Калинина Т. В. программа

Муниципальное  бюджетное  учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр» с. Чугуевка  Чугуевского  района Приморского края

 

 

« Утверждаю»

директор МБУ ДО ДЮЦ

   ____________Олейник А.В

приказ №______от_________

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

« Мастерская фантазий»

                                                        

Возраст учащихся:  7 – 16 лет.

Срок реализации: 3 года (576 часов)

 

 

Разработчик:     Калинина Татьяна  Викторовна   

педагог дополнительного образования

 

 

с. Чугуевка.

2018  г.

 

  1. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ:

 

          1.1.Дополнительная общеразвивающая программа   «Мастерская  фантазий» реализуется в соответствии с художественной направленностью образования, включая в себя элементы технического моделирования и художественного конструирования.  По содержанию является художественно – эстетической; по функциональному назначению – досуговой; по форме организации – кружковой; по времени реализации – составлена  на три года.

Программа направлена на формирование у обучающихся эффективных и доступных способов познания окружающего мира, предусматривает создание образовательного пространства, которое поможет ребёнку попробовать себя в разных видах деятельности в работе с различным материалом, адаптироваться в сегодняшнем дне, воспитывать уважение к труду и таланту мастеров.

        1.2. Актуальность программы  обусловлена тем, что  новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

— быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои  новые оригинальные решения;

— быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.

Ребенок с творческими способностями — активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

       1.3.Отличительные особенности данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности, овладевая приемами работы с различными материалами.

Этому способствует использование образовательных технологий:

 — технологии развивающего обучения: развитие личности и ее способностей, вовлечение учащихся в различные виды деятельности: работа индивидуальная, работа в парах, коллективная работа;

 — технология дифференцированного обучения: создание оптимальных условий для выявления задатков, усвоение материала на различных уровнях;

—  технология конструирования и моделирования;

игровая технология:  игровые методы вовлечения в творческую деятельность, самостоятельная деятельность, поиск учебной информации.

        1.4. Педагогическая целесообразность  программы  «Мастерская фантазий»» направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание обучающихся, расширение их кругозора, привитие интереса и любви к творческой деятельности, к людям труда.

Одним из наиболее значимых положительных результатов этого вида творчества является развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, а это, как известно, связано непосредственно с развитием речи и интеллекта в целом.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов  изготовления работ.

Каждое занятие  включает теоретическую часть, на которую отводится не более 15—20 мин. и практическую — выполнение задания.  Теоретические сведения — рассказ педагога, беседа с детьми, рассказы детей, показ педагога способа действия – так и практические, в ходе которых под контролем педагога самостоятельно выполняются работы.

Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.

Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия,  приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Для организации учебно-воспитательного процесса в объединении используются следующие  методы и приемы  обучения,  которые можно классифицировать:

а) по способу подачи материала:

— словесный (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж,  викторины, разъяснение, словесная оценка и коррекция);

— наглядный (демонстрация образцов, просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, показ видеоматериала, иллюстраций, образцы изделий, педагогический показ, наблюдения);

— практический (выполнение работ с применением полученных знаний, изготовление образцов и макетов изделий, работа под руководством педагога, самостоятельная работа,  творческие задания);

б) по характеру деятельности обучающихся:

— объяснительно-иллюстрационный (восприятие и усвоение готовой информации, рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных мастеров);

— репродуктивный(выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.);

— частично-поисковый  (решение проблемных ситуаций совместно с педагогом или с коллективом детей);

— изучение развития ребенка (наблюдение за особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности обучающегося.

В процессе творческо-познавательной деятельности обучающиеся изучают, систематизируют и самостоятельно используют полученные знания, разрабатывают  образовательные продукты:  записи в тетради, опорные конспекты, схемы, таблицы, готовые изделия и т.п.

        1.5. Цель программы:

— формирование  устойчивой мотивации к познанию окружающего мира  при помощи обучения детей творческой, вдумчивой работе с различным материалом, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение  потребности в практической деятельности и  художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

       1.6. Задачи:

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

       — образовательной

— сформировать представление о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;

— раскрыть перед воспитанниками истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;

— научить планировать свою деятельность;

— научить приемам и технологиям  изготовления несложных конструкций;

— научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художествен-ных образов и предметов быта;

— обучить владению ручными инструментами и практическими  навыками  резьбы по дереву,  умению создавать собственные композиции в традициях художественного промысла;

— научить правилам безопасности при обработке художественных изделий;

      – развивающей

— развитие у детей технического мышления;

— развитие образного мышления;

— создание условий к саморазвитию учащихся;

— развитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики рук, образного и логического мышления, художественного вкуса  школьников;

развить навыки самостоятельного составления несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;

— развитие  художественного  вкуса,  общей  культуры  личности;

— развитие  умения  давать оценку своей работе;

— развитие  художественно – творческих способностей  учащихся, фантазии, памяти, эмоционально – эстетическое отношения к предметам и явлениям действительности.

      — воспитательной

— приобщить детей к истокам русской народной культуры;

— пробудить  интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным           направлениям народного творчества;

— воспитать высокую коммуникативную культуру, внимание и уважение к труду и людям труда, терпимость к чужому мнению;

— привить любовь и уважение к традиционному художественному ремеслу,  народному искусству, декоративно – прикладному творчеству;

— воспитывать  чувства гражданственности и  самоконтроля,  трудолюбие, терпение, аккуратность, чувства удовлетворения от совместной работы, чувства взаимопомощи и коллективизма;

— посредством возможностей творческого труда  способствовать социализации обучающихся в обществе.

    1.7. Возраст учащихся,  которым адресована программа  и участвующих в реализации данной программы,  7-16 лет.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 10 до 15 человек. Состав групп – постоянный, может быть разнородным по возрасту.   Данный норматив связан с высокой степенью индивидуализации учебного процесса, и увеличение количества учащихся в группе значительно понижает качество обучения.

Занятия проводятся по группам и индивидуально в аудитории.

        Возрастные особенности учащихся

Психолого-педагогические особенности детей в возрасте 7-16 лет позволяют в полном объеме освоить технику работы с различным материалом, умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции. Не у всех детей эти навыки развиты одинаково хорошо. Занятия по созданию изделий  помогут ребенку приобрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их.

Младший и средний возраст — это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но у детей младшего возраста еще  слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, нет  точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия  ребенок  развивает  мелкие и точные движения рук.

