Коноплицкая Г. Н. «Вокал»

        Муниципальное  бюджетное  учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр» с. Чугуевка  Чугуевского  района  Приморского края

 

 

Рекомендован

решением методического совета

протокол №_   от «    »               2016 года

         УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО ДЮЦ с.Чугуевка

___________А.В. Олейник

«         »                   2016 г.

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Приобщение детей к вокальному искусству»

Направленность – художественно — эстетическая

 

 

Возраст детей 7 – 14 лет

Срок реализации: 3 года

 

 

Педагог дополнительного образования

Коноплицкая Галина Николаевна

Срок реализации программы 3 года

 

 

 

 

 

 

 Чугуевка

  2016 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Направленность программы «Приобщение детей к вокальному искусству» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначения–досуговой, учебно-позновательной и общекультурной; по форме организации – групповой, кружковой, для самодеятельных коллективов, общедоступной..

          1.2 Особенность программы. На современном этапе возрос интерес к новым музыкальным синтетическим жанрам, и одна из задач педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку разобраться во всём многообразии музыкальной палитры и дать возможность каждому ученику проявить себя в разных видах музыкальной деятельности

1.3. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре,  искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.                                                                                                                    1.4. Педагогическая целесообразность программы объясняется  основными принципами, на которых  основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип  взаимосвязи эстетического воспитания с вокалной  подготовкой, что способствует развитию   творческой активности детей, дает  детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности.  Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных упражнений с голосом, укрепление голосовых связок  и др.).

            1.5. Цель программы.

Создать условия для реализации творческого потенциала учащихся в рамках популярного жанра – эстрадная песня и данной программы.

1.6. Задачи.

  • Образовательные: изучить стилевые особенности вокального эстрадного жанра, приёмы стилизации в контексте эстрадной песни; освоить приёмы сольного и ансамблевого пения;
  • Развивающие: развивать музыкальные способности учащихся: музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма; осуществлять индивидуальный подход в развитии творческих способностей учащихся; развивать интерес учащихся к песенному творчеству, приобщать к культуре исполнительского мастерства;
  • Воспитательные: формировать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания.

Программа предназначена для детей 9-15 лет, учащихся начальных и средних классов общеобразовательной школы, и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по вокалу.

Содержание программы «Приобщение детей к вокальному искусству» направлено на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным произведениям, на развитие у школьников знаний и умений, связанных с усвоением способов вокальной техники, на воспитание любви к музыке, эстетического вкуса, способности наслаждаться красотой, испытывать чувства радости от общения с прекрасным. В основе развития музыкальных способностей лежат два главных вида деятельности учащихся: изучение теории и творческая вокальная практика. Содержание программы расширяет представления учащихся о музыкальных жанрах, стилях и направлениях в эстрадном искусстве, знакомит с традициями и новаторством вокального пения.

          1.7.Возраст учащихся, которым адресована программа

В группу первого года обучения принимаются дети младшего школьного возраста, то есть учащиеся 7-10 лет  желающие заниматься в объединении. Набор на второй и третий год обучения рассчитан на учащихся 11-14 лет.

    1.8.Формы занятий: (указываются формы с краткой характеристикой)

Аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия.

Занятия проводятся по группам и индивидуально.

  • система специальных вокальных упражнений,
  • индивидуальная работа с учащимися,
  • работа в группе,
  • организация практической деятельности,
  • творческое выступление, как результат этапа деятельности.          
  1. Объем программы.

          2.1. Объем программы. Полный курс обучения – 648 часа.

          2.2.Срок реализации программы – 3 года

    2.3.Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа, 2 по 45 минут, с перерывом – 15 минут.

  1. Планируемые результаты. 3.1. Планируемые результаты.

     ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

— знать о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра;

— иметь представление о средствах создания сценического имиджа;

— уметь пользоваться ТСО (кассета, СД-диск, микрофон);

— овладеть следующими вокальными навыками: петь в диапазоне: первые голоса СИм – РЕ2;

вторые голоса СИм – СИ1;

— соблюдать певческую установку;

— петь только с мягкой атакой, чистым, лёгким звуком;

— формировать правильно гласные и чётко произносить согласные звуки;

— не форсировать звучание при исполнении песен героического склада;

— петь выразительно. Осмысленно простые песни;

— петь чисто и слаженно в унисон, несложные двухголосные музыкальные упражнения;

— уметь исполнять сольно;

— знать правила охраны детского голоса.

