Бородин В. П. «Волейбол»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей

«Детско – юношеский центр» с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края

 

 

 

 Рассмотрено на                                                                             Утверждена приказом

заседании методического                                                                     директора МБОУ ДОД ДЮЦ

объединения

Протокол №___от___________                                                 приказ№______от_____________

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

«Волейбол»

Возраст детей   13 — 17 лет

 

 

 

                                                                                      Педагог дополнительного образования

                                                             Бородин Виктор Павлович

                                                                          Срок реализации программы 2 года

 

 

с. Чугуевка

2012

                                              Пояснительная записка.

Программа «Волейбол» является модифицированной , составлена на основе  курса обучения игре  в волейбол, на основе комплексной программы физического воспитания, город Москва «Просвещение» 2009 год под редакцией В.И.Ляха, раздела внеклассная работа. Предметная линия учебников Виленского, В.И.Ляха. Образовательная программа “Баскетбол” имеет физкультурно-спортивную направленность.                                                                                                                                                В ней сделан акцент на игре, чтобы привлечь интерес школьников. Спортивные игры, особенно волейбол, предоставляют уникальные возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания детей: развития познавательных процессов, выработки воли и характера, воспитание чувства коллективизма.                                                                                           В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся.                                                                                                                           Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами                                                                                                                                   -доступность игры любого возраста;                                                                                                                             — возможностью его использования  для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодежи;                                                                                                                      — простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.                              Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся:                                                                           — чувства коллективизма                                                                                                                                    – настойчивости, решительности, целеустремленности;                                                                               — внимания и быстроты мышления;                                                                                                  — способности управлять своими эмоциями;- совершенствованию основных физических качеств.                                                                                                                                                 Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий.  Программа предусматривает распределение учебно-тренировочного материала по годам обучения.                                                                                                                                                — учебно-тренировочные группы первого и второго года обучения (13-17 лет) Программа рассчитана на изучение, закрепление, совершенствование полученных навыков и освоение более глубоких приемов в течение двух летнего обучения, по следующим разделам:                                                                                                                                      1. Общие основы волейбола. 2. Изучение и обучение основам техники волейбола.              3. Изучение и обучение основам тактики игры. 4. Основы физической подготовки в волейболе. 5. Воспитание физических качеств занимающихся волейболом.               Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
В зависимости от индивидуальных возможностей учебной группы или при
невозможности провести  занятия по объективным причинам (болезни,
каникулы или др. уважительные причины) педагог  может по своему
усмотрению изменять порядок различных тем внутри учебного плана, или
добавлять занятия в другие дни взамен пропущенных.
Можно также исключать некоторые занятия или заменить на другие, которые хуже усваиваются.

Новизна программы программы «волейбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения, а также заключается в нетрадиционном подходе к проведению занятий (т.е. осуществление работы сразу по нескольким видам деятельности, использования метода освоения сложных элементов волейбола, опережающего развития физических качеств по отношению к  специальной подготовке волейболистов).   Наиболее интересной и физически разносторонней является игра волейбол, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребенка (общительность, воля, целеустремленность, умение работать в команде).                                                                                                                                     Актуальность программы:В современном спорте волейбол вышел на мировую арену, и уровень соревнований неизмеримо возрос,  возросла необходимость использования  передовых технологий науки и научных разработок, для перспектив развития волейбола. Главной целью данной программы являются новации в повышении заинтересованности обучающихся, усиление их мотивации, а также обеспечение реального индивидуального подхода, что позволит обеспечить высокую оздоровительную эффективность организованных форм физической активности. Главное для педагога, сформировать и развить у детей интереса к занятиям волейболом и не менять в дальнейшем этот вид спорта на другой. Интерес же к занятиям волейболом определяется степенью сознательного проявления двигательной активности обучающихся.                                       Волейбол —  это не только один из наиболее увлекательных, массовых видов спорта. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать. Мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силою и ловкостью и выносливостью.                                     Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательных систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов,  увеличивают силу и эластичность  мышц. Всё это демонстрируется  и рассказывается родителям на родительском собрании при наборе детей в группу СОГ.                                                 Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умение пользоваться приобретенными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.  Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч. Самое главное  в этой программе, нет для детей постоянных циклических упражнений, а только упражнения в движении, эстафеты, подвижные игры, упражнения с мячом, и т.д., это те средства,  которые  помогают в этом возрасте  любить и охотно заниматься красивым видом спорта – ВОЛЕЙБОЛ.

