Дюндик О. В. программа

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол № ____

от «___»___________20___г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ДЮЦ

А. В. Олейник

«___»                   20      г

 

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

 

«МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ»

Направленность: научно-техническая   

 

 

 

Возраст учащихся: 6 — 14 лет

Срок реализации: 1 год // 144 часа

 

                                                                              Автор//разработчик:

 Дюндик Олеся Владимировна

 педагог дополнительного образования

c. Чугуевка

2018

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ:

1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ» (далее – Программа) реализуется в соответствии с научно-технической направленностью образования.

Направленность программы научно-техническая ориентирована на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира. Программа направлена на развитие познавательной активности, исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление общеобразовательных программ по искусству детей 6-14 лет и выявление одаренных детей с наклонностями в области технического творчества.

1.2. Актуальность программы.

В национальной Образовательной стратегии «Наша новая школа» Президент РФ определил необходимость построения системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих «развитие продуктивной деятельности» и «творчества» школьников.

Мультипликация является одним из средств развития творческих способностей, она включает в себя теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в возможности комплексного развивающего обучения детей. Искусство мультипликации и представляет собой совокупность различных видов деятельности, формирующих гармонично развитую личность.

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной жизни нашего государства. Наступил век информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. Этим объясняется высокая актуальность. Отражение творческой деятельности ребёнка мы привыкли видеть в его рисунках и поделках. Дети очень дорожат своими работами, потому как в каждый из них они вложили частичку себя, проявив творчество. Можно делать выставки детских работ, хранить детские рисунки в папках, а ещё можно сделать так, чтобы рисунки детей «ожили», начали двигаться и жить своей собственной жизнью.

 1.3.Отличительная особенность программы заключается в том, что она позволяет ребенку не только научиться практическим приёмам работы на компьютере, получить пользовательские навыки использования персональных компьютеров для подготовки и печати документов, создания презентаций, обработки цифровых изображений и т.д. но и развивать творческие способности, мышление, активизировать гражданскую позицию.

Новизна программы в том, что она не только прививает навыки и умение работать с графическими программами, но и способствует формированию эстетической культуры. Эта программа не даёт ребёнку “уйти в виртуальный мир”, учит видеть красоту реального мира.

1.4.Педагогическая целесообразность данной дополнительной общеобразовательной программы, разработанной для детей 6-14 лет, заключается в том, что она учитывает их возрастные особенности.

Детей в младшем школьном возрасте отличает непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учащихся. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в коллективных делах, данная дополнительная общеобразовательная программа дает возможность участия детей в коллективных делах. Программа содержит творческие задания, которые способствуют развитию воображения у детей. В данном возрасте ребёнок хочет получить быстрый результат своей работы, данная образовательная программа позволяет решить эту проблему.

Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда коллектива детей. В процессе создания мультипликационного фильма у ребят развиваются сенсомоторные качества, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности; восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

Данная программа обучает умению работать в коллективе, использовать проектные методики, конструктор Lego, компьютер и фотоаппарат как инструмент творчества.

1.5. Цель программы: Создать условия для развития творческих способностей личности, посредством освоения технологии анимирования персонажей.

           1.6. Задачи. В процессе освоения программы решаются следующие задачи:

Образовательные:

  • формирование навыков работы с ПК и цифровым фотоаппаратом;
  • формирование и развитие у детей технического мышления, первоначальных основ конструкторских умений и способностей;
  • знакомство с понятием компьютерной анимации и обучение основам работы в программе MOVIE MAKER, Adobe Flash, Adobe Photoshop;
  • ознакомление учащихся с основными видами мультипликации (рисованная, пластилиновая, предметная, анимация с сыпучими материалами);

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие образного мышления;
  • выработка у учащихся навыков самостоятельной работы с компьютером и фотоаппаратом;

Воспитательные:

  • воспитание у детей стремления выразить свои творческие способности в мультипликации;
  • воспитание самостоятельности при выполнении заданий;
  • воспитание аккуратности и собранности при работе с техникой;
  • воспитание эстетического вкуса младших школьников;
  • воспитание культуры зрительского восприятия.

 

1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа: 6 – 14 лет. По результатам собеседования с согласия педагога в состав группы могут включаться дети более младшего возраста.

1.8. Формы занятий: Работа по данной программе сочетает в процессе вариативной деятельности индивидуальные, групповые и коллективные формы занятий.

При этом используются разнообразные формы проведения занятий: рассказ, беседа, практическая работа с компьютером, творческие задания, ролевые и деловые игры, конкурсы.

 

  1. ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ:

 

2.1. Объем программы – 144 часа.

2.2. Срок реализации программы: — 1 год.

2.3. Режим занятий2 раза в неделю по 2 академических часа

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 

3.1. Планируемые результаты.

 

Умеют:

— придумывать образ;

— рисовать героев в программе Paint;

— умеют менять положение героя относительно фона.

-создавать героя по отдельным частям;

-задавать движение фигурке;

-выполняют монтаж в программе Movie Maker ;

-проводят фотосъемку на штативе;

-передвигают фигурки относительно фона

 

Знают:

— закономерности движений;

— процесс создания анимации.

