
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Актуальность программы
Волейбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – волейбол — определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий волейболом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Волейбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Исходя из того, что волейбол – это сложно координационный вид спорта, требующий более длительного процесса обучения, целесообразнее проводить знакомство с данным видом спорта с 1-ого класса общеобразовательной школы. Тем более следует учесть, что возрастной период 7-11 лет чрезвычайно благоприятен для развития различных двигательных координаций.
Направленность программы — физкультурно-спортивная
Уровень освоения — стартовый (первый год обучения), базовый (второй, третий год обучения)
Отличительные особенности
Отличительной особенностью данной программы от других программ является то, что она адаптирована к условиям обучения в системе дополнительного образования и составлена с опорой на источники, указанные в списке использованной литературы. Программа отличается учебной нагрузкой от школьных программ и от программ ДЮСШ, и ещё главное отличие от программ ДЮСШ — нет специального отбора и заниматься могут все дети, которые желают
научиться играть в волейбол и не имеют медицинских противопоказаний к занятиям. Для обучающихся нет строгого ограничения по возрасту: пройдя соответствующую аттестацию независимо от возраста можно заниматься по программе в соответствии с уровнем подготовки
Данная программа является модифицированной. Основные изменения, относительно вышеописанной литературы, касаются: учебного материала; учебно-тематического плана занятий; этапов подготовки, а именно деления их на года обучения.
Адресат программы
Набор детей в группы осуществляется на основании медицинского заключения о состоянии физического здоровья, личного заявления родителей (законных представителей) и личного желания ребенка
Состав обучающихся постоянный, одновозрастной. Перевод обучающихся в группу следующего года обучения производится решением педагога дополнительного образования на основании комплексной оценки подготовки занимающихся: теоретических знаний, ОФП, СФП, технической подготовленности и эффективности игровых действий.
Формирование групп: 1 год обучения (7-10 лет); 2 год обучения (11-12 лет); 3 год обучения (13-15 лет).
Количество занимающихся: для групп первого и второго года обучения – 8-15 человек, для групп третьего года обучения – 8-18 человек;
Режим занятий
этап начальной подготовки 1 год обучения –144 часа в год, из расчета 2 раза в неделю по 2 академических часа
этап начальной подготовки 2 года обучения – 144 часа в год, из расчета 2 раза в неделю по 2 академических часа
этап учебно-тренировочной подготовки 3 год обучения –216 часа в год из расчета 3 раза в неделю по 2 академических часа
Программой предусматриваются индивидуальные занятия, как с одарёнными детьми, так и с отстающими детьми.
Продолжительность образовательного процесса – 3года.
Объём программы 504 часа.
Программа адресована детям от 7 до 15лет:
Для того, чтобы спортивные тренировки юных спортсменов имели, в первую очередь, оздоровительный эффект, необходимо учитывать возрастные особенности развития их организма. Как известно, единый процесс спортивной тренировки составляют взаимосвязанные между собой виды подготовки:
• физическая (общая и специальная);
• техническая;
• тактическая;
• психологическая;
• теоретическая;
• игровая .
Основной среди них, как на начальном этапе, так и в дальнейшем является физическая подготовка спортсменов. Важно знать на каком этапе благоприятнее развивать и совершенствовать те или иные физические (двигательные) качества, способности, необходимые для овладения каким-либо видом спорта. Детей условно можно разделить на следующие возрастные группы:7-10 лет, 11-12 лет, 13-14 лет, 15-16 лет.
Организм ребёнка нельзя рассматривать просто как уменьшенную копию организма взрослого и применять к нему нормы для взрослых, лишь уменьшенные пропорционально возрасту, росту и весу. Детям 7-10 лет необходимо выполнять различные физические упражнения, направленные на развитие и совершенствование двигательной деятельности, основными видами которой к этому возрасту они уже овладели (ходьбой, бегом, прыжками), при этом следует избегать однообразных движений и ограничивать силовые напряжения, неблагоприятно влияющие на сердечно сосудистую и дыхательную системы. В возрасте семи-восьми лет у детей отсутствует точная координация, она требует определенного развития нервно-мышечной регуляции. В связи с этим, в работе с детьми целесообразно использовать упражнения, направленные на координацию движений и выработку пространственной ориентировки и быстроты реакции,
здесь очень кстати применение подвижных игр и эстафет, ведь дети любят играть. Следует также отметить, что многие дети боятся мяча, брошенного им навстречу. Обязательным шагом на тренировках является устранение этого страха сразу на начальном этапе, так как даже не в игровых видах спорта во время разминки или в конце тренировки необходимо включать
различные игры, в том числе и с мячом. Раньше такой проблемы почти не было, так как дети много играли во дворе. Современные дети больше просиживают дома у компьютера.
Программа позволяет поэтапно, на протяжении 3 лет, распределить учебный материал, который рассчитан на последовательное изучение и освоение материала по теоретической, технической, тактической подготовке в соответствии с этапами и годами обучения, что позволяет соблюсти принципы комплексности, преемственности и целостности требований, подходов в построении образовательного процесса.
Программа волейбол составлена с учетом возрастных особенностей учащихся, организации режима работы. При определении режима занятий учтены требования СанПиН к учреждениям дополнительного образования, смена различных видов деятельности во время проведения занятий.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: сформировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой с спортом посредством овладения ими основ игры в волейбол, мини-волейбол, пионербол как одной из форм активного отдыха, привлечение к здоровому образу жизни,
Задачи программы:
воспитательные:
— воспитывать выработку организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
— воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
— воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;
-воспитывать потребность к ведению здорового образа жизни.
— воспитывать волевые качества, чувства товарищества и взаимопомощи
развивающие:
— развивать повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
— развивать совершенствование навыков и умений игры;
— развивать физические качества, расширять функциональные возможности организма.
образовательные:
— обучить техническим приёмам и правилам игры;
— обучить тактическим действиям;
— обучить приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;
— обучить овладение навыками регулирования психического состояния.
1.3. Содержание программы
Учебный план начальной подготовки
1 года обучения
2.№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Раздел№ 1 Теоретическая подготовка | 7 | 7 | ||
1.1. | Вводное занятие. Правила техники безопасности | 2 | 2 | Анкетирование, обсуждение, опрос, наблюдение | |
1.2. | История развития волейбола | 1 | 1 | Обсуждение, опрос, наблюдение | |
1.3. | Личная гигиена, закаливание. Режим питания. Режим дня. | 2 | 2 | Контрольные вопросы | |
1.4. | Правила игры в пионербол, мини- волейбол, спортивные игры | 2 | 2 | Контрольные вопросы | |
2 | Раздел№ 2 Общефизическая подготовка | 40 | 5 | 35 | Наблюдение, тестирование |
2.1 | Значение общей физической подготовки для развития спортсмена | 1 | 1 | Теоретическое | |
2.2 | Общеразвивающие Упражнения. Строевые упражнения | 6 | 1 | 5 | Контрольные упражнения |
2.3 | Гимнастические упражнения. | 6 | 1 | 5 | Контрольные упражнения |
2.4. | Акробатические упражнения | 6 | 1 | 5 | Контрольные упражнения |
2.5. | Легкоатлетические упражнения | 6 | Контрольные упражнения | ||
2.6. | Подвижные игры | 16 | 1 | 15 | |
3 | Раздел №3 Специальная физическая подготовка | 45 | 5 | 40 | Наблюдение, тестирование |
3.1 | Значение специальной физической подготовки для развития спортсмена | 1 | 1 | Теоретическое | |
3.2 | Упражнения направленные на развитие силы, быстроты, ловкости | 15 | 1 | 10 | Контрольные упражнения |
3.3. | Упражнения, направленные на развитие координации | 18 | 1 | 10 | Контрольные упражнения |
3.4. | Упражнения направленные на развитие гибкости | 11 | 1 | 10 | Контрольные упражнения |
4. | Раздел №4 Техническая подготовка | 32 | 4 | 28 | |
4.1. | Характеристика основных приемов техники | 1 | 1 | ||
4.2. | Приемы и передачи мяча | 14 | 2 | 12 | Обсуждение, опрос, наблюдение |
4.3. | Нижняя передача мяча на месте и в движении | 3 | 1 | 2 | Контр. упр. по передаче |
4.4. | Подачи мяча | 12 | 1 | 10 | Контр. упр. по подаче |
5 | Раздел№ 5 Тактическая подготовка | 4 | 1 | 3 | Наблюдение, тестирование |
5.1 | Понятие о тактике. | 1 | 1 | Теоретическое | |
5.2 | Тактика подач. Тактика приёмов и передач | 4 | 4 | Контрольные упражнения | |
6 | Раздел №6 Игровые занятия (подвижные игры, игра в мини волейбол, пионербол | 12 | 1 | 11 | Проверка умения играть в пионербол и мини волейбол |
7 | Раздел № 7 Контрольно-оценочные испытания | 4 | — | 4 | |
Итого | 144 | 23 | 121 |
Содержание учебного плана 1 года обучения
Раздел №1 Теоретическая подготовка 7 ч.
