Презентация опыта Калинина Т. В.

Муниципальное бюджетное  учреждение

дополнительного образования «Детско – юношеский центр»

с. Чугуевка

 

Номинация: «Дополнительное образование – опыт и перспективы»

Презентация педагогического опыта

 

 

Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся в процессе

занятий декоративно-прикладной деятельностью

в творческом объединении «Мастерская фантазий»»

 

 

Педагог дополнительного образования

                   Калинина Татьяна Викторовна

творческое объединение «Мастерская фантазий»

 

с. Чугуевка

2018 г.

  1. I. ВВЕДЕНИЕ

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее, и это требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Одним из основных заданий образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт требует создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач в системе дополнительного образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на изменения происходящие в общественной, научной и культурной жизни; готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных, неординарных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации.

Одной из основ развития творческих способностей детей является декоративно-прикладное творчество.  Декоративно-прикладное творчество, как никакой другой вид учебно-творческой деятельности детей, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса, вооружать учащихся художественными знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

В наши дни декоративно-прикладное творчество переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать творческие способности.

Декоративно-прикладное творчество наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека. Именно поэтому оно играет большую роль в воспитании детей, так как способствует развитию творческих способностей и имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда нашего народа, культуры человеческих отношений в целом.

Декоративно-прикладная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности для обучающихся. Приобретая практические умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества, они получают возможность раскрыть  свой внутренний мир, проявить и реализовать свои творческие способности, развить мелкую моторику рук, воображение, фантазию, внимание, а так же формировать  навыки работы с различными материалами и инструментами.  Это удовлетворяет  потребность обучающихся в созидании,  реализации желания создавать нечто новое своими силами. Погрузившись в сказочный мир или в культурную и историческую атмосферу какой-либо страны, дети при помощи педагога  своими руками создают поделки в различных техниках декоративно-прикладного творчества: айрис фолдинг,  гофротрубочки, бумагопластика, скрапбукинг, аппликация из ткани, природных материалов, моделирование, квиллинг, изонить, макетирование, лоскутная пластика, кружевоплетение, декупаж, фильцевание, пэчворк, артишок, канзаши.

На занятиях по декоративно-прикладному творчеству у учащихся пробуждается вера в свои творческие способности, в неповторимость своей индивидуальности, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

  1. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная и всегда актуальная. В каждом ребенке природой заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Педагог, как никто другой, способен помочь ребенку стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

Именно дополнительное образование дает ребенку возможность      развить творческие способности, приобрести дополнительные знания, умения и навыки. Роль дополнительного образования нельзя недооценивать. С ранних лет ребенок учится планировать свое время. Этот навык, с течением времени, будет оттачиваться и войдет с ним во взрослую жизнь.  Круг общения становится шире. Данный факт влияет на коммуникативные навыки. Помимо этого, в учреждениях дополнительного образования ребенок находит близких по духу и увлечениям друзей.   В результате знания, умения и навыки, приобретенные в учреждениях дополнительного образования, формируют у ребенка расширенный кругозор и активную жизненную позицию.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности ребёнка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий,  Б. В. Асафьев, Н.Л. Брюсова.

Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Наиболее существенными педагогическими условиями для развития творческой активности детей, по мнению современных исследователей, являются:

—   изменение характера деятельности;

—   атмосфера доброжелательности;

—   сформированность коллектива.

Изучив статьи в периодической печати, проанализировав опыт работы Н.В. Ширшина, Н.В. Кленова, Л. И. Боровикова пришла к выводу, что на занятиях декоративно-прикладного творчества применяются в основном традиционные техники и не достаточно широко используется нетрадиционные виды.

Работая педагогом дополнительного образования, пришла к выводу, что именно применение  нетрадиционных видов декоративно-прикладного творчества на занятиях  развивают творческие способности обучающихся, раскрывают неповторимую индивидуальность, воспитывают художественный вкус и познавательную активность детей, учат их работать коллективно, прислушиваться к мнению своих товарищей, помогать друг другу, находить общие решения,

Для развития творческих способностей  обучающихся необходимо создавать соответствующие условия: раннее начало, создание специальной обстановки и атмосферы свободного и радостного творчества, разнообразия творческой деятельности и умелое руководство.

Таким примером является реализация разработанной мною дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская фантазий».

В настоящее время существует множество техник декоративно-прикладного творчества,  очень увлекательных, интересных и простых. Именно они легли в основу разработки   общеобразовательной программы объединения  «Мастерская фантазий». Но самой интересной и яркой является деятельность на занятиях модулей: «Выпиливание лобзиком», «Бумагопластика», «Джутовая филигрань».

Цель программы   заключается в «…вовлечении  обучающихся  в активную творческую деятельность».

