
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы. Джиу-джитсу – это вид восточных единоборств, который на данный момент активно развивается на всей территории России и в других странах мира. Джиу-джитсу является полно контактным видом спорта и объединяет в себе ударную технику и технику борьбы:
— удары руками;
— удары ногами;
— бросковую технику;
— технику удержаний;
— технику болевых приёмов на суставы;
— технику удушающих приёмов.
Занятия этим видом единоборства направлены на физическое и духовное совершенствование личности на основе совершенствования техники, тактики и философии данного вида спорта. ДООП «Джиу-джитсу» построена на основе постепенного перехода от обучения, к тактико-техническим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психологических возможностей. Материал представлен в виде набора операций по формированию знаний, умений и навыков, направленных на укрепление здоровья обучающихся. Учебный материал предполагает усложнение и расширение ранее изученного материала, углубление и конкретизацию отдельных его элементов.
При разработке программы учтен передовой опыт обучения и тренировки юных спортсменов, практические рекомендации по возрастной физиологии и педагогике, гигиене, психологии.
Настоящая программа по джиу-джитсу реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, а именно:
— непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
— доступности в занятиях физической культурой и спортом.
— чёта интересов всех граждан при разработке в реализации всех программ развития физической культуры и спорта;
— признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку;
— создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных объединений и организаций.
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Джиу-джитсу» является модифицированной программой физкультурно-спортивной направленности.
Уровень освоения. Уровень освоения — базовый
Отличительные особенности. Особенность данной программы заключается в привлечение детей и подростков в возрасте от 7 лет с различным уровнем физической подготовки к систематическим занятиям спортом; для развития их личности, утверждения здорового образа жизни, воспитания физических, морально-этических и волевых качеств, формирования потребности к занятиям спортом и овладения основами джиу-джитсу.
Адресат программы. Возраст обучающихся по программе от 7 до 18 лет. К занятиям допускаются дети при условии прохождения медосмотра и наличии медицинской справки
подтверждающей допуск врача.
Группы формируются в зависимости от уровня физической подготовки обучающихся. В спортивно оздоровительную группу зачисляются учащиеся, не имеющие опыта спортивной подготовки. В группы начальной подготовки зачисляются учащиеся, прошедшие обучение в спортивно оздоровительной группе или уже имеющие спортивный опыт и физическую подготовку в других учреждениях.
Группы учащихся в объединении «Джиу-джитсу», как правило, смешанные, разновозрастные. В программе учитываются особенности физиологических различий подростков, возрастные особенности развития, учитываются физические нагрузки, возрастание объема техники и тактики джиу-джитсу, индивидуальная и коллективная работа с обучающимися.
Срок реализации ДООП 3 года. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 432 часа.
Продолжительность обучения по программе составляет: 108 недель, 27 месяцев, 3 года.
Режим занятий: 1-й и 2-й год обучения – 3 раза в неделю по 1 академическому часу (108 ч.), 3-й год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа (216 ч.).
Программа базового уровня освоения реализуется в 3 этапа:
1. 1 год – спортивно оздоровительная группа (СОГ), число учащихся 10–18 человек;
2. 2 год – группа начальной подготовки (ГНП), число учащихся 10–15 человек;
3. 3 год – учебно-тренировочная группа (УТГ), число учащихся 10–12 человек.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка через обучение джиу-джитсу, привитие навыков здорового образа жизни детей и подростков, укрепление здоровья.
Задачи:
Предметные:
— обучение правилам, основным положениям и понятиям джиу-джитсу;
— формировать специальные умения и навыки;
— обучение основам ударной техники рук и ног;
— обучение основам техники борьбы в стойке и партере;
— обучение технике выполнения общеразвивающих и специальных
упражнений;
Метапредметные:
— развивать физические качества: быстроту, координацию, ловкость, гибкость, силу;
— формировать устойчивый интерес к занятиям борьбой дзюдо и спортом;
Личностные:
— воспитывать морально волевые и физические качеств, воспитывать чувство коллективизма, товарищества и взаимоуважения.
По итогам каждого года подготовки занимающиеся выполняют контрольные нормативы.
1.3 Содержание программы
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Техника безопасности. Теория и методика освоения джиу-джитсу | 2 | 2 | Устный опрос | ||
2 | Общая физическая подготовка | 39 | 39 | Контрольные тесты и упражнения | ||
3 | Специальная физическая подготовка | 24 | 24 | Контрольные тесты и упражнения | ||
4 | Психологическая подготовка | 2 | 2 | Моделирование и решение ситуационных задач | ||
5 | Контрольно-переводные нормативы | 3 | 3 | Контрольные тесты и упражнения | ||
6 | Медицинское обследование, гигиена, закаливание. | 3 | 3 | |||
Итого | 108 | 7 | 101 | |||
Содержание учебного плана 1 года обучения
1 Раздел: Техника безопасности. Теория и методика освоения джиу-джитсу.
