Тартычная Н. А. программа

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр» с.  Чугуевка Чугуевского района Приморского края

Рассмотрено на заседании методического объединения

Протокол № ____

от «___»___________20___г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДЮЦ

А. В. Олейник

«___»                   20      г

 

Дополнительная  общеобразовательная  (общеразвивающая)

программа

 

«Здоровей-ка»


направленность: физкультурно — оздоровительная

 

Возраст  обучающихся: 7 – 16 лет

Срок реализации: 2 года

Педагог дополнительного образования

Тартычная Наталья Анатольевна

 

Чугуевка

2019 г.

 

  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

  2. 1. Пояснительная записка

         Оздоровительно — профилактическая гимнастика в системе дополнительного физического воспитания необходима для учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Однако дети, входящие в основные группы здоровья, тоже нуждаются в специально коррекционных занятиях, которые позволяют более успешно преодолевать учебные нагрузки.

Программа «Здоровей-ка» физкультурно- оздоровительной направленности осуществляет:

— развитие физических способностей детей и подростков, приобщение к культуре спорта;

— привитие навыка ежедневных спортивных занятий;

— повышение уровня физического и функционального развития;

— укрепление опорно-двигательного аппарата и мышечной системы;

— вовлечение детей и подростков в подготовку и участие в спортивных    мероприятиях и соревнованиях;

— привитие правил личной гигиены и поддержание достойного внешнего вида;

— принятие высоких требований к общефизической подготовке;

— освоение мер профилактики плоскостопия;

— самоконтроль осанки.

 

  1. 2. Актуальность программы обусловлена несколькими причинами:

— ухудшение здоровья школьников, повышение роста заболеваемости;

— плохая экологическая и социальная обстановка;

— высокая умственная и психологическая нагрузка в школе;

— частые стрессовые состояния.

 

  1. 3. Отличительные особенности программы:

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что в ней учитываются обязательные условия: последовательность, систематичность, постепенность повышения нагрузки.

 

  1. 4. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в детях воспитывается чувство внутренней свободы, уверенность в себе, своих  силах и возможностях, развиваются нравственные и морально-волевые  качества, у учащихся формируется осознанное отношение к своему здоровью  и мотивация к здоровому образу жизни. В построении программы соблюдены основные принципы:

— принцип учета возрастных особенностей;

принцип оптимальности педагогических воздействий;

принцип дифференциации и индивидуализации;

принцип адекватности педагогических воздействий;

— принцип вариантности педагогических воздействий.

 

  1. 5. Цель программы:повышение физкультурно-оздоровительного уровня общей подготовки обучающихся при занятиях в отделении «Здоровей-ка». Достижение цели обеспечивается решением задач: образовательных; развивающих; воспитательных и валеологических.

 

  1. 6. Задачи:

Образовательные:

— ознакомить со строением и жизнедеятельностью организма (анатомия и физиология человека);

— познакомить с видами физических упражнений (общеразвивающие упражнения (ОРУ); специально прыжковые упражнения (СПУ); специально беговые упражнения (СБУ); контрольные упражнения (КУ); подводящие упражнения; соревновательные упражнения);

— научить обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни.

Развивающие:

— развить выносливость;

— развить координацию движений обучаемых детей;

— развить амплитуду движений (гибкость);

— развить статику и динамику движения;

— развить вестибулярный аппарат;

— развить мышечную силу.

Воспитательные:

— воспитать целеустремленность и трудолюбие;

— воспитать привычку эстетического отношения к своей внешности;

— воспитать силу воли, настойчивость, дисциплину, коллективизм, чувство дружбы и товарищества.

Валеологические:

— укрепить здоровье;

— укрепить мышцы спины и мышцы груди для формирования правильной осанки и профилактики проявлений сколиоза у детей;

— укрепить своды стоп;

— развить правильное дыхание как средства гармонизации всего организма в целом, так и профилактики простудных заболеваний;

— стабилизировать эмоциональное состояние обучаемых детей и подростков.