 

ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

— знать о стилевых особенностях фольклорной музыки,

— иметь представления о фольклорных песенных жанрах «лирическая Песня», «плясовая песня»,

— уметь пользоваться ТСО (кассета. СД-диск, микрофон),

— овладеть следующими вокальными навыками:

Петь в диапазоне: первые голоса – СИм – МИ2,

Вторые голоса –ЛЯм – СИ1,

соблюдать певческую установку,

— стремиться петь «на опоре»,

— знать и применять дикционные правила использования народных песен,

— знать вокальные технические приёмы народной манеры исполнения, не форсировать звучание при исполнении песен в народной манере,

— петь выразительно, осмысленно простые народные песни,

-петь чисто и слаженно в унисон, несложные народные лирические и плясовые двухголосные песни,

— уметь самостоятельно на слух определять народную манеру исполнения и стилизацию народной песни;

— уметь исполнять сольно а капелла и с элементами двухголосия.

На завершение третьего года обучения учащиеся должны:

— знать о стилевых особенностях джаза;

— иметь представление о джазовых жанрах;

— уметь самостоятельно пользоваться ТСО (кассеты, СД-диск, микрофон);

— овладеть следующими вокальными навыками:

петь в диапазоне: первый голос – СИм – СОЛЬ2;

второй голос – Лям – РЕ2;

соблюдать певческую установку;

стремиться петь на опоре.

Знать вокальные технические приёмы джазовой манеры исполнения.

Не форсировать звучание при исполнении песен.

Петь выразительно, осмысленно простые песни, подражая джазовой манере.

Петь интонационно чисто и слаженно.

— пытаться пробовать исполнять лёгкие вокальные или инструментальные ритмические импровизации;

— уметь самостоятельно на слух определять джазовую манеру исполнения;

— уметь исполнять сольно;

По окончании полного курса обучения учащиеся должны:

  • иметь чёткое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня, приёмов стилизации;
  • знать приёмы работы над песней;
  • уметь:

— соблюдать певческую установку,

— чисто интонировать,

— петь сольно и в ансамбле,

— самостоятельно создавать образ исполняемой песни,

— видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам.

Дети, продолжающие заниматься по истечении трёхгодичного срока занятий в объединении, не только совершенствуют полученные навыки, но и проходят педагогическую подготовку.

3.2. Способы и формы проверки результатов.

В течение учебного года, по окончании каждого тематического блока, учащиеся представляют творческий отчёт в рамках представленного мероприятия, также принимают участие в конкурсах, смотрах, внеклассных мероприятиях, в концертной деятельности на разных уровнях (ДЮЦ, районные  и краевые конкурсы, фестивали).

  1. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

                                                        УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

 

 

Содержание и виды работы

 

 

Теория

 

Практика

Общее кол-во часов Форма контроля
1. Вводная часть. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.

 

2

 

2

 

4

2. Фонограмма, её особенности и возможности. Пение учебно-тренировочного материала

 

2

 

90

 

92

наблюдение
3. Приёмы работы с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала.

 

2

 

8

 

10

наблюдение
4. Пластическое интонирование. Пение учебно-тренировочного материала.

 

1

 

9

 

10

наблюдение
5. Сценический имидж. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

 

4

 

26

 

30

наблюдение
6. Вокальный ансамбль. Пение учебно-тренировочного материала.

 

1

 

7

 

8

 

наблюдение

7. Приёмы ансамблевого исполнения. Пение учебно-тренировочного материала.

 

2

 

38

 

40

наблюдение
8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре. Пение учебно-тренировочного материала.

 

1

 

25

 

26

наблюдение
9. Творческий отчёт. 2 2 концерт
10. Резерв 1 3 4
  Итого 15 129 216

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения

 

Содержание и виды работы

 

Теория

 

Практика

Общее кол-во часов Форма контроля
1. Вводная часть. Народная песня. Виды народных песен. Индивидуальная вокальная работа (прослушивание).

 

1

 

5

 

6

2. Понятие стилизации в контексте эстрадного пения.

