
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящие время дополнительное образование – важный и неотъемлемый компонент системы общего образовательного процесса. Особое внимание уделяется к культуре, искусству хореографии и приобщению детей к здоровому образу жизни и общечеловеческим ценностям, укреплению психического и физического здоровья.
Направленность программы по хореографии — художественная. По функциональному предназначению – досуговая, учебно-познавательная и общекультурная; по форме организации – групповая, кружковая, общедоступная для самодеятельных коллективов.
Уровни реализации программы:
— стартовый — первоначальное знакомство с хореографическим искусством, формирует интерес к данным видам деятельности;
— базовый — основные методы обучения техникам хореографического творчества;
— продвинутый–самостоятельно и грамотно составлять хореографические постановки.
Отличительные особенности программы состоят в том, что большая часть занятий на первом году обучения опирается на партерный экзерсис и так же предусмотрен раздел «сценическое движение», в котором по годам обучения расположены блоки: актерское мастерство и творческая деятельность.
Данная образовательная программа отличается от существующих в этой области в том, что группа 3 года обучения самостоятельно работает по постановке танца. При создании творческих или проблемных ситуаций широко используется метод моделирования детьми «взрослых отношений». Темы творческих занятий определяются спецификой хореографического воспитания.
Адресат программы: обучающиеся 7-18 лет. В группу принимаются дети, желающие заниматься хореографией. Состав группы — переменный. Набор учащихся в творческое объединение свободный, без особых требований к навыку по хореографии.
В работе творческого объединения «Ритмы планеты» могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися и их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок, п.16).
Формы обучения по программе — очная, индивидуально — групповая, дистанционная.
«Допускается сочетание различных форм получения образования …» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4). В творческом объединении возможна организация образовательного процесса в соответствии с индивидуальным учебным планом.
Объем программы, срок реализации программы. Полный курс обучения — 504 часа.
1 год обучения — 72 ч.
2 год обучения — 216 ч.
3 год обучения — 216 ч.
Сроки реализации программы 3 года
Режим занятий учебных групп:
— 1 год обучения — 2 раза в неделю по 1 часу с 15 — минутным перерывом;
— 2 год обучения — 3 раза в неделю по 2 часа с 15 — минутным перерывом;
— 3 год обучения — 3 раза в неделю по 2 часа с 15 — минутным перерывом.
При определении режима занятий учтены требования СанПиН к учреждениям дополнительного образования, смена различных видов деятельности во время проведения занятий.
- Цель и задачи программы
Цель программы: обучить детей основам танца с элементами ритмики посредством занятий хореографией.
Задачи программы:
- Воспитательные: сформировать эмоциональную отзывчивость на музыку и умение воспринимать исполняемое хореографическое произведение в единстве это формы и содержания.
- Развивающие: развивать музыкальные способности учащихся: силу воли и самостоятельность, наблюдательность, память, художественный вкус, внимание, зрительную и двигательную память, музыкальный слух и чувств ритма.
- Обучающие: научить владеть выразительными средствами танцами, специфики постановочного танца, разнообразными движения, схемам и перестроениям в танцах, пространной ориентировке и координации движений, техники исполнения танцевального элемента.
