Бобовников А. Ю. программа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»

 

                                                                                                    «У Т В Е Р Ж Д  А Ю»

                                                                                             Директор МБОУ ДОД ДЮЦ
_______________ А.В. Олейник
«____» ______________ 2014 г.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО  ПЕЙНТБОЛУ

 

Программа рассчитана

 на учащихся с 14 до 17 лет.

Срок реализации программы 3 года.

 

 

Педагог дополнительного образования
ФСО МБОУ ДОД ДЮЦ, Бобовников А.Ю.

 

2014 год

с. Чугуевка

 

Пояснительная записка

Программа по пейнтболу составлена на основе государственной программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Программа разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. №233).

Программа модифицирована для работы с детьми в ФСО МБОУ ДОД ДЮЦ. Она охватывает всю систему подготовки игроков пейнтбола от новичков до спортсменов-разрядников.

В основу учебной программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов.

Данная программа более полно раскрывает как нормативную, так и учебно-методическую части с учетом не только современных тенденций развития техники и тактики игры в пейнтбол, но и с учетом изменившихся правил игры.

1.1. Основополагающие принципы:

— Комплексность — предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

— Преемственность – определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности.

— Вариативность — предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.

1.2. Формирование групп на этапах подготовки:

— Спортивно — оздоровительный этап (СО) — на него зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно — оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и знакомство с основами техники пейнтбола.

— Начальной подготовки (НП) — на него зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие разрешение врача. На этом этапе осуществляется физкультурно — оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники выбранного вида спорта — пейнтбола, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов  для зачисления учебно-тренировочный этап подготовки.

— Учебно-тренировочный этап (УТ).  Группы этапа комплектуются из числа одаренных и способных к спорту детей и подростков, прошедших начальную подготовку и выполнивших нормативные требования по общей физической и специальной подготовке.

Занимающиеся пейнтболом распределяются на учебные группы по возрасту и полу. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим учебно-тренировочной  и соревновательной работы.

Основная идея программы — реализация тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки.

В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей,  а также требований, предъявляемых к подготовке пейнтболистов.

Выполнение задач предусматривает: систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов; регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; просмотр учебных фильмов, видеозаписей, кинокольцовок, кинопрограмм, соревнований квалифицированных игроков в пейнбол; прохождение инструкторской и судейской практики; совершенствование спортивного мастерства учащихся.

Программа составлена для каждого г/о. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий, как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.

Развитие различных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. Поэтому очень важно сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов, что позволяет соотносить степень развития физических качеств в той мере, которая нужна для достижения успеха именно в пейнтболе. Тренеру необходимы знания возрастных особенностей развития юных игроков.

Необходимым условием совершенствования соревновательной деятельности юных игроков в пейнтбол является использование спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего его возрасту и физическому развитию.

Строить подготовку юных игроков необходимо с учетом неравномерного нарастания в процессе развития их физических способностей. В одном возрастном периоде прогрессирует сила, в другом – выносливость и т. д. эти периоды наиболее благоприятны для совершенствования соответствующих двигательных качеств, и тренер должен способствовать их воспитанию, давая нагрузки специальной направленности.

У девочек и мальчиков, а тем более у юношей и девушек, имеются большие различия в становлении физических кондиций.

Юные пейнтболисты во всех возрастах значительно отличаются от юных футболистов по скоростно-силовым показателям. Однако до 14 лет функциональные показатели у тех и других существенных различий не имеют. Различия нарастают с увеличением возраста в пользу юношей.

Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности.

Необходимо стремиться к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов.

На протяжении всего периода обучения в спортивной школе пейнтболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:

— постепенный переход от обучения к приемам игры и тактическим действиям к совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

— планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры;

— переход от обще подготовительных средств к более специализированным для пейнтболиста;

— увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;

— увеличение объема тренировочных нагрузок;

— повышение интенсивности занятий и, следовательно, использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных пейнтболистов.

Цель программы.

Популяризация пейнтбола, приобщение к систематическим занятиям физической культуры и спортом, повышение двигательной активности и уровня физической подготовленности учащихся с целью сохранения и укрепления здоровья.

 

Задачи спортивно-оздоровительного этапа.

  1. Привлечение максимально возможного количества подростков к систематическим занятиям.
  2. Утверждение здорового образа жизни.
  3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
  4. Овладение основами пейнтбола.

 

Задачи этапа начальной подготовки.

  1. Отбор способных к занятиям пейнтболом подростков.
  2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
  3. Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
  4.  Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости, выносливости) для успешного овладения навыками игры.
  5. Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
  6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами пейнтбола.

 

Общие задачи УТ этапа.

  1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).
  2. Совершенствование СФП.
  3. Овладение всеми приемами и групповыми тактическими действиями.
  4. Индивидуализация подготовки.
  5. Воспитание навыков соревновательной деятельности по пейнтболу.

Весь период подготовки на УТ этапе разделить еще на два по некоторой общности задач.

