
Раздел №1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Актуальность программы состоит в том, творческие коллективы хореографической направленности являются одним из самых востребованных обществом направлением досуговой деятельности, дополнительного образования и профессиональной ориентации детей и молодёжи. Программа ориентирована на старший дошкольный и младший школьный возраст учащихся, в котором двигательная активность становится все более многообразной. Учащиеся данного возраста энергичны, подвижны,3 любознательны и самостоятельны, что дает возможность заинтересовать их занятиями хореографией и приобщить их к искусству танца. Искусство танца всегда притягивало к себе особое внимание общества. Занятия танцами имеют большую популярность у детей, подростков и, конечно же, их родителей. Программа даст учащимся коллектива практические умения и навыки, направленные на развитие гармоничной личности путем поддержки и развития танцевального потенциала каждого учащегося.
Уровень освоения программы-базовый.
Отличительные особенности:
Благодаря систематическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Занятия хореографией способствуют развитию общекультурного кругозора, формируют определенные эстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические показатели человека: физическое здоровье и выносливость, гармоничное телосложение.
Адресат программы
Программа предназначена для объединений дополнительного образования, где проводятся занятия для обучающихся от 5 до 14 лет (группы формируются по возрастам)
Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 10 до 15 человек. Состав групп – постоянный, может быть разнородным по возрасту. Данный норматив связан с высокой степенью индивидуализации учебного процесса, и увеличение количества учащихся в группе значительно понижает качество обучения.
Занятия проводятся по группам и индивидуально в аудитории.
Режим занятий. Занятия учебных групп проводятся:
-1-й год обучения 2 раза в неделю по 1 часу, за год 72 часа;
-2-го года обучения 2 раза по 2 часа в неделю, за год 144 часа;
-3-го года обучения 2 раза по 2 часа в неделю, за год 144 часа;
Объём программы — 360 часа:
1-й год обучения — 72 часа;
2-й год обучения — 144 часа;
3-й год обучения — 144 часа;
При определении режима занятий учтены требования СанПиНа к учреждениям дополнительного образования, смена различных видов деятельности во время проведения занятий.
Форма обучения по программе-очная
«Допускается сочетание различных форм получения образования …» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4) – дистанционная и очная форма обучения, групповая или индивидуально-групповая, или индивидуальная.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование эстетических, культурных и нравственных ценностей учащихся посредством обучения хореографическому творчеству.
Задачи программы:
Воспитательные:
- Стремление к здоровому образу жизни;
- Чувство коллективизма, взаимопомощи, единства;
- Эстетический вкус;
- Любовь к искусству и гармоничное восприятие мира;
- Трудолюбие, дисциплину, внутреннюю организованность и чувство ответственности;
- Стремление продолжать и преумножать успехи коллектива;
- Чувство национальной гордости и патриотизма.
Развивающие:
- Координацию путем слияния движений в комбинации;
- Чувство ритма, пространственную координацию, эмоциональность, образное мышление, память;
- Физическую выносливость и активность;
- Навыки исполнения элементов классического, народного, историко- бытового и современного танцев;
- Творческую инициативу каждого обучающегося;
- Творческий потенциал и авторское мастерство, раскрепощенность;
- Осмысленность и выразительность исполнительской стороны.
Обучающие:
- Основам хореографического искусства;
- Специальной терминологии и правильным методам ее использования;
- Выразительности в передаче национального колорита при помощи танцевальных движений и пластики, раскрытия образа, настроения и психологического состояния (драматургии произведения);
- Владению собственным телом, используя заложенные в нем способности;
- Движению под музыку, передавая ее особенности: ритм, темп, смысл, характер;
- Исполнению как массовых, так и сольных танцев/ эпизодов;
- Необходимым знаниям актерского мастерства.
