Дюндик О. В. «Плетение»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Чугуевка

 

Рекомендован

решением методического совета

протокол №____ от «____»________2017 года

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО ДЮЦ с.Чугуевка

___________А.В. Олейник

приказ №____от «___»_________2017 года

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

 

 

«ПЛЕТЕНИЕ»

 

Программа имеет художественную направленность. Однако содержит элементы культурологической и эколого-биологической направленности.

 

 

                        Возраст учащихся: 6-16

        Срок реализации: 2 года (144 часа)

 

Автор//разработчик:

Дюндик Олеся Владимировна,

                                                                                                                                              педагог

 

С.Чугуевка,

2017г.

 

 

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. Основные характеристики программы:

1.1 Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ПЛЕТЕНИЕ» реализуется в   соответствии с художественно-эстетической направленностью образования.    

1.2 Актуальность программы

Самым древним из всех ремесел, какие мы знаем сегодня, считается плетение. Одной из наиболее привлекательных черт этого ремесла является то, что каждое поколение людей могло легко приспособить его к потребностям своей повседневной жизни.

Разнообразие плетеных изделий во все времена удивительно: от колыбелей до колясок, от шляп до жилищ, от лодок до корзин для воздушных шаров, от украшений до мебели.

Инструменты и приспособления, необходимые для плетения, просты, легки и занимают мало места.

1.3 Отличительные особенности программы                                                                           

Отличительная особенность программы заключается в том, что детям предлагается освоение различных техник плетения как из обычных материалов в технике макраме, так и из природных: талаша, соломы. В процессе плетения поделок программа затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с русским народным творчеством, а также способствует формированию национальной и экологической культуры, развивает творческие возможности и нравственную ориентацию каждого ребенка.
Программа  позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Принципылежащие на основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному»(научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Любовь и уважение к ребёнку как активному субъекту воспитания и развития –главный принцип работы.

1.4 Педагогическая целесообразность

Выпускники творческого объединения – это творческая индивидуальность. Ведущими её свойствами являются: умение учиться и творить, самостроительство, самосовершенствование, гуманно-созидающее влияние на окружающий мир, независимость суждений и поведения. Программа даёт возможность общего разностороннего развития личности учащегося в процессе предлагаемой ему деятельности.

 

1.5 Цель программы.

Целью программы является создание условий для стимулирования осознанного обучения детей и развития творческой индивидуальности обучающихся и педагога, которая характеризуется готовностью личности к жизненно-профессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственно — творческого отношения к действительности, в том числе к себе и окружающим людям.                                                                                                                  1.6 Задачи программы.

Для  1-ого года обучения:                                                                                       

Образовательные:
-получить знания по истории возникновения и развития макраме;

-изучение приемов плетения в технике макраме и технологии изготовления различных изделий;
-изучение обучающимися основ композиции и аранжировки;
-закрепление и расширение знаний и умений в области: биологии, истории, математики, изобразительного искусства.
Воспитательные:
-возведение базиса личностной культуры,
-формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами;
-экологическое воспитание обучающихся, воспитание трудолюбия, любви к труду и людам труда
       Развивающие:
-развитие у детей творческого мышления ,
-знакомство с различными направлениями русского народного творчества,
-учить детей видеть красоту окружающего мира.

Для  2-ого года обучения:

Обучающие:

овладеть различными приемам и плетения;

-обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

-сформировать потребность применения полученных навыков практической деятельности;

-дать возможность каждому ребенку проявить индивидуальность в художественном творчестве через разработку и реализацию творческих проектов.

Развивающие:

-развить образное мышление, эстетический и художественный вкус;

-развить психомоторные качества личности, в частности мелкой моторики рук;

-выявить и развить индивидуальные способности.

Воспитательные:

-воспитать любовь к Родине через изучение народного творчества,

-возрождение и развитие национальных традиций;

-воспитать трудолюбие, усидчивость аккуратность, уважительное отношение друг к другу, чувство коллективизма.

1.7 Возраст учащихся в группе первого  — 6-10лет, второго года обучения составляет 10-15лет.

1.8 Формы занятий.

Программа работы кружка рассчитана на двухгодичное обучение. Возраст обучающихся в группе первого года обучения составляет 6-10 лет, второго года обучения 10 лет и старше. Это обосновано тем, что возрастные и психофизические особенности детей, базисные знания, умения, навыки общеобразовательной школы, требуемые программой данного вида творчества и года обучения в кружке, формируются к указанному возрасту. Дальнейшее обучение в кружке возможно по индивидуальной программе обучения.

