Гончаренко Т. Н. дистанционное обучение

О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Гончаренко Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка

По материалам курсов повышения квалификации, рекомендованных Министерством цифрового развития и связи Приморского края «Как начать преподавать дистанционно».

 

У всех педагогов переход на дистанционное обучение вызвал множество вопросов: как подготовить учебную неделю; как спланировать рабочий день; как провести занятие в дистанционном формате, чтобы детям было и полезно, и интересно; задачи контроля; обратная связь; работа с родителями – ведь они впервые столкнулись с ситуацией дистанционки и педагогам необходимо их поддержать.

Сегодня везде бесконечное количество информации про дистанционку. И для тех педагогов, кто впервые столкнулся с этой темой, крайне сложно выбрать подходы и инструменты, которые были бы действительно полезны.

Что же такое Дистанционное обучение?

Дистанционное обучение — это процесс обучения без физического присутствия ученика.

Главные характеристики дистанционного обучения:

  • Расстояние: учитель и ученики находятся в разных помещениях.
    ● Удобство: ученики могут выполнять задания в любое время.
    ● Доступность: ученики с ограниченными возможностями могут посещать занятия наравне с остальными.
    ● Индивидуальный подход: учитель может давать разные задания каждому ребенку.
    ● Использование технологий: сервисов видеосвязи, образовательных приложений, платформ для хранения данных, онлайн-тестов и т.д.

Основные сложности и риски дистанционного обучения

Большая ответственность и большой груз на родителей возлагается, на их плечи ложится достаточно серьёзная нагрузка: организовать ребёнка; помочь ему организовать и спланировать день; помочь ему выйти онлайн; уточнить, что там у тебя, всё ли ты понял, как ты это делать будешь и т.д. и т.п. Не забыть, в конце концов покормить ребёнка, куда-то в расписание вставить пятиминутки, чтобы ребёнок мог подвигаться; уделить внимание — пообниматься, пообщаться. То есть на родителей сейчас свалилось очень много, и их это очень пугает.

Действительно есть риски, особенно это касается подростков – потерять ребёнка, в том смысле, что ты не видишь его реального физического присутствия, ты можешь надеяться, что вот он здесь, и даже время от времени тебе машет рукой в ZOOMе, например, и т.д. Но на сколько он действительно здесь и сейчас, насколько он включён – не всегда это может быть понятно в процессе обучения.

Недостатки в том, что внимание удерживать при дистанционном обучении намного сложнее, чем на обычном занятии. Понятно, что у детей, которые не были замотивированы учиться, у них появляется больше возможности ничего не делать, и сложно на это как-то повлиять.

Также огромная нагрузка на педагогов и детей при работе с компьютером, это очень сильно утомляет.

Для педагогов больших недостатков как мне кажется нет, кроме как психологического контакта с учеником: на него нельзя повоздействовать строгим голосом, строгим взглядом донести до него какие-то дополнительные акценты, которые заложены либо в дисциплинарных тезисах, либо что-то с этим связанное, поэтому сложность именно для педагогов особенно старшего поколения как раз преодолеть барьер психологического контакта – это конечно дискомфортно. В остальном, это только цифровая грамотность, но на текущий момент в сложившейся ситуации нужно использовать как трамплин, чтобы как раз-таки развить свой потенциал и адаптироваться.

Типы дистанционного обучения

Есть три варианта проведения удаленных занятий: синхронное, асинхронное и смешанное дистанционное обучение.

Вариант 1. Синхронное обучение

Это занятия в режиме реального времени. Вы выходите на связь с учениками и активно с ними взамодействуете: отвечаете на вопросы, вовлекаете в упражнения, проверяете домашнюю работу. Синхронное обучение — самый трудозатратный для педагога способ провести онлайн-занятие.

Формы синхронного дистанционного обучения:

  • видеоконференции;
    ● чаты;
    ● вебинары.

Преимущества синхронного обучения:

  • Личное взаимодействие создает эффект присутствия и уменьшает чувство изоляции.
    ● Вы быстро реагируете на вопросы учеников и помогаете им разобраться в теме урока.
    ● Наличие конкретного учебного времени дисциплинирует учеников.

Недостатки синхронного обучения:

  • У вас или у ваших учеников могут возникнуть проблемы со связью.
    ● Вам может быть сложно планировать время занятия и его организацию.

