Оконовенко В. М. «Бисероплетение»

 

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с.Чугуевка

 

 

Рекомендован

решением методического совета

протокол №_01_от «_25 »августа2016 года

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО ДЮЦ с.Чугуевка

___________А.В. Олейник

« 08_»сентября 2016г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

 

 

«БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»

 

Направленность: художественная

 

                                                   Возраст детей: 7 -14 лет

Срок реализации программы: 3 года

 

 

                               Автор – составитель: педагог дополнительного образования

                                                                     Оконовенко Вера Михайловна

 

 

 

с. Чугуевка 201

 

Пояснительная записка

 

Данная образовательная программа предназначена для внедрения в практику работы с детьми младшего и среднего школьного возраста и нацелена на формирование у обучающихся интереса к декоративно-прикладному творчеству, уважения к народным традициям, направлена на развитие творческих способностей детей.

Предметом изучения является технология рабо­ты с бисером и другими материалами, которая даёт воз­можность узнать историю возникновения бисерного рукоделия. Программа способствует развитию индивидуальных творче­ских способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, позволяет развивать полу­ченные знания и приобретенные исполнительские умения и навыки, научиться анализировать и понимать ценность народной культу­ры, приобщиться к национальному искусству.

Обучающиеся получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (истории, математике, черче­нию, развитию речи, географии) и имеют

связь с другими объединениями, изучающими декоративно-прикладное творчество.

Курс обучения включает в себя несколько направлений плетения на проволоке: прямое низание; параллельное низание; низание «крестиками»; мозаичное плетение; сетчатое плетение; объёмное плетение.  Детям важно попробовать себя в ряде направлений, что позволит найти наиболее близкий ребёнку вид деятельности, где бы он наилучшим образом смог  реализовать свои собственные возможности, а также поддержит интерес к художественному творчеству.

Овладев техникой бисероплетения, учащиеся получат возможность создавать высокохудожественные изде­лия с применением различных техник. Основы художественного ремесла дают богатый разви­вающий потенциал для детей, это не только обучение, но и само­реализация в творчестве, развитие творческих способностей, индивидуальности, расширение кругозора в области бисерного искусства, воспитание с учётом современных условий жизни, семьи, быта, дизайна.

Любые творческие достижения не останутся без внимания. Наиболее интересные работы будут представлены в виде выставки. Такая выставка — важное событие в жизни учащихся, она будет способствовать развитию художественного вкуса, воспитанию  эстетического вкуса, общей культуры, отношения к творчеству, развитию активности, самостоятельности, инициативы, умению  воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображения, гибкости и оригинальности мышления, художественной интуиции.

Именно такую возможность и предоставляет данная образовательная программа, и предназначена для развития творческих способностей детей в различных  видах художественно-эстетической деятельности.

Основная цель образовательного процесса — развитие твор­ческого потенциала личности ребенка.

На этом пути выделяются три уровня:

 

1-й уровень (ознакомительный), срок реализации 1 год — обучающиеся получают первоначальные технологические знания, знакомятся с материалами и инструментами, изготавливают простые изделия, учат­ся конструировать и моделировать из различных материалов. Значительное внимание на этом этапе уделяется развитию на­глядно-образного,   пространственного,   цветового   мышления, композиционного, а также творческих способностей, творческого воображения, самостоятельности, развитие мелкой моторики рук.

2-й уровень (развивающий), срок реализации 1 год — уг­лубляются полученные знания, переход к изготов­лению более объёмных и более трудоёмких работ.

Обучающиеся фантазируют, экспериментируют, более сво­бодно владеют технологией, различными материалами при из­готовлении изделий, совершенствуют ранее полученные знания, что приводит к самовыражению.

3-й уровень (исследовательский), срок реализации 1 год — на этом этапе ребята учатся проектировать, вести научно-исследовательскую работу, ставить перед собой цель и при помощи решения намеченных задач осуществлять ее выполне­ние. Этот этап предусматривает выполнение более сложных техник, учитывается степень сложности обработки материалов. Большое внимание уделяется развитию  самостоятельности.

Образовательный процесс осуществляется при помощи раз­личных методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровожда­ется демонстрацией наглядного материала);
  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • проблемный (ставится проблема, и дети под руководством педагога ищут пути её решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими же и предлагаются способы решения).

 

Актуальность программы

 

Тема ручного труда становится актуальной, ведь современные дети практически не занимаются развитием творческого воображения, не получают определенных конструкторских  навыков.  Кроме того,  ручной труд, особенно  занятия по конструированию, развивает мелкую моторику рук, что связано непосредственно с развитием речи. Занятия рукоделием дают ребенку возможность найти себя и  наиболее полно реали­зовать свои креативные способности.

 

Отличительные особенности программы

Предлагаемая программа отличается от школьного курса инновационными художественными техниками, также позволяет учащимся в достаточно полной мере освоить язык различных видов рукоделия, способствует развитию творческой импровизации воображения, фантазии у детей, даёт возможность разнообразной «пробы сил» в различных видах художественной деятельности, восполняет неизбежные пробелы художественно-эстетического образования в плане приобретения практических навыков. Одновременно способствует лучшему пониманию произведений искусства, повышению общего уровня нравственно-эстетической культуры личности и восприятия мира.

 

Педагогическая целесообразность программы

Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка. Содействуют развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети  имеют возможность реализовать желание что-то создать своими руками.  Художественное творчество пробуждает в них интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

 

Цель программы

Формирование и развитие у обучающихся творческих умений и индивидуальных способностей, воспитание уважения к народному искусству.

 

Задачи

Обучающие:

  • познакомить ребят с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  • научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходи­мыми в работе;
  • обучить технологиям бисерного рукоделия;
  • формировать умение достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.

Воспитательные:

  • формировать устойчивый интерес к декоративно-приклад­ному искусству;
  • создавать творческую атмосферу и устанавливать контакт с воспитанниками, а также с их родителями;
  • воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, от­ветственности;
  • воспитывать уважение к народным культурным ценностям.

Развивающие:

  • создавать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей к творчеству;
  • развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
  • развивать положительные эмоции и волевые качества;
  • развивать моторику рук, глазомер.

 

Возраст учащихся, которым адресована программа.

 

На обучения принимаются дети младшего и среднего школьного возраста.

Возраст детей от 7 до 14 лет.

Принцип набора в группы свободный, с учётом возрастных особенностей детей.

В группах первого года обучения занимается по 15 человек, в группах второго года обучения – по 12 человек, в группах третьего года обучения – по 10 человек.

В каникулярное время продолжительность занятий может увеличиваться до 3 часов.

