Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы. Джиу-джитсу – это вид восточных единоборств, который на данный момент активно развивается на всей территории России и в других странах мира. Джиу-джитсу является полно контактным видом спорта и объединяет в себе ударную технику и технику борьбы:

— удары руками;

— удары ногами;

— бросковую технику;

— технику удержаний;

— технику болевых приёмов на суставы;

— технику удушающих приёмов.

Занятия этим видом единоборства направлены на физическое и духовное совершенствование личности на основе совершенствования техники, тактики и философии данного вида спорта. ДООП «Джиу-джитсу» построена на основе постепенного перехода от обучения, к тактико-техническим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психологических возможностей. Материал представлен в виде набора операций по формированию знаний, умений и навыков, направленных на укрепление здоровья обучающихся. Учебный материал предполагает усложнение и расширение ранее изученного материала, углубление и конкретизацию отдельных его элементов.

При разработке программы учтен передовой опыт обучения и тренировки юных спортсменов, практические рекомендации по возрастной физиологии и педагогике, гигиене, психологии.

Настоящая программа по джиу-джитсу реализует на практике принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, а именно:

— непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;

— доступности в занятиях физической культурой и спортом.

— чёта интересов всех граждан при разработке в реализации всех программ развития физической культуры и спорта;

— признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, равенства их прав на государственную поддержку;

— создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных объединений и организаций.

Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Джиу-джитсу» является модифицированной программой физкультурно-спортивной направленности.

Уровень освоения. Уровень освоения — базовый

Отличительные особенности. Особенность данной программы заключается в привлечение детей и подростков в возрасте от 7 лет с различным уровнем физической подготовки к систематическим занятиям спортом; для развития их личности, утверждения здорового образа жизни, воспитания физических, морально-этических и волевых качеств, формирования потребности к занятиям спортом и овладения основами джиу-джитсу.

Адресат программы. Возраст обучающихся по программе от 7 до 18 лет. К занятиям допускаются дети при условии прохождения медосмотра и наличии медицинской справки

подтверждающей допуск врача.

Группы формируются в зависимости от уровня физической подготовки обучающихся. В спортивно оздоровительную группу зачисляются учащиеся, не имеющие опыта спортивной подготовки. В группы начальной подготовки зачисляются учащиеся, прошедшие обучение в спортивно оздоровительной группе или уже имеющие спортивный опыт и физическую подготовку в других учреждениях.

Группы учащихся в объединении «Джиу-джитсу», как правило, смешанные, разновозрастные. В программе учитываются особенности физиологических различий подростков, возрастные особенности развития, учитываются физические нагрузки, возрастание объема техники и тактики джиу-джитсу, индивидуальная и коллективная работа с обучающимися.

Срок реализации ДООП 3 года. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 432 часа.

Продолжительность обучения по программе составляет: 108 недель, 27 месяцев, 3 года.

Режим занятий: 1-й и 2-й год обучения – 3 раза в неделю по 1 академическому часу (108 ч.), 3-й год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа (216 ч.).

Программа базового уровня освоения реализуется в 3 этапа:

1. 1 год – спортивно оздоровительная группа (СОГ), число учащихся 10–18 человек;

2. 2 год – группа начальной подготовки (ГНП), число учащихся 10–15 человек;

3. 3 год – учебно-тренировочная группа (УТГ), число учащихся 10–12 человек.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка через обучение джиу-джитсу, привитие навыков здорового образа жизни детей и подростков, укрепление здоровья.

Задачи:

Предметные:

— обучение правилам, основным положениям и понятиям джиу-джитсу;

— формировать специальные умения и навыки;

— обучение основам ударной техники рук и ног;

— обучение основам техники борьбы в стойке и партере;

— обучение технике выполнения общеразвивающих и специальных

упражнений;

Метапредметные:

— развивать физические качества: быстроту, координацию, ловкость, гибкость, силу;

— формировать устойчивый интерес к занятиям борьбой дзюдо и спортом;

Личностные:

— воспитывать морально волевые и физические качеств, воспитывать чувство коллективизма, товарищества и взаимоуважения.

По итогам каждого года подготовки занимающиеся выполняют контрольные нормативы.

1.3 Содержание программы

Учебный план 1 года обучения

№ п/пНазвание раздела, темыКоличество часовФормы аттестации/ контроля
ВсегоТеорияПрактика 
123456
1Техника безопасности. Теория и методика освоения джиу-джитсу22 Устный опрос
2Общая физическая подготовка39 39Контрольные тесты и упражнения
3Специальная физическая подготовка24 24Контрольные тесты и упражнения
4Психологическая подготовка22 Моделирование и решение ситуационных задач
5Контрольно-переводные нормативы3 3Контрольные тесты и упражнения
6Медицинское обследование, гигиена, закаливание.33  
 Итого1087101 

Содержание учебного плана 1 года обучения

1 Раздел: Техника безопасности. Теория и методика освоения джиу-джитсу.

