Дюндик О. В. «Колосок»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с.Чугуевка

 

 

Рекомендован

решением методического совета

протокол №____ от «____»________2016 года

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО ДЮЦ с.Чугуевка

___________А.В. Олейник

приказ №____от «___»_________2016 года

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

 

 

«Колосок»

 

Программа имеет патриотическую направленность. Однако содержит элементы краеведческой и экологической  направленности.

 

Срок реализации: 1 год (144 часа)

 

Год обучения:  1-ый

Группа №:        1

Возраст обучающихся:  6-16

Дюндик Олеся Владимировна,

педагог дополнительного образования отдела развития творчества

 

с. Чугуевка

2016 год

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Основные характеристики программы:

1.1 Актуальность программы

Только, то общество имеет будущее, которое не забыло своего прошлого. В настоящее время история нашей Родины переживает не лучшие времена. Многие историки стараются высветить только негативные моменты в ней. Подрастающее поколение не видит примеров истории, которые могли бы вызывать не только уважение, но даже гордость за свою страну, свой народ.

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо.

Именно поэтому сейчас очень важно начать возрождение воспитания патриотизма в лучших его традициях. Создание осознанного стремления к изучению истории родного города, улицы, дома.

1.2 Отличительная особенность программы.

Программа позволяет пробудить интерес к истории родного села, края,  начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствовать развитию творческих способностей учащихся. Приобретенные  навыки пригодятся участникам творческого объединения в дальнейшей жизни и работе, приведут к успешному изучению предмета непосредственно на уроках истории.

Также отличительной особенностью данной программы является то, что предусматривает изучение и освоение некоторых народных промыслов как своей страны («Росписи», «Лоскутное шитье», «Лепка», «Филигрань»), так и народов мира («Мозаика», «Гобелен», «Ганутель», «Пескография»). Обучение  детей на доступном уровне нескольким видам декоративно-прикладного искусства позволяет приобщить их к народным промыслам, традициям, культуре  как своего, так  и других  народов.

 

 

1.3  Цели программы:

-создание условий, способствующих патриотическому,  физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.

-воспитание патриотических чувств.

-углубленное изучение истории родного города, села, края.

-изучение вспомогательных исторических дисциплин.

-обучение работе с историческим источником с целью получения необходимой информации.

-формирование коммуникативных навыков в процессе проведения бесед, игр, в процессе    работы в музее

 

1.4 Задачи программы:

Образовательные:

-углубление и расширение знаний о достижениях мировой и отечественной культуры

-ознакомление учащихся с основами исторической реконструкции как средства памяти о культурном опыте человечества.

-научить каждого самостоятельно собирать и анализировать материал по заинтересовавшему его предмету в архивах, музеях и библиотеках;

-научить ребят осознавать основные проблемы своей родины и показать связь между деятельностью каждого человека и его влиянием на окружающий мир;

Воспитательные:

-воспитание уважительного отношения к историческому наследию предшествующих поколений, бережного отношения к памятникам истории, письменности разных эпох и народов.

-развитие личностных качеств детей: трудолюбия, коллективизма.

-пробуждения интереса к созданию творческих работ.

-воспитать чувство уважения и гордость за достижения своих земляков.

-приобщение детей к истокам народного творчества, к традиционному народному искусству.

 

Расширение навыков:

-формирование навыков исследовательской работы.

-формирование устойчивого интереса к систематизации информации.

-пробуждение интереса к активной деятельности на благо своей малой родины и формирование гражданской ответственности. Ребенок должен понимать как важно участие каждого человека в решении экологических, социальных и политических проблем своего края;

 

     1.5 Возраст учащихся, которым адресована программа — дети и подростки 6-16 лет, объединенные в учебные группы.

1.6 Основные формы занятий творческого объединения.                                                              Для реализации программы предусмотрены следующие формы работы:  рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, “круглые столы”.

Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях села и на открытом пространстве. Для реализации программы запланированы следующие виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Также, на занятиях рекомендуется использовать комплексные виды деятельности как практического, так и теоретического характера. Например, сегодня занятие может проходить в форме беседы или работы с наглядными пособиями, а завтра – в виде спектакля или викторины.

Занятия  в помещении можно чередовать с интересными экскурсиями, посещениями музеев и выставок, библиотек, просмотром познавательных документальных или художественных фильмов.

  1. Объем программы:

2.1. Объем программы – 216 ч.       

2.2.Срок реализации программы – 1 год ( 36 недель )

2.3.Режим занятий: 2 раза  в неделю по 2 часа.

 

  1. Планируемые результаты

3.1. Планируемые результаты

 В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов  будут сформированы:

  • Внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у обучающегося будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
  • выражать речь в устной и письменной форме;
  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

В результате занятий учащиеся должны научиться составлять доклады о проделанной работе, писать рефераты, выучить правила поведения во время экскурсий по музеям, научиться самостоятельно проводить грамотные беседы с местным населением, создавать различные экспозиции, презентации.

