МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР» с.  ЧУГУЕВКА

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования

«Джампинг-фитнес» – новая форма проведения занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей»

Составитель Бураева Алина Владиславовна,

педагог дополнительного образования

с.Чугуевка

2021г.

Новой формой занятий по физическому развитию и коррекции осанки у детей является Джампинг-фитнес. Это кардиотренировка на специальных шестиугольных батутах.

Jump, в переводе с английского, означает прыгать. Тренировка проходит на специальном мини-батуте. Прыжковые упражнения способствуют созданию сильного мышечного корсета вокруг позвоночника, укреплению мышц ног, рук и спины, развитию выносливости, ловкости, координации движений, улучшению работы внутренних органов, что особенно важно для детей.

Занятия на батутах улучшают общее самочувствие, повышают эмоциональный тонус, создают оптимальные условия для правильного положения туловища, способствуя улучшению осанки и профилактики ее нарушений. Возможности применения фитнес

технологий широки, диапазон упражнений огромен. Они являются мощным комплексным средством и методом воздействия как в оздоровительном и образовательном, так и в воспитательном направлении развития личности человека.

Мини-батут для джампинга — это уникальный тренажер, представляющий собой металлический каркас и тканевое полотно диаметром 102 см. Полотно выдерживает нагрузку до 120 кг.

Главным преимуществом джампинга является его безопасность и доступность. Батут амортизирует, создавая эффект воды, которая выталкивает. Именно эта особенность снимает напряжение с суставов и поясницы, которые чаще всего страдают во время занятий другими активными видами фитнеса.

Занятия джампингом дают уникальную возможность воздействовать на мышцы спины и позвоночника. Для детей, имеющих проблемы с позвоночником людей – это новая форма занятий распределением акцентов ударной нагрузки: с одной стороны, практически полное ее отсутствие на верхних конечностях, с другой – увеличение роли мышц спины в поддержании равновесия на нестабильной поверхности полотна. Джампинг является лучшим представителем балансировочного оборудования, который помогает развить упругость мышц, гибкость, силу, улучшить координацию движений и осанку.

Упражнения на батуте тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма,

активизируют моторно-висцеральные рефлексы.

Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, невротические синдромы и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани. Батут по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений и как предмет, и как снаряд, и как опора. Это и игрушка для развлечения, и универсальный тренажёр.

Комплексы упражнений на батуте в зависимости поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

  • для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
  • для укрепления мышц брюшного пресса;
  • для укрепления мышц спины и таза;
  • для укрепления мышц ног и свода стопы;
  • для увеличения гибкости и подвижности в суставах;
  • для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
  • для формирования осанки;
  • для развития ловкости и координации движений;
  • для развития чувства ритма и музыкальности;
  • для расслабления и релаксации, как средство профилактики различных заболеваний

(опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).

 В отличие от скучных силовых тренировок в спортзале, джампинг – один из наиболее веселых и позитивных видов фитнеса. Попробуйте хоть раз, и вы сразу же заметите улучшение настроения! Очень удобно, что джампингом можно заниматься не только в спортзале, но и самостоятельно – дома, перед телевизором. Включив веселую музыку, можно выполнять необходимый комплекс упражнений. Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пения в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия.

Большое количество и разнообразие упражнений набатуте требует их упорядочения и,

следовательно, классификации, что, в свою очередь, позволяет разработать наиболее целесообразную последовательность их освоения и применения.

Здоровьесберегающий эффект занятий джампингом на учебно-тренировочных занятиях с детьми:

  • укрепляет сердечную мышцу, улучшает работу по кровоснабжению всех органов тела, нормализует кровяное давление;
  • улучшает работу легких, увеличивает глубину дыхания;
  • улучшает подвижность позвонков, обеспечивает активную
  • деятельность мышц спины, плеч, поясницы, грудной клетки, шеи, живота, рук и ног;
  • разблокирует суставы рук и ног, нормализует их функционирование, устраняет боли в суставах;

повышает тонус центральной нервной системы и вызывает массу положительных эмоций.

  • Нормализует массу тела

Комплексы упражнений составляются и подбираются в зависимости от возраста, физической подготовленности и цели занятий.

Особое внимание следует уделить подбору музыки, так как музыка создает не только радостное настроение, но и активизирует движения. Средствами музыки мы формируем у

детей чувство ритма, учим соотносить движение с ритмом музыки, а также повышаем эмоциональное состояние.

Основные правила при занятиях на джампинге

  1. Опорная ручка устанавливается по росту занимающегося, и должна находиться не выше груди.
  2. Прыжковые упражнения выполняются строго до цветной линии разметки (край полотна).
  3. После выполнения упражнений запрещается ложиться на батут до восстановления пульса.
  4. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными особенностями детей.
  5. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятии.

Этапы освоения джампинга

Подготовительный этап – знакомство.

Цель: дать детям представление о форме и физических свойствах мяча. Необходимо научить ребенка правилам безопасности на батуте.