1.3 Содержание программы
Учебный план первого года обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | |||
всего | теория | практика | ||||
Вводное занятие | 2 | 2 | Беседа | |||
1 | Духовно- нравственное содержание танца | 4 | 2 | 2 | Наблюдение. Беседа | |
2 | Основы классического танца | 12 | 2 | 10 | Опрос. Наблюдение | |
3 | Ритмика | 18 | 2 | 16 | Опрос. Наблюдение | |
4 | Гимнастика и растяжка | 14 | 2 | 12 | Беседа. Наблюдение за практическим показом | |
5 | Современный эстрадный танец | 20 | 2 | 18 | Наблюдение, практика | |
6 | Итоговые занятия | 2 | 2 | Показательные выступления, тестирование | ||
Итого | 72 | 12 | 60 | |||
Учебный план второго года обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Вводное занятие | 2 | 2 | Беседа | ||
1 | Духовно- нравственное содержание танца | 8 | 2 | 6 | Наблюдение. Беседа |
2 | Постановка корпуса, рук и ног | 20 | 2 | 18 | Формирование. Наблюдение |
3 | Основы движения классического танца | 42 | 4 | 38 | Опрос наблюдение |
4 | Народно-сценический танец | 44 | 4 | 40 | Наблюдение за практическим показом |
5 | Гимнастика и растяжка | 18 | 2 | 16 | Наблюдение за практическим показом |
6 | Постановочная и репетиционная работа. Сценическая практика | 10 | 2 | 8 | Показательные выступления, тестирование |
Итого | 144 | 18 | 126 |
Учебный план третьего года обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
Вводное занятие | 2 | 2 | Беседа | ||
1 | Духовно- нравственное содержание танца | 8 | 2 | 6 | Беседа, наблюдение |
2 | Народно-сценический танец | 22 | 2 | 20 | Беседа, опрос, выступления |
3 | Классический танец. Экзерсис | 22 | 2 | 20 | Беседа, тестирование, выступления |
4 | Гимнастика и растяжка | 24 | 2 | 22 | Беседа, тестирование, выступления |
5 | Современный эстрадный танец | 32 | 4 | 28 | Опрос, выступления |
6 | Постановочная работа | 16 | 4 | 12 | Выступление, наблюдение |
7 | Концертная деятельность | 18 | 4 | 14 | Показательные выступления, тестирование |
Итого | 144 | 22 | 122 |
Содержание учебного плана первого года обучения
Вводное занятие. 2 часа
Теория. Цели и задачи на предстоящий учебный год. Расписание. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в хореографическом классе.
- Раздел: «Духовно- нравственное содержание танца». 4 часа
Теория: Отношение к танцу и понимание своего места и роли в его исполнении. Уважительное отношение к зрителям («Поклон» как благодарность, приветствие, прощание).
Практика: Передача образа и смысла посредством музыки и танцевальных движений.
- Раздел: «Основы классического танца». 12 часов
Теория: Классический танец – фундамент хореографического творчества.
Практика: Экзерсис у станка: demi-plie, grand-plie, battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe parterre, battements frappes, battements fondus, battements releves lens, battements developpes, grands battements jetes.
Экзерсис на середине зала выполняется на полупальцах и с большой амплитудой движения: demi-plie, grand-plie, battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe parterre, battements frappes, battements fondus, battements releves lens, battements developpes, grands battements jetes.
- Раздел: «Ритмика». 18 часов
Теория: Умения ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, умение согласовать музыку с движением.
Практика: Ритмические упражнения, музыкальные задания.
- Раздел: «Гимнастика и растяжка». 14 часов
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в хореографическом классе. Режим питания. Самоконтроль состояния здоровья.
Практика: Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса. Упражнения для развития силы мышц рук. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса. Упражнения для развития мышц спины. Упражнения для развития мышц ног. Упражнения для развития выносливости. Упражнения на гибкость и подвижности в суставах. Упражнения для развития координации.
- Раздел: «Современный эстрадный танец». 20 часов
Теория: Жизнь и творчество Элвина Эйли.
Практика: Импровизация. Индивидуальные постановки обучающихся: подбор музыкального материала, составление схем создания номера, создание танцевальных этюдов на основе изученного материала.
- Раздел: «Итоговые занятия». 2 часа
Практика: Показ выученного материала. Оценка знаний и умений учащихся.
Содержание учебного плана второго года обучения
Вводное занятие. 2 часа
Теория: Цели и задачи на предстоящий учебный год. Расписание. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в хореографическом классе.
- Раздел: «Духовно- нравственное содержание танца». 8 часов
Теория: Отношение к танцу и понимание своего места и роли в его исполнении. Уважительное отношение к зрителям («Поклон» как благодарность, приветствие, прощание).
Практика: Передача образа и смысла посредством музыки и танцевальных движений.
- Раздел: «Постановка корпуса, рук и ног». 20 часов
Теория: Повторение материала. Повторение позиции рук, ног.
Практика: Формирование правильной работы мышц спины, рук, ног, выработать устойчивость. Добиться правильного исполнения упражнений.
- Раздел: «Основы движения классического танца». 42 часа
Теория: Повторение материала. Повторение позиции рук, ног.
Практика: Танцевальный марш. Элементарные батманы, простейшие движения рук в связи с движением головы. Прыжки (по V1 позиции), галоп, подскоки в различных комбинациях. Экзерсис у станка: demi-plie, grand-plie, battementtendu, battement tendu jete, rond de jambe parterre, battements frappes, battements fondus, battements releves lens, battements developpes, grands battements jetes.