1 Тема: Вводное занятие. Техника безопасности, знакомство с программой

Теория. Соблюдение техники безопасности на тренировках и на соревнованиях.

Практика. Знакомство с фото, видеоматериалами объединения за прошедший год, составление учащимися графиков роста спортивных результатов, показанных в течение сезона.

2 Тема: Предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях.

Теория. Понятие о травмах, краткая характеристика травм на занятиях и соревнованиях по дзюдо. Причины травм и их профилактика. Ушибы, растяжения, вывихи. Переломы костей. Разрывы связок, мышц. Сухожилий. Оказание первой доврачебной помощи.

Практика. Способы оказания первой доврачебной помощи при спортивных травмах.

2 Раздел: Общефизическая подготовка

1 Тема: Мышечная деятельность — необходимое условие физического развития.

Теория. Мышечная деятельность — необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности. Принципы в процессе тренировки: постепенность, повторность, разносторонность, индивидуализации.

2 Тема: Отработка навыков ОФП — общеразвивающие упражнения.

Практика. Строевые и порядковые упражнения: общие понятия о строевых упражнениях и командах. Действия в строю на месте и в движении, построение, расчет, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, перемена направления движения. Перехода с бега на шаг, с шага на бег, изменения скорости движения.

Ходьба: обычная, спортивная, спиной вперед, на носках, на пятках, в полуприсяде, с выпадами, на коленях.

Бег: на коротких дистанциях, на различных стартовых положениях, на средние дистанции, по пересеченной местности, по песку, воде, в равномерном темпе, с ускорением, с изменением направления.

Прыжки: в длину, в высоту, с места и разбега, на одной и двух ногах, со сменой положения ног, с поворотами, с вращениями, через скакалку, через партнера и т.д.

Метания: теннисного меча, толкания набивного мяча из различных положений и т.д.

Гимнастические упражнения без предметов: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, упражнения на расслабления, дыхательные упражнения, для формирования правильной осанки.

3 Раздел: Специальная физическая подготовка

1 Тема: Упражнения на развитие выносливости.

Практика. Бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности, бег «в гору», специальные беговые упражнения, «рваный» бег с ускорением. Работа с резиной.

2 Тема: Упражнения на развитие быстроты.

Практика. Бег с высокого и низкого старта на скорость на короткие и средние дистанции, бег с внезапной сменой направления, различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе. Беговая подготовка с учетом зон интенсивности тренировочных нагрузок: восстановительная, поддерживающая, развивающая. Броски на скорость по команде. Броски на количество за определенное время.

3 Тема: Упражнения на развитие гибкости

Практика. Упражнения на растяжку, упражнения с партнером (пассивные и активные), упражнения с предметами.

4 Тема: Упражнения на развитие ловкости и прыгучести

Практика. Прыжки (в длину, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие, спортивные игры, подвижные игры.

5 Тема: Упражнения на развитие силы

Практика. Сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание, приседание на двух и одной ногах, приседания с отягощением, упражнения с предметами (набивными мячами, амортизаторами). Работа со штангой. Канат. Канат с отягощениями.

4 Раздел: Психологическая подготовка

1 Тема: Психологический настрой спортсмена.

Теория. Настрой на соревнование и факторы, способствующие этому. Поведение спортсмена перед стартом. Экстремальные ситуации на соревнованиях.

Практика. Игры и упражнения, способствующие развитию психологической подготовки спортсмена.

2 Тема: Поведение спортсмена перед соревнованиями.

Практика. Разминка перед стартом.

3 Тема: Экстремальные ситуации на соревнованиях.

Практика. Моделирование мгновенных переходов с приема на прием.

5 Раздел: Контрольные нормативы

Практика. Теоретические знания и практические умения и навыки в джиу-джитсу. Практика. Выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке, технике выполнения бросков.

6 Раздел: Медицинское обследование

Медицинское освидетельствование наблюдающего педиатра

1 Тема: Гигиена спортивной тренировки Гигиеническая характеристика соревнований и тренировок.

Теория. Гигиеническая характеристика мест занимающихся. Режим тренировочных занятий и соревнований. Спортивная форма. Особенности питания. Врачебный контроль и самоконтроль.

Теория. Значение комплексного педагогического и углубленного медико-биологического обследования в подготовке юных спортсменов. Прохождение медицинского обследования во врачебно-физкультурном диспансере.

Практика. Ведение дневника самоконтроля спортсмена.