Вариант 2. Асинхронное обучение

Вы отправляете учебные материалы ученикам, а они выполняют задания в своем темпе. Здесь важно четко указывать сроки сдачи заданий и строго их соблюдать. При асинхронной методике на учеников возлагается больше ответственности за изучение материала, чем обычно.

Формы асинхронного дистанционного обучения:

  • видеозаписи лекций;
    ● задания на онлайн-платформах;
    ● онлайн-курсы.

Преимущества асинхронного обучения:

  • Вам не нужно постоянно взаимодействовать с учениками.
    ● Интерактивное взаимодействие носит регулярный характер, а не эпизодический.
    ● Ученик получает больше времени на изучение материалов и может двигаться в своем темпе.
    ● Вы тратите меньше времени на организацию онлайн-встреч и решение технических проблем.

Недостатки асинхронного обучения:

  • Вы не общаетесь в реальном времени с учениками, а они — с вами и друг с другом.
    ● У ребят нет возможности задать уточняющие вопросы, поэтому вероятность непонимания материала повышается.

Вариант 3. Смешанное обучение

Смешанное дистанционное обучение сочетает в себе асинхронную и синхронную формы: вы чередуете вебинары и записанные лекции, видеоконференции и задания на онлайн-платформах.

Смешанные курсы — это оптимальная форма дистанционного обучения, которая позволяет объединить преимущества синхронного и асинхронного обучения и компенсировать их недостатки.

Плюсы дистанционного обучения

Все находятся у себя дома, в целом это довольно комфортная среда, и ты можешь, находясь дома заниматься. Я у детей спрашивала, что им нравится, у нас была обратная связь, и они многие говорят, если, например, кто-то шумит, у него может педагог выключить микрофон и он не будет шуметь, никто не будет слышать, соответственно другим не будет мешать, это раз. Во-вторых, довольно комфортная среда, так как они дома, не нужно добираться, ведь некоторые ребята живут далеко, можно проснуться за пять минут до урока и отлично отзаниматься.

По моему ощущению, в начале дистанционного обучения такой позитивный ажиотаж, что «мы такие все цифровые, у нас такое всё крутое – планшеты, смартфоны», — мнение детей, разные новые технологии – и это здорово, потому что позволяет вовлечь в процесс обучения.

И если мы говорим о том, какие плюсы в дистанционном обучении, я очень надеюсь, рассчитываю на то, что в течение вот этого дистанционного обучения всем педагогам удастся способствовать не только каким-то академическим продвижениям, но и развитию таких прекрасных, на мой взгляд, и необходимых навыков, как навыки самоорганизации, планирования своего дня, рефлексии; задуматься, когда и что ты должен сделать

Первые шаги после объявления карантина

Когда мы вышли с праздничных выходных, уже появилось ощущение, что ситуация может развиваться очень по-разному, и мы собрали педагогов, и поговорили, просто попросили, закинули, так сказать идею, поселили мысль в головах, что вполне возможно, что впереди у нас будет дистанционное обучение, и нам нужно к этому начать готовиться. И в четверг мы уже начали обсуждать какие-то инструменты, с помощью чего мы будем реализовывать дистанционное обучение, как мы будем проводить именно онлайн-части,  встречи-онлайн с детьми, с помощью каких инструментов, какие платформы образовательные мы можем использовать для того, чтобы организовать такой виртуальный класс.

Первое, что мы сделали это организовали Google-форму, на которую начали сбрасывать ресурсы. Мы разбили их на три группы: это платформы, это готовые уроки, и третья, это какие-то общие советы по переходу на дистанционное обучение, организация онлайн-уроков и так далее. Подключились все, количество ресурсов сейчас действительно бесконечно, как мне кажется; и очень важно понимать ограничения своих детей, у меня в объединении, например, дети начальной школы, они не могут пользоваться ресурсами на английском языке, да и так далее. Нужно совместно обсуждать и внимательно смотреть на сервис.

Планирование дистанционного обучения

Перед началом дистанционных занятий важно понять, как вы будете распределять собственную нагрузку, и эффективно организовать работу учеников.

Составьте расписание занятий

Ученики и родители должны понимать, когда подключаться к видеоконференциям, а когда сдавать задания. Поэтому первый шаг — это **составление расписания дистанционных уроков.

Приготовьтесь к тому, что расписание будет отличаться от привычного. Закладывайте больше времени на подготовку занятий. Учитывайте, что ученикам будет сложно сохранять внимание на нескольких видеоконференциях подряд.

