Кузакова И. В. «Спортивно – оздоровительный  туризм»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного  образования «детско – юношеский  центр»  с. Чугуевка

 

 

Рассмотрено на

заседании методического

объединения

протокол №____от______

«Утверждаю»

Директор

МБУ ДО ДЮЦ

 

___________Олейник А.В.

печать

Приказ № ____ от

«____» ________ 20___ года

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Спортивно – оздоровительный  туризм»

Направленность:  туристско — краеведческая 

Возраст учащихся: 10 — 18 лет

Срок реализации:    3 года ( 648 часов )

Автор//разработчик:

                                                                        Кузакова Ирина Владимировна

                                                                                    педагог дополнительного  образования

с. Чугуевка

2015 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая дополнительная образовательная программа носит образовательно-развивающий характер. Программа направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей  обучающихся, овладение туристическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход в  любых  погодных  условиях.

 

1.Основные характеристики программы:

 

        1.1.  Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивно – оздоровительный  туризм» (далее — Программа) реализуется в соответствии с особой направленностью образования. Предлагаемая  программа  направлена  на  пропаганду  здорового  образа  жизни.  Каждый  взрослый  мечтает  быть  всю  жизнь  здоровым,  закалённым. Программный  материал поможет  ребёнку  осознать,  что  нет  ничего  прекраснее здоровья.

        1.2.  Актуальность программы обусловлена  ростом числа детей, пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и криминогенного характера.

Занимаясь в туристско-спортивном объединении, ребята осваивают и закрепляют туристические навыки, умение рационально использовать силы и средства для преодоления возникающих трудностей. В детях воспитывается ответственность за порученное дело. Все это позволит учащимся умело ориентироваться во внезапно возникшей экстремальной ситуации, быстро принимать решение и решительно действовать.

Мы не в силах управлять природой, предотвращать экстремальные ситуации, но в наших силах научить детей разумно вести себя в непредсказуемой, порой, критической ситуации. Быть хорошо физически подготовленным, нести ответственность за себя,  своё  здоровье  и дорожить жизнью других.

1.3. Отличительные особенности программы. Предлагаемая  программа  отличается  от  школьного  курса инновационными  туристическими  техниками,  позволяет  учащимся  на  практических  занятиях  и  в  походах  выходного  дня  применять свои  знания и  умения,  полученные  в  процессе  обучения.   Занимаются в туристическом  объединении  хорошо физически развитые мальчики и девочки, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям туризмом.

С  начала   учебного  года  всегда  очень  много  ребят  в составе  групп с отклонениями в поведении. Но  в походах  ребята  взрослеют  быстрее.  Ведь  пройдя  не  один  километр  по  тайге,  общаясь  с  природой,  у  ребят  возникает  жгучее  желание  заглянуть  за  горизонт,  за  горную  вершину, узнать,  что  же  там  за  поворотом  реки? И  наши  занятия  туризмом  исправляют  ребят,  укрепляют  их  нервную  систему, физические  нагрузки  тренируют  мышцы  и  легкие,  а  сама  природа  исправляет  их  поведение.

Программа является модифицированной, так как она разработана на основе методических рекомендаций В.Г. Варламова и положений об организации и условиях проведения соревнований «Школа выживания»  и «Пешеходный  туризм».

        1.4.   Педагогическая целесообразность программы   в том  что, самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение  своего родного  края, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.

Данная программа является логическим продолжением программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных учреждений и предназначена для обучения школьников действиям в условиях угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера. Решение проблем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, уменьшение их социально-экономических, экологических последствий невозможно без качественной подготовки подрастающего поколения к действиям в условиях угрозы и возникновения чрезвычайной ситуации.

 

1.5.   Цель программы –  пропаганда и популяризация основ безопасности жизнедеятельности, пешеходного  туризма, здорового образа жизни;

       

      1.6.   Задачи  программы

Обучающие:

— научить ориентироваться на незнакомой местности;

— научить составлять простейшие схемы маршрутов;

— осваивать методы наблюдения,  для определения своего местонахождения;

— научить умениям по оказанию  взаимопомощи  при  ч/с;

— научить технике пешего туризма;

— научить навыкам спортивного ориентирования, с целью дальнейшей профориентации.

 

Развивающие:

— повышение технического и тактического мастерства, при прохождении дистанций, имитирующих и воссоздающих экстремальные ситуации пребывания группы в естественных условиях;

— развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих;

— развивать память и внимание;

— развивать деловую и познавательную активность;

— развивать физическую и психическую выносливость.

 

Воспитательные:

— воспитывать патриотизм;

— воспитывать привычку рационально использовать свободное время;

— воспитывать чувство коллективизма

 

Оздоровительные:

—  организация активного отдыха детей в период каникул;

—  укрепление физического здоровья обучающихся через включение в образовательный процесс большого блока общеразвивающих физических упражнений.

 

         1.7.    Возраст учащихся, которым адресована программа.

Группы  комплектуются из ребят от 11 — 18 лет, в  зависимости  от  года  обучения.

В  объединение  принимаются  все  желающие,  прошедшие медицинский осмотр  у  педиатра.      Для  успешной  реализации  программы целесообразно объединение  детей  в   учебные  группы  численностью от 10 — 15 человек.

При  этом  оптимальное  число  обучающихся  составляет:

— для  первого  года  обучения: 13 – 15 человек;

— для  второго  года обучения: 10 – 12 человек;

—  для  третьего  года  обучения: 10 человек.

 

1.8.  Формы занятий.

Занятия проводятся по группам и индивидуально.

Теоритические занятия  проходят  в аудитории, а практические — внеаудиторные проходят  на  природе с выездом  за  пределы  села.

 

  1. Объем программы:

 

2.1. Объем программы – количество часов на весь период обучения составляет:  648 часов.

 

2.2.  Срок реализации программы –   три  года;

 

2.3.   Режим занятий: 2 раза  в неделю по 3 часа (возможны  дополнительные  занятия  перед  соревнованиями);

Программа первого, второго и третьего года занятий учебной группы рассчитана на 216 учебных часов, включая беседы по теории, практические занятия в помещении и на местности, подготовку походов, проведение походов и соревнований  разных  рангов.

Учебные  занятия  проводятся:

—  первый  год  обучения – 2 раза  в  неделю  по  3 часа,  в  итоге 216 часов;

—  второй  год  обучения —   2 раза  в  неделю  по  3 часа,  в  итоге 216 часов;

—  третий  год  обучения —   2 раза  в  неделю  по  3 часа,  в  итоге 216 часов.

При определении  режима  занятий учтены  санитарно – эпидемиологические  требования  к  учреждениям  дополнительного  образования.

Режим работы туристской группы в течение учебного года в его различные периоды не одинаков, как правило, группа собирается на занятия два раза в неделю в определенные дни, а  занятия проходят  по 3 часа. В среднем, один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на местности (тренировки), учебные походы на 1—2 дня, участие в соревнованиях, слетах. Более продолжительные походы проводятся в каникулярные периоды. Кроме того, занятия проводятся  по группам (работа штаба, хоз.группы, редколлегии отчета о походе и т. п.) и индивидуально (работа с докладчиками, проводниками, казначеем, с фотографом и т. п.).

В период обучения широко используются любительские фильмы, содержащие различные аспекты действий человека в условиях той или иной чрезвычайной ситуации, тематические встречи со специалистами и работниками спасательных служб, спортсменами, инструкторами прикладных видов спорта.

 

  1. Планируемые результаты

 

3.1.   Планируемые результаты.

В  конце   первого года обучения, обучающийся должен знать:

— требования техники безопасности в походе;

— общие подходы к организации и проведению походов;

— способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;

— перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;

— правила приготовления пищи;

— нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;

уметь:

— применять указанные знания на практике;

— ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;

— пользоваться групповым и личным снаряжением;

— выполнять общие обязанности участника похода.