Проведение занятий в зависимости от изучаемой темы предусматривает фронтальную, групповую, индивидуальную работу с детьми. Предусматриваются также совместные с родителями занятия. Основной метод проведения занятий в кружке – практическая ра­бота, как важнейшее средство связи теории с практикой в обучении. Теоретические сведения подаются обучающимся в форме непродол­жительных лекций, бесед (10–15 минут) или в процессе практической работы. Это пополняет словарный запас ребят специаль­ной терминологией. Новые узлы и приемы плетения демонстрируются педагогом и показываются в виде изображений на плакатах. На занятиях дети обучаются ряду умений, необходимых для дости­жения успеха: слушать и слышать, наблюдать, замечать, отличать, фик­сировать, концентрироваться, говорить, самостоятельно действовать, рассматривать, познавать, решать, делать самому, приобретать опыт, брать ответственность на себя, учиться понимать, логически думать, создавать. Овладение перечисленными приемами осуществляется через разнообразные формы организации образовательного процесса и деятельности детей. Например: лекционные занятия, сообщения, беседы, экскурсии (умение слушать и слышать, видеть, замечать, концентрироваться, на­блюдать и воспринимать); диалог, дискуссии, обсуждение (говорить, до­казывать, самостоятельно мыслить); выполнение самостоятельных раз­работок (познавать, принимать решение); организация игровых ситуаций(взаимодействовать, брать на себя ответственность); различные кон­курсы, выставки (доводить работу до результата, адекватно реагировать на успех, демонстрировать собственные достижения и достойно воспри­нимать достижения других).Для более эффективного усвоения предлагаемого материала, на заня­тиях кружка используются наглядные пособия с основными видами узлов макраме, а также образцы поделок в соответствии со всеми разде­лами программы. Формирование творческого мышления у обучающихся проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения предложенной им дея­тельности до творческого применения полученных знаний на практике, подразумевающего, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладает репродуктивный метод, который применяется для освоения выполнения основных узлов макраме. Исполь­зование  на  этом  этапе  фронтального метода, при  котором все обу­чающиеся выполняют одинаковые поделки, является наиболее эффек­тивным. Подача теоретического материала производится параллельно с формированием практических навыков у обучающихся. В дальнейшем при переходе к итоговому уровню обучения репродуктивный метод резко теряет свою значимость, так как он практи­чески неприменим при самостоятельном выборе поделки для изготовления, а также разработке своих (авторских) поделок. Здесь уже основ­ными становятся методы индивидуального, дифференцированного и проблемного обучения. На этой стадии обучающиеся учатся работать с литературой: плести по предложенной схеме или описанию. Дети имеют возможность получения совершенно новой поделки из комбинации уже знакомых узлов и фрагментов  плетения. Однако существует правило, гласящее, что мало изобрести что-то, необходимо еще уметь и оформить достойно свою разработку. Потому авторы разработанных поделок обязательно работают  над описанием порядка изготовления ее и схемы плетения. На этой стадии детям прихо­дится систематизировать работу над поделкой и расположить приемы изготовления ее в определенном порядке. Это уже осознанное усвоение всех полученных знаний и навыков.
На этом этапе обучения уже проводится только индивидуальная или групповая работа. При проведении занятий используется также метод консультаций  и  работы  с литературой, а также с разработками коллектива кружка. Итогом работы над поделкой становится разработка учебно-методического комплекса ее изготовления, который используется в дальнейшем обучающимися на занятиях. Такой учебно-методический комплекс состоит из:
— описания изготовления игрушки,
— схемы плетения,
— фото-мастер-класса плетения,
— блок-схемы сборки игрушки (если она состоит из нескольких деталей),
— перечня дополнительных деталей или возможностей изготовления различных поделок на основе данной,
— творческого проекта (если это собственная разработка).

 

  1. Объем программы

2.1. Объем программы – 288 часа

2.2.Срок реализации программы – 2 года

2.3.Режим занятий: 2 раза  в неделю по 2 часа

 

  1. Планируемые результаты

3.1 Планируемые результаты 1-ого года обучения.

Предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:
-обозначения основных узлов макраме,
-основные приемы плетения в технике микромакраме,
-способы оформления изделий при помощи кистей, бахромы
-овладение основными приемами шитья,
-расширение кругозора в области истории, математики, биологии.
-приемы изменения количества и длины нитей в процессе плетения,
и дополнительные знания, умения и навыки:
-плетение по схеме,
-составление схемы плетения по образцу.

В результате 2 -ого года обучения по программе предполагается, что дети получат следующие основные знания, умения и навыки:
-плетение украшающих и отделочных узлов и узоров,
-приемы плетения двухцветного и многоцветного полотна,
-основные понятия в композиции и аранжировке цветов,
-расширение кругозора в области экологии, изобразительного искусства, истории, биологии, народного творчества,
-умение самостоятельно оценивать свои склонности и способности,
и дополнительные знания и умения;
-самостоятельная разработка поделок, составление схемы,
-изготовление их по творческому замыслу.

Данная программа способствует формированию следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные универсальные учебные действия:

-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, уме.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов

выполнения поставленной творческой задачи;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении

коллективных работ;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

Познавательные универсальные учебные действия:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно

-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и

творческих задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной форме;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать аналогии;

-проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

 

3.2 Способы и формы проверки результатов

При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в творческом объединении. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований.
Контроль и оценка результатов

Сроки контроля вид адресат форма оценка
1 сентябрь начальный группа анкетирование баллы
2 октябрь тематический индивидуально карточки баллы

3

4

ноябрь

декабрь

обобщающий

тематический

группа

индивидуально

мини-экзамен

карточки

баллы

баллы

5 январь промежуточный группа концерт баллы
6 февраль тематический индивидуально карточки баллы
7 март обобщающий группа тестирование баллы
8 апрель тематический индивидуально карточки баллы
9 май итоговый группа экзамен, концерт дипломы, баллы

 

Результативность деятельности детей в кружке оценивается также методом личной диагностики и экспресс — опросом. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с учениками, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний детей и применяется таким образом метод личной диагностики результатов. Несомненно, что в кружке этот метод — наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты.
Ну и, конечно, оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов: мини-выставки (в кабинете), районные, краевые, всероссийские, международные.
 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(перечень разделов и тем с указанием теоретических и практических аспектов обучения; целесообразное распределение часов по темам)

1-ый год обучения

 

Наименование разделов и тем Всего часов Теоретические занятия Практические занятия Формы контроля
1.