 

1

 

3

 

4

тестирование
3. Лирические народные песни. Приёмы работы. Пение учебно-тренировочного материала.

 

1

 

31

 

32

наблюдение
4. Плясовые народные песни. Приёмы работы. Пение учебно-тренировочного материала.

 

1

 

31

 

32

наблюдение
5. Народный ансамбль; особенности и приёмы исполнения.

 

2

 

30

 

32

наблюдение
6. Приёмы исполнения а, капелла. Индивидуальная вокальная работа.

 

2

 

70

 

72

тестирование
7. Творческий отчёт. 2 2 концерт
8. Резерв. 1 3 4
  Итого 14 130 216

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Третий год обучения

 

 

Содержание и виды работы

 

Теория

 

Практика

Общее кол-во часов Форма контроля
1. История джаза. Стилевые особенности. 2 4 6 тестирование
2. Джазовая манера исполнения (стилизация). Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

 

4

 

70

 

74

наблюдение

 

3. Приёмы импровизации. Пение учебно-тренировочного материала. Индивидуальная вокальная работа.

 

2

 

16

 

18

наблюдение

 

4. Рэп. История становления жанра. Пение учебно-тренировочного материала.

 

2

 

2

 

4

тестирование

 

5. Поэтический текст в контексте жанра рэп. Пение учебно-тренировочного материала.

 

3

 

3

 

6

тестирование

 

 

6. Речитатив. Приёмы исполнения. Индивидуальная вокальная работа.

 

3

 

69

 

72

тестирование

 

 

7. Творческий отчёт. 2 2 концерт
8. Резерв. 1 3 4
  Итого 20 124 216

 

2.2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Тема «Эстрадное творчество» — 4 часа

Занятие 1-4 — знакомство,

— инструктаж по ТБ,

— постановка певческой задачи,

— расширение представления о жанре «Эстрадное пение»,

— понятие «манера исполнения»,

— индивидуальное прослушивание.

Тема «Фонограмма, её особенности и возможности» — 10 часов.

Занятие 5-14 — понятие фонограмма, её виды и особенности,

— слушание и анализ «плюсовок» и «минусовок»,

— подбор песенного репертуара,

— пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого певческого дыхания…),

— запись фонограмм.

Тема «Приёмы работы с микрофоном» — 10 часов

Занятия 15-24 — знакомство с техническим устройством – микрофон, его типами (стационарный проводной, радиомикрофон) и возможностями,

— индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление),

— пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции),

— разучивание песенного репертуара.

Тема «Пластическое интонирование» — 10 часов

Занятия 25-34 -знакомство с понятием «сценическое движение», «сценическая пластика»,

— просмотр видиозаписи-примера эстрадно-вокальной коспозиции с включением хореографических элементов,

— пение учебно-тренировочного материала с введением элементов хореографии в рамках жанра эстрадной песни.

Тема «Сценический имидж» — 30 часов

Занятия 35-64 — знакомство с понятием «сценический имидж», приёмы

его создания,

— знакомство с понятием – культура эстрадного мастерства,

— знакомство с понятием – образ песни,

— выявление певческой наклонности обучающихся,

— индивидуальный подбор песенного материала,

— индивидуальная работа с обучающимися по составлению исполнительского плана песни,

— введение тренировочных занятий по формированию навыков сценического мастерства (манера исполнения, вокал, костюм, пластика, поведение на сцене, общение со зрителем),

— индивидуальная работа с обучающимися по созданию сценического образа исполняемых песен.

Тема «Вокальный ансамбль» — 8 часов

Занятия 65-72 — знакомство с понятием – вокальный эстрадный ансамбль,

— слушание записей примеров вокального ансамбля в рамках жанра эстрадного пения,

— пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие) и разучивание песенного репертуара.

Тема «Приёмы ансамблевого исполнения» — 40 часов

Занятия 73-112 — знакомство с приёмами ансамблевого исполнения-солист + подпевка, смена солистов,

— пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие),

— индивидуальная и групповая работа, направленная на разучивание песенного репертуара со сменой солистов.

Тема ««Бек-вокал» и его роль эстрадном жанре» -26 часов

Занятия 113-138 — знакомство с понятием «бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре,

— слушание записей примеров сольного исполнения с «бек-вокалом»,

— пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие навыков ансамблевого эстрадного пения соло + бэк-вокал,

— подготовка к творческому отчёту в рамках представленного мероприятия.