- Содержание программы
Учебный план первого года обучения
п/н | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Учебно-тренировочная работа | ||||
1.1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | 1 | — | Собеседование |
1.2 | Партерный экзерсис | 8 | — | 8 | Тестирование |
1.3 | Азбука музыкального движения | 4 | — | 4 | Текущий контроль |
1.4 | Элементы классического танца | 6 | 1 | 5 | Контрольное занятие |
1.5 | Элементы народно-сценического танца | 6 | 1 | 5 | Наблюдение |
1.6 | Элементы эстрадного танца | 10 | — | 10 | Промежуточный |
1.7 | Работа над репертуаром | 20 | — | 20 | Наблюдение |
2. | Сценическое движение. | Тестирование | |||
2.1 | Творческая деятельность. | 10 | — | 10 | Опрос |
2.2 | Музыкально-танцевальные игры. | 3 | — | 3 | Промежуточный |
3. | Мероприятия воспитательного характера | ||||
3.1 | Беседы об искусстве, Прослушивание музыки, посещение концертов | 4 | — | 4 | Наблюдение |
Итого | 72 | 3 | 69 | Концерт |
Учебный план второго года обучения
п/н | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Учебно-тренировочная работа | ||||
1.1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | 1 | — | Собеседование |
1.2 | Азбука музыкального движения | 22 | 2 | 24 | Тестирование |
1.3 | Элементы классического танца | 26 | — | 26 | Текущий контроль |
1.4 | Элементы современного танца | 24 | 2 | 26 | Контрольное занятие |
1.5 | Элементы эстрадного танца | 44 | 2 | 46 | Наблюдение |
1.6 | Работа над репертуаром | 80 | — | 80 | Промежуточный |
2. | Творческая деятельность. | 2 | — | 2 | Наблюдение |
3. | Мероприятия воспитательного характера | Тестирование | |||
3.1 | Беседы об искусстве. Прослушивание музыки, посещение концертов. | 5 | — | 5 | Опрос |
Итого | 216 | 7 | 209 | Концерт |
Учебный план третьего года обучения
п/н | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Учебно-тренировочная работа | ||||
1.1 | Вводное занятие. Техника безопасности. | 1 | 1 | — | Собеседование |
1.2 | Азбука музыкального движения | 20 | 2 | 18 | Тестирование |
1.3 | Элементы классического танца | 20 | 18 | Текущий контроль | |
1.4 | Элементы народно-сценического танца | 30 | 2 | 28 | Контрольное занятие |
1.5 | Элементы эстрадного танца | 70 | 2 | 68 | Наблюдение |
1.6 | Работа над репертуаром | 60 | — | 40 | Промежуточный |
2. | Творческая деятельность. | 10 | — | 10 | Наблюдение |
3. | Мероприятия воспитательного характера | Тестирование | |||
3.1 | Беседы об искусстве. Прослушивание музыки, посещение концертов. | 5 | — | 5 | Опрос |
Итого | 216 | 7 | 209 | Концерт |
Содержание учебного плана первого года обучения
1.Раздел: Учебно-тренировочная работа
1.1 Тема: Вводное занятие
Теория. Познакомиться с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии. Дать понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по технике безопасности. Данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.
1.2 Тема: Партерный экзерсис
Теория. Повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Подготовиться к традиционному классическому экзерсису у станка. Развивать пластичность тела.
Практика. Комплекс упражнений, направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов. Позиции и положение рук, ног. Растяжки в игровой форме. Постановка корпуса (выворотной позиции, лицом к станку со 2-го полугодия – держась за станок одной рукой). Позиции ног и рук по первой, второй, третьей и т. д.
1.3 Тема: Азбука музыкального движения
Теория. Научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде работы над образными упражнениями. Основные понятия: музыка, темп, такт. Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм).
Практика. Музыкально-пространственные упражнения. «Мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. контрастная музыка: быстрая — медленная, веселая — грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с музыкой.
1.4 Тема: Элементы классического танца
Теория. Выворотность и сила ног, правильная осанка тела. Правило постановки кистей рук, пальцев, локтей, плеч. Специфика танцевального шага и бега. Практика. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положение ног и рук. Растяжки в игровой форме. Постановка корпуса (в выворотной позиции, лицом к станку со второго полугодия — держась за станок одной рукой). Позиции ног — по 1,2, 3-й. Позиция рук — подготовительная, 1,2,3 (разучивается на середине, при неполной выворотности ног), затем держась одной рукой, стоя боком к станку.
— Демиплие — складывание, сгибание, приседание, развивает выворотность, бедра, эластичность и силу ног; изучается лицом к станку по 1,2, 3-й позициям.
— Батман тандю — движения, вырабатывающие натянутость всей ноги в колене, подъеме, пальцах, развивающие силу и эластичность ног (изучается лицом к станку по 1, 3-й позициям, в начале года в сторону, вперед, в конце года — назад).