       1.8.Формы и режим организации  занятий

Основной формой организации учебного процесса является занятие,  формами организации педагогической деятельности:

— индивидуальная работа;

— групповая работа;

— консультативная работа;

— творческая мастерская.

Следуя принципам дифференцированного и индивидуального обучения, технологии

свободного выбора, на занятиях используется вариативный подход при выборе тем программы

(в соответствии с индивидуальными запросами и интересами обучающихся).   Программа

построена по принципу «спирали»: изучение новой темы начинается с повторения пройденного

материала и постепенного усложнения и  предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала.

В программу включены беседы по народному декоративно-прикладному искусству, игры, викторины, экскурсии, выставки, праздники, мастер-классы, практические занятия (коллективные, по подгруппам, индивидуальные), презентации и т.д.

При определении режима занятий учтены требования Сан Пина  к учреждениям дополнительного образования, а так же смена различных видов деятельности во время проведения занятий.

  1. ОБЪЕМ ПРОГРАММЫ:

     2.1.Объём программы   –  576 часов: 1-й год  обучения – 144 часа,  2-й  и 3-й  года обучения  — по 216 часов.

2.2.Сроки реализации программы.   Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей.

2.3. Режим занятий.  Занятия учебных групп проводятся:

—  в первый год обучения — два раза в неделю по 2 часа с 15-минутным перерывом;

—  во второй  год обучения —  два раза в неделю по 3 часа с 15-минутным перерывом;

—  в третий год обучения  — два раза в неделю по 3 часа с 15-минутным перерывом.

 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

      3.1. Планируемые результаты

Главным результатом  реализации программы является создание каждым ребенком своего  оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талант-ливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.

  В результате первого года обучения обучающиеся будут знать:

— историю возникновения декоративно-прикладного искусства;

— правила техники безопасности и организации рабочего места, безопасности труда при работе ручным инструментом;

— свойства и способы обработки различных материалов, правила работы с ними;

— название ручных инструментов, материалов, приспособлений;

— правила разметки и контроля по шаблонам, линейке;

— применение акварели, цветных карандашей, гуаши;

— основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

— способы разметки по шаблону и чертежу;

— иметь понятие о конструировании и моделировании;

— способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

— правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

будут  уметь:

—  самостоятельно разрабатывать и составлять несложные;

—  делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства;

—  соблюдать правила безопасности труда  во всех видах технического труда;

—  рационально организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

—  бережно относиться к инструментам и материалам;

—  экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки;

— уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

— бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

— экономно расходовать материалы и электроэнергию.

 

          у обучающихся будут сформированы и закреплены личностные качества:

— умение работать в коллективе;

— терпение, усидчивость, аккуратность, желание добиваться хорошего результата,

— настойчивость в достижении цели.

 

  В результате второго года обучения обучающиеся будут знать:

— историю возникновения декоративно-прикладного искусства;

— правила техники безопасности и организации рабочего места, безопасности труда при работе ручным  инструментом;

— правила сбора природного материала, обработки, его хранения и использования в композиции,

— технологические приемы выполнения художественных работ;

— свойства и способы обработки различных материалов, правила работы с ними;

— название ручных инструментов, материалов, приспособлений;

— правила разметки и контроля по шаблонам, линейке;

— применение акварели, цветных карандашей, гуаши;

          будут  уметь:

—  самостоятельно составлять композиции на основе композиционного построения,

— анализировать и оценивать пропорциональность формы и размера, расположение  орнаментальных материалов и колорита изделия, качественный уровень выполняемой работы;

— самостоятельно применять знания технологических приемов при работе с различным материалом;

— правильно пользоваться ручными инструментами;

— соблюдать правила безопасности труда  во всех видах технического труда;

— организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок  во время работы;

— бережно относиться к инструментам и материалам;

— экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки;

— самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

— выполнять работу, используя художественные материалы;

 

          у обучающихся будут сформированы и закреплены личностные качества:

— умение работать в коллективе;

— терпение, усидчивость, аккуратность, желание добиваться хорошего результата,

— настойчивость в достижении цели.

 

      В результате третьего года обучения дети будут знать:

— историю возникновения декоративно-прикладного искусства;

— правила техники безопасности и организации рабочего места, безопасности труда при работе ручным инструментом;

— виды декоративно-прикладного творчества, различные материалы и приспособления для изготовления поделок, украшений;

— экономические способы расходов материалов;

— принципы выполнения различных украшений из подручных материалов.

— чувства прекрасного и эстетические чувства;

— навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

— ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

— основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к взрослым и сверстникам;

— разнообразие техник работ с бумагой;

           будут уметь:

— выполнять поделки и сувениры из различных материалов;

— оформлять поделки различными видами отделки;

— соблюдать правила ТБ.;

— подготавливать материалы к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку, фактуре, пользоваться инструментами, шаблонами, соединять детали между собой;

— анализировать конструкцию изделий и  технологию их изготовления;

— определять основные конструктивные особенности изделий;

— подбирать оптимальные  технологические способы изготовления деталей и изделия в целом;

— соблюдать общие требования дизайна изделий;

— планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль

— выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

— выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

— выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

— выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей,  наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

— подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

— сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах;

— добывать необходимую информацию (устную и графическую).

 

получат  дальнейшее  развитие  личностных  качеств:

— уважительное отношение к народному искусству;

— отзывчивость, взаимопомощь,  умение работать в коллективе;

— интерес к творческому познанию.

— терпение, усидчивость, аккуратность, желание добиваться хорошего результата,

— настойчивость в достижении цели.

 

      3.2. Способы и формы проверки результатов

    Основными формами подведения итогов реализации программы являются:

— составление фотоальбомов лучших работ;

— помещение лучших работ на выставку в кабинете;

— выставки работ обучающихся на родительских собраниях и массовых мероприятиях;

— участие  в районных, областных  и итоговых выставках детского творчества;

— участие в районных, областных и Всероссийских конкурсах детского творчества.

К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы,  награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка  «Мастерская фантазий».

В процессе всего учебного года происходит постоянный контроль освоения учащимися  навыков и умений, предусмотренных программой.   Это контролируется путем:  наблюдения, тестирования,  выполнение творческих  и практических заданий, зачетных работ:

текущий контроль знаний : путем устного опроса ( индивидуального и группового);

— текущий контроль умений и навыков: в процессе наблюдения за индивидуальной работой ребенка;

тематический контроль: после изучения тем;

итоговый контроль;

самоконтроль;

Основными критериями оценки работ учащихся являются:

— внешний вид изделия;

— соблюдение технологий;

— аккуратность и эстетический вид;

— самостоятельные творческие замыслы.

