Калинина Т. В. программа

Муниципальное  бюджетное  учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр» с. Чугуевка  Чугуевского  района Приморского края

 

                                                                                                                      « Утверждаю»

                                                                                                    директор МБУ ДО ДЮЦ                                                                                                                                                                                                                     ____________Олейник А.В

                                                                                                    приказ №______от_________

 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

« Я вижу мир»

Направленность:   художественно — эстетическа

Возраст учащихся: 6 – 16 лет.

Срок реализации: 3 года (432 часа)

 

 

Разработчик:     Калинина Татьяна  Викторовна 

педагог дополнительного образования

 

с. Чугуевка.

2018  г

  1. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  1. Основные характеристики программы

 

     1.1  Дополнительная общеразвивающая   программа  «Я вижу мир»  реализуется в соответствии с художественно-эстетической направленностью образования и рассчитана на  обучение, воспитание и развитие детей средствами изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества.   В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

    1.2.  Актуальность программы

Занятия по изобразительному искусству представляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей. Встречи с искусством дают возможность обучению детей видению прекрасного в жизни; активная творческая деятельность каждого ребёнка рождает радость от осознания красоты. Всё это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Рисование помогает ребёнку познать окружающий мир; приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов; развивает зрительную память и способствует развитию образного мышления. Оно учит чувствовать красоту природы, воспитывает чувство  доброты, сопереживания и сочувствие к окружающим.

1.3.  Отличительные особенности программы.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
—  занятия в свободное время;
—  обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
—  детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
—   допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту)

     1.4.  Педагогическая целесообразность

С точки зрения педагогической целесообразности можно с уверенностью сказать, что занятия в объединении развивают наше подрастающее поколение: детей знакомят с величай-шими творениями  русских и зарубежных художников, дети получают искусствоведческие беседы, выполняют творческие задания и участвуют в мероприятиях. Сотворчество педагога и детей способствует заинтересованности их художественно-творческой деятельностью, проявлению самостоятельности, активности. Общение школьника со сверстниками возникает и развивается только на основе общения со взрослыми, роль которых оказывает положительное социальное влияние в построении взаимоотношений детей друг с другом. В дополнительном образовании  можно объединить в одну группу детей, обладающих разными потенциалом: одарённых, с ограниченными возможностями здоровья, но имеющих одинаковые творческие  интересы.

      1.5.  Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

     1.6.  Задачи программы

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

            обучающие:

—  знакомство с жанрами изобразительного искусства;

—  знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

—  овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.

развивающие:

—  развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;

—  развитие колористического видения;

—  развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

—  улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

—  формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);

—  развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).

         воспитательные:

—  формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;

—  формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;

—  воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;

—  воспитание аккуратности.

1.7.   Возраст учащихся, которым адресована программа и участвующих в реализации данной программы,   первого года обучения – 6 -7 лет, второго года обучения – 8 — 10, третьего года обучения –  11-13 лет.

    1.8.  Форма  занятий:

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

—  вводное занятиепедагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения);

— ознакомительное занятиепедагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания);

— занятие с натурыспециальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру;

— занятие по памятипроводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память;

— тематическое занятиедетям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка;

— занятие-импровизацияна таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей;

— занятие проверочное(на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога;

— конкурсное игровое занятиестроится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей;

— занятие-экскурсияпроводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии;

-комбинированное занятие  – проводится для решения нескольких учебных задач;

— итоговое занятиеподводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

 

  1. Объём программы

      2.1.Объём программы   –  432 часа: 1-й год  обучения – 72 часа,  2-й год – 144  часа и 3-й  года обучения  216 часов.

2.2.Сроки реализации программы.   Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей.

2.3. Режим занятий.  Занятия учебных групп проводятся:

– в первый год обучения — два раза в неделю по 1 часу с 15-минутным перерывом;

– во второй  год обучения —  два раза в неделю по 2 часа с 15-минутным перерывом;

— в третий год обучения  — два раза в неделю по 3 часа с 15-минутным перерывом.

 

3.Планируемые  результаты

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

    К концу первого года обучения дети будут знать:

—  основные и дополнительные цвета;

—  цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

—  понятие симметрии;

—  контрасты форм;

—  свойства красок и графических материалов;

—  азы воздушной перспективы (дальше, ближе);

—  основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);

     уметь:

—  смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

—  правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

—  грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

—  работать самостоятельно и в коллективе;

   у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

—  умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

—  трудолюбие;

—  самостоятельность;

—  уверенность в своих силах.

