Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы. Развитие мелкой моторики, воображения -необходимое условие для успешной учебной деятельности. Программа ориентирована на формирование знаний, умений, навыков
в области художественного творчества и стимулирование обучающихся
к выражению своей творческой индивидуальности посредством изготовления оригинальных работ. 

Направленность программы художественная.

Уровень освоения базовый.

Отличительные особенности. В программу включены коллективные творческие задания, что позволяет объединить детский коллектив, снизить тревожность у обучающихся, развить навыки уверенного поведения
и эффективного взаимодействия. Так же предусмотрено сочетание традиционных приемов лепки с современными способами работы
с пластичными материалами.

Адресат программы обучающиеся от 7 до 11 лет. Для обучения принимаются все желающие, без испытаний.  Состав группы переменный.

Условия набора и формирования групп: набор производится
на добровольной основе, учащиеся распределяются по группам только
в зависимости от смены обучения в школе, учитываются пожелание ребенка, родителей (законных представителей).

В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.

Режим занятий: 3 занятия в неделю по 2 ч. с 15 — минутным перерывом.
При определении режима занятий учтены требования СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», смена различных видов деятельности во время проведения занятий.

— продолжительность образовательного процесса: 432 ч., 2 года обучения.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: Формирование комплекса начальных знаний, умений и навыков в области художественного творчества у детей младшего школьного возраста посредством творческой работы с пластилином, солёным тестом и полимерной глиной.

Задачи программы:

Воспитательные:

1. способствовать творческой активности обучающихся;

2. формировать сознательную дисциплину.

Развивающие:

1. развить познавательную активность ребенка, способность к критическому мышлению;

2. упражнять воображение, фантазию, способность к сотрудничеству;

3. укреплять потребность к самостоятельности;

4. развить умение наблюдать предмет, анализировать и передавать его объем, пропорции, форму, массу, характерные особенности.

Обучающие:

1.      сформировать у обучающихся понятия «форма», «объемность», «пропорция», «характеристика предмета», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «композиция»;

2.  обучить способам скульптурной, конструктивной, комбинированной лепки;

3. стимулировать применение навыков эффективного сотрудничества;

4. выработать умения применять технические приемы лепки плоских
и рельефных форм, декорирования.

