Общеразвивающая программа «В МИРЕ СКАЗОК»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

 

 

 

Рекомендован

решением методического совета

протокол №____ от «____»________2017 года

                Утверждено

Приказом МБУ ДО ДЮЦ

с. Чугуевка от ______2017 года №

 

 

 

.

 

 

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

 «В МИРЕ СКАЗОК»

Направленность:  художественно-эстетическая 

 

 

Возраст учащихся: 5 — 17лет

Срок реализации: 4 года // 576 часов

 

Автор//разработчик:

 Тимофеева Ирина Валерьевна

 педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

c. Чугуевка

2017

 

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  2. Основные характеристики программы:

1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «В мире сказок» (далее – Программа) реализуется в соответствии с художественно-эстетической направленностью образования:

1.2. Актуальность программы определяется обострившейся в настоящее время проблемой нравственного воспитания детей. Низкий художественный уровень многих телевизионных и радиопередач, обилие безнравственной рекламы на улицах и экранах, развитие новых информационных технологий при деградации их идейного содержания – все это негативно влияет на духовно-нравственное состояние детей. Разобщенность, замкнутость, агрессивность, растущая детская преступность, нетерпимость, непочтительное отношение к старшим, неуважительное отношение к труду, неумение сострадать ближним, неустойчивая психика и многие другие болезни подрастающего поколения – требуют лечения, в том числе средствами искусства, требуют пристального внимания именно к нравственному воспитанию.

1.3. Отличительной особенностью программы является ее направленность на приобретение новых и в совершенствовании уже имеющих знаний и умений. Занятия театральным искусством совершенствуют пластику исполнителей, умение двигаться, владеть своим телом, сохранять мышечную свободу, что позволяет человеку в любой ситуации оставаться естественным, красивым, обаятельным. Обучающиеся, проиграв этюд-эксперимент, могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своём жизненно-игровом опыте предположения и варианты поведения и решения проблемы в подобной ситуации.

1.4. Педагогическая целесообразность. Почти все программы по театральному искусству направлены на начальные этапы освоения актерской профессии. Уроки актерского мастерства используются как наиболее эффективная форма общего эстетического развития ребенка, без учёта развития и воспитания его нравственных качеств. Н. В. Гоголь сказал: «Театр – ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь…, это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». При помощи театральной педагогики можно развить не только природные способности ребенка, но и воспитать его духовно-нравственные качества. Данная программа основной акцент делает именно на развитие и формирование средствами театрального искусства определенных духовно-нравственных качеств в воспитании детей.

1.5. Цель программы — гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений, устранение зажатости и эмоциональное раскрепощение, преодоление  «боязни сцены».

1.6. Задачи. В процессе освоения программы решаются следующие задачи:

обучающие:

  • Познакомить с историей кукольного театра;
  • Изучение и освоение театральной работы с куклой;
  • Приобретение практических знаний и применение их;
  • Формирования творческой активности у детей;
  • Формирование творческой инициативы;
  • Научить детей самостоятельно изготавливать куклы;
  • Формирование умения передавать игровые образы в действиях с куклой;
  • Формировать умения искать выразительные движения, тембром голоса;
  • Передавать отличительные особенности героев сказок, пьес, рассказов и т.д.;

Развивающие:

  • Развитие коммуникативных навыков (культуре общения со сверстниками);
  • Развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;
  • Развить наблюдательность, познавательный процесс;
  • Развить умение снимать мышечные зажимы, скованность;
  • Развить умение выразительного движения, тембра голоса, передавать отличительные особенности героев сказок, рассказов, басен;
  • Развитие мышления, памяти, сообразительности, внимания, фантазии и других качеств;

Воспитательные:                                      

  • Воспитание патриотизма, уважения и любви у детей к национальной культуре;
  • Воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
  • Умение детей устанавливать определенные взаимоотношения в коллективе;
  • Воспитание уважения и любви к русской народной сказке;
  • Воспитать любовь к творческой деятельности, желание участвовать в спектакле;
  • Воспитать эстетический, художественный вкус;
  • Воспитать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимовыручку, взаимоуважения, сочувствие;
  • Воспитание толерантности по отношению друг к другу.