— Демирон де жамб пор тер — круговое движение, развивает подвижность тазобедренного сустава; изучается лицом к станку с 1-й позиции по точкам — вперед в сторону, в сторону вперед, позднее назад в сторону, в сторону назад. Положение ноги, сюрле ку де пье — «обхватное» (обхватывает щиколотку опорной ноги) — развивает выворотность и подвижность ноги; «условное» — сильно вытянутые пальцы работающей ноги касаются опорной.
1.5 Тема: Элементы народно-сценического танца
Теория. История. Сюжеты и темы танцев. Особенности движений. Положения рук в сольном, групповом танце. Элементы русского танца и характерные черты исполнения.
Практика. Позиция рук – 1, 2, 3 – на талии. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Притоп – удар всей стопой 4 шага с притопом в сторону; тройной притоп. Припадание на месте с продвижением в сторону: исходное, свободная третья позиция; поднявшись на полупальцах поставленной назад ноги, упасть на другую ногу в полуприпадании, затем опять подняться на полупальцы. То же с продвижением в сторону. Выведение ноги на каблук из свободной 1-й позиции в исходную позицию. «Ковырялочка» — поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении без подскоков. Ход в полуприседании, проскальзывание на одной ноге на низких полупальцах с одновременным подъемом другой согнутой ноги в прямом положении, с тремя последующими переступаниями на месте, с передвижениями вперед, назад с поворотом. Притоп в полуприседании; перескок на всю ступню с двумя последующими поочередными ударами по шестой позиции.
1.6 Тема: Элементы эстрадного танца
Теория. Познакомить воспитанников с особенностями танца джаз-модерн.
Музыка, стиль, модерн, костюмы.
Практика. Работа корпуса, ног, головы в современном танце. Простейшие поддержки. Композиция из пройденных элементов эстрадного танца. Ритмические построения комбинаций. 1.7 Тема: Работа над репертуаром.
Теория. Постановка танца, синхронность, артистичность, техника исполнения. Танец: вальс, венский вальс, танго, аргентинское танго, джайв, квикстеп, контемп (в стиле формейшен – смешение стилей). Проектная деятельность. Учебник «Уроки танца» авт. Пол Боттомер, издательство Москва 2003 г. Стр. 66–230.
Практика. Составление учебных схем и хореографических этюдов.
Итоговое занятие.
Теория. Зачёт по пройденному материалу.
Практика. Показ учебных схем.
2. Раздел: Сценическое движение
2.1. Тема: Творческая деятельность
Теория. Освоение двигательных навыков, технических приёмов выполнения пластических занятий.
Практика. Занятия-фантазии. Ролевые игры (на внимание, на память), творческое развитие, хореографические постановки. 2.2. Тема: Музыкально-танцевальные игры
Теория. Выразительность, точность, индивидуальность в манере исполнения упражнений. Эмоциональный настрой на игру. Практика. Танцевально-ритмические упражнения – «нарисуй себя», «стирка», «мышкин дом». Музыкальные игры – перенос мяча, воротца, змейка, запомни, угадай мелодию и т. д. 3. Раздел: Мероприятия воспитательного характера 3.1. Тема: Беседы об искусстве, прослушивание музыки, посещение концертов
Теория. Развить тонкое восприятие хореографического искусства. Воспитать общую хореографическую культуру. Беседы о хореографическом искусстве, истории танца, посещение конкурсных мероприятий, экскурсий. Практика. Посещение концертов, фестивалей, конкурсов.
Содержание учебного плана второго года обучения
1. Раздел: Учебно-тренировочная работа
1.1 Тема: Вводное занятие
Теория. Познакомиться с детьми. Создать непринужденную обстановку на занятии. Дать понятие танец, темп, ритм. Провести инструктаж по технике безопасности. Данный цикл занятий начинается со вступительной беседы, в которой раскрываются цели и задачи программы. Определяются основные правила этики, безопасности и гигиены.