Тема №1 Вводное занятие.
Комплектование групп. Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним. Спортивная форма. Инструктажи по поведению в зале, на спортивных площадках, на спортивных соревнованиях. Оказание первой помощи пострадавшим.
Тема №2 История развития волейбола. Краткий обзор истории развития волейбола. Современное состояние волейбола.
Тема№3 Личная гигиена, закаливание. Режим питания. Режим дня. Культурно-гигиенические привычки у детей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований во время занятий в зале. Гигиена одежды и обуви. Основные гигиенические требования к занимающимся спортом. Закаливание. Общий режим дня. Режим питания и питьевой режим. Полезные продукты
Тема №4 Правила игры в пионербол, мини- волейбол, спортивные игры. Состав команды, замена игроков, костюм игрока. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии и жеста.
Раздел №2 Общая физическая подготовка. 40ч
Тема №1Теория: Значение общей физической подготовки для развития спортсмена Общая физическая подготовка. (Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости; совершенствование навыков естественных видов движений; подготовка к сдаче нормативов).
Практические занятия. ОФП проводится на каждом занятии
Тема№ 2.2. Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятия о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.
Тема№ 2.3. Гимнастические упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы. Упражнения с резиновыми амортизаторами на гимнастических снарядах (подъемы переворотом, наклоны у гимнастической стенки и т. д.). Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с набивными мячами, гантелями (бег, прыжки, приседания). Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) углом или согнув ноги.
Тема№ 2.4. Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа+ на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад, кувырок вперед из упора присев). Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки.
Тема№ 2.5. Легкоатлетические упражнения. Бег: бег с ускорением до 40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Эстафетный бег. Прыжки: через планку с поворотом на 90 ° с прямого разбега. Прыжки в высоту способом «перекидным». Прыжки в длину с места, с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность. Метание гранаты с места.
Тема№ 2.6. Подвижные игры. «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко — в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч — среднему», «Эстафета баскетболистов», «Встречная эстафета
Раздел № 3 Специальная физическая подготовка.45 ч.
Тема №3.1. Теория: Значение СФП в подготовке волейболистов. Характеристика основных средств и их значение для достижения спортивно-технического мастерства
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты
сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости,
прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой,
игровой), быстроты перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры.
Тема №3.2. Упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости. Быстрота: бег с высоким подниманием бедра ускорение из различных стартовых положений на небольшие отрезки (3,6,9 м), «челночный бег», бег приставными скрестными шагами. Подвижные игры по упрощённым правилам («перестрелка», «охотники и утки» и т.д.)
Сила: упражнения с отягощениями малого и среднего веса, прыжки, метания, отжимания, махи, подтягивания
Тема №3.3 Упражнения, направленные на развитие координации
Спортивные подвижные игры, эстафеты, упражнения с мячами, прыжки через скакалку, прыжки через скамейку вправо, влево, с поворотами, бег с преодолением препятствий, слаломный бег с ведением мяча рукой или ногой.
Тема №3.4. Упражнения, направленные на развитие гибкости. Комплексы на расслабление и растяжение мышц.
.
Раздел № 4. Техническая подготовка.32ч.
Тема № 4.1. Теория: Характеристика основных приемов техники. Значение технической подготовки в волейболе.
Практика: Теория – Инструктаж по технике безопасности на каждом занятии по волейболу
Тема № 4.2. Приемы и передачи мяча. . Стойка игрока. Перемещение в стойке. Прием и передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола.
Тема № 4.3. Нижняя передача мяча на месте и в движении Стойка игрока. Перемещение в стойке. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками снизу на месте, после перемещений. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола.
Тема № 4.4. Подачи мяча. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Нижняя боковая подача.
Практика – ОФП. Стойки. Передача двумя руками сверху и снизу на месте, после перемещений. Эстафеты. Подвижные игры с элементами волейбола.
Раздел №5. Тактическая подготовка.4ч.
Тема№ 5.1. Теория: Правила игры в волейбол, пионербол. Значение тактической подготовки в волейболе.
Практика:
Тема № 5.2. Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча. индивидуальные тактические действия, скрытые передачи, отвлекающие действия, групповые действия в нападении, взаимодействие в защите.
Раздел № 6.Игровые занятия.12ч. (подвижные игры, игра в мини волейбол, пионербол)
Раздел №7. Контрольно-оценочные испытания. 4ч.
Приём контрольных нормативов. Приложение №1
Учебный план начальной подготовки
2 года обучения
Содержание учебного плана 2 года обучения
Раздел №1. Теоретическая подготовка Основы знаний.7ч.
Тема 1.1. Вводное занятие. Правила техники безопасности. Инструктажи по поведению в зале, на спортивных площадках, на спортивных соревнованиях. Оказание первой помощи пострадавшим. Правила использования инвентаря. Оборудование в спортивном зале. Инвентарь для занятий волейболом. Экипировка в волейболе.
Тема 1.2 Основы истории развития волейбола в России. Происхождение волейбола. Исторические корни. Родина волейбола. Возникновение и развитие в России. Волейбол и олимпийские игры. Известные спортсмены. Правила игры в волейбол, терминология.
Тема 1.3 Влияние физических упражнений на организм человека Личная гигиена, закаливание. режим дня здоровый образ жизни. Культурно-гигиенические привычки у детей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований во время занятий в зале. Гигиена одежды и обуви. Основные гигиенические требования к занимающимся спортом. Закаливание. Общий режим дня. Режим питания и питьевой режим. Полезные продукты.
Тема 1.4. Правила игры в пионербол, мини- волейбол, спортивные игры. Правила соревнований. Судейство.
Раздел №2 Общефизическая подготовка. 15ч.
Тема 2.1. Значение общей физической подготовки для развития спортсмена
Тема 2.2 Общеразвивающие упражнения
Тема 2.3 Гимнастические упражнения. Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами — поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, броски, ловля; в парах держась за мяч — упражнения в сопротивлении. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Упражнения с набивными мячами — лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах. Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами — приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения с гантелями -бег, прыжки, приседания. Упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка). Упражнения со скакалкой. Прыжки в высоту, с прямого разбега (с мостика), согнув ноги через планку (веревочку). Высоко-далекие прыжки с разбега через препятствия без мостика и с мостиком.
Тема 2.4Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 20 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 3 х 20 м, 3 х 30 м. Бег 60 м с низкого старта. Эстафетный бег с этапами до 40 м. Бег в чередовании с ходьбой (до 300 м). Бег или кросс (до 1000 м).