Экзерсис на середине зала выполняется на полупальцах и с большой амплитудой движения: demi-plie, grand-plie, battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe parterre, battements frappes, battements fondus, battements releves lens, battements developpes, grands battements jetes.
Упражнения по диагонали. Вращения: fouetteи пируэт на месте и с продвижением по диагонали.
- Раздел: «Народно-сценический танец». 44 часа
Теория: Особенности исполнения народного танца.
Практика: Повторение изученного материала. Экзерсис у станка: позиции ног; позиции и положения рук; постановка корпуса.
Композиции белорусского народного танца на середине зала:
1. Притопы одинарные.
2. Подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции на одном месте.
3. Тройные подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции.
4. Простые подскоки на месте и с продвижением вперед и назад.
5. Основной ход.
6. Поочередные выбрасывания ног на каблук вперед.
7. Тройные притопы с поклоном.
Положение рук:
а) положение рук в сольном танце;
б) положение рук в массовых и парных танцах;
в) подготовка к началу движения.
- Раздел: «Гимнастика и растяжка». 18 часов
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в хореографическом классе. Особенности работы в паре.
Практика: Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса. Упражнения для развития силы мышц рук; брюшного пресса; мышц спины; ног, связок голеностопного сустава. Упражнения для развития выносливости. Упражнения на гибкость и подвижности в суставах. Упражнения для развития координации. Упражнения для укрепления вестибулярного аппарата.
- Раздел: «Постановочная и репетиционная работа. Сценическая практика». 10 часов
Теория: Воспитание сценической культуры, умения общения со зрителями.
Практика: Постановка танцевальных номеров. Массовые и сольные композиции.
Содержание учебного плана третьего года обучения
Вводное занятие. 2 часа
Теория: Цели и задачи на предстоящий учебный год. Расписание. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в хореографическом классе.
- Раздел: «Духовно- нравственное содержание танца». 8 часов
Теория: Развитие отношений с партнерами в групповом танце. Отношение к содержанию танца, передача его средствами музыки и танцевальных движений. Уважительное отношение к зрителям.
Практика: Передача образа и смысла посредством музыки и танцевальных движений.
- Раздел: «Народно-сценический танец». 22 часа
Теория: Балет и его история. Первая балерина, вставшая на пуанты и надевшая пачку. Известные русские балерины, их влияние на танец ХХ века.
Практика: Экзерсис у станка: позиции ног; позиции и положения рук; постановка корпуса.
Композиции белорусского народного танца на середине зала:
1. Притопы одинарные.
2. Подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции на одном месте.
3. Тройные подскоки на двух ногах по 1-й прямой позиции.
4. Простые подскоки на месте и с продвижением вперед и назад.
5. Основной ход.
6. Поочередные выбрасывания ног на каблук вперед.
7. Тройные притопы с поклоном.
Положение рук:
а) положение рук в сольном танце;
б) положение рук в массовых и парных танцах;
в) подготовка к началу движения.
- Раздел: «Классический танец. Экзерсис». 22 часа
Теория: Основные понятия в классическом танце: осанка, выворотность ног, гибкость, шаг, устойчивость, центр тяжести тела, позиции рук и ног, функции опорной и работающей ноги.
Практика: Экзерсис у станка: plie, battement tendus, battement tendus jetes, ronds de jambe par terre, battement fondus, battement Developpe, Grand battement jetes. Все движения исполняются лицом к станку, поочередно с правой и левой ноги, для правильного усвоения выворотности ног упражнения сначала изучаются в сторону, позднее- вперед и назад.
Экзерсис на середине. Положение тела: en face, epaulement croise u epaulement efface. Port de bras (второе, третье); temps lie, первый, второй arabesque.
-Подготовка к вращениям на месте, по диагонали.
-Прыжки (allegro temps leve saute (по 1, 2, 3, позициям) changement de pieds (по 3 позиции) pas echappe на вторую позицию.
- Раздел: «Гимнастика и растяжка». 24 часов
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в хореографическом классе. Особенности работы в паре.
Практика: Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса. Упражнения для развития силы мышц рук; брюшного пресса; мышц спины; ног, связок голеностопного сустава. Упражнения для развития выносливости. Упражнения на гибкость и подвижности в суставах. Упражнения для развития координации. Упражнения для укрепления вестибулярного аппарата.
- Раздел: «Современный эстрадный танец». 32 часа
Теория: Упражнения stretch-характера. Импровизация.
