Киселева Е. В. «Мир танца»

 

 

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я      З А П И С К А

 

     Школьное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств творческой личности. В возрасте 7-8 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Творчество – это не удел избранных, а норма для каждого ребенка.

Хореография, являясь одним из синтетических видов творчества, включает в себя основы различных видов искусств: музыкального и театрального, декоративно- прикладного и художественного творчества, народного танца и пластики. Занятия танцами способствуют не только развитию внешних данных ребенка, но и формированию его внутреннего мира. Искусство танца- искусство коллективное.

Программа «Мир танца»- программа, способствует развитию и коррекции физических качеств детей, раскрытию их творческих способностей средствами хореографического искусства, акцентирует внимание на определенные стороны развития детей: общий духовно- нравственный рост, овладение мастерством, эстетическое развитие и т.д.

В общепринятой практике в танцевальный коллектив набираются физически здоровые дети, которые имеют: развитой музыкальный слух, чувство ритма, физические и внешние данные. Практика последних лет показала, что среди детей, пришедших в танцевальный коллектив, распространены такие болезни, как сколиоз, косолапие, нарушение координации движений, нервной системы.

Главная отличительная особенность программы «Мир танца» — многофункциональность. : Это и средство общего развития ребенка, его индивидуально- психологических способностей, двигательных умений и навыков; первичных навыков учебной деятельности, форма взаимодействия, сотрудничества ребенка и педагога, опосредованная постижением мира танцевального искусства. Включение  в содержание программы занятий разной направленности (физических упражнений, музыки, гимнастики, ритмики, игры, импровизации и т.д.) позволяет создать условия для разностороннего развития личности юного танцора, его чувственно- эмоциональной сферы, творческих способностей.

Актуальность.

Непрерывно растущие достижения научно- технического прогресса (компьютеры, телевидение, радио, мобильные телефоны, игровые приставки, портативные устройства и т.д.) способствуют тому, что современные дети становятся пассивнее в движении, в общении. Обучение по данной программе позволяет средствами коллективной творческой деятельности способствовать общекультурному развитию детей, удовлетворению естественной потребности в общении и движении, всестороннему раскрытию и реализации природного творческого потенциала личности, социально значимого проявления индивидуальности каждого в условиях коллектива.

Новизна.

Данная образовательная программа представляет собой систему поэтапного обучения основам хореографического искусства, способствуя обеспечению непрерывности образования по хореографии. Новизна программы заключена в том, что эта система непрерывного образования по хореографии разработана на основе новейших разработок в области хореографического искусства. Система непрерывного образования включает в себя обучение детей подготовительных и основных репертуарных групп коллектива.

Новизна программы также выражается и в активном использовании новейших видеоматериалов: электронного периодического издания «Танцкейс», записей передач телеканала «Культура» и концертов коллектива для анализа накопленного опыта предшественников, а также обсуждения и анализа деятельности самих обучающихся.

 

Педагогическая целесообразность.

Занимаясь по данной образовательной программе, обучающиеся имеют возможность осваивать сюжетно- тематические произведения с привлечением высокохудожественной музыки- классической, современной, народной. В процессе постановочной работы, репетиций обучающихся приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, В ходе постановочной работы, на репетициях обучающиеся осваивают музыкально- танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением. Все это способствует воспитанию личности ребенка, гуманного отношения к людям, формированию в нем глубокого эстетического чувства.

Основными разделами данной программы являются следующие хореографические дисциплины:

Классический танец это основная система выразительных средств балетного искусства. Предмет «классический танец»является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин, источником высокой исполнительской культуры. В процессе обучения развиваются физические данные обучающихся, формируются необходимые технические навыки, накапливается определенный запас лексики. Занятия классическим танцем оказывают также воспитательное воздействие: у обучающихся вырабатываются такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, творческая дисциплина, аккуратность.

Народный танец – родоначальник всех видов хореографического искусства и профессиональной хореографии. Народно- сценический танец знакомит с сокровищницей народного танцевального искусства, учит пользоваться ею и прививает любовь к этому виду танца, а также предлагает большую работу над характером танца. Система тренажа народно-сценического танца построена на методике преподавания И.Моисеева.

