Кузакова И. В. «Рюкзачок»





РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Туризм — один из наиболее массовых видов спорта. Несмотря на сложную внутриполитическую и экономическую обстановку в стране, тысячи туристов ежегодно выходят на свои маршруты. Правда, туризм сегодня не только самый массовый вид, но и один из наиболее дорогих. Но люди находят средства и способы хотя бы на неделю-две вырваться из плена своих домов и окунуться в чарующий мир первозданной природы. Но там же и подстерегают опасности, от ко­торых нас отучил комфорт. Не только путешественник, любой человек может оказаться в экстре­мальной ситуации, например, заблудиться в лесу.        
Экстремальность ситуации — понятие субъективное. Одна и та же ситуация может быть экстре­мальной для обыкновенного жителя и обыденной для таежного охотника, и наоборот.    Поэтому можно утверждать, что любой конфликт человека с природой всегда возникает по вине человека, поскольку природа беспристрастна и ведет себя одинаково со всеми. Сейчас не часто человеку приходится сталкиваться с действительно первобытной природой, однако для современного человека может стать экстремальным даже поход за грибами в лес, если при этом возникнут непредвиденные обстоятельства, например: резкое ухудшение погоды, лесной пожар, потеря ориентировки, укус змеи, травма и т.п.
В повседневном быту для ребят навыки выживания в природе тоже далеко не лишние. Вот лишь некоторые случаи, когда мы остро ощущаем свою зависимость от повседневных благ цивилизации: перебои с водой, газом, электроэнергией, отоплением; техногенные аварии, стихийные бедствия в условиях населенной местности и т.п. Во всех этих случаях лучше обратиться к природе, покинув на время, ставшую враждебной, привычную среду обитания.  К сожалению, современное узкоспециальное образование в большинстве случаев не дает ответа на конкретные вопросы, связанные с выживанием человека в той или иной ситуации. А занятие туризмом и краеведением позволяет на практике отработать возможные непредвиденные ситуации.
Но туризм — это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя,  человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями народов России. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм — с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.
Актуальность программы обусловлена ростом числа детей, пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и криминогенного характера.
Воспитание молодого поколения в духе патриотизма — это первоочередная задача современного образования. Беда нашей страны — растущее число малолетних преступников, наркоманов, ранняя алкоголизация населения. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей — слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, доводящие многих до девиантного поведения. Активизировать познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически — вот еще важнейшие задачи современного образования. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, знакомящие с культурой, историей, природой родной страны.
Занимаясь в туристско-краеведческом объединении, ребята осваивают и закрепляют туристические навыки, умение рационально использовать силы и средства для преодоления возникающих трудностей. В детях воспитывается ответственность за порученное дело. Все это позволит учащимся умело ориентироваться во внезапно возникшей экстремальной ситуации, быстро принимать решение и решительно действовать.
Мы не в силах управлять природой, предотвращать экстремальные ситуации, но в наших силах научить детей разумно вести себя в непредсказуемой, порой, критической ситуации. Быть хорошо физически подготовленным, нести ответственность за себя,  своё  здоровье  и дорожить жизнью других.
Направленность: туристское – краеведческая. Программа направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей  обучающихся, овладение туристическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход в  любых  погодных  условиях.
Уровни усвоения программы:
   Стартовый уровень  является вводным и направлен на знакомство с азами туристических походов.
Отличительные особенности программы. Предлагаемая программа отличается  инновационными  туристическими  техниками,  позволяет  учащимся  на  практических  занятиях  и  в  походах  выходного  дня  применять свои  знания и  умения,  полученные  в  процессе  обучения.  
С начала   учебного  года  всегда  очень  много  ребят  в составе  групп с отклонениями в поведении. Но  в походах  ребята  взрослеют  быстрее.  Ведь пройдя  не  один  километр  по  тайге,  общаясь  с  природой,  у  ребят  возникает  жгучее  желание  заглянуть  за  горизонт,  за  горную  вершину, узнать,  что  же  там  за  поворотом  реки? И  наши  занятия  туризмом  исправляют  ребят,  укрепляют  их  нервную  систему, физические  нагрузки  тренируют  мышцы  и  легкие,  а  сама  природа  исправляет  их  поведение.
Данная программа является модифицированной, так как она разработана на основе методических рекомендаций В.Г. Варламова и положений об организации и условиях проведения соревнований «Школа выживания» и «Пешеходный  туризм».
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
— занятия в свободное время;
— обучение организованно на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагог);
— детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
Адресат программы — дети от 8 до 13 лет.
Для обучения принимаются все желающие. Дети этого возраста очень любят походы в природу.
Легко усваивают любую интересующую их информацию: виды костров, сбор рюкзака, работа с компасом и другое.
Группы комплектуются из ребят от 8–13  лет в зависимости от года обучения.
Занимаются в туристическом объединении хорошо физически развитые мальчики и девочки, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям туризмом.  прошедшие медицинский осмотр у педиатра.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение  детей  в   учебные  группы  численностью от 12  — 15 человек.
Занятия проходят по группам и индивидуально. Состав группы переменный.
В работе объединения при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с детьми и их родители без включения в основной состав (Порядок,п.16).
Форма обучения по программе.
Основная форма обучения – очная, групповая.
Теоретические занятия проходят в аудитории, а практические — внеаудиторные проходят в  природе с выездом  за  пределы  села.
«Допускается сочетание различных форм получения образования…»(Закон № 273-ФЗ, гл.2,ст.17, п. 4)-
дистанционная, индивидуальная, групповая или индивидуально – групповая, очно-заочная.
Объём программы   – 324 часа.
Срок реализации программы — 1 год обучения. 
Режим занятий.  Занятия учебной группы проводятся три раза в неделю по 3 часа с 15-минутными перерывами (возможны дополнительные занятия перед соревнованиями);
     Режим работы туристской группы в течение учебного года в его различные периоды не одинаков, как правило, группа собирается на занятия три раза в неделю в определенные дни, а  занятия проходят  по 3 часа. В среднем, один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на местности (тренировки), учебные походы на 1—2 дня, участие в соревнованиях, слетах. Более продолжительные походы проводятся в каникулярные периоды. Кроме того, занятия проводятся по группам (работа штаба, хоз.группы, редколлегии отчета о походе и т. п.) и индивидуально (работа с докладчиками, проводниками, казначеем, с фотографом и т. п.).
В период обучения широко используются любительские фильмы, содержащие различные аспекты действий человека в условиях той или иной чрезвычайной ситуации, тематические встречи со специалистами и работниками спасательных служб, спортсменами, инструкторами прикладных видов спорта.
При определении режима занятий учтены требования СанПиН к учреждениям дополнительного образования, смена различных видов деятельности во время проведения занятий.
                                     1.2 Цель и задачи программы
 
