Павлов К. А. программа таэквондо

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО — ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»

 

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол № ____

от «___»___________20___г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДЮЦ

А. В. Олейник

«___»                   20      г

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

«Тхэквондо»

 

 

 

Направленность: физкультурно-спортивная

Возраст: 7-17 лет

Срок реализации: 3 года (630)210 за год

 

Автор-разработчик: Павлов К.А., педагог дополнительного образования

Чугуевка, 2019

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.Основные характеристики программы:

  • Дополнительная общеразвивающая программа «Тхэквондо» (далее — Программа) реализуется в соответствии с физкультурно-спортивной направленностью образования. Данная программа предусматривает базовый уровень освоения, техническую, тактическую, психологическую подготовку и учитывает возрастные особенности учащихся.

Образовательная программа дополнительного образования детей «Тхэквондо» составлена в соответствии с требованиями:

— Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

— Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 01.12.2007 года № 329-ФЗ (ред. от 23.06.2014г.);

Рабочая программа составлена на основе программы дополнительного образования по тхэквондо для детско-юношеских спортивных школ.

В мире одним из самых популярных восточных единоборств является тхэквондо.

Тхэквондо – это корейское боевое искусство, а также олимпийский вид спорта, кроме того – это одно из самых современных боевых искусств. Корейское «тхэ» означает «выполнение удара ногой», «квон» – «кулак», «до» – «искусство», «путь» – путь истины, проторенный в прошлом, покрытый святостью мудростью. Соединив все вместе, получаем, что, название в переводе означает «Путь ноги и кулака».

Таким образом, тхэквондо – это боевое искусство, характеризующееся наиболее мощной техникой ударов ногами, соответствующей этой технике тактикой и стратегией, и олимпийский вид спорта, соревнования по которому проводятся в соответствии с правилами ITF (Internationaltaekwondofederation). Под боевыми искусствами принято понимать системы самозащиты и нападения без оружия и с различными видами холодного оружия: каратэ, кунг-фу (ушу), тайский бокс, дзюдо, джиу-джитсу, кендо, кюдо и др.

Большинство атакующих действий в тхэквондо базируются на взаимодействии двух сил. Первая связана с воздействием на тело соперника в результате удара, вторая — с инерцией движущихся сегментов тела соперника. Правильно используя поступательное движение тела соперника, достаточно нанести несильный встречный удар, чтобы опрокинуть его.

Тхэквондо не закостенелая догма, а постоянно трансформирующееся и развивающееся вместе с обществом искусство. Это богатейший арсенал технических приёмов, взятых из предшествующих стилей древне-корейских боевых искусств и трансформированных современным стилем жизни. В целом – это и скорость современной жизни, и энергия молодости, и мудрость древности.

 

1.2. Актуальность программы: занятия  тхэквондо служат эффективным средством не только физического, но и нравственного совершенствования, гармоничного развития личности, так как тхэквондо формирует внутреннюю культуру человека, характер, дисциплину, волю, воспитывает коллективизм, развивает чувства обязательности и ответственности. Во время занятий тхэквондо у человека развиваются скорость мышления, интуиция, умение управлять своим телом и своими эмоциями, появляется уверенность в своих действиях.

Тхэквондо позволяет даже физически слабому получить мощное оружие, приобрести уверенность в себе для того, чтобы быть в состоянии защитить себя и других.Это как раз наиболее подходящее боевое искусство для физически слабых и для представительниц прекрасного пола.

 

  • Отличительные особенности программы: акцент на организацию воспитательной работы, создание ситуации успеха, использования  личностно-развивающих, воспитательных технологий в процессе работы  с детьми, а также на психологическую и восстановительную подготовку тхэквондистов.

На учебно-тренировочных занятиях обучающиеся знакомятся не только с основами тхэквондо, как вида спорта, но и с восточной культурой. Анализируются и сравниваются основные принципы обучения в восточных и Российских школах тхэквондо.

Освоение материала в основном происходит в процессе практической деятельности. Так, в работе над освоением базовой техники тхэквондо, обучающиеся должны добиваться четкого исполнения движений. Необходимо уметь применять полученные знания в практической деятельности (соревновательной практике).

Это даёт возможность на базе обычной школы готовить детей достаточно высокого уровня в области данного спорта.

Образовательная программа «Тхэквондо» рассчитана на трёхгодичный курс обучения, при этом учащиеся могут по желанию завершить обучение в конце любого года с выбыванием из состава группы.

 

  • Цель программы: приобщение детей к здоровому образу жизни и систематическим занятиям физкультурой через занятия тхэквондо.