Составление расписания занятий

В расписание стоит включить:

  • время проведения видеоконференций (онлайн-трансляций, вебинаров);
    ● время на контрольные работы (тесты, проекты);
    ● даты сдачи и приема домашних заданий.

Вам может понадобиться согласовать свой график с расписанием коллег. Выложите расписание в открытый доступ и отправьте ученикам ссылку. Вы сможете в любой момент вносить в него правки, и ученики будут сразу их видеть.

Например, расписание может выглядеть так:

Инструменты: Календари

Мы собрали несколько бесплатных русскоязычных сервисов, которые помогут удобно организовать онлайн-расписание и поделиться им с учениками.

Чтобы приблизить изображение, нажмите клавиши Ctrl +. Чтобы вернуться к исходному размеру, нажмите Ctrl –.

Структура подготовки занятия

Первое, самое важное, не пытайтесь, пожалуйста, просто дублировать офлайн-занятие. Онлайн-обучение – обучение в дистанционном формате, предполагает всё-таки другие особенности занятий, и воспроизводить те занятия, которые вы обычно проводили для учащихся, совершенно не требуется. Нужно определить для себя тот необходимый минимум, который вы реально можете отработать в дистанционном формате, и сосредоточиться на этом минимуме, то есть не пытаться решить всё сразу, не пытаться воспроизводить свои обычные занятия, так как дистанционный формат этого не предполагает.

Начните с того, чтобы определить цели учебные и задачи вашего занятия. Очень важно определить действительно реалистичный объём, который вы можете сделать. Если есть возможность, откажитесь на период дистанционного обучения от работы с новыми материалами, особенно это важно для начальной школы, где детям сложно осваивать новый материал в таком режиме. Если нет возможности отказаться от нового материала, то попробуйте переставить темы таким образом, чтобы в период дистанционного обучения отрабатывать наиболее простые, а уже позже, очно работать с более сложными темами.

Когда вы определились с учебными темами и задачами занятия, продумайте, какие инструменты вы будете использовать, и в каких форматах вы будете проводить своё занятие: это может быть видео-конференция, это может быть просмотр учащимися записи какого-то видео-фрагмента, это может быть работа на платформах, которые предполагают совместные действия учащихся, это может быть работа с платформами, где учащиеся решают задания автономно, и платформа автоматически оценивает их результат, то есть набор инструментов достаточно большой. Единственное, когда вы планируете занятие, помните, пожалуйста о временных ограничениях, которые комфортны для детей разных возрастных групп в дистанционном режиме. Если мы говорим про 1 класс, то это порядка 10 минут, со 2 по 5 класс это 15 минут, 6-7 и начало 8 класса это 20 минут, 8-9 классы 25 минут, и 10-11 классы это 30 минут. В любом случае вы видите, что это не 40 минут, то есть никогда, ни для какого класса, к сожалению или к счастью, в дистанционном формате 40 минут занятие не может длиться, просто потому что вы потеряете детей, их внимание уйдёт, и освоение материала, отработка материала будет абсолютно неэффективным. Поэтому планируя занятие, помните, что его длительность будет меньше, чем 40 минут, которые нам привычны, и в любом случае необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Далее, мы обязательно составляем план занятия, очень подробный, обязательно учитывая по возможности чередование видов активности, в первую очередь это характерно для начальной школы, но и для средней тоже будет справедливо. Чем больше у вас будет чередование видов активности, конечно, в разумных пределах, тем легче будет детям сохранить вовлеченность в процесс. Это может быть самостоятельная активность детей, это может быть работа с педагогом, это может быть работа в парах, в зависимости от тех инструментов, которые вы выбрали. Но очень важно эту смену активности предусмотреть заранее. Вообще дистанционный формат предполагает, что мы с вами максимально готовимся заранее, потому что возможности перестроиться, как в очном обучении, здесь, конечно, меньше. И вот эту смену активности желательно прямо с таймингом расписать: 2 минуты я делаю с учащимися вот это, следующие 3 минуты — вот это, то есть, чем подробнее это будет расписано, тем вы комфортнее себя будете чувствовать, и тем комфортнее будет работать учащимся. Нужно обязательно продумать все материалы, которые необходимы будут для данного занятия: это могут быть материалы, которые высылаем учащимся до занятия, если мы говорим про среднюю школу, это могут быть материалы, с которыми вы работаете во время занятия, или высылаете после его отработки. Вы собираете эти материалы в одно место, чтобы они были под рукой, очень удобно на рабочем столе положить папку, которая будет названа в соответствии с названием занятия, и туда все эти материалы собрать. Опять же все эти материалы мы собираем заранее, в момент подготовки к занятию.