 

В  конце  второго года обучения, обучающийся должен  знать:

— функции всех участников на всех этапах подготовки  и проведения похода;

— правила общения в походе;

— как работать  с  картами;

— как  ориентироваться  в  лесу;

— как  соблюдать  правила  безопасности  труда.

уметь:

— выполнять функции участников многодневного  похода;

— выполнять все операции походного быта;

— участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;

— обеспечивать индивидуальную страховку и групповую безопасность;

— самостоятельно ориентироваться на местности;

— самостоятельно разбивать  лагерь  и  бивуак.

В  конце  третьего  года  обучения, обучающийся должен  знать:

— как  ориентироваться  по  солнцу  и  звездам;

—  как  выжить  в  экстремальных  условиях  в  лесу;

—  все  разделы  по краеведению.

уметь:

—  организовывать  ночлег на  случай ч\с;

—  различать  съедобные  растения  и  грибы;

—  правильно самостоятельно выполнять  контрольно – туристические этапы.

 

        3.2.    Способы и формы проверки результатов.

 

        Результаты работы на каждом этапе определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерий успешности определяется результатом участия в соревнованиях, а так же личными зачетными соревнованиями по ориентированию, технике туризма, быту и др. вопросам содержания Программы.

Кроме того, педагог  отслеживает  результаты индивидуального роста ведя личные  карточки учащихся.

После прохождения занятий, походов и соревнований важным стимулом для ребят должно стать получение грамот, памятных призов и значков «Юный турист».

Участники групп  ведут  альбом «Летопись туристской группы» и на стенде в кабинете, где постоянно собираются дети, оборудован специальный «Уголок туристической  группы».

Для воспитания коллектива группы проводятся конкурсы на лучшие:  «Визитные  карточки» туристской группы, ее эмблему, девиз  команды,  презентации о  группе.  Все это способствует созданию дружного сплоченного коллектива.

В  течение  учебного  года  по  окончании любого  раздела  программы проводится  тестирование или  контрольные  срезы  по проверке  знаний  учащихся. В  конце  учебного  года  проходит итоговая  аттестация  всех учащихся, что  позволяет  отслеживать заявленный результат  обучения.

3.3.  Работа с родителями.

Перед походами проводятся родительские собрания, на которых педагог сообщает родителям о целях и задачах похода. Если необходимо, дает необходимые разъяснения. Кроме того, вполне возможно непосредственное участие родителей в самом походе. Это создает, с одной стороны, дополнительные возможности воспитания детей, налаживания семейных отношений. С другой стороны  педагог имеющий перед собой определенные задачи образовательного плана может получить помощь со стороны родителей в организационном плане при подготовке и проведении похода.

 

 

 

  1. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

2.1.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Первый  год обучения

 

Учебный план и программа первого года занятий предусматривают обучение ребят:

—  «азбуке» туризма;

— сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов;

— основных сведений о своем крае;

— элементарных понятий об ориентировании на местности;

—  знаний основ топографии;

— гигиены туриста;

— первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах;

— преодоление препятствий с помощью и без помощи специального снаряжения.

Зачетный поход — завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь уделяется специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как установка туристских палаток, в обычных условиях и на скорость, разведение костра в различных условиях, преодоление препятствий с помощью специального снаряжения, ориентирование по карте, определение сторон горизонта по местным признакам и по солнцу. За время похода обучающимися должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта, правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т. п.

 

 

 

Тема  занятий

 

Теория

 

Практика

 

Всего

 

Сроки

1. Повторение  техники  безопасности  при  работе  на  веревках,  при  пожаре, при  захвате  террористами. ПДД  на  дорогах 3 3 Сентябрь
2. Вводное  занятие. Туристическое  снаряжение. 2

1

 

3

 

Сентябрь
3. Туристические  соревнования 2 10 12 Сентябрь
4. Методы  исследования  природы.

3

 

18 21 Сентябрь – октябрь
а) Определение  сторон  света  по  местным  признакам 3 6 9
б) Определение  сторон  света  без  компаса 1 5 6
в) Изучение  карт  местности 1 5 6
5. Музыка  леса.  (экскурсия  в  парк) 1 8 9

Октябрь

 

6. Азбука  леса 1 8 9 Октябрь – ноябрь
7.

Медицина (зеленая  аптека)

 

2 7 9 Ноябрь – декабрь
8.

Укладка  рюкзака

 

1 8 9 Январь – февраль
9.

Туртехника

 

4 20 24 Февраль
10.

Турпоходы  на  гору  «Мечта», «Снежная».

 

8 30 48 Октябрь –июнь
11.

Красная  книга

 

8 10 18 Апрель
12.

Экскурсии («Большая  и  малая  Николаевские   пещеры»

 

8 40 48 Октябрь – июнь
13.

Итог  года

 

3 3 Май

Всего:                                                                                                216 часов

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ

(1 год обучения)

Тема  занятий Кол-во часов Задачи Наглядность и  раздаточный  материал Литература Сроки
1.

Изучение  техники  безопасности  при  работе  на  веревках,  при  пожаре, при  захвате  террористами.

ПДД  на  дорогах.

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

 

 

3

Научить  ребят  правилам поведения при:

— пожаре;

— захвате  террористами;

— работе  на  веревках;

— движение в походе.

Научить  правилам техники  безопасности.

Научить  правилам  работы  со  спортивным оборудованием.

 

Правила  по  технике  безопасности;

Правила дорожного  движения.

Инструкции  по  технике  безопасности: при  работе  на  веревках,  при  пожаре, при  захвате  террористами.

Правила дорожного  движения.

сентябрь
2.

Вводное  занятие.

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Познакомить  обучающихся:

—  с  планом  работы  на  учебный  год;

— с  оборудованием и  инвентарем.

Развить  интерес  к  туризму и спорту.

Воспитать  любовь  к  природе.

Географические  карты, компас, рюкзак, туристическое  снаряжение.

Карематы  для  разминки.

В.Алешин, А.Серебряников «Туристическая  топография» сентябрь
3 Туристические  соревнования 12

Познакомить  обучающихся:

—  с  положениями  спортивных  соревнований;

— с  оборудованием и  инвентарем.

Развить  интерес  к  туризму и спорту.

Воспитать  любовь  к  природе.

Часы  механические, верёвки, системы,

ФСУ, карабины,

компас, рюкзак, туристическое  снаряжение.

Карематы  для  разминки.

Положение  о  районных  соревнованиях. Сентябрь- октябрь
4.

Методы  исследования  природы.

Разминка.

Упражнения  на  растяжку.

42

Научить  обучающихся  бережному отношению к  природе.

Развивать  способы  ориентации  в  природе.

Воспитывать  коллективизм.

Научить  безопасному  выполнению  упражнений  на  растяжку  («бабочка», «лотос», «складка»).

Журналы «Вокруг  света»

Тесты.

Карематы  для  разминки.

Драчев С.П. «Туризм  и  здоровье»

 

сентябрь-

октябрь

5.

Музыка  леса.

Разминка.

Упражнения  на  гибкость.

9

Научить  тихо  вести  себя  в  лесу.

Развить музыкальный  слух.

Воспитать  любовь  ко  всему  живому.

Научить  безопасному  выполнению  упражнений  на  гибкость («мост»  из  положения  лежа, «корзинка», «Колечко»  в  положение  лежа).

Аудиозаписи «Музыка  леса»

Карематы  для  разминки.

Ильин А. «Как  избежать  голодной  смерти» ноябрь
6.

Азбука  леса.

Разминка.

Упражнения  на  выносливость.