  1. Важно сформировать у ребенка ощущение центра тяжести: ребенку предлагается встать на батут и выполнить несколько невысоких прыжков.
  2. Вырабатываем правила положения тела на батуте.

а) ноги согнуты в коленях;

б) предплечья лежат на опорной ручке;

в) спина прямая, плечи опущены;

д) таз отклонён назад;

г) за опору не цепляться руками, и не опираться, чтобы не упасть вперед с батутом.

    В этом положении предлагается ребенку произвести легкое надавливание на полотно и совершить движения вниз – вверх. Важно чтобы дети сохраняли исходное положение

Это основные правила, при соблюдении которых ребенку гарантирована безопасность. Если вы научите детей выполнять эти правила, то дальнейшее обучение упражнениям на батуте будет гораздо проще и быстрее.

Второй этап

Цель: научить детей основным исходным положениям

  • Ноги вместе, руки на опорной ручке;
  • Ноги вместе, руки на пояс;
  • Ноги вместе, руки вдоль тела;
  • Ноги вместе, руки вверх;
  • Ноги вместе, руки в стороны;
  • Ноги на ширине плеч, руки на опорной ручке;
  • Ноги на ширине плеч, руки на пояс;
  • Ноги на ширине плеч, руки вдоль тела;
  • Ноги на ширине плеч, руки вверх;
  • Ноги на ширине плеч, руки в стороны
  • Ноги шире плеч, руки на опорной ручке;
  • Ноги шире плеч, руки на пояс;
  • Ноги шире плеч, руки вдоль тела;
  • Ноги шире плеч, руки вверх;
  • Ноги шире плеч, руки в стороны;
  • Стоя на одной ноге, руки на опорной ручке;
  • Стоя на одной ноге, руки на пояс;
  • Стоя на одной ноге, руки вдоль тела;
  • Стоя на одной ноге, руки вверх;
  • Стоя на одной ноге, руки в стороны.

Третий этап

Цель: научить дыхательным упражнениям

Дыхательные упражнения на данном этапе направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнегрудного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

Дыхательные упражнения

Упражнение 1

И.п. – ноги шире плеч, руки внизу

1-4 — вдох, руки вверх,

5-8 – выдох, руки вниз.    

Упражнение 2

И.п. – ноги шире плеч, руки в сторону

1-2 – выдох, приведение провой руки в левую сторону,

3-4 – вдох, И.п.,

5-8 – тоже в другую сторону.

Упражнение 3

И.п. – ноги шире плеч, руки в сторону

1-2 – выдох, приведение прямых рук вперед,

3-4 – вдох, И.п.

Упражнение 4

И.п. – ноги шире плеч, согнуты в коленях, руки в упоре на бедрах, спина прямая.

1-2 – выдох, округляя спину, голова на грудь,

3-4 – вдох, И.п.

Упражнение 5

И.п. – ноги шире плеч, согнуты в коленях, руки в упоре на бедрах, спина прямая.

1-2 – вдох, выгибая спину, голова вперед

3-4 – вдох, И.п.

Четвёртый этап

Цель: научить основным динамическим движениям, соответствующим возможностям детей:

  • ходьба на батуте — вперед, назад, на месте;
  • бег на батуте – на месте, по кругу;
  • прыжки на месте с разным положением ног;
  • прыжки с продвижением по периметру батута.

Пятый этап

Цель: научить детей движению рук, выполнять эти движения в комплексе с прыжками.

Шестой этап

Цель: научить детей выразительно, пластично выполнять упражнения под музыку.

На данном этапе, разучиваемые ранее упражнения объединяются в единый комплекс упражнений на батуте. Вначале дети выполняют его с опорой на показ тренера, а затем самостоятельно.

Упражнение 1 — база

И.п. — ноги шире плеч, руки опущены, опора на всю стопу                       

1 – прыжок вверх,

2 – прыжок вниз

Упражнение 2 – баланс

И.п. — ноги шире плеч, правая на носок, руки опущены.

1 – перенос веса на левую ногу,

2 – И.п.

Упражнение 3 – марш на месте

И.п. — ноги вместе, руки согнуты в локтях.

1 – шаг правой на месте,

2 – шаг левой на месте.

Упражнение 4 – носок

И.п. — ноги вместе, руки согнуты в локтях.

1 – правая нога на носок,

2 – И.п.

3 – левая нога на носок,

4 – И.п.

Упражнение 5 – бит

И.п. — ноги вместе, руки согнуты в локтях.

1 – правая нога вперед на носок,

2 – И.п.,

3 – левая нога вперед на носок,

4 – И.п.

Упражнение 6 – пятка

И.п. — ноги вместе, руки согнуты в локтях.

1 – правая нога вперед на пятку,

2 – И.п.,

3 – левая нога вперед на пятку,

4 – И.п.

Упражнение 7 – открытый шаг

И.п. — ноги шире плеч, руки согнуты в локтях.

1 – правая нога на носок,

2 – И.п.,

3 – левая нога на носок,

4 – И.п.

Упражнение 8 – приставной шаг

И.п. — ноги шире плеч, руки согнуты в локтях.

