Методические рекомендации по составлению программы Евдокимова Е.В

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детско — юношеский центр»

с. Чугуевка Приморского края

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ     ПРОГРАММ

                                                             с. Чугуевка

                                                                  2022г.

Приложение

к приказу министерства
образования Приморского края

от 31.03.2022 г. № 23а-330

   
   

                             МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

В условиях модернизации российской системы образования повышается потребность педагога в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации в творчестве. Общественно востребованной делается актуализация его творческого потенциала, который проявляется в умении нешаблонно думать и работать, выходить за рамки сформировавшихся традиционных подходов, уметь действовать в новом режиме. От степени формирования творческого потенциала каждого педагога во многом зависит успешность и творческая инициативность его обучающихся и, как результат этого – динамика обновлённых процессов в государстве.

В связи с этим нужны такие формы и методы работы, которые будут оказывать содействие росту педагогической компетентности не только каждого педагога, но и всего коллектива, оказывать подлинную поддержку педагогам в формировании их ремесла как комплекса профессионального багажа знаний и умений.

I. Нормативно-правовые основания разработки дополнительных
общеразвивающих программ

1.1. Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ 273), Приказом Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепцией развития дополнительного образования детей от 04 сентября 2014 г. № 1726-р, письмом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Порядок создания образовательной программы и её структура должны быть закреплены локальным актом образовательной организации.

1.2. Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (ФЗ 273 -ст. 2, п. 9).

1.3. Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организацию их свободного времени; обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности (ФЗ 273-ст. 75).

1.4. В дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ 273 – ст. 2, п. 14): содержание дополнительных общеразвивающих программ, сроки обучения по ним, формы, порядок и периодичность аттестации учащихся определяются образовательной программой, самостоятельно разработанной и утверждённой организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ФЗ 273 — ст. 75 п. 4); дополнительные общеразвивающие программы ежегодно обновляются с учётом развития науки, техники, технологий, культуры, экономики и социальной сферы.

1.5. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается её самостоятельность в осуществлении образовательной деятельности: порядок разработки и реализации дополнительных общеразвивающих программ, количество учащихся в объединении, формы обучения определяются образовательной организацией в локальных нормативных актах (ФЗ 273 — ст. 28, п. 1). Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам (ФЗ 273 — ст. 28, п. 2).

1.6. К освоению дополнительных общеразвивающих программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования; в работе объединений (при наличии условий и согласия педагога) могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав группы.

II. Оформление и содержание структурных элементов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает в себя, в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», основные характеристики программы, организационно-педагогические условия ее реализации и формы аттестации, а именно:

Титульный лист.

Раздел 1. Основные характеристики программы.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Цель и задачи программы.

1.3. Содержание программы.

1.4. Планируемые результаты.

Раздел 2. Организационно-педагогические условия.

2.1. Условия реализации программы.

2.2. Формы аттестации и оценочные материалы.

2.3. Методические материалы.

2.4. Календарный учебный график.

Список использованной литературы.

Структурные элементы дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы

Титульный лист программы – первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа. На титульном листе необходимо указать:

ведомственная принадлежность (орган управления образованием),

полное наименование образовательной организации,

гриф утверждения программы,

название программы (без кавычек),

вид документа;

направленность программы,

возраст учащихся,

срок реализации программы,

ФИО (полностью), должность автора(ов) программы,

наименование населённого пункта,

год разработки программы (приложение № 1).

Раздел № 1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка

Пояснительная записка включает описание:

актуальности – своевременность, современность предлагаемой программы, соответствие государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей);

направленности (профиль) программы – техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная;

языка реализации программы – государственный язык РФ – русский, национальные языки РФ, иностранные языки;

уровня освоения – стартовый, базовый или продвинутый (углублённый);

отличительных особенностей (при наличии) – новизна, характерные свойства, отличающие программу от других, отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие;

адресата программы (характеристика категории учащихся по программе).

В этом разделе описывается примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе.

Обязательные параметры:

— пол, возраст детей, участвующих в освоении программы;

— география участников (населённый пункт).