                                    Цели и задачи программы                                                               цели. Для всестороннего развития личности необходимо школьником: — овладеть основами физической культуры;                                                                                                                     — приобретение крепкого здоровья;                                                                                                             — развить двигательные качества (силу, выносливость, гибкость, координированные движения, быстроту реакции);                                                                                                                                           — развить чувства ритма и такта, привить любовь к спорту.  Для решения этой цели обеспечиваются следующие задачи:                                                                             1.Оздоровительные:                                                                                                                                       — выработка устойчивости организма к неблагоприятным условиям среды;                                                                       — способствовать укреплению здоровья;                                                                                       — содействие гармоничному физическому развитию;                                                                                      — развитию двигательных способностей;                                                                                                                                   — всестороннее воспитание двигательных качеств;                                                                                                        — укрепление сердечнососудистой  и дыхательной системы.                                                                        2. Образовательные:                                                                                                                                                     — обучить жизненно  важным двигательным умениям и навыкам;                                                                                  — развить необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость)                                                                                                        – обучить правильному выполнению упражнений.                                                                    3. Воспитательные:                                                                                                                                           — выполнение сознательных двигательных действий;                                                                           — любовь к спорту;                                                                                                                                                                    — чувство ответственности за себя, а также волю, смелость, активность;                                                                          — воспитанию нравственных и волевых качеств;                                                                                         — устранение вредных привычек.                                                                               Непосредственными условиями выполнения этих задач является, целенаправленная подготовка учащихся: привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом,. Основной принцип работы отделения по волейболу — выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.                                                                                                                      Основной целью занятий, работы в учебно-тренировочных группах является:              дальнейшая технико-тактическая подготовка юных волейболистов, а также знакомство с игровой специализацией по функциям игроков.                                                                                             В процессе занятий в учебно-тренировочных группах решаются задачи:                                                   -укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;                                                               -содействие правильному физическому развитию детей и подростков;                                                      -повышение общей физической подготовленности;                                                                          -развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;                                                                                                                                      -дальнейшее изучение и совершенствование основ техники и тактики игры;                        -приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований;                                                                                                                                                   -подготовка и выполнение нормативных требований по видам подготовки.                                 Цель занятий:                                                                                                                                                   — формирование интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация игры в волейбол, пропаганда ЗОЖ.                                                  — укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;                                                                       — обучение учащихся жизненно- важным двигательным навыкам и умениям;                                      — теоретическое и практическое обучение игре в волейбол;                                                                                                                                          — формирование сборной команды по волейболу, приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на районных соревнованиях,                                                                                                                                          Задача занятий:                                                                                                                                                  -овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;                                                   -развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые качества, выносливость.                                                                      — воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость и волю, дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы,                                                                                                                                               -воспитывать у учащихся волевые качества: смелость, решительность, настойчивость;                                 — учить детей проявлять свои волевые усилия, чтобы побороть неуверенность в себе, а иногда и боязнь.                                                                                                                                         -участвовать в спартакиаде,  в районных и краевых  соревнованиях по волейболу;     Формы и режим занятий                                                                                                                                 При наличии достаточного уровня подготовки и соответствующего возраста, подросток может подключиться к занятиям в учебно-тренировочных группах, минуя группы начальной подготовки. Занятия  могут посещать все желающие при согласии родителей и и допущенные школьным врачом к занятиям физической культурой, подтверждающего отсутствие противопоказаний к занятиям этим видом спорта.. В дальнейшем они проходят медицинский контроль 2 раза в год.                                                                                                        Два раза в год (декабрь, май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей, специальной физической и технической подготовке.                                         Место проведения занятий и  количество занятий в неделю определяется тренером на основании учебного плана.                                                                                                            Программа отделения «волейбол» адресована: детям – подросткам, обучающимся в МБОУ ДОД ДЮЦ  непосредственно с учащимися из  МКОУ СОШ №4                                               Условия набора.— 10-15 человек. В состав включать учащихся основной и подготовительной медицинских групп, прошедших медицинский осмотр и по результатам осмотра, имеющих допуск к занятиям.                                                                                                                                         Место и время проведения занятий:                                                                                                Занятия секции спортивных игр «волейбол» проводятся в спортивном зале МКОУ СОШ № 4: одна  группа начальной подготовки 2 раза в неделю, 2 академических часа (по 45мин.). вторая группа — учебно-тренировочная 2 раза в неделю, 2 академических часа (по 45мин.)   Каждое занятие планируется тренером из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Рекомендуемая продолжительность каждой из них соответственно  15-25 минут, 60-70 минут и 5 минут перерыва                                                                    Реализации программы   — 2 года:  Занятия проводятся по два раза в неделю по 3 академических часа. 108 занятий (216ч. в год). для каждой группы