Занятие 139 — творческий отчёт 2 часа. Отчётный концерт.

Занятия 140-14 — резерв 4 часа.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Теоретический блок

  1. Введение.

— Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз. центр, кассеты, СД-диски, микшерский пульт, стойки под микрофон).

— История развития вокального эстрадного жанра (менестрели, трубадуры, труверы – французские шансонье – современная эстрада).

— Особенности вокального эстрадного жанра (условия, предназначение).

  1. Фонограмма, её особенности и возможности:

— раскрытие значения слова «фонограмма»,

— возможности фонограмм: «плюсовки» и «минусовки»;

— понятие «аранжировка» и её связь с фонограммой.

  1. Приёмы работы с микрофоном:

— виды микрофонов (стационарные, проводные, беспроводные);

— приёмы работы с микрофонами: у стойки, положение «микрофон в руке», «со сменой рук»;

— передвижение с микрофоном по сцене.

  1. Пластическое интонирование:

— понятие «пластическое интонирование»;

— сценическое движение и его роль.

  1. Сценический имидж:

— понятие «имидж»;

— виды сценического имиджа;

— связь сценического имиджа с пластикой и образом песни.

  1. Вокальный ансамбль:

— виды ансамблей вокальных и инструментальных,

— состав ансамблей: «дуэт», «трио», «квартет», «квинтет», «секстет»…

  1. Приёмы ансамблевого исполнения:

— понятие «приёмы ансамблевого исполнения»,

— понятие «многоголосие».

  1. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре:

— понятие «бек-вокал» и его задачи,

— роль «бек-вокалистов» и их состав,

— приёмы исполнения «бек-вокалистов».

  1. Пение произведений:

— беседы о разучиваемых произведениях,

— современная эстрадная песня: сообщение о композиторе, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств.

 

Практический блок

Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:

— обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию, спокойному вдоху, экономному выдоху;

— формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;

— обучение правильному формированию гласных и согласных звуков;

— развитие певческого рабочего диапазона ре1 – си1, опевание этой зоны;

— формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.

Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:

— обучение осмысленному и выразительному пению.

Слушание музыки:

— слушание записей-примеров вокального ансамблевого пения как фактор расширения музыкального кругозора ( «Биттлз», «Лицей»…).

Пластическое интонирование (музыкально-двигательные упражнения):

— развитие умения координировать движения с музыкой;

— развитие умения образно-ритмического восприятия музыки.

 

 2 год обучения

Тема «Народная песня». Виды народных песен. – 6 часов

Занятия 1-2 — постановка певческой задачи,

— знакомство с фольклорной музыкой в контексте эстрадного жанра,

— индивидуальное прослушивание.

Занятия 3-6 — расширение представления об особенностях народной песни её жанрах (лирические, плясовые, скоморошины, хороводные), её видах (бытовые, игровые, трудовые, военные, календарно-тематические),

— пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация).

Тема «Понятие стилизация в контексте эстрадного пения» — 4 часа

Занятия 7-10 — знакомство с понятием стилизация,

— слушание и сравнивание образцов аутентичного и стилизованного фольклора (фольклорная музыка разных регионов

записи стилизованного фольклора эстрадных коллективов «Русская песня» под рук. Н.Бабкиной, «Золотое кольцо» исп. Н.Кадышева),

— подбор песенного репертуара с учётом индивидуальных особенностей обучающихся,

— пение учебно-тренировочного материал, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация),

— запись фонограмм.

Тема «Лирические народные песни. Приёмы работы» -32 часа

Занятия 11-42 — углубление представлений о лирической народной песни, её особенностях (распевы, штрих легато, кантилена, фразировка),

— пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация), формирование навыка пения распевов, навыка кантилены, работа над певческим дыханием,

— индивидуальная работа с обучающимися по формированию певческих навыков, навыков работы с лирической песней.

Тема «Плясовые народные песни. Приёмы работы» — 32 часа

Занятия  — углубление представлений о плясовых народных песнях, их особенностях (распевы, штрихи нон легато и стаккато, фразировка…)

— пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование народной манеры исполнения (стилизация), развитие подвижности гортани и чёткости дикции, работа над певческим дыханием,

— индивидуальная работа с обучающимися по формированию певческих навыков, навыков работы с плясовой песней.