Тема 2.5 Спортивные и подвижные игры. Подвижные игры: “Гонка мячей”, “Салки”, “Пятнашки”), “Невод”, “Метко в цель”, “Подвижная цель”, “Эстафета с бегом”, “Эстафета с прыжками”, “Мяч среднему”, “Охотники и утки”, “Перестрелка”, “Перетягивание через черту”, “Вызывай смену”, “Эстафета футболистов”, “Эстафета баскетболистов”, “Эстафета с прыжками чехардой”, “Встречная эстафета
с мячом”, “Ловцы”, “Борьба за мяч”, “Мяч ловцу”, “Перетягивание каната”.
Раздел №3. Специальная физическая подготовка. 50ч.
Тема 3.2. Упражнения направленные на развитие силы. Быстрота: бег с высоким подниманием бедра ускорение из различных стартовых положений на небольшие отрезки (3,6,9 м), «челночный бег», бег приставными скрестными шагами. Подвижные игры по упрощённым правилам («перестрелка», «охотники и утки» и т.д.)
Сила: упражнения с отягощениями малого и среднего веса, прыжки, метания, отжимания, махи, подтягивания
Тема 3.3. Упражнения, направленные на развитие быстроты ответных действий. Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) — сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
Тема 3.4. Упражнения направленные на развитие прыгучести. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же с прыжком вверх, то же с набивным мячом (или двумя) в руках. Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также увеличивается постепенно. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т. п.). Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу
Тема 3.5. Упражнения направленные на развитие выносливости (скоростной, прыжковой, игровой Броски набивного мяча двумя руками от головы, имитируя передачу сверху двумя руками, фазы ударного движения в нападающем ударе бросок набивного мяча в пол.
Раздел №4. Техническая подготовка. 49ч
Тема4.1. Характеристика основных приемов техники
Тема4.2. Приемы и передачи мяча. Стойки и передвижения. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, кулаком, передача назад). Подачи снизу сверху и сбоку. Нападающие удары (прямые и по диагонали). Защитные действия (блоки, страховки).
Тема4.3. Нижняя передача мяча на месте и в движении. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, кулаком, передача назад).
Тема4.4. Подачи мяча\ Подачи снизу сверху и сбоку. Нападающие удары (прямые и по диагонали).
Тема4.5. Основные стойки, перемещения.
Раздел №5. Тактическая подготовка. 5ч.
Тема 5.1. Понятие о тактике. Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия.
Тема 5.2. Тактика подач. Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении. Групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими.
Тема 5.3. Тактика приёмов и передач. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении. Групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими.
Раздел №6. Игровые занятия .12ч.
Подвижные игры, игра в мини волейбол, пионербол
Раздел №7. Контрольно-оценочные испытания.4ч.
Текущий контроль проводится в течение учебного года педагогом, согласно контрольным нормативам (приложение 1,2,3 Программы), с фиксацией результатов в журналах учёта групповых занятий.
Учебный план учебно-тренировочной подготовки
3 года обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
всего | теория | практика | |||
Раздел№1.Теоретическая подготовка | 6 | 6 | |||
1.1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности Начальное диагностическое обследование учащихся | 1 | 1 | Анкетирование, обсуждение, опрос, наблюдение | |
1.2 | История развития волейбола | 1 | 1 | Обсуждение, опрос, наблюдение | |
1.3 | Влияние физических упражнений на организм человека Личная гигиена, закаливание. Режим питания. Режим дня. | 1 | 1 | Контрольные вопросы | |
1.4 | Правила игры в пионербол, мини- волейбол, спортивные игры | 2 | 2 | Контрольные вопросы | |
1.5 | Правила соревнований. Судейство | 1 | 1 | Контрольные вопросы | |
Раздел № 2. Общефизическая подготовка | 25 | 1 | 14 | ||
2.1 | Значение общей физической подготовки для развития спортсмена | Теоретическое | |||
2.2 | Общеразвивающие упражнения | 8 | 1 | 8 | Контрольные упражнения |
2.3 | Гимнастические упражнения Акробатические упражнения | 8 | 8 | Контрольные упражнения | |
2.4 | Спортивные и подвижные игры | 9 | 9 | Проверка умения играть в подвижные игры | |
Раздел № 3. Специальная физическая подготовка | 50 | 1 | 49 | ||
3.1 | Значение специальной физической подготовки для развития спортсмена | 1 | 1 | Беседа опрос | |
3.2 | Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий | 10 | 10 | Контрольные упражнения | |
3.3 | Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах | 8 | 8 | Контрольные упражнения | |
3.4 | Упражнения направленные на развитие прыгучести | 10 | 8 | Контрольные упражнения | |
3.5 3.6 | Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча | 10 | 8 | Контрольные упражнения | |
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов | 12 | 8 | Контрольные упражнения | ||
Раздел №4. Техническая подготовка | 58 | 3 | 55 | ||
4.1 | Характеристика основных приемов техники | 1 | 1 | Беседа, опрос | |
4.2 | Техника нападения | 29 | 1 | 28 | Наблюдение, тестирование, тренировочные игры |
4.3 | Техника защиты | 28 | 1 | 27 | |
Раздел № 5Тактическая подготовка | 49 | 5 | 44 | ||
5.1 | Понятие о тактике. | 1 | 1 | Теоретическое | |
5.2 | Тактика подач | 26 | 2 | 24 | Тренировочное |
5.3 | Тактика приёмов и передач | 22 | 2 | 20 | Тренировочное |
Раздел № 6. Контрольные игры и соревнования | 24 | 24 | Тренировочное | ||
Раздел № 7. Контрольно-оценочные испытания | 4 | — | 4 | Тестирование | |
Итого | 216 | 16 | 200 |
Содержание учебного плана 3 года обучения
Раздел № 1. Теоретическая подготовка.6 ч.
Тема 1.1. Вводное занятие. Вводное занятие. Правила техники безопасности Начальное диагностическое обследование учащихся уровня физической подготовленности обучающихся, уровня мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Введение в общеобразовательную программу
Знакомство. Техника безопасности и правила поведения в зале. Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним. Спортивная форма. Гигиенические требования. Ознакомление с программой.
Тема 1.2 Истории развития волейбола в России.
Тема1. 3. Влияние физических упражнений на организм человека Личная гигиена, закаливание. Режим питания. Режим дня. Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом с учетом его специфических особенностей. Режим дня и питания с учетом занятий спортом. Предупреждение спортивных травм на занятиях волейболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю.
Тема№2.4. Правила игры в волейбол.
Состав команды, замена игроков, костюм игрока. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии и жеста.
Тема№2.5. Правила соревнований. Судейство
Раздел 2. Общая физическая подготовка. 25ч. (Проводится на каждом занятии)
Тема№2.1. Значение общей физической подготовки для развития спортсмена.
Общая физическая подготовка. (Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости; совершенствование навыков естественных видов движений; подготовка к сдаче нормативов).
Практические занятия.
Тема№ 2.2. Общеразвивающие
упражнения
Тема№2.3. Гимнастические, акробатические легкоатлетические упражнения.
Гимнастические упражнения
Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы.
Упражнения с резиновыми амортизаторами на гимнастических снарядах (подъемы переворотом, наклоны у гимнастической стенки и т. д.). Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с набивными мячами, гантелями (бег, прыжки, приседания). Прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) углом или согнув ноги.
Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад, кувырок вперед из упора присев). Подготовительные упражнения для моста у гимнастической стенки.
.Легкоатлетические упражнения. Бег: бег с ускорением до 40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Эстафетный бег. Прыжки: через планку с поворотом на 90 °С с прямого разбега. Прыжки в высоту способом «перекидным». Прыжки в длину с места, с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность. Метание гранаты с места.