1.3 Содержание программы

Учебный план первого года обучения

№ п/пНазвание раздела, темыКоличество часовФормы аттестации/ контроля
ВсегоТеорияПрактика
1Вводное занятие. Инструктаж по ТБ22 беседа
2Материалы и инструменты633 
2.1Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами211Беседа, игра
2.2Основные приемы работы с пластилином422Беседа, наблюдение
3Пластилиновая живопись54351 
3.1Выполнение плоской композиции по шаблону8 8Наблюдение, выставка работ
3.2Выполнение плоской композиции из сплющенных шариков615Беседа, наблюдение, выставка работ
3.3Выполнение плоской композиции из жгутиков817Беседа, наблюдение, выставка работ
3.4Выполнение плоской композиции из разных элементов  10 10Наблюдение, выставка работ
3.5Цвет и его оттенки. Получение оттенка посредством смешивания пластилина.413Беседа, наблюдение, выставка работ
3.6Закрепление техники пластилиновая живопись6 6Наблюдение, выставка работ
3.7Выполнение коллективной творческой работы в технике пластилиновая живопись6 6Наблюдение, опрос
3.8Применение техники пластилиновая живопись в конкретном бытовом изделии6 6Наблюдение, выставка работ
4Пластилиновая аппликация26323 
4.1Знакомство с приёмом пластилиновая аппликация211Беседа, игра
4.2Пластилиновая аппликация8 8Наблюдение, выставка работ
4.3Пластилиновая аппликация и процарапывание817Беседа, наблюдение, выставка работ
4.4Выполнение многослойной композиции413Беседа, наблюдение, выставка работ
4.5Коллективная аппликация4 4Наблюдение, арт-объект
5Пластические фактуры в работе с пластилином26323 
5.1Знакомство с фактурами. Способы выполнения фактур211Беседа, наблюдение
5.2Способы выполнения фактур2 2Беседа, наблюдение, арт-объект
5.3Применение знаний о фактурах в коллективном изделии6 6Беседа, наблюдение, выставка работ
5.4Соединение пластилина и природных материалов. Индивидуальные работы1019Беседа, наблюдение, выставка работ
5.5Соединение пластилина и природных материалов. Коллективная работа615Беседа, наблюдение, арт-объект
6Полуобъёмные изображения16214 
6.1Знакомство с техникой выполнения невысокого рельефного изображения211Беседа, арт-объект
6.2Закрепление умения набирать полуобъёмную массу изображения6 6Беседа, наблюдение, выставка работ
6.3Создание предмета с последующим декорированием817Наблюдение, выставка работ
7Объёмные формы26224 
7.1Простые геометрические формы  413Беседа, арт-объект
7.2Сложные геометрические формы413Беседа, арт-объект, наблюдение
7.3Изготовление поделок с применением природных материалов8 8Беседа, наблюдение, выставка работ
7.4Изготовление поделок с применением пластиковых отходов10 10Беседа, наблюдение, выставка работ
8Солёное тесто34331 
8.1Физические и химические свойства солёного теста. Инструменты и материалы Изготовление солёного теста211Беседа, наблюдение, игра
8.2Знакомство с техникой лепки из солёного теста211Игра, наблюдение, беседа
8.3Плоская композиция с применением гуаши817Наблюдение, выставка работ
8.4Плоская композиция из цветного солёного теста4 4Наблюдение, выставка работ
8.5Полуобъёмная композиция с применением гуаши10 10Наблюдение, выставка работ
8.6Полуобъёмная композиция из цветного соленого теста2 2Наблюдение, выставка работ
8.7Коллективная работа из солёного теста4 4Беседа, арт- объект
8.8Изготовление магнита4 4Наблюдение, выставка работ
9Пластические фактуры в работе с солёным тестом18216 
9.1Изготовление фактурных валиков и инструментов211Беседа
9.2Наработка навыков работы с фактурными валиками413Наблюдение, коллективный арт-объект
9.3Индивидуальная поделка10 10Наблюдение, выставка работ
9.4Коллективная творческая работа4 4коллективный арт-объект, беседа
10Итоговое занятие413 
10.1Итоговое занятие – проверка теоретических знаний, практических навыков.211Беседа, решение кроссвордов, ребусов, анкетирование.
10.2Итоговое занятие – выставка работ.2 2Выставка работ, просмотр лайф-ленты ТО, фото-, видеоматериалов.
 Итого:21624192 

Содержание учебного плана первого года обучения

1. Раздел: Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Теория. Формирование группы, введение в программу. Проведение инструктажей по требованиям безопасности при работе в кабинете,
на дороге.

2. Раздел: Материалы и инструменты.

2.1 Тема: Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Техника безопасности при работе
с инструментами и материалами.

Теория. Физические и химические свойства материалов. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика. Игра «Пластилин против слайма», кроссворд, подвижная игра.

2.2 Тема: Основные приёмы работы с пластилином.

Теория. Сплющивание, прощипывание, разминание, скручивание, скатывание, раскатывание, сдавливание, вытягивание. Прослушивание стихотворений о технике выполнения приёмов.

Практика. Отработка навыков выполнения основных приёмов работы с пластилином.

Раздел: Пластилиновая живопись.

  •  Тема: Выполнение плоской композиции по шаблону.

Практика. Выполнение плоской композиции по шаблонам, соответствующим текущей тематике, времени года, праздникам. («Осенние листья», «Колпак волшебника», «Бутылочка с зельем», …)

3.2 Тема: Выполнение плоской композиции из сплющенных шариков.

Теория. Актуализация навыков: разминание, скатывание, сплющивание, скручивание, прощипывание. Особенности расположения деталей композиции из сплющенных шариков.

Практика. Выполнение композиций по шаблонам и без, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Цветы», «Рыбка», «Дерево», «Снег идёт», …)

3.3 Тема: Выполнение плоской композиции из жгутиков.

Теория. Актуализация навыков: разминание, скатывание, скручивание, прощипывание. Прослушивание стихотворений о технике выполнения приёмов. Особенности расположения деталей композиции
из жгутиков, колбасок.

Практика. Выполнение композиций по шаблонам и без, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Цветы», «Собачка», «Поле», «Калач», коллективная работа «Римские цифры», …)

3.4 Тема: Выполнение плоской композиции из разных элементов.

 Практика. Выполнение композиций по шаблонам и без, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Медуза», «Пожарный щит», «Дорога домой», «Говорящее письмо», «Мухомор», …)

3.5 Тема: Цвет и его оттенки. Получение оттенка посредством смешивания пластилина.

