Раздел №1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

    Актуальность программы определяется тем, что в последние годы у обучающихся повышается интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения  дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.

    Дополнительная общеразвивающая программа «Мир чудес» имеет художественную направленность.

    Уровень реализации программы – стартовый.  

За год обучения детям необходимо привить интерес к декоративно-прикладному творчеству, научить ценить искусство, дать элементарные знания, умения и навыки, которые будут развиваться в процессе деятельности. Программа является модифицированной, она разработана на основе типовых программ по декоративно-прикладному творчеству.

     Отличительные особенности программы в том, что она предназначена для детей 6-16 лет, проявляющих интерес к прикладному искусству, желающих мастерить поделки своими руками с использованием различных материалов и подручных средств. Данная образовательная программа дает возможность не только изучить основы различных современных техник декоративно-прикладного творчества, но и применить их комплексно по своему усмотрению.   

    Применение компетентностного подхода позволит обеспечить наличие знаний, опыта, необходимых для успешности и эффективной деятельности. Широкое использование игрового метода обучения позволяет младшим учащимся более расширено, по сравнению с программой образовательной области «Технология», изучать как традиционные, так и современные виды декоративно-прикладного искусства, такие как «Бумагопластика», «Вырезки», «Папье-маше», «Помпончик», «Картины из зерна и круп» «Соленое тесто», «Холодный фарфор» с учётом возрастных особенностей. 

    Адресат программы: программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 16 лет.

    В   этом возрасте дети хорошо усваивают знания, умения и навыки, ставят перед собой задачи, применяют полученные знания на практике, охотно демонстрируют свои творческие способности.  Фантазируя и воображая, проявляют нестандартные решения в процессе творчества, создают свои уникальные работы. Это даёт неиссякаемые возможности для разностороннего развития личности.

Численный состав: оптимально – 12 человек, допустимое количество обучающихся 15 человек. В объединение принимаются все желающие, без предварительных испытаний.  Набор детей производится в начале учебного года. Состав группы постоянный. Программа разработана для малокомплектных групп детей дошкольного и младшего школьного возраста, а так же для взрослых и подростков, увлекающихся художественно-творческой деятельностью, а так же для детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей находящихся в иных трудных жизненных ситуациях.       

Допускается дополнительный набор детей в течение всего учебного года на вакантные места по результатам тестирования.   В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав. (Порядок, п.16).

    Форма обучения по программеочная.   

«Допускается сочетание различных форм получения образования …» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4) — дистанционная, групповая или индивидуально-групповая, индивидуальная, очно-заочная.

   В творческом объединениях возможна организация образовательного процесса в соответствии с индивидуальными учебными планами.

     Объём программы и сроки реализации «Мир чудес».

Общая   продолжительность обучения составляет 216   учебных часов. Программа рассчитана на 1 год обучения.

     Режим занятий: Занятия учебных групп проводятся два раза в неделю по 3 часа с 15-минутным перерывом для отдыха обучающихся и проветривания кабинета.

      При определении режима занятий учтены санитарно–эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования, смена различных видов деятельности во время проведения занятий.

                                                            1.2 Цель и задачи программы

Цель программы — развитие творческих способностей каждого обучающегося посредством освоения различных видов декоративно – прикладного творчества

Задачи программы:

Воспитательные:

Развивающие:

Обучающие:

  • Научить правильно использовать термины, формулировать определение, понятия, используемых в опыте мастеров прикладного мастерства
  • научить приёмам и способам работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов дизайна;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • сформировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, поделки;
  • выработать умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат;
  • совершенствовать умения и сформировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • сформировать навык учебно-исследовательской работы.

1.3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/пНазвание раздела, темыКоличество часовФорма проведения занятияФорма контроля 
всеготеорияпрактика
1Введение в программу642   
1.1Вводное занятие. Набор детей. Комплектование групп. Знакомство с программой. Изучения особенностей первого года обучения. Цель и задачи программы. Правила внутреннего распорядка учреждения. Инструктаж по технике безопасности.321Ознакомительное занятие  
1.2Правила безопасности на занятиях. Беседа по охране труда. Техника безопасности в объединении декоративно-прикладного творчества. Техника безопасности при использовании разных инструментов.312 Анкетирование 
2Мир аппликации421230   
2.1Элементы простой аппликации312Занятие по образцуОпрос 
2.2Сложная аппликация1239Занятие импровизацияОпрос 
2.3Аппликация из ниток15312Занятие на выбранную тему.Выставка работ 
2.4Подготовка и участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях.927Выполнение творческого заданияВыставка работ 
2.5Посещение музеев, выставок декоративно – прикладного и изобразительного искусства.33Занятие экскурсияОпрос 
3Бумажная сказка511437   
3.1Вырезки   624Ознакомительное занятие Мастер-классОпрос 
3.2Папье-маше361026Занятие на выбранную тему Конкурсное игровое занятиеОпрос     Выставка работ 
3.3Подготовка и участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях.927Выполнение творческого заданияВыставка работ 
4Ниточка волшебница21714   
4.1Весёлый помпончик927Занятие импровизацияОпрос 
4.2Пушистые цветы927Проверочное занятиеТестирование 
4.3Подготовка и участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях.33Выполнение творческого заданияВыставка работ 
5Чудесная страна лепки601446   
5.1Рисование пластилином15312Занятие импровизацияОпрос 
5.2Волшебное тесто18315Занятие на выбранную темуВыставка работ 
5.3Чудеса из холодного фарфора16312Мастер-классВыставка работ 
5.4Подготовка и участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях.927Выполнение творческого заданияВыставка работ 
5.5Посещение музеев, выставок декоративно – прикладного и изобразительного искусства.   33Занятие экскурсияОпрос 
6Город зерен33726   
6.1Картины из обычного зерна927Занятие на выбранную темуОпрос 
6.2Картины из крашенного зерна15312Проверочное занятиеТестирование 
6.3Подготовка и участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях.927Выполнение творческого заданияВыставка работ 
 7Итоговое занятие33Итоговое тестированиеТестирование 
Итого:216 ч61 ч155 ч 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