Формы занятий

 

В проведении занятий используются индивидуальные и коллективные формы работы. Коллективная работа способствует не только разностороннему коммуникативному развитию обучающихся, но и формированию нравственных качеств ребят. Дружно творить – вот что помогает детям получать для себя знания и умения, чувствовать при этом себя единым целым с коллективом.

Распределение обя­занностей и поручения предлагаются таким образом, чтобы статус лично­сти и взаимоотношения между лидером, активистами, исполни­телями, отдельными детьми не был ущемлён.

 

Объём программы

 

На весь период обучения – 648 часов.

 

Срок реализации программы

 

Для достижения цели и ожидаемых результатов данная программа предусматривает 3х-годичный курс обучения.

 

Режим занятий

 

1-й год обучения – 216 часа, 3 раза в неделю по 2 часа с пе­рерывом 15 минут.

2-й год обучения – 216 часа, 3 раза в неделю по 2 часа с пе­рерывом 15 минут.

3-й год обучения – 216 часа, 3 раза в неделю по 2 часа с пе­рерывом 15 минут.

 

Планируемые результаты

 

Планируемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения.

 

Обучающиеся после первого года обучения должны знать:

— историю возникновения бисера; назначение, что принято называть «бисером»;

— правила ТБ на рабочем месте и с инструментами;

— терминологию в области декоративно-прикладного искусства;                                                                                                        — технологию плетения на проволоке;

— технологию поэтапного способа изготовления изделий.                                                                                        

 

Должны уметь:

— работать с инструментами и приспособлениями;

— закреплять и наращивать нить, проволоку;

— моделировать;

— подбирать фон;

— выполнять по технологии плетения на проволоке цветы, насекомых, ягоды;

— работать поэтапным способом;

— изготавливать плоские композиции из бисера;

— изготавливать простые сувениры, плоские панно.

 

Обучающиеся после второго года обучения должны знать:

— народные традиции области бисерного искусства;

— материалы, приспособления, оборудование;

— правила ТБ;

— терминологию в области декоративно-прикладного искусства;

— расход материала;

— технологию плетения на леске, нити, проволоке;

— технологию изготовления объёмных изделий из различных материалов.

 

Должны уметь:

 — пользоваться материалами, инструментами, приспособлениями,;

— изготавливать на капроновой нити изделия в любой технике;

— создавать объёмные изделия из различных материалов;

— использовать в работе нетрадиционные материалы (камни, ракушки, дерево и др.)

— украшать интерьер.

 

Обучающиеся после третьего  года обучения должны знать:

— правила и принципы работы с инструментами, материалами, приспособлениями;

— что собой представляет бисер в современном мире;

— основные способы низания с усложнением;

— способы соединения, наращивания, восстановления, применения изделий из бисера в быту;

— терминологию данного курса обучения.

 

Должны уметь:

— применять необходимые материалы, инструменты, приспособления;

— ориентироваться при выборе материалов из стекла в изготовлении поделок и сувениров;

— применять новейшие способы низания в более сложном варианте;

— восстанавливать поврежденные изделия;

— уметь читать схемы низания, пользоваться учебной литературой;

— вносить самостоятельное решение при выполнении изделий из бисера, доводить до логического завершения;

— уметь проектировать и вести научно-исследовательскую работу;

-давать оценку своей деятельности, доводить до понимания других с использованием новых терминологических выражений данного курса обучения.

 

Способы и формы проверки результатов

 

Формы   подведения   итогов   по   каждому   разделу   программы определяются конкретными учебными и воспитательными задачами.

Результаты будут отслеживаться путем проведения — нулевого, промежуточного и итогового контроля.

 Нулевой этап проводится в течение двух недель, после завершения набора учащихся в учебные группы и оценивает следующие показатели: отношение и интерес к знаниям, определение уровня подготовки учащихся в начале курса обучения, навыки самоорганизации, уровень мотивации.                                                          

Форма проведения тестирование и анкетирование.                                               

Оценка балл.                                                                                            

Промежуточный контроль проводится в конце ноября — начале декабря, выставляется оценка успешности продвижения учащихся, качественная оценка работы по темам, учет знаний, навыков, умений и знание терминологии.                                                                                                      

Форма проведения тестирование, контрольное задание, исследование

самооценки.                                                                                                             

Оценка балл.                                                                                                    

Итоговая аттестация подведение итогов завершающегося года обучения.          Анализ результатов обучения, оценка успешности усвоения программы обучающихся.                                                                                                                 

Сроки проведения апрель-май.                                                                      

Форма проведения контрольное занятие, самостоятельная практическая работа, тестирование, выставка работ декоративно-прикладного творчества –

отчетная.                                                                                                                                            

Также  отслеживание результатов обучения и воспитания будет осуществляться

по специально разработанной методике

«Мониторинг результатов обучения и воспитания по дополнительной образовательной программе».

Полученные результаты заносятся в индивидуальную карту учащегося, где в баллах фиксируются предметные и личностные показатели.

По окончании учебного курса учащиеся получают свидетельство о прохождении полного курса обучения.

Учебно-тематический план  1-ый года обучения              

 

 

 

 

 

 

Наименование                              разделов и тем

 

Всего часов

 

Теоретические занятия

 

Практические занятия

 

Форма контроля

1.

 

Раздел 1.                                  Введение в программу.

2

 

1

 

1

 

1.1.

 

 

 

 

 

 

Тема 1.                                         Вводное занятие. Ознакомление учащихся с содержанием работ и задачами объединения в учебном году. Общие правила ТБ.      

Инструктаж.

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

Раздел 2. История предмета.                       Родословная стеклянной бусинки.

2

                 

 

 

0,3

 

 

1,7

 

 

 

Контрольный опрос.

 

 

2.1.

 

 

 

 

 

Тема 1.                                         История возникновения бисера.                                          Что принято называть бисером.                    Применение бисера. 2

Контрольный опрос.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

Раздел 3.                                Материалы, инструменты и приспособления. Применение.

Правила ТБ.

2

 

 

 

 

 

0,4

                         

 

 

 

1,6

                      

 

Контрольный опрос.

 

 

 

 

4.

 

 

Раздел 4.                                Основные способы низания.                     

14

 

 

0,35

 

 

13,65

 

 

  1.Упражнения для начинающих.                                    

Контрольный опрос.

Контрольное задание.

4.1. Тема 1. Петелька. 2
4.2. Тема 2. Листочек. 2
4.3. Тема 3. Наконечник. 2
4.4. Тема 4. Три петельки. 2
4.5. Тема 5. Цветочек. 2
4.6. Тема 6 Подвеска с рыбкой. 2
4.7. Тема 7. Бантик. 2

5.

 

Раздел 5.  Виды плетения.

180

 

1,4

 

178,6

 

  1.Технология плетения на проволоке.                                                                            40 0,6 39,4 Контрольный опрос. Контрольное задание. Оценка по блоку                                                                                                                                      «Творческая работа».