Одна из задач которой:
— развитие у обучающихся внимания к их творческим способностям и закрепление его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Педагогическая целесообразность  составленной мной программы дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.  Она предусматривает создание образовательного пространства, которое поможет ребёнку адаптироваться в сегодняшнем дне, попробовать себя в разных видах деятельности в работе с различным материалом, овладевая приемами работы с ним.

Работа над развитием творческих способностей детей воспитывает гармонически развитого человека, умеющего творчески относиться к любому делу. Поэтому процесс обучения творчеству в объединении строится так, чтобы каждый ребенок мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Для этого в программу обучения вводиться много разных технологий работы с различными материалами. Для того чтобы из задатков развивались способности, самой по себе деятельности, пусть самой развивающейся, совершенно не достаточно. Необходимо чтобы ребенок получил радость от самого процесса, а не только от его результата. С. П. Рубинштейн говорил:  «Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком.»   Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется.

Обучая детей творчеству, мы не только даём детям знания, умения и навыки, но и создаём условия для успешного обучения, для сохранения и приумножения художественных ценностей, для формирования нравственно здоровой личности ребёнка, совершенствуя свой педагогический опыт, используя разнообразные инновации.

Каждый ребенок уникален, и работа с ним – индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий.

Творческие способности   обучающихся развиваются только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Это развивает волю, укрепляет внимание и память, воспитывает нравственно-волевые качества, стимулирует развитие мышления ребёнка.

Для того чтобы богатый творческий потенциал учащихся мог развиваться, нужно ввести ребенка в настоящую творческую деятельность, именно в ней, рождаются и развиваются способности. Обучающиеся тогда переживают  по-настоящему  радость труда, когда они своими руками создают красивые изделия.   Воплощая свои замыслы в конкретное изделие, они, преодолевая трудности, убеждаются в своих возможностях.

В процессе создания предметов декоративно-прикладного творчество у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного творчества в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д.  Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».

Такая последовательность работы повышает творческий потенциал и познавательный интерес ребёнка, позволяет ему экспериментировать, вносить новшества, тем самым достигать успеха.

Это и есть основная цель моей работы:  создание условий для развития творческих  способностей у обучающихся через виды декоративно-прикладного творчества.

Поставленная цель раскрывается в задачах:

— ознакомить обучающихся с нетрадиционными видами декоративно-прикладного творчества, их ролью в жизни общества;

— использовать потенциал инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей и познавательного интереса учащихся;

— развивать творческие способности учащихся в процессе включения их в различные виды декоративно-прикладного творчества;

— развивать личность учащихся в процессе организации деятельности каждого ребенка, поддерживая его индивидуальность.

Основной формой организации образовательного процесса в объединении является  учебное занятие. Главное в моей работе с детьми на занятиях – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их обобщение.  Поэтому в объединении использую систему работы малых групп, где выступаю в роли консультанта.         Совместная деятельность строится на творческой основе и межличностном общении. Это помогает развивать в детях творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность.

Во время проведения занятий я даю каждому ребёнку возможность проявить свои умения, показать неповторимость своего изделия и технику его выполнения, активизируя при этом развитие индивидуальных способностей детей.

Обучение построено на основе технологий:

—  личностно-ориентированного развивающего обучения;

—  индивидуализации  обучения;

— коллективной творческой деятельности;

—  исследовательского (проблемного)  обучения.

Обучение проходит от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

В целях  приобщения обучающихся к творчеству,  я смоделировала компоненты   творческой деятельности.  На мой взгляд, они способствуют развитию творческих способностей детей,  помогают привить  им  художественный вкус,  побуждают строить жизнь по законам красоты.

Организуя творческую деятельность обучающихся, считаю, что основным принципом творческой деятельности  является  добровольность, поэтому содержание занятий, проводимых мною,  отвечают индивидуальным устремлениям обучающихся.

Стараюсь  уделять больше внимания применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Разнообразие приёмов, способов, средств делает образовательный процесс увлекательным, развивает свободу деятельности, воображение и фантазию.

Используемые мною общедидактические принципы:

— научность; — систематичность; — последовательность; — доступность; — наглядность;

— активность; — индивидуальный подход;

методы:

— по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические;

— по форме взаимодействия: индивидуальные, групповые;

— по приоритету средств: визуальные, вербальные, компьютерные;

— самые разнообразные  педагогические  приемы (сопереживание (эмпатия), одобрение, поощрение, похвала, создание ситуаций успеха и др.)  позволяют ребенку другими глазами взглянуть на окружающий мир, приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит его, уведёт в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом в свободное от работы время.