Обязательно продумываем способы контроля, потому что здесь они меняются, здесь уже форматы, например, групповых опросов, индивидуальных опросов будут выглядеть совершенно по-другому; и продумываем способы оценивания. Методисты рекомендуют на первых порах, в течение первой недели в принципе просто проверять сам факт того, что ребёнок выполнил какую-то работу, которую вы им задали в качестве задания. То есть даже качество не обязательно проверять; то, что ребёнок уже что-то сделал, выслал вам материалы, это на первых порах уже хорошо, этого вполне достаточно. А уже позже мы начинаем переходить к оцениванию, и опять же, если у вас есть возможность, сосредоточьтесь, пожалуйста, на оценивании успеха, подкрепляйте мотивацию детей. На этот период ставите только 4 и 5, остальные оценки не ставите, конечно, если на это есть возможность.

Обязательно продумываем моменты рефлексии, моменты обмена обратной связью, когда педагог даёт обратную связь учащимся, по тому, как они участвовали в занятии, по тому как они выполнили работу, и собирает с них обратную связь, насколько им было комфортно в этом занятии, насколько им было удобно пользоваться этим инструментом. Чтобы взаимодействие с учащимися было наиболее активным, очень важно эти моменты обмена обратной связью тоже продумать – в дистанционном обучении они гораздо важнее, чем в очном, потому что точек касания педагог – учащийся здесь становится меньше.

Планирование занятия: как подготовить занятие в дистанционном формате?

Примерный алгоритм:

  1. Определите цели и задачи занятия.
  2. Подумайте про особенности детей (возраст, буйность, технические возможности).
  3. Решите, как будете взаимодействовать с учащимися во время занятия.
  4. Выберите нужный учебный материал.
  5. Подготовьте и структурируйте материал так, чтобы он отвечал вашим целям и задачам.
  6. Подберите инструменты, которые помогут вам достигнуть цель занятия и разнообразить занятие.
  7. Пропишите сценарий занятия с обозначением примерного времени, которое займет каждая из частей.

Самый первый дистанционный занятия можно протестировать на коллегах или друзьях. Попросите их созвониться с вами накануне занятия и быстро прогоните запланированные действия: напишите в чат, поделитесь экраном, включите и отключите микрофон, отправьте ссылки.

Работа с учащимися разных возрастов

Выбирая формат занятия, ориентируйтесь на возраст учащихся и важность информации. Чем старше дети, тем больше им можно давать на самостоятельное изучение. Например, в старшей школе можно проводить видеоконференцию по предмету один раз в неделю, а остальной материал давать в виде самостоятельной работы.

Если материал важный, независимо от возраста учащихся посвятите разбору несколько видеоуроков. Дети смогут задать все появляющиеся вопросы, а вы сразу увидите, насколько они разобрались в теме.

Для некоторых предметов, наоборот, будет достаточно дать учащимся посмотреть фильм или прочитать статью, а потом провести обсуждение в групповом звонке.

Младшие классы

На дистанционных занятиях в начальной школе важно соблюдать общие требования для безопасной работы за компьютером. В этом нет ничего страшного. Постарайтесь выполнить несколько советов:

  • Организуйте работу в первой половине дня.
    ● Следите, чтобы общее время ребенка онлайн не сильно превышало допустимые нормы СанПин для данной возрастной группы.
    ● Разбивайте урок на 15-минутные блоки с перерывами на физминутки.
    ● Обучите детей гимнастике для глаз.
    ● Продумайте альтернативную деятельность для самостоятельной работы: рисование, лепка, чтение бумажных книг, правописание и т.д.

Средние и старшие классы

Скорее всего, подростки уже привыкли к цифровой среде, и вам будет немного легче. Однако, им тоже потребуется ваша поддержка. Придерживайтесь следующих принципов:

  • Организуйте самую активную и сложную работу в середине дня — подросткам сложнее заниматься с утра.
    ● Следите, чтобы общее время ребенка онлайн не сильно превышало допустимые нормы СанПин для данной возрастной группы.
    ● Делайте 5-минутные перерывы каждые 20-30 минут.
    ● Просите учеников держать камеры включенными. Так вы сможете следить, чтобы они не сидели во время урока в мессенджерах или играх.
    ● Продумайте альтернативную деятельность для самостоятельной работы: рисование, спорт, чтение бумажных книг и т.д.