 

  1. 7. Возраст учащихся, которым адресована программа:

Программа «Здоровей-ка» адресована детям и подросткам от 7 до 16 лет.

Набор детей осуществляется согласно заявлению родителей. Группы формируются в начале учебного года, согласно Уставу ДЮЦ и санитарно-эпидемиологических правил и требований к наполняемости учебных групп.

Рекомендуемый количественный состав: группы – не более 6 – 8 человек.

Режим работы спортивных занятий 2 — 3 раза в неделю по 45 – 90 мин.

 

  1. 8. Формы занятий: тренировки, подвижные игры, спортивные игры. Правильно организовать тренировочный процесс помогают следующие методы:

— фронтальный;

— групповой;

— индивидуальный;

— круговой тренировки;

— соревновательный.

 

  1. ОБЪЁМ ПРОГРАММЫ:

 

  1. 1. Объём программы – 648 часов на весь период обучения по программе индивидуальных занятий.

 

  1. 2. Срок реализации программы 2 года

 

  1. 3. Режим занятий: Занятия в группе проходят 2 – 3 раза в неделю по 45 – 90 минут, количество занимающихся в группе 6 – 8 человек.

 

Режим занятий и наполняемость групп

 

Год обучения Кол-во детей в группе Кол-во занятий в неделю Продолжительность занятий Кол-во часов в год
№ 1-1-й год 6 – 8 2 1 час (45 мин) 72 часа
№ 1-2-й год 6 – 8 3 2 часа (90 мин) 216 часов
№ 2 (1,2 год) 6 – 8 2 2 часа (90 мин) 144 часа
№ 3 (1,2 год) 6 – 8 3 2 часа (90 мин) 216 часов
Всего:       648 часов

 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

 

  1. 1. Планируемые результаты.

— вырабатываются навыки самоконтроля;

— дети легче переносят заболевания;

— происходит улучшение показателей функций дыхания;

— повышается внимание, память;

— формируется осанка, устраняются признаки плоскостопия;

— повышение уровня физических качеств у детей;

— укрепление здоровья психического и физического;

— владение культурой общения со сверстниками в условиях игровой деятельности.

 

  1. 2. Способы и формы проверки результатов.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

— включённое наблюдение за учащимися в процессе учебно-тренировочных занятий;

— проверка  выполнения отдельных упражнений;

— выполнение установленных для каждого индивидуальных заданий.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

  1. 1. Учебно-тематический план

 

Группа № 1 1-ый год обучения

 

Наименование разделов и тем Всего часов Теоретические занятия Практические занятия Форма контроля
1. Основы знаний 10 4 6  
1.1. Вводное занятие. Техника безопасности. 1 1  

 

Опрос

1.2. Оценка собственного здоровья 1 1  

 

Тестирование

1.3. Гигиена, самомассаж. 6   6 Наблюдение
1.4. Закаливание и здоровье 1 1   Тестирование
1.5. Образ жизни как фактор здоровья 1 1   Тестирование
2. Общая физическая подготовка 22 3 19  
2.1. Упражнения на мелкую моторику 3 1 2

Наблюдение

 

2.2. Упражнения для метания, освоение предметных действий с мячом 3   3

 

Наблюдение

2.3. Упражнения на гимнастической стенке 3   3 Наблюдение
2.4. Упражнения с обручем 3 1 2 Наблюдение
2.5. Упражнения со скакалкой 4 1 3 Наблюдение
2.6.

Общеразвивающие упражнения:

—  дыхательная гимнастика

— упражнения на расслабление

— гимнастика для глаз

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

2

 

2

Наблюдение
3.

