Корчагина А. В. «В мире прекрасного»

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного  образования «Детско – юношеский  центр»  с. Чугуевка

 

 

Рекомендован

решением методического совета

протокол №____ от «____»________2017 года

              Утверждено

Приказом МБУ ДО ДЮЦ с.Чугуевка

от ______2017 года №

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ  ПРОГРАММА

 

«В мире прекрасного»

 

Направленность:  художественная.

                                 

 

Возраст учащихся: 6 -12 лет

                                                       Срок реализации: __3 года___(648 часов)

 

 

                                  Автор-разработчик: Корчагина  Алёна Владимировна

                                                                                     педагог  дополнительного  образования

 

 

 

с. Чугуевка

2016 год

  1. I. Пояснительная записка
  2. Основные характеристики программы:

         1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «В мире прекрасного» имеет художественно-эстетическую направленность.  Она направлена на изучение живописи, формирование духовного мира обучающихся посредством воздействия на их чувства и эмоции, обучение практическим умениям и навыкам, работа любыми художественными материалами, ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

Программа является модифицированной, она разработана на основе   авторской   программы И.И. Волобуевой и типовых программ по изобразительному искусству.

1.2.  Актуальность программы состоит в том, что изобразительное искусство имеет большое значение в развитии и воспитании детей как в младшем школьном возрасте, так и в среднем и старшем. Оно способствует развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, цветового восприятия, целостного восприятия в познании мира. Изобразительное искусство способствует гармонизации эмоциональной сферы ребенка, его психической устойчивости.

1.3. Отличительные особенности программы в том, что она доступна и удобна в живописном материале: гуаши, акварели, восковых мелках, графических мелках, масляных красках; позволяет без лишних затрат реализовать творческий всплеск и освоить практические азы изобразительного искусства. Детям, занимающимся по данной программе, важно освоить или попробовать ряд техник по искусству, это позволит ребенку найти тот вид деятельности, где бы он наилучшим образом смог реализовать собственные возможности, а также поддержит интерес к художественному творчеству, откроет в себе художника, именно такую возможность предоставляют занятия художественным творчеством в творческом объединении.  Так же для улучшения восприятия и более близкого ознакомления обучающихся с изобразительным искусством планируются посещения выставок, встречи с художниками, поездки в музей. Все это в целом является мощным стимулом для развития познавательного интереса к искусству.

           1.4. Педагогическая целесообразность очевидна, так как обучающиеся получают дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, повышая свой образовательный уровень по истории искусств, краеведению. Кроме того, при реализации программы повышается психологическая защищенность, коммуникативность, самооценка. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве. Дети, занимаясь изобразительным искусством, учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественно-эстетический вкус. Занятия способствуют развитию трудовой и творческой активности, воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи. Дают возможность творческой самореализации личности и приобщению традициям русского народного творчества.

 

         1.5. Цель данной программы — углублённое овладение знаниями, умениями и навыками в изобразительной деятельности, развитие творческих способностей детей.

1.6. Общие педагогические задачи программы.

— Обучить основам рисования с натуры, по памяти и воображению, обратить особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объёма, перспективы, светотени, композиции;

— Обучить приёмам передачи выразительности через линию, пятно;

— Обучить основам цветоведения, теории и практики рисования живописными материалами;

— Обучить пользованию художественно- выразительными средствами композиции в соответствии с замыслом;

— Воспитать детей эстетически, сформировать их духовную культуру и потребность постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитать уважительное отношение к труду художников;

— Сформировать пространственные представления, художественно- образное восприятие действительности;

— Развить художественно- творческие способности и склонности, художественный вкус, фантазию, зрительную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, сформировать творческую индивидуальность;

— Развить цветоощущение, зрительную память;

— Приобщить детей к наследию отечественного и мирового искусства.

        1.7. Возраст детей, участвующих в реализации программы:

программа предназначена для детей в возрасте от 6 до 12 лет.

Набор детей производится в начале учебного года. В объединение принимаются все желающие, без предварительных испытаний. Допускается дополнительный набор детей в течение всего учебного года на вакантные места по результатам тестирования.

        1.8. Формы занятий: индивидуально- групповые.