Учебный план 2 года обучения

№ п/пНазвание раздела, темыКоличество часовФормы аттестации/ контроля
ВсегоТеорияПрактика 
123456
1Техника безопасности. Теория и методика освоения джиу-джитсу22 Устный опрос
2Общая физическая подготовка35 35Контрольные тесты и упражнения
3Специальная физическая подготовка20 20Контрольные тесты и упражнения
4Технико-тактическая подготовка30 30Контрольные тесты и упражнения
5Психологическая подготовка33 Моделирование и решение ситуационных задач
6Соревновательная деятельность4 4 
7Инструкторская и судейская практика523 
8Контрольно-переводные нормативы3 3Контрольные тесты и упражнения
9Восстановительные мероприятия4 4 
10Медицинское обследование, гигиена, закаливание.33  
 Итого108999 

Содержание учебного плана 2 года обучения

1 Раздел: Техника безопасности. Теория и методика освоения джиу-джитсу.

1 Тема: Вводное занятие. Техника безопасности, знакомство с программой

Теория. Соблюдение техники безопасности на тренировках и на соревнованиях.

Практика. Знакомство с фото, видеоматериалами объединения за прошедший год, составление учащимися графиков роста спортивных результатов, показанных в течение сезона.

2 Тема: Предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях.

Теория. Понятие о травмах, краткая характеристика травм на занятиях и соревнованиях по дзюдо. Причины травм и их профилактика. Ушибы, растяжения, вывихи. Переломы костей. Разрывы связок, мышц. Сухожилий. Оказание первой доврачебной помощи.

Практика. Способы оказания первой доврачебной помощи при спортивных травмах.

2 Раздел: Общая физическая подготовка

1 Тема: Мышечная деятельность — необходимое условие физического развития.

Теория. Мышечная деятельность — необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности. Принципы в процессе тренировки: постепенность, повторность, разносторонность, индивидуализации.

2 Тема: Отработка навыков ОФП — общеразвивающие упражнения.

Практика. Строевые и порядковые упражнения: общие понятия о строевых упражнениях и командах. Действия в строю на месте и в движении, построение, расчет, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, перемена направления движения. Перехода с бега на шаг, с шага на бег, изменения скорости движения.

Ходьба: обычная, спортивная, спиной вперед, на носках, на пятках, в полуприсяде, с выпадами, на коленях.

Бег: на коротких дистанциях, на различных стартовых положениях, на средние дистанции, по пересеченной местности, по песку, воде, в равномерном темпе, с ускорением, с изменением направления.

Прыжки: в длину, в высоту, с места и разбега, на одной и двух ногах, со сменой положения ног, с поворотами, с вращениями, через скакалку, через партнера и т.д.

Метания: теннисного меча, толкания набивного мяча из различных положений и т.д.

Гимнастические упражнения без предметов: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, упражнения на расслабления, дыхательные упражнения, для формирования правильной осанки.

3 Раздел: Специальная физическая подготовка

1 Тема: Упражнения на развитие выносливости.

Практика. Бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности, бег «в гору», специальные беговые упражнения, «рваный» бег с ускорением. Работа с резиной.

2 Тема: Упражнения на развитие быстроты.

Практика. Бег с высокого и низкого старта на скорость на короткие и средние дистанции, бег с внезапной сменой направления, различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе. Беговая подготовка с учетом зон интенсивности тренировочных нагрузок: восстановительная, поддерживающая, развивающая. Броски на скорость по команде. Броски на количество за определенное время.

3 Тема: Упражнения на развитие гибкости

Практика. Упражнения на растяжку, упражнения с партнером (пассивные и активные), упражнения с предметами.

4 Тема: Упражнения на развитие ловкости и прыгучести

Практика. Прыжки (в длину, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие, спортивные игры, подвижные игры.

5 Тема: Упражнения на развитие силы

Практика. Сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание, приседание на двух и одной ногах, приседания с отягощением, упражнения с предметами (набивными мячами, амортизаторами). Работа со штангой. Канат. Канат с отягощениями.

4 Раздел: Технико-тактическая подготовка

Практика. Основы техники: стойки (правая, левая, высокая, фронтальная и др.), передвижения (обычными шагами, подшагиванием), повороты, упоры, захваты, падения, страховка и самостраховка.

Ударная техника. Изучение, закрепление и совершенствование ударов руками, отдельными частями руки (ребро ладони, локоть), ногами. Составления и применение простых комбинаций. Проведение учебно-тренировочных схваток.

Техника борьбы лёжа. Совершенствование базовой техники: переворачивания, удержания; защита от переворачиваний и удержаний. Совершенствование техники ранее изученных приёмов. Изучение новой техники: болевые приёмы, на руки, проводимые при помощи ног: рычаги и узлы; болевые приёмы на ноги, проводимые руками: ущемления икроножной мышцы. Болевые приёмы на ноги: ущемления ахиллесова сухожилия, ущемления икроножной мышцы, разрывы мышц таза, узлы коленного сустава. Комбинации. Учебно-тренировочные схватки.