Тема№3.6. Спортивные подвижные игры. «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко — в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч — среднему», «Эстафета баскетболистов», «Встречная эстафета».
Раздел 3. Специальная физическая подготовка. 50ч.
Тема№3.1. Значение специальной физической подготовки для развития спортсмена.
Практические занятия.
Тема№3.2. Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20-30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно- спиной. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой от 2 до 5 кг), с поясом — отягощением.
Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салки». Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.
Тема№3.4. Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев- на месте и в сочетании с различными перемещениями.
Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах. Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками. Многократные передачи баскетбольного мяча. Упражнения для кистей рук с гантелями, кистевыми эспандерами. Многократные броски волейбольного мяча в стену.
Тема№ 3.4. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх, то же, с наживным мячом (или двумя) в руках (до 5 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица — быстрое разгибание ноги.
Многократные броски набивного мяча (массой 1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления.
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же, с отягощением.
Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу
Тема№3.5. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Упражнения с набивными мячами, волейбольными мячами (совершенствование ударного движения по мячу на резиновых амортизаторах). Подачи с силой у тренировочной сетки (в сетку).
Тема№3.6. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз — стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» в прыжке — в парах и через сетку. Метание выполняется с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же, через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых амортизаторах.
Раздел 4. Техническая подготовка.58ч.
Тема№4.1. Характеристика основных приемов техники.
Характеристика основных приемов техники: перемещения, стойки, передачи, подачи, нападающие удары. Значение технической подготовки для роста спортивного мастерства.
Практические занятия.
Тема№4.2. Техника нападения.
1.Перемещения: прыжки на месте, у сетки, после перемещений и остановки; сочетание способов перемещений с остановками, прыжками, техническими приемами.
2.Передачи сверху двумя руками: в стену стоя, сидя, лежа, с изменением высоты и расстояния, в сочетании с перемещениями; на точность с применением приспособлений; чередование по высоте и расстоянию; из глубины площадки к сетке: в зонах 2-4, 4-2, 6-4, 6,2 (расстояние 4 м), 5-2, 6-4 (расстояние 6 м); стоя спиной в направлении передачи; с последующим падением и перекатом на бедро; вперед вверх в прыжке на месте и после перемещения; отбивание кулаком у сетки стоя и в прыжке.
3.Подачи: нижние – соревнования на точность попадания в зоны; верхняя прямая подряд 10-15 попыток, на точность в правую, левую, дальнюю и ближнюю половину площадки, соревнования – на количество, на точность; верхняя боковая подача.
4.Нападающие удары: прямой сильнейшей рукой из зон 4, 3, 2, с различных по высоте и расстоянию передач у сетки и из глубины площадки; прямой слабейшей рукой; с переводом вправо из зоны 2 с поворотом туловища вправо (для правшей).
Тема№4.3. Техника защиты.
Раздел 5. Тактическая подготовка.49ч.
Тема№5.1. Понятие о тактике.
Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия.
Тема№5.2. Тактика нападения.
Индивидуальные действия. Выбор способа отбивания мяча через сетку (стоя на площадке): передачей сверху двумя руками, кулаком, снизу. Чередование нижних подач в дальнюю и ближнюю к сетке половины площадки. Подача (нижняя) на точность в зоны (по заданию).
Групповые действия: взаимодействия игрока зоны 3 с игроком зоны 4, игрока зоны 3 с игроком зоны 2 (при второй передаче).
Командные действия: система игры со второй передачи игрока передней линии.
Тема№5.3. Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме мяча, посланного противником через сетку. При блокировании (выход в зону удара). При страховке партнера, принимающего мяч с подачи, передачи. При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху двумя руками или снизу)
Групповые действия. Взаимодействия игроков внутри линии при приеме мяча от нижней подачи и передачи. Игроков задней линии: игрока зоны 1 с игроком зоны 6; игрока зоны 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроком зон 5 и 1. Игроков передней линии: игроки зоны 3 с игроком зон 4 и 2. Игроков зон 5, 1 и 6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (при обманных действиях).
Командные действия. Расположение игроков при приеме мяча от противника, «углом
Раздел 6. Контрольные игры и соревнования. 24ч.
Соревнования по подвижным играм волейбол, пионербол. Спортивные подвижные игры. Учебно-тренировочные игры, товарищеские встречи.
Соревнования по технической подготовке
1.Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4.
2.Подача верхняя прямая на точность.
3.Подача в прыжке на точность (в правую и левую половины площадки).
4.Прием подачи и первая передача из глубины площадки в зону 2.
5.Нападающий удар прямой:
— из зоны 4 в зоны 4 и 5 с высоких и средних передач;
— из зоны 3 в зоны 4 и 5;
— из зоны 2 в зоны 1 и 2.
6.Нападающий удар с переводом из зоны 4 в зону 1, из зоны 2 в зону 5.
7.Одиночное блокирование прямого удара по ходу.
Соревнования по физической подготовке.
1.Бег 30 м.
2.Бег с изменением направления (5×6 м).
3.Прыжок в длину с места.
4.Метание набивного мяча из-за головы двумя руками.
5.Бег 92 м с изменением направления («елочка»).
6.Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами.
Соревнования по игровой подготовке
5.Мини-волейбол (по специальным правилам).
6.Волейбол 2×2, 3×3, 4×4, 6×6.
Раздел 7. Контрольные испытания. 4ч. Сдача нормативов по специальной подготовке в конце учебного года.
1.4. Планируемые результаты
Основной показатель секционной работы дополнительного образования по волейболу — выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической и теоретической подготовленности.
Личностные результаты
• у обучающегося будут потребности регулярно заниматься физкультурой;
• у обучающегося будет интерес к здоровому образу жизни;
• у обучающийся будут такие ценные качества характера, как сдержанность,
моральная устойчивость, целеустремленность, дисциплинированность;
• у обучающегося будет приобретение соревновательного опыта;
• у обучающегося будет воспитание волевых качеств, чувства товарищества и взаимопомощи
· обучающийся будет позитивно оценивать свои способности и навыки;
· обучающийся будет ориентированным на успех;
Метапредметные результаты:
· иметь представления о тактических действиях игроков;
· знать о нормах поведения в спортивном зале;
· иметь навыки общения контактности и доброжелательности при решении спорных ситуаций
•освоит правила игры в пионербол и мини-волейбол;
• освоит технические и тактические приемы игр;
• освоит упражнения разминки перед занятием перед игрой в мини-волейбол, волейбол, пионербол;
•освоит навыкам регулирования психического состояния;
• расширит знания подвижных и развивающих игр.
· концентрировать внимание;
· Освоит технику верхних передач;
· Освоит технику подачи мяча снизу;
· Освоит технику нижнего приема мяча;
Предметные результаты
По окончании первого года обучения учащиеся
Будут знать:
• нормы поведения в спортивном зале;
* правила игры в подвижные игры, пионербол;
* правила разминки перед занятием;
*правила по технике безопасности во время занятий в спортивном зале;
Будут уметь;
*правильно распределять свою физическую нагрузку;
*играть по упрощенным правилам игры;
*соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно (эстафеты, подвижные игры, пионербол, мини-волейбол, волейбол);
*освоят технику перемещений, стоек волейболиста в нападении и в защите;
* освоят упражнения разминки перед занятием перед игрой;
* освоят технику передач сверху и снизу;
По итогам освоения программы учащиеся первого года обучения приобретут личностные качества
• воспитание потребности регулярно заниматься физкультурой;
• повышение интереса к здоровому образу жизни;
• воспитание таких ценных качеств характера, как сдержанность,
моральная устойчивость, целеустремленность, дисциплинированность
По окончании второго года обучения учащиеся должны:
- Уметь играть в волейбол по правилам;
- Освоить технику верхней прямой подачи мяча;
- освоить технические и тактические приемы игр;
- овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;
- Уметь управлять своими эмоциями;
- Знать методы тестирования при занятиях волейбола;
- Знать основные понятия и термины в теории и методике волейбола;
- Овладеть техникой обучения индивидуальным тактическим действиям в защите и нападении.