Теория. Понятие «цвет», «оттенок». Стихотворение «Каждый охотник желает знать…». Основные и дополнительные цвета. Цветового круга Иттена. Роль разминания, сплющивания в смешивании пластилина разных цветов, получении оттеков.

Практика. Выполнение упражнений на цветовые смешения. Выполнение композиций по шаблонам и без, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Осенние листья», «Парик», «Море», «Орнамент», коллективная работа «Космос», …)

3.6 Тема: Закрепление техники пластилиновая живопись.

Практика. Выполнение композиций по шаблонам
и без, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Осенние листья», «Головные уборы», коллективная работа «Дары осени», «Костёр», …)

3.7 Тема: Выполнение коллективной творческой работы в технике пластилиновая живопись.

Практика. Выполнение композиций «Улыбки», коллективная работа «Смайлики», «Листопад», «Часы», …)

3.8 Тема: Применение техники пластилиновая живопись
в конкретном бытовом изделии.

Практика. Изготовление эмблемы семьи, класса, творческого объединения, изготовление игры «Ладошки».

Раздел. Пластилиновая аппликация.

4.1 Тема: Знакомство с приёмом пластилиновая аппликация.

Теория. Просмотр иллюстраций, фотографий примеров пластилиновой аппликации. Прямая, модульная, мозаичная пластилинография. Приёмы: примазывание, налепливание.

Практика. Отработка навыков примазывание, налепливание. Игра
«На что похоже».

4.2 Тема: Пластилиновая аппликация.

Практика. Выполнение по шаблонам и без, на плоскости и на объёмных предметах композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Павлин», …)

4.3 Тема: Пластилиновая аппликация и процарапывание.

Теория. Техника «процарапывание», её возникновение, применение.

Практика. Выполнение по шаблонам и без, на плоскости и на объёмных предметах композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Снежинка», «Дерево», …)

4.4 Тема: Выполнение многослойной композиции.

Теория. «Колбасная» техника, история возникновения. Основы выполнения многослойных композиций.

Практика. Отработка навыков выполнения многослойной композиции. Изготовление поделки с использованием техники.

4.5 Тема: Коллективная аппликация.

Практика. Отработка навыков выполнения многослойной композиции при изготовлении коллективной работы. («Эмблема», «Пейзаж», …)

Раздел: Пластические фактуры в работе с пластилином.

5.1 Тема: Знакомство с фактурами. Способы выполнения фактур.

Теория. Понятие «фактура». Способы выполнения фактур различными природными и бытовыми предметами.

Практика. Отработка навыков придания фактурности с помощью природных и бытовых предметов.

5.2 Тема: Способы выполнения фактур.

Практика. Отработка навыков придания фактурности с помощью фактурных валиков, природных и бытовых предметов. Создание панно
из образцов полученных фактур.

5.3 Тема: Применение знаний о фактурах в коллективном изделии.

Практика. Выполнение многослойной композиции при изготовлении коллективной работы. («Листья», «Печенье», «Вафли», …)

5.4 Тема: Соединение пластилина и природных материалов. Индивидуальные работы.

 Теория. Актуализация знаний о свойствах пластилина. Способы объединения пластилина и природных материалов в одном изделии. Просмотр фото – и видео – материала.

Практика. Отработка навыков применения пластилина и природных материалов в одном изделии. («Театральный занавес», «Фоторамка», «Платье для куклы», …)

5.5 Тема: Соединение пластилина и природных материалов. Коллективная работа.

Теория. Способы объединения пластилина и природных материалов
в одном изделии. Понятие «декорирование».

Практика. Отработка навыков применения пластилина и природных материалов в одном изделии. («Подставка для карандашей», «Медуза», «Лес», …)

Раздел: Полуобъёмные изображения.

  • Тема: Знакомство с техникой выполнения невысокого рельефного изображения.

Теория. Понятие «рельеф». Применение в архитектуре. Техника выполнения рельефа.

Практика. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Аквариум», «Ягоды», «Фрукты», …)

  • Тема: Закрепление умения набирать полуобъёмную массу изображения.

Практика. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Божья коровка», «Рыбка», «Кит» «Натюрморт», …)

  • Тема: Создание предмета с последующим декорированием.

Теория. Актуализация знаний о способах и значении декора.

Практика. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Праздничная открытка», «Печатный пряник», коллективная работа «Фоторамка», …)

Раздел: Объёмные формы.

7.1 Тема: Простые геометрические формы.

Теория. Загадки, ребусы на тему «Геометрические фигуры».Техники создания простых геометрических форм. Прослушивание стихотворений о технике создания форм.