1.Раздел: Введение в программу.

1.1 Тема: Вводное занятие.

Теория. Набор детей, комплектование групп. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой. Знакомство с видами декоративно-прикладного творчества. Изучения особенностей первого года обучения. Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Режим работы. Правила внутреннего распорядка учреждения. Устав учреждения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Практическое занятие.  Экскурсия по учреждению. Игра: «Снежный ком». Эвакуации в различных ситуациях. Сбор сведений об обучающихся.

1.2 Тема: Правила безопасности на занятиях.

Теория. Беседа по охране труда. Техника безопасности в объединении декоративно-прикладного творчества. Организация рабочего места. Знакомство с материалами и оборудованием. Техника безопасности при использовании разных инструментов.

Практическое занятие. Организация рабочего места. Рациональное расположение инструментов и материалов на рабочем месте. Правильное положение рук и туловища во время работы. Разгадывание кроссворда на тему: «Декоративное творчество». Входная диагностика. Анкетирование обучающихся.

2. Раздел: Мир аппликации.

 Теория. Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

2.1 Тема: Элементы простой аппликации

Теория. Аппликация отличается от других видов изобразительной техники — силуэтностью, плоскостной обобщенной трактовкой образа, однородностью цветового пятна (локальностью) больших цветовых пятен, выразительностью изображения, более обобщенной формой.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Бабочка», «Барыня осень», «Божья коровка»

2.2 Тема: Сложная аппликация

Теория. Аппликация из конфетти Нащелканные дыроколом кусочки бумаги люди используют по-разному. Ну, как используют: выбрасывают, либо же отдают играть детворе, а потом все равно выбрасывают. Я предлагаю вам создавать из нее картины самим или вместе с детьми. Все зависит от вашей фантазии и желания.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Колокольчик», «Рыбка», «Осенний натюрморт»

2.3 Тема: Аппликация из ниток

Теория. Выполненная из ниток аппликация смотрится оригинально и выразительно. Плотно уложенными нитями можно создавать настоящие картины, которые трудно отличить от графики.

Картины из ниток получаются такими теплыми, уютными. Делать их очень приятно, окунаясь в атмосферу ожидания праздника и чуда. Картины можно вышивать, создавать их, приклеивая к основе длинные нити или взять обрезки пряжи, измельчить их и наклеивать, подбирая по цвету, между заранее обрисованных границ пейзажа.

Сделать нитяную аппликацию несложно. Для этого достаточной подготовить оставшуюся от вязания пряжу, ножницы и контурное изображение. Процесс работы увлечёт и взрослых, и детей, а результат обязательно порадует.  Дети смогут создать «пушистую» аппликацию из нарезанной пряжи. Технология выполнения хорошо подходит для предметной композиции: аппликация из ниток на картоне может изображать отдельные предметы или животных. Также из мелко нарезанной пряжи можно выкладывать сюжетные композиции, например, на тему осени или птиц.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Осенний лес», «Морской бриз», «Птица счастья».

2.4 Тема: Подготовка и участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях.

 Подготовка работ к выставкам, конкурсам различного уровня. Подготовка работ к внеплановым выставкам, конкурсам, ярмарках. Участие в районных мастер-классах, благотворительных акциях.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «День тигра», «Земля талантов».

2.5 Тема: Посещение музеев, выставок декоративно – прикладного и изобразительного искусства.

Посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства районного и краевого значения, экскурсии в музеи, выставочные залы, встреча с мастерами Чугуевского района.

Практическое занятие. Посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства: «День тигра», «Земля талантов».

3. Раздел: Бумажная сказка.