Специальная

физическая подготовка

40 3 37  
3.1. Формирование правильной осанки 2   2 Наблюдение
3.2. Комплекс упражнений для мышечного корсета спины 10   10 Наблюдение
3.3. Растяжение  и развитие подвижности позвоночника 3 1 2 Наблюдение
3.4. Повышение тонуса и укрепление мышц голеностопа 5 1 4 Наблюдение
3.5. Комплексы упражнений в различных исходных положениях 5   5 Наблюдение
3.6. Упражнения с применением предметов 13 1 12 Наблюдение
4. Тестирование (педконтроль) 2   2 Тестирование
  Итого: 72 10 62  

 

2-ой год обучения

Наименование разделов и тем Всего часов Теоретические занятия Практические занятия Форма контроля
1. Основы знаний 10 4 6  
1.1. Вводное занятие. Техника безопасности. 1 1   Опрос
1.2. Оценка собственного здоровья 1 1   Тестирование
1.3. Гигиена, самомассаж. 6   6 Наблюдение
1.4. Предупреждение травматизма. 1 1   Тестирование
1.5. Самоконтроль. 1 1   Тестирование
2. Общая физическая подготовка 100 10 90  
2.1. Упражнения на мелкую моторику 22 2 20

Тестирование

Наблюдение

2.2. Упражнения для метания, освоение предметных действий с мячом 15 2 13 Наблюдение
2.3. Упражнения на гимнастической стенке 15 1 14 Наблюдение
2.4. Упражнения с обручем 15 1 14 Наблюдение
2.5. Упражнения со скакалкой 15 1 14 Наблюдение
2.6.

Общеразвивающие упражнения:

—  дыхательная гимнастика

— упражнения на расслабление

— гимнастика для глаз

 

18

 

 

 

 

1

 

1

 

1

 

 

5

 

5

 

5

Наблюдение
3.

Специальная

физическая подготовка

106 12 94  
3.1. Формирование правильной осанки 10 2 8 Наблюдение
3.2. Комплекс упражнений для мышечного корсета спины 18 2 16 Наблюдение
3.3. Упражнения для растяжки мышц 22 2 20 Наблюдение
3.4. Повышение тонуса и укрепление мышц голени 17 2 15 Наблюдение
3.5. Комплексы упражнений в различных исходных положениях 15 2 13 Наблюдение
3.6. Упражнения с применением предметов 19 2 17 Наблюдение
4. Тестирование (педконтроль) 5   5 Тестирование
  Итого: 216 26 190  

 

Группа № 3

 

 

 

Наименование

Кол-во часов всего:

 

Теория

 

Практика

1. Вводное  занятие. Техника безопасности  на  занятиях. 1 1
2. Гигиена, предупреждение травматизма, самоконтроль. 5 5
3. Упражнения для укрепления мышц спины 18 2 16
4. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса 18 2 16
5. Упражнения для осанки 18 2 16
6. Упражнения для развития равновесия и координации 12 2 10
7. Упражнения для растяжки мышц 10 1 9
8. Дыхательные упражнения 12 2 10
9. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) 16 1 15
10. Упражнения на тренажерах и гимнастической стенке 12 2 10
11. Упражнения для глаз 8 2 6
12. Упражнения для стопы (профилактика плоскостопия) 8 1 7
13. Подвижные игры 6 1 5
  Итого: 144 24 120

 

Группа № 4

 

 

 

Наименование

Кол-во часов всего:

 

Теория

 

Практика

1. Вводное  занятие. Техника безопасности  на  занятиях. 1 1
2. Гигиена, предупреждение травматизма, самоконтроль. 5 5
3. Упражнения для укрепления мышц спины 28 2 26
4. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса 28 2 26
5. Упражнения для осанки 18 2 16
6. Упражнения для развития равновесия и координации 17 2 15
7. Упражнения для растяжки мышц 22 1 21
8. Дыхательные упражнения 20 2 18
9. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) 25 1 24
10. Упражнения на тренажерах и гимнастической стенке 22 2 20
11. Упражнения для глаз 12 2 10
12. Упражнения для стопы (профилактика плоскостопия) 12 1 11
13. Подвижные игры 6 1 5
  Итого: 216 24 192

  1. 2. Содержание тем программы

 

  1. Вводное занятие

Теория. Вводный инструктаж по технике безопасности в спортивном зале во время игр, о правильном использовании и назначении спортивных тренажёров. Рассказать о спортивных занятиях в режиме дня младших школьников и требованиях к спортивной одежде. 

