Положение качества образования

Приложение 2

Утверждено

приказом МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка

от 26.08.2019 года № 119/1-А

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Чугуевка

 

  1. Общие положения

1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Чугуевка (далее – Положение) устанавливает единые требования при реализации внутренней системы оценки качества дополнительного образования (далее – ВСОКО) на уровне муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» с. Чугуевка (далее – ДЮЦ).

1.2. Практическое осуществление ВСОКО строится в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ДЮЦ, законодательными актами Российской Федерации, Приморского края, муниципального образования, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.

1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников ДЮЦ, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.

1.4. В настоящем Положении используются следующие термины:

  • качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;
  • оценка качества дополнительного образования детей – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования;
  • внутренняя система оценки качества дополнительного образования детей – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления учреждением, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования;
  • экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.

1.5. Положение о ВСОКО, а также дополнения и изменения к ней утверждаются приказом директора ДЮЦ.

  1. Основные цели, задачи и принципы функционирования ВСОКО

2.1. Основные функции ВСОКО:

  • удовлетворение потребности в получении качественного дополнительного образования со стороны всех субъектов дополнительного образования детей;
  • аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания учащихся;
  • экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития образовательного учреждения;
  • информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества дополнительного образования детей обеспечение внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, работодатели, представители общественных организаций и СМИ, родители, широкая общественность) информацией о развитии образования в учреждении, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей.

2.2. Целью ВСОКО является получение объективной информации о состоянии качества дополнительного образования детей, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.

2.3. Основными задачами ВСОКО являются:

  • формирование единого понимания критериев дополнительного образования и подходов к его измерению;
  • информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга системы дополнительного образования в ДЮЦ;
  • разработка единой информационно-технологической базы системы оценки качества дополнительного образования;
  • определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;
  • выявление факторов, влияющих на повышение качества дополнительного образования;
  • повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к лицензированию образовательного учреждения, аттестации педагогов, индивидуальных достижений обучающихся;
  • реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества дополнительного образования.

2.4. В основу внутренней системы оценки качества образования положены принципы:

  • реалистичности требований, норм и показателей качества дополнительного образования детей, их социальной и личностной значимости;
  • открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
  • инструментальности и технологичности используемых показателей с учетом запросов разных потребителей образовательных услуг, минимизации их количества;
  • учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
  • доступности информации о состоянии и качестве образования для потребителей;
  • повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога.
  1. Составляющие внутренней системы оценки качества дополнительного образования детей

3.1. Оценка качества дополнительного образования детей осуществляется посредством:

  • системы внутреннего контроля;
  • общественной экспертизы качества дополнительного образования детей, организуемой силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов, родителей учащихся;
  • профессиональной экспертизы качества дополнительного образования детей, организуемой профессиональным образовательным сообществом по заявке образовательного учреждения (внешний аудит).

3.2. Организационная структура ВСОКО, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образования детей и интерпретацией полученных результатов включает администрацию ДЮЦ, методическое объединение, педагогический совет, аттестационные и экспертные комиссии.

3.2.1. Администрация ДЮЦ (директор и его заместитель) формируют концептуальные подходы к оценке качества дополнительного образования детей, обеспечивают реализацию процедур контроля и оценки качества образования, координируют работу различных структур, деятельность которых связана с вопросами оценки качества образования, определяют состояние и тенденции развития образовательного учреждения, принимают управленческие решения по совершенствованию качества дополнительного образования детей.

3.2.2. Методическое объединения педагогов дополнительного образования обеспечивает помощь отдельным педагогам в формировании собственных систем оценки качества обучения и воспитания, проводят экспертизу индивидуальных систем оценки качества дополнительного образования детей, используемых педагогами.

3.2.3. Аттестационные и экспертные комиссии участвуют в оценке продуктивности и профессионализма педагогов в первом направлении их аттестации.

