Мызник Л. Н. «Пионербол»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр»

 

 

 

Рассмотрено

на заседании педагогического

совета МБОУ ДОД  ДЮЦ

Протокол № 1 от 25.08.2014 г.

Утверждено

приказом МБОУ ДОД ДЮЦ

от 01.09.2014 г. № 109-А

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Пионербол»

 

Возраст детей   7 — 11 лет

 

 

                                                                                      Педагог дополнительного образования

                                                                                Мызник Людмила Николаевна

спортивное отделение «Пионербол»

                                                                              Срок реализации программы 3 года

 

 

 

 

с. Чугуевка

2014 год

 

 

Содержание

  1. Пояснительная записка____________________________________________________3
  2. Учебно-тематический план_________________________________________________6
  3. Содержание программы ___________________________________________________7
  4. Календарно-тематическое планирование _____________________________________9
  5. Методическое обеспечение программы_______________________________________15
  6. Список литературы_______________________________________________________ 16

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Пионербол» составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования (Пр. к письму  МО № 06-1844 от 11.12.2006 г)     На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Программа секции «Пионербол» относится к  физкультурно-спортивной направленности.

Программа занятий по пионерболу составлена на основе материала, который дети  изучают на занятиях по физической культуре. Группы могут состоять только из мальчиков или только из девочек или могут быть смешанными. Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на  психоэмоциональное и социальное развитие личности.

  Основными направлениями деятельности учебно-спортивной работы являются:

  • укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;
  • воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
  • развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
  • воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и спортивной деятельности;
  • участие в соревнованиях.

Направленность программы  —  физкультурно-спортивная, физкультурно-оздоровительная

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: Программа «Пионербол» для детей 7-11 лет рассчитана на три года 3 года обучения; при 2-х разовых занятиях в неделю по 1 академическому часу первого года обучения, при 3-х разовых занятиях в неделю по 2 академическому часу второго и третьего   года обучения.  Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в пионербол, история игры, техники безопасности, правил поведения на занятиях. В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации, а также упражнения специальной и общей  физической подготовки детей. На занятиях с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов. Формой подведения итогов реализации программы является участие учащихся в соревнованиях по пионерболу. В объединение принимаются все желающие дети, прошедшие медицинский осмотр.

Форма работы на практических занятиях: тренировочные занятия, соревнования, контрольные испытания (тесты).

Форма контроля деятельности секции пионербол – Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий, с элементами игрового стретчинга, игровых комплексов: путём игру  в «сказку», участие детей в «весёлых стартах» и праздниках.

Режим занятий: занятия кружка проводятся 1-й год обучения 2 раза в неделю по 1  академическому   часу (в течение года должно быть проведено 72часа).2-й и 3-й год обучения 3 раза в неделю по 2 академических часа (в течение года должно быть проведено по 216часов

Формы занятий: групповые и индивидуальные формы занятий включают теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части, игры; занятия оздоровительной направленности; праздники эстафеты, домашние задания.

Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей. Пионербол – это увлекательная и массовая подвижная игра. Она проста, эмоциональна и отличается высоким оздоровительным эффектом. Чтобы играть в пионербол, нужно быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью, выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Игровая и тренировочная деятельность оказывает комплексное и разностороннее воздействие, на организм занимающихся способствует физической закалке, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям и усиливают его адаптационные возможности. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия.                                                                 Пионербол развивает основные физические качества — быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышает функциональные возможности, формирует различные двигательные навыки и постепенно готовит детей к более сложной  игре в волейбол. Пионербол (по правилам волейбола)- мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта в начальной школе..

       Цель обучения

Популяризация пионербола, приобщение к систематическим занятиям физической культуры и спортом, повышение двигательной активности и уровня физической подготовленности учащихся с целью сохранения и укрепления здоровья.

Задачи

         Образовательные

  • вооружение знаниями по истории развития пионербола, правилам игры;
  • обучение учащихся технике игры;
  • обучение новым двигательным действиям, для использования их в прикладных целях;
  • повышение уровня технико-тактического мастерства с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;
  • привлечение учащихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям по пионерболу.