Показателем работы  коллектива за год является:

— наличие результатов: грамот, дипломов, сертификатов за участие в конкурсах, выставках, олимпиадах, фестивалях.

 

  1. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

2.1. Учебный  план

 

п/п

Разделы

Первый год

обучения

Второй

год

обучения

Третий

год

обучения

Всего

часов

1 Водное занятие. 2 3 3 8
2 Бумагопластика. 40 36 48 124
3 Работа с различным  материалом. 28 30 27 85
4 Моделирование. 20 42 54 116
5 Художественная обработка древесины   36   36
6 Джутовая филигрань. 32 39 36 107
7 Новогодний дизайн. 16     16
8 Пластилинография   21 24 45
9 Работа с тканью     15 15
10 Экскурсии в музей на выставки. 4 6 6 16
11 Итоговое занятие. 2 3 3 8
                                                                  Итого: 144 216 216 576

 

 

2.2. Содержание тем программы

 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

Раздел 1.

Введение в программу  2 часа.

     Вводное  занятие.

 Основные теоретические сведения

Правила поведения обучающихся на занятиях объединения  «Мастерская фантазий». Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.  Правила техники безопасности.

Организация рабочего места.  Техника безопасности при работе с колющережущими инструментами.  Особенности первого года обучения.  Игра – викторина «Затейники».

 

Раздел 2.

Бумагопластика  40 часов.

 

       Виды бумагопластики и ее характеристика.  Дизайн открыток и коробок.  12  часов.

Основные теоретические сведения

Виды бумаги и картона. Исследование свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, разрезание, складывание и т.п. Природные свойства бумаги.   Возможности бумагопластики. Техника работы с  бумагой: аппликация, коллаж, полу-объемные и объемные композиции.   Вырезание, сгибание, склеивание  бумаги.

Презентация «Что такое подарок». Пословицы про подарки. Разметка, разрезание  ножницами, канцелярским ножом бумаги и картона. Оформление изделия красками, аппликациями, декоративными элементами.  Правила техники безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, клеем.

Практические работы

—  изготовление простейших открыток (первый модуль вслед за педагогом, остальные — по технологическим картам): ко Дню матери, открытки – сюрприза «Букет цветов»,  и коробочки для подарка.

 Формы занятия

рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа, демонстрация видеоматериала, презентации, беседа, творческая мастерская, наблюдение, практическая работа, выставка работ.

  Методическое обеспечение

бумага, картон, клей, ножницы, копировальная бумага, геометрические тела, выкройки шаблонов, канцелярский нож, ножницы, клей, циркуль, образцы изделий, презентации, инструкции по ТБ.,  ноутбук.

Аппликация в технике «Айрис — фолдинг».  8  часов.

Основные теоретические сведения

Беседа «Что такое «Айрис – фолдинг»?   Просмотр видеосюжета  «Айрис –фолдинг».  Материалы, принадлежности и инструменты для выполнения поделок. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом, клеем, ножницами.

Практические работы

— изготовление  аппликаций  «Волшебный шар», «Кленовый лист».

Формы занятия

демонстрация видеоматериала, презентации, беседа, творческая мастерская, наблюдение, практическая работа, выставка работ.

Методическое обеспечение

бумага, картон, копировальная бумага, простой карандаш, канцелярский нож, ножницы, клей, циркуль, инструкции по Т/Б, айрис – шаблоны,  ваза в технике айрис фолдинг, инструкции по ТБ, ноутбук.

Декорирование в технике «пейп–арт».   12 часов.

Основные теоретические сведения

Знакомство с историей возникновения техники пейп-арт.   Просмотр видеоролика  «Пейп – арт».  Методы и приёмы пейп-арта. Особенности скручивания и приклеивания салфетных жгутиков. Материалы для декорирования поверхности изделий в технике пейп-арт.

Материалы, принадлежности и инструменты для декорирования и изготовления изделий. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем, стеклом, акриловыми красками.

Практические работы

— изготовление поделок и панно в технике пейп-арт:  «Бабочка», «Ваза»,  декорирование емкости.

 Формы занятия

демонстрация видеоматериала, рассказ с элементами беседы, наблюдение, практическое занятие, выставка работ, демонстрация видеоматериалов.

Методическое обеспечение

стеклянные бутылки, салфетки, картон,  клей ПВА, ножницы, гуашь, кисти, ветошь, декоративные элементы, инструкции по ТБ.,  видеоролик  «Пейп – арт», ноутбук, технологическая карта «Последовательность декорирования изделия».

Папье-маше.   8  часов

Основные теоретические сведения

Знакомство с данным видом искусства. Просмотр работ в этой технике.  Беседа «История и техники «папье маше».  Особенности технологии изготовления изделий из мокрой бумаги.  Просмотр презентации «Волшебная бумага» и видеоролика «Творчество с мокрой бумагой».  Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления поделки. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Способы лепки.  Маширование. Изготовление изделий в технике «папье-маше».

Практические работы

Лепка из однородной массы, сушка, окраска и декорирование изделия.  Изготовление поделки «Рыбка» и  «Ежик».

Формы занятия   

беседа, практическое занятие, наблюдение, выставка работ.

Методическое обеспечение

салфетки, клей ПВА, ножницы, блюдце, файл, инструкции по ТБ., образец, презентация, ноутбук.

Раздел 3

Новогодний дизайн. 16 часов.

Основные теоретические сведения

  Традиции празднования Нового года. Восточный гороскоп. Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления поделок.  Видео урок  «Новогодние венки»,  Беседы:  «Как возникли елочные украшения», «История возникновения символов»  и  «Сувенир. Виды и назначение сувениров».  Правила вручения и получения подарков». Игрушки на ёлку. Разновидности игрушек.   Знакомство с видом вырезания —  силуэтное вырезание. Историческая справка о данном виде работы. Технология выполнения силуэтного вырезания.   Последовательности выполнения работы.  Правила техники безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, клеем.

Практические работы

    Изготовление объемных форм. Беседа по теме “Скоро Новый Год!”, чем украшали новогоднюю елку в разные времена и у разных народов; знакомство с инструкционными картами для изготовления моделей хлопушка, фусен, кубик.