1 Тема: Вводное занятие. Техника безопасности, знакомство с программой
Теория. Соблюдение техники безопасности на тренировках и на соревнованиях.
Практика. Знакомство с фото, видеоматериалами объединения за прошедший год, составление учащимися графиков роста спортивных результатов, показанных в течение сезона.
2 Тема: Предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях.
Теория. Понятие о травмах, краткая характеристика травм на занятиях и соревнованиях по дзюдо. Причины травм и их профилактика. Ушибы, растяжения, вывихи. Переломы костей. Разрывы связок, мышц. Сухожилий. Оказание первой доврачебной помощи.
Практика. Способы оказания первой доврачебной помощи при спортивных травмах.
2 Раздел: Общефизическая подготовка
1 Тема: Мышечная деятельность — необходимое условие физического развития.
Теория. Мышечная деятельность — необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности. Принципы в процессе тренировки: постепенность, повторность, разносторонность, индивидуализации.
2 Тема: Отработка навыков ОФП — общеразвивающие упражнения.
Практика. Строевые и порядковые упражнения: общие понятия о строевых упражнениях и командах. Действия в строю на месте и в движении, построение, расчет, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, перемена направления движения. Перехода с бега на шаг, с шага на бег, изменения скорости движения.
Ходьба: обычная, спортивная, спиной вперед, на носках, на пятках, в полуприсяде, с выпадами, на коленях.
Бег: на коротких дистанциях, на различных стартовых положениях, на средние дистанции, по пересеченной местности, по песку, воде, в равномерном темпе, с ускорением, с изменением направления.
Прыжки: в длину, в высоту, с места и разбега, на одной и двух ногах, со сменой положения ног, с поворотами, с вращениями, через скакалку, через партнера и т.д.
Метания: теннисного меча, толкания набивного мяча из различных положений и т.д.
Гимнастические упражнения без предметов: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, упражнения на расслабления, дыхательные упражнения, для формирования правильной осанки.
3 Раздел: Специальная физическая подготовка
1 Тема: Упражнения на развитие выносливости.
Практика. Бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности, бег «в гору», специальные беговые упражнения, «рваный» бег с ускорением. Работа с резиной.
2 Тема: Упражнения на развитие быстроты.
Практика. Бег с высокого и низкого старта на скорость на короткие и средние дистанции, бег с внезапной сменой направления, различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе. Беговая подготовка с учетом зон интенсивности тренировочных нагрузок: восстановительная, поддерживающая, развивающая. Броски на скорость по команде. Броски на количество за определенное время.
3 Тема: Упражнения на развитие гибкости
Практика. Упражнения на растяжку, упражнения с партнером (пассивные и активные), упражнения с предметами.
4 Тема: Упражнения на развитие ловкости и прыгучести
Практика. Прыжки (в длину, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие, спортивные игры, подвижные игры.
5 Тема: Упражнения на развитие силы
Практика. Сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание, приседание на двух и одной ногах, приседания с отягощением, упражнения с предметами (набивными мячами, амортизаторами). Работа со штангой. Канат. Канат с отягощениями.
4 Раздел: Психологическая подготовка
1 Тема: Психологический настрой спортсмена.
Теория. Настрой на соревнование и факторы, способствующие этому. Поведение спортсмена перед стартом. Экстремальные ситуации на соревнованиях.
Практика. Игры и упражнения, способствующие развитию психологической подготовки спортсмена.
2 Тема: Поведение спортсмена перед соревнованиями.
Практика. Разминка перед стартом.
3 Тема: Экстремальные ситуации на соревнованиях.
Практика. Моделирование мгновенных переходов с приема на прием.
5 Раздел: Контрольные нормативы
Практика. Теоретические знания и практические умения и навыки в джиу-джитсу. Практика. Выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке, технике выполнения бросков.
6 Раздел: Медицинское обследование
Медицинское освидетельствование наблюдающего педиатра
1 Тема: Гигиена спортивной тренировки Гигиеническая характеристика соревнований и тренировок.
Теория. Гигиеническая характеристика мест занимающихся. Режим тренировочных занятий и соревнований. Спортивная форма. Особенности питания. Врачебный контроль и самоконтроль.
Теория. Значение комплексного педагогического и углубленного медико-биологического обследования в подготовке юных спортсменов. Прохождение медицинского обследования во врачебно-физкультурном диспансере.
Практика. Ведение дневника самоконтроля спортсмена.