— технологию создания анимации в программе Power Point;

— технологию создания объемной анимации.

 

Личностные УУД:

-принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками при групповом и командном творческом взаимодействии;

-овладение правилами поведения на занятиях;

-реализация своего творческого потенциала;

-готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;

 

Регулятивные УУД:

  — умение самостоятельно организовать собственную деятельность;

 

Познавательные УУД:

-приобретать и осуществлять практические навыки и умения работы в видео редакторе,

-развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров мультипликации;

 

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника,

— понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

 

Метапредметные результаты:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-формирование умения понимать причины успеха/неудачи своей деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

-определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-умение работать в информационной среде в соответствии с содержанием общеобразовательной программы.

 

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о видах анимационных техник;
  • формирование первоначальных представлений о законах развития сюжета и правилах драматургии;
  • овладение навыками сценической речи при звуковом сопровождении мультфильмов;
  • приобретение первоначальных знаний о способах «оживления», т.е. движения мультипликационных героев на экране и умений применять их для создания мультипликационных фильмов.

Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков. Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта – защита творческого проекта, создание мультфильма.

 

3.2.Способы и формы поверки результатов.                                                       Результативность контролируется на протяжении всего процесса обучения. Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются: тестирование, реферат, презентация, проект, сценарий.

Контроль и оценка результатов

Сроки контроля Вид адресат форма оценка
1 сентябрь Начальный группа анкетирование баллы
2 октябрь тематический индивидуально карточки баллы

3

4

ноябрь

декабрь

обобщающий

тематический

группа

индивидуально

зачёт

карточки

баллы

баллы

5 январь промежуточный группа выставка баллы
6 февраль тематический индивидуально карточки баллы
7 март обобщающий группа выставка баллы
8 апрель тематический индивидуально выставка баллы
9 май Итоговый группа экзамен, итоговая выставка дипломы, баллы

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                                                      1 год обучения

Наименование разделов и тем Всего часов Теор. занятия Практ. занятия Формы контроля
1 Вводное занятие. 2 2    
2 История мультипликации. 2 2   Тестирование
3 Фотоаппарат. 2 2   Тестирование
4 Съемки мультфильма 4 2 2 Проверка выполненных заданий и упражнений.
5 Бумажная анимация 18 2 16 Проверка выполненных заданий и упражнений.
6 Технология создания мультфильмов методом «перекладки» 28 4 24 Проверка выполненных заданий и упражнений.
7 Технология создания пластилиновых мультфильмов 20 2 18 Проверка выполненных заданий и упражнений.
8 Создание декораций 6 2 4 Проверка выполненных заданий и упражнений.
 9 Монтаж 6 2 4 Показ созданного фильма

10

 

 

Подбор музыкального сопровождения и озвучивание 8 2 6 Проверка выполненных заданий и упражнений.
11 Разработка сюжета 8 2 6 Проверка выполненных заданий и упражнений.
12 Рисованная анимация 14 2 12 Проверка выполненных заданий и упражнений.
13 Технология рисования сыпучими материалами 24 4 20

Устные ответы на вопросы.

 

14 Итоговое занятие 2 2   Зачёт

 

  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Вводное занятие. (2 ч.)

Теория.

Ознакомительная беседа. Правила техники безопасности.

 

История мультипликации. (2 ч.)

Теория.

Первые мультипликационные аппараты. Первые мультфильмы. Показ мультфильма.

Формы контроля.

Тестирование.

 

Фотоаппарат. (2 ч.)

Теория.

Принцип работы фотоаппарата. Штатив. Как использовать штатив в работе.

Формы контроля.

Тестирование.

 

Съемки мультфильма (4 часа)

Теория. Освещение. Установка света и камеры. Ракурс. Необходимая аппаратура для съемки мультфильма. Мультстанок. Покадровое перемещение героев внутри сцены.

Практика. Съемки мультфильма.  Перенос материала в программу для монтажа.

Формы контроля.

Проверка выполненных заданий и упражнений.

 

Технология создания мультфильмов методом «перекладки» (18 ч.)

Теория. Специфика съемки и монтажа мультфильмов в технике «перекладка». Материал и техника изготовления персонажей.

           Практика.

Установка мультстанка, камеры и освещения. Изготовление персонажей из природного материала. Съемка. Перенос материала в компьютер.

           Формы контроля.

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Бумажная анимация. (28 ч.)

Теория. Аппликации. Оригами. Просмотр мультфильмов в технике оригами, аппликации. Создание мультфильма.

Практика.

Знакомство с техникой оригами. Изготовление бумажных героев.

           Формы контроля.

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Технология создания пластилиновых мультфильмов (20ч. )

Теория. Пластилин. Просмотр пластилиновых мультфильмов. Работа с пластилином.

Просмотр и обсуждение пластилиновых мультфильмов. Создание пластилиновых героев для мультфильма.

Практика. Изготовление героев мультфильма. Приемы работы с пластилином.  Каркасные пластилиновые куклы.

Формы контроля.

Проверка выполненных заданий и упражнений.

 Создание декораций (6 ч.)