    Изготовление снежинок. Беседа по теме “Что такое снег и лед”; знакомство с инструкцион-ными картами для складывания формы снежинки, образцы изделий, изготовление фона для коллективной работы, оформление панно.

Моделирование елочных игрушек. Знакомство с технологией промышленного изготовления елочных украшений, знакомство с инструкционными картами для изготовления наборных звезд в технике оригами.

    Аппликация “Дед Мороз и Снегурочка”. Знакомство с фрагментом к\ф “Морозко”. Из чего изготавливались фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Игрушки Дед Мороз и Санта Клаус. Знакомство с инструкционными картами для изготовления и сборки моделей.

Формы занятия

творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность, демонстрация видеоматериалов,  беседа,  наблюдение, разработка и выполнение авторских работ.

Методическое обеспечение

необходимые материалы, принадлежности и инструменты для изготовления поделок  в выполнении авторской работы, инструкции по ТБ., нетбук.

Раздел 4. 

Моделирование 20 часов.

Бумажное моделирование.  14 часов.

Основные теоретические сведения

   Беседа «Что делают из бумаги?». Знакомство с  инструментами и материалами, применяемыми в начальном техническом моделировании, способы работы с ними   и рациональное их использование. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, клеем. Понятие о контуре и силуэте.

Просмотр видеосюжета «Картон. Технология производства».  Плетение  из бумажных и картонных полос.   Кроссворд  «Прочитай спрятанное слово».

Практические работы

— изготовление  грузовика и самолета.

Формы занятия

демонстрация видеоматериала, традиционное, практическое, наблюдение, демонстрация видеоматериалов, выставка работ.

Методическое обеспечение

картон,  ножницы, клей, простой карандаш, цветная бумага, шаблоны деталей парусника, парусник, инструкции по ТБ, ноутбук.

Работа со спичками.   6 часов.

Основные теоретические сведения

Видеосюжет «Как делают спички».  Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления изделия из спичек. Правила техники безопасности при работе с канцелярским ножом, клеем ПВА, спичками.

Практические работы

   — изготовление беседки.

Формы занятия  

беседа, рассказ с элементами беседы, практическая работа, наблюдение,  демонстрация видеоматериала,  выставка работ.

Методическое  обеспечение  

загадки, различные инструменты, графические документы, пенопласт, инструкции по ТБ., картон, ножницы, канцелярский нож, клей, шаблоны, спички,  клей ПВА, ноутбук,  линейка.

 

Раздел 5

Джутовая филигрань 32 часа.

 

Основные теоретические сведения

Беседа «Что такое джут?».  Материалы, инструменты для работы с джутом. Техника безопасности при работе с инструментами.  Основные принципы и  схемы  работы с джутом. Беседа  «Что такое  «салфетница»  и для чего она нужна». Модификация салфетниц. Видеоролик «Красивые салфетницы своими руками».  Последовательность выполнения работы.

Практические работы

— выполнение по образцам узоров из джута,  изготовление салфетницы,  подставки под горячее, подстаканника «Морозное утро», панно «Рыбка» и «Лисичка» и декорирование джутом бутылки «Народные  напевы».

Формы занятия   рассказ с элементами беседы, практическая работа, наблюдение, выставка работ,  демонстрация видеоматериала.

Методическое обеспечение   ноутбук, образцы,  эскизы,  файлы,  клей Титан,  джутовый шпагат, спица, проволока, пластмассовая чашка,  плоскогубцы,  белизна,  ножницы, карандаш, лист бумаги, жидкость для снятия лака, шило, клеящий пистолет, клей ПВА.

 

Раздел 6

Работа с различным материалом.  28 часов.

 

Работа с фольгой.  4 часа.

Основные теоретические сведения

  Видеосюжет «Производство алюминиевой фольги».  Правила техники безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом,  клеем, фольгой.

Практические работы

— изготовление подсвечника «Цветок».

Формы занятия 

демонстрация видеоматериала,  практическая работа, наблюдение, выставка работ.

Методическое обеспечение

фольга, ножницы, канцелярский нож, зубочистки,  бумажные салфетки, клей ПВА, линейка,  инструкции по ТБ., ноутбук.

 Работа с яичной скорлупой.  4 часа.

Основные теоретические сведения

Китайский  карвинг.    Видеоролик «Декор яичной скорлупой». Способы изготовления изделий и виды работ из яичной скорлупы.

Практические работы

— изготовление панно «Мухомор»

Формы занятия

практическое занятие, наблюдение, демонстрация видеоматериалов, практическая работа, наблюдение,  рассказ с элементами беседы, выставка работ.

Методическое обеспечение  яичная скорлупа яиц, клей ПВА, презентации, акриловые краски, кисти, картон, любой рисунок,  досточка  круглой формы, гуашевые краски, бесцветный лак, золотой витражный контур, зубочистка, чёрный маркер, инструкции по ТБ, ноутбук.

Пластилинография.   8 часов.

Основные теоретические сведения

Знакомство с пластилином. Свойства: пластичность, способность сцепляться и сохранять форму, водостойкость, отношение к температурному режиму. Организация рабочего места при работе с пластилином. Приемы скатывания комочков, лепки способом налепа, соединения деталей из пластилина. Основные базовые формы «шар», цилиндр — «колбаска», конус —

«морковка». Устройство, назначение стеки, приемы деления материала на части  стекой.

Практические работы

— изготовление аппликации  «Собачка» и «Цветение лотоса».

Формы занятия  

беседа, практическое занятие, наблюдение, выставка работ.

Методическое обеспечение

пластилин, картон с контурным рисунком, салфетка для рук,  клеёнка,  стека,  инструкции по ТБ, ноутбук.

Работа с цветными нитками.  6 часов.

Основные теоретические сведения

Беседа о разновидностях ниток. Исследование физических свойств ниток (цвет, фактуру),  способов обработки. Способы изготовления изделий и виды работ из ниток.

Практические работы

— изготовление панно «Лебеди» и объемной аппликации «Одуванчик».

Формы занятия  

беседа, практическое занятие, наблюдение, выставка работ.

Методическое обеспечение

ножницы, пряжа, клей ПВА, игла, карандаш, кисть, ленточки, фантики, картон, инструкции по ТБ, ноутбук.

Раздел 7

Экскурсии в музеи  2 часа.

Посещение литературно-мемориального музея А.А.Фадеева,  творческих выставок.