 Вводное занятие

 

2 1 1 наблюдение
2 Техника и приемы узелкового плетения. 24 4 20 зачёт
3 Комбинирование узлов в поделках. 16 2 14 Выставка
4

Безузелковая техника

 

8 2 6 Тестирование
5 Плетение изделий. 30 6 24 Выставка
6 Микромакраме. Плетение цветов, украшений 34 6 28 Выставка
7 Плетение плоских игрушек 26 6 20 Выставка
8 Подведение итогов 4 1 3 Итоговая выставка
9 Итого 144

 

 

2-ой год обучения

Наименование разделов и тем Всего часов Теоретические занятия Практические занятия Формы контроля
1.  Вводное занятие. 2 2 Наблюдение
2 Узоры и фрагменты для изделий 10 2 8 Тестирование
3 Изготовление изделий для интерьера 26 4 22 Зачёт
4 Украшения 20 2 14 Выставка
5 Игрушки.     20 4 16 Выставка
6 Техника гобеленового плетения (простая). 22 4 16 Выставка
7 Плетение из природных материалов. 30 5 25 Выставка
8 Экология и мы. Плетение  из бросового материала 10 2 8 Выставка
9 Итоговая аттестация 4 1 1 Итоговая выставка
  Итого 144

 

 

 

 

 

Содержание программы 1-ого года обучения

Вводное занятие (2ч.) Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности..

Техника и приёмы узелкового плетения(24ч.) Материаловедение. Крепление  нити. Квадратный узел. Плетение закладки. Узел «ягодка». «Пико» с плоским узлом. Плетение брелка. «Стрекоза». Плетение браслета «Шамбала». Репсовый узел. Горизонтальная брида. Плетение закладки. Обобщение по теме.

Комбинирование узлов (16ч.) Узел «змейка». Брелок «Человечек». Плетение брелка. Плетение панно «Дерево». Веточки. Сборка деталей. Оформление готового панно. Обобщение по теме

Безузелковая техника.(8ч.) Плетение косичек на четырёх нитях. Косичка на шести нитях. Плетение тесьмы. Обобщение по теме

Плетение изделий.(30ч.) Плетение фенечек. Плоская коса в четыре пряди. Фенечки. «Французские узелки». Прямые узлы с бисером. Начало плетения  «Совы». Плетение «совы». Окончание работы. Плетение домовёнка (2). Оформление изделия. Панно «Цветы». Плетение панно. Оформление изделия. Обобщение по теме.

Микромакраме. Плетение цветов, украшений.(34ч.) Понятие о микромакраме. Плетение  листьев. Листья. Плетение лепестков. Лепестки. Декоративные элементы. Веточки.  Плетение стебля. Порядок сборки цветка. Плетение цветов. Узел «фриволите». Выбор цветка для плетения. Плетение  кулона. Изготовление кулона. Оформление работы. Плетение браслета. Оформление работ. Обобщение по теме

Плетение  плоских игрушек. (26ч.) Начало плетения игрушки «львёнок». Плетение головы. Плетение  отдельных деталей. Сборка  игрушки «львёнок». Начало плетения игрушки «гном». Плетение  гнома. Плетение отдельных фрагментов игрушки. Сборка деталей. Начало плетения «лягушки». Плетение лягушки. Плетение лап. Оформление готового изделия. Обобщение по теме

Подведение итогов. (4ч.) Организация  выставки. Подведение  итогов

 

 

 

 

 

Содержание программы работы с группой 2-ого года обучения

Вводное занятие. (2ч.)  Инструктаж по технике безопасности.

 

Узоры и фрагменты для изделий.(10) Медальон из узлов «фриволите». Плетение медальона. Цветы из брид. Плетение цветов. Оформление изделия.

 

Изготовление изделий для интерьера (26). Подвесное кашпо. Шнуры. Плетение кашпо. Плетение корзинки для кашпо. Оформление готового изделия. Салфетка «Шахматка». Плетение изделия. Оформление салфетки. Плетение декоративного панно. Плетение основы. Декоративные элементы. Оформление готового изделия. Обобщение по теме.

 

Украшения (20). Плетение браслета. Браслет. Кулон. Плетение кулона. Оформление изделия. Брошь. Плетение броши. Фенечка. Плетение фенечки. Обобщение по теме.

Игрушки. (20)   Плетение  «совы». «Сова». Плетение изделия. Плетение снежинки. Снежинки. Плетение ёлочки. Плетение «Ангела».  Плетение изделия. Оформление изделия. Обобщение по теме.

Техника гобеленового плетения (простая). (22). Из истории. Подготовка материала. Гобелен своими руками. Закладка. Плетение круга. Круг. Изготовление коврика из ткани. Заготовки для коврика. Соединение косичек. Коврик из косичек. Оформление коврика. Обобщение по теме.

 

Плетение из природных материалов. (30) Из истории. Плетение по кругу. Приемы плетения подставки. Изготовление изделия. Игрушки из талаша. Птичка. Изготовление птички. Куклы из талаша. Оформление куклы. Косички из камыша. Коврик из косичек. Соединение косичек. Панно из сухих трав. Плетение панно. Оформление готового изделия. Обобщение по теме.

