Раздел № 1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

        Актуальность программы состоит в том, что она доступна и удобна в живописном материале: гуаши, акварели, восковых мелках, графических мелках, масляных красках; позволят без лишних затрат реализовать творческий всплеск и освоить практические азы изобразительного искусства.

 Дополнительная общеразвивающая программа «В мире прекрасного» имеет художественную направленность. Она направлена на изучение живописи, формирование духовного мира обучающихся посредствам воздействия на их чувства и эмоции, обучение практическим умениям и навыкам. Возможность работать любыми художественными материалами. Ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

         Уровень реализации программы – стартовый. 

За год обучения по программе «В мире прекрасного» обучающимся необходимо дать элементарные знания художественно-изобразительной грамоты, научить практическим умениям и навыкам работы в различных техниках, научить создавать живописные работы, используя разнообразный материалы, привить умение использовать специальные термины в практической работе в различных жанрах и техниках изобразительного искусства. Программа является модифицированной, она разработана на основе авторской   программы И.И. Волобуевой и типовых программ по изобразительному искусству.

        Отличительные особенности программы в том, что детям, занимающимся по данной программе,  важно освоить или попробовать себя в ряде техник по искусству, в ряде направлений; это позволит ребенку найти тот вид деятельности, где бы он наилучшим образом смог реализовать собственные возможности, а также поддержит интерес к художественному творчеству, откроет в себе художника, именно такую возможность предоставляют занятия художественным творчеством в творческом объединении. Эта программа предназначена для развития творческих способностей детей в различных видах художественно деятельности. Она дает развитие у детей уверенности в себе и формирование самооценки, восполняет пробелы художественно образования дошкольников и школьников, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы с разнообразными художественными материалами, программа способствует лучшему пониманию произведений искусства, развитию воображения, нравственно-эстетической культуры личности. А также знакомит обучающихся с различными нетрадиционными техниками рисования.

            Адресат программы: программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 8 лет. В этом возрасте ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров по совместной деятельности. Он способен к созданию и воплощению собственных замыслов, стремится к творческому самовыражению в разных видах деятельности. Воображение и фантазия ребенка особенно ярко проявляются. Ребенок с удовольствием фантазирует. Рисование — любимое занятие старших дошкольников и младших школьников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнения­ми. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

Численный состав: оптимально – 10 человек, допустимое количество обучающихся 12 человек. Набор детей производится в начале учебного года. В объединение принимаются все желающие, без предварительных испытаний. Состав группы постоянный.  Допускается дополнительный набор детей в течение всего учебного года на вакантные места по результатам тестирования. 

Программа разработана для малокомплектных групп детей дошкольного и младшего школьного возраста, увлекающихся изобразительной деятельностью, а так же для детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей находящихся в иных трудных жизненных ситуациях.

В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок, п.16).

       Форма обучения по программеочная.  

«Допускается сочетание различных форм получения образования …» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4) — дистанционная, групповая или индивидуально-групповая, индивидуальная, очно-заочная.

   В творческом объединениях возможна организация образовательного процесса в соответствии с индивидуальными учебными планами.

        Объём программы и сроки реализации «В мире прекрасного».

Общая   продолжительность обучения составляет 216   учебных часов. Программа рассчитана на 1 года обучения.

       Режим занятий: Занятия учебных групп проводятся 2 раза в неделю по 3 часа с 15-минутным перерывом для отдыха обучающихся и проветривания кабинета.

 При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования, смена различных видов деятельности во время проведения занятий.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы — формирование первоначальных знаний умений и навыков по изобразительному искусству у детей дошкольного и младшего школьного возраста через приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятель­ности, разными художественными материалами.

Задачи программы:

Воспитательные:

— воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие;

— воспитывать дисциплинированности, аккуратности, бережливости;

— воспитывать целеустремленности, настойчивости в достижении результата;

— формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над коллективными работами и работу на занятиях объединения.

— прививать умение ценить свой труд и труд своих товарищей, педагога;

— воспитывать в учащихся любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

— добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.

— приобщать детей к наследию отечественного и мирового искусства.