5.1.

 

Тема 1. Плетение листиков и  лепестков.

12

 

   

5.2.

 

Тема 2. Плетение веточек.

4

 

   

5.3.

 

 

Тема 3. Изготовление изделий на основе низания петельками.

12

 

   

5.4.

 

 

 

Тема 4. Плетение на основе параллельного низания и низания дугами.

4

 

 

 

   

5.5.

 

 

Тема 5. Изготовление изделий на основе низания дугами.

4

 

 

   

5.6.

 

Тема 6. Коралловое низание.

4

 

   
  2.Плетение цветов. 70 0,3 69,7

Контрольный опрос. Контрольное задание.

Оценка по блоку                                                                                                                                      «Творческая работа».

5.7. Тема 7. Плетение цветов. 12    
5.8. Тема 8. Цветы на основе параллельного низания. 28    
5.9. Тема 9.  Цветы на основе низания дугами.                                                                                       30    
   3.Плетение изделий на плоской основе.    56 0,3 55,7

Контрольный опрос. Контрольное задание.

Оценка по блоку                                                                                                                                      «Творческая работа».

5.10.

 

Тема 10.Насекомые и паукообразные.               

40

 

   

5.11.

 

Тема 11.Подводное царство.                                 

16

 

   
  4. Объёмные игрушки. 14 0,2 13,8

Контрольный опрос. Контрольное задание.

Оценка по блоку                                                                                                                                      «Творческая работа».

5.12.

 

 

Тема 12.  Плетение объёмных животных из бисера и бусин. 10    

5.13.

 

 

Тема 13.  Плетение объёмных насекомых из бисера и бусин. 4    

6.

 

Раздел 6.  Подготовка  к выставке.

12

 

0.3

 

11,7

 

6.1.

 

 

 

Тема 1. Выполнение творческого  изделия на выставку декоративно прикладного творчества.                            

Оценка по блоку                                                                                                                                      «Творческая работа».

 

7.

 

 

Раздел 7. Заключительное итоговое занятие.                         

4

 

 

0,3

 

 

3,7

 

 

7.1.

 

Тема 1. Итоговая аттестация.

2

 

   

Тестирование.

 

7.2.

 

 

 

Тема 2. Подведение итогов.

 

 

2

 

 

 

    Контрольный опрос. Контрольное задание.

Всего часов: 216

 

Учебно-тематический план 2-ой год обучения

 

 

 

Наименование                              разделов и тем

 

Всего часов

 

Теоретические занятия

 

Практические занятия

 

Форма контроля

1.

 

Раздел 1.                                   Введение в программу.

2

 

1

 

1

 

1.1.

 

 

Тема 1.                                         Вводное занятие. Ознакомление учащихся с содержанием работ и задачами объединения в учебном году. Общие правила ТБ.

2

 

 

   

Инструктаж.

 

 

2.

 

 

 

 

 

Раздел 2.                                   История предмета. Развитие бисерного производства в России. Использование бисера в народном костюме.

2

 

 

 

 

 

0,3

 

                     

 

1,7

 

 

 

 

 

Контрольный опрос.

 

 

 

 

3.

 

 

 

Раздел 3.                                   Инструменты, материалы и оборудование.

2

 

 

 

0,3

 

 

1,7

 

 

 

3.1

 

 

 

 

Тема 1. Применение инструментов, материалов и оборудования.

Правила ТБ

2

 

 

 

 

Контрольный опрос.

 

 

4.

 

Раздел 4.  Основные способы плетения.

194

 

2,3

 

191,7

 

  1. Плетение «крестиками». 44 1,10 42,9

Контрольный опрос. Контрольное задание.

Оценка по блоку                                                                                                                                      «Творческая работа».

4.1.

 

 

Тема 1. Плетение цепочек «крестиками» одной  и двумя иглами.

4

 

 

4.2.

 

Тема 2. Плетение цепочек «колечками».

2

 

4.3.

 

Тема 3. Плетение цепочек со стеклярусом.

2

 

4.4.

 

Тема 4. Плетение цепочек с бусинами.

2

 

4.5.

 

Тема 5. Плетение цепочек с узором.

2

 

4.6.

 

 

Тема 6. Способы плоского соединения цепочек.

2

 

 

4.7.

 

 

Тема 7. Браслеты из мелких бусин.

 

8

 

 

4.8.

 

 

Тема 8. Наплетение на цепочку одной и двумя иглами.

4

 

 

4.9.

 

 

Тема 9. Плетение полотна «крестиками» одной иглой.

2

 

 

4.10.

 

Тема 10. Плетение полотна с рисунком.

12

 

4.11.

 

Тема 11. Плетение уголка одной иглой.

4

 

  2. Мозаичное плетение. 32 0,5 31,5

Контрольный опрос. Контрольное задание.

Оценка по блоку                                                                                                                                      «Творческая работа».

4.12.

 

 

Тема 12. Плетение цепочки «мозаика» одной  и двумя иглами.

6

 

 

4.13.

 

Тема 13. Плетение изделия с орнаментом.

8

 

4.14.

 

 

Тема 14. Плетение полотна «мозаика» с рисунком.

10

 

 

4.15.

 

Тема 15. Плетение уголка двумя иглами.

4

 

4.16.

 

Тема 16. Плетение по косой острого угла.

4

 

  3. Объёмное плетение. 68 0,4 67,6

Контрольный опрос. Контрольное задание.

Оценка по блоку                                                                                                                                      «Творческая работа».

4.17.

 

Тема 17. Украшения и аксессуары.

38

 

4.18.

 

Тема 18. Объёмные цветочки.

8

 

4.19.

 

Тема 19. Шарики.

 

6

 

4.20.

 

Тема 20. Игрушки из бусин.

16

 

  4. Ткачество.       50 0,3 49,7

Контрольный опрос. Контрольное задание.

Оценка по блоку                                                                                                                                      «Творческая работа».

4.21.

 

 

Тема 21. Изготовление станка двумя вариантами.

6

 

 

4.22.

 

 

Тема 22. Приёмы ткачества бисером одной  и двумя иглами.

8

 

 

4.23.

 

 

Тема 23. Ткачество изделий из бисера на станке.

22

 

 

4.24.

 

Тема 24. Ручное ткачество одной иглой.

14

 

5.

 

 

Раздел 5.  Подготовка  к выставке.

                  

12

 

 

0,3

 

 

11,7

 

 

Оценка по блоку                                                                                                                                      «Творческая работа».

5.1

 

 

 

Тема 1. Выполнение творческого  изделия на выставку декоративно прикладного творчества.      

6.

 

 

Раздел 6. Заключительное

 итоговое занятие.