1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа: 5 – 17 лет. По результатам собеседования с согласия педагога в состав группы могут включаться дети младшего возраста.

1.8. Формы занятий: Форма занятий – групповая. Группы формируются по возрастному принципу, но в случае необходимости по усмотрению педагога их можно формировать и с учётом индивидуального развития и уровня овладения знаниями обучающихся.

Программа предусматривает использование различных форм познавательной и практической деятельности:

— беседа,

— рассказ педагога,

— дискуссия,

— выполнение учебно-познавательных и тестовых заданий,

— решение ситуативных задач,

видео просмотр,

деловая игра,

— экскурсия,

выступление,

— анализ проблемных ситуаций.

  1. Объем программы:

2.1. Объем программы – 576 часов на весь период обучения.

2.2. Срок реализации программы: — 4 года по 144 часа каждый. Педагог вправе вносить изменения и дополнения в содержание
программы (увеличивая или уменьшая количество часов на изучение той или иной темы, расширяя практическую составляющую программы) в зависимости от уровня подготовки учащихся, не нарушая при этом логики
изучения материала и ориентируясь на цель и задачи программы.

2.3. Режим занятий2 раза в неделю по 2 академических часа.

3.1. Планируемые результаты.

Предметные результаты первого года обучения:

Учащиеся должны знать:

  • Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в группе;
  • Различные конструкции кукол
  • Термины (актёр, премьера, спектакль, действующие лица, этюд, главный герой);
  • Технику вождения перчаточными куклами;
  • Материалы и технологические приемы изготовления пальчиковой куклы.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно держать куклу;
  • двигаться за ширмой;
  • соблюдать правила работы над ширмой;
  • владеть голосом для перевоплощения героя;
  • работать над ширмой
  • анализировать свою игру и игру  других кружковцев;
  • вступать в диалог, понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Предметные результаты второго года обучения

Учащиеся должны знать:

  • Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в группе;
  • Как подобрать музыкальное оформление спектакля;
  • Термины (декорации, прогон, монтировочные репетиция).

Учащиеся должны уметь:

  • Разыгрывание импровизированных сценок;
  • Подбирать и записывать музыку к спектаклю;
  • Использовать подручные материалы для создания кукол;
  • Использовать знания, умения и навыки на других предметах (ИЗО, трудовое обучение, литература);
  • Уметь работать в коллективе.
  • договариваться, находить общее решение, работать в группах.

Предметные результаты третьего года обучения

Учащиеся должны знать:

  • Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в группе;
  • Термины (спектакль, «живая рука», «ожившая» кукла);
  • Как выбрать сценарий для спектакля;

Учащиеся должны уметь:

  • Самостоятельно комбинировать различные приемы работы при создании спектакля;
  • Решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, дидактическим материалом;
  • Применять правила кукловождения на практике;
  • Уметь инсценировать стихи, басни и т.д.;
  • Придумывать и создавать декорации более сложного характера;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Предметные результаты четвертого года обучения

Учащиеся должны знать:

  • Правила техники безопасности и личной гигиены при работе в группе;
  • Термины: пластический этюд, исполнительская деятельность, премьера, дикция, рифма, импровизация, декламация и т.д.);
  • Знать технику вождения различными видами кукол.

