Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы. Ведущей деятельность школьников начального звена является обучение. Но этот возрастной период важен так же и для становления психики человека как активного, сознательного, социально успешного гражданина общества. Посещая творческое объединение «Психология для школьников» ребенок разовьёт не только свои когнитивные навыки (активное слушание, приёмы запоминания информации, креативность, развернутая речь), но и составляющие социального интеллекта (коммуникативность, эмпатия, способности к саморегуляции
и сотрудничеству).
Направленность программы социально- гуманитарная.
Уровень освоения базовый.
Отличительные особенности. Результат работы в творческом объединении для каждого обучающегося — индивидуальная интерактивная или развивающая настольная игра, сделанная самостоятельно с помощью педагога.
Общение со сверстниками, организованное педагогом в рамках занятий — основа для проявления творческого потенциала, обогащения эмоциональной сферы, формирования навыков уверенного поведения.
Предоставление обучающимся различных вариантов сложности задания.
Адресат программы: обучающиеся от 7 до 10 лет.
Особенности организации образовательного процесса:
— условия набора и формирования групп: набор производится
на добровольной основе, учащиеся распределяются по группам только
в зависимости от смены обучения в школе, учитываются пожелание ребенка, родителей (законных представителей). Для обучения принимаются все желающие, без каких-либо испытаний. Состав группы переменный.
В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.
— режим занятий: 3 занятия в неделю по 2 ч. с 15 — минутным перерывом. При определении режима занятий учтены требования СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а также смена различных видов деятельности во время проведения занятий.
— продолжительность образовательного процесса: 216 ч., 1 год обучения.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развитие социального интеллекта у обучающихся творческого объединения «Апгрейд» посредством формирования комплекса интеллектуальных, личностных и коммуникативных черт.
Задачи программы:
Воспитательные:
1. способствовать общественной активности обучающихся;
2. формировать культуру общения и поведения в социуме;
3. формировать сознательную дисциплину.
Развивающие:
1. развить познавательную активность ребенка;
2. упражнять воображение, фантазию, память, способность
к сотрудничеству;
3. укреплять потребность к самостоятельности;
4. привить навыки саморегуляции, рефлексии.
Обучающие:
1. познакомить обучающихся с основами учения о темпераменте
и характере;
2. изучить основные эмоции человека и их значение в жизни, обучить навыкам экологичного выражения своих эмоций;
3. стимулировать применение навыков эффективного сотрудничества;
4. обучить приёмам запоминания информации и организовать
на практике их применение;
5. тренировать творческие навыки, навыки произвольного внимания, критического мышления.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ | 2 | 2 | беседа | |
2 | Образ «Я» | 6 | 2 | 4 | |
2.1 | Понятие «самосознания» | 2 | 1 | 1 | Арт-объект, беседа |
2.2 | Беседа «Каков ты для окружающих» | 4 | 1 | 3 | Беседа, наблюдение, портфолио |
3 | Ощущение, восприятие | 6 | 2 | 4 | |
3.1 | Понятие «ощущения» | 2 | 1 | 1 | Беседа, наблюдение |
3.2 | Понятие «восприятия» | 2 | 1 | 1 | Беседа, наблюдение |
3.3 | Виды восприятия | 2 | 2 | Наблюдение, опрос | |
4 | Внимание | 12 | 1 | 11 | |
4.1 | Понятие «внимания». Произвольное и непроизвольное внимание | 2 | 1 | 1 | Беседа, тестирование |
4.2 | Упражнения, игры на развитие произвольного внимания | 8 | 8 | Наблюдение, тестирования | |
4.3 | Контрольное занятие по темам «Ощущение», «Восприятие», «Внимание» | 2 | 2 | Анкетирование | |