Теория. Искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание трехмерных скульптур объединено одним названием – бумажная пластика. Бумагопластика более трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция. Не имея специальной художественной подготовки, мы сможем освоить простые изделия и пластические композиции.

3.1 Тема: Вырезки 

Теория. Вырезки (белор. выцінанкаукр. витинанка) — резные узоры из бумаги, вид древнеславянского народного декоративного искусства. Включает сюжетные и орнаментальные украшения жилья — ажурные, силуэтные и тому подобное. Изготавливаются при помощи ножниц (маленьких и, например, очень больших — для стрижки меха овец), специальных мелких приспособлений мастеров, передающихся из поколения в поколение, а также ножом, топориками, другими орудиями. Материалом служит бумага (белая или цветная), тонкий картон. Вырезки используют для украшения помещений — стен, окон (например, в качестве занавески на форточках сельских домов), а также полок, дымоходов, печей. Применяют как в быту, так и для подготовки религиозных или светских праздников.

Практическое занятие. «Резная феерия», «Ажурный узор».

3.2 Тема: Папье-маше

Теория. Папье-маше (фр. papier mâché букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумагикартона) с клеящими веществами, крахмаломгипсом и т. д.

Из папье-маше делают муляжимаски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях из папье-маше изготавливают даже мебель и светильники, которые не так-то просто отличить от «настоящих»

Практическое занятие. «Маленькие друзья», «Подарок для мамы», «Новогодний сюрприз».

3.3 Тема: Подготовка и участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях.

Подготовка работ к выставкам, конкурсам различного уровня. Подготовка работ к внеплановым выставкам, конкурсам, ярмарках. Участие в районных мастер-классах, благотворительных акциях.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мой учитель», «Для любимой мамы».

4. Раздел: Ниточка волшебница.

Теория.Нитка это длинные, тонко скрученные волокна, предназначенные для изготовления тканей, шитья, вязания и т. д.

4.1 Тема: Весёлый помпончик

Теория. Помпон (фр. pompe — «великолепие, торжественность», англ. pom-pon, pom-pom) — шарообразное украшение из ниток. Помпоны могут быть разных размеров и цветов, а также могут быть сделаны из различных материалов, например, хлопка, шерсти, бумаги и других.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Желтый цыпа», «Символ года», «Веселый пушистик».

4.2 Тема: Пушистые цветы

Теория. Найдется ли на свете хоть одна женщина, равнодушная к цветам? Но всем известно, что эти хрупкие очаровательные творения природы живут совсем недолго — и срезанные, и растущие в саду. Они быстро вянут и перестают приносить хозяйкам радость.

 Как же продлить жизнь этих маленьких чудес природы? Способ, пожалуй, только один — увековечить их, смастерив изящные поделки — цветы из ниток — своими руками (например, из пряжи). Искусственные растения плетут, вышивают, вяжут, мастерят из проволоки и самых разных подручных материалов.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Одуванчик», «Букет для снежной королевы».

4.3 Тема: Подготовка и участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях.

Подготовка работ к выставкам, конкурсам различного уровня. Подготовка работ к внеплановым выставкам, конкурсам, ярмарках. Участие в районных мастер-классах, благотворительных акциях.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Земля талантов», «Символ года».

5. Раздел: Чудесная страна лепки.

Теория. Лепка —придание формы пластическому материалу (пластилинуглинепластике, и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п. Один из базовых приёмов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры

Лепка – это очень полезное занятие для развития мелкой моторики, пространственного мышления, воображения и оттачивания художественных навыков у детей. 

Занятия лепкой очень важны для развития ребенка, ведь во время них совершенствуется тонкая моторика рук, мелкие движения пальчиков становятся более точными, а благодаря этому развиваются речь и мышление. На таких занятиях ребенок приобретает сенсорный опыт, заключающийся в чувстве формы, веса, пластики. Многие психологи рекомендуют заниматься лепкой шумным, быстровозбудимым и активным детям, так как подобные занятия благотворно влияют на нервную систему.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.
  Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
  Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

5.1 Тема: Рисование пластилином

Теория. Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации) неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают ребятишек, поэтому они с удовольствием занимаются лепкой. Между тем, не всем известно, что пластилином можно еще и рисовать, создавая объемные картины. Такой вид деятельности называется пластилинография.

Что включает в себя понятие пластилинография? Эта нетрадиционная техника рисования является новым направлением детского творчества, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный способ рисования — увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых. У пластилинографии цель — не только развивать творческие способности детей, но и расширять знания об окружающем мире, формировать интеллект, развивать психические процессы, активно влиять на развитие мелкой моторики. 

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Подарок деду», «Мои любимые мультяшки», «Рождественские чудеса»

5.2 Тема: Волшебное тесто

Теория. Соленое тесто – это замечательный материал для воплощения разнообразных творческих задумок. Для занятий лепкой с детьми – это самый подходящий материал, так как является хорошей альтернативой пластилину.