24

Научить  ребят  разбираться в  следах, видах  деревьев,  травах.

Развивать  любознательность

Воспитывать  чувство  ответственности.

Научить  безопасному  выполнению  упражнений  на выносливость  учитывая  возраст  детей (разновидности  ходьбы, бега, прыжков).

Таблицы  следов  животных.

Таблицы  с  видами  растений.

Топографические  знаки,  компас.

Карематы  для  разминки.

В.Алешин, А.Серебряников

«Туристическая  топография»

ноябрь
7.

Медицина (зеленая  аптека)

Разминка.

Упражнения  на  силу  с  гантелями.

24

Научить  распознавать  травы.

Развивать  зоркость и  внимательность.

Воспитывать  чувство  сострадания  к  ближнему.

Научить  безопасному  выполнению  упражнений  на силу  с  гантелями (на  основные  группы  мышц:  спины, живота,  рук  и  ног)

Иллюстрации  лекарственных  трав.

Медицинская  аптечка.

Карематы  для  разминки.

Волович В.Г. «Человек  в  экстремальных условиях  природной  среды» декабрь
8.

Укладка  рюкзака.

Тур.быт в походе.

Разминка.

Стойка  на  голове.

 

24

Научить  обучающихся  правильной  укладке  рюкзака.

Развить скорость при  организации бивака и укладке рюкзака.

Воспитывать  аккуратность   и  гигиенические  нормы.

Научить  безопасному  выполнению  стойки  на

голове (с  опорой).

Иллюстрации  из  книг. Фотоальбомы.

Рюкзак,  личные  вещи,  крупы,  консервы, спальник.

Карематы  для  разминки.

Баленко С.В.

«Школа  выживания»

декабрь-

январь

9.

Туристический  однодневный  поход.

Общая  физическая  подготовка.

12

Научить  ребят  доброму  отношению  друг к  другу.

Развить чувство  ответственности за  всех  в  походе.

Воспитывать  аккуратность и  гигиенические  нормы.

Научить  безопасному  выполнению  упражнений: прыжки  через  скакалку  в  течение 1  минуты, упражнения  для  мышц  живота  15 повторов,

упражнения  для  мышц  спины 15 повторов, упражнения  для  мышц ног(пистолетики) 15 повторов,  отжимания.

Компас, медицинская  аптечка, костровое  хозяйство.

 

Справочник  школьника  «Основы  безопасности  жизнедеятельности».

Инструкция  по  организации  и  проведению  туристических походов.

октябрь

май

 

10.

«Красная  книга  Приморья».

Разминка.

Стойка  на  руках.

30

Познакомить  обучающихся  с  заповедниками  Приморья, с  его  фауной  и  флорой.

Развивать  интерес  к  сохранению  редких  видов  птиц  и  животных.

Воспитать  любовь  ко  всему  живому.

Научить  безопасному  выполнению стойки  на  руках с  опорой и  без  опоры.

«Красная  книга  Приморья».

Иллюстрации  редких  животных и  растений.

Карты  Приморского  края  с  территориями  заповедников.

Карематы  для  разминки.

«Красная  книга  Приморья».

 

февраль

март

11. Экскурсии и  туристические  соревнования 42

Научить  ребят  правильно  себя  вести  во  время  движения  автобуса.

Развивать  любознательность.

Воспитывать  любовь  к  малой  Родине.

Рюкзаки  с  личными  вещами. Командное  снаряжение. Инструкция  по  организации  и  проведению  туристических походов.

сентябрь октябрь

март

апрель

май

12. Походы  в  течение  учебного  года 48

Научить  ребят  правильно  себя  вести  во  время  движения  автобуса.

Развивать  любознательность.

Воспитывать  любовь  к  малой  Родине.

Рюкзаки  с  личными  вещами. Командное  снаряжение Инструкция  по  организации  и  проведению  туристических походов.

сентябрь октябрь

март

апрель

май

13 Итоговое  занятие 3 Подведение  итогов  года. Награждение. май

 

 

  1. 2 УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

второго  года  обучения

Учебный план  второго года обучения предусматривают дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных на первом году занятий, дальнейшее накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому грамотному и культурному путешественнику.

Практические занятия и учебно-тренировочные походы строятся так, чтобы обучающиеся научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины товарищей.

Вопросы техники безопасности в пешеходном туризме в курсе второго года обучения рассматриваются в каждом разделе программы— в темах, так или иначе связанных с безопасностью в походе. Короткие беседы по этим вопросам проводятся и во время самих походов, тренировок, практических занятий на конкретном материале правильных и неправильных действий юных туристов.

 

 

Тема  занятий

 

Теория

 

Практика

 

Всего

 

Сроки

1.

Вводное  занятие.

Знакомство  с  планом  на  год.

3 3 Сентябрь
2. Топография 3 18

21

 

Сентябрь
3. Медицина 3 18 21          Октябрь
4.

Контрольно  туристический  маршрут

 

10

 

38

 

48 Ноябрь — декабрь
5. Тур. техника 10 56 66 Январь — март
6.

Краеведение.

 

6 6 апрель
7. Экскурсии  и  туристические  слёты  в  течение  года. 48 48

В  течение  года.

 

8. Итог  года 3 3

Май

 

Всего:                                                                                                216 часов

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ

(2 год обучения)

Тема  занятий Кол-во часов Задачи Наглядность и  раздаточный  материал Литература Сроки
1

Вводное  занятие.

Знакомство  с  планом  на  год.

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Повторить правилам поведения при:

— пожаре;

— захвате  террористами;

— работе  на  веревках;

— походе.

Повторить   правила техники  безопасности.

Повторить  правила  работы  со  спортивным оборудованием

Тесты, вопросники.

Карематы  для  разминки.

Инструкции  по  технике  безопасности: при  работе  на  веревках,  при  пожаре, при  захвате  террористами.

Правила дорожного  движения.

сентябрь
2

Разминка.

Упражнения  на  растяжку.

Топография

а) чтение топознаков;

б) определение  азимута;

в) абрис  маршрута;

г) ориентирова-ние;

д) итоговое  занятие.

 

 

 

 

 

3

6

 

3

 

6

 

3

Научить  читать  топографические  карты, делать  абрис  маршрута, ориентироваться  по  компасу  самостоятельно.

Развивать   любознательность.

Воспитывать  самостоятельность.

Повторить безопасное  выполнение  упражнений  на  растяжку .

Географические  карты,  компас,

топографические

знаки, легенды  ребят  прошлых  лет

Карематы  для  разминки.

В.Алешин, А.Серебряников

«Туристическая  топография»

сентябрь-

октябрь

3

Медицина

а) оказание  ПМП при  ожогах;

б) оказание  ПМП при   переломах;

в) оказание  ПМП при  обмораживании;

г) оказание  ПМП при  поражении  электрическим  током;

д) оказание  ПМП при  утоплении

е) лекарственные  растения;

ё) итоговое  занятие.

Разминки.

Упражнения  на  гибкость.

 

3

 

3

 

3

 

 

3

 

 

 

3

 

3

 

 

3

Научить:  оказывать  первую  доврачебную  помощь пострадавшему, распознавать лекарственные травы.

Развивать  зоркость и  внимательность.

Воспитывать  чувство  сострадания  к  ближнему.

Повторить  безопасное  выполнение  упражнений  на  гибкость («мост»  из  положения  лежа, «корзинка», «Колечко»  в  положение  лежа).

Иллюстрации  лекарственных  трав.

Медицинская  аптечка,  шины, шейный корсет.

Карематы  для  разминки.

Дэвис Б. «Энциклопедия  выживания  и  спасения».

ноябрь-

декабрь

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольно  туристический  маршрут

Разминка.

Упражнения  на  гибкость.