По окончании третьего года обучения учащиеся должны:
- уметь играть в волейбол по правилам;
- освоить технику нападающего удара;
- овладеть навыками судейства;
- овладеть техникой одиночного и группового блокировки в защите;
- овладеть техникой обучения групповым тактическим действиям в защите и нападении.
- знать методы тестирования при занятиях волейбола;
- научиться работать в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;
- воспитание волевых качеств, чувства товарищества и взаимопомощи
- позитивно оценивать свои способности и навыки;
- быть ориентированным на успех
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
Санитарно – гигиенические требования
Для реализации программы необходимо иметь:
•светлое просторное помещение;
•в спортивном зале осуществляется влажная уборка и проветривание;
•в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
1. Материально-техническое обеспечение:
Для занятий по программе требуется:
1.спортивный зал (18×9 м);
спортивный инвентарь и оборудование, и его соответствие технике безопасности:
1.сетка волейбольная – 1 штука;
2.стойки волейбольные – 2 штуки;
3.мячи волейбольные – 15 штук;
4.мячи набивные (1 кг) – 15 штук;
5.мячи баскетбольные – 15 штук;
6.мячи футбольные – 4 штуки;
7.мячи теннисные – 10-12 штук;
8.фишки – 10 штук;
9.гантели – 10-12 пар;
10 гимнастическая стенка – 6-8 пролетов;
11.гимнастические скамейки – 3-4 штуки;
12.гимнастические маты – 3 штуки;
13.кольца баскетбольные –2 штуки;
14.скакалки – 15-20 штук;
15.рулетка – 1 штука;
16.секундомер – 2 штуки;
17.насос ручной – 1 штука;
18.макет площадки с фишками – 1 комплект;
Техническое оснащение
•проектор;
•экран;
•видео – диски;
•магнитофон;
•компьютер.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
— нормативно-правовая база;
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №27Э-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р).
3. /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
4.Пприказ Мин спорта России от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
6. Программа «Волейбол» составлена на основе «Комплексной программы физического воспитания» (под общей редакцией В. И. Ляха и А. А. Зданевич, Москва, издательство «Просвещение», 2008г.), одобренной и рекомендованной Министерством образования РФ.
— список литературы:
Железняк Ю. Д. “Юный волейболист”. Учебное пособие для тренеров. — М.: «Физкультура и спорт», 1988.
Д. Железняк -«подготовка юных волейболистов», М. просвещение. 1989г
Ю.О. Чехов. Основы волейбола. М. ФИС. 1979 г
Дидактическое обеспечение программы
•Четкое планирование учебно-тренировочной работы и наличие следующей документации: учебно-тематический план, журнал учета посещаемости, годовой план работы
•Картотека упражнений по волейболу (карточки).
•Картотека общеразвивающих упражнений для разминки
•Схемы и плакаты освоения технических приемов в волейболе.
•Электронное приложение к «Энциклопедии спорта»
•«Правила игры в волейбол».
•Видеозаписи выступлений учащихся.
•«Правила судейства в волейболе».
•Регламент проведения турниров по волейболу различных уровней
2.2. Оценочные материалы
Приложение №1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11.
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов дополнительной общеразвивающей программы (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5).
Содержание и методика контрольных испытаний. включенных в программу
Физическое развитие
Техническая подготовка
Оценка нормативов по технической подготовке выполняется в зависимости от года обучения.
Теоретическая подготовка
Специальные знания проверяются систематически при помощи контрольных бесед во время практических тренировочных занятий, для чего выделяется время (5-10 мин).
Инструкторская и судейская подготовка
Формы отслеживания и фиксации результатов реализации программы:
Аналитический материал, видеозапись, грамота, диплом, материал
тестирования, протокол соревнований, фото, видеозапись игр, отзывы детей
и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитический материал по итогам проведения диагностики,
диагностическая карта, открытое занятие, соревнования.
Формы аттестации.
Программа предусматривает входящую, промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.
Основной критерий спортивно-оздоровительной работы — повышение результата к концу учебного года по сравнению с результатами в начале года.
Входящий контроль. Проводится в начале учебного года для определения уровня физической подготовки
Упражнения для оценки уровня физической подготовленности каждого ребенка:
— челночный бег 5х6;
— бросок набивного мяча 1 кг двумя руками из-за головы сидя;
— прыжок в длину с места.
Результаты контрольных упражнений сравниваются с результатами таблицы 1 и 2, но это не для перевода в группу следующего года обучения, основной критерий спортивно-оздоровительной работы — повышение результата к концу учебного года по сравнению с результатами в начале года (индивидуально — ориентируемся по показателям каждого ребенка в начале и в конце учебного года, а также по сравнению с прошлогодними показателями — в мае-месяце).
Промежуточный контроль проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений.
Текущий контроль выполнения технических приемов регулярно проводится в виде: соревновательных упражнений («Кто больше», «Точно в цель» и т.п.). А также в виде: контрольных и товарищеских игр Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям. Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года обучения и предполагает зачет в форме тестирования по общей физической подготовке и контрольной игры в волейбол. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям. Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий. Умения и навыки проверяют во время участия обучающихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства внутригрупповых соревнований.
Для контроля за освоением технических элементов проводятся упражнения-тесты:
по технике в виде игры «Точно в цель» (при передаче, подаче, нападающих
ударах) (индивидуально).
Эти упражнения проводятся также, как итоговый контроль в начале и в конце учебного года с записью результатов, а помимо этого, проводится текущий контроль по мере необходимости — педагог должен оценить на сколько группа усвоила те или иные технические элементы и сделать выводы.
2.3. Методические материалы
Обучение детей по данной дополнительной образовательной программе основано на следующих методических принципах:
•единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов организации образовательного процесса;
•поступательное увеличение интенсивности учебно-тренировочных нагрузок.
Обучение, как специально организованный процесс педагогом строится в соответствии с дидактическими принципами. К основным принципам обучения и тренировки относятся принцип воспитывающего обучения, принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности и принцип доступности.
Ведущим является принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения и тренировки педагог не только сообщает обучающимся необходимые знания и прививает им нужные умения и навыки, но и всеми мерами содействует формированию у них положительных черт характера.
Принцип сознательности и активности обучения означает оптимальное соотношение педагогического руководства и сознательной, активной, творческой деятельности обучающегося. Без сознательного и активного отношения к занятиям нельзя добиться положительных образовательных результатов.
Для правильного формирования двигательных навыков, более прочного их закрепления, повышения интереса к занятиям большое значение имеет принцип наглядности. Педагог может показать правильное выполнение физического упражнения сам или поручить это более подготовленному ребенку. Можно использовать на занятиях фото, рисунки, схемы, видеозаписи и т.д. Принцип наглядности реализуется на всех этапах обучения.
Принцип систематичности предусматривает установление строгой последовательности изучения материала и определенной системы в самих занятиях. Принцип систематичности в обучении обязывает располагать учебный материал так, чтобы последующая работа являлась логическим продолжением предыдущей.
Принцип доступности означает необходимость строить процесс обучения в соответствии с особенностями обучающихся, их возможностями и уровнем подготовленности.
Содержание и объем теоретического материала, а также физические нагрузки должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся, уровню их общего развития. Только в этом случае теоретический и практический материал окажется посильным.
Основными формами организации учебно-воспитательного процесса на всех этапах освоения программы являются теоретические и практические занятия.
