Павлов К. А. программа таэквондо

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы. Занятия тхэквондо служат эффективным средством не только физического, но и нравственного совершенствования, гармоничного развития личности, так как тхэквондо формирует внутреннюю культуру человека, характер, дисциплину, волю, воспитывает коллективизм, развивает чувства обязательности и ответственности. Во время занятий тхэквондо у человека развиваются скорость мышления, интуиция, умение управлять своим телом и своими эмоциями, появляется уверенность в своих действиях.

Тхэквондо позволяет даже физически слабому получить мощное оружие, приобрести уверенность в себе для того, чтобы быть в состоянии защитить себя и других. Это как раз наиболее подходящее боевое искусство для физически слабых и для представительниц прекрасного пола.

Направленность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Тхэквондо» (далее — Программа) реализуется в соответствии с физкультурно-спортивной направленностью образования. Данная программа предусматривает базовый уровень освоения, техническую, тактическую, психологическую подготовку и учитывает возрастные особенности учащихся.

Отличительные особенности. Акцент на организацию воспитательной работы, создание ситуации успеха, использования личностно-развивающих, воспитательных технологий в процессе работы с детьми, а также на психологическую и восстановительную подготовку тхэквондистов.

На учебно-тренировочных занятиях обучающиеся знакомятся не только с основами тхэквондо, как вида спорта, но и с восточной культурой. Анализируются и сравниваются основные принципы обучения в восточных и Российских школах тхэквондо.

Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Так, в работе над освоением базовой техники тхэквондо, обучающиеся должны добиваться четкого исполнения движений. Необходимо уметь применять полученные знания в практической деятельности (соревновательной практике).

Это даёт возможность на базе обычной школы готовить детей достаточно высокого уровня в области данного спорта.

Образовательная программа «Тхэквондо» рассчитана на трёхгодичный курс обучения, при этом учащиеся могут по желанию завершить обучение в конце любого года с выбыванием из состава группы.

Рабочая программа составлена на основе программы дополнительного образования по тхэквондо для детско-юношеских спортивных школ.

В мире одним из самых популярных восточных единоборств является тхэквондо.

Тхэквондо – это корейское боевое искусство, а также олимпийский вид спорта, кроме того – это одно из самых современных боевых искусств. Корейское «тхэ» означает «выполнение удара ногой», «квон» – «кулак», «до» – «искусство», «путь» – путь истины, проторенный в прошлом, покрытый святостью мудростью. Соединив все вместе, получаем, что, название в переводе означает «Путь ноги и кулака».

Таким образом, тхэквондо – это боевое искусство, характеризующееся наиболее мощной техникой ударов ногами, соответствующей этой технике тактикой и стратегией, и олимпийский вид спорта, соревнования по которому проводятся в соответствии с правилами ITF (Internationaltaekwondofederation). Под боевыми искусствами принято понимать системы самозащиты и нападения без оружия и с различными видами холодного оружия: каратэ, кунг-фу (ушу), тайский бокс, дзюдо, джиу-джицу, кендо, кюдо и др.

Большинство атакующих действий в тхэквондо базируются на взаимодействии двух сил. Первая связана с воздействием на тело соперника в результате удара, вторая — с инерцией движущихся сегментов тела соперника. Правильно используя поступательное движение тела соперника, достаточно нанести несильный встречный удар, чтобы опрокинуть его.

Тхэквондо не закостенелая догма, а постоянно трансформирующееся и развивающееся вместе с обществом искусство. Это богатейший арсенал технических приёмов, взятых из предшествующих стилей древне корейских боевых искусств и трансформированных современным стилем жизни. В целом – это и скорость современной жизни, и энергия молодости, и мудрость древности.

Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 7–17 лет. Условия набора в коллектив: в коллектив   зачисляются учащиеся, желающие заниматься тхэквондо. Группы обучающихся формируются   с учетом возрастных и гендерных особенностей занимающихся. Количество детей в группе: 10–15 человек

Занятия по тхэквондо проводятся в соответствии с утвержденным расписанием в помещении спортивного зала с соблюдением необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья занимающихся.

Срок реализации образовательной программы – 3 года. Каждый год обучения по 216 часов. Режим занятий 3 раза в неделю по 2 академических часа.

При работе с детьми, пришедшими заниматься контактными ударными единоборствами в образовательное учреждение, созданы необходимые для реализации образовательной программы:

  • Педагогическая компетентность педагога дополнительного образования
  • Наличие материально-технической базы.
  • Установление контакта с каждым родителем для получения подробной информации о ребенке.