5 | Темперамент | 10 | 4 | 6 | |
5.1 | Сказка о типах темперамента. Холерик, флегматик | 2 | 1 | 1 | Беседа, арт-объект |
5.2 | Сангвиник, меланхолик | 2 | 2 | Беседа, арт-объект | |
5.3 | Определение типа темперамента | 2 | 1 | 1 | Беседа, тестирование |
5.4 | Темперамент в жизни: сильные и слабые стороны холерика, флегматика | 2 | 1 | 1 | Беседа, арт-объект |
5.5 | Темперамент в жизни: сильные и слабые стороны меланхолика, сангвиника | 2 | 1 | 1 | Беседа, интеллект-карта |
6 | Характер | 6 | 1 | 5 | |
6.1 | Первые проявления характера. Характеры сказочных героев | 2 | 1 | 1 | беседа |
6.2 | Условность деления черт характера на положительные и отрицательные | 2 | 2 | Беседа, арт-объект | |
6.3 | Контрольное занятие по темам «Темперамент», «Характер» | 2 | 2 | Беседа, анкетирование | |
7 | Эмоции | 14 | 2 | 12 | |
7.1 | Сказка «Волшебный Дом». Этажи головного мозга | 2 | 1 | 1 | Беседа, арт-объект |
7.2 | Сказка о волшебницах потребностях и заколдованных эмоциях | 2 | 1 | 1 | Беседа, арт-объект |
7.3 | Мимика, жесты как способ выражения эмоционального состояния | 2 | 2 | Наблюдение, практикум | |
7.4 | Азбука эмоций | 6 | 6 | Беседа, наблюдение, арт-терапия, интеллект-карта | |
7.5 | Контрольное занятие по теме «Эмоции» | 2 | 2 | Анкетирование, беседа | |
8 | Способности | 4 | 1 | 3 | |
8.1 | Сказка о цветах способностей | 2 | 1 | 1 | Беседа, арт-объект |
8.2 | Развитие умственных способностей | 2 | 2 | Арт-объект, наблюдение | |
9 | Память | 30 | 1 | 29 | |
9.1 | Виды памяти | 2 | 1 | 1 | Беседа, интеллект-карта |
9.2 | Диагностика уровня кратковременной памяти | 2 | 2 | Тестирование, наблюдение | |
9.3 | Упражнения на развитие памяти | 24 | 24 | Практикум, опрос, портфолио | |
9.4 | Контрольное занятие по теме «Память» | 2 | 2 | Анкетирование, интеллект-карта | |
10 | Мышление | 22 | 1 | 21 | |
10.1 | Понятия «мышление» и «интеллект» | 2 | 1 | 1 | Беседа, анкетирование |
10.2 | Упражнения на развитие репродуктивного и творческого интеллекта | 6 | 6 | Арт-объект, проект игры | |
10.3 | Упражнения на развитие социального интеллекта | 10 | 10 | Беседа, наблюдение, проект игры | |
10.4 | Упражнения на развитие невербального интеллекта. Мимика, жесты | 4 | 4 | Практикум, беседа, наблюдение | |
11 | Эмпатия | 8 | 1 | 7 | |
11.1 | Понятие «эмпатия» | 2 | 1 | 1 | Беседа, арт-объект |
11.2 | Развитие эмпатии, навыка сотрудничества | 4 | 4 | Беседа, наблюдение, практикум | |
11.3 | Контрольное занятие по темам «Мышление», «Эмпатия» | 2 | 2 | Анкетирование, презентация игр | |
12 | Развитие произвольного внимания | 38 | 38 | ||
12.1 | Упражнения, игры на развитие произвольного внимания | 38 | 38 | Наблюдение, тестирование | |
13 | Развитие эмоциональной сферы | 6 | 6 | ||
13.1 | Развитие способности говорить «нет» | 2 | 2 | практикум | |
13.2 | Жесты, позы как невербальный способ выражения своего эмоционального состояния | 2 | 2 | практикум | |
13.3 | Визуальные способы выражения своего эмоционального состояния | 2 | 2 | Арт-объект | |
14 | Развитие памяти | 36 | 1 | 35 | |
14.1 | Занятие – актуализация знаний | 2 | 1 | 1 | Беседа |
14.2 | Упражнения, игры на развитие памяти | 34 | 34 | Практикум, наблюдение | |
15 | Развитие мышления и речи | 14 | 1 | 13 | |
15.1 | Занятие – актуализация знаний | 2 | 1 | 1 | Беседа |
15.2 | Упражнения, игры на развитие мышления и речи | 12 | 12 | Практикум, наблюдение, арт-объект, презентация игр | |
16 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Портфолио, фото-, видео-материалы, беседа | |
Итого: | 216 | 21 | 195 |
Содержание учебного плана
1. Раздел: Введение в программу
1.1 Тема: Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Теория. Формирование группы, введение в программу. Проведение инструктажей по требованиям безопасности при работе в кабинете,
на дороге.