Дополнительные параметры:

— степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области;

— наличие базовых знаний по определённым предметам;

— наличие специальных способностей в данной предметной области;

— наличие определенной физической и практической подготовки по направлению программы;

— физическое здоровье детей (наличие/отсутствие противопоказаний) и т.п.;

организации образовательного процесса (условия набора и формирования групп, режим занятий (периодичность и продолжительность), возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения, продолжительность образовательного процесса (объём – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения) и срок (сколько лет реализации), определяются на основании уровня освоения и содержания программы.

1.2. Цель и задачи программы

Цель должна быть одна, предмет деятельности в цели тоже должен быть один. Формулировка цели должна быть понятной, конкретной, локальной и измеримой и отображать конечный результат реализации программы. Цель должна быть достижима в рамках программы, не должна расходиться с направленностью, результатами, содержанием программы.

Конструктор целеполагания: 1) глагол (только один), выраженный в существительном (герундий), например: развитие, формирование, обучение, воспитание, совершенствование, мотивация; 2) предмет деятельности – с чем работаем (тоже только один), например: творческие способности, лидерские качества, социальный интеллект, основы конструирования и т.д.; 3) адресат программы – с кем работаем, например: школьники г. Владивостока 10-16 лет (воспитанники коррекционной школы-интерната с. Покровка 7-12 лет; 4) через что, какими средствами.

Задачи программы подразделяются на воспитательные, развивающие и обучающие (не образовательные). Выполнение поставленных задач – поэтапный способ достижения цели программы. Задачи должны раскрывать логику достижения цели при организации практической деятельности обучающихся, быть конкретными, чётко сформулированными, понятными всем участникам образовательного процесса. В пояснительной записке прописываются задачи общие (на всю программу).

Воспитательные задачи – отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества, смыслы будут сформированы.

Развивающие задачи – связанные с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д.

Обучающие задачи – отвечающие на вопрос, что узнает, в чём разберётся, какие представления получит, чем овладеет, чему научится, освоив программу.

1.3. Содержание программы

Содержание программы включает учебный план и содержание учебного плана. (приложение № 2)

Учебный план составляется по каждому году обучения в табличной форме: общий перечень разделов (или модулей), тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические занятия, формы аттестации / контроля (зачёт, контрольная работа, опрос, викторина, наблюдение, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчётные выставки, отчётные концерты, открытые занятия, вернисажи, соревнования и т.д.).

Количество часов указывается из расчёта на одну группу.

Содержание учебного плана должно соответствовать:

— направленности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;

— достижениям мировой культуры, науки и техники, российским традициям, культурным особенностям региона;

— возрастным и психолого-физиологическим особенностям обучающихся;

— уровню освоения программы;

— современным образовательным технологиям, отражённым в принципах обучения, формах и методах обучения, методах контроля и оценки, средствах обучения.

Содержание учебного плана – это реферативное, краткое описание тем программы с указанием разделов (модулей), в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей.

При оформлении содержания необходимо придерживаться ряда общих правил:

— содержание составляется согласно учебному плану;

— формулировка, порядок расположения разделов, модулей и тем, их нумерация должны полностью соответствовать их формулировке, расположению и нумерации в учебном плане;

— необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждой теме (исходя из учебного плана);

— материал темы следует излагать назывными предложениями, телеграфным стилем;

— содержание каждого года целесообразно располагать отдельно;

— в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т. п.);

— в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.

В «Теории» перечисляются основные теоретические вопросы, которые раскрывают тему, называются изучаемые ключевые идеи, понятия, факты.

В «Практике» описывается практическая деятельность обучающихся. При планировании экскурсий (соревнований, фестивалей и т.п.) указывается тема, место проведения экскурсии.

1.4. Планируемые результаты

Результаты – это конкретизация цели.

Личностные результаты – сформировавшаяся у обучающегося система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Метапредметные результаты – универсальные способы деятельности обучающегося, приобретаемые в процессе освоения программы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.Предметные результаты – усвоение знаний, умений и навыков, опыта

решения проблем, опыта творческой, научно-технической, естественнонаучной деятельности, приобретаемые учащимися в процессе освоения программы.

