (надрезание, сгибание, склеивание) при конструировании шляп.

          Практика.  Выполнение заданий: «Шляпа-сад», «Шляпа-аквариум», «Шляпа-вселенная», «Шляпа-осень».

                  9. Раздел:  Итоговое занятие

9.1   Тема: Праздник  «Здравствуй, лето!»

      Подведение итогов учебного года. Выставка творческих работ  (по выбору).  Правила дорожного движения.

1.4  Планируемые  результаты

   Личностные результаты:

        Обучающийся будет

— общаться со сверстниками и взрослыми в деятельности;

— уметь работать в коллективе, нести личную ответственность за выполнение общего задания;

—  презентовать свой образовательный  продукт перед сверстниками, взрослыми;

— участвовать в социально-значимой и творческой деятельности;

— планировать и выполнять задания по алгоритму и самостоятельно.

        У обучающегося будет

— проявляться  фантазия и воображение в конкретных формах творческой художественной деятельности;

— выражаться  художественный смысл, эмоциональное состояние, своё отношение к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

— проявляться  свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональная отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

   Метапредметные результаты:

        Обучающийся будет знать

— о различных художественных материалах и техникахи изобразительной деятельности;

— о разнообразии видов изобразительного искусства (живопись, графика и рисунок, скульптура, декоративно – прикладное искусство, дизайн, архитектура);

— о важности соблюдения техники безопасности на занятиях изобразительным творчеством;

— о многообразии живописных и графических материалов;

— значение изученных понятий (форма, цвет, пропорции, линия горизонта, перспектива, размещение, расположение, объединение в группу, различие цвета по тону и светлоте, термины цветоведения и колористики основные, тёплые и холодные цвета и др.);

— о многообразии жанров изобразительного искусства;

— понимать жанры как композиционные особенности;

— основные средства изобразительности: мазок, пятно, плоскость, линия, тон, штрих.

        Обучающийся приобретёт

— умение организовать своё рабочее место, пользоваться основными материалами и оборудованием;

— навыки работы по представлению и воображению, по памяти;

— знания свободно использовать площадь листа, размещать элементы изображения, уметь объединять их темой;

— умение строить пространство пейзажа, натюрморта, тематической или сюжетной композиции по планам, для цветового решения применять градиенты;

— возможность пользоваться художественными материалами, инструментами и оборудованием (согласно программе);

— навыки подбирать и смешивать цвета согласно собственному замыслу.

 Предметные результаты:

         Обучающийся будет знать

— теоретические основы художественной грамотности, название инструментов и материала, применяемых в работе;

— терминологию изобразительного искусства, законы композиции;

— виды изобразительного искусства и его жанры, о разнообразии и богатстве художественных культур народов, о единстве эмоционально – ценностных отношений к явлениям жизни;

— основы реалистического изображения, о методах и последовательности ведения работы в живописи, в рисунке и графике;

— свойства художественных материалов и технологию их применения.

         Обучающийся будет уметь

—  планировать последовательность операций, отбирать нужные для работы материалы и инструменты, иллюстрированный и фактический материал на заданную тему;

—  самостоятельно выделять и формулировать учебные цели;

—  самостоятельно находить необходимую информацию на заданную тему;

—  смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

—  правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

—  грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки.

        Обучающийся будет владеть

— первичными навыками  изобразительной деятельности в разных видах искусства: живописи, графике, дизайне и т.п.;

— основными правилами и законами композиции, смогут выбирать по собственному усмотрению тип композиции, а также свободно использовать композиционные возможности изображения: выбирать мотив, формат, управлять листом и т.д.,

РАЗДЕЛ №2.

Организационно-педагогические условия

2.1 Условия реализации программы

     1.  Материально-техническое обеспечение:

     Помещение для проведения занятий светлое, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания в помещении осуществляется  сквозное проветривание помещения.  Мебель (учебные столы и стулья) стандартные, имеют маркировку, соответствующую ростовой группе.    

      В процессе обучения учащиеся и педагог строго соблюдают правила техники безопасности труда.

     Для успешной реализации программы имеется материально-техническое обеспечение:

     —  ноутбук, проектор;

      предметы быта:

—  стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);

—  деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);

—  керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы);

     предметы декоративно-прикладного искусства:

—  полотенца,

—  расписные доски,

—  образцы народной  игрушки, керамические предметы;

     муляжи:  фрукты, овощи;

    драпировкиоднотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры.