— воспитывать детей эстетически, сформировать их духовную культуру и потребность постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;

Развивающие:

— выработать у детей способность видеть цвет, умение получать на палитре составные цвета путем смешивания главных красок, выражать цветом многообразие характеров и настроение увиденного;

— развивать практические навыки работы простым карандашом, фломастером, шариковой или гелиевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками, красками;

— развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, воображение, образное мышление, пространственные представления, сенсорные навыки, через обучение рисования с натуры, по памяти, по представлению, выполнение творческих заданий в разнообразных приемах и техниках;

— развивать художественный кругозор и совершенствовать эстетический вкус путём знакомства с особенностями работы в области изобразительного искусства;

— развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

— развивать способность регулировать свои чувства сдерживать их нежелательное проявление.

Обучающие:

— познакомить учащихся с произведениями разных видов и жанров изобразительного искусства;

 —  формировать представления об основных понятиях: формы предмета, контрастные формы, симметрия и асимметрия, стилизация, орнамент, через выполнения практических заданий;

— познакомить учащихся с различными типами кистей, приемами работы с ними;

— научить основам рисования с натуры, по памяти и воображению,

— научить передавать в рисунках форму, пропорции, объём, перспективу, светотени, композицию;

— дать представления учащимся о различных видах красок, их свойствах и особенностях, через знакомство с художественно-выразительными средствами;

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/пНазвание раздела, темыКоличество часовФорма проведения занятияФорма аттестации (контроля) 
всеготеорияпрактика
1Введение в программу651   
1.1Вводное занятие. Набор детей. Комплектование групп. Знакомство с программой. Изучение особенности первого года обучения. Цель и задачи программы. Правила внутреннего распорядка учреждения. Инструктаж по технике безопасности.321Ознакомительное занятие  
1.2Правила безопасности на занятиях. Беседа по охране труда. Техника безопасности в объединении. Техника безопасности при использовании разных инструментов.312 Анкетирование
2Рисунок331122   
2.1Волшебная линия624Рисование на выбранную темуОпрос
2.2Точка624Выполнение творческого задания.Выставка работ
2.3Пятно624Конкурсное — игровое занятиеОпрос 
2.4Форма624Занятие импровизация.Выставка работ 
2.5Контраст форм624Проверочное занятие.Тестирование 
2.6Оформительские работы312Работа на выставкуВыставка работ 
3Выразительные средства графических материалов331221   
3.1Цветные карандаши624Ознакомительное занятие.Опрос 
3.2Гелиевые ручки, тушь624Рисование на выбранную темуОпрос 
3.3Восковые мелки, фломастеры624Комбинированное занятие.Выставка работ 
3.4Пастель, уголь624Проверочное занятиеВыставка работ 
3.5Творческие работы615Работа на выставкуВыставка работ
3.6Экскурсия на выставку33Занятия экскурсияОпрос 
4Живопись421527   
4.1Свойства красок624Ознакомительное занятие.Опрос 
4.2Королева Кисточка и волшебные превращения красок624Рисование на выбранную темуОпрос 
4.3Праздник тёплых и холодных цветов  624Мастер-классОпрос 
4.4Серо-чёрный мир красок  624Занятие по памятиВыставка работ 
4.5Красочное настроение624Проверочное занятиеТестирование 
4.6Выставочные работы927Работа на выставкуВыставка работ
4.7Экскурсия в музей33Занятия экскурсияОпрос 
5Декоративное рисование511833   
5.1Симметрия624Конкурсное -игровое занятие.Опрос 
5.2Стилизация624Занятие импровизацияВыставка работ 
5.3Декоративные узоры624Ознакомительное занятие.Опрос 
5.4Орнамент936Проверочное занятие.Тестирование 
5.5Сказочная композиция624Выполнение творческого задания.Выставка работ 
5.6Роспись936Рисование на выбранную темуВыставка работ 
5.7Выставочные работы615Работа на выставкуВыставка работ 
5.8Экскурсия на выставку33Занятия экскурсияОпрос 
6Нетрадиционные техники рисования48939   
6.1Набрызг1239Мастер-классВыставка работ 
6.2Рисование мыльными пузырями615Выполнение творческого занятияОпрос 
6.3Рисование копировальной бумагой615Рисование на выбранную темуОпрос 
6.4Ниткография615Занятие импровизацияВыставка работ 
6.5Рисование кистью с жёсткой щетиной615Конкурсное игровое занятиеОпрос 
6.6Пальчиковая живопись615Комбинированное занятие Проверочное занятиеТестирование 
6.7Творческие работы615Работа на выставкуВыставка работ 
7Итоговое занятие321Итоговое тестированиеТестирование 
Итого:21672144  

Содержание учебного плана

1.Раздел:  Введение в программу.

1.1 Тема: Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.