Для успешного развития творческих способностей учащихся

— работаю над развитием способностей, склонностей, интереса каждого учащихся с учетом их возможностей;

— обучаю приемам осознанного решения различных творческих задач;

— развиваю познавательный интерес;

— направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность;

— направляю практическую деятельность учащихся на индивидуализацию, оригинальность, неповторимость их изделий или фрагментов общей работы.

Создание творческой атмосферы является важнейшим условием организации творческой деятельности детей, которая создается не только воспитанием любознательности, вкуса к нестандартным решениям, способностью нетривиально мыслить, но и необходимостью воспитывать готовность к восприятию нового и необычного.

Поэтому стараюсь создать на занятиях творческую атмосферу, а именно:

— первоначально даю легко доступные творческие задания;

— проявляю интерес к действиям учеников;

— признаю и поощряю множественность вариантов ответов;

— не подчеркиваю чувство вины после совершения ошибки, повышаю значение ответа, часто даже ошибочного, ищу в нем рациональное зерно и т. др.

Важным условием развития творческих способностей ребёнка является комфортная психологическая обстановка, тёплая, дружелюбная атмосфера в коллективе.  Я постепенно стимулирую ребёнка к творчеству,  проявляю  сочувствие к его неудачам, радуюсь его даже не значительным победам.  Если ребенку будет неуютно в объединении, то он больше не придет, поэтому стараюсь с первых дней наладить доброжелательные и доверительные отношения с детьми.

Благодаря созданному благоприятному климату решаю сразу несколько задач:

— качество учебного процесса;

— посещаемость занятий;

— организация творческой деятельности.

Еще одной составляющей эффективности образовательного процесса является продуманность хода каждого занятия. Все дети на протяжении всего занятия должны быть заняты, иначе у них быстро пропадет интерес. Чтобы занятие было интересным и увлекательным, я стараюсь придерживаться следующих правил:

— чередование трудовой и познавательной деятельности;

— организация творческой деятельности;

— тщательно продумывание практических частей занятия.

Способы организации занятия: устное изложение материала, беседа, показ иллюстраций, работа по образцу,  выполнение практических работ.

Форма организации деятельности учащихся на занятии индивидуальная, так как каждый ребенок делает индивидуальную работу.

К индивидуальным особенностям, от которых в наибольшей степени зависит успешность деятельности на занятии, относятся творческое мышление, пространственное представление, сенсомоторные способности.

Строю работу в соответствии с уровнем развития индивидуальных способностей обучающихся и корректирую ее с учетом их уровня умений, характеризующих готовность самостоятельно решать те или иные задачи, считая при этом, что лучше завысить оценку возможностей учащегося, рассчитывая на дальнейший рост, чем, занизив самооценку, приостановить развитие творческих способностей ребенка.

На  занятиях я стараюсь пробуждать творческое начало, учить трудиться, помогаю ребёнку сделать первые шаги в творчестве.  Начинаем  всегда с простых по конструкции и небольших по объёму работы изделий так, чтобы дети могли быстрее увидеть результат своего труда.     Ведь с развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка.

Творческая деятельность – не только самая интересная, но и самое трудное занятие. Подбор материалов для изготовления изделия дает большой потенциал для творчества. Поэтому стараюсь поощрять проявление творчества у своих воспитанников, выделяя это при анализе изделия. Данная оценка также помогает выработать у ребенка уверенность в себе, своих возможностях, своем таланте.

Одно из условий  успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребёнку свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом. Тогда желание, интерес ребёнка, эмоциональный подъём послужат надёжной гарантией того, что  напряжение ума не приведёт к переутомлению, пойдёт на пользу.  Стараясь целенаправленно выявлять склонности детей, учитывая  возрастные и индивидуальные особенности, предлагаю им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями,  позволяю ребятам самим выбирать и предлагать изделие для выполнения. Здесь я выступаю в роли помощника, а обучающийся – экспериментирует, проявляет свою фантазию, воображение, самостоятельность, творческую инициативу, выдумку.

В своей практике  придерживаюсь следующих положений:

— Всеобщая талантливость детей: нет не талантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

— Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать.

— Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.

— Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

— Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

Использование мною  на занятиях  различных видов  творчества,  способствует формированию навыков и умений  работы с материалами различного происхождения  и   помогает ребёнку попробовать себя в разных видах деятельности.

Чтобы ребёнок представлял, что он делает и какой результат получится, я стараюсь направлять его практические действия  не лишая свободы самовыражения, творческой активности и  способов передачи своих чувств, ощущений, переживаний.   Усваивая систему политехнических понятий, познавая  свойства материалов, овладевая технологическими операциями,  дети учатся  применить теоретические знания на практике.