Результаты формулируются с учётом цели, задач воспитании, развития и обучения, уровня освоения программы и содержания. Все три группы результатов (личностные, метапредметные, предметные) должны конкретизировать цель, а точнее предмет деятельности в цели. Если цель – развитие творческих способностей, то и в личностных, и в метапредметных и в предметных результатах должно быть про творческие способности. Если цель про формирование социального интеллекта, то и в результатах должно быть про социальный интеллект. Если цель – обучение детей работе в графических редакторах, то и в результатах нужно писать про графические редакторы, а не про воспитание патриота.

В результате обучения по программе ребенок:В результате обучения по программе  у ребенка:
— будет знать… — будет уметь… — будет иметь представление… — будет стремиться… — будет обучен… — овладеет понятиями… — получит навыки… — расширит представления… — научится делать…    — будет сформирована устойчивая потребность… — будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества; — будет развита устойчивая потребность к самообразованию; — будет сформирована активная жизненная позиция… — будут развиты творческие способности… — будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни

Личностные и метапредметные результаты можно заимствовать в федеральных государственных образовательных стандартах (универсальные учебные действия – УУД). Заимствуя УУД, сами термины ФГОС и УУД не используем. Личностные результаты – это личностные универсальные учебные действия. Метапредметные результаты – это регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Важно! Если мы заимствуем из общей школы универсальные учебные действия, необходимо не бездумно их переписывать, а брать только то, что конкретизирует цель программы.

                     Раздел № 2. Организационно-педагогические условия

2.1. Условия реализации программы

К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов:

1. Материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе, перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

— аудио, видео-, фото-, интернет источники,

— нормативно-правовая база;

— список литературы: учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии, справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); может быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов и учащихся; оформляется в соответствии с требованиями к оформлению списка литературы (приложение № 4).

2.2. Оценочные материалы и формы аттестации

Оценочные материалы – это краткое описание диагностических методик и материалов, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов.

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: текущий, промежуточный и при необходимости – входной и итоговый контроль.

Входной контроль (при необходимости) – оценка стартового уровня образовательных возможностей обучающихся при зачислении на программу или осваивающих программу 2-го и последующих лет обучения, ранее не занимающихся по данной программе.

Текущий контроль – оценка уровня и качества освоения тем (модулей, разделов) программы и личностных качеств обучающихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.

Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определённого периода обучения/учебного года (при сроке реализации программы более одного года).

Итоговый контроль (при необходимости[1]) – оценка уровня и качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению всего периода обучения по программе.

Формы аттестации – в зависимости от направленности программы могут быть следующими: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися качества выполнения работ и приобретённых навыков общения, устный и письменный опрос, выполнение тестовых заданий, творческий показ, спектакль, семинар, конференция, зачёт, контрольная работа, выставка, конкурс, фестиваль, концерт, соревнование, сдача нормативов, презентация проектов, анализ участия коллектива и каждого обучающегося в мероприятиях.

Все формы аттестации / контроля из Учебного плана необходимо кратко описать в этом разделе – как проводится, в какое время, что это даёт.

Возможные формы фиксации результатов

— протокол результатов аттестации обучающихся;

— информационная карта «Определение уровня развития физических качеств обучающихся»;

— информационная карта «Определение уровня развития личностных качеств обучающихся»;

— карта учёта творческих достижений обучающихся (участие в концертах, праздниках, фестивалях);

— анкета для родителей «Отношение родительской общественности к качеству образовательных услуг и степень удовлетворённости образовательным процессом в объединении»;

— анкета для обучающихся «Изучение интереса к занятиям у обучающихся объединения»;

— бланки тестовых заданий по темам программы;

— видеозаписи и фотографии выступлений коллектива, участия в соревнованиях, выставках и т.п.;

— и другие, разработанные в учреждении.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: информационная карта, аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, отчётная выставка, вернисаж, готовое изделие, демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ, конкурс, контрольная работа, отчётный концерт, научно-практическая конференция, олимпиада, открытое занятие, итоговый отчёт, портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слёт, соревнование, фестиваль и др.

При описании оценочных материалов необходимо указать, в каком разделе (модуле, теме) они применяются.