Теория. Набор детей, комплектование групп. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой. Знакомство с видами декоративно-прикладного творчества. Изучения особенностей первого года обучения. Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Режим работы. Правила внутреннего распорядка учреждения. Устав учреждения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Практическое занятие.  Экскурсия по учреждению. Игра: «Снежный ком». Эвакуации в различных ситуациях. Сбор сведений об обучающихся.

1.2 Тема: Правила техники безопасности в изостудии.

Теория. Беседа по охране труда. Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Техника безопасности при использовании разных инструментов.

Практическое занятие. Организация рабочего места. Рациональное расположение инструментов и материалов на рабочем месте. Правильное положение рук и туловища во время работы. Разгадывание кроссворда на тему: «Капелька». Входная диагностика. Анкетирование обучающихся.

2. Раздел: Рисунок.

Теория. Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелиевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

2.1 Тема: Волшебная линия.

Теория. Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

2.2 Тема: Точка.

Теория. Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантилизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантилизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».

2.3 Тема: Пятно.

Теория. Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

2.4 Тема: Форма.

Теория. Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».

2.5 Тема: Контраст форм.

Теория. Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».

2.6 Тема: Оформительские работы.

Теория. Ознакомление обучающихся с основами художественно-оформительской работы.

В оформительские работы входят выполнение несложных оформительских работ, выставки из детских работ, праздничное оформление.

Практическое занятие: «По следам амурского тигра».

3. Раздел: Выразительные средства графических материалов.

Теория. Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.

3.1 Тема: Цветные карандаши.

Теория. Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики».

3.2 Тема: Гелиевые ручки, тушь.

Теория. Знакомство с выразительными возможностями работы гелиевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина».

3.3 Тема: Восковые мелки, фломастеры.

Теория. Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».

3.4 Тема: Пастель, уголь.

Теория. Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковиной и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».

3.5 Тема: Творческие работы.

Теория. Творческая работа подразумевает создание чего-то нового и уникального.

Практическое занятие. «Мой учитель», «Любимая мама».

3.6 Тема: Экскурсия на выставку

Практическое занятие. Художественные выставки ДЮЦ и района музей А.А. Фадеева с. Чугуевка «Мой учитель», «Любимая мама».

4. Раздел: Живопись.

Теория. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.

4.1 Тема: Свойства красок.

Теория. Особенности гуашиплотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».

4.2 Тема: Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

Теория. Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».

4.3 Тема: Праздник тёплых и холодных цветов.

Теория. Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».

4.4 Тема: Серо-чёрный мир красок.

Теория. Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».

4.5 Тема: Красочное настроение.

Теория. Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».

4.6 Тема: Выставочные работы.

Теория. Выставочная деятельность – это интересный, а самое главное творческий и не такой простой, как может показаться на первый взгляд процесс, требующий профессиональных знаний, художественного вкуса, опыта. Выставочная деятельность имеет особенное значение для обучающихся, поскольку оказывает существенное влияние на повышение уровня и качества творческих работ.

Практическое занятие. «Земля талантов», «Символ года», «Радуга талантов».

4.7 Тема: Экскурсия на выставку в музей.

Практическое занятие. Художественные выставки и выставки декоративно прикладного творчества в музеи А.А.Фадеева «Земля талантов», «Радуга талантов».

5. Раздел: Декоративное рисование.

Теория. Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.

5.1 Тема: Симметрия.

Теория. Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:

— одновременное рисование двумя руками сразу;

— использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.

Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».

5.2 Тема: Стилизация.

Теория. Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони».

5.3 Тема Декоративные узоры.

Теория. Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».

5.4 Тема: Орнамент.

Теория. Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритма-превращения (растительные и геометрические орнаменты).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».

5.5 Тема: Сказочная композиция.

Теория. Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка».

5.6 Тема: Роспись.

Теория. Художественная роспись —искусство декорирования красками какой-либо поверхности.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Хохломские напевы», «Загадочная гжель», «Мезенское чудо», «Городецкий сувенир».

5.7 Тема: Выставочные работы.

Теория. Выставочная деятельность – это интересный, а самое главное творческий и не такой простой, как может показаться на первый взгляд процесс, требующий профессиональных знаний, художественного вкуса, опыта. Выставочная деятельность имеет особенное значение для обучающихся, поскольку оказывает существенное влияние на повышение уровня и качества творческих работ.

Практическое занятие. «Неопалимая купина», «Спасибо деду за Победу!».

5.8 Тема: Экскурсия на выставку

Практическое занятие. Художественные выставки ДЮЦ и района музей А.А. Фадеева с. Чугуевка «Неопалимая купина», «Спасибо деду за Победу!».

