Пинская А. В. программа

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

«Детско – юношеский центр»

 

Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол №____                                           от «____»________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ  Директор МБУ ДО ДЮЦ

А.В. Олейник                                                  «____»___________20__г.

 

 

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

  «ВОЛШЕБСТВО  БУМАЖНОЙ  ПЛАСТИКИ»

Направленность: художественная

 

Возраст учащихся: 7 — 11 лет

Срок реализации программы 2 года, 432 часа

 

 Автор – разработчик:

                                                                Пинская Анна Владимировна

                                                                Педагог дополнительного образования

с. Чугуевка

2019 г.

  1. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Эпиграф. «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. Образно говоря, на кончиках пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

  1. I. Основные характеристики программы.                           

1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебство бумажной пластики» реализуется в соответствии с художественно-эстетической направленность образования, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Бумага это, первый материал из которого дети начинают мастерить, творить и создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное безгранично творческим человеком.Программа построена “от простого к сложному” в ней рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и гафро-картона с использованием техники «Квиллинг». Программа «Волшебство бумажной пластики» предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному ребёнку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребёнок готовится стать созидателем доброго мира.

1.2. Актуальность программы обусловлена художественно-эстетической направленностью, что является важным направлением в развитии и воспитании учащихся. Данная программа обладает огромными возможностями познавательной активности, в которой учащиеся приобретают теоретические знания и практические умения, что позволяет научить детей искусству владения бумажной пластикой, реализуя желание изготовить рукоделие собственными руками, развивая художественный вкус и творческие способности. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к своевременному процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов.

1.3. Отличительная особенность         этой программы от других существующих программ являются:

—   оригинальные авторские идеи по снижению себестоимости готовых поделок;

—   оригинальные идеи по использованию природных и бросовых материалов в оформлении работ, выполненных в техниках бумагокручения;

—   новаторские приемы создания композиций группой учащихся;

—   изучение истории происхождения и развития  искусства квиллинга, вещей и инструментов, изучение  правил защиты авторских прав на оригинальные идеи и поделки.

1.4. Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы «Волшебство бумажной пластики» выражается в разностороннем развитии личности в процессе изготовления поделок в технике «Квиллинг». Развивая мелкую моторику рук, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. Этот вид деятельности близок любому ребенку. Занятия бумажной пластикой позволяют детям удовлетворить свои интересы к творчеству, а главное испытать свои возможности и проявить свои способности.

1.5. Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квилинга  как художественного способа конструирования из бумаги.

1.6. Задачи программы:

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, истории, географии и т.д., и способствовать их систематизации;
  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры;
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

 

1.7. Возраст учащихся.                                                                                 

По данной программе могут обучаться дети в возрасте от 7 до 11 лет. Набор детей свободный, без специального отбора. Учащиеся делятся на группы: 1 год обучения: 15 человек, 2 – 10 – 12 человек.                                              

1.8. Формы и режим занятий.                                                                      

Занятия в творческом объединении проводятся по 2 часа 3 раза в неделю, в год 216 часов – на одну группу. Занятия проводятся по группам и индивидуально.                                                                                                            

  1. Объём программы:

2.1. Запланированное количество учебных часов, необходимое для освоения программы на 2 года обучения,  составляет 432 часа.

         2.2. Срок реализации программы.                                                                      

Программа дополнительного образования рассчитана на 2 года. Набор детей происходит по желанию, группа профильная, состав группы постоянный.

2.3. Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.     

  1. Планируемые результаты.

  3.1. В результате изучения программы к концу 1 года обучения.

  1. Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны знать:

— историю возникновения «квилинга»;

— виды материалов и инструментов;

— правила изготовления разнообразных элементов из бумажной ленточки;

— формирование композиции.

  1. Учащиеся должны уметь:

—  нарезать бумажные филиграни равномерными полосками;

—  правильно использовать инструменты и материалы (инструмент для изготовления спирали, линейка трафарет, пинцет, булавки, гребешок, клей ПВА, кисточка, ножницы, клеёнка, палочка; бумага, картон, гафрокартон);

— изготавливать базовые элементы (тугая спираль, свободная спираль, открытая спираль, капля, завиток, волна, лепесток, пушистый цветок);

—  выполнять основные техники плоского и объёмного квиллинга.    