Тема «Народный ансамбль: особенности и приёмы исполнения» — 32 часа

Занятия  — знакомство с особенностями стилизованных фольклорных ансамблей,

— формирование представлений о роли солиста в фольклорном ансамблевом пении,

— слушание записей примеров подголосочного исполнения и канонов,

— пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие гармонического слуха,

— подбор и разучивание стилизованных народных песен с приёмами многоголосного пения канон и пение с подголоском.

Тема «Приёмы исполнения а капелла» — 32 часа

Занятия — знакомство с понятием а капелла и выразительными особенностями этого приёма исполнения,

— слушание фольклорных образцов с использованием приёма а капелла,

— пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие гармонического слуха, пения без музыкального сопровождения,

— разучивание народных песен с приёмами а капелла.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

      Теоретический блок

  1. Народная песня. Виды и жанры народных песен:

— Инструкция по технике безопасности работы с используемым оборудованием (муз.центр, кассеты, СД-диски, микрофон, микшерский пульт, стойки под микрофон,

— Понятие «фольклорная музыка», история развития.

  1. Понятие стилизация в контексте эстрадного пения:

— знакомство с понятием «стилизация»,

— понятие «аутентичный фольклор»,

— понятие «народная манера исполнения».

  1. Лирические народные песни:

— свадебные, трудовые, календарные, лирические песни,

— понятие «распев», «огласовка»,

— понятие «сброс» и «гуканье».

  1. Плясовые народные песни:

— свадебные, казачьи, игровые — плясовые народные песни,

— понятие «театрализация».

  1. Народный ансамбль: особенности и приёмы исполнения:

— понятие «подголосок» и «канон».

  1. Приёмы исполнения а капелла:

— понятие «а капелла» и выразительные особенности этого приёма исполнения,

— вокальная техника исполнения а капелла.

  1. Пение произведений:

— беседы о разучиваемых произведениях,

— стилизованная народная песня: раскрытие её значения как выразительницы исторического прошлого народа, его труда, быта, дум интонационные особенности. Сообщение о региональной принадлежности и жанре, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально-выразительных средств.

 

Практический блок

Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:

— обучение умению соблюдать певческую установку; правильному звукообразованию в народной манере, спокойному вдоху, экономному выдоху;

-формирование основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;

— обучение дикционным правилам исполнения народных песен (нередуцированное произношение окончания…)

— обучение вокальной техники огласовки, сброса, гуканья,, характерных для народной манеры исполнения;

— развитие гармонического слуха, через изучение приёмов двухголосного пения: канон и подголосок;

— развитие певческого рабочего диапазона СИм – СИ1, и опевание этой зоны;

— развитие умения пения на опоре;

— формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального.

Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:

— обучение осмысленному и выразительному пению.

Слушание музыки:

— слушание записей примеров вокального ансамблевого пения как фактора расширения музыкального кругозора («Русская песня» Н.Бабкина, Н.Кадышева, «Яблоко», записи аутентичного фольклора…)

Пластическое интонирование

(музыкально-двигательные упражнения)

— развитие умения координировать движения с музыкой,

— развитие умения образно-ритмического восприятия музыки,

— обучение приёмам театрализации.

 

3 год обучения

Тема «Вводное занятие. История джаза. Стилевые особенности» — 6 час.

Занятие 1 — постановка певческой задачи,

— знакомство с джазовой музыкой в контексте эстрадного жанра

— индивидуальное прослушивание.

Занятие — джаз, история возникновения,

— стилевые особенности жанра (манера исполнения, манера звуковедения, особенности ритма…),

— слушание образцов джазовой музыки (оркестровые композиции Д. Эллинктона, вокальные композиции Э. Фитцжеральд, Б.Смит, Л. Амстронга),

— пение учебно-тренировочного материала направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация).

Тема «Джазовая манера исполнения – стилизация» 74 часа

Занятия  — знакомство с особенностями джазовой манеры исполнения,

— слушание образцов джаза (записи джазовых композиций И. Отиевой, Л. Долиной),

— подбор песенного репертуара с учётом индивидуальных особенностей обучающихся,

— пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация),

— запись фонограмм.

