РАЗДЕЛ №1. Основные характеристики программы.

1.1  Пояснительная записка.

      Со способности удивляться, видеть удивительное в обычных, казалось бы, вещах начинается творчество. Оно находит свое воплощение в искусстве. Искусство — это художественно-эстетическая деятельность человека, направленная на отображение образов окружающего мира посредством слова, звука, изображения. Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелатель-ный гражданин.

 Детство представляет собой важнейший период в становлении личности, которое должно быть освещено творчеством, следовательно, искусством. В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к мультипликации.

      Актуальность программы заключается в знакомстве обучающихся с основными приёмами и принципами мультипликационного мастерства. Умение анимировать собственные сюжеты и собирать готовые видеопроекты важно в современном виртуальном мире, где формат визуализации идей особенно востребован.

     Как правило, просмотр мультипликационных фильмов пользуется большой популярностью у детей младшего и среднего школьного возраста, занимает определенное место в их досуге и оказывает значительное влияние на их воспитание и развитие. В этом возрасте мультфильмы компенсируют и восполняют то, чего по каким-то причинам недостает ребенку для удовлетворения его потребностей в общении, познании, эмоциональных проявлениях. Создание мультфильмов формирует творческие способности школьников и подростков.

Дополнительная общеразвивающая программа «Ералаш» имеет техническую направленность.

   Уровни  освоения программы:

– стартовый:  включает в себя  азы мультипликации, знакомство детей с лучшими образцами отечественной мультипликации и первоначальное знакомство с этапами создания мультфильмов.

 -базовый: обучающиеся знакомятся с оборудованием – видеокамерой, софитами, штативами, усваивают умения и навыки в правильной установке и использовании техники для создания коротких мультфильмов с использованием стихов, басен, коротких рассказов и т.п.

  Отличительной особенностью  данной программы  является то, что программа «Ералаш» обусловлена тем, что обучающиеся понимают процесс анимации как сложный, многоступенчатый. При создании мультфильма учитывается  выполнение задач различного рода, что помогает развитию и формированию активного мышления и планирования. Коллективная работа над созданием общих проектов (мультфильмов) развивает коммуникативные компетенции обучающихся при творческом взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Программа построена на взаимодействии разных видов изобразительного искусства (рисунок, живопись, лепка) и технической деятельности (работа с фото, — видео, — аудио аппаратурой, компьютерной техникой),  а для сценарной основы мультфильмов используются общеизвестные сюжеты – песенки, сказки, считалки, небольшие рассказы.     

      С появлением современных технологий увлекательный мир анимации, казавшийся ранее недоступным и загадочным, широко распахнул двери для всех желающих. У обучающихся появилась возможность познать азы мультипликации и попробовать себя не только в роли режиссёра и сценариста мультфильмов, но и развить  творческие способности и умение работать в команде.

Дополнительная общеобразовательная программа «Ералаш» является модифицированной. Идея разработки данной программы возникла из анализа существующих программ, методических пособий, публикаций в профессиональных журналах, специальной литературы по детской мультипликации, из личного опыта педагога. При анализе дополнительных программ по данному виду деятельности можно сделать вывод, что большинство из этих программ.

Адресат программы.

Участвовать в реализации данной образовательной программы могут дети с 9 до 16 лет.

Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований

к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка. Принимаются все желающие дети без конкурсного отбора.

Количество обучающихся в группе: 8-10 человек.

В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок, п.16).

Режим занятий.

Занятия проходят 3 раз в неделю по 3 часа с перерывом 15 минут в конце каждого часа.

Такой режим обусловлен непрерывностью процесса обучения, сменой различных видов деятельности во время занятия – зарисовки эскизов, раскадровки, сочинение сюжета, выполнения работы.    

Объем и сроки освоения программы определяются на основании уровня освоения и содержания программы. При определении режима занятий учтены возрастные особенности обучающихся и требования СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Форма обучения.

Основная форма обучения – очная, очно-заочная или заочная.

«Допускается сочетание различных форм получения образования …» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4) — дистанционная, групповая или индивидуально-групповая, индивидуальная.

Возможна организация образовательного процесса в соответствии с индивидуальными  учебными планами  в объединениях  по интересам.

Объем и срок освоения программы.

 Программа рассчитана на 1 год обучения.

 Общий объём реализации программы – 324 часа.

1.2  Цель и задачи программы

Цель программы — обучение основам  создания мультфильма: от проработки идеи до озвучки и публикации проекта.

 Задачи программы:

воспитательные:

– воспитать внимательность, сосредоточенность и заинтересованность в изучаемых предметах;

– сформировать интерес к творческим профессиям;

 – воспитывать осознанное выполнение правил по профилю деятельности;

– развивать коммуникативные компетенции: взаимодействие с другими обучающимися и взрослыми, в коллективе, в группе;

– формировать общие этические нормы и повила поведения.