 

Раздел 8

Итоговое занятие.   2 часа.

Основные теоретические сведения

   Праздник «Здравствуй, лето!»

Практические работы

подведение итогов. Награждение грамотами. Анкетирование. Выставка творческих работ  (по выбору).  Правила дорожного движения.

Формы занятия

праздник.

Методическое обеспечение

инструкции по правилам дорожного движения.

 

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

Раздел 1.

Вводное занятие 3 часа.

Введение.

Основные теоретические сведения

Введение в образовательную программу. Ознакомление с работой творческого объединения «Мастерская фантазий», содержание  и порядок работы. Демонстрация изделий. Организация рабочего места.   Инструменты, материалы  и приспособления, применяемые в работе (ножницы, резак, канцелярский нож, кисти для красок, клея и др.) правила пользования ими. Загадки на эту тему. Проведение вводного инструктажа по Т/Б. Правила поведения в кабинете. Техника безопасности  и ПДД.  Игра – путешествие «В городе дорожных наук».

Практические работы

— выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности.

Формы занятия

комбинированное, наблюдение, беседа.

Методическое обеспечение

инструкции по О.Т., Т/Б., выставка изделий и поделок из различного материала.

 

Раздел 2. Выпиливание лобзиком  36 часов.

Основные теоретические сведения

Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий.

Основы материаловедения.  Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.  Материалы, инструменты и приспособления. Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Контурное выпиливание.  Особенности работы.

Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку. Технология сборочных и отделочных работ.  Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. – Назначение и виды орнамента;  симметрия;  орнаментальные розетты и полосы;  сетчатый орнамент.  Работа над конструкцией изделия.

Практические работы

Изготовление салфетницы, рамки для фото, ключницы, вешалки «Птички».

Формы занятия  

беседа, рассказ с элементами беседы, практическая работа, наблюдение,  демонстрация видеоматериала,  выставка работ.

Методическое  обеспечение  

Лобзик, струбцина, подкладная доска, инструкции по ТБ., шаблоны, ноутбук, линейка, шило, карандаш.

Раздел 3.

Бумагопластика  36 часов.

 Виды бумагопластики и ее характеристика  24 часа.

Основные теоретические сведения

Элементарные понятия о производстве бумаги и картона, их сортах, свойствах, применение, технология изготовления объемных форм из бумаги. Презентации «Виды бумагопластики и их характеристика». Разметка, разрезание  ножницами, канцелярским ножом, сгибание, склеивание бумаги и картона. Правила техники безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, клеем.

Практические работы

— изготовление  аппликации  «Парусник»,  панно «Ежик», аппликации  «Сова»;

— изготовление новогодних игрушек: гирлянда, шары.

Формы занятия

рассказ с элементами беседы, творческая мастерская, самостоятельная работа, выставка работ.

Методическое обеспечение

бумага, картон, клей, ножницы, геометрические тела, выкройки шаблонов, образцы изделий, презентации, инструкции по ТБ.,  ноутбук.

Аппликация в технике «Айрис — фолдинг».  6 часов.

Основные теоретические сведения

Изделия в технике айрис – фолдинг. Материалы, принадлежности и инструменты для выполнения поделок. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом, клеем, ножницами. Технология изготовления изделий в технике.

Практические работы

— изготовление  аппликации «Пасхальное яйцо».

Формы занятия

демонстрация видеоматериала, презентации, беседа, творческая мастерская, наблюдение, практическая работа, выставка работ.

Методическое обеспечение

бумага, картон, копировальная бумага, простой карандаш, канцелярский нож, ножницы, клей, циркуль, инструкции по Т/Б, айрис – шаблоны,  ваза в технике айрис фолдинг, инструкции по ТБ, ноутбук.

Декорирование в технике «пейп–арт».   6 часов.

Основные теоретические сведения

Просмотр видеоролика  «Пейп – арт». Технология наклеивания по предварительному рисунку. Материалы, принадлежности и инструменты для декорирования и изготовления изделий. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем, стеклом, акриловыми красками.

Практические работы

— изготовление панно «Красные  маки»

Формы занятия

демонстрация видеоматериала, рассказ с элементами беседы, наблюдение, практическое занятие, выставка работ, демонстрация видеоматериалов.

Методическое обеспечение

стеклянные бутылки, салфетки, клей ПВА, ножницы, гуашь, кисти, ветошь, декоративные элементы, инструкции по ТБ.,  видеоролик  «Пейп – арт», ноутбук, технологическая карта «Последовательность декорирования изделия».

 

Раздел 4. 

Моделирование  42 часа.

Бумажное моделирование.  21 час.

Основные теоретические сведения

   Беседа «Что делают из бумаги?». Знакомство с различными инструментами и материалами, применяемыми в начальном техническом моделировании. Способы работы с ними, способы рационального использования материалов. Первоначальные понятия о техническом рисунке, чертеже, эскизе, масштабе. Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, клеем.

Практические работы

— изготовление из бумаги и картона игрушку «Котенок» и парусника.

Формы занятия

демонстрация видеоматериала, традиционное, практическое, наблюдение, демонстрация видеоматериалов, выставка работ.

Методическое обеспечение

картон,  ножницы, клей, простой карандаш, цветная бумага, шаблоны деталей парусника, парусник, инструкции по ТБ, ноутбук.

Работа со спичками.  9 часов.

Основные теоретические сведения

Видеосюжет «Как делают спички».  Презентация «Здания из спичек». Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления макета. Части макета домика и  последовательность его изготовления.  Правила техники безопасности при работе с канцелярским ножом, клеем ПВА, спичками.

Практические работы

   — чтение графических документов,   колодца из спичек.

Формы занятия  

беседа, рассказ с элементами беседы, практическая работа, наблюдение,  демонстрация видеоматериала,  выставка работ.

Методическое  обеспечение  

загадки, различные инструменты, графические документы, инструкции по ТБ., картон, ножницы, канцелярский нож, клей, шаблоны, спички,  клей ПВА,  ноутбук,  линейка.

Работа с потолочной плиткой.  12 часов.

Основные теоретические сведения

Фотосессия «Поделки из потолочной плитки». Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления поделок.  Видеосюжет «Производство потолочной плитки».  Правила техники безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, клеем, потолочной плиткой.

Практические работы

— изготовление макета планера.

Формы занятия  

творческо — поисковая работа, наблюдение, выставка работ, демонстрация видеоматериалов.