Оздоровительные

  • профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
  • укрепление связок нижних и верхних конечностей;
  • повышение резервных возможностей организма.
  • Использование на занятиях разнообразных упражнений по общей и специальной физической подготовке

          Воспитательные

  • развитие двигательных физических качеств и способностей: быстроты, ловкости, быстроты реакции, специальной и общей выносливости, гибкости, точности, меткости;
  • воспитание у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
  • повышение и воспитание у учащихся устойчивой мотивации к занятиям по пионерболу.

 

Ожидаемый результат.

По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий пионерболом, сформировать первичные навыки судейства.

Оценка практической подготовленности

по контрольным упражнениям.

Технический

прием

Контрольное

упражнение

Возраст, лет Оценка
Мальчики Девочки
высокий средний низкий высокий средний низкий
Подача мяча

1. Подача мяча

 (из 5 попыток)

8-9

10-11

 

3

4

 

2

3

 

1

2

 

3

4

 

2

3

 

1

2

2. Подача мяча по зонам

 (из 3 попыток)

8-9

10-11

 

2

 

1

 

 

2

 

1

 

 

Прием мяча 1.Прием мяча после подачи (из 5 попыток)

8-9

10-11

 

4

5

 

3

3

 

2

2

 

3

4

 

2

2

 

1

1

 

2.Прием мяча от сетки

 (из 3 попыток)

8-9

10-11

 

1

2

 

1

 

 

1

2

 

1

 

 

Нападающий

бросок

1.Нападающий бросок с первой линии

(из 3 попыток)

8-9

10-11

 

2

 

1

 

 

2

 

1

 

 

2.Нападающий бросок со второй  линии

(из 5 попыток)

8-9

10-11

 

 

1

3

 

2

 

1

 

1

2

 

1

 

 

Блокирование Блокирование нападающего  броска (из 5 попыток)

8-9

10-11

 

2

 

1

 

 

2

 

1

 

 

                                                  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения

№ п/п Темы Количество часов В том числе
Теоретич. Практич.
I. Основы знаний 4

 

.

 Понятие о технике и тактике игры 2 2
Правила игры в пионербол 1 1

Предупреждение травматизма

Техника безопасности, правила поведения

1 1
2. Общая физическая подготовка 16 16
3. Специальная физическая подготовка 16 16
4. Технические и тактические приемы 36
Подача мяча 10 1 9
Передачи 10 1 9
Нападающий бросок 10 1 9
Комбинированные упражнения 4 4
Контрольные нормативы 2 2
Итого: 72 7 65

 

      УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й год обучения

№ п/п Темы Количество часов В том числе
Теоретич. Практич.
1. Основы знаний 5

 

.

 Понятие о технике и тактике игры 2 2
Правила игры в пионербол 1 1

Предупреждение травматизма

Техника безопасности, правила поведения

1 1
Правила соревнований 1 1
2. Общая физическая подготовка 16 16
3. Специальная физическая подготовка 16 16
4. Техническая и тактическая подготовка 179
Подача мяча 25 1 24
Передачи 25 1 24
Нападающий бросок 25 1 24
Блокирование 25 1 24
Комбинированные упражнения 25 25
Учебно-тренировочные игры 44 2 42
Судейство игр 6 3 3
Контрольные нормативы 4 4
Итого: 216 14 202

 

               УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3-й год обучения

№ п/п Темы Количество часов В том числе
Теоретич. Практич.
1. Основы знаний 5

 

.

 Понятие о технике и тактике игры 2 2
Правила игры в пионербол 1 1

Предупреждение травматизма

Техника безопасности, правила поведения

1 1
Правила соревнований 1 1
2. Общая физическая подготовка 16 16
3. Специальная физическая подготовка 16 16
4. Технические и тактические приемы 179
Подача мяча 10 1 9
Передачи 10 1 9
Нападающий бросок 10 1 9
Блокирование 10 1 9
Комбинированные упражнения 20 20
Учебно-тренировочные игры 113 3 110
Судейство игр 6 3 3
Итого: 216 15 201

 

         СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Первый год обучения

Материал программы разбит на три раздела: основы знаний, специальная физическая подготовка и технико-тактические приемы.