 

Цель программы:

Обучение основам хореографического искусства, развитие координации движений и ориентации в пространстве, формирование правильной осанки; постановка корпуса, рук, ног, головы, тренировка выносливости; раскрытие творческих способностей и артистизма, достижение наивысшей степени выразительности.

Задачи программы:

_О б у ч а ю щ и е:

Обучить:

  • Основам хореографического искусства;
  • Специальной терминологии и правильным методам ее использования;
  • Выразительности в передаче национального колорита при помощи танцевальных движений и пластики, раскрытия образа, настроения и психологического состояния (драматургии произведения);
  • Владению собственным телом, используя заложенные в нем способности;
  • Движению под музыку, передавая ее особенности: ритм, темп, смысл, характер;
  • Исполнению как массовых, так и сольных танцев/ эпизодов;
  • Необходимым знаниям актерского мастерства.

Р а з в и в а ю щ и е:

Развить:

  • Координацию путем слияния движений в комбинации;
  • Чувство ритма, пространственную координацию, эмоциональность, образное мышление, память;
  • Физическую выносливость и активность;
  • Навыки исполнения элементов классического, народного, историко- бытового и современного танцев;
  • Творческую инициативу каждого обучающегося;
  • Творческий потенциал и авторское мастерство, раскрепощенность;
  • Осмысленность и выразительность исполнительской стороны

В о с п и т а т е л ь н ы е:

Воспитать:

  • Стремление к здоровому образу жизни;
  • Чувство коллективизма, взаимопомощи, единства;
  • Эстетический вкус;
  • Любовь к искусству и гармоничное восприятие мира;
  • Трудолюбие, дисциплину, внутреннюю организованность и чувство ответственности;
  • Стремление продолжать и преумножать успехи коллектива;
  • Чувство национальной гордости и патриотизма.

Программа рассчитана на 4 года; комплексная, так как направлена не только на постижение искусства танца, овладение его выразительными средствами, но и на воспитание ребенка, его художественного вкуса, индивидуальности, коррекцию недостатков психофизического развития.

Возраст обучающихся – 5-18 лет (группы формируются по возрастам)

Формы и режим занятий

Данная программа предназначена для занятий детей дошкольного и школьного возраста, принятых в танцевальный коллектив без специального отбора по собеседованию, предусматривает4 этапа обучения.

Возраст детей: 1-ая группа первого года обучения  дети в возрасте 5-6 лет, 2-ая группа второго года обучения дети в возрасте 7-9 лет, 3 –я группа третьего года обучения дети в возрасте 10-13, 4-ая группа четвертого года обучения дети 14 лет и старше.

Форма занятий танцевального кружка – теоретическая и практическая: это работа в классе у станка, на середине и на сцене.

Продолжительность занятий на первом году обучения 2 раза в неделю по 1 часу, за год 72 часа;

2-го  года обучения 2 раза по 2 часа в неделю, за год 144 часа.

3-го года обучения 2 раза по 2 часа в неделю, за год 144 часа.

4-го  года обучения 2 раза по 2 часа в неделю, за год 144 часа.

В группах занимаются по 10-12 человек. Занятия проводятся в зале, оборудованном хореографическими станками и зеркалами. Дети приходят на занятия в специальной репетиционной форме.

Занятия в кружке в основном групповые, в отдельных случаях, когда ребенок плохо усваивает обучение или не посещал кружок по уважительным причинам, занятия проходят индивидуально. Проходят занятия индивидуально и с солистами

 

Ожидаемые результаты и способы определения результативности:

 

По окончании первого года обучения каждый обучающийся будет:

Знать:

  • Критерии хорошего исполнения танца и упражнений;
  • Какие характеры музыки существуют;

Уметь:

  • Распознать характер музыки;
  • Владеть техникой исполнения элементов русского танца в объеме программы первого года обучения;
  • Исполнить движение на мелодию с затактом;
  • Развивать силу и выносливость путем повторения пройденных движений в увеличенном количестве и в более быстром темпе;
  • Владеть техникой исполнения элементов игрового и сюжетного танцев.

Приобретут начальные практические навыки:

  • Исполнения элементов русского танца;
  • Исполнения элементов игрового и сюжетного танцев.