Практика: Торсовая работа корпуса twist, twill на закрепление мышечных ощущений спины и бока.
Соединение всех возможных движений торса (спиралей, twist, release, highrelease, наклоны торса во всех направлениях) в единые развернутые комбинации с использованием падений и подъемов, а также с поворотами на одной ноге.
Проработка стопы на «параллель» через чередование выворотных и параллельных позиций с одновременной усложненной работой корпуса через contraction release, с раскрытием и закрытием корпуса, с постоянной сменой рук в позициях «джаз», маховой работой рук, с использованием дыхания и т.д. «Экзерсис non-stop»:demi и grandplie с переводом стоп и коленей из выворотного положения в параллельное и наоборот. Demi и grandplie в сочетании с releve. Battement tendu с переводом из параллельного положения в выворотное и наоборот.
- Раздел: «Постановочная работа». 16 часов
Теория: Усложнения танцев. Драматургия танца, сюжет, композиция, художественное воплощение музыкального материала в танце.
Практика: Рождение образов, этюды на эту тему. Постановка танцевальных номеров.
- Раздел: «Концертная деятельность». 18 часов
Теория: Правила поведения перед, во время и после концерта, выступления на сцене. Ориентирование на сценической площадке.
Практика: Обработка движений танцевального номера. Работа над синхронностью исполнения танца. Точность исполнения фигур и перестроений в танце.
Выступление с подготовительным танцевальным номером на различных концертных площадках.
Первого года обучения:
Личностные результаты:
Обучающийся будет:
— знать исполнение танца и упражнений, какие характеры музыки существуют; — уметь распознавать характер музыки и различные направления танца;
У обучающегося будет:
— начальный, практический навык исполнения элементов русского танца, исполнения элементов игрового и сюжетного танца;
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет знать:
— движения современного и классического танца;
— правильность исполнения движения;
Обучающийся приобретет:
— коммуникативные навыки;
— чувство ритма;
— развитие координации и музыкальности.
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать:
— основные термины, используемые в хореографии;
— технику выполнения упражнений.
Обучающийся будет уметь:
— правильно держать осанку, подбородок и руки, при выполнении хореографических движений; — выполнять танцевальные движения и элементы.
Обучающийся будет владеть:
— навыками музыкально-ритмической координации.
Второго года обучения:
Личностные результаты:
Обучающийся будет:
— владеть техникой исполнения элементов русского танца;
— исполнять движения на мелодию с тактом.
У обучающегося будет:
— развита сила и выносливость путем повторения пройденных движений в увеличенном количестве и в более быстром темпе;
— развиты артистизм и эмоциональность.
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет знать:
— стили владения хореографического искусства.
Обучающийся приобретет:
-трудолюбие, целеустремленность, навыки работать в коллективе; — дисциплинированность во время занятий хореографией.
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать:
— основы классического и современного танца;
-более сложные танцевальные движения и комбинации.
Обучающийся будет уметь:
— ориентироваться в сложных перестроениях;
— определять музыкальный размер музыки, находить сильную долю;
— исполнять хореографические композиции, поставленные педагогом, в соответствии с программой обучения.
Обучающийся будет владеть:
-творческим потенциалом, нравственно-эстетическим переживаниям, способностью к эмоциональной отзывчивости во время занятий.
Третьего года обучения:
Личностные результаты:
Обучающийся будет:
— знать танцевальную терминологию, критерии хорошего исполнения танца и упражнений; — получать новые знания во время занятий, применять их на практике, создавать новый продукт в виде танцевальных движений и комбинаций;
У обучающегося будет:
— сформированы творческие способности, такие как: фантазия, воображение, эмоциональность, сообразительность, артистизм, инициативность, потребность в импровизации;
— развиты общие физические данные учащихся, координацию движений, ориентацию в пространстве, пластичность, силу, выносливость выворотность;
— развиты артистизм и эмоциональность.
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет знать:
— музыкальный размер музыки;
— основы классического и современного танца;
— представление о строении человеческого тела.
Обучающийся приобретет:
— эстетически-нравственное восприятие окружающего мира, любовь к прекрасному через музыку и красоту движений человеческого тела;
— здоровьесберегающую компетенцию: привить потребность в здоровом образе жизни; формировать знания о правилах личной гигиены, заботы о личной безопасности.
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать:
— музыкальный размер музыки;
— технику выполнения упражнений.
Обучающийся будет уметь:
— ориентироваться в сложных перестроениях;
— исполнять хореографические композиции, поставленные педагогом, в соответствии с программой обучения.