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся в процессе туристско-краеведческой деятельности.
Задачи программы:
Воспитательные:
— воспитывать патриотизм;
— воспитывать привычку рационально использовать свободное время;
— воспитывать чувство коллективизма
Развивающие:
— повышение технического и тактического мастерства, при прохождении дистанций, имитирующих и воссоздающих экстремальные ситуации пребывания группы в естественных условиях;
— развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих;
— развивать память и внимание;
— развивать деловую и познавательную активность;
— развивать физическую и психическую выносливость.
Обучающие:
— научить ориентироваться на незнакомой местности;
— научить составлять простейшие схемы маршрутов;
— осваивать методы наблюдения, для определения своего местонахождения;
— научить умениям по оказанию взаимопомощи при ч/с;
— научить технике пешего туризма;
— научить навыкам спортивного ориентирования, с целью дальнейшей профориентации.
Оздоровительные:
   —  организация активного отдыха детей в период каникул;
   —  укрепление физического здоровья обучающихся через включение в образовательный процесс большого блока общеразвивающих физических упражнений.

                                     1.3   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план программы «Рюкзачок»

Первый  год обучения

Наименование разделов и темВсего часовТеорияПрактикаФорма аттестации (контроля)
1Изучение  техники  безопасности 321 
1.1.Вводный инструктаж по т/б321Опрос, анкетирование
2Введение в программу.1239 
2.1Влияние туризма на организм школьника. Снаряжение туриста927  Опрос
2.2Итоговое занятие312Беседа
3Физическая подготовка туристов. 27621 
3.1Гигиеническое обеспечение  туристов312Опрос
3.2Укладка рюкзака.  312Беседа
3.3Физические упражнения для рук, ног, туловища. Развитие силовых качеств615Зачеты
3.4Физические упражнения для похода в горах. Развитие выносливости.  12210Зачеты
3.5Итоговое занятие312Зачет
4Топографическая подготовка. 36828 
4.1Условные топографические знаки.  615Зачет
    4.2Ориентирование при помощи карты и без нее936Опрос
4.3Масштаб. Виды масштаба18315Контрольный  срез  по  разделу
4.4Итоговое занятие312Тестирование
5 Ориентирование42735 
5.1Работа с картой пути движения15213Зачет
5.2Компас12210Зачет
5.3Определение азимута на заданный ориентир12210Зачет
5.4Итоговое занятие312Тестирование
6Организация туристического похода15312 
6.1Инструкция по организации похода. Т/б в походе312Беседа
     6.2Поход выходного дня918Беседа
6.3Итог похода. Разбор ошибок312Беседа
7Организация ночлега15510 
7.1Привал. Бивак в походе312Зачет
7.2Костровое оборудование. Правила поведения на привалах312Зачет
7.3Виды костров312Зачет
7.4Питание в походе. Водно – солевой баланс312Зачет
7.5Итоговое занятие312Тестирование
8Движение в походе15510 
8.1Норма переходов312Зачет
8.2Виды естественных препятствий312Зачет
8.3Движение по пересеченной местности. Движение в лесу312Зачет
8.4Движение по осыпям.312Зачет
8.5Итоговое занятие312Тестирование
9Медицина27918 
9.1Зеленая аптека  312Опрос
9.2Оказание первой помощи пострадавшему при переломе руки312Опрос
9.3Оказание первой помощи пострадавшему при переломе ноги312Опрос
9.4Оказание первой помощи пострадавшему при травме головы312Опрос
9.5Оказание первой помощи пострадавшему при охлаждении312Опрос
9.6Оказание первой помощи пострадавшему при ожоге312Опрос
9.7Оказание первой помощи пострадавшему при утоплении312Опрос
9.8Оказание первой помощи пострадавшему при укусе насекомых или змей312Опрос
9.9Итоговое занятие312Тестирование
10Узлы927 
10.1Использование узлов. Техника вязания узлов615Зачет
10.2Итоговое занятие312Тестирование
11Туристическая техника прохождения преград.  451035 
11.1 «Кочки»312Зачет
11.2«Бабочка»615Зачет
11.3«Параллельные  верёвки»312Зачет
11.4    «Паутинка»615Зачёт
11.5«Маятник»312Зачет
11.6«Горизонтальный маятник»312Зачет
11.7«Бревно». «Наклонное  бревно»615Зачёт
11.8«Подвесное  бревно»615Зачёт
11.9«Спуск – подъём – траверс»927Зачет
11.10Итоговое занятие312Тестирование
12Красная  книга Приморья  624 
12.1Изучение красно книжных животных624Тестирование
13Оформление документации624 
13.1Исследовательская работа в многодневных походах312 
13.2Составление отчета, карты похода.312 
14Краеведение24222 
14.1Поход выходного дня12111Тестирование знаний по всем разделам
14.2Экскурсии в г. Дальнегорск «Большая  и  малая  Николаевские   пещеры»12111Зачет  в спортивную книжку
15Итог  года33Аттестация
 Всего часов    