Практика. Подвижная игра по выбору занимающихся. Выполнение 3-4 упражнений для формирования правильной осанки; 4-5 упражнений для развития мышц туловища и соединение всех упражнений в комплекс. Повторение комплекса под счёт, затем под музыку.

  1. Гигиена, предупреждение травм, самоконтроль.

Теория: Знакомство с основами гигиены, необходимыми знаниями по вопросам предупреждения травм.

  1. Упражнения для укрепления мышц спины. 

Теория. Мышцы спины, их функции, необходимость укрепления мышц спины.

Практика.Создание силового пояса — упражнение для укрепления мышц тазового дна, стабилизация таза при движении ног.

  1. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса.

Теория. Мышцы брюшного пресса, их назначение, функции.

Практика. Скручивание из положения лежа. Диагональное скручивание.

  1. Упражнения для осанки. 

Теория. Знакомство с типами осанки.

Практика. Упражнения для вытягивания позвоночника и правильной постановки звеньев тела.

  1. Равновесие и координация 

Теория. Понятие равновесия и необходимость его тренировки. Понятие координации движения и его применение в повседневной жизни.

Практика. Упражнения для развития координации и равновесия.

  1. Упражнения для растяжки мышц 

Теория. Суть упражнений на растягивание мышц.

Практика. Упражнения для различных мышечных групп лежа на полу, стоя.

  1. Дыхательные упражнения 

Теория. Знакомство с типами дыхания.

Практика. Дыхательные упражнения для стабилизации дыхания, релаксация.

  1. Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

Теория. Направленность ОРУ, включённость в тренировки как её подготовительная часть: разминка. Комплексы. Методика (техника) исполнения упражнений. Освоить комплекс ОРУ без предметов и с предметами. Разучить комплекса УГГ (утренняя гигиеническая гимнастика). Разучить комплекс ОРУ для формирования осанки и укрепления мышц спины, комплекс для развития гибкости, координации движений, силы, быстроты и выносливости. 

Практика. ОРУ на месте и в движении ОРУ с большими и малыми мячами ОРУ с гимнастической палкой. ОРУ с гимнастической скакалкой. ОРУ с набивным мячом 0,5 – 1 кг. Комплекс УГГ по типу зарядки. Научиться выполнять основные положения и движения рук, ног, туловища на месте и в движении. Сочетать движения ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. Овладевать комбинациями ОРУ различной координационной сложности. Комплекс ОРУ выполняется в следующей последовательности: — упражнения для туловища — упражнения для спины — упражнения для косых мышц туловища — упражнения для мышц ног — упражнения для задней поверхности бедра — упражнения для голени и стопы — упражнения для плечевого пояса и рук — упражнения с утяжелителями (набивной мяч и др.) — упражнения с резиновым амортизатором.

  1. Упражнения на тренажёрах и гимнастической стенке.

Теория: Виды лазания по гимнастической стеке.

Практика: Выполнять упражнения на гимнастической стенке. Лазать по гимнастической стенке различными способами и выполнять специальные физические упражнения для профилактики и коррекции искривления позвоночника.

  1. Упражнения для глаз

Теория: «Что мы знаем о глазах?»

Практика: Укрепление мышц век, расслабление мышц глаза, улучшение кровообращения в них, корригирующая гимнастика для глаз.

  1. Упражнения для стопы.

Теория: Понятие «плоскостопие».

Практика: Упражнения  для  развития  стоп: «Ходьба», «Бег», «Гусеница», «Медвежонок», «Лягушонок».

