Голубцов С. С. «КУДО»

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР» С. ЧУГУЕВКА

 

 

 

Рекомендован

решением методического совета

протокол №   от «__»             2017 года

         УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО ДЮЦ с.Чугуевка

___________А.В. Олейник

«___»                    _2017 г.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Восточные единоборства. КУДО»

                             Направленность: физкультурно — спортивная

 

 

Возраст: 7- 17 лет.

                                Срок реализации программы: 8 лет

 

 

Автор – разработчик:  Голубцов Сергей Сергеевич, педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

     с. Чугуевка

2017 год

 

 

 

                                 Пояснительная записка

 

Программа для системы дополнительного образования детей (ДЮСШ, ДЮК, и т.д., ) по Кудо  составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» от 29. 12. 2012 г. № 273-фз, Типовым положением о дополнительном образовании детей (постановление Правительства РФ от 07.03.95 г. № 233), нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и ту­ризму (за №390 от 28 июня 2001 г.).

При разработке настоящей программы использованы нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов, полученные на основе научно-методических материалов и рекомендаций последних лет по подготовке спортивного резерва.

При реализации программы по Кудо необходимо руководствоваться аттестационными требованиями по Кудо Федерации Кудо России.

Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ рас­считана на 2-3 года обучения в группах начальной подготовки (ГНП) , 4-5 лет для учебно-тренировочных групп (УТГ) и 2 года в группах спортивного совершенствования (ГСС).

В образовательном учреждении дополнительного образования могут быть созданы спортивно-оздорови­тельные группы. Численный состав занимающихся, объем учебно-трени­ровочной работы, норматив оплаты труда тренера-преподавателя за работу в спортивно-оздоровительных группах устанавливаются адми­нистрацией в соответствии с нормативно-правовыми документами, ре­гулирующими деятельность учреждений дополнительного образования.

Основные задачи спортивно-оздоровительного этапа — укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей; формирование стойкого интереса к занятиям спортом (вообще); овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр; воспитание трудолюбия; воспи­тание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости и гибкости); отбор перспективных детей для дальнейших занятий Кудо.

Основные задачи этапа начальной подготовки — вовлечение макси­мального числа детей и подростков в систему спортивной подготовки Кудо, направленную на гармоническое развитие физических качеств, общей физической подготовки и изучение базовой техники Кудо, воле­вых и морально-этических качеств личности, формирования потребнос­ти к занятиям спортом и ведения здорового образа жизни.

В учебно-тренировочных группах задачи подготовки отвечают ос­новным требованиям формирования спортивного мастерства в Кудо, к которым относятся — состояние здоровья, дальнейшее развитие физических качеств, функциональной подготовленности, совершенство­вание технико-тактического арсенала Кудо и приобретение со­ревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов, воспитание специальных психических качеств.

Настоящая программа состоит из двух частей.

Первая часть программы — нормативная, которая включает в себя количественные рекомендации по группам занимающихся, общефизичес­кой, специально-физической, технико-тактической подготовке, програм­му теоретической подготовки, систему участия в соревнованиях, инст­рукторскую и судейскую практику по годам обучения на этапах спортивной деятельности.

Особое внимание уделено контрольно-переводным нормативам по годам обучения.

Вторая часть программы — методическая, которая включает учеб­ный материал по основным видам подготовки, его распределение по го­дам обучения и в годичном цикле, рекомендации по объему тренировоч­ных и соревновательных нагрузок, содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочных за­нятий, организации медицинского и педагогического контроля

           

                                             Цели и задачи:

 

— Осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди детей и подростков, направленной на укрепление их здоровья и всестороннего физического развития;

— Работа по привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

— Выявление в процессе систематических занятий способных детей и подростков для привлечения их к специализированным занятиям спортом.
— Обеспечение приобретения учащимися знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладение теоретическими основами и элементарными приемами оценки своего состояния.

— Формирование гармонично развитого, здорового поколения.

— Отбор перспективных детей для дальнейших  занятий Кудо.

 

                                 Структура и основное содержание программы:

 

Учебный материал представлен по видам подготовки; технико-тактической, физической, психологической (морально-волевой) подготовке, теоретической (методической подготовке), соревновательной.

а) технико-тактическая подготовка представляет собой изучение техники и тактики кудо в стойке и лежа, основные моменты для успешного проведения приемов и комбинаций приемов.

б) физическая подготовка подразделяется на два больших раздела: общую (ОФП) и специальную (СФП) физическую подготовки;

— ОФП предполагает развитие основных двигательных навыков человека и его физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;

— СФП предполагает развитие специальных физических качеств, которые воспитываются средствами и методами кудо.

в) психологическая (морально-волевая) подготовка основана на развитии психических, морально-волевых и нравственных качеств человека

г) теоретическая (методическая) подготовка  дает занимающимся представление, как и почему следует осваивать те или иные технико-тактические действия, как развивать физические качества и навыки, как совершенствовать психические, морально-волевые и нравственные качества, как определять тактику и стратегию участия в соревнованиях, об истории развития кудо; правилах соревнований по кудо, требованиях техники безопасности и правил поведения в различных ситуациях, о необходимых сведениях по медико-биологическим дисциплинам, о предметах прикладного и военно-патриотического направления.

Указание основных форм и средств обучения:

Основными формами  учебно-тренировочного процесса являются групповые и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (обязательно в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах. Пребывание в спортивно-оздоровительных лагерях, инструкторская и судейская практика учащихся.

Занятия в группах начальной подготовки могут проводиться в общеобразовательных школах на протяжении учебного года с использованием имеющихся спортивных сооружений. При наличии контингента учащихся в установленных для групп количествах занятия с ними продолжаются и в летние каникулы.

 

Учебный материал представлен для различных категорий занимающихся:

 

Для групп начальной подготовки (ГНП)

  1. Для учебно-тренировочных групп (УТГ)

 

 

  1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ.

Соответствие классификационных разрядных требований.