Программа по «Тхэквондо»   реализуется в соответствии с  учебным планом и календарным учебным графиком, рассчитана на 35 недель.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы — приобщение детей к здоровому образу жизни и систематическим занятиям физкультурой через занятия тхэквондо.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать понимание необходимости занятий спортом и физическойкультурой;
  • прививать здоровый образжизни;
  • сформировать условия для предупреждения вредных привычек иправонарушений.

Образовательные:

  • обучить  основам техникитхэквондо;
  • сформировать понятие об основных принципахтхэквондо;
  • способствовать овладению тактикойтхэквондо.

Развивающие задачи:

  • развивать физическиеспособности;
  • укреплятьздоровье;
  • развивать мыслительныеспособности.
  1. Содержание программы

Учебный план 1 года обучения

Разделы подготовкиКол-во часовФормы контроля
ВсегоТеорияПрактика
1Вводное занятие22 беседа
2ОФП1074103тренинг, игра
3СФП63459тренинг
4Технико-тактическая подготовка36432объяснение, показ,  тренинг
5Психологическая подготовка440объяснение, показ,  тренинг
6Зачетные испытания413показательные выступления
 Итого:21619197 

Содержание учебного плана 1 года обучения

  1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с историей тхэквондо, восточной культурой и этикетом, ТБ, ППБ, общие правила гигиены, определение цели обучения.

Практика: просмотр видеоматериала, обсуждение.

  • Общая физическая подготовка.

Теория: Актуальность занятий спортом, ведение здорового образа жизни, укрепление здоровья. Разъяснения правил безопасности, правил личной гигиены спортсмена, объяснения правильности выполнения технического действия упражнений и подводящие упражнения к этому действию.

Практика: Общеразвивающие упражнения, подвижные игры, начальное развитие физических способностей. 

  • Специальная физическая подготовка.

Теория: Правила выполнения упражнений, самоконтроль.

Практика: Элементы скоростно-силовых действий, упражнения на развитие гибкости, быстроты, силы, координации и ловкости.

  • Технико-тактическая подготовка.

Теория: Разъяснение способов ведения состязаний, которые позволяют спортсмену наиболее эффективно реализовать свои индивидуальные возможности и достичь наиболее высокого спортивного результата.

Практика: Выполнение формальных комплексов (хьенг). Первоначальная тактико-технические действия в поединке (массоги). 

  • Психологическая подготовка.

Теория: базовая – психологическое развитие, образование и обучение.

Практика: формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным заданиям и нагрузкам.

  • Зачетные испытания.

Теория: Просмотр показательных выступлений по тхэквондо, спортивных репортажей.

Практика: соревнования.

Учебный план 2 года обучения

Разделы подготовкиКол-во часовФормы контроля
ВсегоТеорияПрактика
1Вводное занятие22 беседа
2ОФП1074107тренинг, игра
3СФП63459тренинг
4Технико-тактическая подготовка36432объяснение, показ,  тренинг
5Психологическая подготовка440объяснение, показ,  тренинг
6Зачетные испытания413показательные выступления
 Итого:21619197 

Содержание учебного плана 2 года обучения

  1. Вводное занятие

Теория: Изучение истории физической культуры, истории тхэквондо, тактико-технических особенностей знаменитых мастеров, установка цели дальнейшего обучения.

Практика: просмотр видеоматериала, обсуждение.

  • Общая физическая подготовка

Теория: Ведение здорового образа жизни, укрепление здоровья, опасность вредных привычек, регулярность занятий спортом. Правила безопасности, самоконтроля, правила личной гигиены спортсмена.

Практика: Общеразвивающие упражнения, упражнения на отдельные группы мышц. 

  • Специальная физическая подготовка

Теория: Правила выполнения упражнений, самоконтроль спортсмена.

Практика: Комплексы специальных упражнений для развития силы, прыгучести, гибкости, функций равновесия. Комплексы специально подготовленных индивидуальных упражнений.

  • Технико-тактическая подготовка

Теория: Объяснение правил тхэквондо, разъяснение спортсменам способов и форм ведения борьбы в условиях спортивных соревнований.

Практика: Продумывание возможных вариантов выполнения особо сложных элементов, а также варианты их замены. Рациональное распределение сил по ходу соревнования в зависимости от программы, шансов попадания в финал, шансов на призовое место.

  • Зачетные испытания

Теория: Просмотр соревнований, спортивных репортажей.

Практика: Участие в соревнованиях, турнирах.

  • Психологическая подготовка

Теория: базовая – психологическое развитие, образование и обучение.

Практика: формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным заданиям и нагрузкам; формирование состояния боевой готовности, способности к сосредоточению и мобилизации.