2. Раздел: Образ «Я»
2.1 Тема: Понятие «самосознания».
Теория. Стихотворение Э. Успенского «А у мальчика в кармане». Внутренний мир каждого человека. Не бывает неправильного внутреннего мира.
Практика. Метод пиктограмм. Значение слова «космос». Арт – терапия: рисунок в технике мокрая акварель «Внутренний мир».
2.2 Тема: Беседа «Каков ты для окружающих».
Теория. Опрос учащихся о семье, друзьях. Для чего нужны друзья, враги.
Практика. Лепка из пластилина, рисунки карандашами, фломастерами. Беседа о увлечениях, интересах детей, их друзей. Игра «Говорящие вещи».
- Раздел: Ощущение, восприятие
- Тема: Понятие «ощущения».
Теория. Стихотворение «Зеркало». Глаза – основной анализатор. Психика человека отражает окружающий мир. Отражение ни хорошее,
ни плохое. Восприятие-целостное отражение мира. «Фигура-фон», оптические иллюзии.
Практика. Отражение мира пятью органами чувств, Тест
на определение ведущей модальности. Игра «Прикосновения». Прикосновения в жизни человека. Басня «Слепой и молоко». Описание предметов с закрытыми глазами. Определение источника звука с закрытыми глазами. Игра «Чем различаются».
- Тема: Понятие «восприятие».
Теория. Понятие «Восприятие». Отличие восприятия от ощущения.
Практика. Игра «Разведчик».
- Тема: Виды восприятия.
Практика. Восприятие (зрение, слух, обоняние, осязание). Игры
на развитие зрительного, тактильного, слухового восприятия.
- Раздел. Внимание
4.1 Тема: Понятие «внимания». Произвольное и непроизвольное внимание.
Теория. Что такое внимание? Почему необходимо быть внимательным? Как развивать внимание? Произвольное и непроизвольное внимание.
Практика. Тест «Корректурная проба». Тест «Распределение внимания».
4.2 Тема: Упражнения, игры на развитие произвольного внимания.
Практика. Тест «Перепутанные линии». Струп-тест. Игры
на внимание. Динамические упражнения на координацию, концентрацию
и переключаемость внимания. Лабиринты. Корректурное пробы.
4.3 Тема: Контрольное занятие по темам «Ощущение», «Восприятие», «Внимание».
Практика. Анкетирование. Составление интеллект – карты.
5. Раздел: Темперамент
5.1 Тема: Сказка о типах темперамента. Холерик, флегматик.
Теория. Сказка о типах темперамента.
Практика. Типы темперамента (на примере сказочных героев): холерик, флегматик.
5.2 Тема: Сангвиник, меланхолик.
Практика. Типы темперамента (на примере сказочных героев): сангвиник, меланхолик.
5.3 Тема: Определение типа темперамента.
Теория. Тест Айзенка. Определение типа темперамента по двум признакам.
Практика. Тестирование. Обсуждение и оформление результатов.
5.4 Тема: Темперамент в жизни: сильные и слабые стороны холерика, флегматика.
Теория. Актуализация знаний о четырёх типах темперамента. Темперамент в жизни: сильные и слабые стороны каждого типа.
Практика. Рассуждения о слабых и сильных стороны типов темперамента, применение в жизни. Разыгрывание ситуаций. Заполнение интеллект-карты.
5.5 Тема: Темперамент в жизни: сильные и слабые стороны меланхолика, сангвиника.