Материально-технические условия: Для проведения занятий в кружке волейбола необходимо — обеспечение учебно-наглядными пособиями по волейболу, пополнение материальной базы

  1. Сетка волейбольная — 1штуки. 2. Стойки волейбольные — 2 штуки. 3. Гимнастическая стенка — 6 – 8 пролётов.                                                                                                      4. Гимнастические скамейки — 3 — 4 штуки                                                                                                                     5. Гимнастические маты — 3 штуки.                                                                                                                  6. Скакалки — 15 штук.                                                                                                                                   7. Мячи набивные — 15 штук.                                                                                                                         8. Резиновые амортизаторы — 15штук.                                                                                                      9. Гантели различной массы — 20 штук.                                                                                                       10. Мячи волейбольные — 15 штук.                                                                                                           (для мини-волейбола) — 10 штук.                                                                                                                               12. Рулетка — 2 штуки.                                                                                                                                    13. Макет площадки с фишками — 2 комплекта.

Педагогические условия:

-учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортигр «волейбол»;                                                                          -соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;                       -создание условий для развития личности подростка и его способностей.

Методические условия:                                                                                                                            Для более успешного решения задач необходимо иметь чёткое планирование                                                      — учебно-тренировочной работы, которое предусматривает следующую документацию:                                     — программа спортивной секции «волейбол»;                                                                                                  — годовой план — график прохождения материала;                                                                                             — журнал учёта работы, посещаемости.

Методы и формы обучения
Большие возможности для учебно — воспитательной работы заложены в
принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо
строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой
опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической,
общефизической подготовке проводятся в режиме учебно- тренировочных
занятий.
Теорию проходят в процессе учебно — тренировочных занятий.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более
успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных
задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения
этих занятий.
                                                                                                                                                                 Занятия по волейболу должны носить учебно-тренировочную направленность.

В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры С этой целью в учебно-тренировочных группах, на занятиях назначать помощников тренера и давать им задания по проведению упражнений по общей физической подготовке, по обучению и совершенствованию техники и тактики игры

Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подготовке (разминки), методики проведения упражнений и отдельных частей занятия.

Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими занимающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.

Необходимо научить занимающихся организовывать соревнования в группе, в школе, в летнем лагере отдыха. Каждый член кружка должен уметь вести технический протокол игры, уметь по форме составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу учёта результатов.

Педагог  должен систематически следить за успеваемостью своих воспитанников в общеобразовательной школе, поддерживать контакт с родителями, учителями, классными руководителями. Он должен прививать навыки к общественно полезному труду, сознательному отношению к занятиям. Воспитывать такие качества, как чувство товарищества, смелость, воля к победе.

Вся воспитательная работа в отднлении волейбола осуществляется в соответствии с планом воспитательной работы ДЮЦ.