Учебный план 3 года обучения

Разделы подготовкиКол-во часовФормы контроля
ВсегоТеорияПрактика
1Вводное занятие22 беседа
2ОФП1074103тренинг, игра
3СФП63459тренинг
4Технико-тактическая подготовка36432объяснение, показ,  тренинг
5Психологическая подготовка440объяснение, показ,  тренинг
6Зачетные испытания413показательные выступления
 Итого:21619197 

Содержание учебного плана 3 года обучения

  1. Вводное занятие

Теория: Изучение истории физической культуры, истории тхэквондо, тактико-технических особенностей знаменитых мастеров, установка цели дальнейшего обучения.

Практика: просмотр видеоматериала, обсуждение.

  • Общая физическая подготовка

Теория: Ведение здорового образа жизни, укрепление здоровья, опасность вредных привычек, регулярность занятий спортом. Правила безопасности, самоконтроля, правила личной гигиены спортсмена.

Практика: Общеразвивающие упражнения, упражнения на отдельные группы мышц. 

  • Специальная физическая подготовка

Теория: Правила выполнения упражнений, самоконтроль спортсмена.

Практика: Комплексы специальных упражнений для развития силы, прыгучести, гибкости, функций равновесия. Комплексы специально подготовленных индивидуальных упражнений.

  • Технико-тактическая подготовка

Теория: Объяснение правил тхэквондо, разъяснение спортсменам способов и форм ведения борьбы в условиях спортивных соревнований.

Практика: Продумывание возможных вариантов выполнения особо сложных элементов, а также варианты их замены. Рациональное распределение сил по ходу соревнования в зависимости от программы, шансов попадания в финал, шансов на призовое место.

  • Зачетные испытания

Теория: Просмотр соревнований, спортивных репортажей.

Практика: Участие в соревнованиях, турнирах.

  • Психологическая подготовка.

Теория: базовая – психологическое развитие, образование и обучение.

Практика: формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным заданиям и нагрузкам; формирование состояния боевой готовности, способности к сосредоточению и мобилизации.

  1. Планируемые результаты:

К концу первого года обучения обучающиеся будут знать:  

  • правила техники безопасности (ТБ) и правила противопожарной безопасности  (ППБ) на занятиях по тхэквондо при работе со спортивным инвентарем;
  • соблюдать условия личной гигиены;
  • первичные знания из истории спорта, в частности, по тхэквондо;
  • базовые элементы на 10 (белый пояс) — 6 (зеленый пояс) гып согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации).

обучающиесябудут уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности  при работе со спортивным инвентарем;
  • выполнять базовые элементы на 10 (белый пояс) — 6 (зеленый пояс) гып согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации).

К концу второго года обучения  обучающиеся будут знать:

  • правила ТБ и ППБ на занятиях по тхэквондо при работе со спортивным инвентарем, на спортивных занятиях и соревнованиях различного уровня;
  • значимость посещения объединения тхэквондо для укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни;
  • базовые элементы на  6 (зеленый пояс) – 4 (синий пояс) гып согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации).

обучающиеся будут уметь:

  • соблюдать правила ТБ и ППБ  при работе со спортивным инвентарем, на спортивных занятиях и соревнованиях различного уровня;
  • выполнять базовые элементы на 6 (зеленый пояс) – 4 (синий пояс) гып согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации).

К концу третьего года обучения обучающиеся будут знать: 

  • правила ТБ и ППБ на занятиях по тхэквондо при работе со спортивным инвентарем, на спортивных занятиях и соревнованиях различного уровня;
  • правила судейства, правила поведения спортсменов во время соревнований, действия судей;
  • терминологию элементов тхэквондо в тренировочном и соревновательном режимах, оценку результативных действий в соревновательном режиме;
  • самоконтроль спортсмена (контролировать свое состояние на тренировках и во время соревнований; своевременно ставить в известность своего тренера-преподавателя);

обучающиеся будут уметь:

  • соблюдать правила ТБ и ППБ  при работе со спортивным инвентарем, на спортивных занятиях и соревнованиях различного уровня;
  • выполнять базовые элементы на 6 (зеленый пояс) – 3 (синий пояс с красной полосой) гып согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации);
  • комплексы специальных упражнений для развития силы, выносливости, прыгучести, гибкости, функций равновесия;
  • рационально распределять силы и технические возможности в процессе соревнования.

РАЗДЕЛ № 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

         Материально-технические обеспечение:

  • помещение спортивного зала с теплым покрытием (линолеум, паркет, ламинат);
  • гимнастические стенки с перекладинами для подтягивания – 5 шт.
  • татами «ласточкин хвост» — по размеру зала;
  • «лапы» для ударов ногами;
  • «лапы» для ударов руками;
  • мешки боксёрские и «груши»;
  • утяжелители для рук;
  • защитные нагрудники (жилеты).