Техника борьбы в стойке. Совершенствование базовой техники: дистанции и захваты, стойки и передвижения, подготовка бросков, благоприятные моменты для бросков. Подготовка бросков. Изучение новой техники: броски ногами: зацепы, отхваты, броски через голову; броски руками: захватом ноги и захватом ног, выведением из равновесия. Броски туловищем: через спину. Болевые приёмы, подготавливаемые из стойки.  Контрприёмы. Комбинации. Учебно-тренировочные схватки.

Ударные тренировки. Занятия с повышенной степенью трудности, с большим числом заданий и разнообразием упражнений.

Основы тактики. Запрещённые приёмы и действия. Разведка. Оценка обстановки. Принятие решения. Реализация решения. Способы подавления. Правила проведения соревнований по джиу-джитсу. Подготовка к соревнованиям. Оценка технических действий. Предупреждения и наказания. Питание и сгонка веса.

Основы тактики рукопашного боя. Правовые основы применения приёмов самообороны. Поведение в экстремальной ситуации. Расслабляющий удар как условие успешного проведения приёма самообороны. Правовые основы применения приёмов самообороны. Общие принципы ведения рукопашного боя.

Приёмы самообороны от различных видов нападений Блоки и захваты. Расслабляющий удар. Освобождения от удушения сбиванием рук, загибом руки противника, броском через себя и через спину. Защита от ударов руками в голову и живот отводящими и гасящими блоками, уходом с линии удара и бросками. Защита от удара ногой снизу отводящими, гасящими и подставными блоками, уходом с линии удара, бросками с захватом ног. Защита от удушения. Защита от ударов руками. Защита от удара ногой. Защита от ударов ножом. Защита от ударов палкой. Защита от ударов тяжёлым предметом. Защита в положении лёжа. Удары руками и ногами. Добивающий удар.

5 Раздел: Психологическая подготовка

1 Тема: Психологический настрой спортсмена.

Теория. Настрой на соревнование и факторы, способствующие этому. Поведение спортсмена перед стартом. Экстремальные ситуации на соревнованиях.

Практика. Игры и упражнения, способствующие развитию психологической подготовки спортсмена.

2 Тема: Поведение спортсмена перед соревнованиями.

Практика. Разминка перед стартом.

3 Тема: Экстремальные ситуации на соревнованиях.

Практика. Моделирование мгновенных переходов с приема на прием.

6 Раздел: Соревновательная деятельность

Практика. Участие в соревнованиях на уровне секции в качестве ассистента судьи, волонтера-организатора.

7 Раздел: Инструкторская и судейская практика

Практика. Участие в соревнованиях на уровне секции в качестве ассистента

судьи, волонтера-организатора

8 Раздел: Контрольно-переводные нормативы

Практика. Теоретические знания и практические умения и навыки в джиу-джитсу. Практика. Выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке, технике выполнения бросков.

9 Раздел: Восстановительные мероприятия

Практика. Реабилитационные процедуры.

10 Раздел: Медицинское обследование

Медицинское освидетельствование наблюдающего педиатра

1 Тема: Гигиена спортивной тренировки Гигиеническая характеристика соревнований и тренировок.

Теория. Гигиеническая характеристика мест занимающихся. Режим тренировочных занятий и соревнований. Спортивная форма. Особенности питания. Врачебный контроль и самоконтроль.

Теория. Значение комплексного педагогического и углубленного медико-биологического обследования в подготовке юных спортсменов. Прохождение медицинского обследования во врачебно-физкультурном диспансере.

Практика. Ведение дневника самоконтроля спортсмена.

Учебный план 3 года обучения

№ п/пНазвание раздела, темыКоличество часовФормы аттестации/ контроля
ВсегоТеорияПрактика 
123456
1Техника безопасности. Теория и методика освоения джиу-джитсу22 Устный опрос
2Общая физическая подготовка90 90Контрольные тесты и упражнения
3Специальная физическая подготовка42 42Контрольные тесты и упражнения
4Технико-тактическая подготовка60 60Контрольные тесты и упражнения
5Психологическая подготовка11 Моделирование и решение ситуационных задач
6Соревновательная деятельность4 4 
7Инструкторская и судейская практика523 
8Контрольно-переводные нормативы3 3Контрольные тесты и упражнения
9Восстановительные мероприятия4 4 
10Медицинское обследование, гигиена, закаливание.44  
 Итого2169207 

Содержание учебного плана 2 года обучения

1 Раздел: Техника безопасности. Теория и методика освоения джиу-джитсу.