Практика. Формирование навыков создания простых геометрических форм. («Робот», «Чебурашка», «Колпак», «Грузовик», «Смайлики», «Дорожный знак», …)

7.2 Тема:Сложные геометрические формы.

 Теория. Виды сложных геометрических форм. Техники их создания. Конструктивная лепка.

Практика. Формирование навыков создания сложных геометрических форм. («Трансформер», «Листья растений», «Цифры», …)

7.3 Тема: Изготовление объёмных поделок с применением природных материалов.

Практика. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Ежик», коллективная работа «Пластилиновый конструктор», «Планетарий», …)

7.4 Тема: Изготовление поделок с применением пластиковых отходов.

Практика. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Подставка под телефон», «Шашки», коллективная работа «Шахматы», …)

Раздел: Солёное тесто.

8.1 Тема: Физические и химические свойства солёного теста. Инструменты и материалы Изготовление солёного теста.

Теория. Физические и химические свойства солёного теста. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Изготовление
не цветного соленого теста.

Практика. Игра «Пластилин против солёного теста», кроссворд, подвижная игра.

8.2 Тема: Знакомство с техникой лепки из солёного теста.

Теория. Основы работы с солёным тестом: просмотр видеоматериала, обсуждение. Повторение стихотворений о технике выполнения основных приёмов лепки.

Практика. Формирование навыков работы с солёным тестом, созданием полуобъёмных и объемных произвольных форм.

8.3 Тема: Плоская композиция с применением гуаши.

Теория. Приёмы нанесения гуаши при окрашивании работ из солёного теста.

Практика. Отработка навыков нанесения гуаши на детали изделия
из солёного теста. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Совенок», «Чебурашка», «Фоторамка», «Эмблема», …). Изготовление магнита.

8.4 Тема: Плоская композиция из цветного солёного теста.

Практика. Приготовление цветного солёного теста. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Морские обитатели», «Фоторамка», …). Изготовление магнита.

8.5 Тема: Полуобъёмная композиция с применением гуаши.

Практика. Отработка навыков нанесения гуаши на детали изделия
из солёного теста. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Жучок», «Морские камешки», коллективная работа «Натюрморт», «Грибная полянка», …).

8.6 Тема: Полуобъёмная композиция из цветного соленого теста.

Практика. Приготовление цветного солёного теста. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Морские обитатели», «Кораллы»», «Фоторамка», …).

8.7 Тема: Коллективная работа из солёного теста.

Практика. Приготовление цветного солёного теста. Изготовление
и украшение подставки для карандашей для кабинета творческого объединения. Изготовление магнитных шашек.

8.8 Тема: Изготовление магнита.

Практика. Изготовление магнитов для кабинета творческого объединения в одной тематике. (Буквы, цифры, смайлики, геометрические фигуры, цветы, флаги, …)

Раздел: Пластические фактуры в работе с солёным тестом

9.1 Тема: Изготовление фактурных валиков и инструментов.

Теория. Значение придания различных фактур изделию. Краткая классификация инструментов. Творческий подход при изготовлении
и применении инструментов, валиков.

Практика. Изготовление фактурных валиков. Отработка навыка придания фактуры изделию с помощью инструментов и валиков.

9.2 Тема: Наработка навыков работы с фактурными валиками.

Теория. Творческий подход при применении инструментов, валиков.

Практика. Отработка навыка придания фактуры изделию с помощью инструментов и валиков. Коллективная творческая работа. («Лоскутное одеяло», «Пряники», «Фишки для игр», …)

9.3 Тема: Индивидуальная поделка.

Практика. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Кот», «Собака», «Платье для куклы», «Щит», …)

9.4. Тема: Коллективная творческая работа.

Практика. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Космос», «Листья», …)

Раздел: Итоговое занятие

  1. Тема: Итоговое занятие – проверка теоретических знаний, практических навыков.

Теория. Подведение итогов работы творческого объединения.

Практика. Опрос, разгадывание кроссвордов, ребусов. Анкетирование.

  1. Тема: Итоговое занятие – выставка работ.

Практика. Итоговая выставка работ, презентация лайф-ленты работы творческого объединения.