 

  • Задачи:

Образовательные:

  • обучить основам техники тхэквондо;
  • сформировать понятие об основных принципах тхэквондо;
  • способствовать овладению тактикой тхэквондо.

Развивающие задачи:

  • развивать физические способности;
  • укреплять здоровье;
  • развивать мыслительные способности.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать понимание необходимости занятий спортом и физической культурой;
  • прививать здоровый образ жизни;
  • сформировать условия для предупреждения вредных привычек и правонарушений.
    • Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 7-17 лет.

 

  1. Объем программы:

2.1. Объем и срок реализации образовательной программы – 3 года.

1 год обучения 210  часов
2 год обучения 210 часов
3 год обучения 210  часов

Продолжительность  занятия составляет 2 академических часа.

 

2.2. Условия реализации  образовательной программы

Программа  по  «Тхэквондо»   реализуется в соответствии с  учебным планом и календарным учебным графиком, рассчитана на 35 недель.

При работе с детьми, пришедшими заниматься контактными ударными единоборствами в образовательное учреждение, созданы необходимые для реализации  образовательной программы

  • Педагогическая компетентность педагога дополнительного образования
  • Наличие материально-технической базы.
  • Установление контакта с каждым родителем для получения подробной информации о ребенке.

Условия набора в коллектив: в коллектив   зачисляются учащиеся, желающие заниматься тхэквондо.

Группы обучающихся формируются   с учетом возрастных и гендерных особенностей занимающихся.

Количество детей в группе:10-15 человек

Занятия по тхэквондо проводятся в соответствии с утвержденным расписанием в помещении спортивного зала с соблюдением  необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья занимающихся.

 

  1. Планируемые результаты:

3.1. Планируемые результаты освоения образовательной программы

К концу первого года обучения  обучающиеся будут знать:  

  • правила техники безопасности (ТБ) и правила противопожарной безопасности (ППБ) на занятиях по тхэквондо при работе со спортивным инвентарем;
  • соблюдать условия личной гигиены;
  • первичные знания из истории спорта, в частности, по тхэквондо;
  • базовые элементы на 10 (белый пояс) — 6 (зеленый пояс) согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации).

обучающиеся будут уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности при работе со спортивным инвентарем;
  • выполнять базовые элементы на 10 (белый пояс) — 6 (зеленый пояс)  согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации).

К концу второго года обучения  обучающиеся будут знать:

  • правила ТБ и ППБ на занятиях по тхэквондо при работе со спортивным инвентарем, на спортивных занятиях и соревнованиях различного уровня;
  • значимость посещения объединения тхэквондо для укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни;
  • базовые элементы на 6 (зеленый пояс) – 4 (синий пояс)  согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации).

обучающиеся будут уметь:

  • соблюдать правила ТБ и ППБ при работе со спортивным инвентарем, на спортивных занятиях и соревнованиях различного уровня;
  • выполнять базовые элементы на 6 (зеленый пояс) – 4 (синий пояс)  согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации).

К концу третьего года обучения  обучающиеся будут знать: 

  • правила ТБ и ППБ на занятиях по тхэквондо при работе со спортивным инвентарем, на спортивных занятиях и соревнованиях различного уровня;
  • правила судейства, правила поведения спортсменов во время соревнований, действия судей;
  • терминологию элементов тхэквондо в тренировочном и соревновательном режимах, оценку результативных действий в соревновательном режиме;
  • самоконтроль спортсмена (контролировать свое состояние на тренировках и во время соревнований; своевременно ставить в известность своего тренера-преподавателя);

обучающиеся будут уметь:

  • соблюдать правила ТБ и ППБ при работе со спортивным инвентарем, на спортивных занятиях и соревнованиях различного уровня;
  • выполнять базовые элементы на 6 (зеленый пояс) – 3 (синий пояс с красной полосой) гып согласно контрольно-переводным нормативам (программе аттестации);
  • комплексы специальных упражнений для развития силы, выносливости, прыгучести, гибкости, функций равновесия;
  • рационально распределять силы и технические возможности в процессе соревнования.

 

3.2. Методы отслеживания успешности овладения содержанием программы

Проверка результативности проводится 2 раза в год: октябрь, май.