   К концу второго года обучения дети будут знать:

—  контрасты цвета;

—  гармонию цвета;

—  азы композиции (статика, движение);

—  пропорции плоскостных и объёмных предметов;

     уметь:

—  выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

—  соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

—  работать с натуры;

—  работать в определённой гамме;

—  доводить работу от эскиза до композиции;

—  использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

—  работать с бумагой в технике объёмной пластики;

    у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

—  умение работать в группе;

—  умение уступать;

—  ответственность;

—  самокритичность;

—  самоконтроль.

  К концу третьего года обучения дети будут знать:

—  основы линейной перспективы;

—  основные законы композиции;

—  пропорции фигуры и головы человека;

—  различные виды графики;

—  основы цветоведения;

—  свойства различных художественных материалов;

—  основные жанры изобразительного искусства;

     уметь:

—  работать в различных жанрах;

—  выделять главное в композиции;

—  передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;

—  сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;

—  строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);

—  критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;

    у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

—  умение воспринимать конструктивную критику;

—  способность к адекватной самооценке;

—  умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

—  трудолюбие, упорство в достижении цели;

—  эмпатия, взаимопомощь.

 

       3.2. Способы и формы проверки результатов

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

—  текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

—  промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

—  итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

—  через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

—  через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

 

  1. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебно-тематический план

 

п/п

Разделы

Первый год

обучения

Второй год

обучения

Третий год

обучения

Всего

часов

1 Введение. 1 2 3 6
2 Живопись. 10 32 42
3 Рисунок. 14 14
4 Декоративно – прикладное  рисование. 24 18 42
5 Бумагопластика. 8 24 32
6 Выразительные средства графических материалов.

 

12

 

 

 

12

7 Азбука рисования. 30 30
8 Пейзаж. Образ природы. 22 33 55
9 Азы композиции. 28 28
10 Графика. 48 48
11 Натюрморт и его изобразительные возможности.

 

18

 

18

12 Фигура и портрет человека. 36 36
13 Азы перспективы. 24 24
14 Дизайн. 24 24
15 Экскурсии в музей на выставки. 2 4 9 15
16 Итоговое занятие. 1 2 3 6
 Итого: 72 144 216 432

 

 

2.2. Содержание тем  программы

 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

Раздел 1.

Введение  1 час.

      Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.  Правила техники безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

 

Раздел 2.

Живопись  10 часов.

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.

    Тема 2.1.- 2.2.  Свойства красок.   2 часа.

     Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.

     Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

    Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Осенний лист»,  «Гармония цвета».

    Тема 2.3. – 2.4. Королева Кисточка и волшебные превращения красок. 2 часа.

Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

    Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Танец дружных красок».

   Тема 2.5.-2.6.  Праздник тёплых и холодных цветов. 2 часа

Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

    Практическое занятие.  Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Три свечи», «Морское дно», «Метель в лесу».

    Тема 2.7.-2.8.  Серо-чёрный мир красок. 2 часа.

Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматичес-ких цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

    Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сумерки», «Кошка у окошка», «Туман».

Тема 2.9.-2.10.  Красочное настроение. 2 часа.

Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

   Практическое занятие. Выполнение заданий: «Букет осени», «Клён, берёза и компания», «Дремучий лес».

Раздел 3.

Рисунок  14 часов.

Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

    Тема 3.1.-3.3.  Волшебная линия. 3 часа.

Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

  Практическое занятие. Выполнение заданий: «Параллельный рисунок»,  «Линейная фантазия», «Лабиринты».

    Тема 3.4. – 3.5. Точка.  2 часа.

Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Изображение из точек. Котёнок», «Точечный орнамент».

   Тема 3.6. – 3.7.  Пятно. 2 часа.

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

    Практическое занятие. Выполнение заданий: «Ветка сакуры», «Цветочная композиция».

    Тема 3.8.-3.10.  Форма.  3 часа.

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

    Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй птиц на ветках», «Яблоки».

    Тема 3.11. -3. 14. Контраст форм. 4 часа.

Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.

    Практическое занятие. Выполнение заданий: «Чудеса на подоконнике», «Дары осени», «Полянка одуванчиков»,  «Лист папоротника».

Раздел 4.