Учебный план второго года обучения

№ п/пНазвание раздела, темыКоличество часовФормы аттестации/ контроля
ВсегоТеорияПрактика
1Вводное занятие. Инструктаж по ТБ211беседа
2Материалы и инструменты211 
2.1Инструменты и материалы. Физические и химические свойства пластилина и солёного теста. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Основные приемы работы с пластилином и солёным тестом.211Беседа, игра
3Пластилинография50 50 
3.1Выполнение плоской композиции14 14Наблюдение, выставка работ
3.2Выполнение полуобъёмной/объёмной композиции14 14Наблюдение, выставка работ
3.3Декорирование пластилином14 14Наблюдение, выставка работ
3.4Выполнение коллективной творческой работы8 8Наблюдение, опрос
4Пластилин и декоративные материалы28226 
4.1Выполнение плоской композиции1019Наблюдение, выставка работ
4.2Выполнение объёмной/полуобъёмной композиции1019Беседа, наблюдение, выставка работ
4.3Выполнение коллективной творческой работы8 8Наблюдение, опрос
5Пластилин и природные материалы32428 
5.1Выполнение плоской композиции817Беседа, игра
5.2Выполнение объёмной/полуобъёмной композиции817Наблюдение, выставка работ
5.3Выполнение коллективной творческой работы817Беседа, наблюдение, выставка работ
5.4Выполнение объёмной композиции с каркасом817Беседа, наблюдение, выставка работ
6Солёное тесто28127 
6.1Инструменты и материалы. Физические и химические свойства солёного теста. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Основные приемы работы с солёным тестом.211Беседа, наблюдение
6.2Способы выполнения фактур2 2Беседа, наблюдение, арт-объект
6.3Выполнение плоской композиции8 6Беседа, наблюдение, выставка работ
6.4Выполнение объёмной/полуобъёмной композиции10 10Беседа, наблюдение, выставка работ
6.5Выполнение коллективной творческой работы6 6Беседа, наблюдение, арт-объект
7Полимерная глина70664 
7.1Инструменты и материалы. Физические и химические свойства полимерной глины. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Основные приемы работы с полимерной глиной.211Беседа
7.2Изготовление простых геометрических плоских форм413Беседа, наблюдение
7.3Создание поделки из плоских форм817Наблюдение, выставка работ
7.4Изготовление объёмных геометрических плоских форм413Беседа, наблюдение
7.5Создание поделки из объёмных форм808Наблюдение, выставка работ
7.6Создание композиции с элементами декора20119Беседа, выставка работ
7.7Фактурные валики и инструменты. Формирование навыков работы с фактурными валиками211Беседа, игра
7.8Создание поделки с применением фактурных валиков.16 16Наблюдение, выставка работ
7.9Коллективная творческая работа8 8Наблюдение, коллективный арт-объект  
8Итоговое занятие413 
8.1Итоговое занятие – проверка знаний теории211Беседа, обзор портфолио, тестирование
8.2Итоговое занятие – выставка работ.2 2Анкетирование, фото-, видеоматериалы, выставка работ
 Итого:21615201 

Содержание учебного плана второго года обучения

1. Раздел: Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Теория. Проведение инструктажей по требованиям безопасности при работе в кабинете, на дороге.

Практика. Решение тематических кроссвордов, ребусов.

2. Раздел: Материалы и инструменты.

2.1 Тема: Инструменты и материалы. Физические и химические свойства пластилина и солёного теста. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Основные приемы работы
с пластилином и солёным тестом.

Теория. Физические и химические свойства материалов. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.

Практика. Игра «Пластилин против солёного теста». Решение тематических кроссвордов, ребусов.

Раздел: Пластилинография

3.1 Тема: Выполнение плоской композиции.

Практика. Выполнение плоской композиции, соответствующим текущей тематике, времени года, праздникам. («Осенние листья», «Портрет», «Небо», …)

  • Тема: Выполнение полуобъёмной/объёмной композиции.

Практика. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Букет», «Дерево», коллективная работа «Планеты солнечной системы», «Аквариум», …)

3.3 Тема: Декорирование пластилином.

Теория. Актуализация знаний о способах и значении декора.

Практика. Декорирование пластиковых изделий в соответствии
с темами текущих праздников, времени года. («Фоторамка», «Магнит», …)

3.4 Тема: Выполнение коллективной творческой работы.

Практика. Выполнение изделия в соответствии с темами текущих праздников, времени года.

Раздел. Пластилин и декоративные материалы

4.1 Тема: Выполнение плоской композиции.

Теория. Актуализация знаний и навыков о способах и приемах декорирования работ из пластилина при помощи природных материалов, бусин, бисера и т.п.