Учащиеся должны уметь:

  • Уметь анализировать пьесы, выделять главную мысль, главного героя.
  • Уметь работать с куклами разных видов: пальчиковая, перчаточная и т.д.
  • Уметь передавать характерные особенности, эмоциональное состояние персонажей;
  • Уметь самостоятельно выбирать содержание своей работы и выполнять ее, самостоятельно договариваться о последовательности выполнения коллективных работ;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Метапредметные результаты

Учащийся научится:

  • устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
  • различение допустимых и недопустимых форм поведения;
  • умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассников;

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
  • развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
  • формирование установки на здоровый образ жизни;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты

                    3.2. Способы и формы поверки результатов

В процессе обучения осуществляется контроль над уровнем усвоения программы. По итогам пройденных тем года проводится зачетные занятия в каждой группе в форме аттестации учащихся, где они должны продемонстрировать полученные знания и умения, подтвердить теоретические и практические знания.

Результаты будут отслеживаться путем проведения – нулевого, промежуточного и итогового контроля.

Нулевой контроль проводится в течение двух недель, после набора учащихся в учебные группы и оцениваются по следующим показателям:

  • Отношение и интерес к знаниям;
  • Определения уровня подготовки учащихся в начале курса;
  • Навыки самоорганизации.

Форма проведения: тестирование, творческое задание, практические задания.

Оценка – балл.

Промежуточный контроль проводится в декабре и выставляется оценка продвижения учащихся. Оцениваются уровень полученных знаний детей по  разделам и следующими показателями: учет знаний, умений, навыков.

Форма проведения: тестирование, творческое задание.

Оценка – балл.

Итоговая аттестация проводится в мае, подведения итогов завершающегося обучения. Анализируются результаты обучения оценка успешности и усвоения программы.

Полученные результаты по каждому ребенку заносятся в индивидуальную карту учащегося, где в карту в баллах фиксируются предметные и личностные показатели.

По окончанию учебного курса учащиеся  получают свидетельство о прохождении полного курса обучения программы «В мире сказок».

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1-ый год обучения

п/п

Наименование тем Количество часов Форма контроля
всего теоретич. практич.
1. Вводное занятие. 2 2
2. История кукольного театра. Знакомство  с видами кукол. 4 2 2 Тесты
3. Овладение навыками кукловождения на материале простейших этюд 26 13 13

Творческое задание

Тест

4. Занятия техникой речи и сценическими движениями 18 9 9

Творческое задание

Тест

5. Обучение работе над ширмой 12 6 6

Творческое задание

Тест

6. Работа над пьесами: «Репка», «Курочка Ряба»,  «Колобок», 54 14 40 Творческое задание
7. Изготовление  пальчиковой куклы 10 2 8  Практические задания
8. Театрализованная игра 16 4 12

Творческое

задания

9. Итоговое занятие 2      0 2
ИТОГО: 144    52 92

 

 

2-ый год обучения

п/п

Наименование тем Количество часов Форма контр
всего теоретич. практич.
1. Вводное занятие. 2 2 0
2. Упражнения и этюды с куклами 10 2 8 Практические задания
3. Театральная игра 10 1 9 Творческое задания
4. Роль декораций в кукольном театре 2 1 1 Практические задания
5. Музыкальное и звуковое  сопровождение 2 1 1 Творческое задание.
6. Работа над пьесами: «Зайкина избушка», «Теремок», «По щучьему велению» 74 24 50 Практические задания
7. Изготовление перчаточной куклы бибабо 16 8 8 Практическое задание
8. Театрализованная игра 18 6 12 Практическое задание
9. Показ спектакля учащимся школы и детскому саду 10 0 10
.10. Итоговое занятие 2       0 2
ИТОГО: 144      45 99

 

 

3-ый год обучения

п/п

Наименование тем Количество часов Форма контр
всего теоретич. практич.
1. Вводное занятие. 2 2 0
2. Упражнения и этюды с куклами 10 1 9 Практические задания
3. Психодрама 12 2 10 Практические задания
4. Литературные произведения и сказки по народным мотивам, басни, притчи, сказки шутки, стихи и т.д 74 24 50 Творческое задания
5. Изготовление куклы – марионетки  16 4 12 Практическое задание
6. Театрализованная игра 18 6 12 Практическое задание
7. Показ спектакля учащимся школы и детскому саду 10 0 10
8. Итоговое занятие 2 2
ИТОГО: 144 39 105