Обучающийся будет владеть:
— активным, творческим отношением к жизни, самостоятельности и инициативности; — навыками музыкально-ритмической координации.
РАЗДЕЛ №2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
Нормативно-правовая база:
— Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196; «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
— Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее Концепция);
— Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее – СанПиН);
— Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242);
— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
1. Материально-техническое обеспечение:
Помещение:
-учебный класс, оборудованный станками и зеркалами;
-сценическая площадка;
Оборудование и ТСО:
-музыкальный центр, флеш-накопитель;
-ноутбук, проектор.
2. Учебно-методическое и информированное обеспечение:
— информационный стенд;
— аудио записи: «Смуглянка», «ой бежит кругом вода», «танец ежиков».
— костюмы для выступлений.
Интернет источник:
Музыка для танцев, развивающие игры для детей, гимнастика в стихах, методические пособия для педагога – хореографа.
Сайт посвящен хореографам и танцорам.
Список литературы:
- Базарова Н. Классический танец.- Л.: Искусство 2015г.
- Барышникова Т. Азбука хореографии. «Респект Люкс» СП.: 2016г
- Васильева Е. Танец.- М.: Искусство, 2013г.
- Оценочные материалы и формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: — входной контроль – тестирование, (предварительная аттестация – оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса, осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года с целью определения уровня развития детей); — текущий контроль (оценка качества усвоения обучающимися учебного материала, отслеживание активности обучающихся осуществляется педагогом в конце каждого занятия); — промежуточный контроль (оценка качества усвоения обучающимися учебного материала осуществляется после изучения отдельных тем); — итоговый контроль (оценка уровня достижений обучающихся по завершении освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей; заключительная проверка знаний, умений, навыков; осуществляется в конце учебного года). Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытое занятие, участие в концертах и конкурсах.
Формы контроля, используемые на занятии:
• контроль педагога – фронтальный, групповой, парный, индивидуальный проводится в устной, письменной или практической форме;
• взаимоконтроль – целесообразен при подготовке учащихся к контролю педагога, дети проверяют знания и умения друг друга;
• самоконтроль – обучающие самостоятельно анализируют результат своей работы, в том числе причины их появления, тем самым стимулируя себя работать над устранением пробелов.
Оценочные материалы:
— Координация движений, высокий уровень-оценка «5», умеет управлять своими движениями, сосредотачиваться и выполнять одновременно; — Средний уровень-оценка «4», затрудняется согласовывать свои действия с движениями других детей; — Низкий уровень-оценка «3», не ориентируется в пространстве, не соблюдает дистанции, выполняет несимметричные движения; — участие в концертной деятельности; — конкурсах и фестивалях; — творческих отчетах и открытых занятиях.
•Диагностические материалы входной диагностики (Приложения №1); •Диагностические материалы промежуточной аттестации (Приложения № 2); •Диагностические материалы итоговой диагностики (Приложения № 3); •Диагностические материалы оценки метапредметных результатов (Приложение №4); •Диагностические материалы оценки результатов личностного развития учащихся (Приложение №5)
Характеристика оценочных материалов программы
№ п/ п | Предмет оценивания | Формы и методы оценивания | Показатели оценивания | Критерии оценивания | Виды контроля | |
1 год обучения | ||||||
1 | Определение исходного уровня сформированности физической и музыкальной двигательной подготовки | Практическое задание. Устный опрос | Определение исходно уровня физических данных, уровня творческого развития и элементарных знаний анатомии человеческого тела | Оптимальный уровень (55-48 баллов) Самостоятельно е выполнение заданий с соблюдением всех указаний педагога | Входная диагностика | |
Допустимый уровень (47-40 баллов) Самостоятельно е выполнение заданий с незначительным и ошибками | ||||||
Критический уровень (39-33 баллов) Выполнение заданий с помощью педагога | ||||||
2 | Определение уровня сформированности предметных навыков учащихся за 1 полугодие | Практическое задание Устный опрос | Проверка теоретических знаний и практических умений по разделам «Основы музыкального движения», «Партерная гимнастика», «Игровая импровизация» | Оптимальный уровень (55-48 баллов) Самостоятельно е выполнение заданий с соблюдением всех указаний педагога | Промежуточная аттестация | |
Допустимый уровень (47-40 баллов) Самостоятельно е выполнение заданий с незначительным и ошибками | ||||||
Критический уровень (39-33 баллов) Выполнение заданий с помощью педагога | ||||||