а) вязка  носилок

 

б) прохождение  болота  с  помощью  жердей (2 способа);

Разминка.

Упражнения  на  гибкость.

 

в) переброска  веревки  через  сук  дерева;

г) переброска  веревки  через  реку;

Общая  физическая  подготовка.

 

 

 

 

д) определение  высоты  дерева;

Общая  физическая  подготовка

е) определение  ширины  объекта;

Общая  физическая  подготовка.

ж) укладка  бревна  и  передвижение  по  нему;

Общая  физическая  подготовка.

 

 

 

 

 

 

з) глазомер;

Общая  физическая  подготовка.

и)  легенда;

Общая  физическая  подготовка.

 

 

к) укладка  рюкзака;

Разминка.

Стойка  на  руках

 

л) виды  костров;

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

 

м) однодневный  поход (бивуак);

Упражнения  на  силу  с  гантелями.

 

 

 

 

 

 

 

 

н) итоговое  занятие;

Общая  физическая  подготовка.

 

 

 

 

 

3

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

3

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

3

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Научить  ребят  вязать носилки  быстрым  способом.

Развивать  скорость вязки носилок.

Воспитывать чувство  сострадания  к  ближнему.

Повторить  безопасное  выполнение  упражнений  на  гибкость («мост»  из  положения  лежа, «корзинка», «Колечко»  в  положение  лежа).

 

Научить  ребят преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость.

Воспитывать  коллективизм.

Повторить  безопасное  выполнение  упражнений  на  гибкость («мост»  из  положения  лежа, «корзинка», «Колечко»

 

 

Научить  ребят

переброске веревки  через  сук  дерева и через  реку.

Развивать  зоркость и  внимательность.

Воспитывать  чувство  ответственности за  команду.

Повторить   безопасное  выполнение упражнений: прыжки  через  скакалку  в  течение 1  минуты, упражнения  для  мышц  живота  15 повторов,

упражнения  для  мышц  спины 15 повторов, упражнения  для  мышц ног(пистолетики) 15 повторов,  отжимания.

 

Научить  ребят

определять  высоту  дерева и

ширину  объекта  быстрым  способом.

Развивать  зоркость и  внимательность.

Воспитывать  чувство  ответственности.

 

 

 

 

 

Научить  ребят преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость.

Воспитывать  коллективизм.

Повторить  безопасное  выполнение   упражнений: прыжки  через  скакалку  в  течение 1  минуты, упражнения  для  мышц  живота  15 повторов,  упражнения  для  мышц  спины 15 повторов, упражнения  для  мышц ног(пистолетики) 15 повторов,  отжимания.

 

Научить  ребят

рассчитывать  расстояние  с  помощью  глазомера. Развивать  зоркость и  внимательность. Воспитывать  чувство  ответственности. Научить  ребят  составлять  легенду. Развивать  зрительную  память. Воспитывать аккуратность  при  составлении  легенды.

 

Повторить правильность  укладки  рюкзака

Развить скорость укладки.

Воспитывать  аккуратность.

Повторить   безопасное  выполнение  стойки  на  руках с  опорой и  без  опоры.

 

Научить  ребят  разводить  все  виды  костров.

Развивать  зоркость и  внимательность.

Воспитывать  чувство  ответственности за  оставленный  костер  в  лесу.

Научить  ребят  как  правильно  в  походе  организовывать  свой  туристический быт.

Развивать  внимательность.

Воспитывать  чувство  ответственности  в  походе  за  команду.

Повторить безопасное  выполнение  упражнений  на силу  с  гантелями (на  основные  группы  мышц:  спины, живота,  рук  и  ног)

Научить  самостоятельно  принимать  серьезные  решения.

Развивать   любознательность.

Воспитывать  самостоятельность

Повторить  безопасное  выполнение   упражнений: прыжки  через  скакалку  в  течение 1  минуты, упражнения  для  мышц  живота  15 повторов,

упражнения  для  мышц  спины 15 повторов, упражнения  для  мышц ног(пистолетики) 15 повторов,  отжимания.

Иллюстрации  из  книг.

Жерди  для  носилок,  веревка.

10 штук  шин.

Карематы  для  разминки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Две  жерди  для  преодоления  болота.

Карематы  для  разминки.

 

 

 

 

 

 

 

Веревка  для  тренировок,  карабин.

Карематы  для  разминки.

Блокноты,  ручки.

.

 

Веревка 30 метров,  бревно  для  укладки, верхонки  у  каждого  участника  команды.

Карематы  для  разминки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рюкзак,  личные  вещи,  крупы,  консервы, каремат,  спальник.

Карематы  для  разминки.

Паленья  для  укладки  костров.

Карематы  для  разминки.

 

Рюкзаки  с  личными  вещами. Командное  снаряжение.

 

Блокноты,  ручки.

 

 

 

 

 

 

Тесты, анкеты  по  разделу.

Карематы  для  разминки.

Волович В.Г. «Человек  в  экстремальных условиях  природной  среды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.Алешин, А.Серебряников

«Туристическая  топография»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баленко С.В.

«Школа  выживания»

 

 

 

 

 

 

 

Паломис Карел

«Дети  в  пионерском  лагере»

 

 

 

 

Волович В.Г. «Человек  в  экстремальных условиях  природной  среды»

 

январь-

февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

март

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

май

 

 

 

5.

Туристическая  техника

а) кочки;

Разминка.

Упражнения  на  выносливость

 

 

б) постановка  и  сборка  палатки  на  время;

Разминка.

Стойка  на  руках

 

в) маятник;

Общая  физическая  подготовка.

 

 

 

 

 

 

 

г) бревно;

д) подвесное  бревно;

е)  наклонное  бревно;

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения

ж) параллельные  веревки;

Общеразвивающие  упражнения.

 

з) самонаведение

Разминка.

Упражнения  на  силу  с  гантелями.

 

 

 

 

 

 

и) спуск-подъём-траверс;

Упражнения  на  силу  с  гантелями.

 

 

 

 

 

 

 

к) вязка  узлов;

 

 

л) рукоход (стационарный);

Разминка.

Упражнения  на  гибкость.

м)  навесная;

Разминка.

Упражнения  на  выносливость.

н) итоговое  занятие.

Разминка.  Колесо  на  двух  руках.

 

3

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

12

 

3

 

 

 

3

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

3

 

 

 

6

 

 

 

3

 

Научить  ребят преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость.

Воспитывать  коллективизм. Повторить безопасное  выполнение  упражнений  на выносливость  учитывая  возраст  детей (разновидности  ходьбы,

бега, прыжков).

 

 

Научить  ребят выставлять  палатку быстрым  способом.

Развить скорость.

Воспитывать  коллективизм.

Повторить  безопасное  выполнение  стойки  на  руках с  опорой и  без  опоры.

 

Научить  ребят преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость и гибкость.

Воспитывать  коллективизм.

Повторить  безопасное  выполнение   упражнений: прыжки  через  скакалку  в  течение 1  минуты, упражнения  для  мышц  живота  15 повторов,

упражнения  для  мышц  спины 15 повторов, упражнения  для  мышц ног(пистолетики) 15 повторов,  отжимания.

 

Научить  ребят преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  взаимоуважение.

Повторяются  и  усложняются упражнения  1 года  обучения (приседания, шпагаты, мосты  и  наклоны, вращения  руками  и  стопами, прыжки  по  кругу,  из  круга).

 

Научить  ребят преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость.

Воспитывать  коллективизм.

 

Научить  ребят преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  взаимоуважение.

 

Повторить безопасное  выполнение  упражнений  на силу  с  гантелями (на  основные  группы  мышц:  спины, живота,  рук  и  ног)

 

Научить  ребят преодолевать  препятствие быстрым  способом, перестёгиваться  правильно  на этапе «траверс».