Квалификация ЕВСК «Кю», пояс
Кандидат в мастера спорта России 1-2 «кю» — коричневый пояс
I разряд 3-4 «кю» — зелёный пояс
II разряд 5-6 «кю»-жёлтый пояс
III разряд 7 «кю» — синий пояс
I юношеский разряд 8 «кю» — синий пояс
II юношеский разряд 9-10 «кю» — фиолетовый пояс

 

 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ

  1. В основу комплектования учебных групп положена научно обос­нованная система многолетней подготовки с учетом возрастных зако­номерностей становления спортивного мастерства .
  2. Увеличение недельной учебно-тренировочной нагрузки и перевод учащихся в следующие группы обучения обусловливаются возрастом, стажем заня­тий, выполнением контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, уровнем спортивных результатов.
  3. Возраст учащихся определяется годом рождения и является мини­мальным для зачисления в учебные группы. Допускается превышение указанного возраста не более чем на два года.
  4. Установленная недельная учебно-тренировочная нагрузка являет­ся максимальной.
  5. В зависимости от уровня спортивной подготовленности учащихся разрешается сокращение недельной нагрузки, но не более чем на 25%.

Технические нормативы.

Для получения удовлетворительной оценки (1 балл) при сдаче технических нормативов необходимо сдать успешно 4 норматива из 5-ти для взрослых и 3 норматива из 4-х для юношей и юниоров.

 

Возраст

10 кю

о-п-бп

9-8 кю

о-п-бп

7 кю

о-п-бп

6-5 кю

о-п-бп

4-3 кю

о-п-бп

2-1 кю

о-п-бп

1-2 дан

о-п-бп

до 10 лет 30-30-30 30-30-30 30-30-30 30-30-30 40-40-40 50-50-50
до 15 лет 40-40-40 40-40-40 40-40-40 40-40-40 50-50-50 60-60-60
до 18 лет 50-50-50 50-50-50 50-50-50 50-50-50 60-60-60 70-70-70 100

 

Нормативы отжимания, приседания и упражнения для мышц брюшного пресса.

Отжимание выполняется в упоре лежа на кулаках, положение — нога на ногу, кулаки на ширине плеч. Голова, туловище и ноги должны находиться в одной плоскости. Сгибание и разгибание рук выполняется с полной амплитудой.

Приседание выполняется из положения стоя, ноги на ширине плеч, а руки скрестно удерживают отвороты кимоно. Спина при выполнении упражнения прямая. Приседания выполняются со сгибанием ног на угол не более 90°. Возвращение в исходное положение выполняется прыжком вверх с отрывом ступней от пола.

Упражнение для мышц брюшного пресса (склепка) выполняется из положения лежа на спине, руки вытянуты за головой. Ноги и корпус одновременно поднимаются вверх до касания руками пальцев ног.

Растяжка.

Растяжка оценивается удовлетворительно, если при выполнении шпагата нижняя точка туловища находится от пола не выше 20 см.

 

 

 

 

 ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

Наполняемость учебных групп

 

№№

п/п

Год Обучения Основной возраст Возрастной
диапазон
разряды Количество занимающихся

Количество

Часов в

неделю

Количество
часов в год
1 До 1 года 10-12 лет 09-11 Б/р 18 6 312
2 Свыше 1 года 10-12 1 юн 16 6 312

 

План-График

распределения учебных часов

для учащихся групп начальной подготовки

№№

ПП

Виды подготовки Количество часов в месяц
Всего IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII

1

 

А)

Технико-тактическая подготовка 120 9 9 10 11 11 9 11 10 10 10 10 10
Стойка 96 7 7 8 9 9 7 9 8 8 8 8 8
Б) Партер 24 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

2

А)

Физическая подготовка 167 13 13 16 15 15 11 14 14 14 14 14 14
Общая 120 10 10 12 10 10 8 10 10 10 10 10 10
Б) Специальная 47 3 3 4 5 5 3 4 4 4 4 4 4
3 Психологическая подготовка 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
4 Теоретическая подготовка 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1
5 Зачетные требования 3 0 0 0 1 0 0 0 0 2 0 0 0
6 Участие в соревнованиях Согласно календаря спортивно-массовых мероприятий
7 Всего часов 312 24 24 28 29 28 22 27 26 28 25 25 26

 

1.1 Техника Кудо

Удары руками.

Все удары выполняются в одной передней стойке. Каждый удар выполняется 10 раз.

  1. Левый прямой в голову.
  2. Левый прямой в корпус.
  3. Правый прямой в голову.
  4. Правый прямой в корпус.
  5. Левый боковой в голову.
  6. Левый боковой в корпус.
  7. Правый боковой в голову.
  8. Правый боковой в корпус.
  9. Левый снизу в голову.
  10. Левый снизу в корпус.
  11. Правый снизу в голову.
  12. Правый снизу в корпус.
  13. Удары локтями в голову поочерёдно.

Удары ногами.

  1. 1. Удар вперед сзади стоящей ногой (подушечками пальцев стопы или пяткой).

10 — удар правой ногой, 10 — левой. (Руки держат концы пояса).

20 — поочередно с отмашкой рук.

  1. Удары коленями.

10 — руки держат концы пояса. 10-е захватом.

10- со сменой ног.

  1. 3. Удар правой стопой в сторону (ребром или пяткой)

10 — руки держат концы пояса.

20 — с отмашкой рук.

  1. Боковой удар ногой в (голенью или подъемом стопы).

10 — руки держат концы пояса. 20 — с отмашкой рук.

  1. Прямой удар назад (пяткой стопы).

30(10 в голень,10 в корпус,10 в голову)- руки держат концы пояса.

  1. Удар ребром стопы (ломающий) в ногу соперника.

Руки держат концы пояса. 20 — в сторону. 20 — вперед.

  1. Удар подошвой стопы под опорную ногу соперника с боку. (Боковая подсечка).

30-подсечек.

Удары руками в движении.

Каждый удар выполняется 10 раз. Исходное положение передняя стойка.