6. Раздел: Нетрадиционные техники рисования.

Теория. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

6.1 Тема: Набрызг.

Теория. Эта техника является достаточно сложной техникой.  Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Осенний натюрморт», «Сказочная зима», «Праздничный салют», «Африканские жители», «Зоопарк».

6.2 Тема: Рисование мыльными пузырями

Теория. Способ получения изображения: опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасается к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Морские чудеса», «Под куполом цирка».

6.3 Тема: Рисование копировальной бумагой

Теория. Изображения через такую бумагу требуют от учеников движений всецело, на ощупь, что так же не маловажно для развития рецепторов и мелкой моторики рук. Копировальная бумага кладется блестящей поверхностью вниз, а затем учитель показывает детям, что, двигая по бумаге заточенной палочкой, карандашом, можно изобразить любые предметы. Для удобства можно копировальную бумагу и бумагу, на которой рисуют ученики, склеить или придерживать другой рукой. Важно так же не давить сильно палочкой или карандашом, а легко водить по поверхности копировальной бумаги.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Мой любимый пушистик».

6.4 Тема: Ниткография

Теория. Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Чудо-бабочка», «Цветик-семицветик».

6.5 Тема: Рисование кистью с жёсткой щетиной

Теория. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших школьников состоит в следующем: учитель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Зеленая красавица», «Букет для мамы», «Пушистики».

6.6 Тема: Пальчиковая живопись

Теория. Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть подбородком и носом. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему, скажите, мы должны рисовать только кисточкой и фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка намного лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастер кончился – а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит ладошку или пальчик ученика. Хорошо, если мы научим учеников пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным, а всеми. И еще: если школьник много времени провел с фломастерами и карандашами, то он не сразу примет условия учителя рисовать пальцами. Задача учителя – познакомить учеников с пальцевой живописью, напомнить о ней – а выбор пусть остается за детьми

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Осенние чудо», «Веселые животные».

6.7 Тема: Творческие работы.

Теория. Творческая работа подразумевает создание чего-то нового и уникального.

Практическое занятие. «День Земли», «Пасхальная палитра».

7. Раздел: Итоговое занятие.

Теория. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год. Презентация: «Наш учебный год».

Практическое занятие. Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

      В результате реализации программы «В мире прекрасного» предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

      Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:

Обучающийся будет:

— иметь чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

-иметь осознание своей этнической и национальной принадлежности;

У обучающегося будет:

— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

— навык коллективной деятельности, сотрудничества с товарищами в процессе совместной творческой деятельности, умение соотносить свою часть работы с общим замыслом;

— умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу обучающихся объединения с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

— осознанное выполнение правил поведения в различных образовательных ситуациях, публичных выступлениях;

— адекватная самооценка в рамках художественной деятельности;

— трудолюбие, целеустремленность, усидчивость и аккуратность;

— навык адаптации в стремительно меняющемся мире.

        Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

Обучающийся будет знать:

особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

— как работать с разнообразными материалами и навык создания работ посредством различных технологий;

— как выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;

— как решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

— как осуществлять поиск информации с использованием литературы и интернет источников;

Обучающийся приобретёт:

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и художественно-творческих задач;

— умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

— умение использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, нетрадиционного рисования и т.д;

— умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать рабочее место;

— стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

      Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы:

Обучающийся будет знать:

—  название основных и дополнительных цветов;

— элементарные правила смешивания цветов;

— виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика), декоративной (народные и прикладные виды искусства), нетрадиционные;

— основные виды и жанры пространственно-визуальных искусств.

Обучающийся будет уметь:

— правильно хранить и использовать материал;

— использовать инструменты строго по назначению;

— правильно организовать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;

— правильно сидеть за рабочим столом, верно, держать лист бумаги, карандаш и кисть;

— свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

— передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

— правильно работать цветными фломастерами, мелками (масляными, пастельными, восковыми), цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

— выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм и растительного мира;

— применять кисти разных диаметров в зависимости от изображения;

— применять в художественно-творческой деятельности основ цветоделения, основ графической грамоты.

Обучающийся будет владеть:

— навыком компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ;

— способностью характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

— способностью обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

-способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

— способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

— навыками организации индивидуальной и совместной образовательной деятельности;

— современными технологиями в поиске материала для творчества.

