Пинская А. В. вязание

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

«Детско – юношеский центр»

 

 

Рассмотрено на заседании методического объединения Протокол №____                                           от «____»________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДЮЦ

А.В. Олейник

«____»___________20__г.

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

 (общеразвивающая) программа

  «ДЕКОРАТИВНОЕ ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ И СПИЦАМИ»

Направленность: художественная

 

Возраст учащихся: 7 — 16 лет

Срок реализации программы 3 года, 648 часов

 

Автор – разработчик:

Пинская Анна Владимировна

Педагог дополнительного образования

с. Чугуевка

2019 г.

  1. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
  2. I. Основные характеристики программы

1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Декоративное  вязание крючком и спицами» реализуется в соответствии с художественно-эстетической направленность образования, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и эффективностью. Программа предполагает развитие техники вязания крючком  и спицами детей школьного возраста. В ней представляется широкий спектр современных вязаний крючком и спицами. Работа на основе инновационного подбора литературы, являясь важнейшим условием успешного освоения программного материала.

1.2. Актуальность программы обусловлена художественно-эстетической направленностью, что является важным направлением в развитии и воспитании учащихся. Данная программа обладает огромными возможностями познавательной активности, в которой учащиеся приобретают теоретические знания и практические умения, что позволяет научить детей искусству владения вязания крючком и спицами, реализуя желание изготовить рукоделие собственными руками, развивая художественный вкус и творческие способности.

На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к своевременному процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов.

В программе используются современные техники вязания крючком: «Тамбурное вязание», «Кружевное вязание», «Филейное вязание», «Ажурное вязание», «Брюссельские кружева»,  «Ирландские кружева», Гипюровое вязание»,  «Аппликация», «Вязание с бисером», «Вязание на проволочной основе».

Программа построена “от простого к сложному” в ней рассматриваются различные методики выполнения изделий с помощью пряжи и крючка в исполнении самых разнообразных узоров:

«Плотный», «Сетка», «Многоцветный», «Рельефный», «Мотивный», «Цветочный», «Пико», «Спираль», «Блинчик», «Шар», «Волны», «Зигзаги», «Листики», «Шишечки», «Резинка», «Шах мотка».

В программе используются новые техники вязания спицами: «Простая», «Ажурная», «Жаккардовая», «Фантазийная».

 

Программа построена “от простого к сложному” в ней рассматриваются различные методики выполнения изделий с помощью пряжи и спиц в исполнении самых разнообразных узоров: «Чулочный», «Платочный»,  «Штриховой», «Резинка», «Многоцветный»,  «Клетка», «Сетчатый», «Плетёнка».

Образное и пространственное мышление, художественно-эстетический вкус. Все это необходимо современному ребёнку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из игрушек, композиций и картин ребёнок готовится стать творческой личность и идти в ногу со временем.

 1.3. Отличительная особенность программы.

Преимущества данной программы в том, что она отличается от других программ современными и модными техниками, с помощью которых учащиеся осваивают разные виды художественных рукоделий.

Программа         разработана для обучения разных видов техник вязания, что позволяет достичь желаемого уровня подготовки, самооценки и развития творческих способностей. Учащиеся приобретают углублённый практический навык вязания, умение работать с инструментами и материалами и получают расширенное нравственное и патриотическое воспитание.

1.4. Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность программы «Декоративное вязание крючком и спицами» выражается в разностороннем развитием личности в процессе изготовления поделок в технике «Вязание». Развивая мелкую моторику пальчиков рук, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Данный вид прикладного творчества даёт возможности разнообразия движений пальцев и кистей рук. Занятия вязанием позволяют детям удовлетворить свои интересы к творчеству, а главное испытать свои возможности и проявить свои способности.

1.5. Цель программы: обеспечение условий для приобщения учащихся к теоретическому и практическому декоративно прикладному искусству и формированию творческих способностей посредством изготовления вязанных изделий.

1.6. Задачи программы.

Научить: правильно организовать рабочее место правильно и безопасно пользоваться крючком и спицами, ножницами и иголками;

правилам техники вязания

—  понимать и применять профессиональные термины;

—  ориентироваться в разновидностях декоративно-прикладных искусств;

—  самостоятельно планировать этапы работы;

—  вывязывать по схеме и алгоритму работ;

—  различным видам рукоделия, способам технологий выполнения художественных изделий;

—  создавать аппликации, панно, картины;

—  обвязывать крючком изделия из ткани;

—  оценивать свои работы и работы товарищей;

—  познакомить обучающихся со спецификой и историей развития искусства вязания.                                                                                                        Развить:                                                                                                                  

—  познавательный интерес;

—  детскую фантазию, трудолюбие;

—  память, логическое мышление;

—  аккуратность, усидчивость;                                                                                                                                         —  творческие способности.

Воспитывать:  

—  художественно-творческую активность учащихся;

—  чувство коллективизма,взаимопомощи;

—  целостное и эстетическое мировоззрение;

—  инициативу, упорство в достижении цели;

—  чувство уважения к истории и традициям русского народа;

—  умение работать в коллективе и для коллектива;

—  чувство уважения к старшим;                                                                                                                                        —  чувство патриотизма.

1.7. Возраст учащихся.                                                                              

По данной программе могут обучаться дети в возрасте от 7 до 16 лет. Набор детей свободный, без специального отбора. Учащиеся делятся на группы по 12 человек.                                                                                            

1.8. Формы и режим занятий.                                                                      

Занятия в творческом объединении проводятся по 2 часа 3 раза в неделю, в год 216 часов – на одну группу. Занятия проводятся по группам и индивидуально.  

