
РАЗДЕЛ №1. Основные характеристики программы.
1.1 Пояснительная записка.
Со способности удивляться, видеть удивительное в обычных, казалось бы, вещах начинается творчество. Оно находит свое воплощение в искусстве. Искусство — это художественно-эстетическая деятельность человека, направленная на отображение образов окружающего мира посредством слова, звука, изображения. Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелатель-ный гражданин.
Детство представляет собой важнейший период в становлении личности, которое должно быть освещено творчеством, следовательно, искусством. В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к мультипликации.
Актуальность программы заключается в знакомстве обучающихся с основными приёмами и принципами мультипликационного мастерства. Умение анимировать собственные сюжеты и собирать готовые видеопроекты важно в современном виртуальном мире, где формат визуализации идей особенно востребован.
Как правило, просмотр мультипликационных фильмов пользуется большой популярностью у детей младшего и среднего школьного возраста, занимает определенное место в их досуге и оказывает значительное влияние на их воспитание и развитие. В этом возрасте мультфильмы компенсируют и восполняют то, чего по каким-то причинам недостает ребенку для удовлетворения его потребностей в общении, познании, эмоциональных проявлениях. Создание мультфильмов формирует творческие способности школьников и подростков.
Дополнительная общеразвивающая программа «Ералаш» имеет техническую направленность.
Уровни освоения программы:
– стартовый: включает в себя азы мультипликации, знакомство детей с лучшими образцами отечественной мультипликации и первоначальное знакомство с этапами создания мультфильмов.
-базовый: обучающиеся знакомятся с оборудованием – видеокамерой, софитами, штативами, усваивают умения и навыки в правильной установке и использовании техники для создания коротких мультфильмов с использованием стихов, басен, коротких рассказов и т.п.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа «Ералаш» обусловлена тем, что обучающиеся понимают процесс анимации как сложный, многоступенчатый. При создании мультфильма учитывается выполнение задач различного рода, что помогает развитию и формированию активного мышления и планирования. Коллективная работа над созданием общих проектов (мультфильмов) развивает коммуникативные компетенции обучающихся при творческом взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Программа построена на взаимодействии разных видов изобразительного искусства (рисунок, живопись, лепка) и технической деятельности (работа с фото, — видео, — аудио аппаратурой, компьютерной техникой), а для сценарной основы мультфильмов используются общеизвестные сюжеты – песенки, сказки, считалки, небольшие рассказы.
С появлением современных технологий увлекательный мир анимации, казавшийся ранее недоступным и загадочным, широко распахнул двери для всех желающих. У обучающихся появилась возможность познать азы мультипликации и попробовать себя не только в роли режиссёра и сценариста мультфильмов, но и развить творческие способности и умение работать в команде.
Дополнительная общеобразовательная программа «Ералаш» является модифицированной. Идея разработки данной программы возникла из анализа существующих программ, методических пособий, публикаций в профессиональных журналах, специальной литературы по детской мультипликации, из личного опыта педагога. При анализе дополнительных программ по данному виду деятельности можно сделать вывод, что большинство из этих программ.
Адресат программы.
Участвовать в реализации данной образовательной программы могут дети с 9 до 16 лет.
Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований
к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка. Принимаются все желающие дети без конкурсного отбора.
Количество обучающихся в группе: 8-10 человек.
В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок, п.16).
Режим занятий.
Занятия проходят 3 раз в неделю по 3 часа с перерывом 15 минут в конце каждого часа.
Такой режим обусловлен непрерывностью процесса обучения, сменой различных видов деятельности во время занятия – зарисовки эскизов, раскадровки, сочинение сюжета, выполнения работы.
Объем и сроки освоения программы определяются на основании уровня освоения и содержания программы. При определении режима занятий учтены возрастные особенности обучающихся и требования СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Форма обучения.
Основная форма обучения – очная, очно-заочная или заочная.
«Допускается сочетание различных форм получения образования …» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4) — дистанционная, групповая или индивидуально-групповая, индивидуальная.
Возможна организация образовательного процесса в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам.
Объем и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общий объём реализации программы – 324 часа.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы — обучение основам создания мультфильма: от проработки идеи до озвучки и публикации проекта.
Задачи программы:
воспитательные:
– воспитать внимательность, сосредоточенность и заинтересованность в изучаемых предметах;
– сформировать интерес к творческим профессиям;
– воспитывать осознанное выполнение правил по профилю деятельности;
– развивать коммуникативные компетенции: взаимодействие с другими обучающимися и взрослыми, в коллективе, в группе;
– формировать общие этические нормы и повила поведения.
развивающие:
– развить творческие и мыслительные способности;
– сформировать навыки самостоятельной работы и работы в команде;
– содействовать формированию ответственности, целеустремлённости и трудолюбия.
обучающие:
– обучить ключевым приёмам анимации;
– научить работе в графических редакторах на компьютере;
– познакомить с монтажными программами и программами по работе со звуком;
– познакомить с творчеством российских и зарубежных мультипликаторов;
– дать знания об основах мультипликационного искусства;
– расширить знания о процессе создания мультфильмов с помощью программ на смартфонах, планшетах и компьютерах.