Развить скорость.

Воспитывать  коллективизм. Повторить безопасное  выполнение  упражнений  на силу  с  гантелями (на  основные  группы  мышц:  спины, живота,  рук  и  ног)

Научить  ребят  вязать  все  туристические  узлы.

Развивать  память.

Воспитывать  аккуратность.

Научить  ребят преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  взаимоуважение.

Научить  ребят преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  взаимоуважение.

 

Повторение  всего  пройденного материала.

Деревянные  спилы.

Карематы  для  разминки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Веревка  для  маятника.

Карематы  для  разминки.

 

 

 

 

 

 

 

Бревно,  веревки  для  прохождения  этапов.

Карематы  для  разминки.

 

 

Веревки  для  прохождения  этапов.

 

Веревка  для  этапа,  перчатки  на  каждого  участника.

Карематы  для  разминки

Веревка  для  этапа, карабины,  системы  и  перчатки  на  каждого  участника.

Карематы  для  разминки.

Веревка  для  этапа, карабины,  системы  и  перчатки  на  каждого  участника.

Карематы  для  разминки.

 

 

 

Веревка  для  вязки  узлов  на  каждого  участника.

 

 

 

 

 

 

 

 

Паломис Карел

«Дети  в  пионерском  лагере»

 

6

Краеведение.

Разминка.

Стойка  на  голове.

 

 

 

   6

Изучить  весь  учебный  материал  о  Приморском  крае.

Развить  любознательность  и самостоятельность  в  нахождении  новых  материалов  о  Приморье.

Воспитывать  любовь  к  малой  Родине.

Иллюстрации  из  книг.  Тесты  с  вопросами  о  Приморье.

Карематы  для  разминки.

 

февраль

7

 

 

Экскурсии  и  туристические  слёты  в  течение  года. 48

Научить  ребят  правильно  себя  вести  во  время  движения  автобуса.

Развивать  любознательность.

Воспитывать  любовь  к  малой  Родине.

Рюкзаки  с  личными  вещами. Командное  снаряжение.

Инструкция  по  организации  и  проведению  тур.походов.

 

В течение  года

 

 

 

8. Итог  года 3 Подведение  итогов  года. Награждение. май

 

  1. 3 Учебно – тематический  план  третьего  года  обучения

Учебный план  третьего года обучения предусматривают дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных на втором году занятий, дальнейшее накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому грамотному и культурному путешественнику.

Практические занятия и учебно-тренировочные походы строятся так, чтобы обучающиеся научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на биваке в  походе и на соревнованиях  любых  рангов.

Вопросы техники безопасности в пешеходном туризме в курсе  третьего  года обучения рассматриваются в каждом разделе программы— в темах, так или иначе связанных с безопасностью в походе.

Перед  каждым  походом  просматриваются  карты  местности и  аварийные  выходы  с  маршрута. Рассчитывается  график  маршрута. Просматривается  весь  маршрут  на  наличие  опасных  участков  пути и  исторических  памятников. Ребята  сами  подбирают снаряжение  для  того  или иного  похода. Очень  много  времени  на  занятиях  отводится  физической  подготовке.

 

 

Тема  занятий

 

Теория

 

Практика

 

Всего

 

Сроки

1.

Вводное  занятие. Повторение  техники  безопасности  при  работе  на  веревках,  при  пожаре, при  захвате  террористами.

ПДД  на  дорогах.

3 3 Сентябрь
2. Туристические  соревнования 4 20 24 Сентябрь
3. Туристическая  техника: 54 Сентябрь – октябрь
 «Кочки»;        1 2 3
 «Бабочка»; 1 2 3 Октябрь
«Маятник»; 1 2 3 Октябрь
«Паутинка»; 1 2 3 Октябрь
«Вертикальный  подъем»; 3 6 9 Декабрь
«Вязка  узлов»; 1 5 6 Ноябрь
«Подвесное  бревно»; 3 6 9 Октябрь
«Вязка  носилок»; 1 2 3 Ноябрь
«Рукоход»; 1 2 3 Март
«Самонавеление» 3 6 9 Март
Итоговое  занятие. 3 3 Ноябрь – декабрь

4.

 

КТМ 51 Ноябрь – декабрь
а) прохождение  болота  с  помощью  жердей 1 2 3
б) переброска  веревки через  сук  дерева 1 2 3     Декабрь
в) переброска  веревки через  реку 1 2 3     Декабрь
г) глазомер (высота  дерева и ширины  реки) 1 2 3     Январь
д )укладка  бревна  и  прохождение  по  нему 1 5 6 Февраль
е) легенда 1 2 3       Январь
ё) виды  костров 1 2 3 Январь
ж) укладка  рюкзака 1 2 3 Февраль
 з) экология 1 2 3 Январь – февраль
и) определение  растительности 1 2 3 Февраль
к)  разжигание  костров  без  спичек 1 2 3 Март
л)  азбука  «Морзе» 1 5 6 Март
м) международная  кодовая  таблица  сигналов 1 2 3 Март
о) определение  скорости  течения  реки 1 2 3 Март
п) Итоговое  занятие 3 3 Март
5. Медицина 30 Март
а) наложение  шины  на  переломы 1 2 3 Март
б) оказание ПМП при  переломе 1 2 3 Март
в) оказание ПМП при  травме  головы 1 2 3 Апрель
г) оказание ПМП при  утоплении,  непрямой  массаж  сердца 1 2 3 Апрель
д) оказание ПМП при  ожогах 1 2 3 Апрель
е) оказание ПМП при  обморожении 1 2 3 Апрель
ё) оказание ПМП при  солнечном  ударе 1 2 3 Апрель
ж) оказание ПМП при  поражении  электрическим  током 1 2 3 Апрель
з) оказание ПМП при  укусе  ядовитых  насекомых  и  пресмыкающихся 1 2 3 Апрель
и) Итоговое  занятие 3 3 Апрель
6. Турпоходы  на  гору  «Мечта», «Снежная». 8 30   Октябрь –июнь
7. Краеведение 39 39 Май
8.

Экскурсии («Большая  и  малая  Николаевские   пещеры»

г. Дальнегорск,  «Чертоги»  г.  Партизанск,  «Амгуньский  водопад».

8 40 Октябрь – июнь
9. Итог  года 3 3 Май

Всего:                                                       216 часов

 

СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ

(3 год обучения)

Тема  занятий Кол-во час-ов Задачи Наглядность и  раздаточный  материал Литература Сроки
1

Вводное  занятие.

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Повторить правилам поведения при:

— пожаре;

— захвате  террористами;

— работе  на  веревках;

— походе.

Тесты, вопросники.

Карематы  для  разминки.

 

Инструкции  по  технике  безопасности: при  работе  на  веревках,  при  пожаре, при  захвате  террористами.

Правила дорожного  движения.

сентябрь
2

Туристические  соревнования

 

24

Повторить с ребятами, как преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость.

Воспитывать  коллективизм.

 

Секундомер.

Карематы  для  разминки.

 

Волович В.Г. «Человек  в  экстремальных условиях  природной  среды».

 

сентябрь
3

Разминка.

Упражнения  на  растяжку.

Туристическая  техника

а) кочки;

б) бабочка;

в) маятник;

Разминка.

Упражнения  на  растяжку.

 

 

г) паутинка;

 

 

Разминка.

Упражнения  на  растяжку.

д)  вертикальный  подъём;

 

ж) вязка  узлов  на  время

 

 

 

 

 

 

 

 

Разминка.

Упражнения  на  силу  с  гантелями.

д) подвесное  бревно (изготовление);

 

 

 

 

 

Разминка.

Упражнения  на  растяжку.