  1. Объём программы:

2.1. Запланированное количество учебных часов, необходимое для освоения программы на 3 года обучения составляет 648 часов.

         2.2. Срок реализации программы.                                                                      

Программа дополнительного образования рассчитана на 3 года. Набор детей происходит по желанию, группа профильная, состав группы постоянный.

2.3. Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.     

  1. Планируемые результаты.

         3.1. В результате изучения программы к концу 1 года обучения.

  1. Учащиеся должны знать:

—  правила пожарной безопасности;

—  технику безопасности при работе с инструментами;

—  уход за готовыми изделиями;

—  вязание с одной петли, цепочку, полустолбик, полустолбик с накидом, столбик без накида, столбик с накидом, столбик с двумя накидами и т.д.;

—  петли на спицах – лицевые, кромочные, накид;

—  работа по технологической карте и схеме.

  1. Учащиеся должны уметь:

  соблюдать технику пожарной безопасности;

—  соблюдать технику безопасности с инструментами;

—  выполнять основные элементы;

—  вывязывать и пришивать отдельные детали в одно целое – поделку;

—  менять один цвет нити на другой;

—  выполнять ажурные узоры, кружева, филейную сетку;

—  набирать и вывязывать петли на спицах;

—  крахмалить;

—  изготавливать панно;

—  изготавливать различные по сложности изделия.

В результате изучения программы к концу 2 года обучения.

  1. Учащиеся должны знать: —  правила пожарной безопасности;

—  технику безопасности при работе с инструментами;

—  технику вязания крючком.

  1. Учащиеся должны уметь:

—  соблюдать технику пожарной безопасности;

—  соблюдать технику безопасности с инструментами;

—  выполнять технику вязания крючком;

—  вывязывать разнообразные по сложности изделия;

—  выполнять ажурные узоры;

—  вывязывать кружева;

—  изготавливать вязанные подвески;

—  создавать картины;

—  изготавливать ажурные узоры, филейную сетку, рюшки, бубенчики;

—  вывязывать различные узоры;

—  обвязывать изделия из ткани;

—  вывязывать резинку на спицах.

    В результате изучения программы к концу 3 года обучения.

  1. Учащиеся должны знать:

—  правила пожарной безопасности;

—  технику безопасности при работе с инструментами.

  1. Учащиеся должны уметь:

  правильно вести себя при пожаре;

—  соблюдать технику безопасности с инструментами;

—  вывязывать различные полотна и узоры, придавать им форму;

—  украшать изделия декоративной каймой;

—  вывязывать различные по сложности изделия;

—  вывязывать на спицах чулочным полотном;

—  менять один цвет нити на другой;

—  вывязывать отдельные детали и собирать (крепить) их в одно целое;

—  крахмалить;

—  выполнять филейную сетку.                                                                   

3.2. Способы и формы проверки результатов  проводятся следующим образом:

—  мини выставки (в кабинете);

—  в виде опроса;

—  работа по карточкам;

—  контроль и оценка результатов деятельности;

—  контрольные работы;

—  викторины, тесты;                                                                                                                

—  участие в районных конкурсах творческого мастерства;

—  награждение лучших работ грамотами;

—  создание фотоальбома.

Опрос проходит в активной обстановке учащиеся пользуются специальной терминологией. Опрос необходимо направлять в нужную ветвь, опираясь на эмоциональную активность учащихся.

Тестирование.   

Отследить уровень знания теоритического материала, степень овладения приёмами работы, формирование интереса учащихся к занятиям. Оценка осуществляется по балльной системе: 0 баллов – неверный ответ;

1 балл – верный ответ.

Подведение итогов тестирования:

1-3 баллов – низкий уровень;

4-6 – средний уровень;

7-10 – высший уровень.

Я задаю вопросы, а Вам нужно выбрать правильный вариант ответа.

  1. Что такое вязание?

а)  рукоделие;

б) творчество;

в) хобби.

  1. Какие термины встречаются в вязании?

а) узлы;

б) петли;

в) узоры.

  1. Какие инструменты применяют в вязании?

а) крючок, спицы, ножницы;

б) клей, зубочистка, пластилин;

в) ножницы, проволока, бисер.

  1. Техника вязания невозможна без?

а) полотенца и воды;

б) чая и конфет;

в) ниток, крючка и спиц.

  1. Этапы выполнения столбиков?

а) узелок, цепочка, столбик;

б) узелок, цепочка, узор;

в) ткань, крючок, тонкие нитки.

  1. Вязание – это…

а) искусство;

б) развлечение;

в) работа.

  1. Покажите как нужно вывязывать:

а) узелок, цепочку, полустолбики;

б) полустолбики с накидом, столбики без накида, столбики с накидом;

в) столбики с 2 накидами и более, пышный столбик, столбики листики.

  1. Назовите узоры которые можно выполнить крючком:

а) тамбурный;

б) ажурный ;

в) прикольный ;

г) сетка ;

д) ракушки ;

е) многоцветный .

  1. Назовите узоры которые можно выполнить спицами:

а) простой ;

б) резинка;

в) двойной ;

г) жаккардовый;

д) многоцветный ;

е) шахматка.

  1. Какие техники встречаются в вязании крючком?

а) квадратная;

б) кружевная;

в) аппликация.