 

  Ожидаемые результаты 1-го года обучения:

В результате обучения  у учащихся:

—  появятся   представления  об истории возникновения  квиллинга;

—  будут знать основные свойства  материалов для выполнения изделий в технике квиллинг;

—  сформируются практические навыки художественной обработки бумаги  в технике «квиллинг»;

—  научатся обращаться с простейшими орудиями труда;

—  смогут создавать сувенирные изделия, выполненные  из бумажных полосок;

—  разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;

—  разовьют способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, разовьют глазомер;

—  разовьют  сенсорные и умственные способности, пространственное воображение;

—  научатся  аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

      

   Ожидаемые результаты 2-го года обучения:

В результате обучения  у учащихся:

—  появятся   представления  об истории возникновения  квиллинга;

—  будут знать основные свойства  материалов для выполнения изделий в технике квиллинг;

—  сформируются основные понятия о базовых формах квиллинга;

—  овладеют различными приемами работы с  бумагой;

—  сформируются умения следовать устным инструкциям;

—  будут хорошо знать инструкцию по технике безопасности;

—  понимать  роль  выразительных средств (форма, цвет, фактура) в построении декоративного произведения;

—  обогатиться словарь специальными терминами;

—  научатся создавать творческие  композиции изделий, выполненными в технике «квиллинг»;

—  разовьют  внимание, память, логическое и пространственное воображение;

—  разовьют  художественный вкус, творческие способности и фантазию,

пространственное воображение;

—  сформируется культура труда и  трудовые навыки.

    

Индивидуальная работа с одарёнными детьми.                                      

В творческом объединении «Квиллинг» ведётся работа по выявлению одарённых детей в области декоративно-прикладного творчества.  Для них предусмотрены специальные занятия индивидуальной подготовки – 2 раза в неделю по 2 часа.

Цель: повышение уровня декоративно-прикладного творчества и профессиональной ориентации одарённых детей.                                          

Задачи:

—  выработка в процессе индивидуального обучения специальной системы декоративно – прикладного творчества в зависимости от особенностей данного ребёнка (интеллектуальных, физических,  и т.д.);

—  формирование творческого потенциала одарённых детей;

—  профессиональная подготовка для участия их в выставках, конкурсах декоративно — прикладного искусства;

Для решения поставленных задач работа с одарёнными детьми ведётся по основному направлению: изготовление плоских и объёмных изделий в технике квиллинг.

Техника квиллинг выстроена на базе конкурсной системы и включает в себя практические моменты:

—  скорость, кропотливость, аккуратность;

—  целенаправленность, фантазия, художество;

—  реалистичность, пропорциональность, опыт.

Изготовление поделок в стиле бумажной пластики на уровне ДЮЦ является определением овладения техники квиллинг и развитие одаренности учащегося.

В процессе создания изделия в технике квиллинг, ребенок раскрывает окружающим своё восприятие мира и выступает в роли художника. Учитываются индивидуальные особенности учащегося во время выполнения поделок он познаёт секреты мастерства и приобретает опыт создавая сложные и изысканные шедевры.

         В работе используется метод сотрудничества учащегося и педагога. Нельзя допускать копирования изделий с книги. Ребёнок рассматривается учителем как художник, обладающий своим даром.  Декоративно – прикладное творчество всегда обогащается самовыражением творческой личности. Секрет успеха заключается в том, что в итоге даровитый ребенок получает результативность за свою работу (диплом или приз).

3.2. Способы и формы проверки результатов  проводятся следующим образом:

—  мини выставки (в кабинете);

—  в виде опроса;

—  работа по карточкам;

—  контроль и оценка результатов деятельности;

—  контрольные работы;

  участие в районных конкурсах творческого мастерства;

—  награждение лучших работ грамотами;

—  создание фотоальбома

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Учебно – тематический план 1 года обучения

 

п/н Тема Количество часов
всего теория практика форма контроля
  Вводное занятие 2 2

Инструкции:            — по технике пожарной безопасности;

— по технике   безопасности с инструментами.

1. Раздел 1. «История квиллинга».  4 ч. 2 ч. 2 ч.

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.1. История возникновения квиллинга. 2 1 1  
1.2. Посещение выставки. 2 1 1  
2. Раздел 2. «Материаловедение». 4 ч. 2 ч. 2 ч.