Задачи начальной подготовки

(1-й год для девушек и юношей)

 

  1. Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и специальной тренировочной выносливости.
  2. Обучение приемам игры («школа» техники), совершенствование их в тактических действиях.
  3. Обучение тактическим действиям и совершенствование их в игре.
  4. Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве района.

 

Задачи углубленной специализации

(2-й год для девушек и юношей)

 

  1. Воспитание физических качеств: силы, быстроты, специальной тренировочной и соревновательной выносливости.
  2. Обучение приемам игры, совершенствование их и ранее изученных в условиях, близких к соревновательным.
  3. Обучение индивидуальным и групповым действиям, совершенствование их и ранее изученных в различных комбинациях и системах нападения и защиты.
  4. Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и игрового амплуа юного пейнтболиста.
  5. Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой, во время игры, независимо от ее исхода, проводить комплекс восстановительных мероприятий).

 

 

У Ч Е Б Н О – Т Е М А Т И Ч Е С К И Й  П Л А Н

 

 

п/п

Разделы программы СОГ

Группы начальной

Подготовки

1 год 2 год 3 год

1

 

 

Общая физическая подготовка

 

18

 

 

18

 

2

 

 

Специальная физическая подготовка 54 54

3

 

Техническая подготовка 108 108

4

 

Тактическая подготовка 68 68

5

 

Контрольные нормативы 4 4

6

 

 

 

Участие в соревнованиях по календарному плану

 

 

36

 

36
7 Инструкторская и судейская практика 36

 

36

 

 

 

 

8 Общее количество часов

 

324

 

324

 

 

 

Темы теоретической подготовки

  1. Развитие вида спорта в России и за рубежом
  2. Сведения о строении и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
  3. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим, питание спортсмена.
  4. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи. Спортивный массаж.
  5. Основы техники игры.
  6. Общая и специальная физическая подготовка.
  7. Основы тактики игры.
  8. Правила по пейнтболу.
  9. Морально-волевая подготовка.

 

Нормативы специальной физической подготовленности юных пейнтболистов

 

№ п/п Тесты Возрастные группы
14-15 лет 15-16 лет 16-17 лет

 

1

Бег по «восьмерке» (с) 16,2 14,2 12,2

 

2

Отжимание от пола, раз в минуту 30-40

 

40-50

 

50-60

 

3

Подъем в сед из положения лежа, раз в минуту 22-34

 

35-47

 

48-60

 

4

 

Прыжок в длину с места, см

170-190

 

191-215

 

216-240

 

5

 

Бег, 60м

11,8-10,4

 

10,5-9,9

 

9,85-9,25

 

Физическая подготовка

(для всех возрастных групп)

Контрольные нормативы по ОФП для ГНП

 

Контрольные упражнения (единицы измерения) УТГ 1г/о УТГ 2г/о УТГ 3г/о
Бег 30м (с) 5,0 4,9 4,8
Бег 100м (с) 15,8 15,2 14,6
Бег 3000м (м) 14,29 14,10 13,39
Прыжок в длину с места (см) 188 197 205
Подтягивание на перекладине (раз) 10 12 14
Отжимание в упоре лежа (раз) 45 48 51

 

Приемные нормативы для зачисления на УТ этап

 

Контрольные упражнения (единицы измерения) УТГ 1г/о УТГ 2г/о УТГ 3г/о
Бег 30м (с) 5,0 4,9 4,8
Бег 100м (с) 15,8 15,2 14,6
Бег 3000м (м) 14,29 14,10 13,39
Прыжок в длину с места (см) 188 197 205
Подтягивание на перекладине (раз) 10 12 14
Отжимание в упоре лежа (раз) 45 48 51

 

  1. Строевые упражнения.
  2. Упражнения для рук и плечевого пояса.
  3. Упражнения для ног.
  4. Упражнения для шеи и туловища.
  5. Упражнения для всех групп мышц.
  6. Упражнения для развития силы.
  7. Упражнения для развития быстроты.
  8. Упражнения для развития гибкости.
  9. Упражнения для развития ловкости.
  10. Упражнения типа «полоса препятствий».
  11. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
  12. Упражнения для развития общей выносливости.

 

Специально-подготовительные упражнения.

  1. Упражнения для развития быстроты движения и реакции.
  2. Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения скоростной стрельбы.
  3. Упражнения для развития игровой ловкости.
  4. Упражнения для развития специальной выносливости.

 

Восстановительные мероприятия

Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Это нашло отражение и при организации работы в спортивных школах.

Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса.

     Во избежание травм рекомендуется:

  1. выполнять упражнения только после разминки с достаточным согреванием мышц.
  2. надевать тренировочный костюм в холодную погоду.
  3. не применять скоростные усилия с максимальной интенсивностью в ранние утренние часы.
  4. не бегать продолжительно по асфальту и другим сверхжестким покрытиям.
  5. прекращать нагрузку при появлении болей в мышцах.
  6. применять упражнения на расслабление и массаж.
  7. освоить упражнения на растягивание – «стретчинг».
  8. применять втирания, стимулирующие кровоснабжение мышц, но только по совету врача.

Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия.

Восстановительные средства делятся на четыре группы: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.

     Педагогические средства являются основными. Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.