 

 

4-ый год обучения

п/п

Наименование тем Количество часов Форма контр
всего теоретич. практич.
1. Вводное занятие. 2 2 0
2. Упражнения и этюды с куклами 10 1 9 Практические задания
3. Творческое задание 10 2 8 Практические задания
4. Работа над пьесами: «Золотой ключик», «Дюймовочка», «Щепотка соли» 74 14 60 Творческое задания
5. Изготовление Маппет — куклы  18 2 16 Практическое задание
6. Театрализованная игра 18 2 16 Практическое задание
7. Показ спектакля учащимся школы и детскому саду 10 0 10
8. Итоговое занятие 2 2
ИТОГО: 144 23 121

 

 

 

  • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

 

1-ый год обучения

Тема 1. Введение.

Теория. Знакомство с группой учащихся. Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение программы на первый год обучения: цели и задачи, содержание программы обучения.

 

Тема 2. История кукольного театра. Знакомство  с видами кукол.   Теория. Определение понятия «кукольный театр» и его жанры. История кукольного театра. Знакомство с видами кукол (тростевых, перчаточных, комбинированных конструкций).

Формы контроля. Тестирование

 

Тема 3. Овладение навыками кукловождения на материале простейших этюд

Теория. Особенности вождения перчаточной  куклы. Определение понятиям «кукловод», «этюд», «мимика», «образ».

Практика. Освоение простейших движений куклы. Освоение сложными физическими действиями куклы. Коллективные этюды на игру с предметами. Движения куклы с предметами. Развитие жестов, мимики, движений, укрепление мышечной системы. Обучение умению создавать физические действия по тексту. Инсценировка стихов. Инсценировка песен.

Формы контроля. Тестирование. Творческое задание.

 

Тема 4. Занятия техникой речи и сценическими движениями

Теория. Определение понятиям «речь», «ритм речи», «темп речи», «психологические аспекты», «диалог» «монолог».

Практика. Развитие речи через правильное, четкое, громкое произношение звуков. Обучение четкому произношению слов во время движения. Работа с речевым текстом: монолог, диалог. Обучение соединению действия куклы со словами роли. Моделирование голоса, тона и речи. Технические приёмы моделирования речи: ритм, темп и громкость речи, и психологические аспекты. Интонационные  упражнения. Работа со скороговорками и определение  разговорных особенностей персонажей спектаклей.

Формы контроля. Тестирование. Творческое задание.

 

Тема 6. Обучение работе над ширмой

Теория. Дать определение термину «ширма», «сценическая площадка», «партнер». Изучить правил работы с ширмой. Составные части ширмы.

Практика. Освоение основных движений за ширмой (в одиночку, в паре, в тройке). Умение правдиво и логично действовать на сценической площадке с куклой. Умение чувствовать партнера по сценической площадке.

Формы контроля. Тестирование. Творческое задание.

 

Раздел 7. Работа над пьесами: «Репка»,  «Курочка Ряба»,  «Колобок»

Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер? Дать определение понятию «репетиция», «прогон», «актер», «главный герой».

Практика. Читка, обсуждение пьесы и распределение ролей. Этюды с куклами на материале пьесы. Репетиции (за столом) по частям и отработка образа, голоса героя. Монтировочные репетиции и прогон.

Формы контроля. Творческое задание.

 

Тема 8. Изготовление  пальчиковой куклы

Теория. Правила техники безопасности. Знакомство с материалами и инструментами. Виды швов.

Практика. Освоение простейших видов швов. Изготовление шаблонов. Изготовление пальчиковой куклы. Оформление куклы.

Формы контроля. Практическое задание.

 

Тема 9. Театрализованная игра. Применение пальчиковой куклы в театрализованной игре.