3 | Определения соответствия предметных навыков учащихся, полученных в процессе освоения учебного материала 1 года обучения | Практическое задание Устный опрос | Проверка теоретических знаний и практических умений по разделам «Основы классического танца», «Основы современного танца», «Постановка детского эстрадного танца» | Оптимальный уровень (70-61 баллов) Самостоятельно е выполнение заданий с соблюдением всех указаний педагога | Промежуточная аттестация | |
Допустимый уровень (60-51 баллов) Самостоятельно е выполнение заданий с незначительным и ошибками | ||||||
Критический уровень (50-42 баллов) Выполнение заданий с помощью педагога | ||||||
2 год обучения | ||||||
1 | Определение уровня сформированности предметных навыков учащихся | Практическое задание | Соответствуют промежуточной аттестации учащихся предыдущего года обучения и являются проверкой остаточных знаний | Промежуточная аттестация | ||
2 | Определение уровня сформированности предметных навыков учащихся за 1 полугодие | Практическое задание Устный опрос | Проверка теоретических знаний и практических умений по разделам «Музыкальное движение», «Партерная гимнастика», «Основы танцевальной импровизации» | Оптимальный уровень (65-56 баллов) Самостоятельно е выполнение заданий с соблюдением всех указаний педагога | Промежуточная аттестация | |
Допустимый уровень (55-46 баллов) Самостоятельно е выполнение заданий с незначительным и ошибками | ||||||
Критический уровень (45-39 баллов) Выполнение заданий с помощью педагога | ||||||
3 | Определения соответствия предметных навыков учащихся, полученных в процессе освоения учебного материала 2 года обучения | Практическое задание Устный опрос | Проверка теоретических знаний и практических умений по разделам «Основы классического танца», «Основы современного танца», «Постановочная и репетиционная работа» | Оптимальный уровень (100-87 баллов) Самостоятельно е выполнение заданий с соблюдением всех указаний педагога | Промежуточный аттестация | |
Допустимый уровень (86-73 баллов) Самостоятельно е выполнение заданий с незначительным и ошибками | ||||||
Критический уровень (72-60 баллов) Выполнение заданий с помощью педагога. | ||||||
3 год обучения | ||||||
1 | Определение уровня сформированности предметных навыков учащихся | Практическое задание | Соответствуют промежуточной аттестации учащихся предыдущего года обучения и являются проверкой остаточных знаний | Промежуточная аттестация | ||
2 | Определение уровня сформированности предметных навыков учащихся за 1 полугодие | Практическое задание Устный опрос | Проверка теоретических знаний и практических умений по разделам «Основы классического танца», «Основы современного танца» | Оптимальный уровень (60-53 баллов) Самостоятельно е выполнение заданий с соблюдением всех указаний педагога | Промежуточная аттестация | |
Допустимый уровень (52-45 баллов) Самостоятельно е выполнение заданий с незначительным45 и ошибками | ||||||
Критический уровень (44-36 баллов) Выполнение заданий с помощью педагога. | ||||||
3 | Определения соответствия предметных навыков учащихся, полученных в процессе освоения учебного материала 3 года обучения | Практическое задание Устный опрос | Проверка теоретических знаний и практических умений по разделам «Основы современного танца», «Танцевальная импровизация», «Постановочная и репетиционная работа» | Оптимальный уровень (75-65 баллов) Самостоятельно е выполнение заданий с соблюдением всех указаний педагога | Промежуточный аттестация | |
Допустимый уровень (64-54 баллов) Самостоятельно е выполнение заданий с незначительным и ошибками | ||||||
Критический уровень (53-45 баллов) Выполнение заданий с помощью педагога | ||||||
2.3 Методические материалы
Для успешной реализации программы используются следующие педагогические технологии:
— Игровая технология- активизация деятельности учащихся с помощью игр, моделирующих жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений; развитие мышления, воображения, пространственной ориентировки;
— Технология личностно-ориентированного обучения- обучение и развитие каждого обучающегося в независимости от его уровня подготовки и развития; развитие личностных способностей каждого учащегося;
— Технология сотрудничества- установление контакта между учащимися, создание благоприятных отношений между участниками коллектива; формирование умений работать в парах, группах, коллективе;
— Технология здоровьесберегающего обучения- сохранение и улучшение здоровья учащихся через занятия хореографией; формирование положительного отношения к ЗОЖ.
Методы, используемые для успешного усвоения программного материала учащимися:
1. Наглядный метод включает в себя разнообразные приёмы:
— образный показ педагога;
— эталонный образец-показ движения лучшим исполнителем;
— подражание образам окружающей среды;
— наглядно-слуховой приём;
— демонстрация эмоционально-мимических навыков;
— использование наглядных пособий;
2. Словесный метод:
— рассказ;
— объяснение;
— инструкция;
— беседа;
— лекция;
— анализ и обсуждение;
— словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца;
— приём раскладки хореографического па;
— приём закрепления целостного танцевального движения-комбинации;
— приём словесной репрезентации образа хореографического движения.