 

По окончании второго года обучения каждый обучающийся будет:

Знать:

  • Большие и малые позы классического танца;
  • Анатомию человека (элементарные знания);
  • Правила вежливого танцевально- парного обращения.

Уметь:

  • Владеть техникой исполнения прыжка ;
  • Импровизировать на темы классической, народной и современной музыки;
  • Владеть техникой вращения;
  • Владеть простейшими элементами молдавского, русского танцев в объеме программы второго года обучения;

 

У них разовьется:

  • Координация движений рук, ног и головы в элементах русского, молдавского танцев;
  • Чувство свободы в импровизационных танцевальных элементах.

 

По окончании третьего года обучения каждый обучающийся будет:

Знать:

  • Правила исполнения более сложных движений классического, народного и историко- бытового танца;
  • Группы мышц, задействованных при исполнении различных упражнений учебного экзерсиса;
  • Фольклорные традиции, связанные с народными танцами и костютами;

Уметь:

  • Связать характер танца с образом жизни народа и окружающей средой;
  • Грамотно исполнять элементы молдавского танца в объеме программы третьего года обучения;
  • Импровизировать на темы классической, народной и современной музыки;

У них разовьется:

  • Общий кругозор;
  • Театрально- сценическое мастерство;
  • Техника исполнения упражнений и сложных элементов.

 

По окончании четвертого года обучения каждый обучающийся будет:

Знать:

  • Образность сюжетных танцев;
  • Особенности и манеру исполнения национальных танцев;

Уметь:

  • Грамотно исполнять сложные движения;
  • Владеть техникой исполнения элементов народных танцев;
  • В классическом танце исполнить грамотно и музыкально все основные движения экзерсиса у станка и на середине;
  • Выражать в пластике общее содержание музыки , ее образные ассоциации.

У них разовьется:

  • Сила и выносливость на более сложных трюковых комбинациях;
  • Образность мышления, на базе полученных культурно- национальных основ;
  • Виртуозность исполнения сложных элементов.

 

 

 

 

Механизм определения результативности

 

Параметры диагностики

Фамилия, имя

обучающегося

Координация движений

 

Эмоциональное

восприятие

Техника исполнения танцевальных элементов Теоретические знания
1 2 3 4

 

  1. Координация движений.

Высокий уровень оценки – обучающийся хорошо знает и применяет все виды техник в классическом, народном, историко- бытовом и современном танцах и справляется со сложными комбинированно- координационными упражнениями.

Средний уровень оценки – у обучающегося не всегда присутствует точность движений в сложных комбинациях и слиянии различных видов техник.

Низкий уровень оценки – обучающийся не может согласовывать движения различных частей тела в усложненных комбинированных упражнениях и справляется не со всеми видами классического, народного, историко- бытового и современного танца.

  1. Эмоциональное восприятие.

Высокий уровень оценки – обучающийся отзывчив, музыкален, ярко выражены театрально- сценические способности.

Средний уровень оценки – обучающийся не так ярко отзывчив в самовыражении и раскрепощении в сценическом образе.

Низкий уровень оценки – обучающийся не эмоционален, скован в выражении своих движений и чувств.

  1. Техника исполнения танцевальных элементов.

Высокий уровень оценки – обучающийся отлично выполняет самые сложные танцевальные элементы в продолжительной связке, с большой выносливостью.

Средний уровень оценки – обучающийся хорошо выполняет танцевальные элементы, но недостаточно вынослив и грамотен в исполнении.

Низкий уровень оценки – у обучающегося не всегда хватает выносливости выполнить технически правильно танцевальные силовые элементы.

  1. Теоретические знания.

Высокий уровень оценки – обучающийся хорошо знает все виды движений, их названия и примеры исполнений.

Средний уровень оценки – обучающийся хорошо знает названия всех танцевальных движений, но не всегда может правильно продемонстрировать.

Низкий уровень оценки – обучающийся не знает названий и способов показа танцевальных движений.

Способы проверки. Отчеты танцевальных групп проходят в виде показательных занятий, экзаменов и концертных выступлений.

Общественно- значимые результаты: в процессе обучения создается творческое содружество детей с преемственностью его участников;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  повышается престиж коллектива у родителей, общественности, специалистов; призовые места в районных, краевых, российских и международных фестивалях и конкурсах.