Методическое обеспечение

Пенопластовые плиты, канцелярский нож, линейка, инструкции по ТБ., клей ПВА, ноутбук.

 

Раздел 5.

Джутовая филигрань 39 часов.

Основные теоретические сведения

Презентация «Удивительное путешествие в мир джутовой филиграни».  Материалы, инструменты для работы с джутом. Техника безопасности при работе с инструментами.  Основные принципы и  схемы  работы с джутом. Последовательность выполнения работы.

Практические работы

— выполнение по образцам узоров из джута,   изготовление салфетки,  рамы для фотографии, пиалы, декорирование баночки.

Формы занятия   рассказ с элементами беседы, практическая работа, наблюдение, выставка работ,  демонстрация видеоматериала.

Методическое обеспечение   ноутбук, образцы,  эскизы,  файлы,  клей Титан,  джутовый шпагат, спица, проволока, пластмассовая чашка,  плоскогубцы,  ножницы, карандаш, лист бумаги, жидкость для снятия лака, шило, клеящий пистолет, клей ПВА.

 

Раздел 6

Работа с различным материалом 30 часов. 

Работа с фольгой.  9 часов.

Основные теоретические сведения

  Презентация «Паучок из фольги».  Правила техники безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом,  клеем, фольгой. Последовательность изготовления паучка.

Практические работы

— изготовление паучка.

Формы занятия 

демонстрация видеоматериала,  практическая работа, наблюдение, выставка работ.

Методическое обеспечение

фольга, ножницы, канцелярский нож, зубочистки,  бумажные салфетки, клей ПВА, линейка,  инструкции по ТБ., ноутбук.

Работа с яичной скорлупой. 12 часов.

Основные теоретические сведения

Беседа «Что можно сделать из яичной скорлупы».  Презентация «Картины из яичной скорлупы». Способы изготовления изделий и виды работ из яичной скорлупы.

Практические работы

— изготовление  картины «Маки».

Формы занятия

практическое занятие, наблюдение, демонстрация видеоматериалов, практическая работа, наблюдение,  рассказ с элементами беседы, выставка работ.

Методическое обеспечение

яичная скорлупа,  клей ПВА, презентация,  акриловые краски, кисти, картон, любой рисунок,  досточка  круглой формы, гуашевые краски, бесцветный лак, золотой витражный контур, зубочистка, чёрный маркер, инструкции по ТБ, ноутбук.

Работа с цветными нитками. 9 часов.

Основные теоретические сведения

Беседа о разновидностях ниток. Исследование физических свойств ниток (цвет, фактуру),  способов обработки. Способы изготовления изделий и виды работ из ниток.

Практические работы

— изготовление аппликации «Грациозные  кошечки».

Формы занятия  

беседа, практическое занятие, наблюдение, выставка работ.

Методическое обеспечение

ножницы, пряжа, клей ПВА, игла, карандаш, кисть, ленточки, фантики, картон, инструкции по ТБ, ноутбук.

Раздел 7

Пластилинография 21 час.

Основные теоретические сведения

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение.

Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Создание композиции в полуобъеме из пластилина.

Исследование физических свойств пластилина (цвет, фактуру),  и  способы обработки (разметка, формообразование, сборка, отделка).  Основные технологические операции ручной обработки пластилина.  Подготовка пластилина к работе: разминание  для повышения пластичности.  Инструменты и приспособления для обработки пластилина: стеки, подкладная дощечка.  Просмотр работ в технике пластилинография.

Практические работы

— изготовление аппликации «Цветение лотоса», Чебурашка»,  «Собачка».

Формы занятия  

беседа, практическое занятие, наблюдение, выставка работ.

Методическое обеспечение

пластилин, картон с контурным рисунком, салфетка для рук,  клеёнка,  стека,  инструкции по ТБ, ноутбук.

Раздел 8

Экскурсии в музеи 6 часа.

Посещение литературно-мемориального музея А.А.Фадеева,  творческих выставок.

 

Раздел  9

Итоговое занятие.   3 часа.

Основные теоретические сведения

   Праздник «Здравствуй, лето!»

Практические работы

подведение итогов. Награждение грамотами. Анкетирование. Выставка творческих работ  (по выбору).  Правила дорожного движения.

Формы занятия

праздник.

Методическое обеспечение

инструкции по правилам дорожного движения.

 

ТРЕТИЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

Раздел 1.

Вводное занятие 3 час.

Введение.

Основные теоретические сведения

Введение в образовательную программу. Ознакомление с работой творческого объединения «Мастерская фантазий», содержание  и порядок работы. Организация рабочего места.   Инструменты, материалы  и приспособления, применяемые в работе (ножницы, резак, канцелярский нож, кисти для красок, клея и др.) правила пользования ими. Проведение вводного инструктажа по Т/Б. Правила поведения в кабинете. Викторина «Наше хобби – рукоделье».

Практические работы

— выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности.

Формы занятия

комбинированное, наблюдение, беседа.

Методическое обеспечение

инструкции по О.Т., Т/Б., выставка изделий и поделок из различного материала.

 

Раздел 2.

Бумагопластика  48 часов.

Виды бумагопластики и ее характеристика.  33  часа.

Основные теоретические сведения

Беседа: «Виды бумагопластики». Оформление изделия красками, аппликациями, декоративными элементами.  Правила техники безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, клеем.

Практические работы

— изготовление  поделки «Любимый питомец»,  аппликации «Зайчик»,  декоративной клетки, панно с цветами.

Формы занятия

рассказ с элементами беседы, творческая мастерская, самостоятельная работа, выставка работ.

Методическое обеспечение

бумага, картон, клей, ножницы, геометрические тела, выкройки шаблонов, образцы изделий, презентации, инструкции по ТБ.,  ноутбук.

Аппликация в технике «Айрис — фолдинг».  6  часов.

Основные теоретические сведения

Просмотр видеосюжета  «Айрис –фолдинг».  Материалы, принадлежности и инструменты для выполнения поделок. Техника безопасности при работе с канцелярским ножом, клеем, ножницами.

Практические работы

— изготовление панно «Дельфин».

Формы занятия

демонстрация видеоматериала, презентации, беседа, творческая мастерская, наблюдение, практическая работа, выставка работ.

Методическое обеспечение

бумага, картон, копировальная бумага, простой карандаш, канцелярский нож, ножницы, клей, циркуль, инструкции по Т/Б, айрис – шаблоны,  ваза в технике айрис фолдинг, инструкции по ТБ, ноутбук    

 Декорирование в технике «пейп–арт».   9 часов.