2.2.     СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

  1. Раздел: Изучение техники безопасности 

1.1 Тема: Вводный инструктаж по т/б. Изучение техники безопасности   при работе на веревках, при пожаре, при захвате террористами. ПДД на дорогах. Научить ребят доброму отношению  друг к  другу.  Развить чувство ответственности за всех в  походе.

Воспитывать аккуратность и гигиенические нормы Разминка.   Общеразвивающие упражнения.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

2. Раздел: Введение в программу

2.1 Тема: Влияние туризма на организм школьника. Беседа о туризме и снаряжении туриста. Перечень личного снаряжения. Сезонные особенности снаряжения. Перечень группового снаряжения.  Подбор личного и группового снаряжения. Техника установки палатки. Техника снятия палатки.

Морально-волевые качества туриста. Рассказы о мужестве туристов. Разминка. Общеразвивающие  упражнения.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки. Туристические системы по количеству детей, усы, карабины, ролики, жумары, перчатки, компасы, каски.

2.2 Тема: Итоговое занятие.  Зачет по быстрому одеванию снаряжения. Разминка.

Упражнения  на  гибкость.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

3. Раздел: Физическая подготовка туристов. 

3.1 Тема: Гигиеническое обеспечение туристов. Беседа об гигиене туристических походов. Что берут с собой в поход?

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

3.2 Тема: Укладка рюкзака. Беседа: «Что возьмем с собой в поход?».  Разминка. Упражнения  на  растяжку. Процедуры на закаливание. Самостоятельная укладка рюкзака на скорость.

Материально – техническое обеспечение: Рюкзак, спальник, фонарик, зонт, глобус, стеклянная посуда и посуда из пластика, спички обычные и охотника, рогатка и другие не нужные в походе вещи. Карематы для разминки.

3.3 Тема: Физические упражнения для рук, ног, туловища. Развитие силовых качеств. Разминка. Упражнения  на  выносливость. Работа на снарядах. Зачеты по нормативам.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

3.4 Тема: Физические упражнения для похода в горах. Развитие выносливости. Разминка. Упражнения  на  выносливость.  Работа на оборудовании. Зачеты по нормативам

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

3.5 Тема: Итоговое занятие.  Зачет на брусьях. Разминка.

Упражнения  на  выносливость.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

4. Раздел: Топографическая подготовка. 

4.1 Тема: Условные топографические знаки. Изучение топографических знаков. Контрольный срез по чтению карты. Разминка.

Материально – техническое обеспечение: Географические карты, компас. Карематы для разминки

4.2 Тема: Ориентирование при помощи карты и без нее. Определение сторон света  по  местным  признакам. Разминка.

Материально – техническое обеспечение: Географические карты, компас. Карематы для разминки

 4.3 Тема: Масштаб. Виды масштаба. Линейный, числовой масштабы. Измерение прямолинейного масштаба. Измерение направления на карте. Разминка.

Материально – техническое обеспечение: Географические карты, компас. Карематы для разминки.

 4.4 Тема: Итоговое занятие.  Тестирование по темам раздела. Разминка.

Материально – техническое обеспечение: Географические карты, компас. Карематы для разминки

5 Раздел: Ориентирование

5.1 Тема: Работа с картой пути движения. Стороны горизонта. Изучение карты маршрута.

Разминка. Зачет по топознакам.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

5.2 Тема: Компас. Работа с компасом в походе в дневное и ночное время суток.

Определение азимута на карте. Разминка.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки. Карта, компас.

5.3 Тема: Определение азимута на заданный ориентир. Движение группы по азимуту. Определение горизонта по солнцу, звездам. Разминка. Научить безопасному  выполнению  упражнений: прыжки  через  скакалку  в  течение 1  минуты, упражнения  для  мышц  живота  15 повторов, 

упражнения для мышц  спины 15 повторов, упражнения  для  мышц ног (пистолетики) 15 повторов,  отжимания.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки. Компас.

5.4 Тема: Итоговое занятие.  Тестирование  по темам раздела. Разминка.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

6 Раздел: Организация туристического похода.

6.1 Тема: Инструкция по организации похода. Техника безопасности в походе. Поведение туристов при грозе. Обеспечение безопасности в многодневных походах. Дисциплина в походе. Определение района похода. Описание пути движения. Разминка.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

6.2 Тема: Поход выходного дня. Зачетный поход. Научить обучающихся бережному отношению к  природе. Развивать  способы  ориентации  в  природе. Воспитывать коллективизм.

Материально – техническое обеспечение: Рюкзаки на каждого. Костровое хозяйство, фотоаппарат.