4

 

 

0,2

 

 

3,8

 

 

6.1.

 

 

 

Тема 1. Подведение итогов.

 

 

2

 

 

 

    Контрольный опрос. Контрольное задание.

6.2.

 

 

Тема 2. Итоговая аттестация.

 

2

 

 

    Тестирование.

                               Всего часов:  216

 

Учебно-тематический план 3-й год обучения

 

 

 

 

 

 

Наименование                              разделов и тем

 

Всего часов

 

Теоре —

тические занятия

 

Практи —

ческие занятия

 

Форма контроля

1.

 

Раздел 1.                                   Введение в программу.

2

 

1

 

1

 

1.1.

 

 

 

 

 

 

Тема 1.                                         Вводное занятие. Ознакомление учащихся с содержанием работ и задачами объединения в учебном году.

Общие правила ТБ.

2

 

 

 

 

 

 

   

Инструктаж.

 

 

 

 

 

 

2.

 

Раздел 2.                                   История предмета.

2

 

0,3

 

1,7

 

Контрольный опрос.

2.1.

 

 

 

Тема 1.  История бисера в России.

Развитие бисерного производства.

2

 

   

3.

 

 

 

Раздел 3.                                   Инструменты, материалы и оборудование.

6

 

 

 

0,3

 

 

5,7

 

 

 

Контрольный опрос.

 

 

3.1

 

 

 

 

Тема 1. Необходимые дополнительные и вспомогательные инструменты и материалы.

2

 

 

 

 

Контрольный опрос. Инструктаж.

 

 

3.2

 

 

 

 

Тема 2.Подготовка к работе.  

 Выбор бисера, подбор бисера по цвету, размеру и форме.

2

 

 

 

 

Контрольный опрос.

 

 

 

3.3

 

 

 

Тема 3.Орнамент.                                     Из истории орнаментов. Способы построения орнаментов.

2

 

 

 

Контрольный опрос. Контрольное задание.

4.

 

 

 

 

 

 

Раздел 4.                                   Вышивка бисером.

 

 

 

                    

 

190

 

 

 

 

4,9

 

 

185,1

 

 

 

 

 

 

Контрольный опрос. Контрольное задание.

Оценка по блоку                                                                                                                                      «Творческая работа».

4.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Счётная вышивка.

 1.Основные приёмы вышивания бисером по канве.

1.Вышивание     горизонтальными параллельными рядами.                          2.Вышивание                               параллельными вертикальными рядами.

4

 

 

 

 

2

 

 

2

 

 

0,20

3,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Художественная вышивка бисером. 1.Основные швы:                                   — одиночными бусинами;                      — шов «вперёд иголку»;                                            — шов «строчной»;                       — шов «стебельчатый»;                           — шов «арочный»;                           — шов «вприкреп».  2.Расположение бисера по форме.                               1.Техника «рисования» бисером, передавая свет и тень.                            

12

 

 

 

2

 

2

 

2

 

 

 

 

6

 

0,4

 

11,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Декоративная вышивка бисером. 1.Нашивание на ткань сплетённых элементов.                                                                            2. Способы пришивания пайеток.         3.Расположение пайеток в орнаменте по одной закрепляя бусинкой.                                      4.Вышивание  пайетками, расположенными в ряд с использованием «строчного» шва».                                                                                       5.Наслаивание пайеток друг на друга и одна за                           другой.

26

 

4

 

4

 

6

 

 

6

 

 

 

 

6

 

0,5

 

25,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4.

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Объёмная вышивка пайетками. 1.Переслаивание бисеринками или накладывание пайеток выпуклой стороной друг к другу.

8

 

8

 

 

 

 

0,4

 

 

 

 

 

 

7,6

 

 

 

 

 

 

4.5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5. Вышивание стеклярусом.    1.Нашивание на ткань швом «вперёд иголку» или «строчным» швом в один или несколько рядов.                              2. Нашивание на ткань швом «полукрест».                                  3. Нашивание на ткань швом в шахматном порядке.

6

 

2

 

 

 

 

2

 

2

0,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.6.

 

 

 

Тема 6. Декорирование края изделия.                   1.Фестончатый край.                                            2.Бахрома.

6

 

4

2

0,25

 

 

 

5,75

 

 

 

4.7.

 

 

 

 

Тема 7. Шитьё по сетке.                                      1.Вышивание одиночными бусинами.

2.Вышивание низками бисера.

18

10

 

8

 

0,20

 

 

 

 

17,8

 

 

 

 

4.8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 8. Вышивка изделий.

1.Привидение, швом «за иголку» — плотными рядами.

2.Аквариумные рыбки, различными швами. 3.Бабочка, швом «за иголку»  плотными рядами по свободному контуру.

28

 

8

 

 

10

 

10

 

 

0,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка по блоку                                                                                                                                      «Творческая работа».

 

 

 

 

 

 

 

 

4.9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 9. Ажурное плетение.         1.Плетение одной нитью.

1.Цепочка «лесенка» и её варианты.                                                                                      2.Цепочка ромбами из стекляруса.                                                                                                                                                                                                                            3.Цепочка ромбами с ровными краями.                                                       4.Цепочка ромбами с большими зубчиками.                                        5.Цепочка «треугольники».

2. Плетение двумя иглами.                              1.Низание восьмёркой. 2.Цепочка ёлочкой. 3.Плетение ажурного полотна одной иглой.

40

 

 

 

 

 

4

 

4

 

4

 

4

 

12

 

2

2

8

 

0,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.10

 

 

 

 

 

 

Тема 10. Плетение изделий.

1.Ажурные браслеты.                     1.Фенечка с орнаментом.                                                                         2.Браслет «Апрель».     3.Браслет «Голубая лента».                                                                                                                                              

8

 

 

4

2

2

0,35

 

 

 

 

 

 

7,65

 

 

 

 

 

 

4.11.

 

 

 

 

 

 

Тема 11. Плетение шнуров.                                                             1.Шнур круглый «мозаика».                                                                                                                                   2.Шнур «спираль».                                                                                                     3.Шнур с квадратным сечением.

34

 

12

 

10                     12

 

1,20

 

 

 

 

 

 

32,8

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

Раздел 5.

Подготовка  к выставке.                  

12

 

 

0,3

 

 

11,7

 

 

5.1

 

 

 

Тема 1. Выполнение творческого  изделия на выставку декоративно прикладного творчества.                             Оценка по блоку                                                                                                                                      «Творческая работа».

6.

 

 

Раздел 6. Заключительное итоговое занятие.                         

4

 

 

0,10

 

 

3,9

 

 

6.1.

 

 

 

Тема 1.

Подведение итогов.

 

 

2

 

 

 

    Контрольный опрос. Контрольное задание.

6.2.