1.2. Тема: Азбука музыкального движения
Теория. Научить различать динамические оттенки в музыке. Развить музыкальность. Ритмические рисунки в движении (сочетание четвертей и восьмых).
Практика. Упражнения на развитие музыкальности. Осуществляются непосредственно на уроке классики, народного и эстрадного танца. Акцентирование на сильную долю такта в шагах. Музыкальная структура движения: половинный каданс – полный каданс. Вступительные аккорды. Заключительные аккорды. Чередование сильной, слабой доли такта. 1.3 Тема: Элементы классического танца
Теория. Обобщить полученные практические навыки и знания. Освоить основные правила движений у станка.
Практика. Основные правила движений у станка. Понятие о поворотах ан деор и ан дедан. Эпольман. Эстетика, логика и техника смены эпольман (круазе, анфас) в позах классического танца.
1.4 Тема: Элементы современного танца
Теория. История хореографии. Современные направления: хип-хоп, хаус, диско, кул-херк, современные DJ. Освоить основные технические навыки современного танца.
Практика. Ритмическая разминка: разогрев, движения головы, плеч, грудной клетки, контракция, прыжки. Лексика: упражнения стетч-характера, приставной шаг (steptouch), виноградная лоза (grapevine), V-шаг (V-step). Кросс: комбинации с перемещением, различные способы вращений и прыжков, «кач» как основы пластики хип-хопа. 1.5 Тема: Элементы эстрадного танца
Теория. Особенности танцевальных стилей. Джаз–модерн, модерн, композиции и хореографические комбинации.
Практика. Позиции рук. Работа рук, тела, головы корпуса с изменением направлений. Координация движений: шаги (приставной, тройной), волна, позиции рук – flex, позиции ног (параллельные), положения стоп: point. Kick. 1.6 Тема: Работа над репертуаром
Теория. Постановка танца, этюдов, разминок. Планирование проектов Практика. Отработка движений, синхронности, артистичности. Техника танцевального элемента. Манера исполнения танцевальных элементов. Ритмико-гимнастические упражнения. Комплексные танцевальные упражнения.
1.7 Тема: Итоговое занятие
Теория. Диагностика усвоения детьми программного материала второго года обучения. Отчетный концерт для родителей и населения, в котором прослеживается практически весь репертуар за 2 года обучения.
2. Раздел: Творческая деятельность
2.1 Тема: Актерское мастерство
Теория. Техника пластики в хореографической постановке. Двигательные навыки и приёмы в пластических упражнениях. Практика. Импровизация хореографических этюдов. Ролевые игры на внимание на память. Развитие творческого воображения.
3. Раздел. Мероприятия воспитательного характера
3.1 Тема: Беседы об искусстве. Прослушивание музыки, посещение концертов.
Теория. Эстетика танцевальной культуры. Развить тонкое восприятие хореографического искусства. Беседа о хореографическом искусстве, посещение конкурсных мероприятий.
Содержание учебного плана третьего года обучения
- Раздел. Учебно-тренировочная работа
- Тема: Вводное занятие
Теория. Провести инструктаж. Познакомить с репертуаром и учебным планом на учебный год. Напомнить упражнение прошлого года.
1.2 Тема: Азбука музыкального движения
Теория. Динамические оттенки в музыке. Ритмические рисунки в движении (сочетание четвертей и восьмых). Движения хореографической гимнастики. Терминология современного танца. Партерная гимнастика. Практика. Основные позиции, положения и функции рук, ног в современном танце: нейтральное, или подготовительное положение, press-position, 1, 2, 3 позиция. Двойная функция ног: передвижения тела в пространстве и выполнение самостоятельных движений. 1, 2, 3 параллельные позиции. 3, 4, 5 аналогично классической позиции. Положение стопы point и flex. Лексика: различные танцевальные шаги (волна, различные взмахи руками с волной). Упражнение на развитие осанки, плечевого пояса, для бедер. Наклоны с изменением направления. Кросс: для развития координации движений. Партерная гимнастика.