 

Экология и мы. Плетение  из бросового материала (10). Подготовка материала. Изготовление ленточек. Плетение коврика. Плетение по кругу. Оформление готовых изделий.

Итоговая аттестация  (4). Итоговая выставка. Подведение итогов.

 

iii. Организационно-педагогические условия и формы аттестации

(формы аттестации, оценочные и методические материалы, иные компоненты)

  • Методическое обеспечение программы:

Планируя выполнение занятия в течение года, педагог может изменять темы в зависимости от контингента обучающихся, от условий работы, возможностей объединения и характера имеющегося материала.

Педагог выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний, умений, навыков, полученных учащимися на занятиях объединения, а также учитывает степень развития гибкости и подвижности пальцев обучающихся при выборе размеров работ и вида по каждой теме.

Обучение по каждой теме начинается с изготовления образцов узлов и техник, применяемых при выполнении работ, а также даются исторические сведения и графическое обозначение необходимых элементов. Выполнение пробных элементов позволяет детям приобрести необходимое умение для работы и применить теоретические сведения на практике.

Теоретический материал обычно даётся в начале занятий. Его можно преподнести в форме рассказа-информации, беседы или спровоцированной дискуссии, где педагог выступает в роли ответчика, а дети задают вопросы, стимулированные их личными соображениями и размышлениями на базе наглядного материала. Наглядный материал может демонстрироваться до объяснения либо одновременно с ним.

Основная цель показа готовых изделий научить детей правильно использовать их в работе. С помощью показа готовых изделий, педагог стремиться вызвать у детей желание сделать аналогичное — на начальном этапе обучения. На последующих этапах предполагается, что у детей на базе наглядности должно возникнуть желание творить самому, изменять и усовершенствовать изделия. В процессе работы у детей развивается художественный вкус и творческая инициатива.

В начале каждого занятия при объяснении нового материала или одинакового для всей группы задания, в основном используются методы фронтальной работы, демонстрация рисунков, наглядного материала, изображений, схем и обозначений, узлов и элементов изделия. На последующих этапах работа становится всё более индивидуализированной. Это связано с тем, что занятия с кружковцами проходят неравномерно: одни уже закончили работу, другие близки к завершению, третьи ещё только начинают. Кроме того скорость выполнения у детей зависит от степени развития мелкой моторики рук и двигательной активности пальцев. В связи с этим рекомендуется детям с менее развитыми пальцами давать работу из более толстых нитей и, по возможности, меньшей длинны.

Для более эффективного усвоения предлагаемого материала, на заня­тиях кружка используются наглядные пособия с основными видами узлов макраме, а также образцы поделок в соответствии со всеми разде­лами программы. Формирование творческого мышления у обучающихся проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения предложенной им дея­тельности до творческого применения полученных знаний на практике, подразумевающего, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладает репродуктивный метод, который применяется для освоения выполнения основных узлов макраме. Исполь­зование  на  этом  этапе  фронтального метода, при  котором все обу­чающиеся выполняют одинаковые поделки, является наиболее эффек­тивным. Подача теоретического материала производится параллельно с формированием практических навыков у обучающихся. В дальнейшем при переходе к итоговому уровню обучения репродуктивный метод резко теряет свою значимость, так как он практи­чески неприменим при самостоятельном выборе поделки для изготовления, а также разработке своих (авторских) поделок. Здесь уже основ­ными становятся методы индивидуального, дифференцированного и проблемного обучения. На этой стадии обучающиеся учатся работать с литературой: плести по предложенной схеме или описанию. Дети имеют возможность получения совершенно новой поделки из комбинации уже знакомых узлов и фрагментов  плетения. Однако существует правило, гласящее, что мало изобрести что-то, необходимо еще уметь и оформить достойно свою разработку. Потому авторы разработанных поделок обязательно работают  над описанием порядка изготовления ее и схемы плетения. На этой стадии детям прихо­дится систематизировать работу над поделкой и расположить приемы изготовления ее в определенном порядке. Это уже осознанное усвоение всех полученных знаний и навыков.
         На этом этапе обучения уже проводится только индивидуальная или групповая работа. При проведении занятий используется также метод консультаций  и  работы  с литературой, а также с разработками коллектива кружка. Итогом работы над поделкой становится разработка учебно-методического комплекса ее изготовления, который используется в дальнейшем обучающимися на занятиях. Такой учебно-методический комплекс состоит из:
— описания изготовления игрушки,
— схемы плетения,
— фото-мастер-класса плетения,
— блок-схемы сборки игрушки (если она состоит из нескольких деталей),
— перечня дополнительных деталей или возможностей изготовления различных поделок на основе данной,
— творческого проекта (если это собственная разработка).

 

 

 

 

  • Условия реализации программы

Настоящая программа может быть использована для организации объединений дополнительного образования. Кроме того, учебный план может быть использован также для организации деятельности учащихся общеобразовательных школ на уроках труда. Программа может быть реализована при наличии приведенной выше материально – технической базы и информационной базы по тематике занятий. Кадровое обеспечение: руководитель кружка должен владеть знаниями и навыками работы на ПК. Финансовое обеспечение: Все расходы по обеспечению материалами для занятий (шнур, нитки, бисер, бусины и др.) и внесению взносов за участие в выставках и конкурсах несут родители обучающихся.