Теория. Актуализация знаний о четырёх типах темперамента. Темперамент в жизни: сильные и слабые стороны каждого типа.
Практика. Рассуждения о слабых и сильных стороны типов темперамента, применение в жизни. Разыгрывание ситуаций. Заполнение интеллект-карты.
- Раздел: Характер
- Тема: Первые проявления характера. Характеры сказочных героев.
Теория. Первые проявления характера. Определение понятия «характер». Характеристика предмета, человека. Почему есть «плохой»
и «хороший» характер.
Практика. Выразительное чтение. Характеры сказочных героев.
6.2 Тема:Условность деления черт характера на положительные
и отрицательные.
Практика. Положительные, отрицательные черты характера. Беседы
о применении черт характера в различных жизненных ситуациях.
6.3 Тема: Контрольное занятие по темам «Темперамент», «Характер».
Практика. Анкетирование. Окончание заполнения интеллект-карты.
- Раздел: Эмоции
7.1 Тема: Сказка «Волшебный Дом». Этажи головного мозга.
Теория. Этажи головного мозга. Сказка о Волшебницах-потребностях
и заколдованных эмоциях. Условное деление эмоций на «плохие»
и «хорошие». Зачем нужны эмоции.
Практика. Игра «Противоположности».
7.2 Тема:Сказка о волшебницах потребностях и заколдованных эмоциях.
Теория. Сказка о Волшебницах-потребностях и заколдованных эмоциях.
Практика. Игра «Сад чувств». Игра «Придумай эмоцию».
7.3 Тема: Мимика, жесты как способ выражения эмоционального состояния.
Практика. Игра «Придумай эмоцию». Способы снятия эмоционального напряжения.
7.4 Тема: Азбука эмоций.
Практика. Значение эмоций для человека, общества. Радость. Печаль. Гнев. Удивление. Смущение. Обида. Уважение. Стыд. Зависть. Восхищение. Гордость. Вина. Благодарность. Отчаяние. Унижение. Справедливость. Симпатия. Антипатия. Арт-терапия.
7.5 Тема: Контрольное занятие по теме «Эмоции».
Практика. Анкетирование, беседа.
- Раздел: Способности
8.1 Тема: Сказка о цветах способностей.
Теория. Сказка о цветах способностей.
Практика. Арт-терапия.
8.2 Тема: Развитие умственных способностей.
Практика. Игры «Тетрадь моих достижений», «Место для раздумий».
- Раздел: Память
9.1 Тема: Виды памяти.
Теория. Виды памяти: кратковременная, долговременная, оперативная.
Практика. Составление интеллект-карты.
9.2 Тема: Диагностика объёма кратковременной памяти.
Практика. Практикум «Запомни и воспроизведи рисунок», «Запомни
и расставь точки».
9.3 Тема: Упражнения на развитие памяти.
Практика. Упражнения на развитие памяти и произвольного внимания. Нейробика. Практикумы «Зрительная память». Практикумы «Слуховая память». Практикум «Моторная память». Пиктограммы. Мнемические приемы. Правила запоминания информации.
9.4 Тема: Контрольное занятие по теме «Память».
Практика. Анкетирование. Опрос по Число-буквенному коду.
- Раздел: Мышление
- Тема: Понятия «мышление» и «интеллект».
Теория. Понятие «мышление», «интеллект». Виды интеллекта.
Практика. Опрос, обсуждение значения различных видов интеллекта
в жизни человека. Профориентация и ведущий вид интеллекта.
10.2 Тема: Упражнения на развитие репродуктивного
и творческого интеллекта.
Практика. Танграм. Шашки. Шахматы. Лото. Домино. Загадки. Решение головоломок, ребусов, шарад, карточек, игры на развитие воображения, арт-объект, поделка из отходов, Игры «Тысяча и одна история», «Крокодил», «Эрудит», «Буквистер». Тематические квесты. Игры детей. Кубик Рубика. Создание новых игр.
10.3 Тема: Упражнения на развитие социального интеллекта.
Практика. Игры «Граффити», «Групповой портрет», «Интервью».