получат дальнейшее развитие личностных качеств:
– патриотизм (включающий любовь к своей Родине, народу, гражданственность);
– любознательность (как обобщенная характеристика наличия активного стремления к получению знания);
– ответственность (включающая обязательность, к примеру, в выполнении правил здорового и безопасного образа жизни, организованность, самостоятельность);
– уважение и принятие ценности семьи и общества (умение считаться с мнениями, интересами других людей, толерантность);
– доброжелательность (как высоконравственное качество);
– общительность (включающая коммуникативность и коммуникабельность);
– творческая направленность (стремление к созданию чего-то нового).
1.3 Содержание программы
Учебный план
№ | Название раздела, темы занятия | Количество часов | Форма контроля | |||
всего | Т | П | ||||
Раздел 1. Введение | 6 | 4 | 2 | |||
1.1 | Набор детей. Комплектование групп | 3 | 3 | — | беседа | |
1.2 | Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. История мультипликации в России. | 3 | 1 | 2 | беседа наблюдение Входная диагностика. | |
Раздел 2. Мир мультипликации | 51 | 7 | 44 | |||
2.1 | Основы анимации. | 3 | 1 | 2 | Беседа, тв.работа | |
2.2 | Мультипликация страна волшебников, профессии. | 3 | 1 | 2 | Беседа, тв.работа | |
2.3 | Из чего рождаются сказки? | 3 | 1 | 2 | беседа тв.работа | |
2.4 | Виды анимации: перекладная, объёмная, сыпучая. | 3 | 1 | 2 | беседа тв.работа | |
2.5 | Двигательная проекция. | 3 | 1 | 2 | беседа тв.работа | |
2.6 | Покадровая анимация. Съемка мультфильма. | 18 | 1 | 17 | беседа тв.работа | |
2.7 | Подготовка съёмочной площадки, фона. | 18 | 1 | 17 | беседа тв.работа | |
Раздел 3. Знакомство с анимационной техникой | 6 | 2 | 4 | |||
3.1 | Знакомимся с цифровым фотоаппаратом. | 3 | 1 | 2 | беседа тв.работа | |
3.2 | Знакомство с компьютерной программой для создания мультфильма | 3 | 1 | 2 | беседа тв.работа | |
Раздел 4.Плоская пластилиновая перекладка | 75 | 5 | 70 | |||
4.1 | Мультфильмы в технике плоской перекладки. Что такое перекладка. | 3 | 1 | 2 | беседа тв.работа | |
4.2 | Создание подвижных персонажей | 18 | 1 | 17 | беседа тв.работа | |
4.3 | Анимирование пластилиновых персонажей | 18 | 1 | 17 | беседа тв.работа | |
4.4 | Пластилиновая трансформация | 18 | 1 | 17 | беседа тв.работа | |
4.5 | Создаём название «Ералаш». Заставка в технике перекладка. | 18 | 1 | 17 | беседа тв.работа | |
Раздел 5. Секреты объёмной пластилиновой анимации. | 123 | 13 | 110 | |||
5.1 | Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма. | 3 | 1 | 2 | беседа тв.работа | |
5.2 | Написание сценария. Проработка сценария. Создание эскизов героев, декораций. | 6 | 1 | 5 | беседа тв.работа | |
5.3 | Лепка героев и декораций. | 18 | 1 | 17 | беседа тв.работа | |
5.4 | Поэтапная съемка сцен. Просмотр материала. | 18 | 1 | 17 | беседа тв.работа | |
5.5 | Монтаж. | 9 | 1 | 8 | беседа тв.работа | |
5.6 | Озвучивание мультфильма. | 9 | 1 | 8 | беседа тв.работа | |
5.7 | Выпуск анимационного фильма. | 3 | 1 | 2 | беседа тв.работа | |
5.8 | Русские народные сказки в основе мультфильма. Обсуждение и поиск темы для сюжета. | 3 | 1 | 2 | беседа тв.работа | |
5.9 | Написание сценария. Проработка сценария. Создание эскизов героев, декораций. | 6 | 1 | 5 | беседа тв.работа | |
5.10 | Изготовление героев и декораций. | 18 | 1 | 17 | беседа тв.работа | |
5.11 | Покадровая съёмка сцен. Просмотр материала. | 18 | 1 | 17 | беседа тв.работа | |
5.12 | Озвучивание мультфильма. | 9 | 1 | 8 | беседа тв.работа | |
5.13 | Выпуск анимационного фильма. | 3 | 1 | 2 | беседа тв.работа | |
Раздел 6. Мультпроекты | 36 | 3 | 33 | тв.работа | ||
6.1 | Проект мультфильма «Сказки Земли» в технике пластилиновой анимации. | 9 | 1 | 8 | тв.работа | |
6.2 | Проект мультфильма «Кем мы станем» в технике перекладки. | 9 | 1 | 8 | тв.работа | |
6.3 | Проект «Весенние праздники». Итоговая диагностика. Анкетирование-рефлексия «Чему я научился за год». Анализ творческих работ. | 18 | 1 | 17 | тв.работа | |
Итого | 324 | 32 | 292 | |||
Содержание учебного плана
1. Раздел: Введение в программу
1.1 Тема: Набор детей. Комплектование групп.