Долгосрочное планирование: корректируем учебный план

План работы в дистанционном формате — это не просто перенос обычного плана в онлайн. У вас появляются новые методики и инструменты, и формат занятий меняется. Запланируйте время на корректировку учебного материала, выбор инструментов, освоение новых каналов общения.

Чтобы грамотно скорректировать учебный план, задайте себе несколько вопросов:

Чему я хочу научить учащихся? (Каких учебных результатов они достигнут?)
Как они этому научатся? (Каким образом они достигнут учебных результатов?)
Сколько на это понадобится времени? (За какое время они достигнут нужных учебных результатов?)
Каким образом я могу поддержать их в этом? (Как я помогу им достичь учебных результатов?)
Какие инструменты нам понадобятся? (Какие инструменты я буду использовать, чтобы помочь учащимся добиться нужных учебных результатов?)
Как я пойму, что учащиеся усвоили материал? (Какие инструменты сбора обратной связи и контроля буду использовать?)

Планирование учебной недели

На дистанционке вам понадобятся дополнительные материалы: онлайн-тренажеры, презентации, видеоролики. Заложите время на их подготовку.

Чек-лист материалов на неделю:

⎕ Расписание обязательных видеоуроков на неделю
⎕ Материалы для видеоуроков: презентации, ссылки на дополнительные задания, видеоролики и т.д.
⎕ Тесты и проверочные работы, ссылки на ресурсы с тренажерами для проверки знаний
⎕ Материалы для самостоятельной проработки: ссылки на онлайн-упражнения, записи лекций, страницы в учебниках и т.д.
⎕ Расписание сроков сдачи заданий на самостоятельную проработку
⎕ Расписание созвонов с родителями (если нужно)

Вы можете распечатать этот список и сверяться с ним каждую неделю. Допишите в него свои собственные пункты — он станет только лучше!

Составьте план работы для учащихся. Вы можете включить туда:

  • расписание обязательных видеоуроков;
    ● ссылки на трансляции и платформы проведения видеоуроков;
    ● рекомендуемые даты и время для начала выполнения заданий на самостоятельную проработку;
    ● сдачи заданий на самостоятельную проработку;
    ● ссылки на учебные материалы.

Корректируйте планы в зависимости от возраста учащихся. Начальной школе стоит выдать подробный план работы на неделю, а старшеклассникам можно просто обозначить сроки сдачи самостоятельных заданий.

Перед занятием: проверьте свою готовность к учебному дню:

⎕ У всех учащихся есть расписание на текущий день
⎕ Учащиеся подтвердили присутствие на занятии
⎕ У всех учащихся есть нужные ссылки и материалы (в случае, если им нужно сделать что-то до занятия)
⎕ Оборудование настроено и готово к работе
⎕ Готовы материалы для видеоуроков
⎕ Готовы материалы для самостоятельной работы

Вы можете распечатать чек-лист и сверяться с ним перед каждым занятием.

Чтобы не волноваться, отдельно проверьте техническую готовность к занятию:

⎕ Все устройства заряжены или подключены к питанию
⎕ Вы заранее вошли в нужные программы
⎕ Нужные вкладки открыты
⎕ Все лишние программы, сайты и вкладки закрыты или остановлены
⎕ Есть средства связи на случай форс-мажора (например, возможность подключиться к мобильному интернету)

Вы можете распечатать чек-лист и сверяться с ним перед каждым занятием.

Какими инструментами дистанционного обучения вы пользуетесь

Для начальной школы достаточно простой ресурс класс-рум. Для онлайн-конференций: скайп и зум. Zoom предлагает намного больше функций, помогающих организации онлайн-работы на занятии, групповой работы, даёт возможность показывать экран, даёт возможность использовать доску, на которой можно писать, и каждый из участников может что-то написать в ответ на какое-нибудь задание.

Относиться позитивно, это новый опыт; настроить главное родителей, что мы все отправляемся в какое-то совершенно новое, неизвестное путешествие, и от того, как мы все вместе справимся и будем взаимодействовать, сильно зависит то, куда мы в этом путешествии придём.