Учебный план 2 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Техника безопасности. Теория и методика освоения джиу-джитсу | 2 | 2 | Устный опрос | ||
2 | Общая физическая подготовка | 35 | 35 | Контрольные тесты и упражнения | ||
3 | Специальная физическая подготовка | 20 | 20 | Контрольные тесты и упражнения | ||
4 | Технико-тактическая подготовка | 30 | 30 | Контрольные тесты и упражнения | ||
5 | Психологическая подготовка | 3 | 3 | Моделирование и решение ситуационных задач | ||
6 | Соревновательная деятельность | 4 | 4 | |||
7 | Инструкторская и судейская практика | 5 | 2 | 3 | ||
8 | Контрольно-переводные нормативы | 3 | 3 | Контрольные тесты и упражнения | ||
9 | Восстановительные мероприятия | 4 | 4 | |||
10 | Медицинское обследование, гигиена, закаливание. | 3 | 3 | |||
Итого | 108 | 9 | 99 | |||
Содержание учебного плана 2 года обучения
1 Раздел: Техника безопасности. Теория и методика освоения джиу-джитсу.
1 Тема: Вводное занятие. Техника безопасности, знакомство с программой
Теория. Соблюдение техники безопасности на тренировках и на соревнованиях.
Практика. Знакомство с фото, видеоматериалами объединения за прошедший год, составление учащимися графиков роста спортивных результатов, показанных в течение сезона.
2 Тема: Предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях.
Теория. Понятие о травмах, краткая характеристика травм на занятиях и соревнованиях по дзюдо. Причины травм и их профилактика. Ушибы, растяжения, вывихи. Переломы костей. Разрывы связок, мышц. Сухожилий. Оказание первой доврачебной помощи.
Практика. Способы оказания первой доврачебной помощи при спортивных травмах.
2 Раздел: Общая физическая подготовка
1 Тема: Мышечная деятельность — необходимое условие физического развития.
Теория. Мышечная деятельность — необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности. Принципы в процессе тренировки: постепенность, повторность, разносторонность, индивидуализации.
2 Тема: Отработка навыков ОФП — общеразвивающие упражнения.
Практика. Строевые и порядковые упражнения: общие понятия о строевых упражнениях и командах. Действия в строю на месте и в движении, построение, расчет, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, перемена направления движения. Перехода с бега на шаг, с шага на бег, изменения скорости движения.
Ходьба: обычная, спортивная, спиной вперед, на носках, на пятках, в полуприсяде, с выпадами, на коленях.
Бег: на коротких дистанциях, на различных стартовых положениях, на средние дистанции, по пересеченной местности, по песку, воде, в равномерном темпе, с ускорением, с изменением направления.
Прыжки: в длину, в высоту, с места и разбега, на одной и двух ногах, со сменой положения ног, с поворотами, с вращениями, через скакалку, через партнера и т.д.
Метания: теннисного меча, толкания набивного мяча из различных положений и т.д.
Гимнастические упражнения без предметов: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, упражнения на расслабления, дыхательные упражнения, для формирования правильной осанки.
3 Раздел: Специальная физическая подготовка
1 Тема: Упражнения на развитие выносливости.
Практика. Бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности, бег «в гору», специальные беговые упражнения, «рваный» бег с ускорением. Работа с резиной.
2 Тема: Упражнения на развитие быстроты.
Практика. Бег с высокого и низкого старта на скорость на короткие и средние дистанции, бег с внезапной сменой направления, различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе. Беговая подготовка с учетом зон интенсивности тренировочных нагрузок: восстановительная, поддерживающая, развивающая. Броски на скорость по команде. Броски на количество за определенное время.
3 Тема: Упражнения на развитие гибкости
Практика. Упражнения на растяжку, упражнения с партнером (пассивные и активные), упражнения с предметами.
4 Тема: Упражнения на развитие ловкости и прыгучести
Практика. Прыжки (в длину, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие, спортивные игры, подвижные игры.
5 Тема: Упражнения на развитие силы
Практика. Сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание, приседание на двух и одной ногах, приседания с отягощением, упражнения с предметами (набивными мячами, амортизаторами). Работа со штангой. Канат. Канат с отягощениями.
4 Раздел: Технико-тактическая подготовка
Практика. Основы техники: стойки (правая, левая, высокая, фронтальная и др.), передвижения (обычными шагами, подшагиванием), повороты, упоры, захваты, падения, страховка и самостраховка.
Ударная техника. Изучение, закрепление и совершенствование ударов руками, отдельными частями руки (ребро ладони, локоть), ногами. Составления и применение простых комбинаций. Проведение учебно-тренировочных схваток.
Техника борьбы лёжа. Совершенствование базовой техники: переворачивания, удержания; защита от переворачиваний и удержаний. Совершенствование техники ранее изученных приёмов. Изучение новой техники: болевые приёмы, на руки, проводимые при помощи ног: рычаги и узлы; болевые приёмы на ноги, проводимые руками: ущемления икроножной мышцы. Болевые приёмы на ноги: ущемления ахиллесова сухожилия, ущемления икроножной мышцы, разрывы мышц таза, узлы коленного сустава. Комбинации. Учебно-тренировочные схватки.