Теория: Знакомство с обучающимися. Ознакомление с программой.
1.2 Тема: Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. История мультипликации в России.
Теория: Правила поведения на занятиях, в общественных местах. Инструктаж по технике безопасности. Рассказ об истории анимации и мультипликации.
Практика: Просмотр отрывков из первых анимационных фильмов.
Входная диагностика «Мультфильмы: кто и как их делает».
2. Раздел: Мир мультипликации.
2.1 Тема: Основы анимации.
Теория: Мультипликационная техника. Процесс создания мультфильма. Основные настройки фотоаппарата. Создание образов, подходящих для съёмки. Подготовка съёмочной площадки, фона.
Практика: Зарисовка персонажа, создание подвижных частей для анимации. Установка съёмочного пространства: свет, закрепление фона, штатив, фото устройство. Настройка фотоаппарата.
2.2 Тема: Мультипликация страна волшебников, профессии.
Теория: Рассказ о профессиях мультипликатор. Просмотр презентации по теме. Игра «Отгадай профессию»
2.3 Тема: Из чего рождаются сказки?
Теория. Понятие мультфильма. История появления мультфильмов, первые мультфильмы.
Практика. Просмотр первых мультфильмов (реж. Старевич). Создание простейшего эффекта движения на бумаге.
2.4 Тема: Виды анимации: перекладная, объёмная, сыпучая.
Теория: Создание иллюзии движения за счёт большого количества немного изменённых изображений.
Практика: Подготовка персонажа с отделяющимися конечностями. Прорисовка различных вариантов лица (эмоций).
2.5 Тема: Двигательная проекция.
Теория: Промежуточные фазы между опорными, ключевыми фазами. Творчество российского мультипликатора Юрия Норштейна. Просмотр одного из его мультфильмов. Практика: Выбор персонажа и детальная прорисовка его движения (ходьбы, бега, полёта, прыжка) на разных листах с помощью просветного стола с использованием кальки.
2.6 Тема: Покадровая анимация. Съемка мультфильма.
Теория: Персонаж в движении. Просмотр пластилиновой заставки к серии мультфильмов «Гора самоцветов».
Практика: Съёмка персонажа в движении. Постепенное перекладывание элементов для создания картины движения.
2.7 Тема: Подготовка съёмочной площадки, фона.
Теория: Материалы и оборудование, необходимые для создания мультфильма: пластилин, бумага, краски, фотоаппарат, штатив, компьютер.
Практика: Проба работы с материалами и оборудованием. Съемка фотографий и составление из них слайд-шоу на компьютере.
3. Раздел: Знакомство с анимационной техникой.
3.1 Тема: Знакомимся с цифровым фотоаппаратом.
Теория: Материалы и оборудование, необходимые для создания мультфильма: пластилин, бумага, краски, фотоаппарат, штатив, компьютер.
Практика: Проба работы с материалами и оборудованием. Съемка фотографий и составление из них слайд-шоу на компьютере.
3.2 Тема: Знакомство с компьютерной программой для создания мультфильма.
Теория: Основные техники создания мультфильмов: пластилиновые мультфильмы, кукольные мультфильмы, песочная, рисованная анимация, техника перекладки.
Практика: Отработка основных приёмов каждой техники.
4. Раздел: Плоская пластилиновая перекладка.
4.1 Тема :Мультфильмы в технике плоской перекладки. Что такое перекладка.
Теория: Классика советской мультипликации: мультфильмы «Падал прошлогодний снег» и «Пластилиновая ворона».
Практика: Создание похожих предметов и покадровая съёмка превращения одного в другой.
4.2 Тема: Создание подвижных персонажей.
Теория: Понятие центра тяжести и движения в трёхмерном пространстве.
Практика: Лепка персонажей, способных стоять на поверхности. Закрепление внутренних опор.
4.3 Тема: Анимирование пластилиновых персонажей.
Теория: Различные механизмы анимирования объектов. Просмотр мультфильмов, сделанных в разных техниках.
4.4 Тема: Пластилиновая трансформация.
Теория: Классика советской мультипликации: мультфильмы «Падал прошлогодний снег» и «Пластилиновая ворона».
Практика: Создание похожих предметов и покадровая съёмка превращения одного в другой.
4.5 Тема :Создаём название «Ералаш». Заставка в технике перекладка.
Теория: Все вместе придумываем название, своей мульт-группы. Лепим буквы, которые есть в названии.
Практика: Покадровая съёмка движения букв. Монтаж и наложение звука. Просмотр.
Промежуточная диагностика. Анкетирование-тест «Мои успехи».