развивающие:

– развить творческие и мыслительные способности;

– сформировать навыки самостоятельной работы и работы в команде;

– содействовать формированию ответственности, целеустремлённости и трудолюбия.

обучающие:

 – обучить ключевым приёмам анимации;

– научить работе в графических редакторах на компьютере;

– познакомить с монтажными программами и программами по работе со звуком;

– познакомить с творчеством российских и зарубежных мультипликаторов;

 – дать знания об основах мультипликационного искусства;

– расширить знания о процессе создания мультфильмов с помощью программ на смартфонах, планшетах и компьютерах.

    получат  дальнейшее  развитие  личностных  качеств:

– патриотизм (включающий любовь к своей Родине, народу, гражданственность);

– любознательность (как обобщенная характеристика наличия активного стремления к получению знания);

 – ответственность (включающая обязательность, к примеру, в выполнении правил здорового и безопасного образа жизни, организованность, самостоятельность);

 – уважение и принятие ценности семьи и общества (умение считаться с мнениями, интересами других людей, толерантность);

 – доброжелательность (как высоконравственное качество);

 – общительность (включающая коммуникативность и коммуникабельность);

 – творческая направленность (стремление к созданию чего-то нового).

1.3 Содержание программы

 Учебный план

Название раздела, темы занятияКоличество часовФорма контроля
всегоТП
Раздел 1. Введение642 
1.1Набор детей. Комплектование групп33беседа
1.2Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. История мультипликации в России.312беседа наблюдение Входная диагностика.
Раздел 2. Мир мультипликации51744 
2.1Основы анимации.312Беседа, тв.работа
2.2Мультипликация страна волшебников, профессии.312Беседа, тв.работа
2.3Из чего рождаются сказки?312беседа тв.работа
2.4Виды анимации: перекладная, объёмная, сыпучая.312беседа тв.работа
2.5Двигательная проекция.312беседа тв.работа
2.6Покадровая анимация. Съемка мультфильма.18117беседа тв.работа
2.7Подготовка съёмочной площадки, фона.18117беседа тв.работа
Раздел 3. Знакомство с анимационной техникой624 
3.1Знакомимся с цифровым фотоаппаратом.312беседа тв.работа
3.2Знакомство с компьютерной программой для создания мультфильма312беседа тв.работа
Раздел 4.Плоская пластилиновая перекладка75570 
4.1Мультфильмы в технике плоской перекладки. Что такое перекладка.312беседа тв.работа
4.2Создание подвижных персонажей18117беседа тв.работа
4.3Анимирование пластилиновых персонажей18117беседа тв.работа
4.4Пластилиновая трансформация18117беседа тв.работа
4.5Создаём название «Ералаш». Заставка в технике перекладка.18117беседа тв.работа
Раздел 5. Секреты объёмной пластилиновой анимации.12313110 
5.1Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма.312беседа тв.работа
5.2Написание сценария. Проработка сценария.  Создание эскизов героев, декораций.615беседа тв.работа
5.3Лепка героев и декораций.18117беседа тв.работа
5.4Поэтапная съемка сцен. Просмотр материала.18117беседа тв.работа
5.5Монтаж.918беседа тв.работа
5.6Озвучивание мультфильма.918беседа тв.работа
5.7Выпуск анимационного фильма.312беседа тв.работа
5.8Русские народные сказки в основе мультфильма. Обсуждение и поиск темы для сюжета.312беседа тв.работа
5.9Написание сценария. Проработка сценария.  Создание эскизов героев, декораций.615беседа тв.работа
5.10Изготовление героев и декораций.18117беседа тв.работа
5.11Покадровая съёмка сцен. Просмотр материала.18117беседа тв.работа
5.12Озвучивание  мультфильма.918беседа тв.работа
5.13Выпуск анимационного фильма.312беседа тв.работа
Раздел 6.  Мультпроекты36333тв.работа
6.1Проект мультфильма «Сказки Земли» в технике пластилиновой анимации.918тв.работа
6.2Проект мультфильма «Кем мы станем» в технике перекладки.918тв.работа
6.3Проект «Весенние праздники». Итоговая диагностика. Анкетирование-рефлексия «Чему я научился за год». Анализ творческих работ.18117тв.работа
Итого32432292 

 Содержание учебного плана

1. Раздел: Введение в программу

1.1 Тема: Набор детей. Комплектование групп.

Теория: Знакомство с обучающимися. Ознакомление с программой.

1.2 Тема: Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. История мультипликации в России.

Теория: Правила поведения на занятиях, в общественных местах. Инструктаж по технике безопасности. Рассказ об истории анимации и мультипликации.

Практика: Просмотр отрывков из первых анимационных фильмов.

Входная диагностика  «Мультфильмы: кто и как их делает».

2. Раздел: Мир мультипликации.