Теория. Применение пальчиковой куклы в театрализованной игре. Выбор пьесы. Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Практика. Читка, обсуждение пьесы и распределение ролей. Этюды с куклами на материале пьесы. Репетиции (за столом) по частям и отработка образа, голоса героя. Монтировочные репетиции и прогоны;

Формы контроля. Творческое задание.

 

Тема 10. Итоговое занятие.

Практика. Выполнение творческого и тестового заданий по темам 1-го года обучения.

Формы контроля. Проверка выполненных заданий, подведение итогов

 

 

2-ой год обучения

Тема 1. Введение.

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение программы на второй год обучения: цели и задачи, содержание программы обучения. Обобщение знаний, умений и навыков по театру кукол.

 

Тема 2. Упражнения и этюды с куклами

Теория.  Дать определение понятию «импровизация». Повторение пройденного материала за первый год обучения.

Практика. Разыгрывание импровизированных сценок. Повторение разученных (в первом году обучения) театральных постановок.

Формы контроля. Творческое задание.

 

Тема 3. Театральная игра

Теория. Дать определение понятию «сюжет», «ролевая игра».

Практика.  Сюжетно – ролевые игры. Игры на снятие мышечного напряжения. Игры – забавы.

Формы контроля. Творческое задание.

 

Тема 4. Роль декораций в кукольном театре

Теория. Дать определение понятию «декорация». Роль декораций в театре.       Практика.  Создание своих эскизов,  декораций в уменьшенном размере карандашом.

Формы контроля. Практическое задание

 

Тема  5. Музыкальное и звуковое сопровождение

Теория. Дать определение понятию «музыка» и «звук». Роль музыкального и звукового сопровождения в театре;

Практика.  Создать простое звуковое оформление, например жесткая фольга озвучит таинственный лес. Для изображения конского топота достаточно тремя пальцами по очереди простучать по столу то громче, то тише и т.д. подобрать музыку или звуковое сопровождение к детским стихотворениям.

Формы контроля. Творческое задание.

 

Тема 6. Работа над пьесами: «Зайкина избушка», «Теремок», «По щучьему велению»

Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Практика. Читка, обсуждение пьесы и распределение ролей. Этюды с куклами на материале пьесы. Репетиции (за столом) по частям и отработка образа, голоса героя. Отработка интонации и характера персонажей постановок. Монтировочные репетиции и прогон. Подбор и запись музыки и звуков. Придумывание и изготовление декораций. Репетиция с декорациями и с музыкальным сопровождением.

Формы контроля. Творческое задание.

 

Тема 7. Изготовление перчаточной куклы бибабо

Теория. Правила техники безопасности. Знакомство с материалами и инструментами.

Практика. Изготовление шаблонов. Изготовление головы куклы. Изготовление туловища. Изготовление рук и ног. Оформление куклы.

Формы контроля. Практическое задание

 

Тема 8. Театрализованная игра. Применение куклы бибабо в театрализованной игре.

Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Практика. Читка, обсуждение пьесы и распределение ролей. Этюды с куклами на материале пьесы. Репетиции (за столом) по частям и отработка образа, голоса героя. Отработка интонации и характера персонажей постановок. Монтировочные репетиции и прогон. Подбор и запись музыки и звуков. Придумывание и изготовление декораций. Репетиция с декорациями и с музыкальным сопровождением.

Формы контроля. Творческое задание.

 

Тема 9. Показ спектакля учащимся школы и детскому саду

Практика. Показ объединением театральных постановок детям школьного и дошкольного возраста.

Формы контроля. Практическое задание

 

Тема 10. Итоговое занятие.

Практика. Выполнение творческого и тестового заданий по темам 1-го года обучения.

Формы контроля. Проверка выполненных заданий, подведение итогов

 

 

3-тий год обучения

Тема 1. Введение.