У лепки из соленого теста есть несколько названий: мукосол, тестопластика, архангельская керамика и биокерамика. Последнее название появилось благодаря тому, что для изготовления фигурок используются только натуральные материалы. Они экологически чисты, что особенно актуально в наши дни. Да и сам материал приятен в работе, поэтому процесс лепки вызывает только положительные эмоции. Этот экологически чистый материал практически не пачкает руки, и с ним легко работать. Кроме того, соленое тесто — это замечательный материал для лепки вместе с детьми с самого раннего возраста. Можно не бояться, что ребенок возьмет в рот тесто: оно безвредное, к тому же не вкусное, и вряд ли малыш захочет снова повторить свой эксперимент.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Очень вкусный натюрморт», «Зоопарк», «На арене цирка».

5.3 Тема: Чудеса из холодного фарфора

Теория. Холодный фарфор – это пластичная масса, идеальная для любых типов работ, масса похожа на пластилин, но намного лучше, так как высыхает и становится твёрдой.

«Холодным фарфором» называют особую смесь из кукурузного крахмала, клея, масла и глицерина, которая используется для художественной лепки. Придумали «холодный фарфор» в Аргентине в начале прошлого века.

На сегодняшний момент «холодный фарфор» – это, пожалуй, самый дешевый, очень удобный и совершенно безвредный материал для лепки. Из него удобно делать мелкие детали, у него гладкая однородная текстура, он невероятно пластичен и удобен в использовании. Фигурки и изделия из «холодного фарфора» смогут изготовить и дети, и взрослые. В отличие от пластилина, «холодный фарфор» при застывании становится твердым, что является несомненным плюсом.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебные цветы», «Памятные подарки», «Милые милашки».

Подготовка работ к внеплановым выставкам, конкурсам, ярмарках. Участие в районных мастер-классах, благотворительных акциях.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Спасибо деду за Победу!», «Радуга талантов».

5.5 Тема: Посещение музеев, выставок декоративно – прикладного и изобразительного искусства.

Посещение выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства районного и краевого значения, экскурсии в музеи, выставочные залы, встреча с мастерами Чугуевского района.

Практическое занятие. «Спасибо деду за Победу!», «Радуга талантов».

6. Раздел: Город зерен.

Теория. Крупа — прекрасный материал для поделок. Ее легко можно покрасить, и тем самым сделать работу яркой и привлекательной.
Гречка, пшено, манка, рис, горох, различные семечки, макаронные изделия и все, что только можно наклеить, пригодится для работы. Вот уж, действительно, есть, где можно фантазировать сколько угодно!

6.1 Тема: Картины из обычного зерна

Теория. Есть еще один вид творчества, который менее распространен – это аппликации для детей из круп. Такой способ имеет множество преимуществ. Одним из них является то, что такие картины могут делать даже самые маленькие, потому как рисунки создаются без применения ножниц. А в процессе пересыпания крупы хорошо развивается мелкая моторика, благодаря чему речь малыша развивается гораздо быстрее. Также ребенок научится перебирать предметы пальцами, хорошо разовьет щипковые рефлексы. 

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Птичий базар», «Плюшевый мишка».

6.2 Тема: Картины из крашенного зерна

Теория. Чтобы аппликации выглядели более ярко, крупу можно окрашивать. Лучший способ — это насыпать крупу в воду с разбавленной гуашью. Через некоторое время воду надо слить, а зерна сушить на бумаге или клеенке. Обычно хорошо окрашивается рис. Разноцветную крупу можно хранить в баночках из-под детского питания.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весенняя сказка», «Лесные жители», «Первые бабочки», «Полевые цветы».

6.3 Тема: Подготовка и участие в конкурсах, выставках, ярмарках, мастер-классах, благотворительных акциях.

Подготовка работ к выставкам, конкурсам различного уровня. Подготовка работ к внеплановым выставкам, конкурсам, ярмарках. Участие в районных мастер-классах, благотворительных акциях.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «День Земли», «Пасхальная палитра».

7. Раздел: Итоговое занятие.

Теория. Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год. Презентация: «Наш учебный год».

Практическое занятие. Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.

1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

      Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.

Методика проверки результативности обучения проходит через такие формы: конкурсные задания и карточки, тестирование и зачеты по темам раздела, которые дают возможность отслеживать результат обучения. Итоговые конкурсы, которые организуются после завершения каждой новой темы. Отслеживание перечисленных результатов осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля. Основные формы проверки знаний и умений детей – это конкурсы, выставки, за которые дети награждаются дипломами, грамотами и благодарственными письмами. 

Личностные результаты:

Обучающийся будет:

-иметь ценностное отношения к декоративно прикладному творчеству;

— иметь чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

-иметь осознание своей этнической и национальной принадлежности;

У обучающегося будет:

— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

— чувство гордости, доброжелательности и сопричастности к жизни коллектива;

— осознанное выполнение правил поведения в различных образовательных ситуациях, публичных выступлениях;

— адекватная самооценка в рамках декоративно-прикладного направления;

— стремление к совершенствованию результатов в выбранном профиле декоративно-прикладного направления;

— трудолюбие, целеустремленность, усидчивость и аккуратность;

— навык адаптации в стремительно меняющемся мире.