В результате реализации данной программы:

  • участники должны достигнуть общекультурного уровня образования по истории родного края;
  • должны научиться создавать различные экспозиции, презентации, проводить экскурсионные работы;
  • у детей и подростков сформируется потребность в воспитание осмысленного отношения к ним как способу самореализации и личностно значимому проявлению человеческих способностей;
  • Уметь осуществлять подбор необходимых материалов.
  • Иметь понятие о том, что является историческим источником.
  • Владеть техникой поиска необходимой информации.
  • Уметь разместить материал в хронологически верном порядке.
  • Уметь самостоятельно вести поисковую деятельность.
  • Уметь составлять свою родословную.
  • Знать этнологию родного края.
  • Разбираться в топонимике родного края

 

3.2. Способы и формы проверки результатов

При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в творческом объединении. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований.
Контроль и оценка результатов

Сроки контроля вид адресат форма оценка
1 сентябрь начальный группа анкетирование баллы
2 октябрь тематический индивидуально карточки баллы

3

4

ноябрь

декабрь

обобщающий

тематический

группа

индивидуально

мини-экзамен

карточки

баллы

баллы

5 январь промежуточный группа концерт баллы
6 февраль тематический индивидуально карточки баллы
7 март обобщающий группа тестирование баллы
8 апрель тематический индивидуально карточки баллы
9 май итоговый группа экзамен, концерт дипломы, баллы

 

Результативность деятельности детей в кружке оценивается также методом личной диагностики и экспресс — опросом. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с учениками, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний детей и применяется таким образом метод личной диагностики результатов. Несомненно, что в кружке этот метод — наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты.
Ну и, конечно, оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов, конкурсах, праздничных концертах и других мероприятих.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

                                2.1  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

Наименование разделов и тем Всего часов Теоретические занятия

Практические

занятия

Формы контроля
1. Вводное занятие. 2 1 1 Тесты
2.  Моя малая Родина 10 3 7 Зачёт
3. Природа родного края 32 6 16 Выставка
4. Знакомство с промыслами народов нашей страны. Росписи. 8 2 6 Зачёт
5. Лепка 10 3 5 Зачёт
6. Филигрань 10 3 5 Зачёт
7. Лоскутное шитьё 10 3 5 Зачёт
8. Творчество народов мира. Знакомство с гобеленом. 10 3 5 Зачёт
9. Мозаика 10 3 5 Контрольное задание
10. Ганутель 10 3 5 Зачёт
11. Пескография 6 2 4 Выставка
12. Моя семья – моя Россия 18 6 12 Тесты
13. Я патриот 8 4 4 Зачет
  Итого: 144

 

 

2.2 Содержание программы

1 год обучения

Вводное занятие (2ч.)
Набор группы. Инструктаж по технике безопасности.

Моя малая Родина (10 ч.). История поселка. Моё любимое село – Чугуевка. Достопримечательности нашего района. Каким мы видим наш поселок в будущем.  Обобщающий урок

Природа родного края ( 32ч.) Растительный мир тайги. Работа с природным материалом. Аппликация из зерен. Создание картины из засушенных листьев. Топиарии из шишек, желудей. Изготовление топиария. Оформление изделий. Работа с соломкой. Детали для панно. Панно из соломы. Животный мир края. Заповедные места. «Мое дерево». «Один день из жизни тигра». Морская тема. Охрана  природы.

Знакомство с промыслами народов нашей страны. Росписи. (8ч.)  Городецкая роспись. Мезенская роспись. Гжель. Обобщение.

Лепка (10ч.). Приготовление соленого теста. Лепка деталей для корзинки. Цветы и листья. Лепка и раскрашивание. Оформление готовых работ.

Филигрань (10ч). Из истории. Джутовая филигрань. Ажур из джута. Изготовление деталей. Оформление  картины.

Лоскутное шитьё.(10 ч.) Заготовка лоскутков. Сшивание лоскутков вручную. Шитьё на руках. Изготовление прихватки.Оформление изделия.

Творчество народов мира. Знакомство с гобеленом.(10ч.) Гобелен своими руками на картоне. Плетение круга. Гобеленное ткачество. Изготовление  коврика. Оформление изделий. 

Мозаика (10ч.). Из истории. Бумажная мозаика. Мозаика из дисков.  Мозаика из скорлупы. Обобщение .

Ганутель (10ч.). Из истории. Изготовление заготовок. Лепестки и листья. Сборка деталей. Оформление изделий.

Пескография (6ч.). Цветной  песок. Создаем картины. Картины в бутылках.

Моя семья – моя Россия (18 ч.) Россия – наша Родина, символы государства. Моя семья. Изготовление альбома. Семейные традиции. Моя мечта . «Мой дом – моя крепость». Подарок маме. Составление «Древа жизни» своей семьи.

Я патриот (8ч.) Мы граждане России. Урок Мужества. Письмо ветерану. Итоговый урок.