  1. С шагом вперёд прямой удар в голову одноимённой рукой.
  2. С шагом назад прямой удар в голову одноимённой рукой.
  3. С шагом вперёд прямой удар в голову разноимённой рукой.
  4. С шагом назад прямой удар в голову разноимённой рукой.
  5. С шагом вперёд прямые удары в голову поочерёдно двумя руками.
  6. С шагом назад прямые удары в голову поочерёдно двумя руками.
  7. С шагом вперёд прямые удары в голову поочерёдно правой и левой руками и завершающий боковой удар правой.
  8. С шагом назад прямые удары в голову поочерёдно правой и левой руками и завершающий боковой удар правой.
  9. С шагом вперёд прямой удар в голову правой, удар снизу левой и боковой удар правой.
  10. С шагом назад прямой удар в голову правой, удар снизу левой и боковой удар правой.
  11. С шагом вперёд прямой удар в голову правой, прямой удар в корпус левой, боковой удар правой и удар снизу левой рукой.
  12. С шагом вперёд прямой удар в корпус правой, прямой удар в голову левой, удар снизу правой и боковой удар левой рукой.
  13. С шагом вперёд прямой удар в голову правой, боковой удар в голову левой, удар снизу в корпус правой и боковой удар в голову левой рукой.
  14. С шагом вперёд прямой удар в голову правой, удар снизу в корпус левой, боковой удар в голову правой и прямой удар в голову левой рукой.

Удары ногами в движении.

Обратить внимание на разворот в конце дорожки по команде на 180 градусов.

  1. Мах ногой вперед в движении.
  2. Удар сзади стоящей ногой вперед.
  3. Удар сзади стоящей ногой вперед + 2 (двойка руками).
  4. 2 + удар сзади стоящей ногой вперед.
  5. Удар впереди стоящей ногой вперед.
  6. Удар впереди стоящей ногой вперед + 2.
  7. 2 + удар впереди стоящей ногой вперед.
  8. Удар коленом (одиночные).
  9. Удар коленями (2 удара на счет).
  10. Удар коленом + локоть (одноименно).
  11. Удар коленями + локти (разноименно).
  12. Удар коленями (прямой +боковой).
  13. Удар ребром стопы.
  14. Удар ребром стопы + 2.
  15. 2 + удар ребром стопы.
  16. Боковой удар ногой (голенью или подъемом стопы) в нижний уровень.
  17. Боковой удар ногой (голенью или подъемом стопы) в движении + 2.
  18. Боковой удар ногой (голенью или подъемом стопы) в корпус.
  19. Боковой удар ногой (голенью или подъемом стопы) в корпус + 2.
  20. Боковой удар ногой (голенью или подъемом стопы) в корпус и в го­лову.
  21. Боковой удар ногой (голенью или подъемом стопы) в голову + 2.
  22. 2 + боковой удар ногой (голенью или подъемом стопы) в корпус и в голову.
  23. Удар пяткой ноги назад.
  24. Удар пяткой ноги назад + 2.
  25. Удар с разворотом на 360 градусов стопой ноги.
  26. Удар с разворотом на 360 градусов стопой ноги + 2.

 Двух ударные комбинации ногами:

  1. Удар сзади стоящей ногой вперед. Боковой удар левой ногой (голенью или подъемом стопы) в корпус.
  2. Удар впереди стоящей ногой. Боковой удар правой ногой (голенью или подъемом стопы) в корпус.
  3. Боковой удар левой ногой (голенью или подъемом стопы) в корпус. Боковой удар правой ногой (голенью или подъемом стопы) в голову.
  4. Боковой удар правой ногой (голенью или подъемом стопы) в нижний уровень. Боковой удар левой ногой (голенью или подъемом стопы) в голову.
  5. Боковой удар правой ногой {голенью или подъемом стопы) в голову. Удар с разворотом на 360 градусов стопой левой ноги.
  6. Боковой удар левой ногой (голенью или подъемом стопы) в голову. Удар с разворотом на 360 градусов стопой правой ноги.

 Защита от ударов.

Боец выполняет одно из перечисленных защитных действий в ответ на атаку партнёра.

  1. Защита от бокового удара ногой в голову — блок предплечьем; оста­навливающий удар стопой; контратака ногой.
  2. Защита от бокового удара ногой в туловище — блок плечом; оста­навливающий удар коленом; контратака ногой.
  3. Защита от бокового удара ногой в нижний уровень — блок голенью (правой или левой); останавливающий удар левым коленом; останавливаю­щий удар левой стопой в бедро; разрыв дистанции шагом назад.
  4. Защита от прямого удара ногой — блок рукой с захватом атакующей ноги противника; блок левым коленом.
  5. Защита от прямого удара рукой в туловище или в голову — подставка предплечья, уклон, уход с линии атаки с последующей контратакой.
  6. Защита от бокового удара рукой в туловище или в голову — блок предплечьем, уклон, уход с линии атаки.
  7. Защита от удара снизу рукой в туловище или в голову — блок пред­плечьем, уклон, уход с линии атаки.

Работа с лапами.

Данную программу показывает инструктор из аттестационной комиссии.

Программа должна состоять из:

  • ударной техники рук и ног.
  • ударной техники рук и ног в комбинации с блоками, уклонами, уходами с линии атаки.

Удержание верхом для перехода к техническим действиям в партере.

1.2 Тактика Кудо

А) Простейшие комбинации приемов в направлениях вперед-назад

Б) Комбинационные связки  из ударной техники руками и ногами.

В) Переходы от ударной техники к захватам и обратно.

1.3 Физическая подготовка

1.3.1. Общая физическая подготовка

1.3.1.1.Развитие силы (силовая подготовка)

— развитие силы основных групп мышц рук и ног, туловища упражнениями использования собственного веса (подтягивание, отжимание в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений)

— Упражнения с отягощениями (штанга, гантели, набивные мячи, вес партнера)

— Упражнения на снарядах и со снарядами

— Упражнения из других видов спорта

— Подвижные и спортивные игры

1.3.1.2.Развитие быстроты (скоростная подготовка)

— Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе  в определенный отрезок времени

— Подвижные и спортивные игры.