Личностные результаты: в результате обучения поданной программе, обучающиеся овладевают практическими умениями и навыками , теоретическими знаниями в области хореографического искусства в объеме данной программы;научатся самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями ( эти результаты будут отслеживаться в процессе концертных выступлений и экзаменационных формах подведения итогов обучения).

У обучающихся сформируется определенная нравственная культура: выработается социальная адаптация, помогающая им преодолевать сложные жизненные ситуации; сформируется выраженное желание и умение самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития сформируется готовность к обучению в вузах и техникумах ( не только творческой направленности( за счет повышенной работоспособности, конкурентноспособности, сформируется умение разбираться в различных видах искусства, в том числе и национальных, правильно их оценивать в собственном сознании; укрепится здоровье и физическая выносливость.

Реализация этой программы возможна на основе следующих принципов: целенаправленность учебного процесса; систематичность и регулярность занятий; постепенность развития природных данных обучающихся; строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами танца; доступность учебного материала; учет возрастных и технических возможностей детей; результативность обучения; индивидуальный подход в обучении; учет специфических особенностей национальной культуры; комфортная эмоциональная среда на занятиях в коллективе.

Способы проверки – выступления в различных концертных программах, конкурсах, фестивалях, участие в сольных концертах коллектива.

Формы подведения итогов реализации программы

Формами подведения итогов реализации программы являются теоретический зачет по пройденному материалу и отчетный концерт.

По окончании обучения обучающиеся получают свидетельства.

 

Учебно- тематический план 1 года обучения

 

 

 

Название  тем

Количество часов
всего теория практика
1. Вводное занятие 1 1
2. Духовно- нравственное содержание танца 2 1 1
3. Основы  классического танца 13 3 10
4. Ритмика 20 2 18
5. Сюжетно- ролевые и музыкально- танцевальные игры 14 4 10
6. Танцевальные этюды 20 2 18
7. Итоговые занятия 2 1 1

 

И т о г о : 72 часа

 

 

Учебно- тематический план 2 года обучения

 

 

 

 

Название  тем

Количество часов

теория практика всего
1.  Вводное занятие 1 1
2.  Духовно- нравственное содержание танца 2 2
3.  Сценический танец 2 6 8
4.  Основы движения классического танца. Ритмика. 2 40 42
5.  Основы русского танца 2 26 28
6. Сюжетно- ролевые и музыкально- танцевальные игры 1 16 17
7.  Рисунок в танце

5

 

5

 

8.  Постановочная  и репетиционная работа. Сценическая практика 1 40 41
                                                      И т о г о 144

 

 

 

 

 

Учебно- тематический план 3 года обучения

 

 

 

Название  тем

Количество часов

теория практика всего
1.  Вводное занятие 1 1
2.  Духовно- нравственное содержание танца 1 1 2
3.  Народно- сценический танец 4 34 38
4.  Классический танец. Экзерсис 2 34 36
5.  Игровые импровизации 2 12 14
6. Рисунок танца 1 3 4
7  Постановочная работа 2 14 16
8  Репетиционная работа 1 14 15
9  Концертная деятельность 1 17 18

                                                           И т о г о                                                                            144

 

Учебно- тематический план 4 года обучения

 

 

 

Название  тем

Количество часов
теория практика всего
1. Вводное занятие 1   1
2. Репетиционная работа 44 44
3. Концертная деятельность 12 12
4. Классический танец 2 12 14
5. Народно- сценический танец 2 12 14
5.1 Молдавский и украинский танцы 1 6 7
5.2 Элементы венгерского танца 1 6 7
6. Эстрадные танцы 45
Итого                                                                        144

 

Содержание программы  первого года обучения

 

Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Знакомство с участниками танцевального коллектива. Правила техники безопасности и поведения во время занятий.

Ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная; умение пройти под музыку. Изучить виды ходьбы.

Проучивание ритмического рисунка. Вызвать интерес к простукиванию ритмического рисунка посредством игры.

Бег (легкий, стремительный, широкий). Изучить виды бега. Отработать технику бега в такт музыке.

Танцевальный шаг (с носка на пятку). Изучение правильного исполнения техники танцевального шага, отработка выворотного положения ног.

Марширование танцевальным шагом (обучение детей ориентироваться в пространстве).

