Доклад Гончаренко Т. Н.

Муниципальное бюджетное  учреждение                                                         дополнительного образования  «Детско – юношеский центр» с.Чугуевка

 

ДОКЛАД

на районное методическое  объединение

педагогов дополнительного образования

 

Создание оптимальной системы непрерывного слежения за конечными результатами образовательной деятельности по развитию у обучающихся мотивации к познанию и творчеству –   из опыта работы

 

Гончаренко Татьяна Николаевна

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДЮЦ

 

с.Чугуевка

2019г.

Создание оптимальной системы непрерывного слежения за конечными результатами образовательной деятельности по развитию у обучающихся мотивации к познанию и творчеству –   из опыта работы Гончаренко Т.Н.

2019 год

Формирование положительной мотивации младших школьников к изучению английского языка через игровую технологию

Педагогу всегда хочется, чтобы учащийся, приступая к изучению новой темы, воскликнул: «Ух-ты! Как интересно!», но далеко не все разделы или главы в предмете вызывают такую реакцию. Что же делать педагогу?

Конечно же, искать мотивирующие методы, приемы, средства обучения, объединять и совмещать различные педагогические технологии, что находится в соответствии с основными позициями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который считает основой современного образования системно-деятельностный подход.

Особенность изучения иностранного языка состоит в том, что большой объем материала учащийся должен не только понимать, но и заучивать наизусть. Это утомительный процесс, который не способствует повышению интереса к изучаемому предмету. Как следствие в своей педагогической деятельности я ежедневно ищу ответы на вопросы: как заинтересовать детей? как сделать пространство занятия ярким и удивительным? как создать ситуацию успеха для учащегося? как превратить процесс запоминания в увлекательный процесс и получить при этом качественный результат?

Результатом моего поиска среди разнообразных методов и форм работы для повышения мотивации и познавательной активности учащихся на занятиях английского языка стало использование игровой технологии.

Целью своей работы считаю выявление возможностей современных игровых технологий как инструмента повышения мотивации к обучению и результативности обучения, а также развития креативных способностей детей на занятиях английского языка.

Исходя из этой цели, задачи, которые я перед собой ставлю:

  1. формировать у детей устойчивый интерес к предмету;
  2. развивать коммуникативные способности и обогащать язык, закрепляя запас слов учащихся;
  3. развивать такие качества как самостоятельность, инициативность, умение работать в команде и др.;
  4. способствовать активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивать их мышление, память.

Роль игры на занятиях английского языка огромна. Она является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи. Таким образом, учебная игра – это такой вид деятельности учащихся на занятиях, в процессе, которого в игровой форме решаются учебные задачи. Можно сказать, что с помощью игры идёт формирование всех четырёх видов УУД, а именно личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Игра вызывает интерес и активность детей и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Использование игр на занятиях иностранного языка помогает педагогу глубже раскрыть личностный потенциал каждого учащегося, его положительные личные качества, сохранить и укрепить учебную мотивацию.

Игра → радость → восторг (необычность) → запоминание → устойчивые знания.

В моей педагогической деятельности игровые технологии в процессе обучения помогают реализовать следующие функции:

  1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятия информации.
  2. Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как вежливость, внимательность, гуманное отношение к партнёру в игре, а также развивается чувство взаимовыручки.
  3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на занятии, превращения занятия в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и сказочный мир.
  4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на английском языке.
  5. Релаксационная функция – это снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении английскому языку.
  6. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств учащихся.

На своих занятиях я использую такие виды игр, как: фонетические, лексические, орфографические, грамматические, коммуникативные, игры для обучения аудированию.

Фонетические игры. Основная цель таких игр – тренировка произношения английских звуков.

  1. РИФМЫНапример, feet – meat, name-game, nail-sale, lazy – crazy.
  2. РАЗУЧИВАНИЕ СКОРОГОВОРОК.

Лексические игры. Цель – тренировать учащихся в употреблении лексики.

  1. ВЫЧЕРКНИ ЛИШНЕЕ СЛОВО.
  2. ЗАГАДКИ:
  3. It is green and long. (a cucumber)
  4. It is yellow and long. It is very tasty. (a banana)

3.ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА. Группа делится на две команды. Представитель первой команды называет слово, вторая команда должна назвать слово на букву, которой заканчивалось слово, названное первой командой, и т.д. Выигрывает та команда, которая последней называет слово.

Грамматические игры. Цель – научить учащихся употреблению грамматических конструкций, вызывающих затруднение.

  1. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Эту игру я применяю для закрепления порядка слов в английском предложении. Группа делится на две команды. Каждой команде даются слова, которые надо выстроить в правильном порядке. Побеждает та команда, которая это делает быстрее и без ошибок.
  2. ПИН-ПОНГ. Группа делится на 3 команды. Первая команда должна назвать прилагательное. Вторая команда называет сравнительную степень, а третья команда – превосходную. В этой игре главное не ошибиться и долго не думать.

Орфографические игры.

Цель – тренировка написания английских слов.