Групповые теоретические занятия проводятся в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, самостоятельное чтение специальной литературы. В содержание теоретической подготовки входит изучение основ физического воспитания, ознакомление с историей развития физкультуры и спорта в России и Приморском крае, основами личной и общественной гигиены, влиянии вредных привычек на организм человека. Теоретические занятия целесообразно проводить непосредственно перед практическими, так как после занятия, обучающиеся устанут, и беседы не принесут нужной пользы. На занятия по вопросам гигиены, врачебного контроля, применения восстановительных средств возможно приглашение медицинского работника.
В учебно-воспитательном процессе используются элементы педагогических технологий, воплощающих гуманистическую направленность: педагогику сотрудничества, игровые, оздоровительные.
На занятиях применяются различные методы воспитания, обучения и тренировки:
— повторный метод (выполнять движения, действия, задания определенное число раз);
— игровой (действия, задания, выполняемые в форме игры);
-соревновательный (упражнения, задания выполняются в виде соревнований);
— словесный (объяснение, рассказ, указание);
— наглядные (показ упражнения, демонстрация видеозаписей),
— метод выполнения упражнения (метод целостного упражнения и целостно-расчлененного упражнения).
Большое место в процессе обучения занимают показ и объяснение педагога. Несмотря на самый четкий показ, сложность приема не всегда позволяет обучающимся сразу уловить главное. Поэтому показ обязательно должен сопровождаться объяснением. Показ и объяснение дополняют друг друга.
Использование вышеперечисленного в работе педагога, позволит обучающимся максимально проявить активность, развить их эмоциональное восприятие, привить навыки спортивной этики, организованности, дисциплины.
В качестве методов нравственного воспитания применяются формирование нравственного сознания и общественного поведения, использование положительного примера, стимулирование положительных действий (поощрение, похвала), предупреждение и обсуждение отрицательных действий.
В процессе работы с детьми приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение обучающимися специальных знаний в области теории и методики физической культуры, гигиены и других дисциплин; развитие познавательной активности, творческих проявлений в спортивной деятельности.
Педагог дополнительного образования имеет большие возможности для организации образовательного процесса, помощи ребенку в его обучении, воспитании и развитии. Но деятельность будет гораздо эффективнее, если социальными партнерами педагога станут родители ребенка. Задача педагога заключается в поиске путей взаимодействия деятельности с родителями воспитанников с целью обеспечения единой образовательной среды.
Основными направлениями работы педагога являются:
•информационное педагогическое обеспечение родителей в вопросах воспитания, оздоровления, ознакомление с текущими и прогнозируемыми результатами обучения, воспитания;
•вовлечение родителей в образовательный процесс через участие родителей в занятиях учебных групп, демонстрацию родителям учебных достижений детей.
Учебно-воспитательный процесс построен таким образом, чтобы сохранить здоровье учащихся, сформировать здоровый образ жизни и трудовые навыки, развить творческие способности.
Система здоровье сберегающих мероприятий носит комплексный характер и включает в себя средства психолого-педагогического и медико-биологического воздействия такие как:
1.Рациональное распределение нагрузок.
2.Рациональное планирование процесса учебно-тренировочных занятий.
3.Соблюдение рациональной последовательности упражнений, чередование нагрузок по направленности.
4.Индивидуализация учебно-тренировочного процесса.
5.Адекватные интервалы отдыха.
6.Упражнения для активного отдыха, на расслабление и восстановление дыхания.
7.Корригирующие упражнения для позвоночника и стопы.
8.Формирование значимых мотивов и благоприятного отношения к занятиям физкультурой и спортом.
2.1. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | 2 год | 3 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 36 | 36 | 36 | |
Количество учебных дней | 72 | 72 | 108 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 01.09.2021- 31.12.2021 | 01.09.2021- 31.12.2021 | 01.09.2021- 31.12.2021 |
2 полугодие | 12.01.2022- 31.05.2022 | 12.01.2022- 31.05.2022 | 12.01.2022- 31.05.2022 | |
Возраст детей, лет | 7-10 | 11-12 | 13-15 | |
Продолжительность занятия, час | 2 | 2 | 3 | |
Режим занятия | 2 раза/нед | 2 раза/нед | 3 раза/нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 144 | 144 | 216 |
2.5.Календарный план воспитательной работы
№ | Мероприятия | Количество часов | Срок |
1 | Проведение практических учений и инструктажей с обучающимися: «Как вести себя при террористическом акте», «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения на дорогах». Инструктажи по технике безопасности на занятиях в спортивном зале. | 2 | Сентябрь В течение учебного года постоянная работа с обучающимися и родителями |
2 | Беседы, посвященные Дню Приморского кря | 1 | Октябрь |
3 | Беседа: Как вести себя во время тренировок и соревнований. | 1 | |
Турнир по волейболу 6-8 классы | 3 | В течение года | |
4 | Веселые старты посвящённые Дню матери | 2 | Ноябрь |
Беседа: Что такое дисциплина и уважение к старшим. | 1 | ||
Беседы , конкурсы посвященные Дню народного единства | 1 | ||
5 | Товарищеские встречи по пионерболу с элементами волейбола | 3 | Декабрь |
Беседа: Как вести себя в зимнее время на водоемах и на проезжей части. | 1 | ||
6 | Беседа: О нравственном воспитании спортсмена. | 1 | Январь |
Участие в районных соревнованиях по волейболу | 3 | ||
7 | Участие в районных соревнованиях «Зарница» | 3 | Февраль |
Участие во внутри клубных соревнованиях «Зарница» | 3 | ||
8 | Беседа: О дружбе и уважении друг другу. Товарищеские встречи по пионерболу с элементами волейбола | 1 | Март |
9 | Спортивные соревнования, посвященные Всемирному дню здоровья | 3 | Апрель |
10 | Беседа: Как вести себя в общественных местах. | 1 | Май |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Волейбол:Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2003.
- Волейбол: Учеб. для институтов физ. культ. / Под ред. А. Г. Айриянца. М.: Физкультура и спорт, 1976.
- Железняк Ю. Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. М.: 1998.
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов/ Под ред. В.И. Лях, А.А. Зданевич. М.: 2004.
- Марков К.К. Руководство тренера по волейболу. Иркутск. 1999.
- Портных Ю.И. Спортивные игры и методика преподавания. М.: Физкультура и спорт, 1986.
- Спортивные игры/ Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. М., 2004.
Электронные ресурсы
1.Методика опережающего обучения детей игре в волейбол.
free/kursovaya…igre_v_voleybol
2.Обучение игре в волейбол. festival.1september.ru›articles/573494/
3.Обучение волейболу | Информационный портал об игре волейбол. VolleyMos.ru›
Сайты: pedsovet.su
www.1september.ru
www.volley.ru
www.mon/gov.ru
www.sportteacher.ru
www.lib.sportedu.ru
www.infosport.ru
Для учащихся
1.Беляева А.В. , Волейбол — М. «Физкультура и спорт» — 2000
2.Железняк Ю.Л., Юный волейболист – М. 1988
3.Железняк Ю. Д. Подготовка юных волейболистов. – М.:, 1987
4.Казанкина Т.В., Олимпийская летопись Петербурга; ИПК «Вести», СПб 2002
5.Родиченко В.С., Твой олимпийский учебник; М. «Физкультура и спорт» 2005
Электронные ресурсы
1«Волейбол » Спортивные видео-уроки. panakapitana.ru›category/volleyball/ 2.Спорт в твоем дворе. Обучение волейболу. Тренировки для начинающих. dvorsportinfo.ru›articles/obuchenie-volejbolu… 3. www.lib.sportedu.ru 4. www.volley.
Приложения к программе
Приложение №1
Вопросы для определения теоретической подготовленности учащихся по правилам соревнований.
Площадка и её разметка.
Какую форму имеет волейбольная площадка?
Какие требования предъявляются к площадке?
Как называются линии, ограничивающие площадку?
Что такое средняя линия?