РАЗДЕЛ №2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1. Условия реализации программы

       1.Материально-техническое обеспечение

      Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии. Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудована необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования.   Занятия проходят в кабинете с обязательным соблюдением режима проветривания. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды. Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок. Стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.

Перечень расходных материалов для реализации

дополнительной общеразвивающей программы «В мире прекрасного»

 в расчете на одного обучающегося

Наименование расходного материалаКоличество
1Форматные листы А3(акварельная бумага)3 шт (30 листов)
2Альбом на скобе1 шт (24 листа)
3Краски гуашевые фирма «Гамма» или «Луч»2 шт (12 цветов)
4Краски акварельные фирма «Гамма» или «Луч»1 шт (12 цветов)
5Мелки восковые1 шт (12 цветов)
6фломастеры1 шт (12 цветов)
7Цветные карандаши1 шт (12 цветов)
8Пастельные мелки1 шт (12 цветов)
9Непроливайка1 шт
10Клеенка1 шт
11Фартук , нарукавники1 комплект
12Резинка2 шт
13Простой карандаш1 шт
14Кисти «Белка» или «Пони»№1, №3-4, № 6-9 (3 штуки)
15Пенал1 шт

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Для занятий используются презентации к разным разделам программы такие как: «Праздник тёплых и холодных цветов», «Серо-чёрный мир красок», «Орнамент», «Пятно», «Нетрадиционные техники рисования», фото работ ребят прошлых лет  и следующие интернет источники:

http://дети-таланты.рф

https://www.art-talant.org/

http://www.prodlenka.org

http://ped-kopilka/ru

http://www.pinterest.ru

http://malenkajastrana.ru

http://aktalant.ru

http://videouroki.net/

http://infourok.ru

http://sdelajrukami.ru

youtube. сom  

Нормативно-правовая база.

   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире прекрасного» разработана на основании:

—  Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

—  Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196; «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

— Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее Концепция);

— Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);

— Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242);

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

— Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско- юношеского центра» с. Чугуевка Чугуевского района.

— Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей и рабочей программах Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Чугуевка (утверждено Приказом МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка от 18 августа 2020г. №80-а)

— Положения об организации и проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Чугуевка.

Кадровое обеспечение. Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «В мире прекрасного» реализует педагог дополнительного образования, имеющий профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы.  Свой профессиональный уровень педагог повышает через самообразование и систему повышения квалификации.

Литература для педагога.

1. Журналы: »Внешкольник», »Педагогическое творчество», »Дополнительное образование», »Коллекция идей», »Педсовет», »Народное творчество’‘ и др.

2. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.: Просвещение, 1985.

3.Луковенко Б. А. Рисунок пером. М.: Изобразительное искусство, 2000.

4. Михайлов А. М. Искусство акварели. М.: Изобразительное искусство, 1995.

5. Рейчел Вулф Основы техники рисования цветов акварелью.

6. Серия ‘’Хочу все знать» / Рисуем человека: с ног до головы. М.: изд. «ЭКСМО» — Пресс,2000.

7.  Серия »Школа рисования» / Акварель.  М.: Мир книги. 2005.

8.  Серия »Школа рисования» / Воздушная живопись. М.: Мир книги. 2005.

9.  Серия »Школа рисования»/ Графика. М.: Мир книги. 2005.

10.  Серия »Школа рисования» / Живопись. М.: Мир книги. 2005.

11.  Серия »Школа рисования» / Живопись маслом. М.: Мир книги. 2005.  

12.  Серия »Школа рисования» / Натюрморт. М.: Мир книги. 2005.  

13.  Серия »Школа рисования» / Пастель. М.: Мир книги. 2005.  

14.  Серия »Школа рисования» / Свет и цвет в живописи. М.: Мир книги. 2005.  

15.  Серия »Школа рисования» /   Фигура человека. М.: Мир книги. 2005.  

Литература, рекомендуемая для обучающихся.

1. Белашов А. М. Как рисовать животных. М.: Юный художник, 2002.

2. Брагинский В. Э. Пастель. М.: Юный художник, 2002.

3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. М.: РОСМЭН, 2002.

4. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. М.: ЮВЕНТА, 2002.

5. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). М.: Юный художник, 2001-2002.

6. Лахути М. Д. Как научиться рисовать.  М.: РОСМЭН, 2000.

7. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. М.: Амрита-Русь, 2005.

8. Панов В. П. Искусство силуэта. М.: Юный художник, 2005.

9. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. М.: РОСМЭН, 2003.

10.Ткаченко Е. И. Мир цвета. М.: Юный художник, 1999.