Метапредметные результаты:

Обучающийся будет знать:

 — особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

— как работать с разнообразными материалами и навык создания работ посредством различных технологий;

— как выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;

— как решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

— как осуществлять поиск информации с использованием литературы и интернет источников;

Обучающийся приобретёт:

— навык познавательной активности и стремления к творческому самовыражению;

уменияпланировать свои действия;

— навык осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

— умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

— умение адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих

— умение выбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

Предметные результаты:

К концу года обучения обучающийся:

 Будет знать:

-название и назначение материалов и приспособлений;

-правила организации рабочего места;

-правила и приемы разметки и контроля по шаблону;

-правила техники безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами;

-методики выполнения изделий из бумаги, картона, пластилина, крупы, ниток и соленного теста с использованием самых разнообразных техник;

Будет уметь:

— правильно хранить и использовать материал;

— работать с бумагой, картоном, пластилином, разными видами круп, нитками, соленным тестом;

— составить и оформить композиции при помощи разногобразного материала;

— использовать инструменты строго по назначению;

— правильно организовать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;

— выполнять плоские и объемные работы в разных техниках;

— работать в паре, в коллективе;

— использовать в работе цветовой круг.

Будет владеть:

— навыками организации индивидуальной и совместной образовательной деятельности;

— современными технологиями в поиске материала для творчества.

РАЗДЕЛ №2. ОРГАНИЦАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1. Условия реализации программы

1.Материально-техническое обеспечение: Занятия проходят в кабинете с обязательным соблюдением режима проветривания. Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в кабинете. Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды. (для занятий по разделам программы Бумажная сказка, Чудесная страна лепки, Город зерен). Стены кабинета, в котором проходят занятия, оформлены лучшими детскими работами.

Инструменты и приспособления:

— простой карандаш;

— ластик;

— ножницы обычные и фигурные;

— клеевой пистолет и стрежни к нему; 

— резаки;

— дыроколы;

— стеки разной формы;

— кисти разного диаметра;

— зубочистки;

— шаблоны;

— доски для лепки и т.д.

Материалы:

— бумага цветная для аппликаций;

— двухсторонняя цветная бумага для оригами;

— картон белый и цветной;

— гофрированная бумага;

— салфетки (разных цветов);

— клей ПВА;

— вата и ватные диски;

— нитки шерстяные;

— проволока;

— фольга пищевая, фольга золотистая (обёртки от конфет);

— природные материалы;

— бросовые материалы;

— фломастеры, цветные карандаши;

— гуашь 12  и более цветов и акриловые краски 18 цветов;

— пластилин 24 цвета;

— мука и соль для изготовления солёного теста;

—  разнообразная крупа и макаронные изделия и т.д.

Все материалы доступны и взаимозаменяемы.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Для занятий используются презентации к разным разделам программы такие как: «Аппликация из ниток», «Папье-маше», «Забавные помпончики», «Волшебное тесто», «Город зерен», «Мы рисуем пластилином», видео к проекту «Сохраним Елочку вместе», «Мы рисуем на снегу», день «Валентина», «8 Марта», день «Космонавтики», акция «Голубь мира», фото работ ребят прошлых лет и следующие интернет источники:

http://дети-таланты.рф

https://www.art-talant.org/

http://www.prodlenka.org

http://ped-kopilka/ru

http://www.pinterest.ru

http://malenkajastrana.ru

http://aktalant.ru

http://videouroki.net/

http://infourok.ru

http://sdelajrukami.ru

youtube. сom  

Нормативно-правовая база.

   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир чудес» разработана на основании:

     —  Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

     —  Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196; «Об  утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по  

     дополнительным общеобразовательным программам»;

— Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее Концепция);

  — Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);

— Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242);

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

— Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско- юношеского центра» с. Чугуевка Чугуевского района.

— Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей и рабочей программах Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Чугуевка (утверждено Приказом МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка от 18 августа 2020г. №80-а)

— Положения об организации и проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Чугуевка.

Кадровое обеспечение. Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Мир чудес» реализует педагог дополнительного образования, имеющий профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы.  Свой профессиональный уровень педагог повышает через самообразование и систему повышения квалификации.

     Литература для педагога.