Практика. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Платье», «Наряд», «Колосья», …)

4.2 Тема: Выполнение объёмной/полуобъёмной композиции.

Теория. Актуализация знаний и навыков о способах и приемах выполнения объёмных, полуобъёмных композиций, форм.

Практика. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Лица», «Дуб», «Экзотические фрукты», …)

4.3 Выполнение коллективной работы.

Практика. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Аквариум», …)

Раздел: Пластилин и природные материалы

5.1 Тема: Выполнение плоской композиции.

Теория. Виды природного материалы. Техника безопасности при работе с природным материалом.

Практика. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Рыбка», «Цветок», «Венок», …)

5.2 Тема: Выполнение объёмной/полуобъёмной композиции.

Теория. Просмотр видеороликов с примерами необычного сочетания природных материалов и пластилина.

Практика. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Портрет Осени», «Портрет «Зимы», «Индеец», …)

5.3 Тема: Выполнение коллективной творческой работы.

Теория. Беседа «Что такое коллектив? Что такое команда? Что человеку даёт работа в команде?»

Практика. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Странички красной книги: бабочки, насекомые, …»

5.4 Тема: Выполнение объёмной композиции с каркасом.

 Теория. Понятие «каркас», его назначение. Материалы, которые можно использовать в качестве каркаса. Демонстрация наглядных схем, фотографий использования каркаса при выполнении композиций из пластилина.

Практика. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Робот», «Спортсмен», …)

Раздел: Солёное тесто

  • Тема: Инструменты и материалы. Физические и химические свойства солёного теста. Техника безопасности при работе
    с инструментами и материалами. Основные приемы работы с солёным тестом.

Теория. Физические и химические свойства солёного теста. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Основные приемы работы с солёным тестом.

Практика. Изготовление солёного теста, окрашивание.

  • Тема: Способы выполнения фактур.

 Практика. Отработка навыков придания фактурности материалу
с помощью природных и бытовых предметов.

  •  Тема: Выполнение плоской композиции.

Практика. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Листья», «Лоскутное одеяло», …)

  • Тема: Выполнение объёмной/полуобъёмной композиции.

Практика. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Пасхальное яйцо», «Птицы», …)

  • Тема: Выполнение коллективной творческой работы.

Практика. Выполнение работы «Домики нашей улицы» («Домики сказочной улицы»)

Раздел: Полимерная глина

7.1 Тема: Инструменты и материалы. Физические и химические свойства полимерной глины. Техника безопасности при работе
с инструментами и материалами. Основные приемы работы с полимерной глиной.

Теория. Физические и химические свойства полимерной глины. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Основные приемы работы с полимерной глиной.

Практика. Формирование навыков, приёмов работы с полимерной глиной.

7.2 Тема:Изготовление простых геометрических плоских форм.

 Теория. Кроссворд «Геометрические фигуры», беседа о возникновении и значениях названий геометрических фигур.

Практика. Индивидуальное изготовление игры «Танграм», «Пирамидка».

7.3 Тема: Создание поделки из плоских форм.

Теория. Ребус для слов «брелок», «подарок». Беседа о возникновении
и значении слова «брелок». Функции брелока. Брелок как подарок.

Практика. Изготовление брелока «Цветок», «Смайлик», «Облачко», «Листик».

7.4 Тема: Изготовление объёмных геометрических форм.

Теория. Просмотр демонстрационного видеоматериала о создании объёмных форм из полимерной глины.

Практика. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Грибы», «Фрукты», коллективная работа «Набор для настольных игр», …)

7.5 Тема: Создание поделки из объёмных форм.

Практика. Выполнение композиций, соответствующих текущей тематике праздников, времени года. («Каравай», «Пицца», «Животные», подвеска, …)

7.6 Тема: Создание композиции с элементами декора.

 Теория. Актуализация понятий «декор», «декоративный элемент». Беседа о значении декора в декоративно-прикладном творчестве.

Практика. Изготовление фоторамки, заколки для волос.

7.7 Тема: Фактурные валики и инструменты. Формирование навыков работы с фактурными валиками.

 Теория. Актуализация знаний о видах, применении фактурных валиков и других инструментов для придания фактурности изделию или отдельным элементам изделия.

Практика. Наработка навыков работы с фактурными валиками
и другими инструментами.

7.8 Тема: Создание поделки с применением фактурных валиков.

Практика. Изготовление магнита, броши.

7.9 Тема: Коллективная творческая работа.