6.3  Тема: Итог походаРазбор ошибок. Разминка. Создание презентации похода.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

7. Раздел: Организация ночлега

7.1 Тема: Привал. Бивак в походе. Требование к привалу. Правила поведения на привалах. Разминка. Упражнения на выносливость.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

7.2 Тема: Костровое оборудование. Сушка обуви, одежды в походе. Ремонт туристического оборудования. Разминка Упражнения на выносливость.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки. Ремнабор.

7.3 Тема: Виды костров. Организация программы «Песни у костра». Разминка. Упражнения на выносливость.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки. Тетради для песен.

7. 4 Тема: Питания в походе.  Водно-солевой баланс. Запись в тетрадь всех допустимых продуктов в походе. Правильность приготовления пищи на костре. Техника безопасности при работе у костра. Разминка.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки. Тетради для записи рецептов.

7.5 Тема: Итоговое занятие.  Тестирование по темам раздела. Разминка.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

8. Раздел: Движение в походе

8.1 Тема: Норма переходов. Строй. Темп. Режим движения. Интервалы. Их изменение. Хронометраж движения группы. Обязанности направляющего. Обязанности замыкающего. Разминка. Упражнения на выносливость.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

8.2 Тема: Виды естественных препятствий. Формы горного рельефа. Разминка. Упражнения на выносливость.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

8.3 Тема: Движение по пересеченной местности. Движение в лесу.  Интервал движения.  Основные вопросы выживания в экстремальных условиях. Спасательные работы. Разминка. Упражнения на выносливость.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки. Жерди для носилок.

8.4 Тема: Движение по осыпям. Движение по склонам. Организация и проведение поисково-спасательных работ. Приемы транспортировки пострадавшего. Разминка. Упражнения на выносливость.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

8.5 Тема: Итоговое занятие.  Тестирование по темам раздела. Разминка.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

9. Раздел: Медицина

9.1 Тема: Зеленая аптека. Изучение лекарственных растений Приморья. Под запись «Календарь сбора лекарственных растений». Кровотечения, первая помощь. Пищевые отравления. Потертости, опрелости, мозоли. Простудные заболевания, вывихи.  Разминка.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

9.2 Тема: Оказание первой помощи пострадавшему при переломе руки. Медицинское обеспечение и доврачебная медицинская помощь. ПМП  в походе. Разминка. Практическая работа по оказанию помощи «пострадавшему».

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

9.3 Тема: Оказание первой помощи пострадавшему при переломе ноги. Разминка. Практическая работа по оказанию помощи «пострадавшему».

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

9.4 Тема: Оказание первой помощи пострадавшему при травме головы. Разминка. Практическая работа по оказанию помощи «пострадавшему».

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

9.5 Тема: Оказание первой помощи пострадавшему при охлаждении. Разминка. Практическая работа по оказанию помощи «пострадавшему».

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

9.6 Тема: Оказание первой помощи пострадавшему при ожоге. Разминка. Практическая работа по оказанию помощи «пострадавшему».

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

9.7 Тема: Оказание первой помощи пострадавшему при утоплении. Разминка. Практическая работа по оказанию помощи «пострадавшему».

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

9.8 Тема: Оказание первой помощи пострадавшему при укусе насекомых или змей. Разминка. Практическая работа по оказанию помощи «пострадавшему».

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

9.9 Тема: Итоговое занятие.  Тестирование по темам раздела. Разминка.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

10. Раздел: Узлы

10.1 Тема: Использование узлов. Техника вязание узлов. Использование узлов. Самоподготовка в походе. Узлы: прямой, брам-шкотовый. Удавка. Булинь. Схватывающий.  Проводник. Стремя. Встречный. Техника вязания узлов. Разминка. Научить безопасному  выполнению  стойки  на

голове (с опорой).

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки. Веревки для вязания узлов.

 10.2 Тема: Итоговое занятие.  Тестирование по теме раздела. Разминка.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки.

11. Раздел: Туристическая техника прохождения преград

11.1 Тема: Кочки. Техника прохождения этапа «Кочки». Разминка. Изготовление этапа. Работа на этапе всей командой.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки. Спилы.

11.2 Тема: Бабочка. Техника воздушной переправы. Разминка. Изготовление этапа. Работа на этапе всей командой.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки. Карабины, веревки, жумары, перчатки.

11.3 Тема: Параллельные веревки. Техника параллельной переправы. Разминка. Изготовление этапа. Работа на этапе всей командой.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки. Карабины, веревки, жумары, перчатки.

11.4 Тема: Паутинка. Техника переправы через «Паутинку». Разминка. Изготовление этапа. Работа на этапе всей командой.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки. Карабины, веревки, жумары.

11.5 Тема: Маятник. Техника переправы с помощью вертикального маятника.  Разминка. Упражнения на выносливость. Изготовление этапа. Работа на этапе всей командой.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки. Карабины, веревки, жумары, перчатки.

11.6 Тема: Горизонтальный маятник.Техника «Горизонтальный маятник». Изготовление этапа. Работа на этапе всей командой.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки. Карабины, веревки, жумары, перчатки.

11.7 Тема: Бревно. Наклонное бревно. Техника укладки бревна. Техника переправы по бревну. Разминка. Упражнения на гибкость. Изготовление этапа. Работа на этапе всей командой.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки. Карабины, веревки, жумары, перчатки.

11.8 Тема: Подвесное бревно. Техника подвески бревна. Техника переправы по бревну. Разминка. Упражнения на гибкость.

Изготовление этапа. Работа на этапе всей командой.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки. Карабины, веревки, жумары.

11.9 Тема: Подъем, траверс, спуск. Техника перехода «подъем», «траверс», «спуск». Изготовление этапа. Работа на этапе всей командой.