 

Тема 2. Итоговая аттестация.

2

 

   

Тестирование.

 

                             Всего часов:  216

 

 

 

 

Содержание тем программы                                                                                    1-ый год обучения                                                                                                                                

 

Раздел 1. Введение в программу.                                                                                                                                                 

Тема 1. Вводное занятие.

Теория: раскрыть  цели и задачи изучения курса; познакомить с организацией и содержанием занятий; провести инструктаж по ТБ и ПБ.

Практика: систематизировать и разложить необходимый материал для занятий.

Формы контроля: инструктаж.

 

Раздел 2. История предмета.  

 

Тема 1. История возникновения бисера.  Родословная стеклянной бусинки.

Теория: рассказать учащимся об истории возникновения бисера; что принято называть бисером; о применении бисера; об истории украшений, рассказ «Бусинка к бусинке».

Практика:  работа с бисером.

Формы контроля: контрольный опрос.

 

Раздел 3. Материалы, инструменты и приспособления.

 

Тема 3.1. Материалы и инструменты, предназначенные для плетения на проволоке.

Теория: рассказать, что принято называть материалами, инструментами и приспособлениями; применение; правила ТБ.

Практика: подготовка рабочего места; развитие навыков работы с инструментами и материалами.                                                                                                                                       Формы контроля: контрольный опрос; инструктаж.

 

Раздел 4. Основные способы низания.

 

Тема 4.1. —  Тема 7. Упражнения для начинающих.

Теория: познакомить с техникой низания, которая будет использоваться в дальнейшем, как самостоятельное изделие.                                                            

Практика: подготовка рабочего места; плетение на проволоке  простейших деталей с переходом к выполнению более сложных элементов украшений.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Раздел 5.  Виды плетения.                                                                                                    

 

1.Технология плетения на проволоке.

                                                                          

Тема 5.1. Плетение листиков и  лепестков.                                                                                        

Теория: познакомить с техникой параллельного низания для изготовления листиков и лепестков.

Практика: подготовка рабочего места; поэтапное выполнение  листиков и лепестков параллельным низанием по технологической карте.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 5. 2. Плетение веточек.                                           

Теория: познакомить с техникой низания петельками для изготовления листиков и лепестков.

Практика: подготовка рабочего места; поэтапное выполнение  листиков и лепестков низанием «петелька» по схеме, монтаж работы.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 5. 3. Изготовление изделий на основе низания петельками.                      

Теория: особенности работы —  советы и рекомендации по изготовлению.

Практика: подготовка рабочего места; поэтапное самостоятельное выполнение изделия без опоры на технологическую карту.      

Формы контроля: Оценка по блоку «Творческая работа».

 

Тема 5. 4. Плетение на основе параллельного низания и низания дугами.

Теория: познакомить с техникой низания дугами для изготовления листиков и лепестков.

Практика: подготовка рабочего места; поэтапное выполнение  листиков и лепестков низанием «дугами» по технологической карте, монтаж работы.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 5. 5. Изготовление изделий на основе низания дугами.

Теория: особенности работы —  советы и рекомендации по изготовлению.

Практика: подготовка рабочего места; поэтапное самостоятельное выполнение изделия без опоры на технологическую карту.      

Формы контроля: Оценка по блоку «Творческая работа».

 

Тема 5.6.  Коралловое низание.

Теория: познакомить с техникой низания «коралловое» или «игольчатое» для изготовления листиков и веточек.

Практика: подготовка рабочего места; поэтапное выполнение  листиков и веточек «коралловым»  низанием по схеме, монтаж работы.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

2.Плетение цветов.

 

Тема 5.7. Плетение цветов.

Теория: рассказ  «Легенды о цветах»; цветовое и колористическое решение.

Практика: подготовка рабочего места; расчёт материала; поэтапное выполнение цветов из бисера;   монтаж работы.

Формы контроля:  контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 5.8. Цветы на основе параллельного низания.                                                                    

Теория: рассказ  «Легенды о цветах»; цветовое и колористическое решение.

Практика: подготовка рабочего места; расчёт материала;  поэтапное выполнение цветов из бисера;   монтаж работы.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 5.9. Цветы на основе низания дугами.                                                                                                                                                           

Теория: рассказ «Легенды о цветах»; цветовое и колористическое решение.

Практика: подготовка рабочего места; поэтапное выполнение цветов из бисера;   монтаж работы.

Формы контроля: контрольный опрос;  контрольное задание.

 

3.Плетение изделий на плоской основе.

 

Тема 5.10. Насекомые и паукообразные параллельным низанием.               

Теория: познакомить с техникой самого плотного низания;  цветовое и колористическое решение.

Практика: подготовка рабочего места; расчёт материала; поэтапное выполнение деталей изделия; монтаж работы.

Формы контроля: контрольный опрос;  контрольное задание.

 

Тема 5.11. Подводное царство параллельным низанием.               

Теория: демонстрация схем плетения из бисера рыб, звёзд морских и др.;               

рекомендации по подбору бисера, проволоки; особенности работы; расчёт материала; цветовое и колористическое решение.

Практика: подготовка рабочего места; технология выполнения вышеуказанной техники как самого плотного метода низания; поэтапное выполнение деталей изделия;   монтаж работы.

Формы контроля: контрольный опрос;  контрольное задание.

 

  1. Объёмное плетение.

 

Тема 5.12. Плетение объёмных животных из бисера и бусин.

Теория: демонстрация забавных объёмных игрушек из бисера и бусин на основе параллельного низания; «петелек со скруткой».

рекомендации по подбору бисера, проволоки; особенности работы; расчёт материала; цветовое и колористическое решение; схема.

Практика: подготовка рабочего места; поэтапное выполнение деталей изделия;   монтаж работы.

Формы контроля: контрольное задание.

 

Тема 5.12. Плетение объёмных насекомых из бисера и бусин.

Теория: демонстрация объёмных насекомых из бисера и бусин на основе параллельного низания;               

рекомендации по подбору бисера, проволоки; особенности работы; расчёт материала; цветовое и колористическое решение; схема.

Практика: подготовка рабочего места; технология выполнения вышеуказанной техники как самого плотного метода низания; поэтапное выполнение деталей изделия;   монтаж работы.

Формы контроля: контрольное задание.

 

Раздел 6. Подготовка к выставке                                                                           декоративно — прикладного творчества.

 

Тема 6.1. Выполнение работы в различных техниках по индивидуальным эскизам.                                                                                                                                               Теория: познакомить учащихся с ранее выполненными работами, отмеченными на выставках прикладного творчества; показать высокий уровень исполнения, проанализировать работы; выявить интересы каждого ребёнка к конкретному виду творчества;  нацелить учащихся  на создание творческих работ; мотивировать к творческому поиску, формировать позитивный настрой; предоставить возможность для экспериментирования; закрепить умение самостоятельно анализировать схему последовательности действий при создании работ прикладного творчества.