Инструменты: Онлайн-встречи

Во множестве платформ для онлайн-конференций довольно легко запутаться. Какие из них лучше всего подходят для проведения занятий? Чем они различаются? Как выбрать самую удобную?

Таблица поможет вам разобраться в функциях самых популярных сервисов и подобрать для себя наиболее подходящий.

Дистанционные уроки в Яндекс.Учебнике

Яндекс. Учебник дает возможность учителям проводить трансляции уроков на своей платформе. Посмотрите короткое видео о том, как организовать видео урок в Яндекс. Учебнике с помощью нового инструмента.

Как провести видеоурок

Правила работы обычного занятия + специфические правила дистанционного занятия

Использование материалов, которые делают онлайн-занятие более интересным. Чтобы постоянно возвращать детей в пространство занятия, я каждые 2-3 минуты с ними общалась, задавала вопросы, дети отвечали в групповом чате, либо мне в личный чат, либо конкретный ребёнок писал ответ-сообщение в групповом чате, остальные участники ставили + или -, согласны/не согласны с ответом; продумываю вопрос таким образом, чтобы реакция была у всех детей.

Инструменты: передача контента

На каких платформах можно собирать материалы для учеников? Чем эти платформы различаются? Сколько это стоит? Разбираем в таблице.

Как организовать взаимодействие группы в онлайне

  • Установите контактсо всеми участниками видеоконференции: обратитесь по именам, сделайте перекличку, похвалите за присутствие на уроке.
    ● Покажите действия, которые понадобятся во время урока: как отключать и включать микрофон, как писать в чат, как использовать условные обозначения. Попросите детей повторить.
    ● Проговорите правила поведения во время урока. Озвучьте ученикам свои ожидания от них.
    ● Начните с простых заданий, чтобы ученики освоились в онлайн-среде. Усложняйте работу, когда они почувствуют себя уверенно.
    ● Поддержите учеников, у которых возникнут технологические трудности. Не ругайте их. Объясните, что все в порядке, и помогите разобраться.
    ● Организуйте групповую работу, чтобы повысить интерес и мотивацию детей. Для выполнения групповых заданий подойдут онлайн-доски. Другой вариант — сессионные залы в Zoom. Эти инструменты также помогут организовать работу над проектом.
     Придумайте систему поощрений: стикеры, картинки, смайлики.

Не забудьте подвести итог

И вы, и ученики работали в новом формате, поэтому после занятия попросите ребят поделиться впечатлениями. Примерные вопросы:

  • Что на уроке было самым простым, а что самым сложным?
    ● Какие задания показались вам интересными, а какие скучными?
    ● Что бы вы хотели сделать на следующем занятии?

Ответы учеников помогут вам вовремя заметить проблемные места и грамотно спланировать дальнейшие процесс обучения онлайн.

Если у вас есть время, можно создать небольшой опрос с помощью Google Форм. Ученики смогут заполнить его анонимно. На заполнение опроса лучше отвести время в конце урока — иначе есть риск, что ученики либо забудут про опрос и вовсе его не заполнят, либо к моменту заполнения забудут, что было на уроке.

После урока отправьте ученикам презентацию или составьте тезисы, обобщающие информацию занятия.

Что делать с проблемами на уроке

Что делать, если во время онлайн-урока возникли проблемы? Первое и главное — не паниковать. Из каждой проблемной ситуации есть выход. Давайте разберем основные варианты решения трудных ситуаций.

Ситуация 1. Ученики не подготовили задание, на котором основана большая часть вашей работы

Во-первых, заранее говорите детям, что эту часть задания нужно сделать обязательно, потому что на ней будет основа следующий урок.
Во-вторых, накануне занятия дополнительно спросите, кто готов к работе — пусть поставят плюсы или минусы в чате, чтобы вы видели, на какое количество активных участников ориентироваться.

Во время самого урока имейте под рукой 1-2 запасных источника. Это может быть ссылка на онлайн-тренажер или вопросы для онлайн-викторины. Даже если изначальный план не сработает, урок не пострадает.

Ситуация 2. Ученики не умеют пользоваться программой

Освойте функцию «демонстрация экрана» и будьте готовы показать ученику все необходимые действия. Когда вы определитесь с инструментами работы онлайн, сделайте небольшое руководство для учеников со скриншотами. В случае необходимости вы сможете быстро направить его ученику. Кроме того, простые инструкции по установке и использовании программ зачастую можно найти на сайте самих программ или на YouTube.