1 Тема: Вводное занятие. Техника безопасности, знакомство с программой

Теория. Соблюдение техники безопасности на тренировках и на соревнованиях.

Практика. Знакомство с фото, видеоматериалами объединения за прошедший год, составление учащимися графиков роста спортивных результатов, показанных в течение сезона.

2 Тема: Предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях.

Теория. Понятие о травмах, краткая характеристика травм на занятиях и соревнованиях по дзюдо. Причины травм и их профилактика. Ушибы, растяжения, вывихи. Переломы костей. Разрывы связок, мышц. Сухожилий. Оказание первой доврачебной помощи.

Практика. Способы оказания первой доврачебной помощи при спортивных травмах.

2 Раздел: Общая физическая подготовка

1 Тема: Мышечная деятельность — необходимое условие физического развития.

Теория. Мышечная деятельность — необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности. Принципы в процессе тренировки: постепенность, повторность, разносторонность, индивидуализации.

2 Тема: Отработка навыков ОФП — общеразвивающие упражнения.

Практика. Строевые и порядковые упражнения: общие понятия о строевых упражнениях и командах. Действия в строю на месте и в движении, построение, расчет, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, перемена направления движения. Перехода с бега на шаг, с шага на бег, изменения скорости движения.

Ходьба: обычная, спортивная, спиной вперед, на носках, на пятках, в полуприсяде, с выпадами, на коленях.

Бег: на коротких дистанциях, на различных стартовых положениях, на средние дистанции, по пересеченной местности, по песку, воде, в равномерном темпе, с ускорением, с изменением направления.

Прыжки: в длину, в высоту, с места и разбега, на одной и двух ногах, со сменой положения ног, с поворотами, с вращениями, через скакалку, через партнера и т.д.

Метания: теннисного меча, толкания набивного мяча из различных положений и т.д.

Гимнастические упражнения без предметов: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища, ног, упражнения на расслабления, дыхательные упражнения, для формирования правильной осанки.

3 Раздел: Специальная физическая подготовка

1 Тема: Упражнения на развитие выносливости.

Практика. Бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности, бег «в гору», специальные беговые упражнения, «рваный» бег с ускорением. Работа с резиной.

2 Тема: Упражнения на развитие быстроты.

Практика. Бег с высокого и низкого старта на скорость на короткие и средние дистанции, бег с внезапной сменой направления, различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе. Беговая подготовка с учетом зон интенсивности тренировочных нагрузок: восстановительная, поддерживающая, развивающая. Броски на скорость по команде. Броски на количество за определенное время.

3 Тема: Упражнения на развитие гибкости

Практика. Упражнения на растяжку, упражнения с партнером (пассивные и активные), упражнения с предметами.

4 Тема: Упражнения на развитие ловкости и прыгучести

Практика. Прыжки (в длину, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие, спортивные игры, подвижные игры.

5 Тема: Упражнения на развитие силы

Практика. Сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание, приседание на двух и одной ногах, приседания с отягощением, упражнения с предметами (набивными мячами, амортизаторами). Работа со штангой. Канат. Канат с отягощениями.

4 Раздел: Технико-тактическая подготовка

Практика. Основы техники: стойки (правая, левая, высокая, фронтальная и др.), передвижения (обычными шагами, подшагиванием), повороты, упоры, захваты, падения, страховка и самостраховка.

Ударная техника. Изучение, закрепление и совершенствование ударов руками, отдельными частями руки (ребро ладони, локоть), ногами. Составления и применение простых комбинаций. Проведение учебно-тренировочных схваток.

Техника борьбы лёжа. Совершенствование базовой техники: переворачивания, удержания; защита от переворачиваний и удержаний. Совершенствование техники ранее изученных приёмов. Изучение новой техники: болевые приёмы, на руки, проводимые при помощи ног: рычаги и узлы; болевые приёмы на ноги, проводимые руками: ущемления икроножной мышцы. Болевые приёмы на ноги: ущемления ахиллесова сухожилия, ущемления икроножной мышцы, разрывы мышц таза, узлы коленного сустава. Комбинации. Учебно-тренировочные схватки.

Техника борьбы в стойке. Совершенствование базовой техники: дистанции и захваты, стойки и передвижения, подготовка бросков, благоприятные моменты для бросков. Подготовка бросков. Изучение новой техники: броски ногами: зацепы, отхваты, броски через голову; броски руками: захватом ноги и захватом ног, выведением из равновесия. Броски туловищем: через спину. Болевые приёмы, подготавливаемые из стойки.  Контрприёмы. Комбинации. Учебно-тренировочные схватки.

Ударные тренировки. Занятия с повышенной степенью трудности, с большим числом заданий и разнообразием упражнений.