Практика: разработка алгоритма работы; выполнение работы по индивидуальным эскизам, творчески подбирая и используя необходимый материал; проанализировать работы; осуществить отбор композиций на выставку прикладного творчества.

Формы контроля: оценка по блоку «Творческая работа».                                                                                     

 

Тема 6.2. Экскурсия на выставку декоративно — прикладного творчества.

Теория: повышение культурного и образовательного уровня у учащихся; воспитание чувства восприятия красоты произведений декоративно — прикладного творчества.

Практика: выставка работ учащихся; экскурсия на выставку.

Формы контроля: анализ увиденного.

 

Раздел 7. Заключительное итоговое занятие.

 

Тема 7.1. Подведение итогов, анализ и оценка деятельности обучающихся.

Теория: выявить знания и умения, полученные в процессе обучения; показать красоту на примере поделок и изделий, изготовленных руками детей; ознакомить родителей, классных руководителей и одноклассников с достижениями учащихся; закрепить интерес продолжить занятия в творческом объединении; подвести итог работы творческого объединения за год.   

Практика: закрепление полученных знаний, умений и навыков,                                        через самостоятельное выполнение контрольного задания.

Формы контроля: контрольный опрос;  контрольное задание.

 

Тема 7.2. Итоговая аттестация.

Теория: оценка деятельности учащихся.

Практика: закрепление полученных знаний, умений и навыков,                                                              через тестирование.

Формы контроля: тестирование.    

 

Содержание тем программы                                                                                    2-ой год обучения

                                                                                                                                    Раздел 1. Введение в программу.                                                                                                                                                  

 

Тема 1. Вводное занятие.

Теория: раскрыть  цели и задачи изучения курса; познакомить с организацией                              и содержанием занятий; провести инструктаж по ТБ и ПБ.

Практика: систематизировать и разложить необходимый материал для занятий.

Формы контроля: инструктаж.

 

Раздел 2. История предмета.  

 

Тема 1. История развития бисерного производства в России.

Теория: рассказать учащимся об истории возникновения бисера в России;                                             о применении бисера в народном костюме.

Практика: работа с картами «Народные костюмы» с конца 18-го до начала 20-го века.

Формы контроля: контрольный опрос.

 

Раздел 3. Инструменты, материалы и оборудование.

 

Тема 3.1. Применение инструментов, материалов и оборудования.

Теория: рассказать, что принято называть инструментами, материалами,                    и оборудованием; о применении инструментов, материалов и оборудования; правила ТБ.

Практика: подготовка рабочего места; развитие навыков работы с инструментами и материалами.                                                                                                                                       

Формы контроля: контрольный опрос; инструктаж.

 

Раздел 4.  Основные способы плетения.

 

  1. Плетение «крестиками».

 

Тема 4.1. Плетение цепочек «крестиками» одной  и двумя иглами. 

Теория: история плетения «крестиками»; знакомство с одним из самых распространённым способом плетения «крестиками».

Практика: плетение цепочек «крестиками» одной  и двумя иглами.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 4.2. Плетение цепочек «колечками».  

Теория: познакомить с техникой плетения «колечками», применение вида плетения «колечками».

Практика: плетение цепочек «колечками».

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 4.3. Плетение цепочек со стеклярусом.

Теория: знакомство с техникой плетения стеклярусом.

Практика: плетение цепочек со стеклярусом.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 4.4. Плетение цепочек с бусинами.

Теория: знакомство с техникой плетения цепочек с применением бусин.

Практика:  плетение цепочек с бусинами.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 4.5. Плетение цепочек с узором.

Теория: понятие – «основа»; «основа» как важный элемент для плетения цепочек с узором.

Практика: изготовление «основы – кружков», в шахматном порядке для плетения плетение цепочек с узором.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 4.6. Способы плоского соединения цепочек.

Теория: познакомить со способами плоского и объёмного соединения цепочек

Практика: пользуясь способами объёмного соединения цепочек, будем плести очень красивые браслеты из мелких бусин в три варианта с объёмными соединениями.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 4.7. Браслеты из мелких бусин.                                                

Теория: рассказать и научить, как можно сплести очень красивые браслеты из мелких бусин располагая рядами или в шахматном порядке тремя вариантами с объёмными соединениями.

Практика: подготовка рабочего места; плетение браслетов из мелких бусин в три варианта с объёмными соединениями.

Формы контроля: контрольное задание.

 

Тема 4.8. Наплетение на цепочку одной и двумя иглами.

Теория: рассказать и научить, как можно украсить цепочку или соединение между собой цепочки с помощью наплетения одной иглой и двумя иглами.

Практика: подготовка рабочего места; наплетение на цепочку одной и двумя иглами.

Формы контроля: контрольное задание.

 

Тема 4.9. Плетение полотна «крестиками» одной иглой.

Теория: понятие «полотно»; научить плетению полота «крестиками» одной и двумя иглами, двумя способами.

Практика: подготовка рабочего места; плетение полота «крестиками» одной иглой взяв за основу цепочку «колечки»; и двумя иглами с чётным и нечётным числом звеньев.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 4.10. Плетение полотна с рисунком.

Теория: техника плетения полотна с рисунком, с использованием бисера разного цвета, что для этого потребуется.

Практика: подготовка рабочего места; плетение полотна с рисунком,                                          с использованием бисера разного цвета.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 4.11. Плетение уголка одной и двумя иглами.

Теория: техника плетения уголка двумя иглами в два этапа первым и вторым способом; техника плетения уголка одной иглой в два этапа.

Практика: подготовка рабочего места; плетение уголка одной и двумя иглами.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

  1. Мозаичное плетение.

 

Тема 4.12. Плетение цепочки «мозаика» одной  иглой.

Теория: знакомство с техникой мозаичного плетения в одну нить с нечётным количеством бисерин.

Практика: подготовка рабочего места; плетение цепочки «мозаика» одной иглой.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 4.13. Плетение цепочки «мозаика» двумя иглами.

Теория: знакомство с техникой мозаичного плетения с чётным количеством бисерин.

Практика: подготовка рабочего места; плетение цепочки «мозаика» двумя иглами.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 4.14. Плетение полотна «мозаика» с рисунком.

Теория: рассказать, что потребуется для плетения полотна «мозаика» с рисунком, техника плетения полотна «мозаика» с рисунком.

Практика: подготовка рабочего места; плетение полотна «мозаика» с рисунком.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 4.15. Плетение уголка двумя иглами.

Теория: техника плетения уголка различной формы и размеров, с середины, каждый раз уменьшая ширину полотна на одно звено.