Ситуация 3. Родители недовольны процессом проведения уроков

Важно заранее объяснить родителям, как вы построите процесс занятий. Устройте с ними отдельную видеоконференцию и попросите задать вопросы, которые их волнуют. Старайтесь быть с родителями на связи и сразу обсуждать новые вопросы.

Ситуация 4. Ученик пропустил ваши инструкции из-за проблем со связью

Параллельно с устным объяснением старайтесь фиксировать самые важные вещи в чате. Так вам не придется повторять заново для каждого «пропадающего».

Ситуация 5. Ученик мешает вести урок

Переход на онлайн-формат — стресс для детей, и некоторые могут начать вредничать. Главное для вас — сохранять позитивный настрой и равновесие. Вы можете отключить микрофон тем, кто шумит. Другой вариант — предложить ученику на 2-3 минуты отойти от экрана и выпить стакан воды.

Ситуация 6. Ученики постоянно отвлекаются на посторонние дела

На первый взгляд кажется, что в онлайн-формате у вас меньше средств контроля, чем в классе. Но если вы будете не просто рассказывать материал, а постоянно взаимодействовать с учениками: обращаться к ним, задавать вопросы, давать короткие задания, — это не позволит им отвлекаться.

Например, видя, что ученик невнимателен, вы можете назвать его по имени и попросить написать в общий чат ответ на вопрос. А остальных ребят попросить согласиться или не согласиться с ответом.

Ситуация 7. Ученик пропускает уроки

Не пренебрегайте контролем посещаемости даже в онлайн-формате. Если ученик пропустил занятие, свяжитесь с ним или его родителями. Узнайте, по какой причине это произошло и предложите способ восполнить пропущенное занятие.

Чтобы ученики не забывали об онлайн-уроках, используйте уведомления. Отправляйте напоминание об уроке за час до начала. Постепенно ребята войдут в ритм и привыкнут к новому формату.

Как подготовить материалы для самостоятельного изучения

Чтобы ученикам было интересно работать с вашими материалами, используйте несколько правил:

  • Избегайте большого объема. На случай, если детей заинтересует тема, приложите к обязательному материалу дополнительные ссылки.
    ● Структурируйте информациютак, чтобы ученик мог легко визуально сориентироваться. Делите на блоки, пишите списки, добавляйте иллюстрации.
    ● Используйте инфографику и схемы. Визуализация поможет понять и запомнить материал.
    ● В конце текста добавьте список главных тезисов.
    ● Чередуйте тексты с упражнениями в онлайн-тренажерах и видеороликами.
    ● Сбалансируйте блоки заданий по объему и сложности таким образом, чтобы они занимали примерно одинаковое время.
    ● В конце каждого блока заданий добавьте вопросы для самопроверки. Используйте сервисы для создания онлайн-викторин.

Инструменты: Тесты

Провести промежуточный контроль в онлайн-формате можно проще, чем в оффлайн-режиме. Теперь вам не придется вручную проверять каждую тетрадь. Рассказываем в таблице, на какие сервисы с автоматической проверкой тестов стоит обратить внимание.

 

Про родителей и дистанционное обучение: как общаться с родителями

Переход на дистанционное обучение – это период повышенной тревожности не только для педагогов и учащихся, но и для их родителей. Я уверена, что каждый из педагогов с этим или уже столкнулся, или ещё столкнётся. В первую очередь то, что здесь может сделать педагог, это максимально конкретно рассказать родителю, в чём может состоять его роль и его ответственность, и развести эту ответственность: вот за это отвечает родитель, а за это отвечает педагог. Ведь тревожность чаще всего появляется из-за того, что мы не знаем чего-то, из-за неуверенности, из-за неопределённости, и как только педагог эту неопределённость закроет, как только он чётко расскажет родителю, в чём его роль, какое от него требуется участие, что вообще будет происходить, тем проще родитель будет относиться к происходящим изменениям. И второе, иногда тревожность родителя связана с достаточно жёсткой позиции педагога. Здесь нужно успокоить родителя, сказать, что «да, я понимаю, мы все сейчас в переходной стадии; да, мы понимаем, что дистанционное обучение — это трудно; и да, на первом этапе мы не будем жёстко оценивать учеников». То есть вот здесь нужно дать понять родителю, что вы тоже переживаете за то, что переходите на новый формат, что вы не будете жестить оценки детей и т.д. и т.п., чтобы у них это напряжение максимально снять. Поэтому в первую очередь при переходе на ДО учитель собирает родительское собрание, и на  этом собрании он рассказывает, как будет организован учебный процесс, как будет организована учебная неделя, как будет организован учебный день, максимально подробно, конкретно, с примерами, с расписанием. Обязательно оговариваем, какие инструменты будет использовать учитель в своей работе, и что нужно от родителей, чему родитель должен научить ребёнка, чтобы он с этими инструментами работал. Причем опять, чем конкретнее вы это проговорите, тем будет лучше. (Что конкретно я родитель должен научить ребёнка делать – включать компьютер, выходить в интернет, запускать скайп, писать сообщения в чате…..) Мотивация родителей очень проста – чем лучше он на входе обучит ребёнка, тем меньше ему придётся включаться в процесс обучении.