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение программы на третий год обучения: цели и задачи, содержание программы обучения. Обобщение знаний, умений и навыков по театру кукол.

 

Тема 2. Упражнения и этюды с куклами

Теория.  Повторение пройденного материала за второй год обучения.

Практика. Разыгрывание импровизированных сценок. Повторение разученных (во втором году обучения) театральных постановок.

Формы контроля. Творческое задание.

 

Тема 3. Психодрамма

Теория. Знакомство с элементами психодраммы. Дать определение «психодрамма».

Практика.  Выражение чувств, настроений, эмоций. Пантомима.

Формы контроля. Творческое задание. Тестирование

 

Тема  4. Литературные произведения и сказки по народным мотивам, басни, притчи, сказки шутки, стихи и т.д

Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Практика. Читка, обсуждение пьесы и распределение ролей. Этюды с куклами на материале пьесы. Репетиции (за столом) по частям и отработка образа, голоса героя. Отработка интонации и характера персонажей постановок. Монтировочные репетиции и прогон. Подбор и запись музыки и звуков. Придумывание и изготовление декораций. Репетиция с декорациями и с музыкальным сопровождением.

Формы контроля. Творческое задание.

 

Тема 5. Изготовление куклы – марионетки 

Теория. Правила техники безопасности. Знакомство с материалами и инструментами.

Практика. Изготовление шаблонов. Изготовление головы куклы. Изготовление туловища. Изготовление рук и ног. Оформление куклы.

Формы контроля. Практическое задание

 

Тема 6. Театрализованная игра. Применение куклы – марионетки  в театрализованной игре

Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Практика. Читка, обсуждение пьесы и распределение ролей. Этюды с куклами на материале пьесы. Репетиции (за столом) по частям и отработка образа, голоса героя. Отработка интонации и характера персонажей постановок. Монтировочные репетиции и прогон. Подбор и запись музыки и звуков. Придумывание и изготовление декораций. Репетиция с декорациями и с музыкальным сопровождением.

Формы контроля. Творческое задание.

 

Тема 7. Показ спектакля учащимся школы и детскому саду

Практика. Показ объединением театральных постановок детям школьного и дошкольного возраста.

Формы контроля. Практическое задание

 

Тема 8. Итоговое занятие.

Практика. Выполнение творческого и тестового заданий по темам 1-го года обучения.

Формы контроля. Проверка выполненных заданий, подведение итогов

 

4-тый год обучения

Тема 1. Введение.

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение программы на четвертый год обучения: цели и задачи, содержание программы обучения. Обобщение знаний, умений и навыков по театру кукол.

 

Тема 2. Упражнения и этюды с куклами

Теория.  Повторение пройденного материала за второй год обучения.

Практика. Разыгрывание импровизированных сценок. Повторение разученных (в четвертом году обучения) театральных постановок.

Формы контроля. Творческое задание.

 

Тема  3. Творческое задание

Практика. Изменение концовок знакомых сказок. Ввод  новых персонажей в знакомые сказки. Сочинение стихов, рассказов и небольших сказок.

Формы контроля. Творческое задание.

 

Тема 4. Работа над пьесами: «Золотой ключик», «Щепотка соли»

Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Практика. Просмотр фильмов. Читка, обсуждение пьесы и распределение ролей. Этюды с куклами на материале пьесы. Репетиции (за столом) по частям и отработка образа, голоса героя. Отработка интонации и характера персонажей постановок. Монтировочные репетиции и прогон. Подбор и запись музыки и звуков. Придумывание и изготовление декораций. Репетиция с декорациями и с музыкальным сопровождением.

Формы контроля. Творческое задание.

 

Тема  5. Изготовление Маппет — куклы 

Теория. Правила техники безопасности. Знакомство с материалами и инструментами.

Практика. Изготовление шаблонов. Изготовление головы куклы. Изготовление туловища. Изготовление рук и ног. Оформление куклы.