Игра- упражнение основанная на прыжках.

Упражнения на ковриках:

Работа стопы и коленного сустава.

Упражнения на вырабатывание силы ноги, закрепления мышц пресса.

Наклоны корпуса к ногам (ноги вместе, прямо, ноги широко в сторону.

Упражнение «бабочка»: ноги согнуты в коленях, отведены в сторону).

Махи ноги вперед поочередно на 45 градусов — 90 градусов. Упражнение лежа.

Растяжка ног (вперед, в сторону)

Упражнение на полу (шпагат).

Духовно- нравственное содержание танца. Передача эстетического образа и нравственного смысла средствами музыки и танцевальных движений. Отношение к партнерам в групповом танце. Отношение к групповому танцу и понимание своего места и роли в его исполнении. Нравственный смысл выполняемого движения. «Поклон» как извинение, как прощание, как благодарность.

Основы классического танца. Понятие «классический танец», определенный вид хореографической пластики, система движений, призванная сделать тело дисциплинированным, подвижным, прекрасным. Терминология классического танца. Понятие опорной и работающей ног. Позиции рук: подготовительная,1, 11, 111; позиции ног: V1, 1, 11; постановка корпуса (понятие «осанка»). Искусство танцевального поклона: поклон как приветствие, «здравствуйте», «до свидания».

Практическая часть. Танцевальный марш. Элементарные батманы, простейшие движения рук в связи с движением головы. Прыжки ( по V1 позиции), галоп, подскоки в различных комбинациях.

Ритмика. Музыкально- ритмические упражнения. Фигурная маршировка: движения ритмично, в соответствии с характером музыка, ее ритмом. Изучение движений, сочетающих хлопки, прыжки, притопы в разном ритмическом рисунке и комбинациях. Движения на координацию: зеркало, нос- ухо, гармошка.

Сюжетно- ролевые и музыкально- танцевальные игры как форма усвоения танцевального опыта людей. Игры, снимающие эмоциональное и психофизическое напряжения, развивающие устойчивость и концентрацию внимания, артистичность, творческие способности, ритмический слух.

Танцевальные этюды. Образное восприятие танцевальных сюжетов. Развитие артистичности ( перевоплощение в разные образы ), воображения, взаимодействия друг с другом. Подготовка к танцевальным постановкам, композициям.

Практическая часть. Фрагменты танцевальных композиций на детскую тематику: «Снежинки», «Пингвины», «Веселый хоровод», «Русская плясовая».

Итоговые занятия. Открытое занятие для родителей, педагогов как промежуточный итог, демонстрация успехов. Положительная оценка всех участников коллектива за год занятий, пожелания на лето каждому индивидуально.

 

Содержание второго года обучения

 

Вводное занятие. Планы и содержание работы на новый учебный год. Расписание занятий,  правила техники безопасности и поведения во время занятий в ДЮЦ.

Практическая часть. Танцы- импровизация на тему «Летние каникулы».

Духовно- нравственное содержание танца. Развитие отношений с партнерами в групповом танце. Отношение к содержанию танца, передача его средствами музыки и танцевальных движений. Уважительное отношение к зрителям.

Сценический танец. Балет и его история. Первая балерина, вставшая на пуанты и надевшая пачку.  Русский балетный театр: народные истоки балета, искусство скоморохов и народный театр. Известные русские балерины, их влияние на танец ХХ века.

Основы русского танца. Понятие «русский танец». Его виды и отличительные черты: хоровод, плясовая, перепляс, кадриль. Музыкальное сопровождение русского народного танца.

Практическая часть. Положение рук в русском танце. Усвоение основных жвижений русского народного танца: гармошка, ковы-рялочка, притопы, дроби ( ритмическое выстукивание ногами танцевальных узоров), моталочка. Ходы русского народного танца: переменный шаг, припадание.

Основы движения классического танца. Технические особенности движений классического танца. Изучение основных движений классического танца: plie ( по V1, 1, 11, 111 позициям ); battements tendus ( по 1 позиции), rond de jambe par terre ( по 1 позиции ), battement releve lent на 90. Все движения исполняются в сторону.

