Семинар Дюндик О.В

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования большое внимание уделено духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, становлению их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

В статье 2 ФЗ «Об образовании в РФ » среди важнейших требований к образованию названа задача патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание, несомненно, заслуживает самого пристального внимания, так как речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету – о национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, гражданском становлении подрастающего поколения, формировании у него готовности к достойному служению Отечеству.

Большим потенциалом в решении задач духовно-нравственного воспитания обладает художественно-эстетическое направление. Это направление, в моей работе, представлено такими творческими объединениями как, «Плетение», «Колосок».

Важным аспектом общей работы в творческих объединениях по формированию гражданско-патриотической позиции детей является знакомство с декоративно-прикладным искусством России.—слайд 1. Каждое изделие народного искусства – это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование. .—слайд 2.  Воспитание на традициях русского народа – одна из важнейших педагогических задач объединений, поскольку традиция, по мнению педагогов, «…есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передается из поколения в поколение…». Занятия в объединениях декоративно-прикладного направления приобщают ребят к духовным ценностям, знакомят с наследием мировой культуры. .—слайд 3.

«Красота спасет мир», — сказал один из мудрейших писателей России Ф.М. Достоевский, спасет от духовной нищеты, невежества, жестокости, насилия и других атрибутов безнравственности, волной захлестывающей все вокруг. Педагогу, как никому другому необходимо особенно тонко чувствовать, понимать прекрасное, уметь самому выразить его и даже созидать.

Участие в конкурсах («Пасхальная палитра», «Великая победа» и др.) позволяет в определенной степени решать задачи гражданско — патриотического  воспитания, изучения корней народного искусства, акцентируя внимание на исконно русских традиционных промыслах, ремеслах. .—слайд 4.  Так на занятиях по плетению, ребята знакомятся с таким ремеслом как плетение из талаша. .—слайд 5.  (краткая мини-презентация по мастер-классу). « Плетение из талаша на Кубани – ремесло традиционное. Только подзабытое. Нынче не каждый знает, что талаш – это листья кукурузных початков, которые изначально использовались в казачьем быту вместо бечевы, затем из талаша плели детям лапоточки, прикроватные коврики, корзины, кошельки, хлебницы, короба для хранения продуктов. Предпочтение отдавалось талашу, потому что он легок в работе и не требует никакой специальной заготовки и обработки. В последнее время большое внимание уделяется возрождению казачества на Кубани, народных традиций, культуре»

Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к семье, к родному селу, что очень хорошо просматривалось в конкурсах творческих работ «Моя милая мама», «День земли». Изделия детей показывают связь родного края со всей страной, позволяют выделить природные, культурные и социальные особенности нашей местности.  .—слайд 6.

Изготовление сувениров, подарков своими руками для воинов, участников боевых действий к мероприятию «День воина-интернационалиста» приобщает детей к историческому подвигу русского солдата, формируя личностные качества ребят (такие как: сочувствие, сострадание, патриотизм и др.) .—слайд 7.

Итак, духовно-нравственный компонент гражданско-патриотического воспитания в педагогическом процессе заключается:

-в укреплении духовных связей с окружающей средой,

-в формировании устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа и народов нашей страны,

-в формировании в познании и социальной потребности «жить для других».

От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Поэтому, многие государственные учреждения и общественные организации на социально-педагогическом уровне занимаются вопросами становления личности, а значит, и вопросами ее социального поведения. Наша основная задача – помочь растущему человеку: дать ему дополнительное образование, способствовать духовному и интеллектуальному развитию.

 

Спасибо за внимание!

 

презентация к семинару