11. Уотт Ф. Я умею рисовать. М.: РОСМЭН, 2003.

12. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. М.: Юный художник, 2006.

13. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. М.: Юный художник, 2002.

2.2 Оценочные материалы и форма аттестации.

       Формы аттестации.

Цель контроля: побудить обучающегося к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.

Комплекс задач, стоящий перед преподаванием предметов искусства, должен быть обеспечен системностью критериев оценки художественного развития детей, связанной с разработкой на каждом возрастном этапе индивидуальной диагностики творческих и художественных способностей подрастающего человека. Контроль знаний в группах должен осуществляться строго дифференцированно, исходя из возрастных, физических, психологических особенностей развития каждого отдельного ребенка.

       Виды контроля, определяемые педагогикой: текущий – систематическая проверка знаний; рубежный или периодический – после завершения больших тем, разделов; итоговый учет.

        Методы и форма контроля:

а) по способу проверки:

– устный (беседа, контрольные вопросы);

– письменный (письменные контрольные работы, вопросники, тесты);

– практический;

б) по охвату учащихся:

– индивидуальный (раздаточный проверочный материал, задания на карточках, кроссворды);

– групповой (кроссворды, лото, игры);

– фронтальный (вопросная форма беседы, опросники, викторины).

       Функции контроля:

– обучающая – заключается в том, что в процессе контроля учащиеся получают знания, умения, навыки;

– воспитывающая – заключается в приучении учащихся к систематической работе, в дисциплинированности, в выработке волевых усилий, в содействии и выработке высоких нравственных качеств;

– контролирующая – заключается в выявлении состояния знаний, умений, навыков для определения возможности дальнейшего продвижения учащихся.

    Для определения уровней развития изобразительных умений и навыков детей и их творческих проявлений руководствуются критериями, разработанными Т.С. Комаровой.

1.критерий: содержание выполненного изображения, его компоненты, их разнообразие;

2.критерий: передача формы (формы простая или сложная, передана точно или искаженно);

3.критерий: строение предмета (части расположены, верно, или нет);

4.критерий: цвет (цвета яркие или бледные, теплые или холодные);

5.критерий: характер линий (нажим сильный или слабый, раскраска мелкими штрихами или крупными).

   Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, проводятся контрольное обследование 2 раза в год. Это позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков.

      Результаты работы по программе фиксируются в журнале обучения и в приложении к образовательной программе (Индивидуальная маршрутная книжка). Результат обученности ребенка оценивается по его личным достижениям относительно собственных возможностей. Уровень художественного развития определяется на основе выставочных работ и участие в конкурсах, олимпиадах, выставках по изобразительному искусству различного уровня – ДЮЦа, районных, краевых, всероссийских, международных.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамоты, готовые работы, дипломы, портфолио талантливых детей, свидетельства (сертификаты), фото и видеозаписи на сайтах ДЮЦ и на странице инстаграма ДЮЦ, материалы анкетирования и тестирования обучающихся.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставки детских работ, конкурсы художественной направленности, открытые занятия и итоговые отчеты.