1.3.1.3. Развитие выносливости

А) Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время

Б) Упражнения из других видов спорта, выполняемые длительное время (лыжи, коньки, плавание, ходьба)

В) Подвижные и спортивные игры

1.3.1.4. Развитие ловкости (координационная подготовка)

— Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений

— Выполнение упражнений из непривычного (неудобного) положения

— Подвижные и спортивные игры

1.3.1.5. Развитие гибкости

А) Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды (степени подвижности) в суставах, упражнения из других видов спорта (гимнастика, акробатика)

1.3.2.1 Специальная физическая подготовка

1.3.2.2. Специальные упражнения.

— Упражнения с партнером

— Упражнения с использованием  специального оборудования

(гантели, набивные мячи, скакалка и т.д.) при выполнении отдельных элементов  имитации ударов

1.3.2.3. Подготовительные упражнения

— Для укрепления мышц, которые принимают наибольшее участие в предстоящем разучивании технико-тактического действия, и развития их скоростно-силовых качеств

— Элементы, технические действия, которые предстоит освоить занимающимся

1.3.2.4. Подводящие упражнения

— Перемещения с партнером в стойке, наиболее приемлемой  для выполнения разучиваемого технического действия.

— Детали техники ударов, освоение траектории ударов

— Выполнение технических действий по разделению на этапы

—  Упражнения с отягощением  для увеличения мощности разучиваемого технического действия.

1.3.2.5. Имитационные упражнения

— Аутогенная тренировка (мысленное представление о выполнении технического действия)

— Многократное выполнение без партнера с постоянным увеличением скорости выполнения до максимальной

1.4. Психологическая подготовка (морально-волевая, нравственная)

  • Развитие силы воли (волевая подготовка)

1.4.2. Упражнения для воспитания волевых качеств

1.4.3. Развитие смелости

Упражнения для воспитания смелости:

— Броски и ловля предметов (гири, гантели, набивного мяча в парах)

— Кувырки вперед, назад, в сторону, с предметов различной высоты

— Кувырки через партнера(ов), через коня (козла) и т.д.

1.4.4. Развитие настойчивости

Упражнения для воспитания настойчивости:

— Выполнение предельных нормативов по физической подготовке, после неудачных попыток проведения упражнения, с задачей достижения поставленной цели

— Достижение удачного выполнения изучаемого технико-тактического действия

— Проведение боёв  с односторонним сопротивлением

— Проведение боёв  с более опытным Спаррингом

1.4.5. Развитие решительности

Упражнения для воспитания решительности

— Выполнение режима дня

— Проведение боёв  с моделированием ситуаций предстоящих соревнования

— Проведение боёв на применение контрприемов

— Проведение боёв с фиксированной ситуацией, с задачей на сохранение заданного положения, с последующим разбором ошибок

1.4.6. Развитие инициативности

Упражнения для воспитания инициативности:

-Самостоятельная работа по нахождению новых вариантов изучаемой техники и тактики

— Проведение разминки по заданию тренера

— Проведение  боёв с менее подготовленными соперниками

— Проведение боёв с задачей достижения наивысших показателей объема, разносторонности и эффективности техники

1.4.7. Нравственная подготовка

— Поведение в школе, дома, в других общественных местах

— Стремление как можно лучше выполнять порученное дело

— Решительное пресечение неблаговидных поступков своих товарищей

— Воспитание аккуратности и опрятности

— Оказание помощи  товарищам в учебе, в тренировках, на соревнованиях, в других ситуациях

1.5. Методическая подготовка  (теория и методика)

  • Врачебный контроль и самоконтроль

— Самоконтроль – дневник самоконтроля;

— Объективные данные своего состояния: рост, вес, динамометрия, кровяное давление, пульс;

— Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, потоотделение

— показания и противопоказания к занятиям Кудо

  • Основы техники

— Основные понятия о видах стоек, ударах, захватах, бросках, удержании, атакующих и защитных действиях, контрприемах, комбинациях, контратаках.

— Понятие о равновесии, угле устойчивости, индивидуальной и общей площади опоры, использовании собственного веса тела и веса тела соперника, инерции, рычагах

— Характеристика изучаемых технико-тактических действий

— Классификация техники Кудо

-Удары — руками;

— ногами;

— головой

-удержания

— верхом, с переходом к последующим техническим действиям;

1.5.3. Методика тренировки

— Основные методы развития основных физических качеств: силы. Быстроты, выносливости, ловкости, гибкости

— Правила техники безопасности (в спортивном зале, на улице, на соревнованиях, на воде, и в других возможных ситуациях, которые могут возникнуть в процессе занятий спортом

1.5.4. Правила соревнований

— Значение соревнований для занимающихся

— Классификация, цели и задачи, организация соревнований, права и обязанности участников, судей, тренеров и представителей

— Основные оценки технико-тактических действий в Кудо

— Анализ соревнований — разбор ошибок

— выявление сильных сторон подготовки

— выявление слабых сторон подготовки

— определение и выбор средств и методов совершенствования
разделов индивидуальной подготовки

— определение наиболее вероятных соперников, сбор
информации об их подготовке, выбор оптимальной техники и
тактики ведения боёв.

 

  • Судейская практика

А) Участие в судействе соревнований, выполняя разные судейские функции (от простого к сложному). Оценка и анализ собственных действий в качестве судьи.