Что такое линии нападения?
Для чего нужна линия нападения?
Какова ширина линий разметки?
Входит ли ширина линий в размер площадки?
Сетка.
Какой должна быть сетка и каковы её размеры?
На какой высоте укрепляется сетка?
Какова высота стоек?
Когда должна проверяться высота сетки?
Чем проверяется высота сетки?
Мяч.
Каким должен быть мяч для игры?
Кто решает вопрос о пригодности мяча?
Правила и обязанности игроков.
Что должны знать участники соревнований?
Имеет ли право игрок обращаться непосредственно к судье во время соревнований?
В каких случаях применяется удаление игрока?
Разрешается ли включать в состав команды игрока, не имеющего разрешения врача о допуске к соревнованиям?
Возраст игроков.
На какие возрастные группы делятся участники соревнований?
Костюм игроков.
Каким должен быть костюм игрока?
Разрешается ли игрокам выступать без обуви?
Разрешается ли игрокам выступать в головных уборах?
Какие предметы должны быть исключены из костюма игрока?
В какой форме должны выступать команды?
Разрешается ли игрокам выступать в тренировочных костюмах?
Должна ли спортивная форма одной команды отличаться по цвету от спортивной формы другой команды?
Разрешается ли игроку изменять свой личный номер во время соревнования?
Какой отличительный знак должен иметь капитан команды?
Состав команды и расстановка игроков.
Каково число игроков в команде?
Какие игроки считаются основными и какие запасными?
Разрешается ли изменять состав основных и запасных игроков в следующей партии?
Разрешается ли допускать к соревнованиям игроков, не занесённых в протокол до начала соревнований?
Как называются игроки каждой линии?
Что такое взаимная расстановка игроков?
Какое положение по кругу занимают игроки?
Разрешается ли игрокам выходить за пределы границ площадки в момент подачи?
Каким должно быть взаимное расположение игроков каждой линии в момент выполнения подачи?
Должна ли сохраняться взаимная расстановка в течение всего соревнования?
Разрешается ли изменять взаимную расстановку?
Счёт и результат игры.
В каких случаях команда проигрывает очко?
Сколько очков должна набрать команда для выигрыша одной партии?
Из скольких партий состоит соревнование?
Когда соревнование считается законченным?
Как защитать встречу, если команда не явилась на соревнование?
Продолжительность игры и выбор сторон.
Какой команде предоставляется право выбирать стороны и подачи?
Как возобновляется игра после окончания первой партии?
Как возобновляется соревнование перед решающей партией?
Чем отличается решающая партия от остальных партий?
Как должны расположиться игроки после смены сторон?
Подача и смена мест.
Что такое подача?
Как производится подача?
Когда подача считается произведённой?
Ограничивается ли время на подачу?
Что служит сигналом на право подачи?
Когда даётся свисток на подачу?
Разрешается ли игроку производить подачу с руки?
До коих пор должен подавать один и тот же игрок?
Производится ли смена мест при подаче одним и те же игроком?
Приём и передача мяча.
Каким способом можно ударять по мячу?
В каких случаях передача считается не правильной?
Разрешается ли игроку ударять по мячу головой или касаться мяча телом?
Разрешается ли одному игроку ударять по мячу два раза подряд?
Сколько ударов даётся команде, чтобы переправить мяч на сторону соперника?
Игра двоих.
Разрешается ли двум игрокам одной команды ударять по мячу одновременно?
Можно ли поддерживать игрока во время нападающего удара или блокирования?
Как рассматривается случай, когда по мячу, находящемуся над сеткой, ударят одновременно 2 игрока разных команд?
Разрешается ли игроку, участвовавшему в одновременном касании мяча, вновь ударить по мячу?
Перенос рук над сеткой и блокирование.
Является ли перенос рук над сеткой с касанием мяча на стороне противника ошибкой?
Является ли перенос рук над сеткой без касания мяча ошибкой?
Считается ли ошибкой, если игрок коснётся мяча на своей стороне, а после удара перенесёт руки через сетку?
Что такое блокирование?
Кто имеет право участвовать в блокировании?
Когда блокирование считается состоявшимся?
Что такое групповое блокирование?
Сколько всего касаний мяча может сделать команда при состоявшемся блокировании?
Можно ли блокировать подачу?
Игра от сетки.
Считается ли ошибкой, если мяч коснётся сетки?
Как рассматривается касание мячом ограничительных лент на сетке?
Считается ли ошибкой, если игрок прикоснётся к сетке?
Переход средней линии.
Какие ограничения существуют для игроков задней линии?
Разрешается ли игроку задней линии, находящемуся за линией нападения, произвести удар в прыжке и после удара приземлится в площадь нападения?
Можно ли игроку задней зоны наступать на линию нападения?
Выход мяча из игры.
Когда мяч выходит из игры?
Какая команда считается проигравшей после приземления мяча?
Замены игроков.
Разрешается ли замена игрока в процессе соревнования?
Когда может быть произведена замена игрока?
Даётся ли команде время на замену игрока? Какое место должен занять запасной игрок, входящий в игру?
Перерывы.
Какие установлены перерывы между партиями?
Какой перерыв установлен перед решающей партией?
Даётся время на смену в решающей партии?
Когда команда может потребовать перерыв для отдыха?
Приложение №2
Физическое развитие и физическая подготовленность 1год
№п/п | Содержание требований (вид испытаний) | Девочки | Мальчики |
1 2 3 4 5 6 | Бег 30 м с высокого старта (с) Бег 30 м, 6X5 (с) Прыжок в длину с места (см) Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) Метание набивного мяча I кг из-за головы двумя руками, сидя (м) Метание набивного мяча I кг из-за головы двумя руками в прыжке с места (м) | 5.9 12,5 140 32 4.0 6.0 | 5.7 12,0 160 40 5.0 8.0 |
Приложение №3
Тестовый контроль
1 год обучения
Общефизическая и специальная физическая подготовка.
№ п/п | Тест | Мальчики | Девочки |
1 | Бег 30 м, с | 6,1 — 5,5 | 6,3 – 5,7 |
2 | Челночный бег 3х10 м, с | 9,3 – 8,8 | 9,7 – 9,3 |
3 | Прыжки в длину с места, см | 160 — 180 | 150 — 175 |
4 | 6-минутный бег, м | 1000-1100 | 850-1000 |
5 | Наклон вперёд из положения сидя, см | 6 — 8 | 8 — 10 |
6 | Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (девочки). | 4 — 5 | 10 — 14 |
7 | Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин). | 100-110 | 110-120 |
8 | Прыжки в высоту с разбега, см | 90-100 | 80-90 |
9 | Прыжки в высоту с места, см | 40-45 | 35-40 |
Технико-тактическая подготовка.
№ п/п | Тест | Мальчики | Девочки |
1 | Нижняя прямая подача с расстояния 6 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10) | 7-9 | 6-8 |
2 | Жонглирование мячом на собой верхней передачей (кол-во раз) | 8-10 | 5-7 |
3 | Жонглирование мячом на собой нижней передачей (кол-во раз) | 5-7 | 4-6 |
4 | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром через сетку высотой 180 см (кол-во удачных попыток из 10). | 7-9 | 6-8 |
5 | Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0) | По результатам выполнения | По результатам выполнения |
Приложение №5
Общефизическая и специальная физическая подготовка.
№ п/п | Тест | Мальчики | Девочки |
1 | Бег 30 м, с | 5,8 — 5,4 | 6,2 – 5,5 |
2 | Челночный бег 3х10 м, с | 9,0 – 8,6 | 9,6 – 9,1 |
3 | Прыжки в длину с места, см | 165 — 180 | 155 — 175 |
4 | 6-минутный бег, м | 1100-1200 | 900 -1050 |
5 | Наклон вперёд из положения сидя, см | 6 — 8 | 9 — 11 |
6 | Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (девочки). | 4 — 6 | 11 — 15 |
7 | Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин). | 110-120 | 120-130 |
8 | Прыжки в высоту с разбега, см | 95-105 | 85-95 |
9 | Прыжки в высоту с места, см | 45-50 | 40-45 |
Приложение №6
2 год обучения
Технико-тактическая подготовка.