3. Практический метод:
— взаимосвязанных наглядностью и словом:
— игровой приём;
— детское сотворчество;
— использование образов-ассоциаций;
— комплексный приём обучения;
— выработка динамического стереотипа (повторяемости и повторности однотипных движений);
— фиксация отдельных этапов хореографических движений;48
— сравнение и контрастное чередование движений и упражнений;
— приём пространственной ориентации;
— развитие основных пластических линий;
— музыкальное сопровождение танца как методический приём;
— хореографическая импровизация;
— приём художественного перевоплощения.
4. Психолого-педагогический метод:
— приём педагогического наблюдения;
— проблемного обучения и воспитания;
— приём индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребёнку;
— приём воспитания подсознательной деятельности;
— приём контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха (релаксация);
— педагогическая оценка исполнения ребёнком танцевальных упражнений.
Виды учебных занятий:
• Обучающее занятие: заключается в освоении отдельных элементов программы. Решение задач физического развития, воспитания музыкальности, выразительности. Использование раздельного метода проведения упражнений с многократным повторением их и расчленением соединений на отдельные компоненты, выполнение ряда подготовительных упражнений, подводящих к «генеральному» движению.
• Тренировочное занятие: направлен на подготовку организма к работе в более узком направлении; совершенствование техники отдельных танцевальных элементов.
• Контрольное занятие: подведение итогов освоения отдельного раздела хореографической подготовки; оценивание результатов на протяжении всего учебного года; может проходить в виде открытого урока, приема нормативов по программе.
• Репетиционное занятие: служит для отработки и повторения танцевальных номеров к концерту или другому любому выступлению.
• Показательное занятие: заключительное выступление учащихся на отчетном концерте, в ходе которого демонстрируется результат за весь учебный год.
Традиционные формы обучения:
• Вводное занятие
• Занятие изучения нового материала
• Занятие закрепления материала
• Работа над репертуаром
• Занятие контроля знаний
Нетрадиционные формы обучения:
• Занятие-игра
• Круговая тренировка
• Сюжетное занятие
• Занятие-соревнование
• Занятие-экскурсия
Дидактические материалы программы:
1. Технологическая карта занятий.
2. Книги, карточки с терминологией.
3. Дидактический материал для самостоятельной работы учащихся.
4. Комплекты музыкального сопровождения для каждого раздела программы.
5. Видеоматериалы с танцевальными постановками профессиональных и самодеятельных хореографических коллективов.
6. Занимательные материалы для детей в виде памяток, книг, журналов, брошюр.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | 2 год | 3 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 9 | 18 | 18 | |
Количество учебных дней | 36 | 72 | 72 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 15.09.2021- 31.12.2021 | 15.09.2021- 31.12.2021 | 15.09.2021- 31.12.2021 |
2 полугодие | 12.01.2022- 31.05.2022 | 12.01.2022- 31.05.2022 | 12.01.2022- 31.05.2022 | |
Возраст детей, лет | 5-6 | 7-9 | 10-13 | |
Продолжительность занятия, час | 1 | 2 | 2 | |
Режим занятия | 2 раза/нед | 2 раза/нед | 2 раза/нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 72 | 144 | 144 |
2.5 Календарный план воспитательной работы
Дата проведения | Название мероприятий | Ответственный | Место проведения Участники |
СЕНТЯБРЬ | |||
01.09.21. -05.09.21. | Проведение практических учений и инструктажей с обучающимися: «Как вести себя при террористическом акте»;«Правила пожарной безопасности»;«Правила техники безопасности»;«Правила поведения на дорогах» | Педагоги доп. образования | Обучающиеся ДЮЦ |
23.09.21. | Муниципальный этап краевого праздника «День тигра» | Педагог-организатор, педагоги доп. образования | Обучающиеся ДЮЦ |
ОКТЯБРЬ | |||