Наполняемость учебной группы:

1-й год обучения: 12-15 человек;

2-й год обучения: 10-12 человек;

3-й год обучения: 8-10 человек. Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются, как подарки для родных, друзей, ветеранов войны. Также актуальной формой проведения занятий является пленэр – рисование с натуры на свежем воздухе.

Для реализации программы используются также и другие формы занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей, обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие  проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

  1. Объем программы:

        2.1. Объем программы «В мире прекрасного».

Общая   продолжительность обучения составляет 648   учебных часов.

1 этап – для начинающих – 1 год обучения.

Цель этого этапа – дать первоначальные знания умения и приобрести навыки по изобразительному искусству. Используется репродуктивный метод обучения.

2 этап – совершенствование умений и навыков – 2 год обучения

Совместно с репродуктивным методом используется творческая деятельность обучения.

3 этап – 3 год обучения.

Формирование разнообразных, глубоких и прочных систем знаний и максимальная стимуляция педагогом самостоятельной творческой деятельности.

        2.2.  Срок реализации программыПрограмма  рассчитана на 3 года обучения  и  составляет 27 учебных  месяцев.

        2.3.  Режим занятий:

—  первый год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа с 15-минутным перерывом каждый час, в итоге 216 часов за учебный год;

—  второй год обучения —  2 раза в неделю по 3 часа с 15-минутным перерывом каждый час, в итоге 216 часов за учебный год;

— третий год обучения —   2 раза в неделю по 3 часа с 15-минутным перерывом каждый час, в итоге 216 часов за учебный год.

При определении режима занятий учтены санитарно–эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования.

  1. Планируемые результаты

         3.1. Планируемые результаты:

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

К концу первого года обучения дети будут знать:

  • основные и дополнительные цвета;
  • цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
  • понятие симметрии;
  • контрасты форм;
  • свойства красок и графических материалов;
  • азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
  • основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);

уметь:

  • смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
  • правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
  • грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
  • работать самостоятельно и в коллективе;
  • организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
  • самостоятельно пользоваться художественными инструментами, с которыми дети

познакомились на занятиях;

К концу второго года обучения дети будут знать:

  • контрасты цвета;
  • гармонию цвета;
  • азы композиции (статика, движение);
  • пропорции плоскостных и объёмных предметов;

уметь:

  • выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
  • соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
  • работать с натуры;
  • работать в определённой гамме;
  • доводить работу от эскиза до композиции;
  • использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
  • работать с бумагой в технике объёмной пластики;
  • работать в группе;

К концу третьего года обучения дети будут знать:

  • основы линейной перспективы;
  • основные законы композиции;
  • пропорции фигуры и головы человека;
  • различные виды графики;
  • основы цветоведения;
  • свойства различных художественных материалов;
  • основные жанры изобразительного искусства;

уметь:

  • работать в различных жанрах;
  • выделять главное в композиции;
  • передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
  • сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
  • строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
  • критически оценивать, как собственные работы, так и работы своих товарищей;
  • способность к адекватной самооценке;
  • радоваться своим успехам и успехам товарищей;

        3.2. Способы проверки результатов.

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие(цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
  • промежуточные(проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
  • итоговые(определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

  • черезмеханизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
  • черезотчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

 

  1. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                                    2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

п/п

Тема занятия Часы Форма проведения занятия Форма контроля
теория практика
1 Введение в программу 2 1
1.1

Знакомство с программой.

Особенности первого года обучения

1   Повторение
1.2 Правила техники безопасности в изостудии 1 1 Анкетирование
2 Рисунок 10 20
2.1 Волшебная линия 2 4 Рисование на  выбранную тему Опрос
2.2 Точка 2 4 Выполнение творческого задания. Выставка  работ
2.3 Пятно 2 4 Конкурсное — игровое занятие Опрос
2.4 Форма 2 4 Занятие импровизация. Выставка  работ
2.5 Контраст форм 2 4 Проверочное занятие. Тестирование
3 Выразительные средства графических материалов 8 16
3.1 Цветные карандаши 2 4 Ознакомительное занятие. Опрос
3.2 Гелиевые ручки, тушь 2 4 Рисование на  выбранную тему Опрос
3.3 Восковые мелки, фломастеры 2 4 Комбинированное занятие. Выставка  работ
3.4 Пастель, уголь 2 4 Проверочное занятие Выставка работ
4 Живопись 10 20
4.1 Свойства красок 2 4 Ознакомительное занятие. Опрос
4.2 Королева Кисточка и волшебные превращения красок 2 4 Рисование на  выбранную тему Опрос
4.3