Техника борьбы в стойке. Совершенствование базовой техники: дистанции и захваты, стойки и передвижения, подготовка бросков, благоприятные моменты для бросков. Подготовка бросков. Изучение новой техники: броски ногами: зацепы, отхваты, броски через голову; броски руками: захватом ноги и захватом ног, выведением из равновесия. Броски туловищем: через спину. Болевые приёмы, подготавливаемые из стойки. Контрприёмы. Комбинации. Учебно-тренировочные схватки.
Ударные тренировки. Занятия с повышенной степенью трудности, с большим числом заданий и разнообразием упражнений.
Основы тактики. Запрещённые приёмы и действия. Разведка. Оценка обстановки. Принятие решения. Реализация решения. Способы подавления. Правила проведения соревнований по джиу-джитсу. Подготовка к соревнованиям. Оценка технических действий. Предупреждения и наказания. Питание и сгонка веса.
Основы тактики рукопашного боя. Правовые основы применения приёмов самообороны. Поведение в экстремальной ситуации. Расслабляющий удар как условие успешного проведения приёма самообороны. Правовые основы применения приёмов самообороны. Общие принципы ведения рукопашного боя.
Приёмы самообороны от различных видов нападений Блоки и захваты. Расслабляющий удар. Освобождения от удушения сбиванием рук, загибом руки противника, броском через себя и через спину. Защита от ударов руками в голову и живот отводящими и гасящими блоками, уходом с линии удара и бросками. Защита от удара ногой снизу отводящими, гасящими и подставными блоками, уходом с линии удара, бросками с захватом ног. Защита от удушения. Защита от ударов руками. Защита от удара ногой. Защита от ударов ножом. Защита от ударов палкой. Защита от ударов тяжёлым предметом. Защита в положении лёжа. Удары руками и ногами. Добивающий удар.
5 Раздел: Психологическая подготовка
1 Тема: Психологический настрой спортсмена.
Теория. Настрой на соревнование и факторы, способствующие этому. Поведение спортсмена перед стартом. Экстремальные ситуации на соревнованиях.
Практика. Игры и упражнения, способствующие развитию психологической подготовки спортсмена.
2 Тема: Поведение спортсмена перед соревнованиями.
Практика. Разминка перед стартом.
3 Тема: Экстремальные ситуации на соревнованиях.
Практика. Моделирование мгновенных переходов с приема на прием.
6 Раздел: Соревновательная деятельность
Практика. Участие в соревнованиях на уровне секции в качестве ассистента судьи, волонтера-организатора.
7 Раздел: Инструкторская и судейская практика
Практика. Участие в соревнованиях на уровне секции в качестве ассистента
судьи, волонтера-организатора
8 Раздел: Контрольно-переводные нормативы
Практика. Теоретические знания и практические умения и навыки в джиу-джитсу. Практика. Выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке, технике выполнения бросков.
9 Раздел: Восстановительные мероприятия
Практика. Реабилитационные процедуры.
10 Раздел: Медицинское обследование
Медицинское освидетельствование наблюдающего педиатра
1 Тема: Гигиена спортивной тренировки Гигиеническая характеристика соревнований и тренировок.
Теория. Гигиеническая характеристика мест занимающихся. Режим тренировочных занятий и соревнований. Спортивная форма. Особенности питания. Врачебный контроль и самоконтроль.
Теория. Значение комплексного педагогического и углубленного медико-биологического обследования в подготовке юных спортсменов. Прохождение медицинского обследования во врачебно-физкультурном диспансере.
Практика. Ведение дневника самоконтроля спортсмена.
Учебный план 3 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | Техника безопасности. Теория и методика освоения джиу-джитсу | 2 | 2 | Устный опрос | ||
2 | Общая физическая подготовка | 90 | 90 | Контрольные тесты и упражнения | ||
3 | Специальная физическая подготовка | 42 | 42 | Контрольные тесты и упражнения | ||
4 | Технико-тактическая подготовка | 60 | 60 | Контрольные тесты и упражнения | ||
5 | Психологическая подготовка | 1 | 1 | Моделирование и решение ситуационных задач | ||
6 | Соревновательная деятельность | 4 | 4 | |||
7 | Инструкторская и судейская практика | 5 | 2 | 3 | ||
8 | Контрольно-переводные нормативы | 3 | 3 | Контрольные тесты и упражнения | ||
9 | Восстановительные мероприятия | 4 | 4 | |||
10 | Медицинское обследование, гигиена, закаливание. | 4 | 4 | |||
Итого | 216 | 9 | 207 | |||
Содержание учебного плана 2 года обучения
1 Раздел: Техника безопасности. Теория и методика освоения джиу-джитсу.
1 Тема: Вводное занятие. Техника безопасности, знакомство с программой
Теория. Соблюдение техники безопасности на тренировках и на соревнованиях.