Практическая часть. Отработка основных движений классического танца. Продолжение постановки корпуса, ног, рук, головы; releve на полупальцы в 1 позиции. Бег на полупальцах (pas couru). Перегибы корпуса; подготовительное, первое port de bras. Прыжки:  temps leve saute ( по 1, 11 позициям). Галоп, подскоки в различных комбинациях.

Ритмика. Музыкально- ритмические упражнения, движения, развивающие ритмический слух. Усложнение ритмического рисунка.

Практическая часть. Исполнение движений в положении лежа на полу. Движения на закрепление мышц спины, выворотности, на развитие гибкости. Упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты. Упражнения, корректирующие физические недостатки.

Сюжетно- ролевые и музыкально- танцевальные игры.  Игра как самовыражение ребенка, развития его артистичности, снятие психофизического напряжения.

Практическая часть. Игры предыдущего года.

Игры для усвоения рисунка в танце. «Воротца», «Коридор», «Ручеек», «Хоровод», «Капуста».

Рисунок в танце. Понятие «рисунок в танце». Основные рисунки: круг, диагональ, полукруг, вертикальная линия, горизонтальная линия, колонки, ручеек, змейка, галочка. Интервалы, распределение сценического пространства.

Постановочная работа. Понятия: драматургия танца, этюды на эту тему. Постановка танцевального номера.

Репетиционная работа. Отработка движений танцевального номера. Работа над синхронностью исполнения танца. Точность исполнения фигур и перестроений в танце. Ориентирование на сценической площадке.

Сценическая практика. Правила поведения перед, во время и после концерта, выступления на сцене. Выступление с подготовленным танцевальным номером на различных концертных площадках.

Итоговые занятия.  Выступление перед родителями, педагогами и обучающимися Дома детского творчества. Положительная оценка каждого обучающего, его работы за год.

 

Содержание третьего года обучения.

 

Вводное занятие. План и содержание работы на новый учебный год. Расписание занятий; правила поведения и техники безопасности в танцевальном классе.

Духовно- нравственное содержание танца. Великие артисты балета: Г.Уланова, М.Плисецкая , В Васильев. Их духовно- нравственные качества в исполнительском мастерстве. Развитие отношений с партнерами в коллективном танце, со зрителями. Самооценка исполнения танца, отношений с партнерами, педагогами, своего положения в коллективной деятельности.

Народно- сценический танец. Понятие «народно- сценический танец», его возникновение. Государственный ансамбль танца И.Моисеева. Народно- сценический танец как отражение характерных черт, национальных особенностей танцевальной культуры разных народов, их музыкальных ритмов. Приседание (plie). Упражнения на развитие подвижности стопы (battement- tendu)

Практическая часть. Упражнения у станка, их отличие от упражнений классического танца. Русский, украинский, молдавский танец, их своеобразие. Элементы их основных движений, их особенности.

Народные танцевальные элементы. Движения русского народного танца: веревочка (простая, двойная ); дробные выстукивания (ключ простой, двойной ), ходы, ковырялочка ( с подскоком ), молоточки, притопы.

Украинский танец: положение рук ( часто в танце руки обыгрывают детали костюма: ленты, бусы, венок); положение корпуса, головы. Ходы и движения на месте : «бигунец», «дорожка плетена», притопы, «выхилясник».

Молдавский танец: основной ход, положение рук, переход.

Классический танец. Экзерсис. Основные понятия в классическом танце: осанка, выворотность ног, гибкость, шаг, устойчивость, центр тяжести тела, позиции рук и ног, функции опорной и работающей ноги.

Практическая часть Экзерсис у станка: plie, battement tendus, battement tendus jetes, ronds de jambe par terre, battement fondus, battement Developpe, Grand battement jetes. Все движения исполняются лицом к станку, поочередно с правой и левой ноги, для правильного усвоения выворотности ног упражнения сначала изучаются в сторону, позднее- вперед и назад.

Экзерсис на середине. Положение тела: en face, epaulement croise u epaulement efface. Port de bras ( второе, третье ); temps lie, первый, второй arabesque.

Подготовка к вращениям на месте, по диагонали.

Прыжки (allegro temps leve saute (  по 1, 2, 3 позициям )changement de pieds ( по 3 позиции ) pas echappe на вторую позицию.

Игровые импровизации в танце как возможность самовыражения, самоутверждения, снятия психофизического напряжения, зажатости.