е) установка  палатки;

 

 

Разминка.

Упражнения  на  силу  с  гантелями

ё) наклонное  бревно (изготовление  и  установка);

 

Разминка.

Упражнения  на  силу  с  гантелями

ж) самонаведение;

Разминка.  Колесо  на  двух  руках.

з) спуск-подъём-траверс (исправление  ошибок,  работа  на  лучшее  время);

 

 

 

 

Разминка.

Упражнения  на  силу  с  гантелями.

к) вязка  носилок;

 

 

Разминка.

Упражнения  на  силу  с  гантелями

л) рукоход;

 

 

 

 

 

м) итоговое  занятие.

  54

 

 

 

 

3

3

3

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

9

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Повторить с ребятами, как преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость.

Воспитывать  коллективизм.

 

Повторить с   ребятами, как преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  взаимоуважение.

 

Научить  ребят изготавливать  этап  самостоятельно и преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  взаимоуважение.

 

 

 

Научить  ребят изготавливать  этап  самостоятельно и преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  упорство  и  желание  быть  лучшим.

 

Научить  ребят изготавливать  этап  самостоятельно и преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  упорство  и  желание  быть  лучшим.

 

Научить  ребят изготавливать  этап  самостоятельно и преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  упорство  и  желание  быть  лучшим.

 

 

Повторить  с   ребятами,  как изготавливать  этап  самостоятельно и преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  упорство  и  желание  быть  лучшим.

 

 

 

Повторение  всего  пройденного  материала

 Секундомер.

Карематы  для  разминки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Веревки   для  изготовления

этапа «вертикальный  подъём».

Секундомер.

 

Карематы  для  разминки.

 

 

 

 

Веревка  для  вязки  узлов  на  каждого  участника.

Секундомер.

Карематы  для  разминки.

 

 

 

Веревки и  большое  бревно для  изготовления

этапа «подвесное  бревно».

Секундомер.

Карематы  для  разминки.

 

 

Четырехместная  палатка.

Секундомер.

Карематы  для  разминки.

 

 

Веревки  для  установки  бревна,  пилы  и  топоры  для  приготовления,  перчатки  и  верхонки  на  каждого  участника.

Секундомер.

Карематы  для  разминки.

 

Веревка  для  этапа, карабины,  системы, верхонки   и  перчатки  на  каждого  участника.

Секундомер.

Карематы  для  разминки.

 

Веревка  для  вязки  носилок.

Секундомер.

Мед.аптечка.

Карематы  для  разминки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волович В.Г. «Человек  в  экстремальных условиях  природной  среды».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дэвис Б. «Энциклопедия  выживания  и  спасения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крайнева  И.Н. Узлы  простые,  забавные,  сложные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дэвис Б. «Энциклопедия  выживания  и  спасения».

октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

октябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение  года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

март

4

КТМ

а) прохождение  болота  с  помощью  жердей

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

51

3

Повторить  с   ребятами,  как изготавливать  этап  самостоятельно и преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  упорство  и  желание  быть  лучшим.

Веревка  для  этапа, карабины,  системы, верхонки   и  перчатки  на  каждого  участника.

Секундомер.

Карематы  для  разминки.

 

Дэвис Б. «Энциклопедия  выживания  и  спасения». ноябрь

б) переброска  веревки через  сук  дерева

в) переброска  веревки через  реку

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

 

 

 

3

Повторить с   ребятами, как преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  взаимоуважение.

Веревка  для  этапа, карабины,  перчатки  на  каждого  участника.

Секундомер.

Карематы  для  разминки.

 

Дэвис Б. «Энциклопедия  выживания  и  спасения». декабрь

г) глазомер (высота  дерева и ширины  реки)

 

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Повторить с   ребятами, как преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  взаимоуважение

Веревка  для  этапа, карабины,  перчатки  на  каждого  участника.  Метровый  аршин.

Секундомер.

Карематы  для  разминки.

Баленко С.В.

«Школа  выживания»

 

декабрь

д ) укладка  бревна  и  прохождение  по  нему

 

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

6

Повторить  с   ребятами,  как изготавливать  этап  самостоятельно и преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  упорство  и  желание  быть  лучшим.

Веревка  для  этапа, карабины,  системы, верхонки   и  перчатки  на  каждого  участника.

Секундомер.

Карематы  для  разминки.

 

Баленко С.В.

«Школа  выживания»

 

январь

е) легенда

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Повторить с   ребятами, как преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  взаимоуважение

Блокноты,  ручки.

 

Паломис Карел

«Дети  в  пионерском  лагере»

 

январь

ё) виды  костров

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Повторить с   ребятами, как разжечь  костёр  быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  взаимоуважение

Паленья  для  укладки  костров.

Карематы  для  разминки.

 

Паломис Карел

«Дети  в  пионерском  лагере»

 

февраль

ж) укладка  рюкзака  для  зимнего  похода

 

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Повторить правильность  укладки  рюкзака

Развить скорость укладки.

Воспитывать  аккуратность.

Воспитывать  взаимоуважение мальчики  кладут  к  себе  тяжёлые  вещи  девчонок.

Повторить   безопасное  выполнение  стойки  на  руках с  опорой и  без  опоры.

Рюкзак,  личные  вещи,  крупы,  консервы, каремат,  спальник.

Карематы  для  разминки.

 

Баленко С.В.

«Школа  выживания»

 

февраль

з) экология

 

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Разобрать  все  виды  нарушения  экологии.

Развивать  чувство  ответственности  за  природу.

Воспитывать  духовно – нравственную личность.

Повторить безопасное  выполнение  упражнений  на силу  с  гантелями (на  основные  группы  мышц:  спины, живота,  рук  и  ног)

Иллюстрации  из  книг.

Тесты  с  вопросами  по  экологии

Карематы  для  разминки.

 

Михеев А.В., Пашкаганг К.В. Охрана  природы.: Январь – февраль

и) определение  растительности

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Повторить  все  съедобные  растения и грибы.

Развить  логическое  мышление. Воспитывать  культуру  приготовления  пищи.

Повторяются  и  усложняются упражнения  (приседания, шпагаты, мосты  и  наклоны, вращения  руками  и  стопами, прыжки  по  кругу,  из  круга)

Иллюстрации  из  книг.

Тесты  с  вопросами  о  грибах  и  растениях.

Карематы  для  разминки.

 

Гринкевич  Н.И. Легенды  и  быль  о  лекарственных  растениях.

 

февраль

к)  разжигание  костров  без  спичек

 

 

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Научить  ребят  разводить  все  виды  костров  без спичек.

Развивать  зоркость и  внимательность.

Воспитывать  чувство  ответственности за  оставленный  костер  в  лесу.

Повторить  безопасное  выполнение   упражнений: прыжки  через  скакалку  в  течение 1  минуты, упражнения  для  мышц  живота  15 повторов,

упражнения  для  мышц  спины 15 повторов, упражнения  для  мышц ног(пистолетики) 15 повторов,  отжимания.

Иллюстрации  из  книг.

Тесты  с  вопросами на  тему  раздела.

Карематы  для  разминки.

 

Баленко С.В.

«Школа  выживания»

 

Март

л)  азбука  «Морзе»

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

6

Повторить  все буквы из  азбуки «Морзе».

Развивать  внимательность и  ответственность  за  команду. Воспитывать  духовно – нравственную личность.

Буквы  азбуки «Морзе».

Блокноты,  ручки.

Карематы  для  разминки.

 

Азбука  «Морзе» Март

м) международная  кодовая  таблица  сигналов

 

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Повторить  все знаки  кодовой  таблицы.

Развивать  внимательность и  ответственность  за  команду. Воспитывать  духовно – нравственную личность.

Знаки  кодовой  таблицы.