- Тема: Элементы классического танца
Теория. Освоить основные правила движения у станка. Повороты ан деор и ан дедан. Эпольман. Логика и техника смены эпольман (круазе, анфас) в позах классического танца.Практика. Движения — связки (па де буре). Закономерности координации движений рук головы впор де бра.Батман тандю с 5-й позиции, во всех направлениях. С затактовым построением. Размер 2/4, темп — модерато (средний). Батман тандю жете по 1-й позиции (вперед и назад). Рон де жамб пар тер — ан деор и ан дедан (с остановками спереди и сзади). Размер 3/4, темп — модерато.
Батман фраппэ — по всем направлениям. Размер 2/4, 4/4, (затакт 1/8, темп — модерато). Релеве лян с 5-й позиции — во всех направлениях (держась за станок од—ной рукой). Размер 3/4, 4/4 темп — анданте. Па де бурре — с переменой ног (стоя лицом к станку). Размер 2/4, темп -модерато. Шанжман де пье (большое) — прыжок с 5-й позиции с переменой ног (лицом к станку). Размер 2/4, темп — аллегро (подвижно).
1.4 Тема: Элементы народно-сценического танца
Теория. История. Технические навыки. Русский стилизованный. Танцы народов мира.Характеристика: настроение и характер (задорный, озорной, веселый, грустный и т.д.)Практика.Повторяются упражнения у станка. Батман тандю — скольжение стоп по полу; с поворотом ноги в закрытом положении, в сторону. Батман тандю жете — маленькие броски: вперед, в сторону, назад; с одним ударом стопой по 5-й открытой позиции (коротким ударом по полу носком или ребром каблука). Батман тандю — в полупрседании на одной ноге. Русский стилизованный танец. Положение рук в танце. «Веревочка» — простая и с переступанием. «Моталочка» простая в повороте. Поддержки в танце. Движения «качели.» Припадания. Движения рук — резкие и акцентированные взмахи. Движения плеч — поочередные и одновременные (вперед и назад), короткие (вверх и вниз). Движения головы, движения ног. Ходы. Шаг вперед, в сторону с поворотом. Опускание на колени: на одно, на оба с одновременным поворотом.
1.5 Тема: Элементы эстрадного танца
Теория. Особенности танца джаз-модерн. История. Музыка, стиль, модерн, костюмы.
Практика. Работа корпуса, ног, головы в танце. Простейшие поддержки, перестроения, комбинации. Ритмическая разминка: разогрев рук, растяжка рук, прокачка рук, вращение предплечьями, упражнение на плечевой сустав (мельница, качели), разминка стоп, проработка, растяжка, прокачка, вращение коленями и упражнения для бедер. Кросс: бег, шаг (скрестный), плавные переходы. Партерная гимнастика: комплекс упражнений на гибкость корпуса (складочка, шпагаты). Композиция из пройденных элементов эстрадного танца. Ритмические построения комбинаций.
1.6 Тема: Работа над репертуаром
Теория. Постановка танца. Техника танцевального элемента синхронность, артистичность.Танец: вальс, венский вальс, танго, аргентинское танго, джайв, квикстеп, контемп ( в стиле формейшен – смешение стилей).Учебник «Секрет танца» изд. 1997 г.
Практика. Отработка танцевальных движений в хореографических учебных схемах. Итоговое занятие. Концерт. 2. Раздел: Творческая деятельность 2.1 Тема: Актерское мастерство Теория. Освоение ряда частных двигательных навыков – технических приемов выполнения пластических заданий. Сюжет танца. Занятия — фантазий. Ролевые игры (на внимание, на память). Развитие творческого воображения. Творческие постановки. Развитие мизансценического мышления и пластического воображения детей. Этюды, развивающие игры, пантомима. 3. Раздел. Мероприятия воспитательного характера
3.1 Тема: Беседы об искусстве. Прослушивание музыки, посещение концертов
Теория. Развить тонкое восприятие хореографического искусства. Практика. Отчетный концерт по итогам 3 года обучения.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты:
Обучающийся будет формировать ответственное отношение к обучению хореографических основ, готовность к способности самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию азбуки танцев.