         Контрольная работа.                                                                           У

ровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся выявляется путем анализа работ на выставках декоративно-прикладного творчества. Критериями успешности является результативность на краевом конкурсе прикладных искусств.

Контроль направлен на проверку планируемых результатов обучения, тех знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в рамках данной темы раздела, а также уровня усвоения этих знаний и умений.

Вопросы для зачета.                                                                            

С целью проверки усвоения терминов и понятий в качестве психологической разгрузки проводятся творческие кроссворды и словесные игры.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения

 

п\н № Наименование разделов и тем Всего часов Теоритические знания Практические знания
1. Раздел  1.  Декоративное искусство вязание крючком. 72 15 час. 57 час.
1.1. Вводное занятие. 2  2
1.2. «Основные элементы». 2 1 1
1.3. «Фенечки и браслеты». 4 1 3
1.4. «Ажурная салфетка». 4 1 3
1.5. «Игрушка тигрёнок» 14 2 12
1.6. «Игольница пирожное». 14 2 12
1.7. «Цветы лилия». 14 2 12
1.8. «Народная кукла». 16 2 14
1.9. Выставка творческих работ. 2 2
2. Раздел 2.  Художественное вязание. 72 13 час. 59 час.
2.1. «Брюссельская вазочка». 12 2 10
2.2. «Новогодний подарочек». 14 2 12
2.3. «Карандашница лев».    12 2 10
2.4. «Сувенир ангелочек». 10 2 8
2.5. «Пасхальная композиция». 14 2 12
2.6. «Символы зарницы». 4 30 мин. 3 ч. 30мин.
2.7. «Оберег сердечко». 4 30 мин. 3 ч. 30мин.
2.8. Выставка творческих работ. 2 2
3. Раздел 3. Рукоделия для любителей. 72 16 час. 56 час.
3.1. «Сюжетная кукла». 10 2 8
3.2. Панно «Земляника». 10 2 8
3.3. Игрушки «Райские птички». 10 2 8
3.4. «Десерт розовая мечта». 12 2 10
3.5. «Спасибо деду за победу». 12 2 10
3.6. «Полицейский дядя Степа». 14 2 12
3.7. Выставка творческих работ. 2 2
3.8. Итоговое занятие. 2 2
3.9. Итого: 216 44 172

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й год обучения

 

п/н № Наименование разделов и тем Всего часов Теоритические знания Практические знания
1. Раздел  1. Чудеса в технике вязания крючком и спицами. 74 15 59
1.1. Вводное занятие. 2  2
1.2. Основные элементы. 4 1 3
1.3. «Брелок игрушка». 4 1 3
1.5. «Пенал игрушка». 6 1 5
1.6. «Игрушка львёнок». 14 2 12
1.7. «Цитрусовый десерт». 14 2 12
1.8. «Шкатулка». 14 2 12
1.9. «Традиционная кукла». 14 2 12
1.10. Выставка творческих работ. 2 2
2. Раздел 2. Девичьи рукоделия. 72 14 58
2.1. «Забавная игрушка». 12 2 10
2.2. «Символ нового года». 14 2 12
2.3. «Карандашница тигр».    12 2 10
2.4. «Сувенир». 10 2 8
2.5. «Пасхальная композиция». 14 2 12
2.6. «Символы зарницы». 4 1 3
2.7. «Талисман сердечко». 4 1 3
2.8. Выставка творческих работ. 2 2
3. Раздел 3. Рукоделия для мастериц. 70 16 54
3.1. «Сказочная кукла». 10 2 8
3.2. Панно «Анютины глазки». 10 2 8
3.3. Игрушки «Сказочные птички». 10 2 8
3.4. «Дамская сумочка». 12 2 10
3.5. «С днем победы!». 12 2 10
3.6. «Полицейский дядя Степа». 12 2 10
3.7. Выставка творческих работ. 2 2
3.8. Итоговое занятие. 2 2
3.9. Итого: 216 45 171

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3-й год обучения

 

п/н № Наименование разделов и тем Всего часов Теоритические знания Практические знания
1. Раздел  1. Вязанные фантазии. 72 17 55
1.1. Вводное занятие. 2  2
1.2. Техника вязания крючком и спицами. 4 1 3
1.3. «Брелок царь зверей». 4 1 3
1.4. Открытка «Анютины глазки». 4 1 3
1.5. «Игольница». 6 1 5
1.6. Цветы «Циннии». 6 1 5
1.7. «Кошелёк лягушка». 8 2 6
1.8. «Именная косметичка». 12 2 10
1.9. «Куклы разных традиций». 14 2 12
1.10. «Панно орхидея». 10 2 8
1.11. Выставка творческих работ. 2 2
2. Раздел 2.  Моделирование поделок. 72 14 58
2.1. «Игрушка амигуруми». 12 2 10
2.2. «Символ нового года». 14 2 12
2.3. «Карандашница собака».    12 2 10
2.4. «Подарок на день рождения». 10 2 8
2.5. «Пасхальная сказка». 14 2 12
2.6. «Символы зарницы». 4 1 3
2.7. «Оберег сердечки». 4 1 3
2.8. Выставка творческих работ. 2 2
3. Раздел 3. Универсальное  хобби. 72 16 56
3.1. «Мультяшная куколка». 12 2 10
3.2. Аппликация «Бабочки». 8 2 6
3.3. «Игрушка марионетка». 10 2 8
3.4. «Сумочка в стиле пэчворк». 12 2 10
3.5. «С днем победы!». 10 2 8
3.6. «Полицейский дядя Степа». 16 2 14
3.7. Выставка творческих работ. 2 2
3.8. Итоговое занятие. 2 2
3.9. Итого: 216 47 169

 

 2.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Первый год обучения

 

п\н № Наименование разделов и тем Всего часов Теоритические знания Практические знания Форма контроля
1. Раздел  1.  Декоративное искусство вязание крючком. 72 15 час. 57 час.  
1.1.