 

  1. Учебно-тренировочные группы (УТГ)

Наполняемость учебных групп

№№

п/п

Год Обучения Основной
возраст
Возрастной
диапазон
Разряд
спорт
Количество занимающихся

Количество

Часов в

неделю

Количество
часов в год
1 До 2 лет 13-17 лет 12-17 лет 14 12 552
2 Свыше 2 лет 12 14 644

 

План-График распределения учебных часов для учащихся Учебно-тренировочных групп до 2 – х лет

№№

ПП

Виды подготовки Количество часов в месяц
Всего IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII

1

 

А)

Технико-тактическая подготовка 270

 

22

 

23

 

23

 

23

 

23

 

21

 

23

 

23

 

23

 

23

 

21

 

22

Стойка 209 17 18 18 18 18 16 18 18 18 18 16 16
Б) Партер 61 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 6

2

А)

Физическая подготовка

 

241

 

20

 

20

 

20

 

21

 

21

 

19

 

20

 

20

 

20

 

20

 

20

 

20

Общая 119 10 10 10 10 10 9 10 10 10 10 10 10
Б) Специальная 122 10 10 10 11 11 10 10 10 10 10 10 10
3 Психологическая подготовка 18 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1
4 Теоретическая подготовка 20 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 2
5 Зачетные требования 3 0 0 0 1 0 0 0 0 2 0 0 0
6 Участие в соревнованиях Согласно календаря спортивно-массовых мероприятий
7 Всего часов 552 44 47 48 50 49 45 48 48 48 46 44 45

 

План-График распределения учебных часов для учащихся учебно-тренировочных групп свыше 2-х лет

№№

ПП

Виды подготовки Количество часов в месяц
Всего IX X XI XII I II III IV V VI VII VIII

1

 

А)

Технико-тактическая подготовка 320

 

26

 

27

 

27

 

27

 

27

 

26

 

27

 

27

 

27

 

27

 

26

 

26

Стойка 248 20 21 21 21 21 20 21 21 21 21 20 20
Б) Партер 72 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6

2

А)

Физическая подготовка 283 23 24 24 24 24 20 24 24 24 24 24 24
Общая 140 12 12 12 12 12 8 12 12 12 12 12 12
Б) Специальная 143 11 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12 12
3 Психологическая подготовка 18 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1
4 Теоретическая подготовка 20 2 3 2 2 1 2 2 2 2 1 1 0
5 Зачетные требования 3 0 0 0 1 0 0 0 0 2 0 0 0
6 Участие в соревнованиях Согласно календаря спортивно-массовых мероприятий
7 Всего часов 644 52 55 55 56 54 50 55 55 56 53 52 51

 

 

 

2.1 Техника Кудо

Удары руками.

 

Все удары выполняются выполняется в одной передней стойке. Каждый удар выполняется 10 раз.

  1. Левый прямой в голову.
  2. Левый прямой в корпус.
  3. Правый прямой в голову.
  4. Правый прямой в корпус.
  5. Левый боковой в голову.
  6. Левый боковой в корпус.
  7. Правый боковой в голову.
  8. Правый боковой в корпус.
  9. Левый снизу в голову.
  10. Левый снизу в корпус.
  11. Правый снизу в голову.
  12. Правый снизу в корпус.
  13. Удары локтями в голову поочерёдно.

Удары ногами.

  1. 1. Удар вперед сзади стоящей ногой (подушечками пальцев стопы или пяткой).

10 — удар правой ногой, 10 — левой. (Руки держат концы пояса).

20 — поочередно с отмашкой рук.

  1. Удары коленями.

10 — руки держат концы пояса. 10-е захватом.

10- со сменой ног.

  1. 3. Удар правой стопой в сторону (ребром или пяткой)

10 — руки держат концы пояса.

20 — с отмашкой рук.

  1. Боковой удар ногой в нижний уровень (голенью или подъемом стопы).

10 — руки держат концы пояса. 20 — с отмашкой рук.

  1. Прямой удар назад (пяткой стопы).

30(10 в голень,10 в корпус,10 в голову) — руки держат концы пояса.

  1. Удар ребром стопы (ломающий) в ногу соперника.

Руки держат концы пояса. 20 — в сторону. 20 — вперед.

  1. Удар подошвой стопы под опорную ногу соперника с боку. (Боковая подсечка).

30-подсечек.

  1. Удар подъемом стопы в область паха с захватом за пояс.

30 — руки держат концы пояса.

Удары руками в движении.

Каждый удар выполняется 10 раз. Исходное положение передняя стойка.

  1. С шагом вперёд прямой удар в голову одноимённой рукой.
  2. С шагом назад прямой удар в голову одноимённой рукой.
  3. С шагом вперёд прямой удар в голову разноимённой рукой.
  4. С шагом назад прямой удар в голову разноимённой рукой.
  5. С шагом вперёд прямые удары в голову поочерёдно двумя руками.
  6. С шагом назад прямые удары в голову поочерёдно двумя руками.
  7. С шагом вперёд прямые удары в голову поочерёдно правой и левой руками и завершающий боковой удар правой.
  8. С шагом назад прямые удары в голову поочерёдно правой и левой руками и завершающий боковой удар правой.
  9. С шагом вперёд прямой удар в голову правой, удар снизу левой и боковой удар правой.
  10. С шагом назад прямой удар в голову правой, удар снизу левой и боковой удар правой.
  11. С шагом вперёд прямой удар в голову правой, прямой удар в корпус левой, боковой удар правой и удар снизу левой рукой.
  12. С шагом вперёд прямой удар в корпус правой, прямой удар в голову левой, удар снизу правой и боковой удар левой рукой.
  13. С шагом вперёд прямой удар в голову правой, боковой удар в голову левой, удар снизу в корпус правой и боковой удар в голову левой рукой.
  14. С шагом вперёд прямой удар в голову правой, удар снизу в корпус левой, боковой удар в голову правой и прямой удар в голову левой рукой.

Удары ногами в движении.

 

Обратить внимание на разворот в конце дорожки по команде на 180 градусов.

  1. Мах ногой вперед в движении.
  2. Удар сзади стоящей ногой вперед.
  3. Удар сзади стоящей ногой вперед + 2 (двойка руками).
  4. 2 + удар сзади стоящей ногой вперед.
  5. Удар впереди стоящей ногой вперед.
  6. Удар впереди стоящей ногой вперед + 2.
  7. 2 + удар впереди стоящей ногой вперед.
  8. Удар коленом (одиночные).
  9. Удар коленями (2 удара на счет).
  10. Удар коленом + локоть (одноименно).
  11. Удар коленями + локти (разноименно).
  12. Удар коленями (прямой +боковой).
  13. Удар ребром стопы.
  14. Удар ребром стопы + 2.
  15. 2 + удар ребром стопы.
  16. Боковой удар ногой (голенью или подъемом стопы) в нижний уровень.
  17. Боковой удар ногой (голенью или подъемом стопы) в движении + 2.
  18. Боковой удар ногой (голенью или подъемом стопы) в корпус.
  19. Боковой удар ногой (голенью или подъемом стопы) в корпус + 2.
  20. Боковой удар ногой (голенью или подъемом стопы) в корпус и в го­лову.
  21. Боковой удар ногой (голенью или подъемом стопы) в голову + 2.
  22. 2 + боковой удар ногой (голенью или подъемом стопы) в корпус и в голову.
  23. Удар пяткой ноги назад.
  24. Удар пяткой ноги назад + 2.
  25. Удар с разворотом на 360 градусов стопой ноги.
  26. Удар с разворотом на 360 градусов стопой ноги + 2.