У обучающегося будет знание как правильно ходить в такт музыке, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку, соблюдать пластику движения, знать позиции ног и рук классического танца, выдерживать правила постановки ног у станка при выворотной опоре.
Межпредметные результаты:
Обучающийся будет знать разницу между круговым движением и прямым (на примере тандю и рон дежамб пар тер), положение ног, сюр лек у де пье – «условное», «обхватное», тактировать руками музыкальный ритм в танце размеры 2/4, 4/4, 3/4 при двухтактовом вступлении, как вовремя начать движение и закончить его с концом музыкального предложения (марш 4/4), чувствовать характер марша (спортивного, строевого, походного) и уметь передать его в шаге, изображать в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца, выразить образ в разном эмоциональном состоянии – веселья, грусти и т.д.
Обучающийся приобретёт умение распознать характер музыки, исполнять движения, ходы, перестроения в танцах, элементы русского танца исполнить переменный шаг, правильно исполнить два подготовительных в пор де бра, азбукой музыкального движения.
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать правила постановки рук, группировки рук в танце, положение «носок против пятки» в движениях с 5-й позиции, характерные движения рук в танцах, навык выворотного положения ног «пятка против пятки» в батман тандю с 1-й позиции (вперед, назад, в сторону),
Обучающийся будет уметь закрывать руку, заканчивая движение в адажио, акцентировать шаг на правую долю такта в марше и в 3/4 –музыкальном размере, слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнениях, различать особенности маршевой музыки (спортивной, военной), в фонограмме активизировать внимание, свободно и грамотно ориентироваться в терминологии современного танца, самостоятельно и грамотно выполнять изученные элементы танца, владеть исполнительским мастерством сценического танца, работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара, уметь эмоционально и технически верно выступать перед зрителем.
Обучающийся будет владеть навыками различия музыкальных размеров по четвертям: 1/4, 2/4, 3/4, 4/4, 4/8; ритмико-гимнастическими упражнениями на развитие корпуса, хореографическими терминами.
РАЗДЕЛ № 2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
— учебный кабинет с оборудованием: 2 стола, 4 стула, банкетка, лавочка, хореографический станок, телевизор, ноутбук, ДВД плейер, гимнастические коврики, обручи, скакалки;
— раздаточный материал: карточки со схемами хореографических этюдов и карточки с описанием техники танцевального элемента по современной и классической хореографии.
2. Учебно-методическое информационное обеспечение:
— аудио музыка: сборники по современной хореографии, бальной стилизации, модерн, кон темп;
— видео ролики: с учебными схемами хореографических этюдов на разработку танцевального корпуса, растяжку, с учебными схемами танцев, флэш-мобов;
— презентации: награждение коллектива, награды коллектива, участие в конкурсах, фестивалях, концертов хореографического творчества;
— мастер – классы: «Смешные матрешки», «Озорные ковбои», «Весёлые пираты»;
— фотографии учебных схем, позиций, перестроений;
— иллюстрации со сценическими костюмами и выкройками; — словарь с хореографическими терминами. Информационное обеспечение:
http://ciassik-musik/ru/ http://www.baletmusic/ru/ http://www.horeogpaf.com http://www.moderndance.ru Нормативно правовая база:
— Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
— Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р);
— СанПиН 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
Список литературы:
1. Ботомер П. Уроки танца. Москва: Изд-во «Эксмо». 2003. С. 256. 2. Васильева. Т. К. Секрет танца. Москва: Изд-во «Золотой век». 2003. С. 480. 3. Диниц Е.В. Азбука танцев. Москва: Изд-во «ООО АСТ». 2004. С. 286. Ткаченко Т. Народные танцы. Москва: Изд-во «Эксмо». 2003. С. 265.
4. Тарасов Н. И. Классический танец. Москва: Изд-во «ООО Сталкер». 2004. С. 286.
5. Устинова Т. Русские танцы. Москва: Изд-во «Золотой век». 2010. С. 480.