 Разминка. Упражнения на гибкость.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки. Веревки, карабины, жумары перчатки.

11.10 Тема: Итоговое занятие.  Зачет по темам раздела. Разминка.

Материально – техническое обеспечение: Карематы для разминки. Карабины, веревки, жумары, перчатки.

12. Раздел: Красная книга Приморья

12.1 Тема: Изучение красно — книжных животных. Знакомство с птицами и животными Приморья, которые занесены в «Красную книгу». Запись в тетрадь. Разминка.

Материально – техническое обеспечение: «Красная книга Приморья», иллюстрации редких животных и  растений. Карты Приморского края с территориями заповедников.

Карематы для разминки.

13. Раздел: Оформление документации

13.1 Тема: Исследовательская работа в многодневных походах. Подведение итогов похода. Просмотр фотоматериалов о походе. Разминка.

Материально – техническое обеспечение: Ноутбук, ручки, записные книжки.

13.2 Тема: Составление отчета, карты похода. Создание мультимедийной презентации. Разминка.

Материально – техническое обеспечение: Ноутбук, ручки, записные книжки.

14. Раздел: Краеведение

14.1 Тема: Поход выходного дня. Исторические места края. Знакомство с картой края. Климат. Растительность. Животные. Охрана природы. Экология.

Материально – техническое обеспечение: Рюкзаки с личными вещами. Командное снаряжение.

14.2 Экскурсия в г. Дальнегорск «Большая и малая Николаевские пещеры».  Зачет по теме раздела. Разминка.

 Материально – техническое обеспечение: Рюкзаки с личными вещами. Командное снаряжение.

 15 Раздел: Итог года. Аттестация. Подведение итогов года. Аттестационное тестирование по всем разделам программы.

Материально – техническое обеспечение: тесты-опросники.

1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты:

Обучающиеся будут иметь:

— знания об истории туризма, о туристских возможностях Приморского края;

—  стремление к познанию достопримечательностей Приморского края в процессе туристской деятельности;

— знания основ здорового образа жизни;

—  навыки общения и творческого сотрудничества в ходе интегрированной спортивно – познавательной туристской деятельности.

Предметные результаты

    Обучающийся должен знать:

  • Основные данные по родному краю.
  • Культуру поведения туристов в походе, правила взаимоотношений туристов с местными жителями.
  • Популярные в туристической среде песни.
  • Вопросы организации и проведения пешеходного похода.
  • Групповое и личное специальное снаряжение, необходимое для похода.
  • Режим питания в пешеходном походе.
  • Топографию и ориентирование на местности.
  • Технику передвижения по маршруту, преодоления естественных препятствий.
  • Основные требования и правила безопасного проведения пешеходных путешествий.
  • Основные причины аварий и ЧП в походах.
  • Методику организации и проведения поисково-спасательных работ.
  • Значение и содержание физической и морально-волевой подготовки туриста.
  • Личную гигиену туриста-пешеходника, доврачебную медицинскую помощь.

     В  конце    обучения обучающийся должен уметь:

  • Установить палатку, уложить рюкзак.
  • Двигаться по маршруту, ориентироваться на местности, составлять глазомерную съемку.
  • Оформить фотостенд, фотоальбом, мультимедийную презентацию.
  • Пользоваться компасом.
  • Пользоваться личным, групповым и специальным снаряжением.
  • Составлять план маршрута и график похода.
  • Составлять меню и раскладку продуктов на поход.
  • Тактически грамотно организовывать движение группы на маршруте.
  • Применять технические приемы передвижения и преодоления препятствий в различных условиях.
  • Разрабатывать оперативный план проведения поисково-спасательной работы.
  • Оказывать доврачебную медицинскую помощь.
  • Проектировать исследовательскую и туристско-краеведческую  деятельность.

              РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.

2.1 Условия реализации программы

 Материально – техническое обеспечение: Для организации учебного процесса имеется отдельный хорошо освещенный и проветриваемый кабинет. Кабинет оборудован столами и стульями, удовлетворяющими санитарно – гигиеническим требованиям, для занятий группы детей 10 -15 человек.

Оборудование и ТСО: в аудитории есть школьная доска, шкафы, в которых хранятся все материалы и инструменты, наглядные пособия, литература, фотоальбомы.

       Кабинет  должен  быть  оборудован    спортивным  инвентарём:

  • веревками  диаметром 10 см  —  250 метров;
  • веревками  диаметром 6 см  —  50 метров;
  • карабинами марки  «Байнет» —  30 шт.;
  • карематами (туристические  коврики) – 15 шт;
  •  туристическими  палатками (4 —  х  местными)  в  количестве 6  шт;
  •  роликами марки  «Пецель» — 10 шт;
  • жумарами  марки  «Пецель» — 10 шт;
  • перчатками  спортивные марки  «Пецель» — 10 пар;
  • костровым  хозяйством (топор, ножовка, лопата, таганок  или  тренога);
  • котелками  разных  размеров (5 литр., 3 литр., 1 литр.);
  •  складными столами – 2 шт;
  • складными  стульями – 15 шт;
  •  спальниками  —  15 шт;

         —  рюкзаками  30 литровыми – 15 шт.;

         —  фонариками  налобными  —  15 шт.

              Для  успешной  реализации  программы  необходимы  соответствующие дидактические  материалы и техническое  оборудование:

        —  проектор;

        —  экран;

        — компьютер;

        — компьютерный  стол.