Основы тактики. Запрещённые приёмы и действия. Разведка. Оценка обстановки. Принятие решения. Реализация решения. Способы подавления. Правила проведения соревнований по джиу-джитсу. Подготовка к соревнованиям. Оценка технических действий. Предупреждения и наказания. Питание и сгонка веса.

Основы тактики рукопашного боя. Правовые основы применения приёмов самообороны. Поведение в экстремальной ситуации. Расслабляющий удар как условие успешного проведения приёма самообороны. Правовые основы применения приёмов самообороны. Общие принципы ведения рукопашного боя.

Приёмы самообороны от различных видов нападений Блоки и захваты. Расслабляющий удар. Освобождения от удушения сбиванием рук, загибом руки противника, броском через себя и через спину. Защита от ударов руками в голову и живот отводящими и гасящими блоками, уходом с линии удара и бросками. Защита от удара ногой снизу отводящими, гасящими и подставными блоками, уходом с линии удара, бросками с захватом ног. Защита от удушения. Защита от ударов руками. Защита от удара ногой. Защита от ударов ножом. Защита от ударов палкой. Защита от ударов тяжёлым предметом. Защита в положении лёжа. Удары руками и ногами. Добивающий удар.

5 Раздел: Психологическая подготовка

1 Тема: Психологический настрой спортсмена.

Теория. Настрой на соревнование и факторы, способствующие этому. Поведение спортсмена перед стартом. Экстремальные ситуации на соревнованиях.

Практика. Игры и упражнения, способствующие развитию психологической подготовки спортсмена.

2 Тема: Поведение спортсмена перед соревнованиями.

Практика. Разминка перед стартом.

3 Тема: Экстремальные ситуации на соревнованиях.

Практика. Моделирование мгновенных переходов с приема на прием.

6 Раздел: Соревновательная деятельность

Практика. Участие в соревнованиях на уровне секции в качестве ассистента судьи, волонтера-организатора.

7 Раздел: Инструкторская и судейская практика

Практика. Участие в соревнованиях на уровне секции в качестве ассистента

судьи, волонтера-организатора

8 Раздел: Контрольно-переводные нормативы

Практика. Теоретические знания и практические умения и навыки в джиу-джитсу. Практика. Выполнение нормативов по общей и специальной физической подготовке, технике выполнения бросков.

9 Раздел: Восстановительные мероприятия

Практика. Реабилитационные процедуры.

10 Раздел: Медицинское обследование

Медицинское освидетельствование наблюдающего педиатра

1 Тема: Гигиена спортивной тренировки Гигиеническая характеристика соревнований и тренировок.

Теория. Гигиеническая характеристика мест занимающихся. Режим тренировочных занятий и соревнований. Спортивная форма. Особенности питания. Врачебный контроль и самоконтроль.

Теория. Значение комплексного педагогического и углубленного медико-биологического обследования в подготовке юных спортсменов. Прохождение медицинского обследования во врачебно-физкультурном диспансере.

Практика. Ведение дневника самоконтроля спортсмена.

1.4 Планируемые результаты

В результате педагогического и воспитательного воздействия на личность ребенка будут сформированы основы мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

По общей физической подготовке: в течение года в соответствии с  планом годичного цикла выполнять контрольные нормативы, соответствующие возрасту и году обучения.

По специальной физической подготовке: выполнение на оценку специальных упражнений борца и сдача контрольных нормативов в соответствии с требованиями каждого года обучения.

По технико-тактической подготовке: знать и уметь выполнять элементы техники и тактики в соответствии с программным материалом (выполнять приём, защиту, контрприём в стойке и в партере, в соответствии с программным материалом).

По психологической подготовке: соблюдать режим дня, тренировочный режим. Выполнять упражнения различной трудности, требующих проявления волевых качеств.

По теоретической подготовке: знать и уметь применять на практике программный материал, соответствующий году обучения.

По окончании первого года обучения обучающиеся

будут знать:

  • правила техники безопасности при проведении занятий и соревнований по джиу-джитсу.
  • правила соревнования
  • характеристику специальных качеств спортсмена джиу-джитсу

будут уметь:

  • самостоятельно следить за собственной гигиеной
  • соблюдать нормы спортивного поведения, как на тренировках, так и на соревнованиях;
  • соблюдать права и обязанности участников соревнований

По окончании второго года обучения обучающиеся

будут знать:

  • краткую историю джиу-джитсу;
  • характеристику действий спортсмена на соревнованиях;
  • влияние скорости выполнения броска на победу в схватке;
  • основы тактики в борьбе;
  • технику бросков, переворотов в партере и болевых приемов.

будут уметь:

—  правильно выполнять основные броски: бедро, заднюю подножку, зацепы.

— выполнять перевороты в партере;

— выполнять базовый минимум «КИХОН».