Ожидаемые результаты работы:
В результате изучения дисциплины учащиеся должны
знать:
— Теоретические и методические основы системы физического воспитания.
— Анатомо-физиологические особенности развития организма детей и влияние
различных упражнений на развитие организма.
— Технику и тактику игры, методы обучения.
— Правила соревнований, методику организации                                                                                           — Методические приемы обучения групповым и командным действиям.
— Методы врачебного контроля в процессе учебно-тренировочных занятий и
соревнований.
— Систему управления физкультурным движением в стране.
уметь:                                                                                                                                                             — Овладеть основными техническими и тактическими приемами волейболиста.
— Проводить судейство матча.
— Проводить с группой, подготовительную часть занятия, занятие в
целом, подбирать упражнения и составлять комплексы по физической
подготовке.
— Овладеть навыками судейства.
— Уметь провести занятия с командами младших и старших школьников.
— Уметь определять и исправлять ошибки у игроков и у самих себя.
-Записывать игры, анализировать материал.
Развить качества личности
— Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
— Повысить общую и специальную выносливость.
— Развить коммуникабельность, умение работать и жить в коллективе.
— Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, селу, стране.
                                                                                                                                           

Психологическая подготовка и воспитательная работа

Предусматривает формирование личности учащегося и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств.

Основными задачами психологической подготовки является:

      *   привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;

  • формирование установки на тренировочную деятельность.

         Средства и методы психологической подготовки

1.Специальные знания в области психологии, техники и тактики волейбола, методики спортивной тренировки.

2.Личный пример педагога, убеждения, поощрения, наказания.

3.Побуждение к деятельности, поручения, общественно полезная работа.

4.Обсуждение в коллективе.

5.Составление плана тренировочного занятия и самостоятельное его проведение

6.Перевыполнение какого-то задания по сравнению занятием (в каждом виде подготовки).

7.Проведение совместных занятий менее подготовительных волейболистов с более подготовленными.

8.Участие в контрольных играх с заведомо более сильными или более слабыми противниками.

9.Упражнения повышенной трудности в процессе физической подготовки, повышенной сложности в процессе технико-тактической и интегральной подготовки.

10.Участие в соревнованиях с использованием установок на игру, разборов, разборов проведенных игр.

11.Соревновательный метод (в процессе всех видов подготовки).

В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоление трудностей, преодоления страха, волнения, неприятных ощущений т.д. Используя их в учебно-тренировочном процессе, необходимо соблюдать постепенность и осторожность.

Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена — выражение положительной оценки его действия и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности педагога и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам учащегося.

Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена. Виды наказаний разнообразны: замечание, устный выговор,  разбор поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований. Поощрение и наказание юного спортсмена должны основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков. Проявление слабоволия, снижение активности вполне естественны у учащегося, как естественны и колебания его работоспособности. В этих случаях большее мобилизующее значение имеют дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо прибегать лишь иногда, когда слабость воли проявляется учащимся систематически. Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его состояния трудностей.

При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать проведение походов и тематических вечеров, вечеров отдыха создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.

Систематические занятия и выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств

Тематический план занятий

учебно-тренировочных групп первого и  второго  года обучения (13-17лет)

Наименование темы Кол-во часов всего теоретичес-кие занятия практичес-кие занятия
 

 

История развития волейбола Физическая культура и спорт в России.                                              

  1гр 2гр 1гр 2гр

 

4

 

1

 

1

 

1

 

1

  Сведения о строении и функциях организма занимающихся   Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом                                                    4 1 1 1 1
  Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма 4

1

 

1

 

1

 

1

 

  Основы методики обучения в волейболе. Правила игры и методика судейства Правила соревнований, их организация и проведение 4 1 1 1 1
  Итого 16 4 4 4 4
  Техническая, тактическая  подготовка волейболистов 372        
  Интегральная подготовка   20 30    
  Общая и специальная физическая подготовка   80 56    
  Основы техники и тактики игры   90 104    
  Контрольные игры и соревнования 30 15 15    
  Контрольные испытания 6 3 3    
  Экскурсии, походы, посещения соревнований, участие в мероприятиях ДЮЦ 8 4 4    
      212 212 4 4
Итого 432 216 216    

 

Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний, общая и
специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний » представлен материал по истории волейбола,
правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения,
которые способствуют формированию общей культуры движений,
подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные
двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий
обучению техническим и тактическим приемам игры.

Теоретические занятия –

Физическая культура и спорт в России. Общественно-политическое и государственное значение физической культуры и спорта в России. Массовый народный характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической культуры.

Сведения о строении и функциях организма занимающихся. Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.

Основы методики обучения в волейболе. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.

Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.

Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.

Основы техники и тактики игры. Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).

Практические занятия –

Общая физическая подготовка.

-Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;                                                                    -совершенствование навыков естественных видов движений;                                                                                 -подготовка к сдаче и выполнение нормативных требований по видам подготовки.                                           Строевые упражнения.                                                                                                                                    Гимнастические упражнения.                                                                                                                                    -Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.                                                                                             -Упражнения для туловища и шеи.                                                                                                    -Упражнения для мышц ног и таза.                                                                                              Акробатические упражнения.                                                                                                  Легкоатлетические упражнения.                                                                                                             — Бег.                                                                                                                                                        — Прыжки.                                                                                                                                                   — Метания.                                                                                                                                                 Спортивные игры.                                                                                                                                  Подвижные игры:                                                                                                                                              Ходьба на лыжах и катание на коньках.                                                                                     Специальная физическая подготовка.                                                                                                                   Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий                                                Подвижные игры:                                                                                                                                     Упражнения для развития прыгучести.                                                                                          Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча.                 Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча                  Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.                           Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.                                   Практические занятия по технике нападения.                                                                             Действия без мяча. Перемещения и стойки: — стартовая стойка(И.п.)в сочетании с перемещениями;                                                                                                                                               — ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд;                                                                            — перемещения приставными шагами спиной вперёд;                                                                                                                                      — двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком;                                                              — прыжки;                                                                                                                                                                — сочетание способов перемещений.                                                                                                                                            Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками:                                                                    — передача на точность, с перемещением в парах;                                                                                    — встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.                                                                                     Подача мяча:                                                                                                                                             — нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.                                        Нападающие удары.                                                                                                                                   Практические занятия по технике защиты.                                                                           Действия без мяча. Перемещения и стойки:                                                                              Действия с мячом. Приём мяча:                                                                                               Блокирование                                                                                                                              Практические занятия по тактике нападения.                                                       Индивидуальные действия.                                                                                                     Групповые действия.                                                                                                               Командные действия.                                                                                                        Практические занятия по тактике защиты.                                                             Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).

Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;

Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.

Система игры. Расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применением групповых действий.

Контрольные игры и соревнования. Соревнования по волейболу. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры.                                                         

 

Интегральная подготовка

  1. Выполнение упражнений в чередовании подготовительных упражнений с выполнением технических приемов   данного года обучения.
  2. Выполнение упражнений, направленных на развитие физических качеств, в рамках структуры приемов техники.
  3. Выполнение упражнений с отягощениями (пояса, манжеты) на различные приемы   техники.
  4. Многократное   выполнение технических приемов с целью   развития специальных   физических качеств.
  5. Чередование   выполнения технических   приемов   нападения и защиты.
  6. Чередование выполнения тактических действий отдельно индивидуальных, групповых и командных.
  7. Учебные игры с выполнением заданий по технике и тактике в объеме программы.
  8. Учебные игры с повышенной интенсивностью для воспитания в единстве навыков выполнения технических приемов, тактических действий и специальных качеств.
  9. Проведение контрольных игр с целью решения   учебных задач и подготовки к соревнованиям.
  10. Участие в официальных соревнованиях различного ранга, выполнение установок на игру. Разбор игр.
  11. Участие в официальных соревнованиях, при этом ставя задачу повышения      надежности и эффективности игровых навыков. Взаимосвязь задач в учебных играх и установок в официальных встречах.

Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.                                                                   

 

Методическое обеспечение программы.

Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на  достижение оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов обучающимися. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.

Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.

Общепедагогические или дидактические  методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств.
Спортивные методы включают: метод  непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод  максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод избыточности, предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.

Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по   отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося.  Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане овладения основной структурой технического и тактического приема.

В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов.

Разносторонняя  физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные  — на формирование технических навыков и тактических умений.

В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале техническим прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и в заключение снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений.

Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования.

 

^ Формы подведения итогов реализации образовательной программы:образовательного процесса.
В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование.

Два раза в год  (декабрь и май) в  группе СОГ проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке. Оценка физического  развития производится на общепринятой методике биометрических измерений. Уровень подготовленности обучающихся выражается в  количественно-качественных показателях по технической, тактической, физической,  теоретической подготовленности.

Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. С этой целью используются варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами.