     Для успешной реализации программы имеется техническое оборудование:

  • ноутбук;
  • проектор

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Наглядные пособия:

В качестве наглядного материала в кабинете имеются:

  • разномасштабные географические карты;
  • спортивные карты;
  •  учебно — методический  комплекс дисциплины (литература по туризму);
  • фотографии соревнований;
  • плакаты с видами костров;
  • таблицы с видами этапов;
  • карты Приморского края.

Аудио материалы и видеоматериалы:

  •  видеофильмы по разделам программы;
  • видеоматериалы соревнований

 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  • Компас;
  •  туристическое снаряжение (технические средства обучения: карабины, ролики, жумары, веревки разной длины и разного объема и другое);
  •  набор верёвок для вязания узлов;
  •  туристические палатки;
  • комплект для приготовления пищи;
  •  туристические рюкзаки;
  • медицинская аптечка;
  •  перевязочные средства;
  • инструмент: топор, ножовка, гвозди и другое.

Для выполнения комплекса упражнений на веревках обучающиеся должны иметь перчатки.

Информационное обеспечение  

http://www.turcдntrrf.ru/strаn/mдtoг_rаzrаб.htm;

 — http://rдvolution.аl. lбдst.ru/sport/00153421_0.html;

http://www.spаsдxtrдmд.ru/дl.php?SIГ=146

Список литературы

  1. Алексеев А. А. Горообразование и горный рельеф: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2005.
  2. Алексеев А. А. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2006.
  3. Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.
  4. Васнев В.А.Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.
  5. Добарина И. А., Жигарев О. Л. Основы школьного туризма: Методическое пособие для учителей и студентов. — Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 1998.
  6. Карманная энциклопедия туриста /Автор-составитель Шабанов А. М. — М.: Вече, 2004.
  7. Лях В.ИФизическая культура: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под ред. В.И.Ляха. — М., 2006—2007.
  8. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2007.
  9. Петров С.В.Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. – М., 2000.
  10. Смирнов А.ТОсновы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2006.
  11. Талм Е. И. Энциклопедия туриста. — М.: «Большая российская энциклопедия», 1993.
  12. Шаповал Г. Ф. История туризма: Пособие. — Минск: Экоперспектива, 1999.

Нормативно- правовая база.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Рюкзачок» составлена на основе документов:

  1.  Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2.   Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196; «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  3.   Распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

  4.   Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

 5. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242.

  6.  Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  7.  Устава МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка; 

   8.  Положения «О дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

и рабочей программах» МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка, приказ № 80-а   от 18 августа 2020 г.

Кадровое обеспечение.

     Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Рюкзачок» реализует педагог дополнительного образования, имеющий профессиональное образование в области детского туризма.  Свой профессиональный уровень педагог повышает через самообразование и систему повышения квалификации.

2.2.     Оценочные материалы и формы аттестации

      В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей, используя классические методы и приемы, разрабатывая авторские методики.

  При наборе детей проводится входная диагностика. Цель этой диагностики – выявить уровень физического развития ребенка:

  • работа на брусьях (рукоход);
  • отжимание;
  • бег (согласно возраста);
  • силовые упражнения (согласно возраста);
  • приседания.

Текущий контроль или промежуточная диагностика проводится для выявления лучших ребят для дальнейшего их участия в командных зачетах.

В качестве форм подведения итогов обучения проводятся зачеты, тестирование по разделам программы, зачетные итоговые работы по каждому полугодию, сдача нормативов по возрастам.

     Походы выходного дня, 2 категории сложности (осенью, летом), 1 степени сложности (зимой), учебно-тренировочные сборы, соревнования по туристическому многоборью 2 класса, по ориентированию проходят согласно графику спортивных мероприятий на год (вне сетки часов).                           

 Оценочные материалы

       Оценочные материалы применяются по завершении каждого учебного года программы:

в виде диагностических карт на каждого ребенка «Определение уровня развития личностных  качеств учащихся» (Приложение 2), альбомы учета творческих достижений учащихся и педагога, в которых фиксируются все их дипломы и грамоты за выставки различного ранга.

   В объединении обязательно ведется журнал посещаемости. Ведутся диагностические карты на каждого ребенка (Приложение 1).  Карточки индивидуального развития ребенка. (Приложение 3)

2.3  Методические  материалы

      Программа построена на интегрированном характере и основана на модульной технологии обучения, которая позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать ее содержание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

     В процессе обучения используются несколько основных типов занятий:

— занятие – изучение нового материала.

— занятие выполнения практической работы.

— комбинированное занятие.

Структура занятий:

Занятие — изучение нового материала.

  1. Организационный момент. (Приветствие, сообщение темы и цели занятия).
  2. Разминка. Физические упражнения на брусьях.
  3. Основная часть. (Изучение новой темы. Могут применяться такие методы обучения, как рассказ, беседа, использование различных наглядных пособий). Практическая часть (работа на веревках или на этапах на улице).
  4. Закрепление. (Проверка степени усвоения материала в форме индивидуальной и фронтальной беседы по основным положениям прослушанного материала. Возможно проведение практической проверочной работы).

Занятие — выполнение практической работы.

  1. Организационный момент. (Приветствие, сообщение темы и цели занятия).
  2. Разминка. Физические упражнения на брусьях.
  3. Основная часть.

— Повторение материала, необходимого для выполнения практической работы на веревках.

— Рассмотрение порядка выполнения работы, разбор вопросов, вызывающих у

обучающихся затруднения.

— Выполнение упражнений.

— Формулировка вывода, сравнение его с поставленной целью работы.

4. Подведение итогов. Зачет.