2.1 Тема: Основы анимации.

Теория: Мультипликационная техника. Процесс создания мультфильма. Основные настройки фотоаппарата. Создание образов, подходящих для съёмки. Подготовка съёмочной площадки, фона.

 Практика: Зарисовка персонажа, создание подвижных частей для анимации. Установка съёмочного пространства: свет, закрепление фона, штатив, фото устройство. Настройка фотоаппарата.

2.2 Тема: Мультипликация страна волшебников, профессии.

Теория: Рассказ о профессиях мультипликатор. Просмотр презентации по теме. Игра «Отгадай профессию»

2.3  Тема: Из чего рождаются сказки?

Теория. Понятие мультфильма. История появления мультфильмов, первые мультфильмы.

Практика. Просмотр первых мультфильмов (реж. Старевич). Создание простейшего эффекта движения на бумаге.

2.4 Тема: Виды анимации: перекладная, объёмная, сыпучая.

Теория: Создание иллюзии движения за счёт большого количества немного изменённых изображений.

 Практика: Подготовка персонажа с отделяющимися конечностями. Прорисовка различных вариантов лица (эмоций).

2.5 Тема: Двигательная проекция.

Теория: Промежуточные фазы между опорными, ключевыми фазами. Творчество российского мультипликатора Юрия Норштейна. Просмотр одного из его мультфильмов. Практика: Выбор персонажа и детальная прорисовка его движения (ходьбы, бега, полёта, прыжка) на разных листах с помощью просветного стола с использованием кальки.

2.6 Тема: Покадровая анимация. Съемка мультфильма.

Теория: Персонаж в движении. Просмотр пластилиновой заставки к серии мультфильмов «Гора самоцветов».

Практика: Съёмка персонажа в движении. Постепенное перекладывание элементов для создания картины движения.

2.7 Тема: Подготовка съёмочной площадки, фона.

Теория: Материалы и оборудование, необходимые для создания мультфильма: пластилин, бумага, краски, фотоаппарат, штатив, компьютер.

Практика: Проба работы с материалами и оборудованием. Съемка фотографий и составление из них слайд-шоу на компьютере.

3. Раздел: Знакомство с анимационной техникой.

3.1 Тема: Знакомимся с цифровым фотоаппаратом.

Теория: Материалы и оборудование, необходимые для создания мультфильма: пластилин, бумага, краски, фотоаппарат, штатив, компьютер.

Практика: Проба работы с материалами и оборудованием. Съемка фотографий и составление из них слайд-шоу на компьютере.

3.2 Тема: Знакомство с компьютерной программой для создания мультфильма.

Теория: Основные техники создания мультфильмов: пластилиновые мультфильмы, кукольные мультфильмы, песочная, рисованная анимация, техника перекладки.

Практика: Отработка основных приёмов каждой техники.

4. Раздел: Плоская пластилиновая перекладка.

4.1 Тема :Мультфильмы в технике плоской перекладки. Что такое перекладка.

Теория: Классика советской мультипликации: мультфильмы «Падал прошлогодний снег» и «Пластилиновая ворона».

Практика: Создание похожих предметов и покадровая съёмка превращения одного в другой.

4.2 Тема: Создание подвижных персонажей.

Теория: Понятие центра тяжести и движения в трёхмерном пространстве.

Практика: Лепка персонажей, способных стоять на поверхности. Закрепление внутренних опор.

4.3 Тема: Анимирование пластилиновых персонажей.

Теория: Различные механизмы анимирования объектов. Просмотр мультфильмов, сделанных в разных техниках.

4.4 Тема: Пластилиновая трансформация.

Теория: Классика советской мультипликации: мультфильмы «Падал прошлогодний снег» и «Пластилиновая ворона».

Практика: Создание похожих предметов и покадровая съёмка превращения одного в другой.

4.5 Тема :Создаём название «Ералаш». Заставка в технике перекладка.

Теория: Все вместе придумываем название, своей мульт-группы. Лепим буквы, которые есть в названии.

Практика: Покадровая съёмка движения букв. Монтаж и наложение звука. Просмотр.

Промежуточная диагностика. Анкетирование-тест «Мои успехи».

5. Раздел: Секреты объёмной пластилиновой анимации.

5.1 Тема: Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма.

Теория: Выбор животного, разработка сюжета мультфильма.

Практика: Просмотр существующих мультфильмов из серии «Трудности жизни животных», созданных в мастерской ранее.

5.2 Тема: Написание сценария. Проработка сценария.  Создание эскизов героев,

декораций.

Теория: Разработка эскиза персонажей и декораций.

Практика: Сбор наглядного материала о внешнем виде животного и среды его обитания.

5.3 Тема: Лепка героев и декораций.

Теория: Понятие раскадровки и ее назначения.

Практика: Составление раскадровки мультфильма.