 

 

  • Используемая литература:
  1. Краузе А. Макраме. — Ташкент: Ташкент, 1987.
  2. Кузьмина М. Азбука макраме. — М.: Легпромиздат,1993.
  3. Соколовская М. Макраме. — Минск: Полымя,1983.
  4. Терешкович Т.А. Учимся плести макраме. – Минск: Хэлтон , 2000.
  5. Донателла Чиотти. Макраме. Украшения из плетеных узелков.- Интернет.
  6. Колокольцева С. Макраме для всех. — Смоленск: Русич, 1997.
  7. Максимова М., Кузьмина М. Послушные узелки. -М.: ЭКСМО, 1997.
  8. Пивовар В. Макраме и фриволите.- СПб.: ООО «Золотой век», ТОО «Диамант», — 1998.
  9. Рябинина Г.В. Объемное макраме.- М.: издатель И.В. Балабанов,1997
  10. Соснина Т. Макраме. Художественное плетение. — Ленинград: Лениздат, 1985.

 

Литература для учащихся:

 

  1. Кузьмина М. Азбука макраме. — М.: Легпромиздат,1993.
  2. Максимова М., Кузьмина М. Послушные узелки. -М.: ЭКСМО, 1997.

 

 

Цели:                                                                          

  • Воспитание свободной творческой личности посредством занятий по плетению.
  • Развитие у детей эстетического вкуса, расширение их кругозора и формирование мировоззрения в процессе коллективного творчества на основе изучения лучших образцов искусства, достижений культуры и общечеловеческих ценностей.

 

Задачи обучения и творческого воспитания

Для  1-ого года обучения:                                                                                

Образовательные:
-получить знания по истории возникновения и развития макраме;

-изучение приемов плетения в технике макраме и технологии изготовления различных изделий;
-изучение обучающимися основ композиции и аранжировки;
-закрепление и расширение знаний и умений в области: биологии, истории, математики, изобразительного искусства.
Воспитательные:
-возведение базиса личностной культуры,
-формирование гуманистического стиля взаимоотношений с товарищами;
-экологическое воспитание обучающихся, воспитание трудолюбия, любви к труду и людам труда
       Развивающие:
-развитие у детей творческого мышления ,
-знакомство с различными направлениями русского народного творчества,
-учить детей видеть красоту окружающего мира.

Для  2-ого года обучения:

Обучающие:

овладеть различными приемам и плетения;

-обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

-сформировать потребность применения полученных навыков практической деятельности;

-дать возможность каждому ребенку проявить индивидуальность в художественном творчестве через разработку и реализацию творческих проектов.

Развивающие:

-развить образное мышление, эстетический и художественный вкус;

-развить психомоторные качества личности, в частности мелкой моторики рук;

-выявить и развить индивидуальные способности.

Воспитательные:

-воспитать любовь к Родине через изучение народного творчества,

-возрождение и развитие национальных традиций;

-воспитать трудолюбие, усидчивость аккуратность, уважительное отношение друг к другу, чувство коллективизма.

           

Организационная работа

— оформить кабинет;

— выписать литературу по театральной деятельности;

— приобрести материал для изготовления образцов, стендов;

— подготовить дидактический и наглядный материал для занятий;

— подготовить методический и практический материал для самостоятельной работы обучающихся;

 

 

 

 

 

 

Учебно-творческая работа

При составлении плана использовала программу  «Плетение» с внесением изменений в отбор тем, порядок их изучения, а также изменений в количестве и распределении часов, отборе материала по темам в соответствии с областью дополнительного образования.

 

Календарно-тематический план по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе                                        «плетение» на 2016-2017 учебный год   (1-ый год обучения, 144 ч.)        

 

І. Учебная деятельность

п/п

Дата проведения занятия

 

Форма проведения занятия

 

Тема занятия

         Часы

 

Форма контроля

 

Примечание

всего Тео -рия Прак-       тика
По  плану По Факту
        1

 

4.09

                            Беседа Вводное занятие                                                 Знакомство с группой. Инструктаж по технике безопасности. 2 1 1

 