Практика: подготовка рабочего места; плетение уголка двумя иглами различной формы и размеров.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 4.16. Плетение по косой.

Теория: научить плетению по косой острого угла с последующим увеличением полотна сверху на одно звено.

Практика: подготовка рабочего места; плетение по косой острого и тупого угла; изготовление листиков и цветов.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

  1. Объёмное плетение.

 

Тема 4.17. Объёмное плетение, украшения и аксессуары.

Теория: знакомство с техникой объёмного плетения; познакомимся с изготовлением жгутов, цветов, и т.д.

Практика: подготовка рабочего места; плетение украшений и аксессуаров.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 4.18. Объёмные цветочки.

Теория: объёмные цветочки при изготовлении колье, брошей, серёжек.

Практика: подготовка рабочего места; объёмное плетение украшений и

аксессуаров.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 4.19. Шарики.

Теория: колье, серёжки, цветы, подвески с использованием шариков.

Практика: подготовка рабочего места; плетение шариков, а на их основе плетение украшений и аксессуаров на трёх, четырёх, пяти, шести бисеринах.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 4.20. Игрушки из бусин.

Теория: объёмные фигурки из бисера и бусин; понятие «фуллерен»;

знакомство с техникой «фуллерен»; объёмные фигурки из бисера и бусин.

Практика: подготовка рабочего места; плетение объёмных игрушек из бисера                                   и бусин.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

  1. Ткачество.

 

Тема 4.21. Ткачество. Изготовление станка.

Теория: Понятие – «Ткачество»; техника бисерного ткачества, знакомство; способы изготовления ткацкого станка.

Практика: подготовка рабочего места; изготовление станка двумя вариантами.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 4.22. Приёмы ткачества бисером.

Теория: знакомство с техникой бисерного ткачества одной  и двумя иглами;

Практика: выполнение  образца бисерного ткачества; ткачество изделий любым из предложенных вариантов.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 4.23. Ткачество одной  и двумя иглами с потайными нитями основы.

Теория: знакомство с техникой ткачества изделий из бисера одной  или двумя иглами с потайными нитями основы.

Практика:  выполнение  изделий из бисера одной  или двумя иглами с потайными нитями основы.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 4.24. Ткачество с резиновыми нитями основы.

Теория: знакомство с техникой ткачества изделий из бисера на станке с резиновыми нитями основы.

Практика: подготовка рабочего места; выполнение работы на станке с резиновыми нитями основы.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Раздел 5.  Подготовка  к выставке.

 

Тема 5.1. Выполнение творческого  изделия на выставку декоративно прикладного творчества.                      

Теория: сообщение   о важном событии в  жизни учащихся — это  изготовление и оформление выставки;

познакомить  с  необходимыми требованиями, которые будут учитываться при оценке их работ.

Практика: осуществление  отбора композиций на выставку прикладного творчества; разработка алгоритма работы; выполнение работы по  индивидуальным эскизам, самостоятельно подбирая материалы для изготовления работы.

Экскурсия на выставку.

Формы контроля: оценка по блоку  «Творческая работа».

 

Раздел 6. Заключительное итоговое занятие.

 

Тема 6.1. Подведение итогов.

Теория: подведение итогов работы за прошедший учебный год.  Анализ и оценка деятельности.

Закрепить интерес  продолжить занятия в творческом объединении.

Практика: выполнение контрольного задания на закрепление знаний, умений                                  и навыков.

Формы контроля: контрольное задание.

 

Тема 6.2. Итоговая аттестация.

Теория: подведение итогов завершающегося года обучения; анализ результатов обучения; оценка успешности усвоения программы учащимися.                                                                                                                 

Практика: контрольное занятие, самостоятельная практическая работа, тестирование, выставка работ декоративно-прикладного творчества –

отчетная.                                                                                                                                           

Формы контроля: тестирование.

 

 

Содержание тем программы                                                                                    3-ий год обучения

 

Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1. Вводное занятие.

Теория: знакомство с планом работы на новый учебный год,

правилами техники безопасности, общими правилами.

Практика: тренинг по правилам пожарной безопасности, правилам поведения                                   и личной гигиены в творческом объединении.

Формы контроля: инструктаж.

 

Раздел 2. История предмета.

 

Тема 1. История бисера в России.

Теория: понятие – «стеклоделие»; секреты изготовления стекла; знакомство                                                              с историей развития бисерного производства в России; использование бисера                           в народном костюме  в России.

Практика: распределение бисера по размеру и цвету; подбор бисера и стекляруса                                   в тон ткани, обыгрывая блеск стекла.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Раздел 3. Инструменты, материалы и оборудование.

 

Тема 1. Необходимые дополнительные и вспомогательные инструменты                                       и материалы.

Теория: познакомить с необходимыми дополнительными и вспомогательными инструментами и материалами для плетения на проволоке.

Практика: тренировочные упражнения с дополнительными и вспомогательными инструментами и материалами.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 2. Подготовка к работе.  

Теория: рабочее место; расход материала.

Практика: работа с описанием и схемой.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 3. Орнамент.

Теория: понятие – «орнамент»;  история орнамента; орнамент в бисероплетении; построения орнамента.

Практика: плетение не сложных изделий с орнаментом.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Раздел 4.  Вышивка бисером.

 

Тема 1. Счётная вышивка.

Теория: основные приёмы вышивания бисером по канве.

Практика: вышивание горизонтальными параллельными рядами; вышивание параллельными вертикальными рядами.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 2. Художественная вышивка бисером.

Теория: основные швы, знакомство.

Практика: вышивание одиночными бусинами; швом «вперёд иголку»; швом «строчной»; швом «стебельчатый»; швом «арочный»; швом «вприкреп».

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 3. Декоративная вышивка бисером.

Теория: декоративная вышивка бисером; нашивание на ткань сплетённых элементов; вышивание  пайетками, с использованием «строчного» шва».

Практика: вышивание бисером и пайетками, с использованием «строчного» шва».                                                                                        Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

 

Тема 4. Объёмная вышивка пайетками.

Теория: объёмная вышивка пайетками и бисером создавая объём,                                                 и с использованием сплетённых элементов.

Практика: вышивание  пайетками, с использованием «строчного» шва»;                                                                                                                                                  переслаивание бисеринками или накладывание пайеток выпуклой стороной  друг                          к другу создавая объём.     

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 5. Вышивание стеклярусом.     

Теория: вышивка стеклярусом тремя способами.

Практика: нашивание на ткань швом «вперёд иголку» или «строчным» швом                            в один или несколько рядов; нашивание на ткань швом «полукрест»                                  и швом в шахматном порядке.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 6. Декорирование края изделия.                  

Теория: декорирование края изделия «фестонами»;  бахромой.