2.3. Методические материалы

Вметодических материалахмогут быть представлены:

— используемые методики, методы и технологии(современные педагогические, информационные технологии, технологии дистанционного и электронного обучения, групповые и индивидуальные методы обучения и т.п.) с описанием применения в процессе реализации программы;

— дидактические средства с указанием формы и тематики методических материалов, в т.ч. электронные образовательные ресурсы;

— тексты инструкций, заданий, кейсов и т.п.

— методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия (табл. 1):

Таблица 1

СловесныеНаглядныеПрактические
устное изложениепоказ видеоматериалов, иллюстрацийтренинг
беседа, объяснениепоказ педагогом приемов исполнениявокальные упражнения
анализ текстанаблюдениетренировочные упражнения
анализ структуры музыкального произведения и др.работа по образцу и др.лабораторные работы и др.

— тип занятия: комбинированный, теоретический, практический, диагностический, лабораторный, контрольный, репетиционный, тренировочный и др.;

— формы проведения занятий (табл. 2):

Таблица 2

акциякруглый столсбор
аукционкруизсеминар
бенефислабораторное занятиесказка
беседаэвристическая лекциясмотрины
вернисажмастер-класссоревнование
викторинамозговой штурмспектакль
встреча с интересными людьминаблюдениестудия
выставкаолимпиадатворческая встреча
галереяоткрытое занятиетворческая мастерская
гостинаяпосиделкитворческий отчет
диспут, дискуссия, обсуждениепоходтренинг
занятие-играпраздниктурнир
защита проектовпрактическое занятиефабрика
игра деловаяпредставлениефестиваль
игра-путешествиепрезентациячемпионат
игра сюжетно-ролеваяпроизводственная бригадашоу
игровая программапрофильный лагерьэкзамен
класс-концертпоходэкскурсия
КВНразмышлениеэкспедиция
конкурсрейдэксперимент
консультациярепетицияэстафета
конференциярингярмарка
концертсалони другие

В данном разделе могут быть указаны:

— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

Виды методической продукции: методическое руководство, методическое описание, методические рекомендации, методические указания, методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция.

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:

— естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);

— объёмный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);

— схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развёртки, шаблоны и т.п.);

— картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);

— звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);

— смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);

— дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);

— аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.

В раздел методического обеспечения можно включить описание приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактических материалов, технического оснащения занятий.

Методическое обеспечение программы может быть представлено также в форме таблицы:

Таблица 3

Раздел или тема программыФормы занятийПриёмы и методы организации образовательной деятельности (в рамках занятия)Дидактический материалТехническое оснащение занятийФормы подведения итогов

При описании методических материалов обязательно указывается, на каком занятии, при изучении какой темы (модуля, раздела) используются эти материалы.

Этот подраздел является своеобразными приложениями к программе.

2.4. Календарный учебный график

Составная часть образовательной программы, определяет количество учебных недель и количество учебных дней, даты начала и окончания учебных периодов/этапов; является обязательным компонентом программы и может составляться для каждой группы (п. 9 ст. 2, п. 5 ст. 47 ФЗ N 273) (приложение № 3).

Календарный учебный график составляется с учётом проведения во время каникулярного времени фестивалей, концертов, экспедиций, поездок, походов, профильных лагерей, летних школ др.

2.5. Календарный план воспитательной работы

Содержательные ориентиры деятельности, определяющие её порядок, объём, временные границы.

Список использованной литературы

Указывается литература, включая интернет-ресурсы (не более 5 источников, изданных за последние 5 лет), которую использовали при составлении программы, в соответствии с требованиями ГОСТа Р 7.0.5-2008 (не использовать ГОСТ для составления библиографических ссылок). Список литературы составляется по алфавиту (приложение № 4).

III. Уровневая дифференциация дополнительных общеразвивающих программ

3.1. Дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются и реализуются по направленностям дополнительного образования (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной), которые определяют их предметно-тематическое содержание, преобладающие виды деятельности учащихся и требования к результатам освоения программы.

Направленность программы определяется от цели программы и превалирующих видов деятельности.