3.3. Согласованная работа всех организационных структур ВСОКО позволяет обеспечить внутренний стандарт качества дополнительного образования детей.

3.3.1. Внутренний стандарт качества дополнительного образования детей соотносится:

  • с общероссийскими и региональными тенденциями развития образования;
  • с общероссийскими и региональными стандартами и образцами качества дополнительного образования детей;
  • с общероссийскими и региональными стандартами содержания и структуры образования;
  • с общероссийскими и региональными процедурами, инструментами, индикаторами, средствами контроля качества дополнительного образования детей.

3.3.2. Внутренний стандарт качества дополнительного образования детей включает:

  • обоснованность целей, ценностей и содержания дополнительного образования детей;
  • качество материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  • качество общеобразовательных общеразвивающих программ и используемых образовательных технологий;
  • качество освоения каждым обучающимся содержания общеобразовательных общеразвивающих программ;
  • уровень творческих и спортивных достижений обучающихся;
  • личностный рост обучающихся;
  • обеспечение безопасности и здоровья обучающихся;
  • обеспечение психологичного комфорта в творческих и спортивных объединениях и в учреждении в целом;
  • обеспечение индивидуального подхода к обучающимся, имеющим специфические образовательные потребности;
  • высокую квалификацию педагогов (подтверждаемую в ходе аттестации).
  1. Организация и технология внутренней оценки качества дополнительного образования детей

4.1. Оценка качества дополнительного образования детей в ДЮЦ, включает инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования и вариативную составляющую. Содержание, технологии диагностики и информация о качестве образования в ее инвариантной части определяется учредителем и вышестоящими органами управления образованием. Вариативная составляющая оценки качества дополнительного образования детей определяется приоритетами развития образования на уровне ДЮЦ, специальными потребностями субъектов ВСОКО и особенностями используемых оценочных процедур.

4.2. Объектами ВСОКО являются учебные, внеучебные, личностные достижения обучающегося, профессиональная деятельность педагогов и администрации, общеобразовательные общеразвивающие программы и условия их реализации.

4.3. ВСОКО включает систему сбора и первичной обработки данных, систему анализа и оценки качества дополнительного образования детей, систему обеспечения статистической и аналитической информацией всех субъектов дополнительного образования.

4.4. Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки качества дополнительного образования детей:

  • мониторингом образовательных достижений учащихся;
  • анализом творческих достижений;
  • результатами аттестации педагогических и руководящих работников;
  • результатами паспортизации учебных кабинетов;
  • результатами ежегодного самоанализа и самоанализа в процессе прохождения процедуры лицензирования;
  • результатами статистических (проведенных по инициативе администрации и общественных органов управления центром) и социологических исследований;
  • системой внутрицентровского контроля;
  • системой внутрицентровского скрининга психологического комфорта;
  • иными психолого-педагогическими и социологическими исследованиями, проведенными по инициативе субъектов образовательного процесса.

4.5. Критериями оценки качества дополнительного образования детей в ДЮЦ являются:

  • доступность дополнительного образования;
  • успешность освоения обучающимися общеобразовательных общеразвивающих программ;
  • эффективность использования материально-технического обеспечения;
  • результативность воспитательной работы;
  • безопасность образовательного пространства;
  • уровень кадрового потенциала;
  • степень открытости системы образования.

Объекты оценочной деятельности, формы представления результатов оценивания, а также показатели и индикаторы качества устанавливаются в программе оценки качества дополнительного образования детей.

4.6. Оценка качества дополнительного образования детей осуществляется на основе существующей системы показателей и индикаторов, характеризующих основные аспекты качества дополнительного образования детей (качество результата, качество условий и качество процесса). Конкретные методы оценки качества дополнительного образования детей представлены в Приложении.

4.7. Итоги внутренней оценки качества дополнительного образования детей ежегодно размещаются на сайте образовательного учреждения в Интернете. Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц.

  1. Общественная и профессиональная экспертиза качества дополнительного образования детей

5.1. ВСОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.