—  обладать первоначальными навыками судьи

— оказывать первую помощь при травме

По окончании третьего года обучения обучающиеся

будут знать:

— упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, ловкости, гибкости;

— нормативные требования для участия в соревнованиях;

— особенности проявления волевых качеств в зависимости от достижений. индивидуального характера

будут уметь:

— выполнять комплекс самоподготовки к соревнованиям;

— выполнять упражнения на воспитание воли и регулирование эмоций;

— коллективно участвовать в планировании деятельности объединения;

— участвовать в соревнованиях, подводить итоги собственных

Раздел № 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение программы

— Учебное помещение, спортивный зал борьбы, тренажёрный зал.

— Специальное снаряжение и оборудование:

1. Татами.

2. Турники, манекены, тренажеры, перекладины, брусья.

3. Спортивный инвентарь: мячи (футбольный, баскетбольный, волейбольный), скакалки, мячик маленький, резина, кувалда, сдвоенное автомобильное колесо, канат.

4. Наглядные пособия: видеоматериалы схваток, соревнований, обучающих роликов.

— Технические средства обучения:

5. Форма (кимоно).

6. Компьютер – 1

7. Принтер -1

8. Мультимедийная установка – 1

9. Экран — 1

10.Видеокамера – 1

11.Фотоаппарат -1

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

нормативно-правовая база

Дополнительная общеразвивающая программа «Кикбоксинг» составлена на основе документов:

—   Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

—   Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196; «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 

—  Федерального Закона от 04 декабря 2007 года № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»,

—  Письма Минспорта от 12.05.2014 «Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации»,

—   Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

— Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242);

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

—  Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеского центра» с. Чугуевка Чугуевского района;

— Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей и рабочей программах Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Чугуевка (утверждено Приказом МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка от 18 августа 2020г. №80-а);

—   Положения об организации и проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Чугуевка

Дидактическое обеспечение реализации программы

наглядные пособия

— видеоматериалы (видеоотчеты соревнований, тренировочных сборов);

— фотоматериалы.

раздаточный материал для учащихся

— бланки тестов и анкет;

— бланки диагностических и творческих заданий;

список литературы:

1. Акопян А.О. Дзюдо: примерная программа для системы дополнительного образования детей, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А. О. Акопян, В. В. Кашавцев, Т. П. Клименко. — М. : Советский спорт, 2003. — 96 с.

2. Алиханов И.И. Техника и тактика вольной борьбы / И. И.Алиханов. — М. :Физкультура и спорт, 1986. — 304 с.

3. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 4. — С. 21-26, 39-40.

4. Борьба вольная: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / Б. А. Подливаев Д. Г. Миндиашвили Г. М. Грузных А. П. Купцов. — М. : Советский спорт, 2005. — 216 с.

5. Грядунов И.В., Линдер И.Б. Джиу-джитсу — оружие спецслужб. М.: РИПОЛ классик, 2008

6. Хэнкок, И. Джиу-джитсу. Система физического развития и атлетики у японцев / И. Хэнкок. — М.: Либроком, 2012. — 192 c.

7. Хэнкок, И. Джиу-джитсу. Система физического развития и атлетики у японцев / И. Хэнкок. — М.: Либроком, 2014. — 192 c.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Формы контроля:

— входная диагностика, где посредством бесед, анкетирования, тестирования выясняется начальный уровень знаний, умений и навыков учащихся, т.е их стартовые возможности (сентябрь);

— текущий контроль как оперативная проверка результатов освоения программы, позволяет установить степень освоения программного материала учащимися, их отношение к занятиям, старание, прилежание (в течение учебного года);

— промежуточная аттестация, позволяющая выявить достигнутый на данном этапе уровень знаний, умений, навыков учащихся, в соответствии с пройденным материалом программы (январь);

— итоговая аттестация предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем ключевым направлениям образовательной программы и позволяет проанализировать степень усвоения программы (май).

Формы аттестации: устный опрос, письменный опрос, тестирование, контрольные занятия, зачёт, технический зачёт, результаты спортивных соревнований различного уровня, наблюдение, решение ситуационных задач, выполнение контрольных нормативов.

Уровень теоретической подготовки: определяется через зачётные теоретические занятия по разделам программы в форме контрольно-тренировочных тестов и заданий, устного, письменного опроса, анкетирования.

Уровень практической подготовки: сдачей спортивных нормативов во время зачётных учебно-тренировочных занятий и сборов, а так же итогами выступлений на соревнованиях.

Уровень социально-психологической, морально-волевой подготовки и воспитания: отслеживается через тестирование и наблюдения.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: дневник самоконтроля, материалы анкетирования и тестирования, дневник достижений учащегося, протоколы соревнований, портфолио, карта оценки результатов освоения программы

Оценочные материалы

1. Текущий контроль:

— оценочные материалы, контрольные тесты, контрольные задания по всем разделам программы.