 Двух ударные комбинации ногами:

  1. Удар сзади стоящей ногой вперед. Боковой удар левой ногой (голенью или подъемом стопы) в корпус.
  2. Удар впереди стоящей ногой. Боковой удар правой ногой (голенью или подъемом стопы) в корпус.
  3. Боковой удар левой ногой (голенью или подъемом стопы) в корпус. Боковой удар правой ногой (голенью или подъемом стопы) в голову.
  4. Боковой удар правой ногой (голенью или подъемом стопы) в нижний уровень. Боковой удар левой ногой (голенью или подъемом стопы) в голову.
  5. Боковой удар правой ногой {голенью или подъемом стопы) в голову. Удар с разворотом на 360 градусов стопой левой ноги.
  6. Боковой удар левой ногой (голенью или подъемом стопы) в голову. Удар с разворотом на 360 градусов стопой правой ноги.

Защита от ударов.

Боец выполняет одно из перечисленных защитных действий в ответ на атаку партнёра.

  1. Защита от бокового удара ногой в голову — блок предплечьем; оста­навливающий удар стопой; контратака ногой.
  2. Защита от бокового удара ногой в туловище — блок плечом; оста­навливающий удар коленом; контратака ногой.
  3. Защита от бокового удара ногой в нижний уровень — блок голенью (правой или левой); останавливающий удар левым коленом; останавливаю­щий удар левой стопой в бедро; разрыв дистанции шагом назад.
  4. Защита от прямого удара ногой — блок рукой с захватом атакующей ноги противника; блок левым коленом.
  5. Защита от прямого удара рукой в туловище или в голову — подставка предплечья, уклон, уход с линии атаки с последующей контратакой.
  6. Защита от бокового удара рукой в туловище или в голову — блок предплечьем, уклон, уход с линии атаки.
  7. Защита от удара снизу рукой в туловище или в голову — блок пред­плечьем, уклон, уход с линии атаки.

 

Броски.

Этот раздел техники сдают бойцы 6-го кю и выше. Бойцы 4-го кю и выше должны уметь переходить от броска к болевому на руку.

  1. Бросок через бедро с захватом за пояс.
  2. Бросок через бедро с захватом за шею.
  3. Передняя подножка.
  4. Задняя подножка.
  5. Подсечка боковая.
  6. Подсечка под две ноги в движении.
  7. Обхват с захватом атакующей ноги противника снаружи.
  8. Бросок через грудь.
  9. Подхват под 2 ноги.
  10. Бросок через плечи (мельница).
  11. Зацеп разноимённой ноги снаружи.
  12. Бросок через спину.
  13. Бросок переворотом с захватом бедра снаружи.
  14. Бросок через голову с упором стопой в живот.

Болевые приёмы.

Этот раздел техники сдают бойцы с 4-кю и выше.

  1. Перегибание локтя с захватом руки между ног.
  2. Узел руки наружу.
  3. Ущемление ахиллесова сухожилия.
  4. Перегибание колена с захватом ноги между ног.

Удушающие приёмы.

Этот раздел техники сдают бойцы с 4-кю и выше.

  1. Удушающий отворотом куртки спереди.
  2. Удушающий отворотом куртки сзади.
  3. Удушающий перекрестным захватом.
  4. Удушающий предплечьем спереди.
  5. Удушающий предплечьем сзади.
  6. Удушающий сзади плечом и предплечьем.
  7. Удушающий прогибом.

Работа с лапами.

Данную программу показывает инструктор из аттестационной комиссии.

Программа должна состоять из:

ударной техники рук и ног.

ударной техники рук и ног в комбинации с блоками, уклонами, уходами с линии атаки.

Удержание верхом для перехода к техническим действиям в партере.

2.2 Тактика Кудо

— Простейшие комбинации приемов в направлениях вперед-назад

— Комбинационные связки  из ударной техники руками и ногами.

— Переходы от ударной техники к захватам и обратно.

— Переходы от ударной техники к захвату и броску, с дальнейшим проведением технического действия ( удержания с последующим добиванием, болевым приёмом, удушающим приёмом).

— Переходы с болевых приемов на руки на  удушающие приемы

— Тактика взятия захвата – предварительного, атакующего, оборонительного

— Тактика преследования соперника болевыми приемами на руки и на ноги, удушающими приемами после удачно проведённого технического действия

—  Тактический вариант «угроза»

— Тактический вариант «силовое давление»

— Тактика ведения ближнего боя.

2.3 Физическая подготовка

2.3.1. Общая физическая подготовка

  • Развитие силы (силовая подготовка)

— Развитие силы основных групп мышц рук и ног, туловища упражнениями использования собственного веса (подтягивание, отжимание в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений)

— Упражнения с отягощениями (штанга, гантели, набивные мячи, вес партнера)

— Упражнения на снарядах и со снарядами

— Упражнения из других видов спорта

— Подвижные и спортивные игры

  • Развитие быстроты (скоростная подготовка)

— Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе  в определенный отрезок времени

— Подвижные и спортивные игры.

  • Развитие выносливости

— Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время

— Упражнения из других видов спорта, выполняемые длительное время (лыжи, коньки, плавание, ходьба)

— Подвижные и спортивные игры

  • Развитие ловкости (координационная подготовка)

А) Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений

— Выполнение упражнений из непривычного (неудобного) положения

— Подвижные и спортивные игры

  • развитие гибкости

— Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды (степени подвижности) в суставах, упражнения из других видов спорта (гимнастика, акробатика)

  • Специальная физическая подготовка
    • Специальные упражнения.