5.4 Тема: Поэтапная съемка сцен. Просмотр материала.

Теория: Способы создания устойчивости объектов из пластилина и картона. Практика. Изготовление персонажей, декораций и всех объектов мультфильма из пластилина, бумаги, картона и т.д. в соответствии с раскадровкой.

Практика: Съемка мультфильма по кадрам в соответствии с раскадровкой. Установка съемочного оборудования: штатив, камера. Установка освещения.

5.5 Тема: Монтаж.

Теория: Интерфейс монтажной программы Adobe Premiere, простейшие функции. Правила звукового оформления фильма. Правила оформления титров.

Практика: Монтаж снятых кадров в соответствии с раскадровкой.

5.6 Тема: Озвучивание мультфильма.

Теория: Монтаж звука.

Практика: Запись готового фильма.

5.7 Тема: Выпуск анимационного фильма.

Теория: Правила просмотра фильма. Правила заполнения зрительских карт.

Практика: Просмотр и обсуждение мультфильма. Заполнение зрительских карт и рефлексивных листов участниками проекта. Коллективное обсуждение итогов проекта: выявление достоинств и недостатков проекта.

5.8 Тема: Русские народные сказки в основе мультфильма. Обсуждение и поиск темы для сюжета.

Практика: Чтение сказок (литературных и авторских) выбранной страны. Выбор 5 понравившихся сказок.

5.9 Тема: Написание сценария. Проработка сценария.  Создание эскизов героев,

декораций.

Теория. Основные принципы написания короткой истории.

Практика: Написание краткого переложения 5-ти выбранных сказок.

5.10 Тема: Изготовление героев и декораций.

Практика: Составление списка персонажей. Сбор наглядного материала о внешнем виде персонажей выбранных сказок. Разработка эскиза персонажей и декораций.

5.11 Тема: Покадровая съёмка сцен. Просмотр материала.

Теория: Особенности лепки пластилиновых объектов на плоскости. Способы изготовления фона.

Практика: Составление раскадровки мультфильма и переходов между сценами.. Изготовление персонажей, декораций и всех объектов мультфильма из пластилина на плоскости, бумаги, картона и т.д. в соответствии с раскадровкой. Съемка мультфильма по кадрам в соответствии с раскадровкой и простейшими принципами монтажа. Установка съемочного оборудования. Установка освещения.

5.12. Тема: Озвучивание  мультфильма.

Теория: Проведение кастинга среди желающих записать текст. Запись текста с отработкой эмоциональной окраски и расстановки логических акцентов при художественном чтении.

Практика: Монтаж снятых кадров в соответствии с раскадровкой. Монтаж звука. Запись готового фильма.

5.13 Тема: Выпуск анимационного фильма.

Практика: Просмотр и обсуждение мультфильма. Заполнение зрительских карт и рефлексивных листов участниками проекта. Коллективное обсуждение итогов проекта: выявление достоинств и недостатков проекта.

6. Раздел :Мультпроекты.

6.1 Тема: Проект мультфильма «Сказки Земли» в технике пластилиновой анимации на плоскости.

Теория. Понятие мультфильма-коллажа.Выбор сказок для проектирования. Основные принципы написания короткой истории. Особенности лепки пластилиновых объектов на плоскости. Способы изготовления фона.

 Практика. Просмотр заставок к мультфильмам «Гора самоцветов». Выбор страны, по чьим сказкам будет создан мультфильм. Чтение сказок (литературных и авторских) выбранной страны. Выбор 5 понравившихся сказок. Написание краткого переложения 5-ти выбранных сказок. Составление списка персонажей. Сбор наглядного материала о внешнем виде персонажей выбранных сказок. Разработка эскиза персонажей и декораций. Составление раскадровки мультфильма и переходов между сценами. Изготовление персонажей, декораций и всех объектов мультфильма из пластилина на плоскости, бумаги, картона и т.д. в соответствии с раскадровкой. Съемка мультфильма по кадрам в соответствии с раскадровкой и простейшими принципами монтажа. Установка съемочного оборудования. Установка освещения. Проведение кастинга среди желающих записать текст. Запись текста с отработкой эмоциональной окраски и расстановки логических акцентов при художественном чтении. Монтаж снятых кадров в соответствии с раскадровкой. Монтаж звука. Запись готового фильма. Просмотр и обсуждение мультфильма. Коллективное обсуждение итогов проекта: выявление достоинств и недостатков проекта.

6.2 Тема: Проект мультфильма «Кем мы станем» в технике перекладки.

Теория. Знакомство с миром профессий.Знакомство с понятиями «композиция», «пропорция», «сочетание цветов».