  1. Докучаев Н. «Мастерим бумажный мир». М.: АСТ,2003.
  2. Золотая коллекция идей « Ажурная бумага» / М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2008.-32с.
  3. Кен Хайнс, Джил Харви, Ричард Дангворт, Рей Гибсон. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы. ООО «Издательство» «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002.- 64 с.
  4. Оригинальные поделки из бумаги / Пер. с итал. Г.В. Кирсановой. М.: ООО ТД « Издательство Мир книги», 2009.
  5. Подарок своими руками. Фигурки и игрушки из бумаги и яиц/ А.Тойбнер, О.Соболева. : Академия развития, 2009.- 31с.
  6. Рей Гибсон  «Поделки» журнал начальная школа 2000.
  7. Серия «Стильные штучки». Своими руками, ООО «Хатбер  пресс», 2008.- 8 с.
  8. Серия «Хочу все знать»/ Лепка фигуры из пластилина, гипса, глины и папье-маше. М.: изд. «ЭКСМО» — Преес, 2000.

     9. Фигурки из бумаги, поделки из бумажных гормошек, Издательство АРТ-РОДНИК,       

          2008.-31 с.

    10. Черныш  И.В. Удивительная  бумага. /М.: АСТ —  ПРЕСС, 2000.

    11. Чиотти Донателла. Оригенальные поделки избумаги/ Пер. с итал. Г.В. Кирсановой.

          М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2009.-96 с.

    12. Чиотти Донателла. Украшения из шелковых лент / Пер. с итал. Г.В. Кирсановой.

          М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2010.-96 с.

Литература, рекомендуемая для обучающихся.


1. Григорьева А. «Золотая книга рукоделий» М.: Белый город, 2008.

2. Журнал новые игрушки своими руками. Художник – конструктор С. Долгов. / М.: ООО «Стрекоза», 2008.

3. Журналы «Делаем Сами» ООО «Издательский дом «Толока» 2009 г.23 с. № 3, 4, 6, 8 11.

4.Журнал «Мистер Самоделкин» ООО «Издательство Арбуз» 2011 г.  — 19 с. №9.

5. Зайцева. А. игрушки из помпончиков для детей и взрослых. М.: ЭКСМО, 2008. 63 с.
6. Пластилиновые фигурки животных.  М.: Эскимо; Донецк: СКИФ, 2011. 64с.: ил.- (Азбука рукоделия).

7. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. пер. с анг. / Джейн Дженкинс. М.: Мой мир, 2008.- 80 с.

8. Скрамбукинг: домашний декор/Анна Михеева. Изд. 2-е Ростов н/Д: Феникс, 2015. 111 с.
9. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 класса. 6-е изд. Самара: Издательство Учебная литература»: Издательский дом «Фёдорова», 2013. 


2.2 Оценочные материалы и форма аттестации.

  Формы аттестации.

  Цель контроля: побудить обучающихся к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.

Во время реализации образовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня развития знаний, умений и навыков. Контроль знаний в группах должен осуществляться строго дифференцированно, исходя из возрастных, физических, психологических особенностей развития каждого отдельного ребенка.

Первое, что необходимо сделать педагогу, когда ребенок пришел в кружок — это зафиксировать его начальный уровень (знаний, навыков, развития и т.п.). Ведь не зная начального уровня, невозможно оценить достигнутый результат.

Если рассматривать учебный год в качестве некоего самостоятельного отрезка, то оценить успешность обучающихся можно, если знать их уровень в начале года, в середине года и в конце года. В середине года проводится текущая контроль или аттестация. Это позволит педагогу увидеть имеющиеся недоработки и вовремя скорректировать работу с обучающимися.

И, наконец, в конце учебного года проводится итоговая аттестация/контроль, когда проверяется уровень усвоения программы, изученной за определенный год обучения, или если этот год является последним годом обучения, тогда проверяются знания всей программы в целом.

Ниже представлены наиболее распространенные формы, которые могут быть использованы педагогом при проведении контроля/аттестации в объединении.

1.Тестовые, контрольные, срезовые задания (устный опрос, письменный опрос, тестирование).

2. Создание проблемных, затруднительных заданий (решение проблемных задач, шаблоны-головоломки и т.п.).

3. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентация.

4. Анкетирование.

5. Педагогическая диагностика.

6. Передача обучающемуся роли педагога.

7. День творчества в кружках.

8. Самооценка обучающихся своих знаний и умений.

9. Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.

10. Групповая оценка работ.

11. Тематические кроссворды.

12. Собеседование.

13. Творческий отчет (концерт, выставка и т.п.).

14. Домашнее задание на самостоятельное выполнение.

15. Зачет.

Результаты работы по программе фиксируются в журнале обучения и в приложении к образовательной программе (Индивидуальная маршрутная книжка). Результат обученности учащихся оценивается по его личным достижениям относительно собственных возможностей. Уровень творческого развития определяется на основе выставочных работ и участие в конкурсах, олимпиадах, выставках по декоративно прикладному творчеству различного уровня – ДЮЦа, районных, краевых, всероссийских, международных.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамоты, готовые работы, дипломы, портфолио талантливых детей, свидетельства (сертификаты), фото и видеозаписи на сайтах ДЮЦ и на странице инстаграма ДЮЦ, материалы анкетирования и тестирования обучающихся.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставки детских работ, конкурсы декоративно прикладного творчества, открытые занятия и итоговые отчеты.