1 – шаг правой ногой влево,

2 – И.п.,

3 – шаг левой ногой вправо,

4 – И.п.

Упражнение 9 – колено

И.п. — ноги вместе, руки согнуты в локтях.

1 – прыжок на правой, колено вверх

2 – И.п.,

3 – прыжок на левой, колено вверх

4 – И.п.

Упражнение 10 – бит подряд

И.п. — ноги вместе, руки согнуты в локтях.

1-2 – правая нога вперед на носок,

3-4 – И.п.,

5-6 – левая нога вперед на носок,

7-8 – И.п.

Упражнение 11 – пятка подряд

И.п. — ноги вместе, руки согнуты в локтях.

1-2 – правая нога вперед на пятку,

3-4 – И.п.,

5-6 – левая нога вперед на пятку,

7-8 – И.п.

Упражнение 12 – бег

И.п. — ноги вместе, руки согнуты в локтях.

1 – прыжок на правой, колено вверх,

2 – прыжок на левой, колено вверх.

Упражнение 13 – кик

И.п. — ноги вместе, руки согнуты в локтях.

1 – мах правой вперед,

2 – И.п.,

3 – мах левой вперед,

4 – И.п.

Упражнение 14 – захлест

И.п. — ноги вместе, руки согнуты в локтях.

1 – согнуть голень левой ноги,

2 – И.п.,

3 – согнуть голень правой ноги,

4 – И.п.

Упражнение 14 – V — захлест

И.п. — ноги шире плеч, руки на опоре,

1 – согнуть голень левой ноги,

2 – И.п.,

3 – согнуть голень правой ноги,

4 – И.п.

Упражнение 15 – ножницы

И.п. – права впереди, руки согнуты в локтях.

1 – левая впереди,

2 – И.п.,

Упражнение 16 – степ

И.п. — ноги вместе, руки согнуты в локтях.

1 – шаг правой вправо,

2 – И.п.,

3 – шаг левой влево,

4 – И.п.

Упражнение 17 – степ-кросс

И.п. — ноги вместе, руки согнуты в локтях.

1 – шаг правой вправо,

2 – шаг правой скрестно вперед,

3 – шаг правой вправо,

4 – И.п,

5-8 – тоже в другую сторону.

Упражнение 18 – джек

И.п. — ноги вместе, руки согнуты в локтях.

1 – прыжок, ноги врозь,

2 – И.п.

Упражнение 19 – фигура

И.п. — ноги вместе, руки согнуты в локтях.

1 – прыжок, ноги врозь, руки в стороны

2 – прыжок ноги вместе, руки вверх,

3 – тоже, что 2

4 – И.п.

Упражнение 20 – мельница

И.п. — ноги вместе, руки согнуты в локтях.

1 – прыжок ноги врозь, руки через стороны вверх

2 – И.п.

Седьмой этап

Цель: разучивание и выполнение комплексов общеразвивающих упражнений с использованием батута в различных исходных положениях на различные группы мышц.

Упражнения в упоре на батуте

  1. Отведение прямой руки и ноги
  2. Отведение согнутой ноги в стороны
  3. Мах прямой ногой в сторону
  4. Мах согнутой ноги по диагонали
  5. Мах прямой ноги вверх
  6. Мах согнутой ноги вверх
  7. Сгибание-разгибание рук
  8. «Волны» спиной
  9. Сведение лопаток

Упражнения лежа на спине

  1. Пресс различные вариации (прямые скручивания, диагональные, обратные)
  2. Ягодичный мост
  3. Мах прямой ноги вверх

Упражнения лежа на животе

  1. Лодочка — разные вариации (руки шире-уже, ноги шире уже)
  2. Упражнение диагональ
  3. Мах руками в стороны
  4. Мах руками вверх
  5. Руки через стороны вперед-назад
  6. Отведение прямых ног вверх
  7. Отведение прямых ног в стороны
  8. Отведение согнутых ног вверх
  9. Отведение прямых ног в стороны

Упражнения с опорой от края батута

  1. Сед, упор сзади, сгибание разгибание рук
  2. Упор лежа, сгибание разгибание рук
  3. Боковая планка с упором на прямой руке
  4. Боковая планка с упором на согнутой руке
  5. Упор лежа
  6. Упор лежа на согнутых руках
  7. Обратная планка на прямых руках

Упражнения на баланс

Упражнение 1

И.п. – стоя на правой ноге, левая в сторону, руки вправо вверх.

Удерживать положение 8-10 секунд, затем поменять ногу.

Упражнение 2

И.п. – стоя на правой ноге, левая согнута в колене, руки в стороны

Удерживать положение 8-10 секунд, затем поменять ногу.

Упражнение 3

И.п. – стоя на правой ноге, левая согнута в бедре, руки на пояс.

Удерживать положение 8-10 секунд, затем поменять ногу.

Упражнение 4

И.п. – стоя на правой ноге, левая отведена назад, корпус наклонен вперед, руки выпрямлены вперед.

Удерживать положение 8-10 секунд, затем поменять ногу.