Практика. Знакомство с фото, видеоматериалами объединения за прошедший год, составление учащимися графиков роста спортивных результатов, показанных в течение сезона.
2 Тема: Предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях.
Теория. Понятие о травмах, краткая характеристика травм на занятиях и соревнованиях по дзюдо. Причины травм и их профилактика. Ушибы, растяжения, вывихи. Переломы костей. Разрывы связок, мышц. Сухожилий. Оказание первой доврачебной помощи.
Практика. Способы оказания первой доврачебной помощи при спортивных травмах.
2 Раздел: Общая физическая подготовка
1 Тема: Мышечная деятельность — необходимое условие физического развития.
Теория. Мышечная деятельность — необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности. Принципы в процессе тренировки: постепенность, повторность, разносторонность, индивидуализации.
2 Тема: Отработка навыков ОФП — общеразвивающие упражнения.
Практика. Строевые и порядковые упражнения: общие понятия о строевых упражнениях и командах. Действия в строю на месте и в движении, построение, расчет, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, перемена направления движения. Перехода с бега на шаг, с шага на бег, изменения скорости движения.
Ходьба: обычная, спортивная, спиной вперед, на носках, на пятках, в полуприсяде, с выпадами, на коленях.
Бег: на коротких дистанциях, на различных стартовых положениях, на средние дистанции, по пересеченной местности, по песку, воде, в равномерном темпе, с ускорением, с изменением направления.
Прыжки: в длину, в высоту, с места и разбега, на одной и двух ногах, со сменой положения ног, с поворотами, с вращениями, через скакалку, через партнера и т.д.
Метания: теннисного меча, толкания набивного мяча из различных положений и т.д.
Гимнастические упражнения без предметов: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, упражнения на расслабления, дыхательные упражнения, для формирования правильной осанки.
3 Раздел: Специальная физическая подготовка
1 Тема: Упражнения на развитие выносливости.
Практика. Бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности, бег «в гору», специальные беговые упражнения, «рваный» бег с ускорением. Работа с резиной.
2 Тема: Упражнения на развитие быстроты.
Практика. Бег с высокого и низкого старта на скорость на короткие и средние дистанции, бег с внезапной сменой направления, различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе. Беговая подготовка с учетом зон интенсивности тренировочных нагрузок: восстановительная, поддерживающая, развивающая. Броски на скорость по команде. Броски на количество за определенное время.
3 Тема: Упражнения на развитие гибкости
Практика. Упражнения на растяжку, упражнения с партнером (пассивные и активные), упражнения с предметами.
4 Тема: Упражнения на развитие ловкости и прыгучести
Практика. Прыжки (в длину, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие, спортивные игры, подвижные игры.
5 Тема: Упражнения на развитие силы
Практика. Сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание, приседание на двух и одной ногах, приседания с отягощением, упражнения с предметами (набивными мячами, амортизаторами). Работа со штангой. Канат. Канат с отягощениями.
4 Раздел: Технико-тактическая подготовка
Практика. Основы техники: стойки (правая, левая, высокая, фронтальная и др.), передвижения (обычными шагами, подшагиванием), повороты, упоры, захваты, падения, страховка и самостраховка.
Ударная техника. Изучение, закрепление и совершенствование ударов руками, отдельными частями руки (ребро ладони, локоть), ногами. Составления и применение простых комбинаций. Проведение учебно-тренировочных схваток.
Техника борьбы лёжа. Совершенствование базовой техники: переворачивания, удержания; защита от переворачиваний и удержаний. Совершенствование техники ранее изученных приёмов. Изучение новой техники: болевые приёмы, на руки, проводимые при помощи ног: рычаги и узлы; болевые приёмы на ноги, проводимые руками: ущемления икроножной мышцы. Болевые приёмы на ноги: ущемления ахиллесова сухожилия, ущемления икроножной мышцы, разрывы мышц таза, узлы коленного сустава. Комбинации. Учебно-тренировочные схватки.
Техника борьбы в стойке. Совершенствование базовой техники: дистанции и захваты, стойки и передвижения, подготовка бросков, благоприятные моменты для бросков. Подготовка бросков. Изучение новой техники: броски ногами: зацепы, отхваты, броски через голову; броски руками: захватом ноги и захватом ног, выведением из равновесия. Броски туловищем: через спину. Болевые приёмы, подготавливаемые из стойки. Контрприёмы. Комбинации. Учебно-тренировочные схватки.
Ударные тренировки. Занятия с повышенной степенью трудности, с большим числом заданий и разнообразием упражнений.
Основы тактики. Запрещённые приёмы и действия. Разведка. Оценка обстановки. Принятие решения. Реализация решения. Способы подавления. Правила проведения соревнований по джиу-джитсу. Подготовка к соревнованиям. Оценка технических действий. Предупреждения и наказания. Питание и сгонка веса.