Блокноты,  ручки.

Карематы  для  разминки.

 

Международная  кодовая  таблица  сигналов Март

о) определение  скорости  течения  реки

 

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Повторить с   ребятами, как преодолевать  препятствие быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  взаимоуважение. Повторяются  и  усложняются упражнения  (приседания, шпагаты, мосты  и  наклоны, вращения  руками  и  стопами, прыжки  по  кругу,  из  круга)

Блокноты,  ручки,  поплавки.

 

Карематы  для  разминки.

 

Баленко С.В.

«Школа  выживания»

 

Март

п) Итоговое  занятие

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Повторение  всего  пройденного  материала

Повторить  безопасное  выполнение   упражнений: прыжки  через  скакалку  в  течение 1  минуты, упражнения  для  мышц  живота  15 повторов,

упражнения  для  мышц  спины 15 повторов, упражнения  для  мышц ног.

Тесты  по  разделу программы.

Карематы  для  разминки.

 

Март
5.

Медицина

а) наложение  шины  на  переломы

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

30

3

Повторить с   ребятами, как правильно  оказать  ПМП  при  переломе быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  взаимоуважение.

Повторяются  и  усложняются упражнения  (приседания, шпагаты, мосты  и  наклоны, вращения  руками  и  стопами, прыжки  по  кругу,  из  круга)

Шины,  бинты

 

Карематы  для  разминки.

 

Коструб А.А. Медицинский  справочник  туриста. Март

б) оказание ПМП при  открытом переломе

 

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Повторить с   ребятами, как правильно  оказать  ПМП  при  переломе быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  взаимоуважение.

Шины,  бинты,  носилки  изготовленные  самостоятельно.

Карематы  для  разминки.

 

Коструб А.А. Медицинский  справочник  туриста. Март

в) оказание ПМП при  травме  головы

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Повторить с   ребятами, как правильно  оказать  ПМП  при травме  головы быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  взаимоуважение.

Повторяются  и  усложняются упражнения  (приседания, шпагаты, мосты  и  наклоны, вращения  руками  и  стопами, прыжки  по  кругу,  из  круга)

Бинты,  носилки  изготовленные  самостоятельно.

Карематы  для  разминки.

 

Коструб А.А. Медицинский  справочник  туриста. Апрель

г) оказание ПМП при  утоплении,  непрямой  массаж  сердца

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Повторить с   ребятами, как правильно  оказать  ПМП  при  утоплении быстрым  способом.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  взаимоуважение.

Повторить  безопасное  выполнение   упражнений: прыжки  через  скакалку  в  течение 1  минуты, упражнения  для  мышц  живота  15 повторов,

упражнения  для  мышц  спины 15 повторов, упражнения  для  мышц ног.

Чистый  носовой  платок.

 

 

 

 

 

 

Карематы  для  разминки.

 

Коструб А.А. Медицинский  справочник  туриста. Апрель

д) оказание ПМП при  ожогах

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Повторить с   ребятами, как правильно  оказать  ПМП  при ожогах  4 степеней.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  взаимоуважение.

Повторяются  и  усложняются упражнения  (приседания, шпагаты, мосты  и  наклоны, вращения  руками  и  стопами, прыжки  по  кругу,  из  круга)

Медицинская  аптечка.

 

Карематы  для  разминки.

 

Баленко С.В.

«Школа  выживания»

 

Апрель

е) оказание ПМП при  обморожении

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Повторить с   ребятами, как правильно  оказать  ПМП  при обморожении.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  взаимоуважение.

 

Повторить  безопасное  выполнение  стойки  на  руках с  опорой и  без  опоры.

 

Медицинская  аптечка.

 

Карематы  для  разминки.

 

Баленко С.В.

«Школа  выживания»

 

Апрель

ё) оказание ПМП при  солнечном  ударе

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Повторить с   ребятами, как правильно  оказать  ПМП  при солнечном  ударе.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  взаимоуважение.

 

Повторить  безопасное  выполнение  стойки  на  руках с  опорой и  без  опоры.

Медицинская  аптечка.

 

Карематы  для  разминки.

 

Баленко С.В.

«Школа  выживания»

 

Апрель

ж) оказание ПМП при  поражении  электрическим  током

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Повторить с   ребятами, как правильно  оказать  ПМП  при  поражении электрическим током.

Развить скорость и ловкость.

Воспитывать  взаимоуважение.

Повторить  безопасное  выполнение   упражнений: прыжки  через  скакалку  в  течение 1  минуты, упражнения  для  мышц  живота  15 повторов,

упражнения  для  мышц  спины 15 повторов, упражнения  для  мышц ног.

Медицинская  аптечка.

 

Карематы  для  разминки.

 

Коструб А.А. Медицинский  справочник  туриста. Апрель

з) оказание ПМП при  укусе  ядовитых  насекомых  и  пресмыкающихся

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Повторить с   ребятами, как правильно  оказать  ПМП  при укусах  ядовитых  насекомых  и  пресмыкающихся.

Развить скорость оказания  помощи..

Воспитывать  взаимоуважение.

Повторяются  и  усложняются упражнения  (приседания, шпагаты, мосты  и  наклоны, вращения  руками  и  стопами, прыжки  по  кругу,  из  круга)

Медицинская  аптечка.

 

Карематы  для  разминки.

 

Коструб А.А. Медицинский  справочник  туриста. Апрель

и) Итоговое  занятие

Разминка.

Общеразвивающие  упражнения.

3

Повторение  всего  пройденного  материала

Повторить  безопасное  выполнение   упражнений: прыжки  через  скакалку  в  течение 1  минуты, упражнения  для  мышц  живота  15 повторов,

упражнения  для  мышц  спины 15 повторов, упражнения  для  мышц ног.

Тесты  по  разделу программы.

Карематы  для  разминки.

 

Коструб А.А. Медицинский  справочник  туриста. Апрель
6.

Турпоходы  на  гору  «Мечта», «Снежная».

 

Разминка.

Стойка  на  голове

48

Повторить правильность  укладки  рюкзака

Развить скорость укладки.

Воспитывать  аккуратность.

Воспитывать  взаимоуважение мальчики  кладут  к  себе  тяжёлые  вещи  девчонок.

Повторить   безопасное  выполнение  стойки  на  руках с  опорой и  без  опоры.

Рюкзак,  личные  вещи,  крупы,  консервы, каремат,  спальник.

Карематы  для  разминки.

 

Баленко С.В.

«Школа  выживания»

 

Октябрь –июнь
7.

Краеведение.

.

 

 

 

   39

Повторить  весь  учебный  материал  о  Приморском  крае.

Развить  любознательность  и самостоятельность  в  нахождении  новых  материалов  о  Приморье.

Воспитывать  любовь  к  малой  Родине.

Иллюстрации  из  книг.  Тесты  с  вопросами  о  Приморье.

Карематы  для  разминки.

 

Колосова Л.Н.,  Николаева А.С.

Малый  атлас  мира.

Май
8.

Экскурсии («Большая  и  малая  Николаевские   пещеры»

г. Дальнегорск,

«Чертоги»

г.  Партизанск,

«Амгуньский  водопад» .

48

Повторить  весь  учебный  материал  о  Приморском  крае.

Развить  желание  изведать  все  маршруты  Приморья.

Воспитывать  любовь  к  малой  Родине.

Рюкзак,  личные  вещи,  крупы,  консервы, каремат,  спальник.

Карематы  для  разминки.

 

Колосова Л.Н.,  Николаева А.С.

Малый  атлас  мира.

Сентябрь — июль
9. Итог  года 3 Подведение  итогов  года.    Вручение удостоверений за  пройденное  обучение.

Дипломы,  свидетельства об

окончании  курса   обучения.