Комбинированное занятие — используются элементы занятий рассмотренных типов в различных сочетаниях как по времени, так и по сочетании применения.

Принцип построения программы
      Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.  

     На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для физического развития учащихся на различных возрастных этапах. Например, вначале обучения дети выполняют легкие физические упражнения, в дальнейшем —  на более сложном техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе дети проходят путь — от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом более сложном физическом уровне.

Методы:

        На занятиях применяю следующие методы: беседы, объяснения, демонстрация выполнения сложных этапов, мастер – классы по ориентированию и топонимике, зачетные срезы.

дидактический рассказ – представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо объекте, двигательном действии;

— описание – это способ создания у занимающихся представлений о действии, детям сообщается фактический материал, говорится, что надо делать, применяется при изучении относительно простых действий;

— объяснение – последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, понятий, правил;

 беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися;

— разбор – форма беседы, проводимая преподавателем с учащимися  после выполнения какого-либо задания, участия в соревнованиях, игровой деятельности и т.д.;

— лекция – представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы;

— инструктирование – точное, конкретное изложение педагогом предлагаемого задания;

 распоряжения, команды,  указания – основные средства оперативного управления деятельностью на занятиях.

            Для организации учебной деятельности учащихся используются следующие  

 методы: фронтальный, групповой, индивидуальный и круговой.

Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом группы одного и того же задания.  Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий.

Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно.

Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий на специально подготовленных местах («станциях»).

Для реализации программы «Рюкзачок» применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

       Методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию выполняемых заданий. К ним относятся:

— метод непосредственной наглядности – предназначен для создания правильного представления о технике выполнения двигательного действия;

— метод опосредованной наглядности – создает дополнительные возможности для восприятия двигательных действий с помощью предметного изображения;

Контроль в управлении процессом обучения осуществляется в виде предварительного (входного), текущего, итогового контроля.

Входной контроль проводится в форме собеседования на вводных уроках с целью выявления уровня начальных знаний. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала.

Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего года на каждом занятии и представляет собой основную форму контроля. Используются такие методы, как наблюдение, вызов-опрос, контрольные испытания, учебно-тренировочные походы, где ребята могут применить свои знания на практике, выполняя задания коллективно и индивидуально.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде однодневных и двухдневных походов. Цель – выявление результатов обучения, определение качества приобретенных знаний, сформированных двигательных умений, навыков, подготовка и проведение походов, зачетных соревнований по ориентированию, технике туризма, быту и т.д.

Технологии:

                  На занятиях туристической деятельностью для раскрытия и развития потенциала учащихся и формирования у них устойчивой мотивации к занятиям, использую различные педагогические технологии: здоровье сберегающие, информационно – коммуникационные, проектной деятельности, личностно – ориентированного, исследовательского (проблемного) обучения.

            В образовательном процессе программы используются инновационные технологии: групповой деятельности, личностно-ориентированные на игровые технологии.  Для сохранения здоровья обучающихся и эффективной работы на занятиях  обязательно проводятся динамические паузы, физкультминутки, минутки релаксации.    Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье, часто на занятиях проводятся беседы, которые непосредственно связаны с понятиями «Правильное питание», «Здоровый образ жизни», «Безопасное поведение на дороге», «Внимание гололед». На занятиях всегда создается обстановка доброжелательности, положительного эмоционального настроя на урок.   Большое значение на занятиях туристического объединения «Рюкзачок» имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований при работе: с веревками, на веревках, у костра, при заготовке дров.

          Педагогом составлены памятки по соблюдению правил техники безопасности по разделам программы: «Твоя безопасность  при работе на веревках», «Основы безопасного поведения на улице», «У костра»,  которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся. 

         Успешная реализация программы дополнительного образования «Рюкзачок» возможна при использовании интересного опыта в области воспитания и социализации детей — технологии социальной коммуникации или методики коллективной творческой деятельности. В ней используются педагогические способы, созданные советской педагогикой — опыт  А.С. Макаренко. Общая организационно-методическая схема проста, но достаточно результативна с точки зрения педагогического и социального эффекта: организуется «дело».

 Можно зафиксировать шесть стадий  педагогического проектирования деятельности и действий, а также предполагаемого результата:

1. Совместное с детьми «замысливание» дела – формирование мотивации совершения похода. 

2. Совместное с детьми планирование дела – организация туристического похода.

3. Совместная с детьми подготовка похода.

4. Совместное с детьми  и  родителями проведение похода.

5. Совместный с детьми рефлексивный анализ похода.

6. Итоги проведенного  похода (фотоотчет, презентация).
     Чтобы привести детей к осознанной, целенаправленной, увлекательной, мотивированной  деятельности,  необходимо обеспечить детей определенной базой знаний, сформировать элементарные туристические и исследовательские  умения и навыки.

    Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья обучающихся и эффективной работы на занятиях проводятся:

—  динамические паузы;

—  упражнения на разминку суставов рук и ног;

—  укрепление мышц верхнего плечевого пояса и спины.

Здоровье сберегающие технологии направлены на:

  • рациональная организация труда педагога и учащихся;
  • создание комфортного психологического климата;
  • соблюдение СанПиН и правил охраны труда;
  • чередование различных видов деятельности на занятии, направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости;
  • оптимальный темп ведения занятия.

При подготовке и проведении занятий используются мультимедийные презентации.
—  формы  организации  учебного занятия: аудиторские : тематические, комплексные (или интегрированные), итоговые. Выездные: учебные экскурсии, практические занятия на местности (походы выходного дня).

Природосообразность — приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии.