10.4 Тема: Упражнения на развитие невербального интеллекта. Мимика, жесты.
Практика. Описание предметов с помощью жестов. Игра «Море волнуется раз».
11. Раздел: Эмпатия
11.1 Тема: Понятие «эмпатии».
Теория. Понятие «эмпатия». Конфликт ценностей. Стили поведения.
Практика. Арт-терапия«Подарки с намерениями». Игра «Плащ знакомств».
11.2 Тема:Развитие эмпатии, навыка сотрудничества.
Практика. Игры «Плащ знакомств», «Головомяч». Игра «Конфета
в бутылке». Создание новых игр.
11.3 Тема: Контрольное занятие по темам «Мышление», «Эмпатия».
Практика. Анкетирование. Презентация созданных игр.
12. Раздел: Развитие произвольного внимания
12.1 Тема: Упражнения, игры на развитие произвольного внимания.
Практика. Игры, практикумы, физические упражнения на развитие произвольного внимания, переключаемости, устойчивости, распределения внимания. Нейробика. Лабиринты. Корректурные пробы.
13. Раздел: Развитие эмоциональной сферы.
13.1 Тема: Развитие способности говорить «нет».
Практика. Практикум «Умение говорить «нет».
13.2 Тема: Жесты, позы как невербальный способ выражения своего эмоционального состояния.
Практика. практикумы на выражение своего эмоционального состояния словами, жестами.
13.3 Тема: Визуальные способы выражения своего эмоционального состояния.
Практика. Арт-объект «Рамки настроения».
14. Раздел: Развитие памяти
14.1 Тема: Занятие – актуализация знаний.
Теория. Актуализация знаний по теме «Память».
Практика. Нейробика, число-буквенный код.
14.2 Тема: Упражнения, игры на развитие памяти.
Практика. Игры, тренинги на развитие видов памяти (вкусовая, моторная, аудио, зрительная). Игры, физические упражнения на развитие концентрации внимания, наблюдательность. Число-буквенный код. Приемы запоминания текстов, иностранных слов, стихотворений, словарных слов.
- Раздел: Развитие мышления и речи
15.1 Тема: Занятие – актуализация знаний.
Теория. Актуализация знаний по теме «Мышление».
Практика. Игры «Действуй по инструкции», «Рисунок
по инструкции».
15.2 Тема: Упражнения, игры на развитие мышления и речи.
Практика. Игры на развитие мышления: «Эстафета хороших известий», «Новые школьные правила» и др. Задачи на смекалку, головоломки. Создание собственных игр обучающимися.
- Раздел: Итоговое занятие
Практика. Анкетирование, опрос.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
У обучающихсябудут сформированы:
— навыки активизации мышления, восприятия, внимания, воображения;
— умение воспринимать собственные ошибки как источник саморазвития;
— эмоционально-ценностное отношение к миру, к своей личности,
к отношениям между людьми.
Метапредметные результаты:
Обучающиеся приобретут умения:
— быть терпимым и доброжелательным к недостаткам и ошибкам при выполнении коллективных работ, а также в общении друг с другом;
— легко вступать в контакт с окружающими людьми;
Обучающиеся будут знать:
— способы экологичного выражения своего эмоционального состояния;
— приемы запоминания информации;
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
— основные виды восприятия, типы темперамента, эмоции;
— значение различных эмоций в жизни человека;
— правила подвижных и настольных игр на развитие внимания, памяти, мышления.
Обучающиеся будут уметь:
— создавать образ-представление предмета по описанию;
— выходить за рамки привычных мыслительных стереотипов;
— действовать по инструкции;
— различать стили поведения;
— давать характеристику, оценку персонажу, явлению, событию.
Обучающиеся будут владеть:
— основными способами контроля и выражения своего эмоционального состояния;
— навыками уверенного поведения.