Основы тактики рукопашного боя. Правовые основы применения приёмов самообороны. Поведение в экстремальной ситуации. Расслабляющий удар как условие успешного проведения приёма самообороны. Правовые основы применения приёмов самообороны. Общие принципы ведения рукопашного боя.
Приёмы самообороны от различных видов нападений Блоки и захваты. Расслабляющий удар. Освобождения от удушения сбиванием рук, загибом руки противника, броском через себя и через спину. Защита от ударов руками в голову и живот отводящими и гасящими блоками, уходом с линии удара и бросками. Защита от удара ногой снизу отводящими, гасящими и подставными блоками, уходом с линии удара, бросками с захватом ног. Защита от удушения. Защита от ударов руками. Защита от удара ногой. Защита от ударов ножом. Защита от ударов палкой. Защита от ударов тяжёлым предметом. Защита в положении лёжа. Удары руками и ногами. Добивающий удар.
5 Раздел: Психологическая подготовка
1 Тема: Психологический настрой спортсмена.
Теория. Настрой на соревнование и факторы, способствующие этому. Поведение спортсмена перед стартом. Экстремальные ситуации на соревнованиях.
Практика. Игры и упражнения, способствующие развитию психологической подготовки спортсмена.
2 Тема: Поведение спортсмена перед соревнованиями.
Практика. Разминка перед стартом.
3 Тема: Экстремальные ситуации на соревнованиях.
Практика. Моделирование мгновенных переходов с приема на прием.
6 Раздел: Соревновательная деятельность
Практика. Участие в соревнованиях на уровне секции в качестве ассистента судьи, волонтера-организатора.
7 Раздел: Инструкторская и судейская практика
Практика. Участие в соревнованиях на уровне секции в качестве ассистента
судьи, волонтера-организатора
8 Раздел: Контрольно-переводные нормативы
Практика. Теоретические знания и практические умения и навыки в джиу-джитсу. Практика. Выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке, технике выполнения бросков.
9 Раздел: Восстановительные мероприятия
Практика. Реабилитационные процедуры.
10 Раздел: Медицинское обследование
Медицинское освидетельствование наблюдающего педиатра
1 Тема: Гигиена спортивной тренировки Гигиеническая характеристика соревнований и тренировок.
Теория. Гигиеническая характеристика мест занимающихся. Режим тренировочных занятий и соревнований. Спортивная форма. Особенности питания. Врачебный контроль и самоконтроль.
Теория. Значение комплексного педагогического и углубленного медико-биологического обследования в подготовке юных спортсменов. Прохождение медицинского обследования во врачебно-физкультурном диспансере.
Практика. Ведение дневника самоконтроля спортсмена.
1.4 Планируемые результаты
В результате педагогического и воспитательного воздействия на личность ребенка будут сформированы основы мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
По общей физической подготовке: в течение года в соответствии с планом годичного цикла выполнять контрольные нормативы, соответствующие возрасту и году обучения.
По специальной физической подготовке: выполнение на оценку специальных упражнений борца и сдача контрольных нормативов в соответствии с требованиями каждого года обучения.
По технико-тактической подготовке: знать и уметь выполнять элементы техники и тактики в соответствии с программным материалом (выполнять приём, защиту, контрприём в стойке и в партере, в соответствии с программным материалом).
По психологической подготовке: соблюдать режим дня, тренировочный режим. Выполнять упражнения различной трудности, требующих проявления волевых качеств.
По теоретической подготовке: знать и уметь применять на практике программный материал, соответствующий году обучения.
По окончании первого года обучения обучающиеся
будут знать:
- правила техники безопасности при проведении занятий и соревнований по джиу-джитсу.
- правила соревнования
- характеристику специальных качеств спортсмена джиу-джитсу
будут уметь:
- самостоятельно следить за собственной гигиеной
- соблюдать нормы спортивного поведения, как на тренировках, так и на соревнованиях;
- соблюдать права и обязанности участников соревнований
По окончании второго года обучения обучающиеся
будут знать:
- краткую историю джиу-джитсу;
- характеристику действий спортсмена на соревнованиях;
- влияние скорости выполнения броска на победу в схватке;
- основы тактики в борьбе;
- технику бросков, переворотов в партере и болевых приемов.
будут уметь:
— правильно выполнять основные броски: бедро, заднюю подножку, зацепы.
— выполнять перевороты в партере;
— выполнять базовый минимум «КИХОН».
— обладать первоначальными навыками судьи
— оказывать первую помощь при травме
По окончании третьего года обучения обучающиеся
будут знать:
— упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, ловкости, гибкости;
— нормативные требования для участия в соревнованиях;
— особенности проявления волевых качеств в зависимости от достижений. индивидуального характера
будут уметь:
— выполнять комплекс самоподготовки к соревнованиям;
— выполнять упражнения на воспитание воли и регулирование эмоций;
— коллективно участвовать в планировании деятельности объединения;
— участвовать в соревнованиях, подводить итоги собственных
Раздел № 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение программы
— Учебное помещение, спортивный зал борьбы, тренажёрный зал.