 

  • Организационно-педагогические условия и формы аттестации

3.1 Методическое обеспечение программы

Основные принципы обучения, предусмотренные программой

Природосообразность приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии.

Наглядность – объяснение материала сопровождается демонстрацией наглядных пособий, схем, плакатов, проводится  работа на местности.

Системность – проведение занятий в определенной последовательности и системе.

             Гуманизация воспитательного процесса – построение занятий по уровням с учетом

            знаний, умений и навыков обучающихся, их психологических возможностей и

способностей.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями, такими как география (работа с картами, определение азимута), биология (правила личной гигиены, охрана окружающей среды, первая медицинская помощь), ОБЖ (способы автономного выживания человека в природе).

            Педагогические технологии. Программа ориентирована на сотрудничество педагога с

           воспитанниками, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в

преодолении  трудностей – на все то, что способствует самовыражению ребенка.

           Для организации учебной деятельности учащихся используются следующие   

            методы: фронтальный, групповой, индивидуальный и круговой.

Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом группы одного и того же задания.

            Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах

            разных заданий.

Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно.

Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий на специально подготовленных местах («станциях»).

Для реализации программы «Спортивно – оздоровительный  туризм» применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Словесные методы:

— дидактический рассказ – представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо объекте, двигательном действии;

— описание – это способ создания у занимающихся представлений о действии, детям сообщается фактический материал, говорится, что надо делать, применяется при изучении относительно простых действий;

— объяснение последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, понятий, правил;

 беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися;

— разбор форма беседы, проводимая преподавателем с учащимися  после выполнения какого-либо задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д.;

— лекция – представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы;

— инструктирование – точное, конкретное изложение педагогом предлагаемого задания;

 распоряжения, команды,  указания – основные средства оперативного управления деятельностью на занятиях.

Методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию выполняемых заданий. К ним относятся:

метод непосредственной наглядности – предназначен для создания правильного представления о технике выполнения двигательного действия;

метод опосредованной наглядности создает дополнительные возможности для восприятия двигательных действий с помощью предметного изображения;

Контроль в управлении процессом обучения осуществляется в виде предварительного (входного), текущего, итогового контроля.

Входной контроль проводится в форме собеседования на вводных уроках с целью выявления уровня начальных знаний. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала.

Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего года на каждом занятии и представляет собой основную форму контроля. Используются такие методы, как наблюдение, вызов-опрос, контрольные испытания, учебно-тренировочные походы, где ребята могут применить свои знания на практике, выполняя

задания коллективно и индивидуально.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде однодневных и двухдневных походов. Цель – выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений, навыков, подготовка и проведение походов, зачетных соревнований по ориентированию, технике туризма, быту и т.д.

Формы  подведения итогов для  каждого  года  обучения  разные:

— для первого  года  обучения: грамоты  и  дипломы  со  всех  видов  соревнований,  благодарственные  письма  родителям;

— для  второго  года: получение  зачетной разрядной  книжки, грамоты  и  дипломы  со  всех  видов  соревнований,  благодарственные  письма  родителям;

— для  третьего  года  обучения: выдача  удостоверений об  окончании  программного  курса, грамоты  и  дипломы  со  всех  видов  соревнований,  благодарственные  письма родителям.

 

  • Условия реализации программы

Для  организации  учебного  процесса  необходимо  иметь  отдельный хорошо  освещенный и  проветриваемый   кабинет.  Кабинет  должен  быть  оборудован  столами, шкафами,   спортивным  инвентарём:

— веревками  диаметром 10 см  —  250 метров;

— веревками  диаметром 6 см  —  50 метров;

— карабинами марки  «Байнет» —  30 шт.;

— карематами (туристические  коврики) – 15 шт;

— туристическими  палатками (4 —  х  местными)  в  количестве 6  шт;

 

—  роликами марки  «Пецель» — 10 шт;

— жумарами  марки  «Пецель» — 10 шт;

— перчатки  спортивные марки  «Пецель» — 10 пар;

—  костровым  хозяйством (топор, ножовка, лопата, таганок  или  тренога);

—  котелками  разных  размеров (5 литр., 3 литр., 1 литр.);

—  складными столами – 2 шт;

—  складными  стульями – 15 шт;

—  спальниками  —  15 шт;

—  рюкзаками  30 литровыми – 15 шт.;

—  фонарики  налобные  —  15 шт.

Для  успешной  реализации  программы  необходимы  соответствующие дидактические  материалы и техническое  оборудование.

3.3     Список литературы

Список  литературы  для  педагога

  1. Алешин В.М., Серебреников А.В. Туристическая  топография. М.: Профиздат, 1985.
  2. Бианки В.В. Лесная  газета. М.: Правда, 1986.
  3. Вавилов Ю.Н., Вавилов  К.Ю. Научно-практические  предпосылки  спортивно-

оздоровительной  программы  для  детей  и  молодёжи/ Теория  и  практика  физической

культуры, 1995, №4.

  1. Гринкевич Н.И. Легенды  и  быль  о  лекарственных  растениях. М. Наука, 1988.
  2. Изаак С.И. Мониторинг  физического  здоровья  населения,  физического  развития  детей,

подростков,  молодежи.: М.,2003.

  1. Иллюстрированный атлас  мира. ЗАО  Издательский  дом  Ридерз  Дайджест
  2. Иванченко В.Л. Секреты  вашей  бодрости. Знание, 1988. Ильичев А.Ч.
  3. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристический клуб  школьников/ Пособие  для

руководителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  1. Коструб А.А. Медицинский справочник  туриста. — М.: Профиздат, 1986.
  2. Колосова Л.Н., Николаева А.С. Малый атлас  мира. М.: Главное управление  геодезии  и  картографии  при  совете  министров  СССР, 1988.
  3. Константинов Ю.С. Туристические слеты  и  соревнования  учащихся./Учебно-

методическое  пособие  М.: ЦДЮТ и КМО РФ, 2000.

  1. Крайнева И.Н. Узлы  простые,  забавные,  сложные. ИЧП «Кристалл»  Невский  клуб С.-Пет.,

1997.

  1. Лукоянов Л.И. Самодельное  туристическое  снаряжение. Н: изд. «Нижегородская  ярмарка»,

1997.

  1. Майлс Лайза, Смит  Алистер  Тайны  вселенной./ Астрономия  и  космос. Энциклопедия  М.:

«РОСМЭН», 2000.

  1. Михайлов В.С., Трушкина Л.А.  Растения  на  вашем  столе. – М.: Сов. Россия, 1989.
  2. Михеев А.В., Пашкаганг К.В. Охрана природы.: Пособие  для  учащихся  М.: Просвещение,

1990.

  1. Непомнящий Н., Курушин М., ХХ  век./ Хроника  необъяснимого. От  катастрофы  к

катастрофе. – М.: «ОЛИМП», 1999.

  1. Огородников Б.И.  Туризм  и  спортивное  ориентирование. – М.: 1983.
  2. Чеурин  Г.С. Школа  экологического  выживания. – М.: «ОЛИМП», 1993.

 

Список  литературы  для  детей  и  родителей

  1. Бианки В.В. Лесная  газета. М.: Правда, 1986.
  2. Иллюстрированный атлас  мира. ЗАО  Издательский  дом  Ридерз  Дайджест
  3. Крайнева  И.Н. Узлы  простые,  забавные,  сложные. ИЧП «Кристалл»  Невский  клуб С.Пет.,

1997.

  1. Лукоянов  Л.И. Самодельное  туристическое  снаряжение. Н: изд. «Нижегородская  ярмарка»,

1997.

  1. Михеев А.В., Пашкаганг К.В. Охрана  природы.: Пособие  для  учащихся  М.: Просвещение,

1990 .