  2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

      —  интернет-ресурсы: ttps://www.youtube.com/

      —  электронные коллекции Государственный музей изобразительных искусств имени

        А.С. Пушкина  сайт] URL: http://www.arts-museum.ru/collections/e/index.php

—  Государственный Эрмитаж;  сайт]URL: http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage?lng=ru   «Галерея — 900 картин самых известных русских художников»;

сайт] URL:  http://gallerix.ru/album/200-Russian;

—  презентации: «Жанры изобразительного искусства», «История кисти», «Симметрия в природе», «Волшебное превращение красок», «Поэтапное рисование пейзажа», «Художественные промыслы», «Природные узоры», «Графика», «Витражи»  и др.

www.arts-museum.ru/

www.artlib.ru/

www.arthistory.ru/         

http://www.uchportal.ru/

https://www.metod-kopilka.ru/

http://ped-kopilka.ru/

http://worldofteacher.com/

  Нормативно-правовая база:

1.  Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

2.  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Формы и содержание аттестации:

— беседа;

— педагогическое наблюдение;

— показ творческой работы на выставке.

     Критериями оценки уровня освоения программы являются:

—  соответствие уровня теоретических знаний обучающихся программным требованиям;

—  свобода восприятия теоретической информации;

 —  самостоятельность работы;

—  осмысленность действий;

—  разнообразие освоенных технологий;

—  соответствие практической деятельности программным требованиям;

—  уровень творческой активности обучающегося: количество реализованных проектов, выполненных самостоятельно на основе изученного материала;

—  качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по собственной инициативе.      

        Отслеживание и фиксация образовательных результатов определяется наличием грамот, дипломов, сертификатов.

       Формой подведения итогов является выставка детских работ внутри объединения. Обучающиеся сравнивают свои работы и делают выводы для дальнейшей эффективности. Лучшие работы обучающихся  участвуют в конкурсах различных уровней.

2.3 Методические материалы

          При реализации программы «Я вижу мир» используются традиционные методы обучения:

—  информационно- рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через самостоятельную работу с литературой;

— наглядные методы (использование динамической и статической, предметной наглядности, работа с раздаточным материалом в виде готовых трафаретов, мелких деталей, которые ребенок затрудняется сделать сам)

— объяснительно — иллюстративныеметоды (схемы поэтапного рисования, лепки),

— метод педагогического рисунка,

— исследовательские методы

— репродуктивные методы обучения: объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация;

— методы практической работы (тренировочные занятия, самостоятельное выполнение творческих заданий);

— метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, фотосъемка, видеосъемка;

— методы проблемного обучения:  эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;

— проектно-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства;

— метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;

—  наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики, демонстрационные материалы.

        В учебном процессе используются педагогические технологии:

— технология индивидуализации обучения – форма  организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует лишь с одним обучающимся или один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения.

— технология группового обучения — при групповой форме деятельности обучающиеся делятся на группы для решения конкретных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога.

— технология проблемного обучения.

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процессаПервый годВторой годТретий год
Продолжительность учебного года, неделя363636
Количество учебных дней108108108
Продолжительность учебных периодовI полугодие15.09.2021 -31.12.202101.09.2021 -31.12.202101.09.2021 -31.12.2021
II полугодие12.01.2022-31.05.202212.01.2022-31.05.202212.01.2022-31.05.2022
Возраст детей, лет5-7 лет8-12 лет13-16 лет.  
Продолжительность занятия, час123
Режим занятийДва раза в неделюДва раза в неделюДва раза в неделю
Годовая учебная нагрузка, час72144216

2.5 Календарный план воспитательной работы

МероприятияобъёмВременные границы
Конкурсно-познавательная программа «Моё село, моя малая родина»45 минСентябрь 2021 г.
Профилактическая беседа «Терроризм – зло против человечества»20 мин01.09.2021 г. – 09.09. 2021 г.
Беседа «Спешите делать добро»25 мин04.10.2021 г. -08.10.2021 г.
Беседа «Символика Российского государства»25 мин08.12.2021 г.-10.12.2012 г.
Конкурсная игровая программа, посвященная дню защитника Отечества «А ну-ка, мальчики!»45 мин22.02. 2022 г.
Конкурсная игровая программа, посвященная Международному дню женщин «Самая красивая, добрая и милая!»45 мин07.03 2022  г.
Юморина, посвященная Дню смеха40 мин29.03.2022 г.-02.04.2022 г.
 Акции, направленные на формирование патриотического воспитания у детей и молодежи 02.05.2022 г.- 15.05.2022 г.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога

1. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.

2. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. –  М.:

3. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.

5. Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.

Литература для обучающихся

1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

2. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

3. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

4. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.