Праздник тёплых и холодных цветов

 

2 4 Мастер-класс Опрос
4.4

Серо-чёрный мир красок

 

2 4 Занятие по памяти Выставка  работ
4.5 Красочное настроение 2 4 Проверочное занятие Тестирование
5 Декоративное рисование 14 28
5.1 Симметрия 2 4 Конкурсное -игровое занятие. Опрос
5.2 Стилизация 2 4 Занятие импровизация Выставка  работ
5.3 Декоративные узоры 2 4 Ознакомительное занятие. Опрос
5.4 Орнамент 3 6 Проверочное занятие. Тестирование
5.5 Сказочная композиция 2 4 Выполнение творческого задания. Выставка  работ
5.6 Роспись 3 6 Рисование на  выбранную тему Выставка  работ
6 Нетрадиционные техники рисования 9 36
6.1 Набрызг 3 9 Мастер-класс Выставка работ
6.2 Рисование мыльными пузырями 1 5 Выполнение творческого занятия Опрос
6.3 Рисование копировальной бумагой 1 5 Рисование на выбранную тему Опрос
6.4 Ниткография 1 5 Занятие импровизация Выставка работ
6.5 Рисование кистью с жёсткой щетиной 1 5 Конкурсное игровое занятие Опрос
6.6 Пальчиковая живопись 2 7

Комбинированное занятие

Проверочное занятие

Тестирование
7 Оформительские, творческие и выставочные работы. 6 24 Выполнение творческого занятия Выставка работ
8 Экскурсии в музеи и на выставки 9 Занятия экскурсия Опрос
9 Итоговое занятие 2 1 Итоговое тестирование Тестирование
                                                                    Итого: 216 часов

Второй год обучения

п/п

Тема занятия Часы Форма проведения занятия Форма контроля
теория практика
1 Введение в программу 2 1
1.1 Особенности второго года обучения 1   Повторение
1.2 Правила техники безопасности в изостудии 1 1 Анкетирование
2 Королева Живопись 16 32
2.1 Гармония цвета 5 10 Рисование на  выбранную тему Опрос
2.2 Контраст цвета 5 10 Выполнение творческого задания. Выставка  работ
2.3 Цветные кляксы 6 12 Конкурсное — игровое занятие Опрос
3 Азы композиции 15 30
3.1 Линия горизонта 5 10 Конкурсное -игровое занятие Опрос
3.2 Композиционный центр 5 10 Мастер-класс Выставка работ
3.3 Ритм и движение 5 10

Комбинированное занятие

 

Опрос
4 Азбука рисования 12 24
4.1 Пропорции 4 8 Ознакомительное занятие. Тестирование
4.2 Плоскостное и объёмное изображение 4 8 Рисование на  выбранную тему Опрос
4.3 Рисование с натуры и по памяти 4 8 Занятия с натуры. Занятия по памяти Выставка  работ
5 Пейзаж 12 24
5.1 Образ дерева 4 8 Занятие импровизация Опрос
5.2 Живописная связь неба и земли 4 8 Рисование на  выбранную тему Опрос
5.3 Времена года 4 8 Проверочное занятие Тестирование
6 Оформительские, творческие и выставочные работы. 12 24 Выполнение творческого задания. Выставка  работ
7 Экскурсии в музеи и на выставки 9 Занятия экскурсия Опрос.
8 Итоговое занятие 2 1 Итоговое тестирование Тестирование
                                                                        Итого: 216 часов

Третий год обучения

п/п

Тема занятия Часы Форма проведения занятия Форма контроля
теория практика
1 Введение в программу 2 1
1.1 Особенности третьего года обучения 1   Повторение
1.2 Правила техники безопасности в изостудии 1 1 Анкетирование
2 Графика 10 35
2.1