№ п/п | Тест | Мальчики | Девочки |
1 | Нижняя прямая подача с расстояния 9 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10) | 7-9 | 6-8 |
2 | Верхняя прямая подача с расстояния 6 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10) | 7-9 | 6-8 |
3 | Жонглирование мячом на собой верхней передачей (кол-во раз) | 10-12 | 7-10 |
4 | Жонглирование мячом на собой нижней передачей (кол-во раз) | 7-10 | 6-8 |
5 | Передача назад после подбрасывания мяча партнёром (кол-во удачных попыток из 10) | 7-9 | 6-8 |
6 | Прямой нападающий удар через сетку высотой 180 см (кол-во удачных попыток из 10) | 7-9 | 6-8 |
7 | Нападающий удар по диагонали через сетку высотой 180 см (кол-во удачных попыток из 10) | 6-8 | 4-6 |
8 | Позиционное нападение с изменением позиций игроков | По результатам выполнения | По результатам выполнения |
9 | Верхние передачи в парах (кол-во раз) | 25-30 | 15-20 |
10 | Нижние передачи в парах (кол-во раз) | 15-20 | 10-15 |
Приложение №7
Физическое развитие и физическая подготовленность2 год
№п/п | Содержание требований (вид испытаний) | Девочки | Мальчики |
1 2 3 4 5 6 | Бег 30 м с высокого старта (с) Бег 30 м, 6X5 (с) Прыжок в длину с места (см) Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) Метание набивного мяча I кг из-за головы 2 руками, сидя (м) Метание набивного мяча I кг из-за головы двумя руками в прыжке с места | 5.7 11,5 150 37 4.5 6.5 | 5.5 11,0 170 45 5.5 8.5 |
Приложение №8
Техническая подготовленность2 год обучения
Содержание требований (виды испытаний) | Количественный показатель |
Верхняя передача на точность из зоны 3(2) в зону 4 Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены Верхняя прямая подача в пределы площадки Прием мяча с подачи и первая передача в зону 3 Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу (количество серий). | 4 4 3 3 6 |
Приложение №9
Техническая подготовленность 3год
№п/п | Содержание требований (виды испытаний) | Количественный показатель |
1 2 3 4 5 6 7 | Вторая передача на точность: из зоны 2 в зону 4 Из зоны 3 в зону 2 (стоя спиной по направлению) Через сетку из зоны 4 в зону 4 в прыжке Передачи сверху, снизу (стоя у стены) Подача на точность Нападающий удар прямой из зоны 4 в зоны 5 и 6 Блокирование (вдвоем) нападающего удара из зоны 4(2) | 3 3 5 10 10 3 3 |
Приложение № 10
Физическое развитие и физическая подготовленность
1 2 3 4 5 | Верхняя передача мяча на точность из зоны 3,1,2 в зону 4 Подача верхняя прямая в пределы площадки Прием мяча с подачи и первая передача в зону 3 Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах | 4 4 5 10 3 |
Приложение № 11
Оценочные материалы
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА КОНТРОЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ПРОГРАММУ
Физическое развитие
Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений.
Физическая подготовка
Оценка нормативов по физической подготовке осуществляется на основе возраста и пола занимающихся.
- Бег 30 м. Испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий («стойка волейболиста»).
- Бег 5×6 м. На расстоянии 6 м чертятся две линии — стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит, преодолевая расстояние 6 м пять раз. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
- Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами. Для этой цели применяется приспособление конструкции В.М. Абалакова «Косой экран» или другие, позволяющие измерить высоту подъема общего центра масс при подскоке вверх. Нельзя отталкиваться и приземляться за пределами квадрата 50×50 см. Число попыток — три. Учитывается лучший результат. При проведении испытания должны соблюдаться единые требования (точка отсчета при положении стоя на всей ступне, при прыжке с места — со взмахом рук). Из трех попыток учитывается лучший результат.
- Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трех попыток учитывается лучший результат.
- Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками.Метание с места. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх, производится замах назад за голову и тут же сразу бросок вперед. Даются три попытки. Учитывается лучший результат.
- Сгибание туловища из положения лёжа на спине. Исходное положение: руки за головой, пальцы рук «в замок», ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений до касания локтями коленей в одной попытке за 30 секунд.
Техническая подготовка
Оценка нормативов по технической подготовке выполняется в зависимости от года обучения.
- Испытания на точность второй передачи. В испытаниях создаются условия, при которых можно получить количественный результат: устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи — рейки, цветные ленты, обручи, наносятся линии. При передачах из зоны 3 в зону 4 расстояние передачи 3-3,5 м,высота ограничителей 3 м, расстояние от сетки не более 1,5 м. При передаче из зоны 2 в зону 4 расстояние передачи 5-6 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток: учитываются количество передач, отвечающих требованиям в испытании, а также качество исполнения передачи (передача с нарушением правил игры не засчитывается).
- Испытания на точность подач. Основные требования: при качественном техническом исполнении заданного способа подачи послать мяч в определенном направлении — в определенный участок площадки. Эти участки, следующие: правая (левая) половина площадки, зона 4-5 (1-2), площадь у боковых линий в зонах 5-4 (1-2) размером 6×2 м, в зоне 6 у лицевой линии размером 3×3 м. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.
- Испытания на точность нападающих ударов. Требования в этих испытаниях сводятся к тому, чтобы качественно в техническом исполнении произвести тот или иной нападающий удар, учащиеся могли достаточно сильно послать мяч с определенной точностью. При ударах из зоны 4 в зоны 4-5 площадь попадания ограничивается лицевой, боковой линиями и линией нападения, на расстоянии 3 м от боковой. При ударах с переводом площадь ограничена боковой линией и линией, параллельной ей на расстоянии 2 м. Если удар из зоны 4, то в зонах 1-2, при ударах из зоны 2 – в зонах 4-5. Каждый учащийся должен выполнить 5 попыток.
- Испытания на точность первой передачи (прием мяча). Испытания преследуют цель определить степень владения навыками приема подачи. Выполняется подача, нацеленная па зону, где расположен испытуемый. Только при этом условии идут в зачет попытки. Принимая мяч в зоне 6 (5), учащийся должен направить его через ленту, натянутую на расстоянии 1,5 м от сетки и на высоте 3 м, в зону 3 или 2. Если мяч выйдет за пределы указанной зоны или заденет сетку, то такая попытка не засчитывается. Вместо ленты можно установить рейку. Очень хорошо установить на площадке обод диаметром 2 м на высоте 1,5 м, который и будет служить мишенью. Каждому учащемуся дается 5 попыток. Учитываются количество попаданий и качество выполнения.
Теоретическая подготовка
Специальные знания проверяются систематически при помощи контрольных бесед во время практических тренировочных занятий, для чего выделяется время (5-10 мин).
Инструкторская и судейская подготовка
Определяется уровень специальных знаний по методике начального обучения навыкам игры в волейбол, методике тренировки, правилам соревнований и их организации. Определяется уровень практических умений и навыков по составлению комплексов упражнений по видам подготовки, проведению отдельных частей и всего тренировочного занятия, судейства учебных и календарных игр, проведения соревнований.
Формы отслеживания и фиксации результатов реализации программы:
Аналитический материал, видеозапись, грамота, диплом, материал
тестирования, протокол соревнований, фото, видеозапись игр, отзывы детей
и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитический материал по итогам проведения диагностики,
диагностическая карта, открытое занятие, соревнования.