Наглядность – объяснение материала сопровождается демонстрацией наглядных пособий, схем, плакатов, проводится  работа на местности.

Системность – проведение занятий в определенной последовательности и системе  Гуманизация воспитательного процесса – построение занятий по уровням с учетом

            знаний, умений и навыков обучающихся, их психологических возможностей и

            способностей.

 В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями, такими как география (работа с картами, определение азимута), биология (правила личной гигиены, охрана окружающей среды, первая медицинская помощь), ОБЖ (способы автономного выживания человека в природе).

       Одно из главных условий успеха обучения детей и физического их развития  – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Всеми средствами актуализирую процесс обучения, использую необходимые стимуляторы:метод поощрения, различные упражнения и тренинги. Нацеливаю ребят на конечный результат. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования сотрудничества и чувства коллективизма. Результаты коллективного труда – призовые места на всех видах соревнований.

  1. Календарный учебный график
 Этапы  образовательного процесса1 год обучения
Продолжительность учебного года, неделя36
Количество учебных дней108
Продолжительность учебных периодов1 полугодие01.09.21 г. -31.12.21г.
2 полугодие12.01.2022г.- 31.05.22 г.
Возраст детей, лет8 — 13
Продолжительность занятий3
Режим занятий3 раза в неделю
Годовая учебная нагрузка324

2.5  Календарный план воспитательной работы

МероприятиеОбъемВременные границыСколько обучающих примет участие в этом мероприятии
Инструктажи по технике безопасности: при пожаре, терроризме, в кабинете, при работе на веревках. ПДД на дорогах3 часасентябрь  15  
Акция: «1 декабря – День инвалида, как вы помогаете инвалидам?»1 часДекабрь15
«Организация и проведение встреч, практических занятий, акций по изучению правил дорожного движения»6 часовВ течение года15
Пропаганда ЗОЖ. Игровая программа на каникулах  «Все вместе на зимних горках»3 часаЯнварь15
Лекция против употребления ПАВ «Мы за здоровый образ жизни» с просмотром фильма.1 часЯнварь15
Беседа «Блокадный Ленинград»0.5 часаЯнварь15
Акция  «Защитники Отечества»0.5 часаФевраль15
Участие в военно – спортивной игре «Зарница» ДЮЦ3 часаФевраль10
Акция «Моя любимая мамочка» Подготовка подарков мамам, бабушкам, сестренкам.9 часовМарт15
Игровая на каникулах «Веселые старты»3 часаМарт15
Просмотр видеофильма, лекция «Техника жизнедеятельности во время прогулок и подвижных игр около водоёмов и рек».1 часАпрель15
Просмотр видиофильма: «12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики».0.5 часаАпрель15
Акция: «Весенняя неделя добра», посвящённый годовщине Победы над фашистской Германией12 часовАпрель — Май15
Соревнования «Безопасное колесо»12 часовмай10

Список  литературы 

       1. Алешин  В.М., Серебреников А.В. Туристическая  топография. М.: Профиздат, 1985.

       2. Бианки В.В.  Лесная  газета. М.: Правда, 1986.

       3. Вавилов  Ю.Н., Вавилов  К.Ю. Научно-практические  предпосылки  спортивно-

           оздоровительной  программы  для  детей  и  молодёжи/ Теория  и  практика  физической 

           культуры, 1995, №4.

       4. Гринкевич  Н.И. Легенды  и  быль  о  лекарственных  растениях. М. Наука, 1988.

       5. Изаак С.И.  Мониторинг  физического  здоровья  населения,  физического  развития  детей, 

           подростков,  молодежи.: М.,2003.

       6. Иллюстрированный  атлас  мира. ЗАО  Издательский  дом  Ридерз  Дайджест

       7. Иванченко В.Л.  Секреты  вашей  бодрости. Знание, 1988. Ильичев А.Ч. 

       8. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В. Туристический  клуб  школьников/ Пособие  для 

           руководителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

       9. Коструб А.А. Медицинский  справочник  туриста. — М.: Профиздат, 1986.

10. Колосова Л.Н.,  Николаева А.С. Малый  атлас  мира. М.: Главное управление  геодезии  и  картографии  при  совете  министров  СССР, 1988.

      11. Константинов Ю.С. Туристические  слеты  и  соревнования  учащихся./Учебно-

             методическое  пособие  М.: ЦДЮТ и КМО РФ, 2000.

     12. Крайнева  И.Н. Узлы  простые,  забавные,  сложные. ИЧП «Кристалл»  Невский  клуб С.-Пет.,

           1997.

     13. Лукоянов  Л.И. Самодельное  туристическое  снаряжение. Н: изд. «Нижегородская  ярмарка»,

           1997.

     14. Майлс  Лайза, Смит  Алистер  Тайны  вселенной./ Астрономия  и  космос. Энциклопедия  М.:

           «РОСМЭН», 2000.

     15. Михайлов  В.С., Трушкина Л.А.  Растения  на  вашем  столе. – М.: Сов. Россия, 1989.

     16. Михеев А.В., Пашкаганг К.В. Охрана  природы.: Пособие  для  учащихся  М.: Просвещение,

           1990.

     17. Непомнящий Н., Курушин М.,  ХХ  век./ Хроника  необъяснимого. От  катастрофы  к

           катастрофе. – М.: «ОЛИМП», 1999. 

     18. Огородников  Б.И.  Туризм  и  спортивное  ориентирование. – М.: 1983.

     19.  Чеурин  Г.С. Школа  экологического  выживания. – М.: «ОЛИМП», 1993.