 

2.3.Календарный учебный график представлен в приложении 1

 

  • Организационно-педагогические условия и формы аттестации

3.1 Методическое обеспечение  программы

Во время проведения внеурочных занятий учитель использует большое количество форм и методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Прежде чем использовать местный исторический материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания материала, его значения для истории страны и края, исходя из цели занятия, местный материал может излагаться как учителем, так и учащимися. Самое главное, чтобы преподаватель стремился к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии страны.

Изучение истории страны должно всегда осуществляться с привлечением краеведческого материала, а история края изучается, базируясь на знаниях истории всей страны. Связь истории страны и края устанавливается, прежде всего, через события, имеющие общегосударственное значение, но территориально локализированные. Поэтому можно выделить несколько приемов установления данной связи:

Формирование целостных знаний по вопросам, общим для истории России и края. В качестве практической работы учащимся можно поручить составить сложный план или таблицу с привлечением не только материалов основного учебника, но и сведений по краеведению.

Сопоставление общеисторических и местных событий, явлений с целью установления общего, отличительного и особенного. После изучения темы можно выделить события, характерные для общероссийской истории и особенные для нашего края.

Синхронизация событий по истории России  и края. Для выполнения данного приёма необходимо составить таблицу колонки, которой бы были обозначены: история России, история края, дата.

Выполнение учащимися заданий на анализ и сравнение социально-экономических и политических условий в стране и крае.

Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы.

Методы, используемые для организации работы:  лекция учителя, урок-экскурсия и самостоятельная работа. Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности для учащихся) содержит большие возможности для самостоятельной работы, а также для организации групповых исследований, диспутов, дискуссий. Историческое краеведение ставит учителя и ребят в положение исследователей.

Одной из наиболее эффективных форм самостоятельной работы является семинар. Главной целью семинара является вовлечение большого количества учащихся в активную поисково-исследовательскую работу. Учителю, организовывающему семинар нужно очень внимательно подходить к разработке тематики занятий. Необходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития, степень подготовленности класса. Возможна дифференциация заданий. Готовясь к семинарским занятиям, одни производят поиск, сбор, накопление материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы.

Наряду с семинарскими занятиями широкое распространение получили практические (лабораторные) занятия. На них учащиеся учатся приемам

работы с местной литературой, монографиями, периодической печатью, документами, вещественными памятниками, методам составления сложного плана, конспектов, рефератов.

Игра это тоже один из видов изучения истории. В увлекательной форме ребята узнают, что-то новое закрепляют ранее изученный материал, закрепляют навык работы с документами и вещественными источниками.

Многообразие форм и методов, доступность источников для самостоятельного изучения, близость событий, возможность задать вопросы очевидцам исторических событий — все это делает занятия краеведения более живыми и интересными, помогает увлечь детей в замечательный мир исследований и открытий, раскрывает их творческие способности, раскрепощает и оказывает воспитательное воздействие  на  обучающихся.

                3.2. Условия реализации программы 

В реализации программы творческого объединения «Патриот» участвуют дети и подростки, занимающиеся в учебных группах по направлениям, педагоги дополнительного образования, административный и вспомогательный персонал общеобразовательных учреждений.

Материально – техническое обеспечение

  • Кабинет
  • Библиотека
  • Ноутбук, проектор, экран
  • Карты, учебные пособия
  • Иллюстративный материал, вещественные источники

 

        Список литературы

Используемая литература:

 

1.Бутромеев В. Иллюстрированная история для всех. – Москва, Деконт+,1996.

2.Гусарова и др. Введение в специальные исторические дисциплины. – Москва, 1990.

3.Дуров В.А. Ордена России. – Москва, 1993.

4.Кобрин В.Б. и др. Вспомогательные исторические дисциплины. – Москва, 1984.

5.Кузнецов А.А. Награды:энциклопедический путеводитель по истории российских наград. – Москва, 1999.

6.Мир русской истории. Энциклопедический справочник. – М.: Вече, 1998.

7.Нересов Я.Н. Я познаю мир. – М.: ООО «Астрель», 1998.

8.Федонин А.Р. Знакомство с историей. – Д.:Сталкер, 1997.

9.Я познаю мир: Дет.энцикл. Мифология. – М.: ООО «Астрель», 2000.

10.Я познаю мир: Дет.энцикл. История. – М.: ООО «Астрель», 1999.

  1. А.Я. Данилюк , А.М.Кондаков, В.А. Тишков «Просвещение» «Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва 2009.
  2. В. Степанов «Мы живем в России» Москва, Оникс 2006г.
  3. «Государственные Символы России», Детский энциклопедический журнал №12 2009г, г. Дмитров.

«По следам прошлого. Дороги истории». Энциклопедия для детей, Москва 1997.

14.Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителей. /Под ред.Каирова И.А., Богданова О.С. Москва: Творческий центр «Сфера», 1999г

15.Бударина Т.А., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб,2001.

  1. Князева О.Л. М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПб,2004
    17.Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. – М.:ВЛАДОС, 2000.

18.Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. – М.: ВЛАДОС, 2000.

19.И.В.Ткаченко, «Сборник методических рекомендаций по патриотическому воспитанию», Саратов 2006г

20.Журналы военно-патриотической направленности.