Занятия  — знакомство с понятием синкопа, синкопированный ритм,

— выполнение учебно-тренировочного материала направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация) и развитие ритмического слуха,

— индивидуальная работа с обучающимися по формированию певческих навыков стилизованного джазового исполнения,

— разучивание песенного репертуара с элементами джазовой манеры исполнения.

Занятие — знакомство с понятием глиссандо,

— изучение технического приёма глиссандирования звука,

— слушание записей примеров инструментального и вокального глиссандирования,

— пение учебно-тренировочного материала, направленного на освоение техники глиссандирования звука.

Занятия  — знакомство с джазовой певческой манерой исполнения «бибоп»,

— слушание записей-примеров исполнения «бибоп»,

— пение учебно-тренировочного материал, направленного на формирование навыков вокальной импровизации в технике «бибопа».

Тема «Приёмы импровизации» по группам -18 часов.

Занятия  — знакомство с понятием импровизация,

-слушание примеров вокальных импровизаций,

— пение учебно — тренировочного материала, направленного на формирование джазовой манеры исполнения (стилизация) развитие подвижности гортани и чёткости дикции,

— знакомство с приёмами создания ритмический и вокальных импровизаций,

— создание, исполнение ритмических и вокальных мини — импровизаций в джазовом стиле,

— индивидуальная работа с обучающимися по формированию  и развитию вокальных навыков.

Тема «Речитатив. Приёмы исполнения» -40 часов.

Занятия — знакомство с понятием речитатив и выразительными особенностями этого приёма исполнения;

— формирование представлений о роли солиста в музыкальных композициях;

— индивидуальная работа с обучающимися по разучиванию музыкальных композиций.

 

Содержание программы третьего года обучения

Теоретический блок

  1. История джаза. Стилевые особенности:

— знакомство с джазовой музыкой в контексте эстрадного жанра;

— джаз, история возникновения;

— стилевые особенности жанра (манера исполнения, звуковедение, особенности ритма…).

  1. Джазовая манера исполнения:

— понятие «джазовая манера исполнения»;

— знакомство с понятием «синкопа», «синкопированный ритм»;

— знакомство с понятием «глиссандо»;

— знакомство с джазовой певческой манерой исполнения

  1. Приёмы импровизации:

— знакомство с понятием «импровизация»;

— виды импровизации вокальные, инструментальные.

  1. Речитатив. Приёмы исполнения:

— знакомство с понятием «речитатив» и выразительными особенностями этого приёма исполнения.

Практический блок.

Учебно-тренировочные задания (УТЗ) на:

— развитие умения соблюдать певческую установку;

— развитие умения активного вдоха и экономного выдоха;

— развитие основных свойств певческого голоса: звонкости, полётности, вибрато, ровности, разборчивости;

— изучение приёмов джазовой манеры исполнения «глиссандо»

— формирование умения исполнять упражнения с элементами вокальной импровизации;

— развитие певческого рабочего диапазона СИм – МИ1, опевание этой зоны;

— развитие умения пения на опоре;

— формирование ансамблевого строя: унисона, ритмического, динамического, орфоэпического, темпового, тембрального;

— развитие ритмического слуха исполнения синкопы;

— развитие чувства ритма, дикции и орфоэпии.

Развитие умения анализировать и кратко характеризовать исполняемое произведение в единстве его формы и содержания:

— обучение осмысленному и выразительному пению.

Слушание музыки:

— слушание записей –примеров джазовой музыки с целью расширения музыкального кругозора (записи джазовых мастеров: Л. Амстронга, Э. Фитцджеральд, Б. Смитта, Ч. Паркера, Л. Утёсова, Л. Долиной, И. Отиевой).

Пластическое интонирование (музыкально-двигательные упражнения):

— развитие умения координировать движения с музыкой;

— развитие умения образно-ритмического восприятия музыки.

 

III. Организационно-педагогические условия и формы аттестации

 

3.1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В процессе первого года обучения решаются следующие задачи:

  • формирование представлений о стилевых особенностях вокального эстрадного жанра,
  • знакомство с основами теории эстрадного жанра (сценический имидж, пластика),
  • обучение приёмам работы с песней,
  • формирование основных навыков работы с ТСО (кассета, СД-диск, микрофон),
  • развитие вокальных навыков,
  • формирование навыков ансамблевого пения,
  • охрана детского голоса,
  • воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку и вкуса.