Диагностика проводится по следующим методикам:

— сдача ОФП тестов

— наблюдение ребенка на всех этапах занятия;

— анализ деятельности (проведение аттестации);

— выступления детей

 

3.3. Формы подведения итогов – подведение итогов проводится в форме проведения промежуточной аттестации, которая проводится не реже одного (но не больше двух) раза в год.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1.Учебный план

Программа  предусматривает  последовательность  изучения  материала  по общей физической, технической, тактической,  специальной  физической,  психологической,  теоретической подготовке  в  соответствии  с  этапами  и  годами  обучения, возрастом  обучающихся. Установленная учебная нагрузка является максимальной.

 

1 год обучения

Разделы подготовки Кол-во часов Формы контроля
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 2 2   беседа
2 ОФП 104 4 100 тренинг, игра
3 СФП 60 4 56 тренинг
4 Технико-тактическая подготовка 36 4 32 объяснение, показ,  тренинг
5 Психологическая подготовка 4 4 0 объяснение, показ,  тренинг
6 Зачетные испытания 4 1 3 показательные выступления
  Итого: 210 19 191  

Содержание программы обучения 1 года обучения

  1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с историей тхэквондо, восточной культурой и этикетом,  ТБ, ППБ, общие правила гигиены, определение цели обучения.

Практика: просмотр видеоматериала, обсуждение.

  1. Общая физическая подготовка.

Теория: Актуальность занятий спортом, ведение здорового образа жизни, укрепление здоровья. Разъяснения правил безопасности, правил личной гигиены спортсмена, объяснения правильности выполнения технического действия упражнений и подводящие упражнения к этому действию.

Практика: Общеразвивающие упражнения, подвижные игры, начальное развитие физических способностей.

  1. Специальная физическая подготовка.

Теория: Правила выполнения упражнений,  самоконтроль.

Практика: Элементы скоростно-силовых действий,  упражнения на развитие гибкости, быстроты, силы, координации и ловкости.

  1. Технико-тактическая подготовка.

Теория:  Разъяснение  способов ведения состязаний, которые позволяют спортсмену наиболее эффективно реализовать свои индивидуальные возможности и достичь наиболее высокого спортивного результата.

Практика: Выполнение формальных комплексов (хьенг). Первоначальная тактико-технические действия в поединке (массоги).

  1. Психологическая подготовка.

Теория: базовая – психологическое развитие, образование и обучение.

Практика: формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным заданиям и нагрузкам.

  1. Зачетные испытания.

Теория: Просмотр показательных выступлений  по тхэквондо, спортивных репортажей.

Практика: соревнования.

2 год обучения

 

Разделы подготовки Кол-во часов Формы контроля
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 2 2   беседа
2 ОФП 104 4 100 тренинг, игра
3 СФП 60 4 56 тренинг
4 Технико-тактическая подготовка 36 4 32 объяснение, показ,  тренинг
5 Психологическая подготовка 4 4 0 объяснение, показ,  тренинг
6 Зачетные испытания 4 1 3 показательные выступления
  Итого: 210 19 191  

Содержание программы обучения 2 года  обучения

  1. Вводное занятие

Теория: Изучение истории физической культуры, истории тхэквондо, тактико-технических особенностей знаменитых мастеров, установка цели дальнейшего обучения.

Практика: просмотр видеоматериала, обсуждение.

  1. Общая физическая подготовка

Теория: Ведение здорового образа жизни, укрепление здоровья, опасность вредных привычек, регулярность занятий спортом. Правила безопасности, самоконтроля, правила личной гигиены спортсмена.

Практика: Общеразвивающие упражнения, упражнения на отдельные группы мышц.

  1. Специальная физическая подготовка

Теория: Правила выполнения упражнений, самоконтроль спортсмена.

Практика: Комплексы специальных упражнений для развития силы, прыгучести, гибкости, функций равновесия. Комплексы специально подготовленных индивидуальных упражнений.

  1. Технико-тактическая подготовка

Теория: Объяснение правил тхэквондо, разъяснение спортсменам способов и форм ведения  борьбы в условиях спортивных соревнований.

Практика: Продумывание возможных вариантов выполнения особо сложных элементов, а также варианты их замены. Рациональное распределение сил по ходу соревнования в зависимости от программы, шансов попадания в финал, шансов на призовое место.

  1. Зачетные испытания

Теория:Просмотр соревнований, спортивных репортажей.

Практика:  Участие в соревнованиях, турнирах.

  1. Психологическая подготовка

Теория: базовая – психологическое развитие, образование и обучение.

Практика: формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным заданиям и нагрузкам; формирование состояния боевой готовности, способности к сосредоточению и мобилизации.