5. Раздел: Секреты объёмной пластилиновой анимации.
5.1 Тема: Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма.
Теория: Выбор животного, разработка сюжета мультфильма.
Практика: Просмотр существующих мультфильмов из серии «Трудности жизни животных», созданных в мастерской ранее.
5.2 Тема: Написание сценария. Проработка сценария. Создание эскизов героев,
декораций.
Теория: Разработка эскиза персонажей и декораций.
Практика: Сбор наглядного материала о внешнем виде животного и среды его обитания.
5.3 Тема: Лепка героев и декораций.
Теория: Понятие раскадровки и ее назначения.
Практика: Составление раскадровки мультфильма.
5.4 Тема: Поэтапная съемка сцен. Просмотр материала.
Теория: Способы создания устойчивости объектов из пластилина и картона. Практика. Изготовление персонажей, декораций и всех объектов мультфильма из пластилина, бумаги, картона и т.д. в соответствии с раскадровкой.
Практика: Съемка мультфильма по кадрам в соответствии с раскадровкой. Установка съемочного оборудования: штатив, камера. Установка освещения.
5.5 Тема: Монтаж.
Теория: Интерфейс монтажной программы Adobe Premiere, простейшие функции. Правила звукового оформления фильма. Правила оформления титров.
Практика: Монтаж снятых кадров в соответствии с раскадровкой.
5.6 Тема: Озвучивание мультфильма.
Теория: Монтаж звука.
Практика: Запись готового фильма.
5.7 Тема: Выпуск анимационного фильма.
Теория: Правила просмотра фильма. Правила заполнения зрительских карт.
Практика: Просмотр и обсуждение мультфильма. Заполнение зрительских карт и рефлексивных листов участниками проекта. Коллективное обсуждение итогов проекта: выявление достоинств и недостатков проекта.
5.8 Тема: Русские народные сказки в основе мультфильма. Обсуждение и поиск темы для сюжета.
Практика: Чтение сказок (литературных и авторских) выбранной страны. Выбор 5 понравившихся сказок.
5.9 Тема: Написание сценария. Проработка сценария. Создание эскизов героев,
декораций.
Теория. Основные принципы написания короткой истории.
Практика: Написание краткого переложения 5-ти выбранных сказок.
5.10 Тема: Изготовление героев и декораций.
Практика: Составление списка персонажей. Сбор наглядного материала о внешнем виде персонажей выбранных сказок. Разработка эскиза персонажей и декораций.
5.11 Тема: Покадровая съёмка сцен. Просмотр материала.
Теория: Особенности лепки пластилиновых объектов на плоскости. Способы изготовления фона.
Практика: Составление раскадровки мультфильма и переходов между сценами.. Изготовление персонажей, декораций и всех объектов мультфильма из пластилина на плоскости, бумаги, картона и т.д. в соответствии с раскадровкой. Съемка мультфильма по кадрам в соответствии с раскадровкой и простейшими принципами монтажа. Установка съемочного оборудования. Установка освещения.
5.12. Тема: Озвучивание мультфильма.
Теория: Проведение кастинга среди желающих записать текст. Запись текста с отработкой эмоциональной окраски и расстановки логических акцентов при художественном чтении.
Практика: Монтаж снятых кадров в соответствии с раскадровкой. Монтаж звука. Запись готового фильма.
5.13 Тема: Выпуск анимационного фильма.
Практика: Просмотр и обсуждение мультфильма. Заполнение зрительских карт и рефлексивных листов участниками проекта. Коллективное обсуждение итогов проекта: выявление достоинств и недостатков проекта.
6. Раздел :Мультпроекты.
6.1 Тема: Проект мультфильма «Сказки Земли» в технике пластилиновой анимации на плоскости.
Теория. Понятие мультфильма-коллажа.Выбор сказок для проектирования. Основные принципы написания короткой истории. Особенности лепки пластилиновых объектов на плоскости. Способы изготовления фона.
Практика. Просмотр заставок к мультфильмам «Гора самоцветов». Выбор страны, по чьим сказкам будет создан мультфильм. Чтение сказок (литературных и авторских) выбранной страны. Выбор 5 понравившихся сказок. Написание краткого переложения 5-ти выбранных сказок. Составление списка персонажей. Сбор наглядного материала о внешнем виде персонажей выбранных сказок. Разработка эскиза персонажей и декораций. Составление раскадровки мультфильма и переходов между сценами. Изготовление персонажей, декораций и всех объектов мультфильма из пластилина на плоскости, бумаги, картона и т.д. в соответствии с раскадровкой. Съемка мультфильма по кадрам в соответствии с раскадровкой и простейшими принципами монтажа. Установка съемочного оборудования. Установка освещения. Проведение кастинга среди желающих записать текст. Запись текста с отработкой эмоциональной окраски и расстановки логических акцентов при художественном чтении. Монтаж снятых кадров в соответствии с раскадровкой. Монтаж звука. Запись готового фильма. Просмотр и обсуждение мультфильма. Коллективное обсуждение итогов проекта: выявление достоинств и недостатков проекта.