Разделы программыНомера заданий
Контрольные задания, упражнения, тесты для оценки знаний спортсменов 1-3 годов обучения
1Отжимание от пола122035
2Пресс324056
3Прыжок с места1.201,381,43
4Подтягивание111826
5Отжимание на брусьях131822
6Бег 100 м151212
Контрольные задания по технике приемов
1Передняя подножка358
2Зацепы изнутри456
3Проведение болевого приема на руку368
4Проведение болевого приема на ногу359

2. Промежуточная и итоговая аттестация учащихся:

-тесты промежуточной и итоговой аттестации (контрольные тесты);

-тесты для контроля за уровнем общей и специальной физической подготовки;

— контрольные задания по технике приемов.

Зачетные требования

Вид двигательной деятельностиРазвиваемое физическое качествоУпражненияСОПГНПУТГ 
Легкая атлетикабыстротаБег 30 м (сек)6.05.85.6 
ГимнастикасилаПодтягивания на перекладине (кол-во раз)246 
выносливостьСгибание рук в упоре лежа81215 
быстротаСгибание туловища лежа на спине за 20 сек ноги закреплены101215 
Техническая подготовка
Спортивная борьбасилаВставание на мосту из стойки 5 раз (с.)222018 
гибкостьПеревороты на мосту 10 раз (с.)262422 
быстрота10 бросков манекена через бедро (с.)363432 
координация движенийИсходное положение «борцовский мост»: забегания вокруг головы (по 5 раз в каждую сторону)Выполнение в одном темпе в обе стороны без прыжков13 
владение техникой джиу-джитсу из всех основных группДемонстрация без ошибок с названием приема14 
Ударная техникаВыполнение базового минимума «КИХОН»Демонстрация без ошибок с названием приемов 

2.3 Методические материалы

Планирование годичного цикла тренировки учащихся спортивного объединения определяется:

— задачами, которые поставлены в годичном цикле;

— закономерностями развития и становления спортивной формы;

— календарем спортивных соревнований.

Годичный цикл подготовки разрабатывается на основе комплексного планирования основных количественных и качественных показателей учебно-тренировочного процесса, средств и методов контроля и восстановления.

Годичный цикл представляет собой конкретно выраженную и четко просматриваемую организационно-методическую концепцию построения тренировки на определенном этапе подготовки.

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса1 год2 год3 год
Продолжительность учебного года, неделя363636
Количество учебных дней108108108
Продолжительность учебных периодов1 полугодие01.09.2021- 31.12.202101.09.2021- 31.12.202101.09.2021- 31.12.2021
2 полугодие10.01.2022- 31.05.202210.01.2022- 31.05.202210.01.2022- 31.05.2022
Возраст детей, лет7-168-179-18
Продолжительность занятия, час222
Режим занятия3 раза/нед3 раза/нед3 раза/нед
Годовая учебная нагрузка, час108108216

2.5 Календарный план воспитательной работы

№ п/пМероприятияОбъемДата проведения
1.Встреча  с работниками ГИБДД по правилам дорожного движения «Осторожно, дорога!»2 чассентябрь
2.Беседа «Вместе против терроризма и экстремизма»2 часоктябрь
 Встречи с чемпионами края, России и мира по джиу-джитсу.2 часв течение года
 Участие в районном конкурсе агитбригад «Нет» вредным привычкам!»2 часянварь
 Встречи с детьми войны, работниками тыла «Была война» в течение года
 Неделя здоровья2 часапрель
 Акции «Даешь чистоту родному селу!»2 часоктябрь, май
 Участие в районной игре «Зарница»2 часфевраль
 Показательные выступления на районных праздниках и мероприятиях, посвященных знаменательным датам в течение года
 Видео просмотры чемпионатов различных уровней в течение года
 Внутридюцовские соревнования в течение года
 Выездные соревнования в течение года
 Походы и экскурсии  по знаменитым местам родного села и края в течение года

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алиханов И.И. Техника и тактика вольной борьбы / И. И. Алиханов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 304 с.

2. Хижевский О.В. Воспитание психологических, морально–этических и волевых качеств военнослужащих в процессе занятий физической культурой и спортивными единоборствами. Учебно-методическое пособие. УО «Военная академия РБ». Минск 2009.

3. Хижевский О.В.Меры предупреждения спортивного травматизма в Вооруженных Силах РФ. Учебно-методическое пособие. УО «Военная академия РФ». Москва 2009.

4. Единая спортивная классификация РФ.

5. Журнал «Мир Дзюдо».

6. Журнал «Здоровье».

7. Журнал «Физкультура и спорт».