Учащийся должен быть одет в одежду тхэкводо (ИТФ) — тобок (белого цвета из ткани х.б.), иметь защитную амуницию (накладки на ноги, на голень, шлем, «раковину» на пах).

Подведение итогов работы — систематическая аттестация учащихся на пояса (уровни).

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

— аудио, -видео, -фото,

— фото, видео материалы соревнований разного уровня  по тхэквондо;

— видеоматериалы мастер – классов по обучению технике  тхэквондо

— таблицы, схемы к занятиям

интернет-источники

— http://www.wtf.org/wtf_eng/main/main_eng.html

          -. http://fights-video.ucoz.ru/photo/shkola_taehkvondo/filmy_pro_tkhehkvondo/44-0- 6578

          —  http://boevieiskusstva.narod.ru/thvando.htm

          —  http://www.satori.com.ua/club/partners/taekwondo.htm

          —  http://wikibit.net/v/тхэквондо-втф

— нормативная-правовая база;

Образовательная программа дополнительного образования детей «Тхэквондо» составлена в соответствии с требованиями:

— Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

— Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 01.12.2007 года № 329-ФЗ (ред. от 23.06.2014г.);

           — список литературы:

1. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.: ФиС, 1980.

2.   Мавлеткулова А.С. «Развитие специальных качеств тхэквондистов-юношей» СП., 2007.

3. «Секреты мастера тхэквондо. Методика обучения технике взаимодействия ударов ногой и рукой», С. Сафонкин , 2014 г. Санкт-Петербург

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Методы отслеживания успешности овладения содержанием программы

Проверка результативности проводится 2 раза в год: октябрь, май.

Диагностика проводится по следующим методикам:

— сдача ОФП тестов

— наблюдение ребенка на всех этапах занятия;

— анализ деятельности (проведение аттестации);

— выступления детей

Формы подведения итогов – подведение итогов проводится в форме проведения промежуточной аттестации, которая проводится не реже одного (но не больше двух) раза в год.  

2.3 Методические материалы

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

Основными формами организации учебного процесса являются групповая, мало- групповая (парная) и индивидуальная с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в рамках одного занятия.

Методы:

  • словесный (лекции, беседы, рассказы, пояснения, команды, счет идр.);
  • наглядный (натуральная и мультимедиадемонстрация);
  • практический (повторный, игровой, соревновательный идр.).

Формы проведения занятий:

Учебные занятия включают отработку теоретического материала и практических навыков. Теоретическая подготовка – неотъемлемая часть образовательного процесса. Процентное соотношение часов, отведенных на теоретические и практические вопросы, обусловлено спецификой предмета, педагогической целесообразностью и рекомендациями по составлению примерного учебного плана по теоретической подготовке, рекомендованной Государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  1. Диагностическая карта физических качеств
    1. Тесты теоретических знаний
    1. Аттестация технических знаний и навыков: открытые занятия, соревнования разного уровня
    1. Карты личных достиженийучащихся
    1. Квалификационные документы

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса1 год2 год3 год
Продолжительность учебного года, неделя363636
Количество учебных дней108108108
Продолжительность учебных периодов1 полугодие06.09.2021 – 31.12.202106.09.2021 – 31.12.202106.09.2021 – 31.12.2021
2 полугодие11.01.2022 – 27.05.202211.01.2022 – 27.05.202211.01.2022 – 27.05.2022
Возраст детей, лет7 — 177 — 177 — 17
Продолжительность занятия, час222
Режим занятия3 раза/нед3 раза/нед3 раза/нед
Годовая учебная нагрузка, час216216216

2.5 Календарный план воспитательной работы

№ п/пМероприятияОбъемДата проведения
 Беседы по правилам дорожного движения2сентябрь
 Дискуссия «Нет – вредным привычкам»2ноябрь
 Акция «Истоки добра»2декабрь
 Экскурсия в музей А.А.Фадеева (к 120- летию со дня рождения писателя)2декабрь
 Встречи с чугуевцами – ветеранами спортивного движения в течение года
 Спортивные состязания «СемьЯ» — работа с родителями2февраль
 Внутридюцовские соревнования в течение года
 Районные  соревнования по  тхэквондо в течение года
 Показательные выступления на районных мероприятия и праздниках  
 Видео просмотры чемпионатов разных уровней по тхэквондо в течение года
 Выездные соревнования (краевые, российские, международные) в течение года
 Экскурсии, походы в течение года

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Таэквон-до. Методическое пособие. Сафонкин С. Н. Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, 2017 г. ОАО Общество «Торнадо», 2017 г.
  2. Тхэквондо ИТФ.Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Физкультура и Спорт. – 2019. – 160 с.
  3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр « Академия», 2017г.- 480с.