— Упражнения с партнером

— Упражнения с использованием специального оборудования

(гантели ,набивные мячи, скакалка и т.д.) при выполнении отдельных элементов имитации ударов

  • Подготовительные упражнения

— Для укрепления мышц, которые принимают наибольшее участие в предстоящем разучивании технико-тактического действия, и развития их скоростно-силовых качеств

— Элементы, технические действия, которые предстоит освоить занимающимся

  • Подводящие упражнения

— Перемещения с партнером в стойке, наиболее приемлемой для выполнения разучиваемого технического действия.

— Детали техники ударов, освоение траектории ударов

Выполнение технических действий по разделению на этапы

— Упражнения с отягощением  для увеличения мощности разучиваемого технического действия.

  • Имитационные упражнения

— Аутогенная тренировка (мысленное представление о выполнении технического действия)

— Многократное выполнение без партнера с постоянным увеличением скорости выполнения до максимальной

  • Психологическая подготовка (морально-волевая, нравственная)
    • Развитие силы воли (волевая подготовка)
      • Упражнения для воспитания волевых качеств
    • Развитие смелости

Упражнения для воспитания смелости:

— Броски и ловля предметов (гири, гантели, набивного мяча в парах)

— Кувырки вперед, назад, в сторону, с предметов различной высоты

— Кувырки через партнера(ов), через коня (козла) и т.д.

  • Развитие настойчивости

Упражнения для воспитания настойчивости:

— Выполнение предельных нормативов по физической подготовке, после неудачных попыток проведения упражнения, с задачей достижения поставленной цели

— Достижение удачного выполнения изучаемого технико-тактического действия

— Проведение боёв  с односторонним сопротивлением

— Проведение боёв  с более опытным Спаррингом

  • Развитие решительности

Упражнения для воспитания решительности

— Выполнение режима дня

— Проведение боёв  с моделированием ситуаций предстоящих соревнования

— Проведение боёв на применение контрприемов

— Проведение боёв с фиксированной ситуацией, с задачей на сохранение заданного положения, с последующим разбором ошибок

  • Развитие инициативности

Упражнения для воспитания инициативности:

— Самостоятельная работа по нахождению новых вариантов изучаемой техники и тактики

— Проведение разминки по заданию тренера

— Проведение боёв с менее подготовленными соперниками

— Проведение боёв с задачей достижения наивысших показателей объема, разносторонности и эффективности техники

  • Нравственная подготовка

— Поведение в школе, дома, в других общественных местах

— Стремление как можно лучше выполнять порученное дело

— Решительное пресечение неблаговидных поступков своих товарищей

— Воспитание аккуратности и опрятности

— Оказание помощи  товарищам в учебе, в тренировках, на соревнованиях, в других ситуациях

  • Методическая подготовка (теория и методика)
    • Врачебный контроль и самоконтроль

— Самоконтроль – дневник самоконтроля;

— Объективные данные своего состояния: рост, вес, динамометрия, кровяное давление, пульс;

— Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, потоотделение

— показания и противопоказания к занятиям Кудо

  • Основы техники

— Основные понятия о видах стоек, ударах, захватах, бросках, удержании,  атакующих и защитных действиях, контрприемах, комбинациях, контратаках.

— Понятие о равновесии, угле устойчивости, индивидуальной и общей площади опоры, использовании собственного веса тела и веса тела соперника, инерции, рычагах

— Характеристика изучаемых технико-тактических действий

— Классификация техники Кудо

— Удары — руками, ногами, головой

-Броски

— Удержания верхом, с переходом к последующим техническим действиям;

— Болевые приёмы на руки,на ноги

— Удушающие приёмы

2.6.3. Методика тренировки

— Основные методы развития основных физических качеств: силы. Быстроты, выносливости, ловкости, гибкости

— Правила техники безопасности (в спортивном зале, на улице, на соревнованиях, на воде, и в других возможных ситуациях, которые могут возникнуть в процессе занятий спортом)

  • Правила соревнований

— Значение соревнований для занимающихся

— Классификация, цели и задачи, организация соревнований, права и обязанности участников, судей, тренеров и представителей

— Основные оценки технико-тактических действий в Кудо

— Анализ соревнований — разбор ошибок

— выявление сильных сторон подготовки

— выявление слабых сторон подготовки

— определение и выбор средств и методов   совершенствования
разделов индивидуальной подготовки

— определение наиболее вероятных соперников, сбор
информации об их подготовке, выбор оптимальной техники и
тактики ведения боёв.

 

  • Судейская практика

— Участие в судействе соревнований, выполняя разные судейские функции (от простого к сложному). Оценка и анализ собственных действий в качестве судьи.

 

 

 

МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЁННОСТИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Оборудование и спортивный инвентарь:

  • Татами 8Х8 или ринг 6Х6, 5Х5.
  • Мешки боксёрские.;
  • Лапы;
  • Перчатки боксёрские;
  • Макивары ручные для отработки ударов ногами;
  • Гири, гантели, штанга;
  • Мячи футбольные, баскетбольные, волейбольные, теннисные, набивные;
  • Секундомер.

Спортивное снаряжение кудоиста:

  • Куртки – самбовки синего или красного цвета;
  • Мягкие накладки на руки с открытыми пальцами;
  • Паховая раковина должна быть под одеждой;
  • Футы, щитки, шлем, капа, бинты;
  • Средства промывки полости рта по время поединка.

ЛИТЕРАТУРА

Андреев В.М., Чумаков Е.М. Самбо. М., ФиС, 1967.

Агашин Ф.К. Биомеханика ударных движений. – М.:ФиС.1977, с.207.

Андрис Э. Р., Арзуманов Г.Г., Годик М.А. Выбор тренировочных средств в зависимости от структуры соревновательного упражнения. – ТиП, 1979, № 2.

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.: Медицина, 1968.

Бальсевич В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: Взаимосвязи и диссоциации – ТП ФК, 1996, № 10, с. 2–8.