3.2. Дополнительные общеразвивающие программы в соответствии с уровнем сложности содержания могут быть отнесены к стартовому, базовому и продвинутому (углублённому) уровням.

3.3. Каждый учащийся должен иметь доступ к любому из уровней, соответствующему его возрастным и индивидуальным особенностям, определяющим его готовность к освоению содержания дополнительной общеразвивающей программы.

3.4. Вопросы уровневой дифференциации могут быть освещены в отдельных методических рекомендациях к дифференциации содержания дополнительных общеразвивающих программ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.

2. Конкурс? Конкурс… Конкурс! Подготовка к профессиональному конкурсу педагога дополнительного образования / сост. Л.Б. Малыхина; под общ. ред. Н.Н. Жуковицкой, Л.Б. Малыхиной. Волгоград: Учитель, 2015.

3. Майорова С.В. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения компетентности педагогов [Электронный ресурс] URL: http://www.podelise.ru/docs/40873/index-7196.html (дата обращения: 02.09.2021).

4. Привалова Г.Ф. Конкурс профессионального мастерства как средство развития творческого потенциала педагога: автореф. дис. … к-та пед. наук. Екатеринбург, 2008.

5. Трунова Л.К. Фестиваль-конкурс профессионального мастерства педагогов учреждения дополнительного образования детей «Шаги к успеху» [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/570904/ (дата обращения: 02.09.2021).

Приложение № 1

Управление образования с.Чугуевка

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско – юношеский центр» с. Чугуевка

ПРИНЯТА на педагогическом совете       Протокол № 5 от 15.05.2022 УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка   ________ А.В. Олейник    «17» мая 2022 г.

ОСНОВЫ АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

Возраст учащихся: 10-14 лет

Срок реализации программы: 2 года

Иванова Иванна Ивановна,

педагог дополнительного образования

Чугуевка

2022

Приложение № 2

1.3 Содержание программы

Учебный план 1 года обучения[1]

№ п/пНазвание раздела, темыКоличество часовФормы аттестации/ контроля
ВсегоТеорияПрактика
1Знакомство с программой514 
1.1Знакомство со студией2 2Игра
1.2Интегрированный мастер-класс312Оценка
2Основы мастерства актера143,510,5 
2.1Мюзикл как вид искусства20,51,5Опрос
2.2Техника речи20,51,5Открытое занятие
2.3Сценический грим20,51,5Наблюдение
2.4Сценический костюм20,51,5Конкурс
2.4Вокал826Зачёт
2.5Мастерство актера1028Творческий показ
 Итого:85877 


Содержание учебного плана 1 года обучения

1. Раздел: Введение в программу

1.1 Тема: Знакомство со студией

Практика. Формирование группы, введение в программу. Микро-игра «Снежный ком».

1.2 Тема: Интегрированный мастер-класс

Теория. Основы актёрского мастерства.Мастерство актёра. Грим. Причёски. Костюм. Техника речи.

Практика. Игра по-станциям «Создаём спектакль».

2. Раздел: Основы мастерства актера

2.1 Тема: Мюзикл как вид искусства

Теория. Театр – искусство коллективное (режиссёр, актеры, осветители, костюмеры, художники и т. д.). Театр – искусство синтетическое (все виды жанров – музыка, литература, живопись, танец и т.д.). Режиссер – главный координатор и руководитель всех служб (триединая роль режиссера: режиссер-педагог, режиссер-зеркало, режиссер-организатор всего театрального процесса). Актёр – главное лицо театра. Музыкальные спектакли: опера, оперетта, мюзикл, водевиль, музыкальная комедия.

Практика. Просмотр телеверсии мюзикла «Ромео и Джульетта» или «Призрак оперы».

2.2 Тема: Техника речи

Теория. Сценическая речь – основа театрального искусства. Дикция. Посыл голоса. Дыхание. Техника выразительного чтения. Орфоэпия произношения слов.

Практика. Упражнения «Скакалка», «Би-ба-бо», «Белеет парус одинокий». Актерский тренинг.

2.3 Тема: Сценический грим

Теория. Внешнее изменение облика с помощью сценического грима. Состав грима. Основные цвета грима. Основные способы нанесения грима.