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации
Оценочные материалы:
— тестирование;
— контрольная работа;
— анкетирование;
— музыкально-хореографические игры с сюжетом;
— итоговый мониторинг.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
— входной контроль – тестирование;
— промежуточный контроль;
— текущий контроль;
— итоговую аттестацию.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: концерты, фестивали, конкурсы.
2.3 Методические материалы
Используемые методы:наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, словесный, упражнения — многократного повторения, проблемно-поисковый.
Используемые технологии: эстрадный, классический, кон-темп, модерн, современная хореография.
На первом этапе.
Учащие знакомятся с особенностями хореографического жанра, техникой безопасности обращения с ТСО и основами работы с фонограммой. Под руководством преподавателя совершенствуют свой двигательный аппарат, занимаются развитием хореографических навыков, техник, стилей.
На втором этапе.
Учащиеся знакомятся с основами хореографии, над созданием своего сценического образа и образа в танце. Учащиеся разучивают постановочный репетиционный репертуар, инициируемый педагогом.
На третьем этапе.
Учащиеся работают над выразительностью исполнения танцевального репертуара, эмоционально и технически выступают перед зрителем. Самостоятельно и грамотно выполняют изученные техники и стилей танцев.
Наличие методического материала: беседы, сценарии, игровые программы, классные часы.
Формы организации учебного занятия:
— занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;
— комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, просмотр видео роликов с хореографическим коллективом, постановочно-репетиционная работа);
— практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над танцевальным репертуаром, публичные выступления-концерты;
— коллективная форма работы – основополагающая, представляет собой творческий процесс, в котором избираются разнообразные варианты решения исполнительских задач, связанных с выявлением идейно-художественного содержания хореографического произведения, его творческого воплощения, а так же способствует достижению исполнительского мастерства группы в целом. Алгоритм учебного занятия:тема, цель, задачи, материалы, ход урока, организационный момент, беседа, практическая часть, техника безопасности, самостоятельная работа, физминутка, продолжение самостоятельной работы, игровой момент, итог занятия.
Перечень дидактических материалов:
— технологические карты, схемы, образцы элементов в «Азбуке танца», физминутки, игры;
— творческие проекты: танец «Приображение» в технике «кон-темп», танец «Пираты ДВ берегов» в технике «модерн», «Весёлые ковбои» в технике «эстрадного танца»;
— исследовательские работы: «История хореографических стилей» в технике «уличные танцы», «Возникновение хореографических «флэш-мобов», «История появления сценических костюмов для выступления на сцене».
2.4. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | 2 год | 3 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 9 | 36 | 36 | |
Количество учебных дней | 36 | 108 | 108 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 15.09.2021- 31.12.2021 | 15.09.2021- 31.12.2021 | 15.09.2021- 31.12.2021 |
2 полугодие | 12.01.2022- 31.05.2022 | 12.01.2022- 31.05.2022 | 12.01.2022- 31.05.2022 | |
Возраст детей, лет | 7-9 | 10-13 | 14-18 | |
Продолжительность занятия, час | 1 | 2 | 2 | |
Режим занятия | 2 раза/нед | 3 раза/нед | 3 раза/нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 72 | 216 | 216 |
2.5. Календарный план воспитательной работы
Мероприятия | Объем | Дата проведения |
1 этап районного конкурса творческих работ, посвящённых Дню тигра | 01.09.21. — 20.09.21. | |
Проведение практических учений и инструктажей с обучающимися: «Как вести себя при террористическом акте»;«Правила пожарной безопасности»;«Правила техники безопасности»; «Правила поведения на дорогах» | 01.09.21. -05.09.21. | |