Практика. Выбор персонажей для мультфильма – 5 профессий.Сбор и систематизация материалов о профессиях. Написание рассказа о 5-ти выбранных профессиях. Составление раскадровки мультфильма. Рисование и вырезание персонажей. Изготовление фона. Съемка мультфильма по кадрам в соответствии с раскадровкой. Установка съемочного оборудования. Установка освещения. Элементарные упражнения для улучшения дикции. Проведение кастинга среди желающих записать текст. Запись текста. Установка микрофонов. Монтаж снятых кадров в соответствии с раскадровкой в монтажной программе «Adobe Premiere». Монтаж звука. Запись готового фильма. Просмотр и обсуждение мультфильма. Коллективное обсуждение итогов проекта: выявление достоинств и недостатков проекта.

6.3 Тема: Проект «Мультфильм-лотерея “Весенние праздники”».

Теория.  Распределение на проектные группы. Проведение лотереи по выбору праздника и техники исполнения мультфильма.

 Практика. Сбор материалов о празднике. Написание короткого текста о празднике. Традиции некоторых весенних праздников (Пасха, День Победы, 8 марта, 1 мая). Традиционные символы праздников  и их изображения. Составление раскадровки с учетом эскизов и выбранной техники мультфильма. Изготовление героев и декораций, элементов фона в соответствии с раскадровкой. Съемка мультфильма по кадрам в соответствии с раскадровкой. Запись звука. Монтаж снятых кадров. Просмотр и обсуждение мультфильма. Коллективное обсуждение итогов проекта: выявление достоинств и недостатков проекта.

Итоговая диагностика. Анкетирование-рефлексия «Чему я научился за год». Анализ творческих работ.

1.4 Планируемые результаты

По завершению обучения по программе «Ералаш»  обучающийся будет знать:

виды мультфильмов (по жанру, по метражу, по технике исполнения);

-этапы создания мультфильма;

-название и назначение инструментов и материалов, используемых для создания персонажей, фонов, декораций;

-название и назначение технического оборудования: видеокамера, штатив, монтажный стол, монтажная программа.

обучающийся будет  уметь:

-изготавливать персонажей мультфильмов из пластилина, бумаги и т.п.;

-устанавливать штатив с видеокамерой, проводить съемку под наблюдением педагога;

применять различные виды изобразительного и декоративного творчества

для изготовления фонов, декораций;

-делать простейшую раскадровку с помощью педагога;

использовать средства художественной изобразительности: крупность плана, свет и тень;

озвучивать героев.

По итогам обучения обучающийся будет  владеть:

личностными результатами :

– чувство личной ответственности за качество рабочей информационной среды;

 – способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, проектной, творческой деятельности;

 – чувство гордости и сопричастности к жизни центра;

 – осознание себя членом коллектива объединения;

метапредметными  результатами :

– работа в команде;

– анализ различных точек зрения и выбор правильного пути реализации поставленных задач;

– решение поставленной задачи путём поэтапного планирования;

предметными результатами:

 – основные этапы процесса создания мультфильма;

 – творческие достижения ведущих мастеров анимации;

 – базовые техники мультипликации;

 – устройства и программные средства звукозаписи;

– основные принципы монтажа.

РАЗДЕЛ № 2 Организационно – педагогические условия

2.1 Условия реализации программы

1. Материально – техническое обеспечение:

  учебный кабинет с хорошим освещением и вентиляцией, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий  и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

1. цифровой фотоаппарат;

 2. штатив, на который крепится фотоаппарат; 

3. настольная лампа;

4. компьютер с программой для обработки отснятого материала;

5. подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма); 6. диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма);

6. художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие).

7. флеш карты для записи и хранения материалов;

8. устройство для просмотра мультипликационных фильмов.

9.Мультстанок (специальный стол с несколькими ярусами стекол);

10.Компьютерные программы Adobe Premiere и Adobe After Effect;

11.Видеокамера;

12.Колонки.

Материалы для изготовления персонажей, фонов, декораций:

— пластилин цветной и белый;

-бумага разных видов (цветная односторонняя, цветная двусторонняя, гофрированная, бархатная) и формата (А3, А4);

— картон разных видов (белый, цветной, гофрированный, фольгированный) и формата (А3, А4);

-папки для черчения разного формата (А3, А4);

— клей;

-ткани разных цветов и фактуры, краски гуашевые, акварельные.

Инструменты для изготовления персонажей, фонов, декораций:

стеки для пластилина, стекла размера А3, доски для лепки, ножницы, кисти натуральные и синтетические различных размеров, клейкая бумажная лента, скотч.

Канцелярские принадлежности:

-ручки, карандаши, маркеры, корректоры;

-блокноты, тетради, офисная бумага, клей, ножницы, степлеры; файлы, папки.