Практика. Изготовление молодого грима. Изготовление старческого грима.

2.4 Тема: Сценический костюм

Теория. Костюм в работе актера над ролью. Виды сценических костюмов.

Практика. Разработка эскизов и грима к спектаклю.

2.5 Тема: Вокал

Теория. Распевка. Спевка. Разложение по голосам.

Практика. Работа над дикцией. Коррекция вокального исполнения. Работа над манерой исполнения.

2.6 Тема: Мастерство актёра

Теория: Актёр как носитель специфики театра. Работа актёра на развитие внимания, фантазии, памяти.

Практика: Упражнения «Печатная машинка», «Три круга внимания», «Сочини сказку», «Запомни предмет». Этюды на органическое молчание.


Приложение № 3

Календарный учебный график

Вариант календарного учебного графика, когда программа размещается на сайте:

Этапы образовательного процесса1 год2 год3 год
Продолжительность учебного года, неделя363636
Количество учебных дней108108108
Продолжительность учебных периодов1 полугодие15.09.2021- 31.12.202115.09.2021- 31.12.202115.09.2021- 31.12.2021
2 полугодие12.01.2022- 31.05.202212.01.2022- 31.05.202212.01.2022- 31.05.2022
Возраст детей, лет8-1011-1415-18
Продолжительность занятия, час123
Режим занятия3 раза/нед3 раза/нед3 раза/нед
Годовая учебная нагрузка, час108216324

Вариант календарного учебного графика, когда программа не размещается на сайте (для работы[1]):

№ п/пМесяцЧислоВремя проведения занятияФорма занятияКол-во часовТема занятияМесто проведенияФорма контроля
1Сентябрь1614:00-14:40Беседа1Введение в программуКабинетНаблюде-ние


Приложение № 4

Примеры оформления списка литературы по ГОСТ Р 7.0.5-2008

По ГОСТ-2008 допускается не использовать тире между областями библиографического описания. Все ссылки должны быть оформлены единообразно: только с точкой, без тире между частями описания.

Ссылки на печатные источники: примеры

1. Бочкин В.П. Педагогика: уч. пособие. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. [Не «Казань: КГУ».]

2. Дом под солнцем / под ред. В.П. Петрова. Серия «Технологии детских улыбок». СПб.: Издательский дом «ДРОФА», 1999. [«под. ред.» – с маленькой буквы; фамилии редакторов, переводчиков указывают после косой черты; если их более двух: А.А. Иванов и др.; можно указать всех авторов.]

3. Казакова Е.М. Кто в доме хозяин? // Воспитание школьника. 1999. N 3. С. 15-26. [Символ номера (№) не используется, заменяется буквой N без точки после неё.]

4. Педагогика / авт. сост. Михаил Сидоров; под ред. И.П. Куличкина. СПб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001.

7. Резяпов Г. Свет мой зеркальце… // Комсомольская правда. 1988. N 85. С. 2.

Ссылки на электронные ресурсы: примеры

В источниках на русском языке используются элементы: [Электронный ресурс], URL, (дата обращения: …).

8. Теория развития временного детского коллектива / под ред. Э.В. Марзоевой, С.А. Горбачева [Электронный ресурс] URL: https://qps.ru/OKpwv[2] (дата обращения: 15.12.2020).

9. Хотько Г. Детский музыкальный театр как средство художественно-эстетического воспитания детей [Электронный ресурс] // URL: https://qps.ru/8UIih (дата обращения: 17.04.2021).

При затруднениях рекомендуется использовать общедоступные электронные каталоги библиотек и дистанционные справочные службы (РГБ, РНБ, ИРБИС и многие другие).