— Специальное снаряжение и оборудование:
1. Татами.
2. Турники, манекены, тренажеры, перекладины, брусья.
3. Спортивный инвентарь: мячи (футбольный, баскетбольный, волейбольный), скакалки, мячик маленький, резина, кувалда, сдвоенное автомобильное колесо, канат.
4. Наглядные пособия: видеоматериалы схваток, соревнований, обучающих роликов.
— Технические средства обучения:
5. Форма (кимоно).
6. Компьютер – 1
7. Принтер -1
8. Мультимедийная установка – 1
9. Экран — 1
10.Видеокамера – 1
11.Фотоаппарат -1
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
— нормативно-правовая база
Дополнительная общеразвивающая программа «Кикбоксинг» составлена на основе документов:
— Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196; «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
— Федерального Закона от 04 декабря 2007 года № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»,
— Письма Минспорта от 12.05.2014 «Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации»,
— Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
— Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242);
— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
— Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеского центра» с. Чугуевка Чугуевского района;
— Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей и рабочей программах Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Чугуевка (утверждено Приказом МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка от 18 августа 2020г. №80-а);
— Положения об организации и проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Чугуевка
— Дидактическое обеспечение реализации программы
наглядные пособия
— видеоматериалы (видеоотчеты соревнований, тренировочных сборов);
— фотоматериалы.
раздаточный материал для учащихся
— бланки тестов и анкет;
— бланки диагностических и творческих заданий;
— список литературы:
1. Акопян А.О. Дзюдо: примерная программа для системы дополнительного образования детей, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А. О. Акопян, В. В. Кашавцев, Т. П. Клименко. — М. : Советский спорт, 2003. — 96 с.
2. Алиханов И.И. Техника и тактика вольной борьбы / И. И.Алиханов. — М. :Физкультура и спорт, 1986. — 304 с.
3. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 4. — С. 21-26, 39-40.
4. Борьба вольная: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / Б. А. Подливаев Д. Г. Миндиашвили Г. М. Грузных А. П. Купцов. — М. : Советский спорт, 2005. — 216 с.
5. Грядунов И.В., Линдер И.Б. Джиу-джитсу — оружие спецслужб. М.: РИПОЛ классик, 2008
6. Хэнкок, И. Джиу-джитсу. Система физического развития и атлетики у японцев / И. Хэнкок. — М.: Либроком, 2012. — 192 c.
7. Хэнкок, И. Джиу-джитсу. Система физического развития и атлетики у японцев / И. Хэнкок. — М.: Либроком, 2014. — 192 c.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Формы контроля:
— входная диагностика, где посредством бесед, анкетирования, тестирования выясняется начальный уровень знаний, умений и навыков учащихся, т.е их стартовые возможности (сентябрь);
— текущий контроль как оперативная проверка результатов освоения программы, позволяет установить степень освоения программного материала учащимися, их отношение к занятиям, старание, прилежание (в течение учебного года);
— промежуточная аттестация, позволяющая выявить достигнутый на данном этапе уровень знаний, умений, навыков учащихся, в соответствии с пройденным материалом программы (январь);
— итоговая аттестация предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым направлениям образовательной программы и позволяет проанализировать степень усвоения программы (май).
Формы аттестации: устный опрос, письменный опрос, тестирование, контрольные занятия, зачёт, технический зачёт, результаты спортивных соревнований различного уровня, наблюдение, решение ситуационных задач, выполнение контрольных нормативов.
Уровень теоретической подготовки: определяется через зачётные теоретические занятия по разделам программы в форме контрольно-тренировочных тестов и заданий, устного, письменного опроса, анкетирования.
Уровень практической подготовки: сдачей спортивных нормативов во время зачётных учебно-тренировочных занятий и сборов, а так же итогами выступлений на соревнованиях.
Уровень социально-психологической, морально-волевой подготовки и воспитания: отслеживается через тестирование и наблюдения.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: дневник самоконтроля, материалы анкетирования и тестирования, дневник достижений учащегося, протоколы соревнований, портфолио, карта оценки результатов освоения программы
Оценочные материалы
1. Текущий контроль:
— оценочные материалы, контрольные тесты, контрольные задания по всем разделам программы.
№ | Разделы программы | Номера заданий | ||
Контрольные задания, упражнения, тесты для оценки знаний спортсменов 1-3 годов обучения | ||||
1 | Отжимание от пола | 12 | 20 | 35 |
2 | Пресс | 32 | 40 | 56 |
3 | Прыжок с места | 1.20 | 1,38 | 1,43 |
4 | Подтягивание | 11 | 18 | 26 |
5 | Отжимание на брусьях | 13 | 18 | 22 |
6 | Бег 100 м | 15 | 12 | 12 |
Контрольные задания по технике приемов | ||||
1 | Передняя подножка | 3 | 5 | 8 |
2 | Зацепы изнутри | 4 | 5 | 6 |
3 | Проведение болевого приема на руку | 3 | 6 | 8 |
4 | Проведение болевого приема на ногу | 3 | 5 | 9 |
2. Промежуточная и итоговая аттестация учащихся:
-тесты промежуточной и итоговой аттестации (контрольные тесты);
-тесты для контроля за уровнем общей и специальной физической подготовки;
— контрольные задания по технике приемов.