05.10.21. | Концерт посвященный Дню учителя. | Педагог-организатор | Концертный зал РДК |
21.10.21. | «Бобкин день» праздник, посвящённый Всемирному Дню животных | Педагог-организатор | Обучающиеся ДЮЦ |
25.10.21. | Беседы, посвящённые Дню Приморского края | Педагоги доп. образования | Обучающиеся ДЮЦ |
НОЯБРЬ | |||
01.11.21.-25.12.21. | «Символ нового года» — конкурс творческих работ | Педагог-организатор | Обучающиеся ДЮЦ |
10.11.21. | Участие в концерте ко дню сотрудника органов внутренних дел. | Педагог-организатор | Концертный зал РДК |
11.11.21. | Конкурсная программа «Точь в точь» | Педагоги доп. образования | Обучающиеся ДЮЦ |
29.11.21. | Участие в концерте ко дню матери. | Педагоги доп. образования | Концертный зал РДК |
ДЕКАБРЬ | |||
01.12.21.-25.12.21. | Музыкально-развлекательная программа «Новогодняя сказка» | Педагог-организатор, Драчинская Н.В., Коноплицкая Г.Н. | Концертный зал РДК |
08.12.21.- 19.12.21. | Организация и проведение встреч, практических занятий, акций по изучению правил дорожного движения | Педагоги дополнительного образования, Евдокимова Е.В. | Обучающиеся ДЮЦ |
26.12.21.-30.12.21. | Новогодние утренники | Педагог-организатор | Обучающиеся ДЮЦ |
ЯНВАРЬ | |||
04.01.22.- 12.01.22. | Игровые программы для пришкольных лагерей (по отдельному плану) | Педагог-организатор Педагоги ДЮЦ | Обучающиеся ДЮЦ |
23.01.22.- 23.02.22. | Военно-патриотический месячник | Педагоги доп. образования, педагог-организатор | Обучающиеся ДЮЦ |
ФЕВРАЛЬ | |||
20.02.22. | Участие в районном концерте ко Дню защитника отечества. | Педагоги доп. образования | Концертный зал РДК |
25.02.22.- 01.03.22. | Участие в военно-спортивной игре «Зарница» среди обучающихся ДЮЦ | Педагоги доп. образования | Обучающиеся ДЮЦ |
20.02.22.- 06.03.22. | Конкурс творческих работ посвящённый международному женскому дню «8 Марта» | Педагоги доп. образования Педагог-организатор | Обучающиеся ДЮЦ |
МАРТ | |||
10.03.22.- 14.03.22. | Организация и проведение встреч, практических занятий, акций по изучению правил дорожного движения | Педагоги доп. образования, Евдокимова Е.В. | Обучающиеся ДЮЦ |
16.03.22.- 24.03.22. | Игровые программы для пришкольных лагерей (по отдельному плану) | Педагоги доп. образования, педагог-организатор | Обучающиеся ДЮЦ |
21.03.22. | Участие в районном празднике «День Земли» | Педагог-организатор | Обучающиеся ДЮЦ |
03.03.22.- 05.05.22. | Конкурс творческих работ «Спасибо деду за победу» | Педагог-организатор | Обучающиеся ДЮЦ |
АПРЕЛЬ | |||
04.04.22. | Просмотр видеофильма, лекция «Техника жизнедеятельности во время прогулок и подвижных игр около водоёмов и рек» | Педагоги доп. образования | Обучающиеся ДЮЦ |
24.04.22 | Районный фестиваль «В вихре танца» | Педагоги доп. образования | Концертный зал РДК |
18.04.22.- 28.04.22. | Субботники и мероприятия по благоустройству территории образовательных организаций | Педагоги ДЮЦ | |
МАЙ | |||
15.05.22.- 15.06.22. | Месячник, посвящённый международному дню семьи и Международному Дню защиты детей. Организация мероприятий | Педагоги доп. образования | Обучающиеся ДЮЦ |
22.05.22. | Отчетный концерт ДЮЦ | Педагог-организатор Педагоги доп. образования | Обучающиеся и сотрудники ДЮЦ |
20.05.22.-30.05.22. | Выездные концерты по Чугуевскому району. | Педагог-организатор Педагоги доп. образования | |
ИЮНЬ | |||
01.06.22. | Праздничная программа, посвящённая Международному дню защиты детей «Праздник детства» | Педагог-организатор | Педагоги ДЮЦ |
01.06.22. | Организация отряда ДЮЦ летнего-оздоровительного лагеря, при НОШ №25 | Педагог-организатор | Обучающиеся ДЮЦ |
Список литературы
1. Волконский С.М. Выразительный человек. Санкт-Петербург: Изд-во «Лань». 2012. С.174.
2. Захаров Р. Искусство балетмейстера. Москва: Изд-во «Искусство». 2014. С.68.
3. Захаров Р. Сочинение танца. Москва: Изд-во «Искусство». 2014.С.282.
4. Калинина С.А. Духовная культура России. Москва: Изд-во «Дрофа». 2015. С.196.