 Практика. Изготовление игр «Тетрис», «Пятнашки».

Раздел: Итоговое занятие.

  • Тема: Итоговое занятие – проверка теоретических знаний, практических навыков.

Теория. Подведение итогов работы творческого объединения.

Практика. Опрос, разгадывание кроссвордов, ребусов.

  • Тема: Итоговое занятие – выставка работ.

Практика. Итоговая выставка работ, презентация лайф-ленты работы творческого объединения. Анкетирование.

1.4 Планируемые результаты

1.4.1 Планируемые результаты первого года обучения

Личностные результаты:

У обучающихсябудут сформированы:

— начальные навыки самоорганизации, самоконтроля и саморегуляции;

 — умения быть терпимыми к неудачам, воспринимать ошибку как источник развития.

Метапредметные результаты:

Обучающиеся приобретут умение:

— применять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, установление аналогии, перенос, обобщение, …) для решения поставленной задачи.

Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать:

— правила работы с материалом и инструментами для лепки;

—  основные виды материалов и оборудования для лепки;

— основные техники работы с пластилином и солёным тестом.

Обучающиеся будут уметь:

— действовать по инструкции;

— создавать образ-представление предмета по описанию;

Обучающиеся будут владеть:

— основными способами лепки форм и предметов;

— навыками работы с природными материалами и материалами для декора;

1.4.2 Планируемые результаты второго года обучения

Личностные результаты:

У обучающихсябудут сформированы:

— навыки самоорганизации, самоконтроля и саморегуляции;

 — умения быть терпимыми к неудачам, воспринимать ошибку как источник развития;

— навыки сотрудничества;

— способность конструктивно принимать и оказывать помощь при выполнении задания.

Метапредметные результаты:

Обучающиеся приобретут умение:

— применять универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, установление аналогии, перенос, обобщение, …) для решения поставленых задач.

Обучающиеся будут знать:

— способы поиска информации, работы с информацией;

Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать:

—  основные виды материалов и оборудования для лепки;

— правила работы с материалом и инструментами для лепки;

— особенности пластического, конструктивного и комбинированного способов лепки.

Обучающиеся будут уметь:

— создавать образ-представление предмета по описанию, анализировать предмет (его массу, объём, форму, …);

— выходить за рамки привычных мыслительных стереотипов;

— действовать по инструкции;

Обучающиеся будут владеть:

— основными  и креативными способами лепки форм и предметов;

— навыками работы с природными материалами и материалами для декора;

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

– отдельное помещение для проведения занятий;

— ноутбук (имеется возможность доступа к информационным ресурсам интернета, возможность воспроизведения аудио и видеоматериала
в кабинете);

-иллюстрации, фотографии;

— пластилин, стеки, доска для лепки;

— фактурные валики и другие материалы для придания фактурности;

— картон формата А-4;

Оборудование класса:

— классная доска, маркеры для доски, губка;

— ученические столы с комплектом стульев;

— стол педагога, стул;

— вешалка для верхней одежды;

— шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий;

— стенд для демонстрации наглядного материала, оформления выставок.

2.  Информационное обеспечение.

Интернет-источники:

www.raduga-idey.ru;

https://лепка.рф;
https://www.maam.ru

http://kvestodel.ru/

https://resh.edu.ru/

Нормативно правовая база:

— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 

 — Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р);

— СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;

  —  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;

— Положение «О дополнительной общеобразовательной общеразвивающей и рабочей программах» МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка, приказ № 80-а
от 18 августа 2020 г.

— Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Чугуевка.

Список литературы:

  1. Куцакова Л.В. Мама, я умею лепить. М.: Мой мир, 2008.
  2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: Владос, 2004.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную
и итоговую аттестацию. Промежуточная аттестация – просмотр работ обучающихся во 2-м, 4-м полугодиях.  Итоговая аттестация – индивидуальное изготовление обучающимся магнита/броши из полимерной глины или солёного теста. Форма текущего контроля — проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся, анализ участия каждого обучающегося в конкурсах, мероприятиях. Оценка теоретических знаний (текущий контроль), может проводиться в форме собеседования, решения или составления тематических кроссвордов.

Формы фиксации образовательных результатов: список награждений обучающихся, портфолио, фото- и видеозаписи, перечень готовых работ.

Формы демонстрации образовательных результатов: фото-
и видеозаписи, лайф-лента за полугодия и учебный год, выставка, готовое изделие, открытое занятие.