— самомассаж стоп ног;

— позы (статические упражнения);

— естественные способы (хождение босиком);

  1. Подвижные игры.

 Теория. Разделение подвижных игр по характеру: сюжетные игры, игры с целью знакомств, попутные игры, подвижные игры, соревновательные и контактные игры. Правила общие и с произвольным толкованием. Техника ходьбы, бега, прыжков и метаний (на дальность и точность), борьба, лазанье, бросание и ловля, упражнения с предметами. Применение в игровых ситуациях разнообразных движений для проявления инициативы и творчества. «Школа мяча»- элементарные умения в ловле, бросках, передачах и ведении мяча, технико-тактическими взаимодействия, развитие реакции (по сигналу и по зрительному восприятию). Названия и правила подвижных игр, правила поведения и безопасности.

Практика. Знакомство и проигрывание игр: «К своим флажкам» «Два мороза» «Пятнашки» «Прыжки по полосам» «Волк во рву» «Зайцы в огороде» «Кто дальше бросит» «Точный расчёт» «Метко в цель». Упражнения на ловлю, передачу, броски и ведение мяча (индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге). Игры с технико-тактическими действиями и с несколькими способами: из разных исходных положений, одной или двумя руками, в сочетании с движениями (поворотами, приседаниями и др.), а также в разнообразных условиях: на месте, в движении, с изменением направления и т.д.

«Найди свой цвет» — дети разбиты на две группы, у каждой группы свой цвет ленточки. Дети свободно бегают. У учителя две разноцветных ленточки. Он ставит руки с ленточками в стороны, ребята должны прибежать туда, где ленточка их цвета.

«Ловкие ручки» — учащиеся держатся за веревку стоя в кругу. Водящий (учитель) старается коснуться играющих по рукам. Игроки убирают руки и снова берутся за веревку.

«Море волнуется» («Вот так поза») — во время бега по команде замереть в различных позах.

«Поймай бабочку» — у учителя палочка с веревочкой, на конце которой бабочка. Учитель двигает палочкой. Игроки подпрыгивают, стараясь поймать бабочку.

«Наездники» — лошадка, наездник — бег парами.

«Пузырь» — перестроение из тесного круга в широкий круг, взявшись за руки.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И  ФОРМЫ  АТТЕСТАЦИИ

 

  1. 1. Методическое обеспечение программы:

Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом их здоровья, пола, физического развития,  двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Каждая тренировка начинается с краткого введения и объяснения, задающего тон занятиям.

Разминка является важным элементом подготовки к тренировке. Увеличение скорости кровотока и частоты дыхания способствуют лучшему снабжению мышц спортсмена кислородом и питательными веществами. Разминка выстраивается по следующей методике:

— легкий равномерный бег трусцой

— легкий разминочный бег в сочетании с беговыми и прыжковыми упражнениями.

— подскоки (на скакалке, на гимнастической скамейке, на месте) — комплекс общеазвивающих упражнений (ОРУ) — подвижные игры.

В основной части занятия для развития силы используются — упражнения с отягощениями — упражнения с сопротивлением в виде противодействия партнера (жгута) — упражнения с использованием в качестве отягощения собственного веса занимающегося.

Заключительная часть имеет цель для восстановления функциональной активности организма, перехода от возбужденного состояния к уравновешенному и спокойному. В заключительной части занятий необходимо выполнить комплекс растягивающих упражнений. Комплекс состоит из 5-8 упражнений, которые выполняются в режиме низкой интенсивности. Продолжительность упражнений 5-10 мин. В завершении может выполняться легкий, заминочный бег продолжительностью 3-5 мин.

Основные методы и приемы это те, которые поддерживают интерес у занимающихся, создают ситуацию успеха (задания не вызывают психологических перегрузок), и вызывают желание, удовольствие и удовлетворение.