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.1. Знакомство с материалами и инструментами. Бумага тонированная, цветная, серпантин, картон цветной. Основные  их свойства и  качества. 2 1 1  
2.2. Знакомство  с  различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки, калька, карандаш простой  Основные  их свойства и  качества. 2 1 1  
3. Раздел 3. «Основы композиции и цветоведения». 8 ч. 4 ч. 4 ч.

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.1. Основные законы композиции. 2 1 1  
3.2. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. 2 1 1  
3.3. Цветовой круг. 2 1 1  
3.4. Теплые и холодные цвета. 2 1 1  
4. Раздел 4. «Техника выполнения квиллинга». 10 ч. 5 ч. 5 ч.

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

4.1. Основные элементы квиллинга: плотная катушка 2 1 1  
4.2.

Основные  элементы квиллинга:

 

 

ажурные элементы

4 2 2

 

 

 

4.3. Листья 2 1 1  
4.4. Эскиз 2 1 1  
5. Раздел 5. «Плоские мотивы из бумажных полосочек». 54 ч. 13 ч. 41 ч.

 Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

5.1. «Водный мир». 8 2 6  
5.2. «Животные». 8 2 6  
5.3.

 «Лесные жители».

 

4 1 3  
5.4.

 «Транспорт».

 

8 2 6  
5.5.

«Цветы».

 

12 2 10  
5.6. «Розетки». 12 2 10  
5.7. Выставка творческих работ. 2 2 Оценка выставки.
6. Раздел 6. «Интересные идеи из бумажной пластики».  68 ч. 21 ч.  47 ч.

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

6.1.

«Попугай».

 

6 2 4  
6.2.

«Мишка косолапый».

 

8 2 6  
6.3.

«Рамочка для работ».

 

4 1 3  
6.4.

«Снежинки».

 

6 2 4  
6.5.

«Сувенир».

 

8 2 6  
6.6.

Открытка «Новогодний тигренок».

 

6 2 4  
6.7.

«Гирлянды».

 

8 2 6  
6.8.

Картина «Влюбленные лебеди».

 

8 2 6  
6.9.  «Бабочка». 6 2 4  
6.10. Картина «Васильки». 6 2 4  
6.11. Выставка творческих работ. 2 2 Оценка выставки.
7. Раздел 7.  «Волшебное искусство объёмного квиллинга». 66 ч. 20 ч. 46 ч.

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

7.1.  Открытка «Колокольчики». 4 1 3  
7.2. Игрушка «Будильник». 6 2 4  
7.3. Игрушка «Лисичка». 4 1 3  
7.4. Игрушка «Кит». 2 1 1  
7.5.

Копозиция «Колобок».

 

4 1 3  
7.6.

Статуэтка «Балерина».

 

10 2 8  
7.7.

 Оберег «Такса».

 

8 2 6  
7.8.

Брелок «Крокодил».

 

4 1 3  
7.9.

Сувенир «Домик».

 

8 2 6  
7.10. Подарок «Бокал». 4 1 3  
7.11.

«Карандашница».

 

8 2 6  
7.12. Выставка творческих работ. 2 2 Оценка выставки.
7.13. Итоговое занятие. 2 2 Благодарственные письма, грамоты, дипломы.
7.14. Итого: 216 69 147  

 

Учебно – тематический план 2 года обучения

 

п/п Тема Количество часов  
всего теория практика форма контроля
  Вводное занятие. 2 ч. 2 ч.

Инструкции:               — по технике пожарной безопасности;

— по технике   безопасности с инструментами.

1. Раздел 1. «История квиллинга».  4 ч. 2 ч. 2 ч.

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.1. История возникновения квиллинга. 2 1 1  
1.2. Посещение выставки. 2 1 1  
2. Раздел 2. «Материаловедение». 2 ч. 1 ч. 1 ч.

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3. Раздел 3. «Основы композиции и цветоведения». 6 ч. 3 ч. 3 ч.

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.1. Основные законы композиции. 2 1 1  
3.2. Хроматические и ахроматические цвета. 2 1 1  
3.3. Гармоничное сочетание цветов. 2 1 1  
4. Раздел 4. «Техника выполнения квиллинга». 8 ч. 4 ч. 4 ч.

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

4.1. Основные элементы квиллинга: плотная катушка. 2 1 1  
4.2. Основные  элементы квиллинга:  ажурные элементы. 2 1 1  
4.3. Листья. 2 1 1  
4.4. Эскиз. 2 1 1  
5. Раздел 5. «Плоские фантазии из бумажных ленточек» 60 ч. 14 ч. 46 ч.