5.2. ВСОКО обеспечивает реализацию прав родительской общественности и профессиональных сообществ, организаций и общественных объединений по включению в процесс оценки качества дополнительного образования детей в ДЮЦ.

5.3 Общественная экспертиза качества дополнительного образования детей обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования социальным ожиданиям и интересам общества и развитие механизмов независимой экспертизы качества образования.

5.4. Основными объектами общественной экспертизы качества дополнительного образования детей выступают:

  • внеучебные достижения обучающихся (на основе обобщенных результатов);
  • общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития обучающихся;
  • условия, созданные в образовательном учреждении в целях сохранения и укрепления психического, психологического и физического здоровья обучающихся;
  • эффективность управления образовательным учреждением, в том числе — в финансовоэкономической сфере.

5.5. Профессиональная экспертиза качества дополнительного образования детей обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования современным тенденциям развития образования и формирование специального инструментария для диагностики индивидуальных достижений обучающихся.

5.6. Основными объектами профессиональной экспертизы качества дополнительного образования детей выступают:

  • качество образовательных программ;
  • уровень развития психических функций обучающихся по результатам профессионально-психологических исследований (в обобщенном виде);
  • результаты тестов, опросников и т.п., полученные в ходе педагогического, психологического и социально-педагогического тестирований;
  • условия, созданные для реализации общеобразовательных общеразвивающих программ, реализации индивидуальных запросов обучающихся, там, где для их анализа требуются специальные педагогические или психологические знания.

5.8. Доведение до общественности информации о результатах профессиональной оценки качества дополнительного образования детей осуществляется посредством публикаций, публичных и аналитических докладов о состоянии качества дополнительного образования детей, на сайте учреждения в Интернете.

 

 

Приложение

к Положению о внутренней системе

оценки качества образования

МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка

 

Регламент оценки качества образования МБУ ДО ДЮЦ с. Чугуевка

Критерий качества Показатель Объект оценки Индикаторы Метод оценки Формы предъявления результатов
Доступность дополнительного образования. Сохранность контингента. Система работы по сохранности контингента обучающихся, журналы. Сохранность контингента обучающихся в течение года не менее 100%. Анализ документации. Аналитические справки, отчеты.
Создание дополнительных общеразвивающих программ по разным направлениям. Дополнительные общеразвивающие программы, учебный план. Не менее 1 дополнительной общеобразовательной программы по каждой из направленностей. Анализ документации. Аналитические справки, отчеты.
Создание ДОП для разных возрастов. Дополнительные общеобразовательные программы. Наличие программ для дошкольников, начальной школы, школьников средней ступени и старшеклассников. Анализ документации. Аналитические справки, отчеты.
Успешность освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Достижение обучающимися высоких показателей уровня освоения программного материала. Результаты промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Положительная динамика в сравнении с предыдущим периодом. Анализ протоколов промежуточной и итоговой аттестации. Аналитические справки, отчеты.
Полнота реализации дополнительных образовательных программ. Дополнительные образовательные программы, журналы, календарно-тематическое планирование. Не менее 99%. Анализ документации. Аналитические справки, отчеты.
Количество обучающихся, принявших участие в творческих конкурсах, соревнованиях, выставках, фестивалях, конференциях и т. д. Грамоты, дипломы, свидетельства, приказы. Положительная динамика в сравнении с предыдущим периодом. Анализ документации. Аналитические справки, отчеты.
Результативность участия обучающихся в творческих конкурсах, выставках, фестивалях, конференциях и т. д. Грамоты, дипломы, свидетельства, приказы. Положительная динамика в сравнении с предыдущим периодом. Анализ документации. Аналитические справки, отчеты.
Индивидуальные общеобразовательные маршруты для одаренных детей и детей с ОВЗ Программы, учебные планы, результативность (творческий, физический и личностный рост). Положительная динамика. Анализ документации. Аналитические справки, отчеты.
Эффективность использования материально-технического обеспечения. Использование вычислительной техники и современных технических средств в учебном процессе. Программа информатизации ОУ, оснащенность кабинетов компьютерной техникой. Соблюдение графика выполнения мероприятий по программе информатизации ОУ. Анализ документации. Аналитические справки, отчеты.
Создание условий для работы обучающихся в Интернет. Учебный план. Количество обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам с использованием ресурсов Интернет. Анализ документации. Аналитические справки, отчеты.
Результативность воспитательной работы. Вовлеченность обучающихся в годовой цикл воспитательных мероприятий. Журналы. Количество обучающихся, принявших участие в цикле воспитательных мероприятий. Анализ документации. Аналитические справки, отчет.
Эффективность сетевого взаимодействия с учреждениями района, края. Программа социального заказа на проведение праздничных и спортивных мероприятий. Количество обучающихся, принявших участие в развлекательных и спортивных мероприятиях. Анализ документации. Аналитические справки, отчет.
Результативная деятельность по формированию патриотической, нравственной и других характеристик личности. Воспитательная система, мероприятия гражданско-патриотической направленности. Количество обучающихся, принявших участие в мероприятиях гражданско-патриотической направленности. Количество обучающихся, победителей конкурсов гражданско-патриотической направленности. Грамоты, дипломы. Прирост личностных характеристик. Анализ документации. Аналитические справки, отчет.
Безопасность образовательного пространства. Создание безопасных и комфортных условий для обучающихся и сотрудников. Программа комплексной безопасности, план ГО и ЧС. Выполнение мероприятий по комплексной безопасности в соответствии с программой, проведение тренировочных эвакуаций. Анализ документации. Аналитические справки, отчет.
Соответствие учебных кабинетов нормам САНПиН, нормам противопожарной безопасности. Лицензия, паспорта кабинетов, инструкции по ТБ и охране труда. Наличие паспортов кабинетов, инструкций по ТБ и охране труда. Осмотр кабинетов, анализ документации. Аналитические справки, отчеты, приказы.
Создание безопасных условий для работы обучающихся в Интернет. Правила работы обучающихся в сети Интернет, журнал учета работы обучающихся в сети Интернет. Ведение журнала учета работы обучающихся в сети Интернет, журнала проведения инструктажей по безопасному поведению в сети Интернет. Анализ документации. Аналитические справки, отчеты.
Уровень кадрового потенциала. Результативность аттестации педагогов. Выполнение плана по аттестации педагогических работников, своевременность подачи документов и правильность их заполнения. Более 50% педагогов, аттестованных на высшую и первую квалификационные категории. Анализ документации. Аналитические справки, отчеты.
Курсовая подготовка педагогических и руководящих работников. Своевременность подачи заявок для прохождения курсов повышения квалификации. Своевременность прохождения курсов повышения квалификации педагогическими и руководящими работниками. Анализ документации. Аналитические справки, отчеты.
Методическая работа педагогов. Методическая продукция педагогов дополнительного образования. Создание и апробация собственных методических и дидактических разработок, учебных пособий, применяемых в образовательном процессе. Анализ документации. Аналитические справки, отчеты.
Обобщение педагогического опыта. Результаты участия в конкурсах педагогического мастерства, конкурсах и фестивалях методических материалов. Количество педагогов, участвующих в конкурсах педагогического мастерства, конкурсах и фестивалях методических материалов. Анализ документации. Аналитические справки, отчеты.
Степень открытости системы образования. Наличие органов государственно-общественного управления. Вовлечение родителей и общественности в управление образовательным учреждением. Периодичность заседаний органов государственно-общественного управления. Анализ документации. Аналитические справки, отчеты.
  Доступность информации о целях, задачах, направлениях и результатах работы учреждения. Информация, размещенная на сайте учреждения, информационных стендах. Размещение самоанализа о работе учреждения, основных сведений на сайте учреждения, информационных стендах. Анализ документации. Аналитические справки, отчеты.