Декоративное рисование   24 часа.

Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.

   Тема 4.1. – 4.4. Симметрия. 4 часа.

Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных  форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:

— одновременное рисование двумя руками сразу;

— использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.

    Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Цепь из овалов и кругов», «Чудо-бабочка», «Шестиугольная снежинка».

Тема 4.5. -4.9. Стилизация. 4 часа.

Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 6-10 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).

   Практическое занятие. Выполнение заданий: «Подсолнухи», «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони».

    Тема 4.10.- 4.13.  Декоративные узоры.  4 часа.

Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

   Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Венок красавицы», «Пёстрая черепашка», «Узор мороза на стекле».

Тема 4.14. – 4.17. Орнамент. 4 часа.

Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).

    Практическое занятие. Выполнение заданий: «Креативная рамочка», «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Окошко сказочной избушки».

    Тема 4.18. -4.24. Сказочная композиция. 8 часов

Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.

   Практическое занятие. Выполнение заданий: «Символ года», «Царевна-лебедь», «Лукоморье», «Стрекоза и муравей», «Дюймовочка»,  «Теремок на камушке», «Кошкин дом», «Добрая сказка».

 

Раздел 5.

Конструирование из бумаги 8 часов.

Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания,  склеивания бумаги.

   Тема 5.1.-5.3.  Работа с рваной бумагой. 3 часа.

Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.

   Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок – золотой гребешок и ребятки-цыплятки», «Вазочка с вербами».

Тема 5.4.-5.6.  Работа с мятой бумагой.  2 часа.

Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики.

    Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим сугробы», «Волшебные деревья», «Пасхальное яйцо».

   Тема 5.6.-5.8.  Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги). 3 часа.

Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).

   Практическое занятие. Выполнение задания: «Берёзка».

 

Раздел 6.

Выразительные средства графических материалов 12 часов.

Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.

Тема 6.1.- 6.3.  Цветные карандаши. 3 часа.

Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

    Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Весна», «Разноцветные ёжики».

   Тема 6.4.- 6.6.  Гелевые ручки, тушь. 3 часа

Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.

  Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина».

   Тема 6.7. – 6.8. Восковые мелки, фломастеры. 2 часа.

Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).

   Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».

   Тема 6.9.- 6.12.  Пастель, уголь.  4 часа.

Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).

   Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Домашний любимец», «Игрушка под подушкой».

 

Раздел 7.

Экскурсии в музеи и на выставки 2 часа.

Посещение литературно-мемориального музея А.А.Фадеева, творческих выставок.

 

Итоговое занятие

     Праздник  «Здравствуй, лето!»

Подведение итогов учебного года. Награждение грамотами. Анкетирование. Выставка творческих работ  (по выбору).  Правила дорожного движения.

 

 

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

Раздел 1.

Введение в программу 2 часа.

Тема 1.1.- 1.2.  Правила техники безопасности в изостудии.

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.

Особенности второго года обучения.  Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

 

Раздел 2. Живопись 32 часа.

 

    Тема 2.1. -2.10. Гармония цвета.  10 часов.

Основы цветоведения.  Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».

    Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Краски осени. Букет», «Осенний лист на воде», «Палитра на осенних листьях», «Листья клёна — отпечаток».

    Тема 2.11.- 2. 24. Контраст цвета. 14 часов.

Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.

    Практическое занятие Примерные задания: «Букет-натюрморт», «Клён, берёза и компания», «Георгины», «Кот на дереве», «Контрастный рельеф».

    Тема 2.25.- 2.32.  Цветные кляксы.  8 часов.

Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.

   Практическое занятие. Примерные задания: «Котик», «Бабочка из кляксы», «Осенний пейзаж. Выдувание», «Цветущая яблоня».

 

Раздел 3.

Азбука рисования 30 часов.

   Тема 3.1. – 3.10. Пропорции. 10 часов.

Пропорции – соотношение частей по величине. Изображение предметов и объектов различной величины и дальности.

Практическое занятие. Примерные задания: «Яблоки на блюде», «Птицы на ветках»,  «Чудеса на подоконнике», «Городской пейзаж», «Чайный сервиз».

   Тема 3.11.-3.20.  Плоскостное и объёмное изображение. 10 часов.

Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).

   Практическое занятие. Примерные задания: «Мячик и шарик», «Башня на горке»,   «Шестиугольная снежинка», «Кувшинчик и чашка», «Подсолнухи».