Специальное психологическое воздействие, обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. В спортивных школах возрастает роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения и т. д. эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов.

Особо важное значение имеет определение психической совместимости спортсменов.

Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.

Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления.

Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.

 

Инструкторская и судейская практика

 

В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.

 

Психологическая подготовка

 

Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.

Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.

Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.

В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.

 

 

Воспитательная работа

 

Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений дополнительного образования.

Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в СОЛ.

На протяжении многолетней спортивной подготовке тренер формирует у занимающихся у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).

Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям.

 

 

П Р О Г Р А М М А

прохождения учебного материала по физической, технической, тактической и теоретической подготовке для СОГ, групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп по пейнтболу.

 

СОГ и ГНП 1 года обучения

 

Общая физическая подготовка.

     Ходьба: на носках, на пятках, высоко поднимая колени, выпадами, в приседе, приставными и скрестными шагами. Различные упражнения для рук при ходьбе.

Бег: на носках, приставными шагами, боком и спиной вперед, скрестный бег, челночный бег, бег с мгновенной остановкой, бег по ломаной линии, бег по треугольнику с перехватом маркера, бег от укрытия к укрытию с фиксацией положения для стрельбы.

     Гимнастические упражнения: упражнения для рук, ног, шеи, туловища на месте и в движении для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, подвижности суставов, координации движений. Упражнение на расслабление, упражнение для формирования правильной осанки. Упражнения с маркерами для развития мышц и кистей рук.

Прыжки: с места в длину и высоту, прыжки с разбега в длину и высоту, с отягощениями, прыжки вперед «лягушкой», прыжки вверх «кенгуру», прыжки через скамью.

Упражнения для выработки скоростной выносливости: частый бег на месте, смена положения ног вперед-назад, через скамью, челночный бег.

 

Специальная физическая подготовка.

Правильное удерживание маркера: создание навыков правильного удержания маркера для правильного (точного) ведения стрельбы и наименьшего уставания кистей рук.

Основная стойка: На разбежке, при ведении стрельбы из-за укрытия (слева стоя, слева сидя, справа стоя, справа сидя).

Основная стойка в движении: при стрельбе прямо, при стрельбе влево, при стрельбе вправо.

       Перемещение по площадке: 3 мин., 5 мин., 7 минут.

Стрельба по мишеням: контроль за траекторией полета шара, стрельба стоя, стрельба с колена.

 

Техника.

 

  1. Обучение требованиям безопасности при игре в пейнтбол.
  2. Обучение правильному хвату маркера.
  3. Обучение правильной стойке игрока в пейнтболе.
  4. Обучение правильному выходу из-за укрытия (справа, слева, стоя, с колена)
  5. Обучение правильному перехвату маркера при смене стороны стрельбы (слева, справа).
  6. Обучение основам и правилам стрельбы с разных позиций.
  7. Обучение правильным действиям игрока при разбежке (на старте), (в зависимости от игровой роли)
  8. Обучение правильному передвижению по игровой площадке.
  9. Обучение коммуникации (передачи информации) в игре.
  10. Обучение тактике совместных действий в игре.
  11. Знакомство с правилами игры.
  12.  Судейство соревнований.

 

ГНП  2 и 3 годов обучения

 

  1. Обучение требованиям безопасности при игре в пейнтбол.
  2. Обучение подкату (вхождение за укрытие).
  3. Обучение правильному выходу из-за различных укрытий (справа, слева, стоя, с колена)
  4. Обучение правильному перехвату маркера в движении (вперед, слева, справа).
  5. Обучение основам и правилам стрельбы по мишени двигаясь по треугольнику.
  6. Обучение правильным действиям игрока при разбежке (на старте), (в зависимости от игровой роли)
  7. Обучение правильному передвижению по игровой площадке.
  8. Обучение коммуникации (передачи информации) в игре.
  9. Обучение тактике совместных действий в игре (одиночная, парная, тройкой).
  10. Знакомство с правилами игры.
  11.  Судейство соревнований.
  12. Инструкторская  практика: (организация и проведение разминки).

 

 

УТГ 1, 2 и 3-го года обучения

 

Ходьба: разделенный шаг, приставной.

Гимнастические упражнения на месте и в движении, вращение тела.

Бег: рывками, с изменением направления.

Упражнения для выработки скоростной выносливости.

Упражнения для развития реакции.

Подвижные игры с элементами пейнтбола.

Классификация игроков в пейнтбол.

Биомеханика основных приемов техники пейнтбола.

Совершенствование техники перемещения по игровой площадке.

Развитие наблюдательности у пейнтболистов.

Обманные действия в игре.

Совершенствование точности выполнения стрельбы из-за укрытия.

Совершенствование точности выполнения стрельбы из-за укрытия на два, три игрока противника.

Совершенствование в обманных действий в игре.

Тактика спортивного и тактического пейнтбола.

Одиночные игры со сменой партнеров.

 

Судейская практика: оформление результатов, обязанности судей в поле (на игровой площадке), на линиях, при разбежке.

 

Инструкторская практика: проведение разминки, показ выполнения входа из-за укрытия, помощь руководителю при проведении занятий.

 

Сдача зачетов и нормативов