 

  1. 2. Формы подведения итогов.

Физическая подготовленность  проверяется по физическим тестам. В начале учебного года проводится стартовая проверка, а в конце года – итоговая. Форма фиксирования результатов – высокий, средний, низкий уровни.

 

  1. 3. Функциональные пробы:

— время продолжительности выдоха до 40 сек.

— время задержки дыхания до 40 сек.

— типы дыхания (рот, нос)

— подвижность глаза (вверх, вниз, вправо, влево);

— лево-правополушарные взаимодействия мозга (ведущие: рука, нога,

ухо, глаз);

— стереотипы движений круговые: (направление часовой стрелки);

— измерение мышечной силы (сила мышц живота-удержание ног)

Чтобы определить результат занимающихся в группах «Здоровей-ка» на протяжении учебного года, юным спортсменам предлагается пройти тестирование своих физических способностей в начале и конце учебного года.

 

  1. 4. Критерии физических способностей:

— сила;

— быстрота;

— координация;

— гибкость;

— выносливость;

— скоростно-силовые качества.

 

  1. 5. Показатели физических способностей — контрольные упражнения (КУ) на:

силу — подтягивание (отжимания);

скорость — прыжки на скакалке за 10 сек., 30 сек.;

гибкость — наклон из и.п. сидя не сгибая колен;

выносливость — шести минутный бег, прыжки на скакалке 5 мин.;

скоростно-силовые качества — прыжок в длину с места, метание набивного мяча;

координацию — челночный бег 3 по 10 метров.

 

  1. 6. Условия реализации программы:

— кабинет;

— тренажёры;

— индивидуальные коврики;

— мячи, обручи, скакалки, гимнастические палки;

— гимнастическая стенка, гимнастическая скамья.

5.7. Список литературы для учителя:

 

  1. Каинов А. Н., Шалаева И. Ю., Физическая культура. Система работы с учащимися специальных медицинских групп: рекомендации, планирование, программы.- Волгоград: Учитель, 20с.
  2. Халемский Г. А.Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки.-2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.- 80с
  3. Т.В. Казанкина Олимпийская летопись Петербурга: «Вести», 2002.-344с.
  4. Янсон Ю.А.Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект: книга для педагога.- Изд. 2-е, дополнен. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 63
  5. Cправочник учителя физической культуры/авт. сост. П. А. Киселев, С. Б. Киселева. – Волгоград: Учитель, 2010.-239с.
  6. Ковалько В. И. Поурочные разработки по физкультуре; 5-9 классы.- М.;ВАКО, 2007,-400с.-(В помощь школьному учителю).
  7. Физическая культура, 1-11 классы: подвижные игры на уроках и во внеурочное время /авт.-сост. С. В. Садыкова, Е. И. Лебедева. — Волгоград: Учитель, 2008.-92с.
  8. Физическое воспитание в школе/ авт.-сост.Е. Л Гордияш и др. — Волгоград: Учитель, 2008.-379с.
  9. Физическое воспитание в школе: практические советы преподавателям / С. Г. Арзуманов, — Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 443с. – (Библиотека учителя).
  10. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. — М.: Просвещение, 2010. — 127 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
    • Пояснительная записка
    • Актуальность программы
    • Отличительные особенности программы
    • Педагогическая целесообразность
    • Цель программы
    • Задачи
    • Возраст учащихся, которым адресована программа
    • Формы занятий
  2. ОБЪЁМ ПРОГРАММЫ
    • Объём программы
    • Срок реализации программы
    • Режим занятий
  3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
    • Планируемые результаты
    • Способы и формы проверки результатов
  4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
    • Учебно- тематический план
    • Содержание тем программы
  5. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
    • Методическое обеспечение программы
    • Формы подведения итогов
    • Функциональные пробы
    • Критерии физических способностей
    • Показатели физических способностей – контрольные упражнения
    • Условия реализации программы
    • Список литературы