6.2 Тема: Проект мультфильма «Кем мы станем» в технике перекладки.
Теория. Знакомство с миром профессий.Знакомство с понятиями «композиция», «пропорция», «сочетание цветов».
Практика. Выбор персонажей для мультфильма – 5 профессий.Сбор и систематизация материалов о профессиях. Написание рассказа о 5-ти выбранных профессиях. Составление раскадровки мультфильма. Рисование и вырезание персонажей. Изготовление фона. Съемка мультфильма по кадрам в соответствии с раскадровкой. Установка съемочного оборудования. Установка освещения. Элементарные упражнения для улучшения дикции. Проведение кастинга среди желающих записать текст. Запись текста. Установка микрофонов. Монтаж снятых кадров в соответствии с раскадровкой в монтажной программе «Adobe Premiere». Монтаж звука. Запись готового фильма. Просмотр и обсуждение мультфильма. Коллективное обсуждение итогов проекта: выявление достоинств и недостатков проекта.
6.3 Тема: Проект «Мультфильм-лотерея “Весенние праздники”».
Теория. Распределение на проектные группы. Проведение лотереи по выбору праздника и техники исполнения мультфильма.
Практика. Сбор материалов о празднике. Написание короткого текста о празднике. Традиции некоторых весенних праздников (Пасха, День Победы, 8 марта, 1 мая). Традиционные символы праздников и их изображения. Составление раскадровки с учетом эскизов и выбранной техники мультфильма. Изготовление героев и декораций, элементов фона в соответствии с раскадровкой. Съемка мультфильма по кадрам в соответствии с раскадровкой. Запись звука. Монтаж снятых кадров. Просмотр и обсуждение мультфильма. Коллективное обсуждение итогов проекта: выявление достоинств и недостатков проекта.
Итоговая диагностика. Анкетирование-рефлексия «Чему я научился за год». Анализ творческих работ.
1.4 Планируемые результаты
По завершению обучения по программе «Ералаш» обучающийся будет знать:
—виды мультфильмов (по жанру, по метражу, по технике исполнения);
-этапы создания мультфильма;
-название и назначение инструментов и материалов, используемых для создания персонажей, фонов, декораций;
-название и назначение технического оборудования: видеокамера, штатив, монтажный стол, монтажная программа.
обучающийся будет уметь:
-изготавливать персонажей мультфильмов из пластилина, бумаги и т.п.;
-устанавливать штатив с видеокамерой, проводить съемку под наблюдением педагога;
—применять различные виды изобразительного и декоративного творчества
для изготовления фонов, декораций;
-делать простейшую раскадровку с помощью педагога;
—использовать средства художественной изобразительности: крупность плана, свет и тень;
—озвучивать героев.
По итогам обучения обучающийся будет владеть:
личностными результатами :
– чувство личной ответственности за качество рабочей информационной среды;
– способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, проектной, творческой деятельности;
– чувство гордости и сопричастности к жизни центра;
– осознание себя членом коллектива объединения;
метапредметными результатами :
– работа в команде;
– анализ различных точек зрения и выбор правильного пути реализации поставленных задач;
– решение поставленной задачи путём поэтапного планирования;
предметными результатами:
– основные этапы процесса создания мультфильма;
– творческие достижения ведущих мастеров анимации;
– базовые техники мультипликации;
– устройства и программные средства звукозаписи;
– основные принципы монтажа.
РАЗДЕЛ № 2 Организационно – педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
1. Материально – техническое обеспечение:
учебный кабинет с хорошим освещением и вентиляцией, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
1. цифровой фотоаппарат;
2. штатив, на который крепится фотоаппарат;
3. настольная лампа;
4. компьютер с программой для обработки отснятого материала;
5. подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма); 6. диктофон и микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма);
6. художественные и иные материалы для создания изображений (бумага, краски, кисти, карандаши, фломастеры, ножницы, проволока и другие).
7. флеш карты для записи и хранения материалов;
8. устройство для просмотра мультипликационных фильмов.
9.Мультстанок (специальный стол с несколькими ярусами стекол);
10.Компьютерные программы Adobe Premiere и Adobe After Effect;
11.Видеокамера;
12.Колонки.
Материалы для изготовления персонажей, фонов, декораций:
— пластилин цветной и белый;
-бумага разных видов (цветная односторонняя, цветная двусторонняя, гофрированная, бархатная) и формата (А3, А4);
— картон разных видов (белый, цветной, гофрированный, фольгированный) и формата (А3, А4);
-папки для черчения разного формата (А3, А4);
— клей;
-ткани разных цветов и фактуры, краски гуашевые, акварельные.
Инструменты для изготовления персонажей, фонов, декораций:
стеки для пластилина, стекла размера А3, доски для лепки, ножницы, кисти натуральные и синтетические различных размеров, клейкая бумажная лента, скотч.