У обучающихся улучшатся качественные и количественные показатели памяти, внимания.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
– отдельное помещение для проведения занятий;
— ноутбук (имеется возможность доступа к информационным ресурсам интернета, возможность воспроизведения аудио и видеоматериала
в кабинете);
— бумага для ксерокса формата А-4;
— цветной картон;
— цветные карандаши;
— раздаточный материал;
— настольные игры;
— ватман;
— краски, кисти;
— клей, цветная бумага, ножницы;
— пластилин, стеки, доска для лепки;
3. Оборудование класса:
— стол педагога, стул;
— классная доска, маркеры для доски, губка;
— ученические столы двухместные с комплектом стульев;
— вешалка для верхней одежды;
— шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий;
— стенд для демонстрации наглядного материала, оформления выставок.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Комплект карточек: О. А. Давыдова «Графомоторика». Тренажёр
по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков.
Интернет источники:
Нормативно правовая база:
— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
— Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р);
— СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ»;
Список литературы:
для педагога
- Армстронг Т. Ты можешь больше, чем ты думаешь. / пер. с англ.
Ю. Змеевой. М. Манн, Иванов и Фербер, 2018. - Кауфман Г., Эспеланд П., Рафаэль Л. Ты сильнее, чем ты думаешь. Гид по твоей самооценке. / пер. с англ. В. Степановой. М. Манн, Иванов
и Фербер, 2018. - Квестодел. Сайт-конструктор квестов. [Электронный ресурс] URL: http://kvestodel.ru/
- Кедрова Н. Азбука эмоций. Ростов-на-Дону. Феникс, 2015.
- Логик-лайк – сайт по развитию логики и математического интеллекта. [Электронный ресурс] URL: https://logiclike.com/
- Мультиурок. [Электронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/
- Сказки о самой душевной науке. Вачков И.В. [Электронный ресурс] URL: https://goo.su/5iFC
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / пер. с немецкого
Д. Дмитриева, О. Ковалевской, Е. Петяевой. Части 1-4 М. Генезис, 2006. ;
для обучающихся
- Кедрова Н. Азбука эмоций. Ростов-на-Дону. Феникс, 2015.
- Лентина М.Н., Романченко Т.Н. Мои права: учебное пособие для учащихся 3(4) классов общеобразовательных учреждений всех типов. Владивосток. Дальпресс, 2004.
- Логик-лайк. [Электронный ресурс] URL: https://logiclike.com
- Реши-пиши. [Электронный ресурс] URL: https://reshi-pishi.ru/
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Формы контроля: наблюдение, беседа, устный опрос, тестирование, анкетирование.
Формы фиксации образовательных результатов: список награждений обучающихся, портфолио, фото- и видео- записи.
Формы демонстрации образовательных результатов: фото-
и видеозаписи, лайф-лента за полугодия и учебный год, портфолио, выставка, готовое изделие (проект, игра, интеллект-карта), открытое занятие.
Виды контроля/аттестации Наименование и время проведения | Цель проведения | Формы |
Текущий контроль (в течение всего учебного года) | Оценка качества освоения какого-либо раздела учебного материала | Контрольное занятие, беседа, письменный опрос |
Промежуточный контроль (по окончании отчетного периода) | Определение результатов учебной деятельности обучающихся за оцениваемый период | Презентация творческих работ, опрос. |
Итоговый контроль (в конце учебного года/курса обучения) | Оценка сформированных у обучающихся умений и навыков. | Письменный опрос, беседа |
Перечень оценочных материалов:
опросник по темам «Ощущение», «Восприятие», «Внимание»;
опросник по темам «Темперамент», «Характер»;
опросник по темам «Эмпатия», «Мышление»;
опросник по теме «Эмоции»;
опросник по теме «Память»;
опросник итогового занятия.
2.3 Методические материалы
К разделу «Ощущение, Восприятие»:
Тест на определение ведущей модальности. (Отметить все, верно описывающие вас утверждения. Подсчитать количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов «да»).
К разделу «Внимание»:
Корректурная проба (Найти определённые знаки
и вычеркнуть/обвести/подчеркнуть их).
Тест «Распределение внимания» (диагностика уровня распределения внимания младшего школьника).
Тест «Перепутанные линии» (диагностика концентрации внимания младшего школьника).