2.3 Методическое обеспечение программы

Методы обучения и воспитания: Успех в достижении поставленных целей и задач программы «В мире прекрасного» во многом зависит от того, какие педагогические технологии, формы, методы и приемы используются педагогом. Развитие творческих способностей обучающихся, формирования знаний, умений, навыков осуществляется в обстановке сотрудничества обучающихся и педагога. Для творческого и интеллектуального развития детей необходимо организовать работу по самостоятельному получению ими новых знаний в процессе поиска, размышлений, сопоставления уже имеющихся знаний. Такое обучение является развивающим и считается наиболее эффективным при обучении изобразительному искусству. Применение на занятиях технологии творческой деятельности позволяет выявлять, развивать творческие способности детей, приобщать их к разнообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт (эскиз, готовый рисунок); способствует воспитанию активной творческой личности. Занятие строится таким образом, чтобы вызвать интерес у обучающихся к самостоятельной творческой деятельности, их стремлению делать все самим. В любом задании должно присутствовать открытие, к которому обучающегося подводит педагог. Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность обучающихся на занятиях. Ведь игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором у ребенка складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Применение игровых технологий актуально для любого возраста обучающихся и применяется на всех этапах обучения. Тестовая технология применяется, как правило, при проведении периодического и итогового контроля и обеспечивает объективность контроля, легкую обработку результатов, развивает логическое мышление и внимание обучающихся. Составляются тесты с заданием открытого типа. Например: «традиционная техника рисования это…». Ответ: «Живопись». При составлении заданий такого типа должен быть четкий и однозначный ответ. На различных стадиях обучения ведущими могут выступать как традиционные методы (словесные, демонстрационные, практические), так и методы по возрастанию степени самостоятельности обучающихся (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые). Наибольшее распространение в практике обучения рисованию получили такие словесные методы, как объяснение, рассказ и беседа. — Объяснение должно характеризоваться лаконичностью и четкостью изложения. В процессе объяснения обучающиеся знакомятся с новыми понятиями. Рассказ применяется в основном для сообщения новых знаний, и применение данного метода целесообразно при изучении теоретических разделов программы, таких, как: технология создания композиции, изучение разных видов росписи и др. Рассказ должен быть логически последовательным, четким, эмоциональным, доступным для понимания обучающихся. На занятиях рассказ всегда переходит в беседу. — Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закреплений их путем устного обмена мнениями педагога и обучающегося. Беседа способствует активизации мышления учащегося, обсуждению учебного материала, установлению связей между теорией и практикой. Большое образовательно-воспитательное значение имеют беседы, проводимые после конкурсов, экскурсий, просмотров видеозаписей. Беседы с обучающимися сопровождаются показом иллюстраций, схем, готовых шаблонов, изделий с использованием современных визуальных технических средств обучения. Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие обучающимися конкретных предметов и их образов. Демонстрационные методы активизируют сенсорные и мыслительные процессы обучающихся, облегчая им усвоение нового материала. Наряду с демонстрацией готовых материалов зачастую выполняются рисунки, эскизы и схемы на мольберте или бумаге.

  Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры, и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы (например, «Королева Кисточка», «Дорисуй чудо-юдо», фантазийная игра «Цветные сны», «Сказочные кони», «Танцующие кисточки», «Волшебные кляксы» и др.)

 Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

    Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

     Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которыхпредполагает организацию коллективной работы детей.

Применение креативных методов обучения особо важно при проведении занятий по развитию творческого воображения, в создании эскизов, при реализации собственных художественных идей. Познание при этом происходит в процессе творческой деятельности. Главным результатом является получение нового продукта. — метод придумывания – способ создания неизвестного обучающимся ранее продукта в результате их определенных умственных действий; — метод «Если бы…» — обучающимся предлагается составить описание или изобразить картину, отражающую, что произойдет, если в мире что-то изменится; — метод «образной картины» воссоздает такое состояние обучающегося, когда происходит целостное, нерасчлененное видение изучаемого объекта; эмоционально образное исследование объекта. Обучающиеся во время такой работы не только мыслят различными масштабами, соотносят информацию из разных областей знания и при этом ощущают смысл изображаемой действительности; — «мозговой штурм» — основная задача метода – сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от стереотипов и инерции мышления; — метод аналогии – получение творческих идей происходит путем использования определенных свойств различных природных и материальных объектов; — метод сфокусированных объектов – основывается на принципе концентрации множества идей на каком-либо объекте.

Все выше перечисленные методы используются в программе «В мире прекрасного», в зависимости от поставленной цели занятия.

     Формы организации учебного занятия:Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются, как подарки для родных, друзей, ветеранов войны. Также актуальной формой проведения занятий является пленэр – рисование с натуры на свежем воздухе.

Для реализации программы используются также и другие формы занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей, обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие –подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора иподготовки к отчетным выставкам.

      Алгоритм учебного занятия.

1.Организационный момент. (Приветствие, эмоциональный настрой).

2. Сообщение темы, постановка учебной задачи.

3. Основная часть.

— Объяснение, рассказ или беседа (зависит от темы занятия).

— Повторение материала, необходимого для выполнения работы.

— Показ приемов выполнения работы.

— Разбор вопросов, вызывающих у обучающихся затруднения.

— Выполнение работы (практическая работа детей).

—  Проверка работ.

—  Обязательная выставка каждых работ. Выбор детьми лучших работ.

4. Подведение итогов.

— Формулировка вывода, сравнение его с поставленной целью работы.

— Оценка.

5. Уборка рабочих мест.

Перечень дидактических материалов.

Дидактическое обеспечение дополнительной образовательной программы располагает широким набором материалов и включает:

•  фотоматериалы по разделам занятий;

• литературу для обучающихся по изобразительному искусству (учебные пособия, книги и др.);

• методическую копилку игр (для физкультминуток и на сплочение детского коллектива);

• иллюстративный материал по разделам программы (ксерокопии, рисунки учеников прошлых лет, таблицы, тематические альбомы, демонстрационные карточки и др.)