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

5.1.

Композиция «Океан».

 

8 2 6  
5.2. «Забавные животные». 10 2 8  
5.3.

 Композиция «Озеро».

 

6 2 4  
5.4.

Композиция «Цветочная поляна».

 

14 2 12  
5.5.

Картина «Снегири».

 

6 2 4  
5.6.  Открытки. 14 2 12  
5.7.

Выставка творческих работ.

 

2 2 ч. Оценка выставки.
6. Раздел 6. «Изысканная коллекция для рукодельниц».     64  ч. 14 ч.  50 ч.

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

6.1. «Цветочная рамочка». 10 2 8  
6.2. Панно. 16 2 14  
6.3. Картина «Нарциссы». 8 2 6  
6.4. «Символ нового года». 12 2 10  
6.5. Композиция «Фруктовый сад». 10 2 8  
6.6. «Рамочка для фотографии». 6 2 4  
6.7. Выставка творческих работ. 2 2 ч. Оценка выставки.
7. Раздел 7. «Чудеса объёмной бумажной пластики». 58 ч. 16 ч. 42 ч.

 Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

7.1. «Подарок вазочка». 10 2 8  
7.2. Букет «Вьюнок». 8 2 6  
7.3. Сувенир «Самолёт». 8 2 6  
7.4. «Цветок рудбекия». 6 2 4  
7.5. «Цветок лилия». 6 2 4  
7.6. Композиция «Садик». 20 6 14  
8. Раздел 8. «Проектная деятельность» 12 ч. 6 ч. 6 ч.

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

8.1. Разработка творческой  композиция. 2 1 1  
8.2. Изготовление необходимых деталей. 4 2 2  
8.3. Сборка составных деталей. 2 1 1  
8.4. Составление творческой композиции. 2 1 1  
8.5. Защита проекта. 2 1 1  
8.6. Выставка творческих работ. 2 1 1 Оценка выставки.
8.7. Итоговое занятие. 2 2 Благодарственные письма, грамоты, дипломы.
7.10 Итого: 216 62 154  

 

Тематический план индивидуальной работы с одаренными детьми

 

п\н № Наименование разделов и тем Всего часов Теоритические знания Практические знания Форма контроля
1. Раздел 1. «Плоские мотивы из бумажных полосочек». 144 ч. 27 ч. 117 ч.  
1.1.

«Тигр»

 

 

 

 

10 2 8

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.2. «Эмблема ДЮЦ» 12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.3. «Правила дорожного движения» 12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.4. «Открытка для мамочки моей» 10 2 8

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.5. Панно «Сказка» 12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.6. «Леопард, гепард» 12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.7. «День Земли» 12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.8. «Твори, выдумывай, дерзай» 12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.9. «Куклы народов мира» 12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.10. «Символ нового года» 12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.11.  «Пасхальная палитра» 12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.12. «Спасибо деду за Победу!» 12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.8. Выставка творческих работ. 2 1 1 Оценка выставки.
3.9. Итоговое занятие. 2 2 Благодарственные письма, грамоты, дипломы.
3.10. Итого: 144 27 117  

 

  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первого  года обучения.

 

Вводное занятие.

  1. История квиллинга.

1.1. История возникновения квиллинга. 

Знакомство с историей возникновения квиллинга. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми  материалами и инструментами.

1.2 Посещение выставки.

Знакомство с лучшими работами учащихся школы и педагога.

 

  1. Материаловедение.

2.1 Знакомство с материалами.

Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге, их основными  свойствами  и  качествами: бумага тонированная, цветная, серпантин.

Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.

2.2 Знакомство с различными дополнительными приспособлениями. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.

Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.

 

  1. Основы композиции и цветоведения.

3.1 Основные законы композиции.

Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции  для декоративного произведения.

Практическая работа: зарисовка  композиций.

3.2 Основные  и составные  цвета.

Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.

Практическая работа: зарисовка  композиций.

3.3 Цветовой круг.

Знакомство с цветовым кругом.  Знакомство с основными и составными

цветами.  Дополнительные цвета.

Практическая работа: зарисовка цветового круга.

3.3 Теплые и холодные цвета.

Знакомство с теплыми и холодными цветами Насыщенность цвета и его

светлость. Цветовой контраст.

Практическая работа: выполнение тренировочных зарисовок.