Струп-тест (задача читать не то, что написано буквами, а то, что нарисовано, то есть называть цвета/называть поочерёдно слова и цвета).
Лабиринты. (Не отрывая руки провести найти выход из лабиринта).
Карточки «Графомоторика» (обвести пунктирные изображения поочередно правой и левой рукой/одновременно двумя руками).
К разделу «Темперамент»:
Тексты (главы) из книги «Сказки о самой душевной науке».
Тест Айзенка (ответить на 57 вопросов, поставив рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет). Интерпретация полученных результатов – выявление степени выраженности индивидуально-психологических свойств, распределение их значений в круге Айзенка, оценка степени достоверности полученных данных).
К разделам «Характер», «Способности», «Эмоции»:
Тексты (главы) из книги «Сказки о самой душевной науке».
Тексты (главы) из книги «Азбука эмоций».
К разделу «Память»:
Чек-лист «Законы памяти».
«Запомни и воспроизведи рисунок», «Запомни и воспроизведи точки» (предназначены для определения объема кратковременной зрительной памяти).
Слова к методу пиктограмм. (изучение особенностей опосредованного запоминания).
Словарные слова, входящие в программу начальной общеобразовательной школы.
К разделу «Мышление»:
Головоломки, шифры. (решать согласно инструкции).
Чек-лист «Правила ребусологии».
Загадки, загадки-обманки.
Пословицы.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 36 | |
Количество учебных дней | 108 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 01.09.2021- 31.12.2021 |
2 полугодие | 10.01.2022- 31.05.2022 | |
Возраст детей, лет | 7-10 | |
Продолжительность занятия, час | 2 | |
Режим занятия | 3 раза/нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 216 |
2.5 Календарный план воспитательной работы
(мероприятия, объём, временные границы)
№ | Название мероприятия | Место проведения | Время проведения | Объем/ примечания |
1 | Урок безопасности, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом | Кабинет № 5 | Сентябрь 2021 | 2 ч |
2 | Неделя здоровья | Территория МБУ ДО ДЮЦ | Сентябрь 2021 | 6 ч |
3 | Экологическая неделя «Мусорное творчество» | Кабинет № 5 | Октябрь 2021 | 6 ч |
4 | Урок безопасности в Интернете | Кабинет № 5 | Октябрь 2021 | 2 ч |
5 | Урок «Мои права и обязанности», посвященный Всемирному дню ребёнка | Кабинет № 5 | Ноябрь 2021 | 2 ч |
6 | Акция «Поздравления с Новым годом» | Кабинет № 5, отдел соц. защиты населения | Декабрь 2021 | 6 ч |
7 | Военно-патриотическая игра «Зарница» | Стадион | Январь 2022 | |
8 | Квест к Неделе детской и юношеской книги | Детская библиотека | Март 2022 | 2ч |
9 | Урок здоровья | Кабинет № 5 | Март 2022 | 2ч |
10 | Гагаринский урок | Кабинет № 5 | Апрель 2022 | 2ч |
11 | Тематический урок ОБЖ к дню пожарной охраны | Кабинет № 5 | Апрель 2022 | 2ч |
12 | Соревнования «Безопасное колесо» | Площадь | Май 2022 | |
13 | Эстафета «Олимпийский день» | Территория МБУ ДО ДЮЦ | Май 2022 | 2ч |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы: методическое пособие. М., 2015.
- Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей: от замысла до реализации: методическое пособие. М., 2016.
- Лентина М.Н., Романченко Т.Н. Мои права: учебное пособие для учащихся 3(4) классов общеобразовательных учреждений всех типов. Владивосток. Дальпресс, 2004.
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. Москва. Владос, 2004.
- Немов Р.С. Психология. Книга 2. Москва. Владос, 2004.
- Немов Р.С. Психология. Книга 3. Москва. Владос, 2004.
- Положение «О дополнительной общеобразовательной общеразвивающей и рабочей программах» МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка, приказ № 80-а от 18 августа 2020 г.
- Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Чугуевка.