1.Основы знаний

История возникновения волейбола. Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви при занятиях пионерболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение. Оказание первой медицинской помощи.

2.Общая  физическая подготовка:

ОРУ без предметов. ОРУ со скакалкой, мячами, в парах. Подвижные игры с бегом, метанием, прыжками, передачей и ловлей мяча. Метание мяча. Эстафеты с предметами и без предметов.

3 Специальная физическая подготовка:

Имитация нападающего удара, блокирования, упражнения с набивными мячами, развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации. Упражнения для развития прыгучести, скоростно-силовых качеств, ловкости, специальной выносливости. Игры и эстафеты с препятствиями. Подвижные спортивные игры

4.Техническая и тактическая  подготовка

Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи, нападающие удары, блокирование, комбинированные упражнения. Правила игры в пионербол. Терминология и судейские жесты.                                                                                                                                                           Умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях. Умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия. Умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником. Контрольные нормативы; оценка практической подготовленности по контрольным упражнениям.

Ожидаемые результаты первого года обучения

По окончании первого года обучения, воспитанники должны знать:                                                      понятие о гигиене и правило ее соблюдения;                                                                                             правило соревнований по пионерболу.                                                                                                          По окончании первого года обучения, воспитанники должны уметь:                                                    выполнять технические приемы перемещения, подачи, передачи;                                                            играть по правилам пионербола.

Второй год обучения

Материал программы разбит на три раздела: основы знаний, специальная физическая подготовка и технико-тактические приемы.

1.Основы знаний

Гигиена при занятиях пионерболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение. Оказание первой медицинской помощи.

2 Общая физическая подготовка

Многоскоки. Челночный бег. ОРУ без предметов, в парах. Подвижные игры с бегом, метанием, прыжками, передачей и ловлей мяча. Метание мяча. Прыжковые упражнения. Упражнения для развития скорости: бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег. Прыжковые упражнения.

  1. Специальная физическая подготовка:

Имитация нападающего удара, блокирования. Игры и эстафеты с препятствиями. Комплексы упражнений для проведения разминки. Комплексы упражнения в беге, передвижении, на развитие силы, быстроты, реакции и ловкости . Судейская практика.

4.Техническая, тактическая подготовка

Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи, нападающие удары, блокирование, комбинированные игры, учебно — тренировочные игры. Правила игры в пионербол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты.                                                                                                                                                      Тактика нападения и тактика защиты, индивидуальные действия, групповые действия, командные действия.                                                                                                                       Контрольные нормативы; оценка практической подготовленности по контрольным упражнениям.

5. Ожидаемые результаты второго года обучения

По окончании второго года обучения, воспитанники должны знать:                                                понятие о гигиене и правило ее соблюдения;                                                                                                  правила соревнований по пионерболу, правила игры.                                                                                                       По окончании второго года обучения, воспитанники должны уметь                                                                   играть в пионербол по правилам; выполнять специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи; осуществлять судейство                                  

     

                       3 год обучения

Материал программы разбит на три раздела: основы знаний, специальная физическая подготовка и технико-тактические приемы.

  1.    Основы знаний

— понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма.

— основные положения правил игры в пионербол. Нарушения, жесты судей, правила соревнований