                                                                                     

  1. Техника выполнения квиллинга.

4.1 Основные элементы квиллинга – плотная катушка.

Выполнение основных элементов квиллинга из бумаги — плотная катушка.

Практическая работа: техника  выполнения  плотной катушки

4.2 Основные элементы квиллинга – ажурные элементы.

Выполнение основных элементов квиллинга —  ажурные элементы.

Практическая работа: техника выполнения  ажурных элементов

4.3 Изготовление  листьев.

Практическая работа: выполнение листьев из листа  бумаги

  1. 4. Выполнение эскиза.

Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.

Практическая работа: техника выполнения  эскиза композиции.

 

  1. «Плоские мотивы из бумажных полосочек».

5.1.  «Водный мир».                                                                                                                      

Анализ панно: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка эскиза панно «Водный мир» по образцу.

Изготовление элементов и фигурок.                                                                                              

Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: дельфин, краб, морская звезда, морской конек, осьминог, рыбки, черепаха, водоросли.

Составление панно.

Практическая работа: составление панно из заготовок.

5.2.  «Животные».

Анализ панно: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка эскиза панно «Животные» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              

Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: корова, кот, мышка, курица, цыпленок, лошадь, лягушка, овечка, петух, поросенок, пчела.

Составление панно.

Практическая работа: составление панно из заготовок.

5.3.  «Лесные жители».                                                                                                                    

Анализ панно: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка эскиза панно «Лесные жители» по образцу.                             Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: тигр, лев, лось, медвежонок, птичка, слон, бабочка.

Составление панно.

Практическая работа: составление панно из заготовок.

5.4.  «Транспорт».                                                                                                                              

Анализ панно: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка панно «Транспорт» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                             

Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: вертолет, машина, поезд, пожарная машина, ракета, самолёт.

Составление панно.

Практическая работа: составление панно из заготовок.                           

5.5.   «Цветы».

Анализ панно: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка эскиза панно «Цветы» по образцу.                             Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: василек, голубой цветочек,  желтые цветы, колоски, красный цветок, веточная композиция.

Составление панно.                                                                                                        Практическая работа: составление панно из заготовок.                                               

5.6. «Розетки».

Анализ ёлочной игрушки: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка ёлочной игрушки «Розетки-снежинки» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок. 

Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: французская, китайская, русская, японская, немецкая, английская.

Составление ёлочных игрушек.

Практическая работа: составление ёлочных игрушек из заготовок.                           

5.7. Выставка творческих работ.

 

  1. «Интересные идеи из бумажной пластики».

6.1. «Попугай».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка эскиза композиции «Попугай» по образцу.                             Изготовление элементов. Изготовление фигурки. 

Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: голова, туловище, лапки, клюв, хвост, хохолок, грудка, крылья, глаз.

Составление композиции.                                                                                                      Практическая работа: составление композиции из заготовок.                            

6.2. «Мишка косолапый».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка эскиза композиции «Мишка косолапый» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              

Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: голова, туловище, ушки, лапы, мордочка, шарики.

Составление композиции.

Практическая работа: составление панно из заготовок.                            

6.3. «Рамочки для работ».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка эскиза композиции «Рамочки для работ» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              

Практическая работа: изготовление элементов: крест, глаз, ролл, овал, s, сердце, стрелка, ромб, дуга, луна, хризантема.

Составление композиции.

Практическая работа: составление композиции из заготовок.                            

6.4. «Снежинки».

Анализ ёлочной игрушки: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка ёлочной игрушки «Снежинки» по образцу.                             Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              Практическая работа: изготовление элементов: замкнутая спираль, ромб, ролл, капля, луна, стрелка.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление ёлочной игрушки из заготовок.                             

6.5.   «Сувенир».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка эскиза композиции «Волшебство бумажных завитков» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: открытка с поздравлением,  оформление подарочного пакета, корзинка с цветами, объёмная корзинка.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление композиции из заготовок.                            

6.6.   Открытка «Новогодний тигренок».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка эскиза композиции открытка «Новогодний тигрёнок» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: голова, тело, лапы, уши, мордочка, хвост, ёлочка.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление композиции из заготовок.                            

6.7.   «Гирлянды».

Анализ новогодние украшения: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка новогодних украшений «Гирлянды» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: снежинки, колечки, гармошка, сердечки.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление новогодних украшений  из заготовок.                             