   Тема 3.21.-3.30.  Рисование с натуры и по памяти. 10 часов.

Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование  по памяти.

   Практическое занятие. Примерные задания: «Мультяшки на деревяшке», «Дары осени», «День рождения», «Паук и паутина», «Композиция из зонтиков».

 

Раздел 4. Образ природы 22 часа.

Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.

   Тема 4.1.-4.8.  Образ дерева.   8 часов. 

Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).

   Практическое занятие. Примерные задания: «Заснеженное дерево», «Золотая берёзовая роща», «Ель и баобаб», «Тисовая аллея».

   Тема 4.9.-4.14.  Живописная связь неба и земли. 6 часов.

Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.

   Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный денёк».

   Тема 4.15. – 4.22.  Времена года. 8 часов.

Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года.

   Практическое занятие. Примерные задания: «Берёзовая роща», «Чудеса под ёлочкой», «Весенний ручей», «Узор мороза на стекле».

 

Раздел 5.

Бумажная пластика 24 часа.

Знакомство с вариантами объёмных и рельефных композиций из бумаги. Превращение плоского листа бумаги в объёмное изделие.

   Тема 5.1. – 5.8. Полуплоскостные изделия. 8 часов.

Полуплоскостные изделия как разновидность объёмной аппликации. Получение полуобъёмных композиций из ажурно вырезанных листьев бумаги, закреплённых со сдвигом на фоне.

   Практическое занятие. Примерные задания: «Метелица», «Волшебные деревья», «Айрис фолдинг. Ваза», «Лесное кружево».

   Тема 5.9. – 5.14. Объёмные композиции. 6 часов.

Создание из мятой бумаги объёмных элементов и формирование из них разных форм.

   Практическое занятие. Примерные задания: «Пасхальное яйцо», «Весёлый снеговик», «Луковки».

   Тема 5.15. -5.24. Сувенирные открытки. 10 часов.

Разные технические приёмы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание)

   Практическое занятие. Примерные задания: «Рамочка с орнаментом», «Праздничная открытка», «Венок из сердечек», «Декоративный барельеф», «Окошко сказочной избушки».

 

Раздел 6.

Азы композиции 28 часов.

Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа).

   Тема 6.1. – 6.6. Линия горизонта. 6 часов.

Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей.

   Практическое занятие. Примерные задания: «Лукоморье», «Снежные сопки», «Морской прибой».

   Тема 6.7.-6.22.  Композиционный центр. 16 часов.

Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.

   Практическое занятие. Примерные задания: «Ломтик торта», «Кошкин дом», «Символ года», «Греческая ваза», «Царевна Лебедь», «Ваза с вербами», «Скамейка в парке», «Кошка у окошка».

   Тема 6.23.-6.28.  Ритм и движение. 6 часов.

Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи движения в композиции.

   Практическое занятие. Примерные задания: игровые упражнения на тему «Ветер в цветах», «Полёт журавля», «Бегущий олень», «Догонялки».

 

Раздел 7.

Экскурсии в музеи и на выставки 4 часа.

Экскурсии в музей А.А. Фадеева, художественные выставки приморских художников, выставки декоративно-прикладного творчества,  краевые фотовыставки репродукций.

 

Раздел 8.

Итоговое занятие 2 часа.

Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования. Просмотр творческих работ обучающихся и их обсуждение.

 

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

 

Раздел 1.

  Тема 1.1. Введение в программу 3 часа.

Правила техники безопасности в изостудии.  Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.  Особенности третьего года обучения.  Обсуждение плана работы текущего года. Просмотр летних работ.

 

Раздел 2.

Графика 48 часов.

Знакомство с разными видами графики и её характерными особенностями (штрих, линия, контраст чёрного и белого).

   Тема 2.1.-2.6.  Граттаж. 6 часов.

Граттаж – графическая работа на восковой подкладке. Создание линий разного направления, плавности, длины и характера с помощью процарапывания.

   Практическое занятие. Примерные задания: «Волшебная гитара», «Порт».

   Тема 2.7.-2.12.  Монотипия. 6 часов.

Простота исполнения и увлекательность монотипии. Создание фантазийных рисунков посредством разнообразных спецэффектов в оттиске.

   Практическое занятие. Примерные задания: «Осенний лист на воде»,  «Уснувшее озеро».

   Тема 2.13. -2.24. Гравюра на картоне. 12 часов.