Одним из методов контроля эффективности занятий в отделении является участие учеников в учебных, контрольных и календарных  играх.  Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях. Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.  Календарные игры проводятся согласно плану игр районного и городского уровня.

Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитываются результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метания набивных мячей и точность попаданий теннисным мячом, а также подтягивание из виса. Для определения уровня технической подготовленности используется упражнения на точность попадания мячом при передачах, подачах, нападающих ударов.

Большое значение имеет текущий контроль, в котором основное место занимает наблюдение за тем, как проходит овладение техническими и тактическими приемами,  как обучающиеся применяют их в игре.

 

Физическое развитие и физическая подготовленность

№ п/п Содержание требований (вид испытаний) девочки мальчики
1 2 3 4
1 Бег 30 м с высокого старта (с) 5,0 4,9
2 Бег 30 м (6х5) (с) 11,9 11,2
3 Прыжок в длину с места (см) 150 170
4 Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) 35 45
5

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:                                                                                                              сидя (м)

в прыжке с места (м)

 

5,0

7,5

 

6,0

9,5

 

Техническая подготовленность

№ п/п Содержание требований (вид испытаний) оценка покаэатель
н с в
1. Верхняя передача мяча в стену, на
расстоянии не менее одного метра
(кол-во раз
Юн 12 14 16
Дев 9 11 14
2. Нижняя передача мяча в стену, на
расстоянии не менее одного метра
(кол-во раз)
Юн 10 12 14
Дев 8 10 12
3. Передача мяча в парах,
без потерь. Расстояние 5–6 м (кол-во
раз)
Юн 17 20 25
Дев 12 15 20
4. Подача (нижняя/верхняя),
количество попаданий в площадку
Юн 5 10 15
Дев 3 6 10
5. Подача (нижняя/верхняя), количество
попаданий в левую/ правую половину
площадки, по заданию педагога
Юн 2 3 4
Дев 1 2 3
6 Передача на точность через сетку,из зоны 4 в зону 6,из 5 попыток Юн 3 4 5
Дев 3 4 5
7 Передача на точность через сетку,из зоны 4 в зону 6,из 5 попы Юн 15 20 25
Дев 10 15 20
8 Верхние передачи над собой Юн 15 20 25
Дев 10 15 20

Н — низкий показатель; С — средний показатель; В — высокий показатель

 

 

Литература
Основная:
1.Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. – М.:
Терра-Спорт, 2001
(Правила соревнований)
2. Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск:
СибГАФК, 2002.
3. Организация работы спортивных секций в школе: программы,
рекомендации/ автор составитель А.Н. Каинов. — Изд.2-е.- Волгоград: Учитель,
2013г.
Дополнительная:
3. Амалин М.Е. Тактика волейбола. – М.: Физкультура и спорт, 1962
4. Ахмеров Э.К. Волейбол в школе – М.: Просвещение, 1974
.
5. Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. – Минск: Нар.асвета,1981
6. Голомазов В.А., Ковалев В.Д.; Мельников А.Г. Волейбол в школе. – М.:
Просвещение, 1989.
7. Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных
волейболистов: Учеб. пособие для
тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1967
8. Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11 -14 лет. –
М.- 1961.
9. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. – М.: Физкультура и спорт,
1978
10. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу: Учеб. пособие для
начинающих. – М.: Физкультура и
спорт, 1965.
11. Железняк Ю.Д., Шулятьев В.М., Вайнбаум Я.С. Волейбол: Учеб. программа
для ДЮСШ и
ДЮСШОР.– Омск.: ОмГТУ, 1994.
12. Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. – М.:
Физкультура и спорт, 15
1988.
13. Ивойлов А.В. Волейбол: Техника, тактика, тренировка. – Минск:
Высшая школа, 1972
14. Клещев Ю.Н. Учебно-тренировочная работа с юными волейболистами (15-
16 лет): Методич.
материалы. – М., 1962.
15. Клещев Ю.Н., Тюрин В.А., Фураев Ю.П. Тактическая подготовка
волейболистов. – М.:
Физкультура и спорт, 1968
16. Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. – М.: Физкультура и
спорт, 1979.
17. Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-
метод. пособие –
Нижневартовск, 2001.
18. Мармор В.К. Специальные упражнения волейболиста. – Кишинев: