
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы. Занятия тхэквондо служат эффективным средством не только физического, но и нравственного совершенствования, гармоничного развития личности, так как тхэквондо формирует внутреннюю культуру человека, характер, дисциплину, волю, воспитывает коллективизм, развивает чувства обязательности и ответственности. Во время занятий тхэквондо у человека развиваются скорость мышления, интуиция, умение управлять своим телом и своими эмоциями, появляется уверенность в своих действиях.
Тхэквондо позволяет даже физически слабому получить мощное оружие, приобрести уверенность в себе для того, чтобы быть в состоянии защитить себя и других. Это как раз наиболее подходящее боевое искусство для физически слабых и для представительниц прекрасного пола.
Направленность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Тхэквондо» (далее — Программа) реализуется в соответствии с физкультурно-спортивной направленностью образования. Данная программа предусматривает базовый уровень освоения, техническую, тактическую, психологическую подготовку и учитывает возрастные особенности учащихся.
Отличительные особенности. Акцент на организацию воспитательной работы, создание ситуации успеха, использования личностно-развивающих, воспитательных технологий в процессе работы с детьми, а также на психологическую и восстановительную подготовку тхэквондистов.
На учебно-тренировочных занятиях обучающиеся знакомятся не только с основами тхэквондо, как вида спорта, но и с восточной культурой. Анализируются и сравниваются основные принципы обучения в восточных и Российских школах тхэквондо.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Так, в работе над освоением базовой техники тхэквондо, обучающиеся должны добиваться четкого исполнения движений. Необходимо уметь применять полученные знания в практической деятельности (соревновательной практике).
Это даёт возможность на базе обычной школы готовить детей достаточно высокого уровня в области данного спорта.
Образовательная программа «Тхэквондо» рассчитана на трёхгодичный курс обучения, при этом учащиеся могут по желанию завершить обучение в конце любого года с выбыванием из состава группы.
Рабочая программа составлена на основе программы дополнительного образования по тхэквондо для детско-юношеских спортивных школ.
В мире одним из самых популярных восточных единоборств является тхэквондо.
Тхэквондо – это корейское боевое искусство, а также олимпийский вид спорта, кроме того – это одно из самых современных боевых искусств. Корейское «тхэ» означает «выполнение удара ногой», «квон» – «кулак», «до» – «искусство», «путь» – путь истины, проторенный в прошлом, покрытый святостью мудростью. Соединив все вместе, получаем, что, название в переводе означает «Путь ноги и кулака».
Таким образом, тхэквондо – это боевое искусство, характеризующееся наиболее мощной техникой ударов ногами, соответствующей этой технике тактикой и стратегией, и олимпийский вид спорта, соревнования по которому проводятся в соответствии с правилами ITF (Internationaltaekwondofederation). Под боевыми искусствами принято понимать системы самозащиты и нападения без оружия и с различными видами холодного оружия: каратэ, кунг-фу (ушу), тайский бокс, дзюдо, джиу-джицу, кендо, кюдо и др.
Большинство атакующих действий в тхэквондо базируются на взаимодействии двух сил. Первая связана с воздействием на тело соперника в результате удара, вторая — с инерцией движущихся сегментов тела соперника. Правильно используя поступательное движение тела соперника, достаточно нанести несильный встречный удар, чтобы опрокинуть его.
Тхэквондо не закостенелая догма, а постоянно трансформирующееся и развивающееся вместе с обществом искусство. Это богатейший арсенал технических приёмов, взятых из предшествующих стилей древне корейских боевых искусств и трансформированных современным стилем жизни. В целом – это и скорость современной жизни, и энергия молодости, и мудрость древности.
Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 7–17 лет. Условия набора в коллектив: в коллектив зачисляются учащиеся, желающие заниматься тхэквондо. Группы обучающихся формируются с учетом возрастных и гендерных особенностей занимающихся. Количество детей в группе: 10–15 человек
Занятия по тхэквондо проводятся в соответствии с утвержденным расписанием в помещении спортивного зала с соблюдением необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья занимающихся.
Срок реализации образовательной программы – 3 года. Каждый год обучения по 216 часов. Режим занятий 3 раза в неделю по 2 академических часа.
При работе с детьми, пришедшими заниматься контактными ударными единоборствами в образовательное учреждение, созданы необходимые для реализации образовательной программы:
- Педагогическая компетентность педагога дополнительного образования
- Наличие материально-технической базы.
- Установление контакта с каждым родителем для получения подробной информации о ребенке.
Программа по «Тхэквондо» реализуется в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, рассчитана на 35 недель.
- Цель и задачи программы
Цель программы — приобщение детей к здоровому образу жизни и систематическим занятиям физкультурой через занятия тхэквондо.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать понимание необходимости занятий спортом и физическойкультурой;
- прививать здоровый образжизни;
- сформировать условия для предупреждения вредных привычек иправонарушений.
Образовательные:
- обучить основам техникитхэквондо;
- сформировать понятие об основных принципахтхэквондо;
- способствовать овладению тактикойтхэквондо.
Развивающие задачи:
- развивать физическиеспособности;
- укреплятьздоровье;
- развивать мыслительныеспособности.
- Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
№ | Разделы подготовки | Кол-во часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | беседа | |
2 | ОФП | 107 | 4 | 103 | тренинг, игра |
3 | СФП | 63 | 4 | 59 | тренинг |
4 | Технико-тактическая подготовка | 36 | 4 | 32 | объяснение, показ, тренинг |
5 | Психологическая подготовка | 4 | 4 | 0 | объяснение, показ, тренинг |
6 | Зачетные испытания | 4 | 1 | 3 | показательные выступления |
Итого: | 216 | 19 | 197 |
Содержание учебного плана 1 года обучения
- Вводное занятие.
Теория: Знакомство с историей тхэквондо, восточной культурой и этикетом, ТБ, ППБ, общие правила гигиены, определение цели обучения.
Практика: просмотр видеоматериала, обсуждение.
- Общая физическая подготовка.
Теория: Актуальность занятий спортом, ведение здорового образа жизни, укрепление здоровья. Разъяснения правил безопасности, правил личной гигиены спортсмена, объяснения правильности выполнения технического действия упражнений и подводящие упражнения к этому действию.
Практика: Общеразвивающие упражнения, подвижные игры, начальное развитие физических способностей.
- Специальная физическая подготовка.
Теория: Правила выполнения упражнений, самоконтроль.
Практика: Элементы скоростно-силовых действий, упражнения на развитие гибкости, быстроты, силы, координации и ловкости.
- Технико-тактическая подготовка.
Теория: Разъяснение способов ведения состязаний, которые позволяют спортсмену наиболее эффективно реализовать свои индивидуальные возможности и достичь наиболее высокого спортивного результата.
Практика: Выполнение формальных комплексов (хьенг). Первоначальная тактико-технические действия в поединке (массоги).
- Психологическая подготовка.
Теория: базовая – психологическое развитие, образование и обучение.
Практика: формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным заданиям и нагрузкам.
- Зачетные испытания.
Теория: Просмотр показательных выступлений по тхэквондо, спортивных репортажей.
Практика: соревнования.
Учебный план 2 года обучения
№ | Разделы подготовки | Кол-во часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | беседа | |
2 | ОФП | 107 | 4 | 107 | тренинг, игра |
3 | СФП | 63 | 4 | 59 | тренинг |
4 | Технико-тактическая подготовка | 36 | 4 | 32 | объяснение, показ, тренинг |
5 | Психологическая подготовка | 4 | 4 | 0 | объяснение, показ, тренинг |
6 | Зачетные испытания | 4 | 1 | 3 | показательные выступления |
Итого: | 216 | 19 | 197 |
Содержание учебного плана 2 года обучения
- Вводное занятие
Теория: Изучение истории физической культуры, истории тхэквондо, тактико-технических особенностей знаменитых мастеров, установка цели дальнейшего обучения.
Практика: просмотр видеоматериала, обсуждение.
- Общая физическая подготовка
Теория: Ведение здорового образа жизни, укрепление здоровья, опасность вредных привычек, регулярность занятий спортом. Правила безопасности, самоконтроля, правила личной гигиены спортсмена.
Практика: Общеразвивающие упражнения, упражнения на отдельные группы мышц.
- Специальная физическая подготовка
Теория: Правила выполнения упражнений, самоконтроль спортсмена.
Практика: Комплексы специальных упражнений для развития силы, прыгучести, гибкости, функций равновесия. Комплексы специально подготовленных индивидуальных упражнений.
- Технико-тактическая подготовка
Теория: Объяснение правил тхэквондо, разъяснение спортсменам способов и форм ведения борьбы в условиях спортивных соревнований.
Практика: Продумывание возможных вариантов выполнения особо сложных элементов, а также варианты их замены. Рациональное распределение сил по ходу соревнования в зависимости от программы, шансов попадания в финал, шансов на призовое место.
- Зачетные испытания
Теория: Просмотр соревнований, спортивных репортажей.
Практика: Участие в соревнованиях, турнирах.
- Психологическая подготовка
Теория: базовая – психологическое развитие, образование и обучение.
Практика: формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным заданиям и нагрузкам; формирование состояния боевой готовности, способности к сосредоточению и мобилизации.
Учебный план 3 года обучения
№ | Разделы подготовки | Кол-во часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | беседа | |
2 | ОФП | 107 | 4 | 103 | тренинг, игра |
3 | СФП | 63 | 4 | 59 | тренинг |
4 | Технико-тактическая подготовка | 36 | 4 | 32 | объяснение, показ, тренинг |
5 | Психологическая подготовка | 4 | 4 | 0 | объяснение, показ, тренинг |
6 | Зачетные испытания | 4 | 1 | 3 | показательные выступления |
Итого: | 216 | 19 | 197 |
Содержание учебного плана 3 года обучения
- Вводное занятие
Теория: Изучение истории физической культуры, истории тхэквондо, тактико-технических особенностей знаменитых мастеров, установка цели дальнейшего обучения.
Практика: просмотр видеоматериала, обсуждение.
- Общая физическая подготовка
Теория: Ведение здорового образа жизни, укрепление здоровья, опасность вредных привычек, регулярность занятий спортом. Правила безопасности, самоконтроля, правила личной гигиены спортсмена.
Практика: Общеразвивающие упражнения, упражнения на отдельные группы мышц.
- Специальная физическая подготовка
Теория: Правила выполнения упражнений, самоконтроль спортсмена.
Практика: Комплексы специальных упражнений для развития силы, прыгучести, гибкости, функций равновесия. Комплексы специально подготовленных индивидуальных упражнений.
- Технико-тактическая подготовка
Теория: Объяснение правил тхэквондо, разъяснение спортсменам способов и форм ведения борьбы в условиях спортивных соревнований.
Практика: Продумывание возможных вариантов выполнения особо сложных элементов, а также варианты их замены. Рациональное распределение сил по ходу соревнования в зависимости от программы, шансов попадания в финал, шансов на призовое место.
- Зачетные испытания
Теория: Просмотр соревнований, спортивных репортажей.
Практика: Участие в соревнованиях, турнирах.
- Психологическая подготовка.
Теория: базовая – психологическое развитие, образование и обучение.
Практика: формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным заданиям и нагрузкам; формирование состояния боевой готовности, способности к сосредоточению и мобилизации.
- Планируемые результаты:
К концу первого года обучения обучающиеся будут знать:
- правила техники безопасности (ТБ) и правила противопожарной безопасности (ППБ) на занятиях по тхэквондо при работе со спортивным инвентарем;
- соблюдать условия личной гигиены;
- первичные знания из истории спорта, в частности, по тхэквондо;
- базовые элементы на 10 (белый пояс) — 6 (зеленый пояс) гып согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации).
обучающиесябудут уметь:
- соблюдать правила техники безопасности при работе со спортивным инвентарем;
- выполнять базовые элементы на 10 (белый пояс) — 6 (зеленый пояс) гып согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации).
К концу второго года обучения обучающиеся будут знать:
- правила ТБ и ППБ на занятиях по тхэквондо при работе со спортивным инвентарем, на спортивных занятиях и соревнованиях различного уровня;
- значимость посещения объединения тхэквондо для укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни;
- базовые элементы на 6 (зеленый пояс) – 4 (синий пояс) гып согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации).
обучающиеся будут уметь:
- соблюдать правила ТБ и ППБ при работе со спортивным инвентарем, на спортивных занятиях и соревнованиях различного уровня;
- выполнять базовые элементы на 6 (зеленый пояс) – 4 (синий пояс) гып согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации).
К концу третьего года обучения обучающиеся будут знать:
- правила ТБ и ППБ на занятиях по тхэквондо при работе со спортивным инвентарем, на спортивных занятиях и соревнованиях различного уровня;
- правила судейства, правила поведения спортсменов во время соревнований, действия судей;
- терминологию элементов тхэквондо в тренировочном и соревновательном режимах, оценку результативных действий в соревновательном режиме;
- самоконтроль спортсмена (контролировать свое состояние на тренировках и во время соревнований; своевременно ставить в известность своего тренера-преподавателя);
обучающиеся будут уметь:
- соблюдать правила ТБ и ППБ при работе со спортивным инвентарем, на спортивных занятиях и соревнованиях различного уровня;
- выполнять базовые элементы на 6 (зеленый пояс) – 3 (синий пояс с красной полосой) гып согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации);
- комплексы специальных упражнений для развития силы, выносливости, прыгучести, гибкости, функций равновесия;
- рационально распределять силы и технические возможности в процессе соревнования.
РАЗДЕЛ № 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
Материально-технические обеспечение:
- помещение спортивного зала с теплым покрытием (линолеум, паркет, ламинат);
- гимнастические стенки с перекладинами для подтягивания – 5 шт.
- татами «ласточкин хвост» — по размеру зала;
- «лапы» для ударов ногами;
- «лапы» для ударов руками;
- мешки боксёрские и «груши»;
- утяжелители для рук;
- защитные нагрудники (жилеты).
Учащийся должен быть одет в одежду тхэкводо (ИТФ) — тобок (белого цвета из ткани х.б.), иметь защитную амуницию (накладки на ноги, на голень, шлем, «раковину» на пах).
Подведение итогов работы — систематическая аттестация учащихся на пояса (уровни).
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
— аудио, -видео, -фото,
— фото, видео материалы соревнований разного уровня по тхэквондо;
— видеоматериалы мастер – классов по обучению технике тхэквондо
— таблицы, схемы к занятиям
интернет-источники
— http://www.wtf.org/wtf_eng/main/main_eng.html
-. http://fights-video.ucoz.ru/photo/shkola_taehkvondo/filmy_pro_tkhehkvondo/44-0- 6578
— http://boevieiskusstva.narod.ru/thvando.htm
— http://www.satori.com.ua/club/partners/taekwondo.htm
— http://wikibit.net/v/тхэквондо-втф
— нормативная-правовая база;
Образовательная программа дополнительного образования детей «Тхэквондо» составлена в соответствии с требованиями:
— Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
— Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 01.12.2007 года № 329-ФЗ (ред. от 23.06.2014г.);
— список литературы:
1. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.: ФиС, 1980.
2. Мавлеткулова А.С. «Развитие специальных качеств тхэквондистов-юношей» СП., 2007.
3. «Секреты мастера тхэквондо. Методика обучения технике взаимодействия ударов ногой и рукой», С. Сафонкин , 2014 г. Санкт-Петербург
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Методы отслеживания успешности овладения содержанием программы
Проверка результативности проводится 2 раза в год: октябрь, май.
Диагностика проводится по следующим методикам:
— сдача ОФП тестов
— наблюдение ребенка на всех этапах занятия;
— анализ деятельности (проведение аттестации);
— выступления детей
Формы подведения итогов – подведение итогов проводится в форме проведения промежуточной аттестации, которая проводится не реже одного (но не больше двух) раза в год.
2.3 Методические материалы
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
Основными формами организации учебного процесса являются групповая, мало- групповая (парная) и индивидуальная с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в рамках одного занятия.
Методы:
- словесный (лекции, беседы, рассказы, пояснения, команды, счет идр.);
- наглядный (натуральная и мультимедиадемонстрация);
- практический (повторный, игровой, соревновательный идр.).
Формы проведения занятий:
Учебные занятия включают отработку теоретического материала и практических навыков. Теоретическая подготовка – неотъемлемая часть образовательного процесса. Процентное соотношение часов, отведенных на теоретические и практические вопросы, обусловлено спецификой предмета, педагогической целесообразностью и рекомендациями по составлению примерного учебного плана по теоретической подготовке, рекомендованной Государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Диагностическая карта физических качеств
- Тесты теоретических знаний
- Аттестация технических знаний и навыков: открытые занятия, соревнования разного уровня
- Карты личных достиженийучащихся
- Квалификационные документы
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | 2 год | 3 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 36 | 36 | 36 | |
Количество учебных дней | 108 | 108 | 108 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 06.09.2021 – 31.12.2021 | 06.09.2021 – 31.12.2021 | 06.09.2021 – 31.12.2021 |
2 полугодие | 11.01.2022 – 27.05.2022 | 11.01.2022 – 27.05.2022 | 11.01.2022 – 27.05.2022 | |
Возраст детей, лет | 7 — 17 | 7 — 17 | 7 — 17 | |
Продолжительность занятия, час | 2 | 2 | 2 | |
Режим занятия | 3 раза/нед | 3 раза/нед | 3 раза/нед | |
Годовая учебная нагрузка, час | 216 | 216 | 216 |
2.5 Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Мероприятия | Объем | Дата проведения |
Беседы по правилам дорожного движения | 2 | сентябрь | |
Дискуссия «Нет – вредным привычкам» | 2 | ноябрь | |
Акция «Истоки добра» | 2 | декабрь | |
Экскурсия в музей А.А.Фадеева (к 120- летию со дня рождения писателя) | 2 | декабрь | |
Встречи с чугуевцами – ветеранами спортивного движения | в течение года | ||
Спортивные состязания «СемьЯ» — работа с родителями | 2 | февраль | |
Внутридюцовские соревнования | в течение года | ||
Районные соревнования по тхэквондо | в течение года | ||
Показательные выступления на районных мероприятия и праздниках | |||
Видео просмотры чемпионатов разных уровней по тхэквондо | в течение года | ||
Выездные соревнования (краевые, российские, международные) | в течение года | ||
Экскурсии, походы | в течение года |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Таэквон-до. Методическое пособие. Сафонкин С. Н. Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, 2017 г. ОАО Общество «Торнадо», 2017 г.
- Тхэквондо ИТФ.Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Физкультура и Спорт. – 2019. – 160 с.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр « Академия», 2017г.- 480с.