  1. 2. Общая физическая подготовка.
  2. Упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног: вращения в лучезапястных, локтевых, плечевых суставах, сгибание и разгибание стоп ног;
  3. Повороты, наклоны и вращения туловища в различных направлениях;
  4. Из положения виса на гимнастической стенке (или перекладине) подъем согнутых и прямых ног до прямого угла ног по отношению к туловищу;
  5. Подъем ног за голову с касанием носками пола за головой из положения лёжа на спине;
  6. Подъем туловища с касанием пальцами рук носков ног из положения лёжа на спине;
  7. Медленный бег на время;
  8. Бег на короткие дистанции на время- 20 м, 30 м, челночный бег 5х 15 м;
  9. Прыжки с места толчком обеих ног;
  10. Прыжки через скамейку;
  11. Прыжки боком вправо-влево;
  12. Прыжки «Кенгуру» с подтягиванием колен к груди;
  13. Прыжки на одной и двух ногах;
  14. Прыжки в приседе вперед, назад, вправо, влево;
  15. Ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне ступни;
  16. Подвижные игры с мячом и без мяча.
  17. Специальная физическая подготовка
  18. Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. По сигналу бег на 5, 10, 15 м из исходного положения: сидя, лежа на спине, на животе. Перемещения приставными шагами. Бег с остановками и изменением направления, челночный бег. Ускорения, повороты в беге. Имитация подачи, нападающих бросков, блока, передачи мяча. Подвижные игры «День и ночь», «Вызов номера», «Попробуй унеси».
  19. Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Упор лежа «циркуль» на руках, носки ног на месте. Передвижение на руках. Броски набивного мяча. Передачи баскетбольного мяча, волейбольного на дальность в парах, над собой, в стенку.
  20. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча. Круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Броски из-за головы с максимальным прогибанием. Броски мяча через сетку на точность зоны.

  4.Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей, стоя на месте и в прыжке. Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене или на полу. с места, с разбега, в прыжке, после поворота.

5.Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх: с места, после перемещения, после поворотов. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Блок одиночный, двойной.

6.Упражнения для развития качеств, необходимых при технике защиты. Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча  на месте и после перемещения, в падении.

 

  1. Технико-тактические приемы
  2. Подача мяча

— техника выполнения подачи;

— прием мяча;

— подача мяча по зонам, управление подачей.

  1. Передачи

— передачи внутри команды;

— передачи через сетку;

— передачи с места и после 2-х шагов в прыжке.

  1. Нападающий бросок

— техника выполнения нападающего броска;

— нападающие броски с разных зон.

  1. Блокирование

— ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока;

  1. Комбинированные упражнения

— подача – прием;

— подача – прием – передача;

— передача – нападающий бросок;

— нападающий бросок – блок.

  1. Учебно-тренировочные игры

— отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;

— отработка индивидуальных действий игроков;

— отработка групповых действий игроков (страховка игрока, слабо принимающего подачу).

  1. Судейство игр

— отработка навыков судейства соревнований.                                                                    Контрольные нормативы; оценка практической подготовленности по контрольным упражнениям.

На каждом занятии осуществляется общая физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся

   5. Ожидаемые результаты второго года обучения

По окончании третьего года обучения, воспитанники должны знать:                                                понятие о технике и тактике игры,  основные положения правил игры; нарушения, жесты судей, правила соревнований.                                                                                                                                             должны уметь играть в пионербол по правилам; выполнять специальные технические и тактические приемы перемещения, подачи, передачи; осуществлять судейство.                             

 

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

В рамках содержания первого раздела занимающиеся получают теоретические знания о технике и тактике игры пионербол. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед и лекций занимающиеся знакомятся с основными правилами игры в пионербол. Изучая наглядные пособия, дополнительную литературу, учащиеся получают представления о судействе игры, о жестах судьи. На занятиях используется беседа с детьми, рассказ преподавателя, работа с дополнительной литературой. При изучении 2 и 3 разделов программы применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию таблиц и рисунков изучаемого двигательного действия. Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся.

  1. Материально-техническое обеспечение:
  • Спортивный зал.
  • Волейбольная сетка.
  • Мячи волейбольные.
  • Мячи набивные.
  • Мячи баскетбольные.
  • Скакалки.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 1998г. – 288стр.
  1. В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 1996. – 544 стр.
  1. Пионербол — игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В.  // Спорт в школе. — 2000. — N 41-42. — С. 5,17.
  2. Спортивные игры; Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» / В.Д. Ковалева. – М.: Просвещение, 1988
  1. «Спортивные игры. Учебное пособие для вузов» ред. Ю. Н. Клещёв – М., 1980
  2. Физическая культура 1-11 классы «Подвижные игры на уроках и во внеурочное 

           время»  С.Л.Садыкова, Е.И.Лебедева.2008 год