Канцелярские принадлежности:
-ручки, карандаши, маркеры, корректоры;
-блокноты, тетради, офисная бумага, клей, ножницы, степлеры; файлы, папки.
2. Учебно – методическое и информационное обеспечение:
— аудио, видео-, фото-, интернет источники,
программа для сборки мультфильмов МультиПульт,
программа Paint.net, Google-презентации, Google-рисунок, Google-документы, программа Фото на Windows,
пакет программ Adobe (Photoshop, Illustrator, After Effects, Animate)
Видеоматериалы (отечественные мультфильмы):
Хитрук Ф. – «Топтыжка», «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация»;
Норштейн Ю. – «Лиса и Заяц», «Цапля и журавль», «Ежик в тумане», «Сказка сказок»;
Татарский А. и студия «Пилот» — «Следствие ведут колобки»;
Назаров Э. – «Жил был Пес»;
Алдашин М. – «Рождество»;
Иванов-Вано И.– «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», Мойдодыр»;
Снежко-Блоцкой А. – «Сказка о золотом петушке», «Кот, который гулял сам по себе»;
Котеночкин С. – «Ну, погоди!»
Электронные образовательные ресурсы:
1 Кратко о процессе создания рисованного мультфильма. http://www.diary.ru
2 Клуб сценаристов http://forum.screenwriter.ru
3 Правила работы с фотоаппаратом и штативом http://www.profotovideo.ru
4 Что такое сценарий http://www.kinotime.ru/
5 Раскадровка http://www.kinocafe.ru/
6 Как делают мультфильмы – технология http://ulin.ru/whatshow.htm
7 Мультипликационный Альбом http://myltyashki.com/multiphoto.html
8 http://esivokon.narod.ru/glava01.html — авторский проект Е. Сивоконь «Если вы любите
мультипликацию»
Интернет источники:
1. Мастер-класс для педагогов «Создание мультфильмов вместе с детьми»
2. Мини-проект «Пластилиновый мультфильм» (педагогический интернет)
3 Проект пластилиновый мультфильм http://www.docme.ru/doc/272791/proekt-plastilinovyjmul._tfil._m
4. «Пластилиновый мультфильм» (Учитель для коллег и родителей ) http://uchitel39.ru/tvorchectvo/proekty/proekt-plastilinovyj-multfilm
6.Создание видеоклипов из цифровых фотографий с помощью программы Windows Movie Maker http://wmm5.narod.ru/
7. Клуб сценаристов http://forum.screenwriter.ru
8. Правила работы с фотоаппаратом и штативом. http://www.profotovideo.ru, http://ru.wikipedia.org
9. Что такое сценарий? http://www.kinotime.ru/
10. Раскадровка. http://www.kinocafe.ru/
11. Мультипликационный Альбом. http://myltyashki.com/multiphoto.html
12. Иткин В. В. Как сделать мультфильм интересным. http://www.drawmanga;
— нормативно-правовая база;
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа «Ералаш» разработана с учетом нормативно – правовой базы для дополнительной общеобразовательной программы:
— Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196; «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
— Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее Концепция);
— Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242);
— Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей и рабочей программах, Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско – юношеский центр» с. Чугуевка (утверждено Приказом МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка от 18 августа 2020г. № 80 – А).
— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила…») (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)
— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
— Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско – юношеский центр» с. Чугуевка Чугуевского района.
— Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— список литературы:
1.Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. — Новосибирск, 2011.
2.Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 2004;
3.Иткин В.В. Карманная книга мультжюриста. Учебное пособие для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» / В. Иткин. – Новосибирск, 2006;
4. Иткин В.В. «Жизнь за кадром», (методическое пособие), Новосибирск, 2008;
5.Иткин, В. Как сделать мультфильм интересным? http://www.drawmanga;
6. 5. Красный, Ю. Е. Мультфильм руками детей : Кн. для учителя / Ю. Е. Красный, Л. И.
Курдюкова. — М. : Просвещение, 1990. — 175 с.;
7.Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Красный Ю.Е. Мультфильм руками детей / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. – М, 2007;
8. Мультфильмы своими руками. http://veriochen.livejournal.com/121698.html. 9.Мультстудия Пластилин: лепим из пластилина и снимаем мультфильмы своими руками!/Больгерт Н., Больгерт С.Г., 2012.
10. Почивалов Алексей Викторович Сергеева Юлия Евгеньевна: Пластилиновый мультфильм своими руками. Как оживить фигурки и снять свой собственный мультик, — Издательство: Эксмо, 2015.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Реализация программы предусматривает входную диагностику, текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Входная диагностика осуществляется в форме собеседования. Текущий контроль включает формы: опрос и выполнение заданий.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в формах участия в творческих конкурсных мероприятиях.
Итоговая аттестация проводится в соответствии с Положением о порядке и форме проведения итоговой аттестации в форме зачёта, защиты итоговой творческой работы.
Основным механизмом выявления результатов воспитания является педагогическое наблюдение. Публичная презентация образовательных результатов программы осуществляется в форме показа созданных мультфильмов.