Дидактический материал используется на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.

2.4. Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса1 год
Продолжительность учебного года, неделя36
Количество учебных дней108
Продолжительность учебных периодов1 полугодие15.09.2020- 31.12.2020
2 полугодие12.01.2021- 31.05.2021
Возраст детей, лет5-8
Продолжительность занятия, час3
Режим занятия2 раза/нед
Годовая учебная нагрузка, час216

2.5 Календарный план воспитательной работы

Дата проведенияФорма и темаКоличество часов
сентябрьПроведение практических учений и инструктажей с обучающимися: «Как вести себя при террористическом акте»;«Правила пожарной безопасности»;«Правила техники безопасности»;«Правила поведения на дорогах».3 часа
сентябрьПодготовка конкурсных работ на конкурс, посвященный Дню тигра.9 часов
сентябрьПодготовка конкурсных работ на осенние конкурсы, разного уровня.9 часов
октябрь«Бобкин день» праздник, посвящённый Всемирному Дню животных.3 часа
октябрьИгровая программа в дни каникул «Веселые старты»1 часа
ноябрьАкция «Мама добрый ангел» — селфи с мамой, — подготовка творческих работ, — участие в международном конкурсе.9 часов
декабрьКонкурс творческих работ «Символ нового года»12 часов
декабрьПроект «Сохраним Ёлочку вместе» Изготовление новогодних игрушек для Ёлки Украшение Ёлки возле филиала ДЮЦ9 часов
декабрьНовогодний утренник1 час
январьИгровая программа в дни каникул «Мы рисуем на снегу»1 часа
январьПодготовка творческих работ к районному конкурсу «Неопалимая Купина».9 часов
февральПодготовка творческих работ к районному конкурсу «Радуга талантов».9 часов
февральТворческие конкурсы, посвященные 23 февраля.6 часов
февральУчастие в военно – спортивной игре «Зарница»3 часа
мартКонкурс творческих работ посвящённый международному женскому дню  «8 Марта».6 часов
мартПодготовка творческих работ к районному конкурсу «День Земли».9 часов
мартИгровая программа в дни каникул «С нами веселее»1 час
апрельКонкурс творческих работ «12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики».6 часов
апрельПодготовка творческих работ к конкурсу, «Пасхальная  Палитра».12 часов
майАкция «Мы помним, Мы гордимся! Спасибо за Победу!» Подготовка рисунков для акции Изготовление плаката Участие в конкурсе6 часов
майПодготовка к районному конкурсу «Спасибо деду за Победу!».9 часов
 в течении годаУчастие в конкурсах изобразительного творчества, различных уровней.30 часов

Список литературы

1.  Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению, М., 1985. 

2.  Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей.  Л.Г. Логинова М.: ВЛАДОС, 1999. – 240 с.

3. Базанова М. Д. Пленэр. М.: Изобразительное искусство, 1994.

4.  Беда Г.Б. Особенности изобразительной грамоты. М.; Просвещение 1989.

5.  В помощь педагогу, работающему над авторской образовательной программой: Методические рекомендации, М.: Изд-во Мос. Гор. Дворца творчества детей и юношества, 1995, — 24 с.

6.  Волков И.П.  Художественная студия в школе, М.: Просвещение 1993.

7.  Глинская И.П. Изобразительное искусство/ Учебное методическое пособие К.: Радянская школа,1981.

8.  Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. / Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998.

9.  Законодательство Российской Федерации об образовании, Федеральные базовые законы, — М.: ИФ »Образование в документах», 2001. – 2-е изд.- 104 с. 

10.  Козлова С.А. Дошкольная педагогика,  М.: Просвещение 1989.

11. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М.: Педагогическое общество России, 2002.

12. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства, М.:  Просвещение, 1987.

13.  Макарова М.Н.  Перспектива.  М.: Просвещение 1989.

14. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.

15.  Уткин П.И., Королева С.Н. »Народные художественные промыслы» М.; Просвещение 1990.

16.  Хранкова А.П.  »Возрастная физиология», М., 1987.

17.  Чумичева Р.М.  Дошкольникам о живописи.  М.:  Просвещение, 1992.

18.  Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.; Просвещение 1986.

19.  Энциклопедия ‘’Русская живопись» Х1V – XX веков. М: «ОЛМА — ПРЕСС», 2001.