Теория. Знакомство с понятием «декорация». Особенности декорации. Правила по технике безопасности.

Практика. Изготовление декораций.

Формы контроля.

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Монтаж (6 ч.)

Теория. Монтаж. Технология монтажа в Windows Movie Maker

Программы, используемые для обработки и монтажа. Загрузка материала. Настройка шкалы времени. Визуальные эффекты и анимация. Вставка титров и названия фильма. Вставка звукового сопровождения. Сохранение проекта и вывод фильма.

Практика. Просмотр отснятого материала и выгрузка его в программу для монтажа. Работа над созданием мультфильма.

Формы контроля. Показ созданного мультфильма.

Подбор музыкального сопровождения и озвучивание (8 ч.)

Теория.

Настройка программы для обработки звука. Техника речи и понятие дикции.

Практика.

Поиск необходимого музыкального сопровождения. Запись голоса. Озвучивание мультфильма. Обработка и вывод мультфильма.

Формы контроля.                                             

Проверка выполненных заданий и упражнений.

 

 Разработка сюжета (8 ч.)

Теория.

Этапы выполнения работ при создании пластилинового мультфильма. Функции сценариста, режиссера, звукооператора, художника-аниматора.

Практика.

Разработка сюжета и написание сценария, своего, или взятого из литературы. Чтение, осмысление, рассуждение, выделение основного и главного, сокращение, придумывание, составление, фантазирование.

Формы контроля.

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Рисованная анимация (14 ч.)

Теория.                                                                                                                                        Первые рисованные мультфильмы. Просмотр рисованных мультфильмов. Этапы создания рисованного мультфильма. (5 ч.)

Практика. Создание рисунка и анимация.

Формы контроля.                                             

Проверка выполненных заданий и упражнений.

Технология рисования сыпучими материалами (24 ч.)

Теория. Понятие «сыпучая анимация».  Просмотр и обсуждение мультфильмов, выполненных в технике «сыпучей анимации». Материалы, используемые для техники «сыпучей анимации»: манка, сода, специи, песок.

Практика. Поиск и просмотр в Интернете информации по теме.

Формы контроля.

Устные ответы на вопросы.

 

Итоговое занятие (2 ч.)

Подведение итогов. Участие в конкурсах. Подготовка мультфильмов. Итоговое занятие.

  • КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график представлен в приложении 1.

  • ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

3.1 Методическое обеспечение программы

Техническое оснащение:

— цифровой фотоаппарат;

— штатив;

— осветительные лампы направленного действия

— стол для рисования песком

— компьютер.

 

Программное обеспечение:

  1. Windows 7 и приложения
  2. Microsoft Office Power Point
  3. Sound Forth
  4. Fine Reader
  5. Adobe Photoshop CS4
  6. Doctor Web
  7. Internet Explorer
  8. Windows Movie Maker

Методическое обеспечение

  • Методические разработки по темам программы.
  • Архив работ обучающихся.
  • Видео и фотоматериалы.
  • Подборка мультимедийных сэмплов.
  • Коллекция графических и анимационных материалов.
  • Сценарии досуговых мероприятий.

 

Методы, приемы, дидактический материал, техническое оснащение:

Словесные методы: рассказ, беседа, диспут, семинар, импровизация на заданную тему.

Наглядные методы: демонстрация готовых работ, демонстрация презентаций по теме, карточки по теме,

Практические методы: разработка, выполнение проекта.

 

 

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

4.1. Социальная значимость программы:

— формирование направленности системы образования на поддержку
получения дополнительных информационно-коммуникационных знаний детей в условиях сетевого взаимодействия школа – дополнительное образование.

 

4.2. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.

 

4.3. Психолого-педагогические условия:

— использование практики педагогики сотрудничества, основанной на
добровольности участия в деятельности, неформального взаимодействия
детей и взрослых;

— обеспечение системности знаний, регулярной оценки усвоенного
материала.

 

4.4. Материально-техническая база: наличие оборудования в кабинете.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. Москва, 2013 г.
  2. Дополнительная общеобразовательная программа «Мультипликация». Составитель: Семерикова А.А. г. Нижний Тагил, 2013 г.
  3. Программа «Пластилиновая фантазия». Абрамова Ю.А. Алтайский край, 2011 г.
  4. Телевизонный канал КАРУСЕЛЬ программа «Мультстудия».
  5. Создание видеоклипов из цифровых фотографий с помощью программы Windows Movie Maker http://wmm5.narod.ru/
  6. Кратко о процессе создания рисованного мультфильма. http://www.diary.ru
  7. Клуб сценаристов http://forum.screenwriter.ru
  8. Правила работы с фотоаппаратом и штативом http://www.profotovideo.ru
  9. http://ru.wikipedia.org
  10. Что такое сценарий http://www.kinotime.ru/
  11. Раскадровка http://www.kinocafe.ru/
  12. Мультипликационный Альбом http://myltyashki.com/multiphoto.html
  13. Иткин В. В. Как сделать мультфильм интересным / http://www.drawmanga;
  14. Иванов-Вано. Рисованный фильм// http://risfilm.narod;