Развития артистичности. Воображения, фантазии.

Практическая часть. Импровизации на разнообразные музыкальные темы: явления природы,  поведение животных, на темы сказочных персонажей, сюжетов.

Рисунок танца. Расположение и перемещение исполнителей по сценической площадке. Рисунки: круг, «корзиночка», воротца, звездочка, полукруг, шеен.

Постановочная работа. Усложнения танцев. Драматургия танца, сюжет, композиция, художественное воплощение музыкального материала в танце. Рождение образов, этюды на эту тему. Постановка танцевальных номеров.

Репетиционная работа. Обработка движений танцевального номера. Работа над синхронностью исполнения танца. Точность исполнения фигур и перестроений в танце. Ориентирование на сценической площадке.

Концертная деятельность. Правила поведения перед, во время и после концерта, выступления на сцене. Выступление с подготовительным танцевальным номером на различных концертных площадках.

 

Содержание четвертого года обучения.

Вводное занятие. План и содержание работы на новый учебный год. Расписание занятий; правила поведения и техники безопасности в танцевальном классе.

Практическая часть: экзерсис у станка и на середине зала, повторение элементов, изученных на третьем году обучения.

Репетиционная работа.

Практическая часть: отработка техники элементов танцев для выступлений.

Концертная деятельность.

Практическая часть: участие в концертах.

 

Методическое обеспечение программы

 

Для реализации данной программы главным в определении стратегии и технологии обучения и воспитания детей является профилактика и коррекция негрубых психофизических недостатков у детей младшего школьного возраста. В основу положен принцип единства диагностики и коррекции, предполагающей построение коррекционной работы в соответствии с результатами  диагностики. В данный танцевальный коллектив принимаются дети без специального отбора,  поэтому необходимость коррекционной работы немаловажна для успешного дальнейшего изучения классического, народного, эстрадного танца. Коррекционная направленность на начальном этапе позволит в дальнейшем двигаться ускоренными темпами.

Процесс обучения детей в танцевальном коллективе основываются на следующих принципах: активности, единства теории и практики, наглядности, доступности, систематичности занятий, прочности усвоения знаний и индивидуального подхода.

Данная программа сочетает в себе тренировочные упражнения на полу, у станка и на середине, танцевальные движения классического и народно- сценического танца, что способствует развитию танцевальности учащихся. Некоторые простейшие теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над постановками.

У каждой группы первого, второго и третьего годов обучения свой темп и программа занятий, которая предполагает определенный минимум знаний, умений, навыков и сведений о хореографии в соответствии с возрастом. Работа в коллективе строится таким образом, чтобы не нарушать целостности педагогического процесса, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива.

На первом году занятий особое внимание уделяется развитию ритма, темпа, основных двигательных качеств, музыкально- ритмическим упражнениям, которые строятся на прыжках, хлопках, притопах, шагах и беге в различных рисунках. Это ориентирует детей в пространстве и времени, развивает музыкальность.

Освоение элементов классического танца построено по степени усложнения; простые упражнения подготавливают к более сложным движения и физической нагрузке; укрепляют мышцы спины, ног, способствуют развитию координации движений. Для данного коллектива освоение основ классического танца- это способ развития ловкости и выворотности ног,  координации движений, устойчивости и равновесия у юного танцора.

В материале народного танца дается представление о диапазоне национальных плясок: от спокойных до темпераментных, от танцев, где имеет значение характер и актерское мастерство, до танцев, где важна техника ног и виртуозность исполнения движений. Народные танцы могут быть приближены к детской тематике или наполнены сюжетами из сказок, детских игр. Особенно большое значение имеет воспроизводство по записи подлинного национального танца, доступного детям. При выборе народного танца учитывается степень его трудности для детей. Именно поэтому в программу вошли русские, украинские и молдавские танцы.

Танцевальная импровизация под музыку в данной программе не является основным методом работы, но необходима для гармоничного развития. Задания даются в качестве отдыха на занятии. В них включены темы, связанные с явлениями природы, поведением животных, сказочные сюжеты, игры, а также темы, близкие детскому воображению. Сюжетно- ролевые и музыкально- танцевальные игры развивают творческую фантазию и творческую активность у детей.