Граттаж

 

2 7 Рисование на  выбранную тему Опрос
2.2 Монотипия 2 7 Выполнение творческого задания. Выставка  работ
2.3 Гравюра на картоне 2 7 Конкурсное — игровое занятие Опрос
2.4 Линогравюра 2 7 Мастер-класс Выставка работ
2.5 Гризайль 2 7 Рисование на выбранную тему Выставка работ
3 Натюрморт и его изобразительные возможности 4 14
3.1 Натюрморт в холодной гамме 2 7 Ознакомительное занятие. Тестирование
3.2 Натюрморт в тёплой гамме 2 7 Занятия с натуры. Занятия по памяти Выставка работ
4 Фигура и портрет человека 7 29
4.1 Набросок с натуры 1 5 Занятие импровизация Опрос
4.2 Силуэт 1 5 Рисование на  выбранную тему Опрос
4.3 Живописный портрет 2 10 Проверочное занятие Тестирование
4.4 Фигура человека в движении 3 9
5 Азы перспективы 4 20
5.1 Линейная перспектива 2 7 Ознакомительное занятие. Опрос
5.2 Воздушная цветоперспектива 2 7 Рисование на выбранную тему Выставка  работ
6 Образ природы 4 26
6.1 Работа на пленэре 1 8 Ознакомительное занятие. Занятие с натуры Опрос
6.2 Работа по впечатлению 1 8 Занятие по памяти. Занятие импровизация Выставка работ
6.3

Тематический пейзаж

 

2 10 Рисование на выбранную тему. Проверочное занятие Выставка работ
7 Декоративно-прикладное рисование 2 16
7.1 Особенности русских народных промыслов 1 8 Конкурсное-игровое занятие Опрос
7.2 Декоративная композиция (витраж) 1 8 Комбинированное занятие Выставка работ
8

Оформительские, творческие и выставочные работы.

 

8 22 Выполнение творческого задания. Выставка  работ
9 Экскурсии в музеи и на выставки 9 Занятия экскурсия Опрос.
10 Итоговое занятие 2 1 Итоговое тестирование Тестирование
                                                                        Итого: 216 часов

 

2.2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

                                                         Первый год обучения

Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Тема 1.2. Правила техники безопасности в изостудии.

Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Раздел 2. Рисунок.

Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелиевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

Тема 2.1. Волшебная линия.

Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

Тема 2.2. Точка.

Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантилизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантилизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».

Тема 2.3. Пятно.

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

Тема 2.4. Форма.

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».

Тема 2.5. Контраст форм.

Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».

Раздел 3. Выразительные средства графических материалов

Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.

Тема 3.1. Цветные карандаши.

Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики».

Тема 3.2. гелиевые ручки, тушь.

Знакомство с выразительными возможностями работы гелиевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина».

Тема 3.3. Восковые мелки, фломастеры.

Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».

Тема 3.4. Пастель, уголь.

Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковиной и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».

Раздел 4. Живопись.

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.

Тема 4.1. Свойства красок.

Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».

Тема 4.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».

Тема 4.3. Праздник тёплых и холодных цветов.

Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».

Тема 4.4. Серо-чёрный мир красок.

Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».

Тема 4.5. Красочное настроение.

Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».

Раздел 5. Декоративное рисование.

Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.

Тема 5.1. Симметрия.

Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:

— одновременное рисование двумя руками сразу;

— использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.

Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».

Тема 5.2. Стилизация.

Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони».

Тема 5.3. Декоративные узоры.

Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».

Тема 5.4. Орнамент.

Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».

Тема 5.5. Сказочная композиция.

Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка».

Тема 5.6. Роспись.

Художественная роспись —искусство декорирования красками какой-либо поверхности.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Хохломские напевы», «Загадочная гжель», «Мезенское чудо», «Городецкий сувенир».

Раздел 6. Нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Тема 6.1. Набрызг.

Эта техника является достаточно сложной техникой.  Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Осенний натюрморт», «Сказочная зима», «Праздничный салют», «Африканские жители», «Зоопарк».

Тема 6.2 Рисование мыльными пузырями

Способ получения изображения: опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Морские чудеса», «Под куполом цырка».