 

Решение этих задач осуществляются в процессе изучения следующих разделов:

  1. Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.
  2. Фонограмма, её особенности и возможности.
  3. Приёмы работы с микрофоном.
  4. Пластическое интонирование.
  5. Сценический имидж.
  6. Вокальный ансамбль.
  7. Приёмы ансамблевого исполнения.
  8. «Бек-вокал» и его роль в эстрадном жанре.

На первом этапе

Учащие знакомятся с особенностями вокального эстрадного жанра, техникой безопасности обращения с ТСО и основами работы с фонограммой. Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, занимаются постановкой голоса.

На втором этапе

Учащиеся знакомятся с основами работы над песней, над созданием своего сценического образа и образа песни. Учащиеся разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом.

На третьем этапе

Учащиеся знакомятся с приёмами эстрадного ансамблевого пения. Изучение материалов осуществляется в ходе кружковых занятий.

Виды занятий:

  • занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;
  • комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей – образцов, пение учебно-тренировочного материала),
  • практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления-концерты.

 

В процессе второго года обучения решаются следующие задачи:

— формирование представлений о стилевых особенностях фольклорной музыки,

— знакомство с основами теории фольклорных жанров (лирическая песня, плясовая песня),

— развитие вокальных навыков (огласовка, распев, а капелла),

— формирование навыков фольклорного ансамблевого пения (подголосок, канон),

— формирование осноных навыков работы с ТСО (кассета, СД-диск, микрофон),

— охрана детского голоса,

— воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Решение этих задач осуществляется в процессе изучения следующих разделов:

  1. Народная песня. Виды народных песен.
  2. Понятие стилизация в контексте эстрадного пения.
  3. Лирические народные песни. Приёмы работы.
  4. Плясовые народные песни. Приёмы работы.
  5. Народный ансамбль особенности и приёмы исполнения.
  6. Приёмы исполнения а капелла.

На первом этапе

Учащиеся знакомятся с особенностями фольклорной музыки, понятием «стилизация». Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, знакомятся с народной манерой исполнения, занимаются постановкой голоса.

На втором этапе

Школьники знакомятся с жанрами «лирическая песня» и «плясовая песня». Изучают и совершенствуют элементы народной манеры исполнения, разучивают песенный репертуар, инициируемый педагогом и по своему выбору. Также разучивают приёмы двухголосного пения канон и подголосок.

На третьем этапе

Учащиеся знакомятся с приёмом исполнения а капелла. Изучение разделов осуществляется в ходе кружковых аудиторных занятий.

Виды используемых занятий:

  • занятие-беседа – проводится в начале или конце изучения курса или раздела;
  • комбинированные занятия – проводятся по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей образцов, пение учебно-тренировочного материала, пластическое интонирование);

 

  • практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, занятия – театрализации с использованием элементов игры, публичные выступления концерты.

 

В процессе третьего года обучения решаются следующие задачи:

— формирование представлений о стилевых особенностях джаза;

— знакомство с основами теории джазовых жанров (спиричуэл, блюз, регтайм);

— развитие вокальных навыков (глиссандирование, «бибоп»);

— формирование навыков импровизации как основы джаза;

— развитие навыков самостоятельной работы с ТСО (кассета, СД-диск, микрофон;

— охрана детского голоса;

— воспитание интереса к песенному творчеству, эмоциональной отзывчивости на музыку.

Решение этих задач осуществляется в процессе изучения следующих разделов:

  1. История джаза. Стилевые особенности.
  2. Джазовая манера исполнения.
  3. Приёмы импровизации.

На первом этапе

Учащиеся знакомятся с особенностями джаза, жанрами «спиричуэл», «блюз», «регтайм». Под руководством преподавателя совершенствуют свой голосовой аппарат, знакомятся с элементами джазовой манеры исполнения. Занимаются постановкой голоса.

На втором этапе

Школьники знакомятся с приёмами импровизации, разучивают песенный репертуар, предлагаемый педагогом. Также разучивают приёмы джазовой манеры исполнения Учащимся начальной школы для освоения этого блока отводится больше часов.