2. Учебно – методическое и информационное обеспечение:

— аудио, видео-, фото-, интернет источники,

программа для сборки мультфильмов МультиПульт,

программа Paint.net, Google-презентации, Google-рисунок, Google-документы, программа Фото на Windows,

пакет программ Adobe (Photoshop, Illustrator, After Effects, Animate)

Видеоматериалы (отечественные мультфильмы):

Хитрук Ф. –  «Топтыжка», «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация»;

Норштейн Ю. – «Лиса и Заяц», «Цапля и журавль», «Ежик в тумане», «Сказка сказок»;

Татарский А.  и студия «Пилот» —  «След­ствие ведут колобки»;

Назаров Э. –  «Жил был Пес»;

 Алдашин М. –  «Рождество»;

 Иванов-Вано И.–  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», Мойдодыр»;

 Снежко-Блоцкой А. – «Сказка о золотом петушке», «Кот, который гулял сам по себе»;

  Котеночкин С. –  «Ну, погоди!»

Электронные образовательные ресурсы:

1 Кратко о процессе создания рисованного мультфильма. http://www.diary.ru

2 Клуб сценаристов http://forum.screenwriter.ru

3 Правила работы с фотоаппаратом и штативом http://www.profotovideo.ru

4 Что такое сценарий http://www.kinotime.ru/

5 Раскадровка http://www.kinocafe.ru/

6 Как делают мультфильмы – технология http://ulin.ru/whatshow.htm

7 Мультипликационный Альбом http://myltyashki.com/multiphoto.html

8 http://esivokon.narod.ru/glava01.html — авторский проект Е. Сивоконь «Если вы любите

мультипликацию»

Интернет источники:

 1. Мастер-класс для педагогов «Создание мультфильмов вместе с детьми»

2. Мини-проект «Пластилиновый мультфильм» (педагогический интернет)

3 Проект пластилиновый мультфильм http://www.docme.ru/doc/272791/proekt-plastilinovyjmul._tfil._m

4. «Пластилиновый мультфильм» (Учитель для коллег и родителей ) http://uchitel39.ru/tvorchectvo/proekty/proekt-plastilinovyj-multfilm

6.Создание видеоклипов из цифровых фотографий с помощью программы Windows Movie Maker http://wmm5.narod.ru/

7. Клуб сценаристов http://forum.screenwriter.ru

8. Правила работы с фотоаппаратом и штативом. http://www.profotovideo.ru, http://ru.wikipedia.org

9. Что такое сценарий? http://www.kinotime.ru/

10. Раскадровка. http://www.kinocafe.ru/

11. Мультипликационный Альбом. http://myltyashki.com/multiphoto.html

12. Иткин В. В. Как сделать мультфильм интересным.    http://www.drawmanga;

— нормативно-правовая база;

Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Ералаш» разработана с учетом нормативно – правовой базы  для  дополнительной общеобразовательной программы:

—  Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196; «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

— Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее Концепция);

— Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242);

— Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей и рабочей программах, Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско – юношеский центр» с. Чугуевка (утверждено Приказом МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка от 18 августа 2020г. № 80 – А).

— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила…») (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.

№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

— Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско – юношеский центр» с. Чугуевка Чугуевского района.  

—  Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— список литературы:

1.Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. — Новосибирск, 2011.

2.Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль,  2004;

3.Иткин В.В. Карманная книга мультжюриста. Учебное пособие для начинающих  мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» / В. Иткин. – Новосибирск, 2006;

4. Иткин В.В. «Жизнь за кадром», (методическое пособие), Ново­сибирск, 2008;

5.Иткин, В. Как сделать мультфильм интересным? http://www.drawmanga;

6. 5. Красный, Ю. Е. Мультфильм руками детей : Кн. для учителя / Ю. Е. Красный, Л. И.

Курдюкова. — М. : Просвещение, 1990. — 175 с.;

7.Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – М, 2007;

8. Мультфильмы своими руками. http://veriochen.livejournal.com/121698.html. 9.Мультстудия  Пластилин: лепим из пластилина и снимаем мультфильмы своими руками!/Больгерт Н., Больгерт С.Г., 2012.

10. Почивалов Алексей Викторович Сергеева Юлия Евгеньевна: Пластилиновый мультфильм своими руками. Как оживить фигурки и снять свой собственный мультик, — Издательство: Эксмо, 2015.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

    Реализация программы предусматривает входную диагностику, текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Входная диагностика осуществляется в форме собеседования. Текущий контроль включает формы: опрос и выполнение заданий.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в формах участия в творческих конкурсных мероприятиях.

 Итоговая аттестация проводится в соответствии с Положением о порядке и форме проведения итоговой аттестации в форме зачёта, защиты итоговой творческой работы.

 Основным механизмом выявления результатов воспитания является педагогическое наблюдение. Публичная презентация образовательных результатов программы осуществляется в форме показа созданных мультфильмов.

Контроль освоения обучающимися программы осуществляется в процессе оценивания следующих параметров:

1. Умения и навыки, необходимые для съёмки мультфильма;

2. Практические достижения.