Тема 6.3 Рисование копировальной бумагой

Изображения через такую бумагу требуют от учеников движений всецело, на ощупь, что так же не маловажно для развития рецепторов и мелкой моторики рук. Копировальная бумага кладется блестящей поверхностью вниз, а затем учитель показывает детям, что, двигая по бумаге заточенной палочкой, карандашом, можно изобразить любые предметы. Для удобства можно копировальную бумагу и бумагу, на которой рисуют ученики, склеить или придерживать другой рукой. Важно так же не давить сильно палочкой или карандашом, а легко водить по поверхности копировальной бумаги.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Мой любимый пушистик».

Тема 6.4 Ниткография

Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Чудо-бабочка», «Цветик-семицветик».

Тема 6.5 Рисование кистью с жёсткой щетиной

Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших школьников состоит в следующем: учитель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Зеленая красавица», «Букет для мамы», «Пушистики».

Тема 6.7 Пальчиковая живопись

Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть подбородком и носом. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему, скажите, мы должны рисовать только кисточкой и фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка намного лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастер кончился – а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит ладошку или пальчик ученика. Хорошо, если мы научим учеников пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным, а всеми. И еще: если школьник много времени провел с фломастерами и карандашами, то он не сразу примет условия учителя рисовать пальцами. Задача учителя – познакомить учеников с пальцевой живописью, напомнить о ней – а выбор пусть остается за детьми

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Осенние чудо», «Веселые животные».

Раздел 7. Оформительские, творческие и выставочные работы.

Ознакомление обучающихся с основами художественно-оформительской  работы.

В оформительские работы входят выполнение несложных оформительских работ, выставки из детских работ, праздничное оформление, выставочные работы, итоговые работы.

Практическое занятие. Примерные задания: «По следам амурского тигра», «Мой учитель», «Любимая мама», «Символ года», «Этих дней не смолкнет слава».

Раздел 8. Экскурсии в музеи и на выставки

Экскурсии в музей  им. А. А. Фадеева, ; художественные выставки ДЮЦ и района.

Раздел 9. Итоговое занятие

Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.

Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.

                                                     

                                           Второй год обучения

Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.

Тема 1.2. Особенности второго года обучения.

Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

Раздел 2. Королева Живопись.

Основы цветоведения.

Тема 2.1. Гармония цвета.

Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».

Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Праздничный букет», «Зимняя сказка».

Тема 2.2. Контраст цвета.

Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.

Практическое занятие Примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица», «Теремок».

Тема 2.3. Цветные кляксы.

Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.

Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны», «Волшебные бабочки», «Чудо-юдо».

Раздел 3. Азы композиции.

Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа).

Тема 3.1. Линия горизонта.

Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей.

Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц».

Тема 3.2. Композиционный центр.

Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.

Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка».

Тема 3.3. Ритм и движение.

Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи движения в композиции.

Практическое занятие. Примерные задания: игровые упражнения на тему «Бег по кругу», «Догонялки».

Раздел 4. Азбука рисования.

Тема 4.1. Пропорции.

Пропорции – соотношение частей по величине.

Тема 4.2. Плоскостное и объёмное изображение.

Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).

Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража», «Любимые игрушки», «Конструктор».

Тема 4.3. Рисование с натуры и по памяти.

Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование по памяти.

Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта», «Зарисовки чучела птиц».

Раздел 5. Пейзаж.

Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.

Тема 5.1. Образ дерева. Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).

Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка».

Тема 5.2. Живописная связь неба и земли.

Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.

Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный денёк».

Тема 5.3. Времена года.

Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года.

Практическое занятие. Примерные задания: «Царство осеннего леса», «Хрустальная зима».

Раздел 6. Оформительские, творческие и выставочные работы.

Развивать навык обучающихся  основам  художественно-оформительской  работы.

В оформительские работы входят выполнение несложных оформительских работ, выставки из детских работ, праздничное оформление, выставочные работы, итоговые работы.

Практическое занятие. Примерные задания: «По следам амурского тигра», «Мой учитель», «Любимая мама», «Символ года», «Этих дней не смолкнет слава».

Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки.

Экскурсии в музей им. А. А. Фадеева; художественные выставки ДЮЦ и района.