Наблюдение

Техника и приёмы узелкового плетения 24 6 18
1 6.09 Вводное занятие Материаловедение. Крепление  нити.  
2 11.09 Комбинир. Занятие Квадратный узел.
3 13.09 Практич. занятие Плетение закладки.
4 18.09 Комбинир. Занятие Узел «ягодка».
5 20.09 Комбинир. занятие «Пико» с плоским узлом.
6 25.09 Практич.  занятие Плетение брелка  
7 27.09 Практич. Занятие «Стрекоза».
8 2.10 Практич. занятие «Плетение браслета «Шамбала».
9 4.10 Комбинир. Занятие Репсовый узел.
10 9.10 Комбинир. Занятие Горизонтальная брида.
11 11.10 Практич. занятие Плетение закладки
12 16.10 Зачёт  Обобщение по теме Выставка
Комбинирование узлов 16 3 13
1 18.10 Вводное  занятие   Узел «змейка».  
2 23.10 Практич.  занятие Брелок «Человечек».
3 25.10 Практическая Плетение брелка.
4 30.10 Комбинир. Занятие Плетение панно «Дерево».
5 1.11 Практическая Веточки.
6 6.11 Комбинир. Занятие Сборка деталей.
7 8.11 Практическая Оформление готового панно.
8 13.11 Мини выставка Обобщение по теме Выставка
Безузелковая техника.          8 2 6
 1 15.11 Комбинир. Занятие Плетение косичек на четырёх нитях..  
2 20.11 Комбинир. Занятие Косичка на шести нитях.
3 22.11 Практич. Занятие Плетение тесьмы
4 27.11 Мини выставка Обобщение по теме
Плетение изделий. 30 7 23
1 29.11 Вводное  занятие Плетение фенечек.  
2 4.12 Комбинир. Занятие Плоская коса в четыре пряди.
3 6.12 Практич.  Занятие Фенечки.
4 11.12 Комбинир. Занятие «Французские узелки».
5 13.12 Комбинир. Занятие Прямые узлы с бисером. Тестирование
  6 18.12 Практич.  Занятие Начало плетения  «Совы».  
7 20.12 Практич. занятие Плетение «совы».  
8 25.12 Комбинир. Занятие Окончание работы.
9 27.12 Практич. Занятие Плетение домовёнка
10 10.01 Практич. Занятие Плетение домовёнка
11 15.01 Практическая Оформление изделия.
12 17.01 Комбинир. Занятие Панно «Цветы».
13 22.01 Практич. Занятие Плетение панно.
14 24.01 Комбинир. Занятие Оформление изделия.
15 29.01 Выставка Обобщение по теме.
Микромакраме. Плетение цветов, украшений 34 4 20
1 31.01 Вводное занятие Понятие о микромакраме. Плетение  листьев.  
2 5.02 Комбинир. Занятие Листья.  
3 7.02 Комбинир. Занятие Плетение лепестков.
4 12.02 Практич. занятие Лепестки.
5 14.02 Практич. занятие Декоративные элементы.
6 19.02 Практич. занятие Веточки.
7 21.02 Практич. занятие Плетение стебля.  
8 26.02 Комбинир. занятие Порядок сборки цветка.
9 28.02 Практич. занятие Плетение цветов.
10 5.03 Комбинир. занятие Узел «фриволите».
11 7.03 Практич. занятие Выбор цветка для плетения.
12 12.03 Комбинир. занятие Плетение  кулона.
13 14.03 Практич. занятие Плетение  кулона.
14 19.03 Практич. занятие Оформление работы.
15 21.03 Практич. занятие Плетение браслета.
16 26.02 Комбинир. Занятие Оформление работ.
17 28.03 Мини — выставка Обобщение по теме Выставка
Плетение  плоских игрушек. 16 3 13
1 2.04 Комбинир.  занятие Начало плетения игрушки «львёнок».  
2 4.04 Практич. занятие Плетение головы
3 9.04 Практич. занятие Плетение  отдельных деталей
4 11.04 Практич. занятие Сборка  игрушки «львёнок».
5 16.04 Комбинир. занятие Начало плетения игрушки «гном».
6 18.04 Практич. занятие Плетение  гнома.
7 23.04 Практич. занятие Плетение отдельных фрагментов игрушки.
8 25.04 Практич. занятие Сборка деталей.
9 30.04 Комбинир. занятие Начало плетения «лягушки».
10 7.05 Практич. занятие Плетение лягушки.
11 14.05 Практич. занятие Плетение лап.
12 16.05 Практич. занятие Оформление готового изделия.
13 21.05 Выставка Обобщение по теме Выставка
Подведение итогов  4 3 1
1 23.05 Итоговое Обобщение Итоговая выставка   Итоговая выставка
2 28.05 Подведение  итогов  
Итого 144

 

 

 

 

Календарно-тематический план по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «плетение» на 2016-2017 учебный год (2-ой год обучения, 144 ч.)

 

І. Учебная деятельность

п/п

Дата проведения занятия

 

Форма проведения занятия

 

Тема занятия

         Часы

 

Форма контроля

 