Результативность обучения дифференцируется по уровням: низкий, средний, высокий.

При низком уровне освоения программы обучающийся:

1. При создании мультфильма использует 1-2 предпочитаемые техники;

2. Качественно снял и смонтировал несколько мультфильмов (общим объёмом не менее 3 минут).

При среднем уровне освоения программы обучающийся:

1. Владеет основными анимационными техниками. С помощью педагога может смонтировать анимационный ролик;

 2. Самостоятельно озвучивает собственные проекты. Качественно снял и смонтировал несколько мультфильмов (общим объёмом не менее 5 минут).

При высоком уровне освоения программы обучающийся:

1. Самостоятельно создаёт художественные образы. Свободно владеет изученными анимационными техниками. Монтирует собственный проект самостоятельно;

2. Озвучивает мультфильмы не только своим голосом, но привлекает сверстников озвучивать разные роли. Качественно снял и смонтировал несколько мультфильмов (общим объёмом не менее 6 минут).

 Диагностический комплекс для мониторинга процесса и результатов освоения программы:

1. Анкета-тест для входной диагностики «Что я знаю о мультфильмах».

2. Анкета-тест «Мои успехи» для промежуточной диагностики.

3. Рефлексивный лист для итоговой диагностики «Чему я научился за год». Методическое обеспечение программы

     Программа может быть реализована по отдельным темам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с использованием систем дистанционного обучения.

2.3 Методические материалы

     При реализации программы используются следующие

 методы обучения и воспитания:

— практический,

-теоретический,

-комплексный.

    Результатом обучения станут готовые, самостоятельно созданные мультфильмы путём несложных и общедоступных технологий: покадровой съёмки и элементарного монтажа.

    Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения занятий:

 -метод ассоциаций, который позволяет олицетворять себя с изображаемым героем);

-метод «открытий» — это творческая деятельность которая порождает новую идею;

 -метод проектно – конструкторский предполагает создание произведений изобразительной и декоративно – прикладного искусства;

 -метод анимации — оживление героев.

-приём погружения (погружение в сюжет произведения);

-приём психогимнастики (обучение элементам техники выразительных движений);

 -приём вербализации (озвучивание);

 — чтение художественной литературы;

 -составление творческих рассказов;

-нетрадиционные техники рисования, лепка, аппликация, конструирование.

-педагогические технологии:

При реализации программы используются следующие образовательные технологии: информационно-коммуникационная, проектная, развивающее обучение,

групповая, личностно-ориентированное обучение. Также могут быть использованы дистанционные образовательные технологии.

 — формы организации учебного занятия:

лекции — изложение преподавателем предметной информации;

дискуссии — постановка спорных вопросов с целью отработки умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;

экскурсии, поездки с ознакомительными и информационными задачами;

 туристические походы — выработка спортивных и познавательных навыков, оздоровление;

обучающие игры — моделирование различных жизненных обстоятельств с дидактической целью.

 К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести:

 презентацию — публичное представление определенной темы или предмета;

защиту проекта — обоснование проделанной работы;

круглый стол — неформальное обсуждение выбранной тематики;

мозговой штурм — коллективное решение нестандартных задач;

ролевые игры — предложение стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.

При реализации программы используются следующие образовательные технологии: информационно-коммуникационная, проектная, развивающего обучения, групповая, личностно-ориентированного обучения.

Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом:

*возрастных психологических особенностей учащихся;

*целей и задач образовательной программы;

*специфики предмета и других факторов.

Типы занятий:

· Комбинированные – изложение материала, проверка домашнего задания и пройденного материала, закрепление полученных знаний;

· Подача нового материала;

· Повторение и усвоение пройденного материала – контрольные и проверочные работы, анализ полученных результатов.

· Закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;

· Применение полученных знаний и навыков – прикладная работа ребенка, использующего на практике приобретенных знаний.

Алгоритм учебного занятия:

Организационный момент (2 мин)

Проверка домашнего задания (5 мин).

Усвоение новых знаний и способов действий (до 15 мин)

Физминутка (2 мин)

Закрепление изученного материала на практике ( до 16 мин)

Домашнее задание (1 мин)

Подведение итогов занятия (3 мин)

Этап рефлексии (1 мин)

*перечень дидактических материалов:

*Конспекты занятий автора программы;

*Методические разработки автора программы;

*Раздаточный материал для самостоятельной работы;

*Наглядные пособия

*Инструментарий (материал для работы);

*Электронные ресурсы.

2.4 . Календарно учебный график.