6.8.   Картина «Влюбленные лебеди».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка эскиза композиции «Влюбленные лебеди» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: лебеди, рамочка, ветки, листики, вода.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление композиции из заготовок.                            

6.9. «Бабочка».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка эскиза композиции «Бабочка» по образцу.                             Изготовление элементов. Изготовление фигурки.                                                             Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: рамочка, цветы, бабочка.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление композиции из заготовок.                            

6.10. Картина «Васильки».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка эскиза композиции картины «Васильки» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: васильки, листики.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу.                               

6.11. Выставка творческих работ.

 

  1. «Волшебное искусство объёмного квиллинга».

7.1. Открытка «Колокольчики».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка эскиза композиции открытка «Колокольчики» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: колокольчики, бантик, веточки.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление объёмной композиции из заготовок.                                                  

7.2. Игрушка «Будильник».

Анализ игрушки: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка игрушки «Будильник» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурки.

Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: большой синий ролл, 2 средних зеленых ролла.

Составление композиции.

Практическая работа: составление объёмной игрушки из заготовок.                                                              

7.3. Игрушка «Лисичка».

Анализ игрушки: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка игрушки «Лисичка» по образцу.                             Изготовление элементов. Изготовление фигурки.

Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: голова, платье, хвост.

Изготовление игрушки.

Практическая работа: составление объёмной игрушки из заготовок.                            

7.4. Игрушка «Кит».

Анализ игрушки: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка игрушки «Кит» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурки.                                                              

Практическая работа: изготовление элементов и фигурки: плавники, рот, голова, хвост, фонтан, вода.

Изготовление игрушки.

Практическая работа: составление объёмной игрушки «Кит» из заготовок.                            

7.5. Композиция «Колобок».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка эскиза композиции «Колобок» по образцу.                             Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: пень, колобок, цветы.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление объёмной композиции из заготовок.                             

7.6. Статуэтка «Балерина». 

Анализ статуэтки: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка статуэтки «Балерина» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурки.                                                            

Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: юбка, тело, голова, руки, ноги.

Составление композиции.

Практическая работа: составление объёмной статуэтки из заготовок.                            

7.7. Оберег «Такса».

Анализ оберега: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка оберега «Такса» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурки.                                                            

Практическая работа: изготовление элементов и фигурки: морда, голова, уши, тело, лапы.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление объёмной игрушки  из заготовок.                            

7.8. Брелок «Крокодил».

Анализ брелок: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка брелка «Крокодил» по образцу.                             Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              

Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: голова, глаза, лапы, тело.

Составление композиции.

Практическая работа: составление объёмной игрушки  из заготовок.                            

7.9. Сувенир «Домик».

Анализ сувенира: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка сувенира «Домик» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                             

Практическая работа: изготовление элементов и фигурки: стены, окна, крыша.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление объёмной игрушки из заготовок.                            

7.10. Подарок «Бокал».

Анализ подарка: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка подарка «Бокал» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                           

Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: дно, ножка, бокал, долька апельсина.

Составление композиции.

Практическая работа: составление объёмного подарка из заготовок.                            

7.11. «Карандашница».

Анализ карандашницы: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка «Карандашницы» по образцу.                             Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: цилиндр, дно, роллы, ромбы, сердечки, розочки.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление объёмной карандашницы из заготовок.                            

  1. Итоговое занятие.

Проводится в форме итоговой выставки.  Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках школы, в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

     Второго  года обучения.

 

Вводное занятие.

  1. История квиллинга.

1.1. История возникновения квиллинга. 

Знакомство с историей возникновения квиллинга. Использование этого вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми  материалами и инструментами.

1.2 Посещение выставки.

Знакомство с лучшими работами учащихся школы и педагога.

 

  1. Материаловедение.

Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге, их основными  свойствами  и  качествами: бумага тонированная, цветная, серпантин.  Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки канцелярские, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.

Практическая работа: выполнение простых элементов из серпантина.

 

  1. Основы композиции и цветоведения.

3.1 Основные законы композиции.

Знакомство с основными законами композиции: расположение элементов. Роль композиции  для декоративного произведения.

Практическая работа: зарисовка  композиций.

3.2  Хроматические и ахроматические цвета.

Знакомство с  хроматическими  и ахроматическими цветами.

Практическая работа: зарисовка  композиций.

3.3. Гармоничное сочетание цветов.