Приложение № 5

Уровень освоения программы  ПоказателиЦелеполагание    Требования к результативности программы
Срок реализации программы (в год)Максимальный объём программы
Стартовый1 – 2 годадо 144 час.Формирование и развитие творческих способностей детей, формирование общей культуры учащихся; Удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья; Организацию свободного времени детей и юношества.Освоение прогнозируемых результатов программы; Презентация результатов на уровне образовательной организации.
Базовый2 – 3 годадо 288 час.Создание условий для личностного самоопределения и самореализации; Обеспечение процесса социализации и адаптации к жизни в обществе; Выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности; Развитие у учащихся мотивации к творческой деятельности интереса к научной и научно- исследовательской деятельности.Освоение прогнозируемых результатов программы; Презентация результатов на уровне района, города; Участие учащихся в районных и городских мероприятиях; Наличие призеров и победителей в районных конкурсных мероприятиях.
Продвинутыйот 3-х летдо 432 час.Развитие у учащихся интереса к научной и научно- исследовательской деятельности; Формирование личностных качеств и социально- значимых компетенций; Создание условий для профессиональной ориентации; Повышение конкурентоспособности выпускников на основе высокого уровня полученного образования.Освоение прогнозируемых результатов программы; Презентация результатов на уровне города; Участие учащихся в городских и всероссийских мероприятиях; Наличие призёров и победителей в городских конкурсных мероприятиях; Наличие выпускников, продолживших обучение (по профилю).

Приложение № 6

Правила оформления текста в редакторе Microsoft Word

 

Размер страницыА4
ОриентацияКнижная, в тексте допускаются таблицы в альбомном варианте
Верхнее, нижнее, правое и левое полеПо 2 см сверху и снизу, 2,5 см слева, 1,5 см справа
Выравнивание текста  по ширине
Абзацный отступ1,25  
ШрифтTimes New Roman, размер шрифта: 14, возможны другие шрифты, это предварительно обсуждается
Межстрочный интервал  1,5
Нумерация страницСнизу по центру, Times New Roman Текст начинается с 3-й страницы. Обложка, титульный лист не нумеруются
ПробелыНе ставить лишних пробелов между словами. Перед знаками <, >, =, +, -, %, №, единицами измерения, инициалами и после них ставится пробел В числовом промежутке перед тире и после него пробелы не ставятся: Пример: 23–30, XIX–XX, 1890–1896
КавычкиИспользуются русские кавычки: « », НО: для текстов и слов на английском языке – “ ” или » «
ЗаголовкиЖирный шрифт. В конце точек нет. В заголовках нет абзацного отступа, нет переносов. Предлоги, союзы располагаются на второй строке заголовка
Список литературыСписок литературы оформляется по ГОСТ
Р 7 0 5-2008

Приложение № 7

МАКЕТ-КОНСТРУКТОР ПРОГРАММЫ

Ведомственная принадлежность

Полное наименование организации

  УТВЕРЖДАЮ Должность   ________ ФИО    «___» ________ ______ г.

НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ___________________ направленности

Возраст учащихся: ______ лет

Срок реализации программы: ______ года

ФИО,

должность

Название населённого пункта

год

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы (можно не озаглавливать, а сразу писать текст актуальности).

Направленность программы

Уровень освоения –

Отличительные особенности (при необходимости)

Адресат программы

Организация образовательного процесса

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:

Задачи программы:

Воспитательные:

1. 

2. 

3. 

Развивающие:

1. 

2. 

3. 

Обучающие:

1. 

2. 

3. 

1.3 Содержание программы

Учебный план ____ года обучения

№ п/пНазвание раздела, темыКоличество часовФормы аттестации/ контроля
ВсегоТеорияПрактика
      
      

Содержание учебного плана ____ года обучения

1. Раздел: ……………..

1.1 Тема: …………………….

Практика. …………………………..

1.2 Тема: ………………………..

Теория. ……………………………….

Практика. ……………………………..

2. Раздел: ……………………………….

2.1 Тема: ……………………………

Теория. ……………………………

Практика. ………………………………….

2.2 Тема: ………………………….

Теория. ……………………………..

Практика. ……………………………

1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты:

Обучающийся будет……

У обучающегося будет……..

Метапредметные результаты:

Обучающийся будет знать…….

Обучающийся приобретёт…….

Предметные результаты:

Обучающийся будет знать……..

Обучающийся будет уметь………

Обучающийся будет владеть………

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Текст

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

Текст

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Текст

2.3 Методические материалы

Текст (таблица)

2.4 Календарный учебный график

Таблица

2.5 Календарный план воспитательной работы

Таблица

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список