Основные теоретические сведения

Беседа «Техника «пейп – арт».  Техника скручивания бумажных полосок и  наклеивания по предварительному рисунку. Материалы, принадлежности и инструменты для декорирования и изготовления изделий. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем, стеклом, акриловыми красками.

Практические работы

— по технологической карте «Последовательность декорирования изделия» декорирование бутылки.

Формы занятия

демонстрация видеоматериала, рассказ с элементами беседы, наблюдение, практическое занятие, выставка работ, демонстрация видеоматериалов.

Методическое обеспечение

стеклянные бутылки, салфетки, клей ПВА, ножницы, гуашь, кисти, ветошь, декоративные элементы, инструкции по ТБ.,  видеоролик  «Пейп – арт», ноутбук, технологическая карта «Последовательность декорирования изделия»

Раздел 3

Моделирование  54 часа.

Бумажное моделирование.  24 часа.

Основные теоретические сведения

   Беседа «Что делают из бумаги?». Знакомство с различными инструментами и материалами, применяемыми в начальном техническом моделировании. Способы работы с ними, способы рационального использования материалов. Порядок чтения изображения, эскиза, развертки.  Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, клеем. Понятие о контуре и силуэте. Углубление понятий о геометрических фигурах. Сопоставление форм окружающих предметов и  объектов с геометрическими фигурами.  Последовательность изготовления моделей  из плотного картона.

Практические работы

— изготовление дачного домика, грузовика, самолета.

Формы занятия

демонстрация видеоматериала, традиционное, практическое, наблюдение, демонстрация видеоматериалов, выставка работ.

Методическое обеспечение

картон,  ножницы, клей, простой карандаш, цветная бумага, шаблоны деталей дачного домика,  грузовика, самолета, инструкции по ТБ, ноутбук.

Работа со спичками.  9 часов.

Основные теоретические сведения

Видеосюжет «Как делают спички».  Презентация «Здания из спичек». Материалы, принадлежности и инструменты для изготовления макета. Части макета домика и  последовательность его изготовления.  Правила техники безопасности при работе с канцелярским ножом, клеем ПВА, спичками.

Практические работы

   — чтение графических документов,   изготовление домика.

Формы занятия  

беседа, рассказ с элементами беседы, дидактическая игра, практическая работа, наблюдение,  демонстрация видеоматериала,  выставка работ.

Методическое  обеспечение  

загадки, различные инструменты, графические документы, пенопласт, инструкции по ТБ., картон, ножницы, канцелярский нож, клей, шаблоны, спички,  клей ПВА, ноутбук, пенопласт, линейка.

Работа с потолочной плиткой.  21 час.

Основные теоретические сведения

Видео экскурсия «Храмы России».  Беседа «Устройство храма».  Беседа «О чем молчат колокола».  Дидактическая игра «Где звучит колокол».  Правила техники безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, клеем, потолочной плиткой.

Практические работы

— изготовление макета  храма и загородного домика.

Формы занятия  

творческо — поисковая работа, наблюдение, выставка работ, демонстрация видеоматериалов.

Методическое обеспечение

Пенопластовые плиты, канцелярский нож, линейка, инструкции по ТБ., клей ПВА, ноутбук.

 

Раздел 4

Джутовая филигрань 36 часов.

Основные теоретические сведения

Материалы, инструменты для работы с джутом. Техника безопасности при работе с инструментами.  Основные принципы и  схемы  работы с джутом. Видеоролик «Земля смеется цветами».  Художественное слово о цветах. Технология изготовления корзины. Технология изготовления цветов. Пословицы и поговорки о лошадях. Видеоролик «Интересные породы лошадей». Последовательность выполнения работы.

Практические работы

— изготовление шкатулки, корзины с цветами,  панно «Конь-огонь», вазы.

Формы занятия   рассказ с элементами беседы, практическая работа, наблюдение, выставка работ,  демонстрация видеоматериала.

Методическое обеспечение   ноутбук, образцы,  эскизы,  файлы,  клей Титан,  джутовый шпагат, спица, проволока, пластмассовая чашка,  плоскогубцы,  белизна,  ножницы, карандаш, лист бумаги, жидкость для снятия лака, шило, клеящий пистолет, клей ПВА.

 

Раздел 5

Работа с различным материалом 27 часов. 

Работа с фольгой.  6 часов.

Основные теоретические сведения

Презентация   «Виноградная гроздь».  Правила техники безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом,  клеем, фольгой.

Практические работы

— изготовление виноградной грозди.

Формы занятия 

демонстрация видеоматериала,  практическая работа, наблюдение, выставка работ.

Методическое обеспечение

фольга, ножницы, канцелярский нож, зубочистки,  бумажные салфетки, клей ПВА, линейка,  инструкции по ТБ., ноутбук.

Работа с яичной скорлупой. 9 часов.

Основные теоретические сведения

Презентация «Картины из яичной скорлупы». Последовательность изготовления картин из яичной скорлупы и их оформление.

Практические работы

— изготовление панно «Клоун».

Формы занятия

практическое занятие, наблюдение, демонстрация видеоматериалов, практическая работа, наблюдение,  рассказ с элементами беседы, выставка работ.

Методическое обеспечение  яичная скорлупа сырых яиц, клей ПВА, презентации, акриловые краски, кисти, картон, любой рисунок,  досточка  круглой формы, гуашевые краски, бесцветный лак, золотой витражный контур, зубочистка, чёрный маркер, инструкции по ТБ, ноутбук.

Работа с цветными нитками.  12 часов.

Основные теоретические сведения

Беседа о разновидностях ниток. Исследование физических свойств ниток (цвет, фактуру),  способов обработки. Способы изготовления изделий и виды работ из ниток.

Практические работы

— изготовление  картины «Ваза с цветами».

Формы занятия  

беседа, практическое занятие, наблюдение, выставка работ.

Методическое обеспечение

ножницы, пряжа, клей ПВА, игла, карандаш, кисть, ленточки, фантики, картон, инструкции по ТБ, ноутбук.

                                                                            

Раздел 6

Работа с тканью 15 часов.

Основные теоретические сведения

Рассказ о куклах.     Презентация «Куклы-обереги».   Последовательность изготовления куклы – закрутки.

Презентация «Рукотворные куклы». Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты.

Правила техники безопасности при работе с ножницами.