Обязательно проговорите с родителями правила и гигиену работы за компьютером, сколько может ребёнок находиться за компьютером непрерывно, чтобы ребёнок отходил от монитора между уроками, пусть выполнит простейшую зарядку, выпьет чая, выйдет на балкон – он должен прерываться от работы с компьютером. И конечно же, сократить время пребывания ребёнка за компьютером не за уроками, ведь теперь он за компьютером учится. Здесь родители и педагоги должны быть союзниками в период ДО, чтобы мы максимально обезопасили ребёнка в этой работе.

Попросите родителя помочь в установке дисциплины для ребёнка, пусть родители отслеживают каждый день, особенно на первых порах, что ребёнок подключился, ребёнку можно лишний раз позвонить, написать SMS, то есть родители должны поддержать педагога в период перехода на ДО, когда надо в первую очередь просто соблюдение дисциплины, и здесь, конечно, педагог в одиночку не справится.

Также родители могут помочь с формированием ответственности у ребёнка. Вместе с родителями вы можете дать задание ребёнку составить план работы на неделю, на день, определить приоритеты и попросить родителя отслеживать вместе с ребёнком выполнение этих задач.

Обязательно родители должны подумать об обеспечении психологического комфорта ребёнка, потому что, ещё раз, переход на ДО — период сложный, переживают учителя, нервничают родители, и в этом отношении ребёнок — это тот человечек, на котором сходятся и тревожность учителя, и тревожность родителя, и все переживают, и ему самому страшно, и вот наша задача, как людей взрослых, создать для ребёнка в этом случае максимально комфортную обстановку. Ну, не получилось у тебя самого запустить скайп сегодня, ничего, запустишь завтра… здесь как раз необходимо объединение усилий родителя и учителя; родители переживают, вдруг ребёнок что-то пропустит, а ведь гораздо важнее, чтобы ребёнок оставался абсолютно спокойным и в комфортной ситуации, чем то, что он пропустит очередные 15 минут занятия.

Обязательно наладить обратную связь с родителями (в начале 2 скайп-конференции в неделю, потом 1) Взаимодействие с родителями – это один из значимых моментов перехода на ДО, и не всегда он проходит гладко, но здесь надо сосредоточиться, на том, что наша с вами конечная цель и родителей, и учителей – обеспечить комфорт ребёнка, и не забывать про ребёнка, который у нас должен получить удовольствие от этого процесса.

Роль родителей в дистанционном обучении

Если родители будут относиться к ДО несерьёзно, то к сожалению, у нас ничего не получится… Поэтому вот эта трёхсторонняя колобарация взаимодействия: ученик-учитель-родитель, она должна быть на месте.

У педагога не с детьми физического контакта, и дети могут вести себя как хотят, нужен дополнительный контроль, то есть здесь ответственность со стороны родителей должна присутствовать, особенно на первых порах, они должны правильно транслировать своим детям, что по большому счёту ничего не изменилось, это учёба, изменился только метод доставки знаний в голову ученика.

Поэтому нужно обязательно рассказать примерный хотя бы режим дня, как мы себе это видим, показать расписание, объяснить, что будет во время этих онлайнов, что будет во время офлайна, какие роли мы все выполняем, какая ответственность, какие обязанности лежат на родителях, что мы от них ждём.

Что будет после карантина

1 никто не вернётся в обычный класс???

2 все ринутся в школу???

Естественно, школа претерпит изменения, и учителя, и дети приобретут новый опыт, который может использоваться в обычных уроках.


Памятки для родителей и учащихся

Памятка 1 для учащихся

Памятка 2 для учащихся

Памятка для родителей