Формы контроля. Практическое задание

 

Тема 6. Театрализованная игра. Применение Маппет – куклы в театрализованной игре

Теория. Определить сколько действующих лиц в пьесе? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Практика. Читка, обсуждение пьесы и распределение ролей. Этюды с куклами на материале пьесы. Репетиции (за столом) по частям и отработка образа, голоса героя. Отработка интонации и характера персонажей постановок. Монтировочные репетиции и прогон. Подбор и запись музыки и звуков. Придумывание и изготовление декораций. Репетиция с декорациями и с музыкальным сопровождением.

Формы контроля. Творческое задание.

 

Тема 7. Показ спектакля учащимся школы и детскому саду

Практика. Показ объединением театральных постановок детям школьного и дошкольного возраста.

Формы контроля. Практическое задание

 

Тема 8. Итоговое занятие.

Практика. Выполнение творческого и тестового заданий по темам 1-го года обучения.

Формы контроля. Проверка выполненных заданий, подведение итогов

 

  • КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

Календарный учебный график представлен в приложении 1

 

  • ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

 

  • Методическое обеспечение программы

На вводных занятиях первого года обучения предусматривается поверхностное ознакомление с различными видами кукол, но выполняется  творческое конструирование лишь перчаточных кукол.

В группу первого года принимаются все желающие дети, но не более 15  (10 – 12 человек). Творчество театра кукол близко и понятно ребенку, так как кукла или игрушка окружает ребенка с рождения.

Практика соответствует возрастным особенностям деятельности ребенка. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 час. Большее внимание уделяется коллективным работам, работам в группах,  так как дети только начинают познавать мир театра кукол. Дети данного возраста нуждаются в том, чтобы результат их деятельности, прежде всего, удовлетворял бы их самих, а так же вызывал бы одобрение их сверстников и взрослых. А это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения деятельностью и развития их творчества.

В группу второго года обучения принимаются дети после первого года обучения. Так же этот год обучения предполагает ознакомлением детей с декорациями (их создание) и музыкальным оформлением спектакля. Тестирование, опрос определяют характер деятельности детей этого года обучения, так как он имеет ряд качеств, отличительных от деятельности младшей группы.

Процесс обучения направленный на всесторонне развитие  личности, также  способствует изменению психических особенностей, влияющих на деятельность детей. Формируется коллектив. Постепенно (к концу второго года обучения) от коллективной формы работ дети переходят к индивидуальной работе и творческому поиску.

Третий год обучения предполагает работу с уже сформированным коллективом. Большое внимание уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.

Четвертый год обучения предполагает работу детей с импровизацией. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе детьми  даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.  Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет.

Во время занятий следует опираться  и последовательно реализовывать следующие психолого-педагогические и методические принципы:

  1. Учет возрастных особенностей (контроль над изменением побуждающих мотивов);
  2. Направленность обучения на раскрытие потенциальных возможностей ребенка (применяя конкретный принцип, выбираю и соответствующий метод);
  3. Принцип эмоционально положительного настроя на занятия;
  4. Принцип непрерывного расширения общекультурного кругозора, укрепление познавательных интересов ребенка
  5. Принцип актуальности и непрерывной поддержки самостоятельных инициатив ребенка («Сам придумал — самостоятельно сделал»);
  6. Принцип методической вариативности в деятельности педагога (наличие у педагога «в репертуаре» широкого диапазона методов и приемов):
  • Репродуктивный (позволяет обучающимся воспроизводить полученные знания и освоить способы игровой деятельности);
    • Частично-поисковый (предоставляет детям возможность самостоятельного поиска другого сценария театрализованной игры.   Педагог только корректирует действия ребенка, но не вмешивается в сам процесс поиска решения);
    • Проблемный (стимулирует поиск оптимального решения предлагаемой задачи);
    • Эвристический (проблема формируется детьми, ими предлагаются способы ее решения).