Муниципальный этап краевого праздника «День тигра» | 23.09.21. | |
«Бобкин день» праздник, посвящённый Всемирному Дню животных | 21.10.21. | |
Беседы, посвящённые Дню Приморского края | 25.10.21. | |
Мероприятия (беседы, конкурсы), посвящённые Дню народного единства | 03.11.21. | |
«Я маму милую люблю»- конкурс творческих работ | 01.11.21-24.11.21. | |
Мероприятия (беседы, конкурсы), посвящённые Дню согласия и примирения | 07.11.21. | |
Организация и проведение мероприятий по формированию толерантного сознания и профилактике экстремистских проявлений (встречи, акции, беседы) | 10.11.21. 16.11.21. | |
Мероприятия (беседы, конкурсы, викторины), посвящённые Всемирному Дню ребёнка | 20.11.21. | |
Мероприятия, посвящённые Международному Дню отказа от курения | 21.11.21. | |
Социально-значимая акция волонтёров по патриотическому воспитанию «Милосердие», пропаганде ЗОЖ | 24.11.21.-07.12.21. | |
Музыкально-развлекательная программа «Новогодняя сказка» | 01.12.21.-25.12.21. | |
Беседы, посвящённые Международному дню борьбы со СПИДом | 01.12.21. | |
Организация и проведение встреч, практических занятий, акций по изучению правил дорожного движения | 08.12.21.- 19.12.21. | |
Мероприятия (беседы, конкурсы), посвящённые Международному Дню прав человека | 10.12.21. | |
Организация и проведение бесед, встреч, конкурсов рисунков, викторин, посвящённых Дню Конституции | 12.12.21. | |
Новогодние утренники | 26.12.21.-30.12.21. | |
Игровые программы для пришкольных лагерей (по отдельному плану) | 04.01.22.-12.01.22. | |
Военно-патриотический месячник | 23.01.22.-23.02.22. | |
Акция против употребления ПАВ «Мы за здоровый образ жизни» | 29.01.22. | |
Военно-патриотический месячник | 23.01.22. 23.02.22. | |
Конкурс творческих работ «Праздник всех солдат, защитников, бойцов» | 01.02.22.-30.02.22. | |
Мероприятия (беседы, викторины), посвящённые Международному Дню родного языка | 22.02.22. | |
Участие в военно-спортивной игре «Зарница» среди обучающихся ДЮЦ | 25.02.22 — 01.03.22. | |
Социально-значимая акция волонтёров по патриотическому воспитанию, пропаганде ЗОЖ | 24.02.22. | |
Организация и проведение встреч, практических занятий, акций по изучению правил дорожного движения | 10.03.22.-14.03.22. | |
Игровые программы для пришкольных лагерей (по отдельному плану) | 16.03.22.-24.03.22. | |
Участие в районном празднике «День Земли» | 21.03.22. | |
Неделя детской и юношеской книги | 27.03.22.-03.04.22. | |
Международный день птиц | 01.04.22. | |
Неделя здоровья | 01.04.22.-08.04.22. | |
Просмотр видеофильма, лекция «Техника жизнедеятельности во время прогулок и подвижных игр около водоёмов и рек» | 04.04.22. | |
Всемирный день авиации и космонавтики | 12.04.22. | |
Патриотический месячник «Весенняя неделя добра», посвящённый годовщине Победы над фашистской Германией | 15.04.22.-15.05.22. | |
Месячник по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | 15.04.22.-15.05.22. | |
Месячник, посвящённый международному дню семьи и Международному Дню защиты детей. Организация мероприятий | 15.05.22.- 15.06.22. | |
Отчетный концерт ДЮЦ | 22.05.22. | |
Социально-значимая акция по пропаганде ЗОЖ | 26.05.22.- 31.05.22. | |
Всемирный день без табака | 31.05.22. | |
Праздничная программа, посвящённая Международному дню защиты детей «Праздник детства» | 01.06.22. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Базарова Н., Мэй В. Азбука классического танца. Москва: Изд-во «Исток». 2011. С. 483.
- Валанова А. Основы классического танца. Москва: Изд-во «Дрофа». 2009. С. 282.
- Костровицкая В. Школа классического танца. Москва: Изд-во «Просвещение». 2005. С. 305.
- Костровицкая B.C. 100 уроков классического танца. Санкт-Петербург: Издательство «ООО Диамант». 2015. С. 284.
- Ткаченко Т. Работа с танцевальными коллективами. Москва: Изд-во «Исток». 2011. С. 254.