Виды используемых занятий:

  • занятие-беседа проводится в начале или в конце изучаемого курса или раздела,
  • комбинированное занятие проводится по плану сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей-образцов, пение учебно-тренировочного материала, пластическое интонирование),
  • практические занятия индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления – концерты.

 

3.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение:

  1. Общие требования к обстановке в кабинете:
    • оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;
  • чистота, освещённость, проветриваемость кабинета;
  • физкультпаузы и др.;
  • свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового зала.
  1. Техническое и материальное обеспечение:
  • кабинет, содержащий ученические столы с оборудованными рабочими местами в количестве — 12 штук;
  • стол педагога — 1 штука;
  • музыкальный центр — 1 штука;
  • пианино или клавишный синтезатор — 1 штука;
  • ученическая доска — 1 штука;
  • микрофоны шнурованные и радиомикрофоны — 2+2=4 штуки;
  • стойки для микрофонов — 1 штука;
  • микшерский пульт — 1 штука;
  • телевизор — 1 штука;
  • DVD – плеер — 1 штука;
  • СD — диски – 10 штук;
  • кассеты – 10 штук.
  1. Кадровое обеспечение:

Педагог объединения «Камелия», реализующий данную программу владеет следующими профессиональными и личностными качествами:

  • обладает специальным музыкально-педагогическим образованием;
  • владеет навыками и приёмами организации музыкальных занятий;
  • знает физиологию и психологию детского возраста;
  • умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
  • умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;
  • умеет видеть и раскрывать творческие способности учащихся;
  • систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности.
  1. Методическое обеспечение программы:
  • методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
  • развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры и упражнения;
  • дидактические материалы.

 

3.3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Абидова Лола. «История джаза и современных музыкальных стилей». «Турон Икбол», 2007.
  2. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». «Феникс», 2007.
  3. Григорьев В.Ю. «Исполнитель и эстрада». Классика-ХХ1, 2006.
  4. Добровольская В.В. «Распевки в школьном хоре». Метод. реком. руков. дет. хоров.- М.,

«Вирта», 1987.

  1. Енукидзе Н.И. «Популярные музыкальные жанры из серии «Уникум».-

М., «Классика», 2002.

  1. Исаева И. «Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей».- АСТ,

«Астрель», 2007.

  1. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.
  2. Коллиер Д.Л. «Становление джаза». –М.: 1984.
  3. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.
  4. Медушевский В.В. «Пластическое интонирование»./Метод. пособие для учит. СПб.:

«Юность». 1988.

  1. Менабени. «Методика обучения сольному пению».
  2. Народное творчество: По материалам фольклорной экспедиции/Сост. Мельник А. –

Красноярск. «Сибирь». 1991.

  1. Романовский Н.В. Хоровой словарь. – М.: «Музыка», 2005.
  2. Руководство самодеятельным народным хором: Методические указания для студентов 1-У

курсов культурно-просветительного факультета/Сост. Новикова Т.С., Антонова Л.А.,

Литвиненко З.П., Шпарийчук И.В.- М.: МГИК, 1987.

  1. Сарджент У. «Джаз»,-М.: 1987.
  2. Симоненко В. «Лексикон джаза»,- СПб.:1981.
  3. Студия звукозаписи. Интернет. http://www.petelin.ru/books/studio/11.htm
  4. Типы микрофонов. Интернет. http://rus.625-net.ru/archive/z0803/r2.htm

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

 

  1. Музыкальные этюды. Сб. муз. номеров/Сост. Яблочков А.Г.-Рига.: «Пятки», 1987.
  2. Речитатив. Интернет. http://www.toke-cha.ru, www.hip-hop.ru.
  3. Пьянков В. «Песни и хоры для детей». — М,: «Владос», 2003.
  4. Рэп-школа. Интернет. http://www.rap.uz/rus/info/rap-school/history/.
  5. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000.
  6. Учимся понимать музыку. Практический курс./Школа развития личности,-М.:ООО «Кирилл и Мефодий», 2007- СД-диск (ИКТ).
  7. Шедевры музыки. СД-диск. «Кирилл и Мефодий» 2001 (ИКТ).
  8. Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия – 2004/Электронное пособие на 2-х СД-дисках (ИКТ).