Зачетные требования
Вид двигательной деятельности | Развиваемое физическое качество | Упражнения | СОП | ГНП | УТГ | |
Легкая атлетика | быстрота | Бег 30 м (сек) | 6.0 | 5.8 | 5.6 | |
Гимнастика | сила | Подтягивания на перекладине (кол-во раз) | 2 | 4 | 6 | |
выносливость | Сгибание рук в упоре лежа | 8 | 12 | 15 | ||
быстрота | Сгибание туловища лежа на спине за 20 сек ноги закреплены | 10 | 12 | 15 | ||
Техническая подготовка | ||||||
Спортивная борьба | сила | Вставание на мосту из стойки 5 раз (с.) | 22 | 20 | 18 | |
гибкость | Перевороты на мосту 10 раз (с.) | 26 | 24 | 22 | ||
быстрота | 10 бросков манекена через бедро (с.) | 36 | 34 | 32 | ||
координация движений | Исходное положение «борцовский мост»: забегания вокруг головы (по 5 раз в каждую сторону) | Выполнение в одном темпе в обе стороны без прыжков | 13 | |||
владение техникой джиу-джитсу из всех основных групп | Демонстрация без ошибок с названием приема | 14 | ||||
Ударная техника | Выполнение базового минимума «КИХОН» | Демонстрация без ошибок с названием приемов |
2.3 Методические материалы
Планирование годичного цикла тренировки учащихся спортивного объединения определяется:
— задачами, которые поставлены в годичном цикле;
— закономерностями развития и становления спортивной формы;
— календарем спортивных соревнований.
Годичный цикл подготовки разрабатывается на основе комплексного планирования основных количественных и качественных показателей учебно-тренировочного процесса, средств и методов контроля и восстановления.
Годичный цикл представляет собой конкретно выраженную и четко просматриваемую организационно-методическую концепцию построения тренировки на определенном этапе подготовки.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | 2 год | 3 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 36 | 36 | 36 | |
Количество учебных дней | 108 | 108 | 108 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 01.09.2021- 31.12.2021 | 01.09.2021- 31.12.2021 | 01.09.2021- 31.12.2021 |
2 полугодие | 10.01.2022- 31.05.2022 | 10.01.2022- 31.05.2022 | 10.01.2022- 31.05.2022 | |
Возраст детей, лет | 7-16 | 8-17 | 9-18 | |
Продолжительность занятия, час | 2 | 2 | 2 | |
Режим занятия | 3 раза/нед | 3 раза/нед | 3 раза/нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 108 | 108 | 216 |
2.5 Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Мероприятия | Объем | Дата проведения |
1. | Встреча с работниками ГИБДД по правилам дорожного движения «Осторожно, дорога!» | 2 час | сентябрь |
2. | Беседа «Вместе против терроризма и экстремизма» | 2 час | октябрь |
Встречи с чемпионами края, России и мира по джиу-джитсу. | 2 час | в течение года | |
Участие в районном конкурсе агитбригад «Нет» вредным привычкам!» | 2 час | январь | |
Встречи с детьми войны, работниками тыла «Была война» | в течение года | ||
Неделя здоровья | 2 час | апрель | |
Акции «Даешь чистоту родному селу!» | 2 час | октябрь, май | |
Участие в районной игре «Зарница» | 2 час | февраль | |
Показательные выступления на районных праздниках и мероприятиях, посвященных знаменательным датам | в течение года | ||
Видео просмотры чемпионатов различных уровней | в течение года | ||
Внутридюцовские соревнования | в течение года | ||
Выездные соревнования | в течение года | ||
Походы и экскурсии по знаменитым местам родного села и края | в течение года |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алиханов И.И. Техника и тактика вольной борьбы / И. И. Алиханов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 304 с.
2. Хижевский О.В. Воспитание психологических, морально–этических и волевых качеств военнослужащих в процессе занятий физической культурой и спортивными единоборствами. Учебно-методическое пособие. УО «Военная академия РБ». Минск 2009.
3. Хижевский О.В.Меры предупреждения спортивного травматизма в Вооруженных Силах РФ. Учебно-методическое пособие. УО «Военная академия РФ». Москва 2009.
4. Единая спортивная классификация РФ.
5. Журнал «Мир Дзюдо».
6. Журнал «Здоровье».
7. Журнал «Физкультура и спорт».