Примечание

всего Тео- рия Прак-       тика
По  плану По Факту
 Вводное занятие. 2 2
1 1.09 Беседа Инструктаж по технике безопасности. История плетения наблюдение
Узоры и фрагменты для изделий 10 2 8
1 2.09 Вводное занятие Медальон из узлов «фриволите».
2 8.09 Комбинир. Занятие Плетение медальона.
3 9.09 Комбинир. Занятие Цветы из брид.
4 15.09 Комбинир. Занятие Плетение цветов.
5 16.09 Комбинир. Занятие Оформление изделия.
Изготовление изделий для интерьера 26 6 14
1 22.09 Комбинир.  Занятие Подвесное кашпо.  
2 23.09 Практич. занятие Шнуры.
3 29.09 Практич. занятие Плетение кашпо.
4 30.09 Комбинир. Занятие Плетение корзинки для кашпо.  
5 6.10 Комбинир. Занятие Оформление готового изделия.
6 7.10 Комбинир. Занятие Салфетка «Шахматка».
7 13.10 Комбинир. Занятие Плетение изделия.
8 14.10 Комбинир. Занятие Оформление салфетки.
9 20.10 Практич. занятие Плетение декоративного панно.
10 21.10 Практич. занятие Плетение основы.
11 27.10 Практич. занятие Декоративные элементы.
12 28.10 Практич. занятие Оформление готового изделия.
13 3.11 Выставка Обобщение по теме.   Выставка
Украшения 20 2 14
1 10.11 Комбинир.  занятие Плетение браслета.  
2 11.11 Практич. занятие Браслет.  
3 17.11  Комбинир. занятие Кулон.
4 18.11 Практич. Занятие Плетение кулона.
5 24.11 Практич. занятие Оформление изделия.
6 25.11 Практич. занятие Брошь.
7 1.12 Практич. занятие Плетение броши.
8 2.12 Практич. занятие Фенечка.
9 8.12 Практич. занятие Плетение фенечки.
10 9.12 Мини- выставка Обобщение по теме
Игрушки.     20 4 16 выставка
1 15.12 Комбинир. Занятие Плетение  «совы».
2 16.12 Практич. занятие «Сова».
3 22.12 Практич. занятие Плетение изделия.
4 23.12 Комбинир. Занятие Плетение снежинки.  
5 29.12 Практич. занятие Снежинки.
6 30.12 Комбинир. Занятие  Плетение ёлочки.
7 12.01 Практич. занятие Плетение «Ангела».  
8 13.01 Комбинир. Занятие Плетение изделия.
9 19.01 Практич. занятие Оформление изделия.
10 20.01 Практич. занятие Обобщение по теме. Выставка
Техника гобеленового плетения 22 4 16
1 26.01 Комбинир. Занятие Из истории. Подготовка материала
2 27.01 Практич. занятие Гобелен своими руками.
3 2.02 Практич. занятие Закладка.
4 3.02 Комбинир. Занятие Плетение круга.
5 9.02 Выставка Круг.  
6 10.02 Комбинир. занятие Изготовление коврика из ткани.
7 16.02 Комбинир. Занятие Заготовки для коврика.
8 17.02 Практич. занятие Соединение косичек.
9 24.02 Практич. занятие Коврик из косичек.
10 2.03 Практич. занятие Оформление коврика
11 3.03 Практич. занятие Обобщение по теме. Выставка
Плетение из природных материалов.   30 5 25
1 9.03 Практич. занятие Из истории. Плетение по кругу.  
2 10.03 Комбинир. Занятие Приемы плетения подставки.
3 16.03 Практич. занятие Изготовление изделия.
4 17.03 Комбинир. Занятие Игрушки из талаша.  
5 23.03 Мини-выставка Птичка.  
6 24.03 Комбинир.  занятие Изготовление птички.  
7 30.03 Комбинир. Занятие Куклы из талаша.  
8 31.03 Практич. занятие Оформление куклы.
9 6.04 Комбинир. Занятие Косички из камыша.
10 7.04 Практич. занятие Коврик из косичек.
11 13.04 Практич. занятие Соединение косичек.
12 14.04 Практич. занятие Панно из сухих трав.
13 20.04 Практич. занятие Плетение панно.
14 21.04 Практич. занятие Оформление готового изделия.
15 27.04 Выставка Обобщение по теме. Выставка
Экология и мы. Плетение  из бросового материала. 10 2 8
1 28.04 Комбинир.  занятие Изготовление ленточек из пакетов
2 4.05 Комбинир. занятие Плетение из ленточек
3 5.05 Практич. занятие Плетение коврика.  
4 11.05 Практич. занятие Плетение по кругу.
5 12.05 Выставка Оформление готовых изделий. Выставка
Итоговая аттестация 4
1 18.05 Комбинир.  занятие Итоговая выставка Выставка
2 19.05 Комбинир. Занятие Подведение итогов.
Итого 144

 

 

ІІ. Учебно-методическая деятельность

Вид деятельности Перечень работ Сроки
1. Методические пособия для педагога и обучающихся, обеспечивающих учебный процесс

—         составление, корректировка программы;

—         составление плана работы;

—         конспекты учебных занятий,

—         методические указания, рекомендации,

—         учебные пособия,

—         методический, дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях,

—         образовательные ресурсы,

—         специальная литература и т.д.

 

 

Август 2017                  август 2017                            в течение года

В течение года

 

2. Творческие задания, темы проектов, исследований, сочинений, наблюдений, игр и т.д. на текущий учебный год

—         Творческие задания «Моё дерево», «Моя картина», «Открытка маме»

—          Акция «Подарок воину-интернационалисту»                 —     Акция        «Голубь мира»

В течение года                            Ноябрь                                 Март                                            Май
3.

Перечень методических материалов по индивидуальному сопровождению достижения личных результатов обучающихся

 

 

 

 

—         разработка памяток по теме «Работа с инструментами»;

—         методики психолого- педагогической диагностики личности,

—         памятки для детей и родителей и т. п.

 

 

 

Сентябрь

Август-сентябрь

Первое полугодие

4. Методический материал, обеспечивающий коллективные формы работы обучающихся

—         методики диагностики сформированности коллектива,

—         сценарии коллективных мероприятий и дел,

—         методики организации коллективной деятельности (игровые, проектные, исследовательские и др.)

Октябрь

В течение года

Ноябрь

 

ІІІ. Культурно-досуговые мероприятия

 

Название мероприятия Место проведения Уровень Дата проведения Кол — во участников
                                                                                                                                                   2017 г.
1. Открытые уроки и воспитательные мероприятия на тему: «Я талантлив» МБУ ДО «Детско-юношеский центр» (далее – ДЮЦ) ДЮЦ 01.09.17 г. – 09.09.17 г.
2. Районный конкурс видеороликов и видео фильмов, пропагандирующих здоровый образ жизни «Спортивный калейдоскоп» ДЮЦ Районный 01.09.17  — 27.10.17
4. Конкурс творческих работ, посвященный празднованию Дня тигра ДЮЦ Районный 01.09.17 – 23.09.17
5. Конкурс «Зелёный огонёк – 2017» среди дошкольных образовательных организаций и начальных классов общеобразовательных организаций ДЮЦ Муниципальный 01.09.17 г. – 16.10.17 г.
6. Муниципальный этап краевого праздника «День тигра» РДК Муниципальный 23.09.17
7. Районный конкурс творческих работ «Моя семья» (номинации: фото, рисунки, сочинения, видеоролики) ДЮЦ Районный 05.10.17 г. -16.11.17 г.
8. Районный интеллектуальный конкурс «Что? Где? Когда?» ДЮЦ Районный 19.10.17
9.