Раздел 8. Итоговое занятие.

Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования. Просмотр творческих работ, обучающихся и их обсуждение.

                                          

                                     Третий год обучения

Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.

Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

Тема 1.2. Особенности третьего года обучения.

Обсуждение плана работы текущего года. Просмотр летних работ. Отбор лучших рисунков для городской выставки «Лето».

Раздел 2. Графика.

Знакомство с разными видами графики и её характерными особенностями (штрих, линия, контраст чёрного и белого).

Тема 2.1. Граттаж.

Граттаж – графическая работа на восковой подкладке. Создание линий разного направления, плавности, длины и характера с помощью процарапывания.

Практическое занятие. Примерные задания: «Космические дали», «Праздничный город», «Цирк».

Тема 2.2. Монотипия.

Простота исполнения и увлекательность монотипии. Создание фантазийных рисунков посредством разнообразных спецэффектов в оттиске.

Практическое занятие. Примерные задания: «Волшебные бабочки», «Чудо-рыба», «Цветочная поляна».

Тема 2.3. Гравюра на картоне.

Умение расчленять рисунок на части. Наклеивание некоторых деталей одну на другую для создания разнообразных оттенков и фактур. Получение различных оттисков при многократном использовании клише.

Практическое занятие. Примерные задания: «Хоровод», «Спортивные игры», «Парашютисты».

Тема 2.4. Линогравюра.

Линогравюра как наиболее сложный вид графики. Широкое применение в студии (выполнение пригласительных билетов, праздничных открыток, афиши). Чрезвычайно большие возможности линогравюры в передаче тональности, то есть различной степени светлоты предмета. Разнообразие линий в линогравюре (параллельные, пересекающиеся, округлые, пунктирные).

Практическое занятие. Примерные задания: «Чугунное кружево», «Уличный фонарь», «Северное сияние».

Тема 2.5. Гризайль.

Гризайль – одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки. Знакомство с различными приёмами работы в этой технике для получения тоновых отношений.

Практическое занятие. Примерные задания: «Метель в лесу», «Вид из окна», «Садовник».

Раздел 3. Натюрморт и его изобразительные возможности.

Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в изобразительном искусстве.

Тема 3.1. Натюрморт в холодной гамме.

Использование предметов холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых).

Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Гжельская сказка», «Зимняя фантазия».

Тема 3.2. Натюрморт в тёплой гамме.

Создание живописного натюрморта в тёплой гамме для передачи красочного богатства осенней палитры.

Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Дары осени», «Осенний букет».

Раздел 4. Фигура и портрет человека.

Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека. Изображение человека в искусстве древнего мира.

Тема 4.1. Набросок с натуры.

Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром рисунке характерность образа.

Практическое занятие. Примерные задания: «Наброски, выполненные в жанре карикатуры, шаржа», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью».

Тема 4.2. Силуэт.

Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека.

Практическое занятие. Примерное задание «Добрый и злой сказочный герой».

Тема 4.3. Живописный портрет.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа.

Практическое занятие. Примерные задания: «Автопортрет», «Семейный портрет».

Тема 4.4. Фигура человека в движении.

Образная выразительность фигуры человека, изображенной в движении. Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность.

Практическое занятие. Примерные задания: «Фигурное катание», «Спортивные соревнования», «Танец».

Раздел 5. Азы перспективы.

Знакомство с основными правилами перспективного изображения.

Тема 5.1. Линейная перспектива.

Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта.

Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Моя улица», «Дорога уходит в даль».

Тема 5.2. Воздушная цветоперспектива.

Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета).

Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Утро в лесу», «У горного озера».

Раздел 6. Образ природы.

Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях. Умение передавать контрастные состояния природы.

Тема 6.1. Работа на пленэре.

Выбор мотива. Составление эскизов с натуры (пастель, уголь, карандаш)

Практическое занятие. Примерные задания: зарисовки с натуры деревьев, цветов.

Тема 6.2. Работа по впечатлению.

Передача различными художественными материалами разного состояния природы (дождь, снег, ледоход, солнечный день, туман).

Практическое занятие. Примерные задания: «Разноцветный дождь», «Первый снег», «Весна поёт».

Тема 6.3. Тематический пейзаж.