Этапы образовательного процесса1 год
Продолжительность учебного года, неделя36
Количество учебных дней108
Продолжительность учебных периодов1 полугодие15.09.2020- 31.12.2020
2 полугодие12.01.2021- 31.05.2021
Возраст детей, лет8-18
Продолжительность занятия, час3
Режим занятия3 раза/нед
Годовая учебная нагрузка, час324

2.5 Календарный план воспитательной работы

название мероприятияуровеньсроки
 «День открытых дверей»дюцавгуст
 «День района»районныйсентябрь
 Конкурс «Зелёный огонёк – 2021» среди  общеобразовательных организацийрайонныйсентябрь — октябрь
 Конкурс творческих работ, посвященный празднованию Дня тиграрайонныйсентябрь
 Конкурс творческих работ «Земля талантов» среди обучающихся образовательных организацийрайонныйсентябрь — декабрь
 Конкурс работ «Моя родина – Приморье», посвященные образованию Приморского краярайонныйсентябрь — октябрь
 Проведение практических (тактических) учений и инструктажей с обучающимися: — «Как вести себя при антитеррористическом акте»; — «Правила пожарной безопасности»; — «Правила безопасности жизнедеятельности»; — «Правила поведения учащихся в школе»;  — «Правила поведения на дорогах» (заполнение памяток «Безопасный путь домой»).т/осентябрь
  Праздник «День тигра»районныйсентябрь
 Спортивные соревнованият/осентябрь
 Беседа: «Не смейте забывать учителей»т/ооктябрь
 Конкурс – выставка «Национальные куклы Российского государства»районныйоктябрь– ноябрь
 Акция, посвященная международному Дню отказа от куреният/оноябрь
 Спортивно – игровая программа «Веселые старты» между обучающимися т/одюцноябрь
 Акция «Детям дороги безопасности»т/оноябрь
 День матери в России. Декада, посвященная Дню материт/оноябрь
 Всемирный день ребёнкат/оноябрь
 Конкурсы творческих работ Центра организации и проведения Всероссийских конкурсов «УСПЕХ!»всероссийскийноябрь
 Организация и проведение социальной акции по теме: «Внимание дорога!»ДЮЦноябрь
 «Символ нового года»дюцдекабрь
 Новогодний утренникдюцдекабрь
 Конкурс декоративно – прикладного творчества и изобразительного искусства «Радуга талантов»райондекабрь — февраль
 Проведение практических (тактических) учений и инструктажей с обучающимися: — «Как вести себя при антитеррористическом акте»; — «Правила пожарной безопасности»; — «Правила безопасности жизнедеятельности»; — «Правила поведения учащихся в школе»;  — «Правила поведения на дорогах».ТОянварь
 «Зимние забавы»ТОянварь
 Военно-патриотический месячникДЮЦфевраль
 военно-спортивная игра «Зарница» Награждение победителей конкурса «Наследники Великой Победы»Районнаяфевраль
 День защитника ОтечестваТОфевраль
 Конкурс декоративно – прикладного творчества и изобразительного искусства «Радуга талантов»краймарт
 Конкурс творческих работ, посвященный Дню Землирайонмарт
 Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесомДЮЦмарт
 Международный женский деньДЮЦмарт
 «Радуга талантов»краймарт
 Конкурс «Пасха»районныйапрель
 «Твори, выдумывай, дерзай!»межрайонапрель
  Фестиваль «Город мастеров»крайапрель — май
 Психологические игры. Опасности подстерегающие в лесуТОапрель
 День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ. Социально-значимая акция волонтеров «Сохраним лес»районный  апрель
 Экскурсии в музей А.А. ФадееваТОмай
 Единые уроки Победы в образовательных организацияхТОмай
 День победы. Митинграйонныймай
 Организация и проведение социальной акции по теме: «Внимание дорога!»ТОмай
 Международный день семьиТОмай
 «Праздник детства» — праздничная программа, посвященная Международному дню защиты детейрайонныйиюнь

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

использованной при составлении программы

 1.Буйлова, Л.Н. Методические рекомендации по подготовке авторских программ

дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова, А.С. Постников

[Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. –

Режим доступа : http://doto.ucoz.ru/metod/.

2.Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании, Издательство Мозайка-Синтез-М:, 2013.

3.Меженева Л.А. Творчество педагога в системе дополнительного образования. Техническое творчество, декоративно-прикладное творчество — Н.Новгород: ООО Педагогические технологии, 2003.

4.Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О

требованиях к программам дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] /

Дворец творчества детей и молодежи. – В помощь педагогу. – Режим доступа :

http://doto.ucoz.ru/load/7-1-0-13.

5.Программа дополнительного образования детей – основной документ педагога:

Информационно-методический сборник, выпуск №5 / Сост. Н.А. Леоненко, Т.В.

Завьялова, А.В. Кузнецова. – СПб. : Издательство «Ресурсный центр школьного

дополнительного образования», 2010. – 62 с.

6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / Г.К.

Селевко. — М. : Народное образование, 1998. – 256 с.

7.Янушко Е.А. Пластилиновый мир – М.: Мозаика-Синтез, 2010