Знакомство с гармоничными сочетаниями цветов.

Практическая работа: зарисовка  композиций.

 

  1. Техника выполнения квиллинга.

4.1 Основные элементы квиллинга – плотная катушка.

Выполнение основных элементов квиллинга из бумаги — плотная катушка.

Практическая работа: техника  выполнения  плотной катушки

4.2 Основные элементы квиллинга – ажурные элементы.

Выполнение основных элементов квиллинга —  ажурные элементы.

Практическая работа: техника выполнения  ажурных элементов

4.3 Изготовление  листьев.

Практическая работа: выполнение листьев из листа  бумаги

4.4. Выполнение эскиза.

Роль эскиза при изготовлении декоративной композиции.

Практическая работа: техника выполнения  эскиза композиции.

 

  1. «Плоские фантазии из бумажных ленточек».

5.1. Композиция «Океан». 

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка эскиза композиции «Океан» по образцу.                             Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: парусник, якорь, остров и пальмы, жемчужина, черепаха, морской конек, скат, осьминог, медуза, розовые кораллы, зеленые водоросли, кораблик.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление композиции из заготовок.                            

5.2. Панно «Забавные животные».

Анализ панно: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка эскиза композиции «Забавные животные» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                             

Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: тигр, белка, лиса, медведь, олень.

Составление композиции.                                                                                                       

Практическая работа: составление панно из заготовок.                            

5.3. Композиция «Озеро». 

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка эскиза композиции «Озеро» по образцу.                             Изготовление элементов. Изготовление фигурок.

Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: красно-белая бабочка, оранжевая бабочка, красно-розовая бабочка, сиреневая бабочка, желто-розовая бабочка.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление композиции из заготовок.                                                          

5.4. Композиция «Цветочная поляна».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка эскиза композиции «Цветочная поляна» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              Практическая работа: изготовление элементов и фигурок:  розовая хризантема, пурпурная георгина, ромашка, календула, садовая лилия, вероника, сказочные колокольчики, астра.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление композиции из заготовок.                            

5.5. Картина «Снегири».

Анализ картины: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка эскиза картины «Снегири» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок. 

Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: фон, снегири, веточки рябины.

Составление композиции.

Практическая работа: составление картины из заготовок.                               

5.6. Открытки.

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка эскиза композиции «Открытки» по образцу.                             Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: фиолетовый цветок, холодный цветок, анютины глазки, астры, ирис, каллы, колокольчики.

Составление композиции.

Практическая работа: составление открытки из заготовок.                            

5.7. Выставка творческих работ.

 

  1. «Изысканная коллекция для рукодельниц».

6.1. «Цветочная рамочка».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка эскиза композиции «Цветочная рамочка» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.

Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: рамочка, цветы, листики.

Составление композиции.

Практическая работа: составление цветочной рамочки из заготовок.                            

6.2. Панно.

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка эскиза композиции «Панно» по образцу.                             Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: крокусы, ландыши, лилия, нарциссы, роза, ромашки, сирень.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление панно  из заготовок.                            

6.3. Картина «Нарциссы».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка эскиза композиции картина «Нарциссы» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: лепестки, листики, стволы, пчёлка.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление картины из заготовок по эскизу.                                

6.4. «Символ нового года».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка эскиза композиции «Символ нового года» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: снежинки балеринки, фонарик,  гирлянда, ёлочка, подвеска ангелочек.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление картины из заготовок.                            

6.5. Композиция «Фруктовый сад».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка эскиза композиции «Фруктовый сад» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок. 

Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: ствол дерева, листья, цветочки,

яблоки, тюльпаны, колокольчики, лиса.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление композиции из заготовок по эскизу.                               

6.6. «Рамочка для фотографии».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка эскиза композиции «…» по образцу.                             Изготовление элементов. Изготовление фигурок. 

 Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: цветы, листики.

Составление композиции.

Практическая работа: составление рамочки для фотографии из заготовок.                            

6.7. Выставка творческих работ.

  1. «Чудеса объёмной бумажной пластики».

7.1.  «Подарок вазочка».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка объёмной композиции «Подарок вазочка» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок. 

Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: цветок фиалки, сборка вазочки, изготовление сторон  вазочки, склеивание сторон вазочки.

Составление композиции.

Практическая работа: составление объёмной композиции из заготовок.                            