Выражение эмоционального отношения к природе в разные времена года. Связь человека и природы.

Практическое занятие. Примерные задания: «Огонь в лесу», «На рыбалке», «Лыжная прогулка в зимнем лесу».

Раздел 7. Декоративно-прикладное рисование.

Знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм.

Тема 7.1. Особенности русских народных промыслов.

Любимые персонажи народного творчества (Конь-огонь, Птица счастья, Древо жизни).

Практическое занятие. Примерные задания: «Дымковская сказка», «Гжельский букет», «На ярмарке».

Тема 7.2. Декоративная композиция (витраж).

Знакомство с техникой витража и её основными правилами (стилизация изображения, условный цвет, выразительные линии контура).

Практическое занятие. Примерные задания: Роспись стеклянных бутылочек и тарелочек.

Раздел 8. Оформительские, творческие и выставочные работы.

Развивать навык обучающихся  основам  художественно-оформительской  работы.

В оформительские работы входят выполнение несложных оформительских работ, выставки из детских работ, праздничное оформление, выставочные работы, итоговые работы.

Практическое занятие. Примерные задания: «По следам амурского тигра», «Мой учитель», «Любимая мама», «Символ года», «Этих дней не смолкнет слава».

Раздел 9. Экскурсии в музеи.

Экскурсии в музей им. А. А. Фадеева; художественные выставки ДЮЦ и района.

Раздел 10. Итоговое занятие

Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний. Просмотр учебных творческих работ, обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение результатов работы.

 III. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

3.1. Методическое обеспечение программы:

Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей младшего школьного и среднего возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы (например, «Сказка про гусениц-сестренок», фантазийная игра «Цветные сны», «Звери в стране красок», «Танцующие кисточки» и др.).

Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.

Методы и формы занятий:

Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, автором предложена методика структурирования занятий по ИЗО.

Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии.

При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.

Механизм оценки результатов по программе:

Комплекс задач, стоящий перед преподаванием предметов искусства, должен быть обеспечен системностью критериев оценки художественного развития детей, связанной с разработкой на каждом возрастном этапе индивидуальной диагностики творческих и художественных способностей подрастающего человека.

Виды контроля, определяемые педагогикой: текущий – систематическая проверка знаний; рубежный или периодический – после завершения больших тем, разделов; итоговый учет.

Методы и форма контроля:

а) по способу проверки:

– устный (беседа, контрольные вопросы);

– письменный (письменные контрольные работы, вопросники, тесты);

– практический;

б) по охвату учащихся:

– индивидуальный (раздаточный проверочный материал, задания на карточках, кроссворды);

– групповой (кроссворды, лото, игры);

– фронтальный (вопросная форма беседы, опросники, викторины).

Функции контроля:

– обучающая – заключается в том, что в процессе контроля учащиеся получают знания, умения, навыки;

– воспитывающая – заключается в приучении учащихся к систематической работе, в дисциплинированности, в выработке волевых усилий, в содействии и выработке высоких нравственных качеств;

– контролирующая – заключается в выявлении состояния знаний, умений, навыков для определения возможности дальнейшего продвижения учащихся.

Для определения уровней развития изобразительных умений и навыков детей и их творческих проявлений руководствуются критериями, разработанными Т.С. Комаровой.

1.критерий: содержание выполненного изображения, его компоненты, их разнообразие;

2.критерий: передача формы (формы простая или сложная, передана точно или искаженно);

3.критерий: строение предмета (части расположены, верно, или нет);

4.критерий: цвет (цвета яркие или бледные, теплые или холодные);

5.критерий: характер линий (нажим сильный или слабый, раскраска мелкими штрихами или крупными).

Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, проводятся контрольное обследование 2 раза в год. Это позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков.

Результат обученности ребенка оценивается по его личным достижениям относительно собственных возможностей. Уровень художественного развития определяется на основе выставочных работ и участие в конкурсах, олимпиадах, выставках по изобразительному искусству различного уровня – ДЮЦа, районных, краевых, всероссийских, международных.

  • Условия реализации программы

Дидактические материалы.

  Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий. Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе натюрмортный фонд. Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:

  1. Предметы быта: а) стеклянные (вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы); б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски); в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники); г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).
  2. Предметы декоративно-прикладного искусства (прялки, сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).
  3. Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней). 4. Муляжи (грибы, фрукты, овощи).
  4. Чучела птиц и животных (чайки, вороны, совы, попугаи, сороки, белки).
  5. Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль). 7. Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков).

Техническое оснащение программы.

   Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии. Стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами. Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды. Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (компьютер, проектор, интерактивная доска и др.).

 

3.3   Список литературы

Литература для педагога.

  1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению, — М., 1985.
  2. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. Л.Г. Логинова – М.: ВЛАДОС, 1999. – 240 с.
  3. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
  4. Беда Г.Б. Особенности изобразительной грамоты. М.; Просвещение 1989.
  5. В помощь педагогу, работающему над авторской образовательной программой: Методические рекомендации, — М.: Изд-во Мос. Гор. Дворца творчества детей и юношества, 1995, — 24 с.
  6. Волков И.П. Художественная студия в школе, — М.: Просвещение 1993.
  7. Глинская И.П. Изобразительное искусство/ Учебное методическое пособие К.: Радянская школа,1981.
  8. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. / Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998.
  9. Журналы: »Внешкольник», »Педагогическое творчество», »Дополнительное образование», »Коллекция идей», »Педсовет», »Народное творчество’‘ и др.
  10. Законодательство Российской Федерации об образовании, Федеральные базовые законы, — М.: ИФ »Образование в документах», 2001. – 2-е изд.- 104 с.
  11. Козлова С.А. Дошкольная педагогика, — М.: Просвещение 1989.
  12. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  13. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
  14. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства, — М.: Просвещение, 1987.
  15. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах, —  М.,1988.

16.Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.

  1. Макарова М.Н. Перспектива.  М.: Просвещение 1989.
  2. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
  3. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
  4. Перевертень Г. И. Поделки своими руками. М: АС Т- СТАКЛЕР, 2004.
  5. Рейчел Вулф Основы техники рисования цветов акварелью.
  6. Рондели Л.Д Народное декоративно-прикладное искусство. М.; Просвещение 1989.
  7. Романовская А.Л., Чезлов Е.М. Забавные поделки крупные и мелкие. М.:  Минск, АСТ Харвест, 2006.
  8. Серия »Хочу все знать» / Лепка. Фигуры из пластилина, глины, гипса и папье – маше. — М.: изд. «ЭКСМО» — Пресс,2000.
  9. Серия ‘’Хочу все знать» / Рисуем человека: с ног до головы. — М.: изд. «ЭКСМО» — Пресс,2000.
  10. Серия »Школа рисования» / Акварель. М.: Мир книги. 2005.
  11. Серия »Школа рисования» / Воздушная живопись. М.: Мир книги. 2005.
  12. Серия »Школа рисования»/ Графика. М.: Мир книги. 2005.
  13. Серия »Школа рисования» / Живопись. М.: Мир книги. 2005.
  14. Серия »Школа рисования» / Живопись маслом. М.: Мир книги. 2005.
  15. Серия »Школа рисования» / Натюрморт. М.: Мир книги. 2005.
  16. Серия »Школа рисования» / Пастель. М.: Мир книги. 2005.
  17. Серия »Школа рисования» / Свет и цвет в живописи. М.: Мир книги. 2005.
  18. Серия »Школа рисования» / Фигура человека. М.: Мир книги. 2005.
  19. Уткин П.И., Королева С.Н. »Народные художественные промыслы» М.; Просвещение 1990.
  20. Хранкова А.П. »Возрастная физиология», М., 1987.
  21. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи.  М.:  Просвещение, 1992.
  22. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М.; Просвещение 1986.
  23. Энциклопедия ‘’Русская живопись» Х1V – XX веков. М: «ОЛМА — ПРЕСС», 2001.

Литература, рекомендуемая для обучающихся.

  1. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
  2. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
  3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
  4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
  5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
  6. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
  7. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
  8. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
  9. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
  10. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
  11. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.

Литература, рекомендуемая для родителей.

  1. Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
  2. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
  3. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
  4. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
  5. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
  6. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.
  7. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.