Практические работы

— выполнение куклы Желанницы, которая делается на основе куклы-закрутки,  бесшовной и сувенирной кукол.

Формы занятия  

беседа, практическое занятие, наблюдение, выставка работ.

Методическое обеспечение

лоскуты белой и набивной,  ситцевой или трикотажной ткани, нитки для перевязки, нитки или шпагат для волос, синтепон (набивка), тесьма, ленты,  бусины, синтепон, ножницы для отрезания ниток, образцы народных и современных кукол, инструкции по ТБ, ноутбук.

 

Раздел 7

Пластилинография.  21 час.

Основные теоретические сведения

Пластилин в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. Знакомство с правилами техники  безопасности. Техника нанесения пластилинового фона. Организация рабочего места, рациональное  размещение  материалов и инструментов, соблюдение приемов  безопасного и рационального труда. Намазывать на основу тонкого слоя, нанесение рисунка жгутиками, кружочками, элементами мозаики.

 Картины из пластилина с выпуклым барельефом.

Практические работы

— оформление народной игрушки «Матрешки», выполнение поделки «Осенний натюрморт», изготовление картины «Мой любимчик».

Формы занятия  

беседа, практическое занятие, наблюдение, выставка работ.

Методическое обеспечение

пластилин, картон с контурным рисунком, салфетка для рук,  клеёнка,  стека,  инструкции по ТБ, ноутбук.

Раздел 8

Экскурсии в музеи  6  часов.

Посещение литературно-мемориального музея А.А.Фадеева,  творческих выставок.

 

Раздел 9

Итоговое занятие.   3 часа.

Основные теоретические сведения

   Праздник «Здравствуй, лето!»

Практические работы

подведение итогов. Награждение грамотами. Анкетирование. Выставка творческих работ  (по выбору).  Правила дорожного движения.

Формы занятия

праздник.

Методическое обеспечение

инструкции по правилам дорожного движения.

 

IIIОрганизационно-педагогические условия и формы аттестации

  1. 1. Методическое обеспечение программы:

Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию.

Учебный  процесс строится  на основании педагогических диагностик. С этой целью в начале учебного года проводится проверка уровня подготовленности детей к усвоению программы. На основании полученных данных строится дальнейшая индивидуальная работа с детьми. Детям, у которых навыки развиты слабо, уделяется повышенное внимание, даются рекомендации родителям, вносятся коррективы в программу индивидуального обучения. К концу года, как правило, наблюдаются положительные результаты благодаря созданию ситуации успеха.

Тематика занятий   составлена с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Программа строится с учетом интересов и потребностей  детей с тем, чтобы каждая встреча педагога с детьми была радостной и приятной. Детям предлагаются дифференцированные карточки-задания, инструкционные карты-схемы, выбор видов деятельности на занятиях, высказывание оценочных суждений, коллективный  анализ работ товарищей. Все это позволяет сделать занятия разнообразными, яркими, запоминающимися.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Образные представления у школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры- задания, обогащающие словарный запас детей.      Информационный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается перед каждой новой работой.

Выполнение творческих заданий на темы сказок  способствуют развитию воображения и фантазии у ребят, позволяет выявлять не только индивидуальные  творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирую-щим элементом, необходимым в процессе обучения.

Одним из эффективных средств обучения и воспитания являются организационно-массовые мероприятия с детьми, где они окунаются в атмосферу праздничного детства, сопричастности ко всему происходящему, имеют возможность общаться, развлекаться, обмениваться впечатлениями. Это способствует сплочению детского коллектива.

Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления  собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки детского творчества, демонстрация видеоматериалов. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов.  Важное место на занятиях занимает сказка. Именно она формирует у детей основы нравственных представлений, создает многообразие художественных образов.

Музыкальное сопровождение также повышает интерес детей к созданию творческих работ.      Программно- методическое и информационное обеспечение помогают проводить занятия интересно и грамотно.

Дидактический материал:

включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ  и профессиональных работ,  разработки  отдельных тематических занятий, таблицы, схемы, плакаты,  раздаточный материал, видеозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.

                                        3.2. Условия реализации программы

        Материально-техническое обеспечение:

гладильная доска, утюг, нетбук,  фотоаппарат.

        Материалы  и инструменты для занятий в кружке:

бумага цветная, самоклеющаяся,  бархатная,  ватман, калька копировальная, альбом, картон переплетный, цветной картон;

лоскуты ткани, меха, кожи, фетра, сукна, войлока, поролона, синтепона;

бисер,  стразы, пайетки, тесьма, джутовый шпагат, эластичная лента, атласные ленты,  кружева, нитки швейные, мулине, портновский мел, портновские  булавки, шерстяная пряжа, наперстки;

проволока тонкая мягкая, леска;

клей: ПВА, силикатный, обойный, клей «Престиж» или «Титан»,  клей-карандаш «ErichKrause»;  лак для декупажа;

спичечные коробки и спички,  яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, пенопласт, вата, ватин;

фанера, лобзики, струбцины, наждачная бумага, резаки;

краски, цветные карандаши,  кисти, простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, пластилин;

плоскогубцы, канцелярский нож, шило, ножницы канцелярские с закругленными концами;

фольга, шаблоны выкроек.

Для занятий дети должны иметь альбом для чертежей выкроек игрушек, для зарисовки и разработки новых моделей, тетрадь для записей технологической последовательности изготовления изделия.

В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и учителем. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Список литературы, используемый педагогом

при работе над программой:

  1. Калмыкова Н.В. «Макетирование из бумаги и картона»
  2. С.И.Гудилина «Чудеса своими руками».
  3. Н.М.Конышева «Чудесная мастерская».
  4. М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных  «Рукоделие для детей».
  5. Шпаковский «Для тех, кто любит мастерить»
  6. Горяинова О.В. Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. (Мир вашего ребенка).
  7. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Итлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву.
  8. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву. – М.: Владос,  2002

 

Список литературы, рекомендуемой  детям:

  1. Н.М.Конышева «Чудесная мастерская».
  2. В.В. Выгонов. Изделия из бумаги. – Издательский дом МС., 2006 г.

3.И.И.Кобитино. Работа с бумагой, поделки и игра. – М., Творческий центр «Сфера», 2007 г.

  1. М.И.Нагибина. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль. «Академия развития»,

2004 г.

  1. Горяинова О.В. Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. (Мир вашего ребенка).
  2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Итлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву.
  3. Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву. – М.: Владос,  2002