Умение расчленять рисунок на части. Наклеивание некоторых деталей одну на другую для создания разнообразных оттенков и фактур. Получение различных оттисков при многократном использовании клише.

   Практическое занятие. Примерные задания: «Букет на полочке», «Шкафчик с посудой», «Букет листьев», «Пляжный зонтик».

   Тема 2.25. -2.39. Линогравюра. 15 часов.

Линогравюра как наиболее сложный вид графики. Широкое применение в студии (выполнение пригласительных билетов, праздничных открыток, афиши). Чрезвычайно большие возможности линогравюры в передаче тональности, то есть различной степени светлоты предмета. Разнообразие линий в линогравюре (параллельные, пересекающиеся, округлые, пунктирные).

   Практическое занятие. Примерные задания: «Котёнок», «Автомобиль», «Лист клёна», «Гроздь винограда», «Шестиугольная снежинка».

Тема 2.40.-2.48.  Гризайль. 9 часов.

Гризайль – одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки. Знакомство с различными приёмами работы в этой технике для получения тоновых отношений.

   Практическое занятие. Примерные задания: «Метель в лесу», «Утёс и скалы», «Закат».

 

Раздел 3.

Натюрморт и его изобразительные возможности 18 часов.

Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в изобразительном искусстве.

   Тема 3.1.-3.9.  Натюрморт в холодной гамме. 9 часов.

Использование предметов холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых).

   Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Стеклянная ваза на синем», «Бусы из бирюзы», «Синий зонтик».

Тема 3.10.-3.18.  Натюрморт в тёплой гамме. 9 часов.

Создание живописного натюрморта в тёплой гамме для передачи красочного богатства осенней палитры.

   Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Дары осени», «Яблоки», «Букет подсолнухов».

Раздел 4.

Фигура и портрет человека 36 часов.

Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека. Изображение человека в искусстве древнего мира.

Тема 4.1. -4.6. Набросок с натуры. 6 часов.

Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром рисунке характерность образа.

   Практическое занятие. Примерные задания: «Наброски, выполненные карандашом с натуры – портрет товарища», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью».

Тема 4.7.-4.12.  Силуэт. 6 часов.

Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека.

   Практическое занятие. Примерное задание «Добрый и злой сказочный герой», «Царственный профиль».

   Тема 4.13. -4.24. Живописный портрет. 12 часов.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа.

   Практическое занятие. Примерные задания: «Автопортрет», «Мамочка любимая», «Принцесса Весна», «Лесная фея».

   Тема 4.25.-4.36.  Фигура человека в движении. 12 часов.

Образная выразительность фигуры человека, изображенной в движении. Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность.

   Практическое занятие. Примерные задания: «Хоровод в лесу», Фигурное катание», «Спортивные соревнования», «Танец».

 

Раздел 5.

Образ природы 33 часа.

Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях. Умение передавать контрастные состояния природы.

   Тема 5.1.-5.9.  Работа на пленэре. 9 часов.

Выбор мотива. Составление эскизов с натуры (пастель, уголь, карандаш)

   Практическое занятие. Примерные задания: зарисовки с натуры деревьев, цветов: «Сельская улочка», «Живая клумба», «Сосенки на берегу».

Тема 5.10.- 5.21.  Работа по впечатлению. 12 часов.

Передача различными художественными материалами разного состояния природы (дождь, снег, ледоход, солнечный день, туман).

   Практическое занятие. Примерные задания: «Птицы на ветках», «Оттепель», «Туманное утро», «Грустный дождик».

   Тема 5.22.-5.33.  Тематический пейзаж. 12 часов.

Выражение эмоционального отношения к природе в разные времена года. Связь человека и природы.

   Практическое занятие. Примерные задания: «Корзинка с грибами», «Плетень у дороги», «Домик на дереве», «Мельница у реки».

 

Раздел 6.

Декоративно-прикладное рисование 18 часов.

Знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм.

   Тема 6.1.-6.9.  Особенности русских народных промыслов.  9 часов.

Любимые персонажи народного творчества (Конь-огонь, Птица счастья, Древо жизни).

   Практическое занятие. Примерные задания: «Древо жизни», «Синяя птица», «Венок красавицы».

   Тема 6.10.-6.18.  Декоративная композиция (витраж).  9часов.

Знакомство с техникой витража и её основными правилами (стилизация изображения, условный цвет, выразительные линии контура).