Виды контроля/аттестации Наименование и время проведенияЦель проведенияФормы
Текущий контроль (в течение всего учебного года)Оценка качества освоения разделов учебного материалаВыставка работ
Промежуточный контроль (по окончании 2-го, 4-го полугодия)Определение результатов учебной деятельности обучающихся за оцениваемый периодПрезентация творческих работ, опрос
Итоговый контроль (в конце учебного года/курса обучения)Оценка сформированных у обучающихся умений и навыков.Обзор портфолио, беседа

Перечень оценочных материалов: ребусы, кроссворды по темам «Лепка», «Приемы лепки», «Виды лепки», «Виды росписи», «Орнамент», «Цвета».

  • Методические материалы
К разделу «Материалы и инструменты»: видеоурок
«Виды изобразительного искусства»: https://goo.su/5IfL

К разделу «Пластилиновая живопись»: кроссворды по темам «Лепка», «Приемы лепки», фотографии и шаблоны, видеоурок «Сюжетно –декоративная композиция»: https://goo.su/5ifM, видеоурок «Красный цвет
в природе и искусстве»: https://goo.su/5iFM, видеоурок «Загадки чёрного
и белого»: https://goo.su/5IfM, видеоурок «Осенние перемены в природе»: https://goo.su/5IFm, видеоурок «Радуга-дуга»: https://goo.su/5IFM

К разделу «Пластилиновая аппликация»: ребусы, кроссворд «Виды лепки», видеоурок «Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов»: https://goo.su/5ifn

К разделу «Пластические фактуры в работе с пластилином»: фото-
и видео-  материалы для наглядного изучения, практического воспроизведения.

К разделам «Полуобъёмные изображения», «Объёмные формы»: видеоурок «Беседы об искусстве. Виртуальные экскурсии по отечественным и зарубежным музеям»: https://goo.su/5ifN

К разделу «Солёное тесто»: ребусы, кроссворды по теме «Виды росписи», «Цвета», видеоурок «Основы цветоведения»: https://goo.su/5iFn

К разделу «Пластилин и декоративные материалы»: ребусы, кроссворды по теме «Орнамент», видеоурок «Декоративное искусство
и народные промыслы»: https://goo.su/5ifO, видеоурок «Лепка. Рисуем
и лепим животных. Лепка из глины свистулек и народных игрушек»:  https://goo.su/5iFo/, видеоурок «Орнамент народов мира: традиции мастерства»: https://goo.su/5iFO, видеоурок «Русская глиняная игрушка»: https://goo.su/5Ifo, видеоурок «Дымковская игрушка»: https://goo.su/5IFo

К разделу «Пластилин и природные материалы»: кроссворд «Экологический», видеоурок «Орнаментный образ в веках. Орнаменты народов мира»: https://goo.su/5IfP

К разделу «Полимерная глина»: видеоурок «Медаль за бой, за труд из одного металла льют»: https://goo.su/5IFp

К разделу «Итоговое занятие»: бланк опросника.

2.4 Календарный учебный график  

Этапы образовательного процесса2 года
Продолжительность учебного года, неделя36
Количество учебных дней432
Продолжительность учебных периодов1 полугодие01.09.2021- 31.12.2021
2 полугодие10.01.2022- 31.05.2022
Возраст детей, лет                                           7-10
Продолжительность занятия, час2
Режим занятия3 раза/нед

2.5 Календарный план воспитательной работы

Название мероприятияМесто проведенияВремя проведенияОбъем/ примечания
1Урок безопасности, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмомКабинет № 5Сентябрь 20212 ч
2Неделя здоровьяТерритория МБУ ДО ДЮЦСентябрь 20212 ч
3Экологическая неделя «Мусорное творчество»Кабинет № 5Октябрь 20216 ч
4Урок «Мои права и обязанности», посвященный Всемирному дню ребёнкаКабинет № 5Ноябрь 20212 ч
5Акция «Поздравления с Новым годом»Кабинет № 5, отдел соц.защиты населенияДекабрь 20216 ч
6Военно-патриотическая игра «Зарница»СтадионЯнварь 2022
7Урок здоровьяКабинет № 5Март 2022
8Гагаринский урокКабинет № 5Апрель 2022
9Тематический урок ОБЖ к дню пожарной охраныКабинет № 5Апрель 2022

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы: методическое пособие. М., 2015.
  2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации: методическое пособие. М., 2016.
  3. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Методические рекомендации.  М., 2000.
  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Издат. центр «Академия», 1999.