Контроль освоения обучающимися программы осуществляется в процессе оценивания следующих параметров:
1. Умения и навыки, необходимые для съёмки мультфильма;
2. Практические достижения.
Результативность обучения дифференцируется по уровням: низкий, средний, высокий.
При низком уровне освоения программы обучающийся:
1. При создании мультфильма использует 1-2 предпочитаемые техники;
2. Качественно снял и смонтировал несколько мультфильмов (общим объёмом не менее 3 минут).
При среднем уровне освоения программы обучающийся:
1. Владеет основными анимационными техниками. С помощью педагога может смонтировать анимационный ролик;
2. Самостоятельно озвучивает собственные проекты. Качественно снял и смонтировал несколько мультфильмов (общим объёмом не менее 5 минут).
При высоком уровне освоения программы обучающийся:
1. Самостоятельно создаёт художественные образы. Свободно владеет изученными анимационными техниками. Монтирует собственный проект самостоятельно;
2. Озвучивает мультфильмы не только своим голосом, но привлекает сверстников озвучивать разные роли. Качественно снял и смонтировал несколько мультфильмов (общим объёмом не менее 6 минут).
Диагностический комплекс для мониторинга процесса и результатов освоения программы:
1. Анкета-тест для входной диагностики «Что я знаю о мультфильмах».
2. Анкета-тест «Мои успехи» для промежуточной диагностики.
3. Рефлексивный лист для итоговой диагностики «Чему я научился за год». Методическое обеспечение программы
Программа может быть реализована по отдельным темам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с использованием систем дистанционного обучения.
2.3 Методические материалы
При реализации программы используются следующие
методы обучения и воспитания:
— практический,
-теоретический,
-комплексный.
Результатом обучения станут готовые, самостоятельно созданные мультфильмы путём несложных и общедоступных технологий: покадровой съёмки и элементарного монтажа.
Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения занятий:
-метод ассоциаций, который позволяет олицетворять себя с изображаемым героем);
-метод «открытий» — это творческая деятельность которая порождает новую идею;
-метод проектно – конструкторский предполагает создание произведений изобразительной и декоративно – прикладного искусства;
-метод анимации — оживление героев.
-приём погружения (погружение в сюжет произведения);
-приём психогимнастики (обучение элементам техники выразительных движений);
-приём вербализации (озвучивание);
— чтение художественной литературы;
-составление творческих рассказов;
-нетрадиционные техники рисования, лепка, аппликация, конструирование.
-педагогические технологии:
При реализации программы используются следующие образовательные технологии: информационно-коммуникационная, проектная, развивающее обучение,
групповая, личностно-ориентированное обучение. Также могут быть использованы дистанционные образовательные технологии.
— формы организации учебного занятия:
лекции — изложение преподавателем предметной информации;
дискуссии — постановка спорных вопросов с целью отработки умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
экскурсии, поездки с ознакомительными и информационными задачами;
туристические походы — выработка спортивных и познавательных навыков, оздоровление;
обучающие игры — моделирование различных жизненных обстоятельств с дидактической целью.
К нетрадиционным формам учебных занятий можно отнести:
презентацию — публичное представление определенной темы или предмета;
защиту проекта — обоснование проделанной работы;
круглый стол — неформальное обсуждение выбранной тематики;
мозговой штурм — коллективное решение нестандартных задач;
ролевые игры — предложение стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации.
При реализации программы используются следующие образовательные технологии: информационно-коммуникационная, проектная, развивающего обучения, групповая, личностно-ориентированного обучения.
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом:
*возрастных психологических особенностей учащихся;
*целей и задач образовательной программы;
*специфики предмета и других факторов.
Типы занятий:
· Комбинированные – изложение материала, проверка домашнего задания и пройденного материала, закрепление полученных знаний;
· Подача нового материала;
· Повторение и усвоение пройденного материала – контрольные и проверочные работы, анализ полученных результатов.
· Закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
· Применение полученных знаний и навыков – прикладная работа ребенка, использующего на практике приобретенных знаний.
Алгоритм учебного занятия:
Организационный момент (2 мин)
Проверка домашнего задания (5 мин).
Усвоение новых знаний и способов действий (до 15 мин)
Физминутка (2 мин)
Закрепление изученного материала на практике ( до 16 мин)
Домашнее задание (1 мин)
Подведение итогов занятия (3 мин)
Этап рефлексии (1 мин)
*перечень дидактических материалов:
*Конспекты занятий автора программы;
*Методические разработки автора программы;
*Раздаточный материал для самостоятельной работы;
*Наглядные пособия
*Инструментарий (материал для работы);
*Электронные ресурсы.
2.4 . Календарно учебный график.