2.3. Методическое обеспечение программы

Методы обучения и воспитания: Методика проведения занятий предусматривает сочетание теории и практики в течение одного занятия.

Выбор методов обучения определяется уровнем знаний и практических навыков, получаемых обучающимися на занятиях в детском объединении.

Теоретический материал дается в начале занятия, в форме информации или беседы, сопровождаемой вопросами (вопросно-ответный метод). Объяснение теоретического материала и практических занятий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов (объяснительно-иллюстративный метод). Основная цель показа готовых изделий – стимулировать обучающихся к созданию лучшей работы, а также вызвать желание творить самому, изменять и совершенствовать, а не выполнять точную копию изделия.

При изучении новых тем разделов программы используется монологический метод, когда педагог рассказывает, показывает точный образец действий, при этом обучающиеся слушают, запоминают и выполняют действия по образцу.

Применение метода совместной творческой деятельности, когда индивидуально выполненные элементы объединяются в одну большую коллективную работу, позволяет развить самостоятельность, коммуникативность, творческое мышление, фантазию ребенка.

Часто используется такая форма занятий как «Сам себе мастер», при которой у обучающихся появляется возможность самостоятельного творческого подхода к разработке и созданию новых образцов изделия. Такая творческая деятельность позволяет развить самостоятельность, мышление, фантазию, воображение, способность к реализации собственного замысла.

Основные методы и приемы, используемые на занятиях:

-объяснительно – иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, ИКТ, ТСО);

— репродуктивные (работа по образцам и шаблонам);

— частично-поисковых (выполнение вариативных заданий);

-творческие (творческие задания, эскизы, проекты,);

-исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а так же других материалов для работы в объёме);

— подбор и систематизацию практических заданий разного содержания, которые имеют общие черты и сходные приемы обработки поделочных материалов;

— подбор доступных для работы поделочных материалов;

— подача учебного материала малыми порциями;

— совместная работа педагога и ребенка;

— экскурсии, наблюдения.

Занятия построены на основных педагогических принципах:

• доступности (от простого, к сложному);

• систематичности и последовательности;

• дифференцированного подхода к учащимся;

• гибкости и динамичности раздела в программе, обеспечивающего разностороннее, свободное и творческое развитие учащихся;

• учет требований гигиены и охраны труда;

• учет возможностей, интересов и способностей учащихся;

▪ принцип разнообразия форм обучения;

▪ принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся.

Формы организации учебного занятия:

Занятия по программе декоративно-прикладного творчества «Мир чудес» проводятся в групповой форме с использованием личностно-ориентированного подхода (с учетом возрастных, психических, психофизических и индивидуальных особенностей обучающегося).

В основном комбинированные занятия.

— Практические занятия.

— Беседы, рассказы.

— Работа с природным и техническим материалом.

— Наблюдения, мини путешествия, экскурсии.

— Тематические праздники, мероприятия.

— Игры, конкурсы, дидактические игры, соревнования, сюжетно – ролевые игры.

— Знакомство и изучение наглядного материала с использование ТСО, использование ИКТ.

— Выставки работ. 

Алгоритм учебного занятия:

1.Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи.

3. Вступительное слово с учетом опытов и наблюдений.

4. Анализ изделия и выбор способа его изготовления.

5. Объяснение и показ приемов работы.

6. Практическая работа детей.

7. Проверка работ.

8. Обязательная выставка каждых работ. Выбор детьми лучших работ.

9.Подведение итогов. Оценка.

10. Уборка рабочих мест.

Перечень методических материалов:

 Для реализации программы «Мир чудес» сформирован банк методических материалов, который постоянно пополняется. Методические материалы имеют следующие разделы:

I. Методические материалы для педагога:

1.1 Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии мероприятий, памятки:

1.2. Комплексы оздоровительно-профилактических упражнений, предотвращающих и снижающих утомление обучающихся (для младшего и среднего школьного возраста);

 2. Организационно-методические материалы:

2.1. Рабочая программа на текущий год;

2.3. Отчет о деятельности педагога за прошедший учебный год.

2.4. Инструкции по охране труда и технике безопасности.

  3. Дидактические материалы для детей:

3.1. Таблицы с алгоритмами работы на каждый раздел программы.

3.2. Наглядные пособия, образцы выполненных заданий, делаются для каждой темы программы или используются открытки, поделки обучающих предыдущих лет.

3.3. Демонстрационные карточки (картинки, фото, поделки ребят прошлых лет, тематические альбомы) для каждой темы программы.

3.4. литературу для обучающихся по декоративно-прикладному творчеству (журналы, учебные пособия, книги и др.);

3.5. Шаблонны, трафареты для отдельных тем программы.