Патриотическое воспитание:

7 ноября — День воинской славы

Исторический калейдоскоп по теме: «Вставай, страна огромная!», в честь парада на Красной площади 1941 года.

3 декабря — День воинской славы России

Урок мужества  по теме: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен…», посвященный Дню неизвестного солдата.

9 декабря — День воинской славы России

Урок мужества по теме: «Героями не рождаются!», посвященный Дню Героев Отечества.

ДЮЦ ДЮЦ Октябрь – декабрь 2017 г.
10. Районный конкурс детского творчества «Весёлые нотки» (участники – дошкольники и учащиеся начальных классов ОО) ДЮЦ Районный 21.10.17
     11.

Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет.

Единые уроки безопасности школьников в сети Интернет.

ДЮЦ Всероссийский 30.10.17
     12.

Неделя информационно – правовой информации для обучающихся.

Уроки формирования антикоррупционного мировоззрения у учащихся.

Дни финансовой грамотности в общеобразовательных организациях.

ДЮЦ ДЮЦ 16.11.17 г. – 23.11.17 г.
     13. Международный день отказа от курения ДЮЦ ДЮЦ 21.11.17
     14. Всероссийская акция, приуроченная ко Дню Героев Отечества ДЮЦ ДЮЦ 09.12.17
     15. Районный конкурс детского творчества «Наследники Великой Победы». Участники – от 6 лет и старше. ДЮЦ ДЮЦ 15.12.17 г.- 20.02.18 г.
    16. Новогодние утренники ДЮЦ спортзал ДЮЦ 27.12.16 – 07.01.17
2018 г.
     17. Районный конкурс детского творчества по противопожарной тематике «Неопалимая Купина». Возраст участников — с 6 до 18 лет. ДЮЦ Районный

10.01.18 г. –

20.02.18 г.

18. Районный конкурс творческих работ, посвященный Дню Земли ДЮЦ Районный 01.02.18 г.- 18.03.18 г.
19.

Районная военно-спортивная игра

«Зарница — 2018»

Пионер. Стрельбище ДЮЦ 17.02.18 г.
20. Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом ДЮЦ ДЮЦ 01.01.03
21. Торжественная часть ко дню 8 марта 6-7.03.18
22. Районный праздник, посвященный Всемирному дню Земли. ДЮЦ ДЮЦ 18.03.18
23.

Неделя здоровья.

(07 апреля – Всемирный день здоровья)

ДЮЦ ДЮЦ 01.04.18  — 08.04.18
24.

Международный день памятников и исторических мест.

Акции по благоустройству памятников и памятных захоронений

ДЮЦ ДЮЦ 18.04.18
25.

Уроки мужества.

Акции, направленные на формирование патриотического воспитания у детей и молодежи

ДЮЦ ДЮЦ 02.05.18  – 09.05.18
26. Профилактика дорожно-транспортного травматизма. Районные соревнования «Безопасное колесо — 2017» ДЮЦ Районный 13.05.17
27. Детский лагерь «Калейдоскоп».  Игровая программа «Веселая эстафета», «Каникулы» ДЮЦ ДЮЦ июнь
28. Детский лагерь «Калейдоскоп» Игровая программа «Давайте поиграем!» ДЮЦ ДЮЦ июнь

 

  1. I Работа с родителями
Название мероприятия Место проведения Дата проведения Участники
1. Индивидуальные беседы МБУ ДО ДЮЦ  каб. № 9. Ежемесячно Педагог Дюндик О.В., родители
2. Консультативные телефонные звонки Еженедельно Педагог Дюндик О.В., родители
3. Приглашения на выставки МБУ ДО ДЮЦ, музей В течение года Педагог Дюндик О.В., родители
4. Родительские собрания МБУ ДО ДЮЦ каб. № 9 Декабрь, май Педагог Дюндик О.В., родители

 

  1. Повышение квалификации
Виды деятельности Роль участия (слушатель, докладчик, содокладчик и др.) Дата участия Место проведения
1. Курсы или профессиональная переподготовка
2. Участие в семинарах Слушатель В течение года ДЮЦ ОРТ
3. Участие в педагогических Конференциях Слушатель август РДК, с.Чугуевка
4. Самообразование Продолжить работу над темой по самообразованию «Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся» В течение года
5. Участие в МО Слушатель В течение года ДЮЦ ОРТ
6. Участие в РМО Провести  мастер-класс «Фриволите» Март 2018 ДЮЦ ОРТ каб. 22
7. Участие в конкурсах профессионального мастерства Региональный конкурс «Воспитать человека 2017»,                                                             слушатель «Открой себя»

Сентябрь,

декабрь

ПИППКРО,г.Владивосток

Школа №1,

8. Участие в заседании педагогического совета Слушатель В течение года ДЮЦ ОРТ
9. Участие в заседании методического совета Слушатель  В течение года

ДЮЦ ОРТ