Большое значение имеют познавательные беседы и походы на концерты. Дети учатся вести себя на сцене, за кулисами. На примерах других танцоров они познают значение творчества, приобретают опыт в обсуждении просмотренных концертов, дают им эмоциональную оценку. Беседы лучше всего проводить в перерыве между занятиями, а к походам на концерт следует готовиться заранее.

Значительную роль в художественном воспитании детей играет сценическая практика. Она вводится на втором году занятий. На основе пройденной программы подготавливаются концертные номера. Правильный подбор концертных номеров с учетом возможностей детей, внутреннего мира ребенка содействует творческому росту ребенка в процессе реализации его потребностей,  способностей и умений в танцевальной деятельности. Участие детей в концертах и мероприятиях Дома детского творчества , а также выступления на других площадках поддерживают интерес к занятиям.

Совместный труд в подготовке концертных программ, репетиции, концерты, вся деятельность коллектива- это радость творчества. И только через совместную деятельность педагогов и детей осуществляется приобщение к прекрасному.

Подготовка к совместному выступлению имеет большое значение в решении воспитательных образовательных задач. Общие репетиции сближают детей, между членами коллективов ансамбля устанавливаются дружественные, товарищеские отношения, каждый участник ансамбля несет ответственность за каждого члена своего коллектива.

Особое внимание уделяется репертуару, его соответствию возрасту детей. Танцевальные постановки должны нести в себе сюжет детской интерпретации, ни в коем случае не копировать постановки взрослых танцевальных коллективов.

Роль музыкального сопровождения на занятиях. Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы упражнения на занятиях. Грамотно подобранный музыкальный материал способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, воображения и музыкального слуха ребенка.

На первом году обучения темп и ритмический рисунок просты, впоследствии они становятся более разнообразными. Уже на первых занятиях начинается развитие музыкального слуха обучающихся. Вначале они знакомятся с музыкальными размерами 2/4; 3/4; 4/4, просто слушая музыку, затем, маршируя под музыку, причем шаги должны совпадать с музыкальным ритмом.

После усвоения простого марша на 2/4 они приучаются к различным музыкальным размерам, через разнообразие музыкального сопровождения, ускорение и замедление темпа, изменение музыкального размера, при строгом соблюдении цельности музыкальной фразы.

На творческий поиск, импровизацию педагога побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждой группе. Комбинирование составных частей танцевального занятия в единое целое дает возможность вносить в него различные элементы творчества, игры, необходимые для поддержания внимания детей, атмосферы всеобщей заинтересованности. Но свобода от власти схемы не означает отсутствия системы, программа является компасом, показывающим направление занятий на протяжении всего года обучения.

 

Используемое дидактическое обеспечение

 

Видеоматериалы: открытые занятия, репетиции, выступления на конкурсах и концертах обучающихся.

Иллюстрации позиций ног и положений рук классического и народно- характерного танцев, больших и малых поз классического танца используя дидактическую литературу. Организация учебно- воспитательного процесса. Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных детских праздниках и фестивалях, в мероприятиях, организуемых ДЮЦ и культурных мероприятий. Участие в мероприятиях развивает у обучающихся творческий потенциал, коммуникативные качества на основе взаимоподдержки и взаимовыручки. Подготовка и участие в этих проектах воспитывают в детях целеустремленность, самостоятельность, терпение, трудолюбие.

 

Условия реализации программы

 

Необходимыми условиями для проведения занятий являются:

  • Хореографический класс, оборудованный зеркалами, станками.
  • В танцевальном классе должно быть хорошее освещение и вентиляция.
  • Музыкальная аппаратура.

 

Литература.

 

  1. «Азбука танцев»
  2. «Балет. Уроки»
  1. 3. И. Бурмистрова, К. Силаева « Школа танцев для юных»

4.Т.К. Васильева « Секрет танца»

5.Г.П.Гусев «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения

                          и комбинации на середине зала»

6.Г.П.Гусев «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка»

«Азбука танцев»

7.Т.В.Пуртова, А.Н.Беликова « Учите детей танцевать».

  1. Пол Боттомер «Уроки танца»

 

Д И С К И:

 

  1. Танцуем  «Клаб», «Дэнс», «Ритм», «Блюз»
  2. Клубные танцы.«Учимся танцевать».