7.2. Букет «Вьюнок».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка объёмной композиции букет «Вьюнок» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                           Практическая работа: изготовление элементов и фигурок:  лепестки, цветоложе, сердцевидные лепестки, сборка цветка, бахромчатая серединка, листик, стебелек, формирование букета.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление объёмной композиции из заготовок.                            

7.3. Сувенир «Самолёт».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка объёмной композиции сувенир «Самолёт» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                             

 Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: спирали, корпус, крылья.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление объёмной композиции из заготовок.                            

7.4. «Цветок рудбекия».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка объёмной композиции «Цветок рудбекия» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: цветок, листики.

Составление композиции.                                                                                                        Практическая работа: составление объёмной композиции из заготовок.                            

7.5. «Цветок лилия».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.                                              Практическая работа: разработка объёмной композиции «Цветок лилия» по образцу.

Изготовление элементов. Изготовление фигурок.                                                              Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: тычинки, цветок, бутоны,  листики;

Составление композиции.

Практическая работа: составление объёмной композиции из заготовок.                                                            

7.6. Композиция «Садик».

Анализ композиции: выявление необходимых заготовок.

Практическая работа: разработка объёмной композиции «Садик» по образцу.                             Изготовление элементов. Изготовление фигурок. 

Практическая работа: изготовление элементов и фигурок: стол, стулья, качели, мостик, фонтан, скамейки, ручеёк.

Составление композиции.

Практическая работа: составление объёмной композиции из заготовок.                                                            

 

  1. «Проектная деятельность».

8.1.   Разработка творческой  композиция.

8.2.   Изготовление необходимых деталей.

8.3.   Сборка составных деталей.

8.4.   Составление творческой композиции.

8.5.   Защита проекта.

8.6.     Итоговое занятие.

Проводится в форме итоговой выставки.  Работы детьми оформляются самостоятельно. Лучшие работы принимают участие во внутренних выставках ЦДТ, в конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.     

8.7.   Выставка творческих работ.                                                                                                  

8.8.   Итоговое занятие.

III.    ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ                                   

 

УСЛОВИЯ И ФОРМЫ  АТТЕСТАЦИИ

 

  1. Методическое обеспечение программы.

     1.1.   Методы обучения, используемые педагогом при проведении занятий:

  1. Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, лекции, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.
  2. Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.
  3. Коллективная работа – один из методов. Приучающих обучающихся справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.
  4. Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.
  5. Репродуктивный метод – используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.
  6. Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.
  7. Методы контроля и самоконтроля:
  8. а)  устные (индивидуальный опрос, фронтальный опрос – опрос всех обучающихся, тест);
  9. б)  обобщение и систематизация знаний (выработка системы знаний путём опроса обучающихся);
  10. в)  самоконтроль (по образцу).
  11. 8. Формы организации работы на занятии:
  12. а)  фронтальная (работа со всеми учащимися), индивидуальная (работа с каждым учащимся), групповая (несколько групп), парная (работа по два учащегося).

1.2. Условия реализации программы:

        Материально-техническое:  учебный кабинет с оборудованием: 2 стола, 15 стульев, доска; наличие методического, дидактического и раздаточного материала.

Кадровое обеспечение:

—  педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, прошедший дистанционные курсы повышения квалификации в Томском Государственном Педагогическом Университете по теме «Электронное портфолио», «Создание сайта в системе Jimdo».

        

         1.3. Используемая литература.

  1. Букина С., Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Ростов-на-Дону: Издательство «Ростов – на Дону
  2. Валюх О.В. Ажурный и объёмный квиллинг. Харьков: Издательство «Харьков», 2015. – 100 с.
  3. Торманова А.С. Большая энциклопедия квиллинг. Москва: Издательство «АСТ», 2015. – 444 с.
  4. Моргунова К.В. Цветы в технике квиллинг. Москва. Издательсво «Эксмо», 2013. – 56 с.

 

Литература для учащихся.                                                                                 

1.  Алексеевская Н. Волшебные ножницы. Москва. Издательство «Лист». 1998. – 85 с.

2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. Москва. Издательство «Школьная пресса». 2002. – 103 с.

3.  Афонькин С.С. Уроки оригами в школе и дома. Москва. Издательство «Рольф Аким». 1999. – 45 с.

4.  Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва. Издательство «Просвещение». 1999. – 89 с.

5.  Шквыря Ж.Ю. Азбука 3 D – квиллинга.