Вводное занятие:

— техника пожарной безопасности;

— техника безопасности с инструментами.

2  2

Инструкции:  — по технике пожарной безопасности;

— по технике   безопасности с инструмен тами.

1.2.

«Основные элементы»:

— вывязывание с одной петли, строение различных столбиков.

2 1 1

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.3.

«Фенечки и браслеты»:

— нанизывание бусин на нитки «Ирис», вывязывание браслета;

— итоговое занятие.

4 1 3

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.4.

«Ажурная салфетка»:

— вывязывание центра салфетки,

вывязывание ажурного узора, украшение бусинами;

— итоговое занятие.

4 1 3

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.5.

«Игрушка тигрёнок»:

— вывязывание головы, шеи;

— вывязывание туловища;                    — вывязывание передних лап;

— вывязывание задних лап;

— вывязывание ушей, глаз, накладки на мордочку;

— сшивание деталей в одно целое;

— итоговое занятие.

14 2 12

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.6.

«Игольница пирожное»:

— вывязывание донышко;

— вывязывание стенок;

— вывязывание крема;

— вывязывание киви, банана, лимона, апельсина;

— сшивание деталей в одно целое;

— украшение изделия;

— итоговое занятие.

14 2 12

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.7.

«Цветы лилия»:

— вывязывание лепестков;

— вывязывание бутонов;

— вывязывание листиков;

— изготовление тычинок;

— сбор деталей в одно целое;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

14 2 12

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.8.

«Народная кукла»:

— вывязывание головы и шеи;

— создание прически;

— вывязывание плеч;                              — вывязывание туловища;

— вывязывание рук;

— вывязывание ног;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

16 2 14

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.9. Выставка творческих работ. 2 2 Оценка выставки.
2. Раздел 2.  Художественное вязание. 72 13 час. 59 час.  
2.1.

«Брюссельская вазочка»:

— вывязывание мотивов;

— скрепление мотивов;                              — вывязывание мотивов;

— украшение изделия;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.2.

«Новогодний подарочек»:                    — вывязывание квадратного донышка;

— вывязывание стеночек;

— вывязывание крышечки;

— сшивание деталей, набивка синтепоном;

— украшение изделия;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

14 2 12

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.3.

«Карандашница лев» (спицы):

— вывязывание донышка;

— вывязывание стенок;

— вывязывание частей лица;

— вывязывание лап;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

   12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.4.

«Сувенир ангелочек»:                        — вывязывание головы;

— вывязывание тела, платья;

— вывязывание крыльев;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

10 2 8

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.5.

«Пасхальная композиция»:                  — вывязывание курочки;

— доработка изделия;

— вывязывание цыплят;

— вывязывание яиц;

— изготовление круглой платформы;

—  оформление деталей в композицию;

— итоговое занятие.

14 2 12

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.6.

«Символы зарницы»:                       — вывязывание «Георгиевской ленточки»;

— итоговое занятие.

4 30 мин. 3 ч. 30мин.

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.7.

«Оберег сердечко»:

— вывязывание и украшение изделия;

— итоговое занятие.

4 30 мин. 3 ч. 30мин.

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.8. Выставка творческих работ. 2 2 Оценка выставки.
3. Раздел 3. Рукоделия для любителей. 72 16 час. 56 час.  
3.1.

«Сюжетная кукла»:                             — вывязывание головы и шеи, плеч;

— вывязывание тела, ног и рук;

— вывязывание платья (спицы);

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

10 2 8

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.2.

Панно «Земляника»:

— вывязывание цветочков и ягод;

— вывязывание листиков;

— изготовление панно;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

10 2 8

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.3.

Игрушки «Райские птички»:

— вывязывание головки и туловища;

— вывязывание крыльев;

— изготовление лап;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

10 2 8

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.4.

«Десерт розовая мечта»:                      — вывязывание донышка;

— вывязывание стеночек;

— вывязывание основы;

— вывязывание цветов и листиков;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.5.

«Спасибо деду за победу»:

— вывязывание цветов;

— вывязывание листиков;                      — доработка изделия;

— изготовление букета;

— заливание гипсом горшочка с букетом цветов;

— итоговое занятие.

12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.6.

«Полицейский дядя Степа»:

— вывязывание плоского светофора;

— вывязывание плоских дорожных знаков;

— вывязывание пешеходной дорожки;

— вывязывание плоского дяди Стёпы полицейского;

— изготовление картины;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

14 2 12

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.7. Выставка творческих работ. 2 2 Оценка выставки.
3.8. Итоговое занятие. 2 2 Благодарственные письма, грамоты, дипломы.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Второй год обучения

 

п/н № Наименование разделов и тем Всего часов Теоритические знания Практические знания Форма контроля
1. Раздел  1. Чудеса в технике вязания крючком и спицами. 72 14 58  
1.1.

Вводное занятие:

— техника пожарной безопасности;

— техника безопасности с инструментами.

2  2

Инструкции:  — по технике пожарной безопасности;

— по технике   безопасности с инструмен тами.

1.2.