2.4. Календарно учебный график

Этапы образовательного процесса1 год
Продолжительность учебного года, неделя36
Количество учебных дней108
Продолжительность учебных периодов1 полугодие15.09.2020- 31.12.2020
2 полугодие11.01.2021- 31.05.2021
Возраст детей, лет6-16
Продолжительность занятия, час3
Режим занятия2 раза/нед
Годовая учебная нагрузка, час216

2.5  Календарный план воспитательной работы

Дата проведенияФорма и темаКоличество часов
сентябрьПроведение практических учений и инструктажей с обучающимися: «Как вести себя при террористическом акте»;«Правила пожарной безопасности»;«Правила техники безопасности»;«Правила поведения на дорогах».3 часа
сентябрьПодготовка конкурсных работ на конкурс, посвященный Дню тигра.9 часов
октябрь«Бобкин день» праздник, посвящённый Всемирному Дню животных.3 часа
октябрьИгровая программа в дни каникул «Веселые старты»1 часа
ноябрьПодготовка творческих работ на районный конкурс-выставку «Куклы народов мира»12 часов
ноябрьАкция «Мама добрый ангел» — селфи с мамой, — подготовка творческих работ, — участие в международном конкурсе.9 часов
декабрьКонкурс творческих работ «Символ нового года»12 часов
декабрьПроект «Сохраним Ёлочку вместе» Изготовление новогодних игрушек для Ёлки Украшение Ёлки возле филиала ДЮЦ9 часов
декабрьНовогодний утренник1 час
январьИгровая программа в дни каникул «Мы рисуем на снегу»1 часа
январьПодготовка творческих работ к районному конкурсу «Неопалимая Купина».  9 часов
февральПодготовка творческих работ к районному конкурсу «Радуга талантов».  12 часов
февральУчастие в военно–спортивной игре «Зарница»3 часа
мартКонкурс творческих работ посвящённый международному женскому дню  «8 Марта».9 часов
мартПодготовка творческих работ к районному конкурсу «День Земли».  9 часов
мартИгровая программа в дни каникул «С нами веселее»1 час
апрельКонкурс творческих работ «12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики».6 часов
апрельПодготовка творческих работ к  конкурсу «Пасхальная  Палитра»  12 часов
майАкция «Голубь мира» Подготовка флажков для акции Раздача флажков и поздравления с предстоящим праздником прохожих7 часов
майПодготовка к районному конкурсу «Спасибо деду за Победу!».  9 часов
 в течение годаУчастие в конкурсах ДПТ, различных уровней.39 часов

                                                   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В., Постников, А.С. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. Режим доступа: http://doto.ucoz.ru/metod/

2.Бурундукова Л.И.  Волшебная изонить. М.: АСТ  ПРЕСС КНИГА, 2010.388 с.

3.Васина  Н.С.  Бумажная симфония /Надежда Васина. М.: Айрис-пресс,             

   2009.128с.(Внимание дети!).

4. Вешкина О.Б.  Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества/Ольга 

    Вешкина. М.: Эскимо, 2009.63 с.

5. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для

    воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1991.175 с.

6. Дженет Шипли Хокс. ИСКУССТВО СКУЛЬПТУРЫ ИЗ НИТЕЙ, интересные идеи

    для подарков./ Издательство «Кристина – Новый Век», 2007. 64 с.

7. Каченаускайте Л. «Аппликация». М.: Донецк: Стапкер, 2005.

 8. Крупенская Н.Б. Поделки из помпончиков. М.: Айрис — пресс, 2008.32 с.

 9. Оригинальные картины из зерен. Собаки и кошки. / Д.М. Гаравская, В.А. Кейлина, 

     А.А. Пицык, С.Е. Червинко. М.: ЗАО «Издательская группа «КОНТЭНТ», 2009.64 с.

10. Памела Мостек. ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ КВИЛТ, расшитые картины из лоскутков./    

      Издательство «Кристина  Новый Век», 2008. 96 с.

11. Перевертень Г.И., Аппликация. / М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.                   

12. Полулярное издание. Новый стиль. Плетение для девочек./ Издательство  

      «Внешсигма», 1999.- 64 с.

13. Популярное издании. Плетение для девочек./ Издательство «Внешсигма», 1999.48 с.

14. Рукоделие: энциклопедия/ Д.В. Нестерова. М.: АСТ, 2007. 158,(2) с.

15. Теплинская О.А. Аппликации и коллажи. Новые идеи, разнообразные материалы,

      полезные советы/ О.А Теплинская, И.А. Тукаева; худож. А.А. Берилло. Ярославль :

Академия развития, 2010.208 с.

16. Фантазии из бумаги: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия./ Пер. с англ.М.:

 АСТ-ПРЕСС КНИГА. 160с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).

17. Шедевры из соленого теста / Зимине Н.В. М.: ООО ТД « Издательство мир

      книги», 2009.192 с.

18. Эмма Бреннан. Украшения в стиле винтаж/ Пер. с Англ. А.Н. Степановой. М.:

      ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.96 с.