Бережная Е.К. О роли зрительной обратной связи в точностных движениях. – АН СССР «Управление движениями». – Л.: Наука, 1970, с.71.

Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: 1966, с.349, с ил.

Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: ФиС. 1985, с.192, с ил. 8.

КУДО. Правила соревнований. М. ФиС. 1985.

Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М.: ФиС, 1977.

Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: ФиС, 1985.

Возрастные особенности подготовки бегунов на короткие дистанции. – Сб. науч. лит. под ред. В. П.Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1983, с.55.

Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М.: ФиС, 1983.

Волков В.П. Курс самозащиты без оружия «САМБО». Учебное пособие для школ НКВД. М. Издательство школьно-курсового отделения отдела кадров НКВД ССР. 1940.

Волков Н.И., Зациорскиий В.М.,Разумовский Е.А., Черемисинов В.Н. Применение математической теории планирования экспериментов для поиска оптимальной методики тренировки – ТиП, 1968, № 7.

Волков Н.И., Зациорский В.М. Некоторые вопросы теории тренировочных нагрузок. – ТиП, 1964, № 6.

Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М.: ФиС, 1978.

Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.: ФиС, 1980.

Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека. – ТПФК, 1994, с.с. 11–12; 24–32.

Готовцев П.И., Дубровский В.И Самоконтроль при занятиях физической культурой. – М.: ФиС, 1984.

Готовцев П.И., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении. – М.: ФиС, 1981.

Гулевич Д.И., Звягинцев Г.Н. Баевое самбо. Методическое пособие. Воениздат. М., 1976.

Гуревич И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. – Минск: Высшая школа, 1986, с.256.

Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера – М.: ФиС, 1981.

Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. – М.: ФиС, 1972, с.231.

Железняк Ю.Д. Петров П.К. Основы научной методической деятельности в физической культуре и в спорте. – Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, с.264.

Железняк Ю.Д. Программа курса: Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. – М.: УМО, 1996, с.27.

Железняк Ю.Д. Профессиональная подготовка студентов факультета физического воспитания на основе системного единства профилирующих дисциплин. – Совершенствование подготовки учителей физической культуры педагогических вузов страны: Тезисы докл. Всесоюз. совещания-семинара преподавателей физ. воспитания педагог. институтов – Пенза, 1988, с. 20–22.

Зациорский В.М. Теория и методика физического воспитания. Т 1. Изд. 2-ое. – М.: ФиС, 1976, с. 201–208.

Зимкин Н.В. Физиология человека. – М.: ФиС, 1975. с.495.

Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба.: Учебник для студентов и учащихся факультетов (отделений) физического воспитания пед. Учебных заведений. – М.: Просвещение, 1993.

Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. – Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987, с.223.

Ильин Е.П.Теория и методика физического воспитания. Под ред. Ашмарина Б.А. – М.: Просвещение, 1979, с. 90–92.

Ионов С.Ф., Ципурский И. Л. Организация и судейство соревнований по КУДО. ФиС., М., 1983.

Лукашов М.Н. Родословная самбо. М., ФиС., 1986.

Лях В.И. Совершенствуя координационные способности – Физическая культура в школе. 1996, № 4, с. 18–20.

Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя. – М.: ООО «Фирма «издательство АССТ», 1998,с.272.

Матвеев А.П. Главные физические качества. Теория и методика физического воспитания. Учебник для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1991.

Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ИФК. – М.: ФиС, 1977.

Матвеев Л.П. Планирование и построение спортивной тренировки. – М.: ГЦОЛИФК, 1972.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991, с.543.

Миронова З.С. Меркулова Р.И., Богуцкая Е.В., Баднин И.А. Перенапряжение опорнодвигательного аппарата у спортсменов – М.: ФиС, 1982.

Набатникова М.Я., Граевская Н.Д. Перспективное планирование спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1961.

Назаренко Л. Д. Физиология физического воспитания. – Ульяновск: 2000, с.144.

Назаренко Л.Д. Предпосылки к исследованию двигательно-координационных качеств, как одно из сторон гармоничного развития личности. – В сб.: Любищевские чтения. – Ульяновск: 1999, с. 120–122.

Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1970.

Программы общеобразовательных учреждений. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов. Под ред. В.И.Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон. – М.: Просвещение 1996, с.256.

Сермеев Б.В. Активное движение в суставах и методы их развития у школьников. – Горький: 1966.

Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры. Под ред. Р.М. Коца. – М.: ФиС, 1986, с.240.

Травин Ю.Г., Дьяков В.В. Возрастные особенности развития двигательных качеств школьников и юных спортсменов. – М.: ФиС, 1986, с.255.

Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. – М.: ФиС, 1975, с.200.

Физическая культура. Учебник для учащихся 8–9 кл. общеобразоват. учреждений. под ред. Л.Е.Любомирского., Г.Б.Мейксона., В.И.Ляха. – М.: Просвещение, 1997.

Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: ФиС. 1974, с.232.

Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. Учебное пособие для институтов физической культуры. – М.: Физическая культура и спорт, 1987, с.127.

Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: ФиС, 1991, с.223.

Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. – М.: ФиС, 1987, с.157.

Эффективные средства и методы подготовки юных спортсменов. Сб. науч. тр. под ред. В.С. Топчияна. – М.: 1988, с.130.

Рудман Д.Л. САМБО– техника борьбы лежа. Защита. М., ФиС, 1983.

Рудман Д.Л. САМБО– техника борьбы лежа. Нападение. М., ФиС, 1982.

Физическая культура в школе. 1997, № 3, с. 2–8.

Харлампиев А.А. самбо. М., ФиС, 1964.

Чумаков Е.М. Сто уроков САМБО. – М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1999.

Чумаков Е.М. Физическая подготовка борцов. Учебное пособие. М.,РГАФК, 1996.

Чумаков Е.М., Ионов С.Ф. Индивидуальное планирование тренировки баевого кудоиста. Методические рекомендации. Москва, 1986.

Чумаков Е.М., Шашурин И.В. Моделирование спортивной деятельности борца. Методическая разработка. Москва, 1986.