Основные элементы:

— вывязывание с одной петли, строение различных столбиков (крючок);

— набор петель, вывязывание различных петель (спицы).

4 1 3

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.3.

«Брелок игрушка»:

— вывязывание и украшение брелка;

— итоговое занятие.

4 30 мин. 3ч. 30мин.

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.5.

«Пенал игрушка»:

— вывязывание донышка и стеночек;

— оформление работы;

— итоговое занятие.

6 1 5

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.6.

«Игрушка львёнок»:

— вывязывание мордочки, ушей и головы;

— оформление гривы;

— вывязывание тела;

— вывязывание задних и передних лап;

— вышивка мордочки;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

 

14 2 12

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.7.

«Цитрусовый десерт»:                   — вывязывание донышка;

— вывязывание стеночек;

— вывязывание крема;

— вывязывание цитрусовых долек;

— украшение изделия;

— доработка изделия;                            — итоговое занятие.

 

 

 

14 2 12

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

 

 

 

 

 

 

1.8.

«Шкатулка»:                                   — вывязывание донышка;

— вывязывание стеночек (спицы);

— вывязывание крышечки;

— вывязывание цветочков;             — украшение поделки;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

14 2 12

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.9.

«Традиционная кукла»:                  — вывязывание головы и шеи;

— вывязывание плеч и тела;

— вывязывание рук и ног;

— вывязывание традиционного платья;

— оформление прически и головного убора;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

14 2 12

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.10. Выставка творческих работ. 2 2 Оценка выставки.
2. Раздел 2.  Девичьи рукоделия. 72 14 58  
2.1.

«Забавная игрушка»:

— вывязывание головы;

— вывязывание тела;

— вывязывание ног и рук;

— доработка изделия;

— украшение поделки.

— итоговое занятие.

12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.2.

«Символ нового года»:                  — вывязывание головы символа нового года;

— вывязывание тела;

— вывязывание ног;

— вывязывание рук;

— сбор деталей в одно целое;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

 

14 2 12

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.3.

«Карандашница тигр»:

— вывязывание донышка;

— замена нити, вывязывание стенок (спицы);

— вывязывание изделия;

— вывязывание частей лица;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

   12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.4.

«Сувенир»:

— вывязывание двух квадратов, замена нити;

— вывязывание прямоугольного узора;

— связывание прямоугольников;

— доработкаизделия;

— итоговое занятие.

10 2 8

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.5.

«Пасхальная композиция»:            — вывязывание корзинки;

— вывязывание пасхи;

— вывязывание яиц;

— вывязывание цветов;

— вывязывание птички;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

14 2 12

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

 

2.6.

«Символы зарницы»:

— изготовление георгиевской ленточки (спицы)

— итоговое занятие.

4 1 3

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.7.

«Талисман сердечко»:

— вывязывание объёмного сердечка, набивка синтепоном;

— итоговое занятие.

4 1 3

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.8. Выставка творческих работ. 2 2 Оценка выставки.
3. Раздел 3. Рукоделия для мастериц. 72 16 56  
3.1.

«Сказочная кукла»:

— вывязывание головы и шеи, плеч;

— вывязывание тела, рук и ног;

— вывязывание костюма;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

10 2 8

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.2.

Панно «Анютины глазки»:

— вывязывание цветов;

— вывязывание листиков;

— изготовление понно;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

10 2 8

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.3.

Игрушки «Сказочные птички»:

— вывязывание разноцветной лепёшки, складывание пополам;

— набивание и обвязка лепёшки;

— оформление птички;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

10 2 8

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.4.

«Дамская сумочка» (спицы):

— набор 38 петель;

— вывязывание по два ряда – желтой, салатовой и зеленой пряжей;

— доработка изделия;

— украшение изделия — изготовление цветов с бисером;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.5.

«С днем победы!»:

— набор 40 петель на спицы;

— вывязывание оранжевой пряжей два ряда;

— вывязывание черной пряжей два ряда;

— доработка изделия;

— украшение изделия;

— итоговое занятие.

12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.6.

«Полицейский дядя Степа»:

— вывязывание фуражки;

— вывязывание головы и шеи;

— вывязывание плеч и тела;

— вывязывание рук;

— вывязывание ног;

— оформление работы;

— итоговое занятие.

14 2 12

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.7. Выставка творческих работ. 2 2  Оценка выставки.
3.8. Итоговое занятие. 2 2 Благодарственные письма, грамоты, дипломы.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Третий год обучения

 

п/н № Наименование разделов и тем Всего часов Теоритические знания Практические знания Форма контроля
1. Раздел  1. Вязанные фантазии. 72 17 55  
1.1.

Вводное занятие:

— тренинг по пожарной безопасности;

— повторение правил пожарной безопасности;

— техника безопасности при работе с инструментами.

2  2

Инструкции:  — по технике пожарной безопасности;

— по технике   безопасности с инструмен тами.

1.2.

Техника вязания крючком и спицами:

— вывязывание с одной петли, строение различных столбиков, вывязывание узоров (крючок);

— набор петель, вывязывание различных петель, вывязывание узоров (спицы).

4 1 3

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.3.

«Брелок царь зверей»:                        — вывязывание и украшение брелка;

— итоговое занятие.

4 1 3

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.4.

Открытка «Анютины глазки»:

— вывязывание и пришивание  цветов к открытке;

— итоговое занятие.

4 1 3

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.5.

«Игольница»:                                      — вывязывание желто-зеленого кактуса;

— украшение оранжевыми цветами;

— итоговое занятие.