Опора на перечисленные принципы позволяет эффективно вести обучение и достигать максимально возможного результата обучения и воспитания детей, которые имеют самый различный уровень предрасположенности к творческому освоению искусства театра кукол.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

 

  • Условия реализации программы

 

  1. Социальная значимость программы:

— формирование направленности системы образования на поддержку
получения дополнительных экономических знаний детей в условиях сетевого
взаимодействия школа – дополнительное образование.

  1. Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.
  2. Психолого-педагогические условия:

— использование практики педагогики сотрудничества, основанной на
добровольности участия в деятельности, неформального взаимодействия
детей и взрослых;

— обеспечение системности знаний, регулярной оценки усвоенного
материала.

  1. Материально-техническая база: наличие оборудованного учебного класса, наличие современного компьютерного обеспечения, множительной техники, ширмы, набор перчаточных кукол.

 

  • Список литературы

Список литературы для педагога

  1. Алексеевская Н. «Домашний  театр». М.: Лист, 2000;
  2. Власенко О. П. «Театр кукол и игрушек в ДОУ». Волгоград, 2008;
  3. Волков А. А., Гоглдовский  Б. П.,  Дмитриев Ю. А. «Русская культура». М.: Энциклопедия , 2007;
  4. Генералова И.А. «Театр». М.: 2004;
  5. Деммени Е. «Школьный кукольный театр». Л; Детгиз – 1960;
  6. Иванцова Л., Коржова О. «Мир кукольного театра». Ростов-на Дону: Феникс, 2003;
  7. Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний». Л; Искусство, 1977
  8. Крутенкова А., Кукольный театр. 1-9 классы. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы». Волгоград: Учитель, 2009
  9. Королев М. «Искусство театра кукол». Л;  Искусство , 1973;
  10. Кузьмин А.Н. «У истоков русского театра». М: Юникс, 2004;
  11. Некрылова А. Ф., Савушкина Н. И. «Народный театр». М.: Советская Россия , 1991;
  12. Образцов С.  «Актер с куклой» — М; л; Искусство , Кн. 1. – 1973;
  13. Образцов С.В. «По ступенькам памяти». М.: Время , 2001;
  14. Соломник И. «Куклы выходят на сцену». М.: Просвещение, 1993;
  15. Соломоник И. Н. «Традиционный театр кукол Востока. Основные виды театра плоских изображений». М.: Наука , 1983;
  16. Сорокина Н.Ф.  «Играем в кукольный театр». М.: Аркти, 2001г.
  17. Узорова О.В. «Пальчиковая гимнастика». М.: АСТ. 2007;
  18. Федотов А. «Секреты театра кукол». М.; Искусство, 1963;
  19. Федотов А. «Техника театра кукол». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rifmovnik.ru/lib/1/book.htm. — [19.08.2011.].

 

Список литературы для детей

  1. Агапова И.А. Давыдова М.А. «Мягкая игрушка своими руками» М.: Айрис-пресс, 2004;
  2. «Бронзовая книга лучших сказок мира». М.: АСТ, 1996;
  3. «Веселая семейка. Сказки». Минск: Минская фабрика цветной печати;
  4. Гаркалина Е.В. «Театр кукол своими руками». М.: ГАЦТК, 2001
  5. «Жемчужная книга лучших сказок мира». М.: ТКО АСТ, 1997;
  6. Журнал «Миша»;
  7. Журнал «Мурзилка»;
  8. Зайцева А.А. «Сказочные куклы своими руками». М.: Эксмо, 2013;
  9. «Изумрудная книга лучших сказок мира». М.: АСТ, 1995;
  10. Мировая коллекция волшебных сказок». М.: Мир книг, Т. 9, 12, 15. – 2005;
  11. Махайлова М.А. «Развитие творческих способностей детей». Ярославль: Академия развития, 2008;

    Петров И.Ф. «Театр Предметных кукол». М.: Владос, 2004