  1. СОСТАВЬ СЛОВО:из данного слова нужно составить как можно больше новых слов. На это задание дается от 3 до 5 минут. Затем учащиеся зачитывают получившиеся у них слова. Выигрывает тот, у кого оказалось больше слов, не встречающихся у других учеников. Например, ELEPHANT – plate, pen, tan, hen, plane и т.д.
  2. ВСТАВЬ БУКВУ: это одна из распространенных игр, использующаяся на занятиях английского языка. Учащиеся могут выполнять задание индивидуально или в группах по требованию педагога. С помощью этой игры можно также устроить командное соревнование.
  3. АНАГРАММА: буквы в слове перемешались, узнай слово и запиши его правильно – tca = cat, plape = apple

Коммуникативные игры. Цель – научить учащихся выражать свои мысли, применять в жизни, полученные речевые навыки.

  1. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ: В качестве коммуникативной игры подходит разыгрывание диалогов и жизненных ситуаций, когда каждый из учеников примеряет на себя определенную роль. Ролевые игры могут проходить в парах, группах по 3-5 человек. Например, «Знакомство», «В магазине игрушек», «Спорт».

Игры для обучения аудированию. Данный вид игр представляет собой восприятие информации учениками на слух.

  1. ЧУТКИЕ УШКИ. Дети образуют команды по рядам. Каждому участнику раздаются карточки: зелёные – согласные, красные – гласные. Учитель называет звуки, а дети поднимают соответствующие карточки. Побеждает та команда, в которой не было ошибок.
  2. УГАДАЙ, КТО ПРИШЁЛ. К доске выходит один ученик, ему завязывают глаза. Другие дети из класса по очереди к нему подходят и здороваются или спрашивают как дела. Водящий должен по голосу узнать, кто с ним разговаривает.

Для подтверждения правильности выбора технологии, я провела простой эксперимент. Для этого взяла два занятия на одну тему. Одно провела в традиционной форме, а другое занятие – в игровой. После опроса учащихся 92% детей выбрали занятие в игровой форме как наиболее интересное. В то же время усвоение учебного материала улучшилось на 31%.

Также более ощутимым результатом для меня стало то, что дети с удовольствием посещают занятия, повысилась их активность, они смелее поднимают руки, отвечают, не боясь ошибиться, с удовольствием помогают друг другу. Работа с детьми на основе взаимопонимания, сотрудничества повысила интерес к занятиям английского языка. Обучающиеся охотнее участвуют в конкурсах, в Интернет-олимпиадах, демонстрируя при этом хорошие знания.

Применяя игровые технологии и методы педагогической диагностики, я подняла на более качественную ступень формирование личности. Об этом свидетельствуют результаты за последние 3 года.

На данном слайде представлены результаты проверочных работ, качество знаний и уровень обученности.

Таким образом, применение игровых технологий существенно повышает интерес к предмету, помогает разнообразить занятия. Игра – это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения иностранному языку. Игры помогают сделать каждое занятие интересным и увлекательным. Занятие развивает познавательный интерес, творческую мыслительную активность обучающихся. Игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, развивают навык общения, способствуют эффективной отработке языкового материала, обеспечивают практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждая обучающихся к активному участию в учебном процессе, вызывает интерес к изучению иностранного языка.

Результаты образовательной деятельности 

учащихся ТО «Английский с увлечением»

Задачи программы 1, 2 и 3 года обучения в 2019 – 2019 учебном году реализованы полностью. Об этом говорят результаты мониторинга уровня обученности и тестирования качества обучения.

Результаты по итогам года (на примере одной группы):

Учебный год Кол-во учащихся Доля учащихся, освоивших программу, (%) Доля учащихся, освоивших программу на максимальном уровне, (%)
2016-2017 15 100 29,6
2017-2018 16 100  33,3
2018-2019 17 100 37,8

Вывод:  сравнительный анализ показывает позитивную динамику учебных достижений учащихся на протяжении всего курса обучения: доля учащихся, освоивших программу, остаётся стабильной, доля учащихся, освоивших программу на максимальном уровне, к концу курса обучения повышается.

Ребята проявляют интерес к изучаемому предмету и показывают свои знания, участвуя во всероссийских олимпиадах «Рыжий котёнок», в международном  конкурсе — игре «ЛЕВ»,  в международной дистанционной олимпиаде  «ЭрудитII» от проекта smartolimp.ru по английскому языку, а также в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества.

 

Результаты конкурсов и выставок:

Конкурсы  и выставки

за 2018-2019 уч. год

Кол-во за год Кол-во обучающихся, принявших участие Кол-во победителей
международные 2 44 9
всероссийские 13 135 90
краевые 1 1 1
районные 2 10 1
ДЮЦ 2 20 1
ВСЕГО: 20 210 102

По сравнению с 2017 – 2018 учебным  годом увеличилось  количество обучающихся, принявших участие в конкурсах (170 уч. в прошлом учебном году – 210 уч. в этом учебном году), и количество победителей (76 в прошлом учебном году – 102 в этом).