6 1 5

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.6.

Цветы «Циннии»:                                — вывязывание цветов и листиков;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

6 1 5

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.7.

«Кошелёк лягушка» (спицы):

— вывязывание головы;

— вывязывание рта;

— вывязывание глаз, вшивание молнии;

— итоговое занятие.

8 2 6

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

 

 

 

1.8.

«Именная косметичка»  (спицы):

— вывязывание прямоугольного полотна;

— доработка изделия;

— оформление поделки;

— вывязывание цепочек для букв;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.9.

«Куклы разных традиций»:               — вывязывание головы, шеи;

— вывязывание плеч, туловища;

— вывязывание ног и рук;

— вывязывание традиционного наряда;

— изготовление прически и аксессуаров;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

14 2 12

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.10.

«Панно орхидея»:

— вывязывание цветочков;

— вывязывание листиков;

— изготовление панно;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

10 2 8

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

1.11. Выставка творческих работ. 2 2 Оценка выставки.
2. Раздел 2.  Моделирование поделок. 72 14 58  
2.1.

«Игрушка амигуруми»:

— вывязывание головы и шеи;

— вывязывание плеч и туловища;

— вывязывание рук и ног;

— сборка деталей и украшение поделки;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.2.

«Символ нового года»:                       — вывязывание головы и шеи;

— вывязывание туловища и плеч;

— вывязывание рук и ног;

— изготовление и введение каркаса;

— сборка в одно целое;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

14 2 12

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.3.

«Карандашница собака» (спицы):

— вывязывание донышка;

— замена нити, вывязывание стенок;

— изготовление изделия;

— вывязывание частей лица;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

   12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.4.

«Подарок на день рождения»:          — вывязывание ободка (спицы);

— вывязывание подарка;

— доработка изделия;                           — украшение изделия;

— итоговое занятие.

10 2 8

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.5.

«Пасхальная сказка»:                         — вывязывание церкви;

— доработка изделия;

— вывязывание пасхи;

— украшение изделия;

— вывязывание яиц и вербы;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

14 2 12

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.6.

«Символы зарницы»:

— вывязывание и украшение солнышка;

— итоговое занятие.

4 1 3

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.7.

«Оберег сердечки»:

— вывязывание маленьких объёмных сердечек, формирование оберега;

— итоговое занятие.

4 1 3

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

2.8. Выставка творческих работ. 2 2 Оценка выставки.
3. Раздел 3. Универсальное  хобби. 72 16 56  
3.1.

«Мультяшная куколка» (спицы): — вывязывание головы, шеи и плеч;

— вывязывание тела, рук и ног;

— набивка и сборка;

— украшение изделия;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.2.

Аппликация «Бабочки»:

— вывязывание бабочек;

— вывязывание цветочков;

— изготовление картины;

— итоговое занятие.

8 2 6

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.3.

«Игрушка марионетка»:

— вывязывание головы;

— вывязывание тела и стоп;

— изготовление спиральных рук и ног;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

10 2 8

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.4.

«Сумочка в стиле пэчворк»:

— вывязывание разноцветных квадратов;

— вывязывание и связывание квадратов;

— вывязывание цветочков;

— украшение изделия;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

12 2 10

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.5.

«С днем победы!»:

— вывязывание танка (спицы);

— вывязывание кабины;

— вывязывание гусениц:

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

10 2 8

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.6.

«Полицейский дядя Степа»:

— вывязывание машины»                                    — доработка изделия;

— вывязывание светофора;

— вывязывание пешеходного перехода;

— вывязывание дяди Степы;

— сборка и оформление работы;

— доработка изделия;

— итоговое занятие.

16 2 14

Наблюдение,

опрос, контрольное задание.

3.7. Выставка творческих работ. 2 2 Оценка выставки.
3.8. Итоговое занятие. 2 2 Благодарственные письма, грамоты, дипломы.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Основные понятия курса.                                            

Программа «Декоративное вязание крючком и спицами» является прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком и спицами. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире.

При помощи ниток,  крючка и спиц  можно создать большое множество декоративных изделий, например: браслеты, салфетки, игрушки, игольницы, цветы, куклы, вазочки, карандашницы, панно и мн.др.

Вязание  способствует развитию художественного вкуса, трудовой и творческой активности, усидчивости, коллективизма и взаимопомощи, вооружает навыками общественно-полезного труда. Так же вязание имеет меж предметные связи с экономикой, природоведением, биологией, физикой, химией, музыкой. При выполнении схем для вязания, эскизов изделий, работы над орнаментом (узор), определении плотно­сти вязания, расчёта петель применяются знания из областей черчения, рисования, мате­матики.

Основные разделы программы:         

Первый год обучения.

Вводное занятие.Беседа «Знакомство с планом на год». Правила поведения учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Беседа «История вязания крючком», «История возникновения вязания спицами». Виды материалов и инструментов. Сказка «Богиня ремесел».

Теоритическая часть. Беседа «Основные элементы». Демонстрация готового образца. Показ последовательности изготовления поделки. Техника безопасности с инструментами и материалами. (инструменты – крючок, спицы, ножницы, иголки, булавки)

Понятие «Вязание крючком» — это процесс ручного изготовления изделий из ниток с помощью крючка. Вязальный крючок состоит из головки, носика, шейки, перекладины и ручки. Понятие «Вязание спицами» — это процесс ручного изготовления изделий из ниток с помощью двух спиц. Спицы обычно длинные с заострённым концом, однако не таким острым, как у швейной иглы. На спице держатся рабочие (незакрытые) петли вязаного полотна, это препятствует их распусканию. Острый конец спицы используется для формирования новых петель.