Этапы образовательного процесса | 1 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 36 | |
Количество учебных дней | 108 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 15.09.2020- 31.12.2020 |
2 полугодие | 12.01.2021- 31.05.2021 | |
Возраст детей, лет | 8-18 | |
Продолжительность занятия, час | 3 | |
Режим занятия | 3 раза/нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 324 |
2.5 Календарный план воспитательной работы
№ | название мероприятия | уровень | сроки |
«День открытых дверей» | дюц | август | |
«День района» | районный | сентябрь | |
Конкурс «Зелёный огонёк – 2021» среди общеобразовательных организаций | районный | сентябрь — октябрь | |
Конкурс творческих работ, посвященный празднованию Дня тигра | районный | сентябрь | |
Конкурс творческих работ «Земля талантов» среди обучающихся образовательных организаций | районный | сентябрь — декабрь | |
Конкурс работ «Моя родина – Приморье», посвященные образованию Приморского края | районный | сентябрь — октябрь | |
Проведение практических (тактических) учений и инструктажей с обучающимися: — «Как вести себя при антитеррористическом акте»; — «Правила пожарной безопасности»; — «Правила безопасности жизнедеятельности»; — «Правила поведения учащихся в школе»; — «Правила поведения на дорогах» (заполнение памяток «Безопасный путь домой»). | т/о | сентябрь | |
Праздник «День тигра» | районный | сентябрь | |
Спортивные соревнования | т/о | сентябрь | |
Беседа: «Не смейте забывать учителей» | т/о | октябрь | |
Конкурс – выставка «Национальные куклы Российского государства» | районный | октябрь– ноябрь | |
Акция, посвященная международному Дню отказа от курения | т/о | ноябрь | |
Спортивно – игровая программа «Веселые старты» между обучающимися т/о | дюц | ноябрь | |
Акция «Детям дороги безопасности» | т/о | ноябрь | |
День матери в России. Декада, посвященная Дню матери | т/о | ноябрь | |
Всемирный день ребёнка | т/о | ноябрь | |
Конкурсы творческих работ Центра организации и проведения Всероссийских конкурсов «УСПЕХ!» | всероссийский | ноябрь | |
Организация и проведение социальной акции по теме: «Внимание дорога!» | ДЮЦ | ноябрь | |
«Символ нового года» | дюц | декабрь | |
Новогодний утренник | дюц | декабрь | |
Конкурс декоративно – прикладного творчества и изобразительного искусства «Радуга талантов» | район | декабрь — февраль | |
Проведение практических (тактических) учений и инструктажей с обучающимися: — «Как вести себя при антитеррористическом акте»; — «Правила пожарной безопасности»; — «Правила безопасности жизнедеятельности»; — «Правила поведения учащихся в школе»; — «Правила поведения на дорогах». | ТО | январь | |
«Зимние забавы» | ТО | январь | |
Военно-патриотический месячник | ДЮЦ | февраль | |
военно-спортивная игра «Зарница» Награждение победителей конкурса «Наследники Великой Победы» | Районная | февраль | |
День защитника Отечества | ТО | февраль | |
Конкурс декоративно – прикладного творчества и изобразительного искусства «Радуга талантов» | край | март | |
Конкурс творческих работ, посвященный Дню Земли | район | март | |
Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом | ДЮЦ | март | |
Международный женский день | ДЮЦ | март | |
«Радуга талантов» | край | март | |
Конкурс «Пасха» | районный | апрель | |
«Твори, выдумывай, дерзай!» | межрайон | апрель | |
Фестиваль «Город мастеров» | край | апрель — май | |
Психологические игры. Опасности подстерегающие в лесу | ТО | апрель | |
День пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ. Социально-значимая акция волонтеров «Сохраним лес» | районный | апрель | |
Экскурсии в музей А.А. Фадеева | ТО | май | |
Единые уроки Победы в образовательных организациях | ТО | май | |
День победы. Митинг | районный | май | |
Организация и проведение социальной акции по теме: «Внимание дорога!» | ТО | май | |
Международный день семьи | ТО | май | |
«Праздник детства» — праздничная программа, посвященная Международному дню защиты детей | районный | июнь |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
использованной при составлении программы
1.Буйлова, Л.Н. Методические рекомендации по подготовке авторских программ
дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова, А.С. Постников
[Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. –
Режим доступа : http://doto.ucoz.ru/metod/.
2.Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании, Издательство Мозайка-Синтез-М:, 2013.
3.Меженева Л.А. Творчество педагога в системе дополнительного образования. Техническое творчество, декоративно-прикладное творчество — Н.Новгород: ООО Педагогические технологии, 2003.
4.Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О
требованиях к программам дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] /
Дворец творчества детей и молодежи. – В помощь педагогу. – Режим доступа :
http://doto.ucoz.ru/load/7-1-0-13.
5.Программа дополнительного образования детей – основной документ педагога:
Информационно-методический сборник, выпуск №5 / Сост. Н.А. Леоненко, Т.В.
Завьялова, А.В. Кузнецова. – СПб. : Издательство «Ресурсный центр школьного
дополнительного образования», 2010. – 62 с.
6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / Г.К.
Селевко. — М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
7.Янушко Е.А. Пластилиновый мир – М.: Мозаика-Синтез, 2010