Практика: вышивка края изделия «фестонами»; декорирование края изделия бахромой.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 7. Шитьё по сетке.

Теория: техника шитья по сетке, знакомство.

Практика: вышивание одиночными бусинами и низками бисера.

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 8. Вышивка изделий.

Теория: вышивка изделий одним из способов.

Практика: выполнение работы по индивидуальным эскизам, творчески подбирая необходимые материалы.

Формы контроля: оценка по блоку «Творческая работа».                                                                                     

 

Тема 9. Ажурное плетение.  

Теория: ажурное полотно одной и двумя иглами.

Практика: плетение цепочек «лесенкой»; ромбами с ровными краями; ромбами                             с большими зубчиками; ромбами из стекляруса одной нитью.

Плетение цепочек «восьмёрочкой; «ёлочкой»  двумя иглами;                    

Формы контроля: контрольный опрос; контрольное задание.

 

Тема 10. Плетение изделий.

Теория:  ажурные браслеты, плетение изделий.                    

Практика: плетение различных ажурных браслетов одной и двумя иглами.                    

Формы контроля: оценка по блоку «Творческая работа».        

 

Тема 11. Плетение шнуров.                    

Теория: шнуры, объёмное плетение.

Практика: плетение различных шнуров одной и двумя иглами.                    

Формы контроля: оценка по блоку «Творческая работа».        

 

Раздел 5.  Подготовка  к выставке.

 

Тема 5.1. Выставка декоративно — прикладного творчества.                      

Теория: сообщение   о важном событии в  жизни учащихся — это  изготовление                             и оформление выставки;

познакомить  с  необходимыми требованиями, которые будут учитываться при оценке их работ.

Практика: осуществление  отбора композиций на выставку прикладного творчества; разработка алгоритма работы; выполнение работы по  индивидуальным эскизам, самостоятельно подбирая материалы для изготовления работы.

Экскурсия на выставку.

Формы контроля: оценка по блоку  «Творческая работа».

 

Раздел 6. Заключительное итоговое занятие.

 

Тема 6.1. Подведение итогов.

Теория: подведение итогов работы за прошедший учебный год.  Анализ и оценка деятельности.

Закрепить интерес  продолжить занятия в творческом объединении.

Практика: выполнение контрольного задания на закрепление знаний, умений                                  и навыков.

Формы контроля: контрольное задание.

 

Тема 6.2. Итоговая аттестация.

Теория: подведение итогов завершающегося года обучения; анализ результатов обучения; оценка успешности усвоения программы учащимися.                                                                                                                 

Практика: контрольное занятие, самостоятельная практическая работа,

тестирование, выставка работ декоративно-прикладного творчества – отчетная.                                                                                                                                           

Формы контроля: тестирование.

 

  • ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

 

Методическое обеспечение программы

Работа по данной программе сочетает в процессе вариативной деятельности индивидуальные, групповые и коллективные формы занятий. При этом используются разнообразные формы проведения занятий: рассказ, беседа, демонстрация с помощью обучающих программ или банка личных наработок, лекция, практическая работа с компьютером, самостоятельная работа, творческие задания, конкурсы.

Выбор методов и форм для реализации программы определяется:                                                           — поставленными целями и задачами;

— принципами обучения (от практической деятельности к развитию всех качеств личности;

— возможностями учащихся на данном этапе (возраст, уровень подготовки, мотивации и др.);

— наличием соответствующей материальной базы.

Для реализации программы используются следующие методы:

— развивающего обучения (проблемный, поисковый, творческий);

— дифференцированного обучения (уровневые, индивидуальные задания);

— игровые;

Одними из важнейших методов обучения являются методы стимулирования познавательной деятельности: метод дискуссии, создание ситуации успеха.

Приоритетная технология обучения по программе «Бисероплетение» – метод проектов. Обучающиеся выполняют исследовательские, творческие проекты при завершении тем, а также творческий проект, как итоговую зачетную работу, интегрирующую знания и умения по всему материалу за год.

 

 

 

Условия реализации программы

 

  1. Социальная значимость программы:

— формирование направленности системы образования на поддержку получении дополнительных экономических знаний детей в условиях сетевого взаимодействия школа – дополнительное образование.

  1. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
  2. Психолого-педагогические условия:

— использование практики педагогики сотрудничества, основанной на добровольности участия в деятельности, неформального взаимодействия
детей и взрослых;

— обеспечение системности знаний, регулярной оценки усвоенного
материала.

  1. Материально-техническая база: наличие оборудованного учебного класса, наличие современного компьютерного обеспечения, множительной техники.

 

Список литературы

Литература для педагога                                                                                                        

1.Божко Л. А. «Бисер» изд. «Мартин» 2000г.

2.Ляукина М. «Основы художественного ремесла» Бисер М. «А.С.Т. Пресс» 1999г.

3.Сидорова В. И. «Цветочные фантазии». ОООТД изд. Миг книги 201 I г.

4.Стародуб К. И. Ткаченко Т. Б. «Сказочный мир бисера». Ростов — на — Дону Феникс 2005г.

5.Хворостухина С. А. «Золотая книга женского рукоделия» изд. «Вече»
2002г.

 

Литература для учащихся

1.Гашицкая Р. Левина О. «Вышивка бисером» Ростов н.Д: Издательский дом «Проф -Пресс» 2004 г.

2.Журнал мод «Бисероплетение» М.: ОАО «Журнал мод» 1999 г.

3.Журналы «Валя — Валентина» М.ЮОО Издательский дом «03 А-ПРЕСС» 2005 — 2007г.

4.Журналы «Диана Креатив» М.: ЗАО Издательский дом «Здипресс Конлига» 2005, 2007 г.

5.Ю.Куликова В.Н. «Вышиваем бисером. Новые техники и узоры» М.: ТД Изд. Мир книги» 2006 г. Лэмп Д.

6.«Цветочные фантазии» ЗАО «Издательская группа» КОНТЭНТ 2008 г.

7.Тейлор Т. «Узоры для пасхальных яиц» М.: Издательский дом «Ниола-21 век» 2005 г.

8.Чиотти Д. «Фантазии из бисера» М.: «Издательская группа» КОНТЭНТ 2005 г.

 

Литература для родителей

1.Гуревич П.С. Куда идешь ты, человек? Москва «Знание» 1991 г.

2.Загин Л.В. Иванова В.М. Воспитатели и родители. Москва Просвещение 1982г.                                                                                                                                              3.Машиева В.А. Работа с родителями. Москва Просвещение 1982 г.

4.Макаренко А.С. Книга для родителей. Москва. Изд. Правда 1985г.

5.Сухомлинский В.А. О воспитании. Издательство политической литературы. Москва 1985г.

6.Физическая культура в жизни человека. Ленинград 1986 г.