Практическая часть — включают в себя индивидуальные, коллективные, групповые, парные формы работы благодаря которым дети учатся сотрудничать в труде и помогают решать трудовые проблемы сообща.

—  Изучать: «Основные элементы»: вывязывание с одной петли, цепочка из воздушных петель, строение различных столбиков (полустолбик, столбик без никида).

—  Выполнять техники вязания крючком: «Тамбурное вязание», «Кружевное вязание», «Филейное вязание», «Ажурное вязание».

Программа построена “от простого к сложному” в ней рассматриваются различные методики выполнения изделий с помощью пряжи и крючка в исполнении самых разнообразных узоров: «Плотный», «Сетка», «Многоцветный», «Рельефный».                                                        

В программе используются новые техники вязания спицами: «Простая»,  «Ажурная». Используются различные методики выполнения изделий с помощью пряжи и спиц в исполнении самых разнообразных узоров: «Чулочный», «Платочный».                                                             Второй год обучения.

Вводное занятие. Беседа «Знакомство с планом на год». Правила поведения учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Беседа «История вязанных игрушек». Виды материалов и инструментов. Сказка «Вязанное царство». Теоритическая часть. Беседа «Основные элементы». Демонстрация готового образца. Показ последовательности изготовления поделки. Основные приёмы. Техника безопасности с инструментами и материалами. (инструменты – крючок, спицы, ножницы, иголки, булавки)

Практическая часть — включают в себя индивидуальные, коллективные, групповые, парные формы работы, благодаря которым дети учатся сотрудничать в труде и помогают решать трудовые проблемы сообща.  

—  Изучать: «Основные элементы»: вывязывание с одной петли, цепочка из воздушных петель; строение различных столбиков (полустолбик, столбик без никида, полустолбик с накидом, столбик с двумя накидами).

—  Выполнять техники вязания крючком: «Тамбурное вязание», «Кружевное вязание», «Филейное вязание», «Ажурное вязание»,  «Брюссельские кружева»,  «Ирландские кружева», Гипюровое вязание».

—  Исполнять самые разнообразные узоры: «Плотный», «Сетка», «Многоцветный», «Рельефный», «Мотивный», «Цветочный», «Пико», «Спираль», «Блинчик», «Шар».

В программе используются новые техники вязания спицами: «Простая»,  «Ажурная», «Жаккардовая». Используются различные методики выполнения изделий с помощью пряжи и спиц в исполнении самых разнообразных узоров: «Чулочный», «Платочный», «Штриховой», «Резинка», «Многоцветный».     

Третий год обучения.

Вводное занятие.        Беседа «Знакомство с планом на год». Правила поведения учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Беседа «История русских традиций». Виды материалов и инструментов. Сказка «Пальчиковый театр».

Теоретическая часть. Беседа «Основные элементы». Демонстрация готового образца. Показ последовательности изготовления поделки. Основные приёмы. Техника безопасности с инструментами и материалами. (инструменты – крючок, спицы, ножницы, иголки, булавки)

Практическая часть — включают в себя индивидуальные, коллективные, групповые, парные формы работы, благодаря которым дети учатся сотрудничать в труде и помогают решать трудовые проблемы сообща.  

—  Изучать: «Основные элементы»: вывязывание с одной петли, цепочка из воздушных петель; строение различных столбиков (выпуклый столбик, вогнутый столбик, пышный столбик, шишечка, листик).

—  Выполнять техники вязания крючком: «Тамбурное вязание», «Кружевное вязание», «Филейное вязание», «Ажурное вязание»,  «Брюссельские кружева»,  «Ирландские кружева», Гипюровое вязание». «Аппликация», «Вязание с бисером», «Вязание на проволочной основе».

—  Исполнять самые разнообразные узоры: «Плотный», «Сетка», «Многоцветный», «Рельефный», «Мотивный», «Цветочный», «Пико», «Спираль», «Блинчик», «Шар», «Волны», «Зигзаги», «Листики», «Шишечки», «Резинка», «Шах мотка».

В программе используются новые техники вязания спицами: «Простая»,  «Ажурная», «Жаккардовая», «Фантазийная».

Программа построена “от простого к сложному” в ней рассматриваются различные методики выполнения изделий с помощью пряжи и спиц в исполнении самых разнообразных узоров: «Чулочный», «Платочный»,  «Штриховой», «Резинка», «Многоцветный»,  «Клетка», «Сетчатый», «Плетёнка».

Образное и пространственное мышление, художественно-эстетический вкус. Все это необходимо современному ребёнку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из игрушек, композиций и картин ребёнок готовится стать творческой личность и идти в ногу со временем.

III.    ОРГАНИЗАЦИОННО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

 УСЛОВИЯ И ФОРМЫ  АТТЕСТАЦИИ

 

         3.1. Методическое обеспечение программы:

Методы и формы обучения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся на занятии:
1. Метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:

а)  метод словесной передачи информации и слухового восприятия   информации (рассказ, беседа, диалог);

б)  методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (репродукция, иллюстрация, демонстрация образца, наблюдение);

в)  методы передачи информации с помощью практической деятельности с осязаемым и зрительным восприятием (практические упражнения, анализ схемы, игра, трудовая деятельность).