   Практическое занятие. Примерные задания: Роспись стеклянных бутылочек и тарелочек, «Ажурная рамочка», «Яркое настроение», «Ветка смородины».

 

Раздел 7.

Азы перспективы  24 час.

Знакомство с основными правилами перспективного изображения.

   Тема 7.1.-7.12.  Линейная перспектива. 12 часов.

Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта.

   Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Лесная тропинка», «Весенняя Уссурка», «Дорога к солнцу», «Долина цветного ветра».

   Тема 7.13.-7.24.  Воздушная цветоперспектива.  12 часов.

Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета).

   Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Цветение багульника», «Зимний дуб», «Добрая сказка леса», «Парковые карусели».

 

Раздел 8.

Дизайн 24 часа.

Изготовление по своим эскизам различных объёмных композиций, используя цветную бумагу, картон, газету.

Тема 8.1.-8.12.  Карнавальные маски.  12 часов.

Знакомство с техникой «папье-маше». Создание объёмных и полуобъёмных масок, украшений.

   Практическое занятие. Примерное задание: «Сказочная маска. Папье-маше», «Полумаска», «Ожерелье», «Малахитовый браслет».

Тема 8.10.-8.24.  Фантазийные шляпы.  12 часов.

Использование различных приёмов работы с плотной бумагой (надрезание, сгибание, склеивание) при конструировании шляп.

   Практическое занятие. Примерные задания: «Шляпа-сад», «Шляпа-аквариум», «Шляпа-вселенная», «Шляпа-осень».

Раздел 9.

Экскурсии в музеи 9 часов.

Экскурсии в музей А.А. Фадеева, художественные выставки приморских художников, выставки декоративно-прикладного творчества,  краевые фотовыставки репродукций.

 

Раздел 10.

Итоговое занятие 3 часа.

Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение результатов работы. Проведение итоговой аттестации согласно Положению об аттестации обучающихся в МБУ ДО ДЮЦ.

 

III .ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ.

 

3.1. Методическое обеспечение программы.

Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей младшего школьного и среднего возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы (например, «Сказка про гусениц-сестренок», фантазийная игра «Цветные сны», «Звери в стране красок», «Танцующие кисточки» и др.).

Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в объединение с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образователь-ный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал  в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы. Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.

Педагогом разработаны технологические схемы выполнения коллективных работ. На 1-м году обучения – это коллаж «Мир насекомых» и «Лоскутный коврик»; на 2-м году – панно «Уссурка», коллаж «Подводный мир»; на 3-м году – художественные композиции «День рождения района», «9 мая – день победы», «День амурского тигра».

Дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставлен-ную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес, желание работать.

Для активизации детей используются разработанные педагогом задания-игры на развитие фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».

При этом задания-игры дифференцированы по возрастам. Малышам 6-8 лет предлагаются такие задания, как: «Дорисуй», «Отгадай», «Одень» и другие. Обучающиеся 9-11 лет любят игры-импровизации, где каждый может стать «великим художником» (Ван Гогом, Рафаэлем, Левитаном, Айвазовским и т.д.). Вовремя показанная нужная картинка, репродукция, иллюстрация может наиболее доходчиво и наглядно подсказать основные задачи учебного задания.

Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образова-тельной деятельности и форм проведения занятий. В частности, педагогом предложена методика структурирования занятий по ИЗО.

Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда объединения.  При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практичес-кой деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения  с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастихин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.

Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.  Например, для концентрации внимания ребёнка на чем-то важном можно надеть на руку куклу (дети, обучающиеся по данной программе, знают ее под именем  Нарисуй-ка); кукла помогает усвоить сложные задания, может пожурить и похвалить, а главное – ответить на любой вопрос ребёнка.

Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий нередко превращаются в сказочных героев, использованные палитры – в цветные сны, а раздутая клякса создает неповторимые образы чудо-зверей, птиц, фантастических животных.

На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Педагогом собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.

Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.

   Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.

Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.  Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.

Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа.

Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр». Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях.

Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.

В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.

 

3.2.Условия реализации программы

Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.  Хорошо, если стены помещения, в

котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.

Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.

Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок.

Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор,  видеоплеер и др.).

 

3.3.список литературы

Литература для обучающихся

Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.

Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.

Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.

Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.

Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.

 

Литература для родителей

Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.

Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.

Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.

 

Литература для педагога

Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.

Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. –  М.: Педагогическое общество России, 2002.

Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.

Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.

Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.

Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.

Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.

Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.

Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.