Результат деятельности ребенка является не только конкретная поделка или изделие, но и развитие наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Закрепив ряд трудовых навыков и умений, освоив процесс  изготовления изделия, обучающиеся, и  в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься различными видами трудовой деятельности. Всё это подготовит их к жизни, труду независимо от того станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.

Благодаря системно-деятельностному подходу дети овладевают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Применение новых техник позволяет развивать у детей оригинальность способа выражения, находчивость в поисках решения поставленных задач. В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится свободной, радостной и успешной.

Важную роль на занятии отвожу формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Развивая мотивацию обучения, включая обучающихся в творческую деятельность, стараюсь вовлекать их в поиск ответов на поставленные вопросы,  что повышаем качество их знаний, умений, уровень самостоятельности, развивает  мыслительную деятельность, речь,  творческие способности, которые порождают новые идеи.

Всё это стимулирует обучающихся к дальнейшему труду, поиску чего-то нового, интересного, необычного, и, возможно, более сложного, а следовательно, развитию своих  творческих способностей, получению  новых знаний, умений, и многих других качеств, которые так необходимы человеку.

Правильно организованный учебный труд в процессе занятий  помогает мне  разрешать образовательные, воспитательные, специальные задачи.

Каждый из представленных компонентов модели деятельности требует от меня постоянного поиска новых техник, освоение свойств различных материалов, применяемых  в изготовлении деталей изделия, поделок.

Применение всех выше перечисленных компонентов позволяют мне добиться запланированных результатов.

 

III. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

В процессе работы по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях объединения использование разнообразных нетрадиционных техник декоративно-прикладного творчества дает положительные результаты: умениях и навыках, развиваются творческие способности и интересы учащихся; более рационально используется учебное время, происходит вовлечение всех учащихся в активную творческую деятельность, что способствует раскрытию индивидуальных качеств каждого ребенка. Использование нескольких видов деятельности  стимулирует художественно-творческое развитие детей, они начинают творчески  думать, становятся более смелыми в выборе способов и материалов, создают новое, оригинальное, самостоятельно находят средства для его воплощения, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

Результатом  творческой деятельности обучающихся на занятиях являются их награды за работы, выставленные на конкурсах и творческих выставках разных уровней. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах.

За проработанное время в конкурсах различных уровней участвовало

Количество работ

Призовые места

(всего 62)

124

 I – 20

II – 17

III — 14

Диплом победителя — 11

Из таблицы видно, что созданная мною модель  творческой деятельности  верна, и дает свои результаты.

 

  1. IV. ВЫВОДЫ.

Считаю, что успех в моей деятельности достигается системностью в работе, что формирует мотивы и потребности в постоянном совершенствовании.

Продуманная организация работы на  занятиях  повышает творческий потенциал детей, позволяет сформировать у них  устойчивый интерес к творческой деятельности, проявляя при этом выдумку, инициативу, провоцируя состояние вдохновения и творческого порыва, интерес к поисковой деятельности, способствует развитию устойчивой мотивации к декоративно-прикладному творчеству. Учащиеся углубляют свои познания о природе,  народных промыслах, традициях разных народов результатом которых можно поделиться с друзьями, родственниками и, что немаловажно, удивить своих родителей.

Творческая деятельность ребёнка в объединении поможет ему стать:

— инициативным; — последовательным; — усидчивым; — доводить начатое дело до конца;

— самостоятельно решать поставленные задачи.

 

  1. V. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
  2. Кошаев В. Б. декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития: учеб. пособие для вузов / В. Б. Кошаев. — М.: Владос, 2010-240с.
  3. Астраханцева С. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: Учеб.-метод.пособие: Для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2006-160с.
  4. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. /Под ред. Шпикаловой Т.Я. и Поровской Г.А.. – М.: Гум.-изд.центр “ВЛАДОС”., 2000- 120с.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.– М., 1990-245с.
  6.  Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014 новый 273-ФЗ. рф

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

  1. Комарова Т. С. школа творческого воспитания / Т. С. Комарова. – М.:  Зимородок: Карапуз, 2006. – 415с.
  2. Лук, А.И. Мышление и творчество / А.И. Лук – М., Политиздат, 1998. – 54с.

Чернякова, Н. С. Уроки детского творчества [Текст]:/ Н. С. Чернякова.- Тула: Родничок, 2002.-189 с.

  1. Гущина, Т.Н. Воспитываем творческую индивидуальность [Текст] / Т. Н.Гущина. — М.: АРКТИ, 2012. – 160 с.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. I. Введение ………………………………………………………………………… 2
  2. II. Основная часть………………………………………………………………….. 3

III. Практические результаты……………………………………………………..  10

  1. IV. Выводы………………………………………………………………………… 13
  2. V. Используемая литература……………………………………………………… 14