2. Методы стимулирования и мотивации учащихся:

а)  эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха);

б)  познавательные (выполнение творческого задания);

в)  волевые (предъявление учебных требований, создание ситуации взаимопомощи, прогнозирование будущей деятельности, демонстрация заинтересованности результатами своей работы, работы ученика-выставка).

  1. Методы контроля и самоконтроля: а)  устные (индивидуальный опрос, фронтальный опрос – опрос всех обучающихся, тест);
  2. б)  обобщение и систематизация знаний (выработка системы знаний путём опроса обучающихся);
  3. в)  самоконтроль (по образцу).
  4. 4. Формы организации работы на занятии:
  5. а)  фронтальная (работа со всеми учащимися), индивидуальная (работа с каждым учащимся), групповая (несколько групп), парная (работа по два учащегося).
  6. 5. Метод здоровье сберегающей технологии:
  7. а) физкультурная минутка.
  8. Основные разделы программы:

1 год обучения.

Раздел  1. Декоративное искусство вязание крючком.

Раздел  2. Художественное вязание.

Раздел  3. Рукоделия для любителей.

2 год обучения.

Раздел  1. Чудеса в технике вязания крючком и спицами.

Раздел  2. Девичьи рукоделия.

Раздел  3. Рукоделия для мастериц.

3 год обучения.

Раздел  1. Вязаные фантазии.

Раздел  2. Моделирование поделок.

Раздел  3. Универсальное хобби.

3.2. Условия реализации программы:

—  материально-техническое: наличие учебного кабинета, материалов  и инструментов для вязания (разноцветная пряжа, крючки, спицы, ножницы, иголки, булавки)

Методическое обеспечение программы.

При организации учебного процесса используются основные принципы:

—   учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной работы;

—   обеспечение последовательности развития (углубление и расширение курса);

—   наглядность, доступность;

—   включение детей в активную творческую деятельность;

—   сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

—   опора на чувственно-эмоциональную сферу ребёнка.

Условиями построения педагогического процесса являются:

—   вовлечение детей не только в производящую, но и творчески преобразующуюся деятельность, дающую возможность самовыражения личности;

—   использование только положительной мотивации детей на осознанное овладение знаний и умений;

—   использование разных стимулов: деятельно-практических (соревнование конкурсов); словесно-деятельных (эмоционально-разнообразный, проблемно-поисковый, общественно-оценочный).

Программа предоставляет обучающимся свободу для художественного творчества и для решения общих учебных задач. Постепенно способствовать детей к целенаправленной творческой деятельности становится критерием их  развития.

Художественная деятельность на занятиях имеет разные формы выражения:

—   декоративная работа;

—   обсуждение работ товарищей, результатом собственного опыта;

—   подбор иллюстративного материала;

—   сбор необходимых материалов для работы.

Программа предусматривает вариативные формы работы с детьми:

  1. фронтальная (подача учебного материала всему коллективу);
  2. групповая (материал даётся группе учащихся);
  3. индивидуальная (предлагается оказание помощи каждому из учащихся со стороны педагога).

Дидактический материал.

Дидактический материал (тест) выдается для закрепления пройденной темы.

         Раздаточный материал.                                                                               

Разноцветная пряжа, корзинки, крючки, спицы, ножницы.

Кадровое обеспечение.       

Педагог дополнительного образования, прошла:

— дистанционные курсы повышения квалификации в Томском Государственном Педагогическом Университете по теме «Электронное портфолио», «Создание сайта в системе Jimdo» (108 часов).

— профессиональную переподготовку по программе «Педагогическое образование: изобразительное и декоративно-прикладное искусство в учреждениях дополнительного образования ( 520) часов.

         3.3. Используемая литература.

  1. Ерёменко Т.И. Вязание крючком. Москва. МВМ «Внешторгиздат». 1991. – 90 с.
  2. Жадько Е.С. Посиделки с рукоделием. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2005. – 110 с.
  3. Зуевская Е.В. Декоративные цветы. Москва. «Контент». 2013. – 32 с.
  4. Кристанини Д.А. Цветы. Москва. «Контент». 2006. – 79 с.
  5. Крицкая Т.А. Золотая коллекция вязания крючком. Ростов-на Дону. «Феникс». 2004. – 90 с.
  6. Ковальчук С.В. Вязание для гурманов. Ростов-на Дону. 2015. – 63 с.
  7. Ковпак Н.Д. Цветы. Москва. «Культура и традиции». 2005. 72 с.
  8. Корженевский А.А. Сумочки и рюкзачки. Москва. «Мой мир». 2005.
  9. – 95 с.
  10. Семёнова Л.Н. Вяжем с бисером. Ростов-на Дону. «Феникс». 2006.
  11. – 257 с.
  12. Слижен С.В. Амигуруми. Москва. «Эксмо». 2014. – 62 с.
  13. Тарасенко С.Ф. Вязаная игрушка. Москва. ЗАО «Контент». 2006.
  14. – 92 с.

Литература для учащихся.

  1. Дорохов А.В. Как себя вести. Москва. «Векта». 1979. – 60 с.
  2. Дорохов А.В. Это стоит запомнить. Москва. «Векта». 1982. – 85 с.
  3. Жданова И.К. Сказки. Москва. «Векта». 1989. – 100 с.
  4. Жуховицкий Л.В. Я ищу друга. Москва. «Векта». 1979. – 89 с.
  5. Осталовская А.А. А да, так делать не надо. Москва. «Векта». 1987. -68 с.