 

3 года обучения

Разделы подготовки Кол-во часов Формы контроля
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 2 2   беседа
2 ОФП 104 4 100 тренинг, игра
3 СФП 60 4 56 тренинг
4 Технико-тактическая подготовка 36 4 32 объяснение, показ,  тренинг
5 Психологическая подготовка 4 4 0 объяснение, показ,  тренинг
6 Зачетные испытания 4 1 3 показательные выступления
  Итого: 210 19 191  

 

Содержание программы обучения 3 года  обучения

  1. Вводное занятие

Теория: Изучение истории физической культуры, истории тхэквондо, тактико-технических особенностей знаменитых мастеров, установка цели дальнейшего обучения.

Практика: просмотр видеоматериала, обсуждение.

  1. Общая физическая подготовка

Теория: Ведение здорового образа жизни, укрепление здоровья, опасность вредных привычек, регулярность занятий спортом. Правила безопасности, самоконтроля, правила личной гигиены спортсмена.

Практика: Общеразвивающие упражнения, упражнения на отдельные группы мышц.

  1. Специальная физическая подготовка

Теория: Правила выполнения упражнений, самоконтроль спортсмена.

Практика: Комплексы специальных упражнений для развития силы, прыгучести, гибкости, функций равновесия. Комплексы специально подготовленных индивидуальных упражнений.

  1. Технико-тактическая подготовка

Теория: Объяснение правил тхэквондо, разъяснение спортсменам способов и форм ведения  борьбы в условиях спортивных соревнований.

Практика: Продумывание возможных вариантов выполнения особо сложных элементов, а также варианты их замены. Рациональное распределение сил по ходу соревнования в зависимости от программы, шансов попадания в финал, шансов на призовое место.

  1. Зачетные испытания

Теория:Просмотр соревнований, спортивных репортажей.

Практика:  Участие в соревнованиях, турнирах.

  1. Психологическая подготовка.

Теория: базовая – психологическое развитие, образование и обучение.

Практика: формирование значимых мотивов и благоприятных отношений к тренировочным заданиям и нагрузкам; формирование состояния боевой готовности, способности к сосредоточению и мобилизации.

 

Сводный учебный план

Название программ Года обучения Всего часов

1 год

 

2 год 3 год
1 Тхэквондо 210 210 210 630
  1. Организационно-педагогическиеусловияиформыаттестации

3.1. Методическое обеспечение программы:

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

Основными формами организации учебного процесса являются групповая, мало- групповая (парная) и индивидуальная с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в рамках одного занятия.

Методы:

  • словесный (лекции, беседы, рассказы, пояснения, команды, счет и др.);
  • наглядный (натуральная и мультимедиа демонстрация);
  • практический (повторный, игровой, соревновательный и др.).

Формы проведения занятий:

Учебные занятия включают отработку теоретического материала и практических навыков. Теоретическая подготовка – неотъемлемая часть образовательного процесса. Процентное соотношение часов, отведенных на теоретические и практические вопросы, обусловлено спецификой предмета, педагогической целесообразностью и рекомендациями по составлению примерного учебного плана по теоретической подготовке, рекомендованной Государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Диагностическая карта физических качеств
  • Тесты теоретических знаний
  • Аттестация технических знаний и навыков: открытые занятия, соревнования разного уровня
  • Карты личных достижений учащихся
  • Квалификационные документы

 

3.2. Условия реализации программы:

  • помещение спортивного зала с теплым покрытием (линолеум, паркет, ламинат);
  • гимнастические стенки с перекладинами для подтягивания – 5 шт.
  • татами «ласточкин хвост» — по размеру зала;
  • «лапы» для ударов ногами;
  • «лапы» для ударов руками;
  • мешки боксёрские и «груши»;
  • утяжелители для рук;
  • защитные нагрудники (жилеты).

Учащийся должен быть одет в одежду тхэкводо (ИТФ) — тобок (белого цвета из ткани х.б.), иметь защитную амуницию (накладки на ноги, на голень, шлем, «раковину» на пах).

Подведениеитогов работы — систематическая аттестация учащихся на пояса (уровни).

3.3.   Список литературы

  1. Сайт всемирной федерации тхэквондо [Электронный ресурс] — режим доступа: http://www.wtf.org/wtf_eng/main/main_eng.html
  2. Таэквон-до. Методическое пособие. Сафошкин С. Н. Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, 2017 г. ОАО Общество «Торнадо», 2017 г.
  3. Тхэквондо ИТФ.Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Физкультура и Спорт. – 2019. – 160 с.
  4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр « Академия», 2017г.- 480с.